Как отремонтировать наручные кварцевые часы своими руками. Неисправности настенных, кварцевых и электронных часов

Старинные настенные часы с боем - это квинтэссенция точной механики и эстетического наслаждения. Громкое тиканье часов наполняет дом уютом и теплом. Но иногда тиканье неожиданно смолкает. Бывает, что это связано с износом или поломкой механизма. Но гораздо чаще дело в банальном загрязнении и загустевшей смазке. Человеку умелому вполне по силам решить проблему своими руками…

Настенные часы с боем фирмы Kienzle весьма распространены в России. До первой мировой войны немецкие часы импортировались официально в изрядных количествах, а после Великой Отечественной солдаты, возвращаясь из Германии, частенько везли с собой трофейную точную механику.

Историю именно этих часов проследить, наверное, уже невозможно. По крайней мере, в нашей семье они находятся уже более полувека, а что было до этого - скрыто в глубине лет. Но кое-что установить можно. Фирма Kienzle использовала для клеймения механизмов настенных часов несколько логотипов. На механизме этих часов проставлено клеймо Flügelrad (крылатое колесо).

Именно такое клеймо - с колесом в виде циферблата без стрелок и с надписью Kienzle - было зарегистрировано в 1898 году и использовалось вплоть до 1922 года, когда на логотипе вместо часового циферблата появились часы со стрелками, а крылья стали более простыми и графичными.

Надпись D.R.PATENT означает Deutsches Reich Patent - патент германской империи и применительно к часам обычно использовалась вместе с номером 147023. Это патент Э. Шленклера на механизм боя с вынесенным на переднюю платину счетным колесом.

На механизме номера патента 147023 нет, но если присмотреться к форме рычагов механизма боя и расположению колес - конструкция один в один.

Механизмы по патенту 147023 выпускались фирмой Kienzle с 1902 по 1914 год, что не противоречит клейму. Оставшиеся обозначения 43 см/104 представляют собой чисто техническую информацию - длину подвеса маятника (43 см) и количество его ходов в минуту (104).

Таким образом, можно сделать вывод, что часы изготовлены в период с 1902 по 1914 год. Часы, скорее всего, оригинальные, так как стекло дверки корпуса с фацетом (широкой фаской по краю), а сзади на корпусе есть две наклейки на немецком языке. Одна практически уничтоженная и нечитаемая, а вот вторая сохранилась полностью.

Надпись «Diese Schraube mit Messing-kopf ist vor Ingangsetzen der Uhr zu entfernen» Google-переводчик интерпретировал как «Этот винт с бронзовой головкой необходимо удалить перед запуском часов». Винт, кстати, оставлен на месте, так как без него бой часов становится мягким и тихим, кабинетным. А сейчас это мощный и раскатистый, почти колокольный звук. Насколько я понимаю, ничего страшного в этом нет, просто Rundgong превратился в Tonfeder, обе конструкции широко используются в часах с боем .

Как устроены настенные часы с боем?

Промывку и чистку настенных часов обычно проводят с полной разборкой часового механизма. И перед такой ответственной операцией стоит познакомиться с устройством часов, чтобы случайно чего-нибудь не напортачить.

В данном случае имеется маятниковый пружинный часовой механизм с боем часов и получасов.

Устройство само по себе довольно простое, но разобраться в нем по фотографии затруднительно. Поможет схема, приведенная в книге В.В. Трояновского «Ремонт часов», выпущенной в 1961 году.

Практически все детали механизма хода размещаются между двумя пластинами - передней и задней платинами 2. Передней считается платина со стороны циферблата (на схеме справа).

Источником энергии является пружина, размещенная в барабане 1. С барабана вращение передается на добавочное колесо 3, центральное колесо 4, промежуточное колесо 7 и анкерное колесо 8.

Зубья анкерного колеса имеют особую форму, позволяющую ему взаимодействовать со скобой 9 анкерного хода. Движением скобы через вилку-поводок 6 управляет маятник (на схеме не показан), размещенный на подвесе 5. Подвес закреплен на детали 10 с чудным названием «пендельфедер», что, впрочем, в переводе с немецкого означает всего лишь «пружина маятника».

На выступающей оси центрального колеса расположена стрелочная передача - минутный триб 11, вексельное колесо 12 и соосное с минутным часовое колесо 13. Минутная и часовая стрелки насажены на оси минутного и часового колес соответственно.

Под минутным трибом на той же оси находится двузубый кулачок, связывающий ходовой механизм с механизмом боя. Двузубый кулачок вращается вместе с минутной стрелкой и два раза в час запускает бой часов.

Колесный механизм боя также расположен между платинами и включает в себя: пружину в барабане 1, добавочное колесо 2 с расположенным на той же оси программным колесом, подъемное колесо 3, несущее на своей оси подъемные звездочки для молоточков боя, первое стопорное колесо 4, второе стопорное колесо 5 со штифтом, регулятор частоты вращения («ветрянка») 6.

Вся автоматика механизма боя расположена перед передней платиной сразу за циферблатом.

Механизм включает в себя двузубый кулачок минутной оси 1, подъемный рычаг 2, образующий единую деталь с рычагом замыкания 3, который поднимает рычаг отмыкания 4, опирающийся штифтом на кулачок 6. Также рычаг замыкания 3 при поднятии удерживает штифт колеса 5 (второе стопорное колесо). Рычаг отмыкания жестко связан со считывающим рычагом 7, который взаимодействует с программным колесом 8.

Работа механизма боя состоит из этапов подготовки к бою и непосредственно боя. Подготовка к бою проходит за 3-10 минут (зависит от формы кулачка 1) до времени боя. При этом кулачок 1 постепенно поднимает рычаги 2 и 3, а через них и рычаги 4 и 7 до тех пор, пока штифт рычага отмыкания 4 не выйдет из зацепления с выступом кулачка 6. Механизм боя проворачивается до зацепления штифта колеса 5 с выступом поднятого рычага замыкания 3. Колесо 5 успевает сделать около половины оборота. Механизм готов к бою.

