Во истину Воскресе или Воистину: что это значит и как писать правильно. Христос воскресе – Воистину воскресе: поздравления с Пасхой короткие и в картинках Христос воскресе что

После Пасхи я зашел к детям в класс. Они знают, что, поскольку ты клирик и богослов, то непременно должен сказать им: «Христос воскресе!» И вот я вошел, но решил ничего им не говорить - естественно, с определенной целью. Просто поздоровался с ними, спросил:

Ну как вы? Что делаете?

И один из учеников повернулся и сказал мне:

Надо говорить «Христос воскресе», отче!

А-а, воистину воскресе! Многая лета!

Но вы не сказали этого!

Да, не сказал.

Другие дети удивились, что ученик указал мне, что надо говорить, и поправил меня. В это время в дверь постучали, и вошел мальчик из другого класса, который хотел взять у них баскетбольный мяч:

Извините, вы можете дать мне ваш баскетбольный мяч? А то нам нечем играть.

Все закричали:

Иди отсюда! Никакого мяча мы тебе не дадим! В прошлый раз мы его вам дали, а вы его потеряли. Мы больше не даем мячей! Уходи!

Бедный ребенок пристыженно закрыл дверь и ушел. Я повернулся к классу и сказал им:

Дети, за всеми этими криками вы забыли сказать ему то, что сказали мне.

Христос воскресе! Надо было сказать ему: «Иди отсюда! Христос воскресе!»

Они были ошарашены и внимательно посмотрели на меня:

А что вы имеете в виду?

«Христос воскресе» - такое сильное выражение, что мало сказать это

Я имею в виду то же самое, что и вы имели в виду только что. Вы сделали мне замечание, когда я вошел в класс (и правильно сказали!), что мне надо было поздороваться словами «Христос воскресе». Но «Христос воскресе» - такое сильное выражение, такая мощная реальность, что мало сказать это: надо воплотить его в своей повседневной жизни, в своих переживаниях, в своей возрожденной мысли, в своем преображенном сердце, во всех житейских обстоятельствах. Вы с легкостью говорите: «Христос воскресе», но - «Мяч мы тебе не дадим!», «Христос воскресе», но - «Закрой дверь и оставь нас в покое!»

Христос воскресе означает, что я воскресаю вместе с Ним. В противном случае это напоминает мне нечто, сказанное одним молодым человеком, когда я еще учился в лицее. Тогда я был маленьким, и, конечно, он сказал мне это с иронией:

Христос воскресе! Ну а мне-то это о чем говорит?

Он воскрес, а я? А ты? А мы? Что это значит для нашей жизни здесь и теперь? Влияет ли это вообще на реальность, в которой я живу?

Вот двоюродные братья, они так гостеприимны дома, встречаются, открывают дверь и:

Здрасте! Христос воскресе! Садись, давай выпьем кофейку, поговорим!

Садятся они и обсуждают, что скажут на суде по такому-то делу, договариваются, как обвинить другого своего родственника по вопросу, связанному с каким-то имуществом. Обсуждают, что они скажут, как поладят между собой. Время проходит, наконец они приходят к договоренности и:

Ну давай, пока. Увидимся на суде! Не забывай о той детали, о которой я тебе сказал, это очень важно! Давай, пока! Христос воскресе!

Христос воскресе, но ты упраздняешь эти слова в своей жизни. Ты нажимаешь на кнопки «Cancel», «Delete» на клавиатуре. На словах говоришь «Христос воскресе», а в жизни у тебя еще ничего не воскресло. Во мне еще живут и смердят гробы эгоизма, моих страстей, моих пороков, слабостей.

Вот желанная цель: как, о Христе мой, воскреснет моя жизнь? О том я молю Бога и сейчас выступаю не как твой учитель, а просто говорю, чтобы ты был внимателен к тому, что говоришь.

Помнишь, что говорится в Ветхом Завете? «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Втор. 5: 11). И ты вкладываешь в свои уста эти священные слова, а на деле упраздняешь их.

Однажды я позвонил одному христианину, о котором знаю, что у него имеются финансовые возможности:

Христос воскресе!

Воистину воскресе! - ответил он.

Замечательно: ты знаешь это, говоришь это, ты правильно поступаешь.

Знаешь, есть одна бедная семья, которая нуждается в средствах.

Эх, отче, ну что же поделаешь? Знаешь, сейчас ведь кризис, кругом одни проблемы. Я молюсь, чтобы у них нашлось какое-нибудь решение. Что делать? Я не могу им помочь. В другой раз поговорим. Христос воскресе, отче!

Воистину воскресе! До свидания!

«Христос воскресе» - но ты еще сребролюбив, ты еще трудный человек, твое сердце еще остается закрытым. Ты не воскрес

«Христос воскресе», но ты еще сребролюбив, еще скуп, ты еще трудный человек, твое сердце еще остается закрытым. Ты не воскрес. Сребролюбие и эгоизм еще живы, они и не умирали.

То же самое я сказал другому человеку, который не ходит в церковь, он не сильно верит в Бога, не имеет особой внешней связи с Церковью, как все мы, остальные. Но я не знаю, что происходит в его сердце. А по сути происходит то, о чем говорит Христос, - что мытари и грешники первыми войдут в рай. Он не сказал мне: «Христос воскресе», но как только услышал о бедной семье, тут же протянул мне 500 евро со словами:

Возьми их, отче, и сделай что хочешь, отдай их куда надо.

Я сказал ему:

Христос воскресе!

