Что первично материя или сознание философия. Материя или сознание, что первично

1. Общее понятие основного вопроса философии, его стороны.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

объективный идеализм;субъективный идеализм;материализм;вульгарный материализм;дуализм;деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:гностицизм;агностицизм;эмпиризм (сенсуализм);рационализм.

2. Онтологическая сторона основного вопроса философии.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:материализм;идеализм;дуализм.

Материализм (так называемая «линия Демокрита» ) – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:

Материя реально существует;- материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);- материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;- материя существует и различается по своим внутренним законам;- сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю); - сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;- сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократический Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях:

объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

реально существует только идея;

идея первична;

вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

«мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);

«мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);

большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:все существует только в сознании познающего субъекта (человека);идеи существуют в разуме человека;образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций 9материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

эмпиризмом (сенсуализмом);

рационализмом.

Основателем эмпиризма является Ф. Бекон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:мир познаваем;возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

мир непознаваем;возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 – 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: Бог существует, Бога не существует.

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе».

4. Современное состояние (неразрешенность) основного вопроса философии и его перспективы.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является известной (неразрешенной) философской проблемой. В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Яспер, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

Хочется услышать Ваше мнение коллеги по этому вопросу. Что первично материя или сознание? И соответственно услышать не только краткий ответ, а обоснованное описание проблематики. Лучший комментарий будет отмечен материальной благодарностью!

И так, все началось с того что мне был задан вопрос о первичности материи или сознания. Человек воспитанный в духе пагубного материализма, сказал мне что: в те времена когда он учился в институте первичность материи доказывалась очень просто " Вот стоит стол. Потрогайте его. Уберите руку. Закройте глаза. Он все равно есть. Следовательно, материя первична и не зависит от того, что Вы о ней думаете, закрываете глаза или нет, и что вы там себе вооброжаете". И в те времена над теми, кто считал что сознание первично просто посмеивались. И вопрос что изменилось сейчас?

Я ответил так: Первое что хочется сказать что слова материализм и идеализм имеют совершенно разные значения с точки зрения этимологии и то что о них в те времена думал рядовой марксист совершенно является невежеством. Любой мистик бы сказал что материя действительно всепресутствующая, просто имеет разную плотность бытия и видов этой материи бесконечное множество. Ну например потри ладони и немного разведи их и почуствуешь тепло, а ведь это тоже материя просто более тонкая. Если говорить о плотности материи то надо сказать, что каждый более плотный вид материи обязательно состоит из более тонкого вида материи, который и является более одухотворенным.

Я попытался объяснить, что то что Вам говорили в институте безосновательно. Хотя бы потому, что мы мистики и маги не отрицаем того, что материя не первична. Мы лишь говорим о многообразии материи и ее плотности. Чем более тонкая материя, тем более в ней преобладает сознание и божественное. Бог есть проявление самой тонкой материи и Мы этого не отрицаем. И все сущее является проявлением божественой энергии либо материи.

Если брать стол, то он тоже состоит из более тонкой материи, протоны, электроны, нейтроны и т.д. Все это говорит о том, что и у стола есть духовное тонкое начало его происхождения. И все это физически и научно доказанно и все это является духовной энергией. В те времена учителя древности определяли эту материю как "свет", "тепло", "магнетизм", вселенская любовь", "мысль бога", "мировая душа", "Вселенский Логос"...... И если исходить из того тезиса что "нечто не может состоять из ничего" вот и приходим к выводу, что сознание первично. Тут и есть понимание, что чем выше поднимаемся, тем более одухотворенным становится вид материи.

Можно также привести такой пример когда Врач говорит - "Я много раз вскрывал человека, но до сих пор не обнаружил души" а мы бы маги, мистики, спросили у него " А сколько мыслей, воспоминаний, идей Вы там нашли?".

Жду Ваших живых комментариев.

Стал задаваться вопросами относительно своего бытия и предназначения, об окружающей его действительности и мире, в котором он живет, пытаться изучить и понять их, началось зарождение науки философии. Основной вопрос, волновавший людей на протяжении всего развития человечества, от древнейших цивилизаций, о которых упоминается лишь в легендах или старинных манускриптах, до сегодняшнего дня - это что появилось первым, сознание или материя.

Споры, возникавшие между философами по поводу этого вопроса, породили такие понятия, как материализм и идеализм. Много веков сторонники обеих теорий устраивали словесные «баталии», пытаясь доказать свою правоту, пока не была озвучена третья возможная концепция: существует два вида реальности, материальная и духовная, и они взаимосвязаны.

