Понятия визуальной психодиагностики ее источники и методы. Еремина Татьяна Ивановна Визуальная психодиагностика

Объект социальной перцепции (объект наблюдения) - это автор сообщения, которое принимает, интерпретирует наблюдатель (субъект). Социальные психологи уже давно исследуют характеристики внешности и поведения, которые являются наиболее важными с точки зрения восприятия и понимания.

В момент восприятия человек наблюдаемой является для субъекта наблюдения некоторой совокупности социально значимых признаков, благодаря которым в определенной культуре традиционно транслируются психологические свойства и состояния. Эти признаки, которые иногда называют "перцептивными крючками", является для данного человека определенным социальным шрифтом. Восприятие внешнего вида человека, выражение его эмоций вызывает ответную эмоциональные переживания и реакции у людей. Умение читать выразительные движения предусматривает тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста, позы и движений тела другому человеку. Распознать индивидуально-психологические особенности личности можно за мимикой, пантомимикой, физиологическими реакциями, которые сопровождают эмоции, - сосудистыми, дыхательными, секреторными; по особенностям строения тела, чертами лица, рисунками на кистях, пальцах и другими природно-биологическим признакам.

Визуальная психодиагностика исследует все внешние выявления вида и поведения человека с целью изучения ее личностного смысла. Визуальная психодиагностика (срок введен украинским психологом В. щеки ним в 1989 г..) Является сугубо прикладным знанием, которое особенно необходимо специалистам, работающим с людьми, для диагностики их личностных, индивидуально-типических и профессионально важных качеств.

Практическая направленность и относительная доступность визуальной психодиагностики, необходимость широкого воплощения прикладной психологии в различные области общественной деятельности предусматривает возможность проведения отдельных обследований лицами без специальной психологической подготовки: педагогами, врачами, руководителями различных уровней, специалистами по работе с персоналом и др.

Изучение и систематизация данных о характерных различия внешнего вида людей и личности, их выразительных движений имеет долгую историю. Еще с давних времен, например, определенному типу построения тела приписывались различные моральные и психологические особенности. На основе этого учеными было создано довольно много типологий, основанных на особенностях телосложения человека.

Физиогномика, френология, хиромантия, астрология, графология это области знаний, которые пытались по внешним признакам тех или иных частей тела, выразительными движениями и другими особенностями поведения человека обнаружить ее психологическую сущность.

Физиогномика (от греч. Physis - природа, gnomon - знающий) разрабатывала систему соответствия между чертами лица человека свойствами его характера, способностями и талантами. Физиогномика возникла в древние времена. Основателем считается Пифагора, ею занимался Аристотель. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляя ее характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость; нос, как у льва, - важность; волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, - боязливость, волосы твердое, как у львов и кабанов, - храбрость.

Наиболее известной стала физиогномична система Плохая Кас-пера Лафатера, который считал основным путем познания человека изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и и др.

Австрийский врач Ф.И. Галь создал Френология - теорию, в которой пытался систематизировать и развить дальше знания о связи психических особенностей человека с внешней формой ее черепа. Результаты изучения различных выразительных движений нашли отражение в трудах Ч. Дарвина ("О выражении чувства", 1872), В. Бехтерева ("Объективная психология", 1910), которые утверждали, что психология должна изучать не только явления сознания и бессознательного, но и внешние проявления деятельности человека, поскольку они являются выражением его психики.

В глубине тысячелетий кроются источники хиромантии- учение о связи строения кисти руки, формы пальцев, выпуклостей и впадин, линий и бороздок на ладони с внутренней сущностью человека, его прошлым и будущим. Хиромантии знали в древнем Китае и Индии, а также в Греции и Риме задолго до нашей эры. Сейчас существует даже современная название- дерматоглификой, которая изучает узоры на ладони человека. ее данные используются в криминалистике, медицине, генетике, психологии, психогенетике т.

В 1965 году под руководством академика Б. Ананьева в Ленинградском университете проводилось комплексное исследование абитуриентов. Наряду с измерениями тела молодых людей, включая массу тела, рост, размеры головы, рук и др., Фиксировали рисунок ладони и пальцев рук. Естественно, у абитуриентов, как и в любой нормальной человека, когда им предлагают сделать отпечатки пальцев, возникал вопрос: не будет ли это использовано во вред? Исследователи, конечно же, успокаивали наиболее подозрительных, объясняя, что это никак не связано с фактом приема в университет, а имеет научный интерес. Но даже простое наблюдение психологов по абитуриентами в момент "снятия кожных показаний" проявляло различия в их поведении. Одни вели спокойно, не суетились, у них не прелой руки, не расширялись зрачки. Другие проявляли заметное беспокойство, вплоть до отказа снять отпечатки пальцев. В результате наблюдений за поведением абитуриентов в момент снятия отпечатков пальцев и одновременной фиксации кожных узоров пальцев рук исследователи увидели связь между этими, казалось бы, такими далекими особенностями человека. Действительно, какая может быть связь между стрессоустойчивость и типом кожного узора на пальцах?!

Примерно через год (в 1966 году.), Когда обработка данных подошло к концу, появилась книга ТИ. Гладковой "Кожные узоры ладони и ступни обезьяны и человека". В ней представлено достаточно большой статистический материал о характерных чертах пальцевых узоров у народов всех частей света. Например, у бушменов преобладает пальцевый узор, очень редко случается у других народов. В чем же дело? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим типичные пальцевые узоры.

Чаще всего случается пальцевый узор в виде "петель". Немного реже - "спиралей". Реже - узор, называется "дугой".

Когда были обработаны данные исследований, то оказалось, что у лиц с сильной уравновешенной нервной системой доминируют петли, сильной, но не вривноваженои- спирали. Дуга наблюдалась только у владельцев слабой нервной системы.

В процентном отношении это выглядит так: холерик имеет более 50 процентов спиралей (остальные - петли); сангвиник - более 50 петель (остальные - спирали) флегматик - все петли; меланхолик - хотя бы одну дугу, и чем их больше, тем слабее нервная система, и значит, ниже работоспособность человека.

Установлено также связь угла, образованного на ладони тремя трирадиус, с умственными способностями человека. Один трирадиус - "а" - находится в основании ладони, а "в" и "с" - в основе указательного пальца и мизинца (см. Рисунок).

Если угол, образованный трирадиус "в" - "а" - "с", находится в пределах от 33 ° до 57 °, то можно не переживать за свои умственные способности. Но если угол меньше или больше этого диапазона, значит, интеллект надо развивать. Правда это на сто процентов, пока сказать трудно, ведь психогенетика только развивается.

Не менее древнюю историю имеет астрология, которая разрабатывала планетарную и зодиакальную типологию человека, а также графология, которая искала закономерные связи между почерком и характером индивида. Исследование связи между внешними признаками человека и его психологическими характеристиками в истории развития знаний осуществлялись двум направлениям: первое направление ставил целью на основе внешних признаков выявить психологическую сущность, второй - на основе внутренних свойств (в частности психологических) выделить типы личности, которые отличаются внешним признакам.

Физиогномика, френология, хиромантия, астрология, графология - это области знаний, которые пытались по внешним признакам тех или иных частей тела, выразительными движениями и другими особенностями поведения человека выявить Ее психологическую сущность.

На рубеже XIX и XX вв. под влиянием антропологов, которые обратили внимание на различия в строении тела, а также психиатров, увидели индивидуальные различия в склонностях к психическим заболеваниям, концепция связи между телосложением и типологическими особенностями человека получила дальнейшее развитие, в частности у французского врача Клода Ciro, который в зависимости от преобладания в организме одного из основных систем (дыхательной, пищеварительной, мускульной или мозговой) выделил соответствующие им телосложения. Эти взгляды осуществили существенное влияние на формирование современных конституционных теорий, получивших распространение в психологии индивидуальных различий.

Восприятие внешнего вида человека, выражение его эмоций вызывает ответную эмоциональные переживания и реакции у людей. Умение читать выразительные движения предусматривает тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста, позы и движений тела другому человеку. Распознать индивидуально-психологические особенности личности можно за мимикой, пантомимикой, физиологическими реакциями, сопровождающими эмоции- сосудистой, дыхательной, секреторным; по особенностям строения тела, чертами лица, рисунками кисти, пальцев и другими природно-биологическим признакам.

Изучение и систематизация данных о характерных различия внешнего вида людей и личности, их выразительных движений имеет длительную историю. Еще с давних времен, например, определенному типу телосложения приписывались различные моральные и психологические особенности. На основе этого учеными было создано довольно много типологий, основанных на особенностях телосложения человека. Наиболее систематизированная одна из таких типологий представлена в "Трактате о человеческой физиономию" Эжена Ледо (1815), в котором описаны пять основных типов телосложения и дано их психологические характеристики. В основе этой типологии лежит утверждение, что строение тела человека отвечает, в основном, пяти геометрическим фигурам: четырехугольнике, колу, овала, треугольника, конуса. По мнению Э. Ледо, каждый тип включает в себя скрытые способности, инстинкты и эмоции, которые приводятся в действие либо остаются в бездействии в зависимости от развития личности, ее жизненного пути. Так, несоответствие между типом и темпераментом порождает внутренние конфликты, из-за чего появляются противоречия в чувствах, пожеланиях, поступках, проявляющееся в чудернацтвах характера.

