В какой цвет красили танк валентайн 10. Танки "VALENTINE" в частях Красной Армии

Перейдем к союзникам. СССР стал единственной страной, куда «Валентайны» поставлялись по программе ленд-лиза. Нам за войну отправили 3782 танка, или 46% всех выпущенных «Валентайнов», в том числе почти все машины, произведённые в Канаде.

До места назначения дошло 3332 из них, 450 машин пошли на дно вместе с транспортами, их перевозившими. Поставлялись нам танки семи модификаций: 2-7, 9 и 10, причем «Валентайны» модификаций Mk IX и Mk X продолжали запрашиваться советской стороной для поставок по ленд-лизу почти до самого конца войны.

В РККА «Валентайны» получили разные оценки. Командование довольно высоко оценивало танки из-за тактико-технических характеристик и в августе 1942 года даже направило запрос на увеличение поставок их в СССР. Танкисты имели свое мнение. «Вали-Тани», как и остальная британская техника, были сложны в эксплуатации и часто выходили из строя. Особенно в руках, не имевших понятия о надлежащем обслуживании британской техники.

Ожидаемо и вполне логично «Валентайны» оказались совершенно не приспособлены к климатическим условиям нашей страны. Была откровенно слаба 40-мм пушка, да еще отсутствовали к ней ОФ-снаряды. Это вылилось в попытки устанавливать на Mk.III отечественную 45-мм пушку, но в итоге проще оказалось наладить выпуск в 1942 году осколочно-фугасных снарядов.

«Валентайны» повоевали на всем советско-германском фронте, начиная от Мурманска и заканчивая Кавказом, куда их перегоняли через иранский канал ленд-лиза. Особенно ценили «Валентайн» наши кавалеристы. За маневренность и неплохую (при доработке молотком и напильником) проходимость.

Последнее применение «Валентайнов» в РККА состоялось уже на Дальнем Востоке во время наступления советских войск в Маньчжурии.

Такова краткая . Что можно сказать, обозревая танк не с точки зрения цифр, а пощупав руками?

Обзоров «у них» маловато, что объясняется тем, что половина танков из 8 тысяч выпущенных воевала у нас. Британскими историками отмечалась превосходная надёжность двигательной установки и танка в целом, особенно по сравнению с другими британскими машинами того периода.

Не буду комментировать вообще, возможно, что по сравнению с другими «Валентайн» был просто красавец.

Что ругали британцы?

Удивительно, но критику вызвала… теснота боевого отделения, плохие условия работы водителя, двухместная башня и недостаточно мощная 40-мм пушка, к которой вдобавок не было осколочных снарядов.

Про пушку и снаряды сказал выше. Согласен. Насчет остального… Это британцы просто с жиру бесились. Они в Т-34 не залезали, вот и критикуют.

На самом деле танк очень удобный и вместительный. То есть кабан не танковых габаритов (я) туда помещается.

Наверное, 75-мм пушка место занимала с удовольствием, но тем не менее, ее появление пусть и на легком (если по весу классифицировать) танке после 1943 года весьма оправдано. Но есть и чисто британские штучки, которым можно аплодировать.

Броневая перегородка (не очень внушительная, но опять же – есть!) между моторным и боевым отделением существенно уменьшает потери в экипаже при пожаре и сохраняет моторно-трансмиссионную группу при взрыве снарядов.

Приборы наблюдения просты и эффективны.


Вот это - лучшее, на что может рассчитывать механик-водитель.

Самоходная установка «Бишоп» принимала участие в завершающих боевых операциях Североафриканской кампании с лета 1942 года. Заметного энтузиазма ее использование у английских солдат не вызвало. САУ не могла действовать совместно с крейсерскими танками, так как ее максимальная скорость была слишком мала. Поэтому «бишопы» могли успешно сопровождать только пехотные танки, которых к тому времени в 8-й английской армии осталось немного. К середине 1942 года войска удалось насытить 6-фунтовыми противотанковы-


ми пушками, и надобность использования 25-фунтовых орудий в борьбе с танками отпала. Тем не менее, эти САУ участвовали еще в боях на Сицилии и в Южной Италии в 1943 году, а затем были сняты с вооружения артиллерийских частей английской армии и заменены американскими самоходными гаубицами М7 «Прист».


