Параметры шрифта. Шрифты

Задумывались ли вы, что такое шрифты? Что делает их особенными в мире компьютеров или что делает их уникальными друг от друга? Почему некоторые люди утверждают, что написание предложения курсивом означает, что вы используете другой шрифт, чем при написании без курсива? Хотите узнать больше о шрифтах и ​​о том, где их найти в Windows или в Интернете? В этом руководстве я попытаюсь ответить на все эти вопросы и объяснить различные мелочи, которые вместе составляют шрифт и семейство шрифтов.

Давайте начнем:

Что такое шрифт?

Шрифт - это набор символов, обычно буквы, цифры, знаки пунктуации и другие символы. Шрифты характеризуются своим размером, весом и стилем. Шрифты могут быть больше, чем другие, или они могут быть более жирными или курсивоными, чем другие.

Все эти характеристики применимы к шрифтам, которые мы используем сегодня, за исключением того, что мы сейчас обычно используем и видим шрифты, отображаемые на экранах всех видов. В то же время мы все меньше полагаемся на бумагу и аналогичные материалы. Шрифты, используемые на компьютерах, в веб-браузерах, в офисных приложениях или любых других приложениях, по-прежнему определяются теми же характеристиками: размером, весом и стилем.

Давайте рассмотрим эти три основные характеристики одну за другой и посмотрим, что делает их значимыми. Наверное, все слышали о шрифте Arial, поэтому мы используем его в качестве примера.

Что такое размер шрифта?

Размер шрифта обычно определяется в точках, которые часто эквивалентны пикселям на мониторах компьютера. Например, шрифт Arial на 18 пунктов означает, что используемый вами шрифт называется Arial и что его символы (буквы, цифры и другие символы) имеют размер или высоту, если хотите, максимум 18 точек. Предложение, написанное в 24 пунктах Arial, выглядит так:

Что такое вес шрифта?

Шрифты также характеризуются весом. Вес шрифта относится к толщине символов, которые он содержит, или, точнее, к толщине штрихов символов. Например, шрифт может быть обычным, жирным, легким. Обычный вес означает, что символы этого шрифта являются стандартными. Легкий шрифт означает, что его символы тоньше, чем у аналогичного стандартного или обычного шрифта. Кроме того, жирный шрифт означает, что символы намного толще, чем обычная форма этого шрифта.

У шрифта также есть больше весов, таких как светлее, полужирный или жирный. Иногда, вес шрифта может быть указан в числах, как, например, шрифт может быть легкий 100 или жирным 600 шрифтом. Тем не менее, обычный пользователь компьютера будет иметь дело со стандартными весами шрифтов и жирными шрифтами. Ниже вы можете увидеть пример шрифта Arial, выделенного жирным шрифтом, наряду с обычными 18 точками Arial.

Что такое стиль шрифта?

Наконец, третья существенная характеристика шрифта - это его стиль. Шрифты могут быть курсивными (или наклонными), сжатыми (или узкими), расширенными и т. д. Например, символы из курсивного шрифта имеют различный наклон. Символы из сжатого или узкого шрифта имеют более узкий интервал, чем стандартный интервал между ними, в то время как расширенный шрифт имеет более широкие интервалы между его символами. Вот пример шрифтов с разными стилями:

В дополнение к трем основным аспектам, которые его определяют (размер, вес и стиль), шрифт также характеризуется другими вещами, такими как дизайн, метод, которым он представлен, символы (с помощью точек или с помощью векторов), или их ориентации. Например, арабские шрифты предназначены для чтения справа налево, а не слева направо, как шрифты, используемые для европейских языков.

Что такое семейство шрифтов?

Семейство шрифтов также называется гарнитурой и представляет собой коллекцию всех шрифтов, которые имеют одинаковые схожие характеристики в дизайне. Шрифты, принадлежащие к одному семейству, могут различаться по размеру, весу и стилю, но имеют одинаковый основной дизайн.

