Страшные рассказы гоголя. Гоголь: Страшная месть

Данило узнал, что его тесть является злобным колдуном. Он приговорил его к смертной казни, но Катерина, поддавшись речам старого отца, обманула мужа и отпустила преступника. Вскоре колдун насылает смерть на Данило и его малолетнего сына, а позже убивает и свою сошедшую от горя с ума дочь. Но зло не могло остаться безнаказанным, и старика ждёт расплата за все смерти.

В первую очередь, это произведение о природе человеческой мести, именно мстительность стала фактором, на который нанизан весь сюжет повести. Автор показал, что наказуемо не только намеренно причинённое зло, но и совершенное с благой целью.

Читать краткое содержание Гоголь Страшная месть

На свадьбу сына Горобца приехал Данило Бурульбаш с супругой Катериной и маленьким сыном. Для благословения новобрачных вынесли иконы, и тут один из гостей обратился в уродливого старика: оказалось, это был колдун, испугавшийся святых ликов.

В темноте казак с семьей плывёт по Днепру обратно в свой хутор. Катерина опечалена, говорит, что, хоть и жаль ей старика, но она всегда испытывала страх от колдунов, несущих гибель всем встречным. Данило отметил, что не старика следует опасаться, а врагов, пытающихся перерезать им путь к запорожцам. Но, проплывая мимо старого кладбища, они увидели качающиеся в темноте кресты и восставших мертвецов. Маленький Иван проснулся и, испугавшись, начал плакать. Отец берёт сына на руки и успокаивает, говоря, что это всё старик пугает их.

Наконец, добралось семейство в свой хутор. Все улеглись спать. Утром отец Катерины, недавно вернувшийся после 20-летней разлуки и живший теперь с ними, начал выяснять у дочери, почему она так поздно вернулась домой. Между Данило и тестем началась ссора, а после они схватились за сабли. Катерина с трудом смогла усмирить обоих, и схватка прекратилась: мужчины пожали друг другу руки в знак примирения.

На следующее утро Катерина признаётся, что видела во сне, будто её отец занимается колдовством. Как только свечерело, Данило решил проведать заброшенный замок. Казак увидел, как кто-то темноте идёт прямо в логово колдуна. Решив проследить за ним, Данило взбирается на дерево. В окошко он увидел, как в одной из комнат старик обратился в колдуна. Старик вызвал душу, выпорхнувшую из спящей Катерины, и начал требовать её любви. Но душа воспротивилась этому, призывая отца к покаянию.

Данило ошеломлён, а узнавшая про всё Катерина отрекается от отца. Колдуна Данило посадил на цепи и за клетку, его ожидала казнь за тайный сговор с ляхами. Но магу удалось убедить дочь, что, если она его отпустит, он уйдёт в пещеры и начнёт праведную жизнь, прося у Бога милости. Катерина выпустила отца, впервые в жизни обманув мужа.

Данило чует свою приближающуюся смерть и просит супругу заботиться об их ребёнке. И правда, вскоре набежали ляхи, начали сжигать дома и угонять скотину. Начинается битва, в которой Данилу смертельно ранят. Катерина рыдает над телом мужа. Колдун, приложивший руку к смерти зятя, плывёт к своим развалинам. Он вновь пытается вызвать душу Катерины, но вместо неё видит чьё-то чужое пугающее лицо.

Катерина живёт в Киеве в семье есаула Горобца. Вдову пугают сны, в котором ей грозятся убить сына. Успокоив испуганную женщину, все легли спать. Ночью сына нашли в колыбели мёртвым. Катерина лишилась рассудка: безумно танцевала, размахивая кинжалом, и искала своего отца, чтобы заколоть его.

Вдруг приехал незнакомец, товарищ Данилы. Он разыскал Катерину и начал с ней беседовать о покойном. Во время разговора Катерина вдруг сделалась разумной, казалось, душевный недуг оставил её. Незнакомец поведал, что Данила взял с него обещание в случае смерти взять Катерину под свою опеку. Женщина сразу узнала своего отца и кинулась на него с ножом, но старик выхватил у неё кинжал и убил свою дочь.

