Крупнейшие городские агломерации. Городская агломерация

Местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Образование городских агломераций - одна из стадий урбанизации .

Различают моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, например, Нью-Йоркская агломерация) и полицентрические агломерации (имеющие несколько городов-ядер, например, скопления городов в Рурском бассейне Германии).

Близость населённых пунктов иногда даёт так называемый агломерационный эффект - экономическую и социальную выгоду за счёт снижения издержек от пространственной концентрации производств и других экономических объектов в городских агломерациях .

Критерии объединения

Критерии объединения территорий в разных странах различны. Но основными общепринятыми критериями объединения городов и поселений в одну агломерацию являются:

  • непосредственное примыкание густонаселенных территорий (городов, поселков, поселений) к основному городу (ядру города) без существенных разрывов в застройке;
  • площадь застроенных (урбанизированных) территорий в агломерации превышает площадь сельскохозяйственных угодий, лесов;
  • массовые трудовые, учебные, бытовые, культурные и рекреационные поездки (маятниковые миграции) - не менее 10-15 % от числа трудоспособного населения, проживающего в городах и поселениях агломерации работают в центре основного города.

Не учитываются:

  • существующее административно-территориальное деление;
  • прямое расстояние собственно (без учёта других факторов);
  • близкие подчинённые поселения без прямой связи по транспортным коридорам;
  • неблизкие самодостаточные города.

Примером установленных критериев агломерации может служить определение термина «агломерация», принятое Федеральным статистическим управлением Швейцарии , а именно:

а) агломерации объединяют несколько муниципалитетов, по крайней мере, 20 тыс. жителей;

б) каждая агломерация имеет основную зону, ядро города, включающее в себя, по крайней мере, 10 тыс. жителей;

в) каждая община агломерации имеет, по крайней мере, 2 тыс. человек трудоспособного населения, из которых как минимум 1/6 заняты в основном городе (или группы основных городов для полицентрической агломерации),

г) для полицентрической агломерации дополнительными критериями могут быть:

  • отсутствие разрывов в застройке (сельскохозяйственные угодья, леса) более 200 метров,
  • превышение площади застроенной территории над незастроенной в агломерации составляет 10 раз,
  • рост численности населения в предыдущие десятилетия был не менее чем на 10 % выше среднего.

Агломерации в развитых странах концентрируют значительные массы населения. Рост агломераций отражает территориальную концентрацию промышленного производства и трудовых ресурсов. Стихийный рост агломераций иногда приводит к образованию мегалополиса (суперагломерации или сверхагломерации), к наиболее крупной форме расселения.

Конурбация

Конурбация - (от лат. con - вместе и urbs - город),

  1. городская агломерация полицентрического типа имеет в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов при отсутствии явно доминирующего (например, скопления городов в Рурском бассейне, Германия).
  2. в некоторых странах - синоним любой городской агломерации.

Наиболее значительные конурбации (полицентрические агломерации) сформировались в Европе - Рурская в Германии (по разным оценкам в зависимости от состава включаемых городов от 5 до 11,5 млн жителей), Рандстад Холланд в Нидерландах (около 7 млн).

Крупнейшие агломерации

Крупнейшей в мире является агломерация, возглавляемая Токио , в которой насчитывается 38 млн жителей. По оценке ООН в 2010 году на Земле насчитывалось около 449 агломераций с числом жителей более 1 млн, в том числе 4 - более 20 млн, 8 - более 15 млн, 25 - более 10 млн, 61 - более 5 млн. 6 государств имеют более 10 агломераций-миллионеров: Китай (95), США (44), Индия (43), Бразилия (21), Россия (16), Мексика (12) .

По некоторым оценкам в России насчитывается до 22 агломераций-миллионеров , в том числе 7 при городах-немиллионерах. Крупнейшая в России Московская агломерация имеет по разным оценкам от 15 до 17 млн и находится на 9-16 месте в мире. Ещё одна (Санкт-Петербургская) российская агломерация имеет от 5,2 до 6,2 млн человек, три (

Нередко у людей возникают проблемы с пониманием не только абстрактных слов, но и понятий, которые непосредственно касаются их жизнедеятельности. Несмотря на то, что половина граждан страны живет в городах и пригородах, о значении слова «агломерация» они не знают.

Для того чтобы это исправить, необходимо разобраться во всех особенностях этого понятия и способах его употребления.

Значение понятия

Агломерация представляет собой непосредственно сам город и все прилегающие к нему села и ПГТ, с которыми он образовывает достаточно тесные связи. Стоит отметить, что не все близко расположенные населенные пункты можно назвать агломерациями.

Существует определенный перечень критериев, который это позволяет сделать. Он состоит из таких основных пунктов, как:

  1. Наличие маятниковых миграций. Они подразумевают постоянно передвижения граждан из городка в крупный город с целью учебы, работы или покупок.
  2. Транспортная доступность. Жители агломерации без проблем могут добраться из одного городка в другой посредством автомобильного, железнодорожного или же водного транспорта.

В настоящее время специалисты выделяют два основных типа агломераций:

  1. Моноцентрические. В таком случае присутствует лишь одно ядро – крупный населенный пункт, вокруг которого расположены мелкие городки, села и ПГТ. Типичным примером моноцентрической агломерации моно назвать Московскую агломерацию.
  2. Полицентрические. В данном случае агломерация имеет два ядра, которые представляют собой крупные населенные пункты, тесно связанные друг с другом. Нередко специалисты такое образование именуют конурбацией. Наиболее примечательным примером такой агломерации является скопление городов в немецком Рурском регионе.

