Никольская гора в сурском. Взошедшим на никольскую гору в сурском районе отпускаются все грехи

Николина гора находится в Ульяновской области, Сурского района, поселок Сурское. Высота горы примерно 80 метров. Гора сложена их осадочных пород белого цвета. Склоны горы очень крутые (45 градусов), покрыты травой, редким кустарником и одиночными деревьями. На вершине горы плоская площадка, на которой расположена часовня св. Николая Угодника.

Здесь ежегодно в майские дни проходят празднования в честь Святителя Николая Угодника, на которые съезжаются тысячи паломников. История почитания, связанная с горой, начинается в 1552 г. Тогда Сурское было селом Промзино, Алатырьского уезда, Симбирской губернии. Это было маленькое поселение при укрепленном остроге - всего на несколько дворов. Гора называлась тогда Белой. Согласно преданию, к острогу подступили некие "агаряне" (народы не исповедовавшие христианство).

Агаряне встали лагерем на правом берегу Суры, и начали готовиться к нападению на острог. Однако, нападения так и не произошло. И именно тогда жителям села Промзино, на горе явилась икона Святителя Николая Чудотворца. Когда агорян потом спросили, почему они стоят на подходе к селу, но не нападают, они ответили, что «вокруг них царит непроницаемая тьма, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии, стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой». «Верно, за вашу землю вступился сам Бог ваш, и грозит своим мечом», - сказали агоряне и ушли. После этого промзинцы с благоговением приняли найденную икону, а сто лет спустя в 1658 г. в её честь возвели на горе часовню. А саму гору из Белой переименовали в Николину. В 30 -ые годы ХХ столетия часовня была разрушена. Сейчас на вершине Николиной горы стоит реставрированная часовня в честь Николая Чудотворца. Под горой расположен Никольский святой источник. Вода из этого источника считается целебной. В майский праздник Николая Чудотворца здесь идут службы, люди купаются в целительных водах. Место является почитаемым и связано с большим количеством обрядовых практик относящихся народному православию. К примеру, существует поверье, что если по очень крутому склону горы забраться наверх с мешком камней и оставить их там, то таким образом можно избавиться от грехов, по количеству и тяжести равному числу камней, поднятым на вершину. В дни молений на Николиной горе собираются тысячи паломников, многие из которых пытаются подняться по крутым склонам горы с мешками полными камней. С горой, и находящимся под ней святым источником, связано также большое количество обрядов, направленных на избавление от болезней и на восстановление добрых отношений и благополучия в семье.

В гости к Николаю Чудотворцу в Ульяновскую область September 19th, 2014

Чем больше мы с мужем путешествуем по России, тем больше я поражаюсь, сколько красивых мест, памятников, да просто самых настоящих чудес скрывается на первый взгляд в Богом забытых уголках нашей страны.
Еще меня удивляет, что он них мало кто знает, но туда всегда приезжают люди. И соотношение знающих посетивших примерно равное. Это я говорю в сравнении с раскрученными и популярными местами, которые у всех на слуху. Например, о существовании Великого Новгорода знает очень много людей, но далеко не все там были.
Конечно, всегда вызывает восхищение гармония природного и рукотворного, но и то, что в российской глубинке встречаются памятники, которых и в столицах не найдешь, меня не перестает удивлять.
Почти неделю назад мы вместе с мужем, отцом Николаем, о котором я уже рассказывала и , его землячкой и одноклассницей Татьяной побывали в таких вот удивительных, но мало известных местах.

Отправились мы в Ульяновскую область на могилу старца Максима Инзерского и Николину гору.
Сначала путь наш лежал на предполагаемую родину отца Максима - в село Тияпино, где он похоронен. О старце мало известно. Жил он, как свидетельствует вездесущий Интернет, приблизительно с середины ХIХ века до середины 20-х годов ХХ века. Старец обладал и даром предвидения, и даром исцеления. Почитался он и при жизни, и по сей день. Сейчас стоит вопрос о его канонизации.
Похоронен почитаемый старец у стен храма Живоначальной Троицы в Тияпино . Старец говорил, что кто три раза приедет к нему на могилу, за того будет молиться перед Господом. Поэтому на его могилке всегда есть люди. Например, мы там были не одни.

