Анализ стихотворения "Звезда полей". Рубцов как представитель тихой лирики

Рубцов «Звезда полей» анализ — тема и идея, художественные средства

Год написания — 1964

Тема стихотворения «Звезда полей» Любовь к родной земле и природе. Для поэта счастье сознавать свою принадлежность к ней, восторг любования красотой «звезды полей», всеобъемлющую радость, волнение.

Главная мысль стихотворения. Рубцов размышляет о привязанности к родному краю

«Звезда полей» художественные средства
  • Антитезы: с одной стороны – звезда, свет, тепло; с другой – лед, холод, темень.
  • Повторы: «Горит, горит звезда моих полей…», «Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром…».
  • Эпитеты: мгла заледенелая, тревожные жители земли, приветный луч.
  • Метафоры: «сон окутал родину мою», осеннее золото.

Смысл названия стихотворения. Звезда полей – символ Родины, ее красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. Напоминая Вифлеемскую путеводную звезду, она соединяет в себе земное и небесное, вечное и преходящее, надежду на спасение и боль одиночества.

Образы стихотворения : образ звезды, родины, простора полей, вечной красоты родной земли.

Почему Рубцов называет стихотворение «Звезда полей»? Очевидно, поле, как и купол небес, является одним из излюбленных образов, характеризующих художественное пространство лирики Рубцова. Кроме того, этот образ-символ несет в стихотворении и социальную окраску. Ведь горит она над мирно спящей родиной. В стихотворении подчеркивается ощущение необъятных просторов, широта горизонтов русской земли.

Стихотворение «Звезда полей» - одно из самых извест­ных в творчестве Н. М. Рубцова. Оно посвящено родной Воло­годчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту жизненные силы, питает его творческое мастерство. Для самого автора это про­изведение, безусловно, было программным, так как один из его поэтических сборников также носит это название.

Центральный образ стихотворения несет в себе социаль­ную окрашенность. Лирическому герою важно, что «звезда полей» горит «для всех тревожных жителей земли». Поэт под­черкивает статический характер образа, символизирующий вечность и незыблемость существующего миропорядка.

Звезда полей привносит в жизнь лирического героя мир и покой. Она гасит тревогу жителей земли, касаясь их городов приветливым лучом. Но только «во мгле заледенелой», вдали от больших городов эта звезда «восходит ярче и полней».

В последней строфе стихотворения лирический герой под­черкивает, что это звезда его полей. Таким образом, образ звезды соотносится с библейской путеводной звездой.

Рубцов «Звезда полей» анализ стихотворения

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…

Тема дороги достаточно часто встречается в произведениях русских поэтов и писателей. Например, у Н.А. Некрасова в стихотворении «В дороге» и поэме «Кому на Руси жить хорошо»; у А.С. Пушкина - образ зимней дороги; у Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души»: «Птица - тройка, куда несешься ты?» (кстати, Гоголь - любимый писатель Рубцова); у А.А. Блока в стихотворении «Россия»; у С.А. Есенина - «О красном вечере задумалась дорога», «Письмо матери» и др. Тема дороги звучит в поэзии Владимира Высоцкого и Ольги Фокиной как символ жизненного пути и судьбы.

По мнению литературоведов, образ дороги имеет несколько толкований:

1. горизонт;

2. жизненный путь;

3. судьба;

4. путь к родному дому;

5. поиски себя и своего предназначения;

6. символ жизни, движения;

7. смена впечатлений, новые встречи;

8. бесприютность, отсутствие домашнего очага, одиночество.

В творчестве Николая Рубцова тема дороги возникла неслучайно. Это связано, прежде всего, с его биографией. Рубцову пришлось много поскитаться по миру. В 1950 году, окончив семилетнюю школу, Николай Рубцов переехал из села Никольского в древнюю Тотьму и поступил в лесотехнический техникум. Но, едва получив паспорт, он отправился в свои странствия. Добравшись до Архангельска, он долго добивался права стать моряком, так как был еще мал ростом и слаб. Наконец, его взяли кочегаром на рыболовецкое судно. Более двух лет провел он на море, а затем его потянуло в большой город. В начале 1955 года Рубцов приехал в Ленинград и стал здесь рабочим на заводе. Затем армия: 4 года прослужил он на эсминце Северного флота. А потом снова возвращение в Ленинград, учеба в Москве, Вологда… Было у Рубцова даже путешествие в Ташкент! «Особенно люблю темы родины и скитаний», - писал Рубцов («Коротко о себе») .

