Организация процесса обучения ребенка младшего школьного возраста, с расстройством аутистического спектра. «дневник индивидуального сопровождения учащегося – средство осуществления комплексного сопровождения и создания индивидуальной траектории развития Д

Поведение ребенка с расстройством аутистического спектра зачастую доставляет немало трудностей его родителям. Причина этого – отсутствие у таких детей способности общаться с людьми, чтобы получить желаемое с помощью принятых в социуме поведенческих моделей. Чтобы избавиться от нежелательного поведения, необходимо помочь ребенку научиться конструктивно взаимодействовать с людьми, когда дело касается его потребностей и желаний.

Шаги

Составление плана

    Выберите только один вид нежелательного поведения, над которым вы будете работать. Каждый тип негативного поведения имеет свою собственную причину, поэтому и решение в каждом случае будет индивидуальное. Чаще всего очень трудно или даже невозможно решить все проблемы с поведением одновременно. Кроме того, если вы сосредоточите все свои усилия на решении одной конкретной проблемы, вы с большей долей вероятности добьетесь успеха.

    Если это возможно, поговорите с ребенком о его поведении. Если ваш ребенок может объяснить, почему он так себя ведет, это поможет вам начать работу над решением проблемы. В некоторых случаях нежелательное поведение – это способ ребенка решить какую-то проблему (к примеру, ребенок стучит по парте в классе, чтобы заглушить сенсорные стимулы, доставляющие ему дискомфорт). В этом случае вам нужно научить ребенка другим способам, которые помогут ему справляться с проблемами.

    Ведите дневник наблюдения, если ваш ребенок не может объяснить своего поведения. Чтобы определить возможные причины того или иного нежелательного поведения, ведите специальный дневник и записывайте в него, что именно произошло, какие события предшествовали нежелательному поведению и что последовало за этим поведением. Это будет менее достоверно, чем объяснение, полученное непосредственно от ребенка, однако если ваш ребенок не умеет говорить и не может использовать способы альтернативной коммуникации, ведение записей – это лучшее, что вы можете сделать.

    • Вот как могут выглядеть записи в таком журнале: В 4.30 Петя пришел на кухню и схватил два печенья. Когда я сказала сыну, чтобы он положил печенье на место, Петя устроил истерику. Когда он успокоился, я дала ему печенье.
    • После урока математики Маша и ее одноклассники пошли на школьную линейку. Пока мы ждали начала мероприятия, Маша разнервничалась и начала грызть пальцы. Девочка сердилась все больше и через какое-то время стала яростно кусать свои руки. Помощник учителя отвел ее в пустой класс, где девочка смогла успокоиться.
  1. Заполняйте дневник наблюдений в течение нескольких дней, после чего попробуйте определить причину нежелательного поведения.

    • Истерика Пети случилась из-за того, что у него отобрали желаемый объект (печенье), который он взял без разрешения. Предполагаемая причина истерики: возможно, в 4.30 мальчик чувствует сильный голод и пытается своим поведением выразить, что ему нужна еда.
    • Маша начала кусать руки перед началом школьной линейки. Подобные мероприятия обычно бывают очень шумными, возможно, громкие звуки и шум пугают девочку или доставляют ей сильный дискомфорт. Волнение девочки из-за неприятных ощущений во время линейки выразилось в виде укусов своих рук.
    • Не забывайте, что причины, вызывающие срывы и истерики у аутичного ребенка, не всегда понятны и очевидны для обычных людей. К примеру, вряд ли вы сразу поймете, почему в одной ванной ребенок всегда нервничает, а в другой – нет. Причина может заключаться в том, что в первом случае ребенка беспокоит мигающая лампочка или звук вентилятора, а во втором случае этих раздражающих факторов нет, однако сам ребенок не в состоянии объяснить это.
  2. Устраните исходную проблему. Избегайте стрессового фактора, который провоцирует нежелательное поведение, и научите ребенка, как справляться с проблемой, если он все же столкнется с источником раздражения. Если у вас получится разрешить проблему, проблемное поведение будет проявляться слабее и возникать все реже (угасать).

    Если проблемное поведение не уменьшается, значит, вы пока не нашли правильного решения изначальной проблемы, или же уровень развития ребенка не позволяет справиться со сложностями. Вам нужно продолжать вести журнал наблюдений и пытаться понять корни изначальной проблемы нежелательного поведения.

    • Изучите, каким образом люди с расстройством аутистического спектра справляются с ситуациями, похожими на вашу. В интернете вы сможете найти множество источников, где люди с аутизмом делятся своим опытом. Если вы знаете английский язык, хэштег #AskAnAutistic поможет вам найти таких людей и спросить у них совета.
  3. Посмотрите, что у вас получилось. Если вы смогли правильно установить проблему нежелательного поведения и предложить решение, которое помогает ребенку, скорее всего, он начнет применять выученную стратегию вместо нежелательного поведения. Потребуется немало времени и терпеливых напоминаний, но если ребенок способен использовать новую стратегию, он будет это делать.

    • Когда ребенок применяет прежнюю, нежелательную стратегию, спокойно напомните ему, что нужно поступить по-другому: "Что нужно сказать, если ты хочешь печенье?"
    • Нельзя игнорировать нужды ребенка. Если ребенок оказался в ситуации, которая утомляет его или вызывает страх, помогите ему справиться с проблемой, независимо от того, "правильно" или "неправильно" реагирует ребенок. Ребенку необходимо знать, что вы всегда придете на помощь, когда ему плохо.
  4. Поощряйте любое проявление инициативы. Если ребенок применил конструктивный способ (например, выразил свои ощущения словами или взял игрушку-"антистресс"), поощрите ребенка за правильное поведение. Объясните ребенку, что вам приятно, когда он отслеживает свое состояние и выполняет действия для получения желаемого.

    • К примеру: "Маша, ты молодец! Ты сказала, что сейчас тебе неприятно и плохо. Теперь я понимаю, в чем дело, и помогу тебе избегать таких ситуаций".

Будьте доброжелательны и сохраняйте позитивный настрой

  1. Верьте в лучшее. Для начала постарайтесь признать, что ребенок способен развиваться, что у него хорошие намерения, а также скажите себе, что ребенок уже сейчас старается изо всех сил. Помогайте ребенку развиваться и достигать поставленных высот. Ваш оптимизм поможет воодушевить ребенка и добиться положительных результатов.

    Скажите себе, что бессмысленного поведения не бывает. Даже если поведение кажется вам лишенным какого-либо смысла, оно служит каким-то целям ребенка или помогает ему выразить себя. Причина действительно существует, просто вы пока не можете понять, в чем она заключается.

    Будьте внимательны, когда пытаетесь определить мотивы нежелательного поведения. Каждый человек обладает уникальным мышлением, и различия особенно существенны между аутичными и обычными людьми. Причины поведения ребенка могут быть совершенно противоположными тому, что вы об этом думаете.

