Портал "дивное дивеево". Чудеса у святынь: как это работает

Почему православные ездят к святому старцу, жившему около двух сотен лет назад, за тысячу километров каждый год, что находят в Серафимо-Дивеевской обители, в свое время основанной преподобным? Разговор с паломниками из Чернигова.

Елена Нестеренко, руководитель группы

Первый раз в Дивеево я поехала в 1999 г. Пока доехали, то настолько устала - в дороге условий нормальных не было, плюс ехать очень долго, что ничего особенного не почувствовала.

А потом, в 2001 г., у меня обнаружили позвоночную грыжу. В это время мне в руки попалась книга, которую купила в 1999 г. в Дивеево, начала читать - о батюшке Серафиме, о том, как люди исцелялись и приезжали благодарить. Поняла, что это не просто информация, нужно ехать. В тот год я исцелилась, практически перестала чувствовать спину, которая до этого ужасно болела. Уже в последующие годы, я ездила не ради исцелений, Дивеево было таким местом, где я ощущала пасхальную радость.

Кроме того, что ездите сами, Вы еще возите группы. Что Вы можете сказать, как руководитель группы, об этих поездках?

Честно говоря, хочется людям максимально доставить радость, как доставляет эту радость батюшка.

Но и к поездке важно готовиться. Готовиться, т.е., поститься, молиться, причащаться весь год.

Если не готовиться, радость все равно будет, но не та, наверное. Есть такие люди, которые поехав один раз, больше не возвращаются. Но все равно они для меня родные. Родные для меня и те, кто ездит из года в год.

- А бывает такое, что человек на обратном пути говорит: «Зря поехал».

Ой, не знаю. Может, и бывают люди, которые один раз съездили и больше не хотят, просто вслух об этом не говорят.

Думаю, у каждого есть свой близкий святой. Для меня - это батюшка Серафим, а у кого-то - святитель Николай или другой святой. Я люблю батюшку Лаврентия Черниговского очень, но батюшка Серафим для меня еще ближе.

- А само Дивеево за эти годы меняется?

Монастырь постоянно меняется в лучшую сторону - на глазах разрастается, появляются новые постройки.

- Как принимают вашу группу там?

Очень тепло и радостно. Всегда возвращаемся с подарками.

- Почему так радушно, как думаете?

Потому, что батюшка хочет, чтобы мы порадовались.

Вот, Валентина, у которой мы жили, работала в скиту, в котором также трудился один мужчина. На престольный праздник обнаружили, что у него нет хорошей одежды. И негде взять. И вот матушке привозят мешок с одеждой из ее родного села, открывает первый, а там одежда вся, как для него подобранная. Нашли костюм, рубашку, обувь. Валентина плакала и от того, что батюшка Серафим помог одеть человека, и что показал, как нужно любить людей.

Сергей Глинка, мастер по ремонту медицинского оборудования:

Как-то ранней весной 2003 года мы поехали в паломническую поездку в Дивеево, и игуменья монастыря матушка Сергия, узнав, что мы из Черниговского казачества, предложила, прибыть нам на 100-ю годовщину прославления прп. Серафима Саровского. И вот, через пару месяцев, мы, около 20 человек-казаков, поехали в Дивеево.

Это как-раз был период укрепления моей веры, становления в христианстве. Мы уже около года посещали Спасо-Преображенский собор Чернигова, участвовали в богослужениях, и батюшка Андрей, настоятель собора, видя наше усердие, решил организовать казачество. Так верующие ребята, прихожане Спасо-Преображенского собора, надели форму. У каждого из нас за плечами были не один десяток лет, проведенных в церкви, многие еще с мамой, бабушкой ходили в храм.

- А что для Вас поездки в Дивеево?

Это подтверждение правильности выбора веры православной, а еще того - что есть духовный мир, который мы не видим. И мы должны с уважением относиться к этому миру, например, иконы – это окно в духовный мир, или святые мощи.

Был случай, женщина нам в Спасском соборе рассказывала, как ее дочь поступила в институт: «Я молилась перед иконой Богородицы. На коленях читала акафист Богородице, просила, чтобы Она помогла моей дочери поступить. И дочь поступила». Это чудо «на ровном месте». По вере всем дается.

Наталья, частный предприниматель:

Каждая наша поездка чем-нибудь, да отличается. А чем мне нравятся эти поездки? Определенной неустроенностью. Дома все комфортно, там я все решаю сама, потому что нахожусь на руководящей должности. Дома все от меня зависит, а в этих поездках от меня совершенно ничего не зависит.

