До 19 века экономическая теория изучала. Основные экономические школы

Экономическая теория является одной из древнейших наук, привлекавшей внимание ученых и всех образованных людей. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами.

Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями.

Как наука экономическая теория возникла в XVI-XVII вв . Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения.

В XIX веке экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов.

В XX веке появляются особые экономические факультеты, специализированные экономические высшие и средние специальные учебные заведения, начинают изучать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, формируется круг профессиональных экономистов.

В прошлом веке А.С. Пушкин , которому царь Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего, высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию.

И сегодня интерес образованных людей к экономической теории не иссякает. Видный американский ученый П. Самуэльсон назвал ее «королевой наук» , а создатели пролетарской политэкономии считали ее «анатомией человеческого общества» . И действительно, как нет хорошего врача без знания анатомии, так нет хорошего экономиста, коммерсанта, предпринимателя без знания основ экономической теории.

П. Самуэльсон в известной всему миру книге «Экономикс» писал, что человек, который систематически не изучал экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего, стран Древнего Востока. Древнеиндийские «Законы Ману » (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции .

Экономика — это такая наука, которая изучает использование различных с целью обеспечения удовлетворения человека и людей в целом, а так же взаимоотношения между сторонами хозяйственной деятельности; а так же само хозяйство, как совокупность , которые используют люди с целью удовлетворения потребностей.

Экономика разделяется на две части научную и прикладную. Научная экономика еще называется экономической теорией — наукой о том, как отдельные люди так и общество в целом избирают способ использования дефицитных ресурсов, которые имеют многоцелевое значение. Прикладная экономика изучает возможности использования , теорий и т.д., которые были разработаны экономической теорией, для работы разных элементов экономических систем.

Экономические школы

Первые экономические школы начинают зарождаться в XVI-XVII вв.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ .

Экономические школы

Период развития

Представители

Меркантилизм

16-17 вв.

Томас Ман (1571-1641)

Физиократы

18 век.

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Классическая политическая экономика

конец 18 — 1-я пол.19 вв.

Адам Смит (1723-1790)

Марксизм

2-я пол. 19 — 20 вв.

Карл Маркс (1818-1883)

Неоклассическая экономическая теория

конец 19 — начало 21 вв.

Альфред Маршал (1842-1924)

Кейнсианство

20 — начало 21 вв.

Джон Кейнс (1883-1946)

Институционализм

20 — начало 21 вв.

Джон Гелбрейт (1908-2006)

Неоконсерватизм

(монетаризм)

20 — начало 21 вв.

Милтон Фридмен (1912-2006)

Меркантилизм

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии - меркантилизм (середина XVI в. - середина XVII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

Меркантилисты (Т. Ман, А. Монкретьен) считали, что доход создается в сфере обращения , а богатство нации заключается в деньгах - золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства - всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля .

Меркантилизм возник во время великих географических открытий , захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний.

Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса , направленная на увеличение золота и серебра в стране законодательным путем. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров.

Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса , который обеспечивался путем вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика , направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

С выходом в свет книги Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория более 350 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия .

Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что, источником богатства является только труд в земледелии , сельскохозяйственном производстве , промышленность же определялась как "бесплодная" сфера, не создающая "чистого продукта".

Представители школы: Франсуа Кенэ, Робер Тюрго.

Школа классической политэкономии

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен .

Смит заложил основы , показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда, затраченного на его изготовление. Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма (марксизм)

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма .

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов : общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость. С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, в которой все хозяйственные решения принимаются центральным аппаратом.

Маржинализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма , которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно маржинализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями маржинализма (школы предельного анализа) являются: Менгер, Визер, Вальрас.

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют стоимость любого блага или товара в зависимости от его предельной полезности для потребителя.

Например: исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикардо и представителей школы Маржинализма.

Представители неоклассической школы: Альфред Маршал, Артур Пигун.

Основная идея — экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы.

С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность и товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние спроса на поток

История экономики - это раздел, изучающий процессы, взаимосвязанные с развитием хозяйственной деятельности человека, изучением основ развития отношений, явлений и процессов в мировом хозяйстве, финансов, кредитов, денежных обращений, внешнеэкономических связей, форм хозяйствования, и в отдельно взятых государствах и странах, начиная с первобытного общества и древних времен по настоящее время.

Сама терминология в научных кругах применяется в двух ракурсах:

  • Наука изучающая основные закономерности и причинно-следственные факторы, влияющие на события;
  • Череду сменяющихся событий, которые происходят в течении определенного отрезка времени.

Экономика решает такие вопросы, как распределение, производство, торговля. А также главный вопрос - это достижение эффективной экономической игры в странах. Это, возможно, только при взаимодействии истории, правовой, социальной и политической системы. Благодаря истории современное человечество может определить оптимальный путь своего развития, сопоставив ведение экономики в древней истории, что в несколько раз увеличивает перспективы экономической отрасли сегодня.

Экономической истории присущи два основных принципа:

  • описательный;
  • уравнительный.

Применение учеными этих принципов и определяют подход к исследованиям.

До 60-х годов прошлого столетия именно первый принцип преобладал и лежал в основе подходов к этой науке.

Экономика и история – смежные науки

История экономики изучает происхождение и развитие разнообразных типов и видов хозяйства.

Именно тип, а не общие законы развития экономики. Ведь сколько народностей существует на наше планете, столько и типов развития экономических отношений можно выделить.

С древних времен люди пытаются решить экономические вопросы. И хоть как-то улучшить свое . Помним, что первые страницы учебника по экономической истории в буквальном смысле подтверждают эти слова. Человечество стремилось к цивилизации.