  2. Не нужно путать "он не может" и "он не сможет". Овладение навыками и умениями – это нелинейный процесс. Если ребенок испытывает стресс или утомление, он зачастую не может выполнять действия, которые способен делать в других условиях. Если ребенок противится вашим попыткам заставить его что-то сделать, вполне возможно, что он не в состоянии сделать требуемое в данный момент, или просто не понимает, что вы от него хотите.

    • К примеру, вместо: "Артем злится и не может сказать мне, в чем причина. С ним так сложно!", попробуйте сказать себе: "Артем злится и не может сказать мне, в чем причина. Скорее всего, он слишком сердится и не может говорить. Я помогу ему успокоиться, может быть, тогда он сможет объяснить, что происходит".
    • Избыток сенсорной информации, сильная усталость, стресс, судороги, тревога и многие другие факторы могут влиять на уровень функционирования ребенка. К примеру, ваша дочь обычно самостоятельно ставит после еды свою посуду в посудомойку. Однако если девочка плохо спала ночью, а в кухне стучала крышка кипящей кастрюли, ребенок будет чувствовать сильное утомление и не сможет убрать свою тарелку.
    • Дайте ребенку понять, что заботитесь о нем, и аутизм не влияет на ваше отношение. Нельзя, чтобы ребенок думал, что он – обуза для людей, которые его окружают. Ребенок должен знать, что вы не требуете, чтобы он притворялся "нормальным". Побуждайте ребенка развивать его сильные стороны, подчеркивайте его уникальность и донесите, что вы любите его таким, какой он есть.
  • Выберите одно определенное поведение, которое вы хотите изменить: например, вы хотите, чтобы ребенок перестал кидаться пищей во время еды.
  • Определите, что именно происходит перед появление нежелательного поведения – это поможет вам определить его причину. Может быть, аутичный ребенок заканчивает есть раньше, чем все другие люди за столом? Есть ли какой-нибудь способ устранить причину нежелательного поведения или изменить ее? К примеру, ребенку можно предложить какое-то занятие за столом, пока все закончат трапезу.
  • Не забывайте, что поведение ребенка – это его попытка общаться и объяснить что-то: "Мне страшно!", "Мне скучно!", "Обратите на меня внимание!", "Я рассердился" и тому подобное. Способ, которым ребенок пытается донести свои потребности, может быть приемлемым в данной ситуации или нежелательным, однако вам нужно попытаться понять, что именно беспокоит ребенка. Это поможет вам найти возможные решения проблемы с поведением.

Предупреждения

  • Необходимо помнить, что для аутичных детей значимыми являются многие факторы, которые обычные люди даже не замечают. К примеру, ребенок может нервничать, если вы всегда сервировали обед на одних и тех же тарелках, а сегодня взяли другую посуду, если кто-то сидит за обедом не на том месте, если обычно ребенок ужинает после того, как примет ванну, а сегодня вы накрыли стол раньше, и тому подобное.
  • , Español: elaborar un plan de intervención para mejorar la conducta de un niño autista , Português: Fazer um Plano de Intervenção Comportamental para uma Criança Autista

    Эту страницу просматривали 3699 раз.

    Была ли эта статья полезной?

Бауэр Наталья Александровна
Организация процесса обучения ребенка младшего школьного возраста, с расстройством аутистического спектра

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА »

Данная тема на сегодняшний день, является актуальной для педагогов и родителей, т. к. в последнее время все чаще обсуждается вопрос о синдроме детского аутизма , и о том как вести работу с детьми РАС.

Аутизм - это одно из широко распространённых нарушений развития («эффект маятника» , оно связано с органическими , генетическими поражениями и окружающей средой. Характеризующийся регресом речи, отрывом от реальности, отгороженностью от внешнего мира, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние раздражители, нарушением адекватной эмоциональной связи со средой и сопровождающийся стереотипным

поведением.

Впервые ранний детский аутизм был описан Л . Канером в 1943 (статья, «Антропология аутизма ).

В настоящее время большинство авторов полагают, что РДА является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. РДА может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например врожденной краснухи или туберкулезного склероза. Самой распространенной причиной возникновения детского аутизма принято считать генетическую предрасположенность.

Детям с данным нарушением всю жизни приходится приспосабливаться к социальной обстановке, т. к. жизнь для них является источником стресса, что приводит к нарушениям социального поведения, коммуникативным способностям

Симптомы аутизма :

Нарушение социального поведения

Нарушение коммуникации

Стереотипное поведение

Работа с такими детьми довольна кропотлива и длительна. С «не говорящими» детьми занятия проходят успешнее при выстраивании визуального ряда. Если раньше начинается обучение чтению ребенка , то больше шансов у него вызвать эхолаличное повторение звуков.

Наряду с этим ведется специальная работа с детьми для преодоления артикуляторной апраксии (нарушение моторики (артикуляционной) .

Как можно раньше нужно начинать у таких детей коррекцию речевых расстройств . Для того чтобы преодолеть аутистическое поведение необходимо довольно много времени. Это систематическая работа ряда специалистов (дефектолог, психоневролог, логопед, социальный педагог, психолог, терапевт).

1) Установление эмоционального контакта с ребенком аутистом :

1 этап - период «эмоционально насыщенной пассивности» осторожное наблюдение за поведением ребенка , исключает любую форму вмешательства и ограничений ребенка , но вместе с тем педагогу важно демонстрировать ребенку готовность к поддержке и защите, его спокойную заинтересованность и поощрение ребенка .

2 этап – «пассивное соучастие» в деятельности ребенка . Побеседовав с родителями и узнав у родителей о особенностях их ребенка , его игровые, бытовые предпочтения педагогу будет легче производить попытки внедрения в стереотипизированную деятельность ребенка с учетом полученной информации от родителей. Взрослый отказывается от роли взрослого и принимает некоторые формы детского поведения, находясь рядом с ребенком выполняет похожие действия, что и ребенок (пример6 если ребенок играет с веревочками, взрослый как бы тоже играя плетет косичку.)

3 этап – период «активного соучастия» активное внедрение в сферу стереотипизированной деятельности аутичного ребенка . На этом этапе прочным становится зрительный, тактильный, речевой контакт, ребенок не сопротивляется , ждет одобрения, похвалы, больше привыкая к педагогу, внедряются занятия, на которых необходимо первоначально использовать знакомые для ребенка пособия , внешне создавая привычную для ребенка ситуацию и постепенно внедрять новые.

Работая с ребёнком РАС учителю, родителям рекомендуется проявлять твердость, настойчивость, терпеливость характера, т. к предстоит длительно работать над установлением положительного эмоционального, зрительного контакта с ребенком , выработкой «правильного» поведения, формированием соответствующего стереотипа, который поможет познавать мир ребенку и учиться взаимодействовать с другими людьми.