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ Bishop

Боевая масса, т 17,54

Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм:

ширина 2620

высота 2768

клиренс 406

Толщина брони, мм:

лоб, борт и корма корпуса 60

лоб башни 50,8

Макс.скорость движения, км/ч 24

Запас хода, км 194

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 0,85

ширина рва. м 2,25

глубина брода, м 0,9

Свои последние бои С А У Bishop провели на Сицилии и в Южной Италии в 1943 году


Archer

Главным недостатком самой мощной британской противотанковой пушки - 17-фунтовой - была большая масса - 3 т. Это обстоятельство не позволяло перемещать ее по полю боя силами расчета. Необходимо было подгонять тягач и менять позицию с его помощью, а сделать это под огнем врага не всегда представлялось возможным. Поэтому сразу после начала производства 17-фунтовых пушек англичане занялись поиском шасси для самоходного варианта.

Было признано целесообразным применить для этого выведенные из боевых частей и использовавшиеся только в учебных целях или находившиеся на хранении танки Valentine различных модификаций.

На месте башни и передней части корпуса была воздвигнута открытая сверху легкобронированная неподвижная рубка с большим наклоном лобовых листов. Из экипажа танка свое рабочее место сохранил без изменений только механик-водитель. Он по-прежнему размещался по оси машины лицом вперед. За его спиной находился массивный казенник пушки, установленной в рубке стволом назад. Такое размещение орудия обусловило и расположение остальных членов экипажа: командир и заряжающий сидели по бокам от пушки лицом друг к другу, а наводчик - слева от пушки, лицом к корме. Устройство и компоновка агрегатов силовой передачи и ходовой части танка существенных изменений не претерпели. Все машины оснащались дизелями GMC и соответствующими трансмиссиями.

17-фунтовая (76-мм) пушка 17 pdr QFSA Mk II имела вертикальный угол наведения от - 7,5° до+15° и горизонтальный - 45°. Подъемный и поворотный механизмы - секторного типа. Скорострельность - 10 выстр./мин. В боекомплекте, состоявшем из 52 выстрелов, имелись бронебойные и осколочно-фугасные снаряды. Для самообороны от пехоты противника на машине устанавливался 2-дюймовый миномет, а в боевом отделении укладывался пулемет Bren.

Два первых прототипа САУ, получившей название Archer («Арчер» - лучник), изготовили в середине 1943 года. В это же время Военное министерство выдало заказ на 800 машин. В начале марта 1944-го первый серийный «Арчер» поступил на испытания. До конца Второй мировой войны было выпущено 655 самоходных установок этого типа.

Противотанковая самоходная установка Archer

К 1956 году в египетской армии оставалось 44 САУ Archer из 200, поставленных англичанами в начале 50-х. Из них 40 были подбиты израильскими войсками


Самоходная установка «Арчер» использовалась английскими войсками в Европе с октября того же года. Однако, в отличие от более скоростных САУ М10 и «Ахиллес», входивших в состав бронетанковых дивизий и отдельных бригад, «арчеры» состояли на вооружении в пехотных дивизиях и армейских танковых бригадах. Низкий силуэт боевых машин позволял с успехом применять их при стрельбе из засад. Размещение орудия стволом назад, с одной стороны, сокращало габариты САУ и облегчало маневрирование в узких проходах, а с другой - позволяло быстро выйти из-под обстрела - машине не нужно было разворачиваться. Введение в боекомплект 17-фунтовой пушки подкалиберного снаряда существенно повысило возможности САУ «Арчер» по борьбе с немецкими танками.

Учитывая артиллерийскую специфику боевой машины, помимо радиостанции №18, все САУ оснащали телефонами CSL/126/14. Катушка с телефонным кабелем крепилась на корпусе.

САУ «Арчер» состояли на вооружении английской армии до начала 1950-х годов. После войны некоторое их количество было продано Египту. В рядах египетских войск они противостояли англо-франко-израильской агрессии в 1956 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ Archer

Боевая масса, т 16.257

Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм:

ширина 2760

высота 2250

клиренс 406

Высота линии огня, мм 2040

Толщина брони, мм:

лоб, борт и корма корпуса 60

Макс.скорость движения, км/ч:

по шоссе 32,2

по местности 13,1

Запас хода, км:

по шоссе 225

по местности 121

Преодолеваемые препятствия:

угол подъема, град 32

высота стенки, м 0,838

ширина рва, м 2,36

глубина брода, м 0,914

Удельное давление, кг/см² 0,724

Литература

1. Барятинский М.Б. Бронетанковая техника Великобритании 1939 1945 («Бронеколлекния», 1996, №4) - М., «Моделист-конструктор», 1996.

