Реформы екатерины 2 к чему привела каждая. Реформы Екатерины II кратко

1. Краткая биография Екатерины II………………………………………4

2. Начало царствования……………………………………………………6

3. Реформы Екатерины II…………………………………………….…….7

Заключение……………………………………………………………………..17

Список литературы……………………………………………………….........19

Введение

В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом, но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества. Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала европейская политика Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи. Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране. Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения. Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II, как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России, интересна не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России.

1. Краткая биография Екатерины II

Екатерина родилась в 1729 году в немецком приморском городе Штеттин. Урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода.

Екатерина Алексеевна была довольно сложной и, безусловно, незаурядной личностью. С одной стороны она - приятная и любвеобильная женщина, с другой - крупнейший государственный деятель.

В 1745 году Екатерина II приняла православную веру и была выдана замуж за наследника российского престола, будущего Петра III. Попав в Россию пятнадцатилетней девушкой, она быстро овладела русским языком и обычаями. Но при всех способностях приспосабливаться великой княгине приходилось тяжело: имели место нападки со стороны императрицы (Елизаветы Петровны) и пренебрежение со стороны мужа (Петра Федоровича). Самолюбие ее страдало. Тогда Екатерина обратилась к литературе. Обладая недюжинными способностями, волей и трудолюбием, приобрела обширные познания. Она прочитала массу книг: французских просветителей, античных авторов, специальные труды по истории и философии, сочинения русских писателей. В итоге Екатерина усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.

В 1754 году у Екатерины родился сын (Павел Петрович), будущий наследник русского престола. Но ребенка взяли от матери в апартаменты императрицы Елизаветы Петровны.

В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Петр III.

Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремленностью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими сильную женщину. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму. Ей был присущ особый талант завоевывать общие симпатии.

Екатерина медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа. Вскоре после воцарения непопулярного среди родового дворянства Петра III, опираясь на гвардейские полки, свергла его.

С первых дней царствования Екатерина хотела быть популярной в самых широких массах народа, она демонстративно посещала богомолья, ходила на поклонение к святым местам.

В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая судьбу фаворитов и фавориток предшествующего царствования, она проявила великодушие и снисходительность, остерегаясь рубить с плеча. В итоге многие действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих прежних должностях. Екатерина любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться.

2. Начало царствования

В начале царствования Екатерина еще не освоилась с новой для себя ролью и либо продолжала претворять в жизнь политику, намеченную в предшествующее время, либо завершала ее. Отдельные новшества императрицы носили частный характер и не давали оснований относить царствование Екатерина к разряду выдающихся явлений в отечественной истории.

Екатерина не без основания указывала на довольно затруднительные обстоятельства, при которых она начала царствовать. Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за три месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.

Сразу после воцарения Екатерины была заметна кипучая деятельность в государственном организме. При этом во всех отношениях выказывалось личное участие императрицы в решении всевозможных вопросов.

С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина участвовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1963 году Сенат был реформирован: он был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом контроля над деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Сенат лишился своей главной функции - законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице. Смерть Иоанна Антоновича избавила Екатерину от страха за будущее своего трона. Теперь ее честолюбие могло быть удовлетворено реализацией собственных планов. Она накопила определенный опыт управления, появились замыслы реализовать новшества.

3. Реформы Екатерины II

"Наказ" и Комиссия 1767 - 1768 гг.

В январе 1765 года Екатерина начала непосредственно работу над законодательным проектом.

В июле 1767 года в Москве собрались свыше 500 выбранных на местах депутатов, образовавших "Комиссию о составлении проекта нового уложения", которая работала семь лет. 30 июня Комиссия начала свою работу, "Наказ" был официально обнародован, и все депутаты получили тексты Свода правовых принципов.

Официальный текст "Наказа Комиссии о составлении проекта нового уложения" состоял из 20 тематических глав и 526 статей. Большая часть текста была, как видно, заимствованной. Однако в итоге у Екатерины вышло самостоятельное по конструкции и по политическим принципам творение. Разработанные ею постулаты законов были направлены на упрочение неограниченной власти монарха, законности, основанной на "разумной снисходительности", на гарантии гражданских прав в виде привилегий сословиям, на общее реформирование правовой системы в духе этих начал.

