О чем молятся святой Параскеве Пятнице? Святая великомученица параскева, названная пятницею.

Параскева Пятница считается покровительницей семейного очага. Родилась она в благополучной семье, но после смерти своих родителей, раздав имеющееся наследство, она постриглась в монашки. Параскева провела свою жизнь подобно святым, помогая нуждающимся. В ее честь освящено много храмов и источников, которые обладают исцеляющей силой. Изображают Параскеву высокой и строгой женщиной, у которой на голове находится лучезарный венец.

В чем помогает святая Параскева Пятница?

День памяти этой святой – 10 ноября. В этот праздник люди не работали и приносили в храм дары для Параскевы. Кстати, в этот день повторяли все обряда Покровы. Параскеву Пятницу считали помощницей во многих делах, поэтому часто обращались к ней за помощью в своих . Особенно почитали эту святую женщины, которые называли ее «Бабья Святая». В древности люди верили, что Пятница ходит по земле и следит за тем, как люди соблюдают христианские правила и обычаи.

В чем помогает Параскева Пятница:

  1. Многие считают святую целительницей различных недугов, причем как телесных, так и духовных. В первую очередь она помогла справиться с женскими болезнями.
  2. Возносят ей молитвы одинокие девушки, которые мечтают встретить свою вторую половинку. На сегодняшний день существует огромное количество сообщений от тех, кому Параскева Пятница помогла выйти замуж. Еще ее считают покровительницей семейного благополучия. Женщины, мечтающие о продолжении рода, молили об этом Параскеву, а еще она помогает в благополучных и легких родах.
  3. В народе считают эту святую покровительницей домашнего хозяйства, полей и скота. О поддержке Параскевы испрашивают люди, деятельность которых связана с фермерством.

Будет интересно узнать не только, в чем помогает Параскевы Пятницы, но и какие приметы существуют, связанные с ее днем. Считается, что этот день не бывает сухим. Если человек видел на земле отпечаток лошадиного копыта, наполненный водой, значит, через месяц наступит настоящая зима. По количеству грязи на день Параскевы судили о погоде весны, то есть, чем ее больше, тем дождливее будет. Девушкам в положении 10 ноября ни в коем случае нельзя мыть и расчесывать волосы. Также люди считали, что чем больше человек в день Параскевы смеется, тем сильнее он будет плакать в старости. Запрещается на этот праздник заниматься грязной работой, то есть убирать стирать и т.д. Объясняется это тем, что подобными действиями человек может засорить глаза святой.

Икона Параскевы Пятницы является одной из любимейших у православных христиан. Ее образ помогает излечить душевные и телесные травмы, найти истинную любовь и наладить взаимоотношения с близкими людьми.

Икона Параскевы Пятницы считается покровительницей торговли и портных. С образом Параскевы в русском народе связано множество православных и дохристианских традиций . В прежние времена почитание образа святой совершалось повсеместно, и народ соблюдал двенадцать пятниц, приуроченных к главным церковным праздникам. Также по пятницам всем женщинам и девушкам было запрещено прясть, и они занимались шитьем. Связана такая традиция с памятью о Страстной пятнице, со временами ведения Иисуса на Голгофу.

История жизни Параскевы Пятницы

Первоисточники сообщают, что Параскева родилась в православной семье в третьем веке, и родители назвали девочку, появившуюся на свет в пятницу, созвучным именем, которое в переводе с греческого языка и означает «пятница».

Девочка росла в любви к Господу и принесла ему обет невинности, проповедовала Слово Божие и помогала окружающим людям обрести истинную веру во времена правления жестокого и деспотичного императора Диоклетиана. Его наместник пытался заставить девушку отказаться от своей веры и принеси жертву идолам, однако Параскева не последовала его требованиям, твердо стоя на своих убеждениях. Муки, которым подвергалась верующая, не сломили ее духа и воли, а ангелы небесные исцеляли ее от увечий каждый раз после истязаний. Однако происходящие чудеса не убедили наместника, и Параскева Пятница была казнена путем отсечения головы. Однако и после кончины мощи святой продолжали творить чудеса, исцеляя страждущих и оберегая их от негатива.

Где находится чудотворный образ сейчас

Образ святой можно найти, пожалуй, в каждой православной церкви. Особая икона, представляющая собой скульптурное изображение святой, облаченной в традиционный киот, находится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Во многих местах России есть святые источники, носящие имя святой. К ним стекаются паломники, верующие в целительные силы воды. Иконе можно поклониться в следующих местах:

  • в селе Савино Свердловской области;
  • в Санкт-Петербурге, на Большеохтинском кладбище;
  • в московском храме в Северном Бутове;
  • в московском государственном историческом музее;
  • в государственной Третьяковской галерее;
  • в Вологде, в музее-заповеднике;
  • в городах Череповец, Дмитров, Волгоград;
  • в селе Ыб, Республика Коми, и в Погорельцеве в Курской области.

Описание иконы Параскевы Пятницы

Часто на иконах святая изображена в полный рост, держащей в руке тарелочку с глазами. Этот образ взят из жития святой. Ее неоднократно пытали, пытаясь отвернуть от веры в Господа, но Параскева оставалась невредимой благодаря молитвам. После того, как император приказал посадить ее в чан со смолой, дева осталась невредима. Тогда император попросил Параскеву плеснуть в него раскаленной жидкостью. Как и следовало ожидать, он получил страшные ожоги и ослеп за свои греховные деяния. Однако после его просьб Параскева вернула ему зрение. С этих пор глаза на тарелочке, искусно изображенные иконописцем, говорят о том, что святой образ способен лечить слепоту. В руке Параскевы крест — символ веры и преданности Господу. На некоторых иконах Параскева в поясном изображении, одетая в традиционный киот. В ее руке текст с Символом Веры и крест как знак мученичества.

В чем помогает чудотворный образ

Икона Параскевы Пятницы считается женской, и обращаются к ней лишь представительницы слабого пола. С древних времен женщины и девушки доверяли лику святой свои самые потаенные секреты, молились перед образом, прося дать ответы на интересующие вопросы, послать любимого, помочь в сохранении семьи.

Прибегают к молитвам перед иконой в надежде исцелиться от всевозможных недугов . Нередко икона проявляла чудеса исцеления, помогая страждущим избавиться от зубных болей, лихорадок. Молятся ей и для сохранения домашней скотины. Также Параскева является покровительницей торговли и портных, поэтому наши предки нередко выставляли икону на торговых площадях.

Параскева является покровительницей домашнего очага , и женщины могут помолиться святой, чтобы та хранила их дом, помогала вести хозяйство и сохраняла в семье мир и гармонию.

Дни празднования

10 ноября (28 октября по старому стилю) православный мир отмечает день памяти великомученицы Параскевы Пятницы. В этот день каждая женщина или девушка может искренне помолиться перед ликом святой и попросить у нее защиты и покровительства.

Молитвы Параскеве Пятнице перед иконой

«Параскева Премудрая, молитвами Твоими да будем защищены мы от неверия и мракобесия. Помоги, Параскева, в доле нашей женской да ниспошли свое благо на нас, да будет дом наш полной чашей, а возлюбленные мужьями в семье крепкой да счастливой. Аминь».