При дальнейшем повороте кулачка рычаг 2 падает с зуба кулачка, деталь поворачивается, и рычаг замыкания 3 освобождает штифт стопорного колеса 5. Система начинает работать, подъемное колесо поднимает молоточки и сбрасывает их на тонфедер (спиральный гонг).

За один оборот кулачка 6 проходит один удар молоточков. Дальнейшая работа механизма зависит от положения программного колеса. Если считывающий рычаг 7 находится над прорезью программного колеса 8, то штифт рычага отмыкания, скользя по профилю кулачка 6, упрется в выступ кулачка и остановит механизм. Так пробиваются получасы.

Если же считывающий рычаг находится над выступом программного колеса, то опуститься рычаг не сможет, штифт рычага отмыкания 4 не упрется в выступ кулачка. Кулачок сделает еще один оборот, а молоточки - еще один удар. И так до тех пор, пока считывающий рычаг не упадет в следующую прорезь программного колеса. Количество ударов зависит от расстояния между двумя вырезами. Один оборот программное колесо делает за 12 часов - полный цикл работы механизма боя.

Какие инструменты понадобятся для работы?

В отличие от наручных часов, детали настенных гораздо более крупные и прочные, поэтому никакого специального «часового» инструмента не понадобится. Тем не менее, неплохо бы иметь:

  • пинцеты (1-2 штуки)
  • небольшие плоскогубцы, пассатижи или гаечный ключ подходящего размера
  • жесткая щетка (зубная с укороченной щетиной)
  • настольные тисочки или какое-то приспособление для закрепления механизма в удобном для работы положении

Как разобрать настенные часы?

При разборке часов, прежде всего, снимают маятник, чтобы не повредить пружину пендельфедера. Маятник чаще всего просто висит на крючках. После этого выкручивают два шурупа или винта, крепящие механизм, и выдвигают его из корпуса.

Дальнейшую разборку можно вести на столе. Сначала снимают стрелки. Обычно они крепятся стальным штифтом, но здесь штифт кто-то заменил кусочком медной проволоки.

Штифт или проволоку снимают. После чего снимают стрелки. Минутная сидит свободно на квадратной оси, а вот часовая - на круглой и удерживается на трении. При снятии часовой стрелки нужно чем-то придерживать полую часовую ось, иначе можно повредить часовую шестерню.

После этого снимают циферблат. Он удерживается четырьмя штифтами, которые можно легко вынуть пассатижами.

Теперь открывается доступ к механизмам под циферблатом и можно спустить заводные пружины.

Пружина удерживается через храповое колесо 1 собачкой 3, которую поджимает плоская пружина 2. Для спуска пружины на квадратный конец оси надевают заводной ключ и, отводя собачку пинцетом, осторожно распускают пружину. Делать это лучше вдвоем по пол-оборота за один раз, так как пружина очень мощная. Точно также распускают и вторую пружину.

Теперь пришла очередь снять все навесные детали. К ним относятся: подвес маятника с пендельфедером, рычаги механизма боя, часовое и вексельное колеса. Все эти детали крепятся штифтами.

Также откручивают два винта и снимают прижимные планки с храповыми колесами заводных барабанов. Храповые колеса с виду одинаковы, но не взаимозаменяемые, их важно не перепутать.

Теперь можно отпустить крепежные гайки со стороны одной из платин и аккуратно разъединить их. Механизм превращается в груду отдельных частей.

Барабаны пружин нужно пометить, чтобы не перепутать. Несмотря на то, что с виду они абсолютно одинаковы, пружина в барабане боя сильнее. У меня программное колесо снять с оси без приложения чрезмерных усилий не удалось, барабан боя остался на месте, поэтому перепутать их не получится. Также на месте осталась и ось центрального колеса с минутным трибом.

Как промывать детали настенных часов?

После разборки производят ревизию состояния деталей. В случае износа или повреждения производят ремонт. Описание способов ремонта деталей настенных часов выходит за рамки данной статьи. Скажу лишь, что при наличии желания и соответствующего оборудования восстановить можно практически все. А в данном случае необходимо всего-навсего хорошо промыть и очистить механизм.

Промывают детали часовых механизмов в высокоочищенном бензине-растворителе типа «Галоша» или «Калоша» (Нефрас С2-80/120). Он продается в хозяйственных магазинах. Для промывки лучше использовать емкость подходящего размера из стойкого к бензину материала (нержавеющая сталь, глазурованный фарфор, стекло). По мере загрязнения бензин меняют.

Зубчатые колеса, рычаги и платины очищают жесткой щеткой (зубной со срезанным до 5-7 мм ворсом), отверстия в платинах аккуратно прочищают деревянными зубочистками до тех пор, пока зубочистки не перестанут пачкаться.

Существует соблазн отдраить детали с применением абразивных материалов, но так делать нельзя. Для защиты от потускнения в старых часах часто использовалось покрытие деталей лаком, который легко повредить. Деталь с поврежденным лаковым покрытием тускнеет после чистки очень быстро.

Барабаны пружин промывают в открытом виде. Перед вскрытием барабанов нужно пометить положение крышки, чтобы поставить ее потом в точно такое же положение.

Также хорошо вынуть пружину, промыть и смазать вне барабана. Для извлечения и установки пружины в барабан используют специальные приспособления или просто сильные руки. При заправке пружины вручную необходимо соблюдать меры предосторожности: работать в хлопчатобумажных перчатках и защитной маске или хотя бы очках. Кроме того, при такой заправке легко повредить край пружины. Поэтому я вытаскивать пружины не рискнул, ограничившись промывкой и смазкой при открытой крышке.

Как собрать настенные часы?

Сборку механизма лучше производить на подставке, которая позволит закрепить переднюю платину в горизонтальном положении. Но можно собирать и просто на столе.