Например, когда люди думают об Arial, они думают о семействе шрифтов Arial, а не обо всех шрифтах, которые оно содержит. Например, семейство шрифтов Arial содержит множество различных шрифтов, таких как Arial Light, Arial Regular, Arial Italic, Arial Medium, Arial Bold, Arial Black, Arial Condensed, Arial Narrow, Arial Monospaced, Arial Rounded, Arial Cyrillic, Arial Greek, и другие.

Хотя все они отличаются друг от друга, все они имеют одинаковый дизайн, который делает их похожими. Например, буквы могут иметь разный вес или иметь более высокий наклон, но в итоге все они выглядят одинаково.

Шрифты как файлы на вашем компьютере

Шрифты хранятся в виде файлов на компьютерах с Windows и другими операционными системами. Это означает, что у каждого из них есть имя, расширение, размер и так далее. Точно так же, как исполняемые файлы почти всегда имеют расширение «.exe» в Windows, шрифты имеют несколько конкретных часто используемых расширений. Наиболее распространенными расширениями для шрифтов являются ".ttf" и "otf".

«.TTF » является аббревиатурой от шрифтов TrueType, формата шрифтов, созданного Apple и лицензированного Microsoft для бесплатного использования в 1980-х годах. Из-за этого этот формат сейчас наиболее широко используется на компьютерах с Windows.

«.OTF » происходит от OpenType, и это формат шрифта, построенный на TTF или TrueType. OpenType также является дочерней компанией Microsoft, но на этот раз она была реализована с помощью Adobe вместо Apple. Шрифты OpenType используются на компьютерах с Windows, а также на веб-сайтах в Интернете.

На компьютерах и устройствах с Windows шрифты, как и все остальное, хранятся в файлах. Эти файлы шрифтов находятся в системном разделе, в котором установлена ​​Windows, в папке «Шрифты ». Другими словами, они находятся в «C: \ Windows \ Fonts ».

Чтобы перейти к управлению шрифтами в Windows 10, вам нужно открыть «Параметры Windows » и перейти в меню «Персонализация ».

Выберите шрифты в левой части окна. На правой стороне, вы увидите все шрифты, установленные в Windows 10. Нажмите на шрифт, для которого вы хотите увидеть более подробную информацию. Вы также можете использовать поле поиска в верхней части, чтобы ввести имя шрифта, который вы хотите просмотреть, а затем нажмите на соответствующий результат поиска.

После выбора шрифта, вам будут показаны примеры текста, используя этот шрифт. Вы можете использовать текстовое поле в верхней части с сообщением "введите здесь, чтобы просмотреть шрифт", чтобы ввести текст.

Если вы выбрали семейство шрифтов, вы получите выпадающее меню со всеми вариантами шрифтов в семействе. Раздел метаданных обновляется на основе шрифта, выбранного в раскрывающемся меню.

Если выбранный шрифт является переменным, в окне "сведения о шрифте " отображается дополнительная ссылка "свойства шрифта переменной ".

В окне Свойства переменного шрифта есть два раскрывающихся меню. Первое меню показывает варианты дизайна, которые составляют семейство шрифтов. Во втором меню показаны оси вариации. Это означает, что помимо вариантов дизайна, шрифт позволяет полную гибкость, так что он может производить любые другие варианты, которые необходимы. Так же, как и в предыдущем окне, у вас есть текстовое поле, где вы можете ввести свой текст, чтобы проверить результаты ваших вариантов.

Как удалить шрифты в Windows 10

Чтобы удалить шрифты, необходимо войти в раздел Управление шрифтами. Для этого перейдите в раздел "Настройки → Персонализация → Шрифты ". "Выберите шрифт, который вы хотите удалить и нажмите на него. В окне сведения о шрифте нажмите кнопку «Удалить ».

Подтвердите действие удаления и шрифт будет удален.

Где скачать новые шрифты

Если вы хотите установить новые шрифты на свой компьютер.