-Тяжело?

Нет. Я ж знаю куда я еду. Это другая жизнь.

- Какая?

Тут можно помолиться спокойно. Наедине с собою побыть. Исповедаться, причаститься. Конечно, я понимаю, что это и в городе можно сделать, но там суеты много. В первый раз, когда ехала, то еще и в церковь не ходила. Первый раз сестер-монахинь в Дивеево увидела, узнала, как их быт устроен, сама на послушаниях побывала. Это вообще другая жизнь, другие люди.

Это уже седьмое мое паломничество. И, признаюсь, живу от поездки к поездке. Еще не успела домой приехать, а уже вернуться хочется. В первую очередь, на послушания.

- Как-то менялась ваша жизнь после того, как произошло соприкосновение с такими людьми?

Менялась, но не надолго. Потом снова погружаешься в реальность. Дома что? Дома - дети, семья, друзья, коллектив. А когда сюда приезжаешь, то забываешь и о налоговой, и о проплатах, обо всем.

Но все же… Я по натуре человек очень вспыльчивый, у меня характер тягчайший - всю жизнь командую, смирение для меня - подвиг. А вот здесь я как-то мягче становлюсь, добрее. И по крайней мере, если где-то «нашкодила», то сразу каюсь. Не всегда получается делать все так, как надо, но по совесть активизируется. Тут как-то осмысливаешь, что рядом батюшка Серафим, а главное, Господь близко. Здесь приглядываешься к окружающему миру, в себя заглядываешь, и понимаешь - вокруг одни чудеса. Вот что-то нужно, просто стал помолился: «Серафимушка помоги! Не могу куму свою найти». Только так сказала, а вот она - идет.

- В повседневной жизни все не так?

Суета. Может чудеса и есть, да кто их видит?

Здесь все по-другому. Если дома встать невозможно. То здесь встаешь ни свет, ни заря. Понимаешь, что смыл есть во всем том, что делаешь. У меня в этот раз выбор был или Турция, или сюда. Я выбрала Дивеево.

- Сожалеете о чем-то?

Сожаление только насчет своего поведения.

- А радуетесь чему?

Рада, что получилось взять с собою крестницу. Она за мною постоянно скучает. В этой поездке было время и пообщаться, и о Боге рассказать. У меня крестников много - 18 детишек. Трое таких, с которыми я более-менее стабильно общаюсь. А остальных мы с батюшкой крестили в тубдиспансере, я за них здесь и дома - всегда молюсь.

Тут обязательно каких-то новых людей встречаешь, и радуешься встрече. В этот раз мне очень хороший священник повстречался, у которого я исповедалась.

А еще в этой поездке особо понравились наши приключения, такие первобытные, местами, условия, комары такие злобные, ночевку в автобусе я буду с улыбкой вспоминать. Тяжеловато конечно, но ничего.

- Всем ли стоит ехать в такие поеездки?

Это все такое личное. Вы понимаете, можно никуда не ездить и дома молиться.

Люди зачем ездят по святым местам? Когда приезжаешь в монастырь не на пять минут, а приезжаешь на послушание, то многое меняется. Если бы дома так целый день на ногах - службы, послушание, источник, канавка, так можно было и «ноги протянуть», а здесь силы берутся откуда то. Это и есть благодать Божья, которую можно ощутить в таких местах по-особенному. Мне кажется, что в такие поездки ездят люди, чтобы подправить у себя что-то в душе.

- Нужно быть готовым дать возможность Господу подправить что-то ту тебя в душе?

Знаете, как я обычно говорю во время исповеди? «Во всех грехах каюсь, с Божьей помощью буду исправляться». А мне батюшка тут сказал, что неправильно это: «В конце нужно говорить так: отыми от меня, Господи, все грехи, которые Тебя оскорбляют». Совсем же смысл меняется - самой выбирать, что хочу исправить, или предоставить Господу исправить во мне то, что в первую очередь мешает моей христианской жизни.

Фото Александра Челышева

Количество записей: 53

Здравствуйте, батюшка! В ближайшие выходные от нашего храма состоится паломническая поездка в мужской монастырь с ночевкой. Я собиралась исповедаться и причаститься. Но сегодня у меня началась менструация, и к выходным не закончится. Не знаю, как быть. Без меня не поедут и сестра с племянником. Можно ли мне поехать, но не участвовать в таинствах? Или совсем нельзя?