На вершине высокой горы показался великан. Колдун в панике скрылся, так как узнал в исполине того, что явился ему во время заклинаний. Прибежал он к монаху, чтобы тот помолился за его душу, но буквы в священных книгах налились кровью, и монах отказался читать за спасение такого грешника. Убив в ярости монаха, колдун бежал дальше, но куда бы он не двигался, всё равно приближался к исполину. Схватил великан старика в ладонь, и тотчас тот умер. Уже мёртвыми глазами колдун увидел, как на всех землях поднимаются мертвецы и тянут к нему свои костистые руки. Великан, смеясь, бросил им тело колдуна и его сразу же растерзали.

“Страшная месть” – мистическая повесть, вошедшая в сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Произведение датируется 1831 годом. Изначально оно именовалось “Страшная месть, старинная быль”, однако в последующих изданиях часть названия была упразднена.

В повести красочно описывается украинский быт, обычаи, запорожское казачество. Рассказ изобилует образами из украинского фольклора. При прочтении становится очевидным влияние народных песен, притч и дум.

На свадьбу сына есаула Горобца приезжают казак – Данило Бурульбаш с молодой женой Катериной и годовалым сыном. Празднование проходило вполне обычно, но как только отец вынес иконы, чтобы благословить молодоженов, один из гостей вдруг обернулся чудовищем и сбежал, испугавшись образов.

После этого случая внезапно объявляется отец Катерины, пропавший без вести много лет назад. Катерину начинают мучить ночные кошмары о том, будто колдун, сбежавший со свадьбы, и есть ее отец. Во снах он просит дочь отказаться от мужа и полюбить его. Своим странным поведением отец только подтверждает ее опасения: он ничего не ест и не пьет, кроме какой-то жидкости из бутыли, которую носит при себе. Казаки из-за этого тоже начинают подозревать что-то неладное.

В это время происходят зловещие явления: ночами из могил на старом кладбище стали подниматься мертвецы, вой которых говорил о страшных муках.

Разоблачение колдуна, смерть Данилы и сумасшествие Катерины

Между Данилом и тестем произошла ссора, которая привела к драке, однако Катерине удалось помирить мужа с отцом. Но Данило по-прежнему не доверял странному тестю и решил проследить за ним. И не зря. Однажды ночью казак заметил, что в заброшенном замке, которого все остерегались, загорелся свет в одном из окон. Он отправился к замку и увидел сквозь окно, как колдун, обернувшись чудовищем, вызывал душу Катерины и требовал, чтобы она полюбила его. Но душа была непреклонна.

Данило схватил тестя и заточил за решетку, укрепленную молитвами священника так, чтобы всякое колдовство в этой темнице было бессильным. Однако колдун, сыграв на чувствах дочери и пообещав, что пострижется в монахи, уговорил ее выпустить его. Данило не догадывается о том, кто освободил узника, а Катерина испытывает сильные переживания из-за своего поступка.

Тем временем пришли известия о нападении ляхов на хутор. Данило, одолеваемый предчувствием скорой гибели, отправился в бой, велев жене заботиться о сыне.

Интуиция не обманула казака. На поле брани Данило вдруг заметил в рядах противника своего тестя. Решив расправиться с колдуном, Данило устремился к нему, но колдун точным выстрелом убил зятя.

Катерина, получив известие о гибели мужа, снова стала видеть кошмары. Во снах ей являлся отец с требованием стать его женой. В случае отказа он угрожал убить ее годовалого сына. Есаул Горобец забрал вдову в свой дом, велев своим людям охранять ее и ребенка от колдуна. Но однажды ночью Катерина вскочила с постели с криками: “Он зарезан!”. Зайдя в комнату, она действительно увидела в кроватке мертвого младенца.

Не в состоянии справиться с горем от потери мужа и сына, Катерина лишилась рассудка: распустила косы, пела и танцевала полуголой среди улицы. Вскоре она тайком сбежала от есаула домой, на хутор.

Спустя некоторое время на хутор приехал мужчина. Он рассказал, что воевал бок о бок с Данилой и был ему лучшим другом. Мужчина так же заявил, что Данило перед смертью высказал свою последнюю волю: попросил друга взять его вдову в жены.

Тогда Катерина поняла, что этот казак – вовсе не друг ее покойного мужа. Она узнала ненавистного колдуна и бросилась на него с ножом. Но он выхватил оружие из рук дочери и зарезал ее, после чего сбежал с хутора.

В нашей новой статье мы приготовили для вас . Это великое произведение пронизано духом героизма и уважения к великим воинам Запорожской Сечи.

Предлагаем вам ознакомиться с “Ревизор”, где автор нарисовал картину всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола России, образы плутов и взяточников, ставших героями его пьесы.