Конституционный типологию личности предложил Кречмер на основе выделения четырех основных типов конституции телосложения (телосложения).

1-й тип телосложения - астеник - человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом;

2-й тип телосложения - пикник - человек малого или среднего роста, с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, большим животом, круглой головой на короткой шее;

3-й тип телосложения - атлетик - человек с выраженной мускулатурой, пропорциональной крепким телосложением, широким плечевым поясом;

4-й тип статури- дипластик- человек с неправильным телосложением.

К выделенным типов строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности.

Астеник - он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, тяжело приспосабливается к окружению, чувствителен, раним, "люди, которые тонко чувствуют", идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты, сухари и безвольные, в них происходит колебание между чувствительностью и холодностью, между обостренностью и тупостью чувства ("обидит другого и при этом обидится сам"), настойчивый, последовательный, неприхотлив, вынослив. Обратная сторона этих преимуществ недостаток доброжелательности, приятного природного человеколюбия, их можно разделить на следующие группы: 1) чистые идеалисты и моралисты; 2) деспоты и фанатики; 3) люди холодного расчета.

Пикник- его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах, "веселые болтуны", спокойные юмористы, сентиментальный тихоня, беспечные любители жизни, активные практики. Среди них можно выделить следующие типы исторических лидеров: 1) храбрые борцы, народные герои; 2) живые организаторы крупного масштаба; 3) примирительные политики.

Атлетики - они бывают двух видов: энергичные, резкие, уверенные в себе, агрессивные или маловразливи, со сдержанными жестами и мимикой, невысокой гибкостью мышления.

Абсолютно "чистых" типов телосложения меньше, чем смешанные. Каждый из выделенных в приведенных классификациях типов личности можно фиксировать и на основе морфологических признаков. Классификация психологических типов К. Юнга было положено в основу со-ционикы. В визуальном плане, по данным социоников, наль ность-иррациональность лучше наблюдается в профиле лица.

Рациональные профили резче очерчены, более угловатые, выделяются отдельными деталями или их совокупности (линия носа, носогубной морщины, подбородок, надбровных дуг и др.); "иррациональные" - имеют более мягкие и плавные линии профиля лица.

Интуитивные типы, как правило, имеют высокий лоб, слабо очерченный, или небольшое треугольное подбородок; их лица напоминает скорее овал, чем круг.

Сенсорные типы - круглолицые, подбородок упругое, а лоб, если и высокий, то скошенный назад.

Мыслительных и эмоциональный типы различаются по активности верхней и нижней частей лица. Первый манипулирует больше верхней частью (морщит лоб, раскрывает и щурить глаза), а второй - нижней (улыбка, зубы, щеки). Мыслительные типы более "костлявые", в эмоциональных - преобладает бриошина и низ грудной клетки, в сенсорных - мышечная масса тела (лучшие культуристы, штангисты, борцы, как правило, относятся к сенсорному типа). Интуитивные типы имеют среди всех длинные ноги, им также морфологически более свойственны длинные пальцы рук и длинная шея.

Не менее важное значение в визуальном общении масс специфическая знаковая система, которая изучается наукой кинесика. Шведский исследователь К. Бердвистл предложил выделить единицу телодвижений человека - кон (греч. Кипета - движение), или кинему (аналогично фонеме в лингвистике). С кинив образуются кинемор-фи (нечто вроде фраз), которые и воспринимаются в ситуации общения. На основе предложений Бердвистла было создано вроде "словаря" телодвижений, даже появились работы о количестве кинив в разных национальных культурах. С целью определения "сетки" основных зон человеческого лица, тела, рук и т.д. Бердвистл разделил все тело человека на 8 зон: лицо, голова, рука правая, рука левая, нога правая, нога левая, верхняя часть тела, нижняя часть тела.

Смысл построения словаря в том, чтобы единицы - кины, были привязаны к определенным зонам тела тогда и запишутся в телодвижениях. Подобный вариант был предложен для записи выражения лица, мимики. В литературе определено более 20 000 описаний выражения лица. Чтобы их классифицировать, исследователь П. Экман предложил методику, которая получила название FAST - Facial Affect Scoring Technique. Принцип тот же: лицо условно делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и участок носа, рот и подбородок). Далее выделяются шесть основных эмоций, которые чаще всего выражаются с помощью мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, печаль. Фиксация эмоции соответствующей "зоны" позволяет определить более или менее правильно мимические движения. Эта методика распространена в медицинской (Патопсихологические) практике.

Знание внешних признаков человека, их связь с другими особенностями личности очень необходимо психологу, врачу, менеджеру, актеру вообще каждому специалисту, деятельность которого связана с общением с людьми. Распознавание индивидуально-психологических особенностей личности путем непосредственного визуального восприятия, как уже отмечалось, имеет большое значение в невербальной коммуникации. Поэтому неудивительно, что и современная наука проявляет большой интерес к исследованиям "языка тела".

Так, современный российский исследователь И. Стернин подает систему наиболее типичных поз и жестов, свидетельствующих о внимании или невнимание вашего собеседника (аудитории).

О внимании к говорящему можно говорить, если:

взгляды слушателей направлены к тому, кто говорит;

положения тела - корпус наклонен в сторону говорящего; слушатель подвинулся на краешек стула, чтобы быть ближе к нему;

наклон головы в сторону - признак заинтересованности. О невнимании свидетельствует следующее:

взгляд слушателя направлено в сторону;

Тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и ровно стоят на полу (такая поза часто имитирует внимание)

Голова не наклонена, слушатель держит ее прямо, позвоночник выпрямлен;

Слушатель делает такие движения: председатель выпрямляется, плечи поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по сторонам - это свидетельствует о потере мысли, потерю внимания;

Тело приобретает позы, направленной в сторону выхода;

Ноги вытянуты вперед и перекрещенные, тело отброшено назад, голова опущена вперед (часто означает несогласие)

Председатель подкрепляется всей ладонью;

Автоматическое постукивание конечностями (пальцы рук, ноги) или каким-то предметом (колпачком ручки и т.п.) по полу или поверхности стола; это выражение нетерпения, причем чем быстрее темп постукивания, тем нетерпение более;

рисование на бумаге посторонних предметов;

застылость глаз, немигающий взгляд (имитация внимания)

легкое поглаживание носа;

крепко сцепленные руки;

поглаживание шеи (у мужчин);

поправления прически, покачивания ногой, поиски чего-то в сумочке (у женщин);

рука касается уха и опускается вниз; или - губ и опускается вниз (скрытое желание возразить, перебить)

застегивание пиджака (у мужчин).

При интерпретации того или иного жеста следует принимать во внимание многие факторы: национально-культурные традиции, возраст человека, физиологическое состояние и тому подобное. Но если невербальные моменты противоречат тому, что человек говорит, то стоит верить именно им, а не словам.

Итак, 80% успеха в общении обеспечивает хорошо развита психологическая наблюдательность. Для эффективного общения необходимо хорошо ориентироваться в ролях, состояниях, свойствах личности. Источником информации об этом служит внешность партнера по общению, его речь, поведение и особенно поведение невербальная.

Создание правильного представления о другом человеке требует длительных повторных контактов и значительных усилий интеллекта, интуиции и чувств. При кратковременных контактах обычно следует базироваться на сложившиеся стандарты восприятия. Отождествляя собеседника с определенным эталоном на основе некоторых общих признаков между ними, мы приписываем ему одновременно и множество других качеств, что, по нашему опыту, конечно случаются у людей такого типа. Здесь необходимо использовать целую систему коррекции своих оценок.

Выражение лица в основном определяется по взгляду, который, в свою очередь, зависит от положения глаз и бровей, а также ширины зрачков, формы рта, ноздрей, ушей и т. п.

Способность к прямому зрительному контакту формируется в детстве. Люди смотрят друг на друга примерно от 1 / 3 до 2 / 3 времени беседы. Установлено, что если человек смотрит на собеседника еще чаще, то он больше заинтересован в самом собеседнике, чем в том, что он говорит. По взгляду, его направлению мы часто выносим суждение о человеке: если взгляд у человека прямой и открытый, то и сам человек такой, а если «прячет» глаза, то он, скорее всего, неискренний, недоброжелательный. Такой вывод может быть поспешным.