Большинство считает, экономике примерно столько лет, сколько и первому человеку. И вполне возможно, что некоторые из вышеприведенных представителей существовали в одно время, пусть совсем не продолжительный отрезок времени.

Поэтому можно смело утверждать, что возраст экономики – это возраст первого человека, о котором нам известно и только благодаря истории и изысканиям представителей исторических научных кругов мы можем доподлинно определить это значение.

Разные народы хотели приобрести благодаря тому, что захватывали земли соседних государств, забирали у них имущество, присваивая его себе.

Безусловно, этот способ можно отнести к варварскому и что самое главное с экономической точки зрения малопродуктивным. Почему? Во-первых, в борьбе с противником нападая на него из-за получения благ можно было потерпеть поражение и благодаря таким военным действиям не только заполучить, но и потерять свое. Во-вторых, даже большая толпа народа не может делать и производить все.

Богатство не то что блестит, а богатство - это знания . На тот момент это ощущалось явно, по той причине, что одни народы могли только ловить рыбу и добывать еду охотясь. А другие могли производить орудия труда благодаря своим знаниям. Поэтому спустя время люди поняли, простой захват был невыгоден. Поэтому умные завоеватели решили сменить тактику и стали побежденных брать в плен. Тогда и родилось рабство. Стало ясно, что с помощью рабов также не добиться благосостояния.

Нужно было искать материальные блага другим путем. Именно тогда зародился факт экономической науки.

Экономические исторические школы

История экономики начинается с времен, когда человечество впервые озадачилось вопросом – какова же цель их действий, и каковы способы и средства их достижения.

С XVI века стали рождаться первые экономические школы. Вот они и повысили уровень развития экономики или хозяйственных отношений, что в принципе одно и то же.

Первая школа называлась - меркантилизм. Значение этого слово переводится как торговец. Согласно учению меркантилизма, благосостояние людей достигалось благодаря государственной помощи торговцу, а богатство выражалось в золотых и серебряных монетах.

Это учение привело людей к тому, что нужно пускать в оборот, чтобы они приносили . Соблюдая, таким образом, активный торговый баланс. Люди также поняли, если они будут больше продавать на экспорт, а не на в соседние страны, то в государство денег будет приходить больше. А, значит, это, что государство будет экономически развиваться.

Зародившись в принципах натурального ведения хозяйственной деятельности, меркантилизм являет собой этап апробации мер протекционизма в сферах экономики и внешнеэкономической деятельности. А поскольку свои истоки меркантилизм берет в XVI веке, то и началом обособления экономической теории принято относить к этому периоду.

На заре развития экономической науки, базируясь на меркантилистских доктринах, активно пропагандировалась общая целесообразность регулирования государством новых отношений, которые в последствии было принято называть “рыночные".

Второй школой экономической стадии развития стали - физиократы. Представители этой школы французы, основали учение в XVIII веке. Разница данной экономической школы с меркантилизмом является производство и перераспределение благ. Основатели опровергали учение меркантилистов о том, что сфера обращения денежных оборотов даст богатство государству. Так, люди пришли к тому, что получить материальные блага можно через сельское хозяйство, благодаря природе и своему труду. Это был явный прорыв в понимании как создать своим усилиями и трудом прибавочный продукт.

Временные диапазоны эпохи не регулируемых рыночных отношений охватывает периоды с конца 17-го в. до 30-х гг. 20-го столетия, в это время ведущие и наиболее продвинутые школы теоретиков руководствовались фразой - “laissezfaire” - это означает невмешательство государственных структур в производственную и деловую сферу, т.е это экономический либерализм своего рода.

Опять же уже к концу XVIII века сформировалось еще одно экономическое направление благодаря Смиту под названием классическая - . Это направление стало основоположником нынешней экономической науки.

Эти знания помогли понять, что богатство государства создаются благодаря нескольким источникам:

  • это равноправным разделением труда;
  • организации рыночных отношений;
  • отстраненность государства от хозяйственной деятельности народа.

В Европе Карл Генрих Маркс в XIX веке представил несколько направлений социальных и коммунистических доктрин.

Суть данных идей заключалась в том, что экономические отношения не должны достигаться несправедливым распределением благ, которая свойственна рыночной экономики. Что собственность, имущество, деятельность своего производства, нажитое богатство нужно оформлять документально. Что полностью в корне в дальнейшем изменило структуру построения экономики.

И вот благодаря всем начиная развивать экономику как науку, берущие истоки из древней истории в начале XX века возникли такие значимые направления, как: маржинализм, кейнсианство, институционализм и монетаризм.

В эти эпохи экономика стран Европы благодаря можно сказать довольно быстрому промышленному развитию или как принято считать "перевороту" - стремительному скачку от мануфактурного производства к индустриальному. Сделав шаг на новую ступень в эволюционном развитии. И достигнув своего апогея в конце 19-го, начале 20-го столетий,но индустриализация стран и этот вид хозяйствования так же претерпели существенную модернизацию обретя признаки монополий, монопольного хозяйствования.

Именно эти типы, руководствуясь идеей саморегулирования взаимоотношений в экономической сфере и конкуренции в производственной сфере, предопределили основные принципы и последовательности, которые сложились во времени, преобладания в экономической науке, в начале - экономики политической - классической модели, а в следующие периоды времени- теории неоклассической.

Классическая или политическая экономика долгое время превалировала. Ей руководствовались фактически на протяжении двух столетий с 17-го до конца 19-го столетий. В этот период и был заложен основной или основные фундаментные понятия современной науки, как понятия. Ее отцы основатели и лидеры, по сути разумно и правомерно не соглашались, и осуждали меркантилистов и их протекционизмом, уверенно противостояли и осуждали как пережитки прошлого антирыночные отношения и реформы поддерживающие такие отношения в начале 19-го столетия, как утопические, не направленные на развитие как государства в целом, так и экономики.

