Современная инновационная технология: определение и сфера применения. Инновационные методы обучения

Еще с начала XX века мировая педагогическая наука работает над тем, чтобы в образовании как школьном, так и вузовском применялись . Результатом такой работы стало появление типа - профильные, национальные школы, лицеи, гимназии, колледжи.

Изменения коснулись и структуры высшей школы. Сложилась многоуровневая система, которая объединяет заведения послевузовского образования, а также те, которые дают высшее и образование. Начали действовать международные университеты и частные вузы, основными высшими заведениями стали академии и университеты.

В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе.

Методы инновации обучения в школе

Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и . Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:

Упражнения, носящие творческий характер;

Групповые задания;

Образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

Уроки-экскурсии;

Уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

Занятия, направленные на творческое развитие - уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

Использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

Решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».

Поэтому инновационные методы обучения в школе способствуют у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Особенности применения методов инновации обучения в вузах

Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются .

К таким методам принадлежит предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике.

Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации.

Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы.

Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в вузе предусматривают и метод, приоритетом которого являются Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на выработке умения представлять и отстаивать собственное мнение.

Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволит преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания ГАПОУ РБ «ТСИГХ» Цыдыпова М.Н.

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентноспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых.

Основные цели инновационной деятельности Развитие умения мотивировать действия Самостоятельно ориентироваться в получаемой информации Формирование творческого нешаблонного мышления Развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей Качественное изменение личности ученика

Инновационные образовательные технологии Информационно- коммуникативные «кейс- стадии» (обучение с использованием конкретных ситуаций) Рефлексия как метод самопознания и самооценки Тренинговые технологии Проектная технология Технология критического мышления Здоровьесберегающие технологии и др.

Кейс-метод (обучение на основе реальных ситуаций) Основной метод – работа в группах с документами, создание новых кейсов. Роль учителя: Помогает ученикам в поиске информации Координирует весь процесс Поощряет и поддерживает учеников

Использование ИКТ на уроке: Современность и актуальность учебного материала Наличие дополнительного и сопутствующего материала Эстетичность и наглядность Возможность блочного обозрения темы, опережающие задания Обучение через игровую и практическую деятельность Повышение интереса к учебе

Использование компьютерных технологий позволяет: Повысить интерес к изучению предмета Расширить информационное поле Ускорить процесс получения и использования информации Развить познавательные способности учащихся

При создании компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки: Критическое осмысление информации Выделение главного в информационном сообщении Систематизирование и обобщение материала Грамотное представление имеющейся информации

Модульно-блочная технология Составляющие деятельности: Мотивация, фиксация потребностей, мотивов деятельности Целеполагание Формирование обобщенного абстрактного осваиваемого материала Наглядное представление своего понимания Планирование действий с учетом теоретического знания контроль плана или последовательность действий и коррекция их на узловых позициях Контроль результата Оценивание степени удовлетворения личных интересов

1 урок – конспект материала с использованием дисков, видеофильмов, опорных схем, таблиц из учебника или слайдов, логических опорных сигналов. Эффективность использования данных средств: - помогают составить более четкое представление об изучаемой проблеме; - активизирует внимание; - способствуют развитию логического мышления; - облегчает понимание причинно-следственных связей

2 урок – урок обобщения Основной метод – работа в парах 3 урок – закрепление Основной метод – выполнение индивидуальных заданий в тетрадях или семинар-практикум. 4 урок – контроль

Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать, и каждый делает, потому что хочет этого сам.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Использование компьютерных и кейс- технологий на учебных занятиях по истории, оьществознанию Цыдыпова Марина Николаевна, преподаватель истории, обществознания

Наиболее яркими примерами технологий обучения являются: технология продуктивного образования; технология индивидуализированного обучения И. Унт; адаптивная система обучения А.С. Границкой; обучение на основе индивидуально – ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова; компьютерная технология; проектный метод.

В преподавании дисциплин «История», «Обществознания» для достижения предполагаемого уровня обученности, воспитанности, развития студентов и нацеленности на решение поставленных задач, правильно, на наш взгляд, переходить от использования проектной технологии к компьютерной и наоборот.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-)

Кабинет истории оснащён современным оборудованием – компьютер, мультимедиапроектор, диски: История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. Клио Софт. История Отечества (мультимедиа учебник) Земцов Б. И. Издательство: МИСИ Обществознание. 8–11 класс. Мультимедийное учебное пособие. (Авторы издания Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.).