Для этого есть несколько сайтов, где вы можете скачать безопасные, бесплатные шрифты:

Трудно читать при низких разрешениях

Чтение шрифтов с низким разрешением было проблемой первых шрифтов, используемых на экранах компьютеров. Вместо плавных линий шрифты создавали рваные линии, затрудняющие чтение текстов. Шрифты TrueType значительно улучшили использование технологии хинтинга. Позже было добавлено сглаживание и, наконец, субпиксельный рендеринг. Microsoft реализовала последнее под названием ClearType. ClearType может быть включен или выключен в Windows в зависимости от предпочтений пользователя.

Субпиксельная визуализация использует преимущества технологии, используемой в ЖК-экранах. Для каждого пикселя на экране есть три фактических пикселя на ЖК-экране для каждого из основных цветов (красный, зеленый, синий). Белый цвет получается путем запуска всех трех пикселей с максимальной интенсивностью. Субпиксельный рендеринг отображает различную информацию о каждом пикселе цвета, чтобы сгладить края.

Некоторых людей беспокоит эта технология, потому что шрифты кажутся им цветными, а не черными. Эффект ухудшается, если фон на экране не белый. Если у вас есть эта проблема, вы можете отключить эту функцию в Windows.

Краткая история шрифтов

Исторически говоря, слово шрифт, или фонт, означало набор различных символов, которые были либо вырезаны из дерева, либо сформированы из расплавленного металла в форме. Первый шрифт, вероятно, появился, когда была разработана первая техника печати. Это произошло в Восточной Азии, где-то в 206 г. до н.э. - 220 г. н.э., когда китайцы начали использовать ксилографию на ткани и бумаге. Хронологически следующим важным шагом стало изобретение Иоганнесом Гутенбергом механической печати в Европе около 1450 года. Это был момент, когда Гутенберг нанял писца, чтобы помочь ему спроектировать и создать первый шрифт Западного мира. Согласно Википедии, в нем было всего 202 символа, но он служил для печати первых книг в Европе. Вскоре после этого Гутенберг создал второй шрифт с 300 символами, который он использовал для создания первой в мире печатной Библии. Это известно, как Библия Гутенберга, или Библия с 42 линиями, Библия Мазарина или B42. Независимо от названия, которое она носит, он знаменует начало эпохи печатной книги в Европе и вообще в Западном мире.

После этого было разработано много разных типов шрифтов, но период роста шрифтов был в 20 веке, когда печать стала индустрией, и промышленные печатные машины стали обычным явлением. Это был период широкого распространения печатных книг и газет, и, таким образом, это было время рождения множества различных шрифтов.

Наконец, начиная с последней половины 20-го века, люди перешли от чтения на бумаге к чтению на экранах. Из-за роста Интернета чтение новостей и поиск письменной информации, в общем, становятся все более популярными на компьютерах, планшетах, смартфонах и других подобных устройствах. Люди не только стали обращать гораздо больше внимания на то, как выглядят шрифты при отображении на экранах, но и больше людей, чем когда-либо прежде, начали создавать шрифты. Таким образом, сегодня, вероятно, почти невозможно узнать, сколько существует различных шрифтов.

Какие шрифты вы предпочитаете?

Я надеюсь, что в этой статье мне удалось пролить свет на то, что такое шрифты и семейства шрифтов. Напишите в комментариях, какие шрифты вы предпочитаете использовать. Если у вас есть какие-либо вопросы по этой теме, не стесняйтесь спрашивать в комментариях ниже, и я сделаю все возможное, чтобы ответить на них.

Это может помочь вам наладить контакт с пользователем, сформировать бренд и задать тон всему проекту. Неправильный шрифт может сделать дизайн плоским, разрозненным или даже дать пользователям неверное представление о вашем бренде. Теперь, с этим знанием, давайте рассмотрим несколько примеров красивой типографики от Design Shack .

Настроение и сообщение, которое вы хотите донести должны соответствовать друг-другу

Может прозвучать странно, но это так: у каждого шрифта свое настроение. И точно также, как и ваше настроение, оно может меняться от окружения.

