Архитектурный словарь. Что такое колонна: определение, виды, история и интересные факты

Архитектурное понятие "колонна" - это вертикальная опора, которая несет на себе нагрузку вышерасположенных частей здания. Кроме того, данный строительный элемент может выполнять декоративные функции и использоваться в качестве триумфального украшения, например со статуей на вершине. Наиболее распространенная форма подобной конструкции - круглая. Но могут встречаться также квадратные, прямоугольные и сложные формы колонн.

Как говорилось ранее, колонна - это который состоит из нескольких основных частей: базы, ствола и капителя. Рассмотрим каждую из них подробнее.

База - это наиболее массивная составляющая, основная функция которой - удержание конструкции и перенос нагрузки на основание. Следует отметить, что подобный элемент не является обязательным, хотя присутствует во множестве стилей.

Ствол - основная часть колонны. Может иметь различную форму, благодаря чему возможно использование в разнообразных стилевых направлениях.

Капитель - еще одна важная часть колонны. Именно она позволяет распределять нагрузку вышестоящих элементов. Как и нижняя составляющая - база, которая иногда в дизайнах отсутствует. Тем не менее это, пожалуй, наиболее выразительная часть описанного архитектурного элемента.

Таким образом, колонна - это такая строительная конструкция, благодаря которой происходит рациональное перераспределение нагрузки на фундамент. Она имеет вертикальное расположение и характеризуется отношением поперечного размера к ее высоте. При этом первый параметр обладает величиной, в несколько раз меньшей, чем значение второго.

В настоящее время существует достаточно обширная классификация подобных архитектурных элементов. К примеру, можно назвать наиболее распространенные виды колонн в зависимости от материала изготовления. Сюда относят железобетонные и металлические опоры. Подобные элементы дизайна пользуются огромным спросом в строительстве. При этом не имеет особого значения, будет это промышленное предприятие, торговый центр или парковка - колонны представленных типов будут присутствовать во многих вариантах.

Следует также отметить, что классификация включает в себя деление по различным стилистическим направлениям. Рассмотрим наиболее примечательные.

Кариатида. Подобная колонна - это целая скульптура, которая выполняет все функции традиционных элементов архитектуры такого рода. Она представляет собой изысканную фигуру жрицы Древнегреческого храма.

Канделябровая колонна характеризуется постепенным изменением величины поперечного сечения, что дает интересные визуальные эффекты. Однако это не единственный вид, который имеет переменное отношение диаметра к высоте. Такие архитектурные элементы получили широкое распространение в эпоху Ренессанса.

Подобный архитектурный элемент протодорического типа имеет одну из наиболее правильных геометрических форм. При этом размеры колонн определяются достаточно строгими пропорциями. Были широко распространены в Древней Греции.

27 сентября, 2017
Специализация: отделка фасадов, внутренняя отделка, строительство дач, гаражей. Опыт любителя-огородника и садовода. Также имеется опыт ремонта автомобилей и мотоциклов. Хобби: игра ни гитаре и много чего еще, на что не хватает времени:)

Что такое колонна, каких видов бывает это сооружение и, вообще, какую функцию выполняет? Предлагаю разобраться со всеми этими моментами. Данная информация наверняка будет вам полезной в частном строительстве.

Общие сведения

Колонны, по сути, представляют собой опоры, которые выполняют несущую функцию, т.е. придают строению жесткость по вертикали. Кроме того, очень часто они служат еще и декоративным элементом, который может украшать как фасад здания, так и интерьер помещения.

Надо сказать, что иногда колонны применяют исключительно в декоративных целях. К примеру, для украшения интерьера применяют колонны из полиуретана или даже гипсокартона. Соответственно, никакую несущую функцию они выполнять не могут.

Существуют еще обсадные колонны, которые к опорным не имеют никакого отношения, так как представляют собой трубу, предназначенную для укрепления стенок буровых скважин. Кроме того, в нефтяной и спиртовой промышленности используются еще ректификационные колонны. Они представляют собой цилиндрообразную емкость, в которой происходит деление жидкости на фракции.