Проектный метод – это способы организации самостоятельной деятельности студентов по достижению определенного результата (Селевко Г. К.)

Кейс-метод обучения - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.

закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса); отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление студентов со схемами анализа практических ситуаций экспертиза знаний, полученных студентами в ходе теоретического курса (в конце программы обучения) отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений; Цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:

По источнику информации В этом случае большой интерес представляют описания реальных ситуаций, взятых из практики, литературы или опыта преподавателя

По субъекту представления информации о ситуации В одних случаях им может быть преподаватель, в других – студент или целая учебная группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса

По дидактическому основанию когда в качестве кейса на учебном занятии анализируется актуальная для студентов практическая проблема. В этом случае существенно меняется учебная ситуация и позиция преподавателя

Далее Дидактические принципы кейс-метода индивидуальный подход к каждому студенту, учёт его потребностей и стиля обучения максимальное предоставление свободы в обучении не загружать студента большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях; обеспечение доступности преподавателя для студента, который должен иметь возможность в любое время обратиться к нему; формирование у студентов умения работать с информацией; обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов акцентирование внимания на развитии сильных сторон студента.

Для повышения уровня качества образования студентов техникума по дисциплинам «История», «Обществознание» разработаны методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Использование кейс - технологий и компьютерных технологий на уроке оправдано В Ы З В А Н О Развитием аналитических и практических умений, творческих и коммуникативных умений; возможностью представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов; необходимостью формирования умений и навыков информационно-поисковой деятельности; необходимостью объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки; Возможностью смоделировать практическую деятельность по диагностике ситуации, формированию гипотез, выделению проблем;

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательская деятельность студентов по разработке проекта «История моей семьи в истории моей страны». Цыдыпова М.Н., преподаватель истории и обществознания ТСиГХ

Цель: Обобщение собственного опыта применения исследовательских проектов на уроках истории и во внеурочное время.

Актуальность: Проектная деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Актуальность метода проектов для педагога обусловлена прежде всего необходимостью самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и не случайно один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Гипотеза: Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы с применением не только учебного, но и реального жизненного опыта. Проект эффективен потому что он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует большое количество общеучебных умений и навыков.

Шаги реализации проекта. 1Информационный. 2.Плановый. 3.Поисковый. 4.Обобщающий. 5.Представление и защита проекта. 6.Аналитический.


ирина козина
Анализ работы «Использование инновационных технологий в ДОУ»

Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к развитию личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалистов мобильности, гибкого мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению разнообразных проблем.

Нынешние дошкольники думают и чувствуют по-особенному. Психологи, педагоги, родители говорят об одном : эти дети требуют особого подхода, потому что они другие. Изменившийся мир требует другого сознания, и нам, взрослым, это сознание становится доступнее именно благодаря общению с детьми.

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовность к самостоятельной деятельности.

В связи с этим меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.

В своей работе с детьми я стараюсь использовать разнообразные инновационные технологии , направленные на реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Одной из важных задач дошкольного образования является задача сохранения и укрепления здоровье детей, приобщение их к здоровому образу жизни. В этом мне помогают здоровьесберегающие технологии .

Я стараюсь применять здоровье сберегающие технологии в различных видах деятельности. Чтобы дети с удовольствием выполняли утреннюю гимнастику, я провожу её в игровой и тематической форме. Для профилактики усталости в режимные моменты включаю упражнения для глаз, дыхательные упражнения, пальчиковые игры. На прогулках предлагаю подвижные игры не только с бегом, но и с лазаньем, метанием и бросанием. Очень полюбились детям такие игры как «Хитрая лиса» , «Волк во рву» , «Медведь и пчёлы» , «Горелки» , «Классы» и другие. Любят дети играть и в спортивные игры : «Футбол» , «Волейбол» , «Баскетбол» , «Бадминтон» .Летом дети с удовольствием катаются на самокатах, велосипедах, зимой на санках и лыжах.

В своей работе я использую музыкотерапию . Прослушивание классической музыки, засыпание под музыку, выполнение движений под музыку, помогает корректировать поведение детей, их эмоциональное состояние.