«Святая мученица Параскева, пред ликом Твоим склоняемся да просим смиренно о защите и покровительстве. Ты, чья сила девичья в мужество перешла, не предала веры Христовой. Так и нас надели силой веры да убереги от поступков нечестивых. Проложи нам путь счастливый, радостью и благодатью наполненный. Аминь».

К молитвам Параскеве обращаются с древнейших времен. Недаром икона являлась у наших предков хранительницей домашнего очага. В редких семьях не было этого святого образа, находящегося в красном углу дома. И сейчас каждая женщина может попросить у Параскевы милости и заступничества, благости и истинной женской радости . Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

10 ноября Православная церковь почитает память Святой Параскевы, имя которой стали соединять с именем богини Пятницы, покровительствующей женщинам. Поэтому неделю, на которую выпадало 10 ноября, в народе начали называть Пятницкой.

Параскева Пятница – бабья заступница

Мученица Параскева жила в III веке на территории Малой Азии. Отцом девушки был богатый сенатор. Поэтому с детства она жила в роскоши и могла ни в чём себе не отказывать. Однако Параскева предпочла вести аскетический образ жизни и посвятить себя Господу. Она дала обет безбрачия.

Император Диоклетиан организовал гонения, направленные на сторонников христианского учения. Во время них арестовали и Параскеву. Её подвергли мучениям и заставляли отказаться от веры. Так как девушка не согласилась это сделать, её обезглавили.

У православного народа святая Параскева Пятница всегда пользовалась особой любовью. В её честь в древности возводили храмы, которые называли Пятницами. Также такое наименование получали на Руси небольшие часовни, расположенные у дороги.

В народе иконы святой Параскевы почитались и украшались. В старину их можно было встретить в каждом доме. Наши предки верили, что святая защищает семейное счастье. Также мученице молятся о сохранении здоровья домашних животных, об исцелении от душевных и физических недугов.

Что нельзя делать в этот день

Собственно, сама Параскева Пятница считается покровительницей домашнего очага, женского труда, пряжи и ткачества. Соответственно и запреты на этот день касаются преимущественно этих аспектов человеческой деятельности.

Нельзя мыть полы, мыться вообще и мыть голову в частности. Это как раз к языческой богине Мокошь восходит, которая была чуть-чуть покровительницей мёртвых, чуть-чуть связана с водой.

Нельзя было прясть, хотя шить – можно.

Нельзя было смеяться и радоваться. Всё же великомученица приняла довольно мучительную смерть.

Беременным женщинам нельзя было давать деньги в долг. Считалось, что так они вместе с деньгами ещё и судьбу малыша отдают. Хотя так считалось не только на крупные праздники, но и в принципе.

Что можно было делать?

Девушкам можно было помолиться Святой Параскеве, чтобы быстрее выйти замуж, поскольку святая почиталась как одна из покровительниц семьи и домашнего очага. Также можно было демонстрировать свои успехи в выделывании льна и изготовлении пряжи. Особенно потенциальным кавалерам, ведь такая довольно сложная работа отлично демонстрировала хозяйственность девушки.

Посещать церковь рекомендуется практически в любой православный праздник. И молиться не только «тематическому святому/святой», но и прочим иконам. Ведь для глубоко верующего человека время не имеет особого значения и на благодать можно рассчитывать абсолютно в любой день.

О чем молиться Параскеве Пятнице

Икону святой мученицы можно встретить практически в каждом доме. Православные христиане уверены, что в образе Параскевы Пятницы заложена сила и могущество Свыше. Ее икона считается одним из самых сильных и мощных оберегов, защищающих дом и семью от различного рода несчастий. В день памяти, 10 ноября, люди приносят в церковь свой урожай и лен, чтобы освятить их. Плоды оставляют до следующего года. Это считается добрым знаком, привлекающим счастье, благополучие и плодородие. Льном же покрывают икону Параскевы, а также используют его в создании оберега.

Прежде всего Параскева Пятница считается заступницей женского счастья. Сама она отдала свою жизнь и сердце на волю Сына Божьего. Поэтому и для каждой девушки желает только лучшего и помогает найти достойного мужа. Есть огромное количество молитв Параскеве Пятнице, которые читают женщины, мечтающие о замужестве и счастливой семейной жизни. Священнослужители говорят, что если читать молитвы с верой и открытым сердцем, то Параскева услышит ваши просьбы и дарует все, о чем вы просите.

Молитва Параскеве Пятнице в день ее памяти

«О приближенная к Христу великомученица Параскева, услышь молитвы наши. Ты веры христианской хранительница, заповедей Господних исполнительница и молитвенница ревностная. К Тебе мы возносим молитвы свои и просим Тебя, непокорная воле дьявольской, разбуди в нас любовь ко Христу. Силой молитв Твоих мы просим избавить мысли наши от сомнений и страхов, тело наше от болезней. Посели в сердце благодать и покорность. Премудрая и Всехвальная Параскева, прими молитвы наши, не отвернись от них в минуты тяжелые и приумножь крепость духа, а немощь убери. Помоги победить дьявола внутри. Спаси души наши и направь их по пути благополучия, прямиком к счастью сладкому. Моли Господа, как мы молим Тебя, о святая заступница. Воспевать хвалу Тебе не устанем во веки веков. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Приметы на 10 ноября в день Параскевы Пятницы

✦ Снег 10 ноября пошел – еще неделю будет идти.
✦ Куры полезли на верхний насест – к изменению погоды.
✦ Собака, на Луну глядя, гавкает, – к ветру.
✦ Голубь 10 ноября сел на порог дома, где живет незамужняя девушка, – примета, что скоро жених в двери постучится.
✦ Кто сегодня в долг даст, тот счастье нечисти продаст. Если же беременная одолжит деньги – судьба ее будущего ребенка будет в руках чужих людей.
✦ Нельзя сквернословить и сплетничать 10 ноября, а также судить других – быть самому оклеветанным.
✦ Родившиеся 10 ноября не умеют врать и не терпят чужой обман. У них большой талант к музыке.

Заговор на замужество

Чтобы поскорее встретить свою вторую половинку и выйти замуж, воспользуйтесь этим заговором, прочитайте его в день поминовения преподобной Параскевы:

«Параскева Пятница, святая мученица,
Пошли к моему двору мужску бороду,
Хоть бы за вдовца, лишь бы в девках не остаться.
Кланяюсь тебе, Параскева-мать,
Вели мужскому роду-племени
Меня замуж взять,
А я девица (вдовица), раба Божья (имя),
Буду пост держать,
Все пятницы прославлять.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.».

С 3 по 18 октября включительно в нашей обители будет пребывать мироточивая икона великомученицы Параскевы Пятницы из храма св. апостола Андрея Первозванного г. Владивостока. Сегодня мы публикуем житие святой великомученицы Параскевы, рассказ о почитании ее на Руси, а также краткие сведения о со-и-мен-ных ей свя-тых же-нах.