Самой крупной агломерацией в мире считается Токийская агломерация. В ней одновременно проживает более чем 35 миллионов человек. В РФ самыми крупными скоплениями тесно связанных друг с другом населенных пунктов можно назвать Московскую, Петербургскую и Самаро-Тольяттинскую агломерации.

Основные преимущества и недостатки

На сегодняшний момент сложно однозначно ответить на вопрос, насколько хорош тот факт, что некоторые населенные пункты сливаются в агломерации. Такой процесс имеет, как некоторые положительные, так и некоторые отрицательные стороны.

Основные преимущества образования агломераций заключаются в следующем:

  • Экономическая выгода для функционирования предприятий . Некоторые заводы и фабрики могут при возникновении агломерации осуществлять свое слияние, объединяясь не только функционально, но и территориально.
  • Развитие инфраструктуры . Для нормального функционирования населенных пунктов, имеющих тесные связи между собой, в первую очередь необходимо корректное транспортное сообщение. Это приводит к развитию автомобильных дорог, прокладке железнодорожных путей, строительству мостов, образованию пересадочных узлов и т.д.
  • Объединение административных ресурсов. Вместо того, чтобы создавать несколько различных администраций, управление некоторой частью агломерации предоставляется непосредственно ядру данного образования – исполнительному органу самого крупного населенного пункта.

Недостатки образования агломераций тоже существуют. Среди них наиболее важными специалисты считают такие факторы, как:

  1. Сложность управления. Некоторые вопросы, которые легко можно решить «на местах», застревают в бюрократической машине ядра – крупного города, являющегося центром агломерации.
  2. Отсутствие индивидуального развития небольших населенных пунктов . Они в любом случае подпадают под влияние крупного города, вследствие чего в них нередко приостанавливается развитие промышленности и некоторых важных сфер, необходимых для полноценного функционирования.

Несмотря на перечисленные недостатки, все же преимущества образования агломераций преобладают. Именно поэтому их становится с каждым годом все больше.

Примеры агломераций

Функции города формируются на основании двух важных факторов: увеличения численности населения и разрастание территории. Вследствие этого появляются такие образования, как агломерации. Населенные пункты в них связаны посредством таких факторов , как:

  • территория;
  • культура и быт;
  • производство;
  • организация хозяйства;
  • административная и управленческая деятельность.

Самыми крупными существующими агломерациями являются объединения населенных пунктов вокруг таких городов, как Токио, Мехико, Мумбай, Сан-Пауло и Нью-Йорк. В самом начале XXI века в мире насчитывалось около 19 самых больших агломераций, численность населения в каждой из которых составляла более 10 миллионов человек.

В Соединенных Штатах Америки насчитывается 150 различных агломераций, в которых проживает 70% населения страны. В Объединенной Королевстве их всего 8. При этом в каждой из агломераций на насчитывается свыше 2 миллионов жителей.

По всему миру слияние урбанизированных зон приводит к появлению мегалополисов. В настоящее время существует 6 таких образований: 3 – в США, 2 – в Европе и 1 – в Японии. Они представляют собой концентрацию большого количества агломераций на определенном ограниченном участке территории страны.

К примеру, мегалополис Босваш, что на северо-востоке Соединенных Штатов, объединяет 40 агломераций, находящихся на пути от Вашингтона до Бостона. В них проживает порядка 50 миллионов человек.

Заключение

Агломерации – это закономерный процесс объединения населенных пунктов вокруг больших городов. Такое явление возникло в конце XX – в начале XXI века в связи с процессами урбанизации и индустриализации.

Если развитие человечества будет продолжаться такими темпами, как и сейчас, в будущем существует большая вероятность появления десятков новых агломераций прежде всего в быстро развивающихся странах мира.

Стремительно меняется облик мира: села и поселки уступают место городам, последние, в свою очередь, сращиваются в единое целое и становятся агломерациями. Это процесс демографический и экономический, который развивается планомерно и поэтапно, его невозможно остановить. Прогресс сам диктует человечеству условия его наибольшего ускорения. Весь ХХ век является периодом массовой индустриализации. Результатом стало развитие производств различного направления и связанный с этим рост городского населения, которое обеспечивает любое промышленное предприятие основным ресурсом - рабочими.

История появления

Агломерация городская - это процесс разрастания территории населенного пункта за счет его застройки и поглощения прилегающих поселений. Урбанизация прошла достаточно стремительно, в течение 80-95 лет. Если сравнивать данные переписи на начало и конец ХХ века, то они наглядно показывают соотношение сельского и городского населения. В процентном отношении это выглядит следующим образом: в 1903 году 13 % - жители городов, к 1995 году эта цифра составляет 50 %. Тенденция сохранилась и на сегодняшний день, но первые крупнейшие городские агломерации появились еще в древнем мире. В качестве примера можно привести Афины, Александрию и, конечно, великий Рим. Гораздо позднее, в XVII веке, первые агломерации возникли на территории Европы - это Париж и Лондон, который занимал значительную площадь на Британских островах. В XIX веке образование крупных городских поселений началось в Северной Америке. Сам термин "агломерация" впервые вводится географом французом М. Руже. По его определению, агломерация городская - это выход несельскохозяйственных видов деятельности за административные рамки поселения и вовлечение в него окружающих населенных пунктов. Существующие на сегодняшний день определения достаточно разнообразны по изложению, но обобщающим принципом является процесс расширения, роста города. При этом во внимание принимается множество критериев.

