Почему будущее за высокоскоростными поездами? Самые быстрые поезда россии и ссср.

Примерно пятьдесят лет назад, в 60-е годы прошлого века , в индустриально развитых и густонаселенных странах, таких как, например, Япония и Франция очень остро встала проблема транспорта . Нет, в средствах передвижения недостатка не было. Многие семьи в этих странах уже обзавелись автомобилями, между городами и континентами курсировали комфортабельные авиалайнеры. Дело однако было в том, что и автомобили, и самолеты имели свои достоинства и недостатки.

Автомобилей стало так много, что им уже не хватало места на автострадах. Появились пробки, которые растягивали на долгие часы путешествие даже на небольшие расстояния. Кроме того скопления автомобилей наносили и наносят большой вред окружающей среде.

Авиалайнеры , конечно, дают ни с чем не сравнимый выигрыш в скорости, но ведь аэропорты обычно строятся далеко от центров городов – кому понравится жить и работать под жужжание винтов и рев турбин? А значит, до аэродрома еще надо добраться, прихватив с собой при этом тяжелый багаж. И опять на автомобиле. А вдруг на пути пробка? Ведь самолет не будет ждать.

Иными словами, появилась необходимость в создании нового транспортного средства , которое позволяло бы перевозить большие количества людей на сравнительно дальние расстояния, обеспечив им при этом высокую скорость и комфорт . Нужен был конкурент самолетам и автомобилям. Может быть это железная дорога?

Нет, в поезда, движущиеся на колесах по стальным рельсам, никто особенно не верил. Многим казалось, что обычная железная дорога за полтора столетия своего существования показала все, на что была способна. Альтернативным транспортом будущего считались поезда на магнитной и воздушной подушках . Куда там этим старым добрым рельсам?

Однако так думали не все. Уже в 60-е годы специалисты Национальной железнодорожной компании Франции (SNCF) задумались над созданием высокоскоростных поездов. Эти поезда двигались бы по новым, специально приспособленным для высоких скоростей рельсовым путям. При этом они могли бы ездить и по старым железным дорогам, а значит, привозить пассажиров на обычные вокзалы, удобно расположенные в центральных частях городов. Вот оно – сочетание скорости и удобства.

Первый опытный образец поезда , созданного в рамках программы TGV (французское сокращение, расшифровывающееся как «Высокоскоростной поезд») назывался TGV001 и был построен компанией Альстом в 1971 году .

Высокоскоростной поезд TGV «Зюд-Эст» (Sud-Est).

Только десять лет спустя, в 1981 году , было открыто для пассажиров движение по высокоскоростной линии, соединяющей города Париж и Лион . Поезд нового поколения TGV «Зюд-Эст» (Sud-Est) приметного оранжевого цвета понес пассажиров со скоростью 270 километров в час . С этого времени сеть таких дорог во Франции стала бурно развиваться.

Высокоскоростной поезд TGV «Атлантик» (Atlantic).

В 1989 году появилась новая линия и новый поезд TGV «Атлантик» (Atlantic) . Мало того, что его рабочая скорость выросла до 300 километров в час , так этому поезду принадлежит мировой рекорд скорости . 18 мая 1990 года он разогнался до 515 километров в час . Правда, пассажиров на «Атлантике» не было. Перевозить с такой скоростью людей пока считается очень опасным.

Высокоскоростные поезда быстро набирали популярность. Людям понравились просторные удобные вагоны, в которых не трясло и не укачивало, в которых было тихо и можно было легко переходить из вагона в вагон. Расстояние в 1000 километров поезд покрывал за 4 часа. Да это медленнее, чем на самолете, зато более комфортно и нет нужды в утомительных поездках в аэропорт и обратно.

Высокоскоростной двухэтажный TGV «Дуплекс» (Duplex).

И к чему это привело? К тому, что на некоторых линиях поездов стало не хватать, хоть и шли они почти один за другим. Тогда в 1996 году на линии вышел новый поезд – TGV «Дуплекс» (Duplex) первый в мире двухэтажный высокоскоростной поезд .

Высокоскоростной поезд «Евростар» (Eurostar).