Понятие материи

В переводе с латинского языка materialis означает «вещественный», и именно это понятие стали применять по отношению к объективной реальности в философском мировоззрении. Материя в понимании философов - это окружающий мир, который существует сам по себе, вне зависимости от сознания субъектов, его населявших. Так считали ученые умы древности, ничего в этом определении не изменилось и сегодня. Мир действительно существует вне человека и его попыток познать реальность. Еще одно понятие объективной реальности - это «бытие», которым философы Древней Греции называли некую субстанцию, образующую все сущее, то есть материю.

Если внимательно изучить трактаты древних ученых, то можно заметить в них общую тенденцию: не важно, это труды восточной философии или античной, все они сходны в том, что материя существует независимо от сознания человека. Это понимание привело к возникновению такого термина, как «материализм».

Несмотря на то что ученые, жившие в те времена (VII-VI века до н. э.), не обладали современными технологиями, чтобы заглянуть внутрь материи или за ее пределы, они понимали, что существовало некое первовещество, которое и легло в основу всего сущего. Именно тогда впервые и зародился о первичности материи или сознания.

Первовещество в понимании античных философов

Одни ученые (Фалес) считали, что этим веществом была вода (ее уже тогда называли «колыбелью жизни»), другие (Анаксимандр) придумали название «апейрон», означавшее некую субстанцию вне времени и пространства, которая находится в постоянном движении и развитии, и именно она стала причиной возникновения мира. Были и такие философы (Анаксимен и Гераклит), которые искренне полагали, что все сущее возникло из воздуха или огня. Естественно, все это толкало приверженцев той или иной концепции на ведение философских споров, хотя в те времена еще не было ожесточенных словесных «баталий» на тему, что первично, материя или сознание. Богов считали частью Вселенной, а душой могли обладать любые материальные объекты. Во многих языческих религиях существовали такие понятия, как дух огня, воды, земли, птиц или животных. Некоторые из этих верований продолжают существовать и в наши дни.

Понятие и виды сознания

Так как философов древности больше интересовал окружающий их материальный мир и его явления, большинство из которых они не могли объяснить (как и то, откуда все появилось), то вопросу сознания они вначале уделяли меньше времени. По-настоящему к изучению соотношения материи и сознания они приступили тогда, когда возник первый философский вопрос: можно ли изучить и познать объективную реальность.

Если с материей все понятно, так как ее можно увидеть, потрогать, а в некоторых случаях разобрать и собрать, то с понятием «сознание» все сложнее. Его стали использовать в разных концепциях, например:

  • В широком философском смысле - это некая сущность, высшая субстанция, которая способна сотворять миры и материю. Это понятие легло в основу идеалистической философии. Первым ввел этот термин и разработал концепцию идеализма Платон, а дальнейшее развитие она получила у Гегеля, который считал, что первопричиной (основой) всего сущего является мировой разум. Он называл его абсолютной первичной субстанцией (идеей), которая пронизывает все формы бытия.
  • С точки зрения материализма, сознание - это вторичная форма бытия (высокоорганизованная материя, например человеческий мозг), которая не способна творить, но может познавать и анализировать объективную реальность, пропуская ее через индивидуальное восприятие каждого отдельного индивидуума. Именно с момента переоценки категории сознания и перевода его с идеалистического понятия в материалистическое, на время свело на нет философские споры о том, что первично, материя или сознание. В этой концепции рассматриваются такие субъекты, как «Я» (человек, индивидуальность) и «не-Я» (весь остальной мир) и отношение первого ко второму.

    Еще одно понятие сознания дают психологи. Это психо-физиологический субстрат (то есть, суть человеческой психики), который является двумерным и может одновременно:

    • познавать, анализировать и запоминать информацию об объективном мире (вся реальность);
    • в качестве самосознания быть направленным на носителя.

    Таким образом, сознание формирует для человека картину мира, неотъемлемой частью которого он является.

    Рассмотрим теперь, как по мере развития философской науки менялись представления о том, что первично, материя или сознание.

    Софисты Древней Греции

    Благодаря античным софистам философия как наука стала на совершенно новый уровень развития. В зависимости от того, какого мнения придерживались ученые умы о сотворении мира, они организовывали свои философские школы, в которых объединенными усилиями пытались либо доказать свою версию, либо опровергнуть чужую. Первой из них была Милетская школа, основателем которой считается Фалес.

