Как украсить белый плафон своими руками. И куда это все? С чего начать создание абажура

Сейчас входит в моду украшать дом изделиями, сделанными самостоятельно. Уникальные вещи, предметы интерьера, выполненные в винтажном стиле или оформленные с помощью фотографий, лоскутков из бабушкиного сундука помогут сделать комнату необычной. Статья посвящена декорированию старого пластикового абажура настольной лампы в технике « ».
Часто перед тем, как что-то украшать, требуется отреставрировать поверхность. Расскажем о том, как укрепить и выровнять пластиковый абажур для последующей декоративной отделки.

Реставрация абажура под декупаж

Однажды я уже делала реставрацию и декупаж абажура, тогда изделие попалось мне со значительно меньшими изъянами, чем теперь. Кроме того, темный цвет выбранного мотива скрадывал все неровности света. А ведь абажур – это предмет, пропускающий свет, по определению.
Недавно мне в руки попала настольная лампа. Абажур ее имел четкие рисунки, растительные орнаменты. Рисунок хозяевам успел надоесть, а плюс ко всему имел дефекты: линии от шариковой ручки, нарисованные ребенком. При ближайшем рассмотрении стало заметно, что местами пластик лопнул.

Для декупажа этого абажура я решила взять светлые мотивы. Выбор пал на нежные тюльпаны на фоне деревянного орнамента, зелень и нежность цветков покорили меня.


В цвет серых оттенков салфетки присмотрела тесьму из хлопка (кружево) для обработки низа абажура.
О реставрации этого предмета интерьера хотелось бы рассказать подробнее.

Снятие старого покрытия

Ножка лампы белая, чтобы на нее не попала краска, закроем ее газетами.


Перед тем, как приступать к какому-либо вообще декорированию, следовало понять, что это за объект и из чего он изготовлен. Я увидела, что сам по себе абажур пластиковый, почти прозрачный, а сверху он обтянут тканью, которая вырезана по выкройке и плотно приклеена к поверхности.
Попытка осветлить ткань с помощью перекиси водорода ни к чему не привела, только пыль и грязь остались на вате.



Выяснилось, что рисунки пропечатаны на ткани, сам пластик рисунка не имеет.
Так же, путем прикладывания салфеток и кусочков старых обоев, я поняла, что цветы просвечивают в любом случае.



Стало ясно, что ткань нужно убирать. Будь она просто белой или кремовой, можно было попытаться делать декупаж прямо поверх нее.
Итак, избавляемся от старой ткани. Я нашла место шва и аккуратно стала отделять ткань от поверхности, на которую она приклеена. От времени клей потерял свои склеивающие свойства, и ткань отделялась легко, но не везде.


Делать это нужно очень осторожно: в нескольких местах, где были трещины, абажур успел лопнуть.


Я была готова уже завершить работу и отнести штуковину туда, где ей и место, то есть на помойку, но интерес к творчеству пересилил. Итак, трещины надо было реставрировать.

Реставрация, работа с трещинами

Как и в предыдущий раз, я начала реставрацию с изнанки (приклеивание небольших заплаток) и с лицевой стороны (приклеивание белых салфеток).



В прошлый раз я пользовалась вместо грунтовки белой краской: абажур был покрыт ровной бумагой одного цвета. Я начала выкрашивать пластик и сейчас.


И вот что я получила при включении лампы:


Все неровности, трещины, заплатки были отлично видны на свету. Стало понятно, что салфетка их не скроет. Надо было что-то делать. Несколько дней раздумий привели меня к тому, что краску нужно смывать (хорошо, что она не была водостойкой).
Под струей теплой воды, очень осторожно я оттерла губкой всю краску, не исключая и трещины. Заплатки все тоже смылись. И работа началась сначала.


Некоторое время я выбирала шпатлевку (грунтовку). Выбор остановила на акрилатной влагостойкой «шпаклевке» фирмы «Коллекция»: производитель обещает, что она идеально подходит под декоративные покрытия, а что такое салфеточный мотив, как не декоративное покрытие?


Я продолжила опыты по реставрации, причем все они производились при включенной лампе, чтобы оценить степень прозрачности. Трещины с изнанки и лицевой стороны (если не вогнуты) были заделаны несколькими слоями скотча (нарезала небольшими квадратами и приклеивала, стараясь избежать пузырей).


Вторым шагом стал первый слой грунтовки на лампу. Заделала сначала крупные трещины, потом стала наносить состав на всю поверхность.


И вот беда: ровно она ложилась лишь кое-где, в некоторых местах становилась гуще, в некоторых – пропускала свет. Я не отчаивалась, нанесла пасту и оставила высыхать на пару часов. По прошествии этого времени я попробовала шлифовать поверхность наждачной бумагой № 60 и обнаружила, что все неровности очень легко сгладить.


После высыхания первого слоя я (при включенной лампе!) начала наносить грунтовку гуще и смелее, широкими мазками, стараясь следить за тем, чтобы свет пропускался однородно. После того, как поверхность высохнет, ее можно будет отшлифовать, и она готова будет к дальнейшей работе.
После того как основная часть подсохла, можно добавить пасты на те места, где видны точки, трещинки или другие дефекты. Это удобно делать с помощью картона, используя его, как шпатель. Снова оставить высыхать, а можно и подсушить феном.


Вот как выглядит абажур после нанесения «шпаклевки» и шлифовки поверхности:


Теперь ясно, что салфеточный мотив будет хорошо виден и при включенной, и при выключенной лампе.

Окраска

После грунтования я просто крашу абажур серой краской. Тут есть еще один маленький секрет: я колерую (добавляю цвет) краску обычной акварелью. Водой ее, конечно, не развожу, но добавляю кусочек акварели в краску и долго перемешиваю, пока цвет не становится однородным.



Цвет надо попробовать в уголке: не темный ли? Если темный, добавим белой краски и снова перемешаем.


Теперь очень просто: крашу широкой кистью, выравнивая слой краски, если кое-где будет текстура в виде небольших царапинок, то это не страшно и даже интересно. Желательно все же красить в одном выбранном направлении (или сверху вниз, или по кругу).


Вот и все, теперь абажур готов к декорированию любым способом! Можно выполнить декупаж, а можно воспользоваться тесемками, или раскрасить акриловыми красками, нанеся выбранный узор.

Нежные лилии: декупаж абажура

Хозяйкам, которые любят и умеют делать прелестные вещички и предметы интерьера своими руками, будет интересно узнать о таком способе декорирования, как декупаж. Это оформление какой-либо поверхности с помощью цветных мотивов с трехслойных салфеток. Действительно, на сервировочных салфетках порой встречаются яркие, красивые рисунки, которые так и хочется перенести, например, на абажур. Такая настольная лампа будет хорошо смотреться и в спальне, и в гостиной, а мотивы для декупажа можно выбрать в соответствии с общим интерьером помещения.
В предыдущей части статьи мы уже подробно рассмотрели этапы подготовки поверхности к декорированию. Давайте подведем итоги.
Краска не подходит в качестве грунтовки, а реставрация белыми салфетками не подходит, так как просвечивает сквозь пластик. Трещины с изнанки мы заделали прозрачным скотчем, а потом нанесли на поверхность шпатлевку (грунтовку), которую затем долго шлифовали наждачной бумагой № 60.


Следующим шагом будет тщательная обработка этой пастой мелких трещин и неровностей.
После шлифовки нанесем два слоя краски, и наш абажур после высыхания будет готов к декорированию.

Подготовка салфеток и декупаж

После того, как поверхность высохла и готова к оформлению, требуется выбрать и подготовить салфетки. Качество изображения очень влияет на конечный вид оформляемой вещи.
Рекомендации по выбору салфеток:
трехслойные салфетки лучше, чем двухслойные;
выбирайте мотивы с учетом того, что их нужно будет вырезать, то есть без мелких деталей;
чем ярче цвета, тем лучше, не приобретайте сильно светлых и чересчур темных салфеток.
Перед тем, как начать украшать лампу, отделите от салфетки красочный слой, прогладьте складки с изнанки утюгом. После этого вырежьте мотивы.

Внимание! Можно сначала вырезать мотивы, потом разделить слои и только потом прогладить. Выберите удобный для себя вариант.

В качестве клея разведите обойный клей чуть жиже, чем для оклейки стен.
Продумайте композицию: приложите салфетки к абажуру, представьте готовое изделие. Если решение найдено и идея появилась, можно приступать к декупажу.
Нанесите клей широкой кистью на то место, где будет мотив. Затем приложите мотив красочной стороной вверх, стараясь, чтобы он приклеился посередине, а затем разгладьте края. Если все сделано правильно, салфетка станет сама ложиться ровно, нужно будет только слегка ей помочь. Такая бумага очень тонкая, и обращаться с ней нужно деликатно. Можно сказать, что права на ошибку тут нет.