Надежда

Надежда, отказываться от паломнической поездки, думаю, не надо. Вы прекрасно знаете, как себя вести в подобной ситуации. В храм зайти можно, помолиться. Побывать в святых местах всегда хорошо. Но, конечно, когда женщина находится в нечистоте, то причащаться нельзя, также нельзя прикасаться к иконам, к святыням и купаться в святом источнике. Пользу от поездки Вы и Ваши родственники все равно получите, и лишать себя этого не надо. Поезжайте. Исповедаться и причаститься можно будет в другой раз.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Мне 45 лет, и 20 лет я нахожусь в интимных отношениях с женатым мужчиной. В 2010 году мне сделали операцию (удалили опухоль и матку), и с тех пор у нас начались разногласия, он завел еще одну любовницу - я ревную, устраиваю скандалы, но отказаться от него не могу, очень его люблю. С 2010 года начала воцерковляться, в 2012 году посетила Оптину, готовилась к исповеди и причастию, но батюшка, выслушав меня - к причастию не допустил, сказав, что надо сначала избавиться от греха. Что мне делать, я устала от всего, не могу найти успокоения. Хотела поехать в Дивеево на неделю, чтобы успокоиться и поразмыслить, помолиться, а потом думаю, что к причастию не допустят, и опять я за пределами церкви... Посоветуйте, что мне делать.

Светлана

Здравствуйте, Светлана! Господь уже давно стучит в Ваши двери, и перечисленные Вами события явно говорят об этом. Промысел Божий старается отвести Вас от греха. Пора и Вам задуматься о своей жизни, ведь, как сказано в Священном Писании: "Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи … - Царства Божия не наследуют". (1 Кор. 6:9,10) . Вам нужно как можно скорее порвать со грехом, принести на исповеди искреннее покаяние и начать новую жизнь с Богом.

иерей Владимир Шлыков

Батюшка, я приехал в монастырь за советом, а на меня смотрели как на изгоя (типа - давай, быстрей). Я объяснил свою проблему, а в ответ: постись, читай Евангелие (я никогда в жизни такого не делал, и тут сразу). Да и смотрели на меня как-то искоса. Слезы на глазах, а в душе ПУСТОТА! ХОТЕЛОСЬ - совета, поддержки, а в итоге ничего не получил! Только - "постись и читай Евангелие. Прошло два месяца, а в глазах тот взгляд, как на изгоя и ничего больше! Просто хочется семьи и детишек, а ничего нет, как прокаженный! Просто обидно: я - здоровый парень, 36 лет, как будто заколдовали! Соседи - наркоманы - с детьми! ГДЕ ЖЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?! Не знаю, во что верить, и стоит ли вообще верить? Нет больше сил!

я Виталий

Дорогой Виталий, мне сложно на расстоянии определить, правильна ли Ваша оценка по поводу того, как к Вам отнеслись в монастыре. Но помните, что в монахи идут не для того, чтобы раздавать советы мирянам, а чтобы устраниться от мира. Поэтому лучше оставить монахов в покое и обращаться за советом к священнику своего прихода. Что же относительно данного Вам совета, то он абсолютно правилен, без молитвы и духовного чтения не может быть правильной духовной жизни. А семья, как и много другое, хотя и важны для человека, но вторичны по отношению к Вечности. Поэтому советую Вам прислушаться к словам Евангелия: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам" (Мф. 6:33) . Доверьтесь Богу и он поможет Вам! Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка! Я воцерковленная, 10 лет хожу в храм, езжу паломником в монастыри и храмы по многим городам. Но почему-то мне все в жизни достается с огромными трудностями.Почему так? Получение диплома, поиск работы, обретение друзей, восстановления здоровья, расположение руководства на работе - все это мне приходиться вымаливать глубокой и усердной молитвой годами. Замуж я вышла только после 30, молилась много и много лет, моя мама ездила в Иерусалим три раза по Святым местам, чтобы вымолить мне мужа. Господь мне многое дает, но все с такими препятствиями и скорбями.