В разных странах взгляд имеет разное значение, иногда прямо противоположное. В Испании, Португалии, Италии, Латинской Америке люди при разговоре и стоят друг к другу ближе, и чаще прикасаются друг к другу. У арабов считается, что при разговоре необходимо смотреть человеку прямо в глаза, иначе прослывешь невежливым. Человек, мало смотрящий на собеседника, кажется жителям этих стран неискренним и холодным.

В странах же северной Европы, Японии, Индии прямой взгляд на человека считается неприличным, навязчивым, бестактным, даже нахальным.

Существуют различия в использовании взгляда представителями разного пола. Так, например, женщины используют прямой взгляд намного чаще мужчин. Специалисты считают это их врожденным качеством и указывают, что уже с шестимесячного возраста девочки заметно «глазастее» мальчиков. С возрастом эта разница увеличивается. Женщина менее склонна воспринимать пристальный взгляд как сигнал угрозы, наоборот, она считает его выражением интереса и желания установить с ней контакт.

К сожалению, такой взгляд делает некоторых девушек легкой добычей преступников и насильников. То, что девушка трактует как легкий интерес, воспринимается мужчиной как призыв и обещание.

Любопытно, что женщины дольше смотрят на тех, кто им нравится, а мужчины – на тех, кому они нравятся. Кроме того, частота зрительных контактов зависит от темы разговора. При обсуждении приятного вопроса легко смотреть в глаза собеседнику, но мы избегаем делать это, если речь заходит о чем-то менее приятном.

Взгляды помогают поддерживать контакт при разговоре. Тот, кто говорит, обычно меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Считается, что это дает ему возможность больше концентрироваться на содержании своих высказываний, не отвлекаясь. Но в конце своей речи говорящий, как правило, смотрит прямо в лицо слушателю, как бы давая сигнал об окончании монолога. Тот, кто берет слово, обычно сначала отводит глаза, а потом начинает говорить.

Исследования показывают, что если собеседники сидят по разные стороны широкого стола, они чаще смотрят друг на друга, чем когда беседуют, сидя за узким столом. Таким образом, увеличение расстояния между партнерами компенсируется увеличением частоты взглядов.

Самооценка и статус оказывают влияние на то, как часто люди смотрят друг на друга в процессе общения (взгляд «снизу вверх» или «сверху вниз»).

Отсутствие взгляда «глаза в глаза» также может быть сигналом для собеседника. Подчеркнутое отведение глаз сообщает, что есть стремление игнорировать партнера, не иметь с ним дела. Такое же впечатление вызывает и расфокусированный, рассеянный взгляд , не сконцентрированный на человеке, а направленный за его спину или на другие предметы. Встретив такой взгляд, можно сделать вывод, что перед вами человек, впавший в задумчивость, ничто во внешнем мире не привлекает его интереса. Иногда таким взглядом человек демонстрирует, что вы для него пустое место. Если человек во время разговора с вами опускает веки, он как бы пытается по какой-то причине убрать вас из поля зрения, возможно, вы ему неприятны или неинтересны. Заметив такой взгляд у своего собеседника, нужно иметь в виду: что-то в своем поведении нужно изменить, если, конечно, вы заинтересованы в успешном взаимодействии. Но нельзя забывать и о том, что каждый из нас может в разговоре на какое-то время закрыть глаза, потому что согласен и одобряет слова партнера по общению или же пытается сосредоточиться. То есть один признак, рассмотренный изолированно, может быть неправильно оценен. Нужно стремиться адекватно оценивать все поведение человека, а не одно движение, вырванное из общей картины поведения.

Широко открытые, вытаращенные глаза в первую очередь выдают бессознательное стремление воспринять максимум информации, открытость, искренность. Но это впечатление может быть обманчивым, многие мошенники стараются завлечь своих жертв, широко раскрывая глаза и тем самым пытаясь вызвать к себе доверие.

Самый распространенный в житейской психологии критерий оценки человека – направление взгляда. Считается, что если взгляд прямой и открытый , то и сам человек таков. А тот, кто прячет глаза, избегает встречаться взглядом, скорее всего, неискренен и недоброжелателен.

Более того, надо иметь в виду, если собеседник долго смотрит на вас в упор остановившимся (остекленевшим) взглядом, это значит, что половину сказанного вами он пропускает мимо ушей. Напротив, когда собеседник искренне слушает, он может бессознательно вращать глазами (признак того, что он прикладывает усилия, чтобы полностью постичь смысл ваших слов).

Если собеседник опускает глаза, это свидетельствует о том, что он обдумывает сказанное вами или принимает решение в связи с тем, что услышал. Глаза, отведенные вверх и налево, означают, что слушатель полностью поглощен содержанием вашей речи. Глаза, направленные вверх и направо , также говорят о внимательности и попытке сопоставления того, что вы говорите, с собственным опытом и знаниями.

Интересно мнение психиатра В. Леви: «Есть люди, которые никогда не смотрят в глаза: вы просто не знаете, какие у них глаза, так старательно они их прячут. Не спешите думать, что у такого человека нечиста совесть или он трус. Нет, ни у кого вы не найдете более ясного и твердого взгляда, чем у закоренелого подлеца. Среди тех же, кто упорно избегает смотреть в глаза, как раз довольно часто встречаются люди с повышенным чувством ответственности и твердой волей. Некоторые застенчивые люди, наоборот, упорно смотрят в глаза другим, чтобы победить и скрыть свою робость. Это тоже неэффективно, ибо собеседник в ответ на такой напряженный взгляд тоже напрягается, и возникает взаимная цепная реакция скованности. Боязнь смотреть в глаза можно скорее назвать своеобразной атавистической застенчивостью, рудиментом древнего поведения и если она действительно проявляется при нечистой совести, то главным образом у тех, кто к этому еще не привык».

Взгляды, которыми обмениваются люди в общении, делятся на деловые, социальные и интимные .

Во время делового разговора рекомендуется большую часть времени смотреть в треугольник, образованный тремя точками – зрачки и «точка» середины лба. Специалисты считают, что таким образом создается серьезная атмосфера, деловой настрой беседы. Это деловой взгляд.

Социальный взгляд более подходит для нейтрального общения. Он образуется, если опустить взгляд ниже уровня глаз собеседника, до его рта, и смотреть в проекцию треугольника «глаза – рот».

Интимный взгляд смещается вниз, на другие части тела собеседника. Кстати, женщины всегда хорошо чувствуют такие взгляды мужчин, чего нельзя сказать о последних. Такая невнимательность мужчин нередко разочаровывает прекрасный пол.

Из книги Оружие - слово. Оборона и нападение с помощью... автора Котлячков Александр

Взгляд «Взглядом можно сказать все, а между тем от взгляда можно отречься, так как он не может быть повторен в точности». Стендаль «Нет, у него не лживый взгляд, Его глаза не лгут. Они правдиво говорят, Что их владелец – плут». Роберт Бернс Можно провести один несложный и

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

ОСТРЫЙ ВЗГЛЯД Художники и фотографы смотрят на мир по-разному. Художник стоит перед мольбертом, вооружившись красками, кистями и вдохновением, и рисует картину. Фотограф рыщет по окрестностям, пока какая-нибудь сцена или объект не привлечет его внимание. Избирая угол,

Из книги Вруны и врунишки [Как распознать и обезвредить] автора Вемъ Александр

Свидетельствует взгляд Степень участия глаз в разговоре между людьми необычайно велика. Взгляд оказывает сильное воздействие и вызывает активную реакцию; по выражению глаз можно судить об отношениях между людьми. В нормальном повседневном разговоре вы дольше глядите в

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Взгляд и улыбка Умеете ли вы смотреть прямо и улыбаться?Нас с детства учили глазки прятать. Например, идете вы по улице, вас держит за руку мама. Мимо на инвалидной коляске проезжает какой-то человек. Вам интересно, хочется на него посмотреть, но вы слышите: «Не пялься на

Из книги Комплексная визуальная диагностика автора Самойлова Елена Святославовна

Взгляд Выражение лица в основном определяется по взгляду, который, в свою очередь, зависит от положения глаз и бровей, а также ширины зрачков, формы рта, ноздрей, ушей и т. п.Способность к прямому зрительному контакту формируется в детстве. Люди смотрят друг на друга

Из книги Все о встречах после смерти автора Моуди Рэймонд

ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД Знай себя. ДРЕВНИЙ АФОРИЗМ В ЗАМКЕ В ДЕЛЬФАХ Древние греки были героическими и искушенными навигаторами Срединного Царства, но очень немногие превосходили в этом деле мудрого и почитаемого Салмокса. Это был человек, который явился после

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

ОБНАДЕЖИВАЮЩИЙ ВЗГЛЯД По мере взросления наших детей необходимо внушать им, что мир полон людей, не жалеющих сил для их защиты. Иногда, погруженные в заботы, мы забываем, что большинство людей достойны доверия и очень отзывчивы, когда дело касается малышей. Внушение

Из книги Тайны женского мозга. Почему умницы способны на глупости автора Ризо Елена

Взгляд Глаза - связующее звено мозга с действительностью. Понятно, что орган зрения присутствует как у женщин, так и у мужчин, выполняя одинаковую функцию. Вот только информация по-разному воспринимается женским и мужским мозгом. Как так? Ведь смотрят на одно и то же одним

Из книги Искаженное время [Особенности восприятия времени] автора Хэммонд Клодия

Из книги 10 шагов на пути к управлению своей эмоциональной жизнью. Преодоление тревоги, страха и депрессии благодаря исцелению личности человека автора Вуд Ева А.