Постепенно заклейте мотивами всю поверхность или ее часть, в соответствии с вашей идеей. В зависимости от мотива, рисунок нужно совмещать полностью или частично. Некоторым узорам совпадение не требуется.

Финальные штрихи

Оформите (подклейте) верх лампы.


Посмотрите на получившийся рисунок: быть может, он требует дорисовки какого-то элемента. В данном случае я простым карандашом отметила цветы, которые попали на светлый фон.
Лаком будет служить слой прозрачного обойного клея. Высыхает он за пару часов.
Для обработки низа лампы я взяла тесьму серого цвета, подходящую по стилю. Фиксирую ее на несколько капель клея из клеевого пистолета.



1. Абажур.
2. Грунтовка или шпатлевка с указанием: «под декоративное покрытие».
3. Наждачная бумага.
4. Кисти.
5. Акварельные краски.
6. Водостойкая краска белого цвета.
7. Салфетки с подходящими мотивами.
8. Тесьма.
9. Ножницы.
10. Клеевой пистолет.
11. Скотч.

Декорирование светильников или создание абажуров – занятие не только интересное, но и полезное. Можно получить идеальный предмет, который полностью соответствует интерьеру вашего дома, и при этом – здорово сэкономить. Нужно только купить самый простой светильник, и сделать его эксклюзивным.

Уютный дом – это не только правильно выбранная мебель, но правильно сделанное освещение. Благодаря красивому абажуру, интерьер станет эксклюзивным, а в помещении станет теплее и уютнее.

Если возникло желание сделать в помещении перестановку, то вместе с ней нужно обновить люстру и торшер. Можно купить просто новое изделие, а можно своими руками сменить текстиль на абажуре.

Подробный мастер-класс по изготовлению абажура поможет создать уникальный, декоративный предмет интерьера. Ознакомившись со всеми возможными способами изготовления, вы сможете подобрать себе именно тот вариант, который станет для вас идеальным.

Материал для изготовления абажура

Имея готовый каркас, можно приступать к выбору материала для абажура. Это может быть:

  • ткань;
  • пластик;
  • нитки для вязания;
  • шпагат;
  • бисер;
  • бумага.

Подойдут и бросовые материалы, которые обычно выкидываются:

  • контейнеры из картона для яиц;
  • газеты;
  • подарочная оберточная упаковка;
  • старые запчасти к велосипеду или машине и т. д.

Выбирая материал для абажура, нужно помнить о его цвете . Он должен идеально подходить созданному стилю. Кроме этого, нужно обратить внимание на освещенность комнаты . Если комната плохо освещается днем, и в ней стоит полумрак, то для нее больше подойдет светильник из прозрачного или светлого материала. Для светлой комнаты можно выбрать плотный и темный материал для светильника – но это будет зависеть от общего убранства помещения.

Как известно, красный и желтый цвет добавляют в помещение тепло и свет; поэтому, чтобы в комнате стало теплее, нужно установить в ней светильник с желтым или красным абажуром. Если комната расположена с южной стороны, и солнышко прогревает ее стены целый день, то абажур для светильника, установленного в этой комнате, может быть синего или зеленого цвета.

Галерея: абажур своими руками (25 фото)




















Как сделать каркас для абажура своими руками

Каркас представляет собой устойчивое основание, в основном состоящее из двух окружностей. Окружности могут быть как разного, так и одинакового диаметра; они соединены между собой вертикальными перегородками. Длина перегородки и есть высота абажура.

Чтобы изготовить каркас цилиндрической формы , нужно сделать две окружности одинакового диаметра. Если нужно изготовить классический каркас для светильника, то в нем нижняя окружность должна быть большего диаметра, чем верхняя.

Округлую форму можно получить, если перегородки будут не прямые, а слегка выгнутые. Классический каркас от этого только выиграет.

Интересной будет форма каркаса, если у основания будет кольцо, а вверху – нет. Получается, что вогнутые перегородки будут соединяться вверху в одной точке, а внизу – будут закреплены на одинаковом расстоянии друг от друга.

Для изготовления каркаса лучше всего подойдет проволока , так как она идеально может держать форму, к тому же она негорючая. Для работы подойдет медная, алюминиевая или стальная проволока, диаметр которой от 2 мм.

Виды ламп, сделанные своими руками

Очень хочется после ремонта в комнате обновить не только мебель, но и аксессуары. К ним относятся светильники, люстры, торшеры и настольные лампы. Желательно, чтобы такой предмет интерьера был эксклюзивной деталью; его можно будет установить в комнате на журнальном столике или в спальне на прикроватной тумбочке или на комоде.

Чтобы получить эксклюзивную модель люстры, нужно посещать выставки ручных поделок. Если понравившаяся модель стоит огромных денег, то не стоит расстраиваться. Нужно просто применить фантазию, «включить» свои руки и голову – тогда эксклюзивную модель можно сделать своими руками. Поскольку люстра, обычно, имеет не один, а несколько одинаковых плафонов, то для их изготовления потребуется больше времени, чем для одного.

Современные абажуры могут иметь самую разную форму, украшают их по своему вкусу. Предпочтение отдается изделиям, украшенным цветными бусинками.

Если вы хотите обновить абажур для настольной лампы, то идеальным вариантом будет картон. Он должен быть прочный, но тонкий, тогда изделие будет совершенно непохожее на другие. Работа выполняется в следующей последовательности:

  1. Из картона нужно вырезать 4 одинаковые рамки, похожие на те, в которые вставляют фотографии.
  2. К каждому изделию сзади нужно приклеить лоскут ткани.
  3. В каждом изделии, сбоку, нужно сделать отверстия на одинаковом расстоянии. Для этого подойдет иголка или шило. С помощью шнурков детали сшиваются, и получается фонарик.

Этот способ создания нового абажура считается самым простым, к тому же изделие получается очень легкое. В зависимости от обстановки в помещении, выбирается и цвет ткани с картоном. Декор такого изделия может быть любым.

Нитяной абажур

Шар, изготовленный из ниток, очень эффектно смотрится в интерьере. Чтобы его изготовить, потребуется терпение и усидчивость, а кроме них:

  • нитки или шпагат;
  • шарик надувной круглой формы;
  • клей ПВА;
  • ножницы.

Рабочий стол нужно застелить клеенкой или ненужными газетами, и только после этого приступать к работе.

  1. Шарик нужно надуть и завязать ниткой.
  2. Обматываем выбранной ниткой шарик. Можно попробовать делать различные узоры, а можно просто намотать нить на шарик, не меняя направления.
  3. Намотка должна быть обязательно тугой.
  4. Достигнув нужной плотности, нить можно обрезать.
  5. Тщательно пропитываем всю обмотку клеем. Чем лучше будет нитка пропитана клеем, тем крепче получится абажур после высыхания.
  6. Когда клей полностью высохнет, шарик можно проколоть иголкой и вытащить. Там, где был хвостик шарика, нужно вырезать отверстие для патрона.

Если, по каким-то причинам, вам не понравился цвет полученного изделия, его можно перекрасить в другой, используя краску в баллончиках.

Готовый абажур из шпагата можно покрыть лаком, украсить бисером или бусинками .

Абажур из бумаги

Чтобы бумага не смогла нагреться и загореться, когда горит лампочка, абажур должен быть довольно большим. Под такой абажур лучше покупать экономную лампочку, которая меньше греется.

Много идей по изготовлению абажура для торшера из бумаги можно встретить в интернете. Используются различные цвета, вырезаются разные фигурки. В итоге получается уникальное творение, которое сможет украсить любое помещение.

Абажур из ткани своими руками

Для работы потребуется:

  • отрезок новой ткани;
  • ножницы;
  • рулетка или сантиметр;
  • нитки и иголка;
  • булавки;
  • текстильный клей или степлер.

Далее, нужно выбрать объект для реставрации: это может быть старая настольная лампа или любой другой светильник, который уже давно «живет» у бабушки. Детально продумать ее внешний вид, который должен подходить к уже созданному интерьеру помещения.

К примеру, можно изготовить новый абажур для лампы из ткани в клеточку . Он шьется на каркас определенного размера. Если у старой лампы имеется каркас – то, считайте, что половина дела уже сделана. А если каркас у лампы отсутствует, то это не катастрофа – его можно сделать своими руками, в этом нет ничего сложного. Абажур из ткани в клетку идеально подойдет к стилю кантри.

Как сделать абажур для торшера? Мастер-класс по его изготовлению можно найти в интернете.

Чтобы сшить абажур на каркас, имеющий форму цилиндра, нужно измерить его окружность и высоту. На ткани сделать выкройку, согласно полученным размерам, затем вырезать ее, как шаблон.

Для конуса нужно сделать заготовку из ватмана. Примерить то, что вырезали, все лишнее обрезать. Если что-то не получилось – нужно переделать.