Екатерина

И очень за Вас рад, Екатерина! Было бы гораздо хуже, если бы Господь осыпал Вас своими милостями без всякой Вашей просьбы. Сами посудите! Напротив – очень хорошо, что все обстоит именно так, это укрепляет веру и формирует характер. Настоящий воин Христов никогда не должен расслабляться. Только не унывайте – ведь, все, что Вы попросили, у Вас есть. Пусть не сразу, зато именно в тот час, когда это было Вам нужно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Простите за такой вопрос, грех, наверное, о мирском спрашивать, но я не знаю, как поступить. 2 года назад купил автомобиль и угораздило меня, не заметил, что порядковый номер паспота на него - 666140, а ведь модель моего авто именно 140, не понимаю, как можно было так подстроить порядковый номер. Так вот, после покупки я на нем 3 раза попадал в аварии, хотя до этого авто не знал что это такое, 2 раза в него врезались во дворе, когда он просто стоял припаркованный, а потом эти люди сами не могли мне объяснить, как это произошло. Все детали, которые я меняю, не выхаживают и месяц, и снова приходят в негодность. А еще недавно, изучив подробно документацию, я понял, что несколько его владельцев попросту умирали, и авто несколько раз переходило по наследству. Пытался продать, за полгода никто по объявлению даже не позвонил. Прости Господи, человек я глубоко православный и выбирал авто в основном для паломнических целей, для поездок на дальние расстояния, несколько раз выезжал на святые источники за 1000 верст, также посещал мужской монастырь, очень понравилось, проблем в эти поездки не возникало. Посещение святынь очень помогает для духовного развития. Но вот в повседневной жизни авто приносит в основном проблемы. Подскажите, что мне делать, после последней аварии вообще хожу пешком, счел грехом ездить на авто, меченом числом зверя, на святые места более пока не выезжаю.

Владимир

Здравствуйте, Владимир! Сами по себе цифры в паспорте ни на что повлиять не могут, это суеверие. Но если Ваш автомобиль не освящен, нужно его освятить. Закажите в храме молебен на всякое доброе дело и, если уж решили, продавайте машину. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Добрый вечер. Мама недавно рассказала, что после того, как она сходит в Церковь, ей становится плохо. То живот заболит, то еще что-то. А несколько лет назад она попала в больницу на операцию после того, как съездила в паломническую поездку и окунулась в святой источник. Потом на следующий год снова попала, но не так тяжело (тоже ездила в паломническую поездку). Слава Богу, обошлось без операции. Вот, как объяснить такую ситуацию? Заранее спасибо!

Альбина

Знаете ли, это дело не совсем простое, надо подробно обговорит эту ситуацию со священником лично, в приватной и пространной беседе. Вот именно так я бы и посоветовал Вам в данном случае поступить.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Собираемся в Израиль. Подскажите, пожалуйста, что обязательно должен посетить православный человек? И нужно ли покупать там иконы, кресты, свечи? И действительно христианам нельзя оставлять записки в Стене Плача? Спасибо.

Ирина

Ирина, в первую очередь следует посетить храм Воскресения Христова на Голгофе, затем можно побывать в Гефсиманском саду, на месте вознесения Спасителя и, конечно, в Вифлееме. А к Стене Плача православным христианам и подходить-то небезопасно: можно натолкнуться на оскорбления и провокации со стороны ортодоксальных иудеев.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что означает данное явление. При посещении святого источника Пантелеймона-целителя в Дивееве этим летом, мы вдвоем с сестрой увидели, что сама купель пуста и нет воды, все камушки на дне были сухими. Очень удивились, а через несколько минут, зайдя туда вновь, увидели, что другие женщины совершают там омовение и купель полная.

Ольга

Тут надо быть прозорливцем, чтобы понять точный смысл увиденного, но обычно человеку, которому дается какое-то видение, подается и ключ к его пониманию. Мне же остается только гадать. Например, в притче о сеятеле (Мк.4,3-23) сухая и каменистая почва символизирует поверхностную религиозность, которая не позволяет принять истину в сердце: "Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются" (Мк.4,16-17) . Может Господь намекал Вам на это, а может, произошедшее имеет какое-то естественное объяснение.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка! Мы женаты, дочке почти 4 года. Очень хотим второго ребенка, но не получается. Год по больницам, таблетки, и ничего... Начала ходить храм, научилась исповедоваться, причащаться, много чего узнала, очень нравится быть в храме. Потом попала на исповедь к батюшке и рассказала о своей проблеме, он сказал что лечиться тоже надо, после попала к другому врачу, в итоге нашли причину (непроходимость труб), операция, и вот, врачи сказали, что у нас есть год, если не забеременею - то после только ЭКО. Прошло уже полгода. Мне страшно. Об ЭКО и думать не хочу. Благодаря моему желанию иметь второго ребенка съездила в Дивеево, даже окунулась в источник, чудесным образом попала приложиться к поясу Богородицы, и была у Матронушки уже несколько раз. Говорили с мужем о венчании, но он сказал, надо подготовиться, и после Нового года тогда повенчаемся. Сейчас работаю с утра до вечера, редко хожу в храм, то некогда, то ленюсь. Находясь в обществе, сложно молится. Напало отчаяние, кажется, что никогда не смогу забеременеть, и еще врач сказал, что времени мало. Мысли только об этом. Поддержите советом.

