Восьмиминутная империя: Легенды. Восьмиминутная империя

Легенды, дошедшие до нас с различных уголков земли, повествуют о невероятных существах: о фениксах, бороздящих безоблачное небо; о единорогах, пересекающих зелёные поля; о великанах, затаившихся в горных вершинах. Но стоит ли доверять... Легче проверить на собственном опыте! Отправляйтесь в неизведанные уголки планеты, открывайте новые местности, пересекайте неприступные моря, основывайте новые поселения, а далёкие земли приоткроют завесу своих тайн и легенд только перед самыми бесстрашными и отважными открывателями!

Как играть

Правила игры остаются прежними, на дополняются магическими событиями и существами. Действие игры проходит на карте мира с несколькими материками, где земли поделены на регионы. За контроль этих земель, а также за их волшебных обитателей, мы и будем с вами бороться. Игровой процесс сводится к повторению всего лишь нескольких действий - закрытому аукциону за право первого хода в раунде и непосредственному приобретению различных карточек. Оба действия требуют игровой валюты, которой достаточно мало, так что распоряжаться ей предстоит с умом.

У карт действия может быть различная стоимость, которая зависит от их положения в ряду, причём первая карта всегда бесплатна. В свой ход игрок приобретает выбранную карту, разыгрывает её действия и передаёт ход следующему игроку. Карты действия дают существо или местность определённого вида и способностей, а также позволяют формировать и перемещать войска, строить города и уничтожать чужие войска. Длина партии сильно ограничена, всего за 7-13 ходов (розыгрышей карт) вы должны ухитриться удержать под контролем как можно больше земель, постараться по максимуму выполнить условия карт существ, мест и героев, при этом не дав развиться противникам.

Кто победил?

Игра заканчивается, когда все игроки сыграли заданное количеством участников число карт. Победитель определяется по победным очкам, которые выдаются за контроль над регионами, за контроль над континентами, а также за особые условия, указанные на картах. У кого очков больше, тот и победил.

Особенности игры

«Восьмиминутная Империя: Легенды» - это фэнтезийная версия стратегической настольной игры «Восьмиминутная Империя». Простые правила, глубокая стратегия, качественные компоненты, быстрые партии, множество вариаций игрового поля, варианты усложнения партии, минимум случайных событий, компактный размер. Вобрав в себя всё лучшее, она дополнилась интересными картами - например Дракон-Разоритель, который приносит дополнительные победные очки за победу над ним, или Магические врата, которые соединяют два отдалённых участка земли. Также появились и помощники - к примеру, Феникс поможет вашим армиям преодолевать морские просторы, а Гигант будет охранять ваши войска. Невероятный магический мир не оставит равнодушными ни одного игрока!

Внимание! Это самостоятельная игра. Базовая «Восьмиминутная империя» не требуется.

Eight-Minute Empire — настольная игра, позволяющая построить империю за 8 минут. Игроки приобретают карты действий, которые предварительно выкладываются в ряд из общей колоды, дают товар определённого вида, а также позволяют формировать и перемещать войска, строить города и уничтожать чужие войска. Игра заканчивается, когда все игроки сыграли заданное количеством участников число карт. Победитель определяется по победным очкам, которые выдаются за контроль над регионами и континентами, а также собранные комплекты карт товаров.

Ниже более подробное описание игрового процесса.

События игры «Империя за 8 минут» происходят на игровом поле, поделённом на регионы. Перед игрой все игроки получают по 14 фишек армий, по 3 фишки городов и по 8, 10 или 12 монет (при игре на 4-х, 3-х или 2-х игроков соответственно). 3 фишки армий каждый игрок выставляет в свой стартовый регион. Общая колода карт перемешивается и кладётся рядом с игровым полем, шесть верхних карт колоды выкладываются в ряд около верхней кромки поля. Право первого хода решается тайными ставками: каждый игрок зажимает в кулаке некоторое количество монет (пустой кулак — тоже вариант), а затем кулаки одновременно раскрываются — высшая ставка отправляется в банк, все остальные ставки остаются у игроков. Право хода передаётся по часовой стрелке, начиная с игрока, сделавшего высшую ставку.