Это настроение помогает задать особенности проекта. Это обусловлено тем, что люди подумают о контенте. Это создает связь между тем, что вы делаете, и тем, кто вы и как люди реагируют на вас. (Слишком много давления для подписи, правда?)

Создание правильной связи начинается с понимания того, что вы хотите, чтобы нес ваш проект, а также немного знаний о разных стилях и истории шрифта.

Сравните сообщения

Вы имели ввиду это?

Или пытались сказать это?

Единственная разница здесь в шрифтах. Видите, насколько разные эти сообщения?

Настроение шрифтов для начинающих

Нет определенной науки по сопоставлению шрифтов по настроению. На самом деле, в основном, это происходит интуитивно, и нужно просто посмотреть на шрифт и слово вместе, чтобы понять, что они несут (Если не верите в это, посмотрите на предыдущий пример).

Вот некоторые примеры, чтобы начать работу с разными стилями типографики.

  • Шрифт с засечками (Serif): вечность, формальность
  • Новостильная антиква (Modern serif): глянец, высокая мода
  • Брусковый (Slab serif): важность, внимание
  • Шрифт без засечек (Sans serif): нейтральный, простой
  • Сжатый (Condensed): авторитетный, интенсивный
  • Жирный (Black or bold): важность, стоп
  • Рукописный (Script): элегантный, характерный
  • Геометрический (Geometric): ретро, детский
  • Моноширинный (Monospaced): на основе кода, резкий
  • Округлый (Bubble or rounded): дружелюбный, живой
  • Винтажный (Vintage): модный, крутой
  • Гранжевый (Grunge): грубый, мистический

Избегайте клише

А вот и сложная часть: не попадите в ловушку, используя клишированные шрифты из-за их общей ассоциации или потому, что вы не уверены, что делать. Вы можете найти списки по всему интернету, в которых рассказано какой использовать шрифт для любого типа проекта. Здесь вы этого не получите.

Может, вам захочется смешать шрифт с засечками с более легким контентом, или сделать рукописный шрифт более мужским. Как и в любом сочетании шрифтов, выберете один для заголовка и громких слов, и что-то более простое для остального текста. Это сочетание может быть более традиционным, если выбрать шрифты с засечками, или более современным с винтажным и новостильной антиквой.

Учитывайте окружение

Важной частью восприятия шрифта является то, какие элементы его окружают. Это может быть что угодно — от изображений до других шрифтов. Разные комбинации могут заставить пользователя по разному воспринимать увиденное.

Подумайте о каком-нибудь простом шрифте без засечек. В основном эти шрифты довольно нейтральные, и будут подстраиваться под значение их окружения. Посмотрите на два изображения выше, например. Они воспринимаются по-разному? На обоих изображениях шрифт одинаковый, однако на выходе результат весьма разный. На картинке с аэропортом вы можете почувствовать суету и волнение, а вот картинка с пляжем веет спокойствием.

Кто ваша аудитория?

Есть еще один элемент, который вы не можете контролировать, когда дело доходит до типографики и настроения. Это то, как ваша аудитория воспринимает ваш контент и вариации шрифтов.

Давайте возьмем Comic Sans, про который пошучено уже ни раз. Большинство дизайнеров не станут его использовать. Они ухмыльнутся и посмеются, если кто-то из коллег создаст с ним проект. С другой стороны, Comic Sans популярный шрифт. Вы найдете его везде — от церковных бюллетеней, до любительских газет и простых вывесок.

Там, где вам кажется есть реальная проблема с дизайном, всегда будут люди, у которых ее не будет. Тоже самое может случиться с любым шрифтом.

Пользователи будут подходить к дизайну с разных точек зрения. Заранее примем во внимание вашу аудиторию и попытаемся предсказать, как они воспримут дизайн. Что они подумают о вашем выборе типографики? Можете ли вы принимать решения, которые совпадут с тем, чего они хотят или ждут от проекта?

