Понятие у вэй в переводе с китайского. Постоять над бездной или в мире афоризмов вэй дэханя

Казалось бы, в Китае, где общепринятой нормой является трудоголизм, никто и не догадывается о существовании понятий “лень” и “безделье”. Однако в даосизм, традиционное китайское учение, был включен и такой термин. Философия у-вэй похожа на прокрастинацию и леность. Но в ней есть то, что отличает её от бессмысленного времяпрепровождения. В первую очередь, сторонники такой философии просто не вмешиваются в естественный ход вещей. Зачастую это называют “созерцанием вещей с места”. Будто человек отдыхает и старается не вмешиваться в свою жизнь и окружающий мир. Но при этом занимается размышлениями о насущных вопросах бытия: смысл жизни, сущность человека, долг, честность, добро и зло.

Лао-Цзы, известный древнекитайский философ, утверждал, что миром нельзя овладеть, если стремиться к этому. Он называл его священным сосудом, который проклинает каждого, кто относится к нему неуважительно и потребительски. В этом состоит основа учения у-вэй. Это в корне отличается от того, что принято в Европе и Америке. Большинство книг про счастливый образ жизни в один голос твердят о том, что успех и стремление к завоеванию мира любой ценой необходимы для обретения спокойствия. Но все же такой образ жизни часто приводит к глубочайшим . А философия у-вэй хоть и является менее эффективной, но при этом только способствует внутренней гармонии.

Бездействие не равняется ничегонеделанию

Оно отрицает бездумное стремление реализоваться и достигать своих целей. Ведь это разрушает душу и только отдаляет нас от обретения гармонии. Философия у-вэй — это не просто . Ведь основой счастливой жизни является равновесие внутри человека и между ним и Вселенной. Это и есть секрет успеха у-вэй: отрешение от земного навстречу чему-то более великому. Для этого нужно отказаться от любых негативных занятий. Например, прекратить критиковать других или заполнять свою голову пессимистичными мыслями.

Каждый из нас обладает большим запасом энергии и потенциала, которые нужно разумно использовать. Вы должны отказаться от того, чтобы тратить ваши ресурсы на мелкие и бесполезные дела. Все это понадобиться вам для достижения более глобальной цели.

Вселенная не работает против вас

Философия у-вэй призывает перестать бороться с . Ведь если осознать себя его частью и начать существовать вместе с ним, а не для или против него, то можно достичь освобождения души. Мы не живем для кого-то или чего-то. Наша основная цель — это научиться работать вместе с тем, что нас окружает. Весь все в мире зависит друг от друга.

Отсутствие определенной цели не есть плохо

Гармония и — это то, что определяет нас и наш путь по жизни. У-вэй нацелено на то, чтобы отказаться от напрягающих и стрессовых занятий. Например, целеполагание и движение к чему-то определенному. Обратите внимание на современную молодежь. Они довольно много работают, отдавая все свои силы на продвижение по карьерной лестнице. Такой образ жизни равняется саморазрушению. Например, ремесло художников или скульпторов не должно поддаваться ни логике, ни четкому плану. Дело их жизни становится частью души, которая движется сама по себе. Философия у-вэй уверяет, что и ногда нужно довериться течению и потоку, который вас несет.

Существуют высшие силы или нет, но каждый природный процесс вызывается чем-то. Мы согласны, что существуют научные обоснования многих метаморфоз, но есть что-то, что их запускает. Вы же не стремитесь остановить движение Земли вокруг своей оси или истребить всех насекомых на планете. То же самое происходит и с человеком. Наша обыденность порой разбавляется неожиданными переменами, которых не нужно противиться. Ведь все, что с вами происходит, может привести к чему-то действительно хорошему.

Согласно Лао-Цзы, «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если кто хочет присвоить его, потеряет его». В этой фразе сокрыта вся суть философии у-вэй.

Такие взгляды в корне противоречат западной философии успеха, которая призывает быть активней, действовать наперекор всему, завоевывать мир и всегда стремиться к большему. Однако, как мы знаем, этот подход часто становится причиной депрессии и стрессов, в то время как у-вэй помогает преодолеть сложный жизненный период. Важно только проникнуться основными постулатами и секретами этой философии.

1. Бездействие не означает, что ничего не происходит

У-вэй переводится с китайского как «не-действие» или «действие без действия». Это жизнь в согласии с естественным ходом событий, в противовес активному преследованию целей и форсированию их. При этом у-вэй не стоит путать с безделием. Следование философии у-вэй – не повод сидеть в сторонке, праздно наблюдая за жизнью и критикуя других людей.

