В чем разница между верой и религией. Вера и религия — отличие

Вера состоит из двух Рун:
Веда – Мудрость, Знание.
Ра – изначальный Свет.

Вера – это изначальное Знание , которое имеет каждый народ, т.е. язык, культура, традиции, обряды, информация о Предках (откуда собственно появился данный народ, где его корни) и пр. Эта система знаний называется одним словом — ВЕРА, т.е. Мудрость, и эти знания передаются из поколения в поколение. Поэтому Вера у каждого народа своя (свой язык, традиции, Предки), но одни хранят это Знание, а другие относятся к нему равнодушно: есть – хорошо, нет – и не надо.

Религия – это повторная связь высшего с низшим (РЕ – повтор, ЛИГА – объединение). Допустим, по каким-то причинам люди утратили Веру, и пытаются восстановить связь с родными Богами, познать древнюю Мудрость своих Предков, и какой-либо посланник начинает высказываться от имени Бога, на основе этих высказываний создают учение. При этом хорошо, если посланник правильно передал информацию и его правильно поняли, а могут и исказить. Или какой-нибудь мудрец начинает по-своему объяснять Веру, как он её понимает в зависимости от своего образования, культуры, такую религию и создаёт. Поэтому религий много, это искусственно созданные учения, какая-то часть от целого Знания (Веры).

Искажение религии

У славян Вера и Жизнь – это одно и тоже , то что существует, миропонимание, Вселенские Законы, поэтому исказить Веру невозможно, также как нельзя исказить восход Солнца или Звёздное небо. Человек может экспериментировать только в вопросах религии – вводить какие-то догматы, постулаты, правила, потом их отменять и вводить другие.

Религиозные люди иногда решают такие вопросы, о которых вообще никакого понятия не имеют. Пример: на втором Вселенском Соборе множество христиан мужчин несколько месяцев решали: есть ли у женщины Душа? Лишь с перевесом в два голоса выиграли те, кто сказали, что у женщины есть. (У славян не может стоять такого вопроса, потому что Вера гласит – Душа есть не только у людей, но и у животных, птиц, камня, древа, Земли, Небес… т.е. у всего есть своя Душа). На шестом Вселенском Соборе христиане отменили понятие реинкарнации , т.е. понятие о повторном рождении на Земле, потому что церковники решили, что так будут легче подчинить себе людей, сказать, что живёшь один раз, а потом или вечное блаженство или вечные муки, третьего не дано.

Вера и религия 1000 лет назад

Мы уже разобрали, что религия – это какая-то часть от целого Знания, причём может быть взята из чужой Веры. Допустим, в основе христианской религии — Пятикнижие Моисеево , т.е. история еврейского народа, их версия Сотворения Мира и сотворения человека (), еврейские правила храмовой службы, поклонение еврейскому богу и пр. Заметьте, христиане уничтожали библиотеки белых людей и на Западе и у нас, т.е. древние знания наших Предков, и вместо них давали часть знаний еврейского народа (исТОРЫю),

В этой статье мы рассмотрим, в чем разница религии и веры.

Вера – готовность принять что-либо без доказательств. С другой стороны, это уверенность в удаче без каких-либо гарантий. Надежда, что нам поможет предмет верования. А что же тогда такое – религия?

Религия – связь с потусторонними силами. Но убеждение включает всё же и верование, потому что бессмысленно устанавливать связь с тем, во что не веришь. Как и в каждой деятельности, в религии есть довольно много частностей: от постулатов до правил поведения. Такую деятельность могут поддерживать и без веры, только тогда она уже не будет религиозной деятельностью. Это только обман. Теперь рассмотрим более детально веру и религию.

Вера и её понимание

Верование – признание чего или кого-либо истинным по собственному убеждению без доказательства логики и фактов.

Убеждение, то есть религия, – учение о вере. Общество так реализует связь с высшими силами. Но вера главнее.

