Что такое акафист и когда его читают дома и в церкви. Как правильно читать акафист, чтение акафистов или канонов дома

Акафистом называют хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери, святых или каких либо праздников (событий).

Любой акафист состоит из 25 песен (в соответствии с греческим алфавитом). Тринадцать из них называются кондаками (хвалебная песнь), а двенадцать - икосами (пространная песнь), которые дают объяснение сущности праздничного события. Именно из-за этого икос никогда не читают самостоятельно, а только после чтения кондака. Все икосы, за редким исключением, заканчиваются словом «радуйся», а в завершении кондаков всегда можно услышать «аллилуйя», что означает «хвалите Бога». После чтения кондака всегда идет икос, который, как правило, разделен на две части. Последний кондак считается обращением к тому, кому посвящен акафист. По традиции он повторяется три раза подряд. После акафиста всегда следует чтение молитвы.

Акафисты не являются уставным, обязательным Богослужебным чином. На богослужениях в храмах обязательно читается только Акафист Пресвятой Богородице "Взбранной Воеводе..." в Субботу Похвалы Пресвятой Богородицы, на пятой седмице Великого Поста. В современной практике Великим постом так же употребляется Акафист Страстем Господним в чинопоследовании Пассии, которая служится в Воскресенье вечером во 2-5 седмицы Великого Поста.

Акафисты в честь праздников иногда читают на Утрени праздничного богослужения или на Молебне в самый день праздника. Вообще на молебнах часто прибегают к чтению акафистов. Так сложился порядок чтения Параклисиса Божией Матери, где на молебне после шестой песни канона читают акафист Божией Матери (или ее иконам).

Призывая в помощь в житейских нуждах святых угодников Божиих читают акафисты им, иконам Божией Матери.

Нет особых указаний в Уставе на чтение акафистов в храме и при келейной (домашней) молитвы. Но из общецерковной практики можно вывести правило: в период Великого Поста не принято читать акафисты , кроме Акафиста Божией Матери на 5 седмице (в субботу) и акафиста Страстем Христовым. Во все другие дни года чтение акафистов разрешено.

Сам же акафист имеет особую последовательность. Так 13 кондак читается трижды, а сразу после него вновь повторяется первый икос, после которого читается первый кондак. По окончании акафиста читается молитва.

Какие акафисты читать в житейских нуждах
(на всякую потребу)

Акафисты иконам Божией Матери

  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Всецарица»
    Чудесная помощь Пресвятой Богородицы, подаваемая верующим от этой иконы, проявляется в исцелении от раковых болезней, в избавлении от пристрастия к оккультизму, в помощи родителям за своих чад, ушедших из дома и оказавшихся в плену наркомании и многих других прельщений нашего времени
  • Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Воспитание»
    Название свое чудотворный образ получил от того, что благодатная помощь Пречистой Богородицы особенно часто изливалась на родителей, молящихся пред ним и печалующихся о судьбе своих чад
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Млекопитательница»
    О помощи в родах и воспитании младенцев
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Неопалимая Купина»
    Имеет особую благодать защищать от огня и пожара, а также помогать невинно обвиненным и покровительствовать семейному благополучию
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Неупиваемая Чаша»
    Через чудотворную икону сию Пресвятая Богородица являет особую помощь в избавлении от недуга пьянства, курения и наркомании всем с верою прибегающим к Ее помощи
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Казанская»
    Имеет особую благодать помогать в победе над врагом, покровительствует христианским бракам, исцеляет различные недуги, в особенности глазные болезни
  • Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
    Икона Покрова Пресвятой Богородицы изображает событие, бывшее в конце X века в Константинополе. Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, молясь во Влахернской церкви с учеником Епифанием, удостоились видения Божией Матери с собором ангелов и святых. Пречистая распростирала над миром Свой омофор и покрывала им всех верных христиан. Икона и праздник Покрова особенно почитаются на Руси. Многие старцы советовали христианам последних времен особенно усердно призывать Покров Божией Матери для избавления от искушений и сетей антихристовых
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Скоропослушница»
    Икона находится на Афонской горе. Через этот образ Пресвятая Богородица множество раз подавала мгновенное исцеление от различных недугов
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Утоли моя печали»
    На иконе Божия Матерь будто прислушивается к молитвам верующих, прибегающих к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях. Образ известен с XVII в., находился в одном из подмосковных храмов. Летописи хранят множество случаев чудесной помощи людям, совершившихся от иконы «Утоли моя печали»
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Умягчение злых сердец»
    Читается на умягчение злых сердец и у миротворение враждующих. Число семь в данном случае означает полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были перенесены Пресвятой Богородицей в Ее земной жизни
  • Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Целительница»
    Образ происходит из Грузии и получил свое название от чудесного исцеления, поданного тяжело больному при явлении ему Пресвятой Богородицы. Пред иконой «Целительница» молятся об исцелении от различных недугов