Евростар. Поезд «Евростар» (Eurostar) отправился в свое первое путешествие через тоннель под Ла-Маншем, (он соединяет Англию и Францию) в 1994 году. У поезда 20 вагонов и он весит 816 тонн. «Евростар» может перевозить до 800 пассажиров и на пути между Парижем и Лондоном или Парижем и Брюсселем развивает скорость до 300 километров в час . Поезд толкают вперед 12 электромоторов, которые установлены внутри моторных тележек.

Тележки электропоезда. Тележка высокоскоростного поезда – очень сложное устройство. На своей прочной стальной раме она несет электромоторы, коробки передач, тормозную систему и систему мягкой подвески вагонов. На поезде «Евростар» – всего шесть таких тележек: по две под головным и хвостовым моторными вагонами и по одной на каждом из прицепных вагонов, соседствующих с моторным. Все остальные тележки, на которых стоят прицепные вагоны – несут на себе только систему подвески. На «Евростаре» , как и на других высокоскоростных поездах соседние вагоны опираются на общую тележку. Это помогает уменьшить вес поезда, снизить шум и улучшить аэродинамические качества состава.

Высокоскоростной поезд Синкансен JR500″.

Французские поезда TGV известны во всем мире. Однако все же первыми создателями высокоскоростных железных дорог стали японцы. Именно в Стране восходящего солнца в 1964 году открылась первая линия «поезда-пули» – экспресса «Синкансен». Правда первые «синкансены» были относительно «тихоходными» их скорость не превышала 210 километров в час . Но сегодня, подобно своим европейским собратьям, японские экспрессы везут пассажиров со скоростью 300 километров в час , а японский рекорд скорости составляет 443 километра в час . Сеть «Синкансен» постоянно расширяется и уже связывает город Кагосиму на самом южном острове Кюсю со столицей самого северного острова Хоккайдо – городом Саппоро.


А не опасно ли ездить на высокоскоростном поезде? Как показала история такие поезда – один из самых безопасных видов транспорта. Ни во Франции, ни в Японии за все время на скоростных линиях не произошло ни одной аварии, которая повлекла бы за собой человеческие жертвы. Картину омрачает лишь одно происшествие, случившееся в Германии 3 июня 1998 года (фотографии выше) . Тогда междугородний экспресс на скорости 200 километров в час сошел с рельсов и врезался в мост. В тот раз погибло 102 человека , а мир в очередной раз задумался о том, что высокая скорость – это все-таки и высокий риск.

В каких странах ездят сегодня высокоскоростные поезда? Если считать главным признаком такого поезда рабочую скорость 300 километров в час и больше, то таких стран не так уж много. Это:

  • Франция;
  • Япония;
  • Италия;
  • Испания.

В Англию и Бельгию из Франции приезжает поезд «Евростар» , но на внутренних линиях этих стран такие поезда не используются. Недавно новое поколение «междугородних экспрессов» , способных развивать скорость до 330 км/ч , создано в Германии .

Есть подобные проекты в США, Южной Корее, Австралии. С 90-ых годов прошлого века стал обсуждаться проект создания высокоскоростной магистрали в России . Она должна была соединить Москву с Санкт-Петербургом.

Высокоскоростной поезд России «Сапсан».

Была создана специальная компания, начали строиться заводы для производства поездов (наиболее удачными прототипами Российских выскоскоростных поездов были модели «ЭР-200″ и «Сокол 250″ , например Сокол можно увидеть в музее РЖД на Рижском вокзале). Но, в конечном итоге, решено было закупить высокоскоростные поезда у компании Siemens , а не налаживать свое производство.

Российские высокоскоростные поезда «ЭР-200″ и «Сокол 250″.

На сегодняшний день поезда с гордым названием «Сапсан», «Ласточка» и «Чиж» курсируют с максимальной скоростью (насколько это возможно с Российскими железными дорогами):

  • Москва-Санкт-Петербург
  • Москва-Нижний Новгород

Есть также маршруты и в другие города, но с минимальной скоростью. Сеть высокоскоростного железнодорожного сообщения планируется развивать по территории всей России (см. иллюстрацию ниже).