А он мне ответил:

Господь истинен! Не знаю, правильно ли я говорю это.

Кто-нибудь скажет: ну разве это правильно? Нет, неправильно, правильнее будет говорить: «Христос воскресе», любить Господа, жить Господом и на деле исполнять Евангелие в своей жизни.

Я не говорю, что мне больше нравится, когда кто-нибудь, будучи атеистом, живет по-христиански. Потому что есть атеисты, которые говорят, что они атеисты, но они не таковы. Есть у них духовное благородство в душе, действенная любовь, человеколюбивые чувства, они слышат боль другого и плачут, у них чувствительное сердце, они трогаются сердцем.

Помнишь того человека, который рассказал старцу Паисию о своей сестре, которая ночами шлялась по питейным заведениям, а днем работала в больнице? Он говорил старцу:

Потеряю я сестру! Она попадет в ад! Потому что шляется по всяким заведениям, продает себя и совершает грехи!

Старец сказал ему:

Она в больнице работает?

Когда она с больными, она смиренна, добра, помогает им?

Очень, отче! Она любит больных, убирает за стариками постель, ничем не гнушается, всё им дает, как будто это ее родители.

Не беспокойся, дитя мое, Бог ей поможет! Он ухватится за это.

Но она ведь не ходит особо в церковь, у нее нет связи с тем, что мы, остальные, делаем…

Мы говорим: «Христос воскресе». А потом вонзаем другому в спину очень красивый нож

«Мы, остальные, делаем…» А что мы такое делаем? Мы говорим: «Христос воскресе». А потом вонзаем другому в спину очень красивый нож, на котором начертано: «Христос воскресе!»

Жах! На тебе! Христос воскресе!

Христос воскресе! Воистину воскресе! Однако воскрес ли Он в моей жизни? Или Он воскрес просто как некое историческое событие, о котором ты таким образом сообщаешь?

Я вспомнил о том человеке и его словах, сказанных, когда я был маленьким: что это значит, что Христос воскрес? Что изменилось оттого, что Он воскрес? Для Себя одного ли Он воскрес?

На иконах Христос изображен протягивающим руку и отрывающим Адама и Еву от гроба. А как Ему тебя оторвать, как тебя совоскресить этому Христову Воскресению?

Господь воскресе воистину. Господь преображает людей, изменяет их. Когда Его любовь войдет в душу, Он преображает душу и тело, всё изменяется, человек преображается, меняются его душа, качество сердца, умиротворяется ум, человек утихает, спит спокойно, просыпается, и у него есть желание жить. Есть желание трудиться, идти вперед - всё это дает тебе Христос.

Кто заставил одного юношу пожертвовать всем Христа ради, и когда я посетил Святую Гору Афон, он сказал мне: «Хочу поговорить с тобой»?

Ты меня знаешь? - спросил я его.

Нет, но однажды ты поздоровался со мной и пожелал мне духовного укрепления, поэтому я хотел тебе кое-что сказать.

Он зашел ко мне в келью. Я спросил его:

Ты, конечно, с малых лет ходил в церковь, тогда и привязался к Церкви и сейчас стал монахом?

Ничего подобного.

А каким ты был?

Я был бродягой. Шлялся, проводил ночную жизнь, грешил, гонял на мотоциклах, имел подружек, пил, всё подряд разрушал, развлекался, прожигал свою жизнь, я и моя компания.

Но, конечно, твои родители христиане?

Ничего подобного. Они даже не знали, где находится храм. По звону колоколов понимали, что что-то происходит, что рядом где-то храм, но не ходили в церковь.

Так что же произошло?

Что произошло? Отец меня ругал, напивался, бил меня, отталкивал от себя. Я не чувствовал любви. А жаждал любви всю жизнь, жаждал понимания, тепла, утешения и любви, которых не нашел там, куда ходил. Я пресытился грехами, а по сути искал Бога, но не нашел Его во всем этом.

Так что же произошло наконец?

Не знаю, что со мной произошло, я пришел на Святую Гору вместе с одной компанией в паломничество, это было как прогулка, как экскурсия, и тут словно кирпич упал мне на голову от Божией любви. Во мне произошло потрясение, что-то случилось, и я захотел изменить свою жизнь. Так я и изменился. А до этого мама постоянно корила меня: «Ну, зачем ты так делаешь, скитаешься по ночам, постоянно меняешь девочек, совершаешь столько грехов!» А сейчас я ей внезапно сказал: «Я ухожу, я удаляюсь и иду, чтобы отдать всё Богу!»

Раньше мама боялась и укоряла меня, что я грешу, а тут стала делать обратное: предлагала мне новые знакомства, твердила, что мне надо жениться, что не надо столько ходить в церковь и т.д. Говорила: «Ну ладно, мы, конечно, говорили, чтобы ты стал духовным человеком, но не до такой же степени! Женись на этой девушке или на другой: вот эта - дочь священника, эта - сестра богослова, а эта очень хороша!» - «Нет-нет!» - «Но почему же?»

Другой не может тебя понять, если ты сходишь с ума от Божественной любви

Потому что не существует «почему», когда речь идет о безумии Божественной любви: тогда другой не может тебя понять, если ты сходишь с ума от Божественной любви. Потому что если безумие из-за чего-нибудь человеческого воодушевляет тебя и похищает, если тебя может воодушевить человек, который - всего лишь луч Божественной красоты, если один луч сводит тебя с ума от любви, то представь себе, что будет, если этот луч приведет тебя к Источнику света, к самому Свету, чтобы ты увидел всё сияние, красоту, любовь? Тогда ты забудешь всё, ты будешь потрясен этим величием, которое ощущаешь. Никто тебя не будет понимать, на тебя будут смотреть странно, тебя будут обсуждать и спрашивать себя: «Да что с ним стряслось?» А ты будешь думать: «Мне вообще неинтересно, что вы обо мне говорите».

