Военно-космические силы России: описание, структура и состав. Воздушно-космические силы российской федерации

ВВС России начинают свою историю с 12 августа 1912 года - тогда приказом создали штат воздухоплавательной части. И уже когда шла Первая мировая (1914-1918 гг.), авиация стала необходимым средством воздушной разведки и огневой поддержки наземных войск с воздуха. Можно с полной уверенностью говорить, что России имеют довольно богатую и обширную историю.

Горькие уроки

Предвоенное время и первый год (1942 г.) Отечественной войны на горьком примере показали, насколько трагичным для обороноспособности страны может оказаться отсутствие центрального командования частями ВВС.

Именно в это время ВВС страны были раздроблены. Да еще и таким образом, что управлять воздушными силами могли как командующие военными округами, так и командармы, и командиры армейских корпусов.

В результате отсутствия централизованного руководства над воздушными силами страны немецко-фашистские войска люфтваффе, которые, кстати, были непосредственно подчинены министру авиации Германии рейхсмаршалу Герману Герингу, нанесли уже советским ВВС крупный урон.

Результат был горький для советской армии. 72% ВВС из состава приграничных округов было уничтожено. Завоевав господство в воздухе, войска люфтваффе обеспечили наступление на фронтах сухопутных войск вермахта.

Такие тяжелые уроки первого периода войны послужили основанием для ввода Ставкой Верховного главнокомандования (1942 г.), концентрированного управления ВВС. Воздушные армии были вновь сформированы на основе ВВС военных округов.

Все эти меры привели к тому, что уже к лету 1943 года советская авиация приобрела господствующее положение в воздухе.

Новая эра

В настоящий момент ВВС России переживают новое время в своем развитии. Можно сказать, что мы все живем в эру изменений, когда стремительно обновляется армия России. официально начали действовать с 1 августа 2015 года как совершено новая форма Вооруженных Сил России.

Военно-космическими войсками только в 2010 году силами систем предупреждения зафиксировано более тридцати пусков зарубежных баллистических ракет.

В том же 2010 году в структуру российских ВКС можно было включить около 110 космических аппаратов. И 80% это были космические аппараты как военного, так и двойного назначения.

В планах руководства ВКС, также в течение нескольких лет, обновление ключевых элементов всей орбитальной группировки. Это позволит повысить продуктивность всей космической системы. Таким образом, Военно-космические смогли решать различные задачи.

Уничтожение в СССР

Но, учитывая современный опыт в руководстве ВКС, надо вспомнить, что в 1960-х первый секретарь ЦК КПССС Никита Хрущёв, по сути, уничтожил бомбардировочную авиацию.

Основанием для такого разгрома послужил миф о том, что ракеты могут полностью заменить собой существование авиации как

Результатом такой инициативы стало то, что значительный парк самолетов, состоящий из истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, попросту отправили на слом, несмотря на то, что они были полностью исправны и в состоянии нести боевое дежурство.

Задачи, которые могут решить ВКС

  • войска ПВО и войска ПРО;
  • Космические войска.

С этой точки зрения, создание ВКС - важный, но первый шаг в создании боеспособного вида ВС России.

Необходимо еще много сделать для того, чтобы важнейшие стратегические объекты, как военного, так и промышленного назначения, находились под надежным прикрытием от нападения, как с воздуха, так и из космоса.

Самолётный парк

Общий численный состав самолетов ВКС складывается из наличия аппаратов новой постройки и модернизации существующего парка машин.

Самолеты ВКС России к 2020 году будут иметь в своем парке до 2430-2500 самолетов и вертолетов.

Тут можно упомянуть небольшой перечень самолётов, уже состоящих в парке летательных аппаратов и перспективных:

  • Як-141 - истребитель вертикального взлета и посадки;
  • Ту-160 «Белый лебедь»;
  • истребитель «Беркут» Су-47 (С-37);
  • ПАК ФА Т-50:
  • Су-37 «Терминатор»;
  • МиГ-35;
  • Су-34;
  • Ту-95МС «Медведь»;
  • Су-25 «Грач»;
  • Ан-124 «Руслан».

Наряду с обновлением парка боевых машин ВКС активно создается и инфраструктура в местах базирования. Также немаловажное значение в плане повышения боеготовности имеет и своевременное обслуживание и ремонт боевой техники.

Космические угрозы и ВКС

По мнению министра обороны С. Шойгу, ВКС защитят Россию от космической угрозы. Для этого созданный вид ВС объединяет в себе:

  • авиацию;
  • войска и части ПВО и ПРО;
  • Космические войска;
  • средства ВС РФ.

