Поминальная в году какого числа. Какого числа родительская после пасхи

Во 2-ю, 3-ю и 4-ю седмицы Великого поста в храмах совершается особое сугубое поминовение усопших. Эти дни именуются родительскими субботами.

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, превратив Димитриевскую поминальную субботу в один из «родительских дней».

Родительские субботы в 2017 выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная)– 18 февраля 2017 г.
  • Суббота 2 седмицы Великого поста – 11 марта 2017 г.
  • Суббота 3 седмицы Великого поста – 18 марта 2017 г.
  • Суббота 4 седмицы Великого поста – 25 марта 2017 г.
  • Поминовение усопших воинов – 8 и 9 мая 2017 г.
  • Радоница– 25 апреля 2017 г.
  • Троицкая родительская суббота в 2017 году – 3 июня 2017 г.
  • Дмитриевская родительская суббота – 4 ноября 2017 г.

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию. Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе. И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становятся приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3; 20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3; 10).

Суббота – последний день седмицы. Это день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться» ).

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Дмитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство, согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

Церковный календарь является для каждого верующего неотъемлемой частью их жизни. Так обратившись к церковному календарю можно узнать не только о предстоящих праздниках и постах, но и о традициях их проведения. Благодаря такому календарю можно легко и просто распланировать свой график, выделив рабочие, выходные, а главное для каждого верующего, поминальные дни.

Именно поминальные дни являются одними из самых главных для каждого человека. Ведь в эти дни мы поминаем наших усопших родственников. Именно усопших, так как христианским верованиям умирает только физическое тело, а вот душа живет вечно. И чем больше мы будем молиться, и поминать наших усопших родственников и близким, тем легче им будет предстать перед Страшным судом.

Поминальные субботы в народе называют родительскими днями. Это специальные дни для поминания памяти усопших родственников. В каждый год они припадают на разные даты. Поэтому, для определения родительских суббот, лучше всего обратиться к лунному календарю.

На календарный год таких суббот выпадает девять. Первой поминальной родительской субботой стала Вселенская мясопустная суббота. Припала она 18 февраля. Это единственная родительская суббота за весь зимний сезон.

А вот в марте этого года было целых три родительские субботы. Первая припала на 11 марта, это вторая суббота Великого поста. Вторая суббота припала на 18 марта и это соответственно третья суббота Великого поста. Ну и третья суббота припала на 25 марта, и это 4 суббота Великого поста.

В апреле был всего лишь один родительский поминальный день. И припал он, не на суббота, как принято, а на вторник. Ведь именно во вторник 25 апреля православные отмечали праздник Радуница. Это самый большой поминальный день в году.

Дополнительным поминальным днем, дата которого остается неизменной, это 9 мая. Именно в этот день, не только наша страна и не только православные, но и другие веры, поминают погибших воинов от рук фашистской Германии во времена Второй мировой войны.

Что же касается летнего периода, то на него припадает только одна родительская суббота. А вот проходила она 3 июня за день до великого праздника Троицы.. А вот в июле и августе поминальных суббот не было. При этом поминальные процедуры проводили во время больших праздников.

А вот на осенний период припадает две родительские субботы. Одна из них уже прошла. Но, как и в ситуации с весенними родительскими днями она припала совсем не на субботу. Так, этот родительский поминальный день припал на понедельник 11 сентября. А вот приурочен он был усопшим православным воинам.

Ну и последняя в этом году родительская поминальная суббота припадает на 4 ноября и имеет название Дмитриевская родительская суббота. Но, поскольку эта суббота совпадает с празднованием Казанской иконы Божией Матери, то было принято решение перенести эту поминальную субботу на 28 октября.

В церковном календаре отмечено множество праздников, почитаемых православными христианами. К ним относятся и родительские субботы. Большинство их них зависят от календарного празднования Пасхи, поэтому меняют даты из года в год.

— время, в которое во всех церквях и храмах служат литургии, поминая усопших. К таким праздникам православные пишут записочки с именами своих почивших родственников, чтобы священники упомянули их во время службы. Также в эти дни принято посещать кладбища, чтобы отдать дань памяти своим близким.

Кроме обычных, существуют еще и Вселенские родительские субботы. В это время поминают всех усопших, в том числе пропавших без вести, не захороненных должным образом, а также святых, погибших за православную веру.

Родительские субботы в 2017 году

18 февраля — Вселенская мясопустная родительская суббота. Она так названа из-за запрета на употребление мясной продукции. Начинается праздник за 7 дней до начала Великого поста перед Пасхой. В народе суббота получила название Малая Масленица, потому что проходит за неделю до Масленицы. В этот день все православные верующие служат панихиду за всех усопших начиная со времен сотворения мира. По традиции готовят особое блюдо — кутью. Оно представляет собой кашу с орехами, цукатами или сухофруктами, смазанную медом. Особый смысл этого блюда в том, что зерно, для того, чтобы дать хлеб, сначала должно истлеть, а потом возродиться. Так и человеческое тело должно быть предано земле, чтобы бессмертная душа продолжила свой путь в Царствии Небесном. В этот день посещают церковь, освещают кутью, а поход на кладбище нежелателен. В храме или дома стоит помолиться за всех усопших, чтобы помочь им вознестись к Господу:

«Господи Иисусе! Молятся Тебе рабы твои за упокой всех почивших ныне и обитающих в Царствии Небесном. Упокой души не погребенных, и даруй им вечный покой под взором Твоим. От начала мира сотворенного и по сей день. За всех молимся, за каждого почившего на земле и в воде, в воздухе и полыме. Аминь».