Многое теоретики как утопических идей развитого социально-справедливого общества, общества социальной справедливости в котором все люди будут равны отдавая приоритетную роль мелко хозяйственным производственным отношениям, так и сторонники идей развитого социализма-коммунизма отстаивающих идею приоритета общества, в котором вообще не будет денежных отношений, эксплуатации наемных трудящихся и собственности находящейся в частных руках. Именно в этом социалисты-утописты видели весь корень зла.

Хотя не стоит утверждать, что учение братства, и равенства или социалистическая доктрина развития общества впервые возникла на свет в 19-м веке. Это далеко не так. Первые работы или даже можно сказать впервые зерна социального равенства в общественной жизни можно найти в работах экономистов 15-го века. Правда скорее это можно назвать социальной утопией. В своей работе «Утопия» Томас Мор, которого и принято считать основоположником или отцом основателем этого течения, подвергает основательной критики социальные уклады, порядки и методы накопления материальных средств, капитала, которые господствовали в тот период в Англии.

Мор резко выступал против частной собственности, ведь именно в этом «столпе» экономики он видел корень всех бед и нищеты в обществе.

Фактически через столетие итальянский ученый-мыслитель, вышедший из беднейших слоев крестьянства Томмазо Компанелла, продолжил развитие утопических идей Мора.

Правда в своих трудах он большее внимание уделяет крестьянской среде и труду. Идеальное общество он видел, как общины к сельскохозяйственному труду в котором должны привлекаться все и каждый.

Правда в отличии от Мора он был уверен, что после отмены собственности на жилье свободные граждане общины перестанут работать. Материальные блага же которые есть в общине, согласно учению Кампанеллы, между всеми членами должны распределяться поровну.

Но эти теоретики- “классики” забывали и упускали важность таких факторов как незыблемость и важнейшую роль взаимосвязей и взаимообусловленности экономических отношений в разных средах и слоях, национальные, исторические факторы, свойства, ошибочно отстаивая постулаты “чисты” теоретических знаний в научной среде, не воспринимая серьезно грамотные и успешные научные изыскания немецких экономистов и ученых 19-го столетия. Не состоятельность всех этих доктрин и учений доказали на своем примере страны социализма в 20-м веке. Да в этих теориях достаточно много привлекательных идей и мыслей, но большинство из них подлежат тщательному критическому осмыслению.

Пришедшая на смену в XIX в. классической- политической экономике неоклассическая, эта теория по праву считается ее правопреемницей, благодаря не отступной и сохранению принципов и идеалов “чистоты” экономики как науки. Но в отличии от своей прародительницы она явственно превзошла прародительницу в большинстве методологических и теоретических вопросах.

И вот благодаря всем начиная развития экономики как науки, берущие начало из древней истории в начале XX века возникли такие значимые направления, как: маржинализм, кейнсианство, институционализм и монетаризм.

Не состоятельность неоклассического течения, которое ставит в свою основу как раз конкуренцию, и это направление господствовало вплоть до 30-х годов прошлого века. Однако великая депрессия и экономический кризис, показали всю несостоятельность данного течения.

Кейнсианство так же не оправдало себя. В основу этого направления были положены принципы государственного регулирования экономики и жесткого вмешательства. Но в 70-х годах прошлого столетия, вмешательство государства в экономику, стало просто тормозить её развитие.

Стали уделять еще в Древнем Риме. Именно поэтому экономическая теория считается одной из самых древних наук. Как наука экономическая теория возникла в XVI – XVII вв. Первой школой экономической науки считается меркантилизм (Англия). Основными представителями данного направления были Томас Ман, Джон Лоу, Ричард Кантильон. «Меркантилизм» с итальянского языка переводится как «торговец». И не зря. Главным источником богатства представители этой школы считали торговлю, а богатство отождествляли с золотом.

Основные принципы меркантилизма:

  1. золото и другие сокровища являются главным богатством общества ;
  2. главный источник получения богатства – внешняя торговля и денежный оборот для обеспечения притока в страну золота и серебра;
  3. государство должно активно вмешиваться в экономику страны;
  4. внутри страны производство развивается за счет импорта дешевого сырья;
  5. поощряется экспорт;
  6. низкий уровень поддержания заработной платы за счет роста населения.

Необходимым условием для развития экономики меркантилисты считали превышение экспорта над импортом (активный торговый баланс).

Существует два этапа развития меркантилизма:

  1. «ранний» меркантилизм (до середины XVI в.); основные признаки раннего меркантилизма:

    а) предельно высокие цены на экспортные товары;
    б) всемирное ограничение импорта (ради экономии денег);
    в) запрет на вывоз из страны золота и серебра (даже под угрозой смерти);
    г) признание в качестве денег только золота и серебра (в силу их природных качеств);

  2. «поздний» меркантилизм (середина XVI – середина XVII в.); начало установления торговых связей между странами за счет предложения относительно дешевых товаров; использование золота и серебра чаще в посреднических сделках .

Поздний меркантилизм – так называемый мостик для перехода к монометаллизму.

С развитием производства появляется и новое течение – физиократизм. Основными представителями этой школы являются Франсуа Кэне, Анн Робер, Жак Тюрго. Физиократы во главе с Ф. Кэне в отличие от своих предшественников считали, что источником общественного богатства является производство, а не обращение. Но производство только в сельском хозяйстве, т. е. сельское хозяйство – это один единственный производительный сектор экономики, на который следует обращать внимание. При этом источником общественного богатства физиократы считали прибавочный продукт аграрного сектора.