Необходимость такой реформы министр обороны объяснил тем, что в новых реалиях военных действий акцент все больше смещается в космическую сферу. И без вовлечения в боевые действия в современных условиях Космических войск обойтись уже нельзя, но и сами по себе они существовать не могут.

Но было специально отмечено, что существующая система по управлению сил авиации и ПВО изменению не подлежит.

Общее руководство по-прежнему будет проводиться Генштабом, а прямое руководство, как и раньше, Главным командованием ВКС.

Альтернативный взгляд

Но есть и несогласные. По мнению президента Академии геополитических проблем д.в.н. К. Сивкова, Военно-космические силы России созданы без учета специфики работы войск ВВС и войск ВКО. Они настолько отличаются, что перенос управления ими в одни руки в корне нецелесообразен.

Если и объединять, то логичнее это сделать соединением космического командования и командования системой ПРО. По мнению доктора военных наук, они оба решают одну общую задачу - борьба с объектами, несущими угрозу из космической сферы.

Использование всех возможностей космических систем всеми ведущими военными державами расценивается как важный фактор безопасности. Современные вооруженные конфликты начинаются с проведения воздушно-космической разведки и наблюдения.

Американские вооруженные силы активно реализуют концепцию "тотального удара" и "тотальной ПРО". При этом они предусматривают в своей доктрине быстрый разгром сил противника в любой точке земного шара. При этом ущерб от ответного удара сводится к минимуму.

Главная ставка при этом делается на преобладающее господство как в воздушном пространстве, так и в космосе. Для этого, как только военные действия начались, проводятся массированные воздушно-космические операции с уничтожением жизненно важных объектов противника.

Воздушно-космические силы заменят в России ВВС. Для этого проводятся в стране такие реформы.

Но мнению министра обороны, новые Воздушно-космические силы РФ позволят сосредоточить все средства в одних руках, что позволит формировать военно-техническую политику по дальнейшему развитию войск, отвечающих за безопасность в воздушно-космической сфере.

Все это делается для того, чтобы все граждане России всегда были уверены в том, что они будут находиться под защитой армии и Воздушно-космических сил.

Ответ редакции

4 октября в России отмечается День космических войск. Праздник приурочен ко дню запуска первого искусственного спутника Земли ПС-1 (Простейший спутник-1). Он был выведен на орбиту 4 октября 1957 года ракетой-носителем Р-7 с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР, который впоследствии стали называться космодромом Байконур. Космический аппарат представлял собой шар диаметром 58 сантиметров, весил 83,6 килограмма, был оснащён четырьмя штырьковыми антеннами длиной 2,4 и 2,9 метра. Успешный запуск первого в мире спутника стал открытием летописи космонавтики, в том числе и военной.

Эмблема Войск воздушно-космической обороны. Фото: ommons.wikimedia.org

О том, чем занимаются космические войска, их составе и истории возникновения рассказывает АиФ.ru.

Задачи

Космические войска — род войск в составе Воздушно-космических сил РФ. Их основными задачами являются:

  • предупреждение высшего военно-политического руководства страны о ракетном нападении;
  • противоракетная оборона города Москвы;
  • контроль космического пространства;
  • создание, развёртывание, поддержание отечественной орбитальной группировки и управление космическими аппаратами военного, двойного, социально-экономического и научного назначения.

Состав космических войск:

  • Командование Космических войск;
  • Главный центр предупреждения о ракетном нападении;
  • Главный центр разведки космической обстановки;
  • Управление по вводу новых систем и комплексов Космических войск;
  • Соединения противоракетной обороны;
  • Главный испытательный центр имени Германа Титова;
  • Государственный испытательный космодром Плесецк.

Численность личного состава Войск воздушно-космической обороны РФ — 165 000 человек.

Орбитальная группировка

Орбитальная спутниковая группировка России на сентябрь 2015 года является второй в мире и состоит из 149 аппаратов. Совместно с орбитальными группировками стран СНГ — 167 аппаратов.

Для сравнения, самой крупной орбитальной группировкой обладают США, которым принадлежат 446 искусственных спутников. На третьем месте находится Китай со 120+ спутниками. Индия поддерживает на полярных орбитах 40+ действующих спутников съёмки Земли.

Лётчики во время учений по проверке боеготовности Войск воздушно-космической обороны, 1-го командования ВВС и ПВО Западного военного округа на аэродроме Балтимор в Воронеже. Фото: РИА Новости / Александр Уткин

Наименования

  • Центральное управление космических средств (ЦУКОС) Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) (1964-1970),
  • Главное управление космических средств (ГУКОС) Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) (1970-1981),
  • Главное управление космических средств (ГУКОС) Генерального штаба Вооружённых сил (1981-1986),
  • Управление начальника космических средств (УНКС) Министерства обороны СССР (1986-1992),
  • Военно-космические силы (ВКС) (1992-1997),
  • в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) (1997-2001),
  • Космические войска (КВ) (2001-2011),
  • Войска воздушно-космической обороны (ВВКО) (с 1 декабря 2011 года - 1 августа 2015),
  • Космические войска (КВ) Воздушно-космических сил (с 1 августа 2015).