    Отталкиваясь от воды, как первоосновы всего бытия, он, путем обобщения своих наблюдений, во всем многообразии материи обнаружил некую предельную абстракцию, которая совершила логический скачок от невероятного множества вещей и понятий к единичности. Так как в его понимании «вода» имела строение (состояла из ядра стойхейрона и праматерии архэ), то она относилась к категории материи, которая содержала в себе потенциал и находилась в постоянном развитии. Таким образом, он один из первых указал на первичность материи над сознанием. Признавали это и представители других философских школ VI-V веков до н. э.

    ВОДА (первооснова).

    АРХЭ / стойхейон (праматерия/логический элемент).

    Школа в ионийских греческих колониях (Эфес, Клазоменах)

    Ионическая школа во главе с Гераклитом настаивала на том, что всему первопричиной является огонь, который имеет такое же строение, как и «вода» Фалеса. В отличие от Анаксимандра, который придерживался мнения, что первоначалом сущего является бесконечность (апейрон), которая всегда остается цельной и постоянной при многообразии и изменчивости его частей, Гераклит считал, что материальный мир не был создан ни богами, ни людьми, и существовал всегда в виде огня.

    ОГОНЬ (первооснова).

    АРХЭ /стойхейон (праматерия/логический элемент).

    Это интересно знать: понятие «безграничное начало», как основного элемента бытия ввел в обиход именно Анаксимандр, и его теория сотворения мира по тому времени была передовой.

    Платон и его видение мира

    Академия Платона, пожалуй, первое в своем роде настоящее учебное заведение, так как имела обучающую программу для юношей. Сам Платон много внимания уделял изучению сознания и считал, что ум - это высший дар человека. Он полагал, что идеи - это объекты не материального мира, но тесно связаны с ним.

    Это далеко не все представители античной софистики и их школы, но именно они пришли к выводу, который лег в основу дальнейшего развития философии как науки: сознание - противоположность материи, но они неразрывны, как стороны одной медали.

    Христианская философия о бытие и сознании

    Во времена средневековья вся философская мысль сводилась к понятию триединства:

    БОГ-отец / БОГ-сын /БОГ-дух святой.

    То есть ученые того времени не далеко ушли в своих познаниях мира от античных мудрецов, только поменяли терминологию. Основа творения всего сущего осталась прежней: есть неизменное нечто (в христианской философии - это Бог), которое создает материю (Бог-сын) через идею (Бог-дух святой).

    Если философы древности спорили о том, что первично, материя или сознание, то 700 лет назад ученых волновал вопрос о реальности всего сущего, которому в свое время Аристотель дал название «действительное бытие». Именно он первым указал на единство материи и формы в реальности, тем самым объединив материю и сознание.

    Действительное бытие: материя/форма

    Долгое время философы Средневековья опирались на аристотелевскую концепцию мира, что соответствовало христианскому догмату о триединстве всего сущего.

    Идеалисты и их концепция мира

    На протяжении почти 30 столетий ученые спорили о том, что первично, материя или сознание. Философия как наука была в авангарде всех научных диспутов. Ее представители разделились на 2 лагеря: идеалистов и материалистов.

    Представители первого считали, что во главе всего сущего находится духовное начало, которое имело разные названия (Бог, Высший разум, душа, идея), но было, по сути, единым понятием. По их мнению, материя является вторичной, так сказать «продуктом» духовного мира.

    Родоначальником идеализма считается Платон, хотя само разделение и понятие материализма и идеализма ввел в XVIII веке Г. Лейбниц.

    У этой философии две превалирующие формы:

    1. Объективный идеализм, который отделяет духовное начало от материального мира (реальности) и человека, называя его Абсолютом или Мировым разумом.
    2. Субъективный идеализм основан на внутреннем человеческом опыте познания окружающей действительности путем осознанного ее изучения.

    Представителями идеализма являлись Д. Юм, Джордж Беркли и другие ученые. Одной из разновидностей этого философского течения была идея дуализма (лат. - "два"), которую ввел Р. Декарт, утверждавший, что материя и сознание - это две отдельные первоосновы.

    Материалисты

    Представители этого философского направления во главе всего сущего ставили материю, под которой подразумевали вечную, неуничтожимую, находящуюся в постоянном движении и развитии субстанцию, из которой появилась природа, Вселенная и все, что наполняет окружающее пространство. Для них материя первична, существует по своим законам, всегда была, и всегда будет и составляет единую реальность, в то время как сознание (идея) лишь является ее отражением.