Определение

Н. В. Петров характеризует агломерацию как скопление городов и прочих населенных пунктов по территориальному принципу, при этом в процессе развития они срастаются, происходит усиление всех видов взаимосвязей (трудовых, культурных, хозяйственных и т. д.). При этом скопления должны быть компактными и обладать четкими административными границами - как внутренними, так и наружными. Перцик Е. Н. дает несколько иное определение: агломерация городская - это особая форма урбанизации, которая подразумевает скопление территориально близких населенных пунктов, которые взаимосвязаны экономически и имеют общую транспортную сеть, инженерную инфраструктуру, производственные и культурные отношения, общую социальную и техническую базу. В своих работах он подчеркивает, что данный тип объединения является наиболее продуктивной средой для научно-технической деятельности, развития прогрессивных технологий и производств. Соответственно, именно здесь группируются наиболее квалифицированные работники, для удобства которых развивается сфера услуг и создаются условия для полноценного отдыха. Крупнейшие города и городские агломерации имеют подвижные территориальные границы, это касается не только фактического расположения отдельных пунктов, но и временных отрезков, потраченных на перемещение человека или груза от ядра к периферии.

Критерии определения агломерации

Среди современных городов много достаточно развитых, с населением свыше 2-3 миллионов человек. Определить, насколько данный населенный пункт можно отнести к категории агломерации, можно, используя определенные критерии оценки. Однако и здесь мнения аналитиков расходятся: некоторые предлагают ориентироваться на группу факторов, другим достаточно наличия одного признака, который четко выражен и документально подтвержден. Основные показатели, в соответствии с которыми города можно отнести к агломерации:

  1. на 1 м 2 .
  2. Численность (от 100 тысяч человек, верхний предел неограничен).
  3. Скорость застройки и ее непрерывность (не более 20 км между основным городом и его спутниками).
  4. Количество поглощенных населенных пунктов (спутников).
  5. Интенсивность поездок различного назначения между ядром и периферией (на работу, учебу или для проведения досуга, так называемые маятниковые миграции).
  6. Наличие единой инфраструктуры (инженерные коммуникации, связь).
  7. Общая логистическая сеть.
  8. Доля населения, занятого работами несельскохозяйственного характера.

Типы городских агломераций

При всем разнообразии структуры взаимодействия и условий сосуществования городов и их спутников, существует лаконичная система определения вида населенного пункта. Различают два основных типа: моноцентрические и полицентрические агломерации. Наибольшее количество существующих и образовывающихся слияний относят к первой категории. Моноциклические агломерации формируются по принципу доминирования одного основного города. Существует ядро, которое при росте включает в состав своей территории другие поселения и формирует направленность их дальнейшего развития в симбиозе со своими потенциальными возможностями. Крупнейшие городские агломерации (подавляющее большинство) созданы именно по монотипу. Примером может служить московская или нью-йоркская. Полицентрические агломерации являются скорее исключением, они объединяют несколько городов, каждый из которых является самостоятельным ядром и поглощает близлежащие населенные пункты. Например, в Германии это полностью застроенный крупными субъектами, каждый из которых имеет несколько спутников, при этом они не зависят друг от друга и объединяются в одно целое только по территориальному признаку.

Структура

Наиболее крупные городские агломерации мира образовались в городах, история которых насчитывает от 100 до 1000 лет. Это сложилось исторически, любые производственные комплексы, торговые сети, культурные центры проще усовершенствовать, чем создать новые на пустом месте. Исключением являются только американские города, которые изначально планировались в качестве агломераций для более высоких темпов развития экономики.

Итак, сделаем краткие выводы. Агломерация городская - это структурированный населенный пункт, который (приблизительно, четких границ не существует) можно разделить на следующие участки:

  1. Центр города, его историческая часть, которая представляет собой культурное наследие данного региона. Его посещаемость наибольший пик имеет в дневное время, часто существуют ограничения по въезду на данную территорию личного транспорта.
  2. Кольцо, окружающее центральную часть, деловой центр. Эта площадь застроена очень плотно офисными зданиями, кроме того, существует разветвленная система предприятий питания (рестораны, бары, кафе), сфера услуг представлена также достаточно широко (салоны красоты, тренажерные и спортивные залы, модные ателье и т. д.). Здесь хорошо развита торговая сеть, особенно дорогие магазины с эксклюзивными товарами, присутствуют административные государственные учреждения.
  3. Жилая зона, которая относится к старым постройкам. В процессе агломерации она часто превращается в деловые связано с высокой стоимостью земли под жилыми домами. Из-за постоянного спроса на нее, строения, которые не относятся к памятникам архитектуры или истории, сносятся или модернизируются под офисные и иные помещения.
  4. Многоэтажная массовая застройка. Отдаленные (спальные) районы, производственные и промышленные зоны. Этот сектор имеет, как правило, большую социальную направленность (школы, крупные торговые точки, поликлиники, библиотеки и т. д.).
  5. Пригородные территории, парки, скверы, поселки-спутники. В зависимости от размера агломерации данная территория развивается и обустраивается.

