Международные отношения: дипломатия или война? Международные отношения: дипломатия или война Параграф 31 международные отношения дипломатия или войны.

Тема урока: «Международные отношения в конце 19 – начале 20 века. Дипломатия или войны?»

Цели:

Сформировать представление: о международных отношениях на рубеже 19-20 веков.

Охарактеризовать территориальный раздел мира между старыми и новыми колониальными державами.

Дать представление о борьбе за независимость балканских государств.

Раскрыть особенности противоречий в результате балканских войн и ослабления Османской империи.

Оборудование :

Презентация, компьютер.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Актуализация знаний учащихся по теме» Завершение колониального раздела мира»

Работа по карте (Приложение 1).

    Изучение нового материала.

План:

    Причины конфликтов между индустриальными державами.

    Испано-американская война.

    Завоевания Японии.

    Создание Антанты.

    Дипломатия Германии.

    Пафифизм и милитаризм.

    Причины конфликтов:

    ограниченность рынков, куда бы могли европейские державы сбывать свои товары;

    борьба за территории между ведущими индустриальными державами мира, которые ещё не были захвачены, за передел мира.

    Испано-американская война 1898-1899 гг.

Первой войной новой эпохи за перераспределение колоний была испано-американская война, в которой США одержали победу.

Поводом к войне для США стало начало восстания в Испании за национальное освобождение. Это восстание охватило и Филиппины.

По условиям мира США получили:

    Филиппины;

    Островами Гуам в Тихом океане и Пуэрто-Рико в Карибском море;

    Испания была лишена флота и была вынуждена согласиться на требовании Германии о продаже ей Каролинских и Марианских островов.

    Завоевания Японии.

На путь колониальных захватов вступила и Япония.

Как вы думаете почему? (Ограниченность природных ресурсов).

Япония быстро вытеснила иностранных конкурентов со своего рынка, в результате дешевизны рабочей силы и самостоятельно начала торговую экспансию в Китай и Корею.

В особенности Япония обратила своё внимание на Корею. В 1894 г. она её захватила. Это вызвало обострение японо-китайских отношений . В 1895 г. Китай был вынужден заключить мир. Он уступил Японии ряд островов, в том числе Тайвань (Формозу) и Ляодунский полуостров.

Усиление позиций Японии в Китае обеспокоило Россию.

Как вы думаете почему? (Россия сама стремилась к экспансии Маньчжурии и Кореи).

После японо-китайской войны Япония по требованию России отказалась от Ляодунского полуострова, но в тоже время начала готовиться к войне с ней.

В результате русско-японской войны 1904-1905 гг . Япония одержала победу, поскольку в тот период в России началась революция.

Итог войны:

    Россия отказалась от претензии на Корею;

    Япония получила южную часть о. Сахалин, курильские острова и Ляодунский полуостров

В 1907 г. между Японией и Россией при посредничестве Англии было заключено соглашение о разделе сфер влияния в Китае. Россия признавала сферой японского влияния Южную Маньчжурию и Корею.

Однако это лишь на время снизило остроту противоречий в регионе.

    Обострение противоречий между европейскими державами.

В последние десятилетия XIX века наметился раскол Европы на два противостоящих друг другу военных блока.

Тройственный союз (до 1915)

Германия Австро-Венгрия Италия

Тройственный союз - военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1879-1882 годы, который положил начало разделу Европы на враждебные лагеря и сыграл важную роль в подготовке и развязывании Первой мировой войны (1914-1918 годы).

Главным организатором Тройственного союза являлась Германия, заключившая в 1879 году военный союз с Австро-Венгрией. После этого, в 1882 году , к ним присоединилась Италия.

