Корсары карта кубы. Прохождение игры Корсары: Город потерянных кораблей

Судовой журнал

В этой форме игрок может ознакомиться с судовым журналом, который ведет герой и автоматически заполняется системой.

Журнал событий

Журнал представляет собой список текущих заданий героя. Каждый пункт списка двойным кликом или Enter раскрывается в лог событий. Каждая запись маркируется временем занесения в журнал. Лог идет снизу вверх, то есть внизу самые первые записи, вверху самые последние.

Архив событий

На этой закладке находится список пройденных героем квестов.

Кассовая книга

На этой закладке ведется бухгалтерия нашего героя. Все депозиты и кредиты у ростовщиков фиксируются для удобства расчета сроков и процентов.


Статистика

Любой поступок героя отображается на форме статистики. Тут идет учет убитых жителей по типам, учет захвата и потопления кораблей, разграбление городов и прочее.


Отношения наций

Матрица отношений наций

Отношение между державами бывают трех видов:

Дружественные

Нейтральные

Враждебные

Слева и сверху расположены флаги наций, пересечение их указывает на отношения между ними.

Герой принадлежит своей базовой нации - это нация начала игры или текущего каперского патента, если он есть. К герою применим столбец его базовой нации с учетом награды за голову.

Награда за голову или признательность за заслуги

Отношение к герою у державы, её граждан и солдат могут быть разными. Хорошие поступки во благо страны повышают репутацию у нации, плохие же могут привести к награде за голову героя. А это - вечное преследование на суше и море, так как всегда найдутся охотники за буйными головами. Награду за голову можно не только получить, но и уменьшить делами своими или прямым подкупом, вернув таким образом дружеское расположение державы.


Флаг на корабле

Нация героя - это нация, выбранная в начале игры, или нация, которой в данный момент герой служит (чей патент находится у героя в кармане). Её видно на форме "F2/Персонаж". На форме же "F2/Нации" виден текущий флаг на корабле героя, который можно менять только в море для того, чтобы скрыть свою истинную суть. Но врага державы могут распознать как корабли в море, так и стражники в порту. Скрытность героя влияет на успех обмана. Если же у героя есть награда за голову от своей основной нации, то он считается врагом даже ей.

Распознавание врага происходит с учетом отношений самих стран и наград за голову от их имени.

Быстрый переход в городах враждебной нации для героя не работает.

Торговля

Перечень товаров для торговли довольно велик. Это дает большую свободу в торговле для героя.

Что-то на островах и материке является экспортируемым товаром и цены на него низкие, что-то - импортируемым, и спрос велик, как и цена высока. А что-то и вовсе запрещено к официальной продаже, и контролируется лично губернатором.

Можно делать деньги на разнице цен, покупая дешево, продавая дорого. Более выгодно продавать дороже, но этот скользкий путь лежит через контрабанду. И уж совсем выгодными сделки становятся только тогда, когда товар вообще не покупается, а берется «за так», «безвозмездно» у купцов в море методом прямого грабежа и пиратства.


Товары и цены

На форме «F2/Торговля» показаны прайс-листы, собираемые героем во время посещения магазинов или полученные у купцов в море. Это состояние запасов магазина на определенную дату. Список ведется по городам в таблице: количество товара, цена продажи, цена покупки, тип (импорт, экспорт или контрабанда). Со временем информация устаревает, так как товарооборот в игре живет своей жизнью. Но основные выводы для успешной торговли сделать можно.

В начале игры список пустой, по мере получения информации (посещения магазинов) он будет заполняться.

Совет: Не упускайте возможность узнать цены на товары от купцов в море или в таверне из слухов.

Ценообразование в магазинах работает на спросе-предложении: если количество экспортируемого товара постоянно мало (все скупается большими партиями), то цены на него будут расти. И наоборот, импортируемый товар, который все время продается и создает в магазине «затаривание», приводит к падению цен. Ситуация со временем выравнивается к изначальному состоянию.

Важно: Разграбление города приводит к резкому уменьшению запасов в магазине, а значит, постепенному росту цен.


Продажа контрабанды

Ряд товаров в городах запрещен в свободном хождении, это связано с текущей политической ситуацией и повышенными налоговыми сборами. Такой товар продать в магазин официально нельзя. Купить можно, но цена будет заоблачная.

Поэтому страждущие быстрой наживы купцы не гнушаются контрабандных сделок. Цены там выгодные, но и патруль может нагрянуть. Договариваться о сделке нужно с контрабандистом в таверне, а далее в безлюдной бухте сгрузить всю партию.