В группе мною создан центр «Здоровье» . В нем есть атрибуты для спортивных игр : мячи,скакалки, флажки, мешочки для метания, кегельбан, кольцеброс, альбомы с иллюстрациями летних и зимних видов спорта, диски с мультфильмами о спорте, а также нетрадиционное спортивное оборудование изготовленное с помощью родителей : гантели; дорожки для хождения босиком; оборудование для профилактики нарушений осанки и плоскостопия, настольные игры на спортивную тематику «Спортивное лото» , «Витамины» , «Зимние виды спорта» , «Летние виды спорта» , «Хоккей» , «Волейбол» , «Футбол» ; игры на развитие дыхания «Воздушный волейбол» . Для того чтобы родители посмотрели на здоровье детей по-другому я размещаю на информативных стендах плакаты, стенгазеты, папки передвижки, освещающие вопросы профилактики болезней «Босиком от болезней» , «Золотые правила питания» , «Правила здорового образа жизни» , «Крепкие и здоровые зубы с детства» и др. Родители с удовольствием участвуют в физкультурных досугах, спортивных праздниках, туристических походах, акциях,посвящённых здоровому образу жизни.

Технология проектной деятельности – это новая образовательная технология , которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении детей. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность воспитанников, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, а так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. В своей работе я использую творческо-исследовательские проекты, которые позволяют детям экспериментировать «Огород на окне» , «Наша клумба» , «Мир еды» , «Магниты» , «Волшебница вода» ;ролево-игровые проекты, позволяющие в игровой форме в образе персонажей решать поставленные задачи ««Космонавты» , «МЧС» , «Защитники Отечества» , «Безопасная дорога» ; информационные проекты, которые дают возможность собирать информацию, анализировать и оформлять на стендах, витражах и т. д. «Красная книга природы» , «Необычный мяч» , «Мой лучший друг» ,«Необычный космос» .

Работа над проектом включает деятельность детей, педагога и родителей воспитанников. При составлении плана работы с детьми над проектом я стараюсь заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей, создать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход, развивать творческое воображение и фантазию детей, творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. Технология проектной деятельности саду позволяет мне лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир каждого ребенка.

Технология исследовательской деятельности в детском саду помогает сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. С помощью исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать , становление ребенка как самостоятельной, инициативной личности будет проходить успешнее.

Дети любят экспериментировать всегда, везде и со всем, используя для этого любой материал, любое время года. Мои дети не являются исключением. С целью развития первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, формирования умения обследовать предметы мною был создан центр экспериментирования. В нём появились :

- природный материал : камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

- технические материалы : гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

- разные виды бумаги : обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

- прочие материалы : зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

Сито, воронки

-проборы-помощники : увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

Провожу эксперименты : с водой, воздухом, магнитом, песком, снегом, тестом. Например, с песком : «Песочные часики» , «Сыпучий песок» или «Свойства мокрого песка» . Так же с бумагой : «В Царстве бумажной королевы» , «Свойства бумаги» ; водой «Волшебная капелька» , «Какая бывает вода» ; магнитами «Свойства магнита» , воздухом, солнечным светом, тканью, мехом и т. д.

В результате использования в своей работе исследовательской деятельности у детей возросла познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стали стремиться получить результат при достижении поставленной цели. У детей улучшилась речь. Они стали выражать свои мысли, правильно строить предложения, составлять связные творческие рассказы.

Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада повышает качество дошкольного образования. Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса : администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Информационно - коммуникативные технологии помогают мне :

1. Подбирать иллюстрированный и познавательный материала к занятиям и материал для оформления стендов группы, уголка для родителей. В этом мне помогают детские познавательные сайты «Дошкольник» , «Дошколёнок» , «Кошки- мышки» », «Солнышко» , «Мир деток» и др.

2. С помощью компьютера я могу смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т . д.) .

3. Создавать презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми. Мною были созданы презентации «Необычный космос» , «История Олимпийских игр» , «День рождение деда Мороза» , «Профессии» , «Животные жарких стран» и т. п. Использовать презентации на родительских собраниях «Наша жизнь в детском саду» , «Как мы готовились к встрече Нового года» и др., совместных мероприятиях с родителями и детьми «Наши мамы» , «Зимняя Олимпиада в г. Сочи» .

4. Обмениваться опытом, знакомиться со сценариями праздников и других мероприятий, наработками других педагогов России и зарубежья.

5. Знакомиться с периодическими печатными изданиями в электронном виде.

6. Постоянно повышать свою квалификацию в Педагогическом университете «Первое сентября» , дистанционно проходя курсы повышения квалификации.