Акафисты святым

  • Акафист всем святым, от века Богу Благоугодившим
    Все они являются нашими заступниками перед Богом во всякой скорби и нужде
  • Акафист святому Архангелу Михаилу
    Архистратиг Михаил (в пер. с евр. - «кто как Бог») поставлен Господом над всеми девятью Ангельскими чинами. С древних времен прославлен он на Руси. Пресвятая Богородица и Архангел Михаил - особые предстатели за русские города. Крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях, нуждах. Архангелу Михаилу молятся при входе в новый дом
  • Акафист святому Ангелу Хранителю
    Каждому христианину Бог дает Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в час смерти. Ангел хранитель - скорый помощник в любой нужде и болезни
  • Акафист святому Предтече Господню Иоанну
    Как проповеднику покаяния, ему молятся о даровании чувства покаяния. На Руси святому молились о покровительстве посевов и плодородии, при освящении пчельника
  • Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, в иноках Алексию
    Святой благоверный князь Александр, прозванный за победу над шведами Невским, положил все силы на священное дело защиты земли Русской. Ему молятся во время бедствия и нашествия врагов или о защите от нашествия иноплеменников и иноверных
  • Акафист святому мученику Вонифатию
    Святому мученику Вонифатию молятся об избавлении от недуга пьянства и чревоугодия
  • Акафист святым мученикам Гурию, Самону и Авиву
    Святым мученикам молятся о покровительстве семейного очага, о добрых отношениях в семье
  • Акафист святому великомученику Георгию Победоносцу
    Егорий Храбрый, как простонародно называют этого святого, - покровитель Русской земли, государственности и военной мощи, семьи, детей, помощник в скорби и напасти. Особо ему молятся об опасности нападения диких зверей. Святой вмч. Георгий - защитник стад, домашнего скота
  • Акафист святому благоверному великому князю Даниилу, московскому чудотворцу
    Нестяжанием, любовью и братолюбием он возвысил Москву, положил начало объединению Руси в единую мощную державу. Многие, прибегающие в молитвах к святому князю Даниилу, получают и помощь в разных нуждах
  • Акафист святому пророку Божию Илии
    Об этом угоднике сказано: «Помолися, и небо и дождь и даде». Ему молятся также о помощи во время голода, в тяжких жизненных и материальных обстоятельствах
  • Акафист святому Праведному Иоанну Кронштадскому
    В детстве святому прав. Иоанну плохо давалась грамота, и после горячей молитвы словно пелена спала с глаз мальчика, и он начал читать. Среди прочих молитв к великому чудотворцу, ему возносят молитвы о помощи детям в учебе
  • Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину
    Святой Иоанн Воин, посланный преследовать и убивать христиан, оказал большую помощь гонимым. Всю свою жизнь он посвятил служению ближним. Воин-мученик изобличал в краже воров. Ему молятся об отыскании украденного, от воровства, от обидчиков
  • Акафист святой блаженной Ксении Петербургской
    Блаженная Ксения - скорая помощница в житейских нуждах, в семейных делах. По молитвам блаженной избавляются от болезней, скорбей, нестроений и бед
  • Акафист Святителю Николаю
    Святитель Николай, один из самых почитаемых на Руси святых, прославлен от Бога даром чудотворений, исцелений. Ему молятся о помощи в разных бедах, в нужде, устроении судьбы детей, о благополучии в пути по суше и по морю
  • Акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому
    Ко многим его чудесам относятся чудеса исцеления больных, помощи страждущим. Еще при жизни святой прославился кротостью, добротой, странноприимством и трудолюбием. На Руси святитель Спиридон почитался наравне со святителем Николаем
  • Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу
    Великий наставник, утешитель и целитель, преподобный Серафим - скорый помощник всем, притекающим к его помощи
  • Акафист преподобному отцу нашему Сергию, Радонежскому чудотворцу
    В детстве преподобному Сергию трудно давалось учение, но после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба. К молитвам преподобного прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни
  • Акафист святому великомученику и целителю Пантелеймону
    Всю жизнь он посвятил страждущим, больным и убогим. Он «безмездно лечил всех», обращавшихся к нему, исцеляя раны, врачуя все болезни
  • Акафист святому страстотерпцу Царю-мученику Николаю
    Небесный заступник Отечества нашего, имеет особую благодать исцелять различные недуги
  • Акафист святителю Луке (Войно-Ясенецкому), исповеднику, архиепископу Крымскому
    Святителю Луке молятся об избавлении от всякой немощи и болезни
  • Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице
    Великомученице Анастасии Узорешительнице молятся об исцелении разных недугов и об освобождении из плена и заточения
  • Акафист святым мученикам Киприану и Устинии
    Молятся о прогнании лукавых духов от людей и животных, против вреда со стороны экстрасенсов, колдунов, волшебников, злых людей
  • Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу
    Великим учителям Православия молятся об умножении веры. Святому апостолу Петру молятся об исцелении - Спаситель исцелил тещу апостола, «лежащу и огнем жегому». Апостолу Петру молятся также о благополучной ловле рыбы, об успехах в рыболовстве
  • Акафист преподобной Матроне Московской
    Святой Матронушке молятся о помощи в многоразличных житейских обстояниях и об исцелении в болезнях
  • Акафист мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
    Святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии молятся в скорбях и напастях, о непоколебимости в вере
  • Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу
    Святителю особо молятся о жизненном устройстве детей
  • Акафист святой Великомученице Варваре
    Святая просила Господа, чтобы каждый перед своей кончиной покаялся и причастился. По молитвам святой вмц. Варвары посылаются обильные врачевания. Святой молятся также о детях, о помощи в унынии, грусти, утешении в печали
  • Акафист святой Великомученице Екатерине
    На Руси святой вмч. Екатерине особенно молились девушки - чтобы попался хороший жених. К помощи святой прибегали и при трудных родах
  • Акафист святым праведным Богоотцем Иоакиму и Анне
    Эти святые до самой старости несли горькое неплодство, потом по благословению Божию родили Пресвятую Богородицу. Им молятся в супружеском неплодстве или бесчадии. С давних пор на Руси этим святым молились перед началом сева, о покровительстве посевов, плодов, урожая