Разновидности колонн

Колоны различаются по следующим параметрам:

  • Материалу, из которого сделаны;
  • Форме.

Материалы

В наше время чаще всего опоры делают из следующих материалов:

  • Металла . Как правило, металлические колонны используются при строительстве различных металлоконструкций;
  • Бетона . Железобетонные конструкции являются наиболее распространенными, так как отличаются высокой прочностью и надежностью;
  • Кирпичные . Чаще всего применяются в частном строительстве;
  • Деревянные . Используются при строительстве деревянных домов.

Надо сказать, что бетонные опоры в свою очередь делятся на два типа:

  • Монолитные . Возводятся непосредственно на объекте, как и любые другие бетонные конструкции, т.е. устанавливается опалубка, выполняется армирование, и затем опалубка заливается бетоном. Главное их достоинство заключается в высокой прочности и низкой стоимости, однако подвергать нагрузкам такую конструкцию можно только спустя 28 дней после заливки;
  • Сборные . Собираются из отдельных элементов, выполненных на заводе ЖБИ. Главный плюс таких колонн заключается в том, что возводятся они гораздо быстрее, чем монолитные. Правда, стоимость этих изделий получается выше, поэтому применять их имеет смысл в том случае, если важна скорость строительства.

Форма

Что касается формы, то чаще всего встречаются следующие их виды:

  • Круглые;
  • Прямоугольные или квадратные.

Надо сказать, что существуют еще так называемые полуколонны, который представляют опоры, выступающие из стены. Как и вышеописанные конструкции, они могут выполнять две функции одновременно – несущую и декоративную.

Строительство

Напоследок я расскажу как выполняется установка монолитных колонн. Как обычно, прежде чем приступить к строительству, нужно подготовит проект.

Так как колонны выполняют несущую функцию, крайне важно правильно выполнить расчет, чтобы несущая способность соответствовала нагрузке, которой они будут подвергаться. На этом этапе определяется количество колонн, их размер, а также шаг между ними.

Что касается монтажа, то эту операцию можно разбить на три основных этапа:

Подготовка основания

Так как колонны сами по себе имеют достаточно большой вес, к тому же выполняет несущую функцию, устанавливаются они на фундамент. Наиболее простой и быстрый вариант – это вкопать в грунт специальный стакан под колонну, т.е. готовый фундамент, выполненный на заводе ЖБИ.

Если же вы хотите сделать фундамент своими руками, нужно выполнить следующие действия:

Иллюстрации Описание действий

Подготовка:
  • Под фундамент надо выкопать яму на глубину промерзания грунта;
  • Затем дно нужно засыпать слоем песка и щебня.

Армирование:
  • Для заливки подошвы укладывается армировочная сетка;
  • К сетке привязываются вертикальные пруты арматуры под основание колонны, как показано на фото.

Монтаж опалубки:
  • По периметру подошвы выполняется бортик из досок или ОСБ;
  • Далее выполняется монтаж опалубки под основание колонны в виде прямоугольного короба.

    Так как опалубка это, по сути, форма конструкции, ее внутренние размеры должны строго соответствовать размерам колонны.


Заливка:
  • Опалубка заливается бетоном М200-250;
  • В процессе заливки бетон трамбуется.