Ирина

Здравствуйте, Ирина.
Берегите то, что имеете. Ваша задача - ухаживать за мужем и дочкой. А в остальном положитесь на волю Божию.
Я бы посоветовал Вам заказать в храме благодарственный молебен и поблагодарить Господа Иисуса Христа за то, что Он уже дал Вам.
Укрепи Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка. У меня такой вопрос. Как поступить с иконами, которые были куплены мною в паломнических поездках? Когда я начала только воцерковляться, то покупала иконы в каждом храме, куда приезжала. Сейчас икон очень много, некоторые лежат в моей "церковной" тумбочке вместе со свечами и лампадным маслом? Меня это очень смущает.

Паломничества

03 Августа 10 Ольга Иженякова

В Дивеево на шпильках

Дивеево давно стало частью моей жизни. Святые источники, Канавка Царицы Небесной и самое сокровенное - мощи батюшки Серафима, все это родное, мое. Надо ли говорить, что стараюсь в тех благодатных местах бывать по нескольку раз в год. Все начиналось довольно просто. Наш духовник, батюшка Амвросий, иеромонах Свято-Троицкого монастыря, что в Тюмени (видимо, совсем измучившись со мной) как-то в сердцах произнес:

Тебе бы в Дивеево на пару недель...

Что до этого было? На мой тогдашний взгляд, ничего особенного, ну, подошла к кресту с накрашенными губами, ну и что, казалось бы, я же батюшке пояснила накануне, что помада недешевая и следов не оставляет. И про юбку тоже, и туфли на шпильках, и даже декольте - все пришлось ему выслушивать. Забегая наперед скажу, что ухаживать за собой, несмотря даже на, казалось бы, воцерковление, не перестала. Но многое поменялось во мне за это время. Почему я так подробно это рассказываю? Чтобы дать понять, каково мне пришлось в суровом женском монастыре, где бабульки - прихожанки постоянно мне напоминали о грехе мшелоимства и моем конкретном месте в аду.

К сожалению, в Дивеево, как правило, едут, когда ситуация непоправима, например, настигла болезнь. Едут, чтобы Бог, по молитвам Серафима Саровского, явил чудо исцеления. Вот это ожидание чуда прямо-таки витает в воздухе, но это, на мой взгляд, неправильно, в Дивеево лучше ехать просто так, отдохнуть душой, подышать свежим воздухом, искупаться в святых источниках, помолиться, тем более, что бытовые условия с каждым годом все лучше.

Впрочем, на ожидании чуда я бы хотела акцентировать особое внимание. Оно сродни вере в сказку про доброго волшебника, который обязательно исполнит желание и накажет неугодных. В келье, на Канавке, в трапезной то и дело слышишь, вот, мол, после посещения Дивеево все стало на свои места - исцелилась (исцелился), бизнес пошел в гору, вышла замуж...Смотришь, вроде бы взрослые люди, часто образованные, но ведут себя порой, как школьники младших классов. Так и мой сын. Когда он первый раз посетил Дивеево, было ему лет девять-десять, и он, поддавшись вездесущему чувству чуда, на полном серьезе «выпрашивал» потом у батюшки Серафима «тройку» по английскому...

Порой, глядя на многочисленных богомольцев, невольно задумаешься, почему люди так увлечены внешним? Молитв на Канавке должно быть обязательно сто пятьдесят, платочек в «нахмурку», а не так, как у грещниц-комсомолок - завязанный на затылке, сорочки для купания скромные, безо всяких рюшечек, а то «за них бесы цепляются», и непременно нужно заказать столько-то сорокоустов, молебнов, заказных обеден... То и дело подмывало крикнуть: «Люди! Но разве вы за этим сюда приехали?».

Но... постепенно перестаешь замечать эти вещи и просто думаешь о спасении, о том, что жизнь продолжается за гробом и обязательно нужно будет проходить мытарства, где будет взвешено каждое слово, каждая мысль, не зря сказано: «И намерения сердец Господь приемлет», а потому начинаю осваивать совершенно новое пространство мысли, впервые пишу такую эсэмэску: «Дорогая мамочка! Любимый сыночек! Я вас очень-очень люблю! Берегите себя!».