Задачи :

1) Адаптация к школьному обучению (адаптация к режиму дня, нормам поведения и т. д.) .

2) Формирование учебного стереотипа (работа за партой, подготовка к уроку, ответы на вопросы) .

3) Формирование стереотипа поведения в учебной комнате (обучение разным формам работы за партой, у доски, выполнению индивидуальных заданий и т. д.).

4) Развитие коммуникации (общение с окружающими) .

Четко организовывать пространство (учебного места, комнаты) .

Начинать учебную деятельность с ребенком рекомендуется , с демонстрации «визуального расписания» .

Речевые инструкции должны состоять из 2-3 слов и быть пошаговыми.

Обращаться к ребенку по имени , для понимания собственного «Я» .

Использовать подписанные системы хранения, подписывать предметы, которыми пользуется ребенок (методика «Глобальное чтение» ).

- Обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки.

Использовать подкрепление правильного (вкусным поощрением, объятием, стимулом) .

Осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое, избегать переутомления.

Постоянно развивать крупную и мелкую моторику.

Вести «дневник наблюдений» (учитель, специалисты, родитель) .

Направления коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС :

Эмоциональное развитие;

Развитие моторики;

Развитие активного и осмысленного отношения к миру;

- организация поведения ;

- организация пространственно-временной среды;

Развитие коммуникаций (вербальной, невербальной) .

В работе с детьми РАС используются элементы технологий, приемы, методы :

Игротерапии (директивная и свободная игра, предметные и дидактические игры, игры-упражнения);

Элементы телесной терапии;

Элементы пескотерапии;

Элементы «PECS» (работа с символами, пиктограммами, картинками) ;

Элементы ИКТ;

Словесные, объяснительно-иллюстративные методы;

Продуктивная деятельность (использование наглядных пособий, фотографий рисунков, схем, знаково-графических изображений, метод «Макатон» (жест + картинка, что помогает формировать фразовую речь, и т. д., обучение чтению по методу Марии Монтессори и т. д. ;

Использование приема комментирования собственной деятельности.

Арт-терапия :

музыка, живопись, театр, танцы, занятия с пластилином глиной.

Дельфино-терапия

Пет-терапия

Ипотерапия

Холдинг-терапия :

Ребенок должен сидеть у матери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка , мать говорит о своих чувствах и своей любви к ребенку и о том , как она хочет преодолеть ту или иную проблему.

Сенсорная интеграция – терапевтический метод, направленный на работу с телом ребенка .

Ребенку предлагается «взаимодействовать» со специально оборудованным помещением, где он в игре совместно со взрослыми выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную чувствительность.

Тем самым стимулируется работа органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

«Взаимодействие с семьёй» .

В общении с родителями учитель должен быть педагогически тактичен, деликатен, сдержан, уважителен, вопросы для беседы должны быть продуманными, чтобы не оттолкнуть родителей от себя.

Рассказывайте родителям , что необходимо развивать и воспитывать в ребенке , подчеркивая его индивидуальность.

Обсуждайте с родителями и общие требования к воспитанию и обучению ребенка .

Побуждайте родителей высказывать свои взгляды, выслушивайте мнение родителей об используемых методах, приемах, даже если оно ошибочно. Призывайте родителей объединять усилия для выработки единых требований.

Учитывайте личностные интересы родителей.

P.S. «Не нужно изменять ребенка – нужно изменить среду вокруг него» и тогда Вы получите положительный результат J.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Карта «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и
их оценка»
(По И. И. Мамайчук, доктор психологических наук, профессор)
ФИО педагога, специальность:____________________________________________
ФИ ребенка: ____________________ класс_____ дата наблюдения:___________________
Цель: дифференцированная оценка степени тяжести аффективных и интеллектуальных
нарушений у ребенка с РАС.
Метод: наблюдение.
Диапазон оценок - от 0 до 4 баллов:
0 баллов - функция отсутствует;
1 балл - слабо выражена;
2 балла - выражена, но с искажением;
3 балла - четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;
4 балла - четко проявляется, без дополнительных проблем.
Параметры наблюдений
Н.г.
К.г.
Динамика
(+\­)
Блок 1. Эмоционально­поведенческие особенности
1.Контакт
Оценки
0 Контакт полностью отсутствует
1
Контакт возможен при глубокой заинтересованности
ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок
берет психолога за
руку)
2 Контакт избирательный и неустойчивый (например,
ребенок
вступает в контакт только в присутствии матери; уходит
от
контакта, когда его о чем­то просит психолог)
3 Контакт возможен, но его интенсивность и длительность
зависят от
настроения и состояния ребенка

2. Активность
Оценки
0 Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии,
погруженность в себя
1 Избирательная активность (например, увидев «любимые
игрушки»,
ребенок проявляет активность, стереотипно с ними
манипулирует)
2 Демонстрирует интерес к беседе родителей с
психологом.
Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но
быстро
пресыщается, переключается на другие задания
3 Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен,
чувствителен к тону, вопросу
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления
Оценки
0 Недифференцированное отношение к различным

ситуациям.
Неадекватные эмоции: стойкий негативизм,
эффективность,
лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции
1 Избирательное отношение к интуиции, но с выраженным
проявлением негативизма, аффективные реакции при
изменении ситуации
2 Напряженность в процессе общения и деятельности,
страхи, возможны бурные аффективные проявления при
неудовлетворении потребности
3 Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот,
повышенная расторможенность, возбудимость. При
неудачах может проявлять обидчивость, эффективность
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
4. Поведение
Оценки
0 Преимущественно полевое поведение без признаков
критичности
1 Частое проявление эффективности (немотивированные
крики, двигательное беспокойство). На замечание не
реагирует
2 На замечание реагирует, но проявляет напряженность,
страх, двигательное беспокойство
3 Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих.
Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует
без выраженных эмоциональных проявлений
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
Блок II. Особенности работоспособности
1. Динамика продуктивности ребенка в процессе занятий
Оценки
0 Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на
каком­то аффективно значимом действии
(например, раскачивании, прыжках, постукиваниях).
Или, наоборот, проявляет импульсивность,
несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы
1 Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе
занятий.
Недлительное сосредоточение на инструкции психолога
2 Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп
при выполнении отдельных заданий
3 Вначале занятий темп может быть замедленный, но
постепенно
увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается
ускоренный
темп, который к концу цикла занятий нормализуется
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
2. Переключаемость и устойчивость внимания
Оценки
0 Слабая. Склонность к застреванию при выполнении
аффективно
значимых заданий
Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих
действиях, но способен к переключению внимания при
1