2. Танк МК-Ш (Валентин). Руководство службы. - М„ Воениздат, 1942.

3. Техническое руководство по танку «Валентин VII». - Издание Амторга. 1942.

4. Казарьян А.В. Присяга на всю жизнь. - М., Воениздат, 1985.

5. М.Коломиец, И.Мошанский. Танки ленд-лиза. М., Экспринт. 2000.

6. D.P.Dyer, Infantry Tank Mark III «Valentine» Marks 1, II, IV, VI and VII. Bellona№ 34,1972.

7. D.FIetcher. The Universal Tank. London, 1993.

8. G.Forty. World WarTwo Tanks. - London, 1995.

9. Y.Buffetaut. DeTobrouk a Bir-Hakeim. - Paris, 1992.

10. Y.BufTetaut. Operation Supercharge. - Paris, 1995.

Журналы: «Моделист-конструктор», «Танкист», «Исторический архив». «Танкомастер». Armes Militaria Magazine.

Информация общедоступной сети Internet.

Список сокращений

ВКУ - вращающееся контактное устройство;

гв.сд - гвардейская стрелковая дивизия;

гв.тпп - гвардейский танковый полк прорыва;

гв.тбр - гвардейская танковая бригада;

ЗИП - запасные части и приспособления;

мбр - механизированная бригада;

мк - механизированный корпус;

отб - отдельный танковый батальон;

сд - стрелковая дивизия;

тбр - танковая бригада;

тп - танковый полк;

ТПУ - танковое переговорное устройство;

утп - учебный танковый полк

Следующий номер «Бронеколлекции»: монография «Легкие танки зарубежных стран 1945-2000»

Пехотный танк Valentine II находится на открытой площадке Военноисторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке (Московская область). Июль 2002 г.

Рабочий момент установки танка на площадку. Август 1998 г.

Valentine I. 1 -я Армейская танковая бригада (1st Army Tank Brigade). Ливия, ноябрь 1941 г.

Valentine I. 8-й Королевский танковый полк (8th RTR). Ливия, январь 1942 г.

Valentine II. 6-я танковая дивизия (6th Armoured Division). 1942 г.

Valentine III. Специальный танковый эскадрон 3-й новозеландской дивизии. Зеленый остров, февраль 1944 г.

Bishop. 5-й Королевский артиллерийский полк; о. Сицилия, 1943 г.

Archer. Одна из артиллерийских противотанковых частей английской армии. Северо-Западная Европа, 1944 г.

Валентайн был самым массовым британским танком. Машин этого типа было выпущено более восьми тысяч штук. Этот танк воевал во всех уголках мира, но больше всего Валентайнов было в Рабоче-Крестьянской Красной армии.

Во второй половине тридцатых годов в английском танкостроении усилилась тенденция разделять основные танки на пехотные и крейсерские. Крейсерские, главные достоинства которых подвижность и скорость, предназначались для самостоятельных механизированных войсковых соединений, а спутники пехоты нуждались в надежной броне. Подобные танки, двигаясь вместе с пехотой, высокой скоростью не отличались, да она была им и не нужна.
Именно такой танк в самом начале1938 года и заказало британское военное министерство компании Виккерс-Армстронг.

Отправной точкой для создания Валентайна послужили три ранее созданные фирмой Виккерс машины - крейсерские танки A9 и А10 и пехотный танк Матильда Mk I (A11).
Высоту корпуса, по сравнению с А10, уменьшили на 127 мм (5 градусов), а ширину подбашенной коробки примерно на 280 мм. Размеры моторного отделения сократили за счет перекомпоновки агрегатов системы охлаждения и изменения схемы прохождения воздуха. Вентиляторы и радиаторы расположили не по бокам двигателя, как у А10, а сверху. Высоту же башни удалось уменьшить на 216 мм, только устранив командирскую башенку.

Чертежи нового танка были представлены в Военное министерство 10 февраля 1938 года, 14 марта их утвердили, а уже к 10 марта был готов его полноразмерный макет. Кстати именно дата утверждения проекта и послужила причиной того, что танк был назван в честь святого Валентина.