Сначала устанавливают на место барабаны пружин, промежуточное и центральное колеса ходового механизма, добавочное колесо с программным диском механизма боя. Эти детали хорошо удерживают друг друга и проблем не создают.

Теперь устанавливают остальные колеса механизмов хода и боя. Колеса устанавливают по принципу «матрешки наоборот» - от больших к меньшим. Собрать механизм неправильно просто не получится, на чужое место колеса не поместятся или не войдут в зацепление с соседними трибами.

После установки всех колес на механизм накладывают заднюю платину с небольшим перекосом, чтобы в свои отверстия вошли оси барабанов и больших колес нижней части механизма. Цапфы осей колес в верхней части, скорее всего, просто упрутся в платину. Если длина резьбы на нижних колонках позволяет, то можно слегка зафиксировать платину двумя гайками.

Теперь по очереди, от больших колес к меньшим, пинцетом вводят цапфы осей в отверстия задней платины. Платина при этом слегка прижимается рукой, но так, чтобы не повредить цапфы осей колес. По мере установки осей платина постепенно садится на свое место. После окончательной установки производится фиксация платины всеми четырьмя гайками на колонках.

Теперь нужно проверить правильность сборки. Колеса должны вращаться свободно, без малейших заеданий. Если все в порядке, то устанавливаются навесные детали (храповики барабанов, рычаги механизма боя) и мост с анкерной скобой.

Мост крепится на двух винтах и требует регулировки. Может быть, существуют какие-то специальные способы точной установки моста, но я делал так. Установил механизм строго вертикально, прихватил мост винтами, чтобы можно было сдвигать его с небольшим трением. Немного завел пружину хода, и передвигал мост, одновременно слегка подталкивая вилку-поводок анкерной скобы. И в какой-то момент механизм затикал. Теперь осталось отрегулировать ровный и устойчивый ход, закрепить мост окончательно и проверить работу анкера с маятником.

Смазка настенных часов

Смазка настенных часов производится часовым маслом. Оно имеет низкую вязкость и долго не высыхает. К сожалению, достать его довольно сложно. В качестве заменителя проще всего использовать вазелиновое масло, которое легко купить в аптеке. По своей вязкости оно хорошо подходит, а в старых книгах по ремонту часов и вовсе предлагается для смазки крупногабаритных часов как полноценное часовое.

Ни в коем случае нельзя смазывать часы другими, не предназначенными для этого маслами - моторным, силиконовым и уж, конечно, подсолнечным. Свойства этих масел совершенно не соответствуют требованиям - они имеют высокую вязкость, быстро сохнут, коксуются. Максимум, чего вы добьетесь, это необходимости повторной чистки буквально через несколько дней.

В настенных часах смазываются цапфы осей колес нанесением небольшого количества масла в углубления платин возле отверстий (от 1/2 до 2/3 объема углубления), анкерная скоба, цапфы осей рычагов механизма боя. Зубчатые колеса и трибы смазывать не надо.

Регулировка настенных часов

Теперь осталось окончательно собрать механизм, установив на место циферблат и стрелки, и установить часы в корпус. При этом нужно проверить звук боя, при необходимости подогнуть молоточки.

Настенные маятниковые часы очень чувствительны к положению корпуса часов. Выставляется правильное положение на слух по звуку хода часов. Тиканье должно быть равномерным и устойчивым. Бывает, что после регулировки положение часов слишком уж заметно отличается от вертикального. Для исправления нужно изменить положение вилки-поводка относительно анкерной скобы, там предусмотрена посадка на трении. После этого необходимо снова выставить положение часов. Для фиксации положения часов в нижней части корпуса есть два винта с заостренными концами, их слегка вдавливают в стену.

Осталось выставить точность хода. Для этого устанавливают часы по сигналам точного времени и проверяют расхождение через сутки. Регулируется ход изменением длины маятника с помощью регулировочной гайки. Если часы спешат, то гайку следует открутить, увеличив длину, иначе закрутить. Один оборот гайки обычно соответствует изменению хода на одну минуту в сутки.

Хорошо вычищенные и настроенные часы убегают или отстают не более чем на несколько секунд в сутки. Вазелиновое масло сохнет быстрее, чем специальное часовое, поэтому осматривать часы желательно каждые полгода и своевременно повторять смазку (не реже одного раза в 2-3 года).

Комментарии

#64 Олег Антонов 17.12.2017 16:03

Цитирую Акакий:

Скажем, в 4-30 бьют 7раз, а в 5ч пробьют как полчаса----- 1 раз


Вам надо просто переставить минутную стрелку. Минутная стрелка стоит на квадратной оси. То есть относительно оси ее можно поставить в четырех положениях. Из них два правильных, совпадающих с положением двух плеч внутреннего кулачка запуска боя, и два неправильных.
Просто снимите минутную стрелку и переставьте ее на 90 градусов в любую сторону. Бой затем отрегулируйте ручным запуском.

Глава 3. Кварцевые часы

Так называются наручные электронно-механические часы с кварцевым генератором (рис. 9).

Рис. 9. Кинематическая схема кварцевых часов КНЧ 3050:

1 - головка переводная;

2 - вал переводной;

3 - фиксатор;

4 - кулиса;

5 - звездочка с колесом;

6 - колесо вексельное;

7 - колесо часовое;

8 - триб минутной стрелки;

9 - колесо центральное с трубкой;

10 - ротор шагового двигателя;

11 - статор шагового двигателя;

12 - триб шагового двигателя;

13 - колесо передаточное;

14 - колесо секундное с трибом;

15 - колесо промежуточное;

16 - колесо переводное;

17 - муфта кулачковая;

18 - рычаг заводной;

19 - рычаг переводной со штифтом;

20 - пружина кулисы

Кварцевый генератор - это источник высокостабильных колебаний, расположенный в электронном блоке.