Вера – принятие недоказанного чего-либо, идеи, явления ли, основанного больше на внутреннем ощущении, интуиции. Оно обосновано субъективно и не требует доказательств. По Расселу, вера исчезает, когда появляется доказательство, и превращается в знание.

Объект веры существует исключительно в состоянии возможности. Его можно почувствовать психологически, эмоционально и образно. Это зависит от особенностей организма. Чем же отличается вера от религии?

Понятие религии

Что есть религия? Это некое социальное явление, одна из форм восприятия, понимания всего сущего, мира, Вселенной. Она обычно базируется на веровании в некие сверхъестественные сущности. Согласно мнению теологов, религия связывает Бога и людей. Вероисповедание – это официальная принадлежность к определённой конфессии, а также вероучение с обрядностью.

Философ Юнг полагал конфессию способом, приёмом психологического анализа и соответствующей терапии. Фрейд же полагал её лишь большой иллюзией, обманом, которая заменяет непонимание. Карл Маркс видел в ней “ ” (наркотик) для простых людей (способ обмана, введения в заблуждения и эксплуатации).

Социологические составляющие религии таковы. Это, во-первых, деятельность (культовая или внекультовая), внешнее проявление, ритуализм. А также внутреннее самоосознание (отношение к концепции Бога, моральным нормам, запретам и ограничениям).

Религиозная деятельность, так или иначе, присутствует во всех народах, всех континентах и странах по всему миру. Люди относятся к различным вероисповеданиям. Несмотря на различия религиозных конфессий, есть понятия, являющиеся общими для них: добро и зло, нравственные идеалы, смысл человеческой жизни.

Различайте верование и конфессию! Вера: первична – её выбираем, способна существовать самостоятельно. Её можно потерять, но она находится в состоянии прогресса. Находится внутри, зависит от особенностей нашей психики. Объединяет людей. Бескорыстна, это атрибут религии.

Религия: её принимаем, без веры не существует. Можно менять, но нет прогресса. Является шаблоном верования, состоит из догм. Нередко приводит общество к разногласиям. Всегда преследует определенную цель, не всегда благородную. Не является атрибутом веры.

Религия и вера: история прошлого

Религиозная деятельность – часть верования, возможно, даже и от другой. Например, христианство базируется на истории сотворения мира и еврейского народа. Храмовые службы проводятся по еврейским традициям. Праздники евреев заменили на иудо-христианские. Христиане сжигали свои и западные библиотеки. Однако многие праздники сохранили свои языческие корни. Буквицу древних славян заменили на церковнославянскую азбуку.

Искажение религии

По мнению славян, жизнь и вера – это одно и то же. Веру исказить не получится. Религию же можно модернизировать новыми правилами, догмами и постулатами.

Иногда люди обсуждают то, в чём не разбираются. Есть ли у женщины душа? Этот вопрос не стоит перед славянами, так как они наделяют душой, помимо живых существ, предметы и явления.

Понятие реинкарнации (повторное рождение) христиане отменили, потому что церковникам так проще управлять народом: вечные муки или вечное райское блаженство, без третьего варианта.

Вера: отражение в различных религиях

Рассмотрим более подробно основные :

  1. Христианство – самая распространённая мировая конфессия. Смысл – стремление к спасению. Священники говорят, что люди живут с несовпадениями желаний тела, духа и разума. Поэтому жизнь даётся, чтобы предотвратить эти противоречия, чтобы обрести спасение в раю. Основа религии – первородный грех. Верование на Руси испокон веков устремлялось к святости. Так случаются чудеса в кельях, путешествуют божьи люди с умением исцеления и проповедования;
  2. Ислам -это строгая конфессия: мусульманин без малейших проступков должен молиться пять раз в день, и знать все шесть “столпов”. Если он провинится, то тут же должен искренно раскаяться, прочитав шахаду, при этом понимая каждое её слово. Считается, что Аллах желал людям только всего самого лучшего. Поэтому всё, что происходит с ними плохого, воспринимается как уроки. По убеждениям, мусульмане не могут изменить свою судьбу (фатализм);
  3. Иудаизм – эта религия будто противопоставлена другим. В её основе лежит, скорее даже, не вера, а доверие Господу. Поэтому иудеи считают, что Бог выбрал для них всё самое лучшее. В иудаизме достичь истины возможно только при ответе на многие вопросы;
  4. Буддизм – это философская конфессия. Основной закон здесь не первородный грех, а карма. Грех в буддизме, в отличие от христианства, является лишь ошибкой и некой преградой на пути к просветлению. Если следовать постулатам, то можно выйти к просветлению, избежать перерождения и достичь нирваны.