Чтение акафистов в течении седмицы

Службе каждого дня недели соответствует воспоминание того или иного события или святого. В соответствии с этим правилом появилась практика читать акафисты в течении недели, подражая богослужебному седмичному кругу:

День недели Воспоминаемое событие Традиция чтения
Воскресенье (воспоминание Светлого Христова Воскресения) Акафист Воскресению Христову
Понедельник (Памяти честных Небесных Сил Бесплотных) Акафист Архистратигу Михаилу Акафист Ангелу Хранителю
Вторник (В память пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна) Акафист Иоанну Предтече
Среда (Воспоминание Страстей Спасителя и память Пресвятой Богородицы) Акафист Иисусу Сладчайшему Акафист Пресвятой Богородице
Четверг (Святых апостолов и святителя Николая Чудотворца) Акафист апостолам Петру и Павлу Акафист святителю Николаю
Пятница (Воспоминание Крестных Страданий Спасителя и Креста Господня) Акафист Страстем Господним Акафист Честному и Животворяшему Кресту Господню
Суббота (Всех святых и поминовение усопших) Акафист всем святым от века Богу благоугодившим Акафист Пресвятой Богородице Акафист о усопших

Порядок чтения акафистов.

Чтение акафистов отдельно от утреннего и вечернего молитвенного правила.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с крестным знамением и поясными поклонами) .

Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды) .

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй (12 раз) .

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон) .

Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон) .

Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон) .

Псалом 50.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Символ веры

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Затем акафист (читается после 6-й песни канона).

По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу акафиста. Затем:

Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды) .

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (имя святого, которому читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь .

Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста

Если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных

Словарь Ушакова

Акафист

ака фист , акафиста, муж. (греч. akathistos - букв. такой, во время которого не сидят) (церк. ). Род хвалебного церковного песнопения.