2
значимом задании
Способен к переключению, но наблюдается застревание
на предыдущих действиях
3 Выраженных признаков инерции не прослеживается
Блок III. Особенности познавательной деятельности
1. Ориентировочная деятельность
Оценки
0 Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии
осмысленного анализа объекта. Сниженная активность
при поиске
объекта
1 Ослабленная направленность на объекты, примитивные,
стереотипные манипуляции с игрушками с
использованием
обнюхивания, облизывания, подкидывания и других
действий
2 Проявляет интерес к объектам, предварительно
разглядывает их, но
направленность поиска недостаточна
3 Активные целенаправленные манипуляции с предметами
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь
Оценки
0 Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта
произносит звукосочетания, редкие лова или фраз
1 Имеется набор коротких стереотипных фраз.
Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже
короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы
2 Развернутая речь, но практически недоступен диалог
3 Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос
маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.
3. Целенаправленные действия
Оценки
0 Отсутствуют
1 Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от
задания, но может вернуться и повторить действие
2 Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими
предметами, которые аффективно значимы, или
повторять аффективно значимые фразы и слова
(например, «пожар»,«горшок» и пр.), что снижает
эффективность целенаправленных действий
3 Действия целенаправленны. Может проявлять
тревожность, страхи, что отражается на темпе
выполнения заданий
4 Четко проявляется, без дополнительных проблем.

Дети, обучающиеся в рамках инклюзивного образования и дети с проблемами в обучении, в образовательной организации должны сопровождаться документацией по коррекционной работе. При аккредитации учреждения для проверки коррекционной работы обязательно наличие аналитических справок, составленных по результатам ВШК и различных мониторингов.

Принцип коррекционной направленности предполагает коррекцию познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой сфер и двигательной активности учащихся с проблемами в обучении, средствами обучения и воспитания.

Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей при усвоении учебных программ (Л.С. Выготский). Чтобы иметь реальную информацию о динамике развития учащегося и отслеживать результативность коррекционного воздействия, оптимальным вариантом будет ведение дневника, известного под несколькими названиями: «Дневник наблюдения и коррекции», «Дневник комплексного динамического наблюдения» (ДКДН), «Дневник индивидуального сопровождения учащегося».

«Дневник» – это отражение психического развития ребенка, один из способов взаимодействия между педагогами, работающими с ребенком, возможность учителя или воспитателя анализировать и планировать свою работу .

В коррекционно-развивающей работе «Дневник» способствует системной организации всестороннего изучения учащихся и ориентирует педагогов на учет позитивных изменений, служит опорой для выбора эффективных средств, форм обучения и воспитания, учитывая индивидуальное развитие и потенциальные возможности каждого ребенка.

При изучении учащегося перед школой стоят следующие задачи:

  1. Выявление индивидуальных особенностей и нарушений развития (патология анализаторов, нарушение нейродинамики, нарушение личности, ассоциальное поведение).
  2. Уточнение уровня интеллектуального развития. Определение особенностей развития познавательной деятельности (уровень развития памяти, внимания, мышления, восприятия, темп деятельности, усидчивость ребенка, мотивация).
  3. Определение оптимальных условий обучения и коррекционно-воспитательной работы, а также условий успешной социально-трудовой адаптации .

«Дневник» построен на принципах комплексного и динамического изучения состояния ребенка. Он создает предпосылки для преемственности в работе педагогов, сопровождая ребенка с момента поступления в учреждение до окончания срока пребывания в нем, отражая целостную и всестороннюю картину усилий всех педагогов и специалистов. «Дневник» обеспечивает непрерывность коррекционной работы при переходе ребенка в другое учреждение.

Индивидуальный образовательный маршрут носит прогностический характер и корректируется в зависимости от темпа развития тех или иных сфер личности, определенных навыков, знаний, умений. В конце каждой четверти педагоги выявляют динамику развития обучающегося и корректируют его образовательный маршрут.

Применение указанных выше рекомендаций отражает не только темпы и качество развития личностной сферы ребенка, но и характеризует результативность действий специалистов, что позволяет своевременно принимать управленческие решения по следующим направлениям:

  • перевод ребенка из «зоны ближайшего развития» в «зону актуального развития»;
  • организация дополнительных занятий обучающегося со специалистами;
  • изменение режима обучения ребенка (изменение формы обучения, введение дополнительного выходного дня);
  • направление обучающегося на дополнительное консультирование со специалистами в условиях внешкольных структур города (ГПМПК и психо-неврологический диспансер);
  • приобретение дополнительного коррекционно-развивающего оборудования (оборудование для кабинетов ритмики и ЛФК, сенсорной комнаты, индивидуально-раздаточного материала и т.д.);
  • организация для родителей лекториев, бесед, собраний, консультаций специалистов .

Требования, которым должны удовлетворять дневники наблюдений

Главным требованием является содержательность.

Записи, которые делает учитель в дневнике наблюдений, должны носить не случайный характер, а фиксировать наиболее важные и характерные данные, раскрывающие индивидуальность школьника, его развитие, свойственные ему особенности

Выполнение структурных требований дневника.

Структурные требования дневника:

1 страница: обозначаются его фамилия, имя, сведения социального характера.

2 страница: медицинские данные. Содержат данные о нарушениях и симптоматике, особенностях физического здоровья, которые напрямую влияют на успешность обучения и воспитания, кроме диагноза.

Последующие страницы делятся на четыре графы.

В первой графе проставляется дата наблюдения; вторая графа для записей о данном учащемся, о проблеме, которая выступает на первый план; в третьей графе указываются коррекционные задачи, решение которых намечено для решения обозначенной проблемы; в четвертой графе описывается результаты, полученные в ходе коррекционной работы .

Такая форма дневника наблюдений имеет действенную педагогическую направленность работы учителя по изучению учащихся.

К ведению дневника привлекаются: классные руководители (1раз в четверть), учителя-предметники (2 раза в год), логопеды, психолог - (1 раз в год), воспитатель (2 раза в год), учителя трудового обучения (1 раз в четверть).

Особое значение имеют записи, которые делает учитель трудового обучения, так как для детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования именно уроки трудового обучения будут показательными и значимыми. Этот предмет становится не только решающим в выборе профессии, формирующим трудовые навыки, но и формирующим психические процессы и личностные качества. Ведь имея важное педагогическое и профессиональное значение, уроки трудового обучения занимают первенствующее значение среди остальных предметов, становятся базисом всех наших воспитательных и образовательных воздействий на ребенка с проблемами. Именно на этих уроках учащиеся могут проявлять себя и реализовывать свои, пусть и ограниченные, возможности. На других предметах, где на первый план выступает интеллектуальная деятельность, предпосылок к успешности будет значительно меньше, как и способов педагогического воздействия, кроме того из-за отсутствия успешности по предмету теряется и его значимость для ребёнка. В процессе изготовления конкретных изделий на уроках труда происходит коррекция целого спектра отклонений. При методичной реализации этапов целенаправленной трудовой деятельности, учащиеся достигают хорошей результативности не только в учебном процессе, но и в личностном росте.