Ткань для абажура прикрепляется к конусу, при этом разместить узор или орнамент нужно правильно. Чтобы поверхность получилась ровной, ткань нужно натягивать.

Тканью для абажура может быть хлопок или лен .

Абажур для лампы в детскую комнату

Когда ребенок маленький, то светильник в детской – очень актуален. Купить такое изделие можно всегда, а вот чтобы его изготовить, нужно не только время, но и фантазия. Абажур для светильника желательно делать вместе с ребенком, чтобы развивать его фантазию. Поскольку плафон будет стоять в детской комнате, то нужно полностью довериться вкусу ребенка.

Естественно, что на ночнике ребенок захочет видеть своих любимых героев мультфильмов. Нужно будет потрудиться, и вместе с ним вырезать их из бумаги или купить готовые переводки. Нужно использовать идею с принтом на хлопке.

Для спальни

Если спальня чисто женская, то идеальным вариантом для абажура будет модель, связанная с ниток . Предложенный вариант связан из белых ниток типа ирис, которыми вяжутся салфетки для украшения полок или столов. Можно подобрать узор и для тонких спиц, если вам так будет проще.

Для классического каркаса салфетку начинают вязать не из 3 воздушных петель. Длина цепочки должна быть немного больше верхнего кольца каркаса. Дальше абажур вяжется по кругу, согласно схеме, как салфетка. Возможно, что высота изделия будет больше длины салфетки, тогда нужно будет на несколько рядов связать больше.

Готовое изделие нужно постирать и обязательно накрахмалить , чтобы после высыхания оно имело определенную форму.

Белый вязаный абажур можно украсить цветным бисером или цветными лентами – все зависит от вашей фантазии.

В творческом эксперименте главное правильно подобрать оттенок мелких элементов декора. Когда стиль, цветовая гамма и форма правильно подобраны, то даже самая простая вещь, сделанная своими руками, будет выглядеть изысканно.

Чтобы абажур, изготовленный своими руками, выглядел аккуратнее и красивее, нужно новый каркас из плотной проволоки сначала покрасить, а потом аккуратно обмотать хлопчатобумажной лентой. Тогда ткань сшитого абажура не пострадает.

Заключение

Очень просто обновить светильник, абажур которого, со временем, потерял свой первоначальный вид. Ознакомившись с соответствующей информацией и прикупив все необходимые материалы, можно сделать уникальную вещь, которая украсит интерьер вашего дома.

Фантазируйте, чтобы получить дизайнерский, эксклюзивный абажур к своему светильнику.

Абажур для лампы можно изготовить практически из любого материала. Готовый каркас значительно упростит работу, но если его нет - не беда.

Для изготовления каркаса потребуются:

  • проволока толщиной 4 мм и 1 мм;
  • плоскогубцы;
  • ножовка по металлу;
  • патрон для лампы с проводом;
  • кусачки;
  • клей.

Для начала определимся, каких размеров будет каркас. Обычно он состоит из двух колец (большого и меньшого по диаметру). Для изделия цилиндрической формы используют два кольца одинаковой величины.

Изготовить кольца просто - сгибаем из проволоки два круга определенного размера. Место соединения круга обматываем тонкой алюминиевой проволокой и наносим на поверхность клей. Для изготовления сложной конструкции понадобятся не два, а несколько кругов.

Теперь приступаем к созданию «ребер» для абажура. Их тоже делаем из проволоки: крепим к кругам, места соединений обматываем проволокой и проклеиваем.

Следующий шаг - закрепление патрона лампы в каркасе. Делаем петлю из толстой проволоки и обматываем патрон. Хвостики цепляем за верхний круг каркаса.

Вот таким не сложным способом можно самостоятельно смастерить каркас для абажура настольной лампы.

Как сделать абажур из ниток своими руками: пошаговая инструкция с фото

Весьма оригинально выглядит абажур, сделанный из обычных ниток. Изготовить его можно любого размера и цвета, который придется по душе.

Что нужно, чтобы смастерить данное украшение:

  • маток обычных вязальных ниток;
  • воздушный шарик;
  • клей и вазелин;
  • ножницы;
  • кисточка.

Необходимо учесть, что от того, какой формы воздушный шарик, будет зависеть форма сделанного абажура.

Шаг 1.

Помещаем моток ниток в емкость с клеем и как следует замачиваем. Желательно помещать нитки порциями, чтобы они не запутывались.

Шаг 2.

Надуваем воздушный шарик и крепко завязываем. Смазываем слоем вазелина, чтобы его в дальнейшем легко можно было вытащить. Вокруг хвостика рисуем круг диаметром, в который легко бы поместилась лампочка.

Шаг 3.

Шарик подвешиваем вертикально и обматываем пропитанными в клее нитками. Нитки укладываем в разных направлениях, оставляя обведенное возле хвостика место свободным.

Шаг 4.

По обмотанному шарику еще раз хорошо проходим кисточкой с клеем. Оставляем просыхать на 24 часа.

Шаг 5.

После того, как нитки высохли, шарик аккуратно спускаем и вытаскиваем из конструкции. Делать это нужно осторожно, чтоб не повредить нити.

Поделка готова. Приложив немного усилий, можно сделать чудесное украшение для настольной лампы. Для более полного представления просмотрите видео урок.

Как сделать абажур для настольной лампы из ткани: подробный фото урок

Самый простой способ обновить настольную лампу - обтянуть новой тканью старый каркас. Для такой работы подойдет любая ткань, начиная от тюля и заканчивая шерстью.

Нам потребуются:

  • карандаш;
  • ткань;
  • ножницы;
  • атласная лента;
  • большой газетный лист;
  • клей для ткани.

Для нового оригинального светильника нужно сделать всего несколько шагов.

Шаг 1.

Снимаем старый абажур с торшера, убираем обшивку и оставляем только каркас.

Шаг 2.

С помощью скотча закрепляем на каркасе газету. Получается бумажная выкройка.

Шаг 3.

Снимаем и разрезаем пополам газетную выкройку.

Шаг 4.

Переносим с помощью карандаша эскиз с газеты на ткань, оставляя небольшие припуски для швов.

Шаг 5.

Заворачиваем припуски внутрь и фиксируем линии сгиба булавками.

Шаг 6.

Прошиваем получившуюся деталь на машинке с трех сторон. Одну сторону оставляем необработанной, чтобы потом сформировать шов на самом каркасе. Прошиваем на расстоянии 5-7 мм от края. При желании можно обработать срезы.

Шаг 7.

Проглаживаем заготовку из ткани. Застилаем рабочую поверхность бумагой и раскладываем заготовку. Наносим на нее клей и приклеиваем к каркасу, пряча необработанные срезы. Шов делаем таким образом, чтобы абажур закрывался прошитым краем.

Вот и готово новое и уникальное украшение для светильника. А если хотите сделать его еще интереснее, то ткань можно комбинировать из различных лоскутков, украшать стразами, бусинами и пуговицами.

Делаем абажур из пластиковых ложек и бутылки своими руками

Очень интересно выглядит абажур для лампы из пластиковых ложек. И поскольку белые ложки можно легко перекрасить в любой цвет, изделие гармонично впишется даже в самый необычный интерьер.

Для изготовления поделки понадобятся:

  • пластиковая бутылка (желательно большого размера);
  • ложки пластиковые (количество зависит от размера бутылки);
  • нож канцелярский;
  • клей и клеевой пистолет.

Сделать оригинальное изделие не сложно, главное правильно следовать пошаговой инструкции:

  • Делаем заготовки из ложек. Обрезаем их, оставляя только выпуклую часть и небольшой хвостик.
  • Обрезаем дно бутылки.
  • Приклеиваем ложки так, чтобы каждый последующий слой ложился на предыдущий.
  • Делаем ободок из тех же ложек, приклеивая их по кругу. Ободок должен прикрыть хвостики ложек.
  • Помещаем лампу внутрь бутылки и выводим провод наружу.

Дизайнерский абажур готов. По окончанию работу конструкцию можно украсить стразами, или же чтоб лампа была ярче, ее изготавливают из разноцветных ложек.

Итак, разобравшись, как правильно , беремся за ее основные светотехнические и в то же время декоративные элементы: абажур и плафон. Рефлекторы технологически проще; их изготовление и крепление к несущей конструкции люстры затруднений не вызывает.

О креплении абажуров

В интернете полно картинок с действительно очень красивыми самодельными светильниками. Однако, рассматривая их, задайтесь вопросом: а как там заменить лампочку? Ответ далеко не всегда находится и в первоисточниках. Способы крепления светотехнических элементов в светильниках, допускающие замену лампы без применения инструмента, будут рассмотрены в , но описанные далее в данной технологические приемы рассчитаны на то, что абажур в таком случае или сдвигается вверх, или снимается вниз, или в него можно просто залезть рукой.