Про Казанский собор монастыря святой говорил, что при конце света «церковь эта будет целиком взята на небо». Про другой собор — Троицкий — предсказывал, что «убогий Серафим упокоится здесь телом». «Современники старца очень удивлялись этим его словам: “Нешто саровские вас отдадут?” Ведь старец подвизался в монастыре в Сарове, что в 20 км от Дивеева, туда за советом к нему и ходили сёстры», — рассказывает «АиФ» игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Произошло так, как и предсказывал великий старец, хотя сразу после прославления в лике святых в 1903 г. его мощи сначала находились в Сарове. После революции и закрытия монастыря они, как считалось, пропали, но были обретены чудесным образом в 1990 г. в Ленинграде в запасниках Музея религии и атеизма. Саров к тому времени превратился в ядерный центр страны, закрытый город, куда можно было попасть только через военный КПП. Поэтому мощи преподобного, пройдя крестным ходом полстраны, упокоились в Дивееве, в Троицком соборе.

Рака с мощами преподобного Серафима Саровского. Фото: Из архива монастыря

Свеча старца

Среди моря людей, встречавших в 1991 г. во вновь открытом монастыре мощи Серафима Саровского, была и 91-летняя схимонахиня Маргарита (Лахтионова) . До революции она 15-летней пришла в Дивеевскую обитель, став послушницей. В 1927 г. после разгона монастыря большевиками насельницы, а их было больше тысячи, ушли в мир.

Большинство монахинь прошли тюрьмы и лагеря, но от веры и монашеских обетов не отказались. Так, мать Маргарита провела в лагерях почти 10 лет. Вернувшись, поселилась в Дивееве недалеко от разорённого монастыря. Это у неё хранилась свеча старца Серафима, которую он незадолго до своей смерти в 1833 г. передал сёстрам со словами: «С ней вы меня будете встречать в Дивееве». Более 150 лет свеча передавалась от одного поколения монахинь к другому. И вот в 1991 г. мать Маргарита, будучи глубокой старицей, пришла встречать мощи святого Серафима с той самой свечой — она передала её дивеевскому протодиакону, тот вставил её в подсвечник и зажёг.

Одна из святынь обители - чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Фото: Из архива монастыря

После 1991 г. стало исполняться и другое предсказание великого старца о том, что, как только его мощи упокоятся в Дивееве, обитель начнёт расцветать с новой силой и со временем превратится в лавру, то есть в крупнейшую и по территории и по количеству насельников обитель. «Батюшка Серафим предсказывал, что территория монастыря раскинется до реки, — рассказывает матушка Сергия. — Может, это произойдёт и не при нашей жизни. Но мы уже задумываемся, куда можно было бы переселить организации, которые находятся на этой территории, — прокуратуру, здание УВД, два здания администрации и другие». Впрочем, за предыдущие 25 лет пришлось переселить гораздо большее количество организаций, которые заняли в своё время помещения и храмы обители, а также извлечь из рва святой Канавки канализационные трубы.

«В те годы для этого нужно было 5 тысяч долларов, — вспоминает матушка игумения. — Денег не было. И вдруг приходит незнакомый человек и жертвует ровно эту сумму».

Казанский храм, который будет вознесён на небо. Фото: Из архива монастыря

Чудеса на канавке

Святую Канавку сооружать начали ещё при жизни преподобного Серафима, которому это повелела сделать Сама Царица Небесная. Богородица 12 раз являлась старцу. «Я по своей воле в монастыре ни одного камешка не поставил, только по указанию Царицы Небесной», — говорил батюшка и наказывал, что ширина Канавки должна быть 3 аршина (1 аршин — 71 см), глубина рва также 3 аршина, а землю, которую выкапывают, надо кидать вовнутрь обители, да так, чтобы высота рва стала тоже 3 аршина. «Земелька эта будет как золото цениться», — предрекал старец, объясняя это тем, что по Канавке каждый день проходит Богородица, которая взяла Дивеево в Свой четвёртый Удел (после Афона, Иверии и Киева. — Ред.).

Сёстрам он говорил: «Если бы вы знали, какая это Канавка, — это ограда до небес! Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдёт, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдёт».

Землю с Канавки паломники берут с собой, прикладывают к больным местам, получая исцеление. «Кто Канавку пройдёт да 150 раз произнесёт про себя молитву “Богородице Дево, радуйся”, тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говорил преподобный Серафим.