©При частичном или полном использовании данной статьи - активная гиперссылка ссылка на сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА

Если пассажира в нужный пункт назначения везет самый медленный поезд, то дорога просто кажется вечностью. Но время в пути можно значительно сократить и провести всю поездку с максимальным комфортом. Чтобы дорога оказалась не слишком долгой и утомительной, в путешествие следует отправляться по правильной железной дороге, по которой поедет самый быстрый поезд в мире. А какие же поезда претендуют на звание самых быстрых? Давайте рассмотрим несколько претендентов, которые способны развивать большую скорость и позволяют пассажирам быстро добираться в пункты назначения.

Это самый скоростной поезд в мире на магнитном подвешивании. Именно он удивил в 2003 году весь мир развитой до 581 км/час скоростью – такой скорости передвижения поезду удалось добиться дважды при проведении испытательных работ. А, в общем, средняя скорость этого поезда составляет примерно 300 км/час. Однако среди скоростных поездов в Японии он стал настоящим символом надежности и скорости – и остается таковым уже свыше пятидесяти лет.


Еще одним претендентом на звание самого скоростного является этот французский рельсовый поезд, который способен разгоняться почти до 575 км/час. Этот результат поезд показал при испытаниях в 2007 году – тем самым он установил своего рода рекорд мирового уровня среди такого вида поездов. Французы очень гордятся этим поездом, поскольку они доказали, что и рельсовые поезда могут развивать ничуть не меньшую скорость, чем рекордсмены в этом деле – поезда на магнитном подвешивании. Данный состав перевозит пассажиров из Франции в Швейцарию и Германию, однако скорость перемещения его при этом составляет в среднем 320 км/час.


Этот китайский рельсовый поезд сумел на тестовых испытаниях развить скорость в 487 км/час. В классе серийных поездов Китая этот состав установил мировой рекорд. Кроме того, что он развивает высокую скорость, он еще считается самым комфортным и безопасным. Потребуется всего лишь около трех часов, чтобы доехать из города Гуанчжоу до города Ухань, между которыми расстояние равняется свыше 1000 км. А двигается состав обычно со скоростью 350 км/час.


И этот поезд вполне обоснованно может называться самым скоростным, поскольку разгоняться он может до скорости в 500 км/час. Состав перевозит пассажиров из Токио в Аомори и обратно. Вагоны в бизнес-классе, по мнению пассажиров, очень схожи с салоном . Помимо высоких технических характеристик японский поезд отличается экологичностью и ультрасовременным дизайном. Спрос на такие поезда довольно высок. Особенно ими интересуются Соединенные Штаты Америки, которые делают ставку при перевозке пассажиров, прежде всего, на безопасность и экологичность.


Этот самый быстрый поезд в России, созданный компанией «Сименс», был приобретен «Российскими железными дорогами». Состав курсирует по дорогам местного назначения от Москвы до Санкт-Петербурга и в обратном направлении. Максимальная скорость, на которую способен «Сапсан», равна 350 км/час. Однако по местным дорогам состав двигается со скоростью 200-250 км/час.

Поезда, созданные компанией »Сименс» несколько отличаются от составов европейского производства. К примеру, воздухозаборники на поездах данного производителя размещены на крыше, что дает возможность эксплуатировать составы при весьма (минус 50 градусов). Салон «Сапсана» несколько шире (на 30 см), чем салоны поездов европейского типа, что объясняется другим размером колеи российских дорог и иными габаритами подвижного состава.


С начала XIX века поезда всегда считались прекрасным примером человеческой инженерии и изобретательности. Их изобретение подтолкнуло людей разрабатывать еще более новаторские технологии и распространять промышленную революцию по всему земному шару. В настоящее время поезда стали одним из самых быстрых способов передвижения по земле и их продолжают улучшать с каждым днем.

1. Eurostar e320



Передвигающийся со скоростью 320 км/ч e320 Eurostar соединяет города Лондон, Париж и Брюссель, а также проезжает под Ла-Маншем. Хотя эти поезда производятся немецкой компанией Siemans Velaro, Eurostar на самом деле является международным совместным проектом между Францией, Соединенным Королевством и Бельгией.

2. KTX-Sancheon


Выпущенный в 2009 году южнокорейский поезд стал кульминацией более чем десяти лет исследований и был вторым коммерческим высокоскоростным поездом, разработанным в Корее. Изначально он мог развивать максимальную скорость в 350 км/ч, позже после крупной аварии его скорость была ограничена 300 км/ч из-за соображений безопасности.