Материалы

В порядке возрастания сложности (и долговечности) изделия абажуры и плафоны своими руками в домашних условиях можно делать из бумаги, пластиков, ниток, готовых трубочек разного рода, шпагата или пряжи, каркасные с тканевым чехлом и витражные. Последние 2 достаточно сложны, но при умелом подходе к работе по светотехническим и декоративным качествам могут превосходить дорогие покупные.

Бумага

Сделать бумажный абажур проще всего: из материалов, кроме бумаги, понадобятся нитки и клей ПВА, а из инструмента – швейная игла, ножницы и, возможно, острый монтажный нож. Однако бумажные абажуры непрочны и поэтому пригодны в основном для люстр. Зато испорченный абажур из бумаги несложно заменить новым.

Сделать светильник из бумаги несколько прочнее можно различными способами. Простейший – набрать плафон-шарик из бумажных полосок, склеивая их на полюсах и между собой, поз. 1 на рис. Однако дизайн в таком случае единообразен: достаточная прочность изделия обеспечивается только и только его сферической формой.

Другой способ заключается в упрочнении самой бумаги. Он потребует немного дополнительного материала: медного эмалированного обмоточного провода диаметром 0,25-0,4 мм или ниток. В первом случае абажур сгодится без дополнительного упрочнения и для торшера, а во втором для накладных декоративных элементов понадобится цельная несущая основа, напр. из пластиковой бутылки. Упрочняется бумага для абажура проволокой следующим образом:

  • На листе плотностью 90-140 г/кв. см. выводят контуры деталей.
  • Тонко заточенным карандашом, или механическим со стержнем 0,6 мм, наводят линии сетки жесткости. Если абажур будет склеен из нескольких цельных или немного обрезанных листов, линии сетки должны образовывать бесшовный узор.
  • Наносят кисточкой клей ПВА тонким слоем.
  • Когда клей подсохнет до отлипа, накладывают по сетке жилки – ребра жесткости – из проволоки.
  • Смазывают тем же ПВА лист плотностью 35-60 г/кв. см, накладывают на первый и аккуратно приглаживают пальцами.
  • Спустя сутки детали вырезают ножницами, склеивают между собой и раскрашивают. Таким образом можно делать даже имитации крыльев редких видов бабочек, поз. 2; в данном случае – махаона Маака.

При использовании ниток оба листа берут плотностью до 60 г/кв. см. Тогда, как сказано, понадобится несущая основа, но зато удается имитировать даже фактуру лепестков роз, поз. 3.

Примечание: бумажный абажур, прочный «почти как настоящий» можно сделать из папье-маше. Технология, достаточно, трудоемкая, описана далее, см. об абажурах для кухни.

Пластики

Элементарно сделать абажур для люстры из одноразовых пластиковых стаканчиков, скрепленных степлером, см. рис. Его светотехнические качества очень неплохи, но вид откровенно утилитарен. Поэтому такие абажуры имеет смысл применять в помещениях с достаточно высокими требованиями к качеству освещения, но не парадных. Диаграмму направленности (ДН) абажур из стаканчиков формирует кардиоидную.

Абажур из пластиковых стаканов

Веерной ДН с широким раскрывом, очень мягким светом в центральном пятне и равномерной освещенности в боковой зоне, позволяет добиться светильник с абажуром-шишкой (или ананасом?) из обкусанных пластиковых ложек на основе в виде бутылки ПЭТ с обрезанным донышком, см. рис. Эффективное смягчение света достигается тем, что ложки работают как полупрозрачные чашеобразные рефлекторы. Приклеиваются они к бутылке и склеиваются между собой клеем силиконовым, монтажным или клеевым пистолетом. Пригоден и цианоакрилатный клей, но его нужно брать густой. Дешевый «суперклей» очень текуч, потеки расплывутся всюду и попортят глянцевые поверхности ложек.

Из одних только бутылок тоже можно делать неплохие абажуры. Напр., сфера из их донышек, скрепленных степлером, как и стаканчики-стопари (мини-мастер класс см. на рис.) даст кардиоидную ДН; правда, по сравнению с «устаканенной» заметно искаженную. Но на даче или в подсобных помещениях люстра из донышек вполне пригодится.

Абажур из донышек бутылок

Романтический мягкий свет, несколько пятнистый, но в пределах допустимого, даст плафон-шар из бутылочных «ежей»; правда, больше они похожи на распустившиеся морские анемоны – актинии, см. фото справа. Самих-то «ежей» сделать несложно: от бутылок отрезаются донышки, боковые стенки до рубца перед сужением в горлышко надрезаются, полоски заворачиваются на горловину, приклеиваются капельками клея и для надежности фиксируются нитками или скотчем. Однако для сборки «ежей» в плафон понадобится прозрачная сферическая основа. Ее получают аналогично абажуру из ниток (см. далее), только нити берут белые капроновые или пропиленовые не толще 20-го номера, а вместо ПВА – бесцветный акриловый лак на водной основе.

Очень равномерной освещенности позволяет добиться, и весьма декоративен, абажур из листиков, нарезанных из бутылок, см. рис. Сборку его ведут на временной сферической оправке, см. далее.

Пошаговый мастер-класс в данном случае также несложен, но требует терпения, аккуратности, некоторого дополнительного инструмента и, возможно, материала:

  1. Готовим паяльник с бронзовым никелированным жалом (для сухой пайки) на 40 Вт или с обычным медным на 25 Вт;
  2. Если жало медное, потребуется еще тефлоновая (фторопластовая) лента 0,06 мм шириной 60-80 мм;
  3. Вырезаем из бутылки листики. С точки зрения светотехники лучше подойдут бледно-зеленые или светло-коричневые;
  4. Жалом паяльника (медным – через пленку) слегка оплавляем края листиков, иначе будут выглядеть ненатурально;
  5. Кончиком жала (медным также через пленку) «рисуем» жилки;
  6. Плоскостью жала между жилками легкими касаниями чуть-чуть подплавляем поверхность, чтобы была, как у настоящих листьев, не совсем гладкой;
  7. Снова кончиком жала поглубже, но не протыкая, выводим центральную жилку. Удобно это делать на мягкой термостойкой подкдадке (пойдет бязь или фетр в несколько слоев);
  8. Укладываем в центральную жилку нитку и заплавляем «наворачивая» боковой валик на ложбинку;
  9. Сложные листья, если требуется, формируем, связывая нитки листочков;
  10. Разложив листья на пленке (теперь уже любой), из пипетки пропитываем нитки акриловым лаком. По его высыхании листва готова к сборке.

Нитки

Процедура изготовления новогодних украшений и светильников из ниток описана в рунете многократно. Для примера — видео:

Видео: абажур из шпагата / ниток своими руками

Здесь можно только отметить, что, во-первых, ниток на абажур среднего размера понадобится не менее 100 м. Во-вторых, использовать как оправки надувные шары нет смысла: уже после 10-20 витков под давлением натянутых нитей шар выпячивается куда не надо, и в итоге получается нечто неудобосказуемое. В-третьих, заранее замачивать нитки в мучном клейстере тоже не надо: изделие получится непрочным и не влагостойким.

В качестве оправки при изготовлении абажура из ниток лучше всего использовать туго надутую камеру от спортивного мяча или прочный, надуваемый от насоса через ниппель, силиконовый пляжный мяч. Оправку смазывают несколько раз вазелином (ланолином), тщательно растирая его руками. Мячу это никак не повредит; наоборот, продлит ему жизнь.

Далее, нить на оправку наматывают, непрерывно протягивая через простейшее приспособление, см. рис. Эту мини – пропиточную ванну, чтобы случайно не поползла, не опрокинулась и не облила что-нибудь клеем, на столе закрепляют скотчем; удобен двусторонний. Стаканчик сначала протыкают иглой с ниткой, затем наливают ПВА или акриловый лак и мотают, подтягивая по необходимости. Обычно нить идет сквозь ванну сама, т.к. клей, пока не высох – хорошая смазка.

При намотке не забудьте оставить окно под ввод кабеля и патрона – прочность резаного нитяного шара резко падает! Спустя сутки по ее окончании из оправки выпускают воздух и вытаскивают ее через то же окно. К ниткам она, «провазелиненная», приклеивается очень редко и непрочно: оторвать можно, слегка потянув или придавив пальцем, а изделие остается в целости.

Примечание: вместо ниток можно использовать джутовый, сизалевый или пропиленовый шпагат, но ему в абажуре найдется лучшее применение, см. далее.

И куда это все?

Плафоны-шары, см. рис., подойдут в детскую, т.к. формируют ровный мягкий свет. Тот, что слева, из бумажных оберток для кексов – на основе из нитяного шара. Нитки – пропиленовые или тонкие капроновые бесцветные; связующее – акриловый лак. Белые в катушке, после пропитки лаком такие нитки становятся почти прозрачными. Абажур-шар из стаканчиков (справа) не так интересен, т.к. посудинки все одинаковые, но и разодрать его труднее.