Любовь любовью исцеляется. Любовь любовью заменяется - когда ты ощутишь нечто более сильное, ты оставишь всё, и у тебя не будет проблем, ты будешь жаждать Божией любви, которую Бог будет подавать тебе преизобильно. Ты будешь уходить без ненависти, будешь избегать всех, но будешь любить их и переживать в своей душе другое.

Когда я захотел дать этому монаху кое-какие подарки (сухофрукты, шоколад), которые привез из Афин, он сказал мне:

Отче, я не нуждаюсь в этом, хоть этого у меня и нет, потому что здесь мы этого не едим. Но я жажду Божией любви и настоящей человеческой любви.

Я начал рассказ со слов «Христос воскресе», потому что иначе не мог объяснить перемену, произошедшую в этом человеке. Кто же изменил этого человека? Кто сделал его глаза такими? Это открыл мне его приятель, с которым они были вместе в миру и который однажды тоже пришел на Святую Гору, чтобы увидеть его, и сам тоже раскаялся в прошлой жизни. Его приятель сказал мне:

Отче, этот молодой человек, которого ты сейчас видишь таким кающимся, с глазами добрыми от смирения и покаянных слез, если бы ты видел, каким он был раньше, ты бы не поверил своим глазам. Ты бы удивлялся: да он это или нет? Как он стал таким благостным?

Вот как Бог меняет человека, когда войдет в его сердце, как преображается его душа, как умиротворяется совесть, как успокаивается сон, как слаще и красивее бьется сердце, как меняется в нем всё…

Эта перемена происходит от десницы Всевышнего. Человек меняется через воскресшего и живого Христа, Который не есть одни слова. Человек меняется не одними рассказами, как мы порой ссоримся по этим вопросам и спорим с такими аргументами, словно в уме у нас заложены целые диски с энциклопедическими познаниями о Христе, - тогда как по сути нам просто надо иметь печать Христа в сердце своем.

Что ты предпочитаешь? Диск с безбрежными знаниями о Христе или сердце, носящее в себе отпечаток лика Христова?

Что ты предпочитаешь: чтобы я пересказал тебе книгу, в которой записаны о Христе слова, слова, слова, исторические документы, аргументы, энциклопедические данные, или чтобы показал тебе сердце? Что ты предпочитаешь? Этот диск с безбрежными знаниями о Христе или сердце, носящее в себе отпечаток окровавленной ладони Христовой, лика Христова?

Так что же ты предпочитаешь? Хочешь, чтобы я показал тебе этот священный убрус, принадлежавший святой Веронике, которым Господь вытерся, как гласит предание, и на нем отпечатался лик Христов? Не знаю, подлинное ли это было событие, но знаю силу этой мысли - искать отпечаток Христа в своей душе. Потому что всё остальное - это слова о Христе, это теории, поводы к тому, чтобы мы ссорились, вопросы, которые мы дискутируем, конференции, которые организуем, и говорим ли мы - мы говорим, чтобы убедить, объяснить, что мы такие-сякие и именно наши слова правильные! Да, это хорошо, но кто может встать и показать нам Христа?

Как бы я хотел, говорит святой Силуан Афонский, показать вам лицо Христа! Это другой вид знания, другое ви дение лица Христова, без аргументов, другое касание. Ты понимаешь?

Когда любишь кого-нибудь, ты говоришь ему: «Я сделаю всё, что ты захочешь! Исполню любое твое желание, любое воздыхание». Ты понимаешь другого, любовь несет в себе интуицию. Когда любишь, ты понимаешь, что любит любимый, что ему приятно, и угождаешь ему.

Но у нас имеется проблема с тем, чтобы полюбить другого, это не другой виновен в чем-то. Если бы мы любили его, то всё складывалось бы превосходно. Христос это и принес Своим Воскресением: Он помог нам выстоять, изменить свой взгляд, которым мы смотрим на людей, события, на разные случаи.

Не могу слышать, когда кто-нибудь говорит: «Христос воскресе», а затем следует отчаяние, разочарование, страхи, неуверенность, тревоги, смятение, стресс, паника. А в остальном: «Христос воскресе!» Да где же это?

Христос воскресе! Но не знаю, сдам ли я экзамены, меня охватывает паника, - говорит кто-нибудь.

Я, конечно, не знаю, сдашь ли ты экзамены, и то, что Христос воскрес, вовсе не означает, что все сдадут экзамены. Потому что один малыш в школе сказал мне:

Отче, вы говорите «Христос воскресе», а у меня дедушка умер. Зачем же мне это «Христос воскресе», если дедушка умер?

Я ему сказал:

Христос не переменил мир внешне, но переменил нас, наши глаза, сердце, ум, отношение к событиям

Слушай, если ты поймешь эти слова Христос воскресе в своем сердце, то ты и на смерть посмотришь другими глазами, будешь слышать о событиях, и они будут касаться тебя по-другому. Христос не переменил мир внешне, но переменил нас, наши глаза, сердце, ум, отношение к событиям, и когда мы видим такие же события перед собой, что и до Христа, - то есть видим наводнения, смерть, болезни, проблемы, то всё это не исчезает. Проблемы существуют, но Христос дал нам новые глаза, новый взгляд на жизнь, которую Он дал нам.