Первый прототип танка Mk III был выпущен фирмой Виккерс в мае 1940 года. На машине не успели установить второстепенные узлы и детали, поэтому ее пришлось догрузить до штатного веса одной тонной свинцовых болванок. В таком виде, укомплектованный заводским экипажем и бригадой техников, танк поступил на испытания. Их результаты оказались вполне удовлетворительными. Максимальная скорость составила 22,4 км/ч. Танк преодолевал ров шириной 2,5 м и подъем в 22,5°. К концу испытаний машина прошла более 600 км.
По своей конструкции и технологии изготовления Валентайн был типичным творением британской танковой промышленности. Танк имел слабо дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Основное вертикальное бронирование имело толщину 60-65 мм и располагалось без рациональных углов наклона. Хромо-никель-молибденовая броня была в основном катаная, хотя некоторые детали были литыми. Броневой корпус и башня Валентайна собирались при помощи заклёпок, болтов и шпонок, из катаных броневых плит и листов, толщиной от 7 до 60 мм. Главная особенность конструкции корпуса и башни заключалась в отсутствии сборочных каркасов: броневые плиты обрабатывались по соответствующим шаблонам так, что при сборке они взаимно замыкались. Затем плиты крепились друг к другу болтами, заклепками и шпонками Допуски при пригонке различных деталей не превышали 0,01 дюйма. На самых первых танках борта башни были составными, но вскоре их заменили литой кольцевой деталью.

Сравнительно простой прямоугольный клёпаный корпус и цилиндрическая литая башня монтировались на несложную ходовую часть, в состав которой входили шесть опорных катков на борт, сблокированных в две тележки. Обзор из танка был неважным, а тесное боевое отделение не способствовало удобству экипажа. Поворот башни осуществлялся с помощью гидравлического привода, но ее окончательный поворот и наведение орудия в вертикальной плоскости производились вручную.

Валентайн первых выпусков с узкими гусеницами.

Место механика-водителя располагалось в центре передней части танка. Для посадки и высадки в его распоряжении имелись два люка с откидывающимися крышками. Еще два члена экипажа - наводчик и командир (он же заряжающий и радист) - размещались в башне. В лобовой ее части в литой маске была установлена 2-фунтовая (40-миллиметовая) пушка Royal Ordnance Quick Firing 2-pounder с длиной ствола в 52 калибра и спаренный с ней 7,92-мм пулемет BESA - английская версия тяжёлого пулемёта чехословацкого ZB-53. Справа от них в отдельной маске устанавливался 50-мм дымовой гранатомет. Вооружение дополнял размещённый на крыше башни 7,69-мм пулемёт Bren - модификация чехословацкого пулемёта ZB-26. В задней части башни находились радиостанция № 11 или № 19 и специальное отверстие для вентиляции. На стенках вращающегося полика боевого отделения башни размещался боекомплект, состоявший из 60 артвыстрелов и 3150 патронов (14 коробок по 225 штук в каждой) к пулемету BESA. К полику крепились и сиденья членов экипажа. Боекомплект зенитного пулемета Bren - 600 патронов (6 дисковых магазинов) - находился в ящике на задней наружной стенке башни. Для гранатомета предназначались 18 дымовых гранат.
В моторном отделении устанавливался двигатель с агрегатами питания, смазки, охлаждения и электрооборудования. На первой модификации Валентайна двигателем служил 135-сильный бензомотор AEC A189, заменённый впоследствии на 131-сильный дизель AEC A190. Справа от двигателя располагался масляный фильтр и две аккумуляторные батареи, а слева был помещён топливный бак. Моторное отделение закрывалось из боевого отделения съемными жалюзи. Для доступа к агрегатам двигателя броневые листы крыши моторного отделения были откидными.
Ходовая часть каждого борта состояла из шести обрезиненных опорных катков, сблокированных по три в две балансирные тележки со специальными пружинами и гидравлическими амортизаторами; ведущего колеса со съемным зубчатым венцом и двумя резиновыми шинами; направляющего колеса с натяжным механизмом и трех обрезиненных поддерживающих роликов. В гусеничной цепи было 103 трака, а их зацепление - цевочным, посередине гусеницы.


1 – двухфунтовая пушка, 2 – перископ заряжающего, 3 – перископ командира, 4 – лючок для стрельбы из личного оружия, 5 – радиостанция № 19, 6 – дизель АЕС А190, 7 – воздушный фильтр, 8 – вентилятор, 9 – радиатор, 10 – топливный бак, 11 – коробка передач, 12 – главный фрикцион, 13 – тележка подвески, 14 – подвесной полик боевого отделения, 15 – сиденье наводчика, 16 – плечевой упор, 17 – спусковая рукоятка, 18 – сиденье механика-водителя.