Блок кварцевого генератора представляет собой печатную плату с размещенными на ней кварцевым резонатором, интегральной микросхемой и пассивными элементами. Блок соединяется с платиной винтами. Исполнительным устройством в часах является шаговый двигатель, выполненный в виде автономного узла. Элемент питания обеспечивает не менее 12 месяцев непрерывной работы часов.

Принцип действия и кинематическая схема работы часов таковы: электрический сигнал кварцевого генератора подвергается делению его частоты и после формирования импульса поступает на шаговый двигатель. Частота следования импульсов - 1 Гц. Шаговый двигатель, в свою очередь, преобразует последовательные электрические импульсы в прерывистое вращение основной колесной системы.

Посредством колесной системы вращение вала двигателя передается на стрелки и календарное устройство (если оно имеется).

Триб шагового двигателя (12) находится в зацеплении с передаточным колесом (13), триб которого ведет секундное колесо (14). От триба секундного колеса через промежуточное колесо (15) с трибом вращение передается центральному колесу (9). Стрелочный механизм состоит из триба минутной стрелки (8), вексельного колеса (6) с трибом, часового колеса (7).

Переводной вал (2) с головкой (1) может занимать два фиксированных положения. Если у часов имеется календарное устройство, тогда переводной вал будет рассчитан на три положения.

Для того чтобы перевести стрелки, необходимо поставить переводную головку во второе фиксированное положение. Кулачковая муфта (17) при этом должна войти в зацепление с переводным колесом (16). Далее вращение передается на стрелочный механизм.

Во время перевода стрелок стопорный рычаг, механически связанный с переводным валом, стопорит переводное колесо и предотвращает движение колесной системы и шагового двигателя при переводе стрелок. После установки стрелок и при возвращении переводной головки в начальное положение рычаг возвращается в нормальное положение, обеспечивая пуск шагового двигателя.

Разборка часов

Отверните запорное кольцо и снимите крышку корпуса.

Отверните винт пружины элемента питания, снимите пружину и осторожно, желательно при помощи пинцета, вытащите элемент, беря его только за цилиндрическую часть корпуса.

Вставьте в механизм элемент питания и тестером проверьте исправность электронного блока.

Плюсовой щуп тестера подключается к платине механизма часов, а минусовой - поочередно к контактам подключения шагового двигателя. Стрелка прибора при этом должна отклониться до 1,4–1,5 В и совершать колебания в пределах 1–2 мм с интервалом в 2 с. Если такие колебания отсутствуют, замените электронный блок.

Затем определите исправность шагового двигателя. Переключатель тестера для этого следует установить в положение измерения сопротивления.

Подключить щупы тестера к контактам (выводам) шагового двигателя и измерить сопротивление катушек, которое должно находиться в пределах 3–4 кОм.

Один щуп тестера подключите к платине часов, а второй - к одному из выводов шагового двигателя.

При этом стрелка прибора должна быть в левом крайнем положении шкалы прибора. То же самое повторить с другим выводом. Если при замере стрелка отклонится вправо, значит, катушка шагового двигателя замыкается на корпус. Такой двигатель надо заменить.

Снимите электронный блок. Для этого надо отвернуть винт крепления токопровода, снять изолирующую шайбу, отвернуть два винта крепления блока к платине, осторожно приподнять пинцетом блок, сдвинуть его в сторону и снять с колонок.

Нажмите на подставку переводного вала, вытащите из корпуса вал, а затем и весь механизм.

Отверните винты крепления моста шагового двигателя. Снимите мост, затем отверните два винта крепления шагового двигателя и осторожно вытащите, взяв пинцетом.

При извлечении и установке шагового двигателя можно пользоваться только латунным пинцетом, а для источника питания - только пластмассовым.

Далее разберите стрелочный механизм. Для этого требуется снять стрелки, два винта циферблата, циферблат, три винта, мост, часовое, вексельное и переводное колесо и триб минутной стрелки. Затем снимите календарное устройство, если оно есть.

Разберите основную колесную систему. Для этого отверните винты и снимите мост.

После разборки механизма следует чистка деталей. Промывают все детали, кроме источника питания, шагового двигателя, циферблата, корпусных стекол, вставок, блока кварцевого генератора и окрашенных стрелок. Все перечисленные детали, кроме шагового двигателя, очищают мягкой волосяной щеткой.

Сборка часов

Установите центральное колесо с трубкой (9), триб минутной стрелки (8).

Запрессуйте центральную трубку в отверстии триба минутной стрелки, затем проверьте плавность вращения центрального колеса, а также его осевой и радиальный зазоры. Смажьте все посадочные места центральной трубки.

Соберите колесную систему. Это делается в следующем порядке: установить промежуточное колесо (15) с трибом, передаточное (13) и секундное (14) колеса с трибами и мост основной колесной системы так, чтобы тормоз стопорного рычага вошел в паз моста, закрепить мост винтами. Проверьте зазоры промежуточного и секундного колеса с трибами и плавность вращения системы.

Соберите переводной механизм. Для этого надо установить переводной рычаг (19), рычаг муфты и саму кулачковую муфту (17), а также переводной вал (2).

Проверьте плавность вращения вала в платине, установите стопорный рычаг и смажьте все детали.

Установите минутное колесо с трибом, передаточное колесо, мост и закрепите его винтами.

Установите часовое колесо (7).

Установите пружинную шайбу и циферблат. Приверните циферблат винтами, а затем установите часовую, минутную и секундную стрелки. При этом надо следить за положением переводного вала; при установке часовой и минутной стрелок вал должен находиться в положении перевода стрелок.

С помощью переводного вала переведите стрелки на цифру 12 и установите секундную стрелку, согласовав ее положение с делениями циферблата.

Минутную, секундную и часовую стрелки следует устанавливать, не применяя больших усилий, чтобы не нарушить установленные вертикальные зазоры в основной колесной системе.

Вставьте в корпус механизм, кольцо крепления механизма, переводной вал.