Рассмотрим следующие основные положения физиократизма:

  1. учение о чистом продукте – суть данного учения в том, что только в сельском хозяйстве произведенная продукция превышает ее потребление;
  2. теория кругооборота доходов – суть этой теории состоит в разделении общества на 3 класса:

    а) производительный класс (земледельцы);
    б) класс собственников (государство, духовенство, землевладельцы);
    в) бесплодный класс (представители индустрии, торговли, ремесленники).

Все три класса взаимодействуют между собой и используют деньги как средство обращения.

Представители физиократического направления сформулировали либеральную доктрину . Сущность данной доктрины заключается в том, что признае?тся выгодность свободного личного интереса не только для одного человека , но и для в сего общества в целом.

Следующим направлением в развитии экономической теории стала классическая политическая экономика. Эта школа сформировалась к последней трети XVIII в., и главными ее сторонниками являются Адам Смит, Давид Риккардо и Джон Стюарт Милль.

По мнению данных ученых, основным объектом исследования выступает производство, а не обращение независимо от его отраслевых признаков и распределения благ.

Можно выделить несколько положений классической политической экономики:

  1. принцип «невидимой руки» – суть данного принципа состоит в том, что погоня за частными интересами ведет к богатству всего общества;
  2. принцип разделения труда, которое является главным объективным фактором роста производительности труда;
  3. закон спроса и предложения;
  4. теория капитала (производительный капитал – это капитал, который занят в любой сфере материального производства);
  5. классическая теория ренты (рента – это плата за пользование землей, причем существуют образующие ее факторы: разное плодородие земли, разная удаленность участков от рынков сбыта);
  6. принцип сравнительных преимуществ предполагает международную специализацию во внешней торговле;
  7. закон свободной конкуренции ;
  8. закон личного интереса.

К. Маркс резко критиковал существовавшие до него учения и считал, что только его теория единственно верная.

Он и его последователи полагали, что социальные науки вообще не могут быть беспристрастными.

Согласно К. Марксу все капиталистическое общество является классово-антагонистическим, т. е. население находится в постоянной непримиримой классовой борьбе (между буржуазией и пролетариатом).

Главный труд основоположника данного учения Карла Маркса (1818–1883) «Капитал» посвящен тайне капиталистической эксплуатации. Первостепенной в теории К. Маркса является теория прибавочной стоимости.

Маркс разделил труд на абстрактный (просто труд) и конкретный. Это позволило ему определить специфику товара «рабочая сила», которая заключается в том, что данный товар может создавать большую, чем собственная, стоимость.

В конце XIX – начале XX вв. ряд западных экономистов высказывали мнение, отличное от марксистов. Они полагали, что острые противоречия, которые переживает капитализм, являются лишь трудностями его становления. Прогрессивный капиталистический строй с его экономикой еще только набирает силу. После многовекового подчинения индивида строгостям традиций люди только начали приобретать свободу. Получив ее, энергичные, но не образованные предприниматели ринулись вперед, принося ущерб другим людям. Новый общественный строй можно и нужно реформировать, чтобы полнее использовать преимущество свободного производства и в то же время сгладить негативные стороны. В результате капитализм может оказаться более эффективным и справедливым, чем социализм. Из подобных взглядов в 70-е гг. XIX в. зародилась особая линия в экономической теории – линия экономикс. В настоящее время она завоевала ведущие позиции по всему миру. Сторонники этой линии взяли курс на сознательный уход от классово-политических оценок экономических процессов. Не случайно было изменено само название науки: с политической экономии на экономикс. Полного политического нейтралитета не получилось, но удалось достичь общественного согласия и партнерских отношений между людьми.

В XX в. основными конкурентами в экономике выступали два направления: неоклассицизм и кейнсианство. Основным пунктом их дискуссий оказался вопрос об экономической роли государства. Должно ли государство вмешиваться в экономику и если да, то в какой степени. Первыми на этот вопрос стали отвечать неоклассики.

Неоклассическое направление возникло в 70-е гг. XIX в. (Л. Вальрас, В. Парето). Главная неоклассическая идея состоит в том, что частная предпринимательская деятельность и рыночная система способны к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. Поэтому государству не следует вмешиваться в конкурентоспособный рыночный механизм, оно должно лишь создавать благоприятные условия для его действия. Условия равновесия состоят в следующем: поведение потребителей направлено на достижение максимума удовлетворения, равновесие всех рынков достигается равенством спроса и предложения, цены готовых продуктов равны издержкам, все проданное количество товаров полностью потребляется.

Кейнсианство возникло в 30-х гг. XX в. (Д. М. Кейнс). Разрушительный мировой экономический кризис (1929–1933) подвел ряд экономистов к новым выводам:

  1. рынок не способен обеспечить стабильный рост экономики страны и решить социальные вопросы;
  2. государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устранять кризисы, обеспечивать полную занятость и высокий рост производства.

Основным недостатком капитализма начала ХХ в., по мнению Д. М. Кейнса, являлось неполное использование трудовых и производственных ресурсов. Причина этого – недостаточность платежеспособного спроса. Анализируя причины недостаточности спроса, Д. М. Кейнс выделяет потребительский и инвестиционный спрос. Главной причиной недостаточности потребительского спроса он считал основной психологический закон. Суть данного закона состоит в том, что люди при увеличении своего дохода большую его часть сохраняют, а возросшая склонность человека к сбережению противостоит убывающей склонности к потреблению. Причины недостаточного инвестиционного спроса кроются в слабости стимулов к инвестициям и влиянии субъективно-психологических факторов.