Верования древних обществ:

  • Первобытное общество наделяло душой живых существ, явления природы и т.д. Это анимизм. Магия и – вера в то, что человечество может управлять силами природы;
  • Атеисты. Атеизм (переводится как “безбожие”) – мировоззрение, основанное на материализме, науке, логике, фактах и доказательствах. Основывается на науке и прогрессе. То есть, атеизм не затрагивает понятие веры и Бога. Только материальный мир, который созерцает вокруг;
  • Материалисты – ‘это философия, но сторонники обозначили материализм как веру в науку, прогресс, человека, который способен управлять миром, а ещё больше – Вселенной. Обращались к основам атеизма;
  • Теология. В теологии пристальное внимание уделяется личным отношениям, внутреннему, духовному взаимодействию человечества и Бога. Верование – как практика жизни. Человечество может постичь сущность Бога лишь посредством возможностей, которые предоставил Господь. Это, конечно же, “откровения”. Бог непознаваемый. Можно узнать лишь то, что он даёт, позволяет познать нам, имея в виду человеческие способности к познанию;
  • Психология. Вера для психологии – это её полная противоположность, потому что веру невозможно проанализировать, вычислить, измерить. Вера соотносится с “фактором человека”, который чаще всего приведёт к не прогнозируемым последствиям;
  • Социология. Христианство – основа современного общества на Западе. Религия подавляет нашу индивидуальность, поэтому отделяется от веры. Истина в том, что у человеческих желаний вряд ли наблюдается альтруизм по отношению к церкви или к священнику, потому что верующий больше интересуется собственными потребительскими интересами. Эгоизм – исключительная основа естественных людских мыслей, он не выходит за границы поведенческих норм общественности. Социология именно так воспринимает веру.Учёных интересует только то, к чему приведёт нас феномен верования. Изучая религии, социологи пытаются сделать вывод о стремлении людей создать условия для личного счастья через религиозные группы, секты и ещё другие подобные объединения.

Итак, мы поговорили о понятиях веры и убеждениях, нашли в них сходства и различия, поразмышляли о веровании, как о её значении для учёных, а также для людей различных вероисповеданий. В нашей стране действует свобода совести – то есть свобода вероисповедания. Поэтому только Вам решать, дорогие читатели, какую исповедовать конфессию. Но помните, что религия без веры не может существовать. В любом случае, без какого-либо верования тяжело. Ведь только оно может сразу поддержать нас при трудных жизненных обстоятельствах. Любое убеждение связано с верованием. Оно принимается как доверие. Все отношения в обществе должны быть построены на доверии. Нарушение верности в доверии приводит к предательству.

Мне часто приходится слышать: у нас, мол, вера, а у вас, воцерковленных, всего лишь «религия». Имеется в виду вот что: вера - это когда у тебя Бог в душе, ты испытываешь некие светлые и тонкие духовные переживания, излучаешь любовь ко всем вокруг. А религия - это значит «молиться, поститься и слушать радио Радонеж». Иначе говоря - это узколобость, косность, нетерпимость. Обрядность, возведенная в абсолют, стремление всех построить в колонну по четыре, костры инквизиции… Словом, весь джентльменский набор.