К сожалению, храм не действует и представляет собой печальное зрелище. О его былом великолепии свидетельствуют сохранившиеся росписи. Поражают и его размеры.



Храм вызвал много вопросов у тех людей, которые так же, как и мы, приехали к могилке старца. Вот тут-то мы и почувствовали наше преимущество. Мы же с батюшкой Николаем приехали. У него можно все спросить. Ну, конечно, отец Николай ответил на все вопросы.
Фото 1. Интерьер Троицкой церкви.


Фото 2. Интерьер Троицкой церкви.


Фото 3. Муж с Татьяной в интерьере Троицкой церкви.


Фото 4. Сохранившиеся росписи. Святая Ольга


Фото 5. Сохранившиеся росписи.


Фото 6. Сохранившиеся росписи. Алтарь


Фото 5. Сохранившиеся росписи.


А эти фотографии были прикреплены к стене. Меня поразила Ксения Петербуржская. Я такого образа не видела никогда.

Сразу скажу, до Тияпино от Никольска ехать далековато - 95 км (от Пензы 200). Но если вы хотите помолиться старцу, то поезжайте в село Оськино . Оно находится рядом с Инзой (около 6 км), в 42 км от Никольска. Там, в церкви Николая Чудотворца покоится глава старца.
Изначально мы не планировали посещать этот храм, да и закрыт он должен был быть. Но я мимо такого чуда проехать была не готова. Отец Николай, конечно же, на мои восторженные вопли отозвался благосклонно. Благодаря ему, мы и вошли туда.

Сама церковь нас поразила очень. Это два храма - зимний и летний - соединенные между собой. Сейчас в храме проведено отопление, и это уже не имеет значения. Церковь деревянная, хотя по проекту имитирует каменный храм. Он очень большой - вмещает до 2000 человек. Люди, приезжающие в Оськино, часто задают вопрос: «Зачем маленькому селу такой большой храм?» Его размеры - это пример дара предвидения старца Максима, который благословил строить большой храм, объясняя это так: «Совсем скоро многие православные из соседних губерний слетятся в Оськино, как эти пчелы». И, действительно, в советское время, когда храмы были закрыты, разрушены или использовались не по назначению, эта церковь осталась не оскверненной. Она тоже закрывалась, но в 1945 году было дано разрешение службы в ней проводить и верующие со всех окрестных мест сюда стекались. А это и Ульяновская, и Пензенская области и Мордовия. Вот тогда-то и были востребованы такие размеры.
Церковь эта воспринимается как чудо и уверена, что произведет впечатление на любого неверующего человека. Поразило меня, что уже около 40 лет служит в этом храме ныне архимандрит Адриан.

Совсем забыла сказать: строился храм в начале 20 века. Освящен был в 1912г. Я впервые встретила деревянную церковь, которая почти полностью выкрашена в синий цвет. А какая красота внутри - не пересказать. Я не фотографировала, но нашла на сайте sobory . ru одну фотографию, чтобы вы представили интерьер. Церковь вся расписана.