Генерал-майор, командующий Войсками воздушно-космической обороны (ВКО) Александр Головко. Фото: РИА Новости / Михаил Климентьев

Командующие

1964-1965 — К. А.-А. Керимов
1965-1979 — А. Г. Карась
1979-1989 — А. А. Максимов
1989-1996 — В. Л. Иванов
2001-2004 — А. Н. Перминов
2004-2008 — В. А. Поповкин
2008-2011 — О. Н. Остапенко
2012 — В. М. Иванов — временно исполняющий обязанности по должности
с декабря 2012 — А. В. Головко

Учебные заведения

Подготовкой офицеров для космических войск занимаются:

  • Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского,
  • Военная академия воздушно-космической обороны имени маршала Советского Союза Г. К. Жукова.

История

Первые части космического назначения были сформированы в 1955 году в составе артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК), когда постановлением Правительства СССР было принято решение о строительстве научно-исследовательского полигона.

В 1964 году для централизации работ по созданию новых средств, а также оперативного решения вопросов применения космических средств было создано Центральное управление космических средств (ЦУКОС) Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В 1970 году оно было реорганизовано в Главное управление космических средств (ГУКОС) РВСН.

В 1986 году ГУКОС было преобразовано в Управление начальника космических средств МО СССР.

Военнослужащие Войск воздушно-космической обороны приветствуют министра обороны РФ Сергея Шойгу во время парада, посвящённого 68-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, на Красной площади. Фото: РИА Новости / Владимир Остапкович

В 1992 году Управление начальника космических средств преобразовано в род сил центрального подчинения — Военно-космические силы (ВКС).

В 1997 году Военно-космические силы для повышения эффективности управления войсками и экономии оборонного бюджета были включены в состав Ракетных войск стратегического назначения.

В связи с возрастанием роли космических средств в системе военной и национальной безопасности России Указом Президента в 2001 году на базе выделяемых из РВСН объединений, соединений и частей запуска и РКО создан самостоятельный род сил — Космические войска. При этом учитывалось, что космические силы и средства, силы и средства РКО имеют единую сферу решения задач — космос, а также близкую кооперацию предприятий промышленности, обеспечивающую создание и развитие средств вооружения.

Расшифровка относительно недавно появившейся в СМИ аббревиатуры «ВКС» известна почти каждому: «Воздушно-космические силы». ВКС России были сформированы в 2018 году. Однако предпосылки к формированию этих сил наметились ещё во второй половине 2008 года. Принуждение Грузии к миру заставила командование российских вооруженных сил полностью пересмотреть структуру ВВС РФ , оказавшейся на практике морально устаревшей и несовершенной.

Современное состояние ВКС России

После первого августа 2015 года, в результате слияния ВВС и ВКО, был сформирован новый вид вооружённых сил – ВКС России. Командующим ВКС стал генерал Виктор Бондарев, неоднократно участвовавший в различных военных конфликтах, Герой Российской Федерации и Заслуженный лётчик РФ.

Создание ВКС позволило сосредоточить все средства воздушной обороны страны — войска ВВС и ПВО, имеющие новейшее оборудование, — в единой структуре.

ВВС сегодня

Военно-воздушные силы ВКС РФ выполняют следующие задачи:

  1. Разведка обстановки в воздухе и космосе;
  2. Обнаружение начала боевых действий против страны в воздушно-космическом пространстве. После обнаружения воздушно космические силы должны оповестить органы управления, и применяя всё доступное вооружение, отразить нападение;
  3. Защита важных и стратегических объектов управления и экономических районов страны. Кроме защиты, воздушно космические силы должны наносить удары по стратегическим объектам противника;
  4. Авиационная поддержка других видов войск.

Кроме боевых действий, ВКС РФ должны обеспечивать запуски аппаратов в космос и управлять ими, используя новейшее оборудование.

Перспективы модернизации ВВС

Главный штаб космической обороны заявил, что воздушно космические силы в ближайшие годы году будут доукомплектованы более чем сотней единиц новой авиатехники в основном военного предназначения. Это заявление прозвучало после авиакосмического салона МАКС-2017. По словам главнокомандующего ВКС генерала Бондарева, задачи обновления авиапарка решаются ускоренными темпами, и к 2019 году году планируется довести боеспособность авиации ВКС до 95 процентов.