5 шрифтов, которые ни один уважающий себя дизайнер не станет использовать

Выбирать или не выбирать шрифт не должно быть грустным решением. Всем нам в жизни резало глаз, когда замечательный дизайн был разрушен глупым или просто чрезмерным использованием неправильного шрифта. Просто веселья ради представляем вам пять шрифтов, которые мы уверены, вы никогда не станете использовать:

  1. Papyrus: Он сложно вписывается в любой дизайн и при этом у него серьезные проблемы с читаемостью.
  2. Jokerman: Любой шрифт, в котором есть горошек, шипы или завитушки откровенно смешной.
  3. Times New Roman: Шрифт по умолчанию из текстовых редакторов и экзаменационных тестов за 10 класс. Это нормальный шрифт, но может иметь легкий оттенок лени.
  4. Impact: Если вы хотите кричать своим пользователям: «Это очень важно, нужно прочитать это сейчас!» тогда выбирайте его. (Это был очень хороший шрифт... пока мемы не испортили его).
  5. Comic Sans: Слишком много о нем уже сказано.

Заключение

Ваше настроение, настроение вашей аудитории и настроение типографики объединяются, чтобы создать общее восприятие проекта.

При планировании проекта и работе над его созданием, не забудьте принять во внимание настроение вашей аудитории. И если вы споткнулись по пути — не волнуйтесь, так бывает. Извлеките уроки из этих ошибок и переосмыслите процесс со следующим проектом.

У каждого человека есть свой почерк. Записывая информацию от руки на бумаге, мы преобразуем ее в определенные символы. Точно также , которая выводится на экран компьютера или на принтер, первоначально проходит этап преобразования символов текста в их изображения на экране или на бумаге. Для этого используются компьютерные шрифты.

Проводя сравнение между почерком человека и компьютерным шрифтом, можно сказать, что шрифт является аналогом почерка. Точнее, шрифт – это набор изображений символов определенного алфавита . Эти изображения, как правило, выдержаны в одном стиле, в общем формате, имеют одинаковый дизайн.

Шрифт является для компьютера инструкцией, в каком виде следует выводить символы текста на экран или на печать.

Шрифтов много, отличаются они друг от друга по трем параметрам:

  • гарнитура,
  • размер символов,
  • начертание.

Рассмотрим эти параметры шрифта.

Гарнитура шрифта

Гарнитура шрифта – это один шрифт или набор шрифтов, имеющих одинаковый дизайн, общее художественное решение. Как правило, шрифты одной гарнитуры разрабатываются одним автором.

Лингвистически слова «гарнитура» и «гарнитур» похожи. Гарнитур означает набор предметов, имеющих схожее назначение, например, мебельный гарнитур, ювелирный гарнитур и т.п. Также и гарнитура объединяет набор шрифтов для вывода текста на экран или на принтер. Все предметы из гарнитура, также как все шрифты одной гарнитуры, выполнены в одном стиле, имеют единое художественное решение.

Каждая гарнитура имеет свое имя, например, Times New Roman, Courier New. Есть гарнитуры со специальными символами, например, Symbol и Wingdings.

В названиях компьютерных шрифтов русские буквы не используются. Вместо этого применяется латинский алфавит, например, «Baltica», «Svetlana» (это транслитерация, когда русские названия пишутся английскими буквами). Также возможен английский перевод русских названий шрифтов, например, «Schoolbook». Шрифты, которые пришли к нам с Запада, сохраняют свои названия, например, шрифт Garamond.

Слово «гарнитура» обычно опускается. Как правило, просто говорят «выберите шрифт Arial» или «документ набран шрифтом Times New Roman». Также обычно упрощают и вместо «гарнитура», либо «имя гарнитуры» говорят «имя шрифта ».

Размер символов шрифта

Если гарнитура (проще говоря, имя шрифта) является первым параметром шрифтов, то вторым параметром является размер символов шрифта .

Можно встретить еще такое название – кегль шрифта (кегель шрифта). Это то же самое, что и размер шрифта.

Зачем нужны разные размеры шрифта? Обычно заголовки печатаются крупнее, чем основной текст документа. Таким образом, к заголовкам привлекается внимание, что облегчает чтение документа при первом же взгляде на страницу. Текст в сносках и примечаниях набирается мельче, чем текст основного текста документа, что подчеркивает второстепенность представленной там информации.