Взгляд внутрь Далее в этом разделе вы узнаете о том, как выявить убеждения, причиняющие вам вред, лишающие свободы действий. Вы научитесь техникам, практика которых принесет вам, наряду с немедленным облегчением, долгосрочное улучшение. Во-первых, вам необходимо

Из книги Хватит ныть! Действуй! автора Болотова Татьяна

Взгляд со стороны Исследования показывают, что у большинства мальчиков подросткового возраста уже можно смело диагностировать компьютерную зависимость. То есть на серию вопросов типа «Вы постоянно ощущаете недостаток времени, проведенного за компьютером?», «Вы обычно

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

Взгляд со стороны Наверно, уже все знают, что в наших дворах, школах, клубах ошиваются так называемые наркодилеры. То есть молодые люди, которые кровно заинтересованы в том, чтобы кто-то из его знакомых попробовал «наркоту». Грубо говоря, если двадцать лет назад всем было

Из книги автора

Взгляд со стороны Как показывает практика, количество бед и несчастий, выпадающих в жизни на долю одного человека, в целом одинаково. В среднем раз в 5–7 лет с каждым из нас что-то обязательно случается: все мы потихоньку стареем, и наши родители тоже; дети вырастают и

Из книги автора

Взгляд со стороны Что составляет основу женской дружбы? Как правило, взаимное излияние друг другу накопившихся проблем. Типичный женский разговор в такой ситуации: «А что он сказал?» – «Нет, ты подумай, что я пережила!» и т. д. Подружки делятся своими секретами,

Из книги автора

Взгляд со стороны По мнению криминологов, поведение лохотронщика не отличается многообразием. Весь алгоритм его действия просматривается, как на ладони…Первый шаг – остановить клиента, желательно никуда не спешащего, настроенного на получение новой информации извне.

Из книги автора

Взгляд Оратор, глядя на аудиторию, зрительно изучает ее. Это обостряет ощущение нервозности. Глаза отправляют в мозг смазанную информацию об аудитории, а мозг не знает, что с ней делать. Для мозга это экстренная ситуация, заставляющая отдавать команду на выработку

Издание подготовлено совместно с Издательским центром IPR MEDIA (www.iprmedia.ru)
– педагог-психолог, имеет большой опыт проведения психологической диагностики, профессионально-психологического отбора, консультирования взрослых и школьников по вопросам профориентации и личностного роста, организации и проведения научно-исследовательских работ по социально-психологическим аспектам. Имеет ряд опубликованных научно-практических материалов, участник различных семинаров и конференций.

Введение

В настоящее время психология располагает большим арсеналом средств, позволяющих определять устойчивые индивидуально-психологические особенности человека. Традиционно в психодиагностических целях используются такие методы как анкетирование, беседа, тесты, личностные опросники. Вместе с тем существуют определенные ограничения, связанные с применением подобных методов. Это и не очень высокая достоверность результатов, связанная с сознательным контролем своих ответов человека, и долгая процедура обследования, и настороженное отношение испытуемого. Результаты тестов дают, по сути, представление о «ролевой маске» личности, сформированной под влиянием социального опыта и не всегда достоверно отражающей ее суть. Поэтому встает вопрос об использовании новых подходов, которые способны давать объективную информацию о человеке, оперативны по времени и анонимны для тестируемого. Такие возможности предоставляет визуальная психодиагностика, основанная на непосредственном наблюдении и интерпретации внешнего облика человека и его невербального поведения.
Невербальное поведение, по мнению В.А. Лабунской, является внешней формой существования и проявления психического мира личности. Невербальное поведение многообразно как по своему составу (в него входят телодвижения, жесты, мимика и многие другие составляющие), так и по своим функциям. Изучение невербального поведения партнера по общению позволяет понять его особенности, составить его психологический портрет, правильно выстроить свое взаимодействие с ним.
Существуют различные приемы и методики визуальной психодиагностики, позволяющие на основании внешних признаков сделать вывод о внутренних свойствах и качествах личности. В качестве основного объекта визуальной диагностики мы предлагаем рассматривать лицо человека. В условиях повседневного общения лицо человека является самым доступным для наблюдения и наиболее информативным элементом внешности. Кроме того, лицо человека несет в себе наибольшее количество опознавательных признаков, позволяющих сформировать психологический портрет личности, – морфологических (черты лица) и функциональных (выражение лица).
В настоящем пособии представлена методика идентификации личности по признакам внешности (чертам лица). Она разработана на основе системы психологических типов К. Юнга с использованием типологического опросника Майерс-Бриггс. Методика представляет собой визуальное определение предрасположенностей человека (экстраверсии или интроверсии, сенсорики или интуиции, мышления или чувствования, суждения или восприятия), образующих психологический тип человека, по их морфологическим проявлениям (чертам лица). Основу методики составляют полученные в психологическом исследовании данные – выявленные статистически достоверные ассоциации и внешние признаки (черты лица), которые являются опознавательными, выполняя роль «реперов». Визуальное определение психологического типа человека позволяет успешно решать многие повседневные и профессиональные задачи.
Изучение индивидуально-психологических особенностей человека можно проводить и с помощью других методик невербального тестирования, таких как оценка конституциональных особенностей, анализ цветовых и геометрических предпочтений, анализ предпочитаемой одежды, графологическая экспертиза, интерпретация рисунков и т. д. Целесообразно комплексное использование методов визуальной психодиагностики. Анализ лица человека, интерпретация его жестов, высказываний и поведенческих реакций взаимно дополняют и подтверждают друг друга, позволяя сформировать целостный психологический портрет.

Раздел 1. Особенности идентификации личности по признакам внешности

1.1. Визуальная психодиагностика как метод изучения индивидуальных особенностей личности

1.1.1. Понятие о визуальной психодиагностике

1.1.2. Экскурс в историю изучения личности по признакам внешности

О существовании взаимосвязи между телом и душой человека известно очень давно. Об этом еще 5000 лет назад писал Гермес Трисмегист: «Что внутри, то и снаружи, что снаружи, то и внутри».
С давних времен люди стремились на основании видимых внешних признаков сделать вывод о внутреннем состоянии человека. По убеждению Гераклита, нравственность человека – это его судьба, с которой он рождается, а проявление нрава выражается не только в словах и поступках, но и во внешности.
Большое внимание в древности было уделено изучению темпераментов. Ученые пытались найти внешние проявления черт личности и темперамента, искали зависимость между морфологическими и психологическими особенностями представителями того или иного темперамента. Разрабатывались разные теории темперамента: гуморальная (Гиппократ, Кант), морфологическая (Кречмер, Шелдон) и другие.
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). В своем трактате «О природе человека» он указывал, что темперамент связан с преобладанием в организме одного из «жизненных соков»: крови (сангвинический темперамент), красно-желтой желчи (холерический), мокроты или флегмы (флегматический) и черной желчи (меланхолический темперамент). В дальнейшем гуморальное учение о темпераменте развил Гален.
И. Бурдон выделял следующие типы темперамента в зависимости от внешнего облика их обладателей: многокровный (или сангвинический), нервный (или меланхолический), желчный (или холерический), лимфатический (или флегматический). При этом он считал, что чистые типы человеческого сложения встречаются редко.
В конституционных типологиях свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Авторы конституционных теорий Э. Кречмер и У. Шелдон проводили связь между типом телосложения и характером человека, его темпераментом, сферами чувств, желаний, мышления.
В своей работе «Строение тела и характер» Э. Кречмер выделяет следующие типы телосложения: астенический, пикнический и атлетический (см. табл. 1).