При появлении трудностей в обучении и поведении учащихся (агрессивное поведение, эмоциональный срыв, снижение успеваемости, апатия и т. д.) классный руководитель или воспитатель должен сделать запись в коррекционном дневнике, назвав и как можно полнее описав проблему, в этом могут помочь следующие вопросы: (памятка для учителя - 2 графа)

  • Что это за проблема?
  • Что за ней кроется? (демонстрацией каких потребностей ребенка является его нетипичное поведение, привлечение внимания, усталость, тоска по дому и т.д.).
  • Когда это началось?
  • Что или кто послужило причиной появления проблемы (приезд /неприезд родителей, ссора с одноклассниками и т.д).
  • Кто может помочь ребенку справиться с этой проблемой?
  • С какими специалистами необходимо проконсультироваться, чтобы определить пути преодоления этой проблемы?

Очень удобно, когда в коррекционный дневник заносятся главные цели, а конкретные - после неё через запятую.

Это относится ко всем сферам, которые описываются в коррекционном дневнике, давайте рассмотрим эти сферы.

  • сфера самообслуживания;
  • сфера функционирования в природно-социальной среде;
  • сфера навыков.

Сфера самообслуживания включает культурно-гигиенические навыки, навыки обращения с личными вещами - важная составная часть культуры поведения в школе. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованием гигиены, но и нормами человеческих отношений.

При инклюзивном обучении (1,2,3,4,8 вид) цели будут более простыми, связанные с одеванием, с питанием, с посещением туалета, уходом за внешним видом; при заполнении дневника на ребёнка с нормой интеллекта (норма, 7 вид) цели будут связаны с уходом за личными вещами, знанием и использованием правил этикета, заботой о внешнем виде, отношением к своему здоровью, приобретением необходимых социальных навыков.

При планировании в первую очередь ставятся цели, которые отражают сходные потребности учащихся. (Пример представлен в таблице №1.) Например, в ходе коррекционной работы все учащиеся будут развивать навыки самообслуживания.

Таблица 1

Пример главной и конкретных целей для сферы самообслуживания

Сфера функционирования в социальной среде

Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. Социальная компетентность ребенка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Умеет ли ребенок попросить о помощи и оказать ее, учитывая желания других людей. В таблице №2 представлен пример целей для сферы функционирования в социальной среде.

В эту же сферу входит:

  • самооценка и самоуважение;
  • самоконтроль – умение концентрироваться, предвидеть результаты своих поступков, их влияние на других людей.
  • социальная роль ребенка и готовность к ее выполнению в общении и взаимодействии с разными группами людей;
  • характер поведения в группе, потребность в соучастии сверстников;
  • уважение и признание сверстников (популярен, предпочитаем, принят, отвергаем большинством, изолирован и т.д.)

Таблица 2

Пример главной и конкретных целей для сферы функционирования в социальной среде

Цели

Коррекция

(главная цель)

Расширение сферы выполняемых социальных ролей;

(конкретная цель)

Обучение взаимодействию в групповых музыкально-двигательных играх,

Обучение самостоятельному выполнению поручений.

(главная цель)

Формирование принятого в обществе поведения;

(конкретная цель)

Выполнение роли участника мероприятий,

Соблюдение правил этикета.

При нарушениях эмоционально-волевой сферы, повышенной возбудимости учащегося:

главная цель – развитие умения контролировать свои эмоции, умения владеть собой, через…;

(конкретная цель)

Формирование умения расслабляться, адекватно выражать свои эмоции,

Формирование адекватного восприятия критики.

Сфера навыков включает в себя навыки, которые приобретает ребенок посредством обучения. Учителя-предметники оценивают усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляют трудности, которые испытывают учащиеся в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. В таблице №3 представлен пример целей для сферы навыков.

Таблица 3

Пример главной и конкретных целей для сферы навыков

Цели

Коррекция

(главная цель)

Формирование навыков, понятий;

(конкретная цель)

Введение понятия товарищество,

Формирование навыков доброжелательного отношения друг к другу.

(главная цель)

Совершенствование зрительного восприятия;

(конкретная цель)

Тренировка навыка восприятия по памяти положения трех и более предметов,

Тренировка умения сравнивать предметы по нескольким признакам.

При нарушении координации движений у отдельного учащегося ставится:

главная цель – совершенствование координации, развитие моторики учащегося, путём…

(конкретная цель)

Тренировать умение резать ножницами,

Тренировать умение собирать мелкую мозаику.

Вместо конкретной цели, можно указать какие методы и приемы будут использованы педагогом для их реализации.

4 графа заполняется не сразу. В ней прописывается конкретный результат по каждой цели.

После того, как были поставлены цели, педагог приступает к их реализации, посредством методов и приемов коррекционной работы. По завершении работы в дневник заносится результат, который должен отражать:

  • происшедшие изменения по сравнению с исходным состоянием учащегося;
  • как протекали эти изменения;
  • к чему они в результате привели.

Для анализа проведенной коррекционной работы необходимо воспользоваться следующим планом:

  • С помощью каких средств Вы реализовывали поставленные цели (карточки с индивидуальными заданиями, совместная работа с педагогом, работа в парах, выполнение общественных поручений, ответственное задание и т.д.)?
  • Какие трудности возникали у учащегося при выполнении заданий?
  • Что получалось легко, и ученик выполнял это с удовольствием?
  • Появлялись ли признаки утомляемости, раздражительности, апатии или пассивности в конце урока, дня, недели, занятия?
  • Как Вы помогали учащемуся с ними справляться?
  • Что из запланированного Вами реализовать не удалось?
  • Как Вы думаете, в чем причина этой неудачи?
  • Есть ли положительная динамика в развитии учащегося?
  • В чем она проявляется?

В таблице №4 приведен пример заполнения коррекционного дневника.

Таблица 4

Пример заполнения дневника

Дата, должность наблюдателя

Наблюдение

Проблема

Коррекция

Результат

Классный руководитель

Иванова И.И.

Занимается посторонними делами на уроках. Не всегда выполняет требования учителя. Не участвует в деятельности класса. Провоцирует одноклассников на ссоры.

Развитие умения контролировать свои действия и поступки;

– приучать к соблюдению правил школьника,

Познакомить с некоторыми техниками саморегуляции,

Воспитывать положительное отношение к окружающим людям через совместную деятельность с одноклассниками.

Мальчик с удовольствием стал выполнять поручения учителя, относится к ним серьезно. Индивидуально занимается с психологом, прослеживается положительная динамика. Старается сдерживать свои спонтанные действия. Правила поведения соблюдает частично, иногда приходится напоминать.