Вот пример. Пошел я однажды на похороны одной 25-летней женщины, очень молодой, красивой, прекрасной, доброй, и вокруг стояли разные люди. Представь себе: я, священник, рядом со мной атеист, возле него служащий похоронного агентства, за ним юноша, у которого свои юношеские влечения и т.д., и все мы смотрим на одно и то же - на мертвое тело молодой женщины. Причина нашего нахождения там одна и та же, все мы смотрим на одну усопшую молодую женщину, но не все смотрим на эту смерть одинаково.

Смотрит на нее священник, подвизающийся ради своей веры, и говорит себе: «Господи, эта 25-летняя девушка достигла того, что другому удается в 100 лет, - Ты приготовил ее к Своему Царствию». Печальное, трагическое, скорбное событие, вообще это тягостно, однако я смотрю на это с надеждой, оптимизмом, не как «прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4: 13). Мы смотрим на то же самое - на смерть, но смотрим с надеждой.

Рядом со мной атеист, ее родственник, он смотрит на то же тело и говорит себе: «Хм, земля уходит в землю, всё, наступает конец, химические процессы, биологическая смерть, конец всему, ничего не остается, всё кончено».

На это же тело смотрит и служащий похоронного агентства и говорит себе: «Вижу людей, оживление, цветы, это принесет нам хорошую прибыль, мы сделаем столько-то денег!»

На это же тело смотрит и молодой человек в пылу своей молодости и говорит себе: «Если бы она была жива, сколько еще сердец растрогала бы!»

Все мы смотрим на одно и то же, но думаем о нем по-разному. Так происходит со всеми вещами в жизни.

Христос делает не что иное, как говорит тебе: «Дитя Мое, Я принес новую кисть, которой ты раскрасишь мир новыми красками: цветом любви, цветом красной крови, которая истечет на Голгофе, белым цветом Моего Воскресения, синим цветом реки Иордан, где Я омыл твои грехи, цветом пшеничных колосьев, через которые Я ходил. Если хочешь, возьми и разрисуй свою жизнь Моими цветами и смотри на всё по-другому. Хочешь? Ты хочешь, чтобы Я тебя укрепил, чтобы мы с тобой вместе смотрели на вещи? Чтобы Я дал тебе силу преуспевать в твоей борьбе?» Независимо от того, называется ли она искушениями, болезнью, неудачей или удачей на экзаменах, во всем есть возможность почерпнуть силу от воскресшего Христа. Христос это делает.

Но то, что ты веришь в Воскресение, не означает, что всё в твоей жизни будет идти хорошо. Но ты, несмотря на это, приложи усилия - твердо, с оптимизмом, радостью. Когда тебя охватит тяжелое чувство, когда покажется, что ты срываешься и падаешь духом, ты будешь говорить: «Бог всё знает! Христос воскресе! Значит, поскольку Он воскрес, то я смотрю Ему в глаза, а Он придает мне желание и говорит: “Читай, борись, приложи усилия, у тебя получится!” Я делаю это, но в конце концов меня срезают на экзамене. И Христос снова говорит мне: “Посмотри Мне в глаза! Не падай духом, сейчас есть другая плоскость, на которой ты почувствуешь силу Моего Воскресения, - твоя неудача”».

Да, и там (мы говорим) Христос воскресе! Наверно не всё кончилось, не всё потеряно здесь. И это удивительно. Воскресение дает нам увидеть бескрайние возможности, новые возможности, которые Бог предоставляет нам пережить.

Расскажу тебе сейчас нечто, занявшее половину моей жизни. Вникни в это нечто исключительное для меня, я переживал это много раз в жизни, но было достаточно убедить меня, что… Однако давай расскажу тебе всё по порядку.

Тебе в жизни часто очень хочется заиметь что-нибудь, и ты думаешь, что это сделает тебя счастливым и радостным, и говоришь себе: «Только это (этот человек, деньги, дом, работа) сделает меня счастливым. Всё, решено, я хочу это и только это!» И это неплохо - желать чего-то: желай, однако не думай, что поскольку ты считаешь, что только это сделает тебя счастливым, то у Бога тоже только это имеется на уме. Ты о скольких вещах можешь подумать, что они в состоянии сделать тебя счастливым? О двух-трех. А Бог - это бесконечность, Он - необъятное богатство, Он - уникальное изобилие, и у Него есть колоссальные альтернативные решения для всего. У тебя, однако, ограниченное восприятие, и ты говоришь: «Если это будет в моей жизни, то я буду счастлив, поэтому я хочу только этого, и мне страшно подумать о чем-нибудь другом, потому что я чувствую, что не готов открыться для других вещей, да и зачем мне ждать чего-то другого?»

Давай скажу тебе это проще, на одном классическом примере. Вот кто-то знакомится с девушкой и говорит:

Всё, решено: это она! Она создана для меня! Если мы с ней не познакомимся, не сойдемся и я не женюсь на ней, моя жизнь потеряет всякий смысл. Всё будет кончено!

Или кто-нибудь находит новую работу и говорит:

Эта работа для меня - всё! Если я не буду на ней работать, я впаду в отчаяние!