После этого появилось под Киевом странное явление: вдруг стали видны Карпаты. По горной дороге мчался на лошади отец Катерины, пытаясь уйти от всадника с закрытыми глазами. Колдун обнаружил пещеру, в которой жил схимник (монах-затворник). Убийца обратился к нему с просьбой отпустить ему грехи. Однако схимник отказался, ведь грехи были слишком тяжкими. Тогда колдун убил схимника и вновь пустился в бега, но какой бы дорогой он не ехал, любая приводила его к Карпатским горам и всаднику с закрытыми глазами. Наконец всадник поймал колдуна и убил.

Тогда увидел колдун, как вокруг стали появляться мертвецы с лицами, похожими на его собственное. И принялись они грызть его плоть.

Развязка: песнь бандуриста

Причины всего произошедшего становятся ясны из песни старого бандуриста. Он рассказывает историю о двух братьях, Петре и Иване, живших задолго до описываемых событий. Из этого рассказа становится ясно, что судьба Катерины, ее отца, мужа и сына была давно предрешена.

Однажды король Степан пообещал щедрое вознаграждение тому, кто сможет поймать пашу, который мог изрубить весь полк с одним лишь десятком янычар. Братья решили взяться за эту миссию. Ивану улыбнулась удача, и он получил награду, но из великодушия решил отдать брату половину. Однако гордость Петра все же была задета, из-за чего он вознамерился отомстить брату. Когда они ехали на подаренные Степаном земли, Петро сбросил Ивана с обрыва вместе с ребенком, которого тот вез. Иван зацепился за сук во время падения и стал молить пощадить хотя бы сына, но брат сбросил их в пропасть.

Когда Иван после смерти предстал перед Богом, он попросил страшной участи для Петра и его потомков: никто из них не будет счастлив, а последний из рода брата станет таким извергом, какого свет не видел. После смерти его плоть будут грызть предки целую вечность. Сам Петро будет лежать в земле, тоже рваться грызть потомка, но не сможет встать, от чего будет грызть собственную плоть и испытывать страшные муки.

Влияние произведения
“Страшная месть” Гоголя по праву считается одним из знаменательных произведений раннего периода творчества автора. Именно она побудила В. Розанова к созданию “Мистической страницы у Гоголя”, повлияла на творение А. Ремизова “Сны и предсонье”. А. Белый и Ю. Манн посвятили “Страшной мести” страницы некоторых своих работ.

  • Описание природы, которое школьникам задают выучить наизусть в рамках прохождения творчества Н. В. Гоголя, является частью рассказа “Страшная месть”.
  • Фамилию Горобец также носит в “Вие” один из персонажей второго плана.
  • Король Степан, которому служат братья Иван и Петр, – реальный человек. Подразумевается король польский и великий князь литовский Стефан Баторий. Он дал разрешение запорожцам самостоятельно выбирать гетмана и распределять прочие высокие должности. Также Стефан помог казакам с организацией. Есть историческое подтверждение эпизоду повести, в котором король жалует братьям Ивану и Петру земельные наделы. Стефан Баторий действительно одаривал землями выслужившихся казаков. В повести упоминается война с турками, что также является историческим фактом.
  • Период, в который происходит основное повествование, относится ко времени правления гетмана Сагайдачного (первая половина XVII века). История о Петре и Иване происходила примерно в середине XVI века.

5 (100%) 2 votes


Врач Леопольд Леопольдович Бомгарт пытается произвести вскрытие тела погибшего дознавателя Николая Гоголя, у него трясутся руки. Кузнец Вакула разговаривает со своей дочкой Василиной: Гоголь был божий человек, не верь тому, кто про него скажет худое. Почему ты, тятя, про него как про покойника говоришь? Он не помер.

Александр Бинх спрашивает Тесака: нашел место, где его похоронить? На кладбище будут хоронить девушек, которые по его вине погибли. Его там же хоронить нельзя. Бинх приходит к Бомгарту: что за саботаж, почему вы не режете тело? Мне это нужно для рапорта. Бомгарт говорит: он был мой единственный друг. Яким спрашивает Бинха, почему он запретил отпевать его барина в церкви. Тот снова говорит о том, что Гоголь виноват в смерти девушек. На кладбище священник отходную прочтет – и все.