Подготовка опалубки и заливка

Верхняя часть колонны, которая может быть декорирована лепниной. Кольцо-переходник находится в месте соединения капители и ствола колонны, оно может скрывать разницу между диаметрами этих элементов колонн. Стволы колонны представляют ее основную центральную часть, они могут быть гладкоствольными и их декорировали бороздками. Некоторые виды колонн имеют одинаковый диаметр по всей высоте, сужаться кверху, расширяться в центральной части. Базы колонн бывают круглыми, восьмигранными. Их устанавливают на пол. Под базой может быть установлен плинт квадратной формы с размером стороны, равной диаметру базы. В каждом ордере предусматривались определенные элементы колонн и их пропорции. Элементы колонн: Верхний элемент колонны дорийского ордера - капитель, состоял из эхины - круглой части с криволинейным профилем, квадратной абаки. Греческий и римский дорический ордера отличались оформлением: в греческом ордере под эхином проходит бороздка, а в римском - выпуклый профиль. Римские колонны устанавливались на базы, а греческие - на стилобат. Архитрав гладкий, у некоторых римских колонн архитрав разделен на фасции. Капитель от ствола отделена врезами гипотрахелиона (шейкой) - количество врезов 1-4. Центральный элемент колонны дорической - ствол - украшен примыкающими друг к другу неглубокими, обладающими острыми гранями каннелюрами. Количество каннелюр - 20. Пропорции элементов колонн дорического ордера были описаны Ветрувием: за модуль был взят нижний радиус колонны, 14 модулей составляла высота (для римских колонн, согласно Виньоле, высота составляла 16 модулей), высота базы - 1 модуль, капитель составляла 1 модуль. Элементы колонн ионического ордера во многом схожи с дорическими, они имеют основание, ствол и капитель. При этом основание стоит на плинте - квадратной плите. Базы имели выпуклые элементы - торусы (полувалы) с орнаментом, желобками, скоциями (вогнутыми элементами). Капитель украшена со стороны фасада волютами на эхине. С боков завитки волют соединяются валами - балюстрами, похожими на свитки. В более поздний период волюты стали располагать с четырех сторон. Эхины располагались таким образом, как будто бы выходили из-под волют. Абака и эхин декорировались лепниной в виде иоников, овов (яйцеобразные элементы), листьев, стрелок. Количество каннелюр на стволе - до 24, борозды разделялись дорожками, и их глубина была глубже, чем у дорических колонн. Ионический ордер стал основой храма Херы на Самосе (570—560 гг. до н. э. архитектор Роикосом), храм Артемиды Эфесской - одно из «Семи чудес света». Пропорции элементов колонны ионического ордера отличаются от дорических: высота варьировалась от восьми диаметров ствола до девяти диаметров в основании. Ионические колонны в Малой Азии имели базу со сложным орнаментом, в основе которой цилиндрический элемент и торус. В некоторых случаях было еще одно основание из трех частей, состоящих из двойного валика, и разделяющихся скоциями. У аттического ионического ордера (в ансамбле афинского Акрополя) база расширена книзу, состоит из торсов, которые делятся скоцией, а вот плинты может не быть.

Элементы колонн дорического и ионического ордера.

Опираясь на новые технологии и особенности полиуретана, можно украшать современные частные и общественные здания античным классическим декором.

Колонна Колонна

(франц. colonne, от лат. columna - столб), архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой элемент здания, несущей конструкции здания и ордеров архитектурных. Возникла как простейший элемент стоечно-балочной конструкции; получила художественную интерпретацию и классические формы в искусстве Древнего Египта и Древней Греции. В классических архитектурных ордерах главная часть колонны - ствол, обычно утончается кверху, иногда получая при этом криволинейные очертания или "припухлость" (энтазис), и обрабатывается вертикальными желобками - каннелюрами. Ствол покоится на простой или сложной базе и увенчивается капителью. Колонна применяется в композиции как фасадов зданий, так и их внутреннего пространства; её художественная выразительность и значение определяются пропорциями, членениями, пластической обработкой, а также соотношением высоты и диаметра с интерколумнием и размерами сооружения в целом. В ряде случаев колонна используется в качестве опоры для арок или сводов. Отдельно стоящие колонны, часто увенчанные скульптурой, обычно служат памятниками (например, Александровская колонна). В каркасных зданиях колонна (каменная, железобетонная, металлическая, деревянная) - один из основных элементов каркаса, воспринимающих нагрузку от прикреплённых к ним или опирающихся на них других элементов (балок, ригелей, ферм).

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

коло́нна

(франц. colonne, от лат. columna – круглый столб), архитектурно обработанная вертикальная опора, круглая в сечении; главный элемент несущей конструкции зданий и архитектурных ордеров (см. ст. Ордер архитектурный ). Прототипами колонн были деревянные (из стволов деревьев) или каменные круглые столбы, на которые опирались крыши древнейших построек, созданных на основе простейшей стоечно-балочной конструкции . Колонна состоит из гладкого или с вертикальными желобками-каннелюрами ствола, завершается пластически обработанной капителью (от позднелат. capitellum – головка), обычно опирается на базу. Ствол колонны может иметь утолщение в середине – энтазис, зримо выражающий образ упругого несения тяжести опорой.

