Томизм это что такое? Определение и значение. Неотомизм как официальная философия современной католической церкви Томизм о существовании вечных ценностей

1. Фома Аквинский (1225 - 1274) - доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви.

Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения - окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

космологическое : все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим - следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог;

каузальное (причинное): все, что существует, имеет причину (вещь не может быть причиной самой себя, ибо тогда она должна предшествовать самой себе, а это невозможно) - следовательно, есть первопричина всего - Бог (причина всех причин);

онтологическое : в мире существует много случайных вещей, случайное зависит от необходимого - следовательно, должно существовать нечто не случайное, а необходимое, то, что имеет собственную необходимость в самом себе – именно это и называется Богом;

догматическое (по степени совершенства): в мире мы находим много существ, различающихся по степени совершенства, доброты, благородства, правдивости и т. д., что предполагает наличие чего-то максимально совершенного, доброго… Но то что максимально в истине, максимально и в бытии (по Аристотелю). Следовательно, должна быть причина совершенства, доброты, благородства – именно это и называется Богом;

телеологическое (целесообразное): даже объекты, не имеющие разума, ведут себя так, чтобы достичь лучших результатов, стремясь к некоторой цели, финалу. Очевидно, что это не может быть результатом слепой случайности, а только намеренно. Но любой объект, лишенный сознания, не может двигаться к цели иначе, нежели управляемый кем-то разумным. Следовательно, должна существовать сила, направляющая природные существа к цели – именно она и называется Богом.

Согласно Фоме:

Все состоит из материи и формы (идеи);

Суть любой вещи - единство формы и материи;

Форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

Форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

Идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

Даны пять доказательств существования Бога;

Систематизирована схоластика;

Закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли, всего сущего;

Доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а, следовательно, Бога над окружающим миром);

Выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

Вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

Философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;

Логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.

Литература

1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

2. История философии: лекции/ Колл. авт. – М., 2000. Лекция №2.

3. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

4. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

5. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

6. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).

8. Мареев, С.Н. История философии (общий курс): учеб­. пособие/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический проект, 2004. Гл.3.

9. Рассел, Б. История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск, 1999. Кн.II.

10. Реале, Дж., Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье/ Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб., 1995.

11. Спиркин, А.Г. Философия: у чебник/ А.Г. Спиркин. - 2-е изд. – М.: Гардарика, 2005. Гл.2.

Контрольные вопросы

1. Какие духовные и социальные предпосылки находятся в основе возникновения средневековой философии?

2. Что такое патристика?

3. Каким образом Ав. Блаженный доказывает первенство веры над разумом?

4. Какую роль играет Бог в философии Ав. Блаженного?

5. Какие идеи Платона христианизирует Ав. Блаженный?

6. Как представляет себе Ав. Блаженный исторический процесс?

7. В чем суть полемики между средневековыми реалистами и номиналистами?

8. В чем различие между патристикой и схоластикой?

9. Каким образом Фома Аквинский отделял предмет теологии от пред­мета философии?

10. Назовите доказательствабытия Божия Фомы Аквинского.

11. Почему велико влияние томизма на современный католицизм?

1. Фома Аквинский и его основные произведения.

2. Пять доказательств существования Бога.

3.Онтология (учение о бытии) Фомы Аквинского.

    Гносеология (учение о познании) Фомы Аквинского.

5. Историческое значение философии Фомы Аквинского (томизма).

1. Фома Аквинский (1225 - 1274) - доминиканский монах, крупный теоло­гический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор то­мизма - одного из господствующих направлений католической Церкви.

Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сум­ма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, ком­ментарии к произведениям Аристотеля.