3. Talgo 350



Изначально построенный для соединения испанских городов Мадрида и Барселоны, Talgo 350 может достигать максимальной скорости в 365 км/ч. Местные жители прозвали его «Pato» (утка) из-за специфической формы передней части поезда.

4. Zefiro 380



Произведенный канадской аэрокосмической и транспортной фирмы Bombardier, поезд Zefiro 380 может достигать рабочей скорости 380 км/ч. В ближайшем будущем первая партия поездов выйдет на рельсы в китайском городе Циндао.

5. Поезда-пули Shinkansen


Японские сверхскоростные поезда Синкансэн серий Е5 и Е6 могут достигать скорости, приближающейся к 400 км/ч. Эти поезда также хорошо известны своей способностью поддерживать высокую скорость без ущерба для комфорта и безопасности пассажиров.

6. Frecciarossa 1000

Поезд, названный «Красной стрелой», самый быстрый в Италии. Он может набирать скорость до 400 км/ч и является одним из самых экологических высокоскоростных поездов в мире, поскольку обладает минимальными выбросами CO2 и построен из почти 100% перерабатываемых материалов.

7. Velaro E


Разработанный Siemens Velaro поезд, который принадлежит испанской железнодорожной компании RENFE, может достигать максимальной скорости в 404 км/ч. Он удерживает национальный рекорд по самой высокой скорости поездов в Испании.

8. ICE V


Первоначально известный как Intercity Experimental, поезд ICE V был финансируемым правительством исследовательским проектом, который изучает возможность высокоскоростного железнодорожного сообщения в Германии. В 1988 году он установил новый рекорд скорости для рельсовых транспортных средств - 407 км/ч.

9. Aerotrain I80


Построенный французским инженером Жан Бертеном Aerotrain I80 был оснащенным реактивным двигателем поездом на воздушной подушке, который в 1974 году установил мировой рекорд скорости для наземных средств на воздушной подушке (430 км/ч). Поезд никогда не использовался коммерчески из-за отсутствия финансирования и смерти Жана Бертенан в 1977 г. Однако он заложил основу для поездов на магнитной подвеске, которые появились в последующие годы.

10. CRH380A


Этот высокоскоростной поезд был введен в эксплуатацию в конце 2010 года и является единственным китайским серийным локомотивом, который не был основан на зарубежных конструкциях или технологиях. Его максимальная скорость составляет 486 км/ч, однако после сильного столкновения в 2011 году, его рабочая скорость была ограничена 300 км/ч.

11. Shanghai Maglev Train


Первый коммерческий поезд на магнитной подушке в мире, Shanghai Maglev Train вышел на рельсы в 2004 году и был первым поездом, разработанным немецкой компанией Transrapid. SMT может достигать скорости до 500 км/ч и соединяет окраины Шанхая с международным аэропортом Пудун.

12. Transrapid 09


Последний и самый продвинутый поезд «Маглев», разработанный немецкими производителями из Transrapid, предназначен для движения с крейсерской скоростью около 500 км/ч. Также он может ускоряться и замедляться намного быстрее других высокоскоростных поездов.

13. TGV POS


В 2007 году модифицированный TGV POS установил мировой рекорд скорости для обычного транспортного средства, развив скорость в 575 км/ч. Поезд был изменен, чтобы использовать только два силовые машины, а также большие колеса. Поэтому фактическая скорость состава, который курсирует между Францией и Швейцарией, ограничена максимальной скоростью 320 км/ч.

14. JR-Maglev MLX01


Развив шокирующую скорость 585 км/ч на испытательном 40-километровом треке в Яманаси, японский экспериментальный поезд на магнитной подвеске MLX01 установил новый рекорд скорости для железнодорожного подвижного состава на магнитной подвеске в 2003 году. Он удерживал это достижение в течение двенадцати лет, пока пока рекорд не побил еще один японский Maglev в 2015 году, развив скорость в 603 км/ч.

15. SCMaglev L0 Series



При пиковой скорости в 603 км/ч этот японский поезд на магнитной подвеске является мировым рекордсменом. Вскоре такие поезда планируется запустить по маршруту между Токио и Осакой.