Четыре святые Параскевы

Ес-ли мы отк-ро-ем пра-вос-лав-ный ка-лен-дарь, то уви-дим, что в свят-цах ука-за-ны че-ты-ре свя-тые Па-рас-ке-вы: пре-по-доб-но-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (II век), пре-по-доб-ная Па-рас-ке-ва (Пет-ка) (XI век), му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (I век) и ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Пят-ни-ца (III—IV ве-ка).
На-пом-ним, что в ли-ке пре-по-доб-ных прос-лав-ле-ны свя-тые мо-на-хи и мо-на-хи-ни, в ли-ке му-че-ни-ков — те, кто пре-тер-пел стра-да-ние и смерть за имя Хрис-то-во. Ве-ли-ко-му-че-ни-ка-ми же на-зы-ва-ют-ся те свя-тые му-че-ни-ки, ко-то-рые, как и свя-тая Па-рас-ке-ва Пят-ни-ца, ис-пы-та-ли осо-бен-но тяж-кие и про-дол-жи-тель-ные му-че-ния, про-я-вив при этом уди-ви-тель-ное му-же-ст-во и твер-дость в ве-ре. Их под-виг при-шел-ся на пер-вые ве-ка хрис-ти-а-н-ства, а это бы-ли вре-ме-на жес-то-ких го-не-ний на хрис-ти-ан им-пе-ра-то-ров-языч-ни-ков — пра-ви-те-лей Римс-кой им-пе-рии. Сре-ди ве-ли-ко-му-че-ни-ков нам из-ве-ст-ны свя-тые Ге-ор-гий По-бе-до-но-сец, це-ли-тель Пан-те-ле-и-мон, Фе-о-дор Стра-ти-лат, Ди-мит-рий Со-лу-нс-кий, свя-тые же-ны Вар-ва-ра, Ека-те-ри-на, Анас-та-сия Узо-ре-ши-тель-ни-ца и мно-гие дру-гие.
Ве-ли-ко-му-че-ни-цу Па-рас-ке-ву час-то пу-та-ют с ее свя-ты-ми «тез-ка-ми», да-же в цер-ков-ной ли-те-ра-ту-ре фак-ты из жи-тия од-ной Па-рас-ке-вы иног-да при-пи-сы-ва-ют-ся дру-гой. По-э-то-му преж-де, чем на-чать рас-сказ о Па-рас-ке-ве Пят-ни-це, хо-те-лось бы посвятить нес-коль-ко слов и со-и-мен-ным ей свя-тым же-нам.
Пре-по-доб-но-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (26 ию-ля/8 ав-гус-та) жи-ла ве-ком рань-ше ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы и так же по-апос-тольс-ки про-по-ве-до-ва-ла хрис-ти-а-н-ство языч-ни-кам. По ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра Ан-то-ни-на она бы-ла бро-ше-на в ко-тел с ки-пя-щей смо-лой, но ос-та-лась нев-ре-ди-мой. Им-пе-ра-тор усом-нил-ся, действи-тель-но ли смо-ла в кот-ле расп-лав-ле-на, и не-ос-мот-ри-тель-но при-ка-зал плес-нуть в не-го жид-костью. Па-ла-чи ис-пол-ни-ли его по-ве-ле-ние, но рас-ка-лен-ная смо-ла по-па-ла пра-ви-те-лю в гла-за, и он мгно-вен-но ос-леп. Им-пе-ра-тор стал умо-лять му-че-ни-цу об ис-це-ле-нии. По мо-лит-ве свя-той Па-рас-ке-вы к Ан-то-ни-ну вер-ну-лось зре-ние, он уве-ро-вал во Хрис-та и при-нял Кре-ще-ние (эту ис-то-рию оши-боч-но часто приписывают Па-рас-ке-ве Пят-ни-це).
Бо-лее все-го пре-по-доб-но-му-че-ни-цу Па-рас-ке-ву знают и по-чи-та-ют гре-ки. Час-ти-цы ее мо-щей на-хо-дят-ся на Афо-не, в Рус-ском Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-вом мо-нас-ты-ре. В Кры-му, у се-ла То-по-лев-ка, есть Тро-и-це-Па-рас-ке-ви-е-вс-кий женс-кий мо-нас-тырь, ко-то-рый ос-но-ван имен-но в честь пре-по-доб-но-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы. Су-ще-ст-ву-ет мест-ное пре-да-ние, что имен-но здесь свя-тая встре-ти-ла свою кон-чи-ну, а в том мес-те, где зем-ля обаг-ри-лась ее кровью, появился це-леб-ный род-ник.
Пре-по-доб-ная Па-рас-ке-ва (Пет-ка) (14/27 ок-тяб-ря) осо-бо лю-би-ма в Сер-бии и Бол-га-рии. Ро-ди-лась она в бла-го-чес-ти-вой бол-га-рс-кой семье, пос-ле смер-ти ро-ди-те-лей пост-риг-лась в мо-на-ше-ст-во и уда-ли-лась в Иор-да-нс-кую до-ли-ну, где слав-но под-ви-за-лась до глу-бо-кой ста-рос-ти. Имен-но ее мо-щи, а не ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы (так оши-боч-но пи-шут в не-ко-то-рых кни-гах), по-ко-ят-ся те-перь в ста-рин-ном ру-мы-нс-ком го-ро-де Яс-сы. В Сер-бии свя-той Пет-ке пос-вя-ще-но мно-же-ст-во хра-мов.
Му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (20 мар-та/2 ап-ре-ля) бы-ла род-ной сест-рой Фо-ти-ны-са-ма-ря-ны-ни, с ко-то-рой бе-се-до-вал Спа-си-тель у ко-лод-ца Иа-ков-ля. Вмес-те с Фо-ти-ной и дру-ги-ми сест-ра-ми она при-ня-ла му-че-ни-чес-кий ве-нец, каз-нен-ная по при-ка-зу им-пе-ра-то-ра Не-ро-на — жес-то-ко-го го-ни-те-ля хрис-ти-ан.
Все че-ты-ре свя-тые Па-рас-ке-вы по-нес-ли ве-ли-кие под-ви-ги и стра-да-ния за имя Хрис-то-во, и все они рав-ны в сво-ей свя-тос-ти пе-ред Бо-гом, но имен-но ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Пят-ни-ца осо-бен-но приш-лась по серд-цу рус-ско-му на-ро-ду, имен-но ей уда-лось, по-доб-но свя-ти-те-лю Ни-ко-лаю Чу-дот-вор-цу, стать поч-ти «рус-ской» свя-той.