Патруль может нагрянуть как на берегу, так и поджидать в море на выходе из бухты.

Экипировка и предметы

В этом интерфейсе игрок может посмотреть предметы, переносимые героем и его пассажирами, выбрать новую саблю или надеть кирасу на персонажа, изучить карту клада или схему острова.

Предметы, которые находятся в сундуках каюты корабля героя, можно просмотреть только в самой каюте через интерфейс обыска сундуков. На форме «F2/Предметы» показаны вещи, которые герой носит с собой постоянно.

Экипировка героя

Герой может носить четыре предмета: саблю, пистолет, подзорную трубу и кирасу. Для экипировки предмета нужно выбрать его в списке и нажать кнопку «Взять». Офицеры выбирают свою экипировку сами автоматически при обмене предметами или покупке в магазине.


Предметы с эффектом в умения, например, +10 Авторитет, работают, если находятся в кармане героя или офицера. Исключением являются предметы одежды, которые нужно экипировать как кирасу, тогда эффект в умения от них будет работать. Также есть уникальный сборный артефакт «три черепа», эффект появится только тогда, когда собраны все три черепа вместе, то есть они все три находятся в предметах одновременно.

Просмотр карт

Для просмотра карты-схемы нужно выбрать ее в списке и нажать кнопку «Взять». Откроется дополнительное окно с картой. Карты продаются у торговцев предметами в городе.

Карты кладов

Карты кладов просматриваются так же, как и обычные карты, но вместо схемы будет описание, которое по карте составил герой с указанием, где именно спрятаны сокровища. Карту клада можно приобрести в таверне, если там окажется продавец. Карта может оказаться и подделкой. Также клад от времени может превратиться в рухлядь.

Карты кладов могут состоять из нескольких частей. Для получения информации, где именно искать, нужно иметь две части карты. Части карты можно найти в сундуках с кладами. Карта автоматически склеится из частей, если нажать кнопку «Взять» по любой из частей карты.

Если клад находится в подземелье, то открытие сундука может привести к появлению скелетов пиратов, которые были убиты злодеем, прятавшим свои сокровища.


Jagged Alliance возвращается! Превосходное сочетание пошаговой тактической игры, приключений и знаменитых наемников! Спустя 20 лет после событий первого Jagged Alliance, вам предстоит отправиться в кошмарные джунгли, где ваше тело и разум подвергнутся тяжелейшим испытаниям! Вам и нескольким напарникам придется сразиться с целым островом, находящимся под пятой наркобарона и его обезумевшей армии. Постоянно находясь на грани помешательства, страдая от недостатка воды и других ресурсов, возглавьте...

Star Control Origins
Вы капитан первого межзвездного корабля Земли. Поздравляем! Есть лишь одна проблемка. Ничего особенного, просто скрайвы, враждебная раса инопланетян, хочет уничтожить человечество. Поэтому ваша задача - найти союзников, отыскать и использовать так называемые реликвии Предтеч для улучшения корабля, всех спасти и не стать ничьим обедом. Вы только не нервничайте. Но помните: судьба всей человеческой расы зависит от вас. Исследуйте живую галактику, полную инопланетных цивилизаций и неизведанных...

Shadow of the Tomb Raider
Проникнитесь судьбоносной историей становления Лары Крофт, легендарной расхитительницы гробниц. В видеоигре Shadow of the Tomb Raider Ларе предстоит пробраться через смертоносные джунгли и жуткие гробницы и пережить свой самый темный час. Спасая мир от апокалипсиса, предсказанного майя, она пройдет немало испытаний и выполнит свое предназначение, став настоящей расхитительницей гробниц. Научитесь выживать в самом опасном месте на земле: Выживите в беспощадных джунглях и покорите их. Исследуйте...

Бригада Е5 Новый альянс
«Бригада Е5: Новый альянс» - это тактическая игра, действие которой разворачивается в небольшом тропическом государстве Палинеро. В стране произошел государственный переворот, и она находится на пороге гражданской войны. Главному герою игры предстоит сформировать из наемников собственный отряд специального назначения и оказаться в самом центре событий, происходящих в Палинеро. В основе концепции игры лежит оригинальная система, получившая название SPM (Smart Pause Mode). Она успешно сочетает...