7. Участвовать в международных и всероссийских конкурсах для детей и педагогов в сети интернета.

8. Новые современные возможности помогают в работе не только с детьми , но и с их родителями. В нашем детском саду создан свой сайт. Родители могут свободно зайти на него, узнать новости о жизни детей в ДОУ, посмотреть отчёты о прошедших мероприятиях, получить консультацию по интересующей их теме и т. д.

Но каким бы положительными, огромными потенциалами не обладали информационно-коммуникационные технологии , заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Таким образом, применение инновационных педагогических технологий способствует :

повышению качества образования;

повышение квалификации воспитателей;

применение педагогического опыта и его систематизация;

использование компьютерных технологий воспитанниками ;

сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

повышение качества обучения и воспитания.

Стремительное развитие общества диктует необходимость изменений в технологиях и методиках учебного процесса. Выпускники образовательных заведений должны быть готовы к тенденциям изменчивой современности. Поэтому внедрение технологий, направленных на индивидуальный подход, мобильность и дистанционность в образовании, представляется необходимым и неизбежным.

Что такое «инновационная технология»

Слово «инновация » имеет латинское происхождение. «Novatio» означает «обновление», «изменение», а «in» переводится как «в направлении». Буквально «innovatio» - «в направлении изменений». Причем это не любое новшество, а после применения которого происходят значительные улучшения эффективности, качества деятельности.

Под технологией (греч. techne «искусство», «мастерство», logos «слово», «знание» - наука об искусстве) понимается совокупность методов и процессов, применяемых в каком-либо деле или в производстве чего-либо.

Любое нововведение находит свою реализацию через технологию. Таким образом, инновационная технология - это методика и процесс создания чего-либо нового или усовершенствования уже существующего с целью обеспечения прогресса и повышения эффективности в различных сферах деятельности человечества.

Инновационные образовательные технологии

Используемые методы работают не так эффективно применительно к новому поколению учеников. Стандартизированное обучение не учитывает индивидуальных качеств ребенка и необходимости творческого роста.

Несмотря на ряд проблем, которые не решаются старыми способами, есть затруднения с введением новшеств. Учитель должен понимать, что введение инновационных методов помогает не только его воспитанникам эффективнее усваивать материал, развивает их творческий потенциал. Но это также помогает педагогу реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал.

Виды педагогических инноваций

В школьном образовании применяются самые разнообразные педагогические инновационные методики. В выборе огромную роль играет профильная направленность учебного заведения, его традиции и стандарты.

Наиболее распространенные новшества в процессе образования:

  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
  • личностно-ориентированное обучение;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • игровые технологии.

ИКТ

Подразумевает интеграцию преподавания дисциплин с информатикой, а также компьютеризацию оценивания и коммуникации в целом . Компьютер может использоваться на любых этапах учебного процесса. Школьники обучаются работе с основными программами, изучают материал благодаря электронным учебникам и пособиям. С помощью компьютера и проектора преподаватель излагает материал. Презентации, диаграммы, аудио- и видеофайлы благодаря наглядности способствуют лучшему усвоению темы. Самостоятельное создание слайдов, схем, карт памяти помогает структурировать знания, что также помогает в запоминании.

Наличие компьютера, интернета и специальных программ делает возможным дистанционное преподавание , онлайн-экскурсии, конференции и консультации.

В конце изучения темы в качестве контроля могут быть использованы тесты на компьютере . Школы используют систему электронных журналов , в которых можно отследить результаты отдельного ребенка, класса или же успеваемость по конкретному предмету. Входят в обиход и электронные дневники , где выставляются оценки и фиксируются домашние задания. Так что родители могут узнать баллы ребенка и наличие заданий.

Важно научить школьников правильно использовать интернет, поисковые системы и социальные сети. При грамотном подходе они становятся неисчерпаемым источником информации и способом коммуникации школьников с учителем и между собой.

Популярность набирает создание педагогом собственного сайта . Благодаря ему можно делиться интересными книгами, пособиями, статьями, обучающими видео и аудио, удаленно отвечать на вопросы учеников. Может использоваться при разработке группового проекта: участники делятся друг с другом и куратором наработками, результатами и решают возникающие проблемы.

Личностно-ориентированное обучение

В этом случае главным действующим лицом в обучении признается ребенок . Целью является развитие личности школьника с учетом его индивидуальных качеств. Соответственно, не учащиеся подстраиваются под образовательную систему и стиль педагога, а учитель, используя свои умения и знания, организовывает обучение согласно особенностям класса.