2 .Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказатель­ство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существо­вание Бога, выводимое из существования его творения - окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога: движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим - следо­вательно, есть первичный двигатель всего - Бог; причина: все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего - Бог; случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого - сле­довательно, первоначальной необходимостью является Бог; степени качеств: все, что существует, имеет различные степени ка­честв (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) - следовательно, должно существовать высшее совершенство - Бог; цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к Цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

3 . Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

    разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение - одна из ключевых идей католичества;

    подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);

    подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

Считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая при! обрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

    доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

Сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим - Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

Исходя из данных посылок, согласно Фоме: все состоит из материи и формы (идеи); суть любой вещи - единство формы материи; форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм; форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

4 . Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следую­щим выводам:

    откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

    вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

    вера и разум дают истинное знание;

    если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

    все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

    разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бес­смертие человеческой души и др.;

    не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотво­рения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

    философия и теология - разные науки;

    философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

    все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

    Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

    даны пять доказательств существования Бога;

    систематизирована схоластика;

    закреплено, разделение эссенции и экзистенции (сущности и существова­ния), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

    доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество иде­ализма над материализмом, существование Божественных идей, кото­рые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следователь­но, Бога над окружающим миром);

    выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

    вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

    разделены философия и теология, причем философия поставлена в под­чиненное положение.по отношению к теологии;

    логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объяв­лено официальной идеологией католицизма.

В настоящее время получил распространение неотомизм - философс­ко-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

система взглядов, созданная Фомой Аквинским (Thomas Aquinas), а также основанное им направление католич. философии. См. ст. Схоластика, Неосхоластика, Неотомизм и лит. при этих статьях.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТОМИЗМ

философское течение, основывающееся на учении Фомы Аквинского; реже этим термином обозначается сама философия Фомы. Учение Фомы Аквинского встретило противодействие со стороны представителей традиционного августинианства. Парижский архиепископ Эгьен Тампье в 1277 по поручению папы Иоанна XXI (Петра Испанского) подверг осуждению 219 положений, среди которых около десяти можно отнести к томистским (П. Мандонне насчитывает 12: о материи как принципе индивидуации, о единстве субстанциальной формы, о примате разума над волей и др.). В том же году доминиканец Роберт Килуордби, архиепископ Кентерберийский, осудил ряд положений учения Фомы в Оксфорде (прежде всего о единстве субстанциальной формы); это осуждение поддержал затем и его преемник Джон Пеккам. Доминиканцы, официально признавшие томизм на собраниях ордена в 1278 и 1279 (хотя не все из них следовали ему), встали на его защиту: учитель Фомы Альберт Великий в 1277 посетил Париж для обоснования ортодоксальности томизма, трактаты в защиту единства субстанциальной формы были написаны Эгидием Римским (1243- 1316), Эгвдием Лессинским (ум. 1278), Гарвеем Наталисом (из Неделлец, ум. 1323), Томасом Сутгоном (ум. 1300) и др.

После того как произведения Фомы получили широкое распространение, возник особый жанр «Корректив», авторы которых стремились исправить отдельные, неверные, по их мнению, положения Фомы. «Коррективы» английского францисканца Уильяма из Ла Маре (ум. ок. 1285), полемизировавшего с учением Фомы о природе ангелов, были официально приняты в 1282 францисканским орденом, вызвав ответную полемику со стороны доминиканцев Ричарда Клепвилля, Т. Суттона, Жана Квидорта (Парижского, ум. 1306, автора политического трактата «О власти королевской и папской») и др. Томизм укрепил свои позиции после того, как экуменический совет в Вьенне (1311-12) утвердил положение о единстве субстанциальной формы, а в 1323 в понтификат Иоанна XXII был канонизирован Фома. Влияние томизма можно проследить и вне собственно томистской школы - на Данте (через его учителя, томиста Ремигия де Джиролами), на немецких мистиков (в частности, Мейстера Экхарта и Г. Сую). Существовали и особые течения внутри томизма - напр. альбертино-томизм, испытавший сильное влияние неоплатонизма, к которому относились ученики Альберта Великого УльрихСтрасбургский(у!л. 1277), Дитрих Фрейбергский (ум. 1310). Среди томистов 15-16 вв. наиболее известны Иоанн Капреол (1380-1444), названный princeps thomistamm (князем томистов), автор «Защиты теологии Фомы Аквинского», Петр Бергамский, составивший указатель трудов Фомы (в Tabula aurea, 1473), Франческо ди Сильвестре Феррарский (1474- 1528), составивший классический комментарий к «Сумме против язычников», и Томмазо де Вио (Каэтан, 1469-1534), составивший комментарий к «Сумме теолопта», а также написавший труд «Об аналогии имен» - De noniimim analogia, в котором он систематизировал и развил учение Фомы об аналогии. Согласно Каэтану, такие предикаты, как «мудрый», «благой» и т. д., приписываются Богу и тварным вещам в соответствии с «пропорциональной аналогией»: как мудрость человеческая относится к человеку, так мудрость божественная Богу. По повелению папы Пия V, объявившего Фому «Учителем Церкви», во 2-й пол. 16 в. было предпринято издание трудов Фомы (т. н. «Пиана»).