Кроме поступления новой техники в воинские части, ожидается капитальный ремонт и модернизация более старых самолётов и вертолётов. Бондаренко подчеркнул, что оборудование ВКС России ни в чём не уступает воздушным флотам мировых держав.

На вопросы получат ли ВКС усиленное финансирование и каков общий курс госпрограммы вооружения до 2025 года, генерал ответил, что средств на оборудование и выполнение задач ВКС будет более чем достаточно. Прозвучала также фраза, что к 2025 году 80-90 процентов боевой авиации будут составлять новейшие модели техники.

Тактический уровень ВВС сегодня

Сегодня авиапарк ВВС содержит более 3800 самолётов, 1400 вертолётов различных типов и имеет новейшее оборудование, некоторым моделям которого нет равных в мире. Учитывая общее количество авиатехники, непросто поверить в то, что через 7 лет удастся заменить более 80 ее процентов. Такие колоссальные траты не по силам даже армии НАТО. Хотя наблюдая тенденцию обновления, которая чётко прослеживается с 2011 года, следует признать, что каждый год управление ВКС закупает сотни боевых единиц техники.

Как сообщает информационная служба ВКС, каждый учебный центр подготовки пилотов получит в 2018 году новые тренировочные самолёты Ср-10. Их будут использовать при обучении пилотов наравне с Як-152 и Як-130. Так как в состав ВВС в ближайшие годы должно появиться много новейших истребителей и бомбардировщиков, за безопасность воздушного пространства страны можно не беспокоиться.

Проблемы импортозамещения и способы их решения

В недавнем прошлом большинство вертолётных двигателей поставлялось в Россию из Украины. Однако в результате обострения ситуации и смены власти в Украине эти поставки почти полностью прекратились. В результате огромной работы, проделанной объединённой двигателестроительной корпорацией, данную проблему удалось решить буквально за три года. Теперь производство вертолётных двигателей налажено в России. Быстрое наращивание производственных мощностей позволило обеспечить всю российскую вертолётостроительную отрасль.

Подобная ситуация возникла и с производством двигателей для крылатых ракет. Быстрое реагирование российских конструкторов позволило справиться и с этой проблемой.

К сожалению, не все проблемы с импортозамещением удалось решить успешно. Военно-транспортная авиация ВКС осталась без самолётов серии АН. После смены власти в Украине совместная программа была свёрнута, и российских аналогов военно-транспортным самолётов серии АН пока нет.

Уже не первый день в СМИ распространяется новость о том, главком ВКС назначен и им станет генерал Суровикин С.В. Он займет этот пост вместо генерала Виктора Бондарева. Главком ВКС получил новое распределение и будет работать в Совете Федерации. Бывший командующий ВКС России будет вести работу с комитетом в области обороны и безопасности и в настоящее время готовиться приступить к новой должности. Новое назначение главкома ВКС и перестановки в руководстве далеко не все однозначно восприняли.

Как к назначению отнеслись военнослужащие в ВКС

Особенно отрицательно отнеслись к этому назначению военнослужащие Воздушно-Космических Сил. Хотя увольнение Бондарева, командующего ВКС, тоже связано с тем, что его руководство отличилось возросшим количеством воздушных происшествий. Но в отличие от своего предшественника, Сергей Суровикин никогда не имел отношение к военно-воздушному флоту, он большую часть военной карьеры командовал мотострелковыми соединениями, а в последние годы возглавлял работу отряда в Сирии. По словам летчиков, доверить командование ВКС человеку, который не имел опыта работы за штурвалом самолета, крайне опрометчивое решение.

Генерал – майор ВВС Алексндр Циалко также без особого энтузиазма воспринял эту новость. По его мнению главнокомандующий ВКС должен быть профессионалом в своем деле. При таких назначениях часто бывает, что приходится командира сначала обучать базовым знаниям. Ему будет трудно вникнуть в документы, организацию работы и просто понять быт летчиков. Командование таких войск обучается в специализированных военных учебных заведениях.

Именно из-за некомпетентности руководящего состава бывают случаи гибели летчиков при исполнении. Командующий ВКС должен прислушиваться к своим заместителям, чтобы избежать ошибок в руководстве. Циалко считает, что Суровикин не всегда будет это делать. Поэтому проблем избежать не удастся.

Ни для кого не секрет, что летчики недолюбливают пехоту. Это происходит не из-за великой гордости, а по причине того, что в летном деле нужно разбираться. У летчиков есть свой особенный язык для приказов. Благодаря этому генералы ставят все необходимые задачи своим подчиненным. Только по этой причине у нового ГК ВКС могут быть проблемы с взаимодействием и управлением.