Почитание святой Параскевы Пятницы на Руси

Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва всег-да поль-зо-ва-лась на Ру-си осо-бой лю-бовью и по-чи-та-ни-ем. Де-вуш-ки мо-ли-лись ей об удач-ном за-му-же-ст-ве, ма-те-ри — за сво-их де-тей. Во мно-гих де-рев-нях был обы-чай в день па-мя-ти ве-ли-ко-му-че-ни-цы (де-ся-тая пят-ни-ца по Пас-хе; 28 ок-тяб-ря/10 но-яб-ря) уст-ра-и-вать крест-ные хо-ды, мо-леб-ны, празд-нич-ные зас-толья. А име-нин-ниц в этот день бы-ло очень мно-го, пос-коль-ку поч-ти в каж-дой мно-го-дет-ной семье од-на из де-во-чек но-си-ла имя Прас-ковья (лас-ко-во Па-ра-шень-ка, Па-шень-ка, Па-рас-ка).
Счи-та-лось, что по мо-лит-вам ве-ли-ко-му-че-ни-цы сох-ра-ня-ет-ся се-мей-ное бла-го-по-лу-чие и счастье. До на-ча-ла XX ве-ка ико-ны свя-той Па-рас-ке-вы бы-ли поч-ти в каж-дом рус-ском до-ме. Кресть-я-не уби-ра-ли их лен-та-ми, цве-та-ми, вы-ши-ты-ми руш-ни-ка-ми, под-вес-ка-ми, ду-шис-ты-ми тра-ва-ми и так вы-но-си-ли на крест-ные хо-ды.
Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца по-чи-та-лась так-же пок-ро-ви-тель-ни-цей тор-гов-ли: имен-но по пят-ни-цам уст-ра-и-ва-лись тор-ги и яр-мар-ки. На этих тор-жи-щах неп-ре-мен-но ус-та-нав-ли-ва-лась ико-на Па-рас-ке-вы Пят-ни-цы.
В честь ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы на Ру-си стро-и-лись хра-мы и ча-сов-ни, ста-ви-лись до-рож-ные крес-ты с ее ико-ной, ко-то-рые так и на-зы-ва-лись «пят-ни-ца-ми». Да-же са-ми раз-вил-ки, пе-рек-ре-ст-ки до-рог то-же зва-лись «пят-ни-ца-ми». Бы-ло при-ня-то про-во-жать род-ных в даль-ний путь до «пят-ни-цы», или, на-о-бо-рот, встре-чать у «пят-ни-цы». У этих же «пят-ниц» де-ви-цы вы-ма-ли-ва-ли се-бе хо-ро-ших же-ни-хов.


Параскева - покровительница монашества

Хо-тя к свя-той Па-рас-ке-ве на Ру-си боль-ше об-ра-ща-лись как к пок-ро-ви-тель-ни-це семьи и бра-ка, ее мож-но счи-тать и пок-ро-ви-тель-ни-цей девства — са-ма свя-тая пред-поч-ла стать не-вес-той Хрис-то-вой, про-жив свою жизнь в чис-то-те и це-ло-муд-рии.
В жи-тии свя-ти-те-ля Гри-го-рия Бо-гос-ло-ва (IV век) есть сло-ва о том, что ви-де-ние этой свя-той де-вы оз-на-ча-ет при-зыв к не-по-роч-ной и це-ло-муд-рен-ной жиз-ни. Вот что рас-ска-зы-вал о сво-ей встре-че с ве-ли-ко-му-че-ни-цей из-ве-ст-ный ста-рец, схи-игу-мен Пско-во-Пе-че-рс-ко-го мо-нас-ты-ря Сав-ва (Ос-та-пен-ко) (1898-1980): «Ночью мо-лил-ся я пе-ред сво-ей чу-дот-вор-ной ико-ной Ка-за-нс-кой Бо-жи-ей Ма-те-ри. В за-бытьи (на-я-ву или в тон-ком сне — Бог весть!) яви-лась вдруг свя-тая же-на не-о-бык-но-вен-ной чис-то-ты и кра-со-ты. Кто она, я не знал. Она раск-ры-ла пе-ре-до мной всю кра-со-ту мо-на-ше-ст-ва, по-яс-ни-ла раз-ни-цу меж-ду жизнью мо-на-шес-кой и се-мей-ной. Она ска-за-ла, что мож-но спас-тись и в се-мей-ной жиз-ни, но мо-на-ше-ст-во вы-ше».
Вско-ре пос-ле это-го ви-де-ния отец Сав-ва (а тог-да он был еще прос-то Ни-ко-лай) уви-дел в хра-ме ико-ну свя-тых ве-ли-ко-му-че-ниц Вар-ва-ры, Ека-те-ри-ны и Па-рас-ке-вы. В свя-той Па-рас-ке-ве он уз-нал ту са-мую чуд-ную де-ву, ко-то-рая яви-лась ему в ви-де-нии и ука-за-ла путь к мо-на-ше-ст-ву.
Те-перь нас-та-ла по-ра рас-ска-зать о том, кто же она та-кая — свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва, по-лу-чив-шая от Гос-по-да дар ис-це-ле-ния ду-шев-ных и те-лес-ных не-ду-гов, хо-да-тай-ству-ю-щая за всех, кто об-ра-ща-ет-ся к ней с теп-лой мо-лит-вой.