В свой ход игрок приобретает (и выкладывает перед собой) одну из карт ряда, оплачивая её стоимость в банк золотыми монетами: 1-я карта ряда бесплатная, 2-я или 3-я обойдётся в 1 монету, 4-я или 5-я — в 2, 6-я — в 3. Каждая карта даёт 1 определённый товар и действие, которое тут же совершается. Одни карты позволяют выставить на поле фишки армий: армии выставляются в стартовый регион игрока и те регионы, где есть его города. Другие карты позволяют перемещать армии по суши, например, карта перемещения "3" позволяет переместить 3 армии на 1 регион, либо 1 армию на 3 региона, либо одну армию на 1 регион и другую — на 2. Третьи — перемещать армии по суше и воде. Четвёртые — построить город в любом регионе, где есть хотя бы одна фишка армии игрока. Пятые — уничтожать чужие войска, то есть убирать с поля фишки армий (например, карта уничтожения "2" позволяет убрать с поля 2 фишки одного игрока, либо по 1 фишке двух соперников). Опустевший на 1 карту ряд сдвигается, и к его правому краю добавляется новая карта с верха колоды.

Игра завершается, когда перед каждым игроком выложено 8, 10 или 12 карт (при игре на 4-х, 3-х или 2-х игроков соответственно). Неизрасходованные золотые монеты отправляются в банк. Затем начинается подсчёт победных очков. Игрок получает по 1 победному очку за каждый контролируемый им регион: игрок контролирует регион, если его фишек армий в этом регионе больше, чем у любого отдельно взятого соперника. Игрок получает по 1 победному очку за каждый контролируемый им континент: игрок контролирует континент, если он контролирует больше его регионов, чем любой отдельно взятый соперник. Игрок получает победные очки за собранные комплекты товаров (например, 1 карта золота приносит 1 победное очко, 2 карты золота — 2 очка, 3 карты — 3 очка, 4 карты — 5 очков; кроме карт, товары приносят и некоторые регионы игрового поля). Побеждает игрок, набравший больше всех очков.

В продаже с 2013. Средства на издание игры собраны при помощи сервиса софинансирования Kickstarter.

Настольная игра

Кол-во игроков
От 2 до 4

Время партии
От 8 минут

Сложность игры
Средняя

Восьмиминутная Империя - интересная фэнтези игра, которая отправляет игроков в разные уголки света, чтобы открыть новые места, основывать поселения и многое другое.

Правила настольной игры Восьмиминутная Империя

  1. Игроки выбирают кто будет ходить первым в настольной игре Восьмиминутная Империя: Легенды.
  2. Начиная с первого игрока и по часовой стрелке. Все игроки по порядку делают свои ходы, берут по карте из ряда над полем. Когда игрок берет карту он платит ее стоимость в банк. Стоимость карты зависит от места в ряде. Цена обозначена на карте. Если у участника нет денег, то он берет карту с нулевой стоимостью.
  3. Действия на карточках.

Выбранная карта обладает своими свойствами и позволяет игроку сделать действие. При помощи действия игрок можно расширить империю, установить контроль над островами и регионами. Возможно следующее:

  • Набор армии. Смотрим на карту и какое количество кубиков указано может взять армию. На поле не может быть больше 18 армий.
  • Марш-бросок. Действие позволяет передвигать армии между регионами. Сколько нарисовано кубиков — на столько можно передвигать. Соседний регион разделен белой линией.
  • Основание города . Игрок может в любом регионе, где присутствует войско, может построить город. В одном регионе может быть несколько городов одного и нескольких игроков.
  • Разгром армии . Можно нанести удар на войско другого игрока, если в этом регионе присутствует ваша войско. Армия оппонента возвращается в запас.
  • На карте и/или . Если на карточке «/», то игроку необходимо выбрать одно из действий. Если на карет «+», можно выполнить два действия по порядку.

Игрок имеете право не брать карту и не выполнять действия. После того как игрок выполнил действие, он кладет карту на пустой слот.

Ход передается следующему игроку.