Первые пять глав фиксировали самые важные принципы власти государственного правления в России как непререкаемые, "фундаментальные" начала жизни общества вообще. Одна из самых первых статей "Наказа" провозглашала Россию европейской державой. У этого положения был важный политический подтекст: следуя критериям Монтескье, все закономерности европейской государственности присущи России, несмотря на её особую обширность. Главная из таких закономерностей - "Государь в России самодержавный; ибо никакая другая, как только соединённая в его особе власть не может действовать сходно с пространством такого великого государства". А "всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно". Однако у новой, правовой, монархии новая цель: все действия людей "направить к получению самого большого ото всех добра", способствовать процветанию общества, гарантировать права граждан-подданных. Государь не может и не должен везде править сам, хотя именно он полагался юридическим источником всякой власти в государстве. Это показывает, что "Наказ" вполне сохранял абсолютизм монархии.

Главы 9 и 10 устанавливали принципы законодательства в сфере уголовного права. Правильно построенный уголовный закон провозглашался важнейшей гарантией гражданской "вольности". "Наказ" категорически воспрещал любые жестокие по форме наказания, сокращал возможные случаи смертной казни. Суд также учреждение не столько карательное, сколько орган охраны общества и гражданина. И так как суд действует в реальном сословном обществе, то в нём гарантии судебной справедливости должны заключаться в участии выборных представителей от сословий в рассмотрении дел.

Главы 11-18 посвящались законодательству в социально-правовой сфере и гражданскому праву. Общество разделено на три сословия, исходя из естественного и исторического различия занятий. Более почётное место дворян гарантировало им особые привилегии на службе, в собственности. Но и для крестьянства важно "учредить что-либо полезное". Закон должен охранять всех, но гражданские права предоставляются соответственно сословно.

Последние, 19 и 20 главы "Наказа" устанавливали некоторые правила в отдельных вопросах законодательства. Декларировалась свобода вероисповедания, запрещались не предусмотренные законом суды.

Екатерина 2, подобно большинству монархов, правивших хоть сколько-нибудь значительное время, стремилась проводить реформы. Тем более, что Россия досталась ей в тяжелом положении: ослаблены были армия и флот, большой внешний долг, коррупция, коллапс судебной системы и т. д. и т. п

Губернская реформа:

«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного деления на губернии, провинции и уезды стали делить территории на губернии и уезды. Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти.

Судебная реформа:

Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан магистраты , акрестьян расправы . Болеевысокойинстанциейбылисудебныепалаты , членыкоторыхназначались . Авысшимсудеб ным органом Российской империи был Сенат.

Секуляризационная реформа:

Была проведена в 1764 году. Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов.

Реформа Сената:

15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины 2 «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов.

Городская реформа:

Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной 2 в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством.

Полицейская реформа:

В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того запрещениенекоторыхвидовдеятельности .

Реформа образования

Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные училища в губернских городах и малые - в уездных. Школьная реформа была проведена в 1782 году, а ранее в 1764 году было открыто училище при Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) коммерческоеучилище .

Денежная реформа

В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации). 27. Россия и Европа в XVIII в. Изменения в международном положении страны.

В 20-е годы XVIII века Англия оставалась одной из самых непримиримых противниц России в Европе. Британские власти опасались роста политического и военно-морского могущества России и русскойугрозы Ганноверу наследственномувладениюанглийскогокороля . Крометого , Лондонбоялсяутратитьпосредническуюрольвовнешне й торговле России и оказаться в зависимости от экспорта русских кораблестроительных материалов. Отсутствие нормальных дипломатических отношений, прерванных в 1720., и сокращение торговых оборотов наносили ущерб обеим сторонам и их экономическим интересам.

После смерти Екатерины I был провозглашен новый внешнеполитический курс России, соответствовавший интересам страны. По словам вице-канцлера А.И.Остермана, Россия в сложной международной обстановке того времени стремилась убежать отвсего , чтомоглоее в какое пространство ввести (избегатьлюбыхвоенныхстолкновений . Онанехотелавойнынетолькодлясебя , ноимеждуевропейскимистранами . ОтсюдаиповоротвееполитикевотношенииАнглии .

На протяжении 20-х годов XVIII в. вопрос о восстановлении дипломатических отношений между Россией и Англией поднимался неоднократно. Уже в 1727 г. в политике России отчетливо наметилась линия на постепенное сближение с Англией при сохранении и дальнейшем укреплении русско-австрийского союза.

Отношения России с Испанией в первой половине XVIII в. складывались в сложных условиях противостояния Венского (Австрия и Испания) и Ганноверского (Англия, Франция и Пруссия) блоков.

Испанская дипломатия прилагала максимум усилий для привлечения России в Венскому союзу.