Житие святой великомученицы Параскевы

Свя-тая Па-рас-ке-ва ро-ди-лась в го-ды царство-ва-ния им-пе-ра-то-ра Ди-ок-ле-ти-а-на (ко-нец III — на-ча-ло IV ве-ков) в го-ро-де Ико-ний (сов-ре-мен-ный Ко-ний, ны-не при-над-ле-жит Тур-ции) в семье бо-га-то-го се-на-то-ра. Ее ро-ди-те-ли бы-ли тай-ны-ми хрис-ти-а-на-ми и жи-ли в стра-хе Бо-жи-ем, стро-го соб-лю-дая за-по-ве-ди Гос-под-ни, но дол-гое вре-мя ос-та-ва-лись без-дет-ны-ми. Суп-ру-ги осо-бо по-чи-та-ли день крест-ных стра-да-ний Хрис-то-вых — пят-ни-цу, и про-во-ди-ли его в пос-те и мо-лит-ве, щед-ро по-да-вая ми-лос-ты-ню. За их ве-ру и тер-пе-ние Бог пос-лал им дочь, ко-то-рая ро-ди-лась имен-но в пят-ни-цу. Они так и наз-ва-ли ее Па-рас-ке-ва, что по-гре-чес-ки зна-чит «пят-ни-ца».
Ро-ди-те-ли вос-пи-ты-ва-ли Па-рас-ке-ву в бла-го-чес-тии и чис-то-те. Бла-гос-ло-вен-ная че-та отош-ла ко Гос-по-ду, ког-да де-вуш-ка бы-ла еще весь-ма юной. С детства Па-рас-ке-ва всем серд-цем воз-лю-би-ла Хрис-та и, дос-тиг-нув со-вер-шен-но-лет-не-го воз-рас-та, ста-ла под-ра-жать ве-ре и де-лам сво-их ро-ди-те-лей. Она стро-го ис-пол-ня-ла за-по-ве-ди Гос-под-ни, всег-да бла-го-го-вей-но чти-ла пят-ни-цу и при-ни-ма-ла стран-ни-ков в сво-ем до-ме. Бла-жен-ная Па-рас-ке-ва щед-ро тра-ти-ла свое зна-чи-тель-ное сос-то-я-ние, унас-ле-до-ван-ное от ро-ди-те-лей, не на ук-ра-ше-ния и рос-кош-ную жизнь, а на про-пи-та-ние и одеж-ду для бед-ных.
Де-вуш-ка от-ли-ча-лась ред-кой кра-со-той, но не об-ра-ща-ла ни-ка-ко-го вни-ма-ния на юно-шей, до-мо-гав-ших-ся ее ру-ки: она уне-вес-ти-лась Бес-сме-рт-но-му Же-ни-ху, для Ко-то-ро-го и жи-ла в чис-то-те и це-ло-муд-рии. По-доб-но рав-но-а-пос-толь-ным же-нам, Па-рас-ке-ва ре-ши-ла пос-вя-тить свою жизнь расп-ро-ст-ра-не-нию хрис-ти-а-нс-кой ве-ры сре-ди сво-их сог-раж-данязыч-ни-ков и неп-рес-тан-но ис-по-ве-до-ва-ла пе-ред на-ро-дом имя Гос-по-да Ии-су-са Хрис-та. Всем, кто при-но-сил жерт-вы язы-чес-ким бо-гам, она го-во-ри-ла:
— Ва-ши бо-ги — бес-чу-в-ствен-ные и глу-хие идо-лы!
Часть го-ро-жан, слу-шая Па-рас-ке-ву, уве-ро-ва-ла во Хрис-та, од-на-ко мно-гие с не-го-до-ва-ни-ем опол-чи-лись про-тив нее, на-па-ли на ис-по-вед-ни-цу и ра-ни-ли ее. Но Па-рас-ке-ва про-дол-жа-ла сме-ло про-по-ве-до-вать Сло-во Бо-жие и воз-ве-щать ис-тин-ный путь.
Ког-да им-пе-ра-тор Ди-ок-ле-ти-ан на-чал жес-то-кое го-не-ние на хрис-ти-ан, он по-ве-лел пра-ви-те-лю Ли-ка-о-нии Аэ-цию в подв-ла-ст-ных ему го-ро-дах прес-ле-до-ва-ни-я-ми и му-че-ни-я-ми ист-ре-бить хрис-ти-а-нс-кую ве-ру. Аэ-ций отп-ра-вил-ся в Ико-ний. Го-ро-жа-не тор-же-ст-вен-но встре-ти-ли сво-е-го пра-ви-те-ля. Они по-ве-ли его в храм — при-нес-ти жерт-ву идо-лам и воз-дать хва-лу им-пе-ра-то-рам.
Ут-ром сле-ду-ю-ще-го дня Аэ-ций вос-сел на три-бу-на-ле. Он при-ка-зал про-честь им-пе-ра-то-рс-кий указ о го-не-нии на хрис-ти-ан. Языч-ни-ки слу-ша-ли гла-ша-тая и ра-до-ст-но воск-ли-ца-ли:
— Дос-той-но по-ве-ле-ние, и пра-ве-ден суд са-мо-де-рж-ца!
Тог-да пра-ви-тель про-из-нес:
— Будь-те друзь-я-ми им-пе-ра-то-ра и вы-дай-те нам всех так на-зы-ва-е-мых хрис-ти-ан, ко-то-рые не хо-тят при-но-сить жерт-ву бо-гам.
— Свет-лей-ший пра-ви-тель,— от-ве-ти-ли ему ста-рей-ши-ны,— в на-шем го-ро-де жи-вет дочь се-на-то-ра. Эта де-вуш-ка ис-по-ве-ду-ет Рас-пя-то-го Хрис-та. Она отв-ра-ти-ла не-ма-ло лю-дей от пок-ло-не-ния на-шим бо-гам и ху-лит са-мо-де-рж-ца. Как толь-ко до нас до-шел слух о тво-ем при-ез-де в Ико-ний для ис-ко-ре-не-ния хрис-ти-а-нс-кой ве-ры, мы по-са-ди-ли ее в тем-ни-цу.
Пра-ви-тель при-ка-зал при-вес-ти де-вуш-ку. Ког-да во-и-ны ве-ли Па-рас-ке-ву к Аэ-цию, Свя-той Дух осе-нил бла-жен-ную ис-по-вед-ни-цу. Ее ли-цо ста-ло та-ким свет-лым, что лю-ди с удив-ле-ни-ем го-во-ри-ли друг дру-гу:
— Пос-мот-ри-те! Де-ви-ца не бо-ит-ся су-да гроз-но-го пра-ви-те-ля. Она не уд-ру-че-на пе-чалью, а си-я-ет от ра-дос-ти.
— Та-ков род хрис-ти-а-нс-кий: он стре-мит-ся к смер-ти боль-ше, чем к жиз-ни,— про-из-нес один из жре-цов.
Аэ-ций, пос-мот-рев на де-вуш-ку, уди-вил-ся ее кра-со-те и ска-зал ста-рей-ши-нам:
— Не кле-ве-ще-те ли вы на эту де-ви-цу? Нель-зя гу-бить та-кую сол-неч-ную кра-со-ту!
За-тем он спро-сил Па-рас-ке-ву:
— Как твое имя, де-ви-ца?
— Я хрис-ти-ан-ка, ра-ба Ис-тин-но-го Бо-га,— от-ве-ти-ла Па-рас-ке-ва.
— Со-зер-ца-ние кра-со-ты тво-е-го ли-ца скло-ня-ет ме-ня к кро-тос-ти,— про-из-нес правитель,— а ис-хо-дя-щие из тво-их уст сло-ва воз-му-ща-ют до глу-би-ны ду-ши!
— Спра-вед-ли-вый судья рад ус-лы-шать прав-ду,— воз-ра-зи-ла Па-рас-ке-ва.— Ты же, уз-нав прав-ду, разг-не-вал-ся.
— Я спро-сил твое имя и не ус-лы-шал от-ве-та, по-э-то-му и гне-ва-юсь,— лу-ка-во ска-зал Аэ-ций.
— Преж-де все-го, я наз-ва-ла свое имя в веч-ной жиз-ни — хрис-ти-ан-ка. Мое имя в жиз-ни вре-мен-ной, зем-ной — Па-рас-ке-ва. Я ро-ди-лась в пят-ни-цу. Имен-но в честь это-го дня ме-ня наз-ва-ли Па-рас-ке-вой. Мои ро-ди-те-ли всег-да с ве-ли-ким стра-хом и лю-бовью по-чи-та-ли пят-ни-цу и про-во-ди-ли ее в пос-те и мо-лит-вах.