Критика схоластики в период Возрождения и Реформации привела к уменьшению влияния томизма. Однако томистская традиция, имевшая сильные позиции на Пиренейском полуострове, переживает расцвет в 16-17 вв., в трудах представителей второй схоластики. Ф. де Виториа (1483-1546), основателя международного права, Доминго де Сотто (1494/5- 1560), автора трактата «О справедливости и праве» (De iustitia et hire), Габриеля Васкеса (1550-1604), Доминго Банеса (1528-1604), автора комментария на первую часть «Суммы теологии», и Ф. Суареса (1548-1617). Доминго Банес наиболее известен своей полемикой с концепцией Д. де Молины: согласно Банесу, человек не может принять благодать, если он заранее «физически» не подвигается к этому Богом (отзвуки полемики молинистов и последователей Банеса можно обнаружить, напр., у Вольтера). Янсенисты полемизировали с доктриной пробабилизма Б. Медины, выдвинутой в его комментарии к «Сумме теологии» (1577).

Философия Суареса представляет собой попытку творческого переосмысления томизма с учетом его критики со стороны оккамистов и скотистов. Согласно Суаресу, сущность и существование - не различные вещи, как полагали многие томисты, но мысленные различия, имеющие, однако, основание в вещи (Disputationes metaphysicae, 31, 6, 23). Равным образом и универсалии существуют «благодаря интеллекту с основанием в вещи» (там же, 6,5,1). Считая избыточной концепцию «этости» Дунса Скота, Суарес выдвигает в качестве начала индивидуации «само единство этой формы и этой материи». Решая проблему соотношения свободы воли, предопределения и благодати, Суарес отходил от учения Фомы, склоняясь к молинизму. Во Франции выходит монументальный труд А. 1удина «Философия в согласии с догматами Фомы» (Philosophiajuxta Thomae Dogmata, 1676), в Италии - «Сумма философии» (Summa Philosophiae, 1777) Сальвадора Роселли. Влияние томизма (и прежде всего Суареса) можно проследить в работах Декарта, Спинозы, Лейбница и Хр. Вольфа, В середине 19 в. иезуиты обращаются к томизму как к учению, способному дать ответ на актуальные вопросы эпохи (Philosophia Christiana в 5 т. Неаполь, 1853; периодическое издание «Civilta cattolica», деятельность Маттео Либераторе и Йозефа Клейтгена). Поворотным пунктом в развитии томизма явилась энциклика Aetemi patris папы Льва XIII (4 августа 1879), в которой Фома был объявлен наиболее авторитетным католическим теологом; по постановлению Льва XIII вышло издание работ Фомы - «Леонина», с конца 19 и в 20 в. ведется активное изучение и интерпретация его трудов (М. Грабманн, П. Мандонне, М. де Вульф и др.). К аутентичному прочтению Фомы стремились Ж. Маритен и Э. Жильсон (т. н. палеотомизм). См. Неотолшш.