Если в ходе коррекционной работы педагогу длительное время не удаётся реализовать поставленные цели, положительной динамики в развитии учащегося не наблюдается, педагог может обратиться за помощью в ППк или ПМПк школы.

Таким образом, коррекционный дневник – это отражение психического развития ребенка один из способов взаимодействия между педагогами, работающими с ребенком, возможность учителя или воспитателя анализировать и планировать свою работу. В коррекционном дневнике необходимо описывать не глобальную проблему, а маленькую, которую можно решить определенными методами и целями за короткое время. Поэтому грамотное ведение коррекционного дневника является залогом успешной работы педагога.

Список литературы :

  1. Белопольская Н. Л. Компоненты зоны ближайшего развития у детей.- Вопросы психологии, 1997 № 1.
  2. Бооркес де Буастаманте А. Дифференциальная диагностика задержек умственного развития. – М. Автореф. канд. дис. , 1978.
  3. Варданян Г. А. К вопросу о критерии оценки «зоны ближайшего развития» - М. Научное творчество Л. С. Выготского и современность, 1981.
  4. Возрастные возможности усвоения знаний - М. Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, 1966.
  5. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением. - М. Педагогическая психология, 1996.
  6. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. – М.Педагогическая психология, 1996.
  7. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Изд-во Речь С-Петербург, 2006.
  8. Мозговая В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. Учебн. пособие для студ. сред. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с.
  9. Семаго М.М. Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336.
  10. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью. п/р. М. Пшичек издательство речь Санкт –Петербург, 2006.

Подростковый возраст – это период, когда происходит бурные
физические и психические изменения да еще, если они осложнены
трудными жизненными ситуациями по той или иной причине. Что такое
подросток, требующий особого контроля?
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от
24.07.1998 г. принимает за основу термит «дети в трудной жизненной
ситуации», т.е. дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена,
дети, которые не могут преодолеть трудности самостоятельно, не может
преодолеть их и его семья. Поэтому такие дети и есть дети «риска», дети,
нуждающиеся в социально­педагогической поддержке.
Всех детей группы «риска» сегодня мы охватить не можем, мы работаем
с детьми с отклонением в поведении, т.е. с признаками дезадаптации,
которые,
нуждаются в социально­педагогической
поддержке.
прежде всего,
На таких детей и заводится «Дневник педагогических наблюдений» и
регулярно заполняется, а иногда и вместе с учеником. Он поможет лучше
узнать ученика, особенно его сильные и слабые стороны.

Цель:
деятельности учащихся
формированию личности.
организация профилактической,
социально­значимой
и работа по укреплению, развитию и
Ведется «Дневник педагогических наблюдений» регулярно и переходит
с учащимся из класса в класс.
СОДЕРЖАНИЕ ДНЕВНИКА
1. Титульный лист (обложка).
2. Содержание:
I раздел «Информационный лист» (информация о владельце);
II раздел «Педагогико – психологическая характеристика на учащегося»
(характеристики на учащегося);
III раздел «Учебная деятельность» (творческие работы, направления
активности);
IV раздел « Индивидуальная работа с учащимся» (план работы, акты, полезная
информация).
Раздел I. Информационный лист.
Данные учащегося.
В этом разделе помещается информация, помогающая социальному
педагогу и классному руководителю проанализировать личные данные
учащегося.

Раздел II. Педагогико – психологическая характеристика на
учащегося.
Характеристика на учащегося.
В этом разделе помещаются характеристики на ученика составленные
классным руководителем и психологом школы. Информация, помогающая
проанализировать ученика его характер, способности; результаты
психологической диагностики.
Раздел III. Учебная деятельность.
Наблюдение за учебной деятельностью.
В данный разделе помещаются результаты наблюдений и учет
успеваемости и посещаемости учащегося; а также описание основных форм
и направлений его учебной и творческой активности. Материалы,
представленные в данном разделе, дают широкое представление о
динамике учебной активности ученика.
Раздел IV. Индивидуальная работа.
Содержание работы.
В этом разделе помещен план и содержание работы с учащимся и его
семьей.

Содержание
Стр.
Раздел I. «Информационный лист»
Включает в себя личные данные учащегося
Состав семьи
Данные о родителях
Раздел II. «Педагогико – психологическая характеристика на учащегося»
Общие сведения об учащемся
Направленность личности учащегося
Волевые качества учащегося
Эмоциональная сторона характера
Особенности умственного развития учащегося
Характеристика на учащегося составленная учителем
Раздел II I. «Учебная деятельность»
Учебная деятельность
Оказание помощи в учебе со стороны родителей
Учет посещаемости и успеваемости
Ежедневное наблюдение
Ведомость успеваемости и посещаемости по четвертям
Любимые школьные предметы
Раздел I V. «Индивидуальная работа»
План работы с учащимся
План работы с семьей
Акты обследования жилищно ­ бытовых условий жизни семьи
учащегося

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
1. ФИО ученика (цы) ______________________________________________________________
2. Класс _______________
3. Дата (число, месяц, год) и место рождения__________________________________________
4. Домашний адрес, домашний телефон, код подъезда _________________________________
5. Семья ребенка:
Мать_____

Отец ______________________________________________________________________
Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка:
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
Состав семьи, её структура:_______________________________________________________
Жилищно­бытовые условия ______________________________________________________
Взаимоотношения в семье ________________________________________________________
Наличие отклонений от норм поведения в семье _____________________________________
Культурный уровень семьи _______________________________________________________
Воспитательный потенциал семьи _________________________________________________
6. Группа здоровья ребенка, заболевания: _____________________________________________
7. Характер ребёнка _______________________________________________________________
8. Качества личности (положительные, отрицательные) _________________________________
9. Положение ребенка в коллективе__________________________________________________
10. Учебная деятельность:
успеваемость ___________________________________________________________________
уровень знаний _________________________________________________________________
мотивация обучения _____________________________________________________________
посещаемость уроков____________________________________________________________
способности к обучению _________________________________________________________
познавательный интерес _________________________________________________________
11. Трудовая деятельность:
наличие трудовых навыков _______________________________________________________
предпочитаемые виды труда ______________________________________________________
участие в трудовых делах ________________________________________________________
12. Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы _______________________
13. Круг общения (ФИ друзей):

в школе __
вне школы _______________________________________________________________________
14. Относится ли к «группе риска» (с какого года)? _____________________________________
15. Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина) _______________
16. Состоял ли на внутришкольном учете (дата снятия с учета) ___________________________
17. Состоит ли в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина)
______________________________________________________________________
18. Состоял ли на учете в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата снятия с
учета) ________________________________________________________________________
19. Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина)_____________________
20. Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина)_____________________
______________________________ _________________
(ФИО классного руководителя) (подпись)
______________________
(год оформления карты)