Высокоскоростной поезд "Сапсан" серии Velaro RUS - первый поезд такого класса в России, способный развивать скорость 250 километров в час, - 17 декабря вечером отправится в первый регулярный рейс из Москвы в Санкт-Петербург.

Ниже приводятся данные о скоростных поездах в мире.

"Интерсити" (InterСity) - сеть скоростных поездов Великобритании, охватывающая все крупные города Англии, Шотландии и Уэльса. Сеть разделена на семь направлений, каждое из которых обслуживает определенный район туманного Альбиона.

Брэнд "Интерсити" был представлен в 1950 году в качестве названия поезда назначением Лондон Вулверхемптон. Подвижной состав в разное время включал в себя 7 классов поездов, из которых на сегодняшний день наибольшее распространение получили: "Интерсити 125" (максимальная рабочая скорость 200 км/ч) и "Интерсити 225" (максимальная рабочая скорость - 225 км/ч). Поезда спроектированы и построены дочерними компаниями British Rail.

ТЖВ (TGV, фр. "скоростной поезд") - французская сеть скоростных электропоездов, разработанная компанией Alstom и национальным французским железнодорожным оператором SNCF. Первая ветка была открыта в 1981 году между Парижем и Лионом.

Сеть ТЖВ охватывает города на юге, западе и северо-востоке Франции: Лион, Тур, Ле Ман, Лилль, Марсель, Страсбург, а также несколько городов на территории Швейцарии. Линии ТЖВ связаны с другими сетями скоростных поездов: "Талис" на севере и востоке (Германия, Бельгия, Нидерланды) и "Евростар" на западе (Великобритания).

Поезда ТЖВ способны двигаться со скоростями до 320 км/ч - это стало возможным благодаря строительству специальных железнодорожных линий без резких поворотов. Поезда оснащены мощными тяговыми двигателями, сочленёнными вагонами, облегчёнными колесными тележками, а также устройствами автоматической локомотивной сигнализации, благодаря которой машинисту не требуется сосредотачиваться на сигналах светофоров при езде на больших скоростях. Подавляющее большинство поездов ТЖВ служат для пассажирских перевозок, однако существуют и несколько почтовых поездов, выполняющих рейсы Париж-Лион.

ТЖВ использует специально построенные пути, называемые ЛЖВ (фр. ligne a grande vitesse - "высокоскоростная линия"), специально созданные для движения на скоростях более 300 км/ч. ТЖВ могут двигаться и по обычным железнодорожным линиями со скоростью не более 220 км/ч.

Количество пассажиров, перевезенных поездами ТЖВ за всю историю их существования, приближается к отметке в 2 миллиарда. Ежегодный пассажиропоток сейчас составляет около 130 миллионов человек (2008).

"Талис" (Thalys) - сеть скоростных железнодорожных линий, связывающих Париж (Франция), Брюссель (Бельгия), Амстердам (Нидерланды) и Кельн (Германия). Решение о строительстве высокоскоростной магистрали Париж - Брюссель - Кёльн - Амстердам было принято в 1987 году национальными операторами железных дорог четырех стран участниц проекта, а 4 июня 1996 года по маршруту Париж Брюссель Амстердам отправился первый поезд.

Промежуточными пунктами, через которые следуют поезда "Талис", являются Антверпен, Роттердам, Гаага, Льеж и Аахен. Поезда следуют как по специально выделенным высокоскоростным линиям, так и по старым путям для обычных составов. В дальнейшем планируется полностью перейти на высокоскоростные линии. Планируются линии через Кёльн до Франкфурта на Майне. Препятствием этому является недостаточное питание контактной сети в Германии. Время в пути из Брюсселя до Парижа обычно составляет 82 минуты (расстояние примерно 300 км). Максимально допустимая скорость (зависит от типа пути) составляет 300 км/ч

"Талис" эксплуатирует сходные с ТЖВ модели поездов производства французской компании Alstom.

"Евростар" (Eurostar) - железнодорожная сеть, соединяющая Лондон и графство Кент в Великобритании с городами Париж, Лилль (Франция) и Брюссель (Бельгия). Поезда "Евростар" пересекают пролив Ла-Манш по Евротоннелю, проложенному под его дном.