20 мая 1882 года Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали секретный договор о Тройственном союзе. Они взяли обязательства (сроком на 5 лет) не принимать участия ни в каких союзах или соглашениях, направленных против одной из этих стран, консультироваться по вопросам политического и экономического характера и оказывать взаимную поддержку. Германия и Австро-Венгрия обязались оказать Италии помощь в случае, если она «без прямого вызова с её стороны подверглась бы нападению Франции». Италия должна была сделать то же самое в случае неспровоцированного нападения Франции на Германию. Австро-Венгрии отводилась роль резерва на случай вступления в войну России. Союзники приняли к сведению заявление Италии о том, что если одной из держав, напавших на её партнёров, будет Великобритания, то Италия военную помощь им не окажет (Италия опасалась вступать в конфликт с Великобританией, так как не могла противостоять её сильному военному флоту). Стороны обязались в случае общего участия в войне не заключать сепаратного мира и держать договор о Тройственном союзе в тайне.

Политика стран-участниц Тройственного союза характеризовалась возрастающей агрессивностью.

В ответ на создание Тройственного союза в 1891-1893 годах оформился франко-русский союз, в 1904 году было заключено англо-французское, в 1907 году - англо-русское соглашение, образовалась Антанта.

Антанта (1907)

Англия Россия Франция

    Дипломатия Германии.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 246.

Задание: прочитать и ответить на вопрос: какова была политика Германии в конце XIX начале XX веков? (Германская политика носила изменчивый характер). Сначала стремилась заключить союз с Россией в 1905 году. Затем с Англией. Однако, это ни привело ни к каким результатам. В итоге, Германия накануне мировой воны, была самым сильным и агрессивным государством).

    Пацифизм и милитаризм.

К войне готовились все страны Европы. Во многих из них существовали сильные антивоенные настроения, называемы пацифистскими.

Пацифизм – это отрицание войны как средства достижения политических целей.

Милитаризм – это государственная идеология, направленная на оправдание политики постоянного наращивания военной мощи государства и, одновременно с этим, допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов.

    Пангерманизм – это политика, направленная на установления европейского и мирового господства.

    В Великобритании была распространена убеждённость в необходимости защиты британского господства на морях и колониальной империи.

    В США утвердилась идея американской исключительности и особого призвания Соединённых Штатов осуществлять руководство морями.

Реваншизм – это стремление отомстить за поражение и взять верх над бывшим противником.

Таким образом, мир оказался на пороге Первой мировой войны.

VI . Домашнее задание:

    Повторить весь курс Новой истории за 8 класс и подготовиться к итоговой контрольной работе по теме «Мир в XIX -начале XX вв.»

Разделы: История и обществознание

Цели урока:

  1. Способствовать формированию конкретного исторического знания о развитии международных отношений в конце XIX-начале XX вв. ведущих стран Европы (Франции, Германии, Великобритании, России, Австро-Венгрии, Италии).
  2. Содействовать активизации познавательной деятельности учащихся, формируя умения работы с документами и учебным текстом.
  3. Способствовать формированию коммуникативных и организационных навыков.

Оборудование:

  1. Карта “Европа 1870-1914гг. ”,
  2. Тексты документов:
  3. Из речи Б. Бюлова в рейхстаге 11 декабря 1899 г. ;
  4. Речь Бисмарка в рейхстаге 6 февраля 1888 г. ;
  5. Письмо министра иностранных дел России Гирса послу России в Париже Моренгейму 21 августа 1891 г.
  6. Из воспоминаний немецкого адмирала А. Тирпица.
  7. Контрольные листы групп и класса.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя.

II. Основная часть.

1. Историческая разминка “Международная обстановка в конце XIX в. ”

2. Работа в группах с текстами документов.

3. Работа с текстом учебного пособия “Создание военных блоков” (§31”Международные отношения: дипломатия или войны?” учебное пособие “Новая история,1800-1913. ” А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина.)

4. Работа по подбору эпиграфа к теме урока.

5. Закрепление изученного материала.

III. Подведение итогов урока. Оценки группам.

I. 1. Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока “ Международные отношения конца XIX - начала XX века. ”. На протяжении нескольких уроков мы с вами рассматриваем различные вопросы касающиеся международных отношений конца XIX века, которые сильно изменились по целому ряду причин- важнейшей из которых является, усиление экономического соперничества между великими державами. В поисках дешевого сырья, низких цен на землю и дешевой рабочей силы великие державы устремляются в конце XIX века в борьбу за колонии, очень часто стремятся к борьбе за передел уже поделенного мира. Задача нашего урока – всесторонне рассмотреть процесс складывания международных отношений на рубеже XIX-XX веков.