Этому способствовали антирусская направленность Ганноверской лиги, а также общность интересов России и Австрии в Турции, Польше и Швеции. В рескрипте российскому представителю в Мадриде коммерц-коллегии советнику И.А.Щербатову предписывалось

13 декабря 1726 г. поддерживать тесные связи сцесарскимминистром , понежемысегоримско - цесарскимвеличествомвтеснойдружбеобретаемся . Виюле 1726 г . Россиявступилававстро - испанскуюкоалицию , поддержавтемсамымбаланссилвЕвропе . ОднакоонаотклонилапредложениеИспани и включиться в борьбу с Ганноверской лигой. С присоединением России к Венскому союзу испанцы рассчитывали действовать в отношении своих противников и, прежде всего Франции, более энергично.

В начале 1725 г. кабинет Екатерины I декларировал верность внешнеполитическому курсу, определенному Петром I. Внимательно наблюдая за дипломатической борьбой между различными блоками, Петербург не сразу определился в выборе союзников. Наибольший интерес среди ведущих европейских стран представляла Франция, с помощью которой Россия рассчитывала укрепить свои позиции в Польше, Швеции и Турции, где влияние Франции было особенно велико. В марте 1725 г. было принято решение вступить в союз с Францией.

Вступившая на русский престол в 1730 г. после смерти Петра II племянница Петра I герцогиня Курляндская Анна Иоанновна поддерживала идею русско-французского сближения. В 1732 г. императрица дала согласие начать переговоры с Маньяном о заключении между двумя странами союзного договора. Однако очень скоро эти переговоры зашли в тупик из-за слишком больших расхождений во внешнеполитических ориентирах.

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Реформы в годы правления Екатерины II

При Екатерине II (1729-1796) была проведена реформа Сената. В декабре 1763 г. Он был разделен на шесть изолированных друг от друга департаментов: четыре из них находились в Петербурге, а два - в Москве.

Важнейшие вопросы управления («государственные и политические дела») были сосредоточены в первом департаменте, возглавляемом генерал-прокурором. Этот департамент охранял права дворянского сословия: обнародовал законы, заведовал Тайной экспедицией и Канцелярией конфискаций, финансами и финансовым контролем, промышленностью, торговлей, государственным и церковным имуществами и соответствующими им учреждениями. В ведомстве второго департамента находились вопросы суда, межевания, рассмотрения прошений на имя императрицы. Третий департамент занимался разнообразными управленческими делами, заведованием путями сообщения и медицины, попечительством о науках, образовании и искусствах, управлением окраинами. Четвертый департамент ведал военно-сухопутными и военно-морскими делами. Московские департаменты соответствовали петербургским: пятый - первому, шестой - второму.

Реформа Сената в 1763 г. фактически возвысила только роль и значение генерал-прокурора. Генерал-прокурор пользовался правом ежедневного доклада императрицы о решенных в Сенате делах. В случае разногласий в мнениях сенаторов по какому-либо делу на общем собрании департаментов генерал-прокурор докладывал о нем императрице и добивался ее личного решения. Некоторые изменения были внесены в компетенцию святейшего Синода. В 1744 г. Коллегия экономии была упразднена, а ее дела были переданы Канцелярией синодального экономического правления.

Как известно, политика Екатерины II существенно изменилась в связи с крестьянской войной 1773-1775 гг., и это отразилось на последующих государственных реформах.

До 1775 г. сохранялись прежние местные органы управления. Губерния управлялась губернаторами, провинции - уездными воеводами, при них имелись присутствия и канцелярия. В 1763 г. в распоряжение губернаторов отдавались воинские команды.

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева вызвала к жизни крупную губернскую реформу 1775 г. Ранее в стране было 23 губернии, после войны они стали разукрупняться. Эта реформа проводилась 20 лет, и в результате число губерний выросло до 50. Смысл реформы состоял в приспособлении аппарата к фискальным и карательным целям государства. Единственным критерием для образования губерний было количество населения - 300-400 тыс., уезды создавались при 20-30 тыс. душ.

Провинции и должности воевод упразднялись. Губернатор назначался и смещался императором. Он обладал всей полнотой власти, стоя во главе губернского правления, в которой входили губернский прокурор и два советника. Генерал-губернатор управлял несколькими губерниями и полномочия его были более широкие чем у губернатора. Ему подчинялись губернаторы. В отсутствие императора он являлся главнокомандующим, непосредственно докладывал императору, принимал экстренные меры. Надзор за законностью возлагался на губернского прокурора и двух помощников (стряпчих), в уездах - на уездных стряпчих. Количество уездов увеличилось почти вдвое. Земский исправник стоял во главе уездной администрации, а исправник - во главе нижнего земского суда (кроме него туда еще входили два дворянина), они осуществляли руководство земской полицией, исполнением законов и проведением в жизнь местных актов. В городах администрацию возглавляли городничие.