В прихожую более подойдет абажур-полусфера из тех же стаканчиков, см. рис. справа. Он при небольшой мощности лампы (точнее, ее световом потоке) даст яркое пятно внизу и приемлемую освещенность остального помещения, поэтому можно использовать мало греющиеся лампы накаливания на 15-30 Вт. Дело в том, что ресурс ламп-экономок и светодиодных при частом включении/выключении резко снижается. А маломощная лампа накаливания, тем более в прихожей, где свет постоянно не горит, затрат на электричество заметно не увеличит.

Особый случай – кухня. Требования к освещению в ней изложены в предыдущей статье. Но абажур в кухне быстро пачкается, и копоть въедается крепко. Вспомним: яркий свет способствует конденсации и битуминизации паров органических соединений. Это и есть осаждение копоти; абажур же освещен ярче всего.

Простейший выход – одноразовый бумажный абажур. «Шишка», как на поз. 1 рис. ниже, даст как раз нужный в кухне характер освещения, но делать ее заново придется довольно часто. Лучше отформовать на подходящей оправке абажур из папье-маше, поз. 2. После лакировки акриловым лаком его можно аккуратно мыть тряпочкой с моющим для посуды, а выкрашенный кузнечной патиной, он будет похож на кованый ручной работы и уж никак не на какие-то там старые газеты.

А вот абажур на поз. 3 – соломинки для сока, приклеенные к бутылке – пример неудачного решения. Свет-то такой абажур даст для кухни идеальный (соломинки работают частично и как световоды), но запачкается быстро, не отчистишь как следует никак, а изделие трудоемкое. Пластиковые отражатели кухонных светильников местного освещения лучше делать из многоразовой пластиковой посуды, поз. 4, она довольно стойка, недорога и легко чистится. Чашки с ручками и блюдечками, конечно, дело дизайнерского решения, но вот пиалы без рисунка – то, что надо.

Как делать папье-маше?

Папье-маше материал полезный для многих целей, поэтому напомним технологию его приготовления и применения:

  • Старые газеты, или, лучше, самую дешевую непроклеенную писчую бумагу рвут на клочки примерно с ноготь большого пальца. Бумаги понадобится много!
  • Обрывками до верха заполняют подходящую посуду; скажем, литровую стеклянную банку.
  • В крутом кипятке разводят 1/3-1/5 по объему ПВА.
  • Пока раствор не остыл, заливают им бумажную массу.
  • Помешивают, пока бумага полностью не расползется на волокна.
  • По остывании папье-маше переливают в расходную посуду или сразу пускают в дело. Хранить бумажную пасту можно до 6 мес. в холодильнике в плотно закрытой посуде.
  • Готовят таким же образом следующую порцию.
  • Если бумажная паста сразу идет в дело, к облепленному участку оправки можно добавлять следующий, пока предыдущий еще влажный и мнется пальцами. Если долеплять по-сухому, изделие, высохнув, может распасться на «лепешки».
  • К лакировке, покраске и пр. заготовка готова после недельной сушки при температуре не ниже 22 градусов. Температура воздуха вокруг заготовки должна быть одинакова со всех сторон! Сушить на батарее, конвекторе, под прямыми солнечными лучами или инфракрасным излучателем нельзя!

Трубочки

Абажуры и плафоны из отрезков трубок делают чаще всего для ночников и светильников в спальне: вследствие круглого сечения в них всегда имеет место значительное преломление света, которое может быть весьма интимно-романтичным, но для постоянного и рабочего освещения в большинстве случаев нежелательно. Довольно пятнистый свет дают и абажуры из полупрозрачных трубок, см. рис; если же использовать отрезки тонкого прозрачного ПВХ шланга, то игра света получится очень красивой, но смотреть на нее долго и уж тем более читать или шить при таком свете не надо.

Бумага и другие волокнистые материалы свет преломляют мало, однако трубки из них сами по себе непрочны. Напр., абажур из газетных трубочек лучше делать на каркасе, см. ниже: как раз потому, что они легко мнутся, тонкие бумажные трубки отличный материал для плетения. Что до светотехнических свойств, то у бумаги, особенно чистой, они отличные.

Абажур на каркасе

Теперь приступим к абажурам, которые годятся куда угодно, в т.ч. и для настольной лампы, которую локтем могут спихнуть на пол. Кроме того, поставим условием, чтобы обшивку абажура можно было стирать, чистить, менять по желанию. Поэтому стеклянных или цельных жестких пластиковых абажуров не касаемся; их к тому же и дома самому делать нельзя. Т.е., займемся абажурами на каркасе с мягкой обшивкой.

О тканях для абажура

Декоративно-световой чехол абажура предпочтительно шить из ткани с ворсистыми нитями, т.е. натуральной. Вследствие дифракции на гладких нитях синтетики свет, проникающий сквозь такой абажур, может оказаться жестким. Выбрать ткань для абажура на-глаз несложно: сквозь образец, плавно его поворачивая, смотрят на какой-нибудь компактный яркий источник света; желательно светодиодный, т.к. он дает наиболее когерентный, т.е. упорядоченный, свет. Критерий выбора прост: чем меньше наблюдается под разными углами зрения муаровых полос, тем ткань лучше.

О восстановлении абажура

Каркас абажура довольно трудоемок и сложен технологически, поэтому для начала нужно осмотреться на хозяйстве: не завалялся ли где-либо абажур от старой лампы. Выправить его, починить и обновить абажур новым чехлом будет проще, чем делать каркас с нуля.

Обнаруженная «корзинка» может оказаться весьма вычурной формы, а для построения выкроек (см. ниже) понадобится в нескольких местах достаточно точно измерить ее диаметры. В таком случае выручит самодельный штангенциркуль из 3-х деревянных реек и пары чертежных угольников. Точности заводского штангеля он, конечно, не даст, но достижимой (+/–1 мм) для закроечно-швейных работ достаточно. А представление о возможностях такого инструмента дает рис.

Процедура измерения 2-ступенчатая: на губках в местах касания ими объекта делают отметки карандашом, а затем снимают размер между метками рулеткой. Чтобы подвижная губка скользила плавнее, и, соответственно, замер был точнее, под держащие ее резинки нужно подложить фторопластовую пленку. Для измерения малых диаметров губки переворачивают угольниками наружу.

Построение выкройки

Теперь снимаем необходимые диаметры: нижнего и верхнего обручей (D1 и D11 в поз. 1 на рис.), наибольшие и наименьшие на поясах (D2, D6, D10), в местах перегибов, т.е. там, где кривизна образующей меняет знак (D4, D8) и на изломах (D5). Прочие берем более-менее равномерно между обязательными.

Поперечники выкройки из 6-ти клиньев будут, с учетом затяжки ткани, равны половине измеренных диаметров (поз. 2). Если клиньев готового рукава предполагается больше или меньше, пропорционально меняют долю диаметра в соответствующем ему поперечнике выкройки. Но кроить и шить пока рано.

Там же на поз. 2 видно, что припуск на сшивку геометрически не полностью подобен шаблону. В узле I (излом внутрь) это еще полбеды: можно нашить рукавчик-кулису и затянуть шов шнуром. Если декор абажура предполагает рюши, оборки, фестоны и т.п., то, возможно, так и надо: мелкие складочки придутся к месту, а в изломе контура шнур не будет виден.

Однако на полке контура (узел II), как ни крути, но дать припуск так, чтобы шов не «уехал», никак не возможно. В высшей геометрии доказывается, почему, но нам в эти дебри лезть не надо: мы просто разрежем бумажный шаблон по «капризным» диаметрам на изломах и полках (поз. 3).

Пошив чехла

Теперь, как по нашим выкройкам сшить абажур? Сначала шьют отдельные части рукава; в данном случае низ, середину и верх. Затем к самому широкому поясу (низу) пришивают наибольшую по ширине прилежащую часть (здесь – середину). Далее таким же образом сшивают 2 следующие по ширине части и т.д. Суть в том, чтобы самый короткий поперечный шов (у нас Шов 2) сшивался последним. В данном образце после сшивки низа с серединой к ним пришивают верх. Завершается пошив чехла обрезкой излишков припусков, кроме нижнего и верхнего подворотов. Края обязательно подрубают.

Обтяжка каркаса

Следующая стадия – посадка чехла на каркас. Вот тут машинку можно отправить в чулан: работа это исключительно ручная. Поэтапно обтяжка каркаса абажура чехлом производится так:

  1. Чехол выворачивают (что шился он с изнанки, наверное, и так понятно) и надевают на каркас;
  2. Заворачивают внутрь и прошивают верхний отворот;
  3. Подтягивают и подравнивают ткань до первого перегиба (здесь – D8). Если в исходном образце тут не было обруча, его нужно заранее поставить, см. далее;
  4. Приметывают ткань к ребрам каркаса сверху вниз поочередно, и к обручу на перегибе;
  5. Повторяют пп. 3 и 4 до следующего перегиба (теперь D5), и так до нижнего обруча;
  6. Заворачивают и прошивают нижний отворот.