Бог, глядя на тебя, говорит: “Как же ты беден в своем мышлении! И проблема в том, что ты думаешь, что Я тоже беден, как и ты”

Так же бывает и с домом, какой-нибудь покупкой. А Бог, глядя на тебя, говорит:

Как же ты беден в своем мышлении! И проблема не в том, что ты беден, а в том, что ты думаешь, что Я тоже беден, как и ты. Ты хочешь замкнуть Меня в узком кругу, создаваемом твоим умом, в узком кругу своего ума, и думаешь, что поскольку только одно в твоем уме, то Я не могу дать тебе никакого иного счастья, и только через эту девушку, только через эту профессию, только через этот автомобиль, только через этот дом Я могу сделать тебя счастливым. А у Меня есть бесконечные решения на твой счет, бескрайние предложения о твоем счастье.

Однако ты говоришь Ему:

Нет-нет! Молю Тебя, Боже! Я не могу полагаться на эту Божественную бесконечность, я хочу сузить круг дел! Я хочу думать, что счастье приходит только через эту дырочку, которую я оставляю в своей жизни!

Неплохо желать этого - желай: я просто говорю тебе, чтобы ты знал, что если то, чего ты хочешь, не случится, это не значит, что наступил конец света. И не просто не наступил конец света, но я думаю, что именно тогда и открываются все другие бесконечные решения, которых ты себе не представлял и не хочешь представить, потому что не выдерживаешь такой свободы, такого богатства, таких возможностей. Ты привык к закрытости, стесненности, страху: «Я боюсь увидеть великие вещи. Я чувствую больше безопасности в застенке своей воли, в плане, уме, строящем мне маленький шалашик».

Бог говорит тебе:

У Меня есть дворцы для тебя!

Нет, очень прошу Тебя, не запутывай меня с этими дворцами и подобными вещами, у меня есть свой шалашик!

Разумеется, ты говоришь это не от смирения, а от духовного убожества и узколобого понимания жизни.

Давайте же не будем втискивать Бога в схемы, думать, что будем счастливы только так, как сами себе представляем. Это хорошо, что у тебя есть мысли, планы, ибо ты человек, однако ты говори: «Господи, я думаю, что этот маленький кружок сделает меня счастливым. Если Ты так же думаешь и согласен с этим, хорошо! А если не согласен по каким-либо причинам, да будет воля Твоя!» И события, которые наступят, будут намного лучше.

Я говорю это потому, что в жизни происходят события, которых ты себе не представлял. Я пережил это и сходил с ума от Божиих «сюрпризов». Когда думал, что всё плохо и если не будет того-то, то всё рухнет, а если не достигну этого, то всё кончится, внезапно Бог показывал мне, как через крах одного образуются новые реалии, которых я и представить себе не мог. Тогда я понял, каким же неверующим я был.

Мы не верим в Бога по-настоящему, и поэтому именно сегодня я покажу тебе, как сильно мы опровергаем в своей жизни этот возглас - «Христос воскресе!» Я произношу его, пою его, но я не открыт и не готов, потому что не верю в Бога на самом деле, поскольку если бы верил в Него, то ждал бы Его «сюрпризов» с широко открытыми глазами. Однако я говорю: «Не думаю, чтобы Бог преподносил сюрпризы. Сдается мне, Он так же жалок и убог, как и моя фантазия». И поскольку я сам такой, то думаю, что и Бог тоже такой.

Но Бог не такой. Мне хотелось бы, чтобы ты понял это, и я хочу показать тебе на своем скудном опыте, что впереди тебя ждут хорошие неожиданности. Поэтому не хватайся за земное, не бойся потерять что-либо, оставь всё это. Если что-нибудь у тебя не получается свободно, не вынуждай другого, не желай, чтобы это насильно осуществилось, например, сохранить какие-то отношения, когда видишь, что они не складываются как следует. Ты из кожи лезешь вон, чтобы удержать их, а какой в этом смысл? Всё должно складываться комфортно, Бог там скрывается, а не в давлении и насилии. Внезапно Бог посылает что-нибудь, и ты говоришь: «Боже мой, я и не ожидал, что Ты так богат!» А Бог тебе отвечает: «Я потому тебе и сказал, что ты был несправедлив ко Мне, ибо ты Меня не понял».

Так мы мало-помалу поймем Бога, Его любовь, и от этого успокоимся, полюбим друг друга, почувствуем себя любимыми Богом, нам легче будет любить других, и тогда всё будет казаться нам хорошим - когда любишь, всё красиво, и любовь заставляет тебя смотреть на всё по-другому, опьяняюще. А на досады, которые доставляет тебе возлюбленный, ты смотришь как на возможность еще больше проявить тепло своей доброты и прощение.

В противном случае проходит 5 лет брака, и ты уже не можешь выносить своего мужа. Одна женщина сказала мне:

Я не выношу своего мужа, отче!

Кого? Своего мужа, которого так любишь, которому прощала всё и видела всё в розовом свете? Что же с тобой случилось?

Я не выношу его!

А что он делает?

Ничего. Меня раздражает один его вид! Если бы вы видели, как он жует! Он же чавкает! Это меня нервирует!

Она, которой сначала ничего не мешало, сейчас говорит так! Она всё видела в розовом свете. Они ходили на экскурсии. Он пачкал целый ворох рубашек, которые нужно было гладить, а она ему говорила: «Любовь моя, для тебя я буду гладить день и ночь! Это радость для меня!» И после этого говорить ему: «Вставай и убирайся отсюда! Зачем только я за тебя пошла! Уходи к своей матери! Я совершила ошибку, когда познакомилась с тобой»?