Таблица 1. Типы телосложения по Кречмеру
Кроме названных типов Э. Кречмер выделял еще диспластический тип, который характеризуется бесформенным строением и различными деформациями телосложения (например, чрезмерным ростом). Абсолютно «чистые» типы телосложения встречаются нечасто, чаще наблюдаются смешанные типы (пикнически-астенические, пикнически-атлетические, астенико-атлетические). Соответственно выделенным типам телосложения Э. Кречмер различал три типа темперамента: шизотимический (астенического телосложения), циклотимический (пикнического телосложения) и иксотимический (атлетического телосложения).
Автор другой конституционной типологии У. Шелдон выделял эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный типы телосложения (см. табл. 2).
Таблица 2. Типы телосложения по Шелдону


Можно заметить, что типы телосложения У.Шелдона соответствуют конституциональным типам Э.Кречмера: эндоморфный – пикнику, мезоморфный – атлетику и эктоморфный – астенику. По У. Шелдону, выделенным им типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висицетрония (лат. viscera– «внутренности»), соматония (греч. soma – «тело») и церебротония (лат. cerebrum – «мозг»).
Наиболее известной и широко распространенной теорией темперамента является теория, основанная на учении И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы. Ученый утверждал, что такие свойства нервных процессов как сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность образуют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности . И.П. Павлов выделял четыре типа нервной системы, которые по своим основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы соответствует сангвиническому темпераменту, сильный, уравновешенный, инертный тип – флегматическому темпераменту; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерическому темпераменту, слабый тип нервной системы характерен для меланхолического темперамента.
По мнению И.П. Павлова, темперамент является проявлением типа нервной системы человека и обнаруживается по ряду внешних признаков: общая активность психической деятельности и поведения, двигательная, или моторная, общая активность, эмоциональная активность (чувствительность, лабильность). Люди с резко выраженными чертами определенного темперамента встречаются не так уж часто, обычно встречается смешанный темперамент.
И.П. Павлов выделил также специфические человеческие типы – художественный, мыслительный, средний. Для каждого типа характерны отличительные внешние признаки и свои психологические особенности. Художественный тип – эмоциональный, впечатлительный, ведущими в его поведении являются чувства, а не рассудок. Мыслительный тип – рассудочный, менее эмоциональный, более склонный к абстрагированию и математическим рассуждениям.
С давних времен были замечены и различия в типах строения тела. Со временем определенному типу телосложения стали приписываться различные психологические особенности. Так было создано довольно много типологий, основанных на особенностях телосложения человека.
Типология Эжена Ледо основана на утверждении, что строение тела человека соответствует пяти геометрическим фигурам: четырехугольнику, кругу, овалу, треугольнику и конусу. Для каждого типа характерны свои скрытые способности, инстинкты и страсти, которые приводятся в действие или остаются в бездеятельности в зависимости от развития личности, ее жизненного пути. Несогласие между типом и темпераментом приводит к внутренним конфликтам, противоречию в чувствованиях, желаниях, поступках, странностям характера. В своем труде Э. Ледо описал пять основных типов телосложения и представил их психологические характеристики.
В двадцатых годах прошлого века французский врач Клод Сиго создал типологию, основанную на представлении о том, что организм человека и его расстройства зависят от среды и врожденных предрасположенностей. По К. Сиго, в соответствии с общей формой тела люди делятся на четыре категории: мускульные типы (с преобладанием мускульной системы), церебральные типы (с преобладанием нервной системы), дигистальные типы (с преобладанием пищеварительной системы), респиративные типы (с преобладанием дыхательной системы). Идеи К. Сиго были положены в основу психоморфологии и оказали большое влияние на формирование современных конституциональных теорий.
Многие исследователи и позднее обращались к поиску новых связей между морфологическими и индивидуально-психологическими особенностями человека.

1.1.3. Современные подходы к диагностике личности по признакам внешности

В современной психологии рассмотрение проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего идет одновременно с разных сторон.
Большая часть работ ученых посвящена феномену социальной перцепции .
О.Г. Кукосян выделяет три направления исследований в этой области:
– образование первого впечатления о человеке;
– восприятие его внешнего облика и поведения;
– формирование понятия о другом человеке как личности.
В ходе исследований по социальной перцепции рассматриваются факторы, влияющие на процесс восприятия человека человеком и формирование понятия о другом человеке как личности, выявляются типичные ошибки, которые человек допускает, оценивая окружающих его людей. В работах В.Н. Куницыной, В.М. Сенченко, Г.Г. Финиковой, В.Ф. Багрунова, О.Г. Кукосяна, А.М. Зимичева и других отечественных ученых приводятся данные о влиянии возрастных, половых, профессиональных особенностей воспринимающего человека. Многие работы зарубежных исследователей (Брунера, Олпорта, Секорда, Пермутера, Уайера и др.) посвящены рассмотрению механизмов приписывания познаваемой личности определенных качеств.
Особенности восприятия физического облика подробно рассмотрены в исследованиях А.А. Бодалева, Г.Г. Гусева, А.М. Колесовой, В.Н. Панферова, Е.Э. Смирновой, А.М. Зинина, И.Ф. Виниченко, В.Ф. Шендрик и других. В физическом облике ученые особенно выделяют лицо и некоторые его элементы.
Проблемой первого впечатления о другом человеке в отечественной психологии занимались такие ученые как А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, В.Н. Куницына, В.Н. Панферов, Г.М. Бирюкова, И.А. Урклин, Г.В. Дьяконов и другие. Особенности первого впечатления о другом человеке были прослежены в зависимости от широкого круга таких факторов как пол, возраст, образование, род занятий и семейное положение взрослых людей. Аналогичные исследования в зарубежной психологии были проведены С. Ашом, Г. Келли, Д. Брунером, Р. Тагиури, Г. Олпортом, Т. Ньюкомом и др.
В последние годы большое внимание уделяется исследованиям невербальной коммуникации , поскольку стало ясно, что этот компонент социального поведения человека играет в жизни общества более важную роль, чем представлялось ранее.
Вопросами невербального поведения занимались такие ученые, как В. Райх, Д. Эфрон, Р. Бердвистелл, Г. Олпорт, Е. Холл, П. Экман и др. Из отечественных исследователей невербального поведения известны имена Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмолова, Е.А. Ермолаевой, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, А.А. Леонтьева, Б.Д. Парыгина, В.Н. Панферова, Е.В. Руденского, В.П. Трусова и многих других ученых. Исследуются общие проблемы невербального общения, этнопсихологические и этнопедагогические аспекты невербальных средств общения, вопросы декодирования полученной невербальной информации и другие аспекты невербальной коммуникации. Конкретные методы «чтения» невербального поведения изложены в работах А. Пиза, Д. Ниренберга, Г. Калеро и др. Исследования в области прикладной психологии посвящены таким компонентам невербального общения как позы, мимика, жесты, взгляд, дыхание и т. д.
Еще одна группа психологические исследования посвящена уточнению имеющихся конституционных типологий.
Советские ученые Б.Г. Ананьев и Н.Н. Обозов дополнили разработанные ранее конституционные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона. Исследователи установили, что от типа сложения во многом зависят работоспособность, мобильность или ригидность поведения. Н.Н. Обозов предложил также трехкомпонентную типологию поведения, согласно которой выделяются такие типы поведения как мыслитель, собеседник, практик. Для каждого из типов характерны своеобразные внешние проявления (особенности ходьбы, позы, жестикуляции, мимики), а также определенные предпочтения в выборе сферы профессиональной деятельности.
А.Г. Сафронов наряду с анализом конституционного типа, предлагает также рассматривать тип распределения энергии человека. Он исходит из того, что человек – существо энергетическое, и его физическое строение является отражением его энергетической выстройки. По способу распределения энергии он выделяет такие выраженные типы как шизоидный, истероидный, ригидный, «разваленный», оральный. Это чистые типы, однако у реального типа эти чистые типы смешиваются в определенных пропорциях.
Большой вклад в изучение темперамента внесли работы Б.М. Теплова, В.С. Мерлина, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многих других.
В.И. Куликов разработал современную морфологию традиционных типов темперамента , которую можно использовать в визуальной психодиагностике. Для каждого типа темперамента соответствуют определенные внешние признаки (характеристики отдельных элементов лица и головы в целом). В своей работе В. И. Куликов описывает морфологические и психологические особенности астеноидного и пикнического типов конституции человека. Психологические типы И.П. Павлова в исследованиях В.И. Куликова представлены конечностным и туловищным типами конституции человека (противоположными), каждый из которых имеет свои отличительные морфологические признаки и психологические особенности.
Е.В. Руденский предложил рассматривать такие поведенческие признаки для экспресс-диагностики психотипа личности (эпилептоида, гипертима, психастеника и др.) как внешность, манера держаться, особенности общения с другими людьми.
Таким образом, современная визуальная диагностика включает в себя различные научные направления и методы. Разрабатываются техники психологического наблюдения, которые учитывают психологические закономерности восприятия и понимания людьми друг друга и используются для изучения и оценки особенностей людей.