В храме много икон, написанных в 19 веке. Икон привезенных из закрытых храмов. Не буду больше ничего рассказывать. Если хотите узнать больше, читайте http://www.prav-news.ru/simbirsk/?id=46643
На Николину гору, что в с. Сурское Ульяновской области мы приехали уже ближе к вечеру. Какая же там красота!
Вот, что об этом чудесном месте рассказывает сайт http://svyato.info/ .
«В прежние времена Сурское называлось селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Николину гору тогда называли Белой горой. В 1552 году к Промзину подошли полчища кубанских татар и приготовились к переправе через реку Суру. Местный сторожевой гарнизон ожидал неминуемой гибели. Но внезапно нападавшие остановились. Вокруг них образовалась непроницаемая мгла, среди которой на Белой горе в необыкновенном сиянии появился Николай Чудотворец с изображением православного храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на коне, с копьем в руке стоял Георгий Победоносец, готовый ринуться на незваных гостей.
Татары обратились в бегство, а местные жители тут же поспешили на Белую гору. Впереди всех ехал всадник. На вершине горы его конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Оказалось, что он стоит на коленях перед иконой святого Николая Чудотворца, скрытой в земле. Она представляла собою барельеф с выпуклым изображением святого. В одной руке его — меч, а в другой — храм. "Никола Можайский" - так именуют этот образ на Руси. Люди подняли икону и установили на Белой горе часовню, в которой и стали хранить чудотворный образ. С тех пор в канун 22 мая окрестный люд собирается на гору и славит в молитвах скорого помощника и заступника, Святителя Николая.
Речь идет об образе Николая Угодника, который так поразил меня в Арзамасе. Я об этом рассказывала

Н иколина гора находится в Ульяновской области, Сурского района, поселок Сурское. Высота горы примерно 80 метров. Гора сложена их осадочных пород белого цвета. Склоны горы очень крутые (45 градусов), покрыты травой, редким кустарником и одиночными деревьями. На вершине горы плоская площадка, на которой расположена часовня св. Николая Угодника. Здесь ежегодно в майские дни проходят празднования в честь Святителя Николая Угодника, на которые съезжаются тысячи паломников. История почитания, связанная с горой, начинается в 1552 г. Тогда Сурское было селом Промзино, Алатырьского уезда, Симбирской губернии. Это было маленькое поселение при укрепленном остроге - всего на несколько дворов. Гора называлась тогда Белой. Согласно преданию, к острогу подступили некие "агаряне" (народы не исповедовавшие христианство).

Агаряне встали лагерем на правом берегу Суры, и начали готовиться к нападению на острог. Однако, нападения так и не произошло. И именно тогда жителям села Промзино, на горе явилась икона Святителя Николая Чудотворца. Когда агорян потом спросили, почему они стоят на подходе к селу, но не нападают, они ответили, что «вокруг них царит непроницаемая тьма, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии, стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой». «Верно, за вашу землю вступился сам Бог ваш, и грозит своим мечом», - сказали агоряне и ушли. После этого промзинцы с благоговением приняли найденную икону, а сто лет спустя в 1658 г. в её честь возвели на горе часовню. А саму гору из Белой переименовали в Николину. В 30 -ые годы ХХ столетия часовня была разрушена. Сейчас на вершине Николиной горы стоит реставрированная часовня в честь Николая Чудотворца. Под горой расположен Никольский святой источник. Вода из этого источника считается целебной. В майский праздник Николая Чудотворца здесь идут службы, люди купаются в целительных водах. Место является почитаемым и связано с большим количеством обрядовых практик относящихся народному православию. К примеру, существует поверье, что если по очень крутому склону горы забраться наверх с мешком камней и оставить их там, то таким образом можно избавиться от грехов, по количеству и тяжести равному числу камней, поднятым на вершину. В дни молений на Николиной горе собираются тысячи паломников, многие из которых пытаются подняться по крутым склонам горы с мешками полными камней. С горой, и находящимся под ней святым источником, связано также большое количество обрядов, направленных на избавление от болезней и на восстановление добрых отношений и благополучия в семье.