Реформа 1775 г. носила феодально-крепостнический характер, она укрепляла власть дворянства на местах. В дальнейшем этот аппарат почти не подвергался изменениям.

В правление Екатерины II были приняты меры по укреплению органов полиции и развитию ее структуры. Компетенция данных органов была расширена и наряду с функциями по охране порядка и безопасности на полицию была возложены многочисленные общеадминистративные, финансовые и даже некоторые судебные полномочия. В 1782 г. был принят Устав благочиния . Под благочинием понималось поддержание порядка и безопасности в обществе.

В городах были созданы управы благочиния, подчинявшиеся органам губернского управления. В полицейском отношении город делился на части во главе с частным приставом. Часть охватывала от 200 до 700 дворов, подразделявшихся на кварталы, где непосредственно осуществлялся надзор за порядком. Управы обладали даже некоторыми судебными полномочиями, рассматривая дела о мелких кражах на сумму до 20 руб.

Управы благочиния в столицах возглавлялись обер-полицмейстерами, а в остальных городах - городничими. Управа состояла из двух приставов (в столице назначались Сенатом, в остальных- городах - губернским правлением) и двух ратманов, выбиравшихся из купцов городским собранием.

Главные задачи полиции по Уставу благочиния состояли в том, чтобы «общий порядок сохранен был во всех видах», чтобы «ничто не принималось противное службе императорского величества» и чтобы во всем «благочиния и добронравие сохранялось». Для выполнения этих задач полиция была наделена весьма широкой компетенцией. Она следила за тем, чтобы городские жители исполняли законы, постановления местной власти и решения судов, занималась вопросами санитарии и благоустройства (мощение улиц и т.д.), ведала торговлей. Полиция проводила предварительное следствие и судила за мелкие кражи и мошенничество. В ведении полиции находились также пожарные команды.

Во главе каждой полицейской части города находился частный пристав, который имел свою канцелярию, именовавшуюся «частный», «съезжий» дом (иногда просто «часть»). Части подразделялись на кварталы - по 50-100 дворов. Возглавлялись они квартальными надзирателями, которым были подчинены квартальный поручик и рядовые полицейские - будочники.

Управы благочиния выступали как судебно-полицейские органы. Одной из важных их функций было «открытие преступлений и проступков, предупреждение оных, имание под стражу преступников, исследование на месте, обнаружение и утверждение доказательства преступлений или проступков».

Сразу же после ликвидации Канцелярии тайных розыскных дел была создана Тайная экспедиция Сената . Ее штат был укомплектован сотрудниками бывшей Канцелярии во главе с печально известным С. Шешковским. Тайная экспедиция Сената подчинялась генерал-прокурору, который мог вмешиваться в любое дело. Этот орган служил для охраны незыблемости царской власти. Экспедиция была независима от других органов, а централизованное руководство ею обеспечивало сохранение полной секретности дел.

Активность ее особенно выросла после крестьянской войны 1773-1775 гг. и французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Именно там велось следствие по делу Емельяна Пугачева в 1775 г., а впоследствии по делам русского просветителя Н.И. Новикова в 1792 г. и дворянского революционера А.Н. Радищева 1790 г. В это же время был репрессирован чиновник Г. Попов, разославший императрице, Сенату и Синоду письма с требованием освободить крестьян. В 1793 г. в тайную экспедицию попал Ф.В. Крочетов, автор критических сочинений, адресованных Екатерине П.

Чаще всего основанием для возбуждения дел являлись доносы. Своеобразным новшеством в работе политического сыска в это время стала перлюстрация частной переписки. Для расследования отдельных дел создавались секретные следственные комиссии, в распоряжение которых выделялись воинские команды. В частности. Особая комиссия была создана по делу поручика В. Мировича, который пытался освободить царевича Ивана VI.

В 1775 г. была предпринята попытка отделения предварительного следствия от судебного разбирательства. Предварительное следствие было передано нижним земским судам и управам благочиния.

Вышеуказанное свидетельствует, что при абсолютизме в любой момент мог быть осуществлен возврат к старым методам властвования и приемам борьбы с политическими противниками. Так и произошло после крестьянской войны Пугачева.