1.1.4. Черты внешности, выполняющие роль опознавательных признаков

Информация об индивидуально-психологических особенностях человека может быть получена на основании различных внешних признаков.
По мнению И.М. Сеченова, очертания лица и общий силуэт тела являются важнейшими опознавательными признаками человека для воспринимающих его людей. Как показывают некоторые современные исследования, роль опорных признаков для большинства людей выполняют рост, глаза (цвет), волосы (цвет), мимика, нос, особенности телосложения. По другим данным, к числу наиболее информативных частей тела относятся глаза, губы, кисти рук, ноги (стопы). При этом большинство людей во внешнем облике быстрее отмечают особенности, являющиеся отклонением от образцов, принятых этими людьми за норму (характерные черты). Это так называемые особые приметы.
В литературе по социальной перцепции принято различать (см. табл. 3):
– статические особенности – анатомические признаки, составляющие физический облик человека;
– динамические особенности – функциональные признаки, характеризующие экспрессивное поведение;
– среднеустойчивые признаки (дополняющие, уточняющие).

Таблица 3. Внешние параметры исследования личности


Все эти внешние признаки используются для идентификации личности и составления психологического портрета.

1.2. Формирование психологического портрета личности по признакам внешности

1.2.1. Особенности восприятия и понимания людьми друг друга

Восприятие человека человеком – это непосредственное, наглядно-образное отражение одним человеком другого, в результате которого складывается понятие о конкретной личности. Процесс восприятия человека человеком является важным этапом в построении межличностной коммуникации.
Процесс отражения внешнего облика включает два уровня познания:
– конкретно-чувственный (восприятие);
– абстрактно-логический (интерпретация).
Отражение внешности в целом или отдельных ее элементов с эстетической точки зрения вызывает не всегда осознанное отношение (позитивное или негативное) у воспринимающего к партнеру по общению. И если сама внешность выступает как объективный источник информации о другом человеке, то отношение к внешности играет роль субъективного фона, на котором протекает процесс познания. Возникшее отношение определяет общую направленность социально-психологической интерпретации личности.

Визуальная психодиагностика - это отрасль психодиагностики, основанная на изучении внешних характеристик и облика человека для проникновения во внутреннее психологическое содержание личности. Существует взаимосвязь внешнего и внутреннего, и психологические особенности человека можно определить путем анализа физического тела человека и его внешних проявлений.

О существовании взаимосвязи между телом и душой человека известно очень давно. Об этом еще 5000 лет назад писал Гермес Трисмегист: «Что внутри, то и снаружи, что снаружи, то и внутри». С давних времен люди стремились на основании видимых внешних признаков сделать вывод о внутреннем состоянии человека. По убеждению Гераклита, нравственность человека - это его судьба, с которой он рождается, а проявление нрава выражается не только в словах и поступках, но и во внешности. Большое внимание в древности было уделено изучению темпераментов.

Ученые пытались найти внешние проявления черт личности и темперамента, искали зависимость между морфологическими и психологическими особенностями представителями того или иного темперамента. Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). В своем трактате «О природе человека» он указывал, что темперамент связан с преобладанием в организме одного из «жизненных соков»:

  • - крови (сангвинический темперамент),
  • - красно-желтой желчи (холерический),
  • - мокроты или флегмы (флегматический) и
  • - черной желчи (меланхолический темперамент).

С давних времен были замечены и различия в типах строения тела. Со временем определенному типу телосложения стали приписываться различные психологические особенности. Так было создано довольно много типологий, основанных на особенностях телосложения человека. Типология Эжена Ледо основана на утверждении, что строение тела человека соответствует пяти геометрическим фигурам: четырехугольнику, кругу, овалу, треугольнику и конусу. Для каждого типа характерны свои скрытые способности, инстинкты и страсти, которые приводятся в действие или остаются в бездеятельности в зависимости от развития личности, ее жизненного пути. Несогласие между типом и темпераментом приводит к внутренним конфликтам, противоречию в чувствованиях, желаниях, поступках, странностям характера.

Для распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (психических процессов, свойств личности, интеллектуальных способностей) традиционно используются методы психологической диагностики. Психодиагностические задачи решаются как с помощью тестов, так и с помощью не тестовых методов определения индивидуально-психологических особенностей человека, к числу которых относятся методы визуальной психодиагностики.

Основные методы визуальной психодиагностики - это наблюдение, беседа, биографический метод, морфологический и графологический анализ, физиогномика, хиромантия и др. Анализируются такие особенности человека как телосложение, черты лица, форма рук, пальцев, ногтей, мимика, жестикуляция. Рассматриваются и такие внешне наблюдаемые предпочтения человека, как цвет одежды и интерьера, оформление внешности, используемые украшения, домашние животные, личный автомобиль и т. д. Используются разнообразные методики визуальной диагностики: цветовой тест Люшера, методика «Словесный портрет» В.П. Куликова, методика Сонди и др.

В современной психологии рассмотрение проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего идет одновременно с разных сторон. Большая часть работ ученых посвящена феномену социальной перцепции. О.Г. Кукосян выделяет три направления исследований в этой области:

  • - образование первого впечатления о человеке;
  • - восприятие его внешнего облика и поведения;
  • - формирование понятия о другом человеке как личности.

В ходе исследований по социальной перцепции рассматриваются факторы, влияющие на процесс восприятия человека человеком и формирование понятия о другом человеке как личности, выявляются типичные ошибки, которые человек допускает, оценивая окружающих его людей. Особенности восприятия физического облика подробно рассмотрены в исследованиях А.А. Бодалева, Г.Г. Гусева, А.М. Колесовой, В.Н. Панферова, Е.Э. Смирновой, А.М. Зинина, И.Ф. Виниченко, В.Ф. Шендрик и других. В физическом облике ученые особенно выделяют лицо и некоторые его элементы.

Проблемой первого впечатления о другом человеке в отечественной психологии занимались такие ученые как А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, В.Н. Куницына, В.Н. Панферов, Г.М. Бирюкова, И.А. Урклин, Г.В. Дьяконов и другие. Особенности первого впечатления о другом человеке были прослежены в зависимости от широкого круга таких факторов как пол, возраст, образование, род занятий и семейное положение взрослых людей. Аналогичные исследования в зарубежной психологии были проведены С. Ашом, Г. Келли, Д. Брунером, Р. Тагиури, Г. Олпортом, Т. Ньюкомом и др.

В последние годы большое внимание уделяется исследованиям невербальной коммуникации, поскольку стало ясно, что этот компонент социального поведения человека играет в жизни общества более важную роль, чем представлялось ранее.

Вопросами невербального поведения занимались такие ученые, как В. Райх, Д. Эфрон, Р. Бердвистелл, Г. Олпорт, Е. Холл, П. Экман и др.

Из отечественных исследователей невербального поведения известны имена Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмолова, Е.А. Ермолаевой, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, А.А. Леонтьева, Б.Д. Парыгина, В.Н. Панферова, Е.В. Руденского, В.П. Трусова и многих других ученых.

Исследователи установили, что от типа сложения во многом зависят работоспособность, мобильность или ригидность поведения. Н.Н. Обозов предложил также трехкомпонентную типологию поведения, согласно которой, выделяются такие типы поведения как мыслитель, собеседник, практик. Для каждого из типов характерны своеобразные внешние проявления (особенности ходьбы, позы, жестикуляции, мимики), а также определенные предпочтения в выборе сферы профессиональной деятельности.

А.Г. Сафронов наряду с анализом конституционного типа, предлагает также рассматривать тип распределения энергии человека. Он исходит из того, что человек - существо энергетическое, и его физическое строение является отражением его энергетической выстройки. По способу распределения энергии он выделяет такие выраженные типы как шизоидный, истероидный, ригидный, «разваленный», оральный. Это чистые типы, однако, у реального типа эти чистые типы смешиваются в определенных пропорциях.

Таким образом, современная визуальная диагностика включает в себя различные научные направления и методы. Разрабатываются техники психологического наблюдения, которые учитывают психологические закономерности восприятия и понимания людьми друг друга и используются для изучения и оценки особенностей людей. Информация об индивидуально-психологических особенностях человека может быть получена на основании различных внешних признаков.

По мнению И.М. Сеченова, очертания лица и общий силуэт тела являются важнейшими опознавательными признаками человека для воспринимающих его людей. Как показывают некоторые современные исследования, роль опорных признаков для большинства людей выполняют рост, глаза (цвет), волосы (цвет), мимика, нос, особенности телосложения. По другим данным, к числу наиболее информативных частей тела относятся глаза, губы, кисти рук, ноги (стопы).

При этом большинство людей во внешнем облике быстрее отмечают особенности, являющиеся отклонением от образцов, принятых этими людьми за норму (характерные черты). Это так называемые особые приметы.

В литературе по социальной перцепции принято различать

  • - статические особенности;
  • - анатомические признаки, составляющие физический облик человека;
  • - динамические особенности;
  • - функциональные признаки, характеризующие экспрессивное поведение;
  • - среднеустойчивые признаки (дополняющие, уточняющие).