Лит.: Grabmann M. Mittelalterisches Geistesleben. Munch., 1926; Mandonnet P., Desires J. Bibliographie thomiste. P., 1921; Wulf M. de. Histoire de la philosophie medievale. R, 1925; Sertilanges A. G. Les grandes theeses de la philosophie thomiste. P., 1928; WyserP. Der Thomismus. Bem, 1951; Gilson E. History of Christian Philosophy in the Middle Ages. L.-N. Y, 1955; Roensch F. J. The Early Thomistic School. Dubuque (Iowa), 1964; Steenberghen F. v. Le thomisme. P., 1983; The Cambridge History of Later Medieval Philosophy, ed. N. Kretzmann, A. Kenny, J. Pinborg. Cambr., 1989.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Тесты по политологии. (2011)

Предмет политологии. Политика. ИПУ. (Иванова Е.)

1. Соответствие определения политики теоретику:

4) Политика – это искусство управления государством [ а ]

2) Кому из теоретиков принадлежит определение «политика – совокупность разнообразных практических мер достижений государственных целей?

а) Н. Макиавелли б) В. О. Ключевскому в

3) Субъектами политики являются…

Б) люди и организации, осуществляющие политические действия

В) институты гражданского общества

Г) только политические лидеры

4)К субъектам политики не относятся:

а) социальные группы б) индивиды в) политические отношения г) политическая культура д) союзы государств

5)Что означало первоначально греческое слово «политика»?

а) Власть народа. б) Искусство управлять государством .

в) Администрация полиса. г) И то, и другое, и третье.

6) Выберите наиболее полное определение политологии кик науки. Это:

а) наука о политике.

б) наука о власти.

в) наука о политике, политических процессах, их закономерностях и
участниках.

Г) наука о политике, политической жизни, роли и месте человека в ней

д) среди предложенных вариантов правильного ответа нет.

7) Что является субъектом политологии как науки и учебной дисциплины?

а)политика и ее центральный элемент - политическая власть,
отражающая политическую действительность, политические идеи.

б) политические отношения в обществе.

в) деятельность государственной власти по проведению внутренней и
внешней политики.

8) Что является объектом политологии как науки и учебной дисциплины?

а) государство, его генезис и развитие как центрального института политической жизни общества

б) человек, его роль и место в политической жизни общества

В) политика, политическая жизнь общества

г) все три пункта, перечисленные выше.

9)Объектом изучения политологии выступает…

А) политическая сфера общественной жизни

б) специфическое развитие и функционирование общества

в) соотношение общественных и личных интересов

г) социальная структура общества

10) Мировоззренческо-методологической базой политических исследований служит…

а) теория политических систем б) политическая география

в) политическая философия г) политическая социология

11) Что определяет предмет политологии?

а) законы становления, функционирования и развития политической власти как центрального звена политики .

б) объективные и субъективные факторы, воздействующие на реализацию законов, принимаемых органами власти.

в) механизм и результаты действия законов в социально-политическом развитии общества.

г) все вышеназванные определения в совокупности.

12) Когда впервые появился термин «политология»?

а)В XVI веке. б) В XIX веке . в)В XX веке. г)В У-Х веках,

13) Кого обычно называют «отцом» (родоначальником) политологии и политической науки в целом?

а) Платон. б) Аристотель . в) Макиавелли. г) Руссо.

Ф. Аквинского

2)Платона

3)И. Солберийского

15) Страной, ставшей родиной большинства социально-политических учений на Востоке, является… А) Корея Б) Япония В) Тибет Г) Китай

16) Какие формы правления Аристотель считал «неправильными», как бы выродившимися?

а) Тиранию. б) Олигархию. в) Крайнюю демократию. г) Все указанные выше .

17) Кто первым в истории политической мысли создал модель идеального государственного устройства? а) Аристотель; б) Конфуций; в)Т. Мор; г)Платон

18) Формой государственного устройства, которую Платон считал совершенной, является…

А) олигархия Б) тирания В) аристократия Г) демократия

19) Определение государства как общего дела
народа принадлежало…
1) Платону 2) Аристотелю 3) Цицерону 4) Ульпиану

20) Платон выделял формы правления…

1) монархию, демократию, политию; 2) аристократию, охлократию, олигархию;

3) монархию, аристократию, демократию ; 4) монархию, республику, политию

21) Аристотель подразделял формы правления на «правильные» и «неправильные» по критерию…

1) частной собственности; 2) интересов большинства ;

3) интересов меньшинства 4) юридического равноправия;

22) Форма правления, которую Аристотель считал «правильной»…

1) демократию 2) политию 3) олигархию 4) тимократию

а) Мюнцер б) Мотер в) Мор г) Макиавелли

24) С именем какого мыслителя ХУ-ХVI вв. связана политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежения нормами морали для достижения поставленных целей?