Екатерина Вторая, великая императрица, правила нашей страной ровно 34 года. Это огромный период истории, на протяжении которого произошло много самых разнообразных событий.

В массовом же сознании эта правительница ассоциируется с ненасытной в любви дамой. Что ж, Екатерина II известна своими любовными похождениями, во многих исторических романах можно прочесть, что императрица меняла фаворитов постоянно. Но будем смотреть правде в глаза: неужели все 34 года она была занята исключительно этим? Наверняка нет: период ее царствования все русские историки считают временем расцвета отечественной литературы, науки и живописи; именно тогда появляется русская опера и невиданными темпами развивается театральное искусство.

Именно Екатерина 2, реформы которой были продуманы, взвешены, а потому осторожны, оставила глубокий след в истории отечественной дипломатии и законодательства.

Не следует забывать и о блистательных военных победах. Пока сия самодержица занимала престол, Россия не потерпела ни одного военного поражения, в отличие от предшествующих периодов. К примеру, в 1812 году мы разбили французов, хотя до того победы на поле брани принадлежали им. Время Екатерины характеризуется присоединением Крыма, а также жесткими «уроками» для польской шляхты. Наконец, вспомним известные реформы Екатерины 2.

Внутренняя политика

Что же происходило в это время внутри страны? Событий было немало, так как Екатерина, в отличие от многих своих предшественников, пришла к власти с уже готовой программой действий, что позволило ей вести действительно результативную политику. Сама себя она позиционировала как «верную последовательницу мыслителей эпохи Просвещения». К чести ее, Екатерина умела понять, что из их теорий годится для реальной жизни, а что — не очень.

Так, в 1773 году в Россию с визитом прибыл знаменитый Дени Дидро, которого очень интересовали реформы управления Екатерины 2. Он с удивлением обнаружил, что императрица внимательно его слушает, внимая всем его предложениям, но... не торопится ни одно из них претворять в жизнь. Когда несколько уязвленный философ спросил, почему так происходит, Екатерина сказала: «Бумага может вытерпеть все, но мне приходится иметь дело с людьми, кожа которых куда тоньше бумажного полотна».

Вторая важная мысль ее касалась того обстоятельства, что любое начинание и реформу следовало проводить постепенно, исподволь готовя общество к их принятию. Это выгодно отличало Екатерину как от отечественных правителей, так и от европейских монархов, которые с интересами своих подданных в таком вопросе не считались практически никогда

Итак, что же конкретно сделала императрица Екатерина 2? Реформы следует начинать описывать с губернской.

Губернская реформа

Ее она начала проводить вскоре после Пугачевского бунта, который потряс самые столпы Империи и явился своего рода предвестником грядущих трагических событий. В отличие от Николая II, Екатерина выводы делать умела.

Во-первых, само название этого преобразования совершенно некорректно. Все дело в том, что суть реформы была много глубже, являя собой создание практически новой управленческой системы «на местах».

Было предложено новое разделение страны. Всего губерний стало 50, причем разделение это в практически неизменном виде сохранялось вплоть до развала Империи в 1917 году. Что это означает? Проще говоря, в стране образовалось в несколько раз больше городов «федерального» значения, чем было до тех пор. В конкретный населенный пункт приезжает назначенный губернатор, туда же направляется масса энергичных, образованных людей. В результате тихий и «затхлый» уездный городишко вскоре превращался в местный центр общественной и политической жизни.

Ответ на бунт Пугачева

Тут внимательный читатель вполне может задать вопрос: «И где же тут влияние бунта Пугачева»? Все просто: после этих событий Екатерина хотела, чтобы большая часть местной власти набиралась из уроженцев этой же местности. Проще говоря, впервые в истории дома Романовых народ получил возможность самостоятельно выбирать тех, кто им будет править. Невиданный рывок для тех времен! Вот чем прославилась Екатерина 2. Реформы ее позволили отойти от замшелого общественного строя начала 16-го века и наконец-то заставили реально развиваться многие отрасли.

Возникли органы самоуправления, которые привычны для нашего времени, но были диковиной для той эпохи. Сразу оговоримся: все это теоретически существовало и до Екатерины. Но делалось не целенаправленно, а только лишь по причине нехватки столичных чиновников, которых бы можно было отправить во все города и веси необъятной империи. Реальных полномочий все эти органы не имели, ограничиваясь лишь правом на сбор налогов и прочие механические операции. Если проводить параллели с нынешними временами, то внутренние реформы Екатерины 2 были направлены на перераспределение властных полномочий.