Отражение внешности в целом или отдельных ее элементов с эстетической точки зрения вызывает не всегда осознанное отношение (позитивное или негативное) у воспринимающего к партнеру по общению. И если сама внешность выступает как объективный источник информации о другом человеке, то отношение к внешности играет роль субъективного фона, на котором протекает процесс познания. Возникшее отношение определяет общую направленность социально-психологической интерпретации личности. Уровень логического познания человека человеком выражается в суждениях друг о друге, содержание которых - определение способностей, характера, темперамента, потребностей, социального статуса, рода деятельности и поведения.

В ходе восприятия человека человеком происходит приписывание воспринимаемому определенного набора личностных характеристик на основе частных деталей его внешности и поведения, замеченных воспринимающим. Выделяются определенные закономерности восприятия человека человеком. Исследования показывают, что формирование образа другого человека, характер психологической интерпретации его облика зависит от таких особенностей воспринимающего человека, как:

  • - возраст, пол, профессиональная и социальная принадлежность;
  • - индивидуальный жизненный опыт;
  • - индивидуально-психологические особенности (потребности, интересы, жизненные цели, мотивы, самооценка, уверенность в себе);
  • - сформированная у человека система понятий (опыт познания людей вообще);
  • - характер взаимоотношений воспринимающего с воспринимаемым.

Вся информация, поступающая из окружающего мира, интерпретируется в зависимости от особенностей воспринимающего человека. Поэтому объективно воспринимаемые черты физического облика другого человека могут значительно изменяться и даже искажаться. Существуют эффекты, которые искажают восприятие человека человеком:

  • - эффект первичности (мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию);
  • - эффект ореола (означает влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности: если общее впечатление благоприятное, то положительные качества человека переоцениваются, а отрицательные - либо затушевываются, либо как-то оправдываются);
  • - эффект последовательности (состоит в том, что на суждение о незнакомом человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека, то самые последние сведения о нем);
  • - эффект проекции (неосознаваемая тенденция переносить нежелательные для себя качества и свойства на другого человека);
  • - эффект снисходительности (излишняя некритичность при оценке другого человека);
  • - эффект предварительной информации (предварительная информация автоматически формирует установку на поиск, восприятие во внешних данных и поведении человека того, что подтверждает имеющуюся информацию, полученную от других лиц или из документов);
  • - эффект бумеранга (люди обычно подсознательно оказывают противодействие любому сильному давлению извне). Указанные эффекты необходимо учитывать при организации взаимодействия с партнерами по общению.
  • 1. Правило постановки себя на место собеседника (рефлексия). Рекомендуется осознанно воспринимать собеседника, стараться смотреть на ситуацию его глазами. Это позволяет проникнуть во внутренний мир партнера, определить его состояние, намерения, мотивы, мысли и чувства.
  • 2. Правило типизации собеседника. Наблюдение рекомендуется начинать с определения типов партнеров по общению согласно хорошо известным психологическим типологиям. Например, определенной типологией обладают люди, принадлежащие к разным возрастным, социальным, профессиональным группам, к разным темпераментам.
  • 3. Правило индивидуализации. Опираясь на типологические особенности собеседника, следует не ограничиваться общими особенностями, а конкретизировать в дальнейшем собираемую психологическую информацию, рассмотреть основные личностные качества человека (социальные, профессиональные, индивидуальные).
  • 4. Правило моторного проигрывания. Рекомендуется повторить некоторые компоненты поведения партнера: принять ту же позу, выражение лица, присоединиться к динамике движения, манере и содержанию речи.
  • 5. Правило устойчивости к социально-психологическим эффектам, снижающим достоверность психологического наблюдения. Наблюдателю следует стараться быть объективным, самостоятельным, не поддаваться первому впечатлению, не судить о человеке только по непосредственно наблюдаемым фактам. Важно оценивать собеседника не по одной детали, а по комплексу психологических признаков (мимика, жесты, интонация, темп движений и др.); изучать собеседника в разные моменты, в различных ситуациях, изменять условия наблюдения. Желательно перепроверять свои впечатления, сопоставлять результаты наблюдения с тем, что ранее было известно о человеке, учитывать влияния национальных традиций, воспитания, среды, физического здоровья, чтобы избежать ошибок в интерпретации невербального поведения.
  • 6. Правило фиксации элементов внешности и поведения собеседника. Фиксация результатов наблюдений позволяет в дальнейшем лучше изучить их. Выделяют три основных способа фиксации наблюдаемых признаков:
    • - фиксация результатов наблюдения в процессе общения, по возможности, незаметно для субъекта изучения;
    • - использование технических средств (видео- и звукозаписи) в ходе общения; - записи результатов наблюдения сразу после общения.

Первое впечатление является сложным психологическим феноменом, включающим в себя несколько компонентов: чувственный, эмоциональный и логический (оценочные суждения). Исследования российского ученого А.А. Бодалева показали, что первое впечатление формируется в течение первых 2-3 минут и потом подсознательно оказывает влияние на человека. При этом на долю невербальных сигналов в течение первых 12 секунд общения при знакомстве приходится примерно 92 % всего объема принимаемой информации.

При первом впечатлении оценка психологических качеств личности происходит без всестороннего анализа его особенностей зависит от эмоционально-эстетического отношения к внешности воспринимаемого человека.

На формирование первого впечатления влияют следующие факторы:

  • - характеристики воспринимаемого человека
  • - характеристики самого воспринимающего
  • - социальный фон общения

На создание первого впечатления о человеке влияют такие характеристики воспринимаемого человека, как оформление внешности (стиль одежды, прическа), экспрессия человека (эмоциональные состояния, поза, взгляд, улыбка), демонстрируемое поведение, особенности общения. При прочих равных условиях большинство людей во внешнем облике быстрее отмечают особенности, являющиеся отклонением от образцов облика, принятых этими людьми за норму. В связи с этим можно говорить о наиболее выразительных внешних типажах, обращающих на себя внимание большинства людей. Чтобы лучше понять партнера по общению, необходимо учитывать то, как он старается преподнести себя.

Проявляя различные эмоции, показывая состояние подавленности, сдержанности или, наоборот, оптимизма, беспечности, человек нередко стремится замаскировать свое действительное психическое состояние в данный момент и свое отношение к сложившейся ситуации. Иногда люди сознательно играют определенные роли.

На формирование первого впечатления о партнере влияют и особенности самого воспринимающего. Очень часто в создании впечатления о другом человеке участвует механизм проецирования, когда воспринимающий может приписывать другому человеку черты, которые на самом деле присущи ему самому, а не оцениваемой личности.

Например, уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, а люди, не уверенные в себе, рассматривают других как холодных и не расположенных к ним. При этом механизм проекции проявляется не только на уровне состояний, но и на уровне проекции личностных качеств, когда человек может увидеть в партнере по общению те отрицательные черты, которые характеризуют как личность его самого.

Отрицательный опыт общения также значительно снижает эффективность процесса коммуникации. Те ошибки общения, которые привели в свое время к неприятным для человека последствиям, как бы накапливаются в его подсознании и при повторении ситуации затрудняют общение с нынешним партнером. Это может быть и манера поведения, и жестикуляция, и речь, и внешнее сходство с тем партнером, с которым у человека был отрицательный опыт общения.

На формирование первого впечатления влияют и условия, в которых разворачивается коммуникация, или социальный фон, на котором происходит процесс общения и познания другого человека. Например, рослый человек на фоне невысоких людей, кажется еще выше, а спокойное лицо на фоне смеющихся лиц сильнее привлекает к себе внимание. Значение социального фона в формировании впечатления о человеке отчетливо прослеживается в экспериментах. Так, в одном эксперименте мужчина с незаметной внешностью был представлен двум группам незнакомых людей, которые потом должны были рассказать о впечатлении, которое произвел на них этот человек. При этом в одну из названных групп мужчина был приглашен вместе с женщиной с яркой привлекательной внешностью, а в другую его сопровождала некрасивая и неаккуратно одетая женщина.

В результате первая группа экспертов оценила положительные качества мужчины намного выше, чем вторая, общее отношение к мужчине со стороны первой группы также оказалось более благоприятным.

Таким образом, первое впечатление очень значимо для дальнейшего взаимодействия. Поэтому каждому человеку необходимо уметь «преподнести себя» наилучшим образом, выделить свои несомненные достоинства и сгладить недостатки. Учитывая основные закономерности восприятия людьми друг друга, можно сознательно формировать свой образ, осознанно влияя на другого человека. Эталоны внешности выполняют роль своеобразных «пусковых механизмов» процесса интерпретации свойств человека.

Степень обобщенности эталонов, используемых человеком при оценке поведения и психических качеств личности, увеличивается при формировании личности самого человека, начиная от дошкольного детства до старости. Так, у первоклассника, имеющего небольшой опыт общения и малый запас знаний о людях, содержание эталонов очень узко, элементарно и конкретно.