Spintires: MudRunner
Spintires: MudRunner – это крутейшая версия культовой игры Spintires, продавшей миллион копий. Как и в Spintires , Spintires: MudRunner предлагает игрокам сесть за баранку внедорожника и прокатиться по экстремальному сибирскому бездорожью с одной лишь картой и компасом! В отличие от предшественника, это издание включает в себя новую карту-песочницу вдобавок к 5 зонам оригинальной игры, полную переработку графики, новый режим «Состязание» с 9 новыми картами, 13 новых внедорожников и другие...

Max Payne 3
Макс Пэйн пережил многое: на его глазах умирали родные и близкие ему люди, и эти трагедии оставили в его душе неизгладимый след. Он ушел из полиции, пристрастился к выпивке и болеутоляющим, всё больше погружаясь в бездну отчаянья. В попытке бежать от своего прошлого Макс перебирается в Бразилию и становится телохранителем богатого торговца недвижимостью из Сан-Паулу - Родриго Бранко. Но события разворачиваются таким образом, что Макс оказывается на улицах незнакомого города лицом к лицу со...

Проходите в аптеку и отыщите там Джино. После того как вручите ему вещи, выждите некоторое время и вернитесь. Пообщайтесь и заберите карту с двумя Проявлениями. Потом откройте инвентарь и кликните по появившейся карте. Стоит отметить, что пока вы в ней не увидите ничего интересного. Проходите к Джино и снова пообщайтесь с ним. Он расскажет, что компас будет функционировать именно в тех точках, которые находятся в районе островов Доминика и Западный Мэйн.

Для того чтобы продолжить прохождение игры Корсары: Каждому свое вам стоит достать карту архипелага. Если у вас ее нет, то возьмите курс на остров Кюрасао, чтобы достать ее в штабе ГВИКа. Советую сразу же сохраниться, перед тем как входить вовнутрь. Подойдите к тому мужчине, который сидит за левым столом и купите карту у него. Вместе с ней можете снова взять курс на Антигуа. Бросить якорь и пообщаться с Джино. Он нанесет на нее нужные координаты.

Итак, в самом начале вам стоит отправиться в центральную часть Доминики, потом в северо-западную часть Блювельда. Взойдите на свое судно и начните путешествие, отправившись к первому пункту назначения. Советую кинуть якорь на пляже Касл Брус и перемещаться оттуда в джунгли. Там вы увидите статую, подойдите к ней и кликните. Сейчас необходимо вторую линию, чтоб на их пересечении отыскать остров.

Отправляйтесь в Блювельд и бросьте якорь в Аматике, потому что там вы отыщите статую, которая переместила вас на Остров Справедливости. Подойдите к ней поближе и кликните. После того как увидите пересечение линий, направляйтесь к Белизу и от него поверните направо. После того как в прохождении игры Корсары: Каждому свое вы окажетесь в открытом море на одной вертикальной линии, граничащей с западной частью Каймана. Там вы увидите значок, напоминающий якорь, можете направляться к этому острову и высаживаться там.

Отыскав Джино, проходите к утесу и придерживайтесь правой стороны, когда будете перемещаться вдоль него. Рано или поздно слева увидите тропу, ведущую наверх. Вооружитесь клинком и проходите далее. Будьте осторожны, потому что сейчас нападут скелеты, расправьтесь с ними и проходите далее. Отбейте атаку второй волны и проходите на первую локацию.

Отбивайте нападения скелетов и двигайтесь далее. Когда окажетесь на развилке, то поверните направо и проходите на берег. Уничтожьте всех противников, околачивающихся там, а потом подойдите к острову от корабля. Отыщите в нем проход и перемещайтесь вовнутрь. Осмотритесь и найдите сундук. Теперь активируется скрипт и в вашем журнале появится запись.

Сейчас в прохождении Корсары: Каждому свое вам стоит вернуться к развилке и повернуть направо. Расправляйтесь со скелетами и дойдите до пещеры. Вам нужно обязательно попасть вовнутрь. Там тоже противники, вы можете и не сражаться с ними, скрывшись в затопленной части грота, расположенной слева. Начните плыть по нему. Рано или поздно вы выберетесь из пещеры и окажетесь на берегу Проклятой бухты. Отбейте атаки скелетов и постарайтесь уничтожить их до одного, потому что только после этого в журнале обновится запись. Также советую осмотреться по сторонам и увидеть, что сломанный корабельный остов находится в воде, потому что с него спала мачта.