Здесь необходимо знание учителем психологических, эмоциональных и познавательных особенностей ученического коллектива. Исходя из этого, он формирует планы занятий, подбирает методы и способы изложения материала. Важно суметь пробудить интерес ученика к излагаемому материалу и работать коллективно, выступая не столько лидером, сколько партнером и советчиком.

При желании учебного заведения возможна дифференциация учащихся . Например, комплектование класса по определенному признаку в результате тестирования; дальнейшее разделение согласно заинтересованности; введение профильных классов в старшей школе.

Проектная и исследовательская деятельность

Главной целью является развитие способности самостоятельного, творческого поиска данных, постановки и решения задач, задействования информации из разных сфер знаний. Задача преподавателя заключается в пробуждении интереса к поисковой деятельности и создание условий для ее реализации.

При работе над групповым проектом повышаются и навыки работы в команде, коммуникации, умения прислушиваться к чужому мнению, критиковать и принимать критику.

Применение этой технологии в школе развивает способности познавать мир, анализировать факты, делать выводы. Это основа и помощь при поступлении в высшее учебное заведение и работе над дипломными и магистерскими диссертациями.

Игровые технологии

Ценность игровой технологии заключается в том, что, являясь по своей сути отдыхом, она выполняет образовательную функцию, стимулирует творческую реализацию и самовыражение. Конечно, наиболее она применима в младшей группе школьников, поскольку соответствует их возрастным требованиям. Использовать ее необходимо дозировано.

По желанию учителя весь урок можно провести в игровой форме: конкурс, викторина, КВН, постановка сценок из произведения. Возможно использование игровых элементов и на любом этапе занятия: в начале, в середине или в конце в качестве опроса. Правильно организованная игра стимулирует память школьников, заинтересованность, а также преодолевает пассивность.

Изменения в образовательной сфере необходимы и неизбежны. И стоит заметить, что в большинстве своем ученики с радостью принимают что-то новое, интересное, необыденное. Они готовы и способны к восприятию . Последнее слово - за педагогами.

Много полезных материалов с использованием инновационных технологий представлены в разделе «Публикации ». Вы можете черпать из работ коллег интересные приемы и идеи.

Использование инновационных моделей организации, содержания и технологий воспитательного процесса с целью обеспечения оптимальных условий для развития и самоопределения личности ребёнка.

Описание материала: статья предназначена для учителей начальных классов и классных руководителей. В данной статье рассказывается о создании условий для формирования социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, потребность вести здоровый образ жизни, гуманистическое отношение к миру.
Автор: Шикина Татьяна Ивановна
Место работы: учитель начальных классов МБОУ "Морская средняя общеобразовательная школа" городского округа Судак, Республика Крым