    Среди достоинств этой теории находится наука, но даже она не может объяснить наличие сознания и сущности идей, которые в нем зарождаются (это ее минус).

    Материализм делится на:

    • Стихийный вид, зародившийся еще в античные времена.
    • Метафизический относится к Новому времени и представлен такими научными деятелями, как Галилей, Бэкон, Локк и другие.
    • Диалектический вид объединяет материальность и диалектику, в которой сознание - это способность материи отражать саму себя. Основоположники этого вида материализма - Маркс и Энгельс.

    Это далеко не все разновидности материализма и идеализма, так как философия - это не статичная наука и находится в постоянном развитии, как и реальность, которую она пытается объяснить.

    Философские парадоксы

    Попытки определить, что такое материя и сознание, время от времени создавали курьезные ситуации и приводили к образованию парадоксов. Если с первым понятием все более менее понятно, то при изучении сущности сознания ученые порой сами загоняли себя в тупик, например:

    • Материя ощутима и изучаема. Но разве сознание не проявляется через ощущения, которые человек может познать и проанализировать?
    • Материя окружает человека. А кто сказал, что сознание его не окружает? Еще 500 лет назад люди не слышали об электромагнитном поле, а сегодня даже школьники знают, что оно окружает всю планету.

    По сути, если нет сознания, то и объективного мира (реальности) не существует, так что споры о первичности и вторичности этих категорий теряют всякий смысл.

    Заключение

    В наше время, после того как было объявлено и доказано, что мысль (продукт сознания) материальна, споры о первичности материи или духовного начала поутихли. Сознание до сих пор не изучено, тогда как в материю люди проникли до самых ее атомов. Так что все самое интересное в науке философии еще впереди.

Философия - наука древняя. Она возникла во времена рабовладельческого строя. И что интересно, как-то сразу в таких странах, как Китай, Индия и Греция. История науки насчитывает более 2500 лет. За этот период сформировалось много разнообразных учений, отражавших уровни политического, социального и экономического развития общества. Исследовать всевозможные направления философии, безусловно, интересно и важно. Но все они ведут к краеугольному камню - проблеме бытия и сознания.

Разные формулировки одной проблемы

Первоначальный вопрос философии, на котором базируются все направления, сформулирован в разных вариантах. Связь бытия и сознания - это проблема соотношения духа и природы, души и тела, мышления и бытия и т. п. Каждая философская школа искала ответы на вопрос: что первично - материя или сознание? Каково касательство мышления к бытию? Такое соотношение у немецких мыслителей Шеллинга и Энгельса получило название основного вопроса философии.

Две стороны одного вопроса

У главного философского вопроса: «Что первично - материя или сознание?» - существуют моменты - бытийный и познавательный. Бытийный, другими словами, онтологическая сторона, заключается в поиске решения главной проблемы философии. А суть познавательного, или гносеологической стороны, заключается в разрешении вопроса о том, познаваем или не познаваем мир.

В зависимости от данных двух сторон выделяют четыре основных направления. Это физический взгляд (материализм) и идеалистический, опытный (эмпиризм) и рационалистический.

Онтология имеет следующие направления: материализм (классический и вульгарный), идеализм (объективный и субъективный), дуализм, деизм.

Гносеологическая сторона представлена пятью направлениями. Это гностицизм и возникший позднее агностицизм. Еще три - эмпиризм, рационализм, сенсуализм.

Линия Демокрита

В литературе материализм часто называют линией Демокрита. Его сторонники считали правильным ответом на вопрос о том, что первично - материя или сознание, материю. В соответствии с этим постулаты материалистов звучат так:

  • материя реально существует, и она независима от сознания;
  • материя - это автономная субстанция; она нуждается только в себе и развивается согласно своему внутреннему закону;
  • сознание - это свойство отражать саму себя, которое принадлежит высокоорганизованной материи;
  • сознание не есть самостоятельная субстанция, оно - бытие.

Среди философов-материалистов, ставящих перед собой главный вопрос о том, что первично - материя или сознание, можно выделить:

  • Демокрита;
  • Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена (Милетская школа);
  • Эпикура, Бэкона, Локка, Спинозу, Дидро;
  • Герцена, Чернышевского;
  • Маркса, Энгельса, Ленина.

Увлечение естественным

Отдельно выделяют вульгарный материализм. Его представляют Фохт, Молешотт. В этом направлении, когда заводят речь о том, что первичнее - материя или сознание, роль материи абсолютизируют.