Вам стоит подплыть к мачте и вскарабкаться на нее, чтобы переместиться на судно. Отыщите на нем дверь и проходите. Будьте внимательны, потому что сейчас вновь атакуют скелеты. Отбившись от них, проходите к тому, у которого на голове треуголка - это капитан «Санта-Квитерии». Пообщайтесь с ним и отбейте атаку двоих из его свиты.

Убив капитана, обыщите его и найдите ключ. Также можете прибрать к рукам его саблю и другой полезный лут. Продолжайте прохождение Корсары: Каждому свое и спускайтесь, чтобы найти несколько сундуков, которые нужно обчистить. Потом осмотритесь по сторонам и найдите слева шкаф. Подойдите к нему и достаньте судовой журнал. Прочитав его, можете выходить с корабля и плыть к берегу. Стоит отметить, что на нем тоже есть несколько сундуков, подойдите к ним и откройте. После посмотрите налево и заметьте три бочонка, стоящие там, а около них находится маленький сундук. Подойдите к нему и откройте ключом, который нашли ранее. Вы увидите маску Кукулькана, заберите ее. Однако не стоит радоваться, потому что это не подлинник.

Настоящая маска находится во второй локации. Нужно подобраться к скульптуре и найти около нее тропу. Только когда окажетесь на развилке, нужно повернуть направо. Через некоторое время окажетесь около моста, проходите по нему. Когда окажетесь на середине, то поверните налево и заметьте нишу в скале. Потом необходимо спрыгнуть в воду и добраться до нее вплавь. Около ниши нужно отыскать активную точку перехода, которая переместит вас в пещеру. Проходите и сразу же сохранитесь, потому что путь обратно предстоит нелегкий.

Продолжайте прохождение игры Корсары: Каждому свое и проплывайте прямо, пока не окажетесь около камня. Остановитесь и найдите напротив валун, плывите к нему. Когда окажетесь около сталагмитов, обойдите их и подплывите к камню слева. Тут нужно найти очередную точку перехода, чтобы пробраться в другую пещеру. Можете пройти вперед и забраться на возвышение, повернуть направо и подойти к лестнице. Когда окажетесь наверху, то увидите проход в помещение, в котором находится подлинная маска. Стоит отметить, что через некоторое время перед вами предстанет Страж Истины. Соберитесь и одолейте его. Но сразу скажу, что это будет нелегко, потому что его здоровье будет четыре раза восстанавливаться. После того как одержите победу над ним, поговорите и вручите «Коготь вождя». Так рейтинг ловкости и выносливости повысится. Потом вернитесь в помещение и приберите к рукам маску Кукулькана.

Начните возвращаться назад по тому же пути, по которому сюда пришли. Проходите в бухту и вооружитесь пушкой, отобрано у капитана-скелета. Через несколько минут нападут солдаты. Оденьте маску и начните бой. Бегите к кораблю, найдите и пообщайтесь с Мальдонадо. Однако вы ни о чем с ним не договоритесь, поэтому придется сражаться. Победив его, выбирайтесь на сушу и прикончите еще двоих противников. Потом в прохождении игры Корсары: Каждому свое можете возвращаться на свой корабль и найти на нем Джино. После того как поговорите с ним, откройте карту и начните плыть к берегам Антигуа. Бросьте якорь в порту Сент-Джонс и снова поговорите с Джино. Потом подождите некоторое время появления отца Винсенто.

Он выдаст вам письмо, прочтите его и узнайте, что священник будет вас ожидать на кладбище, которое находится на Кюрасао. Начните свое путешествие к берегам Виллемстада и пробирайтесь на кладбище. Осмотритесь и проходите. Найдите часовню и пробирайтесь вовнутрь. Там вас ожидает падре Винсенто. Подойдите к нему и пообщайтесь.

Древний город Майя

Встретившись с Винсенто, узнаете, что Мальдональдо не выполнил его приказ. Однако он на вашей стороне. Также узнаете, что конец света можно предотвратить, закрыв врата, расположенные в городе Таясаль, в который можно попасть с помощью проводников. Их имена - Мальдональдо и Дичозо. Так как один из нех мертвый, то нужно найти второго, которого недавно видели в Шарптауне близ острова Исла-тесоро. Также святой отец одарит вас мечом Танат. Он расскажет, что в течении нескольких дней на острове появится отец Адриан, который привезет зелья и обереги. Подождите нужное количество времени и вернитесь в церковь. Встретьтесь с падре Адриано и заберите у него снадобья с амулетами.