Как задается размер шрифта (или кегель шрифта)? Обычно пользователи выбирают размер шрифта – 8, 10, 12, 14 и т.д. Здесь цифры означают размер символов шрифта по вертикали в типографских пунктах между вершиной самого высокого символа и нижней точкой самого низкого (см. рисунок).

Слово «пункт» произошло от немецкого слова «punkt» и переводится как «точка». Для тех, кто любит цифры, сообщаю, что один пункт равен 1/72 дюйма, то есть 0,3528 миллиметра. Соответственно, для того, чтобы 8 пунктов перевести в миллиметры, надо 8 умножить на 0,3528. В результате получится, что 8 пунктов – это 2,8224 миллиметра.

Начертание шрифта

Перейдем к последнему третьему параметру шрифтов, точнее, к начертанию. Начертание шрифта – это разные варианты шрифта внутри одной гарнитуры, точнее:

  • стиль и
  • насыщенность шрифта.

Самыми распространенными стилями шрифтов являются прямой и курсив. Если пользователь термина «курсив» не знает, то упрощенно он говорит, что использует «штрих с наклоном ».

Насыщенность отвечает за толщину штрихов символов. Обычно используют нормальное (обычное) и полужирное начертания. Последнее иногда еще упрощенно называют «толстый шрифт», если не знают терминов «полужирный» или «жирный».

Некоторые гарнитуры могут содержать шрифты светлой (thin), очень светлой (light), жирной (heavy) и сверхжирной (ultra heavy) насыщенности.


Компьютерные программы позволяют применять обычное, курсивное, полужирное и полужирное курсивное начертания шрифтов. В некоторых шрифтах (точнее, гарнитурах) есть все перечисленные начертания, а в некоторых есть только одно начертание, как правило, обычное начертание. На то, как говорится, воля художника, автора шрифта.

На настоящий момент разработано немало шрифтов, и непрофессионалу трудно разобраться в их многообразии и предназначении. Существует несколько классификаций начертания. Они делятся по своему предназначению и происхождению.

Виды шрифтов и их историческая классификация

С точки зрения начертания все шрифты, которые используются в современности, произошли от разработанных мастерами в Средние века и раньше. Можно условно поделить их на три большие группы:

Антикву.
. Египетские.
. Гротеск.

Каждый из них имеет свой определенный стиль начертания, который копирует манеру, используемую в античности, Древнем Египте и во времена Возрождения. Они также делятся на подгруппы, в которых учитывается размер штрихов, полутени и другие особенности написания.

Виды шрифтов и их классификация

Наиболее часто встречается иная систематизация всех используемых видов начертаний букв и цифр. На ней стоит остановиться подробнее.

1. Базовые шрифты

Эти виды шрифтов отличаются строгостью начертания и правильными пропорциями в написании букв и цифр. Относятся они к строгому классическому стилю. В них не используются орнаменты и витиеватые украшения, лишь засечки.
Базовые или классические виды шрифта для оформления применяются в деловых письмах, компаний с такими направлениями работы, как медицина, строительство, образование. Часто можно встретить базовое начертание в листовках.

2. Тематические шрифты

В этой группе собраны начертания от современных до винтажных. Такое объединение не случайно, так как все эти виды шрифтов имеют определенную направленность. Их применяют на чертежах, для оформления плакатов различной тематики (праздничные, детские, агитационные и прочие).

Яркий пример этого стиля - начертание в стиле оформления советских Этим шрифтом не стоит оформлять большие массивы текста, а лучше всего он будет смотреться в заголовках полиграфических изделий. "Советский" стиль также применяют для логотипов и слоганов. Все тематические шрифты применяются исходя из области предназначения. В других местах они будут смотреться неуместно.