В возрождённом монастыре Канавку обустроили именно так, как наказывал старец Серафим. Фото: Из архива монастыря

«Мы ничего не просили»

Многие паломники посещают и скиты обители, которых с 1991 г. возникло более двадцати. «Мы ничего не просили. Господь всё Сам давал в руки, — рассказывает матушка настоятельница и приводит лишь один пример. — В начале 90-х гг. глава одной из сельских администраций сказал, что у них живут две бабушки, которые очень просят меня приехать. Две сестры, две старые девы, Екатерина и Анастасия . При встрече они мне говорят: “Матушка, как мы вас ждали, как молились преподобному Серафиму!” И показывают своё богатство — большой портрет старца на холсте, дореволюционный. Были у них и другие сокровища — 10 пар войлочных ботиночек “прощай молодость”, 10 пар чулок и 5 тысяч рублей, отложенных с пенсии. “Мы всё это отдадим, только возьмите нашу церковь на восстановление!” А там храм каменный без окон, без крыши, как после бомбёжки, птицы внутри летают. А бабушки всё просят: “Наша деревня Автодеево созвучна с Дивеево”.

Приехал к нам патриарх Алексий II , повели его смотреть храм этот по битому кирпичу и птичьему помёту... А через год Святейший уже стоял здесь на амвоне. Кругом была чистота и порядок. Одну из бабушек, Екатерину, в этом храме отпевали, а вторая, Анастасия, приняла монашество и доживала у нас свой век». Особая история связана и с монастырским кладбищем. «Ещё 10 лет назад это было чистое поле, а теперь там построена деревянная церковь, разбит парк, устроен пруд с золотыми рыбками. Сделано всё это старанием нашего благодетеля Вячеслава. Он сам очень верующий человек. И его главной заботой было привести к вере отца. По молитвам Вячеслава отец перед смертью покаялся и причастился, умер примирённым с Богом. Его могила стала одной из первых на монастырском кладбище. В памятные дни отца (рождения, кончины и дня ангела) Вячеслав обязательно приезжает на его могилу, посещает службу, вычитывает по усопшему Псалтырь — а это 6 часов непрерывного чтения. В нём такой заряд твёрдости веры, что я порой привожу его в пример сёстрам».

Работы по восстановлению и обустройству Святой Канавки. Фото: Из архива монастыря

Святые источники

Большинство паломников обязательно посещают святые источники, коих в Дивееве и округе более десяти. Окунаются с молитвой об исцелении. Многие выздоравливают. «Кому-то быстро выздороветь полезно, а кому-то нет. Господь Сам видит, что человеку нужно», — говорит матушка игумения. К слову, она сама до пострига более 10 лет проработала врачом, хотя с юности знала, что путь её иной — монашеский. Матушку воспитывали верующие родители, семья жила в Сергиевом Посаде, на службы ходила в Троице-Сер-гиеву лавру. За советом к тамошним старцам семья будущей игумении обращалась не раз.

«Когда мне исполнилось 20 лет, мама привела меня к архимандриту Серафиму (Шинкарёву) и сказала, что хочет сейчас знать, как буду я устроена, — рассказывает матушка Сергия. — Старец сказал: «Она будет монахиней». В это время я была студенткой мединститута. Мама моя возразила: «Батюшка, да это же скучно». А старец: «Мне не скучно, и ей не будет скучно!» В юности матушка жалела, что у них семья состоит всего из четырёх человек (у матушки есть сестра): «А теперь моя семья в сотни раз больше, у нас в монастыре более пятисот сестёр. Игумения нашей обители — Сама Царица Небесная, а наш главный попечитель — преподобный Серафим. И это не преувеличение. Присутствие Божией Матери ощущает каждый, кто переступает порог обители, каждый, кто пройдёт по Канавке. А те, кто прикладывается к раке с мощами преподобного, никогда не уходят неутешными. Сбываются слова старца: «Приходите ко мне как к живому, и я вам помогу».

Крестный ход на Святой Канавке. Фото: Из архива монастыря

Святая Канавка - одна из главных святынь монастыря. В 1825 г. Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав, как следует обнести это место канавой и валом.

Чудеса исцелений во все времена вызывали благоговейный трепет. В них верили и не верили, их искали и ждали. Люди, страдающие тяжелым недугом, или их любящие родственники готовы были предпринимать долгие и трудные паломничества лишь для того, чтобы поклонится мощам почитаемого святого, и другим святыням.

Чудеса становились весомым аргументом и в пользу канонизации почивших праведных людей.