Этапы развития

Все городские агломерации мира проходят основные процессы формирования. Многие населенные пункты останавливаются в своем развитии (на каком-либо этапе), некоторые только начинают свой путь к высокоразвитой и комфортной для проживания людей структуре. Принято разделять следующие этапы:

  1. Индустриальная агломерация. Связь между ядром и периферией базируется на производственном факторе. привязаны к конкретному предприятию, не существует общего рынка недвижимости и земли.
  2. Трансформационный этап. Характеризуется повышением уровня маятниковой миграции, соответственно формируется общий трудовой рынок, центром которого является крупный город. Ядро агломерации начинает активно формировать сектор услуг и досуга.
  3. Динамичная агломерация. Данный этап предусматривает модернизацию и перенос производственных мощностей на периферийные участки. Параллельно развивается логистическая система, что позволяет произвести более быстрое сращивание ядра и городов спутников. Появляются единые рынки труда, недвижимости, возводится общая инфраструктура.
  4. Постиндустриальная агломерация. Завершающий этап, который характеризуется окончанием всех процессов взаимодействия. Существующие связи (ядро-периферия) упрочняются и расширяются. Начинается работа над повышением статуса агломерации для привлечения большего числа ресурсов и расширения направлений деятельности.

Особенности российских агломераций

Для повышения темпов экономического роста и развития наукоемкого производства наша страна должна иметь четко сформулированные и просчитанные планы на ближайшую и дальнюю перспективы. Исторически сложилась ситуация, при которой городские агломерации России строились исключительно по индустриальному типу. При этого было достаточно, но при вынужденном переходе на трансформационный этап (формирование рыночной экономики) возник целый ряд проблем, которые пришлось устранять в течение 90-х годов. Дальнейшее развитие городских агломераций требует централизованного вмешательства государства. Именно поэтому данная тема часто обсуждается экспертами и высшими органами государственной власти. Необходимо полное восстановление, модернизация и перемещение производственных баз, что повлечет за собой динамичные агломерационные процессы. Без участия государства как финансирующего и управляющего органа данный этап недоступен многим городам. Экономические преимущества функционирующих агломераций неоспоримы, поэтому происходит процесс стимулирования объединений территориально связанных городов и населенных пунктов. Крупнейшая городская агломерация мира может быть создана в России уже в ближайшее время. Для этого есть все необходимые ресурсы, осталось грамотно использовать главный - административный.

Крупнейшие городские агломерации России

Фактически на сегодняшний день четкой статистики нет. По агломераций в РФ можно выделить 22 наиболее крупные, которые стабильно развиваются. В нашей стране преобладает моноцентрический тип формирования. Городские агломерации России в большинстве случаев находятся на индустриальном этапе развития, но их обеспеченность человеческими ресурсами достаточна для дальнейшего роста. По численности и этапу формирования они располагаются в следующей последовательности (первые 10):

  1. Московская.
  2. Санкт-Петербургская.
  3. Ростовская.
  4. Самарско-Тольяттинская.
  5. Нижегородская.
  6. Новосибирская.
  7. Екатеринбургская.
  8. Казанская.
  9. Челябинская.
  10. Волгоградская.

Число городских агломераций в РФ растет вследствие создания новых объединений, в которые не обязательно входят города-миллионники: слияние происходит за счет ресурсного показателя или промышленных интересов.

Мировые агломерации

Удивительные цифры и факты можно получить, изучая данную тему. Некоторые мировые агломерации имеют площади и численность населения, сопоставимые с аналогичными показателями целой страны. Общее количество таких субъектов подсчитать достаточно сложно, ведь каждый эксперт применяет определенную (выбранную им) группу признаков или же один из них. Но при рассмотрении десятки крупнейших можно рассчитывать на единодушие специалистов. Итак:

  1. Крупнейшая городская агломерация мира - Токио-Иокогама. Численность населения - 37,5 миллионов человек (Япония).
  2. Джакарта (Индонезия).
  3. Дели (Индия).
  4. Сеул-Инчхон (Республика Корея).
  5. Манила (Филиппины).
  6. Шанхай (КНР).
  7. Карачи (Пакистан).
  8. Нью-Йорк (США).
  9. Сан-Паулу (Бразилия).

Проблемы городских агломераций

При всех положительных моментах развития экономики, культуры, производства и науки, существует достаточно большое количество недостатков, которыми характеризуются мегаполисы. Во-первых, большая протяженность коммуникаций и постоянно возрастающая нагрузка (при активной застройке) приводит к проблемам в ЖКХ, соответственно, понижается уровень комфорта горожан. Во-вторых, транспортно-логистические схемы не всегда обеспечивают должный уровень скорости перевозок грузов и людей. В-третьих, высокий уровень загрязнения окружающей среды (воздух, вода, почва). В-четвертых, агломерации привлекают большую часть работоспособного населения из малых городов, которые не являются их спутниками. В-пятых, сложность административного управления большими территориями. Данные проблемы известны каждому городскому жителю, а для их устранения необходима длительная и трудоемкая работа всех городских структур.

ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ (от латинского aggloméra - присоединять, накапливать, нагромождать), компактная территориальная группировка поселений (главным образом городских), объединённых многообразными и интенсивными связями (хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными и др.). Городская агломерация как целостное территориальное социально-экономическое образование возникает на основе функционального и пространственного развития крупного города-ядра (или нескольких городов-ядер). В окружении крупного города формируются поселения разных типов (пригороды, города-спутники и т.п.), служащие его производственными, транспортными, рекреационными, коммунально-хозяйственными и другими дополнениями. Пространственная сближенность и взаимодополняемость поселений городской агломерации способствуют созданию благоприятных условий для развития в них разнообразных сфер деятельности.

Различают: моноцентрические городские агломерации с одним городом-ядром, на который ориентировано развитие и функционирование окружающих поселений, расположенных в его пригородной или в так называемой внешней, периферийной зоне (например, крупнейшие городские агломерации России - Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Екатеринбургская и др.); полицентрические городские агломерации, имеющие в качестве ядер несколько расположенных относительно недалеко друг от друга крупных городов-центров [например, Нижнерейнско-Рурская агломерация в Германии, её главные центры - фактически слившиеся города Дуйсбург, Эссен, Бохум и Дорт-мунд (так называемый Рурштадт), а также Кёльн, Дюссельдорф и Бонн; смотри Конурбация]. В крупных городских агломерациях часто формируются локальные гнёзда расселения - агломерации 2-го порядка (например, Ногинско-Электростальская, Орехово-Зуевская, Коломенская, Серпуховская и другие агломерации в окружении Московского мегаполиса). В местах с наиболее благоприятными условиями для территориальной концентрации различных видов деятельности и населения разрастающиеся городские агломерации соединяются в мегалополисы. К ним относятся: цепь агломераций атлантичного побережья США, протянувшаяся от Бостона до Вашингтона (Босваш), тихоокеанского побережья Калифорнии - от Сан-Франциско до Сан-Диего (Сан-Сан); Японии - от Токио до Осаки (Токайдо) и др.

Городская агломерация, как ареал взаимосвязанного расселения, обычно замыкает в себе недельный цикл жизнедеятельности населения. Внешние границы городской агломерации, как правило, определяются 1,5-2,0 часа затрат времени для достижения города-центра; по мере совершенствования путей сообщения и транспортных средств границы городской агломерации раздвигаются.

Формирование городской агломерации способствует более полному использованию потенциала крупных городов, одновременно являясь эффективным средством решения их проблем. Неупорядоченный рост городской агломерации ведёт к негативным последствиям (в более крупных масштабах и с большей остротой воспроизводящим недостатки больших городов): чрезмерной скученности населения и концентрации сфер хозяйственной деятельности на ограниченной территории, резкому обострению экологических и транспортных проблем, острому дефициту водных ресурсов и др. Совершенствование пространственной организации городской агломерации на плановой основе - важная задача государственной политики в области градостроительства.

В большинстве стран мира в 20 веке (особенно во 2-й половине 20 века) городские агломерации становятся важнейшими звеньями территориальной организации хозяйства, мощными узлами в опорном каркасе расселения. В высокоразвитых странах рост городских агломераций происходит в результате «разгрузки» городов-ядер от чрезмерно разросшихся в них сфер хозяйственной деятельности за счёт разрастания их пригородных зон - развития процессов субурбанизации (смотри в статье Урбанизация); численность населения пригородных зон обычно превышает людность городов-центров.

В России развитие городских агломераций происходит главным образом путём привлечения в зону тяготения крупных центров новых объектов промышленности и сферы услуг, а также населения (в том числе из других регионов страны). Практика постоянного расширения городской черты, то есть поглощения городами-ядрами поселений пригородных зон, затушёвывает реальную картину развития агломерационных процессов в стране. В среднем доля пригородов и городов-спутников в численности населения российских городских агломераций составляет около 20% (середина 2000-х годов), этот показатель не изменяется с начала 1990-х годов. Всего в России насчитывается 53 крупных городских агломерации (с численностью населения центральных городов не менее 250 тысяч человек; 2002, перепись). В них проживают 66,0 миллионов человек (45,5% населения страны), в том числе в городах-центрах агломераций - 46,2 миллионов человек, в пригородных зонах - 19,8 миллионов человек. За 1989-2002 число городских агломерацих не увеличилось, а их население сократилось на 2,1% (городов-центров - на 1,1%, пригородных зон - на 4,3%).

Лит.: Дубровин П. И. Агломерации городов (генезис, экономика, морфология) // Вопросы географии. М., 1959. Сб. 45; Лаппо Г. М. Развитие городских агломераций в СССР. М., 1978; Проблемы изучения городских агломераций. М., 1988; Анимица Е. Г., Власова Н. Ю. Градоведение. Екатеринбург, 1998; Перцик Е. Н. Города мира. География мировой урбанизации. М., 1999.

Агломерация - это ключевая форма современного расселения, качественный сдвиг в расселении, новая стадия его эволюции, когда сеть поселений превращается в систему . Во всех развитых странах и в большинстве стран третьего мира в агломерациях сосредоточена преобладающая часть населения и производства. Особенно велика их доля в концентрации не­производственной деятельности, высших форм обслуживания.

Формирование агломераций . В основе их развития заключена территориальная концентра­ция деятельности людей. Наиболее распространены два пути формирования агломераций: «от города» и «от района» (рисунок 2.5).

Формирование агломерации «от города». По достижении опре­деленного «порога» (на что сильно влияет размер города, его хозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия)

динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах разви­тия - территориях, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчер­панными или близкими к исчерпанию. Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряже­но с негативными последствиями.

Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в пригородные территории. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой - многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками .

В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструктор­ские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.), как бы отпочковываются от сложившегося народнохозяйственного ком­плекса города. В других - они возникают в ответ на потребно­сти города и страны, создаются усилиями разных отраслей хо­зяйства, будучи привлечены благоприятными условиями разви­тия в окружающем город районе.

Развитие агломерации «от района» характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притяги­вает к себе объекты не местного значения. Постепенно он становится организационно-хозяйственным и культурным центром. Все это определяет его приоритетный рост и посте­пенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.



Так происходит становление города, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников начинает преобладать замкнутый трудовой баланс: жители по­селка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-цен­тром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агло­мерациях, развивающихся «от города». По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра раз­личия между агломерациями описанных двух категорий ослабе­вают, хотя остается существенная разница в характере исполь­зования территории. В агломерациях промышленных районов (добывающей промышленности) значительные площади заня­ты отвалами, складами, подъездными путями.

Формирование агломерации - выбо­рочный процесс, который развертывается там, где для него складываются благоприятные условия. Поэтому агломерацию следует рассматривать как одну из форм расселения, которое и в перспективе должно остаться разнообразным, поскольку неод­нородны интересы различных слоев населения. Агломерации различаются по преобладающим видам деятельности, величи­не, степени зрелости. В то же время как специфическая форма расселения они имеют некоторые общие свойства. Отметим те, которые могут быть названы фундаментальными (по Г. Лаппо):

· интенсивное и эффектив­ное взаимодействие. Агломерация предстает как ареал ближ­них связей, не требующих больших затрат времени и средств;

· взаимо­дополняемость (комплементарность) составляющих элемен­тов - центров разного профиля. Города и поселки взаимно ори­ентированы на оказание друг другу услуг, что также определяет высокую плотность внутриагломерационных связей;

· динамизм развития и функционирования;

· концентрация прогрессив­ных элементов производительных сил, с которыми связана раз­работка нового в науке, технике, культуре. Это делает агломерацию «точ­кой роста» и фактором развития прилегающей территории.

Все перечисленные свойства определяют роль агломерации как очага и побудителя развития, источника возникновения и распростра­нения инноваций.

В агломерации, как и в городе (в расселении вообще) дейст­вует закон самоорганизации. Однако нельзя ожидать, что агло­мерации будут жить как бы в режиме автоматического регули­рования на основе этого закона. Необходимо разработать кон­цепцию развития каждой агломерации и на ее основе создать план рационального природопользования, сбалансированного развития всех составляющих ее элементов в экологически допустимых рамках. Это - обязательное условие эффективного использования потенциала агломераций.

Пространственная структура агломераций . Границы, разделяю­щие разные части агломерации (рисунок 2.6), опре­делены прежде всего условиями доступности центра. От этого же зависит и ее общая граница. Различия в доступности высту­пают в качестве исходного условия дифференциации, которая в дальнейшем усиливается и делается отчетливее под влиянием интенсивности связей зоны спутников с городом-центром, ха­рактера использования территории, плотности

размещения объектов, уровня транспортной обслуженности и т.д. Диффе­ренциация агломераций носит мозаичный, ячеистый характер .

Основу территориальной структуры агломерации образует ее опорный каркас, прежде всего центральный город и радиаль­ные (расходящиеся от него) транспортные магистрали, а также основные центры. Вдоль транспортных радиусов формируются широкие у основания лучи расселения, которые сходят на нет там, где затраты времени на регулярные ежедневные поездки в город-центр превышают целесообразные, с точки зрения насе­ления, пределы. При развитом многолучевом транспортном узле агломерация приобретает вид звезды.

Между лучами расселения, которые выглядят или сплошной полосой непрерывной застройки, или цепочкой населенных пунктов, разделенных открытыми буферными зонами, прости­раются зеленые клинья. В градостроительных схемах им отводится важная роль барьеров, препятствующих срастанию лучей расселения в сплошное застроенное пятно, а зеленые клинья вводятся в структуру самого города-центра. Очень часто наблю­дается подобие каркасов центрального города и зоны спутни­ков. Каркас указывает на направления разрастания и обеспечи­вает взаимодействие составляющих пригородную зону частей. Зоны спутников (примерно кольцевые) охватывают город-центр и в развитых агломерациях делятся на пояса, различающие­ся по характеру и интенсивности взаимодействия, плотности населения и густоте сети дорог и населенных пунктов. Первый пояс образуют ближайшие спутники. Нередко они представля­ют собой продолжение города-центра. Здесь самая высокая плот­ность населения и

наиболее густая сеть дорог. В поселениях ближайшего пояса высока доля жителей, работающих в цент­ральном городе. Значителен и встречный поток маятниковых мигрантов, выезжающих из города-центра для работы в спутниках и в основном оседающих в первом поясе. В развитых агломерациях ближайшие спутники подобны пери­ферийным районам города-центра, с которыми у них тесные транспортные связи. Они сходны с периферийными районами центрального города по функциям, составу населения и харак­теру застройки. Привлекая к себе на работу жителей других по­селений, они раздвигают границы агломерации .