В те дни, когда британские войска, прижатые к морю в районе Дюнкерка готовились покинуть театр военных действий, а пресса нейтральных стран усиленно вещала о том, что вместо того, чтобы идти на Париж, немцы высадятся в Англии, Валентайн был спешно принят на вооружение.
Валентайны начали поступать в войска осенью 1940 года. Первой соединением получившим новые танки, стала сформированная в Великобритании 1-я польская танковая дивизия, а к началу 1941 года Валентайны поступили также на вооружение 6-й и 11-й британских танковых дивизий.
К октябрю 1941 года Валентайны получила также 8-я британская танковая дивизия. В составе этой дивизии Валентайны впервые вступили в бой в ходе операции Крестоносец в ноябре 1941 года.
Танк был хорошо принят британскими солдатами. Полюбили его и немцы. Официально трофейные Валентайны он именовали Panzerkampfwagen Mk II 748(e), а неофициально – Валентиной.
Воевал Валентайн и в Сирии, и в Бирме, и на Мадагаскаре. Но больше всего Валентайнов оказалось на советско-германском фронте. СССР стал единственной страной, куда Валентайны поставлялись по программе ленд-лиза. При этом Канада, также выпускавшая эти танки, практически весь их тираж отправляла в нашу страну. Всего же в СССР было отправлено 3782 танка, или 46 % всех Валентайнов, выпущенных по обе стороны океана. До места назначения дошло 3332 из них, остальные же 450 машин пошли на дно вместе с перевозившими их судами.

Первые Валентайны появились на в Красной Армии в конце ноября 1941 года. В 5-й армии, оборонявшейся на Можайском направлении, первой частью, получившей боевые машины этого типа, стал 136-й отдельный танковый батальон. В своём составе он имел 10
, 10
, девять Валентайнов и три Матильды.
География применения Валентайнов была очень широкой - от самых южных участков советско-германского фронта до северных. Танки Валентайн активно использовались в позиционных боях на Западном и Калининском фронтах вплоть до начала 1944 года. Следует отметить, что во многих воинских частях импортные танки подвергались доработке, главным образом, с целью повышения проходимости по снегу и болотистому грунту. До конца войны Валентайны оставались основными танками кавалерийских корпусов. Особенно высоко кавалеристы ценили маневренные качества машины. Скорее всего, по этой же причине Валентайны состояли на вооружении многих мотоциклетных батальонов и отдельных мотоциклетных полков.


Однако русские танкисты отмечали и недостатки Валентайна. Так, если для англичан он был технически надежен и прост в обслуживании, то наши танкисты считали его технически сложным, а из-за частых поломок ещё и малонадёжным. При температуре ниже -20°С к дизельному топливу приходилось добавлять тракторный керосин. Для сохранения тепла двигателя надо прикрывать радиаторы фанерой, брезентом или старой шинелью. Движение танка можно начать только после полного прогрева двигателя и обязательно с первой передачи во избежание коробки перемены передач, дифференциала и бортовых передач. Кроме того, для управления Валентайном требовалось прилагать большие физические усилия.
В ходе первых же боев выявился такой недостаток английских танков, как отсутствие в боекомплекте 2-фунтовой пушки осколочно-фугасных снарядов. Последнее обстоятельство послужило причиной распоряжения ГКО о перевооружении Валентайна отечественной артсистемой. Эту задачу в сжатые строки осуществили на заводе № 92 в Горьком. На машине, получившей заводской индекс ЗИС-95, установили 45-мм пушку и пулемет ДТ. В конце декабря 1941 года танк отправили в Москву, однако дальше опытного образца дело не пошло.
До наших дней сохранилось довольно много Валентайнов. В британском танковом музее в Бовингтоне находятся мостоукладчик Valentine-Bridgelayer и прекрасно отреставрированный (машина на ходу) Valentine III. В канадском танковом музее Camp Borden - Valentine I - один из первых собранных в Канаде, а в военном музее в Оттаве экспонируется Valentine VII (Т23326), поднятый в 1992 году из болота на Украине и переданный затем канадской стороне. Есть Валентайн и в музее военных машин в Вирджинии. Два танка имеются в Новой Зеландии, где Валентайн простоял на вооружении до 1955 года. Наконец, в подмосковной Кубинке в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники экспонируются Valentine II (Т27543) британского выпуска 1941 года и мостоукладчик Valentine-Bridgelayer (Т121883).

Валентайн в Кубинке

Смотрите также:

Почему в 1944 году депортировали чеченцев и ингушей

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации

В какой стране пьют больше всех?