Культурология. Словарь-справочник

Акафист

(греч. - «гимн, при воспевании которого нельзя сидеть», церк.-слав. «неседален») - жанр православной церковной поэзии, разновидность кондака в первоначальном значении термина. Первоначальное обозначение «А.» применялось только к одному тексту, который обозначается в русском обиходе как «А. Пресвятой Богородице». Это самый древний из А., давший образец и формальную схему всем последующим. Он возник предположительно в VI в., во всяком случае, ранее 626 г., когда для него была заново сочинена 1-я строфа (в греческой терминологии - кукулий, букв, «капюшон», «кукуль», как бы «шапка», в русской терминологии - кондак) «Вобранной Воеводе победительная»; через это гимн был поставлен в связь с актуальным событием - избавлением Константинополя от аварских полчищ. По-видимому, до 626 г. А. начинался строфой «Повеленное тайно прием в разуме», которая затем была изъята из состава А., но сохранилась в чинопоследовании А. на правах кондака. Атрибуция А. св. Роману Сладкопевцу имеет опору в рукописной традиции, однако остается иод сомнением. А. состоит из 25 строф: после кукулия поочередно сменяют одна другую 12 больших строф (икосов) и 12 меньших строф (кондаков), причем икосы оканчиваются рефреном «Радуйся, Невесто Неневестная», а кондаки - рефреном «Аллилуиа», в то время как кукулий по объему ближе к кондакам (почему и включен русской традицией, не знающей термина «кукулий», в счет кондаков), но рефрен имеет общий с икосами. Но самая характерная черта А.- т. н. херетизмы. После вступительной части икоса, намечающей определенный момент священной истории (напр., икосы 1 и 2 - Благовещение), догматического вероучения (напр., икос 7 - девство Пресвятой Богородицы по Рождестве, икос 8 - вочеловечение бесстрастного Божественного естества) или образа Божией Матери (напр., икос 12 - Ее участие в деле всецерковного, всечеловеческого и всемирного освящения), следуют более или менее связанные с этой вводной частью по смыслу именования Девы Марии, вводимые приветственным восклицанием «хере» - «радуйся». В каждом икосе - 12 херетизмов; они объединены попарно изосиллабизмом и вообще тождеством метрического рисунка, обильными созвучиями и синтаксическим параллелизмом. В церковнославянском переводе изосиллабизм и созвучия утрачены, связь держится на синтаксическом параллелизме («радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение»). В последние века существования Византии начали писать церковные гимны, воспроизводящие формальную структуру А. Даже начальные слова икосов выбираются с таким расчетом, чтобы сохранить соответствие образцу. Так, если икос 1 А. Пресвятой Богородице начинается рассказом о Благовещении: «Ангел предстатель с небесе послан бысть...», то на соответствующем месте в А. Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу мы находим обращение: «Ангелов Творче», а в А. Святителю Николаю: «Ангела образом... яви тебе всея твари Создатель». В XIV в. над сочинением новых А. потрудились авторы исихастского направления - Константинопольские патриархи Исидор (А. Архангелу Михаилу, Иоанну Крестителю, Святителю Николаю Чудотворцу и др.) и Филофей (А. Животворящему Гробу и Воскресению Христову). Составление новых А. в греческой церковной поэзии продолжается до сих пор, причем строго соблюдается традиционная формальная структура. На русской почве возникали и продолжают возникать церковно-славянские А. (Покрову, св. вмц. Варваре, русским святым, Вознесению Христову и т. п.), в последнее время иногда отступающие от старых правил (уменьшается число херетизмов в каждом икосе). Суждения об этих текстах весьма различны, однако некоторые из них нашли себе место в богослужебном обиходе.

Сергей Аверинцев.

София-Логос. Словарь

Католическая Энциклопедия

Акафист

(греч. άκάθιστος) - хвалебное песнопение Вост. Церкви в честь Иисуса Христа, Богородицы или к.-л. святого; во время исполнения А. не позволяется сидеть (в этом отношении противоположность А. - седален, или кафизма). А. состоит из вступительной строфы, или кукулия, и 24 следующих за ней песен: 12 более кратких (кондаков) и 12 более продолжительных (икосов); первый икос звучит сразу после кукулия, и в дальнейшем оба вида песнопений чередуются друг с другом. Заключительную часть каждого икоса составляют т.н. похвалы, или хайретизмы (от χαϊρε - «радуйся!») - приветственные обращения, последнее из которых - припев, воспроизводящий заключительный стих кукулия; все кондаки имеют припев Аллилуйя.

Наиболее известным А. древней Церкви является А. Пресвятой Богородице, созданный в V - нач. VI в. Его автором предположительно является Роман Сладкопевец. Гимн состоит из двух частей: исторической (в ней отражены события истории спасения, связанные с Воплощением) и богословской (содержит исповедание догматов веры). Этот А. на протяжении веков исполнялся христианами как Вост., так и Зап. Церквей. В 1981 А. Пресвятой Богородице был торжественно исполнен в ознаменование 1500-й годовщины Эфесского собора в базилике Санта Мария Маджоре. По решению Папы Иоанна Павла II от 31 мая 1991 с исполнением А. Пресвятой Богородице связано получение полной индульгенции. Первый перевод на лат. язык (ок. 800) оказал заметное влияние на ср.-век. гимнографию. В наст. время известны многочисл. переводы А. на совр. языки.

Другие А. (Иисусу Сладчайшему, Страстям Христовым, Николаю Чудотворцу и т.п.), вошедшие в церк. обиход, во многом были созданы по образцу А. Пресвятой Богородице. Их исполнение в Вост. Церквях не предусмотрено богослужебным уставом, однако по желанию они могут быть включены в молебны, а иногда в вечерню или утреню; А. часто используют также в домашних молитвах.

Лит-ра: Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. М., 1997; Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сергиев Посад, 1998; Акафист Пресвятой Богородице / Пер. с греч. яз. А. Десницкого. М., 1999; Meester P. de. L’inno acatisto. R., 1905; Wellesz E. The Akathistos Hymn. Kopenhagen, 1957; Idem. A History of Byzantine Music and Hymnography. Ox., 1961.

М. Насонова

Православие. Словарь-справочник

Акафист

(греч. «неседальная песнь»)

особое богослужебное песнопение, исполняемое в честь Христа, Богоматери и святых и состоящее из основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков). При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом «аллилуия». Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов. Автором этого акафиста считают или монофилитского патриарха Сергия (610-638), или Георгия Писидийского, летописца при императоре Ираклии, или же патриарха Фотия, воспевшего эту песнь якобы в связи с нашествием россов.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Акафист

, а , м.