  1. увеличивать государственный спрос и государственные расходы ; при этом дефицит бюджета должен покрываться новыми государственными займами;
  2. стимулировать частные инвестиции посредством регулирования нормы процента.

Ни одна теория не может претендовать на абсолютность и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, поскольку выступает с позиции определенной социальной группы, следовательно, общество не должно быть привязанным к отдельным теориям. Его развитие направляется общенациональными интересами, которые складываются в трудном поиске общественных компромиссов. При этом важно избежать конфронтации (борьбы), достигая согласия и сотрудничества между людьми.

Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем концепцуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.

Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение путем создания и использования необходимых жизненных .

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока. Древнеиндийские "Законы Ману " (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции . Взгляды древнегреческих мыслителей , Ксенофонта, можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.

Экономические школы

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности .

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать .

Близкой к меркантилизму является экономическая политика , направленная на ограждение от со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

Наиболее известные представители меркантилизма:
  • Томас Мен (1571-1641)
  • Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия .

С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия .

Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении и внешней торговле.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено , которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на . Они считали что источником богатства является труд только в земледелии .

Основными представителями школы являлись:
  • Франсуа Кенэ (1694-1774)
  • Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Классическая школа политэкономики

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах (1723-1790) и (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея , минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен .

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление ; есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма

Опираясь на высшие достижения , Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на , отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и .

С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без , регулируюмую из центра.

Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.

Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.

Марженализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:
  • Карл Менгер
  • Фридрих Визер
  • Леон Вальрас
  • Эйген-Бем-Баверк
  • Уильям Стэнли Джевонс

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его для потребителя.

Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.

Представители неоклассической школы:
  • Альфред Маршал
  • Артур Пигун

Рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории , основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием путем увеличения или сокращения

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Экономическая школа Институционализма

Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.

Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.

Главная идея современного - в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы , но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

Представители школы институционализма:
  • Т.Веблен
  • Дж.Коммонс
  • У.Митчелл
  • Дж.Гэлбрейт

Школа Неоконсерватизма ()

Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.

По его мнению изучает крупномаштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хоязйство, фирмы и экономические рынки.

Первой научной школой экономической теории стал меркантилизм (от итальянского слова «мерканте» - торговец, купец). Основными объектами исследования у меркантилистов были сфера обращения, торговля, особенно внешняя, а экономика, хозяйство рассматривались как объект государственного управления. Источник богатства у меркантилистов - внешняя торговля.

“Зародившись в конце 15 века, эта школа достигла расцвета в 17 столетии. Главная её особенность, заключается в ограничении объекта исследования сферой обмена. По существу, экономическая деятельность сводилась к торговле, к торговой деятельности. Седов В.В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию. - Челябинск. - Челябинский гос. Ун-т., 2002. - 6 с.”

Подобная ограниченность меркантилизма не случайна, поскольку эта школа развивалась в период интенсивной торговли, особенно международной. В это время шло формирование капитализма, и доминирующей общественной идеей была идея обогащения.

«Различают ранний и поздний меркантилизм. В основе раннего меркантилизма лежала система денежного баланса, увеличение денежного богатства чисто законодательным путем. В основе позднего меркантилизма лежала система активного торгового баланса, т.е. продавать больше, а покупать меньше. Бродская Т.Г. и др., Экономическая теория. - М.: РИОР, 2006. - 3 с.»

Наиболее известными представителями меркантилизма были Т. Ман и А. Монкретьен. Т. Ман (1571 - 1641) лавным видом капитала считал торговый капитал, богатство отождествлял с его денежной формой, а источником обогащения признавал лишь торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство. А. Монкретьен (1575 - 1621) ввел в научный оборот термин «политическая экономия». Появление данного термина в это время обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном капитале и внешней торговле. Последнее, по его мнению, является источником прибыли и лучшим способом приобретения могущества государства. Он видел разницу между деньгами и богатством, благосостоянием.

Вторая школа экономической теории в 18 веке представлена физиократами (от гр. physis природа + kratos власть). Их учение нашлоотражение в работах Ф. Кенэ и А. Тюрго.

«Физиократы перенесли исследование непосредственно на сельскохозяйственное производство, считая его основным, а единственно производительным трудом - земледельческий. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 17 с.»

В знаменитой "Экономической таблице" Ф. Кенэ дал классический анализ процесса воспроизводства и реализации с учетом классовой структуры общества, показал значение макроэкономических пропорций, положив начало классической политической экономии во Франции.

“Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов. Источником богатства он объявил превышение произведенного продукта над потребленным в сельском хозяйстве: ограниченность его учения в том, что источником богатства он считал труд только в земледелии. Бродская Т.Г. и др., Экономическая теория. - М.: РИОР, 2006. - 4 с.”

“Совершенно справедливо указав на производство как на источник богатства, физиократы вместе с тем ограничили производство сферой сельского хозяйства, отнеся все остальные сферы экономики к непроизводительным, то есть не создающим богатство. Седов В.В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию. - Челябинск. - Челябинский гос. Ун-т., 2002. - 6 с.”

Ограниченность физиократов была обусловлена тем, что богатство они отождествляли с веществом природы: если оно увеличивается, значит, по их мнению, растет и богатство.

Появление и развитие следующей школы - школы классической политической экономии, позволило вывести производство как источник богатства за рамки сельского хозяйства.

“Классическая школа перенесла исследование из сферы обращения в сферу производства и воспроизводства, положила начало трудовой теории стоимости, провела исследования производственных отношений в тесной связи с производительными силами - развитием земледелия, мануфактуры, промышленным переворотом. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 17 с.”