Свойства карточки

В верхней части каждой карточки присутствует название и свойство. Данные свойства помогут в процессе игры и могут принести дополнительные очки.

Конец игры Восьмиминутная Империя: Легенды

Игра оканчивается, когда каждый из игроков наберет определенное число карт, которое зависит от количества игроков:

  • собрать 11 карт - 2 игрока
  • собрать 10 карт - 3 игрока
  • собрать 8 карт - 4 игрока

Все игроки подсчитывают свои победные очки. У кого больше всего очков, тот победитель настольной игре «Восьмиминутная Империя: Легенды.»!





В 2014 году я играл в "Восьмиминутную империю" и сделал на неё . Через год после моего обзора был успешно завершен сбор средств на издание варианта игры с фэнтезийной тематикой на площадке софинансирования CrowdRepublic . И сегодня я поведаю вам, что же это за версия и чем отличается от предшественника.

ЧТО ВНУТРИ?

Набор для игры по сравнению с оригинальной версией стал явно богаче: тут тебе и 4 части поля вместо 2-х, и красивые деревянные замки вместо шайбочек, и оформлено не так аскетично.

В коробке находятся 4 двусторонние части игрового поля, 4 комплекта деревянных фишек для игроков, игровые карты, денежки, жетон стартового города, дополнительные жетоны для игры по расширенным правилам, 4 дополнительные карты персонажей.

Игровое поле собирается из 4 частей любыми сторонами вверх. Острова выглядят просто шикарно, их реально хочется исследовать. Разложенное прямоугольником игровое поле вызывает как визуальное, так и перфекционное удовольствие...

Вот только такая раскладка в игре вызывает дополнительные трудности в достижении самого отдалённого острова, поэтому стандартной раскладкой является буквой "Т", а начинать экспансию островов игроки будут с центральной зоны.

Цвета фишек игроков подобраны нестандартные (стандартными я считаю красный, желтый, синий и зелёный). Вероятно для того, чтобы легче было на поле найти, которое кстати и оформлено в "стандартные" цвета. =) Башни красивые, а кубики...как кубики.
Мы живём в микроэру полного расцвета сил больших игровых отечественных издателей, в играх которых уже несложно найти деревянные компоненты и вместе с этим игра не стоит космических денег. Разве не чудо? Утвердительно ответят те, кто помнит.

Игровые карты по сравнению с оригинальной версией претерпели серьёзные изменения, как визуально, так и по наполнению. Если нижняя часть действий на ход особо не поменялась (хоть и есть нюанс), то верхней части для сбора комбинаций есть чем удивить. Но об этом я расскажу чуть ниже.

Также для тех, кто наиграется по обычным правилам, есть небольшая добавка в виде карт персонажей, жетонов находок и других жетонов. Честно признаюсь, что в оригинале, что в этой версии игры я ни разу не поиграл с подобными дополнениями. Мне хватает стандартных правил. Поэтому о том, насколько игра преображается, ничего вам не скажу. Могу только предположить, что не сильно.

Поле, фишки, денежки, карты... Всё это благотворно влияет на глаз потребителя, будто бы перед тобой полноценная игра из большой коробки, только с ценником приятным.

КАК ИГРАТЬ?

Каждому игроку раздаётся комплект фишек одного цвета и денежки. В центре игрового пространства раскладывается игровое поле, чуть повыше замешаны карты и разложено 6 штук рубашкой вверх.

В центральной части поля выбирается столица и там помещается по 4 кубика(армии) от каждого игрока.

Также на отдалённой территории выкладывается ещё по одному кубику от каждого игрока (назову их экспедицией =)).


В свой ход игрок должен взять одну из карт, лежащих лицом вверх. Цену при этом он должен заплатить соответствующую карте-подсказке (чуть выше игровых карт на фото). Надо заметить, что даже если у игрока не будет денег, он всегда сможет брать одну самую левую карту бесплатно.
Функционал внизу карты применяется сразу же по факту получения карты, а верхний функционал либо будет давать очки в конце партии, либо даст постоянный эффект во время партии.