Церковное хвалебное песнопение, которое слушали только стоя.

* [Лукерья:] Прочту отче наш, богородицу, акафист всем скорбящим -дай опять полеживаю себе безо всякой думочки . // Тургенев. Записки охотника //; По воскресеньям в приемной кто-нибудь из больных по его приказанию читает вслух акафист . // Чехов. Палата № 6 // *

Православный энциклопедический словарь

Акафист

(греч. - неседальный) одна из форм церковного гимна, ведущая начало от песнопения в честь Богородицы.

Словарь музыкальных терминов

Акафист

(от гр. akathistos - не сидящий) - торжественное песнопение православной церкви, исполняемое стоя (отсюда - происхождение названия).

Словарь церковных терминов

Акафист

(греч. неседальное (пение)) - форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Акафист посвящен прославлению Богородицы, Иисуса Христа, какого-либо праздника или святого. Состоит из двадцати пяти строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением (кроме начального кондака акафиста остальные завершаются возгласом "Аллилуйя"). Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит двенадцать приветствий, начинающихся со слова "радуйся". Последняя, двадцать пятая строфа акафиста является молитвенным обращением к прославляемому. Первый акафист, называемый Великим акафистом. посвященный Богородице ("Взбранной Воеводе..."), был составлен в нач. VII в. в память избавления Константинополя от нашествия персов. В VII - IХ вв. акафист как жанр вытесняется каноном. Множество акафистов было составлено в XVIII - XIX в. в России, однако по большей части они являются слабым подражанием Великому акафисту. По уставу в богослужение входит только Великий акафист, который читается на утрене в субботу пятой недели великого поста. Акафисты могут читаться также в составе молебна и некоторых других богослужений.

Православная энциклопедия

Акафист

(в переводе с греческого означает «неседальное пение»)

одна из форм церковной поэзии, произошедшая от древних кондаков. Современные акафисты посвящены прославлению Иисуса Христа, Божьей Матери и Ее образов, праздников и святых мучеников.

Обычно акафист включает 25 строф, разделенных попарно. Каждая пара строф, кроме последней, является смысловым звеном. Первая строфа, или кондак, менее пространная, она служит вступлением и завершается возгласом «Аллилуйя». Исключение – предначинательный кондак. Вторая, более пространная строфа называется икосом и заканчивается 12 приветствиями, начинающимися словом «Радуйся». Последняя строфа акафиста – это молитвенное обращение к прославляемому. Первый (или Великий) акафист был посвящен Божьей Матери. Он был составлен в начале VII века в память об избавлении Константинополя от персидского нашествия. Чуть позднее – в VIII–X веках – акафист вытесняется каноном. Но в VIII–XIX веках этот жанр возрождается в России. Что касается Устава, то акафисты читают в составе как молебнов, так и других богослужений. Великий же акафист принято читать на пятой неделе Великого поста.

Молитва – одна из важнейших составляющих жизни православного человека. Акафист – молитвенное восхваление, начинающееся и заканчивающееся по уставу, то есть также – с молитвой.


Как правильно читать Акафист

Еще с древних времен в православном мире прибегали к помощи Божьей, Богоматери, святых, или по случаю церковного праздника. Для этого христиане сложили специальное молитвенное правило, хвалебный гимн – акафист. Существует и особый порядок его прочтения. Сегодня можно заказать его в любом действующем храме (подать записку о здравии, которую прочитает священник). Однако, иногда верующие хотят, помимо общей церковной молитвы, совершить сугубую молитву у себя дома. Именно акафист можно читать дома, без участия священнослужителей. Последние, часто даже рекомендуют своим прихожанам и духовным чадам читать дома тот или иной акафист.

Как часто бывает, не у всех есть духовник. И спросить о правиле чтения акафиста дома – просто физически нет у кого. А вопросов много. Например, что читать перед акафистом и нужно ли это вообще? Так вот то, что нужно знать: существует установленное Церковью правило для чтения акафиста. Это молитвы перед чтением самого акафиста и по его окончании. Предначальные молитвы перед акафистом обычно читают стоя, как и сам акафист. Ведь в переводе с греческого языка, акафист - это «пение не садясь». Но если человеку, по причине плохого самочувствия, трудно стоять на ногах – можно и присесть.

К тому же, акафист – довольно таки длительное молитвенное восхваление. И у многих может возникнуть вопрос – зачем нужны еще и начальные молитвы перед чтением акафиста. Не довольно ли его самого? Однако, молитвы перед акафистом благотворительно сказываются на молящемся. Человек настраивается на длительную, внимательную сердечную молитву. Он как бы разминается, разжигает свое сердце славословием Бога. А ведь только тогда Господь и святые слышат нас, когда мы обращаемся искренне, от всего сердца и с искренней верой, а не механически бормоча под нос сухой текст. Такое отношение не будет услышано свыше, а возможно даже будет наказание. Молитва – та, что от сердца, а не на устах.