Все эти преобразования были следствием убеждения императрицы в том, что все бунты возникают из-за неспособности назначенных чиновников оперативно «вникать» в проблемы на местах и решать их. В принципе, у таких наместников и желания-то такового не было: им было важно отчитаться о достижениях «народной пятилетки» и собрать налоги. Другого от них и не требовалось, а инициатива всегда была наказуемой.

Важно заметить, что после 1775 года, когда эта реформа и была проведена, ни одного (!) повторения Пугачевского бунта не было. Местные власти, хоть и отличались порой все тем же стремлением к взяточничеству, все же были гораздо более заинтересованы в том, чтобы улучшить жизнь своего родного края. Проще говоря, государственные реформы Екатерины 2 действительно были направлены на благо страны.

Возникновение гражданского самосознания

Многие историки сходятся во мнении, что с тех пор начали появляться слабые, но все же заметные черты гражданского общества и самосознания. Так, именно в те времена постоянно случалось так, что жители маленьких уездных городов проводили собрания, собирали добровольные пожертвования и строили на эти средства гимназии, библиотеки, храмы и прочие объекты социальной и духовной сферы.

До тех пор такой согласованности и единодушия невозможно себе было даже представить. Как же далек был упомянутый Дидро от реального решения общественных проблем!

Реформа сената

Конечно же, Екатерина 2 (реформы которой мы тут описываем) была далеко не «вестницей демократии». Она и мысли не могла допустить о том, чтобы хоть в чем-то ограничить свою власть и ослабить институт государственного абсолютизма. Так, видя усиливавшуюся самостоятельность Сената, государыня решила взять его «под крепкое государственное крыло», всячески ограничив любую реальную власть этого важного органа.

В конце 1763 года структура Сената была признана «не соответствующей реалиям». Была крайне возвышена роль генерал-прокурора, которого назначала сама императрица.

На это место был выдвинут А. А. Вяземский. В общем-то, человек это был известный: его уважали даже враги за неподкупность, честность и ревностность в деле служения Отечеству. Он ежедневно докладывал Екатерине о работе Сената, подчинил себе всех губернских прокуроров, а также единолично выполнял многие функции, которые до той поры были распределены в Сенате. Разумеется, роль этого органа постоянно падала, хотя формально все обстояло не так.

Все функции Сената в скором времени были распределены между совершенно автономными департаментами, которые фактически являлись лишь марионетками и уже не могли проводить слаженную общую политику.

Изменение структуры общественного управления

В то же время все сильнее начало обозначаться полное несоответствие старой системы городского управления новым устремлениям государства. Уже описанная нами губернская реформа Екатерины 2 сделала каждый город абсолютно самостоятельной административной единицей. За управление им отвечал городничий, чей статус сразу же несоизмеримо вырос.

Он назначался из отслуживших воинскую службу дворян и властью обладал огромной. На этом же должностном лице «висели» полицейские, а не только управленческие функции, а потому человек на этой должности должен был отличаться завидным трудолюбием. Эта реформа местного управления Екатерины 2 сразу поспособствовала наведению порядка на местах.

Напротив, ратуши и магистраты сразу же практически утратили все свое административное значение, превратившись в судебные органы для торговцев и промышленников. Был создан новый магистрат, людей в который набирали по рекомендациям купцов и промышленников. Управление этим органом осуществлял городской голова. Кроме того, в городах действовали общественные и сиротские суды. Из всего этого и формировалось городское самоуправление, на создание которого были направлены многие реформы Екатерины 2. Конечно же, оно пребывало под постоянным надзором со стороны центральной власти, но все же это также был прорыв в области социальной и управленческой сферы. Впрочем, иного выхода у власти не было: города интенсивно росли, появлялось множество предприятий, общин, образовательных и прочих учреждений. Все это нужно было «привести к общему знаменателю», все требовало адекватного городского управления, реализовать которое на практике смогла только губернская реформа Екатерины 2.

Судебная реформа Екатерины

Все вышесказанное приводит ко вполне простому выводу: столь бурное развитие социальной сферы было бы невозможным без нормальных судебных органов, которые бы могли корректно разрешать неизбежно возникающие противоречия и споры, как между отдельными членами общества, так и между целыми их группами.

Нужно также подчеркнуть, что судебная реформа Екатерины 2 базировалась на аналогичном начинании Петра I, вот только императрица смогла найти куда более изящное решение, а потому программа не только была претворена в жизнь, но и дала очень хорошие результаты.