Что известно о новом начальнике

Главком ВКС С.В. Суровикин проделал непростой воинский путь. Его биография имеет сложные моменты. Новому главе ВКС 50 лет, он является кадровым профессиональным военным, окончившим военное общевойсковое командное училище, расположенное в Омске. Службу Сергей Владимирович начал еще во времена советской армии. Сразу по окончании училища был направлен на службу в Афганистан. Он служил в период войны на территории Таджикистана, а также в Северном Кавказе. В 2002 стал выпускником военной академии при Генштабе.

В период 2002-2004 года возглавлял 34 мотострелковую дивизию дислоцированную в Екатеринбурге. Затем служил в составе 42 дивизии в период проводимых военных действий во времена военного конфликта в республике Чечня. Там он занимал в основном должности командного состава и принимал участие в работе штаба. С октября 2013 года он руководил войсковыми соединениями в составе ВВО. С 2017 года возглавлял работу российских войск в Сирии. Имеет боевые награды, удостоен орденов таких как «за отвагу» и «за мужество».

В 90 годы в Таджикистане он с риском для жизни доставил военную технику и личный состав для обеспечения ликвидации серьезных последствий стихийного бедствия в пострадавшие регионы этой страны. Многие сослуживцы генерала отзываются о нем как об опытном и профессиональном военном.

Но не все так гладко в биографии будущего главнокомандующего ВКС РФ. Был в его жизни момент, когда его заключили под стражу после гибели гражданских людей. Это случилось в 1991 году, когда он был еще капитаном Томанской дивизии. Ему предстояло по приказу ГКЧП участвовать в наведении порядка в неспокойной Москве. 21 августа в ночь ему был отдан приказ прорвать баррикады из гражданских людей, выставленные у Садового кольца. Он возглавлял колонну БМП. В результате столкновения погибли трое пикетчиков.

После этой трагедии он семь месяцев вынужден был провести в «Матросской тишине», но, в последствии, обвинения были сняты, а звание было повышено до майора, с легкой руки Бориса Ельцина.

Еще один случай произошел с Сергеем Суровикиным в 2004 году. Его подчиненный написал рапорт в прокуратуру об избиении его своим командиром, из-за неверного голосования на выборах, а месяцем позже застрелился его подчиненный. Но в обоих случаях вина командующего дивизией не была доказана.

Создание военной полиции

Сергей Владимирович Суровикин стоял у истоков создания структуры военной полиции, именно он открывал эту структуру. В полномочия этого подразделения входит деятельность ФСБ и военной контрразведки. Военной полицией не только выполняются задачи по патрулированию, но также проводится оперативная деятельность. Военнослужащие этих подразделений также обязаны следить за содержанием Гауптвахты.

Создавая, эту структуру С.В. Суровикин должен был стать ее главой, но в связи с тем, что всплыла давняя судимость, за которую он получил 1 год условно, его кандидатуру сняли с рассмотрения.

Судимость он получил в результате дела, где он был признан виновным в обороте огнестрельного оружия. В дальнейшем выяснилось, что его подставили, судимость была погашена, но такой инцидент не забыли в прокуратуре. Против его кандидатуры выступил главный военный прокурор РФ и в 2011 году в своем письме министру обороны, он высказал свою позицию. Главнокомандующий Российской Федерации, чтобы избежать конфликта направил Суровикина на должность заместителя главнокомандующего Восточного военного округа.

Последнее назначение

Сведения о том, что Суровикина назначат главнокомандующим войсками ВКС, среди военнослужащих обсуждались давно. Есть мнение, что такое назначение он получил после его прекрасной работы, проведенной при Сирийском конфликте. Несмотря на то, что он типичный командир-сухопутчик, он сумел организовать работу авиации, средств ПВО, космических войск и мотострелковых соединений.

На эту должность рассматривались еще два других кандидата:

  1. генерал-лейтенант Игорь Мокушев;
  2. представитель космических войск Александр Головко.

С.В. Суровикина в числе возможных кандидатов с особой серьезностью не рассматривали. Оба кандидата прошли свой военный путь и были связаны с деятельностью в сфере ракетно-воздушных сил, но данном вопросе выбор был сделан из иных соображений.

Кандидатуру Александра Головко не хотели видеть летчики. Так как в момент создания ВКС, ракетно-космические силы очень активно начали осваивать бюджет, выделенный всей структуре. По этой причине, Головко, как представитель ракетно-космических сил был не самым лучшим вариантом. Поэтому выбор не в его пользу только обрадовал представителей ВВС.