У-вэй – это вдохновенное состояние человека, который наполнен жизненной энергией и посвящает свои действия только высшей цели. Этот человек не расходует энергию по мелочам и действует, лишь когда для этого наступает лучшее время. И тогда весь мир поддерживает его.

У-вэй можно описать через известный всем символ Инь-Ян. С одной стороны, это активная мужская энергия, подразумевающая расширение себя в мир. С другой стороны, пассивная женская энергия, которая символизирует внутреннее познание.

Вся китайская медицина, боевые искусства, гимнастика и иглоукалывание призваны помочь сбалансировать мужскую и женскую энергию, то есть действовать и не действовать одновременно. Это и есть у-вэй.

2. Вселенная не работает против вас

Мы не живем между небом и землей, мы сами и есть небо и земля. Чтобы практиковать у-вэй, нужно прежде всего осознать себя частью вселенной. Нужно почувствовать тесную связь и единство со всем сущим. Только так можно обрести внутреннюю свободу и перестать жить в борьбе с окружающим миром.

Лао-Цзы так писал об этом: «Человек зависит от Земли, Земля – от Космоса, Космос – от Дао, но Дао ни от чего не зависит». Соответственно, человек, познавший Дао, ни от чего не зависит. Для него все события жизни проходят перед глазами, как кино на экране.

3. Физическое действие не единственное

Даже когда наше тело находится в состоянии покоя, наш неугомонный разум продолжает суетиться. Мы переживаем, прокручиваем в голове разные ситуации, планируем грядущие баталии. Согласно у-вэй, успокоить важно не только тело, но и мозг. Иначе невозможно понять, действуем ли мы в соответствии с замыслом вселенной или потакаем своему эго.

Даже в практике медитации не стоит стараться слишком усердно. Лао Цзы советует нам быть спокойными и внимательными, учиться слушать как наши собственные внутренние голоса, так и голоса окружающей среды. Для этого нужен спокойный и проницательный ум.

4. Нужно научиться принимать перемены

Все в природе подвержено постоянным метаморфозам. Эти перемены регулируются высшими законами, которые мы не можем понять. А потому бесполезно противостоять им или пытаться бороться с переменами. Вам же не приходит в голову остановить естественную смену времен года или восход солнца над горизонтом?

Перестав бороться против перемен, вы сможете видеть в них только положительные аспекты.

5. Учитесь бесцельному движению

Китайский философ Чжуан-цзы советовал образ жизни, который он называл бесцельным движением. Сегодня отсутствие цели считается чуть ли не смертным грехом. При этом ритм и уклад современной жизни не способствует ни гармонии, на равновесию.

В своих трактатах Чжуан-цзы писал: «Представьте себе художника или умелого ремесленника. Талантливый резчик по дереву или прекрасный кузнец не размышляет и не рассуждает логически по ходу своего действия. Он его совершает инстинктивно и спонтанно, не зная, почему добивается успеха. Его мастерство настолько стало частью его самого, что он просто доверяет своим движениям и не задумывается о причинах». Именно такого состояния и нужно стремиться достичь с помощью у-вэй.

GBTIMES РОССИЯ2017/05/31

Фрагмент картины или фрагмент бытия? (Photo: Бронислав Виногродский)

Когда-то давно, в прошлом 20 веке, чтобы прикоснуться к мудрости древних, нужно было провести не один час в библиотеке, читая философские сочинения. Ну или, как минимум, открыть книгу с собранием афоризмов, написанных или изреченных мудрецами, жившими в разные эпохи, в разных странах и при разных правителях.

21 век существенно упростил задачу постижения мудрости, а вездесущий Интернет предложил всем нам ее оцифрованный вариант в виде многочисленных сайтов, где можно найти ценные высказывания ценных людей практически по любому поводу любой ценности.

Простой дилетантский эксперимент подтверждает, что особую любовь интернет-мудрецы испытывают к афоризмам представителей «восточной философии», а цитаты «из Конфуция» уступают по своей популярности, наверное, лишь цитатам «из Раневской».

Нетрудно проверить, что на стандартные запросы «Раневская афоризмы» и «восточная мудрость» самая популярная поисковая система российского Интернета дает практически одинаковое количество ответов – более 9 тысяч сайтов.

Запрос «Конфуций афоризмы» выдает более 5 тысяч ссылок, а «Конфуций цитаты» – 4 тысячи.