3. Ручное начертание

Это группа латинских, кириллических и прочих символов, написанных с имитацией письма карандашом, ручкой, граффити и прочих видов ручной росписи. По своей стилистике это многочисленная группа. Тут можно встретить как росчерки с большим количеством орнаментов и соединениями между букв (нужных, чтобы текст выглядел целостным), так и небрежные по исполнению виды ручного письма, имитирующего печатные буквы, сделанные мелом на

Каллиграфические шрифты часто используются для заголовков, написания слоганов и оформления. Они выполняют декоративные функции и не подходят для выполнения основного текста.

4. Языковая стилистика

Виды шрифтов в этой группе берут в качестве своей основы начертание из различных письменных культур: арабской, китайской, греческой, римской и прочих. Если изучать эту группу на основе начертания кириллицы, то в некоторых случаях отличить слова на русском от китайского или арабского достаточно сложно.

Наиболее часто оформление в стиле этнического начертания используется на вывесках, в полиграфической продукции, при украшении обложек и в заголовках книг. Можно встретить примеры такого начертания в каталогах ресторанов китайской и японской кухни.

5. Искажение формы

Стили начертания, которые относятся к этой группе, выделяются необычными формами, измененными пропорциями и очертаниями. Все эти виды можно разделить на несколько небольших групп:

Трехмерные.
. Цифровые.
. Треугольные.
. Квадратные.
. Буквица.
. Округлые.

Чаще всего декоративные функции в этих шрифтах ярко выражены и даже в классическом начертании они выделяются среди базовых разновидностей. Хорошо смотрятся эти разновидности в крупных надписях и заглавиях.

Приведенная выше классификация подходит для издателей и разработчиков плакатов, логотипов и интернет-сайтов. Благодаря ей можно создать подробный каталог по разделам и использовать его для выбора написания разных текстовых фрагментов.
Разные виды шрифтов могут сочетаться между собой для получения броского и эстетичного текста. Кроме использования в уместных местах, также важно выбирать стиль начертания, исходя из текстуры основы. Хорошо выглядящий на плакате или сайте шрифт может смотреться некрасиво на текстуре под кожу. Так, винтажные начертания лучше всего смотрятся на состаренной и грубой бумаге, а современный шрифт подходит к глянцевому фону.

Оформление плакатов

Прежде всего для выбора внешнего облика текстового нужно обратить внимание на макет. Будет ли это только текстовый фрагмент без иллюстраций или начертание будет дополнять фото или рисунок? Важно учитывать и направленность плаката:

Слова на любом из плакатов должны привлекать к себе внимание и помогать ему выделяться среди сотен подобных. Можно условно по типу начертания разделить все плакаты на две группы:

Типографские (наборные).
. Графические (рукописно-художественные).

Первые плакаты используются для просветительской деятельности, а также для сообщений о мероприятиях (афиши). Лучше всего подбирать подходящий шрифт, а также его цвет и размер вместе со специалистом-типографом.

Наиболее интересные виды шрифтов для плакатов применяются при создании их в графическом стиле. Тут простор для фантазии дизайнера более широк: кроме наборных видов начертаний, можно встретить имитацию ручной подписи и использование других декоративных элементов.

Особенности применения шрифтов в тату

Как правило, для создания татуировок в последние годы используется латиница и написание в ручной подписи. Эти виды шрифтов для тату стали основой для самых стильных и модных орнаментов. Мастера предлагают такой выбор неспроста - латинские буквы и английский язык на теле выглядят очень красиво, а украшенные дополнительными вензелями и узорами, они создают цельный узор. С первого взгляда такую татуировку не прочесть, но знающие язык могут приглядеться и расшифровать начертанное слово или фразу.

В качестве исключений в основном у мужчин можно встретить на теле современный базовый и даже церковный шрифт (кириллицу). Хорошо смотрятся такие варианты, когда фраза подходит под стиль написания и в целом татуировка выглядит гармонично. Не рекомендуется сочетать несколько разноплановых шрифтов. Также не стоит делать слишком мелкую строчку татуировки, так как со временем она слегка размывается и может превратиться в темное нечитаемое пятно. Хорошая читаемость также обязательна для использования шрифтов в татуировках.