25 марта — родительская суббота четвертой седмицы (или недели) поста. В период Великого поста православные продолжают молиться за души своих умерших родственников, посещают кладбище, где также просят у Господа смилостивиться над всеми усопшими. В период поста, если родительские субботы не выпадают на значимые церковные праздники, службы короткие. Церковью установлено 3 дня молитв, соответственно каждой родительской субботе. Православные несут записки с именами всех, кого хотят помянуть, а также приносят на канон продукты. Эта древняя традиция поминовения усопших через предложенное угощение.

25 апреля — Радоница. Название происходит от слова «радоваться», ведь светлый праздник Пасхи продолжается. Этот день выпадает на вторник, и после панихиды и пасхальных песнопений православные христиане посещают могилы своих умерших родственников, чтобы помянуть память и помолиться за их души:

«Господь наш Всемогущий. Веруем в Тебя и уповаем на Царствие Небесное. Прими к себе души наших родственников (имена), а нас наставь на путь истинный, да избавь нас от лукавого, мыслей нечистых, злобы и скорби неуместной. Возрадуемся вместе, дабы души близких вознеслись к Тебе. Аминь».

9 мая происходит поминовение всех усопших воинов. Этот великий день отмечается по всей стране. Отмечая главный праздник Победы в Великой Отечественной войне, все православные христиане молятся о душах защитников, павших в бою. Также в литургии упоминаются все военнослужащие, отдавшие жизнь за человеческий род, за его процветание и благополучие.

3 июня — Троицкая родительская суббота. Она так же, как и мясопустная, празднуется накануне поста. В этот день проходит панихида (ночное бдение), где молятся о душах всех усопших православных христиан со времен сотворения мира. Упоминаются великомученики, которые приняли смерть от неверующих, не отступившись от своей веры в Иисуса Христа. Этот день также предшествует празднику Троицы, или, как его еще называют, Пятидесятницы.

28 октября — Дмитриевская родительская суббота. Праздник назван в честь Дмитрия Солунского, святого великомученика. Этот день был изначально отведен под поминовение усопших воинов, сражавшихся на Куликовской битве. Сейчас Дмитриевская родительская суббота — это день поминовения всех умерших православных христиан.

Каждый православный христианин свято чтит церковные праздники и проводит время в молитвах. Они открывают душу Господу, очищают сознание и помогают вступить на праведный путь. Слова, исходящие из сердца, всегда находят отклик на Небесах, поэтому место для молитвенных слов не играет огромной роли. Молиться можно и дома перед святыми образами, при свечах или просто в момент слабости и сомнений. Мы желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Родительские субботы – это важные даты в православном календаре, и названы так именно потому, что выпадают они на шестой день недели. Как известно всем верующим, некоторые православные даты из года в год смещаются, а потому каждый год нужно обращаться к актуальному православному календарю, в котором не только обозначены важные даты и праздники, но и рассказывается их история. Когда пройдут родительские субботы в 2017 году, мы расскажем в этом материале.

Родительские субботы: даты на 2017 год

Всего в году насчитывают 8 дней памяти усопших, семь из которых всегда проходят по субботам, а восьмой день памяти всегда выпадает на вторник и эта дата привязана к дате одного из самых важных православных праздников Пасхе. День памяти, что выпадает на вторник, всегда отмечается на 9 день после Пасхи.

Родительские субботы в 2017 году пройдут в следующие дни:

18.02.2017 – Вселенская (мясопустная) суббота. Этот день памяти всегда проходит за 7 дней до начала Великого поста.
11.03.2017.
18.03.2017.
25.03.2017.
25.04.2017 – Радоница, девятый день со дня празднования Пасхи.
09.05.2017 – день памяти погибших воинов.
03.06.2017 – Троицкая суббота.
28.10.2-17 – Дмитриевская суббота.

Несмотря на то, что всего насчитывается 8 родительских суббот, наиболее важными считаются мясопустная суббота (канун недели о Страшном суде) и Троицкая суббота перед большим праздником Святой троицы. Важными также считаются и Радоница и Дмитриевская суббота.

Родительские субботы: что нужно делать

Родительские субботы – это дни памяти тех, кто отошел в мир иной. Как правило, в церквях проходят панихиды по умершим, где можно поставить свечу за упокой близких. В эти дни нужно навещать могилки своих близких, вспоминать о них, молиться.

Многие по ошибке посещают кладбище на светлый праздник Пасхи, не обладаю достоверной информацией о том, когда это делать можно, а когда нельзя. Более того, посещение кладбища в день Пасхи противоречит церковному уставу, который гласит, что до девятого дня Пасхи нельзя поминать умерших. Даже если человек отходит в мир иной на праздник Пасхи, его хоронят по особому пасхальному чину.