Замыкающие спутники располагаются там, где центростре­мительные потоки маятниковой миграции из-за предельного рас­стояния теряют значение. В ряде проектов замыкающим спут­никам отводится роль центров приоритетного развития, что должно несколько ослабить трудовые потоки, направленные к городу-центру.

В пределах развитых агломераций, представляющих собой плотные группировки городских поселений, образуются лока­лизации повышенной плотности, получившие название агло­мераций второго порядка (Г. Лаппо, З. Яргина). Чаще всего они возглав­ляются отчетливо выраженным центром (выделяющимся раз­мерами, развитостью функциональной структуры, центрально­стью). Есть и биполярные образования. В агломерациях второго порядка, вследствие повышенной концентрации населения и производства осложняется планировочная и эколо­гическая обстановка.

Второй пояс спутников формируется в зрелых агломерациях. Здесь ниже плотность населения и густота дорожной сети, меньше доля загородников среди работающего населения. Застроенные территории перемежаются превосходящими их по размерам обширными открытыми пространствами - сельско­хозяйственными и лесными ландшафтами.

Внешняя, зона, окаймляющая зону спутни­ков, не связана с центральным городом ежедневными трудо­выми поездками населения. Наибольшее значение имеют рек­реационные связи, резко возрастающие летом. В это время агло­мерация отодвигает свою внешнюю границу, отмечая сезонно рас­ширяющийся ареал, в котором замыкается недельный цикл жиз­недеятельности. Агломерация предстает как пульсирующее обра­зование с периодически перемещающимися границами .

По мере эволюции агломераций происходит последователь­ное, достаточно медленное, зависящее от прогресса на транс­порте, сдвигание вовне границ внешней зоны. Расположенные в периферийной зоне центры в планировочных схемах получа­ют роль ближних противовесов городу-центру.

Центр агломерации . Формирование агломерации на базе крупного города - естественный процесс саморазвития расселения. Компактный город имеет преимущества перед аг­ломерацией, но до известных пределов. Растягивание его тер­ритории не может быть беспредельным. Г.А.Гольц рассчитал, что при размерах городской территории свыше 500 км 2 принци­пиально невозможно с помощью общественного транспорта обеспечить приемлемые затраты времени на трудовые поездки. Сооружение метрополитена позволяет поднять верхний предел размеров территории города до 800 км 2 . Москва этот предел уже существенно превысила.

Известно, что из расположенных на транспортных ра­диусах спутников достичь центра главного города агломерации можно при значительно меньших затратах времени, чем из не­которых периферийных районов главного города. Таким образом, в основе возникновения и развития агломераций лежат определенные экономические и социальные причины. Город как центр агломерации берет на себя дополнительные обя­занности по обслуживанию своего окружения и одновремен­но использует это окружение для решения собственных проблем, что приводит к существенным изменениям самого города . Часто в зону спутников переме­щаются такие территориеемкие звенья градообразующей базы, как испытательные полигоны различной техники, выпускаемой предприятиями города, сортировочные железнодорожные стан­ции, склады, аэропорты и т.п. Помимо того, что эти объекты требуют большой территории, во многих случаях они пожаро- и взрывоопасны, являются наиболее активными и крупными за­грязнителями атмосферы, почвы и воды.

В городах спутниках последовательно улучшаются условия для приобщения его населения к сосредоточенным в горо­де-центре ценностям, благам культуры, искусства, образования, деловой активности, науки, техники, всякого рода информаци­онным центрам. У жителей спутниковой зоны, использующих места приложения труда, сконцентрированные в центральном городе, расширяются возможности выбора рода и места работы.

Город-центр агломерации, расширяя и совершенствуя обя­занности по отношению к зоне спутников, соответствующим образом меняет также свою планировочную структуру. Она на­сыщается элементами, с помощью которых осуществляются кон­такты с окружением. В Московской агломерации можно выявить следующие новообразования в планировочной струк­туре ядра агломерации (Г. Лаппо, З. Яргина).

1. Совмещенные или предельно сближенные остановки го­родского (метро) и пригородного (электропоезда) транспорта: на Рязанско-Казанском железнодорожном радиусе («Электро­заводская», «Выхино»), Рижском («Дмитровская», «Тушино»), Смоленском («Беговая»), Курском («Текстильщики»), Нижего­родском («Серп и молот» - «Площадь Ильича»), Павелецком («Коломенская» - «Варшавская»). Кроме того, городской и при­городный транспорт состыкованы у всех вокзалов, т.е. по всем одиннадцати железнодорожным направлениям.

2. Промышленные и научно-производственные зоны в пе­риферийных районах центрального города как бы выдвинуты навстречу устремленным к нему потокам маятниковых мигрантов. В Москве такие зоны возникли в полосах, прилегающих к железнодорожным радиусам (Чертаново, Дегунино, Бирюлево, Очаково и др.), которые дополнили уже ранее сложившиеся (Перово, Текстильщики, Люблино).

3. Торговые центры - универсамы и рынки на привокзаль­ных площадях, иногда у периферийных пригородно-городских транспортных узлов.

4. Автостанции у конечных станций метрополитена, от которых начинаются многочисленные автобусные маршруты, связывающие город-центр с зонами спутников.

Зона спутников и город-центр охватываются общим эколо­гическим каркасом. Городские парки и лесопарки служат про­должением зеленых клиньев, подходящих из пригородной зоны по межрадиальным секторам.