На кладбище священник читает над гробом Гоголя заупокойную молитву. Вакула сетует на то, что гроб сделан из гнилых досок. Ему отвечают могильщики: хорошие доски пошли на гробы для девушек и убитых вместе с ними казаков, а этому и такие сойдут. Гроб успевают опустить в могилу и засыпать землей до того, как на кладбище входит процессия с гробами девушек и казаков.

Гоголю видится, что он встает из гроба и встречает отца. Я умер? Прости меня, Николаша. За что? Появляется безносый демон: вечно он искупать будет вину, горит его душа в адском огне. Пока она будет гореть – ты будешь жить. Живи, темный!

Гоголь приходит в себя, начинает рваться из гроба. Последним с кладбища уходит Яким, он слышит крики из-под земли. Из могильного холма поднимается рука, потом оттуда выбирается сам Гоголь. Это видят люди, заносящие на кладбище гробы. Они истово крестятся.

Гоголь лежит в постели, у него на лбу компресс. Лиза отдает распоряжение трактирщице Христине: сварите ему каши. Бомгарт говорит, что Гоголь, очевидно, впал в летаргический сон, от которого теперь очнулся. Лиза уходит. Бинх спрашивает Гоголя: вы можете встать и идти? Бомгарт говорит, что может, но лучше обеспечить больному покой. Бинх отправляет Тесака за казаками. Когда они приходят, Бинх велит арестовать Гоголя. Или вас надо называть господин Всадник? Яким требует, чтобы его заперли вместе с барином. Бинх и его садит под арест. Гоголь спрашивает: с чего вы решили, что я Всадник? Бинх отвечает: про то, что девушек отвезли на хутор, знали только мы с вами и погибшие казаки. Но про это знал еще и Данишевский, его надо срочно арестовать, следующей жертвой станет его жена Лиза. У вас ни капли совести! Вы имеете виды на его жену! Это тут совсем ни при чем.

Утопленница Оксана плачет на берегу. Появляется Данишевский. Грустишь? А ты меня видишь? Меня же люди не видят. Так то ж люди! Я пришел тебе предложение сделать. Ты влюблена в Гоголя, а он мне мешает. Ты бы могла завоевать его любовь и жизнь ему сохранить. Как он меня полюбит? Он ведь живой, а я мертвая. Я могу тебя оживить, он в тебя влюбится, вы с ним отсюда уедете. А если он меня не полюбит? Он же в вашу жинку влюблен, а она – в него. Лиза не твоя забота. Согласна? Что-то вы слишком мягко стелете. Верно, у всего есть своя цена. Я тебя оживлю, но после смерти ты прямиком в ад попадешь. Зато жизнь проведешь с любимым. Я согласна.

Яким с Гоголем к камере. Что-то вы слишком спокойны, барин. У нас ведь правосудие такое, что вас могут и повесить. Вы что, надеетесь третий раз воскреснуть? Ты сказал третий? Это как? Яким рассказывает историю рождения Гоголя. Два первых сына его матери родились мертвыми. Поэтому отец Николая заключил сделку с каким-то безносым господином. Николай тоже родился мертвым, но появился безносый, оживил его, сказал «живи, темный» и ушел. Отец Гоголя запретил всем при этом присутствующим рассказывать о случившемся.

К тюрьме направляется толпа жителей хутора, вооруженных вилами и прочим сельхозинвентарем. Они требуют выдать им «вурдалака». Бинх с казаками требует, чтобы люди разошлись. В голову Бинха летит камень, он падает без сознания, бунтовщики врываются в тюрьму.

Гоголя привязывают к столбу, обкладывают вязанками хвороста, поджигают. Бинха, Тесака и Якима держат связанными. Вакула, которого позвал Бомгарт, пытается спасти Гоголя, но его оглушают ударом по голове. Пламя разгорается. Василина шепчет заклинание, начинается дождь, который гасит пламя. Бунтовщики устанавливают виселицу и готовятся казнит-таки Гоголя. Раздается выстрел, зачинщик беспорядков падает. Яков Гуро сообщает толпе, что у него еще девять зарядов, и приказывает бунтовщикам разойтись.

Гуро рассказывает, что он во время схватки с Всадником был ранен, но не убит. Он решил затаиться и посмотреть на события со стороны. Гоголь говорит: я уверен, что Всадник – граф Данишевский. Очередную жертву он принесет через три дня, на ближайший праздник. Гуро говорит, что уже сегодня ночью состоится старинный языческий праздник Небесного Сварога. Вы мой сундучок сохранили? Да, но он уже пустой. Гуро снимает с сундучка кольцо. Что это такое? Потом узнаете.