Во вступительной статье к книге Вячеслава Белкова «Сто историй о Рубцове» есть такие слова: «Чтобы стать великим поэтом, надо все раздать и идти» . На наш взгляд, эти слова очень точно соотносятся с Рубцовым. Почти безразличный к житейским благам, он обходился минимумом жилплощади, одежды, еды. И все время находился «в пути» - в поисках себя и новых поэтических образов и ощущений. Стихи создавались на ходу и большею частью в голове, и на бумагу заносились только готовые варианты. Наш вологодский поэт Виктор Коротаев вспоминал о Рубцове: «А жил он, действительно, как птица. Засыпал там, где заставала ночь. Просыпался от случайного шороха или дуновения ветра; легок был на подъем и неутомим в бесконечных перелетах с места на место» .

Тема дороги звучит у Рубцова во многих стихотворениях: «Старая дорога», «В дороге», «Памятный случай», «У размытой дороги», «Далекое», «Уж сколько лет слоняюсь по планете!», «Загородил мою дорогу», «Старый конь», «Два пути» и др. Надо отметить, что эта тема реализуется в стихах Рубцова через многие образы и имеет несколько значений:

· Стремительное движение, свобода:

Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,

Неведомый сын удивительно вольных племен!

· Путешествие:

Топ да топ от кустика до кустика -

Неплохая в жизни полоса.

Пролегла дороженька до Устюга

Через город Тотьму и леса.

· Поиски счастья:

Мне бы снова вольным матросом

Наниматься на корабли!

Чтоб с веселой душой

Снова плыть в неизвестность, -

Может, прежнее счастье мелькнет впереди!..

· Конкретная дорожная зарисовка.

В полях сверкало. Близилась гроза.

Скорей, скорей! Успеем ли до дому?

Тотчас очнулись сонные глаза,

Блуждает взгляд по небу грозовому.

Возница злой. Он долго был в пути.

Усталый конь потряхивает гривой,

А как сверкнет - шарахнется пугливо

И не поймет, куда ему идти.

Скорей, скорей! Когда продрогнешь весь,

Как славен дом и самовар певучий!

Вон то село, над коим вьются тучи,

Оно село родимое и есть…

В дороге, как и в жизни, встречается непогода. Хорошо, когда есть дом, где тебя ждут и есть певучий самовар…А если нет своего дома, родного, то приютом может стать любое село, где можно переждать грозу и снова - в путь!

С моста идет дорога в гору,

А на горе - какая грусть! -

Лежат развалины собора,

Как будто спит былая Русь.

· Стремление уйти от проблем:

Плыть, плыть, плыть

Мимо могильных плит,

Мимо церковных рам,

Мимо семейных драм…

Плыть, плыть, плыть

Мимо родной ветлы,

Мимо зовущих нас

Милых сиротских глаз…

Плыть, плыть, плыть…

· Дорога в гущу жизни, к людям:

Я уплыву на пароходе,

Потом поеду на подводе,

Потом еще на чем-то вроде,

Потом верхом, потом пешком

Пройду по волоку с мешком -

И буду жить в своем народе!

· Жизненный путь, судьба:

Как будто ветер гнал меня по ней,

По всей земле - по селам и столицам!

Я сильный был, но ветер был сильней,

И я нигде не мог остановиться.

Я брожу…Я слышу пенье…

И в прокуренной груди

Снова слышу я волненье:

Что же, что же впереди?

Я повода оставил.

Смотрю другим вослед.

Сам ехал бы

И правил,

Да мне дороги нет…

Уж сколько лет слоняюсь по планете!

И до сих пор пристанища мне нет…

Зима глухая бродит по дорогам,

И вьюга злая жалобно скулит…

Я ухожу до времени и срока,

Как мне судьба постылая велит.

· Тепло неожиданных встреч и свет добра:

Спасибо, скромный русский огонек,

За то, что ты, в предчувствии тревожном

Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далек,

За то, что, с доброй верою дружа,

Среди тревог великих и разбоя

Горишь, горишь как добрая душа,

Горишь во мгле - и нет тебе покоя…

· Бренность бытия и встреча с другом:

Нет, меня не порадует - что ты! -

Одинокая странствий звезда.

Пролетели мои самолеты,

Просвистели мои поезда.

Прогудели мои пароходы,

Проскрипели телеги мои. -

Я пришел к тебе в дни непогоды,

Так изволь, хоть водой напои!

Не порвать мне житейские цепи,

Не умчаться, глазами горя,

В пугачевские вольные степи,

Где гулял душа бунтаря.

· Жизненные трудности:

Пусть завтра будет путь морозен,

Пусть буду, может быть, угрюм,

Я не просплю сказанье сосен,

Старинных сосен долгий шум.