В Ульяновской области многие знают о «Николиной горе» - той, что находится в районном поселке Сурское, на берегу реки Суры. В майские дни празднования памяти св. Николая Угодника множество народа из Ульяновской и прилегающих областей устремляется к этой величественной горе, высоко возносящей свою вершину над спокойным, равнинным волжским пейзажем. Когда стоишь на горе, ясно ощущаешь ее необычность. Глядя вниз, на извилистую, отливающую зеркальной гладью Суру, на кажущиеся игрушечными деревья, на пролетающие над головой серые тучи, не вольно задаешься вопросом: как среди «долины ровныя» могла образоваться такая высокая гора, подчеркнуто выделяющаяся из всего окружающего, приводящая путника почти «к небу». На по мощь приходит предание.
Было время, когда Сурское было еще селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Никольская гора называлась Белой. Промзино-Городище было всего лишь сторожевым пунктом, одним из многих на пограничной линии, защищавшей от кочевников. Именно в это время явилась на Белой горе икона св.Николая Чудотворца, защитившего небольшой гарнизон Промзина-Городища от нападения громадных полчищ кубанских татар.
На вопрос, почему татары стоят перед гарнизоном и не нападают, был ответ: «Вокруг нас непроницаемая тьма, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне, со смертоносным копьем еще какой-то грозный юноша, готовый ринуться на нас тотчас, как только мы осмелимся сделать хоть шаг вперед. Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление? Мы желали бы возвратиться скорее домой, но сзади нас такой дремучий лес, которым мы и не шли сюда. Верно, за вашу землю вступился Сам Бог ваш и грозит своим мечом». Вопрошавший воин сразу узнал в старце св.Николая Чудотворца, а в юноше - св.Георгия Победоносца. Русский воин указал татарам путь, по которому они сразу же обратились в бегство. Жители Промзина-Городища видели на Белой горе и св.Николая Чудотворца, и св.Георгия Победоносца. Когда они поднялись на вершину Белой горы, конь под воином, который вел переговоры с кубанскими татарами, споткнулся и передними ногами пал на колени. С удивлением убедились промзинцы, что конь пал перед явившейся чудесным образом иконой св.Николая Угодника. Икона наполовину выглядывала из земли. Это было изображение Святителя, очень похожее на известную икону Николы Можайского.
С благоговением подняли икону промзинцы. А вскоре поставили на Белой горе часовню, в которой и хранился чудотворный образ. Несколько позже рядом с Белой горой поднялась Никольская Городищенская мужская пустынь, существовавшая до 1764 г. - до начала екатерининских реформ. Однако Никольская церковь, в которой со дня основания пустыни хранилась упомянутая икона, оставалась по-прежнему на своем месте до 1810 г., когда церковь была разобрана - река подмывала почвы. С 1810 г. чудотворная икона пребывала в Казанской церкви с. Промзина, где во имя св. Николая Угодника был освящен придел. В 1932 г. следы иконы теряются. Предположительно, она была увезена в город Самару.
Под горой есть еще «Никольский источник», известный удиви тельной целебной водой. В майский праздник Николая Чудотворца здесь идут службы, люди купаются в целительных водах. Утром прибывают все новые и новые автобусы с православными из Самарской, Пензенской, Нижегородской областей, из Чувашии, Мордовии, из южных областей России. Епископ Симбирский и Мелекесский служит литургию в храме села Сурское, а затем огромное шествие отправляется на Никольскую гору служить молебен Святителю.

22 мая в Сурском проходит традиционное паломничество на Никольскую гору, к месту самого известного чуда в истории Ульяновской области. Корреспонденты «МГ» побывали на святом месте и попробовали разобраться в его сложной истории.

Легенды Белой горы
Во времена, когда рабочий поселок Сурское назывался Промзино и был небольшим городищем, часовые на Белой горе заметили приближающиеся со стороны реки Суры конные массы кочевников. Стрельцы выполнили свой долг, запалив сигнальный костер, и сразу же опустились на колени, чтобы помолиться перед смертью. Каждому было ясно, что ни убежать, ни защититься против огромной орды их маленький гарнизон не сможет… О том, что случилось потом, историки спорят до сих пор.