И ты спрашиваешь себя: куда же делась любовь, где было погребено это гигантское извержение любви? Как воскресение снова стало смертью? Почему?

Необходимо подпитывание, обновление, возобновление, чтобы мы не привыкали в плохом смысле слова. А чтобы мы не привыкали, надо постоянно опьяняться, потому что ты опьяняешься лишь однажды, а потом отрезвляешься, начинаешь опять смотреть на вещи грубо, и жизнь реально тебя изнуряет. Все мы надоедливы и обременительны. Поэтому нужно обновление, поэтому мы каждый год говорим и переживаем снова и снова события (т.е. церковные праздники), поэтому каждую неделю вспоминаем Христово Воскресение. На каждую воскресную Святую Литургию бывает Воскресение, но и любая другая Литургия есть Христово Воскресение, чтобы мы давали толчок своему сердцу и говорили ему: «Пробудись, получи новую кровь, прими жизнь, переживи Христа заново, ощути эту свежесть, полюби своего человека как в первый раз, когда ты познакомилась с ним, и смотри на всё по-воскресному, светло, смиренно, по-человечески, Божественно и проживай красиво свою жизнь».

Вот ответ на вопрос, который мне задали: «Как объяснить Христово Воскресение человеку, которого я люблю»? - Люби его!

Давайте же жить разумно, жить, зная, зачем мы живем, жить, любя, прощая, делясь своей радостью и скорбью, чтобы имелся человек рядом с нами и чтобы у нас были разделенные чувства, чтобы мы знали, что мы не одни и другой нас поймет. Вот ответ на вопрос, который ты мне задал: «Как объяснить Христово Воскресение человеку, которого я люблю», - люби его!

Не нужно говорить ему «Христос воскресе» и доказывать апологетически, что Христос воскрес, поскольку имеются бесчисленные книги на этот счет, святоотеческие цитаты, много всего замечательного, но он этого не поймет. Когда он тебя об этом спрашивал, он скорее хотел увидеть любовь, вышедшую из Божия Гроба, увидеть то, о чем сказано, что «из Гроба воссияло нам прощение, объятие, любовь».

Я молюсь о том, чтобы в сердце твоем сиял день, сиял свет, сияла надежда. И снова говорю: всё будет гораздо лучше в твоей жизни, ничего еще не закончилось, сегодня ты плачешь, но завтрашний день еще не наступил. Близится хорошее - не предрешай всего, не живи постоянно в нытье и ропоте, не желай всегда переживать Распятый Пяток и остаться там. Потому что ты не выдерживаешь такой огромной боли, а цель этого испытания - пробудить в тебе вожделение и жажду Воскресения!

Приветствовать человека в день Пасхи фразой «Христос вокресе!» и отвечать - «Воистину воскресе!» присуще в первую очередь христианам. Этот обычай уходит корнями глубоко в века и имеет огромный смысл для верующих. Также во время обмена этими фразами принято троекратно целоваться. Говорить эти слова можно в течение всей Светлой седмицы, которая идет за Пасхой.

Истоками этот обычай обязан самому Иисусу Христу, который жил и умер за грехи простых мирян. После того как апостолы Христа узнали о его воскресении, они рассказывали об этом каждому человеку, которого видели, говоря заветную фразу «Христос воскресе!». Те, кто слышал эту фразу, понимали, что Иисус - сын Бога, и, подтверждая их слова, отвечали «Воистину воскресе!».

Другая версия говорит о том, что данные фразы используются для . К примеру, мирянин может обратиться с просьбой «Христос вокресе!», а батюшка отвечает «Воистину воскресе!», - «Бог благословит». Этот вариант не нашел распространения у народа, поэтому используется редко.

Пасхальные приветствия сегодня

Сегодня пасхальные приветствия приобрели немного иное значение, более молодое поколения начало интересоваться религией. С каждым днем набирает все больше последователей. В Пасхальное воскресенье тот человек, который идет из , должен первым сказать «Христос воскресе!», а тот, кто возвращается, должен ответить «Воистину воскресе!». Эти приветствия всегда должны говориться с радостью, ведь спаситель всего живого, сын того, кто подарил жизнь и возможность существования.

Но стоит помнить, что Христос никогда не просил праздновать его воскресение. Произошедшее чудо было лишь подтверждением того, что он действительно сын Бога и носит в себе его божественную сущность. Библия говорит, что празднование Пасхи лишь следствие чуда, и не призывает отмечать ее, но люди рады и любят своего учителя, поэтому воздают ему почести спустя вот уже 2 тысячелетия.

За многие века приветствия претерпели изменения, поменяли свой смысл, католическая и православная церковь празднуют Пасху в разные дни. Но несмотря на это, каждый истинно верующий по-настоящему радуется этому светлому празднику, который напоминает, что в мире есть частичка чего-то божественного и светлого, что когда-то Христос воскрес и показал всем, что Бог есть.

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Приближается важный и любимый многими праздник — Пасха. Традиции и обычаи этого дня хорошо известны всем, ведь Пасху ждут и религиозные люди, и те, кому просто нравится атрибутика этого праздника. И, конечно, все мы хорошо знакомы с таким пасхальным обычаем, как пасхальное приветствие или христосование.

Обычай заключается в том, чтобы приветствовать друг друга с первого дня Пасхи и до Вознесения Господня (или только в день Пасхи) радостным возгласом «Христос воскрес!» и отвечать «Воистину воскрес!».