В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии».
Прежде чем рассмотреть сущностные признаки инновационных педагогических технологий, уточним ключевые понятия «инновация» и «педагогическая технология».
Слово инновация имеет латинское происхождение и в переводе означает обновление, изменение, введения нового. В педагогической интерпретации инновация означает нововведение, которое улучшает ход и результаты учебно-воспитательного процесса.
Исследователи проблем педагогической инноватики (О. Арламов, Г. Бургин, В. Журавлев, В. Загвязинский, Н. Юсуфбекова, А. Николс и др.) пытаются соотнести понятия нового в педагогике с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, позитивное, современное, передовое.
В. Загвязинский считает, что новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в таких сочетаниях еще не выдвигались или еще не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, которое дает возможность в ходе изменения условий и ситуаций эффективно решать задание воспитания и образования.
Различают понятие новация, или новый способ и инновация, нововведение. Новация – это само средство (новый метод, методика, технология, программа и тому подобное), а инновация – процесс его освоения.
Одни научные работники (В Сластенин, Л. Подимова) считают инновации комплексным процессом создания, распространения и использования нового практического средства в отрасли техники, технологии, педагогики, научных исследований. Другие отрицают, что инновации не могут сводиться к созданию средств. Подласый считает, что инновации – это идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в качестве качественного совершенствования педагогической системы.
Разногласия в толковании понятия вызваны неодинаковым виденьем их авторами сущностного ядра, а также радикальности нововведений. Одни из них убеждены, что инновациями можно считать лишь то новое, которое имеет своим результатом кардинальные изменения в определенной системе, другие засчитывают к этой категории любые, даже незначительные, нововведение.
Основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему. Стремление постоянно оптимизировать учебно-воспитательный процесс обусловило появление новых и совершенствование используемых ранее педагогических технологий разных уровней и разной целевой направленности.
Сегодня в педагогический лексикон крепко вошло понятие педагогической технологии. Существуют разные взгляды на раскрытие этого понятия.
технология – это совокупность приемов, которые применяются в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;
педагогическая технология – совокупность средств и методов воссоздания теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, которые позволяют успешно реализовывать задания образования (В. Безпалько);
педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установкой, что определяют специальный набор форм, методов, средств, приемов обучения, средств воспитания; она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса (Б. Лихачев);
педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые используются для достижения образовательной цели (Г. Кларин);
педагогическая технология – это модель совместной педагогической деятельности, продуманная во всех деталях из проектирования, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для ученика и преподавателя (В. Монахов).
педагогическая технология - это системный метод создания, применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с использованием компьютера и человеческих ресурсов, заданием которого является оптимизация форм образования.
Целый ряд авторов, в частности и В. Кукушкин, считают, что любая педагогическая технология должна отвечать некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присущая опора на определенную научную концепцию, которая содержит философское, психологическое, дидактичное и социально-педагогическое обоснование достижение образовательной цели.
Системность. Педагогической технологии должны быть присущи все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность.
Возможность управления. Предусматривает возможность диагностического возложения, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапную диагностику, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными за результатами и оптимальными за расходами, гарантировать достижение определенного стандарта образования.
Воспроизводимость. Возможность использования (повторение, воссоздание) педагогической технологии в других идентичных образовательных заведениях, другими субъектами.
Визуализация (характерная для отдельных технологий). Предусматривает использование аудиовизуальной и электронной техники, а также конструирование и применение разнообразных дидактичных материалов и оригинальных наглядных пособий.
Одним из важнейших стратегических заданий на сегодняшнем этапе модернизации образования есть обеспечение качества подготовки специалистов на уровне международных стандартов. Решение этого задания возможно при условии изменения педагогических методик и внедрения инновационных технологий обучения. Этому и служат развивающее и дистанционное обучение.
Одно из первых определений этого понятия связано с работами пионеров в области развивающего обучения, прежде всего с работами В.В. Давыдова: «...развитие представляет собой воспроизведение индивидом исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которое реализуется в процессе их присвоения. Тем самым присвоение (его можно представить как процесс воспитания и обучения в широком смысле) является всеобщей формой психического развития человека».
Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. В связи с этим учителю необходимо готовить обучающихся к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств информатизации и ИКТ. В современном обществе, многие со мной согласятся, учить детей легче, чем воспитывать. Процесс воспитания требует более тонкого подхода к ребенку и это процесс постоянного творчества. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы; создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений образовательного процесса является усиление роли классного руководителя в школе. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Обучение и воспитание настолько тесно связаны друг с другом, что раз идет информатизация учебно-предметной деятельности, это не может не затронуть воспитательный процесс. Классный руководитель должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. Поэтому от классного руководителя ждут работы, наполненной как новым содержанием, так и новыми технологиями проектирования воспитательного процесса. В решении воспитательных задач огромную роль играют информационно-коммуникационные технологии. Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами звука, видео, мультимедиа, что способствует повышению эффективности педагогического труда.
На сегодняшний день одной из актуальных задач российского образования выступает разработка и создание максимально эффективных условий обучения и развития для каждого обучающегося в рамках учебно-воспитательного процесса в школе. Это обусловлено общественной потребностью в творчески мыслящих личностях, стремящихся к активной самостоятельной деятельности, самореализации, конкурентно-способных, готовых генерировать и реализовывать новые идеи в различных областях знаний. При этом особую значимость приобретает обеспечение перехода образовательного процесса школы на качественно новый уровень, отвечающий государственным задачам модернизации образовательной среды в пространстве современного информационного общества.
Личностно-ориентированное обучение во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Это такая методология организации условий обучения и воспитания, которая предполагает включение собственно-личностных функций или востребование субъективного опыта каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход в условиях развивающего обучения в школе создает предпосылки для развития творческого мышления школьников, стимулирует обучающихся к поиску оригинальных решений поставленных в процессе обучения задач, способствует успешной самореализации детей в различных видах учебной и творческой деятельности.