Философы увлекаются исследованием материального с помощью точных наук: физики, математики, химии. Они игнорируют сознание как сущность и его возможность влиять на материю. По мнению представителей вульгарного материализма, мозг человека выдаёт мысль, а сознание, подобно печени, выделяет жёлчь. Это направление не признаёт качественного различия между разумом и материей.

По мнению современных исследователей, когда ставится вопрос о том, что первично — материя или сознание, философия материализма, опираясь на точные и естественные науки, логически доказывает свои постулаты. Но есть и слабая сторона - скудное объяснение сути сознания, отсутствие истолкований многих явлений окружающего мира. Материализм господствовал в философии Греции (эпоха демократии), в государствах эллинов, в Англии XVII столетия, во Франции XVIII века, в социалистических странах XX столетия.

Линия Платона

Идеализм называют линией Платона. Сторонники этого направления считали, что сознание первично, материя вторична в решении главной философской проблемы. Идеализм выделяет два автономных направления: объективный и субъективный.

Представители первого направления - Платон, Лейбниц, Гегель и другие. Второе поддерживали такие философы, как Беркли и Юм. Основателем объективного идеализма считают Платона. Взгляды этого направления характеризуются выражением: «Только идея реальна и первична». Объективный идеализм говорит:

  • окружающая действительность - это мир идей и мир вещей;
  • сфера эйдосов (идей) существует изначально в божественном (всемирном) разуме;
  • мир вещей материальный и не имеет отдельного существования, а является воплощением идей;
  • каждая единичная вещь - воплощение эйдоса;
  • важнейшую роль для преобразования идеи в конкретную вещь отводят Богу-Творцу;
  • отдельные эйдосы существуют объективно, независимо от нашего сознания.

Чувства и рассудок

Субъективный идеализм, говоря, что сознание первично, материя вторична, утверждает:

  • всё существует только в разуме субъекта;
  • идеи находятся в человеческом уме;
  • образы физических вещей тоже бытуют только в разуме благодаря чувственным ощущениям;
  • ни материя, ни эйдос не живут отдельно от сознания человека.

Недостаток этой теории заключается в том, что отсутствуют достоверные и логические объяснения самого механизма преобразования эйдосов в конкретную вещь. Философский идеализм господствовал во времена Платона в Греции, в Средние века. И сегодня он распространен в США, Германии и некоторых других странах Западной Европы.

Монизм и дуализм

Материализм, идеализм - относят к монизму, т. е. учению про одно первичное начало. Декарт основал дуализм, суть которого заключается в тезисах:

  • есть две независимых субстанции: физическая и духовная;
  • физическая имеет свойства протяжения;
  • духовная обладает мышлением;
  • в мире все производно либо от одной, либо от второй субстанции;
  • физические вещи происходят из материи, а идеи - от духовной субстанции;
  • материя и дух - взаимосвязанные противоположности единого бытия.

В поисках ответа на основной вопрос философии: «Что первично — материя или сознание?» - кратко можно сформулировать: материя и сознание существуют всегда и взаимодополняют друг друга.

Другие направления в философии

Плюрализм утверждает, что мир имеет множество первоначал, как монады в теории Г. Лейбница.

Деизм признаёт наличие Бога, который единожды сотворил мир и больше не принимает участия в его дальнейшем развитии, не влияет на поступки и жизнь людей. Деистов представляют французские философы-просветители XVIII века - Вольтер и Руссо. Они не противопоставляли материю сознанию и считали её одухотворённой.

Эклектизм смешивает понятия идеализма и материализма.

Основателем эмпиризма был Ф. Бэкон. В противовес идеалистическому утверждению: «Сознание первично по отношению к материи» - эмпирическая теория говорит, что в основе познания могут быть только опыт и чувства. В разуме (мыслях) нет ничего, что до этого не было добыто опытным путём.

Отрицание познания

Агностицизм - направление, полностью отрицающее даже частичную возможность постижения мира посредством одного субъективного опыта. Это понятие ввел Т. Г. Гексли, а ярким представителем агностицизма был И. Кант, который утверждал, что людской разум имеет большие возможности, но они ограничены. Исходя из этого, человеческий разум рождает загадки и противоречия, которые не имеют шансов на разрешение. Всего таких противоречий, по мнению Канта, бытует четыре. Одно из них: Бог существует - Бога не существует. По Канту даже то, что принадлежит познавательным воз-можностям человеческого рассудка, не может быть позна-но, так как сознание имеет лишь способность отобразить вещи в чувственных ощущениях, но ему не под силу познать внутреннюю суть.