На самом деле действий по ходу партии не так уж и много, поэтому я вам покажу примеры всех. На фото выше представлен вариант "набор армии" + "разгром армии". Это означает, что мы выкладываем в столицу или в другой свой город (а можно и там, и там) три своих кубика, плюс удаляем кубик одного из соперников там, где представлены наши силы.

Во время партии мы так действия не называем, у нас почему-то прижилось "рожай кубики" и "отдай кубик кому-нибудь обратно". =)

"Марш-бросок" - это некоторое количество шагов, которые могут сделать ваши кубики по игровому полю. На карте с примера у нас есть 5 шагов, Чтобы перебраться через море, нужно потратить 3 шага за одно перемещение по пути с белыми точками. По суше каждая зона преодолевается за 1 шаг.

Помимо наборов и передвижений армий мы можем основывать города. Для этого надо взять специальную карту и поставить специальную фишку на одной из зон, где представлены наши кубиковые силы. Теперь через этот город можно выставлять свои новые кубики на игровое поле.

Все занятые нами территории в конце игры будут превращаться в победные очки. За каждую зону на любом из островов, где наших кубиков больше, чем у оппонента, мы получим 1 очко. За каждый остров или континент, где подконтрольных нам территорий больше, чем у оппонентов, мы получим 1 очко.

Контроль территорий - очень важная часть игры, однако для полной победы вам ещё придётся грамотно скупать карты действий.

Теперь я вас попрошу обратить внимание на верхнюю часть карт. На фото выше представлены примеры игровых свойств, которые пассивно будут улучшать те или иные действия: крылья дают скидку водных передвижений, кубик со стрелкой - увеличений на 1 количества шагов при розыгрыше соответствующего действия, кубик - увеличение на 1 количества армий при "наборе армий", денежки - мгновенное получение монет. Такого рода свойства имеют накопительный характер, то есть можно купить несколько карт с одинаковым свойством и в сумме пользоваться. В случае с крыльями есть предел - за перемещение через море всё равно надо будет потратить 1 шаг.

Другая часть карт позволяет набрать победные очки за определённые виды карт или за количество оставшихся монет (есть одна такая). Этот тип карт перекочевал из оригинальной версии, только там мы собирали морковки да руду, а теперь благородное, злое и таинственное. =)

Вот яркий пример сета из лесных карт: благодаря карте озера игрок получит 4 победных очка за лесные карты.

Когда все игроки накопят определённое количество карт, игра закончится. Подсчитаются подконтрольные зоны и острова, бонусы за карты, и кто смог на этом заработать больше всех очков, победит.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Аскетично, абстрактно, просто и быстро - так я характеризую " ". Красочно, абстрактно и чуть более продвинутой в плане игрового процесса выглядит " " по сравнению с предшественником. Что пошло на пользу, так это добавление красок в игровое поле и разнообразных уникальных картинок на карты. В такую игру хотят играть все без исключения. Но несмотря на антуражные вкрапления в плане игровых карт игра так и не обрела атмосферы: все эти таинственные да благородные карты можно назвать любыми другими эпитетами и ничегошеньки в их функционале не изменится. Как надо было собрать 3 морковки для получения одного победного очка, так и осталось, только морковке название сменили.

В плане игрового процесса стало веселее и приятнее из-за всяческих пассивных свойств, которые вам прокачают тот или иной навык одного из основных действий. Естественно, ключ к победе лежит в ровной прокачке всех навыков, да и карты брать надо оглядываясь на их названия и стараясь заработать на картах не меньше, чем на игровом поле.

Конечно, из-за большего разнообразия среднее время партии выросло раза в полтора-два и уже никаких 8 минут на партию не получится (нет, вы можете сыграть такую быструю партию, но успеете ли сыграть в неё осмысленно?). В оригинал можно играть по несколько партий за присест, щёлкать подобно семечкам. В "Легенды" я выдержу максимум парочку.