Позднее школьник знакомится с новыми людьми с разным физическим обликом, но совершающими одинаковые поступки и, наоборот, внешне похожими, но по-разному себя ведущими. Он накапливает знания об оценках, которые даются значимыми для него взрослыми поведению и качествам личности этих людей, в результате чего происходит постепенный рост обобщенности эталонов. Увеличение числа эталонов происходит также при частом общении с разными категориями людей, различающихся по полу, возрасту, профессиональной принадлежности и т. д. Таким образом, у человека в ходе жизни накапливается неравноценный запас впечатлений. Кроме эталонов, позволяющих отнести партнера к какому-либо классу в сформированной у воспринимающего системе «типов», существуют и «наборы качеств», которые человек приписывает тем лицам, «класс» которых, как ему кажется, им установлен.

Это явление «приписывания» называется стереотипизацией, а наборы приписываемых качеств - оценочными стереотипами. Механизм стереотипизации выглядит следующим образом: обнаружив в поведении и внешнем облике другого человека определенные (характерные) черты, воспринимающий относит его к соответствующей категории людей и наделяет всеми свойствами, присущими этим людям. В.Н. Парфенов выделяет 3 класса эталонов и стереотипов интерпретации личности по внешности:

  • - антропологические,
  • - социальные,
  • - эмоционально-эстетические.
  • 1. Антропологические эталоны и стереотипы - наиболее общие, установившиеся в практике общения. Замечая во внешнем облике человека (например, лице) черту какого-либо антропологического типа, воспринимающий приписывает партнеру качества личности соответствующей национальности, пола, возраста или знакомого человека («мягкое нежное лицо - похожа на мою маму, очень женственный характер, нежная, верная»).
  • 2. При социальном способе интерпретации познающий исходит из эталонов внешнего облика как признаков общественного положения и ролевых функций воспринимаемого человека. Обнаруживая во внешнем облике признаки социального эталона, люди причисляют друг друга к конкретной социальной категории людей и характеризуют личность другого в соответствии с представлениями об этой категории (например, суждения типа «офицер», «спортсмен», «учительница» подразумевают определенный набор личностных качеств). При этом обращается внимание на оформление внешности одеждой и косметикой. Отмечено, что в социальных эталонах и стереотипах происходит более адекватное отражение личностной сущности человека по сравнению с антропологическими.
  • 3. Эмоционально-эстетические эталоны определяют общее отношение к человеку, при этом учитывается физическая красота, привлекательность и экспрессия лица, а психологические качества как бы «выходят» из этого отношения, обусловлены им.

Эмоциональный путь интерпретации может идти как от отношения к лицу в целом (эмоционально-интегративный путь), так и от эстетической оценки его отдельных черт (прежде всего губ, глаз, носа, реже - подбородка, лба, скул) (эмоционально-аналитический путь). Примеры суждений: «милая улыбка - тихая, скромная», «надменное выражение лица - человек высокомерный». Чаще всего встречается эмоционально-интегративный способ интерпретации, опирающийся на экспрессию лица в целом.

В результате восприятия и познания людьми друг друга происходит формирование психологического портрета партнера по общению.

Психологический портрет - это описание личности, которое включает комплекс личностных характеристик. Набор характеристик определяется в зависимости от конкретной задачи (профотбор, профориентация, психологическое консультирование и т. д.) При составлении психологического портрета человека обычно учитывают целый комплекс параметров личности, таких как:

  • - биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья);
  • - психические свойства и процессы (особенности интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сфер личности);
  • - характерологические качества, выражающие различные отношения: отношение к другим людям (общительность, доминирование, тактичность, дружелюбие, готовность идти на компромисс);
  • - отношение к делу (ответственность, трудолюбие);
  • - отношение к себе (скромность, самодовольство, неуверенность, гордость); отношение к собственности (щедрость или жадность, аккуратность или неряшливость);
  • - направленность личности (потребности, мотивы, жизненные планы, ценностные ориентации, установки);
  • - психические образования (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения);
  • - социально-психологические особенности поведения (социальный и межличностный статус; стиль жизни и работы, стиль общения).

Такой набор параметров может быть получен только в результате комплексного психодиагностического исследования с помощью тестов. Однако для решения многих задач можно использовать и другой способ составления психологического портрета человека - по внешним признакам.

Для составления психологического портрета по признакам внешности целесообразно рассматривать следующие внешние проявления личности:

  • - мимика, жесты, темпоинтонационные особенности речи (свидетельствуют о темпераменте человека);
  • - лексика и характер высказываний (свидетельствуют о профессиональной принадлежности);
  • - содержание высказываний (говорит о мотивах, ценностных ориентирах);
  • - произношение (говорит о национальности, местам постоянного или длительного проживания);
  • - жестикуляция, манера ношения одежды (помогают судить о возрасте, опыте и статусе).

Объективности психологического портрета можно добиться только в результате выявления и оценивания всего комплекса внешних признаков состояний и свойств человека. Отмечено, что в психологических портретах, составляемых на основе внешних признаков, выделяется два типа суждений:

  • - эмоционально-оценочные суждения (они зависят от впечатлений и восприятия воспринимающего, а также от его установок и представлений, и определяются симпатией или антипатией к человеку);
  • - описательные характеристики (они относятся к воспринимаемому человеку и определяются его личностными особенностями).

Оценочные суждения подразделяются на собственно оценочные и оценочно-интерпретативные. Собственно оценочные суждения - это наиболее общие и наименее информативные высказывания, особенно если они не аргументированы (например, «положительная девушка»), поэтому их лучше не использовать в общении. Оценочно-интерпретативные суждения («добрый», «злой») также могут быть аргументированными или неаргументированными («человек самоуверенный и глупый»).

Лучше всего использовать описательные характеристики, воссоздающие психологический облик человека, - это личностные черты, ассоциации, эмоционально-оценочные характеристики, черты внешнего облика. Наиболее интересным представляется рассмотрение возможностей образного обобщения. Образное обобщение особенно тесно связано с личностью человека, оно сильнее воздействует на чувства, чем понятийное обобщение, и наиболее полно отражает действительность, так как включает то, что не осознается, но непосредственно переживается, чувствуется, ощущается. Поэтому использование образов и ассоциаций предоставляет человеку новые возможности.

При идентификации личности по признакам внешности путем воссоздания образа-представления человека составление психологического портрета происходит с помощью опорных моментов - реперов, позволяющих дать на основе самых общих характеристик типизацию личности (как, например, способность «обозначить» человека одним словом, дав ему образную характеристику).

Образные характеристики дают более полное и яркое представление о человеке, чем просто перечень личностных характеристик. Использование наглядных и хорошо известных характеристик позволяет в отдельных случаях «угадывать» разные детали поведения, привычки, знак зодиака и другие индивидуальные особенности, что недоступно обычной логике.

При воссоздании психологического облика могут использоваться следующие термины:

  • - общепринятые личностные характеристики («серьезный»);
  • - интегральные определения личности («современный», «много переживший», «интересный», «растяпа», «серая личность»);
  • - образные характеристики («Татьяна Ларина»);
  • - ассоциации;
  • - термины, психологически истолковывающие выразительное поведение («угрюмое лицо»);
  • - физиогномические понятия (отражающие связь между особенностями внешности и характером: «умный лоб», «волевой подбородок»).

В качестве образов могут использоваться:

  • - названия животных («сова», «лисичка», «поросенок»);
  • - названия растений («плакучая ива», «тигровая лилия»);
  • - персонажи литературных произведений («колобок», «Пьеро», «гном»);
  • - представления о какой-либо социальной категории, роли («учительница», «воин», «медсестра», «душа компании»);
  • - неодушевленные предметы («холодная звезда», «игрушка»).

Каждый человек, вступая в межличностное взаимодействие, с первых минут общения формирует определенное впечатление о партнере на основании внешних признаков. Понимание психологических особенностей человека, его психического состояния, настроения, мотивации общения позволяет определить перспективы общения и выстроить нужную линию поведения с ним. Это особенно важно для лиц, чья профессиональная деятельность связана с взаимодействием в системе «человек - человек», например, для педагогов, психологов, менеджеров по персоналу, руководителей. Им необходимо уметь проводить анализ внешних проявлений учеников, клиентов или сотрудников, соотносить их внешний облик с внутренним психологическим миром и правильно интерпретировать наблюдаемые факты.

Методы визуальной психодиагностики позволяют достаточно быстро собрать информацию о человеке, составить его психологический портрет, спрогнозировать эффективность той или иной деятельности человека. Методы визуальной психодиагностики активно используются в психотерапии, социально - психологических тренингах, рекламе, разных отраслях психологии. Кроме того, навыки визуальной психодиагностики могут быть применены человеком и к самому себе. Часто многим людям нелегко бывает понять собственные психологические проблемы вследствие работы защитных механизмов. А изучение сигналов своего физического тела позволяет осознать свое действительное психологическое состояние, свои истинные желания и потребности.