В подземелье Всадник оживляет Оксану, запускает ее сердце. Гуро, Гоголь и Бинх входят в особняк Данишевских. Там никого нет. Гоголь вспоминает одно из своих видений и при помощи потайной ручки открывает вход в подземелье. Там они обнаруживают Оксану. Гуро спрашивает: кто это такая? Гоголь: вы тоже ее видите? Появляется вооруженный Данишевский, гонит пришельцев. Бинх стреляет в него. Гуро поражается: кто бы мог подумать, что Всадника можно сразить одной пулей. Оксана поднимается: я теплая, я живая! За ее спиной показывается Всадник и перерезает девушке горло. Хлещет кровь, душа Оксаны обрушивается в ад. Всадник оборачивается Лизой: свершилось! 12 девушек и один воскресший! Гуро: а я все гадал, что это за схема – 12 плюс 1.

Флешбэк. 163 года назад. Сестры Лиза и Мария сражаются на мечах. Их зовут: приехал их отец атаман Данила. Он привез жениха для Марии, за которого она не хочет выходить: она его не любит, он старый. Отец говорит, что свадьба состоится после похода. Он с казаками идет против ляхов и их предводителя колдуна Казимира Мазовецкого. Данила терпит поражение, колдун его убивает. Сестры хотят отомстить. Они добывают у старухи-отшельницы волшебный обруч. Если надеть его на шею колдуна, тот становится смертным. Девушки проникают в лагерь ляхов и похищают Казимира, надев ему на шею обруч. Они транспортируют его для выдачи властям. Ночью на привале Казимир пытается соблазнить Марию. Она влюбляется в колдуна, но Лиза не дает сестре освободить Мазовецкого. Сестры вступают в схватку, Мария падает в пропасть. Лиза отрубает голову колдуна. Голова проклинает Лизу: она станет бессмертной, но каждые 30 лет будет вынуждена приносить в жертву 12 девушек и 1 воскресшего.

Лиза говорит: Данишевский мне не муж. Он из рода смертных колдунов, еще мальчиком влюбился в меня, остался мне служить. Я хотела принести в жертву Николая, который уже воскресал, но при помощи Данишевского нашла альтернативный вариант.

Гуро отправляет из замка Бинха и Гоголя, но те входят через черный ход и подслушивают разговор Гуро с Лизой. Тот рассказывает, что представляет тайную организацию во главе с Бенкендорфом. Ее члены хотят раскрыть секрет бессмертия. Для этого Гуро решил при помощи Гоголя на живца поймать Всадника. Вы поедете со мной в Петербург, иначе с вашим возлюбленным случится что-то плохое. Появляются Гоголь и Бинх. Вы мерзавец, укрывали преступницу, вы арестованы! Гуро начинает уговаривать Бинха, утверждает, что у него нет выбора. Тот отвечает, что выбор у него есть, и стреляет в Лизу. Та падает с раной в горле. Гуро осыпает Бинха угрозами. Гоголь склоняется над Лизой, та просит снять с нее обруч. Гоголь выполняет ее просьбу, рана затягивается, Лиза превращается во Всадника. На нее нападают Гуро и Бинх. Всадник отбивает их нападение. Всадник превращается в Лизу, которая объясняется в любви Гоголю. Вы погубили много невинных. Это мое проклятие, но дайте мне шанс. Давайте уйдем вместе. Мы проживем тридцать лет, а потом я умру. В замок входит Христина. А ты что тут делаешь, старая? Старая? Я всего на пять лет старше тебя, сестрица. Оказывается, после падения в пропасть Мария получила в дар от потусторонних сил возможность снова оказаться в мире людей в теле старухи. Но когда придет время мстить сестре за потерянную любовь, она снова станет молодой. Христина превращается в молодую Марию.

К особняку подходят Вакула, Василина и Бомгарт. Девочка говорит: дальше я одна. Юная ведьмочка заходит в особняк, двери за ней захлопываются. На Марию нападает Бинх, та заставляет его зарезать себя своей же саблей. Потом она наносит обломком сабли удар Гоголю в живот. Истекающий кровью Гоголь говорит Лизе: вам надо снова превратиться во Всадника. Та отвечает: силы мне нужны не для этого. Лиза исцеляет Гоголя, но сама превращается в старуху. Мария отрубает сестре голову. Появляется Василина: стой, ведьма. Не трогай пана Гоголя! Она воспламеняет свою куклу, которая летит в лицо Марии. В этот момент Гоголь надевает на горло Марии обруч.