В трудах классиков дается социальная оценка общественного развития, объединены экономический и социальные аспекты. Примером тому явились разработки Дж.С. Милля, который завершил теоретическое обобщение проблем формирования понятийного аппарата экономической науки, явился систематизатором учений классической политической экономии, рассмотрев ее в целом как систему. Он включил в нее ряд теоретических положений для социальной философии, что позволило ему рассмотреть и социологические проблемы, и расставить акценты с позиции общественно-социального подхода, а в завершении предложить практические рекомендации.

Своё развитие экономическая наука получила в трудах А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823).

“А. Смит - основоположник классической политической экономии. Основная идея вето учении - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных иен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл - невидимой рукой. Бродская Т.Г. и др., Экономическая теория. - М.: РИОР, 2006. - 4с.”

А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительности труда, показал значение общественного разделения труда, создал учение о доходах

Д. Рикардо продолжил разработку теории А. Смита. Он показал: единственным источником стоимости является труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента ренты); прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Заслуга Д. Рикардо заключается в том, что он попытался построить систему категорий политической экономии на основе трудовой теории стоимости

Ко второй половине 19 - началу 20 века из классической школы выделилось несколько направлений.

“Период 60 - 70-х годов 19 века считается переломным моментом в развитии экономической науки, в течение которого возникло неоклассическое направление. Его появление было связано с необходимостью исследования проблем функционирования экономической системы и экономического равновесия. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 18 с.” Представители данного направления (австрийская, кембриджская, математическая школы) заложили теоретико-методологические основы, образующие фундамент современной экономической теории, среди которых - субъективная теория стоимости, разработанная на основе принципа предельной полезности.

Представителями неоклассического направления созданы теории предельной полезности (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк, У. Джевонс), процента (Е. БемБаверк), частичного равновесия (А. Маршалл, У. Джевонс, А. Курно), совершенной конкуренции как модели рынка (А. Маршалл), чистой монополии (А. Курно), общего равновесия (Л. Вальрас, Г. Кассель, В. Парето и др.) и т. д.

“В этот же период возникает американская школа во главе с Д. Кларком, которому принадлежит разработка проблем определения цен на факторы производства, законов предельной и убывающей производительности, в основе которых лежит концепция предельной полезности. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 19 с.”

Вклад Кларка в методологию состоит в том, что он ввел понятия статики и динамики хозяйственной системы. Статика позволяет выяснить условия, закономерности установления равновесия рыночной экономики; динамика рассматривает причины нарушения равновесия.

С появлением в экономической теории нового метода - историзма - связано возникновение исторической школы. Различают старую (40-60-е годы 19 века) и "новую" (70-е годы 19 века - 20-е годы 20 века) историческую школу.

Представители старой исторической школы (В. Рошер, Б. Гильдебрант, К. Книс) занимались разработкой новых методологических подходов к исследованию рыночной экономики, таких, как принцип историзма, предполагавший изучение всякого экономического явления в генезисе, развитии, с учетом многообразных факторов, влияющих на хозяйственную жизнь и разработку обоснованной государственной политики.

Известный американский историк Б. Селигмен первую часть книги "Основные течения современной экономической мысли" назвал бунтом против формализма, протестом представителей исторической школы, осознанием роли человека. Такой взгляд дал возможность представителям исторической школы по-иному подойти к предмету политической экономии.

Объектом анализа у них выступает "национальное хозяйство", историческое развитие нации. Они призывали изучать "анатомию и физиологию народного хозяйства", поскольку развитие любого народа специфично, вытекает из конкретно-исторических условий, что, в свою очередь, исключает возможность существования однотипных экономических систем у различных наций. В результате экономическая теория у них превращалась в историю народного хозяйства, исследующую эволюцию хозяйственной деятельности народов на разных ступенях развития общества.

"Новая" историческая школа (У. Шмеллер, Л. Брентано, К. Бюхер, А. Вагнер, А. Шеффле) поставила перед собой задачу создания "реалистической" экономической жизни каждой нации. Ее представители выступили против маржиналистской теории, считая, что поведение человека не должно рассматриваться изолированно от социальной среды, и за изучение общественной психологии при анализе экономических процессов и явлений. В качестве главной движущей силы развития общества они признавали социальную психологию народа, народный характер, ментальность, а конкретные экономические явления рассматривали как отражение и материализацию социальной психологии данной нации.

Сторонники "новой" школы использовали системный подход, что проявилось в рассмотрении народного хозяйства как единого целого, системы, образованной из взаимосвязанных элементов. В соответствии с ним общество рассматривается как многоуровневый, состоящий из различных подсистем, целостный организм, а рынок - как социальный институт, который отражает особенности функционирования экономической системы в целом. В связи с этим формирование потребительских предпочтений и рыночного спроса - это социальные процессы, отражающие характер распределительных отношений, социальные привычки, влияние окружения.

«Таким образом, представители "новой" исторической школы одними из первых показали важность изучения социальных аспектов рыночного механизма, необходимость корректировки рыночного механизма посредством государственного вмешательства. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 20 с.»

К основным функциям государства они относили сглаживание наиболее явных дефектов рыночного механизма, связанных с резким социальным неравенством, экономическими кризисами, расхождением частных и общественных интересов. Государство, по мнению историков, должно обеспечивать стабильность экономики и управление развитием общества, выполнять регулирующую роль в процессе смягчения отрицательных последствий рынка.

Методология исторической школы оказала влияние на эволюцию экономической теории, в том числе на формирование институционального и неолиберального направлений.