Но можно ли быть полностью уверенными, что найденные автоматизированным поставщиком восточной мудрости «цитаты-картинки для размещения на социальных сетях ВК, Facebook и Твиттер» (стиль авторов сайта сохранен) действительно имеют отношение к великому Учителю?

Кто может гарантировать, что все эти «афоризмы Конфуция», типа «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в вашей жизни», не являются плохо стилизованным «под Восток» перепевом банальных истин?

Никто не может, потому что, согласитесь, среди пользователей Интернета не так уж много людей, в деталях знакомых с основами восточных философских учений, и еще меньше людей, прочитавших труды того же Конфуция, хотя бы в наиболее известных и считающихся классическими переводах.

Частыйсобеседник gbtimes известный китаевед ипереводчик классических трудов китайской философии Бронислав Виногродский – как раз один из таких специалистов.

Еще несколько лет назад в 2009 году Бронислав опубликовал свой перевод «Рассуждений в изречениях» Конфуция, причем выполнил эту работу, как всегда, в уникальной и присущей только ему манере.

В его переводе древний текстпредстает не как овеянный славой исторический памятник, а как пособие по жизни и управленческому искусству, когда мудрость Мастера становится путеводителем в современном пространстве и времени.

Книга переводов Конфуция Виногродским была переиздана в 2013 году. А дальше произошло то, о чем таки действительно предупреждал великий философ: «Мудрец говорил: Научиться со временем применять изученное – разве не это радость?»

На странице Бронислава Виногродского всоциальной сети уже не первый год и с завидной регулярностью появляются афоризмы, размышления о жизни, наблюдения над природой вещей – название для этих коротких текстов можно подобрать любое – за подписью «Вэй Дэхань» (или «Вэй Дэ-Хань»).

Разузнать, кто такой этот Вэй Дэхань, оказалось нетрудно, да собственно, Бронислав и не делает из этого никакого секрета: «Китайское имя было дано мне в год Дракона в 1988 году в Харбине, человеком, которому в тот год исполнилось 60 лет, то есть он прожил свой первый полный цикл. Иероглиф Вэй созвучен с первым слогом моей фамилии, а два иероглифа Дэ – Хань обозначают «Сила из Китая», где Дэ – это сила духа, а Хань – самоназвание китайской нации».

Что же касается идеи написания коротких текстов (сам Бронислав в разговорах с друзьями и единомышленниками шутливо называет их «вэйдэханьками»), то они как раз и стали тем самым умением применять изученное, о чем действительно писал Конфуций.

«Я так долго и много переводил китайских мудрецов, что решил сам попробовать писать в подобном стиле афоризмов и проверить, как к этому отнесутся люди. Воспримут ли они эти тексты как действительно китайскую мудрость или усомнятся в ее аутентичности?» – поясняет решивший разыграть своих читателей автор.

Надо сказать, что эксперимент удался, и многие, даже хорошо знающие и близко общающиеся с «великим мистификатором» люди поначалу действительно воспринимали их за переводы некого до сих пор малоизученного философа.

Однако, по логике жизни от Виногродского, философом может стать каждый из нас.

Философские афоризмы Вэй Дэханя – это результат не некого мистического озарения или вдохновения. Как говорит Бронислав, для него подобных понятий просто не существует. Есть обычная, повседневная и кропотливая работа – работа со смыслами, которая составляет суть существования любого человека.

Надо не философствовать «на тему», а просто «вставать и работать». Надо наблюдать за тем, как меняется мир и как, самое главное, меняемся мы сами.

Работа со смыслами – это наблюдение за изменениями, которые происходят в тебе самом; «это невероятное приключение, которое редко когда и кому дается, однако именно самонаблюдение единственно и меняет качество времени и обстоятельств, ибо нет никаких обстоятельств, кроме обстоятельств времени».

В этом году Бронислав Виногродский, который является без сомнения, одним из ярчайших представителей российского сообщества китаистов, достиг важнейшего для каждого человека 60-летнего рубежа.

Известно, что в китайской философии жизни возраст 60-ти лет является для человека таким же «годом основы судьбы », как и год его рождения. Это год, когда закладывается судьба человека, когда «можно увидеть в себе ростки будущего и потом бережно их взращивать».

В таком контексте афоризмы Вэй Дэханя как наблюдения над жизнью, написанные в начале нового 60-летнего цикла, могут стать для каждого из нас пусть не «древним китайским», но достаточно действенным инструментом самопознания и проводником в процессе постижения современного пространства и времени.