Очень легко обличить сторонников такого мнения. Как правило, это люди, далекие и от веры, и от религии. Представления о Боге, о Церкви, а порой и о людях у них подчас совершенно дикие. Просто «религия» их пугает больше, потому что мыслится угрозой свойственному им образу жизни, а «вера» (та, которая дело интимное и глубоко закопана в душе) кажется безобидной странностью. Они не понимают, что если вера – нечто большее, нежели комплекс личных иллюзий, если за предметом веры стоит некая высшая Реальность, то неизбежно возникают общие для всех верующих способы общения с этой Реальностью. То есть – богослужения, обряды, письменная фиксация вероучения, признанные (и отрицаемые) толкования, организационная структура - словом, все то, что обычно и понимается под религией. Иначе говоря, религия – это сосуд, а вера – вода в сосуде. Без сосуда воду не сохранить, без воды сосуд бесполезен.

Но даже в самых нелепых заблуждениях чаще всего присутствует некая частичная правда. Есть она и у тех, кто противопоставляет веру и религию (вместо «религии» вполне может звучать слово «церковность»). В чем же правда? Да в том, что довольно часто религия (то есть внешняя форма) оказывается для верующего человека самодостаточной ценностью. Роспись на сосуде пленяет его больше, чем находящаяся внутри вода. Один мой знакомый священник сказал про таких людей, что они всю жизнь лижут скорлупу ореха, думая, что это и есть вкус ядра. То, что по-хорошему должно быть лишь «транспортным средством» на пути к Богу, становится главным предметом любви. С этого автомобиля сдувают пылинки, ежедневно делают ему техосмотр, до хрипоты спорят о его достоинствах. Он никуда не едет. Он стоит в гараже. На вечном приколе.

А ведь все это видно со стороны. Все это происходит на глазах у «внешних». Фанаты «церковности» умеют быть громкими. Неудивительно, что они у многих вызывают раздражение – и против себя, и против Церкви, и, главное, против самой идеи Бога.

Апостол Павел писал: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24). Сказано это было, конечно, по несколько иному поводу, но, по-моему, его слова верны и в данном случае. Когда людям навязывают не Бога, а Религию – люди отворачиваются от Бога.

Виталий Каплан

Для очень многих людей и религия, и вера означают одно и то же, но это далеко не так. Предлагаем вашему вниманию довольно резкую по содержанию выдержку из книги, указанной в конце статьи.

Религия, как её всегда осознавали и осознают свободные от кодировок люди, является, прежде всего, комплексом целостного обобщенного знания о Мироздании. Она, как правило, базируется на богатой, выраженной в мифологии космогонии, имеет символику, корни которой уходят во времена образования Вселенной, и обязательно располагает циклом преданий и легенд, направленных на воспитание и формирование души человека, её исповедующего.

Религия обязательно имеет свои традиции, определённые обряды, связанные с какими-либо космическими или историческими вехами в жизни общества, а также формирует вокруг себя пласт народной культуры, которая, в свою очередь, является дополнительным аккумулятором и хранителем сакрального знания .

Взять, к примеру, русские, украинские или белорусские народные пляски, девичьи солнечные хороводы или песни. Во многих из них заложен глубинный космогонический смысл. Подобных примеров можно привести великое множество. Даже тысячелетняя эпоха семитской религии не смогла изменить или христианизировать это культурное наследие великих предков.

Истинная религия не нуждается в вере, потому что её основной целью является не привязка человеческого сознания к определённым духовным постулатам, а информация об общих универсальных законах, по которым идёт развитие Вселенной.

И неважно, как относится к этим законам человеческое сознание, принимает оно их или нет. Главное не в этом, а в том, что, будучи неотъемлемой частью Мироздания, человек вынужден следовать космическому порядку, и хочет он этого или не хочет, всё равно его сознание рано или поздно обратится к истинной религии как к единственному, надёжному и целостному знанию о Вселенной .