ПЕДАГОГИКО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.Общие сведения об учащемся:
Физическое развитие, состояние здоровья, в частности нервной системы. Условия
жизни и быт в семье, взаимоотношения членов семьи, отношение к учащемуся у
семье. Выявление тех сторон семейного воспитания и быта, которые выясняет
особенность личности учащегося. Наиболее существенные факты из биографии
учащегося.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________
2. Направленность личности учащегося:
а) общественное лицо школьника, его стремление и идеалы.
б) интересы и склонности учащегося.
в) отношение учащегося к коллективу и самому себе.
г) отношение учащегося к учению и самому себе.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________
3. Волевые качества учащегося.
Целеустремленность, активность, инициативность. Настойчивость, как относится
встречающимся трудностям, как их преодолевает. Дисциплинированность и степень
ее сознательности.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________

4. Эмоциональная сторона характера:
Уровень эмоциональной возбудимости учащегося, сила и глубина эмоционального
переживания, устойчивость чувств. Какое настроение преобладает: живость или
вялость, быстрота или медлительность, темперамент.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________5. Особенности умственного развития учащегося.
Как учится, понимает материал, излагаемый на уроках. Проявляет
самостоятельность, критичность в суждениях и выводах. Умеет ли правильно
выражать свои мысли в устойчивой письменной форме.

_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ХАРАКТЕРИСТИКА НА УЧЕНИКА

Директор _______________ (ФИО)
Кл. руководитель_________________(ФИО)

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ
1. Какое положение занимает учащийся в коллективе?
(лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)
2. Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим
замечаниям?
(благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)
3. Стиль отношений со сверстниками (спокойно­доброжелательный; агрессивный;
неустойчивый; обособленный)
4. Пользуется ли авторитетом в коллективе?
(у большинства мальчиков, только у девочек, у небольшой группы, не
пользуется
авторитетом)
5. Имеет ли друзей? (только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса,
сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит)
6. В качестве кого участвует в школьных мероприятиях?
(инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель,
дезорганизатор, не участвует)
7. Как выполняет общественные поручения? (с удовольствием, хорошо,
удовлетворительно,
плохо, уклоняется от поручений)
8. С кем чаще всего бывают конфликты? (с одноклассниками, учащимися других
классов, учителями, родителями и родственниками)

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мнение
ученика
Мнение
родителей
Мнение
учителя
Параметры
Предметы,
изучаемый с
удовольствием
Предметы,
вызывающие
трудности
Предметы, которые
хотели бы изучать
дополнительно
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В УЧЕБЕ СО СТОРОНЫ
РОДИТЕЛЕЙ
Параметры
Мнение ученика
Мнение
родителей
Полностью самостоятелен
Оказывается
эпизодическая
Помощь (указать, по
каким)
Оказывается постоянная
помощь

УЧЕТ ПОСЕЩАЕМОСТИ И УСПЕВАЕМОСТИ
Предмет
математика
чтение
3­8
3 3
Сентябрь
10­15
17­22
2 3 н 3
2 н н 3
ЕЖЕДНЕВНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
24­29
4 2 н н 3
Например:

п/
п
1
2
Например:
Дата
5.09.08 Пришел в школу
Наблюдение
с
невыученными уроками по
математике.
Меры, результат
Сообщение
родителям
записку.

через
ВЕДОМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ И ПОСЕЩАЕМОСТИ
ПО ЧЕТВЕРТЯМ
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
предмет
успев пропуск
успев пропус
успев пропуск
и
26
26
3
3
математ
ика
русский
язык
и
ки
0
0
4
4
успев
пропус
ки
3
4
16
16
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
за поведением учащегося за ________ месяц.
Дата
Проблема
Принятые меры

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ.

№ Содержание наблюдений
Не
Иногд
а
Часто
н
а
б
л
ю
д
а
е
т
с
я
1
Учебная деятельность:
ﺻ равнодушие;
ﺻ нежелание учиться;
ﺻ низкая успеваемость;
ﺻ затруднение в освоении
учебных программ;
ﺻ систематическая
неуспеваемость по одному
или нескольким предметам.
Взаимоотношения со сверстниками.
2
Положение в классе:
ﺻ изоляция;
ﺻ противопоставление себя
ﺻ положение вожака микро
коллективу;
группы, состоящих из
трудных учащихся.
Отношение к другим детям:
слабыми и младшими;
ﺻ жестокое обращение со
ﺻ пренебрежительное отношение
ﺻ принадлежность к различным
к сверстникам;
молодежным группам.
3
Взаимоотношения со взрослыми.
С учителями:
ﺻ конфликтный характер
взаимоотношений с одним
или несколькими учителями;
ﺻ грубость;
ﺻ бестактность;
ﺻ ложь.
С родителями:
ﺻ конфликтный характер;
ﺻ ложь;

4
Проведение свободного времени:
ﺻ не занимается в кружках и
секциях;
ﺻ проводит свободное время вне
дома (с друзьями на улице);
ﺻ употребляет спиртные напитки;
ﺻ курит;
ﺻ зарабатывает себе на жизнь;
5
Отношения к труду, профессиональная
ориентация.
Выбор профессии (для
старшеклассников):
ﺻ незнание своих возможностей и
способностей;
ﺻ профессиональная
неопределенность;
ﺻ неразвитость тех четырёх
личности, которые необходимы
для выбранной профессии.

Отношения к труду:
ﺻ отрицательные отношения
ﺻ невыполнения трудовых
обязанностей в школе и дома;
ﺻ недобросовестное отношение

6
Поведение и поступки.
В школе:
ﺻ прогулы;
ﺻ нарушения требований
школьной дисциплины;
ﺻ нецензурная брань;
ﺻ жаргонная речь;
ﺻ порча школьного имущества;
ﺻ срыв уроков;
ﺻ драки.
В семье:
ﺻ побеги из дома;
ﺻ невыполнение домашних
обязанностей;
Противоправные поступки:
ﺻ бродяжничество;
ﺻ попрошайничество;
ﺻ азартные игры;
ﺻ употребление наркотиков;
ﺻ проституция;
ﺻ воровство;
ﺻ вымогательство;
ﺻ порча имущества;
ﺻ нанесение телесных
повреждений (драка).