В 1775 году был опубликован первый свод официальных положений. Многие административные суды были упразднены и полностью расформированы. Наконец-то были четко разграничены две ветви власти: судебная и административная, которые ранее были слиты воедино. Более того, административная власть сохранила свое единоначалие, в то время как судебные органы управлялись коллегиально.

Разумеется, не этим прославились реформы Екатерины 2. Кратко основное их значение для судебной системы раскрывается ниже.

Важное замечание

Самое важное — наконец-то были разделены гражданские и уголовные иски. В свое время именно этот «атавизм» мешал отправлению нормального правосудия, так как сложно было адекватно разграничить вину за административные нарушения и действительно серьезные деяния. Нижней инстанцией стал уездный суд. Разбирались в нем дела мелкие и незначительные. Тем самым значительно снижалась нагрузка на судей, которые занимались чем-то действительно важным.

Вообще результаты реформ Екатерины 2 во всех сферах одинаковы — резкое увеличение эффективности работы многих отраслей. Это и сейчас заставляет уважать императрицу за недюжинный управленческий талант. Но вернемся к судам.

Уездный орган рассматривал более серьезные заявления. В отличие от вышеописанного земского, в этом суде заседатели набирались уже из помещиков. Заседания проводились ровно три раза в год, причем за работой этого органа уже наблюдал прокурор, в обязанность которого входила функция «внутренней полиции», так как он фиксировал все случаи нарушения законов самими судьями и докладывал о том «наверх».

На уровне губерний главным органом в иерархии стал Высший земский суд, который мог находиться не только в губернском, но и в уездном городе. Отныне в каждом административном центре могло быть сразу несколько таких органов. В каждом из них было уже по десять заседателей. Председатели же выбирались исключительно Сенатом, а их утверждением занимался зачастую лично глава государства.

Но не только этим ознаменовались реформы Екатерины 2: кратко говоря, суды стали более специализированными.

Структурное разделение судов

Верхний земский суд подразделялся на уголовный и чисто административный отделы. Это была важная инстанция для «младших» органов. Кроме того, его судьи имели право на рассмотрение более сложных дел. Дело в том, что уже тогда был законодательно закреплен список правонарушений, рассматривать которые не могли представители нижних земских и уездных судов, а также члены магистрата. Все это препятствовало развитию кумовства на местах.

В Губернском суде также была общественная и уголовная палата. В каждой имелся собственный председатель, а также пара советников и асессоров. Они также могли быть избраны исключительно Сенатом и утверждены Верховной властью. Это была высшая судебная инстанция тех времен, в которой рассматривались наиболее сложные дела, а также разбирались все самые тяжкие и опасные преступления.

Словом, судебная реформа Екатерины 2 была весьма и весьма сложной.

Секуляризационная реформа

К ней Екатерина приступила в 1764 году. Все земли монастырей отныне официально передавались в управлении Экономической коллегии. В ходе этой реформы Екатерина пошла по стопам Петра I, который не слишком жаловал духовенство. С одной стороны, отныне государство было обязано содержать Церковь... но при том светская власть уже сама определяла, сколько же стране нужно монастырей и священнослужителей. Коллегия также имела право отчуждать «лишние» земли в фонд государства.

Преобразования в образовательной сфере

Известна также реформа образования Екатерины 2. Главная ее задача — создание Воспитательных домов, воспитанники которых получали денежное довольствие, полное содержание и образование. В результате страна пополняла ряды своих граждан большим количеством образованных и умных молодых людей, которые были преданы государству и воспитаны в нужном моральном и этическом духе.

Полицейская реформа

В 1782 году был утвержден «Устав благочиния». Управа стала официально управлять городским полицейским ведомством. В составе имелись: приставы, полицмейстер и городничий, а также комиссия из граждан, состав которой определялся путем голосования. Орган этот мог накладывать штраф или порицание, а также имел право на запрет некоторых видов деятельности.

Какие еще были важные реформы Екатерины 2? Таблица даст нам ответ на этот вопрос, а также несколько дополнит цели тех мероприятий, которые уже рассматривались в этой статье.

Название

Цель

Смысл

Управленческие действия

1. Полная ликвидация автономии казачеств и Запорожской сечи (до 1781 года)

2. Губернская реформа (1775)

Упразднение излишне вольных и потенциально опасных формирований.

Полностью контролировать все районы страны, но делать это не в ущерб населению.

Урезание казачества в правах. На их территориях также вводилось централизованное губернское управление.