Каркас

Как устроен простейший каркас абажура настольной лампы или торшера, видно на поз. 1 рис. Подвесной для люстры отличается тем, что кольцо будет вверху, растяжки от него пойдут к верхнему обручу, и в кольце тогда необходимы дополнительные отверстия для крепления подвеса.

Кольцо вырезают из хорошо паяющегося и достаточно прочного листового металла (бронза, латунь, оцинкованная сталь толщиной 0,4-2 мм) или прочного пластика от 1 мм. Подойдет компьютерный диск, под патрон Е10 в нем нужно будет только просверлить отверстия под растяжки и крепления. Основные размеры кольца под патрон Е27 с креплением накидными фасонными гайками (поз. 3) даны на поз. 2. Но делать кольцо под крепление в зазор между корпусом и хомутом патрона с юбкой (поз. 4), недопустимо! Такие патроны крепятся только резьбовым штуцером в крышке!

Как крепятся к кольцу растяжки, показано на поз. 5: их заготовки сгибают крючком не до конца, вводят в крепежные отверстия и аккуратно дожимают пассатижами. Затем, если кольцо металлическое, пропаивают (см. ниже). Если пластиковое – фиксируют каплями суперклея или силиконового.

Сборка на пайке

Детали каркаса делают из пластичной стальной проволоки диаметром 1,5-2 мм или велосипедных спиц. Последние намного прочнее, не ржавеют и не требуют покраски, но гнуть их нужно осторожно и паяются они хуже. Для пайки каркаса понадобится:

  • Паяльник не менее чем на 65 Вт (лучше 100-150 Вт).
  • 6% раствор ортофосфорной кислоты. Продается, для пайки, в радиомагазинах и строительных. Ортофосфорная кислота выпускается также как пищевая добавка E338 в виде игольчатых бесцветных гигроскопичных кристаллов.
  • Флюс-паста (гель для пайки), обязательно с бурой.
  • Тонкая, 0,15-0,35 мм, медная голая проволока. Можно взять жилки от электропровода.
  • Припой ПОС-30 или ПОС-40. Они тугоплавкие (поэтому и нужен мощный паяльник), но много прочнее ПОС-61 и др. легкоплавких.

Примечание: ортофосфорная кислота средней силы, высокотоксичных и/или едких паров не источает. Но все равно, при работе с ней нужно соблюдать меры предосторожности – надевать защитные очки и перчатки (пойдут бытовые латексные).

Ключевые процедуры сборки каркаса на пайке показаны на рис.

Поэтапно паяный стальной каркас собирается следующим образом:

  • Концы линейных заготовок держат 3-4 мин в кислоте (поз. 1), а затем прополаскивают в воде (поз. 2). Воды нужно не менее 1 л, и через 4-5 промывок ее надо менять.
  • Если пайка будет посередине или деталь гнутая, в кислоте замачивают чистую белую ветошь и оборачивают ею место пайки. Держат около полуминуты, затем ветошь прополаскивают в кислоте, снова оборачивают ею место пайки, и так пока общее время воздействия кислоты на металл не достигнет тех же 3-4 мин. После обработки кислотой деталь в таком случае промывают под струей воды 1-2 мин.
  • Не касаясь голыми пальцами обработанных мест, каркас полностью собирают без пропаивания: места паек встык туго, но не плотно, т.е. с промежутками между витками в 1,5-2 мм, обматывают медной проволокой, поз. 3 и 4, и наносят на каждый стык 2-3 капли флюс-пасты. Места паек на перекрестьях деталей обматывают 2-3 витками медной проволоки накрест и флюсуют 1-2 каплями.
  • Полусухим, т.е. без висящей капли припоя, жалом паяльника прогревают места паек, пока флюс не растечется по всем щелочкам, поз. 5. Греть до кипения флюса и появления паров не нужно. Также конечный результат будет лучше, если греть флюс отдельным паяльником с сухим бронзовым никелированным жалом.
  • Набирают каплю припоя, наносят на место пайки (поз. 6) и греют, пока он не затечет везде, как раньше флюс. Повисший внизу излишек припоя аккуратно снимают жалом паяльника. Накладывать нерасплавленный припой в виде гибкой проволоки нельзя, да тугоплавкие припои и выпускаются в основном прутками.

Ткань или шпагат?

Хорошими светотехническими свойствами обладают пропиленовый упаковочный шпагат и бумажные трубочки. Если абажур сделать плетеным из шпагата или из газетных трубочек, он даст ровный мягкий свет, и отпадают сложные раскроечно-швейные работы. Но в каркасе для плетеного абажура должно быть, во-первых, не менее 10-12 ребер, равномерно расположенных по окружности.

Примечание: если каркас простой формы, то несущими (стальными) в нем могут быть только 3-4 ребра. Остальные пусть будут хоть из соломы, их приклеивают к верхнему и нижнему обручам.

Во-вторых, чтобы получились ободки вверху и внизу, соотв. обучи либо делают сдвоенными по высоте, с промежутком в 2-3 см, либо прикрепляют к ним полоски тонкого металла или жесткого пластика той же ширины. Ободки нужны по декоративным соображениям: сплошной обматывают шпагатом или трубкой, а если ободок двойной, плетение можно пустить восьмеркой. Всю боковую поверхность заплетают, как корзину.

Абажур-витраж

Витражные абажуры формируют световой поток преимущественно преломлением, поэтому более подходят для гостиной.

витражные абажуры и плафоны

Фрагменты витража набирают из стразов, граненых или кабошонов. Собирается абажур-витраж на термостойкой оправке (напр. стальном ведре) . Но по сравнению с витражом для окна или двери здесь, поскольку соединения элементов не сплошные, а точечные, есть существенные различия:

  1. Припой используется только прочный тугоплавкий, тот же, что и для каркаса абажура, как и флюс с бурой.
  2. Обрамление стразов перед пайкой делают только из специальной медной фольги – фолии – шириной 3-15 мм, смотря по ширине ободка кристалла.
  3. Защитную пленку с фолии снимают непосредственно перед наложением ее на кристалл; касаться внешней (паяемой) поверхности фолии голыми руками нельзя!
  4. Также нельзя откладывать на завтра пайку обернутых фолией стразов: медь успеет окислиться, и соединения получатся непрочными.
  5. По завершении пайки и тщательной смывки остатков флюса (ветошью со спиртом; потом – дистиллированной водой) пайки омедняют, нанося кисточкой густо-синий раствор медного купороса.
  6. Остатки купороса смывают под струей воды. Тереть кисточкой или даже ватой нельзя, т.к. медная пленка на припое получается очень тонкой.

Небольшой сюрприз — о новогодних люстрах и абажурах

Скоро Новый Год, пора делать . И – новогоднюю люстру. Люстру? Да. Вспомните, как падает праздничное настроение, если в комнате с елкой включают верхний свет. Уж какое-никакое, но новогоднее освещение должно соответствовать духу праздника. Светотехнику отложим до дней серьезных, за несколько вечеров ничего от праздничного света с нами не случится. Делу, оно время, но и потехе час.

Обычно новогодняя люстра – прикрепленный к люстре в гостиной рождественский венок с вплетенными в него лампочками. Но заниматься электромонтажными работами на высоте в предпраздничной суматохе не надо бы и опытному электрику. И как быть, если елка в детской, где люстра бумажная? Тогда можно хотя бы накупить недорогих пластиковых заготовок для елочных шаров, гирлянду с бесцветными лампочками, насовать их в шары, и повесить такой ворох (слева на рис.) где удобнее.

Если дизайн «будничной» люстры подходящий, можно ввернуть в нее лампы-свечи и украсить теми же шарами или, к примеру, раскрашенными шишками, справа там же. А можно немного постараться и сделать своими руками новогоднюю люстру-жасмин, как на видео ниже. Новый Год есть Новый год, что ни говори.

Видео: абажур-жасмин на потолок своими руками

Освещение играет важную роль в доме. Удачно подобранный источник света – это сочетание правильной яркости и мощности с красивым оформлением светильника. Хорошим решением станет люстра, торшер или лампа под абажуром. Но если для интерьера не подошла ни стилизация под прошлый век, ни современное изделие, абажур можно сделать своими руками!


Популярные материалы

Элементы интерьера, выполненные по индивидуальному проекту, удобно и красиво интегрируются в домашнюю обстановку. Они изготовлены из тех материалов и в тех расцветках, которые сочетаются с дизайном комнат и являются ключевыми для того или иного стилевого направления.