Сегодня, работая с документами тех лет и текстом учебного пособия (§31), мы должны ответить на главный вопрос темы: - Почему Европа в начале XX в. оказалась перед угрозой мировой войны?

Учитель. Для того чтобы лучше понять основные международные события конца XIX века, проведём “Историческую разминку”.

II. 1). “Историческая разминка”.

1. Как называли государства, играющие ведущую роль в международных отношениях? (Великие державы)

2. Какие государства Европы XIX века можно отнести к числу “великих держав”? (Германия, Австро-Венгрия, Россия, Франция, Англия, Италия)

3. Покажите их на карте?

4. Какое название соответствует обозначению общего курса государства в международных делах? (Внешняя политика)

5. Что такое экспансия? (Расширение территории стран при помощи захватов чужих территорий)

6. Что явилось началом экспансии европейцев? (Великие географические открытия)

7. Как называются государства, имеющие колонии? (Метрополии)

8. Что составляло основу расистской теории? (Учение о неравноценности рас.)

9. Какая колония Великобритании была самой богатой? (Индия)

10. Какой полуостров в Европе находился в центре внимания политиков России и Австро-Венгрии? (Балканский)

11. Покажите его на карте.

12. Какое название получили Балканы в конце XIX века? (“Пороховой погреб”)

Ученики отвечают на вопросы “разминки” и получают жетоны за правильные ответы.

2). Учитель. А сейчас переходим к очень важной и интересной части нашего урока, работе с документами. У вас на столах у каждой группы лежат тексты документов с вопросами к ним. Характер международных отношений определяли 4 великие державы Германия, Англия, Россия, Франция.

По этим документам мы должны выяснить, как эти страны относились друг к другу, и сделать вывод о международной обстановке тех лет.

В работе над документом вам помогут “Памятки” лежащие на столах.

“Памятка по работе с документом”

  1. Внимательно прочтите документ.
  2. Определите, о каком событии идет речь.
  3. Какого отношение автора документа к отраженной в нем проблеме.
  4. Определите основные положения данного документа.

Ученики. Изучают документы, а затем отвечают на поставленные вопросы.

Учитель. Входе знакомства с документами мы увидели - какой сложной была международная обстановка тех лет, как непросто складывались международные отношения на рубеже XIX-XX веков.

Как вы думаете, к чему могли привести данные отношения между великими державами?

Ученики. (к войне, к созданию военных союзов и т. д.)

3). Учитель. Сейчас при помощи текста (§31 с. 250) мы постараемся определить, насколько правильны наши выводы, сделанные в ходе работы с документами. Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

  1. Назовите основные противоречия, которые возникли между великими державами на рубеже XIX-XX вв.?
  2. Определите названия, время образования, состав участников двух противоборствующих военно-политических блоков?
  3. Назовите основные цели участников данных военно-политических блоков?

Ученики. Отвечают на поставленные вопросы. (На доске крепятся символические изображения данных блоков.)

Учитель обращает внимание на вопрос поставленный в начале урока

- Почему Европа в начале XX века оказалась перед угрозой мировой войны?

Ученики отвечают, о том, что оба противника стремились достичь превосходства друг над другом и не желали идти на уступки.

Учитель. Действительно пройдет 7 лет после окончательного оформления военных блоков и в 1914 году начнется мировая война, в которой примут участие 38 государств.

4). Учитель. А сейчас в завершении работы над темой, когда мы знаем ответ на наш главный вопрос, мы попробуем подобрать эпиграф к данной теме.

Группы одна за другой, предлагают эпиграфы. (лучший получает 10 баллов, остальные по 5 баллов).

5). Учитель. В завершении нашего урока давайте еще раз вспомним

О каких военно-политических союзах конца XIX - начала XX вв. и странах, участницах этих союзов?