ПЛАН РАБОТЫ С УЧАЩИМСЯ
Карта эмоционального состояния учащегося в школе
Факторная структура настроения
доминирующее
психическое
противоположное
психическое
состояние
состояние
весело
грустно
интересно
неинтересно
волнение
спокойствие
пассивность
активность
усталость

бодрость
радость
огорчение
раздражение
равнодушие
депрессия
вдохновение
Самое интересное в школе _____________________________________
Самое неинтересное в школе ___________________________________
Ситуация вызывающая беспокойство _____________________________

Директор школы
(ФИО)
_______________
Утверждаю
АКТ
обследования жилищно­бытовых и семейных условий
от "____" _____________ 200 _ года.
несовершеннолетней
________________________________________________
Дата рождения
____________________________________________________
Проживающего по адресу___________________________________________
В присутствии ____________________________________________________
Проведено обследование жилищно­бытовых и семейных условий
подростка.
Время проведения обследования: с_____ час ____ мин. до ____ час ___ мин
Обследованием

установлено,

из
______________________
Мать_____________________________________________________________
_________________________________________________________________
Отец_____________________________________________________________
_________________________________________________________________
и занимался_______________________________________________________

Заключение
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Обследование произведено в присутствии
_________________________________________________________________
Подписи
ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ УЧАЩЕГОСЯ
Дата
Проблема семьи
Что сделано
Результат

Директор школы
Утверждаю

______________
(ФИО)
Акт обследования
социально–бытовых условий жизни семьи
от «____» _____________ 200 _ года.
Мы, нижеподписавшиеся, члены комиссии в составе:
1. _________________________________________
2. _________________________________________
3. Социальный педагог ФИО
составили настоящий акт в том, что провели обследование социально­
бытовых условий жизни семьи.
1. Семья ________________________________
2. Место жительства:
a) по прописке _____________________________________________

(постоянно, временно – нужное подчеркнуть)
b) фактически _____________________________________________
c) другие варианты регистрационного учета ____________________

__________________________________________________________
d) не
состоит
учете

_______________________________________
3. Социальный статус семьи:
(многодетная; приемная; студенческая; семья, где проживают
родители (один из родителей) инвалиды 1 и 2 группы; семья, где
родители
(один из родителей)
несовершеннолетние;
семья,
воспитывающая ребенка–инвалида; семья беженцев или вынужденных
переселенцев; семья, где родители (один из родителей),безработные
(состоят на учете в Центре занятости); семья, где родители (один из
родителей) с алкогольной зависимостью; семья, где родители (один из
родителей) с наркотической зависимостью.)

4. Благосостояние семьи:
(мобильный телефон; автомашина, иные транспортные средства;
земельный участок, дача; гараж, погреб; холодильник; швейная машина;
стиральная машина; телевизор; видео техника, аудио техника,
компьютер, телефон, музыкальные инструменты; сельскохозяйственные
машины с мотором, библиотека (более 50 книг).
(подчеркнуть имеющееся имущество)
5. Характеристика жилого помещения:
(квартира улучшенной планировки, экспериментальная квартира,
«Хрущевка», «Брежневка», полнометражная, квартира малосемейного
типа со всеми удобствами, квартира малосемейного типа с частичными
удобствами, комната в коммунальной квартире, частный дом с
частичными удобствами или без удобств, частный дом со всеми
удобствами, ветхое жильё, число комнат в квартире (в доме) _______).
(подчеркнуть соответствующие варианты)

6. Статус жилья:
(принадлежит Вашей семье на правах собственности
(приватизировано или приобретено); является собственностью Ваших
родственников; находится в муниципальной собственности (не
приватизировано);
принадлежит ведомству,
предприятию;
Вами
снимается).
(подчеркнуть соответствующие варианты)
7. Размеры жилой площади, приходящейся на 1 члена Вашей семьи
(меньше 7 м; 7­9 м; свыше 12 м)
a) Наличие отдельной комнаты для детей
(Да, Нет)
8. Санитарная культура.
(чистота помещения, наличие насекомых (блох, мух, тараканов и
т. п.), свежесть воздуха, воздушно–тепловой режим, периодичность
уборки помещения, наличие чистой одежды у детей, смены постельного
белья и т. п.).
(подчеркнуть соответствующие варианты)
9. Экономическое положение семьи.
Указать основные источники доходов вашей семьи.
(подчеркнуть соответствующие варианты)
a) Заработная плата членов семьи
Отца (до 3 000 руб.; 3 000­5 000 руб.; свыше 6 000 руб.)
Матери (до 3 000 руб.; 3 000­5 000 руб.; свыше 6 000 руб.)
b) Пенсии (по возрасту, по потери кормильца, по инвалидности)
_________________________________________________________
c) Государственное ежемесячное пособие на ребенка, пособие по
безработице; денежные выплаты (по опеке, приемной семье). Стипендии,
алименты, другое (что именно)

______________________________________________________
d) Дополнительные источники:
(разовые приработки, разовые работы, постоянная дополнительная
работа, доходы от подсобного хозяйства (садово­огородных участков
(площадь участка ______, разведение птиц, скота и т. п.),
______________________________________________________________
материальная помощь родственников, доходы от сдачи имущества в
аренду, другие ____________________________ , никаких источников
дохода не имеем).
e) Оцените уровень ежемесячного среднего дохода Вашей семьи.
(за последние 3 месяца, т.е. сколько денежных средств приходится на
одного члена семьи. Для этого суммируйте зарплату, премии, прибыли,
пенсии, пособия, материальную помощь, случайные заработки и другие
денежные поступления, затем полученную сумму разделите на
количество членов в Вашей семье).
(до 300 руб., от 300 до 400 руб., от 500 руб. до 700 руб., от 700 руб. до 100
руб.,100 руб. до 1500 руб., от 2 000 руб. до 2 500 руб., от 3 000 руб. до 3
500 руб., от 4 000 руб. до 4 500 руб., свыше 5 руб.)
10.
(какими льготами пользуется данная семья и на какую сумму в месяц,
Реализация социальных льгот.
подчеркнуть соответствующие варианты)
жилищно–коммунальными льготами _______________________________ ;
льготами по оплате за содержание детей в ДОУ
_____________________;
бесплатным школьным питанием __________________________________;
бесплатными лекарственными средствами __________________________;
льготами за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой
____.

Трудности и проблемы, которые волнуют семью.
11.
(неудовлетворительное материальное положение (увеличение денежных
доходов семьи); трудоустройство, смена работы, страх потерять работу;
плохие жилищные условия (решение жилищного вопроса, смена
жительства); проблема воспитания и образования детей; состояние
здоровья детей; состояние здоровья взрослых членов семьи; наркомания
членов семьи; алкоголизм членов семьи; личная безопасность семьи;
отсутствие взаимопонимания в семье; предстоящие крупные расходы,
приобретения).
12.
(материальная, решение жилищных проблем, медицинская, юридическая,
Виды помощи, необходимые семье.
социально–педагогическая, психолого–педагогическая, решение вопроса
трудоустройства).
13.
Заключение комиссии ___________________________________
«____» ____________ 200__ г. Подписи членов комиссии
(дата заполнения) ____________ / ФИО /