Установите блок кварцевого генератора, шаговый двигатель и источник питания. Винт крепления шагового двигателя нельзя сильно затягивать.

Закройте крышку корпуса. После окончания сборки шаговый двигатель должен немедленно начать свою работу, это будет видно по движению секундной стрелки.

Крупногабаритные кварцевые часы

В качестве примера мы рассмотрим механизм настольных электронно-механических часов с кварцевым резонатором (рис. 10).

Рис. 10. Конструктивная схема кварцевых часов «Янтарь» 59206:

1 - элемент питания;

2 - клеммы;

3 - гайки крепления редуктора;

4 - мост задний;

5 - стопорное устройство;

6 - винты крепления шагового двигателя;

7 - триб шагового двигателя;

8 - винты крепления катушки;

9 - двигатель шаговый;

10 - колесо вексельное;

11 - колонки;

12 - колесо часовое;

13 - панель;

14 - вал переводной;

15 - колесо центральное;

16 - пружина;

17 и 19 - колеса промежуточные первое и второе;

18 - мост передний;

20 - колесо секундное;

21 - блок электронный;

22 - винты крепления электронного блока

Механизм состоит из шагового двигателя, основной колесной системы, элемента питания и электронного блока.

Кварцевый генератор часов начинает работать при подключении элементов питания к электронному блоку. Для преобразования электрической энергии в механическую служит шаговый двигатель (9). С триба (7) через первое промежуточное колесо (17) вращение передается на секундное колесо (20). На оси секундного колеса находится секундная стрелка. Для того чтобы привести в движение минутную стрелку, вращение передается дальше, через второе промежуточное колесо (19) и центральное колесо (15), на втулке которого и закреплена минутная стрелка.

Движение с центрального колеса передается на вексельное колесо (10), а оттуда - на часовое колесо (12). Узел центрального колеса снабжен специальным устройством, которое позволяет скоординировать показания минутной и часовой стрелок. Для установки точного времени и перевода минутной и часовой стрелок используется переводной вал (14).

Для установки секундной стрелки на точное время используется устройство стопорения секундной стрелки (5).

Разборка часов

Снимите кожух и вытащите элемент питания и клеммы.

Снимите электронный блок (21); для этого надо, во-первых, отвернуть два винта (22) крепления электронного блока, чтобы отсоединить его от колонок панели (13) и моста (4); во-вторых, отсоединить электрический разъем.

Снимите шаговый двигатель (9); для этого надо отвернуть два винта (6) крепления шагового двигателя к колонкам панели.

Отверните две гайки (3) крепления редуктора.

Снимите задний мост (4), секундное колесо (20), первое (17) и второе (19) промежуточные колеса.

Снимите устройство стопорения секундной стрелки (5), передний мост (18), центральное колесо (15), вексельное колесо (10), часовое колесо (12).

Снимите пружину (16) и переводной вал (14).

Снимите колонки (11), для чего отверните две гайки крепления колонок к лицевой стороне панели.

При необходимости разберите шаговый двигатель. Для этого надо снять узел ротора шагового двигателя, отвернуть два винта крепления катушки и снять ее. После разборки все детали шагового двигателя и редуктора, кроме катушки, надо промыть в бензине. Для промывания оси ротора двигателя нужно снять катушки и ротор, а само промывание проводить при собранных магнитопроводах.

Основной неисправностью шагового двигателя, как правило, бывает обрыв провода катушки. Ремонт при этом возможен только в том случае, если оборвался внешний конец провода. Процедура ремонта следующая: лак катушки растворите с помощью амилацетата около оборванного конца так, чтобы хватило длины вытянуть провод. Затем паяльником удалите остатки провода с клеммы. Сделайте вокруг этой клеммы 2–3 витка и припаяйте провод заново.

Смочите щетку в смеси спирта с бензином и очистите место пайки, а затем покройте его лаком.

Наиболее часто встречающиеся неисправности электронного блока часов - это отказ интегральной микросхемы и кварцевого резонатора. Эти узлы лучше всего заменить.

Дефекты основной колесной системы исправляются так же, как и в механических часах.

Сборка и регулировка механизма часов

Установите две колонки (11). На правую колонку наденьте пружину (16) и зафиксируйте ее положение штифтом подставки. Затем поставьте на эту же колонку передний мост (18); отгиб пружины должен входить в паз моста.

Первое промежуточное колесо (17) вставьте в отверстие моста трибом вверх. На ось секундного колеса (20) наденьте шайбу и сферическую пружину и также вставьте секундное колесо в отверстие моста.

Слегка приподняв секундное колесо, установите второе промежуточное колесо (19) и стопорное устройство.

Установите задний мост и заверните две гайки.

Положите на задний мост узел основной колесной системы. Минутное колесо поставьте на трубку переднего моста, а переводной вал (14) закрепите в отверстиях переднего и заднего мостов.

На ось переднего моста наденьте вексельное колесо, а на втулку минутного колеса - часовое колесо.

На колонки сверху установите панель (13), заверните две гайки.

Поставьте катушку на основание узла шагового двигателя и закрепите винтами. Ротор двигателя установите на оси.

Триб ротора введите в зацепление с первым промежуточным колесом. Установите шаговый двигатель и закрепите его двумя винтами.

Установите электронный блок в соответствующие гнезда двигателя и закрепите его двумя винтами. В пазы панели вставьте две клеммы, проверьте контакт. Если это необходимо, язычки клемм можно подогнуть.

Чтобы проверить работу механизма, подключите его к источнику питания.