Ученики отвечают на вопрос.

III. 1. Учитель подводит итоги. Дает оценку работы групп. Благодарит всех за работу.

1. Международные отношения как наука

2. Современные определения международных отношений

3. Международные отношения и мировая политика

4. Дипломатия и ее роль в современных международных отношениях

«Международные отношения

(International relations) – это стихийно организованные отношения крупных национальных государств».

Дж. Бентам

«Принципы международного права» (1786-89)

Трактовка международных отношений через призму их участников (межгосударственные отношения, межпартийные отношения, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями)

Трактовка через определенную систему взаимоотношений (экономические, политические, военно-стратегические, культурные, идеологические отношения)

«Совокупность соглашений или потоков, которые пересекают границы или имеют тенденции к пересечению»

«Международные отношения - особый род общественных отношений, свойственных той или иной социальной общности, выходящей за рамки внутриобщественных взаимодействий и территориальных образований»

П.А. Цыганков

«Международные отношения – это отношения между политическими единицами»

«В настоящее время главными действующими лицами в МО становятся не государства, а классы, социально-экономические группы и политические силы»

Дж. Капоразо

«Главным действующим лицом международных отношений становится уже не государство, а конкретные лица, выступающие в отношении друг с другом при его минимальном посредничестве или даже вопреки его воле»

Дж. Розенау

1.Глобальный

2. Региональный

3. Субрегиональный

1. Противопоставление этих понятий

2. Мировая политика тождественна современным международным отношениям

3. Международные отношения изучают традиционные межгосударственные отношения, которые составляют основное ядро современной политической системы мира, а мировая политика концентрируется на изучении глобального уровня и включает в себя как деятельность старых, так и новых акторов

Дипломатия - средство осуществления внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач

Представительство

Дипломатическое общение и переписка

Проведение переговоров

Достижение расположения

Добывание информации

Защита интересов граждан своей страны за рубежом

Официальные и иные визиты и переговоры

Дипломатические встречи, конференции, совещания

Подготовка и заключение международных (двусторонних и многосторонних) договоров и иных дипломатических документов

Участие в работе международных организаций и их органов

Повседневное представительство государства за границей

Дипломатическая переписка

Публикация дипломатических документов

Освещение в СМИ позиции правительства по тем или иным международным вопросам

Передача дипломатических нот

План урока Начало распада Османской империи. 2. Завершение раздела мира 1. Основные направления внешней политики ведущих держав мира. 4. Создание военно политических блоков. 5. Общественные движения в борьбе за мир. 3.

Обострение противоречий между государствами К обострению межимпериалистических противоречий в начале XX века привели усиление неравномерности развития Внешней политики отношение данного государства с другими государствами. Надо сказать и о связи внешней политики данного государства с его внутренней политикой; и о том, что внутренняя политика, как правило, определяет внешнюю политику; о том, что война является частью внешней политики, ее продолжением иными, не дипломатическими средствами. Когда не могут договориться дипломаты, начинают «говорить» пушки.

Исторический календарь q q q q 1882 г. - образование Тройственного союза (Германия, Австро- Венгрия, Италия) 1898 г. г. - испано-американская война 1902 гг. - англо-бурская война 1904 - 1905 гг. - русско-японская война 1907 г. - образование Антанты (Россия, Англия, Франция) 1912 гг. - итало-турецкая война 1912 гг. - первая Балканская война 1913 г. - вторая Балканская война