Это мы сейчас и наблюдаем по отношению к древней ведической гиперборейской религии наших предков. После тысячелетнего забвения и шельмования иудохристианскими перевертышами, религия руссов-ориан снова стала возвращаться к народу. Надо сказать, что до конца ведизм на русской земле и не умирал, он всегда сохранялся в глубинках и на окраинах государства. Много приверженцев древней религии после XVII века перебралось в Сибирь, и здесь под видом старообрядцев продолжало сохранять солярную гиперборейскую ведическую традицию. В народе о них говорили: «Живут в лесу, молятся колесу». И никому в голову не приходило, что почитали они, да и сейчас почитают, не колесо, а символ проявленной Вселенной, любой звезды и земного Солнца - двойную огненную свастику.

В неукоснительной вере нуждаются семитские религии: иудаизм, христианство и ислам.

Эти религии можно назвать религиями условно, так как они не содержат в себе глубокого истинного знания о Мироздании. Вот почему все вышеназванные религии требуют от своих последователей, прежде всего, веры . А ничего другого им и не остаётся, ведь если начать изучение иудаизма или христианства по святому писанию - взять ту же Тору или Библию - то мы встретимся с рядом парадоксов и абсурдом, объяснить которые человеку со здоровой психикой просто невозможно.

Например, почему евреи являются на Земле избранным народом? За какие такие подвиги Яхве назначает их рабовладельцами в масштабах планеты? Объяснений нет. Просто добропорядочный еврей в эту галиматью должен верить, причём фанатично и слепо. Если он в этом сомневается, значит, он безбожник со всеми вытекающими отсюда последствиями.

То же самое у христиан: добропорядочный христианин должен верить, что Иисус Христос взял на себя все грехи человечества - и прошлые, и настоящие, и даже будущие. Словом, греши - не хочу! Всё уже прощено. А как он это сделал - ни слова.

Да и вообще, разве имеет право человек, будь он трижды сыном Бога, взять на себя чужие грехи? Ведь каждый человек обязан ответить за свои поступки сам. Это один из общих космических законов, о которых мы упоминали выше, и любой нормальный человек интуитивно понимает, что его грехи на себя никто взвалить не может. В конце концов, каждый грех является продуктом какого-либо заблуждения, и, осознавая свои грехи, человек тем самым преодолевает заблуждения, которые их породили.

Другими словами, идёт нормальный процесс эволюции человеческого духа. Но если кто-то «берёт» грехи человека на себя, то этим он лишает того, кто их совершил, процесса осознания, а значит, и эволюции. Фактически совершена самая настоящая духовная кража… Канонический Иисус (не стоит путать с реальным человеком) является вором и, безусловно, самым злейшим врагом всего человечества. Но христиане не умеют думать и анализировать, их научили только фанатично верить.

Из книги Г.Сидорова «Тайная хронология и психофизика русского народа»

Татьяна Журавкова.

Большинство людей, даже в среде верующих, вовсе не задумываются о роли и важном значении духовных понятий и величин в религиозной жизни. К примеру, для многих понятия ВЕРА и РЕЛИГИЯ НЕ содержат смыслового РАЗЛИЧИЯ, что совершенно не верно. Поскольку, для меня эта разница очевидна, я решила найти пояснения данным понятиям в самой Библии.

Оказалось, что понятие «ВЕРА» в Библии встречается НЕ редко, к примеру: «Вера без дел мертва» (Святой Иаков2:14). Или такое: «…, Вера - от слышания, а слышание от Слова Божия» (Рим. 10:17). А у Святого Апостола Павла и вовсе утверждается, что «без веры угодить Богу НЕВОЗМОЖНО» (Библия, Евр.11:6) и «Праведность (знание Правды) достигается лишь через ВЕРУ». (Библия, Рим.9:30-33).

Так же, в библейских Писаниях есть и прямое ТОЛКОВАНИЕ ВЕРЫ, сказано на данный счёт: «Вера же есть ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). А у Святого Марка и вовсе о вере говорится, как о чуде: «Имейте ВЕРУ БОЖИЮ, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своём, но поверит, что будет по словам его, - будет ему, что ни скажет…» (Марк 11:24).