Художественную выразительность колонны определяют её пропорции: соотношение длины к диаметру, длины и диаметра к интерколумнию (расстоянию между колоннами) и к размерам всего сооружения. В Древнем Египте избыточно мощные, тесно поставленные колонны напоминали огромные связки папируса или цветущего лотоса, рядом с которыми человек казался маленьким и ничтожным (Луксор, Карнак ). В крито-микенской архитектуре деревянные колонны утончались книзу, уподобляясь сталактитам, свисающим со сводов пещер (т. н. Колонный зал Кносского дворца на о. Крит, 17–16 в. до н. э.). Особое совершенство, соразмерность человеку отличает древнегреческие колонны (Парфенон, 447–438 гг. до н. э., архитекторы Иктин и Калликрат, храм Ники Аптерос на афинском Акрополе , 442–420 гг. до н. э., архитектор Калликрат). В Древнем Риме колонны часто утрачивают конструктивное значение, становясь элементом архитектурного декора (Колизей , 75–80 гг.). В Средневековье и последующие эпохи колонны становятся опорами не только для балочных перекрытий, но и для арок и сводов.


Отдельно стоящие колонны обычно служат памятниками: колонна римского императора Траяна на форуме Траяна в Риме, 113 г., воздвигнутая в честь победы римлян над даками; Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге (1830–34, архитектор А. А. Монферран) – монумент в ознаменование победы России в Отечественной войне 1812 г. Колонны, украшенные носами кораблей, называют ростральными.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Колонна" в других словарях:

    Колоннада … Русское словесное ударение

    - (фр. colonne столб). 1) столб, поддерживающий или украшающий какую нибудь часть здания. 2) памятник в виде столба. 3) известный строй войска. 4) корабли, построенные в несколько линий. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    КОЛОННА, колонны, жен. (итал. colonna) (архит.). 1. Архитектурное сооружение, имеющее вид высокого цилиндра и чаще всего служащее опорой фронтонов или внутренних частей зданий. Портик с колоннами. «Я… дом построил, с колоннами, огромный…»… … Толковый словарь Ушакова

    Колонна - – вертикальная опора здания, сооружения, воспринимающая вертикальные нагрузки от других элементов (балок, ферм, арок, сводов и т. п.) [Новый политехнический словарь, Москва, Научное издательство, 2000 г.] Колонна – (фр. colonne от лат … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    КОЛОННА, жен., лат. столб, столп, стояк; подставка, подпорка; одинокая колонна, в виде памятника, стойло. Украшение столпов или колонн определяются в зодчестве орденами, условным порядком, к которому они относятся. | Конная, пешая колонна,… … Толковый словарь Даля

    Вертикальная линейная конструкция, высота которой значительно превышает ее поперечное сечение. Колонна предназначенная для восприятия вертикальных (в меньшей степени горизонтальных) нагрузок.

цилиндрическая вертикальная опора, обычно суживающаяся кверху и сделанная в едином блоке (монолитная), или составленная из неск. цилиндрических частей (барабанов). В антич. архитектуре К. состоит из базы, ствола и капители .