Распад Османской империи Постоянным яблоком раздора в Азии была Османская империя. Австро Венгрия и Германия, с одной стороны, Россия, Фран ция и Англия - с другой, постоянно вели борьбу за сферы влияния в Турции. В результате войн с Россией и национально освободительного движения в XIX в. Турция потеряла Бессарабию, часть территорий на Черном море, в 30 е гг. согласилась на предоставление независимости Сербии и Греции, от нее отделился Египет (на который стала претендовать Франция), а затем Алжир. q По решениям Берлинского конгресса в Северной Болгарии образовалось фактически независимое государство Болгария. Австро Венгрия (с целью прекращения притеснений христианского населения османами) получила право оккупировать Боснию и Герцеговину. Румыния стала полностью независимым государством, а Англия получила в управление остров Кипр. Эти решения Берлинского конгресса означали крушение турецкого господства на Балканах. q В 1881 г. Франция захватила Тунис, в 1882 г. Англия оккупировала Египет. В этот же период Южная Болгария воссоединилась с Болгарским царством, возникла единая независимая Болгария. В последующие годы освободительное движение охватывает все Балканы. q Балканы остаются «пороховой бочкой» Европы, там бесконечно вспыхивают межгосударственные и межнациональные конфликты и террористические акты, один из которых станет поводом к мировой войне. I

Борьба за передел мира В к. 20 в. империалистические государства начали борьбу за передел мира. Особо остро она проходила в Африке. На севере и западе господствовала Франция, на юге и востоке- Англия. В 1884 г. Бельгия заняла Конго, а Германияземли на юго-западе. В процессе дележа начались стычки, которые привели к локальным конфликтам.

Англо бурская война(1902 г.) n На юго-западе Африки обстановка обострилась из-за активизации Германии. Когда между англичанами и бурами начался конфликт, немцы попытались вмешаться на стороне буров. n Сесиль Родс скупил алмазные рудники и создал Ю. И С. Родезии, а сам стал президентом Капской колонии. В 1899 г. он начал агрессию против Трансвааля.

Англо бурская война n Буры взяли верх. Кайзер Вильгельм II поздравил их с победой. В ответ англичане подтянули войска. n Буры объявили им войну. Они уклонялись от стычек с англичанами и создавали партизанские отряды. n Англичане присылали новые подкрепления и подкупали местные племена, враждебно относившиеся к бурам.

Итоги англо бурской войны n На землях буров англичане создали 1 -е концентрационные лагеря, где содержали стариков, женщин и детей. n Буров поддерживали прогрессивные люди во всем мире. Они видели за борьбой буров, англичан и немцев соперничество различных финансовых интересов. n Англия захватила бурские республики. В 1910 г. На их территориях был создан Южно- Африканский союз(британский доминион)

Дальний Восток n На Дальнем Востоке агрессию начала Япония. США стремились захватить владения ослабшей Испании и в результате американо-испанской войны в 1898 г. Испания была разбита, а ее колонии Куба и Филиппины отошли к США. В итоге Доктрина Монро была разрушена, т. к. американские интересы вышли за пределы американского континента.

Испано американская война 1898 г. n n n Испано-американская война. Когда то могучая испанская империя давно уже одряхлела; то в одной, то в другой ее части народ восставал против колонизаторов. В 1895 г. на Кубе, а в 1896 г. на Филиппинах вспыхнули новые восстания против испанского владычества. За этими событиями пристально следили в США, и этот интерес объяснялся крайне просто. На Кубе американцы вложили огромные сред ства в сахарную промышленность, отсюда и желание установить над островом свой контроль. Восстание кубинцев против Испании создавало подходящие условия для вмешательства в их дела. Нужна была самая малость - подготовить общественное мнение к вступлению США в войну, и правительство стало посылать Испании протесты по поводу их зверских расправ с кубинцами и в отношении потерь, понесенных гражданами США на Кубе. Для охраны жизни и имущества американцев на Кубе правительство США послало в Гавану крейсер «Мэйн» . В ночь на 15 февраля 1898 г. корабль взорвался и погибло 260 моряков. Через много лет было доказано, что причиной взрыва стал несчастный случай, но тогда америкацы обвинили Испанию, и никакие попытки с ее стороны что то объяснить не выслушивались. «Помните о «Мэйне» !» - стало девизом американских националистов. В стране велась подготовка к войне, которую и объявили Испании 25 апреля 1898 г. Флот США в гавани Манилы, а затем в гавани Сантьяго разгромил и уничтожил испанский флот. Американские войска высадились на Кубе и Филиппинах и с помощью местного населения разбили испанцев. Испания запросила мира. В том же 1898 г. был подписан мирный доктор, ПО которому США получили острова Гуам и Пуэрто Рико. Куба, оставаясь формально независимой республикой, попадала под протектора! США Затем американцы заплатили Испании 20 млн долларов и забрали Филиппины. Три года боролись филиппинцы против своих «освободителей. но безрезультатно.