Вот как произошедшее описывает легенда: «Внезапно нападавшие остановились. Вокруг них сгустилась тьма, а вершина Белой горы, наоборот, озарилась белым сиянием. В этом сиянии появился вдруг старец огромного роста, увидев которого степняки убоялись и отступили…» Чудом оставшиеся в живых стрельцы спустились с горы и добавили подробностей: старец, по их словам, был никто иной как сам Николай Чудотворец, причем в одной его руке был православный храм, а в другой меч, а рядом с ним стоял Георгий Победоносец и грозил врагам копьем, с которого стекала кровь змия…

Хотя степняки и ушли, история продолжала развиваться. Местные жители поднялись на холм, чтобы осмотреть место великого чуда, и почти на самой его вершине конь воеводы, ехавшего первым, вдруг сам собой преклонил колени. Оказалось, что перед ним на земле лежит икона Николая Чудотворца, на которой святой изображен с храмом в одной руке и с мечом в другой… Эта икона стала главной достопримечательностью построенного здесь в 1862 году храма; Белая гора, возвышающаяся над поселком, стала называться Никольской, а несколько родников у ее подножия прославились как целебные…

К советскому времени слава Никольской горы уже широко вышла за пределы Симбирской губернии: известны случаи, когда паломники приходили в Сурское пешком из Киева. Антирелигиозная компания большевиков лишь укрепила главную сурскую легенду и добавила в нее новые сюжеты. Увидев, что взрыв храма и уничтожение его главной иконы ничуть не уменьшили количество паломников, ежегодно собирающихся здесь 22 мая, местные активисты решили уничтожить святое место как таковое – срыть трактором вершину горы. Однако трактор не удержался и полетел вниз по крутому склону, а тракторист чудом остался жив, успев выпрыгнуть и повиснуть на одиноком деревце… Хотя каждый сурчанин в любой момент может убедиться, что вершина Никольской горы - плоская, срезанная, то есть трактор до своего загадочного падения все-таки работу закончил, легенда трактует это событие однозначно: Николай Чудотворец вновь спас святое место.

Праздник Николы-Чудотворца

Вместе с паломниками мы поднимаемся на вершину. Под палящим солнцем идет праздничное богослужение: 22 мая - день Памяти святителя Николая Чудотворца…

На Никольской горе – тысячи людей, у ее подножия – сотни припаркованных автомобилей. Сотрудники районной администрации уверяют, что каждый год 22 мая сюда съезжаются до 30 тысяч человек. Хотя паломничество вот уже почти двадцать лет официально поддерживается местными властями, извлекать из него выгоду сурчане так толком и не научились: сувениры не продаются, парковок нет, общепит под контролем случайных бабушек с пирожками и развеселых узбеков с шашлыком. Зато громадье планов и гонора: Сурское – православный центр Ульяновской области, Никольская гора – ее религиозный символ, хорошо бы рядом с ней построить курорт… Хорошо бы, кто же спорит.

Пока деловую хватку проявляют лишь священники Симбирской епархии, которые толково организовали по всей горе торговлю всякими нужными паломнику вещами: свечами, иконками, крестиками… За таким серьезным подходом чувствуется многовековой бизнес-опыт. В деле извлечения прибыли из чудес сурская районная администрация перед Русской православной церковью – как бестолковые студенты финансового колледжа перед матерым олигархом из девяностых.

На вершине нам показывают сразу два дерева, за одно из которых, по легенде, зацепился тот самый тракторист-безбожник. Оба густо обвязаны разноцветными тряпочками – так буддисты обвязывают свои священные деревья на Тибете.

— Разве ж это православная традиция? – спрашиваю я главу Сурского района Владимира Малышева. – Язычество ведь какое-то…
— Ну почему сразу язычество, - смущается он. – Просто люди таким образом отмечают святое для них место. А батюшка ругается, но ничего поделать не может.

Мое внимание привлекает с десяток старушек, которые палками и ладонями разрывают меловые отложения мезозойской эры, из которых сложена Никольская гора.

— Что это вы делаете?