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОЛОННА

Или???????, также????, столб, колонна. Первоначально столбы служили только для удобства, как подпора крыши; сначала они состояли, вероятно, из древесных стволов или неотесанных каменных глыб и только мало-помалу приняли более изящную форму. Они употреблялись в каждом доме и храме, т. к. портик составлял существенную часть здания, и отсюда вообще во всех строениях, а также на могилах и при других памятниках (ср. Domus, Дом , Templum, Храм , Sepulcrum, Погребение). В Греции различались три ордена К.: дорийский, ионийский и коринфский. Дорийский и ионийский появились почти одновременно, и дорийским впоследствии назывался более древний архитектурный стиль (процветавший сначала, по-видимому, в государствах недорийских, как, напр., в Афинах), вероятно, лишь потому, что он отличался от того стиля, который, по свидетельству Павсания, с 33 ол. стал употребляться в малоазиатской Ионии. Оба эти стиля, как доказал это P. W. Forchhammer (?ber Reinheit der Baukunst, 1856), представляют подражание архитектуре деревянных строений. Высота дорийской К. обыкновенно равняется 5, 5 нижним диаметрам колонны; расстояние между К. (на узкой стороне храмов обыкновенно стояли 6 или 8 К., если на длинной их было 13 или 17) тем теснее, чем древнее храмы, но не превышает 1, 5 диаметра колонны. Дорийская К. вовсе не имеет базы, но стоит непосредственно на подстройке?????? или suggestus храма. Стержень (??????? ????? ??????) изрыт 20 (или 16) полукруглыми дорожками (?????????, striatura, ???????, canaliculi, каннелюр) таким образом, что они сходятся в острые грани; эти желобки вырезали уже после постановки К. Отдельные мраморные барабаны (?????????, ?????????), из которых составлен стержень и которые ради большей устойчивости связаны между собой пропущенным в середину куском кедрового дерева, до половины К. незаметно утолщаются (?????????) и затем кверху делаются потоньше; швы снаружи совершенно сглажены посредством шлифовки. Самый верхний барабан, отделенный от прочих горизонтальной зазубриной, был из одного куска с капителью (?????????, ??????, ???????????, ??????????, capitulum) и назывался?????????????; три вырезные кольца (anuli или????????) шли вокруг него. Напротив, вокруг лежащей на нем, круглой, расширяющейся кверху подушки (????????) шли три выдающиеся кольца, вероятно, для того, чтобы дождевые капли не стекали вниз по К. На подушке лежала четырехугольная, обтесанная в четыре грани плита, называвшаяся??????, abacus, последняя часть, посредствующая между подпирающей и устремляющейся вверх К. и горизонтальной верхней частью здания. Непосредственно на абаке покоился архитрав (???????????), гладкая каменная перекладина, простирающаяся от одной К. до другой. На ней лежали, выдаваясь вперед, концами, поперечные балки, одна упираясь на К., другая посреди двух К.; каждый такой конец был обшит плитой, имеющей два целых вдающихся желобка в середине и по одному полужелобку по бокам (?????????). Промежутки между триглифами (метопы, ???????) скоро стали украшаться и с внутренней стороны плитами с рельефными изображениями (???????, фриз). Над поперечными балками крыши (т. е. триглифами и метопами), наконец, лежала значительно выступающая вперед продольная балка, украшенная снизу, в равных расстояниях, маленькими зубчиками или гвоздяными шляпками (????????); по шести таких зубчиков находилось и под каждым триглифом. Ионийский стиль отличается от дорийского не столько построением, сколько орнаментами. Между тем как дорийский стиль, поражая совершенством красоты своих пропорций, производит, сверх того, и впечатление простоты, силы и твердо основанного величия, - ионийский более привлекает взоры стройной легкостью и нежной прелестью своих форм. Ионийские К. сравнительно выше (в 8, 5-9, 5 нижних диаметров), расставлены на большем расстоянии одна от другой и менее утолщаются в середине. Они уже потому выше, что стоят на базах, которые образуют книзу приятный переход от перпендикулярной линии к горизонтальной линии подстройки (suggestus). База бывает или аттическая: на четырехугольной плите (???????) лежат одна??????, один????? или???????? и опять одна??????; или ионийская: четырехугольный???????, два???????? и одна??????, которые кверху несколько суживаются. Вдоль К. проведены 24 каннелюры, более глубокие и