Безжизнен, скучен и ровен путь,

Но стонет ветер! Не отдохнуть…

· Пейзажная зарисовка:

Песчаный путь

В еловый темный лес,

В зеленый пруд упавшие деревья.

И бирюза,

И огненные перья

Ночной грозою вымытых небес!

В святой обители природы,

В тени разросшихся берез

Струятся омутные воды

И раздается скрип колес.

Как далеко дороги пролегли!

Как широко раскинулись угодья!

Как высоко над зыбким половодьем

Без остановки мчатся журавли!

Въезжаем в рощу золотую,

В грибную бабушкину глушь.

Лошадка встряхивает сбрую

И пьет порой из теплых луж.

· Разлука, отъезд из родных мест:

И вдаль пошел…Вдали тоскливо пел

Гудок чужой земли, гудок разлуки!

Но, глядя вдаль и вслушиваясь в звуки,

Я ни о чем еще не сожалел…

На мглистый берег юности своей.

И о том подумаю, что все же

Нас кому-то очень будет жаль,

И опять, веселый и хороший,

Я умчусь в неведомую даль.

Дорога, дорога,

Разлука, разлука.

И страшно немного

Без света, без друга,

Дорога, дорога,

Разлука, разлука…

· Расставание с любимой:

Я уеду из этой деревни…

Мы с тобою как разные птицы!

Что нам ждать на одном берегу?

Может быть, я смогу возвратиться,

Может быть, никогда не смогу.

Ты же знаешь, как ночью по тропам

За спиною, куда ни пойду,

Чей-то злой, настигающий топот

Все мне слышится словно в бреду.

· Радость перемен:

Над вокзалом - ранних звезд мерцанье.

В сердце - чувств невысказанных рой.

До свиданья, Север!

До свиданья,

Край снегов и славы боевой!..

Еду, еду в отпуск в Подмосковье!

Я рад тому, что мы кочуем,

Я рад садам монастыря

И мимолетным поцелуям

Прохладных листьев сентября.

Еще он долог по селеньям,

Мой путь к морскому кораблю,

И, как тебе, цветам осенним

Я все шепчу: «Люблю, люблю…»

· Быстротечность и стремительность жизни:

За мною захлопнулась дверца,

И было всю ночь напролет

Так жутко и радостно сердцу,

Что все мы несемся вперед.

Что все мы почти под кюветом

Несемся куда-то стрелой,

И есть соответствие в этом

С характером жизни самой!

· Связь времен:

Однажды Гоголь вышел из кареты

На свежий воздух. Думать было лень.

Но он во мгле увидел силуэты

Полузабытых тощих деревень.

Он шляпу снял,

чтоб поклониться

Старинным русским каланчам… («Приезд Тютчева»).

· Дорога как предназначенье:

Идет старик в простой одежде.

Один идет издалека…

Не помнит он, что было прежде,

И не боится черных туч,

Идет себе в простой одежде

С душою светлою, как луч.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. РУБЦОВА «ЗИМНЯЯ ПЕСНЯ». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Стихотворение «Зимняя песня» было написано Н. Рубцо­вым в 1965 году. Мы можем отнести его к философской лири­ке. В нем присутствуют элементы пейзажа.

В произведении кольцевая композиция. Оно открывается и завершается нежным ночным пейзажем, в который влива­ется просьба лирического героя:

В этой деревне огни не погашены.

Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звездами нежно украшена Тихая зимняя ночь…

Далее мы видим размышления героя о жизни, непростой, драматической судьбе. Однако он счастлив, в душе его нет места печали, потому что окружающий его мир поистине пре­красен. Тихая и нежная русская природа безраздельно завла­девает душой лирического героя, вытесняя из нее все горести и печали:

Светлыми звездами нежно украшена Тихая зимняя ночь.

Светятся, тихие, светятся, чудные,

Слышится шум полыньи…

Были пути мои трудные, трудные.

Где ж вы, печали мои?

Точно таким же прекрасным предстает и мир окружающих его людей. Он также целителен для всех душевных ран:

Скромная девушка мне улыбается,

Сам я улыбчив и рад!

Трудное, трудное - все забывается,

Светлые звезды горят!

Образ «светлых звезд» - это ключевой образ стихотворе­ния, проходящий своеобразным рефреном через все произве­дение. Они словно становятся неизменными спутниками ге­роя на его жизненном пути.

И предпоследняя строфа стихотворения звучит оптимис­тично и жизнеутверждающе:

Кто мне сказал, что во мгле заметеленной Глохнет покинутый луг?

Кто мне сказал, что надежды потеряны?

Кто это выдумал, друг?