Поезд "Евростар", по существу, является удлинённой модификацией состава ТЖВ, приспособленной для эксплуатации в Великобритании и Евротоннеле. Среди различий - меньший объём вагона, удовлетворяющий британскому стандарту на габариты подвижного состава железных дорог, созданные в Великобритании асинхронные тяговые двигатели и улучшенная система пожаробезопасности на случай возгорания в тоннеле.

Поезд был спроектирован компанией GEC Alsthom (ныне Alstom) на фабриках в Ля Рошели (Франция), Белфорте (Франция) и Вошвуд Хэт (Англия), эксплуатация началась в 1993 году.

Существует два типа составов "Евростар": Eurostar Three Capitals (англ. "Три столицы") состоит из двух головных и восемнадцати пассажирских вагонов с двумя дополнительными моторными тележками; Eurostar North of London (англ. "Север Лондона") состоит из 14 пассажирских вагонов. Составы обоих типов состоят из двух частей, несочленённых в середине, то есть в случае поломки или чрезвычайной ситуации в Евротоннеле половину поезда можно отцепить, чтобы та своим ходом покинула тоннель. Каждая такая половинка состава имеет свой номер.

Все составы "Евростар" приспособлены для работы на линиях LGV с переменным током (включая линию в Евротоннеле и стандартные линии в Великобритании), бельгийских линиях с постоянным током и британских системах с третьим рельсом, распространённых на юге страны.

Составы Eurostar North of London никогда не использовались для международных перевозок: на них возят пассажиров от Лондона к городам севернее столицы, однако данные перевозки в настоящее время не приносят прибыли из за серьезного снижения цен на внутрибританские авиаперевозки.

Годовой пассажиропоток сети "Евростар" составляет более 9 миллионов человек (2008).

"Интерсити экспресс" (Intercity Express, ICE) - сеть скоростных поездов, распространённая в Германии и охватывающая Нидерланды, Австрию, Швейцарию, Данию и Францию. Разработана и введена в эксплуатацию компанией Deutsche Bahn. В данное время подвижной состав изготавливается консорциумом под руководством Siemens AG. Общая длина участков, на которых "Интерсити экспресс" может развивать скорость больше 230 км/ч, составляет 1200 км.

"Интерсити экспресс" занимается пассажирскими перевозками во все крупные немецкие города: Берлин, Мюнхен, Гамбург, Ганновер, Штутгарт Бремен, Нюрнберг, Дрезден, Лейпциг, Кельн, Бонн, а также связывает Германию с соседними государствами посредством рейсов в Амстердам (Голландия), Льеж и Брюссель (Бельгия), Париж (Франция), Цюрих и Базель (Швейцария), Вена (Австрия), Орхус и Копенгаген (Дания). В отличие от французского ТЖВ или японского "Синкансэна", "Интерсити экспресс" не разрабатывался как единая система и поэтому далеко не на всех участках поезда последнего поколения (ICE 3) могут развить свою максимальную скорость 330 км/ч. Участком, по которому проходит больше всего маршрутов, является скоростной участок Мюнхен - Аугсбург, по которому в день проходит более 300 поездов.

В отличие от большинства сетей скоростных поездов, которые, как правило, расходятся лучами из одного основного пункта (у ТЖВ из Парижа, у "Синкансэн" из Токио), у сети "Интерсити экспресс" четыре ветки, идущие с севера на юг, и три - с востока на запад. Три из четырёх веток с севера на юг начинаются в Гамбурге и заканчиваются в Мюнхене.

"Синкансэн" (яп. "новая магистраль") - высокоскоростная сеть железных дорог в Японии, предназначенная для перевозки пассажиров между крупными городами страны. Принадлежит компании Japan Railways. Первая линия была открыта между Токио и Осакой в 1964 году.

В сети "Синкансэн" используется европейская колея шириной 1435 мм, что отличает её от более старых линий японской железной дороги, имеющих колею 1067 мм. Линии синкансэна электрифицированы по системе однофазного переменного тока 25 кВ 60 Гц, на линиях мини-синкансэна напряжение составляет 20 кВ.