Создание Тройственного союза В сентябре 1862 г. 47 летний Отто фон Бисмарк, опытный поли тический деятель, назначается на пост канцлера. Бисмарк Отто фон Шёнхаузен (1815- 1898) (впоследствии граф, князь и герцог) происходил из ста ринного бранденбургского дворян ского рода. Получив в двух универ ситетах юридическое образование и прослушав курс агрономии, он по ступил сначала на военную службу, а затем поселился в деревне и стал вести жизнь помещика, лично занимался хозяйством. Тройственный союз. Выдвинув версию о «русской угрозе» Германии, Бисмарк добился заключения в 1879 г. союза с Австро Венгрией против России. Дальнейшая деятельность Бисмарка по изоляции Франции выразилась в привлечении Италии на сторону Германии. Бисмарк разжигал колониальные аппетиты Италии в отношении Туниса и одновременно поощрял захват его Францией. Неудивительно, что в 1882 г. Италия предпочла заключить с Германией и Австро Венгрией союз, получивший название Тройственного. Договор был заключен на пять лет, затем он неоднократно возобновлялся и просуществовал до 1915 г. Новая военная коалиция была направлена одним острием против Франции, другим - против России.

Создание Антанты Антифранцузская политика Бисмарка при вела к созданию в центре Европы прочного военного блока - Тройственного союза (1882). Естественно, что со стороны России и Франции последовали ответные меры, и в 1893 г. они заключили между собой военный союз. Англия долгое время ни в какие союзы не вступала, находясь в позиции «блестящей изоляции» и разжигая в своих интересах конфликты между другими великими державами. К созданию Трой ственного союза английские дипломаты отнеслись благосклонно, видя в нем средство для сдерживания Франции и России на меж дународной Но дальнейшее развитие событий повлияло на изменение курса английской дипломатии. Создание в Германии мощного военного флота и заключение контракта на строительство Багдадской железной дороги сделало англо германские противоречия непримиримыми. Теперь, с образованием на континенте мощных союзов, - заявил английский политический деятель Д. Чемберлен, - Англия должна искать себе друзей. Война, конечно, ужасна. Но война без союзников немыслима» . Поэтому Англия решила уладить давние противоречия с Россией и Францией, также опасавшимися Германии. В 1904 г. между правительствами Англии и Франции бы ло заключено соглашение о разделе сфер влияния в Африке. Так было достигнуто «сердечное согласие» - Антанта (от французского «согласие»), открывавшее возможности совме стной борьбы против Германии. Затем последовало англо русское соглашение. В 1907 г. Англия и Россия пришли к соглашению в спорных вопросах об Иране, Афганистане и Тибете. Англо русский договор 1907 г. ,

Балканские войны n n n Балканские войны. Создание блоков не ослабило по литической напряженности. Война чуть не вспыхнула в 1908 г. , когда Австро Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину, что вызвало резкий протест России и Балканских славянских государств. Только нажим Бисмарка, заявившего, что в случае войны Германия примет сторону Австро Венгрии, заставил Николая II отступить. И все же на Балканах, этой «пороховой бочке» Европы, в 1912 и 1913 гг. вспыхивают две войны. В ходе первой Балкан ской войны в 1912 г. , где против Турции выступили Болгария, Сербия, Греция и Черногория, в короткий срок Турция была раз бита и потеряла свои европейские владения. Но затем между по бедителями в 1913 г. вспыхнула война из за несогласия по во просу раздела территорий, полученных от Турции. Против Болгарии выступили Сербия, Греция и Румыния. Вступила в войну против Болгарии и Турция. Болгария была разбита в несколько дней. Тур ция вернула себе Адрианополь. Балканы оставались очагом международной напряженности.