Но внешний вид – это еще не все. Любое изделие должно не только соответствовать интерьеру, но и выполнять свои функции. Прежде чем научиться, как сделать абажур своими руками, важно определить, из чего его делать. На выбор материалов влияют следующие нюансы:

  • Расположение абажура. Распространены несколько вариантов: потолочные, торшеры на высокой ножке, с креплением к стене, настольные лампы. Сложно представить на прикроватном столике такую же габаритную конструкцию, как под потолком. В свою очередь, маленький прикроватный светильник не будет справляться с функциями люстры в гостиной.

  • Размеры. Чем больше диаметр плафона, тем сложнее сделать его из мелких элементов. Если для тканевого абажура понадобится всего метр материала, то для плафона из палочек от мороженого придется съесть не один десяток эскимо.

  • Назначение. Абажуры подходят для многих случаев. Они создают романтичный антураж для свидания, уютную камерную обстановку для дружеских бесед, придают интерьеру изюминку и легкость. Чем больше света требуется помещению, тем тоньше и легче должны быть материалы, чем темнее планируется освещение – тем плотнее могут быть материалы и насыщеннее цвета.



  • Стоимость. Не все материалы обойдутся дешевле, чем приобретение готового абажура. Так, кружево, бархат, и некоторые другие благородные ткани во много раз превышают стоимость изделия из подручных материалов.

Большой популярностью пользуются абажуры из тканей, кожи, различных видов бумаги, фрагментов дерева, веревок и лент, бусин, металла. Не менее распространены изделия из «бросовых» вещей и «переделок», получивших новую жизнь.



Текстиль

Не всякая ткань годится для пошива абажура. Условно ее можно разделить на два типа: прозрачная и плотная.

Прозрачная предназначена для люстр и торшеров, которые должны освещать большую площадь. Такая ткань позволяет создавать красивые дизайнерские плафоны без ущерба техническим характеристикам освещения. Подходят легкие вуали, воздушные изделия из тонкого кружева, «вязаные» ажурные плафоны.

Прозрачные ткани должны находиться на большом расстоянии от ламп накаливания, а кружевные желательно накрахмаливать, чтобы они сохраняли жесткую форму даже без каркаса.



Плотные ткани нужны для создания камерной атмосферы. К ним относятся атлас, жаккард, лен, рогожка, флок, шелк, штапель, ткани с фотопечатью. Также существует ткань на светотехническом полотне, предназначенная исключительно для абажуров геометричных форм.

Плотные ткани более вариативны в отношении дизайна. Они бывают любых желаемых оттенков и могут иметь рисунок: геометрические узоры, различные виды клетки, сюжеты, птицы и животные, цветочные и растительные мотивы. Отдельно стоит отметить изделия из кожи, ткани-гофре и возможность использования клеевых лент и тесемок для формирования складок любой формы.



Сэкономить на создании оригинального абажура из ткани поможет переделка старых вещей. В ход пойдут дырявые джинсы, которые рука не поднялась выкинуть, свитер, которым полакомилась моль, отрезы из мешковины и любая отслужившая свое одежда.

Дерево

В конструкции светильников из дерева часто выполняется основание, а для плафона нужны менее тяжеловесные материалы. Однако это не мешает использовать мелкие, легкие деревянные детали нетривиальной формы для создания абажура.


Это могут быть изделия-плетенки из полос древесины (как корзинка или короб), гибких тонких веток (ивы, орешника, березы), тоненьких древесных спилов диаметром до 10 сантиметров, нанизанных на веревки по типу штор для дверного проема. Более оригинально смотрится абажур, каркас которого изготовлен из старой мусорной корзины, а плафон украшен ровными рядами деревянных прищепок. Из бюджетных вариантов – украшение для светильника из палочек для суши или простой и элегантный абажур из пяльцев для вязания.

Цельные деревянные плафоны тоже встречаются на рынке. Это тончайшие цилиндры, сохранившие фактуру древесины и пропускающие свет, но они сложны в изготовлении и требуют некоторых навыков столярного мастерства. К тому же из-за материала и технологии производства они отличаются высокой стоимостью.

Металл

У многих при словосочетании «металлический абажур» возникают ассоциации с громоздкими канделябрами под потолком из готических интерьеров, однако современные технологии позволяют изготавливать изящные и лаконичные изделия из алюминия и подобных ему по свойствам металлов. Они имеют разнообразную форму, глубину купола, могут быть цельными или состоящими из одних «рёбер», словно голый каркас.


Бюджетный вариант своими руками легко изготовить из проволоки (алюминиевой или медной). Алюминиевая больше в диаметре, подходит для изделий причудливых форм, но без декоративных элементов. Медная проволока тоньше и более гибкая. Из нее получаются не только замысловатые плафоны, но и красивый декор любой степени сложности. Готовое изделие из проволоки можно покрасить целиком или отдельными фрагментами.

Чтобы придать проволоке нужную форму, используют небольшое ведро, салатницу на ножке, фигурную вазу, корзину для фруктов или любой другой предмет, который можно обмотать сверху, а затем вынуть.


Другой вариант для домашнего творчества – абажур из монет. Если дома сохранились старые деньги советских времен, то эти обесценившиеся рубли можно превратить в оригинальный плафон для светильника, если склеить их ребрами при помощи суперклея. Разновеликие по размеру кружочки металла должны сформировать глубокую чашу, в которую поместится лампочка.

Важно учитывать, что это кропотливая работа, и монет понадобится много даже на небольшое изделие, поэтому не стоит выбирать этот вариант для украшения люстры в гостиной. Зато в качестве декоративного украшения для столика он будет очень кстати.


Гипс

Гипсовые абажуры – редкое явление. Чаще используются полукруглые и фигурные плафоны бра в интерьерах в историческом, особенно античном, стиле.

Изготовить его своими руками несложно. Понадобится лишь гипсовая смесь, вода, медицинский бинт и основа, на которой будет формироваться будущий плафон. Работа проходит как в технике папье-маше, только вместо кусочков бумаги используются небольшие фрагменты бинта, промоченные в гипсовой смеси.

После высыхания изделие из гипса будет фактурным и неровным. Его можно оставить таким или отшлифовать мелкой наждачкой до гладкости.



Пластик

Готовые пластиковые изделия поражают разнообразием форм, размеров и расцветок. Не меньшее количество оригинальных пластиковых абажуров можно изготовить собственноручно, используя бытовые предметы из этого материала. Среди популярных – изделия из бутылок, стаканчиков, одноразовых ложек и соломинок. Самыми удобными являются питьевые бутылки большого объема.



Цветной пластик используют, чтобы вырезать из него небольшие детали. Например, можно изготовить листья, круги, овалы, ромбики, а затем закрепить их на каркасе. Прозрачный пластик служит основой для росписи акрилом и витражными красками.

Из бутылок на 5 и более литров получается готовый плафон, если срезать нижнюю часть тары. Оставшийся верх уже имеет отверстие под патрон, а нижний край можно фигурно обрезать, подпалить (нагретый пластик приобретает причудливые формы), отделать другим материалом. Остается только нанести рисунок.



Бумага

Бумажные абажуры – одни из самых дешевых, удобных и легких в исполнении. Они имеют небольшой вес и являются универсальными. Как и в случае с текстилем, они бывают более прозрачными или плотными.

Легкие, пропускающие много света, такие плафоны изготавливаются из пергаментной или рисовой бумаги. Прежде чем вырезать детали, листы необходимо разгладить утюгом. Плотные абажуры можно сделать из картона, обоев, газетных страниц в технике папье-маше.


Нити

Самый популярный и простой вариант – это изделие из ниток (бечевки, сизаля, шпагата, джута), которые вымачиваются в большом количестве клея ПВА и обматываются вокруг воздушного шарика или надувного мячика. За счет того, что при высыхании клей становится прозрачным, следов на нитках, даже цветных, не останется.

Более грубый на вид и сложный в исполнении абажур получается из плетеной бельевой веревки или каната. Придать ему круглую форму не получится, а вот классический полукруглый, конусообразный или цилиндрический плафон получится идеальным для комнат в морском стиле и лофт-интерьеров. Также интересно смотрятся плетеные плафоны из лозы, шпагата, в технике макраме.


Подручные материалы

При хорошей фантазии и умелых руках можно сделать абажур из менее податливых материалов: бусин, бисера, обрезков атласных лент, использованных дисков, ракушек, книжных листов или ненужных нотных тетрадей, гофрокартона, формочек для кексов и многих других мелочей, которым уже нет применения.



Стилевое направление

Выбор конкретного стилевого направления для дизайна интерьера требует придерживаться его даже в мелочах:

  • Если в интерьере преобладает одно из классических направлений , стоит отдать предпочтение качественным материалам и благородным оттенкам. Подойдут ткани, кружева, бронзовые, золотистые и серебряные элементы, изящные формы, белый, бежевый, бордовый, изумрудный, коричневый цвета, а также слоновая кость и оттенки древесины ценных пород. Особенно выигрышно будет смотреться абажур, который выглядит так, будто достался от интеллигентной прабабушки по наследству.