В этих риторических вопросах концентрируется все настро­ение лирического героя, его отношение к миру, жизни, приро­де, людям.

Стихотворение написано дактилем, катренами, рифмов­ка - перекрестная. Поэт использует различные средства ху­дожественной выразительности: эпитеты («светлыми звез­дами», «во мгле заметеленной»), метафору («Светлыми звез­дами нежно украшена Тихая зимняя ночь»), метафору и рито­рические вопросы (вторая и четвертая строфа), лексический повтор («Были пути мои трудные, трудные»).

Произведения для сопоставления: А.А. Блок «О, весна без конца и без краю…», С.А. Есенин «О верю, верю, счастье есть!».

Скрепа: мироощущение лирического героя, его чувство радости и полноты жизни, любовь его к русской природе, окружающе­му миру.

Здесь искали:

  • зимняя песня рубцов анализ стихотворения
  • Анализ стихотворения рубцова
  • рубцов зимняя песня анализ

До его трагической гибели оставалось пять лет. Название настраивает на ностальгическую ноту. «Душа» — любимое слово поэтов и философов. Рубцов исключением не был, хотя однажды и признавался: «Я чуток, как поэт, бессилен как философ». Но это противопоставление напрасное – ведь поэзия является одной из оригинальнейших форм философствования. Вместе с названием обозначена и основная тема – тема Памяти. В контексте же целого эта тема объединяется еще с двумя темами – темой Времени и темой Вечности.

Стихотворение состоит их четырех четверостиший (катренов). Они связаны перекрестной рифмовкой. Использованы только мужские рифмы, что является редкостью для русской поэзии. Рифмы преимущественно точные, рифмуются одни и те же части речи. Размер стихотворения – четырехстопный ямб, самый популярный стихотворный размер в русской поэзии.

Каждое четверостишие, кроме первой строфы – законченное высказывание, целостное предложение, состоящее из четырех строк. Во всех строфах используются сравнения – одиночные («щука, как стрела», «как сон столетий, Божий храм») и развернутые. Начало второго и третьего катрена осложнено риторическим восклицанием «о», сначала применительно к общему виду, затем ко всей Руси.

Будучи поэтом, воспитанным на классике («березы и избы по буграм» как будто взяты из стихотворения «Родина»), Рубцов бессознательно использует вполне модернистский мотив, заимствованный из французской живописи – мотив отражения в воде. Причем этот мотив вводится как в прямом, так и в переносном смыслах. Щука – реальная рыба, видимая в глубинах водной глади. Отражение в глубине Божьего храма – также вполне представимо, но уже вызывает ассоцциации с легендарным градом Китежем, который спасся от нашествия монголо-татарских полчищ тем, что ушел под воду. А вот выражение «сон столетий» — выражение вполне метафорическое. Душа поэта в контексте заключительных строк оказывается тем самым зеркалом, в котором отражается этот самый «сон столетий» и древний вид, который неизменен в течение долгих веков.

Другой постоянный образ-символ для Рубцова – образ звезды. Это и конкретные звезды на ночном небе, и сама Русь, названная «великим звездочетом». Звезда – символ далекого, идеального мира. Но далекого ли? Ведь эта красота – вот она, рядом. Беда лишь в том, что мы не хотим замечать и ценить ее, все время куда-то торопимся. А достаточно остановиться и оглянуться, посмотреть вверх, задуматься о вечности. Жизнь человеческая до обидного коротка, зато жизнь природы вечна.

Не исключено, что образ звезды навеян влиянием любимого Рубцовым поэта – Ф.Тютчева, у которого имеется характерное признание: «Душа хотела б быть звездой».

Сочинение из коллекции П.Н. Малофеева

Николай Рубцов - русский поэт второй половины 20-го века. Он родился в деревне, поэтому его творчество всегда неразрывно было связано с темой природы, с противопоставлением городского и деревенского. Порой поэту приходилось чувствовать некую отчужденность, он сталкивался с проблемами в жизни. Отсюда мотив одиночества и странничества в его стихах. Н. Рубцова "Звезда полей" показывает, что поэта можно назвать и философом со своей концепцией видения мира.

Рубцов - представитель тихой лирики

Лирику Николая Рубцова называют тихой. Все благодаря легкой тональности, изяществу стиха и тематике. Главной темой творчества Рубцова стала малая родина, то есть уголок, где он родился и рос. Поэт много писал о деревне, о красоте русской природы. Следует сказать, что Рубцов продолжает традиции русских крестьянских поэтов начала 20-го века, в частности Сергея Есенина, когда он писал в духе крестьянской поэзии. Также можно найти сходства с поэзией Лермонтова. Природа для Рубцова, так же как для вышеназванных поэтов, является гармонизирующим началом. Анализ стихотворения Н.М. Рубцова "Звезда полей" подтверждает это.