Это же какую?!!! ВЕРУ нужно иметь, чтобы такое свершилось! Тут уж в «осуществление ожидаемого», поверить легче, а вот свернуть горы и приобрести уверенность в невидимом, судя по всему, даже истинно верующим пока не по силам.

Но всё это в Библейских Писаниях говорится о ВЕРЕ. А вот, что касается термина «РЕЛИГИЯ», в Библии я не нашла пояснения. В Библейских Писаниях, есть лишь «неудобовразумительные» подсказки, направленные в адрес религий, то есть, там есть подсказки, косвенно отражающие смысл описания того, что происходит в религиях. К примеру, Святой Апостол Павел пишет, что «мне стало известно, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»» «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я ХРИСТОВ» (1е Коринф. 11:14). В переводе на язык современности, это означает и ныне идущие споры и доказывания разными сообществами своего превосходства: я католик, я православный, я буддист, я атеист, я христианин, а я за конфуцианство или ислам, и моя РЕЛИГИЯ самая правильная и Богоугодная. И попробуй разберись, как это есть на самом деле и что правильней?

Духовные Писания и история происхождения религий, показывают, что различные религиозные споры, как и вопрос происхождения термина «РЕЛИГИЯ», волновал мыслящих людей ещё и в очень далёком прошлом. К примеру, в вопросе происхождения самого слова «РЕЛИГИЯ» пытался разобраться знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон . А известный западный христианский оратор и писатель Лактаций, в своё время, пришёл к выводу, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare , то есть, СВЯЗЫВАТЬ СОЕДИНЯТЬ . Вероятно имея в виду связывать человека с Богом и с загробным миром, а возможно, связывать людей между собой, в терпимости, в добрых взаимоотношениях, в миролюбии и т п. .

В настоящее время понятие РЕЛИГИЯ прочно вошло в жизнь человечества, но коль это понятие рождено умом и размышлением людей, то верующие разных времён пытались вложить в него не только СВОЁ толкование, но и придать СВОЮ форму служения БОГУ. В итоге получилось служение, отвечающее НЕ ВЕРЕ, а РЕЛИГИИ. А в этом разница большая. Это даёт повод сегодня каждой религии подчёркивать свои отличияот других сообществ и каждой доказывать свою правоту.

Можно подвести итог выше сказанному: получается, что изначально в верованиях не было слова РЕЛИГИЯ. Но, что-то побудило христиан, где-то в I-IV вв., принять из латинского языка слово « religare » - религия, означающее СВЯЗЫВАТЬ, СОЕДИНЯТЬ. Со временем его утвердили как аналог ВЕРЫ.

Скорее всего, и в те, далёкие времена, как и сегодня, между различными верованиями, были некие споры, трения и поиск ответов на ДУХОВНЫЕ вопросы, что подтверждает и БИБЛИЯ (1е Коринф. 11:14). ). А исходя из того, что Бог, Святые, Пророки и Апостолы в своих учениях всё время призывали к единению, кто-то из духовных отцов усмотрел в латинском обороте речи подходящее слово « religare », слово, зовущее, разные мировоззрения и верования к ЕДИНЕНИЮ. Это слово, со временем, и ввели в обиход сообществ верующих людей. Одновременно религиям приписали все, что, по сути, относилось к ВЕРЕ.

Но!!!, на деле, ВЕРА осталась сама по себе, а РЕЛИГИЯ породила новые отростки на древе познания ДУХОВНОСТИ. Поэтому сегодня человек ВЕРУЮЩИЙ, ОТЛИЧАЕТСЯ от человека РЕЛИГИОЗНОГО. Верующий человек прекрасно может обходиться без обрядов, обычаев и традиций. А у религиозных людей обрядность и традиции ставятся в основу ИХ РЕЛИГИОЗНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ. Этим-то они как бы подчёркивают своё отличие от МАСС и СВОЁ служение Богу, отличное от других религий и прочих духовных сообществ. А правильно ли это? Как Вы думаете?