Розничная цена орининальной игры - , версии "Легенды" - . 500 рублей вы переплачиваете за похожий процесс и более красочное оформление...И всё-таки я бы рекомендовал потратиться именно на "Легенды", потому что игра, казалось бы, при таких небольших изменениях будет пользоваться большим спросом на столе. Мои партнёры по настолкам в большинстве своём хотят как умственного, так и тактильно-визуального удовольствия, и положи перед ними две коробки, выбор будет очевиден.

Лично я, да и старшая дочка, сядем играть в любую из этих игр (в оригинальной версии есть розовый комплект для игрока, поэтому успех у дочки обеспечен =)), но приятней всё-таки будет за большим игровым полем с красивыми островами, где можно купить дракона, который поможет преодолеть море, и там, на острове, поставить свой замок.

Eight-Minute Empire — настольная игра, позволяющая построить империю за 8 минут. Игроки приобретают карты действий, которые предварительно выкладываются в ряд из общей колоды, дают товар определённого вида, а также позволяют формировать и перемещать войска, строить города и уничтожать чужие войска. Игра заканчивается, когда все игроки сыграли заданное количеством участников число карт. Победитель определяется по победным очкам, которые выдаются за контроль над регионами и континентами, а также собранные комплекты карт товаров.

Ниже более подробное описание игрового процесса.

События игры «Империя за 8 минут» происходят на игровом поле, поделённом на регионы. Перед игрой все игроки получают по 14 фишек армий, по 3 фишки городов и по 8, 10 или 12 монет (при игре на 4-х, 3-х или 2-х игроков соответственно). 3 фишки армий каждый игрок выставляет в свой стартовый регион. Общая колода карт перемешивается и кладётся рядом с игровым полем, шесть верхних карт колоды выкладываются в ряд около верхней кромки поля. Право первого хода решается тайными ставками: каждый игрок зажимает в кулаке некоторое количество монет (пустой кулак — тоже вариант), а затем кулаки одновременно раскрываются — высшая ставка отправляется в банк, все остальные ставки остаются у игроков. Право хода передаётся по часовой стрелке, начиная с игрока, сделавшего высшую ставку.

В свой ход игрок приобретает (и выкладывает перед собой) одну из карт ряда, оплачивая её стоимость в банк золотыми монетами: 1-я карта ряда бесплатная, 2-я или 3-я обойдётся в 1 монету, 4-я или 5-я — в 2, 6-я — в 3. Каждая карта даёт 1 определённый товар и действие, которое тут же совершается. Одни карты позволяют выставить на поле фишки армий: армии выставляются в стартовый регион игрока и те регионы, где есть его города. Другие карты позволяют перемещать армии по суши, например, карта перемещения "3" позволяет переместить 3 армии на 1 регион, либо 1 армию на 3 региона, либо одну армию на 1 регион и другую — на 2. Третьи — перемещать армии по суше и воде. Четвёртые — построить город в любом регионе, где есть хотя бы одна фишка армии игрока. Пятые — уничтожать чужие войска, то есть убирать с поля фишки армий (например, карта уничтожения "2" позволяет убрать с поля 2 фишки одного игрока, либо по 1 фишке двух соперников). Опустевший на 1 карту ряд сдвигается, и к его правому краю добавляется новая карта с верха колоды.

Игра завершается, когда перед каждым игроком выложено 8, 10 или 12 карт (при игре на 4-х, 3-х или 2-х игроков соответственно). Неизрасходованные золотые монеты отправляются в банк. Затем начинается подсчёт победных очков. Игрок получает по 1 победному очку за каждый контролируемый им регион: игрок контролирует регион, если его фишек армий в этом регионе больше, чем у любого отдельно взятого соперника. Игрок получает по 1 победному очку за каждый контролируемый им континент: игрок контролирует континент, если он контролирует больше его регионов, чем любой отдельно взятый соперник. Игрок получает победные очки за собранные комплекты товаров (например, 1 карта золота приносит 1 победное очко, 2 карты золота — 2 очка, 3 карты — 3 очка, 4 карты — 5 очков; кроме карт, товары приносят и некоторые регионы игрового поля). Побеждает игрок, набравший больше всех очков.

В продаже с 2013. Средства на издание игры собраны при помощи сервиса софинансирования Kickstarter.