(И, кстати, в отличии от «цитат Раневской», здесь мы можем быть полностью уверены в подлинности авторства.)

Тогда в неспешном ритме «как сказал Вэй Дэхань» мы вдруг услышим отголоски митингов несогласных, увидим силуэты виртуальной реальности, в которую нас погружают телевидение и социальные сети, еще раз поймем важность «работы над собой» и даже найдем объяснение собственным стенаниям по поводу столь холодного глобального потепления этой весной.

В общем, читайте Вэй Дэханя и распутывайте узлы своей судьбы. Забавное занятие!

О неспешности в отношениях с внешним миром:
«То ближе, то дальше мелькает во взгляде берег.
На самом деле он мелькает только во взгляде. Остановись в своём уме, и все видения исчезнут».

«Научись переживать спокойную радость, созерцая любые образы, не связывая их с привычными способами ощущения чувств».

«Так не просто, перестать торопить движение образов в потоке движений ума, но именно это и нужно сделать».

«Нет ничего забавней, чем требовать от мира особого к себе отношения.
Все мы очень забавные забавники».

«Всё что тебе удалось придумать про самого себя, начинает необратимо существовать в твоём придуманном мире.
Что делать?
Или выбирайся из придуманного мира в настоящий, или придумывай новый.
Одно из множества возможных».

«Позволь целям выбрать тебя.
Не стремись достигать то, что тебе было навязано окружением обыденных обстоятельств».

«Распутывание пут и развязывание узлов очень ценное умение, если его правильно применять.
Пойми, где главные узлы».

«Чтобы поймать правильную волну в событийном потоке, нужно уметь правильно ждать, что подразумевает полное освобождение от намеренного ожидания».

«Бесконечно разнообразие предметов, но всё пребывает в единстве, если смотреть из сердца.
А где единство, там покой.
Где покой, там ясность.
Это и есть счастье».

О важности самопознания и поисках смыслов:
«Пути наружу нет, только вовнутрь».

«Постижение само по себе непостижимо. Но постигать стоит только постижение».

«Постоять над бездной всегда вовремя».

«Не будь другим, но и собой не будь. Не будь вообще».

«Только у времени не бывает ошибок.
Все ошибки в сознании человека, когда оно воспринимается как нечто отдельное от времени».

«Когда я сумею сделать так, чтобы обо мне все забыли, тогда заново посмотрю на мир, и увижу то, что нужно».

«Пусты слова. Все слова пусты.
Только вкладываемый в них смысл делает слово наполненным».

«Смыслы всегда двусмысленны.
Такова природа смысла».

«Вера без знания - суета и лицемерие.
Знание без веры - пустое тщеславие и треск бессмысленных слов».

Об отношениях в социуме:
«Мы все друг к другу приспособимся разными, не всегда лучшими способами.
Но деваться некуда».

«Людская доброта сильно преувеличена.
Так же как и зло человеческое.
Гораздо сильнее и того, и другого - глупость и нетерпеливость».

«Кто бы тебе ни встретился на пути, необязательно, что этот именно тот, кто тебе нужен.
Противоположное по смыслу утверждение тоже является истиной».

«Как привыкнешь к какой-нибудь глупости, так потом с ней и живёшь.
И другим её навязать стараешься.
Очень уж мы старательные.
Люди».

«Все несогласные навсегда останутся в несогласии.
Печальная участь».

«Одному мне не справится с загадкой вечности.
Или всем месте, или от себя тоже придётся избавиться».

О бесконечности в пространстве и времени:
«Ощущений немного, но оттенков и переходов бесконечное количество.
Не нужно слишком увлекаться.
Всё одно и тоже».

«Что бы ты ни увидел, оно тут же превратится внутри в знакомый образ, и породит знакомое переживание, следуя за которым ты придёшь в привычный способ проявления своей природы.
И никак иначе».

«Любые знаки могут быть тайными.
Смотря что ты хочешь прочесть».

«Даже если я и добьюсь желаемого, я одновременно добьюсь и всего остального, где нежелаемого будет всегда больше, чем желаемого.
Мир то огромный».

«Только дым знает тайные русла потоков в воздухе.
Наблюдая дым, ты тоже можешь увидеть, куда в пространстве течёт время».

О холодном мае 2017-го года:
«Погода, которая тебе сейчас не нравится, всегда совпадает с истинным положением дел в душе.
Нужно просто уметь вглядеться и честно себе признаться».