узкие, чем у дорийских К., отделенные уже не острыми гранями, а узкими полосками (???????, scamilli). ???????????? преобразовался в????????? и украшается вместо капнелюр 5 листьями выпуклой работы. На нем лежит очень небольшой, украшенный так называемым жемчужным кольцом (???????????) выпуклой работы эхин; над последним же иногда еще небольшая??????. Над этим находится четырехугольная подушка (?????, volutae), спереди и сзади которой проходит рядом множество небольших линий или каналов, которые, свертываясь в рогообразные завитки (????????), при своем соединении образуют небольшие круглые выпуклости (´????????). С боков эта подушка представляет существенно различный вид. На завитках лежит еще маленький четырехугольный абак, украшенный жемчужными кольцами. Архитрав состоит из 3 несколько выдающихся одна над другой горизонтальных балок (fasciae, ???????). Концы покоящихся на архитраве поперечных балок обложены одним сплошным фризом (???????) с рельефными изображениями людей или животных. У коринфской К. база и стержень такие же, как у ионийской; зато????????? охватывает всю капитель, он имеет вид цветочной чашечки (???????), состоящей из 2 рядов листьев аканфа (по 8 листьев в каждом), перемешанных с другими украшениями; из них вырастают 4 кверху завернутых наподобие завитков стебля (??????) с меньшими листьями. На этом покоится небольшой расширяющийся кверху абак, а затем ионийский архитрав. Эта коринфская капитель изобретена, по свидетельству Витрувия (4, 1, 9), ок. 415 г. до Р. X. архитектором и скульптором Каллимахом Афинским, который славился своей тонкостью и своим изяществом в деталях; она была, кажется, впервые применена при постройке храма Алейской Афины в Тегее в 395 г. до Р. X.; там именно между дорийской и ионийской колоннадами находился еще третий ряд колонн коринфских. Греческие К. имеют, в сущности, настоящее значение и применение в архитектуре единственно как подпора крыши. Они смягчают, главным образом, своей капителью, переход вертикальной, устремляющейся вверх и подпирающей линии в продольную горизонтальную, которая величаво лежит на всем здании греческого храма, имея господствующее значение. Со всех сторон они обнаруживают полнейшую соразмерность пропорций. Спокойное величие и всеустрояющее могущество богов, которые сами живут в храме, скрываясь в таинственном мраке от всего мирского, пластически выражено в этой форме, чуждой всего фантастического, зато пленяющей простой, но внушительной красотой. Но мало-помалу К. стали особым украшением всякого рода великолепных зданий, преимущественно портиков (????) и базилик. Такое же значение имели и полуколонны, и кариатиды (представляющие, напр., в Эрехтее высеченных из мрамора девиц с корзинами на головах). Впоследствии воздвигались часто и отдельные К., иногда значительных размеров, в виде памятников в честь знаменитых мужей. Римляне не изобрели никакого нового стиля и пользовались при постройках по большей части коринфским стилем. Так называемая римская или сложная (composita) К. - не что иное, как разукрашенное видоизменение коринфской; капитель ее составлена из капителей коринфской и ионийской К. вместе. Тосканская или этрусская К. с простой базой и такой же капителью отличалась более толстым, сравнительно с высотой, стержнем; поддерживая не каменный, а деревянный архитрав, допускала гораздо большие промежутки; вообще же она отличалась простотой и силой, вследствие чего и называлась также rustica. Из отдельных К. в Риме в особенности известны нам следующие:

a) К. Антонина, воздвигнутая сенатом, из гранита; найдена в 1704 г.;

b) К. Марка Аврелия, из белого мрамора, поправленная папой Сикстом V и посвященная апостолу Павлу;

c) К. Траяна, красивейшая из всех и стоящая до сих пор на своем месте, состоит из 34 кусков белого мрамора, вышиной с постаментом (??????????) в 117 футов, внутри пустая и снабженная витой лестницей в 184 ступени. Снаружи украшающие ее рельефы представляют 2500 человеческих фигур из дакского похода;

d) К. Цезаря с надписью «Parenti patriae» на форуме, вышиной в 20 футов из нумидийского мрамора; после смерти Цезаря она была разрушена Долабеллой;

e) Col. Maenia, массивная К., поддерживавшая балкон перед домом ее строителя Мения, где судили рабов, воров и должников, вследствие чего такого рода преступники назывались columnarii;

Неполное определение ↓