— Как мож-но од-нов-ре-мен-но ис-пы-ты-вать страх и лю-бовь?— спро-сил пра-ви-тель.
— Пят-ни-ца — день стра-да-ний и смер-ти Гос-по-да на-ше-го Иисуса Хрис-та за род че-ло-ве-чес-кий. Стра-да-ния Хрис-та вы-зы-ва-ют бла-го-го-вей-ный страх, а Его Ис-ку-пи-тель-ная Жерт-ва все-ля-ет в на-ши серд-ца лю-бовь. Хрис-тос пост-ра-дал за нас, и я ра-ди Не-го го-то-ва уме-реть,— от-ве-ти-ла Па-рас-ке-ва.
— Пе-рес-тань го-во-рить как бе-зум-ная! При-не-си жерт-ву бо-гам, и тог-да за твою кра-со-ту я возь-му те-бя в же-ны. Ты ста-нешь об-ла-да-тель-ни-цей боль-шо-го бо-га-т-ства, мно-гие бу-дут те-бя ве-ли-чать и уб-ла-жать…
— У ме-ня есть на не-бе Же-них — Хрис-тос,— от-ве-ти-ла свя-тая Па-рас-ке-ва,— и в ином му-же я не нуж-да-юсь.
— Опом-нись, Па-рас-ке-ва, и от-ка-жись от сво-е-го Хрис-та! Я не хо-чу от-да-вать те-бя па-ла-чу для му-че-ний, ибо очень це-ню твою юность и кра-со-ту!— воск-лик-нул пра-ви-тель.
— Не жа-лей вре-мен-ной кра-со-ты. Се-год-ня она цве-тет, а завт-ра увя-нет. Луч-ше по-ду-май о сво-ей ду-ше: те-бя ждут веч-ные му-че-ния!
Пос-ле этих слов пра-ви-тель разг-не-вал-ся. Он по-ве-лел ра-зод-рать на де-вуш-ке одеж-ды и бить ее сы-ры-ми во-ловь-и-ми жи-ла-ми, а ра-ны рас-ти-рать вла-ся-ни-цей. По-ка па-ла-чи ис-тя-за-ли Па-рас-ке-ву, она не про-ро-ни-ла ни од-но-го зву-ка. Взи-рая на не-бо, свя-тая сла-ви-ла Гос-по-да и про-си-ла Его по-мочь пе-ре-нес-ти му-че-ния. Вско-ре Аэ-ций, ща-дя кра-со-ту де-вуш-ки, ос-та-но-вил па-ла-чей и лас-ко-во ска-зал:
— Уве-руй, де-ви-ца, в бо-гов, и я сох-ра-ню те-бе жизнь.
Но Па-рас-ке-ва мол-ча-ла.
— Мне ли ты не от-ве-ча-ешь, злое хрис-ти-а-нс-кое от-родье?— с гне-вом воск-лик-нул пра-ви-тель.
Вмес-то от-ве-та свя-тая плю-ну-ла ему в ли-цо.
Аэ-ций страш-но рас-сви-ре-пел. Он при-ка-зал под-ве-сить Па-рас-ке-ву на стол-бе и не-щад-но стро-гать ее бо-ка же-лез-ны-ми ког-тя-ми. Кровь страс-то-тер-пи-цы обиль-но обаг-ри-ла зем-лю, а те-ло бы-ло изод-ра-но до кос-тей. Один из па-ла-чей, ду-мая, что му-че-ни-ца умер-ла, ска-зал пра-ви-те-лю:
— Гос-по-дин, де-ви-ца мерт-ва. За-чем ты зас-та-вил нас так силь-но ее тер-зать?
Од-на-ко Па-рас-ке-ва бы-ла жи-ва, хо-тя ед-ва ды-ша-ла. Пра-ви-тель ре-шил, что она ско-ро ум-рет. Он при-ка-зал снять из-ра-нен-ную де-вуш-ку со стол-ба, бро-сить в тем-ни-цу и дер-жать там, не ока-зы-вая ей ни-ка-кой по-мо-щи. Свя-тую от-нес-ли в тю-рем-ную ка-ме-ру. От по-те-ри кро-ви и жес-то-ких ран она бы-ла так сла-ба, что не мог-ла да-же сто-нать и ле-жа-ла как мерт-вая.
В тем-ни-це Гос-подь не ос-та-вил Свою изб-ран-ни-цу. В пол-ночь к ней явил-ся Ан-гел. Его пле-чи и грудь бы-ли крес-то-об-раз-но пре-по-я-са-ны зо-ло-тым по-я-сом. В ру-ках он дер-жал ору-дия му-че-ний Спа-си-те-ля: крест, тер-но-вый ве-нец, копье, трость и губ-ку.
— Встань, де-ви-ца, общ-ни-ца стра-да-ний Хрис-то-вых. Я пос-лан уте-шить те-бя! Взгля-ни на крест и тер-но-вый ве-нец Нет-лен-но-го Же-ни-ха; пос-мот-ри на копье, ра-нив-шее Жи-вот-во-ря-щие Реб-ра, на трость, на-пи-сав-шую про-ще-ние гре-хов все-го ми-ра, и на губ-ку, ко-то-рая стер-ла Ада-мов грех. Встань, Па-рас-ке-ва! Хрис-тос ис-це-ля-ет те-бя!— про-из-нес Ан-гел.
Му-че-ни-ца слов-но про-бу-ди-лась ото сна. Ан-гел отер губ-кой ра-ны свя-той. И, о чу-до! Те-ло де-вуш-ки сде-ла-лось креп-ким и здо-ро-вым, а кра-со-та ее ли-ца еще бо-лее по-ра-зи-тель-ной. Па-рас-ке-ва с бла-го-го-ве-ни-ем об-ло-бы-за-ла ору-дия Хрис-то-вых стра-да-ний и прос-ла-ви-ла Бо-га. Не-бо-жи-тель ис-пол-нил по-ве-ле-ние Гос-под-не и стал не-ви-дим.
Ут-ром тю-рем-ная стра-жа уви-де-ла, что на те-ле Па-рас-ке-вы нет ран. Свя-тая бы-ла со-вер-шен-но здо-ро-ва. Она сто-я-ла и пе-ла мо-лит-вы. Страж-ни-ки ис-пу-га-лись, отп-ра-ви-лись к пра-ви-те-лю и из-вес-ти-ли его о чу-де. Аэ-ций при-ка-зал не-мед-лен-но при-вес-ти Па-рас-ке-ву. Уви-дев де-вуш-ку здо-ро-вой, нев-ре-ди-мой и не-о-бы-чай-но кра-си-вой, он с удив-ле-ни-ем воск-лик-нул:
— Как тер-пе-ли-вы на-ши бо-ги! Они сми-лос-ти-ви-лись над тво-ей юностью и кра-со-той, Па-рас-ке-ва, и ис-це-ли-ли те-бя!
— По-ка-жи, Аэ-ций, бо-гов, спас-ших ме-ня от смер-ти,— поп-ро-си-ла му-че-ни-ца.
— Иди в храм и уви-дишь на-ших бо-гов,— от-ве-тил пра-ви-тель.
Свя-тая вош-ла в язы-чес-кий храм. За ней пос-ле-до-ва-ли жре-цы и боль-шая тол-па лю-дей. В хра-ме бы-ло мно-же-ст-во эллин-ских ста-туй. Все ду-ма-ли, что Па-рас-ке-ва хо-чет пок-ло-нить-ся бо-гам и при-нес-ти им жерт-ву. Но свя-тая об-ра-ти-лась с го-ря-чей мо-лит-вой к Еди-но-му Ис-тин-но-му Бо-гу. При-кос-нув-шись к ста-туе Апол-ло-на, она про-из-нес-ла:
— Име-нем Ии-су-са Хрис-та по-ве-ле-ваю те-бе, льс-ти-во-му Апол-ло-ну, и всем на-хо-дя-щим-ся в этом хра-ме су-ет-ным бо-гам: пусть ва-ши ста-туи упа-дут на зем-лю и ра-зобь-ют-ся вдре-без-ги!