Однако кто-то говорит: «Христос воскрес!», а кто-то — «Христос воскресе!». Откуда взялась форма воскресе и как говорить правильно?

Не новость, что грамматическая система современного русского языка не всегда была такой, как сегодня. Помните, как морщились в школе, изучая видовременные формы английского глагола, его бесконечные сложные времена? Сложно — у нас ведь такого нет. Еще как есть! Вернее, было, и не меньше. Вместо тысячи слов — схема глагольных форм древнерусского языка.

Нажмите для увеличения

Например, существовали четыре формы прошедшего времени: перфект, имперфект, плюсквамперфект и аорист.

Языковая система претерпела ряд сложных, фундаментальных изменений, результатом которых стал язык в современном его состоянии. Сохранил древние формы только церковнославянский язык, поскольку он был и остается языком богослужения. Будучи мертвым, он, соответственно, не является разговорным, то есть не развивается и не меняется, но используется (подобно латыни) в церковной книжно-письменной сфере, в гимнографии и ежедневном богослужении в некоторых православных церквях.

Воскресе — это и есть старославянская и церковнославянская форма глагола воскрес ; слово воскресе стоит в форме аориста. Ао́рист (др.-греч. ἀ-όριστος — «не имеющий (точных) границ» от др.-греч. ἀ- «не-» или «без-» + др.-греч. ὁρίζω — устанавливать границу) — временная форма глагола, обозначающая законченное (однократное, мгновенное, воспринимаемое как неделимое) действие, совершённое в прошлом.

Таким образом, сочетания Христос воскрес и Христос воскресе не являются взаимоисключающими: один вариант церковнославянский, стоящий в отсутствующей в современном русском языке временной форме — Христос воскресе . Второй вариант — Христос воскрес — современный. Оба варианта — правильные .

Не имеет значения, какой из вариантов вы предпочитаете: главное — слушать и слышать друг друга, а еще поздравлять с праздником искренне, от всего сердца.

«Христос воскрес!» - принято говорить на Пасху. Отвечают на это словами «Воистину воскрес!».

Что означают эти две фразы и какой смысл вкладываем в них мы?

Для кого-то это просто традиция, как своего рода пасхальный пароль и отзыв. В таких случаях люди произносят эти слова в день Пасхи, не задумываясь об их смысле, вместо «Привет» или «Здравствуйте».

Однако как слово «здравствуйте» имеет свой смысл и означает пожелание встретившемуся вам человеку быть здоровым, так тем более слова «Христос воскрес!» и ответ на них «Воистину воскрес!» имеют конкретный смысл. Тот, кто говорит «Христос воскрес!», провозглашает тем самым библейскую истину о том, что Иисус Христос, будучи умерщвленным через распятие, затем воскрес. А тот, кто отвечает «Воистину воскрес!», выражает свое согласие с тем, что Иисус Христос действительно был мертв и вновь ожил.

Эти слова слишком серьезны и слишком значимы, чтобы говорить их формально, не вкладывая в них того смысла, который в них в действительности содержится. Ведь в описанных в Библии событиях, связанных со смертью и воскресением Христа, сосредоточена суть христианской веры. Без этих событий христианство было бы просто набором определенных нравственных правил, а самого Иисуса можно было бы рассматривать как одного из мудрецов, философов, выдающихся учителей прошлого.

Но воскресение Иисуса Христа подтвердило, что Он был больше, чем учителем, – Он действительно был Божественным Мессией – тем, чья миссия на земле заключалась в том, чтобы спасти «людей Своих от грехов их» (Матф. 1:21) .

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне…
Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:1-14) .

В процитированном отрывке можно увидеть почти все центральные моменты христианского вероисповедания: признание человеческой греховности и необходимости принесения жертвы за наши грехи, утверждение об историчности Иисуса Христа (то есть его реальном проживании на земле в определенный период времени) и Его искупительной смерти, сведения о погребении Иисуса, его воскресении и явлении после этого большому количеству свидетелей, удостоверивших факт его воскресения из мертвых.

Мы в это верим.

Но почему Апостол Павел из всего перечисленного особенно подчеркивал важность веры именно в воскресение Иисуса Христа?

В том числе и потому, что вера в воскресение является доказательством четырех важных фактов, которые могут иметь решающее влияние на жизнь человека в этом и в грядущем мире.

Во-первых, ВОСКРЕСЕНИЕ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ИСТИНА СИЛЬНЕЕ ЛЖИ. Согласно четвертому Евангелию, Иисус сказал своим врагам:

«А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего истину» (Иоан. 8:40) , а также говорил своим ученикам: «Я есмь путь и истина и жизнь…» (Иоан. 14:6) .

Иисус пришел с истинной идеей о Боге и добре; его враги же добились Его смерти, потому что они не хотели, чтобы их лживая точка зрения была разрушена. Если бы они преуспели в том, чтобы окончательно уничтожить Его, ложь оказалась бы сильнее истины.

Во-вторых, ВОСКРЕСЕНИЕ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ДОБРО СИЛЬНЕЕ ЗЛА. Иисус говорил своим врагам: «Ваш отец диавол» (Иоан. 8:44) . Силы зла распяли Иисуса, и если бы не было воскресения, они бы восторжествовали. Если бы Воскресения Христова не было, то этот принцип был бы подвергнут опасности, и мы никогда более не могли бы быть уверены в том, что добро сильнее зла.