На рубеже 19 и 20 веков в Германии, Австрии, России наряду с исторической возникает социальная школа, представители которой углубили разработку социальных аспектов рыночного механизма. Они выступили за рассмотрение экономических проблем с позиций социологии. В связи с этим они изучали экономику как часть социальной системы, претерпевающей эволюцию под воздействием изменений в экономических структурах и социальной среде, обусловленных действием экономических, политических, правовых, этических и идеологических факторов.

Сторонники социальной школы отстаивали положение о возможном улучшении рыночной экономики посредством "социальных реформ", путем организации "корпораций работников", а средство устранения социально-экономических противоречий видели в государственно-правовом регулировании производства и распределения.

С середины 19 века развитие политической экономии пошло по двум направлениям: первое направление получило название политэкономии капитала (или буржуазной политэкономии), а второе - политэкономии труда (или пролетарской политэкономии).

«Главной задачей политэкономии сторонники нового направления считают анализ сознания хозяйствующих субъектов во всем многообразии их опыта. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 18 с.»

«Первое направление политэкономии отошло от представления о труде как единственном источнике стоимости и богатства. Наряду с ним выделялась роль капитала и земли. Седов В.В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию. - Челябинск. - Челябинский гос. Ун-т., 2002. - 7 с.»

Буржуазным это направление было названо потому, что оно отражало интересы буржуазии как собственника капитала и земли. В конце 19 века развитие данного направления привело к возникновению новой экономической дисциплины, получившей название «экономике».

Важной особенностью экономике является то, что она сконцентрировалась на изучении явлений и процессов, происходящих в рыночной экономике, которая рассматривается как «естественная», отвечающая законам природы форма хозяйства. Все остальные формы предстают как отклонение от естественного состояния вещей. Второе направление политэкономии осталось на позициях трудовой теории стоимости.

“Марксизм, или политическая экономия труда, представляет собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества с позиции пролетариата и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Бродская Т.Г. и др., Экономическая теория. - М.: РИОР, 2006. - 4 с.”

Поскольку ее развитие связано с работами К. Маркса (1818 - 1883). В первую очередь с его главным трудом “Капитал”, то данное направление стало называться марксистской политэкономией. Она отражала интересы рабочего класса, единственным источником существования которого является труд.

“Главные открытия, сделанные К. Марксом: было сформулировано учение об общественно - экономических формациях, раскрыты законы развития капитализма, разработаны теория воспроизводства и экономических кризисов, иены производства, раскрыта сущность абсолютной ренты. Бродская Т.Г. и др., Экономическая теория. - М.: РИОР, 2006. - 5 с.“

Одним из постклассических направлений конца 19 века стал марксизмленинизм. К. Маркс в "Капитале", Ф. Энгельс и В.И. Ленин в исследовали зарождение, развитие и трансформацию капитализма в империализм и государственно-монополистический капитализм. На основе конкретного анализа развития капитализма своего времени они создали теории трудовой стоимости и прибавочной стоимости, накопления и движения капитала и доходов, механизм функционирования и противоречия буржуазного общества.

В экономической теории К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина доказывались преходящий характер капитализма, возможность и некоторые направления практического построения социализма и коммунизма в одной отдельно взятой стране, а затем в системе стран. Сейчас идет критическое переосмысление основных положений марксистско-ленинской политэкономии. Мировая наука признает метод исследования и теорию К. Маркса для анализа экономики своего времени, но считает, что нельзя догматически переносить их на анализ современной экономики, рыночную систему.

«Эволюция экономической теории в течение 20 века нашла воплощение в появлении множества направлений и школ. Среди них ведущими являются кейнсианство (включая нео- и посткейнсианство), неоклассическое (неоконсервативное) и социально-институциональное. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 22 с.»

Дж. Кейнс является основателем нового раздела экономической теории - макроэкономики и теории макроэкономического регулирования как основы экономической политики. Кейнс официально признал существование экономических кризисов и безработицы, одним из первых объяснил причины негативных явлений в рыночной экономике последствиями проводимой политики невмешательства государства в экономическую жизнь.

В связи с этим он выступил с критикой тезиса неоклассической школы о саморегуляции экономики и обоснованием положения об отсутствии автоматического механизма, способствующего обеспечению полной занятости. Выход из сложившейся ситуации Кейнс видел в проведении экономической политики, основанной на государственном регулировании экономики.

Кейнс совершил революцию в экономической мысли, суть которой состояла в том, что до него в анализе экономических процессов преобладал микроэкономический подход, а в центре внимания находилась отдельная фирма, функционирующая в условиях свободной конкуренции и занимающаяся проблемой минимизации издержек и максимизации прибыли как источника накопления капитала.

Кейнс противопоставил микроэкономическому подходу макроэкономический, в центре которого находится национальная экономика в целом. В связи с этим его макроэкономический метод основывается на исследовании зависимостей и пропорций между общими народнохозяйственными величинами, среди которых - национальный доход, совокупные сбережения и потребление, инвестиции и пр.

Основное внимание в своей концепции Кейнс сосредоточил на решении двух проблем: занятости и эффективности использования материальных, финансовых ресурсов с целью ликвидации негативных последствий циклического развития экономики.

Кейнс по-новому определяет предмет экономической науки. Он считает, что предметом является исследование количественных функциональных зависимостей воспроизводственного процесса, закономерных количественных связей совокупных народнохозяйственных величин, результаты которого используются для разработки программ экономической политики, нацеленных на обеспечение устойчивого экономического развития. Для его методологии характерны функциональный, макроэкономический и количественный анализ, субъективно-психологический подход.

Кейнс вводит новый понятийный аппарат (эффективный спрос, предельная склонность к потреблению и сбережению, предельная эффективность капитала, совокупные спрос и предложение, полная занятость, предельная эффективность капитала, предпочтение ликвидности и др.).