Продолжайте прохождение игры Корсары: Каждому свое и отправляйтесь на Исла-Тесоро. Найдите там Акулу и расспросите его о Дичозо. Выяснится, что адмирал его пока не видал. Проходите в таверну и расспросите о нем у ее хозяина. Если ничего не выясните, то отправляйтесь в магазин, а потом на верфь. Но если владелец таверны расскажет о том, что видал Дичозо и он плывет по направлению Блювельда, поспешите к своему кораблю. Через некоторое время придется отразить нападение эскадры противников. После того как пустите испанские суда ко дну, направляйтесь в Блювельд. Киньте якорь и подождите, пока к вам придет посланник Дичозо. Он расскажет о том, что Мигель желает увидеться с вами на острове Сент-Кристофер в городе Капстервиль. Там находится кладбище, на котором и должна состояться встреча. Он хочет вместе с вами направиться в Таясаль.

Откройте карту и возьмите курс на Сент-Кристофер. Советую бросить якорь в заливе Санди, а потом продолжать прохождение игры Корсары: Каждому свое и проходить в джунгли. Оказавшись на развилке, сверните направо и проходите далее. Ваши соратники пойдут направо и засядут. Вам же нужно проходить только вперед, чтобы выйти на кладбище. Найдите там склеп и проходите вовнутрь. Найдите в помещении дверь, откройте ее и спуститесь. Встретите незнакомца, поговорите с ним. Сейчас он будет выдавать себя за Дичозо, но не верьте ему. После того как закончится разговор, узнаете, что Дичозо отдал приказ о вашем уничтожении. Это вы сможете прочесть в послании, которое выдаст вам этот притворщик. Также вы прочтете, что Дичозо и ваш брат Мишель - одна и та же личность.

Выходите со склепа и проходите на кладбище. Будьте осторожны, потому что на вас нападут противники. Убейте их и перемещайтесь к себе на судно. Потом спускайтесь в каюту и подумайте. Сейчас вы можете поступить несколькими способами:

Самим отыскать дорогу в Таясаль;
- начать разгадывать тайну скульптур, перемещающих всех в одно и тоже место.

Продолжайте прохождение игры Корсары: Каждому свое, отдав предпочтение второму варианту. Возьмите курс на Западный Мэйн и киньте якорь в бухте Аматика. Высаживайтесь на берег и походите к шаману. После того как пообщаетесь с ним, вернитесь через некоторое время обратно и расспросите о последствиях. Он снова отправит вас. Выждите определенное время и возвращайтесь. Он отдаст вам календарь майя и четыре снадобья команчей.

Вам стоит эти зелья выдать команде, которая отправится с вами в путь. Переместитесь в Тайясаль и приготовьтесь отбивать атаки противников. После этого Уракан направится к вам. Так что не нужно к нему идти самим, потому что рискуете быть застреленными его свитой.

Стоит отметить, что сюда можно добраться, пройдя по другому пути. Если вы отправитесь в северную точку Западного Мэйна и бросите якорь в бухте Гибели, а потом будете идти. Придерживаясь левой стороны, то окажетесь на месте. Стоит отметить, что по пути придется отбивать атаки противников. Затем в прохождении игры Корсары: Каждому свое вам нужно будет побеседовать с Ураканом и узнать о том, что вас ожидает Какалькан. Найдите мост и проходите по нему. Через некоторое время увидите пирамиду, обойдите ее и подойдите ко второй.

Взобравшись по ступенькам, найдите вход, ведущий в Большой Храм. Проходите туда и пообщайтесь с братом. Потом отбейте атаку краснокожих и возьмитесь за Мишеля. Победив его в первый раз, он сбежит. Следуйте за ним, попутно расправляясь с его соратниками. Можете стрелять в него из пистолета. Около Мишеля будет расположена плита, которая может стать ваши укрытием в процессе перезарядки револьвера.

После того как победите брата еще раз, расстреляйте первую волну индейцев, а потом расправьтесь и со второй. Потом подойдите к лестнице и заберитесь наверх, попутно отстреливаясь и от краснокожих, и от брата. Как только здоровье брата Мишеля приблизится к отметке 0, он начнет разговор. Если у вас не будет подлинной маски Кукулькана, то начнется кат-сцена. Однако это не настоящее окончание игры. Но если вы имеете подлинник, то схватка с братом еще продолжится. После того как расправитесь с ним, прохождение игры Корсары: Каждому свое будет считаться завершенным. Поздравляю!