Гуро говорит: отличная работа. Вместо младшей ведьмы сгодится старшая. Гуро усаживает Марию в экипаж и уезжает в Санкт-Петербург. После похорон Бинха Гоголь вместе с Якимом тоже отправляется в столицу.

Две недели Гоголь беспробудно пьет в своей квартире. Яким уговаривает его встать и заняться делом. Гоголь следует его совету и пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки». Два года спустя Гоголь читает свое произведение светской публике. После чтений к нему подходит девица и просит подписать книгу. Приблизившись к Гоголю, она превращается в злобную ведьму. Но сзади ее кто-то протыкает саблей. Это Пушкин. Он пришел на вечер вместе с начинающим поэтом Лермонтовым. Он говорит Гоголю, что они с Лермонтовым – члены братства, которое создано для борьбы с тайным обществом Бенкендорфа.

"Чуден Днепр при тихой погоде...". Всех нас в школе заставляли учить наизусть этот отрывок из Гоголя. Однако не все помнят, из какого он произведения. Не будем томить читателя и скажем, что это отрывок из повести "Страшная месть". "Чуден Днепр при тихой погоде..." - такими словами начинается 10 глава этого произведения. Именно о нем мы и поговорим сегодня.

Интересующую нас повесть в 1831 году создал Гоголь. "Страшная месть", краткое содержание которой нас интересует, входит в сборник, который автор назвал "Вечера на хуторе близ Диканьки". Начинается произведение следующим образом.

Свадьба Данилы

В Киеве когда-то есаул Горобец праздновал свадьбу сына. Множество народа собралось на нее, в том числе Данило Бурульбаш, названый брат хозяина, с Катериной, своей молодой женой, и маленьким сыном. На свадьбу не приехал лишь отец Катерины, старик, который вернулся недавно домой после 20-летнего отсутствия. Когда хозяин вынес 2 иконы для благословения молодых, все плясали. В толпе внезапно возник колдун и пропал, испугавшись образов.

Возвращение домой

По Днепру ночью возвращается на хутор Данило с домочадцами и родными. Напугана Катерина, однако муж ее не опасается колдуна. Он боится поляков, которые, возможно, отрежут им путь к запорожцам. Все его мысли заняты этим, когда они минуют замок старого колдуна и затем проплывают мимо кладбища. Тем временем на кладбище шатаются кресты. Страшные мертвецы появляются из могил. Они тянут к месяцу костлявые руки.

Ссора Данилы с тестем

Вот, наконец, молодожены с родными возвращаются домой, однако хата не может вместить многочисленное семейство. Данило и его вздорный, хмурый тесть ссорятся утром, дошло до мушкетов и сабель. Ранен Данило из повести Гоголя, лишь мольба Катерины, которая упомянула маленького сына, удержала его от продолжения драки, и казаки помирились.

Кем же оказывается на самом деле отец Катерины?

Катерина вскоре поведала мужу свой сон. Ей приснилось, что ее отец - это тот страшный колдун. Иноземные привычки тестя не нравятся Даниле, он в нем подозревает нехристя. Однако отметим, описывая сюжет повести, что ее супруга больше всего в это время волнуют поляки, о которых вновь предупреждает Горобец.

Вечером Данило отправляется в разведку к замку колдуна. Он взбирается на дуб, смотрит в окно и видит освещенную непонятно чем комнату. Ужасные вещи описывает далее Гоголь ("Страшная месть"). Краткое содержание их следующее. Появляется тесть и принимается колдовать. Вот его облик меняется, он превращается в колдуна, одетого в турецкое одеяние. Тесть вызывает душу Катерины. Он требует, чтобы девушка полюбила его, угрожает в случае неповиновения. Однако отказывается от этого душа Катерины. Данило потрясен тем, что видел. Он возвращается к себе домой, будит супругу и рассказывает ей все. Девушка отрекается от колдуна-отца.

Роковая ошибка

В подвале Данилы в железных цепях сидит его тесть. Замок колдуна горит, а завтра его ожидает казнь. Однако не за колдовство, а за сговор с ляхами. Колдун склоняет обещаниями исправиться и обманом Катерину выпустить его для того, чтобы иметь возможность спасти свою душу. Девушка его отпускает, а от мужа скрывает правду, понимая, что сделала непоправимое. Скорую гибель предчувствует Данило. Он просит Катерину беречь сына.