Из книги Мошенничество в России автора Романов Сергей Александрович

Часы Известно, что ориентацию собирателей часов затрудняют многочисленные подделки, выдаваемые за оригиналы. Издавна известность мастеров часового дела и ценность их работ соблазняли ловкачей и мошенников (кстати, тоже неплохих мастеров) на фальсификации. А повод к

Из книги Большая книга афоризмов автора Душенко Константин Васильевич

Часы См. также «Время», «Пунктуальность» Мы распяты на циферблате часов. Станислав Ежи Лец Стрелки часов - две руки, которые отнимают у нас время. Гжегож Станьчик Слушая тиканье часов, мы замечаем, что время опережает нас. Рамон Гомес де ла Серна Сломанные часы дважды в

Из книги Энциклопедия развивающих игр автора Данилова Лена

Часы Если ребенок умеет считать и знаком с цифрами, научите его определять время по часам.Покажите ребенку макет часов (в продаже часто встречаются игрушечные часы, если вам не удалось их купить, сделайте сами из листа плотного картона, пришив стрелки, закрепив с обеих

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И автора Нестерова Дарья Владимировна

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Кварцевые часы Кварцевые часы – устройство для точного измерения времени, в котором для отсчета времени используются колебания кварцевого резонатора. Для возбуждения колебаний резонатора служит кварцевый генератор. Кварцевые часы содержат также делитель частоты,

Из книги автора

Солнечные часы Солнечные часы – прибор для измерения времени по Солнцу, относится к простейшему хронометрическому прибору, который разработан на суточном движении Солнца, в редких случаях – годовом. Представляет собой древнейший научный измерительный инструмент,

Из книги автора

Часы Часы – измерительный прибор, с помощью которого определяют текущее время – часы, минуты, секунды. Потребность знать время была всегда, и это способствовало созданию устройств для его определения. Самый первый прибор подобного рода появился уже за 3000 лет до н. э. –

Из книги автора

Часы (прибор) Часы – прибор для измерения промежутков времени с периодической последовательностью заданной продолжительности, измеряются в единицах, не превышающих одни сутки, начиная с 3/4 с.Часы подразделяются по размеру и портативности на башенные, карманные,

Разберем порядок дефектации на примере кварцевых часов, у которых, помимо трех стрелок, имеется календарь «день недели - дата». Это не самые примитивные часы, но и не сложные многофункциональные, о ремонте которых, в зависимости от модели, необходимо вести отдельный разговор. Квалифицированный ремонт невозможен без профессионального инструмента. Поэтому мы будем считать, что наша мастерская оснащена прибором типа Q-test 4000, Q-test 6000 или подобным, позволяющим проверять не только точность часов, но и некоторые другие параметры, и прибором для проверки герметичности, например Waterproof Checker.

Фэйс-контроль

При определении дефекта необходимо принимать во внимание жалобы клиента, но в любом случае часовщик должен проверить часы полностью.

Начнем с внешнего осмотра. В некоторых случаях даже без вскрытия часов удается установить причину неисправности. Если же часы гарантийные, то тщательный внешний осмотр позволит избежать проблем в общении с клиентом и уменьшить потери денег. Особенно важно в этом случае определить, носились ли часы, не были ли вскрыты.

Для этого осматриваем корпус и браслет на наличие мелких царапин, забоин, потертостей покрытия и т.п. Особое внимание уделяем замку браслета: в первую очередь следы носки обычно появляются именно на застежке. Осматриваем стекло на предмет царапин, сколов (особенно по контуру). Очень часто даже после нескольких недель носки по краю стекла образуются мелкие сколы. Проверяем работу застежки - работает ли она, не перекашивается ли при застегивании. Все обнаруженные недостатки показываем клиенту и заносим состояние часов в квитанцию о приемке.
Чтобы определить, не были ли часы вскрыты до нас, смотрим наличие вмятин или царапин на крышке и корпусе часов. Однако обнаружив следы вскрытия на вроде бы гарантийных часах, не спешите грешить на клиента. Когда-то, когда у нас продавалась только отечественная «механика», на крышке новых часов не могло быть никаких царапин. Сейчас ситуация сложнее. В кварцевых часах довольно часто делают предпродажную замену батарейки, и в этом случае гарантийные часы будут иметь следы вскрытия. Отказывать человеку в гарантийном ремонте таких часов неправильно. Поэтому необходимо обращать внимание на следы неквалифицированного вскрытия. Как правило, мастерские, занимающиеся
гарантийным ремонтом и предпродажной подготовкой, имеют нормальное оборудование, не оставляющее следов. А вот если часы открывались ножницами, то ни о каком гарантийном ремонте уже не может быть речи.

Следующий шаг - проверка герметичности. Все часы, поступающие в ремонт, необходимо в обязательном порядке при клиенте проверять на герметичность - во многих случаях впоследствии это позволит избежать споров с клиентом и потери времени и денег. Восстановление герметичности, особенно если в мастерской нет течеискателя, очень долгая работа, за которую клиент больших денег, как правило, платить не склонен.

Герметичность необходимо проверять в двух режимах: на максимальном давлении, на которое рассчитаны часы, и на малом давлении, около 0.2 атм. Двойная проверка особенно актуальна для японских часов. Дело в том, что у них водонепроницаемость головки обеспечивается сальником, расположенным на втулке головки. Отверстие под головку по форме является не цилиндром, а скорее конусом. Чем выше давление, тем сильнее сальник оказывается вжат в корпус и тем лучше уплотнение. Получается парадокс: при большом давлении часы воду держат, а при малом могут пропускать.
Для точного определения дефекта часы необходимо вскрывать. Но при наличии оборудования определить примерное местонахождение неисправности можно и без вскрытия.

Прибор Q-test имеет два датчика, позволяющих измерить точность часов: емкостной и индуктивный. Мы замеряем точность на обоих датчиках. Индуктивный срабатывает на электромагнитное поле, создаваемое катушкой шагового двигателя. Если импульсы есть, то мы совершенно четко можем сказать, что электронный блок и катушка работают (но это еще не означает, что они полностью исправны!). Если на индуктивном датчике импульсов 32 КГц нет, а на емкостным - есть, то, не открывая часов, можно с очень большой долей уверенности сказать, что неисправна катушка.
Нередко причиной останова механизма является неисправность календаря. Поэтому, если прибор показал, что электронный блок и катушка вроде бы работают, до вскрытия проверяем календарь.