Одним из результатов усиливающегося взаимодействия цент­рального города с его окружением является территориальное разрастание застройки навстречу друг другу, обычно не преду­сматриваемое в генеральных планах и схемах районной плани­ровки. Зеленый пояс, который должен отличаться стабильно­стью и играть ключевую роль в экологическом каркасе, подвер­гается экспансии со стороны и города-центра и его спутников.

Сложившаяся в современном градостроительстве традиция периодически пересматривать границы города, расширять его территорию при­водит к необходимости изменять и территориальную организа­цию региона, что маскирует процесс агломерирования. Одна из причин активного поглощения городом больших пространств пригородной зоны - отсутствие цены на землю. Этим же объ­ясняется и бесхозяйственное использование городской терри­тории .

Города-спутники. В Градостроительстве так на­зывают создаваемые специально поселения вблизи какого-либо крупного города для решения его проблем, регулирования эконо­мической базы, стабилизации или торможения роста населения. К этой категории следует также отнести все поселения, сформи­ровавшиеся в непосредственном окружении крупного города, независимо от того, возникли они стихийно или создавались специально по разработанным проектам. Спутники, создаваемые для регулирования роста крупных го­родов, - своего рода реакция на их гипертрофию - очень рас­пространенная категория нового города в XX веке. Положение вблизи столиц предъявляло повышенные требования к качест­ву новых городов. Их проектирование и строительство способ­ствовало повышению градостроительного искусства и разработке ряда актуальных проблем градостроительства.

Плеяда городов-спутников Лондона, города Парижского района, разместившиеся на осях развития - ориентирах пространст­венного роста Большого Парижа, спутник шведской столицы Веллингбю и финской Тапиола стали типичными приме­рами городов-эталонов .

Развивать систему городов-спутников Москвы предлагалось уже в первые послереволюционные годы в планах реконструк­ции столицы Сакулина (1918 г.) и Шестакова (1921-1925 гг.; рисунок 2.7). В 1950-х годах для Мос­ковского региона также была разработана схема размещения городов-спутников. Один вариант преду­сматривал создание кольца ближних спутников, удаленных от Москвы на 34-40 км. В другом намечалось кольцо дальних, на расстоянии 70-80 км.

Удачный пример города-спутника - современный Зеленоград - один из самых привлекательных новых городов России. Насе­ление спутника предполагалось формировать за счет москвичей, которые выразят желание переехать в город-спутник. Чтобы люди не чувствовали себя ущемленными, было принято решение счи­тать Зеленоград административным районом столицы.

Другим примером города-спутника является г. Дзержинск. Причиной создания Дзержинска вблизи Нижнего Новгорода стало строительство комплекса химических предприятий общесоюзного значения.

Типы городов-спутников. Выделяются две основные кате­гории (по Г. Лаппо):

а) города, ориентированные своими функциями на удовле­творение потребностей города-центра как сгустка населения, производственного, коммунально-хозяйственного и строитель­ного комплексов. Таковы поселения при аэропортах, станциях аэрации и водопроводных, предприятиях строительных материалов. Сюда же относятся центры-поставщики полуфабрика­тов и вспомогательных материалов (текстильное сырье, пресс-порошки для изготовления пластмассовых изделий, формовоч­ные пески и др.) и т.п.;

б) центры, специализирующиеся на видах деятельности и про­изводствах, аналогичных тем, которые составляют верхние ярусы функциональной структуры главного города. Таковы центры фундаментальных научных исследований (города – наукограды).

Типологически, генетически и функционально - города-спутники очень разнообразны. Типологические схемы, известные из градостроительства и урбанистики, обычно не распространяются на города-спутники. Основными критериями разделения на типы яв­ляются характер взаимоотношений с городом-центром, а также развитость функциональной структуры и положение в агломе­рации.

В агломерациях распространен тип спутника-узкоспециализи-рованного центра с простой функциональной структурой. Если основное производство или вид деятельности «обрастает» другими, функционально связанными с основным, возникает спутник-специализированный комплекс. Если два (или более) территориально сближенных спутника-специализированных центра сливаются в один, то возникает многофункциональ­ный спутник-конгломерат. В Подмосковье таковы Кашира, ко­торая поглотила город Новокаширск (при Каширской ГРЭС), Дубна, к которой присоединен был город Иваньково и др.

Многофункциональные спутники формируются в результате естественного развития города, постепенно услож­няющего и умножающего выполняемые им обязанности. Главные функции спутников:

· находиться в тесном взаимодействии с городом-центром;

· обслуживать его потребности;

· участвовать в решении его проблем;

· спо­собствовать реализации его потенциала.

Выполняя эти основные функции, города-спутники естествен­ным образом создают вместе с городом-центром целостное един­ство - функциональное, планировочное, расселенческое. Весьма существенно различаются спутники в зависимости от своего положения в территориальной структуре агломера­ции. Распространены спутники-пригороды, свойственные многим развитым агломерациям и особенно характерные для Мос­ковской. Один из них город Люберцы - пря­мое продолжение юго-восточной части Москвы, которая в 1980-х гг. перешагнув МКАД, вступила с ним в непосредственное соприкосновение .

По положению в системе расселения, выде­ляются следующие основные типы: а) город-пригород; б) замы­кающий спутник; в) центр агломерации второго порядка; г) «спутники-спутников». В роли «спутника спутников» обычно выступают узкоспециализированные центры.