(Это всего лишь малая часть наблюдений над жизнью от Вэй Дэханя, опубликованных в период 6.05 – 16.05).

Всем привет! Меня зовут , я в эксперименте с 2011 года и за это время пришёл к необходимости изучить основу так называемой Стратегии Ожидания в Human Design и что-же такое на самом деле это самое ожидание (waiting strategy в искомом варианте).

Начну с того, что на самой заре зарождения в учении ещё не было энергетических типов Генератор, Проектор, Рефлектор и Манифестор. Был лишь бодиграф и 2 стратегии. To Wait (ждать) и To Do (делать). И вот, в 2000 году появились Типы и мы знаем, что, как минимум 93% человечества принадлежат к «реагирующим», а не инициирующим.

И даже Манифестор Манифестору рознь! Есть «правые» Манифесторы, восприимчивые, которые как бэ даже не очень то и самостоятельно манифестируют, а скорее откликаются на воздействие.

Итак, что же это за мега-всеобщая стратегия ожидания, реагирования, о которой не знают и которую не исповедуют почти все люди земли?))

Она идёт от древнего искусства Недеяния У-Вэй.

Искусство Недеяния У-Вэй

Наверное, у-вэй (недеяние) можно назвать центральным понятием даосизма как культурно-психологической системы. А заодно самым непонятным.

Через недеяние достигается единение с Дао, и в то же время это индикатор того, что ищущий единства находится на верном пути. «Недеяние» означает не столько бездействие, сколько невмешательство в естественный порядок вещей, непротиводействие природе, естественному ходу событий. А вмешивается, противостоит естественному порядку эго или «Я».

Считается, что изначально человеческая природа естественна и находится в гармонии с космическим началом, следовательно, с естественным потоком событий. Даосизм вообще провозглашал стремление к естественности, к природной простоте и спонтанности.

Вплоть до достижения высшей цели: слияния, идентификации адепта с истинной сущностью всех вещей и явлений, с движущей силой вселенной - Дао.

Ложное Я

Личность же, «Я», как в древнем Китае, так и в современном мире - образование весьма искусственное, формируемое в процессе воспитания в соответствии с потребностями общества, которое само имеет весьма искусственные структуру, цели, потребности. Личность усваивает принятые в данной культуре нормы и потребности, искренне воспринимая их как естественные для себя. И активно включается в жизнь социума: желает, достигает, действует…

Реализуя искусственные потребности, следуя установленным искусственным ценностям, ориентируясь на внушенные идеалы. Действия, исходящие из подобных искусственных ценностей, рассматриваются в даосизме как помеха обретению (точнее, актуализации) своей истинной природы.

Возврат же к «идеальному» состоянию единства с миром означает невмешательство желаний эго в наши действия. При этом действия продолжают совершаться. Ведь недеяние - это отнюдь не пассивная бездеятельность.

Деятельность в Недеянии

Деятельность здесь не только допустима, но и нормальна, и даже желательна. Но - деятельность спонтанная, естественная, исходящая из истинных потребностей нашей природы. Недеяние означает, что в этот спонтанный творческий процесс не вмешивается наше «Я», ориентирующееся на «идеальные» схемы, имеющее искусственное представление о мире и о себе самом.

Почему искусственное?

Прежде всего потому, что наше привычное сознание не переносит наличия внутренних противоречий, требуя строгой логичности, упорядоченности. С другой стороны, нам привычно познавать мир, выделяя в нем противоположности: добро-зло, материальное-духовное, тьма-свет, индивид-мир.

При этом мало кто учитывает, что всего перечисленного в реальности не существует, что это лишь наше представление. Нам удобно воспринимать мир таким образом, не более.

Но большинство из нас считают свое представление о мире (да и о самих себе) твердой и объективной реальностью. Все же нестыковки между реальностью подлинной и воображаемой, как правило, решаются в пользу последней.

Исходя из этих схем (точнее, картины мира и себя), «Я» и действует. Наверное, будет излишним уточнять, что к подлинным потребностям, заложенным в самой нашей природе, это не имеет никакого отношения.

От накопления знаний и обучения к состоянию потока и восприятия

По сути, человек проживает не свою жизнь в нереальном мире. Цель же даосских практик - изменение сознания таким образом, чтобы человек смог взглянуть на мир непредвзято, не сквозь искажающие очки внушенных представлений.