Генерал Сергей Суровикин был выбран ввиду того, что у него имеется богатый общевойсковой опыт. На такой должности представитель одного вида войск будет испытывать сложности. Пример его предшественника Виктора Бондарева является показательным. Есть мнение, что главком ВКС генерал-лейтенант Виктор Бондарев уходит именно по причине случившейся авиакатастрофы в 2016 году в Сочи. Эта трагедия повлияла на принятие решения не в его пользу.

Для Суровикина новость о назначении также стала неожиданностью, но он имеет хороший опыт в командовании разными видами войск и действует как хороший управленец. Поэтому, несмотря на всю сложность, есть надежда, что и в этом вопросе он прекрасно разберется, как это делал всегда. В связи с тем, что ВКС становится настоящей межвойсковой структурой, в нее входят не только войска ВВС, а также ПВО и космическо-ракетные войска. Это такая структура, которая действует в интересах всех войск вооруженных сил РФ.

Военный опыт генерала Суровикина по командованию общевойсковым военным округом, в который входит такие военные соединения как флот, системы ПВО и другие различные рода войск имеет большое значение для работы на этой должности.

Генерал получил хороший опыт в Сирии, где пришлось управлять различными системами и организовывать работу по их взаимодействию. Примеры назначения командующих из других военных структур уже были в истории России. Были случай назначения на важнейшую должность министра обороны Анатолия Сердюкова, не имеющего никакого отношения к армии. Но, несмотря на этот факт, он смог войти в курс дела и даже начал масштабную военную реформу.

Поэтому было логичным принятие такого решения, назначить командующим ВКС, по решению главнокомандующего, общевойскового генерала, Сергея Владимировича Суровикина, ведь его опыт взаимодействия различных войск обеспечит эффективную работу на занимаемой должности.

Павел КУРАЧЕНКО,

Член президиума Вневедомственного экспертного совета по вопросам воздушно-космической сферы, генерал-лейтенант, начальник Главного штаба, - первый заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами.

По материалам доклада «Воздушно-космические силы - новый щит России»

Россия и мир

Результаты анализа военно-политической ситуации в мире показывают, что западные государства во главе с США возвращаются в своих политических амбициях к временам холодной войны. Первоочередной мишенью избрана Россия, поскольку представляет собой, с одной стороны, потенциальное организационное ядро сопротивления планам Запада, а с другой - ресурсную базу любой незападной коалиции.

Россия - единственная глобальная сила, способная и готовая к противодействию в военном и идеологическом плане. Для её ослабления, огораживания, лишения геостратегического манёвра идут в ход и меры информационной войны, и экономические санкции, и демонстрация военного превосходства. Самый опасный период для России наступит на рубеже 2020-2025 годов, когда начнётся технологическое перевооружение развитых стран и Китая, а Соединённые Штаты и другие западные государства выйдут из депрессии 2008-2018 годов и совершат новый технологический скачок.

Закономерность, что «ход и исход военных действий в значительной мере определяется успешными действиями в воздушном и космическом пространстве», определяет реальное состояние дел в этой сфере. Об этом убедительно свидетельствует опыт военных конфликтов второй половины XX и начала XXI века.


Роль систем ПВО в вооружённой борьбе

Активные действия или бездействие национальных систем противовоздушной обороны (ПВО) государства и ударных сил определяли ход и исход вооружённой борьбы. Так было во Вьетнаме, где активные и эффективные действия национальных сил ПВО вынудили агрессора отказаться от ведения войны. И напротив, бездействие или слабость национальных систем ПВО привела к развалу ряда государств. Так было в Ираке, Ливии, Югославии.

Проблема обеспечения безопасности РФ в воздушно-космической сфере становится как никогда актуальной. В интересах её решения с 1 августа 2015 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации к выполнению поставленных задач приступил новый вид Вооружённых сил - Воздушно-космические силы (ВКС). Он является одновременно мечом и щитом России в воздушно-космической сфере.

Боевой состав Воздушно-космических сил включает: Главное командование ВКС, командование дальней авиации, командование военно-транспортной авиации, четыре объединения ВВС и ПВО военных округов, объединение ПВО‑ПРО и объединение Воздушно-космических сил, а также государственный испытательный космодром.

В составе ВКС России имеются три рода войск: Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной и противоракетной обороны, Космические войска. Кроме того, в состав ВКС входят специальные войска: воинские части и подразделения радиоэлектронной борьбы; связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления; инженерные и метеорологические.

Решению о создании Воздушно-космических сил предшествовала длительная дискуссия в открытой печати, участниками которой являлись многие из членов ВЭС ВКО. Высказанные в её ходе соображения, как и позиции, изложенные в различных документах, внимательно изучались членами группы Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации, на которую была возложена разработка предложений по созданию нового вида Вооружённых сил. Окончательные выводы сформированы на основе творческого синтеза различных взглядов и накопленного опыта строительства и применения сил, действующих в воздушно-космической сфере. При этом учитывался опыт как собственный, так и передовых держав.