Делаем это в два этапа. Сначала переводом стрелок проверяем, как он срабатывает. В абсолютном большинстве современных часов дата переключается в два этапа: сначала диск начинает перемещаться медленно, а затем перескакивает резко, со щелчком. Если этого резкого прыжка нет хотя бы на одном из зубьев, значит, диску что-то мешает. На втором этапе проверяем работу механизма ускоренной корректировки.

В разных часах ускоренная корректировка календаря сделана по-разному. Для проверки выставляем время примерно на 4-5 часов утра, так, чтобы гарантированно выйти из запретной зоны, и, согласно правилам данных часов, переводим дату.
Иногда на аналоговых кварцевых часах неисправность колесной системы можно определить по небольшому подергиванию секундной стрелки.

Итак, все работы по дефектации, которые могут быть выполне-ны без вскрытия часов, мы сделали. Пора открывать крышку и изучать механизм более детально.
Вскрытие покажет

В кварцевых часах в первую очередь смотрим состояние источника питания, т.е. проверяем напряжение на батарейке. В большинстве инструкций по ремонту написано, что напряжение должно быть не менее 1.45 В. Я считаю, что, если в принесенных в ремонт часах батарейка дает менее 1.5 В, лучше перестраховаться и заменить ее.
Пониженное напряжение может иметь различные проявления. Шаговый двигатель, как правило, перестает работать при напряжении 1.35 В, в лучших часах - 1.25 В, в то время как генератор может продолжать работать и при напряжении менее 1 В. То есть генератор и катушка будут выдавать импульсы, но они окажутся слабы для того, чтобы привести в движение колесную передачу.

Устанавливаем батарейку на место, и теперь уже во вскрытых часах проверяем работу генератора по емкостному и индуктивному датчикам.

Если емкостный датчик показывает наличие импульсов, а индуктивный - нет, то почти наверняка проблемы в катушке.

Если оба датчика показывают наличие импульсов, проводим детальное исследование параметров электронного блока. Для этого опять вынимаем батарейку, выдвигаем головку в крайнее положение и замеряем ток, потребляемый электронным блоком. В этом положении головки генератор продолжает работу, а катушка и каскады делителя, имеющие значительное потребление, отключены. Это собственный ток, потребляемый блоком. Для каждого механизма этот параметр индивидуальный и указан в документации, но в абсолютном большинстве случаев он не должен быть больше 0.4-0.5 мкА, а в простых часах - 0.25 мкА. Повышенный ток блока может быть причиной быстрой разрядки батарейки или остановки часов. Если ток выше нормы, блок подлежит замене. Теоретически можно попробовать почистить дорожки, если утечка происходит из-за грязи, или сделать еще что-то, но, по-хорошему, блок надо менять.

Пытаться ремонтировать что-либо в блоке почти бессмысленно. Он состоит из микросхемы, кварца, постоянного конденсатора и платы с дорожками. Если коррозия съела дорожки, теоретически их можно пытаться восстановить, но это сложное и невыгодное дело. Микросхема в большинстве часов залита компаундом и не может быть выпаяна.

Неисправность резонатора можно отловить с помощью прибора. Точность хода всех современных часов не должна быть хуже 6-10 секунд в сутки. Если прибор показывает отклонение 20-30 с/сутки, то это свидетельствует о неисправности кварца. Но менять его почти бесполезно. Во-первых, далеко не всегда его можно выпаять: около,80% часов имеют не припаянный, а приваренный кварц. Во-вторых, обычно кварцевый резонатор имеет частоту не точно 32768 Гц, а несколько отличающуюся. Микросхема, кварц и конденсатор подобраны друг к другу, и, заменив кристалл на другой, с иной частотой, мы может получить очень плохую точность. Замена кварца может иметь смысл только в механизмах, имеющих подстроечный конденсатор, регулирующий частоту колебаний.

Если ток в пределах нормы, проверяем катушку, прежде всего - сопротивление. Оно должно быть в районе 2 КОм (обычно в диапазоне от 1.4 КОм до 2.5 КОм, точнее необходимо смотреть в документации). Меньшее сопротивление является признаком внутреннего замыкания в катушке, большее - обрыва. В любом случае катушка подлежит замене.

После этого проверяем катушку на закорачивание на массу. Для этого измеряем сопротивление между каждой из контактных площадок катушки и массой. Оно должно быть больше 1 МОм.

Вдвигаем головку на место и замеряем полный ток механизма. Если электронный блок и катушка исправны, а ток потребления больше нормы, то причина неисправности находится в механической части часов. Малое превышение (примерно в 1.5 раза от нормы) свидетельствует о наличии грязи, соринки и т.п. в колесной передаче. Обычно в этом случае клиент жалуется на сбои по времени: отставание, временный останов. Большее - в 2-3 раза выше нормы - потребление, как правило, связано с заклиниванием колес.

Таким образом, мы проверили электрическую и электронную части механизма. Переходим к механической. Ее так же как и в механических часах разбираем и осматриваем. Как правило, причины остановки такие же, как в механике: попавшая ворсинка, коррозия, замятый зуб и т.п. Только мощность шагового двигателя меньше, чем в механических часах, поэтому и любая соринка оказывается более критичной.
Единственной особенностью кварцевых часов является наличие в них ротора - магнита. Если в часы попала металлическая стружка, соринка, она в конце концов притянется к ротору шагового двигателя. Причем она не будет оставаться на нем неподвижно, а будет «гулять», перемещаться по нему под воздействием магнитных полей. И в какие-то моменты она может стопорить вращение двигателя.

Установите металлическую петлю для подвешивания, если она нужна. Петля устанавливается на специальный выступ ("пятачок") у основания штока. Выступ является частью корпуса механизма, таким образом нагрузка идёт на весь корпус, а не на шток.

Вес часов при использовании металлической петли не должен превышать 10 кг.
Для пластиковой петли не более 5 кг.