Не получение новых знаний о мире, а способность встать лицом к лицу с реальностью. И воспринимать ее непосредственно, интуитивно, без искусственного «разделения» на вымышленные противоположности.

Например, становится невозможной антропоцентрическая позиция, ведь человек - неотъемлемая часть мира. И уж конечно, нет социально обусловленного разделения «мы и они», «свои и чужие».

Бороться с Эго или применять Недеяние?

То же касается и личности. Не нужно привносить в нее ничего дополнительного. Наоборот, когда искусственные построения убраны, на сцене появляется подлинное Я, через которое проявляется гармония мироздания. Ведь подлинное Я не выделяет себя из мира, точнее не противопоставляет ему себя.

Искусственные страсти, привязанности, желания не создают помех ни восприятию, ни действиям. Мир не столько осмысляется, сколько воспринимается прямо, безоценочно - не аналитически, а интуитивно, и потому целостно и точно.

Личность же воспринимается как часть мира. Поэтому личность включена в происходящие в мире процессы изменений. Если «Я» не препятствует этим процессам, сама личность приобретает качества «текучести», пластичности, она становится способной к гибким изменениям в зависимости от меняющейся ситуации.

На практике это существенно повышает адаптивность. К тому же такая личность по-настоящему включена в процессы изменений - по сути, в саму жизнь, постоянно переживая и осознавая происходящее. Включенность в процесс жизни резко повышает ее качество.

Освобождение от социальных стереотипов

Нет более или менее важных дел, «высоких» или «низких» занятий (вспомним об освобождении от страстей, привязанностей и социальных оценок). Важна вся жизнь, каждое ее мгновение, любое дело воспринимается как протекающее в гармонии с мирозданием, а это главное.

Каждое дело совершается наиболее естественным - а значит, наиболее эффективным путем, ибо Дао проявляется во всем и все в себя включает. Мы достигаем целей, учитывая природу вещей и следуя вместе с естественным потоком событий.

Можно сказать, что по достижении подобного состояния действия человека попросту не воспринимаются им в качестве собственных.

Даос существует как часть мира, почти растворившись в нем, и происходящие в мире изменения естественным образом проявляются в действиях человека. А значит, и действия подобной личности абсолютно адекватны ситуации, спонтанны, своевременны и потому максимально эффективны.

Наверное, лучше всего этот эффект описан в притче о поваре (трактат «Чжуан-Цзы»).

Притча о Царе и Поваре

На вопрос царя, пораженного его мастерством в разделке туш, повар отвечает:

Вверяясь Небесному порядку, я веду нож через главные сочленения, непроизвольно проникаю во внутренние пустоты, следуя лишь непреложному, и потому никогда не наталкиваюсь на мышцы или сухожилия, не говоря уже о костях…

Ведь в сочленениях туши всегда есть промежуток, а лезвие моего ножа не имеет толщины. Когда же не имеющее толщины вводишь в пустоту, ножу всегда найдется предостаточно места, где погулять. Вот почему даже спустя девятнадцать лет мой нож выглядит так, словно он только что сошел с точильного камня.

Однако же всякий раз, когда я подхожу к трудному месту, я вижу, где мне придется нелегко, и собираю воедино мое внимание. Я пристально вглядываюсь в это место, двигаюсь медленно и плавно, веду нож старательно, и вдруг туша распадается, словно ком земли рушится на землю.

Превосходно! - воскликнул царь Вэнь-хой. - Послушав повара Дина, я понял, как нужно вскармливать жизнь.

Единство мира

И действительно, все в мире взаимосвязано. В малом можно увидеть большое, в частности - отражение целого. И это еще один аспект даосского мировосприятия.

А потому завершу я еще одной цитатой из Чжуан-Цзы:

«Сколько бы хвороста ни принести руками человеческими, он все равно прогорит. Но огонь перекидывается дальше, и никто не знает, где ему конец».

PS

На этом тема Стратегии ожидания не исчерпывается, материалы на неё ещё будут, но истинное понимание великолепия, простоты и освобождения приходит только с практикой, экспериментом, доверием жизни.

«В современном мире считается, что успех приходит к тому, кто напряженнее думает и усерднее старается: как же бедна, ограниченна и безжизненна эта концепция»

«Старайтесь не стараться» , — такой парадокс заложил в название своей книги профессор теории познания и восточной философии университета Британской Колумбии Эдвард Слингерленд (Edward Slingerland); помимо прочего, он исследует в книге такие парадоксы концепции успеха как «стремление к совершенству убивает творчество» и «чрезмерное увлечение постановкой целей ведет не к успеху, а от него».