Горе, постигшее Катерину

Как и ожидалось, большое войско ляхов нападает на хутор. Поляки угоняют скот, поджигают хаты. Данило сражается храбро, но его настигает пуля колдуна, появившегося внезапно. Горобец, прискакавший на помощь, Катерину утешить не в силах. Разбиты ляхи, по Днепру к развалинам замка приплывает колдун. Он творит в землянке заклинания, кто-то ужасный появляется на его зов. У Горобца живет Катерина, видит прежние свои страшные сны и боится за сына. Девушка обнаруживает, проснувшись, что ее ребенок умер. Не выдерживает всего этого рассудок героини, которую создал Гоголь ("Страшная месть"). Краткое содержание произведения продолжается тем, что девушка становится безумной.

Смерть Катерины

Катерина, обезумев, ищет повсюду отца, жаждая его смерти. Прибывает незнакомец, который спрашивает Данилу и затем оплакивает его. Он хочет повидать Катерину, говорит с ней долго о муже. Кажется, что разум возвращается к девушке. Однако когда он говорит, что Данило просил его после своей смерти взять ее к себе, Катерина узнает отца в незнакомце и кидается на него с ножом. Но ее опережает колдун. Он убивает собственную дочь.

Дальнейшая участь колдуна

За Киевом является неожиданное чудо. Освещена вся земля, видны все ее концы. В Карпатских горах появляется огромный всадник. В страхе бежит колдун из повести Гоголя. Он узнает во всаднике появившегося во время ворожбы незваного исполина. Ночные кошмары преследуют колдуна. Он бежит в святые места Киева и убивает там старца, который отказался молиться за него. Куда бы ни ехал колдун, путь его лежит к Карпатским горам. Всадник внезапно открывает глаза. Он смеется. Колдун мгновенно умирает. Он видит уже мертвым, что все мертвецы от Галича, Карпат и Киева протянули свои костлявые руки к нему. Всадник бросил им колдуна, и они вонзили свои зубы в него.

Старинная песня

Старинной песней заканчивает повествование Гоголь Николай Васильевич. В ней рассказывается о короле Степане, который воевал с турками, а также о братьях-казаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и разделил награду царя с братом. Однако Петр сбросил брата из зависти в пропасть вместе с младенцем-сыном, а затем забрал себе все добро. Когда Петр умер, бог Ивану разрешил выбрать для брата казнь. Иван проклял его потомство, сказав, что страшный злодей будет в последнем роду брата. Иван же явится на коне из провала, когда настанет время смерти злодея. Он сбросит в пропасть его, а все предки его потянутся грызть этого злодея. Лишь Петр подняться не сможет и будет в бессильной злобе грызть самого себя. Бог удивился жестокости этой казни, однако согласился с Иваном.

Так заканчивается произведение, которое создал Гоголь ("Страшная месть"). Краткое содержание основных его событий мы изложили. Перейдем теперь к анализу этой повести.

Значение произведения

Возможно, самой значимой для Гоголя и русской литературы в целом из повестей цикла "Вечеров" является "Страшная месть". Это историческая повесть. Ее действие приурочено к 1-й половине 17 века, когда Украина боролась против Турции и Речи Посполитой за национальную независимость. В частности, Данило Бурульбаш, герой произведения, вспоминает, как он участвовал в военных походах, которыми руководил гетман Конашевич. В то же время повесть эта носила также легендарно-фантастический характер. В ней были затронуты магические темы отделения души от тела, казни злодея в потомстве, апокалиптического всадника и др.

Два эпических уровня произведения, две традиции

Андрей Белый, поэт-символист, в начале 20 века выдвинул тезис о том, что отец Катерины и колдун не тождественны. Это стало отправной точкой для последующих наблюдений над поэтикой данной повести. В "Страшной мести", казалось бы, можно обнаружить 2 эпических уровня: легендарный и реальный, в котором происходит конфликт между отцом и мужем Катерины. На втором уровне, то есть в легенде, существует сверхъестественное. Гоголь Николай Васильевич при этом искусно маскирует границу между ними, поэтому один мир кажется порой естественным продолжением другого. Колдун для читателя - это отец Катерины. Одновременно он является легендарной проекцией отца. Находясь в ссоре со своим зятем, он приобретает все более черты страшного колдуна, так как все несоответствующее установленным в патриархальной общине принципам рассматривается как происки дьявола. Повесть эта возникла, как и другие произведения Гоголя из "Вечеров", на пересечении двух традиций: национально-украинской и западно-романтической (главным образом, немецкой). Автор в ней смешивал с элементами современного повествования черты народной традиции. В русле романтизма находится обнаруженное в произведении личное отношение автора к происходящему.