Авиационные, ракетные и космические средства вооружённой борьбы сейчас составляют основу не только военно-воздушных сил ведущих государств мира. Они являются также неотъемлемым компонентом современных военно-морских сил и сухопутных войск. Это привело к тому, что охват воздушной (а в последние десятилетия - воздушно-космической) сферы стал непременным атрибутом современного общевойскового боя. Борьба за господство в воздухе прочно вошла в разряд самых приоритетных задач вооружённого противоборства.


Основными задачами Воздушно-космических сил являются:

Поддержание потенциала войск (сил) на уровне, обеспечивающем во взаимодействии с другими видами и родами войск Вооружённых сил, гарантированное решение задач стратегического сдерживания;

Ведение разведки воздушно-космической обстановки и вскрытие начала нападения;

Отражение агрессии в воздушно-космической сфере и защита от ударов из космоса и с воздуха промышленно-экономических районов, важных объектов страны и группировок войск;

Поражение объектов и войск противника;

Обеспечение запусков космических аппаратов и управление ими в орбитальном полёте.

Стратегическое сдерживание

Рассматривая участие системы ВКО РФ в стратегическом сдерживании, необходимо отметить, что первоочередной и относительно малозатратной реакцией на обострение угрозы «разоружающего» удара, вследствие развития стратегического потенциала США, может быть повышение роли ответно-встречного удара Стратегических ядерных сил РФ (СЯС). Задача ВКО в этих условиях состоит в совершенствовании возможностей по предупреждению в рамках создаваемой системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении (СРПВКН).

Её решение возможно за счёт эшелонирования СРПВКН, включения в её состав элементов космического, воздушного, наземного и морского базирования, функционирующих на различных физических принципах. Такое построение СРПВКН позволит обеспечить выполнение требований по времени выдачи и достоверности информации предупреждения. Состав средств разведки по эшелонам должен определяться с учётом характера возможных действий СВКН противника, климатических и геофизических особенностей на конкретном стратегическом воздушно-космическом направлении.

При всей важности повышения эффективности ответно-встречного удара необходимо учитывать, что стратегическая стабильность будет максимально надёжной при способности нанести агрессору неприемлемый ущерб в ответном ударе, то есть в наиболее тяжёлых для СЯС РФ обстоятельствах. Эта способность обеспечивается высокой живучестью СЯС. Участие ВКО в реализации такой живучести сводится к огневому прикрытию объектов СЯС. В качестве первоочередных предлагаем рассматривать объекты Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Первоочередной характер их прикрытия обусловлен тем, что в этих войсках находится основной потенциал СЯС и весь потенциал ответно-встречного удара.

Анализ развития возможных сценариев военного противостояния с участием Российской Федерации, основанный на учёте факторов военно-политического, военно-технического и военно-географического характера, позволяет сделать следующие выводы.

В различных по масштабу войнах с применением только обычных средств поражения вооружённое противоборство в воздушно-космической сфере будет играть решающую роль, особенно в начальном периоде войны.



Задачами ВКО в таких войнах будут:

Непрерывное ведение разведки воздушно-космического пространства, выдача разведывательной информации и информации предупреждения об оперативном развёртывании сил и средств воздушно-космического нападения, начале нападения, оперативном построении и действиях группировок СВКН;

Прикрытие важнейших объектов Вооружённых сил, стратегических резервов от ударов СВКН противника в местах их дислокации, сосредоточения, при выдвижении, развёртывании и в проводимых ими операциях, сил флотов в пунктах базирования и в море на радиус действия сил и средств ВКО, ключевых объектов экономики и инфраструктуры в районе конфликта.

Эффективное решение силами и средствами ВКО информационных и силовых задач поможет не допустить завоевания и удержания противником превосходства в воздухе.

Применительно к Российской Федерации следует отметить факторы, создающие благоприятные условия для применения группировок СВКН иностранных государств и обусловливающие предпочтительность воздушно-космического вторжения по сравнению с сухопутным.

К числу таких факторов следует отнести:

Наличие крупных группировок СВКН иностранных государств вблизи границ РФ;

Близость РФ к очагам нестабильности и повышенной конфликтности, наличие таких очагов в пределах границ СНГ и самой РФ;

Большая протяжённость границ, площадь территории, что усложняет возможность сосредоточения сил ПВО (ВКО) на угрожаемых направлениях;

Наличие анклава (Калининградская область), а также удалённых и труднодоступных районов (Приморье, Сахалин, Камчатка, Чукотка);

Наличие объектов стратегических ядерных сил, АЭС, химических предприятий и других потенциально опасных объектов;

Отсутствие достаточного информационного предполья на важнейших направлениях.