— Николу-Угодника ищем, сынок. Коли найдем, благодать на нас сойдет и исцеление будет…

Оказывается, это еще одно местное поверье: 22 мая можно найти камешек с образом Николая Чудотворца.

— И что, находили? – спрашиваю я главу района.

— Говорят, находили, - дипломатично отвечает тот. – Батюшка и на это тоже ругается, хотел даже эти камни самосвалом вывезти, но как их вывезешь, из них ведь вся гора сложена…

— Я смотрю, люди как верили черт знает во что, так и верят, - размышляю я. - Две тысячи лет христианства будто бы и не было… Назвали Перуна Николаем Чудотворцем, а сама вера как была языческая, так и осталась.

— Слушайте, да какая разница? Вера она сама по себе важна, неважно какая. Вера - она ведь людей лучше делает, поэтому ее в любом случае уважать надо, - неожиданно мудро говорит глава района. В прошлом он наверняка бывший коммунист-атеист и теперь, отбросив дипломатию, рассуждает весьма здраво. – Что мне эти ваши сомнения в наших легендах. Вы лучше ответьте: у какого-нибудь еще райцентра в области такая красивая легенда есть? Символ такой красивый? Нет ни у кого, только у нас. Так что не важно, что там и как было на самом деле, мы все равно своей горой и своей историей гордиться будем…

Легенда под микроскопом истории

Наш собеседник - Геннадий Пятаев, житель р. п. Сурское, бывший учитель истории.

— Геннадий Александрович, что это были за кочевники? Я три разных варианта легенды слышал: татаро-монголы, кубанские татары, ногайцы…

— Ну, это точно не татаро-монголы. Промзино-Городище было основано в 1552 году, татаро-монголы тогда уже были не актуальны. Кубанские татары – вряд ли, очень сомнительно… Возможно, ногайцы. В XVI веке Ногайская Орда была еще сильна, часто совершала набеги, нередко проходя через эти места.

— Когда, по-вашему, могли произойти события, описанные в легенде?

— Давайте подумаем: в 1552 году здесь основывают городище, чтобы прикрыть с фланга движение русских войск, идущих на Казань. С этого времени и почти до конца XVI века Московское царство – сильное, агрессивное государство, на территорию которого ногайцы вряд ли решились бы сунуться. А вот семнадцатый век начинается Смутным временем на Руси, свои территории мы почти не защищаем, и они становятся привлекательной целью для Ногайской Орды. Однако и самой Орде существовать осталось недолго – в 1625 году начинается ногайско-калмыцкая война, в результате которой Орда была почти полностью уничтожена. Так что временной промежуток, в котором могли произойти описываемые события, получается очень короткий: условно говоря, где-то между 1600-м и 1625-м годом…

— Существуют какие-нибудь исторические свидетельства, что такое событие действительно было?

— Никаких. Да и какие свидетельства могли бы остаться? Представьте: шла масса всадников, не пересекая Суру, она остановилась, постояла, развернулась и ушла… Какие свидетельства тут могут сохраниться на 400 лет? Но допустить, что такое действительно было, мы можем.

— То есть, теоретически чудо действительно могло случиться?

— Знаете, я вообще человек не очень верующий. Огромный старец на вершине сияющей горы – для меня как для историка все это как-то слишком сложно. Кочевники часто принимали непонятные для нас решения. Но не обязательно к своему непониманию примешивать участие сверхъестественных сил.

— На Никольской горе проводились археологические раскопки?

Нет, никогда. Место ведь намоленное, верующие сочтут раскопки святотатством. Хотя, с точки зрения археологии, Никольская гора – очень перспективна. Это ведь отличное место для стоянки – обзор на десятки километров вокруг, наверняка тут люди с древних времен обитали. Я знаю, похожее место есть в соседнем районе, и там копали. Нашли много наконечников стрел, осколки глиняной посуды… Думаю, на Никольской горе находки были бы еще интереснее.