Открытие, сделанное символистами

Символисты открыли на рубеже 19-20 веков автобиографизм, который имеют произведения Гоголя из "Вечеров" и, в частности, "Страшная месть". В. В. Розанов впервые в фигуре колдуна увидел проекцию самого автора. Андрей Белый (портрет его представлен выше) сравнил Николая Васильевича с колдуном, который убегает от "всадника на Карпатах". Он уподобил любовь автора к России любви к Катерине колдуна из повести "Страшная месть". Главные герои ее при таком взгляде имеют символическое значение, являются образами-символами.

I

Шумит, гремит конец Киева: есаул Горобець празднует свадьбу своего сына. Наехало много людей к есаулу в гости. В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться. Приехал на гнедом коне своем и запорожец Микитка прямо с разгульной попойки с Перешляя поля, где поил он семь дней и семь ночей королевских шляхтичей красным вином. Приехал и названый брат есаула, Данило Бурульбаш, с другого берега Днепра, где, промеж двумя горами, был его хутор, с молодою женою Катериною и с годовым сыном. Дивилися гости белому лицу пани Катерины, черным, как немецкий бархат, бровям, нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку, сапогам с серебряными подковами; но еще больше дивились тому, что не приехал вместе с нею старый отец. Всего только год жил он на Заднепровье, а двадцать один пропадал без вести и воротился к дочке своей, когда уже та вышла замуж и родила сына. Он, верно, много нарассказал бы дивного. Да как и не рассказать, бывши так долго в чужой земле! Там все не так: и люди не те, и церквей Христовых нет... Но он не приехал. Гостям поднесли варенуху с изюмом и сливами и на немалом блюде коровай. Музыканты принялись за исподку его, спеченную вместе с деньгами, и, на время притихнув, положили возле себя цимбалы, скрыпки и бубны. Между тем молодицы и дивчата, утершись шитыми платками, выступали снова из рядов своих; а парубки, схватившись в боки, гордо озираясь на стороны, готовы были понестись им навстречу, — как старый есаул вынес две иконы благословить молодых. Те иконы достались ему от честного схимника, старца Варфоломея. Не богата на них утварь, не горит ни серебро, ни золото, но никакая нечистая сила не посмеет прикоснуться к тому, у кого они в доме. Приподняв иконы вверх, есаул готовился сказать короткую молитву... как вдруг закричали, перепугавшись, игравшие на земле дети; а вслед за ними попятился народ, и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди их козака. Кто он таков — никто не знал. Но уже он протанцевал на славу козачка и уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копье, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак — старик. — Это он! это он! — кричали в толпе, тесно прижимаясь друг к другу. — Колдун показался снова! — кричали матери, хватая на руки детей своих. Величаво и сановито выступил вперед есаул и сказал громким голосом, выставив против него иконы: — Пропади, образ сатаны, тут тебе нет места! — И, зашипев и щелкнув, как волк, зубами, пропал чудный старик. Пошли, пошли и зашумели, как море в непогоду, толки и речи между народом. — Что это за колдун? — спрашивали молодые и небывалые люди. — Беда будет! — говорили старые, крутя головами. И везде, по всему широкому подворью есаула, стали собираться в кучки и слушать истории про чудного колдуна. Но все почти говорили разно, и наверно никто не мог рассказать про него. На двор выкатили бочку меду и не мало поставили ведер грецкого вина. Все повеселело снова. Музыканты грянули; дивчата, молодицы, лихое козачество в ярких жупанах понеслись. Девяностолетнее и столетнее старье, подгуляв, пустилось и себе приплясывать, поминая недаром пропавшие годы. Пировали до поздней ночи, и пировали так, как теперь уже не пируют. Стали гости расходиться, но мало побрело восвояси: много осталось ночевать у есаула на широком дворе; а еще больше козачества заснуло само, непрошеное, под лавками, на полу, возле коня, близ хлева; где пошатнулась с хмеля козацкая голова, там и лежит и храпит на весь Киев.