2. Прочитайте и определите, верны ли следующие суждения. В случае если суждение неправильно, запишите его, исправив ошибки.

1) Решения Берлинского конгресса означали крушение турецкого господства на Балканах.

2) Между Великобританией и Германией возник «Фашодский инцидент», разрешившийся договором о разделе сфер влияния в Египте.

Между Великобританией и Францией возник «Фашодский инцидент», разрешившийся договором о разделе сфер влияния в Судане.

3) Испано-американская и Англо-бурская войны велись за передел уже поделённого мира.

4) Участники пацифистского движения выступали за повторную борьбу с целью взять верх над победившим противником.

Участники пацифистского движения выступали за отказ от войны как средства международной политики.

5) II Интернационал вёл последовательную борьбу против военной опасности.

3. Представьте себе, что вы журналист, присутствующий на первом международном конгрессе пацифистских организаций. Вам надо написать статью о противоречиях между великими державами в области внешней политики. С этой целью вы обращаетесь к представителям делегаций из этих стран: «Господа, какие претензии вы можете предъявить правительствам своих стран в области проводимого ими внешнеполитического курса?»

Запишите, что бы вам могли ответить представители пацифистских организаций Великобритании, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Италии.

Британская делегация: Ещё несколько десятилетий назад лорд Палмерстон сформулировал главный принцип внешней политики Великобритании: «У нас нет ни вечных союзников, ни постоянных врагов, но постоянны и вечны наши интересы, и защищать их - наш долг». К сожалению, этот принцип соблюдается, для чего наше правительство не гнушается прибегать к угрозам войны или даже к реализации этой угрозы. Самый свежий пример – Фашодский инцидент, который чуть не привёл к войне с Францией. Сейчас всё больше назревает конфликт в Южной Африке. Наибольшая катастрофа – это постоянные победы наших войск. Из-за них правительство и дальше будет прибегать к войне, причём всё чаще и чаще.

Французская делегация: Поражение армии – не повод для правительства отказываться от войны, а наоборот, причина для стремления к реваншу. С самого проигрыша Пруссии, уже почти 30 лет наше правительство мечтает отыграться за это поражение, во много на это направлено даже школьное образование. В Фашодском инциденте оно также было готово к боевым действиям, как и правительство британское – ведь именно французские войска стали виновниками инцидента, причём они действовали в ультимативной форме, как бы предлагая остальным либо принять их условия, либо сражаться

Германская делегация: Утешением для делегаций Великобритании и Франции может служить то, что у их стран меньше поводов к началу войны, так как они уже обладают значительными колониями. У Германской империи их мало, что кажется правящим кругам нашей страны недопустимым. Раздаются голоса в пользу передела колоний в пользу Германии, что означает большую войну, причём не где-то на краю Света, а здесь, в Европе. Возможно, именно с прицелом на такую войну существует Тройственный союз.

Австро-венгерская делегация: Правительство нашей страны не претендует на мировое господство. Но это не мешает ему использовать войну как средство ведения внешней политики. Основные интересы наших властей сосредоточены на Балканах, где главным соперником является Россия. В настоящий момент мы слишком слабы, чтобы бросить ей вызов в одиночку, а Германия и Италия такого вызова сегодня не поддержат, но ситуация может измениться в любой момент.

Итальянская делегация: Правительство Италии также лелеет мечту о будущих войнах и переделе мира. Посмотрите только на ту значительную часть бюджета, которую оно ежегодно тратит на содержание армии и флота. И существует наша армия совсем не для проведения парадов, что доказала недавняя война с Эфиопией. Причём поражение совсем не уменьшило итальянских аппетитов в Средиземноморье. На большую европейскую войну Рим сегодня не решиться, раз мы не справились даже с Эфиопами, но со временем, да ещё и в составе Тройственного союза…

Ответ: А – 5; Б – 1; В – 3; Г – 3; Д – 4; Е – 2.