Заслуга Кейнса состоит в том, что он предложил новый подход и разработал новую теорию государственного регулирования производства и занятости. Его теоретические положения, терминология, методологические подходы к анализу макроэкономических процессов образуют основу современной науки и продолжают развиваться сторонниками кейнсианской школы.

«Кейнсианское учение оказало влияние на содержание и направления экономической политики, а также на различные направления и сферы исследований: разработку системы национальных счетов в увязке с практическими потребностями экономического регулирования, исходных положений антициклической политики, концепции дефицитного финансирования, системы среднесрочного программирования. Плотницкий М.И., Лобкович М.Г., Муталимов М.Г. - Мн.: Интерпрессервис, 2003. - 23 с.»

Неоконсервативное (неоклассическое) направление представлено неолиберализмом (В. Ойкен, Ф. Хайек и др.) и современными концепциями неоконсерватизма: монетаризмом (М. Фридмен), э/сояо-микой предложения (А. Лаффер, Р. Мандель, М. Фелдстайн и др.) и рациональных ожиданий (Дж. Мут, Р. Лукас и др.). В 80-е гг. 20 века произошло распространение идей данного направления и перестройка на его основе экономической политики ведущих государств мира. Представители данного направления выступают за проведение мер по укреплению и расширению либеральной системы рыночной экономики, освобожденной от чрезмерного государственного вмешательства, сдерживающего функционирование рынка.

В неоклассической модели меняется объект исследования. Им становится рынок, рыночная экономика, которая рассматривается на уровне взаимодействия отдельных потребителей и фирм, трактуется как наиболее рациональный способ экономической организации общества. Вместе с тем утверждается, что ценовой механизм рынка, который, как правило, обеспечивает использование ресурсов оптимальным образом, в ряде случаев обнаруживает свою недостаточность для достижения максимальной эффективности, в связи с чем неоклассики обосновывают необходимость использования в таких случаях государства, которое может улучшить распределение и использование экономических ресурсов.

Основными приоритетами экономической политики становятся не достижение "полной занятости", а борьба с инфляцией, обеспечение роста эффективности, конкурентоспособности производства, сохранение условий для прибыльного накопления частного капитала; переход от политики стабилизации экономического цикла к средне- и долгосрочной стратегии экономического роста, решению структурных проблем; отказ от неэффективных методов регулирования, поиск оптимальных пропорций и форм сочетания, взаимодействия двух подсистем хозяйственного механизма -- государства и рынка.

Начиная с конца 50-х годов 20 века увеличилось влияние социально-институционального направления, представители которого огромное значение начинают придавать роли технических факторов для развития производительных сил. Именно это становится основой для объяснения трансформации общества и разработки теорий индустриального (Дж. Гэлбрейт), постиндустриального (Д. Белл и др.), информационного (Д. Белл, Е. Масуда и др.) общества и т. д.

Социально-институциональное направление неоднородно. Оно синтезирует политэкономию, политологию, социологию, изучает разные формы и аспекты экономической деятельности в их исторической эволюции, экономическиеструктуры, механизмы функционирования экономики. Методологической основой являются исторический и эмпирический подходы, прагматизм и институциона-лизм, технологический детерминизм.

Во второй половине 90-х годов основным объектом анализа институционализма становится эволюция и стратегия реформирования экономических систем на микро- и макроуровнях. При этом используются выводы биологии, кибернетики и теории систем, философские идеи.

Теоретики институционализма выводят нормы экономического поведения непосредственно из взаимодействия индивидов (в форме правовых норм, традиций культуры, стереотипов и пр.), рассматривают экономику как эволюционную открытую систему, испытывающую воздействие внешней среды.

Важную роль в анализе играет государство, которое должно, по мнению институционалистов, активно влиять на институциональную среду в экономике, поскольку спонтанная селекция институтов не всегда отбирает лучшие оптимальные варианты.

Существование разнообразных направлений в экономической теории обусловило попытку ряда ученых (П. Самуэльсон, Дж. Хикс и др.) обобщить имеющиеся подходы к анализу экономических процессов. В результате возник неоклассический синтез, для которого характерны расширение и углубление тематики исследований, создание систем, объединяющих, согласующих различные точки зрения, обогащение методологических подходов, инструментов экономического анализа.

Одна из особенностей неоклассического синтеза - широкое использование математики в качестве инструмента экономического анализа (методы линейного программирования, теории игр, моделирование и пр.), что позволило уточнить многие положения, расширить горизонты науки, способствовало созданию эконометрики - экономико-статистической школы.

Неоклассический синтез позволил объединить подходы неокейнсианства и неоклассиков, сочетать решение краткосрочных задач с требованиями долгосрочной перспективы; согласовывать стимулирование спроса с политикой доходов; увязывать обеспечение эффективности с реализацией социальных проблем, оптимизацию развития - с ростом благосостояния.

Российская и отечественная экономическая наука в 19 - 20 веках была представлена различными школами, имела и имеет своих видных представителей. Всемирное признание получили выходцы из России С. Кузнец и В. Леонтьев. Среди Нобелевских лауреатов - советский экономист Л.В. Канторович. Заметный след в экономике оставили исследования А.В. Чаянова Н.Д. Кондратьева, Н.П. Макарова, А.Н. Челинцева и др.

“В большей части учебной историко-научной литературы эволюция экономической мысли прослеживается лишь до середины 20 века, тогда как ее новейший этап представлен, в лучшем случае, отрывочными сведениями.Автономов В.С., Ананьин О.И., Макашев Н.А. История экономических учений. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 4 с.”