Самая старая линия "Синкансэн" (Токио-Осака) является в данный момент и самой загруженной: на ней перевозится порядка 375 тысяч пассажиров ежедневно. Всего же данная система скоростных поездов перевозит 150 миллионов человек в год (409 тысяч человек в день), а общее количество пассажиров, воспользовавшихся услугами "Синкансэн" с момента ее создания, перевалило за 6 миллиардов.

Общая длина линий "Синкансэн" составляет 2459 км. Они охватывают все крупные города островов Кюсю и Хонсю.

В системе "Синкансэн" функционирует шесть основных линий: Токио-Осака, Осака-Хаката, Токио-Хатинохэ, Омия-Ниигата, Такасаки-Нагано и Яцусиро-Кагосима, и еще 2 линии, известные под названием "Мини Синкансэн": Фукусима-Синдзё и Мориока-Акита.

Поезда "Синкансэн" могут иметь до 16 вагонов длиной по 25 метров, головные вагоны обычно чуть длиннее. Общая длина поезда составляет порядка 400 метров.

Изначально сеть "Синкансэн" предназначалась как для пассажирских, так и для грузовых перевозок в круглосуточном режиме. Позднее грузовые перевозки были отменены, и на всех линиях был введен технологический перерыв с 0:00 до 06:00.

Максимальная штатная скорость движения поезда достигается на маршруте Нодзоми (на перегоне между городами Хиросима и Хаката) составляет 300 км/ч.

"Шанхайский маглев" (от англ. maglev - magnetic levitation - "магнитоплан") - первая в мире коммерческая железнодорожная линия на магнитном подвесе, эксплуатирующаяся в городе Шанхай (КНР). Соединяет станцию городского метрополитена "Лунъян Лу" с международным аэропортом Пудун и преодолевает расстояние 30 км за 7-8 минут, развивая скорость до 431 км/ч (средняя скорость движения - 350 км/ч). Спроектирована и построена немецкой компанией Transrapid, открытие состоялось в 2002 году, введена в эксплуатацию 31 декабря 2002 года. До 2010 года линию планировалось продлить до аэропорта Хунцяо и далее на юго запад до Ханчжоу, столицы провинции Чжэцзян, после чего её длина составила бы 175 км. Однако строительство было заморожено из за возможности вредного воздействия электромагнитных волн на местных жителей, чьи дома расположены в непосредственной близости от будущего продолжения магистрали.

"Асела экспресс" (комбинация англ. слов acceleration и excellence - "ускорение" и "превосходство") - скоростной поезд, соединяющий американские города Вашингтон, Балтимор, Филадельфию, Нью Йорк и Бостон. "Асела экспресс" курсирует по "Северо-восточному коридору" железнодорожной магистрали, проходящей параллельно побережью Атлантического океана через густонаселенные районы северо востока США.

Суммарная протяженность скоростной линии составляет 735 км, причем ее северная часть всего на 8 км длиннее южной (372 км и 364 км соответственно). Практически вся линия принадлежит "Амтрак" ("Amtrak", Национальная железнодорожная пассажирская корпорация), за исключением небольшого участка в северных пригородах Нью-Йорка (между Нью-Рошелью и Нью-Хэвеном), принадлежащего Metro North Railroad - оператору пригородных пассажирских перевозок к северу от Нью-Йорка.

Подвижной состав для "Аселы" был произведен на рубеже 20-го и 21-го веков консорциумом, состоявшим из канадского Bombardier (75%) и французского Alstom (25%). Каждый состав вмещает 304 пассажира и состоит из двух локомотивов с обоих концов состава и шести промежуточных вагонов: четырех вагонов бизнес класса (компоновка сидений 2+2), одного вагона первого класса (компоновка сидений 2+1) и одного вагона ресторана/бара.

Максимальная скорость "Аселы" в регулярном пассажирском движении составляет 241 км/ч. Маршрутная скорость ниже: при поездке из конца в конец по всей 735 километровой трассе она составляет 109-113 км/ч в зависимости от рейса и числа остановок.

"Асела экспресс" ежедневно выходит на маршрут в 06.00, курсирует с интервалами от часа и выше (в зависимости от дня недели) и заканчивает движение в 20.00.

Годовой пассажиропоток "Аселы" составляет около 3,2 миллиона человек (2007). В день экспресс перевозит более 8,7 тысяч человек.