Чудеса исцелений в 1903 году

В 1903 году в Москве в Успенском соборе была выставлена для поклонения мантия святого преподобного Серафима Саровского. И тогда было записано несколько случаев чудесных исцелений.

У одного дворянина 30 лет наблюдались сильные желудочные боли. Под конец он ослаб и еле ходил. Тем не менее он надеялся на исцеление и потому поехал ко всенощной в Успенский собор 18 июля. Он приложился к иконе святого и его мантии, и выйдя из храма сразу же почувствовал, что боли нет. К нему вернулась бодрость, и впоследствии он стал совершенно здоровым.

В то же время рязанский помещик Шатилов привез к мантии преподобного Серафима Саровского свою расслабленную родственницу. В собор ее несли на руках, а на следующий день она самостоятельно стояла на службе и сердечно благодарила батюшку Серафима за исцеление.

Серафимо–Дивеевский монастырь: отзывы об исцелении

В наши дни, как и в прошлом веке, фиксируют случаи исцелений для укрепления веры сомневающихся в святости преподобного Серафима Саровского. Речь идет о чудесах, записанных со слов исцелившихся или их родственников.

Вот несколько из них.

В 1999 году Алевтина, страдающая сильными болями в ногах, так что приходилось постоянно из перевязывать, приехала в Дивеево. Алевтина молилась от души и очень надеялась на исцеление, когда окуналась . Чудо произошло и домой она вернулась с развязанными ногами и без болей.

Шилина Ирина из города Нижний Новгород приехала в Дивеево в 1994 году. 25 лет она болела кожным заболеванием, а после купания в источнике батюшки Серафима получила исцеление.

Олега Кудрявцева из Чебоксар с сильными головными болями привез в Дивеево его брат. Врачи обнаружили опухоль в голове у молодого человека. После купания в источнике батюшки Серафима, боль ушла. А повторное медицинское обследование через неделю показало отсутствие опухоли.

А вот несколько случаев, когда страждущие получали исцеления от болезней после помазания маслом б. Серафима. Освященное масло из лампады, горящей у мощей святого преподобного Серафима Саровского, можно взять в монастыре совершенно свободно в Преображенском соборе.

Так, верующей женщине Александре привезли освященное масло из Дивеева. Она помолилась и помазала святым маслом свою ногу, пораженную гангреной. И исцелилась! Чудо было таким явным, что поразило многих. Женщина жива и ходит. Обе ее ноги белые, хотя ранее пораженная нога была черного цвета.

В 1996 году был еще один интересный случай. Семинарист П. из Троице–Сергиевой лавры от сильной боли в желудке не мог ходить. Тогда он с благословения выпил теплого масла из лампады у , и боль покинула его. Во вторую свою поездку в Дивеево юноша сообщил, что болезнь его более не беспокоит.

О чем просят Серафима Саровского

В молитве к святым угодникам Божиим можно высказать любую свою нужду и сердечно помолиться. И все же исторически так складывается, что у каждого святого, есть как бы своя «сфера», в которой он наиболее часто помогает обращающимся к нему. Так, Николаю Угоднику молятся об успешном замужестве и помощи в финансовых вопросах; святым Петру и Февронии Муромским – о семейном благополучии; а болезней ног, суставов, боли в спине и голове.

Как просить святого преподобного Серафима Саровского об исцелении

Прежде всего настройтесь на молитвенный труд и приступайте к нему с благоговением. Помните, что тяжелые недуги даются нам не просто так. Порой они нужны для укрепления в вере (многие приходят к Богу именно через страдания). Иногда такие болезни даются исключительно для славы Божией – дабы через исцеление люди увидели чудо. Но бывает и так, что болезнь дается как жизненное испытание.

Возможно именно поэтому и чудеса происходят по-разному. Одним помощь дается с первого раза, как только оказываются в Дивеево, другим приходится совершать молитвенный труд по несколько месяцев, и даже лет, не раз приезжая в Дивеевскую обитель. А кто-то так и остается не исцеленным от физического недуга, но получает духовное утешение, облегчение болей, терпение и мир в душе.

Но никто, чье сердце открыто, не остаются неутешенными. Дивеево – особое место, где благодать разлита в воздухе и чудеса – реальность. А еще, батюшка Серафим – очень любвеобильный святой. Всех приходящих к нему при жизни, он встречал словами пасхального приветствия: «Радость моя, Христос Воскресе!». И эту пасхальную радость можно ощутить и после его кончины, здесь, в Дивеево.

Татьяна Страхова