Эти и другие факторы в совокупности создают благоприятные условия для применения группировок СВКН потенциальным противникам, обусловливают предпочтительность воздушно-космического вторжения по сравнению с сухопутным и одновременно затрудняют решение задач воздушно-космической обороны страны.

При определённых условиях цель агрессии может быть достигнута и без сухопутного вторжения. Если же конечная цель агрессии будет заключаться в захвате части территории РФ и установлении контроля над её природными ресурсами, то воздушная (воздушно-космическая) фаза вооружённого противоборства будет направлена на создание благоприятных условий для сухопутного (морского) вторжения.

Эффективное решение силами и средствами ВКО информационных и силовых задач поможет не допустить быстрого завоевания и удержания противником безусловного превосходства в воздухе.


Эффективное решение силами и средствами ВКО информационных и силовых задач поможет не допустить быстрого завоевания и удержания противником безусловного превосходства в воздухе

Проблемы и пути их решения

Опыт войн ХХ - начала ХХI столетия убедительно свидетельствует о том, что без современной воздушно-космической обороны война будет непременно проиграна. Однако тот же опыт говорит и о том, что при пассивной обороне нельзя в принципе рассчитывать на благоприятный для обороняющегося исход войны, какой бы эффективной ни была оборона.

Рассмотрение, а тем более планирование в качестве альтернативных вариантов только ударных или только оборонительных действий в ходе вооружённого противоборства допустимо лишь в чисто теоретическом плане. Преимущества сочетания оборонительных и наступательных действий давно доказаны практикой прошедших войн, в том числе и опытом Великой Отечественной войны.

Только в случае комплексного применения обороняющейся стороной и оборонительных, и ударных средств при отражении агрессии, вооружённое противоборство приобретает основные классические черты войны. В противном случае чаще всего имеет место нечто похожее на карательную операцию. Именно так выглядят действия ВВС и ВМС США против Ливии (1986 год), действия многонациональных сил против Ирака (1991 год), действия стран НАТО против Югославии (1999 год). Исход всех перечисленных выше военных конфликтов известен. Отсутствие возможностей одной из сторон по нанесению ударов по противнику однозначно обеспечивает победу другой стороны, какой бы сильной противовоздушной обороной не обладала жертва агрессии. Вопрос только во времени.

Эффективное решение задач вооружённого противоборства в воздушно-космической сфере невозможно без наличия современной системы управления, обеспечивающей комплексное применение ударной и оборонительной компоненты. К настоящему времени создана и совершенствуется система управления войсками (силами) ВКО. К сожалению, система управления ударной компонентой отстаёт от современных требований. Решение данной проблемы позволит создать комплексную ударно-оборонительную систему, решающую задачу ведения вооружённой борьбы в воздушно-космической сфере.

Основными направлениями строительства и развития ВКС в части ВКО являются:

Создание перспективных комплексов ПВО‑ПРО и их интеграция в единую систему управления ВКО;

Перевооружение войск на перспективные образцы ВВСТ ВКО;

Совершенствование разведывательно-информационных систем ПРН (предупреждения о ракетном нападении) и ККП, а также их интеграция в единую систему разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении;

Наращивание численного состава и качественных характеристик отечественной орбитальной группировки.

Говоря о важнейшей в настоящее время проблеме наращивания группировок войск (сил) на стратегических направлениях, надо отметить, что её решение должно идти по трём основным направлениям:

Создание совершенно новых группировок войск (сил), оснащённых современными образцами ВВСТ;

Наращивание количественно-качественного состава существующих группировок войск (сил);

Обеспечение стратегической мобильности авиации и войск ПВО.

В целом реализация спланированных мероприятий к 2021 году позволит ВКО Российской Федерации выполнить стоящие перед ней задачи.

Возможности СРПВКН позволят обеспечить своевременное предупреждение о воздушно-космическом нападении с целью обеспечения принятия решения на ответные действия, в том числе применение СЯС.

Существенно увеличатся возможности ПРО.

Будет обеспечено гарантированное зенитно-ракетное прикрытие важнейших военных и государственных объектов, в первую очередь объектов СЯС и высших звеньев управления государством и Вооружёнными cилами.

Реализация намеченных планов по строительству ВКО РФ невозможна без чёткой, качественной и, главное, слаженной работы всех органов военного управления, научно-исследовательских организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса. Большая роль в этом процессе отводится и ВЭС по проблемам ВКО.

Работы по созданию ВКО РФ должны вестись с общей направленностью, предусматривающей создание и развитие информационных и огневых средств с обязательным сопряжением посредством единой системы боевого управления и связи.