Предначальная молитва служит предвкушением радости. Ведь не зря же каждый акафист исполнен словами «Радуйся…». Бог и святые радуются, глядя на молящегося. И нам стоит, всегда радоваться. Акафист и молитвы его сопутствующие – это хвалебное прославление, слова сердечной радости.

Еще одним важным моментом перед чтением акафиста является то, что нужно упорядочить свои мысли, отвлечься от всего земного. Отсекать все приходящие и нарушающие молитву мысли. Ведь они от лукавого, который хочет воспрепятствовать вам читать акафист и славить Бога и святых Его.

Возможно также прочтение акафиста сообща – коллективно, всей семьей. Общая молитва имеет сугубую силу. Ведь каждый молится в свою меру, в зависимости от своего духовного опыта и от сердца. Рекомендуют предварительно взять благословение у священника на домашнее его прочтение. Это нужно для того, чтобы избежать всевозможных искушений и козней дьявола. Также священник может посоветовать, какому святому или какой иконе Богоматери читать акафист в той или иной ситуации. К тому же, у православных христиан, любое дело должно начинаться с молитвы и благословения.

Главное, чтобы все собравшиеся понимали важность молитвенного правила. Чтобы был мир и прощение ближних, особенно молящихся вместе. Чтобы старались проникнуться, отдать Богу свое сердце. А именно этого жаждет Господь. Тогда Он отвечает на наши молитвы, пение акафистов и псалмов, помогает в наших нуждах.


По каким дням нужно петь Акафисты

Акафисты поют Господу, Матери Божьей, святым. При этом молитвы перед чтением акафиста, скажем, как Николаю Чудотворцу, так и другим святым будут идентичны. То есть неизменные. Сами же акафисты, одинаковы по своей структуре, но разны по смыслу.

Если припадает по календарю большой церковный праздник – можно читать акафист по этому поводу. Не забывая при этом прочесть предначинательные молитвы. Если праздника нет, то обычно читают акафисты по дням их небесных покровителей:

  • В понедельник – Небесным силам бесплотным (Ангелу Хранителю или Архангелу Михаилу);
  • Во вторник – св. Иоанну Предтече;
  • В среду – Иисусу Сладчайшему (есть в обычном православном молитвослове);
  • В четверг – св. Николаю Чудотворцу (также есть в молитвослове);
  • В пятницу – Животворящему Кресту Господнему;
  • В субботу – Божьей Матери (имеется на страницах молитвослова);
  • В воскресение – Светлому Воскресению Господа нашего, Иисуса Христа.

Однако, если вы хотите прочитать акафист другому святому, или иконе – читайте то, что вам по сердцу. Ведь это самое важное – чтобы молитва шла от всей души и сердца. Иногда даже священники благословляют читать один акафист, скажем по одному разу, каждый день. На продолжении сорока дней. Повторим, что для этого нужно брать благословение.

Чтение акафистов можно совмещать с ежедневным правилом. Таким как утренние молитвы, или молитвы на сон грядущий. Они есть в каждом православном молитвослове. То есть, не нужно добавлять к этому правилу еще и предначинальные молитвы. А в случае, когда вы читаете акафист отдельно, не соединяя с утренними или вечерними молитвами, нужно прочесть еще и такие молитвы перед чтением самого акафиста:

Боже, милостив буди мне грешному. (Покло н)
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон)
Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон)
Без числа согреших, Господи,прости мя. (Поклон)
Владычица моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон)
Ангеле, хранителю мой, от всякого зла сохрани мя. (Поклон)
Святой апостоле (или мучениче, или преподобный отче, им я) моли Бога о мне. (Поклон)

Акафист нужно читать также внимательно, не спеша и концентрируясь умом и сердцем на его смысле. И на завершение нужно прочесть молитвы после чтения акафиста. Они так же, как и предначинальные, есть в православном молитвослове.

Не стоит пренебрегать молитвенным правилом. Оно весьма не сложное. И при этом позволит молящемуся настроится на молитвенный лад, с благоговением прочитать акафист. А ведь после его искреннего прочтения совершилось и продолжает совершаться столько чудес в жизни верующих! Акафист – лекарство в дни скорби и уныния, а также усладительное восклицание во дни душевной радости.

Молитва перед чтением Акафиста - как и зачем читать was last modified: Октябрь 24th, 2017 by Bogolub

протоирей М. Козлов
  • священник Феодор Людоговский
  • Богословско-литургический словарь
  • проф.
  • свт.
  • Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” – краткая хвалебная песнь; “икос” – пространная песнь).

    Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

    При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия .

    Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.