А) Макиавелли Б)Гоббс. В)Локк. Г)Его имя здесь не представлено

25) Кому из политических мыслителей принадлежат слова: «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы»?

а) Т. Гоббсу; б) Дж. Локку; в) Ф. Ницше; г)Н. Макиавелли .

26) Основой либерализма как идейно - политического направления является:

Дж. Локк

3)Макиавелли

Доктрина томизма генетически связана с именем

Ф. Аквинского

2)Платона

3)И. Солберийского

2) Основой либерализма как идейно- политического направления является:

Дж. Локк

3)Макиавелли

3) Соответствие определения политики теоретику:

1) Политика – это стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти [ г ]

2) Политика – это совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно ее использовать [ в ]

3) Политика – это концентрированное выражение экономики [ д ]

3) Политика – это искусство управления государством [ а ]

А) Платон Б) Аквинат В) Макиавелли Г) Вебер Д) Ленин

4) Кому из теоретиков принадлежит определение «политика – совокупность разнообразных практических мер достижений государственных целей?

а) Н. Макиавелли б) В. О. Ключевскому в ) М. Веберу г) К. Марксу д) Платону

5) Субъектами политики являются…

А) исключительного государство и его структуры


Похожая информация.


|
томизм
Томи́зм (или Фоми́зм от лат. Thomas - Фома) - «ведущее направление в католической мысли», основанное на учении Фомы Аквинского (XIII век).

Томизм выступает теистической версией аристотелизма. Основные идеи томизма изложены в трактате Фомы Аквинского «Сумма теологии». Доктрина томизма выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума.

В XIII веке в доминиканском ордене преобладал томизм. Центром томизма становятся прежде всего Париж и Неаполь, позже - Авиньон. Начиная с XV в. схоластика проявляется прежде всего в форме томизма. Томизм делится на два направления: на ортодоксальный, отвергающий какую-либо модернизацию, и «ренессансный», допускающий соединение томизма с новыми гуманистическими течениями. Последнее направление представлено испанским томизмом, который пыталось развивать апологетику с точки зрения новых потребностей церкви. Среди испанских доминиканцев выделяются прежде всего Франсиско де Виториа, среди иезуитов Франсиско Суарес, который некоторые гносеологические взгляды номиналистов объясняет с позиции реализма. стремлении сблизить томизм с гуманистической философией Суарес пытается разделить и в то же время соединить метафизические вопросы и естественнонаучные исследования. области социальной и политической он приближается к признанию республиканского устройства. Народ, который принял светскую власть от бога, является ее первым субъектом и тогда, когда он выбирает своего правителя.

Папа Лев XIII в энциклике от 4 августа 1879 года «Aeterni Patris» объявил томизм нормой католической теологии. Его преподавание в духовных учебных заведениях стало обязательным. Через год в Риме была открыта академия Фомы Аквинского, которую доверили ордену доминиканцев.

В 1914 году по распоря­жению папы Пия X издаются «24 томистских тезиса».

Безраздельное господство томизма в католическом мировоззрении продолжалось до Второго Ватиканского собора

  • 1 Онтология
    • 1.1 Акт и потенция
    • 1.2 Сущность и существование
    • 1.3 Форма и материя
  • 2 Гносеология
  • 3 Антропология
  • 4 Космология
  • 5 Пять доказательств бытия Бога
  • 6 Этико-политические воззрения
  • 7 Направления томизма
  • 8 Критика
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

Онтология

Акт и потенция

Первой и основной категорией онтологии томизма выступает обеспечивающей и объясняющей силы всех других вещей, понятие Бога как первой реальности, полной реализации бытия. Томизм проводит различения бытия вообще (лат. esse) от конкретного бытия (лат. ens).