По сло-ву свя-той про-и-зош-ло силь-ное зем-лет-ря-се-ние. Все идо-лы упа-ли и рас-сы-па-лись в прах. Лю-ди вы-бе-жа-ли из хра-ма. Мно-гие, ви-дев-шие это чу-до, уве-ро-ва-ли во Хрис-та и ста-ли воск-ли-цать:
— Ве-лик Бог хрис-ти-а-нс-кий!
Не-чес-ти-вые жре-цы пош-ли к пра-ви-те-лю и пла-ча ска-за-ли ему:
— О пра-ви-тель! Мы го-во-ри-ли те-бе — каз-ни эту кол-дунью: она оболь-ща-ет го-ро-жан. Но ты не пос-лу-шал нас, и те-перь Па-рас-ке-ва сво-им ча-ро-дей-ством раз-ру-ши-ла все ста-туи в хра-ме! Убей эту вол-шеб-ни-цу!
Аэ-ций по-ве-лел сно-ва при-вес-ти Па-рас-ке-ву и с гне-вом на-чал доп-ра-ши-вать ее:
— Ска-жи мне, ка-ким волх-во-ва-ни-ем ты сок-ру-ши-ла на-ших бо-гов?
— Я низ-ве-рг-ла тво-их бо-гов не волх-во-ва-ни-ем, а име-нем Гос-по-да мо-е-го Ии-су-са Хрис-та. В хра-ме я об-ра-ти-лась к Не-му с мо-лит-вой: «Явись, Спа-си-тель, да-ро-вав-ший мне жизнь». И мой Гос-подь явил-ся, а твои бо-ги, лишь толь-ко уви-де-ли Его, зат-ре-пе-та-ли, упа-ли на зем-лю и рас-сы-па-лись. Ви-дишь, ва-ши бо-ги не мо-гут по-мочь да-же се-бе — как же они по-мо-гут дру-гим?
Что мог воз-ра-зить на этот до-вод Па-рас-ке-вы жес-то-кий язы-чес-кий пра-ви-тель? Вмес-то от-ве-та он при-ка-зал сно-ва по-ве-сить де-вуш-ку на стол-бе и жечь ее реб-ра го-ря-щи-ми све-тиль-ни-ка-ми. Опа-ля-е-мая ог-нем, свя-тая об-ра-ти-ла свой взор к не-бу и ста-ла мо-лить-ся:
— Гос-подь и Бог мой, Соз-да-тель и Про-мыс-ли-тель вся-ко-го тво-ре-ния! Ты дал прох-ла-ду трем ва-ви-ло-нс-ким от-ро-кам в ог-нен-ной пе-чи и опа-лил хал-де-ев, Ты спас от ог-ня пер-во-му-че-ни-цу Фек-лу. Ны-не про-шу Те-бя, Гос-по-ди, да сни-зой-дет на ме-ня, не-дос-той-ную, Твоя ве-ли-кая си-ла и из-ба-вит от без-за-кон-ных рук му-чи-те-лей, ибо не-чес-ти-вые му-жи сжи-га-ют мое те-ло.
По мо-лит-ве свя-той язы-ки пла-ме-ни по-вер-ну-лись к му-чи-те-лям — огонь стал очень силь-ным и опа-лил па-ла-чей. Часть го-ро-жан ис-пу-га-лась и бро-си-лась бе-жать. Но мно-гие из тех, кто ви-дел чу-де-са Па-рас-ке-вы, уве-ро-ва-ли во Хрис-та и воск-ли-ца-ли:
— Ве-лик Бог хрис-ти-а-нс-кий! Мы ве-ру-ем те-перь в это-го Бо-га!
Аэ-ций бо-ял-ся, как бы на не-го не вос-стал весь го-род, и при-ка-зал не-мед-лен-но усечь ме-чем го-ло-ву Па-рас-ке-вы.
Ког-да свя-тую при-ве-ли на мес-то каз-ни, ве-ли-ко-му-че-ни-ца по-вер-ну-лась ли-цом к вос-то-ку и об-ра-ти-лась к Бо-гу:
— Гос-по-ди, прос-лав-ляю мно-гох-валь-ное имя Твое! Ты, Гос-по-ди, не ос-та-вил ме-ня и дал мне, сла-бой, си-лы про-ти-вос-то-ять вра-гу. По-мя-ни ме-ня в этот час и бла-гос-ло-ви уме-реть за Те-бя. По-мо-ги всем лю-дям, пок-ло-ня-ю-щим-ся Тво-е-му крест-но-му под-ви-гу и стро-го пос-тя-щим-ся в день Тво-их стра-да-ний. По-мо-ги так-же при-зы-ва-ю-щим в по-мощь мое имя, из-бавь их ото всех бед и скор-бей и от-пус-ти им гре-хи, ибо Ты не хо-чешь смер-ти греш-ни-ка, но же-ла-ешь всем прий-ти к поз-на-нию ис-ти-ны и спас-тись. Ты Бог наш, и Те-бе по-до-ба-ет сла-ва во ве-ки. Аминь.
С не-ба из свет-ло-го об-ла-ка пос-лы-шал-ся Го-лос:
— Дер-зай, Па-рас-ке-ва! Я ис-пол-ню все, о чем ты про-сишь. Мно-гие име-нем тво-им спа-сут-ся от бед и скор-бей. Я ста-ну по-мо-гать всем, кто бу-дет бла-го-го-вей-но вспо-ми-нать твое му-че-ни-че-ст-во. У Мо-е-го От-ца те-бя ожи-да-ет оби-тель с муд-ры-ми де-ва-ми. Чер-тог Царства Не-бес-но-го при-го-тов-лен, рай отк-рыт для те-бя!
Страс-то-тер-пи-ца прос-ла-ви-ла Бо-га и ра-до-ст-но прек-ло-ни-ла го-ло-ву под меч. Ког-да па-лач от-сек го-ло-ву свя-той, воз-дух на-пол-нил-ся не-о-бык-но-вен-ным бла-го-у-ха-ни-ем, и Го-лос с не-ба воз-вес-тил:
— Ра-дуй-те-ся, пра-вед-ни-ки, ибо увен-ча-лась му-че-ни-ца Хрис-то-ва Па-рас-ке-ва!
Так за-вер-ши-лось мно-го-ст-ра-даль-ное жи-тие слав-ной Па-рас-ке-вы. Прек-рас-ней-шая не-вес-та Хрис-то-ва отош-ла к сво-е-му Не-бес-но-му Же-ни-ху.
Вско-ре не ста-ло и му-чи-те-ля пра-вед-ни-цы. На сле-ду-ю-щий день ут-ром пра-ви-тель Аэ-ций отп-ра-вил-ся на охо-ту. Вне-зап-но его конь взбе-сил-ся, встал на ды-бы и сбро-сил се-до-ка в за-рос-ли. Аэ-ций раз-бил-ся нас-мерть и так злос-ча-ст-но ис-пус-тил свою ока-ян-ную ду-шу.
Доб-ро-по-бед-ную му-че-ни-цу Па-рас-ке-ву хрис-ти-а-не с бла-го-го-ве-ни-ем по-хо-ро-ни-ли в ее до-мо-вом хра-ме. На мес-те ее пог-ре-бе-ния сра-зу же на-ча-ли со-вер-шать-ся чу-дес-ные ис-це-ле-ния. Мно-гие, кто при-хо-дил и ис-це-лял-ся, уве-ро-ва-ли во Хрис-та и при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние. Впос-ле-д-ствии мо-щи ве-ли-ко-му-че-ни-цы бы-ли роз-да-ны по мно-гим мо-нас-ты-рям и хра-мам, преж-де все-го тем, что на Святой Горе Афо-н.
Час-ти-цы ее свя-тых мо-щей хра-нят-ся и в Рос-сии: в Свя-то-Тро-иц-кой Сер-ги-е-вой Лав-ре, а также в мос-ко-вс-ком хра-ме Воск-ре-се-ния Гос-под-ня в Со-коль-ни-ках в лар-це, до-став-лен-ном с Афо-на в XIX ве-ке, и в дру-гих ме-с-тах. В Ка-за-ни (Чу-ваш-ская епар-хия) в хра-ме Рож-де-ст-ва Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы есть ра-ка с ча-с-ти-цей мо-щей ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-ра-ске-вы.