Такой яркий и новый взгляд привлек наше внимание, и сегодня мы поделимся с вами интересными наблюдениями на основе книги Слингерленда в подтверждение того, что успех достигается вовсе не напряженными усилиями .

Легко ли не напрягаться?

Один из музеев Ванкувера провёл уникальный эксперимент под названием «Разумный шар»: двух игроков посадили друг напротив друга и подключили к аппаратуре, отслеживающей активность их мозга, а точнее реагирующей на альфа- и тета-волны, излучаемые мозгом в период расслабленности. Чем более расслаблен был игрок, тем дальше он мог подвинуть шар на территорию противника, то есть по сути «Разумный шар» — конкурс на самого спокойного.

Игроки принимают позы из йоги, закрывают глаза, глубоко дышат, напрягаются, чтобы не напрячься , переживают, когда их усилия идут прахом, и мяч катится на их территорию, иными словами, демонстрируют как сложно не стараться.

В жизни, как и в игре «Разумный шар», люди часто парализованы самой необходимостью стремиться к успеху, в то время как успех приходит к нам, когда мы наиболее спонтанны и не ждем его, и чем больше мы говорим о своих целях, тем более призрачными они кажутся.

«Современные люди настолько сосредоточены на самоконтроле и развитии силы воли, что теряют из виду автоматическое подсознательное поведение, мышление нашего тела, не поддающееся контролю, и в итоге большая часть усилий оказывается контрпродуктивной», — утверждает Слингерленд.

Ву-вэй и дэ

Ощущение счастья и спонтанность ускользают под напором напряженного сознания быстрее всего, и Слингерленд видит выход в культивации у себя состояний, описанных в китайской философии как ву-вэй и дэ .

«Ву-вэй буквально переводится как недеяние , но это не отсутствие действия, а такое состояние человека, когда он эффективен, не напряжен, динамичен и осуществляет произвольные действия, не заготовленные заранее. Человек в состоянии ву-вэй может с виду не делать ничего особенного, но при этом, на самом деле, быть на пике творческой активности или создавать гармонию вокруг себя. Это единство тела, сознания и эмоций похоже на спонтанное действие без усилий, приятное человеку, но более глубокое и гармоничное, чем прочие мирские радости».

Подобное состояние описывает в своей книге «Поток: психология оптимального переживания» Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihaly), где подчеркивается, что в этом состоянии человек забывает о своих потребностях и о времени и проживает моменты потока , текущего вне воли человека, как льется вода в реке, но текущего осознанно, как поется песня.

Люди, живущие в состоянии ву-вэй , обладают дэ или харизмой — сиянием, заметным всем, спокойствием, заряжающим окружающих, внушающим доверие, но не пьянящим, как гипноз. Таким лидерам не нужно прибегать к насилию: люди сами стремятся подчиняться им, как будто состояние ву-вэй распространяется вокруг. Поскольку состояние спонтанности невозможно подделать, мы подсознательно доверяем людям в этом состоянии без оговорок и критики.

Думать или чувствовать?

Слингерленд напоминает, что западная цивилизация веками разделяла интеллект и интуицию, или, иначе говоря, разум и чувства, что завело нас в культурный и психологический тупик, ведь по своей природе мышление человека всегда образно, а основа образа — эмоция, чувство. Иное определение интеллекта и разума существует в восточной культуре, где знание это не способность человека впитать набор абстрактных принципов, а его способность входить в состояние ву-вэй, то есть максимально
гармонично и осознанно ориентироваться в постоянно меняющемся потоке жизни (Дао жизни).

На Востоке обращали больше внимания на то, как , а не на то, что происходит, не стремились навешивать ярлыки на происходящие явления, а скорее, учились наблюдать за ними. Человек восточной культуры гораздо более внимателен к своему внутреннему психологическому состоянию и способности взаимодействовать с окружением в неком танце жизни, в отличие от человека Запада, обреченного на одиночество. Если на Востоке стремятся впитать ценности, как клей соединяющие общество, то на Западе — приобрести абстрактное знание и распоряжаться им так, как человек решит сам.