Установите уплотнительную резиновую шайбу. Уплотнительная шайба не позволяет механизму вращаться на изделии. А так же снимает лишнее "напряжение" при сильном закручивании гайки.

Проденьте шток механизма через отверстие в циферблате. Про толщину циферблата нужно сказать...

Диаметр отверстия для штока в циферблате 8 мм.
А при использовании фигурной гайки 9 мм.

Установите латунную шайбу

Закрутите гайку.

Не нужно закручивать гайку слишком туго. Перетягивание гайки может повредить механизм или повлиять на точность хода.

Установите часовую и минутную стрелки на минутник.

Для установки стрелок удобнее всего использовать трубочку подходящего диаметра. Для этого может подойти простая шариковая ручка.

Часовую и минутную стрелку нужно устанавливать на 12 часов. Иначе время будет показываться не корректно.

Установите секундную стрелку.

При установке секундной стрелки при надавливании необходимо придерживать механизм с обратной стороны (показано на фото). Таким образом, чтобы не выдавить штырёк, на который насаживается секундная стрелка.

Фигурная гайка

Фигурная гайка применяется по двум причинам:
1. Некоторые люди находят её внешний вид более аккуратным. Действительно, она выглядит компактнее, чем стандартная шайба с гайкой.
2. Фигурная гайка позволяет "нарастить" высоту резьбовой части на 1-2 мм. Это становится актуальным, когда по каким-то причинам этих миллиметров не хватает. Например, нет механизма с подходящей высотой резьбы.

Как видно на рисунке, толщина циферблата при использовании фигурной гайки (справа) может быть больше, чем при использовании обычной гайки при установке на механизм с одинаковой высотой резьбы. Единственным ограничением на величину "наращивания" является посадка часовой стрелки - необходимо, чтобы фигурная гайка не мешала вращению стрелки.

Диаметр отверстия в циферблате под фигурную гайку = 9 мм (на 1 мм больше, чем под обычную гайку), т.к. она углубляется в циферблат.


Шток имеет две части:
Резьбовая часть - для крепления механизма на часах. На неё накручивается гайка.
Минутник - для установки на него стрелок.

Резьбовая часть

Бывает разной "высоты" для разной толщины циферблата .
Ниже представлены варианты механизмов с разной резьбовой частью. Вы можете по эксперементировать и подобрать нужную Вам высоту. (тут можно будет подобрать шток...)

Подбор штока для толщины циферблата:

Высота резьбы: 6 мм

Распределение места на резьбе:

Уплотнительная
шайба:
1 мм

Шайба и гайка: 1 мм

Оставшееся место для циферблата: 3 мм

Доступные штоки:

Элементы 1-10 из 14.

Вид Название Тип минутника Общая высота (мм) Высота резьбы (мм) Макс. толщина циферблата (мм)
S1 12/6 S1 12 6 3
S1 16/9 S1 16 9 7
S1 18/12 S1 18 12 10
S1 Seiko 13/5.2 S1 Seiko 13 5.2 3.2
S1 Seiko 15/6.7 S1 Seiko 15 6.7 4.7
S1 Seiko 17/9 S1 Seiko 17 9 7
S2 15/6.7 S2 15 6.7 4.7
S2 17/8.7 S2 17 8.7 6.7
S2 22/11.7 S2 22 11.7 10.7
S2 23/14.7 S2 23 14.7 13.7

В данной статье мы рассмотрим: общие неисправности часов, неисправности кварцевых, электронных и настенных часов , а также причины их возникновения и возможные способы устранения .

Специалисты выделяют несколько типовых неисправностей часов : настенных, кварцевых, электронных, в зависимости от вида конструкции. Всех эти разные механизмы объединяет то, что неисправности часов приводят к неправильному отображению времени.

Например, для механических устройств допускается отставание не более чем на 20 секунд и спешка не более чем на 40 секунд в сутки. Всё, что выходит за рамки указанных значений признается неисправностью.

У других типов неисправностями считаются отклонения в других пределах. Самой распространенной причиной появление неисправности часов является:

  • загрязнение часового механизма
  • проникновение внутрь влаги
  • или высыхание смазки.

Это может привести не только к неверному отображению времени, но и выходу из строя всего устройства, остановке часовой, минутной и секундной стрелок. Для устранения неисправности часов можно обратиться в сервисный центр, часовую мастерскую или попробовать провести ремонт самостоятельно.

Для самостоятельного ремонта часов придется обзавестись специальной оборудованием и инструментарием (возможно — самодельным). Разобраться в схеме часового механизма. Сложные неисправности часов, или неисправности дорогих устройств лучше доверить устранять профессиональным часовщикам.

Неисправности кварцевых часов

Неисправности кварцевых часов обычно провоцируются выходом из строя микросхемы, посылающей импульсы на генератор. Как правило, она просто перегорает. Сами генераторы ломаются редко, и обычно это свидетельствует о сильном ударе.

Кварцевый кристалл практически вечен, шестеренки также очень прочны и долговечны. Проблема с устранением неисправности кварцевых часов в том, что для каждой модели требуется оригинальная микросхема, достать которую не так-то и просто.

С поиском генераторов не возникает проблем, да и стоят они сущие копейки. Однако учитывайте, что от его собственной работоспособности зависит работоспособность всего часового механизма. И один недоброкачественный элемент способен привести в негодность всё устройство.

Неисправности настенных часов

Неисправности настенных часов бывают двух типов, в зависимости от того, являются ли они кварцевыми, или механическими. Устранение неисправностей в настенных часах проще, чем в наручных по факту большего размера, и необходимости использования инструментов большего размера. Например, вообще отпадает потребность в микроскопе и увеличительных стеклах.

Неисправности электронных часов

Неисправности электронных часов часто связаны с разрядкой элемента питания , или повреждением жидкокристаллической матрицы. Также нередко причиной неисправности электронных часов становится выход из строя микросхемы.