    «Акафист, или «неседальная песнь» – поэтическое произведение, близкое по своей форме к древнему кондаку, однако от него и существенно отличное. Это тоже большая поэма, состоящая из основного «кондака» с определенным окончанием; или припевом и 24-х за ним следующих строф, но не икосов только, как в древнем кондаке, а попеременного чередования 12 икосов и 12 кондаков; при этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом «аллилуиа». Первый из известных «акафистов» написан, вероятно, в царствование импер. Ираклия или, точнее, к 626 году, то есть освобождению Константинополя от нашествия персов. На это есть указание и в самом акафи­сте: «Радуйся, огня поклонение угасившая»…

    Акафист по объему приближается к кондаку классического типа. В нем 24 строфы, причем 12 более кратких, с припевом «аллилуиа» и 12 более длинных с особыми припе­вами, соответствующими припеву первого «кондака». В отличие от кондака, акафист не развивает в стихах данное событие или память святого, а в краткой вводной фразе данного «икоса» прибавляет «похвалы», начинающиеся обычно с «радуйся».
    .

    Акафист

    Рубан Ю.И.

    Акафист – (греч. üμνος àκáθιστος, букв. «Гимн, при слушании которого нельзя сидеть», слав. «неседальный», в противоположность кафизмам, которые можно слушать сидя) – «жанровая форма церковного гимна, отработанная (на единственном образце) в ранневизантийскую эпоху, получившая распространение в греческой литературе зрелого и позднего Средневековья, а из нее перешедшая в другие восточноевропейские литературы» ( Поэтика ранневизантийской литературы). Акафист – сложное по композиции песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу, святого либо праздник. Церковный Устав знает лишь один акафист – Акафист Пресвятой Богородице («Взбра́нной Воево́де победи́тельная…»), составленный патр. Сергием Константинопольским в 626 г. по случаю чудесного избавления византийской столицы от осадивших ее авар и повелевшего написать образ Богоматери на городских воротах. Предание говорит о том, что сама Богородица внушила Сергию мысль написать благодарственный гимн по окончании осады.

    Акафист состоит из 25 строф: 13 называются кондака́ми, а 12 – и́косами. За каждым кондаком следует икос, состоящий из двух частей: в первой развивается определенная тема, вторая содержит 12 строк, каждая из которых начинается со слова «радуйся» (греч. ха́йрэ) и содержит хваление. Этот акафист включается в богослужебное последование Утрени (текст помещен в Триоди Постной) и, согласно Церковному уставу, поется только один раз в году – в субботу 5-й седмицы Великого Поста, именуемой поэтому «Суббота Акафиста», или «Похвала Богородице».

    По образцу этого блестящего в литературном отношении Акафиста Богородице позднее были составлены многочисленные подражания, а в России, где акафисты пишутся каждому вновь прославляемому святому, даже само слово «акафист» из обозначения одного конкретного памятника превратилось в обозначение жанра. «Но всё бесчисленное количество особенно в России распространившихся акафистов есть не что иное, как убогое и бессодержательное старание перефразировать классический Акафист» При этом «замена акафистом кафизм Псалтири, как это часто делается, является просто насилием над уставом, литургической безграмотностью и эстетическим безвкусием», – так строго оценивает эти опыты, потакающие народному вкусу, известный русский богослов ( .
    Художественное изложение принципов сочинения Акафиста Богородице смотрите в рассказе А. П. Чехова «Святою ночью».
    Тексты акафистов помещены в «Акафистнике» и многочисленных изданиях отдельных акафистов. Перевод отрывков «Акафиста Богородице» размером подлинника см.: Памятники византийской литературы IV–X веков.

    Из рассказа А. П. Чехова «Святою ночью»:

    А разве акафисты трудно писать? - спросил я.

    Большая трудность… - покрутил головой Иероним.

    Тут и мудростью и святостью ничего не поделаешь, ежели Бог дара не дал. Монахи, которые не понимающие, рассуждают, что для этого нужно только знать житие святого, которому пишешь, да с прочими акафистами соображаться. Но это, господин, неправильно. Оно, конечно, кто пишет акафист, тот должен знать житие до чрезвычайности, до последней самомалейшей точки. Ну и соображаться с прочими акафистами нужно, как где начать и о чем писать. К примеру сказать вам, первый кондак везде начинается с «возбранный» или «избранный»… Первый икос завсегда надо начинать с ангела. В акафисте к Иисусу Сладчайшему, ежели интересуетесь, он начинается так: «Ангелов Творче и Господи сил», в акафисте к Пресвятой Богородице: «Ангел предстатель с небесе послан бысть», к Николаю Чудотворцу: «Ангела образом, земнаго суща естеством» и прочее. Везде с ангела начинается. Конечно, без того нельзя, чтобы не соображаться, но главное ведь не в житии, не в соответствии с прочим, а в красоте и сладости. Нужно, чтоб всё было стройно, кратко и обстоятельно. Надо, чтоб в каждой строчечке была мягкость, ласковость и нежность, чтоб ни одного слова не было грубого, жесткого или несоответствующего. Так надо писать, чтоб молящийся сердцем радовался и плакал, а умом содрогался и в трепет приходил. В богородичном акафисте есть слова: «Радуйся, высото, неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино, неудобозримая и ангельскима очима!» В другом месте того же акафиста сказано: «Радуйся, древо светлоплодовитое, от него же питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, им же покрываются мнози!»