«Нас учили, что лучший способ достичь своих целей это внимательно проанализировать, какие для этого нужно сделать шаги, а затем последовательно и напряженно добиваться результата. На самом деле, во многих сферах жизни этот совет не только не поможет, но и отдалит нас от исполнения желаний, например, это касается , состояния довольства собой или спонтанности; они достижимы косвенно, другим путём»

В наших головах работает две системы мышления: сначала всегда срабатывает первая сигнальная система, «мышление тела», оно даёт оценку обстоятельствам мгновенно, так, как будто существует угроза нашей жизни. Это древняя структура работы мозга, роднящая нас с первобытными людьми и их системой принятия решений; она, среди прочего, диктует нам, что сахар и жир это благо, так как если бы мы постоянно находились в поисках пищи, как наши древние собратья.

Второй системе мышления мы обязаны всем цивилизованным развитием: она позволяет оценивать обстоятельства обдуманно, трезво, «на холодную голову» и расставлять приоритеты при появлении какой-либо новой информации, например, взглянув на все последствия переедания, всё же решить, что сахар и жир это не всегда хорошо.

Что нас объединяет

Учёные всегда полагали, что вторая сигнальная система взяла верх над первой и люди придумали такие общественные ограничения, как государство, налоги и всё, что может держать повадки приматов и их пыл под контролем. Но недавние исследования психологов подтверждают, что круглосуточный контроль над импульсивным древним мышлением был бы невозможен, если бы люди не разделяли общие ценности , и здесь таится важнейший HR-принцип любого предпринимателя:

Ключ к разгадке создания идеальной команды из незнакомых ранее людей заключается в не в создании для них системы поощрений или ограничений, а в привлечении людей со схожими ценностями . В отличии от правил, насаждаемых сверху, ценности это то, что мы чувствуем, то есть не можем их не воспринимать, это некие принципы уже находящиеся в нашей личности и составляющие её суть.

Сама по себе система поощрений и ограничений ведет к излишнему напряжению людей, что парализует в итоге их волю и способность мыслить самостоятельно, к тому же эта система не учитывает чувств, то есть истинных мотиваторов нашего поведения. Об этом писал в том числе Роберт Франк (Robert Frank) в своей книге «Психология Доверия в Отношениях и Карьере»: именно доверие скрепляет общности людей, а не общественный договор, и доверие возникает из чувств, а не из результатов анализа, представленных нашим мозгом.

Что делать, чтобы «ничего не делать»?

Слингерленд отмечает, что неверно говорить о ву-вэй как о состоянии ничегонеделания — скорее, это полное отвлечение от намерений «мне нужно сделать» или «мне не нужно стараться делать», когда мы вообще не обращаем внимания на собственную мотивацию , потому что она происходит от наших ценностей . Мы делаем так, потому что не представляем как можно делать иначе.

Тем не менее, Слингерленд полагает, что не стоит полностью отказываться от навыка последовательной упорной практики для достижения результата в чем-либо; важно научиться чередовать усиленную практику и ву-вэй. На первоначальном этапе приобретения новых навыков необходимо заставлять себя упражняться, но когда вы чувствуете, что выполняете работу «на автопилоте», усилия только затормозят ваше развитие.

Чтобы впустить в свою жизнь состояние ву-вэй, древние китайцы прежде всего меняли ежедневный образ жизни : чрезвычайно большое внимание уделялось эстетике дома. Всё вокруг должно соответствовать вашим жизненным принципам, считали последователи Конфуция: одежда, цвета жилища, вещи в доме, мебель, звуки вокруг вас.

Идея проста: выберите, чего вам хочется достичь, наполните свой дом и рабочее место напоминаниями о вашей мечте, приведите в порядок всё, что вас окружает и перестаньте усиленно размышлять о способах достижения мечты. Таинственным образом ваше подсознание возьмет верх над осознанными усилиями и выдаст самый простой путь достижения цели.

Вхождение в состояние спонтанности похоже на процесс вспоминания чего-то засевшего в пассивной памяти: напряженные усилия не дадут вам расслабиться и никогда не помогут возобновить в памяти нужную информацию, а вот если вы перестанете силиться и доверитесь своей памяти, в нужный момент решение проблемы или информация всплывут сами собой.

Модель состояния спонтанности имеет много схожего с теориями креативности: «Дайте подсознанию запрос, а затем выспитесь, погуляйте, покопайтесь в огороде, сделайте уборку,— интуиция сработает тогда, когда вы ей не мешаете»

У любой важной идеи, как у болезни, должен быть инкубационный период,— подытоживает Слингерленд.

А вам удавалось достичь результатов в состоянии спонтанности? Поделитесь в комментариях!