Сегодня сторонников идеи «Материя первична — сознание производно от материи» можно встретить очень редко. Мир стал религиозно ориентирован, несмотря на существенную разницу во взглядах. Но несмотря на многовековые поиски мыслителей, основной вопрос философии однозначно не решён. На него не смогли ответить ни сторонники гностицизма, ни приверженцы онтологии. Эта проблема фактически остаётся для мыслителей неразрешенной. В ХХ веке западная школа философии проявляет тенденции уменьшения внимания в сторону традиционного основного философского вопроса. Он постепенно теряет свою актуальность.

Современное направление

Такие учёные, как Ясперс, Камю, Хайдеггер, говорят о том, что в будущем может стать актуальной новая философская проблема - экзистенциализм. Это вопрос человека и его су-ществования, управления личным духовным миром, внутренних общественных взаимо-отношений, свободы в выборе, смысла жизни, своего места в социуме и ощущения счастья.

С точки зрения экзистенциализма человеческое бытие - совершенно уникальная реальность. К нему нельзя применить нечеловеческие мерки причинно-следственных связей. Ничто внешнее не имеет власти над людьми, они причина самих себя. Поэтому в экзистенциализме говорят о независимости людей. Экзистенция - это и есть вместилище свободы, основание которой - человек, сам себя создающий и несущий ответственность за все, что делает. Интересно, что в этом направлении наблюдается сплав религиозности с атеизмом.

С древних времён человек пытается познать себя и найти своё место в окружающем мире. Эта проблема всегда интересовала мыслителей. На поиски ответов порой уходила вся жизнь философа. Тема смысла бытия тесно связана с проблемой сущности человека. Эти понятия переплетаются и часто совпадают, так как вместе имеют дело с высшим феноменом материального мира - человеком. Но и сегодня философия не может дать единственно чёткий и правильный ответ на эти вопросы.

Что первично - материя или сознание?

Есть такой философский вопрос, мучивший умы великих философов и мучащий многих людей по сей день: «что первично - материя или сознание?». Мы будем отвечать на него с позиции наших возвышенных знаний о мире, а не с позиции материализма, который говорит только о физических явлениях. Это две большие разницы. Весь мир не ограничивается физическим, и даже полное знание о нем никак не раскроет вам всех происходящих процессов, а покажет только их проявление в этом мире. Отвечая на данный вопрос, мы будем рассматривать картину в целом, а не в отдельных частях.

Для начала нужно понять, что же такое сознание. Сознание наблюдает, от него исходят все наши порывы, которые отражаются в душе. Все стремления, все чувства. Затем они проявляются в наших тонких телах, вызывая различные ощущения. Сознание - наше истинное Я. Сознание неразрывно связано со всем остальным миром, так как именно оно и лежит в его основе. Сосредоточение внимания сознания и порождает материю в том виде, в котором мы привыкли его воспринимать. Чем шире сознание человека, тем больше он взаимодействует с остальным миром и может влиять на него.

Сознание не появляется и не исчезает, оно всегда есть. Меняются лишь тела и «широта» сознания, которое есть единое целое, но разделенное на некие «дольки», тесно связанные друг с другом. Сознание можно представить в виде воды в замкнутом сосуде, находящимся в вакууме: вода может быть в трех агрегатных состояниях, но представлять из себя материю разной плотности и формы, а атомы будут всегда взаимодействовать между собой и оставаться одинаковыми. Хоть такое сравнение и слишком грубое, но оно дает примерное представление о сущности сознания.

Даже если говорить о материи тонких миров, то все равно сознание первично - оно воплощается в них. А сама материя - порождение Божественного сознания. Бог - это все вокруг, а мы живем внутри него, как клетки в организме. Если же говорить конкретно о физической материи, то учитывая перевоплощения души, первично не только сознание, но и в некоторых случаях личность. Правда такое встречается не часто: в каждом воплощении существо проходит новый «курс» развития, поэтому личность претерпевает значительные изменения, а память о прошлых жизнях стирается, так как многие люди не готовы ее воспринять.

Но с точки зрения грубого материализма, первична будет материя. Ведь нет сознания без тела. Хотя никто однозначный вердикт вынести не решается, так как не все еще исследовано и изучено до конца, наука постоянно открывает что-то новое, что не всегда вписывается в старые понятия.

Приглашаем к обсуждению