В-третьих, ВОСКРЕСЕНИЕ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ НЕНАВИСТИ. Иисус был воплощенной любовью Бога. С другой стороны, поведение людей, добивавшихся Его распятия, характеризовалось жестокой ненавистью, настолько безумной, что они Его милосердие и совершаемые Им чудеса приписали дьявольской силе. Если бы не было воскресения, то, в конечном счете, победила бы человеческая ненависть над любовью Бога. Воскресение Христово является триумфом любви над всем, что ненависть могла свершить.

И, наконец, в-четвертых, – самое главное: ВОСКРЕСЕНИЕ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЖИЗНЬ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ. Если бы за смертью Христа не последовало его воскресенье, это доказало бы, что смерть может взять самую прекрасную и блаженную жизнь, и уничтожить ее. Но воскресение Христово является окончательным доказательством, что жизнь сильнее смерти, и Иисус действительно имел власть, чтобы отдать и принять свою жизнь (Иоан. 10:18).

Тема смерти не оставляет равнодушным никого. Смерть является врагом человека, и все, что связано со смертью, вызывает негативные эмоции.

Страх смерти заставлял многих людей от первобытных племен до наиболее развитых цивилизаций выдумывать и практиковать самые разнообразные обряды, подвергать себя суровым истязаниям, чтобы смягчить те наказания и страдания, с которыми они боялись столкнуться по ту сторону смерти.

Кого-то страх смерти заставлял предпринимать попытки доказать, что после смерти человека ничего не ждет и что смерть – конец всему. И человек, полагающий, что кроме этой жизни ничего нет, и после нее ничего не будет, может вполне сказать: «Станем есть и пить, ибо завтра мы умрем».

Почему люди это делают? В большинстве случаев по двум основным причинам:
1) из-за страха перед неизвестностью относительно того, что наступает после смерти;
2) из-за чувства греховности и боязни предстать перед Божьим судом. Это чувство и эта боязнь интуитивно присутствуют даже у невоцерквленного человека. Если бы человек чувствовал, что мог бы легко предстать пред Богом, то смерть не представляла бы для него такой проблемы.

Целый ряд мест Священного Писания нам говорит о том, что после смерти следует суд:
Книга Откровение, в частности, 20 и 21 главы, в которых мы читаем о суде у великого белого престола;
«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд…» (Евр. 9:27) .
«…ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово…» (2 Кор. 5:10) .
«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:30-31) .

Так утверждает Писание, и, что бы люди ни говорили вслух, в глубине души они знают о грядущем суде и боятся его.

Поэтому для уверовавших во Христа так отрадно понимать, что став таким же смертным человеком, как и каждый из нас, умерев на кресте, приняв на Себя наказание за наш грех и освободив нашу совесть от тяготившей ее вины, Иисус Христос избавил нас от будущего гнева Божьего, который испытает на себе всякий, умерший во грехах и не обратившийся к Богу во время своей земной жизни человек. Поэтому христианам больше не нужно бояться смерти:

«…как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14-15) .

Умерев и воскреснув, Иисус показал нам, что Его жертва за нас была принята, и что в Нем Бог принял нас, доверившихся Иисусу, а царство греха и смерти разгромлено и дьявол лишился своей власти над нами.

И пусть сегодня любой христианин будет твердо уверен в том, что Христос прошел тот путь, который открыт теперь для всякого уверовавшего в Него:

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его…» (1Кор.15:22-23) .

Поэтому сегодня каждый из нас подобно Апостолу Павлу, радуясь воскресению Христа и Его победе над ложью, злом, ненавистью и смертью, может воскликнуть:

«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? …Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:55-57) .

Каждую Пасху мы слышим фразы «Христос воскрес!» и «Воистину воскрес!», но не всегда знаем, что они означают, а это очень важно.

За многие века приветствия претерпели изменения, поменяли свой смысл, католическая и православная церковь празднуют Пасху в разные дни. Но, несмотря на это, каждый истинно верующий, по-настоящему радуется этому светлому празднику, который напоминает, что в мире есть частичка чего-то божественного и светлого, что когда-то Христос воскрес и показал всем, что Бог есть.

Слово «воскресение» означает «поднятие из мертвых». Это - перевод греческого слова «анастасис» , что в Новом Завете означает «вставание» или «восстание» («встать еще раз»).

Воскресение Иисуса - исторически неоспоримый факт. Смерть и воскресение Иисуса Христа занимают главное место в Божьих замыслах относительно человечества. На нем построена вся христианская вера, да и само христианство обязано своему существованию воскресению Христа из мертвых. Именно воскресение было той движущей силой, побуждавшей на подвиг Его последователей в I веке н.э.

Смерть Иисуса Христа, будучи жертвоприношением, не имела бы никакой силы, если бы Он не был воскрешен. Иисус, Который «родился от жены, подчинился закону» (Гал.4:4), подвергся смертельному приговору, унаследованному всеми нами от Адама. Но Сам Иисус был безгрешен, а потому смерть не могла удержать Его, «смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9) .

В Библии ясно сказано, что Иисус Христос был первым из тех, кто воскрес из мертвых и обрел бессмертие. Павел писал: «...Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие» (2Тим.1:10) .

Жизнь и бессмертие, которые явил миру Иисус - это надежда на воскресение из мертвых и на воскресение на земле. Иисус бы первенцем, воскресшим от смерти к жизни вечной. Прочитаем еще раз: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1Кор. 15:20).

Слова апостола Павла не требуют особых комментариев.