    Иероним, словно испугавшись чего-то или застыдившись, закрыл ладонями лицо и покачал головой.
    - Древо светлоплодовитое… древо благосеннолиственное… - пробормотал он.
    - Найдет же такие слова! Даст же Господь такую способность! Для краткости много слов и мыслей пригонит в одно слово и как это у него всё выходит плавно и обстоятельно! «Светоподательна светильника сущим…» - сказано в акафисте к Иисусу Сладчайшему. Светоподательна! Слова такого нет ни в разговоре, ни в книгах, а ведь придумал же его, нашел в уме своем! Кроме плавности и велеречия, сударь, нужно еще, чтоб каждая строчечка изукрашена была всячески, чтоб тут и цветы были, и молния, и ветер, и солнце, и все предметы мира видимого. И всякое восклицание нужно так составить, чтоб оно было гладенько и для уха вольготней. «Радуйся, крине райскаго прозябения!» - сказано в акафисте Николаю Чудотворцу. Не сказано просто «крине райский», а «крине райскаго прозябения»! Так глаже и для уха сладко.

    Акафистом называют жанр правослано-церковного хвалебного песнопения. Данные произведения создаются во славу Господа, Богородицы, Святых Угодников, чудотворных икон и других православных святынь. Жанр этого не входит в церковные богослужебные сутки православных обителей, а скорее его относят к молитвам келейного чтения, то есть, домашнего, но как правильно читать акафист дома, знают не все.

    Как нужно читать православный акафист дома

    Акафист в своем значении равнозначен с гимном. Следовательно, читая акафист не принято отвлекаться и обязательно нужно стоять. Исключение возможно для немощных стариков и больных людей, которые стоять не в состоянии. Желательно читать акафист у иконы Святого, которому он написан. Полезно узнать факты о житие Святого и почему он возведен в лик Святых, чтобы лучше понимать,когда читать акафист и при какой нужде. Обязательно уточните, как правильно читать нужный акафист дома и нужно ли брать благословение священнослужителя. Приступая к чтению произнесите сперва молитвы: «Молитвами святых Отец…», «Слава Тебе Боже наш…», «Царю Небесный…», «Трисвятое» по «Отче наш», а закончив: «Достойно есть..», «Слава и ныне», Господи помилуй (произнесите обязательно трижды), «Молитвами святых Отец..». Если читаете акафистваша голова должна быть свежей,а мысли свободны, это значит, что лучше всего читать акафисты утром.

    Когда читать акафист

    Каждый человек сам принимает решение, когда и по какой причине читать акафист. Случается, что чтение начинают по зову сердца или прибывая в нужде, а иногда батюшка дает наставление. Бывает ещё, что читать акафист начинают прихожане малоопытные, которые совершенно не знают, как правильно читать акафист дома. Конечно, могут ответить на все возникшие вопросы, но многие думают, что удобней поискать интересующую информацию на просторах интернета. В свою очередь, церковь пользуется интернет сайтами, которые позволяют распространить больший объем информации за более короткое время. На сайтах православной тематики размещают тексты молитв, записи церковных хоровых песнопений, цитаты из проповедей, а также абсолютно все, что имеет отношение православной церкви. Следовательно, в интернете можно всю информацию, а как правильно читать акафисты дома и какие молитвы произносить с каждым из них написано на многих сайтах, которые посвящены данной теме.

    Очень полезно слушать акафисты в записи, а на православных сайтах вы можете найти абсолютно любой, который вас интересует. Слушая пение церковного хора в записи вы разберетесь во всех тонкостях и узнаете на какой слог падает ударение, а значит как правильно читать акафист дома самостоятельно.


    Если у вас есть свободное время, вы можете прочитать

    Текст православной молитвы святому преподобному Нифонту Цареградскому

    О великий угодниче Божий, святителю Нифонте! К тебе смиренно припадаем и усердно молимся, яви нам, грешным (имена), любовь твою отеческую и многомощное твое заступление. Испроси нам веру праву, надежду несомненну, любовь нелицемерну, в добрых делах преспеяние, во искушениях мужество, в злостраданиях терпение, в молитве постоянство, здравие же и спасение. Призри милостиво на нас и вся прошения наша во благо исполни, и всем нам в жизни временней и вечней потребная даруй, во славу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.