Образование 50 губерний приблизительно по 300 тысяч человек. Делились они на уезды по 30 тысяч человек. В некоторых случаях губернии могли быть объединены.

Экономические реформы Екатерины 2

1. Свобода организации предприятий (1775 год)

2. Официальное повышение оплаты крестьянского труда (1779 год)

Управление все более централизуется, но при том увеличиваются экономические свободы населения

Население могло свободно производить ситец и вывозить хлеб за пределы государства. Любой человек мог организовать любое промышленное предприятие. Проще говоря, отныне в промышленное сословие были открыты двери всем.

Сословные реформы

Жалованные грамоты дворянству и городам (1775 год)

Впервые были официально определены права и обязанности дворянства и городского сословия.

Дворяне были полностью освобождены от обязательной службы и многих повинностей. Сословия получили право на самоуправление. Без следствия и суда отныне нельзя было лишать их членов собственности и свободы.

Вот прочие реформы Екатерины 2. Таблица достаточно подробно раскрывает их суть.

Результаты

Без преувеличения можно сказать, что все проведенные мероприятия действительно были судьбоносными. Чему способствовали реформы Екатерины 2? Кратко (таблица этот момент раскрывает) говоря, они были направлены на достижение двойственных целей:

    Укрепление самодержавия.

    Экономическая свобода населения, возможность подняться из низших сословий способным людям.

В период её правления была практически полностью ликвидирована угроза неповиновения со стороны казачьей вольницы. Какие еще можно назвать последствия реформ Екатерины 2? Церковь окончательно была подчинена воле государства, судебная отрасль стала более гибкой. Граждане, так или иначе, получили возможность участия в судьбе собственного города или даже губернии.

Вот чем отметились реформы Екатерины 2. Кратко (таблица поможет вам это увидеть) говоря, общество стало более сознательным, свободным и социально защищенным.

(1762 - 1796)
Сельское хозяйство . При Екатерине были приняты законодательные акты, позволяющие сказать, что крепостное право достигло своего пика. Указ 1765 г. разрешал помещикам ссылать своих крестьян без суда и следствия в Сибирь на каторгу. По указу 1763 г. крестьяне должны были сами оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений. В 1767 г. был издан указ, запрещавший крестьянам подавать жалобы императрице на своих помещиков.
Промышленность . В 1785 г. было издано специальное «Ремесленное положение», по которому не менее 5 ремесленников определенной специальности должны были составить цех, избиравший своего старшину.
Финансы . При Екатерине впервые в 1769 г. появились бумажные деньги . Также впервые при Екатерине Россия обратилась к внешним займам. Первый из них был сделан в 1769 г. в Голландии, второй - в следующем году в Италии.
Первые годы царствования. Одной из первых реформ Екатерины II было разделение Сената на 6 департаментов с определенными полномочиями и компетенцией. Сенатская реформа улучшила управление страной из центра, но Сенат лишился законодательной функции, которая все более переходила к императрице. В 1764 г. было отменено гетманство на Украине. Автономия Украины была ликвидирована.
Губернская реформа 1775 г. Были приняты меры по укреплению дворянства в центре и на местах. Введенное Екатериной II административное деление страны сохранялось до 1917 г. 7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Страна делилась на губернии, во главе которых стояли губернаторы. Столицы и несколько других губерний подчинялись генерал-губернаторам. При губернии создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался землеустройством, школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения. Губернии делились на уезды. В них по образцу губерний были назначены уездный казначей и уездный землемер. В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий. В городах вводился строгий полицейский контроль. После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, исключая Иностранную, Военную и Адмиралтейскую. Функции коллегий перешли к губернским органам.
Жалованные грамоты дворянству и городам. 21 апреля 1785 г. были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. Изданием этих грамот Екатерина регулировала законодательство о правах и обязанностях сословий. В соответствии с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» оно освобождалось от обязательной службы, личных податей, телесных наказаний. «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи» определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Также теперь горожане делились на 6 разрядов: дворяне и духовенство, купцы, цеховые ремесленники, иностранцы, именитые горожане, посадские. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского главу и судей. Общая городская дума избирала исполнительный орган - шестигласную думу .
Реформа образования. Екатерина придавала огромное значение образованию в жизни страны. Заботами императрицы учреждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главной ее заслугой в этой области можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования , не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных).
Значение реформ . Крепостное права достигло своего величия, была проведена колоссальная законодательная и административная работа, превратившая Россию в европеизированную державу.