Житие великомученицы Параскевы Пятницы было очень популярно и хорошо известно на Руси. Жила святая в III веке в городе Иконии, где когда-то проповедовали христианскую веру апостолы Варнава и Павел. Её благочестивые родители особенно чтили день страданий Господних – пятницу. По этой причине и свою дочь, появившуюся на свет в этот день, назвали Параскевой, что в переводе с греческого языка означает «пятница».

Параскева Пятница: история жизни

Когда Параскева осталась сиротой, она продала имение, а полученные деньги раздала нищим, голодным и странникам. Обличая язычников и привлекая к вере во Христа жителей своего города, она обратила на себя внимание правителя. Пораженный неземной красотой девушки, он начал просить её отречься от христианской веры и принести жертву языческим богам. За это он пообещал взять её в жены и сделать госпожой над всеми. Но святая дева решила посвятить свою жизнь Господу и дала обет безбрачия. Она отказала правителю и посоветовала ему подумать о своей душе и обратиться к христианской вере.

Разгневанный мужчина приказал раздеть Параскеву и бить её воловьими жилами, строгать тело девушки, а раны натирать власяницей. Во время пыток истязатели не услышали от святой девы ни единого стона, что ожесточило их ещё больше.

На ночь Параскеву бросили в темницу, где случилось чудо. Перед ней явились два ангела, от которых она получила знаки особой милости Господней. Раны и язвы на теле святой ангелы обтерли губкой, которую когда-то прикладывали ко рту распятого Иисуса. После этого тело девушки стало чистым, а лицо ещё светлее, чем прежде. Отсюда и пошла поговорка: Параскева Пятница – Христовым страстям причастница .

Узнав о чуде, правитель обвинил девушку в колдовстве и потребовал усилить мучения. Однако и во время пыток продолжались чудеса:

  • на мучителей, которые собирались жечь тело святой свечами, перекинулся огонь;
  • деву бросили в котел с кипящей водой, но это не принесло ей никакого вреда – Параскева спокойно умылась, но, когда, этой же водой она брызнула на подошедшего правителя, тот моментально ослеп;
  • благодаря слезам и молитвам святой к правителю вернулось зрение;
  • девушку бросили на растерзание страшному змею, но она словами усмирила его.

Чтобы доказать силу и правоту своей веры, Параскева свергла статую Аполлона с пьедестала, а Господь в это же время разрушил остальных идолов, находящихся в храме.

Правитель, видя, что не может сломить девушку, приказал её казнить. Перед казнью Параскева просила, чтобы «на сады и нивы ни гусеницы, ни саранча, никакая другая пакость не нападала», чтобы «дома были полны всякого добра», чтобы «весь домашний скот сохранялся».

Суровое наказание постигло главного мучителя Параскевы: когда правитель после казни отправился на охоту, конь, на котором он ехал, сбросил его в ущелье.


Часовня у Пятницкого родника

Параскева Пятница: история праздника

Ещё в Древней Руси сложился культ Параскевы Пятницы. Уже в XII веке существовали храмы, посвященные ей (например, в Чернигове). В 1156 году в честь святой Параскевы была построена новгородская деревянная церковь, а в 1207 году в Новгороде возвели каменный храм, который и сегодня стоит на Ярославовом Дворище (новгородцы почитали святую как покровительницу купечества и торговли). И в последующие века в разных уголках России и Украины можно было встретить Пятницкие часовни и храмы, расположенные чаще всего на распутье дорог или у воды. Часовенки и деревянные скульптуры Параскевы ставили у ключей и колодцев, которые считали священными, а воду в них – целебной. Существует много икон с образом святой мученицы.

Православный народ почитает святую Параскеву как покровительницу скота и полей, целительницу от тяжелых телесных и душевных болезней, помощницу в женском рукоделии и защитницу семейного счастья. Ей молятся во время родов, о разрешении бесплодия, об исцелении детей. К святой обращались, если ребенок долго не начинал ходить. Молились Параскеве об урожае и предотвращении засухи.

В народном почитании Параскевы переплелись церковные сведения о великомученице и оставшиеся от языческих времен представления о женском божестве, покровительствующем ткачеству, прядению и браку, а также связанном с водной стихией.

Водной стихии отведена значительная роль в народном культе Параскевы Пятницы. Скорее всего, Параскева Пятница является непосредственным продолжением образа языческого божества Мокоши после принятия православной веры. Сохранились сведения о том, что наши предки приносили Пятнице жертву, бросая в колодец пряжу, кудель, монеты, полотенца, пояски, кусочки ткани (Матушке Пятнице на передник! ).

Судя по всему, эпизод жития, где мученица Параскева вернула правителю зрение, повлиял на то, что святую и целебную воду пятницких источников, часто употребляли для лечения глазных болезней.

Страшным грехом считалось осквернить почитаемый источник. За это следовала неминуемая расплата. Существует поверье, что одна женщина взяла из пятницкого колодца воду для стирки – в этот же день источник пропал. А женщина начала сильно болеть.

Существует много легенд о явленных иконах Параскевы Пятницы, найденных на берегу ручья, у родников, и даже на дне колодца.

Параскева Пятница: обычаи, традиции, обряды

Поколение за поколением в день Параскевы женщины выносили на улицу вытрепанный лен – устраивали «льняные смотрины». В таких смотринах принимали участие и девушки, которые стремились показать своё искусство обрабатывать лен будущим свекровям и парням. Первый обработанный лен несли в церковь для освящения.

Параскева Пятница – покровительница ткачих и прях, ткачества и прядения – представлялась в виде худощавой высокой женщины с не расчесанными длинными распущенными волосами, похожими на кудель. По мнению некоторых ученых, распущенные волосы Пятницы символизировали лён. По имени покровительницы этого дня в некоторых местах прялки называли «пятницами». В старину, худых и высоких женщин иногда награждали прозвищем – «долговязая Пятница».

Как в древние времена, так и в начале XX века существовал запрет в любую пятницу, а особенно в день памяти великомученицы Параскевы, на ткачество и прядение. Нельзя было не только прясть, но и держать дома коноплю и смотреть на веретено. По поверьям, нарушительниц запрета ждало жестокое наказание. К ним являлась Пятница, пугала их, могла свести пальцы на руках, навести судорогу, засыпать глаза, «затыкать» веретеном или железными спицами до смерти и даже превратить в лягушку.

Среди славян существовала вера, что святая Параскева покровительствует молодым семьям, бракам и помогает наладить отношения между породнившимися домами. В день Параскевы молодые зятья угощали тещу и тестя киселем с маслом. А девушки просили святую послать хорошего жениха: «Святая Прасковея, пришли мне жениха поскорее ».

С просьбой о женихах к великомученице обращались не только в день её памяти, но и в другие дни.

10 ноября для освящения несли в церковь зерно и разнообразные плоды, которые крестьяне хранили дома до следующего года. Освященные плоды служили своеобразным оберегом будущего урожая.

Видео: житие Параскевы Пятницы