  • Русский стиль , вопреки представлениям, – это не нагромождение национальных символов, а богатство, основательность, красота и добротность; американский – свобода самовыражения и оригинальные материалы, например, плафон из страниц таблоидов.

  • Стили, приближенные к природе , располагают к натуральным и простым материалам – дерево, солома, грубые нитки.



  • Современные направления максимально освобождают от ограничений. В них допустимо использование абсолютно любых материалов, бросовых предметов и самые неожиданные решения: абажуры из каната, конфетных фантиков, использованных дисков с зеркальной поверхностью, бумажных стаканчиков и коктейльных трубочек. И это лишь немногие вариации на тему.



Мастер-класс по изготовлению

На первый взгляд, самостоятельное изготовление абажура может показаться задачей не из легких, но подробное описание поможет разобраться с ней за несколько простых шагов. К самым легким в исполнении относятся бескаркасные изделия из бумаги, бечевки, кружева.

Чтобы собрать бумажный абажур-гармошку для люстры, торшера или настольной лампы, понадобится:

  • Подготовить отрез бумаги (можно обоев) длиной 150 см и шириной не менее 30 см;
  • Простым карандашом по линейке наметить «ребра» гармошки по 3 или 5 см;
  • Собрать гармошку, ориентируясь на намеченные линии;
  • При помощи дырокола проделать в плафоне отверстия по верхнему краю и вставить в них ленту или шнурок, чтобы регулировать ширину верхнего края плафона;
  • Склеить два конца гармошки суперклеем.


Для создания самого популярного абажура шарообразной формы потребуется: 20-25 метров хлопково-льняных ниток (толстых) или мягкой веревки, ножницы, строительный ПВА-клей, вода, емкость для клея, маркер, плотный однотонный надувной шарик, медицинские перчатки, вазелин, основа для лампы.

Действия выполняются поэтапно:

  • Подготовить рабочую поверхность. Удобнее всего выполнять действия на столе, покрытом пленкой;
  • Развести клей с водой в пропорции 2 к 1, опустить в получившийся раствор клубок ниток. Он должен хорошо промокнуть насквозь. При необходимости можно добавлять еще раствора в ходе работы;
  • Пока нитки впитывают клей, надуть шарик до нужного размера, вокруг хвостика шара отметить маркером кружок, диаметр которого равен диаметру лампочки. Слегка пройтись по шарику вазелином;


  • Подвязать ниткой хвостик шарика и в хаотичном порядке обмотать его, пока не кончатся нитки. Желательно, чтобы плетение получалось тонким и паутинным;
  • Когда плетение закончено, кончик нити снова нужно закрепить вокруг хвостика шара и отрезать лишнее;
  • Подвесить шар в сухое место на 48 часов до полного высыхания. Важно учесть, что с него будет капать клей, поэтому внизу должна быть предусмотрена емкость.
  • Проколоть или сдуть шар и вынуть его из абажура. Изделие готово.



Невероятно красиво смотрятся абажуры из круглых кружевных салфеток. Они придают помещению утонченности и романтизма, и при этом очень просты в исполнении.

Поскольку основа кружева – нитки, технология изготовления схожа с предыдущим вариантом:

  • Подготовить рабочее место и все необходимое: ножницы, белый клей без желтизны или прозрачный, кружево или кружевные салфетки, вода, контрастный надувной шар без рисунка;
  • Развести клей с водой, погрузить в смесь салфетки для декорирования;


  • Надуть шарик, отметить отверстие под лампочку, смазать поверхность шара вазелином;
  • Выложить кружевные круги внахлест, двигаясь от намеченного отверстия для лампочки по часовой стрелке;
  • Оставить на 24-48 часов для полного высыхания;
  • Закрепить патрон и лампу.

Также к бескаркасным абажурам относятся изделия из металлических, пластиковых и деревянных фрагментов, которые склеиваются между собой, образуя полукруглый или круглый плафон. Например, из монет, шестеренок, стаканчиков, веток.


Каркас необходим для более сложных в исполнении изделий из тонкой бумаги или ткани. Он позволяет собрать абажуры разных форм, размеров и сложности.

Как сделать каркас?

Идеально подходит для реализации задуманных идей основание от старого абажура.

Если его нет, изготовить новый можно из следующих материалов:

  1. Проволока.
  2. Металлические плечики для одежды.
  3. Пластиковая тара из-под напитков.
  4. Пластиковые и плетеные корзины.
  5. Пяльца для вышивания.


Проволочный каркас наиболее трудоемкий, но и изделие из него получается надежным и крепким. Главное преимущество проволоки в том, что она позволяет придать основанию любую форму: конус, цилиндр, квадрат, тетраэдр.

Для сборки необходимы стальная проволока толщиной 2-3 мм, кусачки, пассатижи (плоскогубцы), круглогубцы, молоток, деревянная чурка, наждачная бумага, эмаль для покраски, паяльник.



Ход работы:

  • Выпрямить проволоку на деревянной чурке при помощи молотка.
  • Нарезать проволоку на кусочки в соответствии с диаметром верхнего и нижнего кольца и высотой «ребер» каркаса.
  • Готовые фрагменты зачистить от неровностей и ржавчины наждачной бумагой; используя круглогубцы и пассатижи, придать им нужную форму. Классический каркас – это два круглых основания разного диаметра и 4-6 ребер.
  • Концы заготовки для оснований подрезать под углом, отложить их в сторону.
  • На верхнем конце каждого отрезка проволоки для изготовления ребер сделать небольшую петличку и продеть их в верхнее кольцо каркаса. Распределить на одинаковом расстоянии.
  • Концы проволоки на верхнем кольце и места соединения основания с ребрами обмотать тонкой медной проволокой, прижать пассатижами и запаять.
  • Круглогубцами загнуть петли на нижних концах ребер, уложить на них нижнее кольцо основания, отрегулировать расстояние, прижать пассатижами, обмотать проволокой, еще раз прижать пассатижами и запаять.
  • Готовый каркас покрыть эмалью светлого цвета, чтобы через некоторое время проволока не начала темнеть и не оставляла грязных пятен на тканевом абажуре.


Каркас из старых металлических плечиков для одежды собирается по тому же принципу, что и проволочный, но требует меньших усилий и получается менее прочным.

Для его изготовления нужно раскрутить плечики в длинные проволочные полосы, из которых при помощи пассатижей и круглогубцев формируются детали нужной формы и размера. Лишнее можно откусить кусачками. Между собой детали соединяются при помощи строительного клея, тонкой проволоки или изоленты.

Пустые пластиковые бутылки объемом от 5 литров тоже могут служить хорошей основой для абажура, если удалить крышку и отрезать днище. Получившийся плафон можно красить, разрисовывать, декорировать деталями из пластика.

Большой простор для фантазии дают трехкопеечные пластиковые корзины для использованной бумаги и отжившие свое плетеные корзинки. Они практически готовы к использованию в качестве абажура, остается лишь проделать в днище отверстие для лампочки, а если включить фантазию и задекорировать их, то никто не узнает в роскошном торшере вчерашнюю урну.

Последний тип каркаса тоже основан на применении привычного предмета непривычным способом. Для изготовления простого и удобного деревянного основания понадобятся всего лишь пяльца для вышивания разного диаметра. Соединяются кольца между собой при помощи веревки, тесьмы или шнура любым удобным узлом или через просверленные по периметру отверстия. Располагать их по размеру можно по возрастанию для торшеров и по убыванию для потолочных люстр.



Как сшить из ткани?

Для пошива классического тканевого абажура в форме цилиндра понадобится выкройка, текстиль, верхнее и нижнее кольцо каркаса, ПВХ-пленка для абажуров или белый хлопок, текстиль и катушка ниток в цвет, швейная машинка, утюг, клей, ножницы, прищепки, влажная салфетка, грузики.


Пошаговая инструкция, как перетянуть старый абажур новой тканью или обшить чехлом новый каркас, включает в себя несколько этапов:

  • Подготовка рабочего места.
  • Создание чертежа выкройки. Цилиндрический абажур достаточно обмерить сантиметровой лентой, а конусный нужно «прокатить» по листу бумаги, чтобы начертить выкройку. Отметив начало, его прикладывают к линии на бумаге так, чтобы она совпадала с отметкой, и прокатывают по листу, отмечая каждые 3-5 сантиметров новую точку сверху и снизу до тех пор, пока отметка «начало» снова не коснется бумаги. В этом месте чертят вторую линию. К готовому чертежу необходимо прибавить 2-4 см по краям, затем перенести выкройку на ткань и ПВХ-пленку. Вырезать деталь на пленке.