Ключевым отношением в онтологии высшего порядка выступает отношение акта (лат. actus) и потенции (лат. potentia), где акт - не действие, но само существо бытия - действительность. Потенциальное бытие - бытие, еще не ставшее, но становящееся.

Сущность и существование

Конкретизацией различия акта и потенции является различие сущности (essentia или лат. quidditas: "чтойность") и существования (existentia). Совпадают они в вещах, но достигают подлинного тождества лишь в Боге, который не сущность, но Сущий. Сущность - это возможность, потенция вещи, тогда как существование - это её действительность, актуализация.

Форма и материя

Согласно Бохеньскому, томизм стоит на точке зрения гиломорфизма, утверждающего, что всякое материальное бытие состоит из материи и формы, детерминирующей эту материю. Но материя и форма порознь не существуют.

Материя относится к форме как потенция к акту. Материя вносит в форму и присущую форме идеальную всеобщность конкретизирующий "принцип индивидуации". Чистая или первая материя (лат. materia prima) как пустая возможность балансирует на грани небытия, тогда как предельная форма или форма форм - это Бог.

Форма – это сущность, которая, заметим это, начинает существовать, только воплощаясь в какой-либо материи и выходя таким образом из состояния абстракции. конечном счете мы подойдем к тому, что «форма» – это содержательная сторона вещи (essentia), то есть сущность, которая поддается пониманию и определению.

Гносеология

Томизм разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй - «истины откровения». Вера и разум не могут противоречить друг другу, поскольку то и другое - от Бога. Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Истину томизм трактует как "соответствие вещи и разума":

Veritas est adаequatio rei et intellectus

В споре об универсалиях томизм избирает средний путь умеренного реализма, которому учил Аристотель. Он признает, что «общих сущностей» нет и что индивидуальные отличия предметов и составляют их природу. Тем не менее, общее "существует" в предметах и разум извлекает его из них, поскольку идеи могут быть рассматриваемы как мысли Божества и деятельность их опосредствованно проявляется в предметном мире. Таким образом, признаются три рода универсалий:

  • ante rem (до вещей) - поскольку они суть мысли Бога,
  • in re (в вещах) - поскольку они составляют общую сущность вещей
  • post rem (после вещей) - поскольку ум человека извлекает их из предметов и образовывает понятия.

Антропология

Антропология томизма исходит из представления о человеке как комбинации души (лат. anima) и тела. Душа нематериальна и субстанциальна, однако получает завершающее осуществление лишь через тело. Человеческая душа – не просто "двигатель" тела, но его субстанциальная форма. Томизм также утверждает, что душа едина и неделима и поэтому не исчезает после смерти тела. Душа бессмертна. конечном счете, она независима от тела.

Двумя главными функциями человеческой души является познание и воля. Воля понимается как активирующая сила, которая следует за познанием. Познание постигает, что есть добро и что, следовательно, является целью, а затем для ее достижения начинает действовать воля. Познание является первичным, а воля понимается как импульс, который зависит от того, что установлено в качестве цели. Таким образом, томизм выражает позицию так называемого интеллектуализма в понимании человека и его поведения. Разум превыше воли (см. 21 тезис томизма). Тем не менее, только в Боге он сущность, в человеке же – потенция сущности. Таким образом, не "интеллект мыслит", но человек мыслит "при посредстве" интеллекта. При этом интеллект (разум) господствует над волей.

Космология

Мир Фома представлял в виде лестницы («иерархии бытий»):

  1. - неорганические творения (камни, земля, воздух и т.п.)
  2. - растения,
  3. - животные,
  4. - человек,
  5. - ангелы,
  6. - Бог как вершина, причина, смысл и цель всего сущего.

Пять доказательств бытия Бога

В «Сумме теологии» приводятся пять онтологических доказательств бытия Бога:

  1. кинетическое - от движения: все движимо чем-то другим, но должен быть и неподвижный «перводвигатель»;
  2. от производящей причины: ничто не может быть причиной самого себя, а потому надо признать первую действующую причину, которой и является Бог;
  3. от необходимости и случайности: случайное определяется необходимостью - Богом;
  4. от совершенства: все имеет степени совершенства, а эталоном, наивысшей степенью совершенства является Бог;
  5. от цели (телеологическое доказательство): все движется к некоей цели, имеет смысл, полезность; существует разумное существо, руководящее и направляющее все вещи к цели; высшей целью является сам Бог.