Тема и идея стихотворения

Центральный образ стихотворения - звезда. Небесные светила всегда манили людей. Некоторым звезды кажутся холодными и равнодушными, другие же, смотря на них, чувствуют тепло и некое присутствие неведомой силы, которая руководит человеческими жизнями. По тематической разновидности это Как показывает анализ стихотворения "Звезда полей", Рубцов по праву может называться поэтом-философом. Для него звезда - это источник согревающего света, к ней он обращается в сложные минуты жизни. Эта успокоительная сила звезды и есть основная тема произведения.

Философская концепция Рубцова

Как показывает подробный анализ стихотворения "Звезда полей", Рубцов производит нововведение в понимание поэтами таких оппозиций, как "земля" и "небо". Рубцов связывает две эти сферы, они неделимы. Именно поэтому уже в названии мы видим определение не "небесная", а "звезда полей". Как раз вот в этой связи между землей и небом проявляется сходство между поэзией Рубцова и лирикой Есенина. Только у Есенина связующим звеном выступала радуга, дерево или какой-либо водоем, в котором отражается небо, а у Рубцова все проще. Человек сам должен ощущать эту сопричастность всему сущему. Ни одно явление природы не может быть чужеродным человеку. Люди всегда уповают на силы небесные, и звезда является наглядным доказательством того, что эти высшие силы существуют. Сразу же приходит на ум стихотворение Маяковского "Послушайте", в котором поэт также говорит о необходимости присутствия В нем Владимир Владимирович отразил идею о том, что человек - мельчайшая песчинка в огромном мироздании, он боится, он потерян. Но звезда как напоминание о божественной силе помогает людям.

Лирический герой стихотворения

Без рассмотрения лирического героя невозможно сделать анализ стихотворения "Звезда полей". Рубцов пишет произведение от первого лица, и поэтому мы можем отождествлять автора и его лирического героя. Он чувствует себя одиноким спутником, запутавшимся на жизненных дорогах. Он один из "тревожных жителей земли". Неудивительно, что мотив одиночества возникает в стихотворении Рубцова. Он прожил не самую счастливую жизнь. Воспитывался в детском доме, столкнулся с несправедливостью, бедностью и голодом. Он, как и многие другие люди на земле, лишен веры, единственного, что помогает человеку выжить. Поэт говорит о том, что старался не выпускать из виду свою звезду. И вот биографический факт, который мы можем найти в стихотворении. Спустя многие годы Рубцов вернулся в свою родную деревню, и там он увидел эту звезду, которая была ярче, чем в других городах. Эпитет "заледенелая мгла" отсылает нас к тому, что действие происходит на Севере, где звезды создают иллюзию тепла, так необходимого человеку.

План анализа

Анализ стихотворения "Звезда полей" (Рубцов) по плану должен выглядеть следующим образом:

  • тема и идея стихотворения,
  • философия автора,
  • лирический герой,
  • размер, рифмовка, строфика и средства выразительности,
  • эмоциональное наполнение.

Формальный анализ стихотворения Рубцова "Звезда полей"

Размер, который избирает поэт, был излюбленным для его предшественника Лермонтова, В стихотворении четыре строфы, в каждой из них Стихотворение изобилует средствами выразительности. Рубцов использует такое синтаксической средство, как анафора. Трижды повторяется словосочетание "звезда полей", также анафора в двух смежных строках третьей строфы ("Она горит"). Лексические средства широко представлены. Автор использует эпитеты "мгла заледенелая", "приветливый луч". Словосочетание "заледенелая мгла" повторяется в тексте дважды, что усиливает эмоциональный тон, ощущение отчужденности, потерянности. Также в тексте есть метонимии: "Сон окутал родину", но в этой строке также и метафора. Очень красивые метафоры в двух последних строках второй строфы. Главный образ, который позволяет увидеть анализ стихотворения, - звезда полей. Рубцов показывает, насколько для него важно светило. Звезда напоминает ему о доме, в чужих краях она светит не так ярко, но все же помогает.

Эмоциональное наполнение

Анализ стихотворения Николая Рубцова "Звезда полей" показал, что автор стремился усилить эффект, используя различные соседства выразительности. Но какие же эмоции он хотел передать? Во-первых, тревоги за тех людей, которые лишены веры, надежды, тех, кто одинок. Во-вторых, и эта эмоция преобладает, чувство некоторой защищенности. Звезда полей ведет заблудшего человека, она оберегает его, освещает путь.