Дабы избежать подобных ошибок, поминать усопших лучше всего именно в родительские субботы, которых насчитывается 8. В эти дни в церквях утром и вечером проходят специальные службы. А если нет возможности посетить храм, то помолиться за умерших можно и дома, выбрав тихое место, где никто не побеспокоит. В родительские субботы очень важно помнить и молиться за тех, кто уже не с нами – это самое важное дело и цель таких дней памяти. Считается, что души усопших обретают покой, когда за них на земле молятся, когда о них помнят. Ведь не зря говорят, что любовь к тем, кого уже нет с нами, живет в сердцах живых людей. Считается что и душа умершего жива до тех пор, пока о ней помнят и пока за нее молятся.

Кроме молитв и посещения храма, на Родительские субботы надо сходить на кладбище, поставить на могилке свечу и помолиться. Можно пригласить на кладбище священника с целью совершить литию.
На Родительские субботы надо навести порядок на могилке: прополоть землю, выкинуть старые цветы, принести новые, поменять лампадки и ленточки на могильной плите. Вопреки распространенной традиции носить на кладбище еду и спиртные напитки, чтобы помянуть усопшего, этого делать нельзя, так как такое действие имеет языческий характер, а потому неуместно в православии.

Важно помнить, то Родительские субботы – это не дни траура и скорби, это дни памяти. Здесь есть важный нюанс – поминать усопших нужно со светлыми мыслями, а не с грустью, иначе душа не сможет найти покой. Как бы сложно не было бы пережить утрату, вспоминать умерших близких надо с улыбкой и легким сердцем, тогда и им будет хорош на том свете.

Дни особого поминовения усопших в 2017 году по канонам православной церкви смещаются относительно Пасхи. Исключением является один день, характерный только для России.

Дни, когда Церковь особо вспоминает умерших, на Руси традиционно называют родительскими субботами . День субботы считается днем покоя, поэтому мы молимся об упокоении своих близких и всех от века умерших православных христиан со святыми. Родительскими субботы названы потому, что поминаем мы чаще всего своих умерших родителей и прямых предков. Почти все дни поминовения определились в церковном календаре еще во времена первых христиан.

ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА (МЯСОПУСТНАЯ) в 2017 году приходится на 18 февраля . Основанием для установления Вселенского поминовения в этот день послужило то, что в следующее воскресенье вспоминается Страшный суд и Второе пришествие Христово. Кроме этого, во время подготовки к Великому посту в этот день христиане призваны возлюбить всех преждеусопших и вспомнить, что мы с ними находимся в едином Теле Христовом.

2-я, 3-я, 4-я СУББОТЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА, приходятся в 2017 году соответственно на 11 марта, 18 марта и 25 марта.

Кроме вселенского поминовения усопших, совершаемых в некоторые родительские субботы, Церковь совершает вселенские панихиды в субботние дни 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. В эти дни Церковь молится об оставлении христианам "вольных и невольных прегрешений… и вечном их упокоении со Святыми".

Радоница занимает особое место в годичном круге церковных праздников, этот день находится сразу после Светлой седмицы, что призывает христиан не страдать по поводу смерти близких, а радоваться их рождению в вечную жизнь.

В этот день совершается такое же заупокойное богослужение, как и во Вселенскую Родительскую Субботу. Сближает эти дни поминовения и то, что они размещаются в церковном круге за неделю до поста. Троицкая родительская суббота предваряет Апостольский или Петровский пост.

ДИМИТРИЕВСКАЯ СУББОТА в 2017 году приходится на 4 ноября и совпадает в этом году с праздником во имя Казанской иконы Божией Матери.

Димитриевская суббота была установлена Дмитрием Донским после Куликовской битвы, в это день Церковь исторически вспоминает всех православных воинов.

В последние годы получил распространение еще один день поминовения воинов – 9 мая , в память о тех, кто пострадал в лихие годы Великой Отечественной Войны. Это день не утвержден Церковью, традиция только формируется.

У восточных христиан есть традиция устроения еще одной поминальной субботы – перед днем Покрова. В 2017 году она приходится на 7 октября .

Все даты приведены по новому стилю.

Во все дни можно осуществить поминовении крещеного в Православной Церкви усопшего за Литургией. Для этого заранее подаются специальные записки, называемые в просторечии «Обедни об упокоении».

Об упокоении можно заказать в монастырях Неусыпаемую Псалтирь , что издавна считается великой милостынью за усопшую душу.

Так же существует обычай заказывать панихиды , которые можно служить не только в храмах, но и на кладбищах.

Есть еще один вид поминовения, заупокойная лития , может совершаться мирянином на кладбище или дома.

Существует древняя традиция освящения кутьи – особой поминальной трапезы, которую после освящения вкушают дома с молитвой.

Кроме этого, у православных христиан широко распространено поминовение усопших с помощью подачи милостыни . Особо в этом ряду стоит подача «на канон» , то есть приношения мирянами в храм продуктов на трапезу священнослужителей, распределение продуктов трудящимся в храме и нуждающимся.