Этико-политические воззрения

Томистская этика - это этика цели. Среди условий, необходимых для того, чтобы человеческое действие было нравственно хорошим, главным является его подчинённость доброй цели. Учение о добродетели (virtus) и навыке (hexis) занимает важное место в этике томизма, где добродетель – это «действенный навык, навык блага и действенного достижения блага» лат. habitus operativus, est bonus habitus et boni operativus.

Для этики томизма характерно учение о "естественном законе" (лат. lex naturalis), вложенном богом в сердца людей и описываемом в духе этики Аристотеля; над ним надстраивается "божественый закон" (лат. lex divina), который превосходит "естественный закон" , но не может ему противоречить. Томизм подчеркивает, что язычники знали о добродетели и практиковали её, поскольку это соответствовало человеческому естеству. Речь идёт о естественных добродетелях, формируемых упражнениями в нравственно хороших поступках. результате человек приобретает устойчивую привычку совершать их. Таковы добродетели язычников. Добродетели же, привнесённые христианством, совершенно иной природы. Таким образом, существует двойное различение добродетелей: во-первых, различение добродетелей богословских и нравственных, а во-вторых, различение нравственных добродетелей естественных и сверхъестественных. Богословские и сверхъестественные нравственные добродетели объединяет то, что они не приобретаются и не могут быть приобретены упражнением в делании добра. Главной богословской добродетелью является любовь (лат. caritas).

Среди интеллектуальных добродетелей в томизме выделено четыре:

  • умное восприятие (intellectus),
  • знание или наука (scientia),
  • мудрость (sapientia)
  • благоразумие (prudentia).

В трактате "О правлении государей" соединяется восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностям

Направления томизма

Основная статья: Неотомизм

Последнее возрождение томизма начинается с середины XIX века (неотомизм) - А. Штёкль, М. де Вульф, Д. Мерсье, У. Ньюмен, Т. Либераторе и др. Современный томизм представляет собой теологическую интерпретацию новейшего естествознания, попытки соединить учение Фомы Аквинского с философскими идеями Иммануила Канта, Георга Гегеля, Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера и др.

  • Трансцендентальный томизм (Марешаль, Раннер.
  • Экзистенциальный томизм (Маритен)
  • Аналитический томизм (Макинтайр)
  • Люблинская школа неотомизма

Критика

В начале своего существования томизм натолкнулся на резкую критику августинианства и в 1277 году был официально осуждён церковно-университетскими инстанциями Парижа и Оксфорда, однако уже к XIV веку получил признание в различных школах доминиканского ордена.

Против томизма выступали последователи Иоанна Дунса Скота, Вильгельма де ла Марса, Р. Бэкона, группировавшиеся вокруг францисканского ордена.

Примечания

  1. Дугин А. Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. Гл. VI
  2. Основные черты развития школ типа «VIA ANTIQUA» в XIV и XV вв.
  3. Римская Церковь в новое и новейшее время
  4. Томизм и буржуазная философия XX в
  5. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Гл. 6
  6. Эко У. Эволюция средневековой эстетики
  7. Основные положения теории "истины" у Фомы Аквинского
  8. По ту сторону томизма
  9. Вторым крупным направлением в польской философии был томизм

Литература

  • Бандуровский К. В. Акт и потенция // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Бандуровский К. В. Томизм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Бандуровский К. В. Форма и материя // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Кирьянов Д. В. Томистская философия XX века - СПб, Алетейя, 2009. ISBN 978-5-91419-220-1

Ссылки

  • Жильсон Э. Томизм. 1964
  • Томизм и неотомизм
  • Душин О.Э. Philosophus: между «Ангелическим Доктором» и Реформатором
  • THE 24 THOMISTIC THESES (lat., en)

Томизм Информацию О