Являются ли 70 учеников апостолами. Апостолы от семидесяти
Святой Родион или Иродион, родственник апостола Павла (Рим. 16, 11), оставил епископскую кафедру в Патрах, чтобы идти в Рим со святым апостолом Петром. Святой апостол Олимп (или Олимпан), о котором вспоминает апостол Павел (Рим. 16, 15), тоже был спутником апостола Петра. Оба апостола от 70-ти были обезглавлены в тот же день и час, когда распяли апостола Петра.
Святые апостолы Ераст, Сосипатр, Куарт и Тертий были учениками святого апостола Павла. О них апостол языков упоминает в Послании к Римлянам: "Приветствуют вас... Иасон и Сосипатр, сродники мои" (Рим. 16, 21); "Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание" (Рим. 16, 22); "Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт" (Рим. 16, 23).
Апостол Сосипатр, родом из Ахаии, был епископом Иконии, где и скончался. Апостол Ераст был сначала диаконом и казнохранителем Иерусалимской Церкви, а потом епископом в Панеаде. Святой апостол Куарт перенес много страданий за свое благочестие, обратил ко Христу множество язычников и мирно скончался в сане епископа города Берита. Святой апостол Тертий, записавший послание апостола Павла к Римлянам, был вторым епископом Иконии, где и преставился.
Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.
Большинство имён апостолов от семидесяти отсутствуют в Новом Завете и известны из Священного Предания. Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян.6:1-6), и имена апостолов от семидесяти, указанные в апостольских посланиях. Однако нигде они прямо не называются апостолами.
Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти».
Как пишет Евсевий, епископ Кесарии Палестинской: “Имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нигде нет. …Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников”.
Имена семидесяти апостолов в Новом Завете не названы. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V-VI веках. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику «семидесяти апостолов» были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики апостола Павла) за их великие миссионерские труды.
Многие из лиц, включённых в список апостолов от семидесяти не входят в число 70 учеников, которых непосредственно избрал Иисус, так как их имена впервые упоминаются в более поздних книгах Нового Завета (например, об обращении Варнавы сообщает книга Деяний (Деян.4:36-37), Аполлос пришёл из Александрии во время путешествий апостола Павла (Деян.18:24-25), Онисима обратил в христианство апостол Павел (Флм.1:10) и др.). Отождествление их с 70 учениками, избранными Христом означает, что церковь видела в их служении продолжение той миссии, на которую Иисус направил 12 и 70 апостолов.
Несовпадениями перечислений имен 70 апостолов в древних списках обусловлены и некоторые различия в православных богослужебных книгах – Апостоле и Минее. На основании Священного Писания, предания святых отцов и трудов древних церковных авторов определился сонм благовестников, которых Церковь чествует 17 (4) янвавя как Собор 70 апостолов.
Четьи-Минеи указывают следующие имена: Иаков Праведный, брат Господень; Марк евангелист; Лука евангелист; Клеопа, брат Иосифа Обручника; Симеон, сын Клеопы; Варнава; Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом; Фаддей; Анания; Стефан архидиакон; Филипп; Прохор; Никанор; Тимон; Пармен; Тимофей; Тит; Филимон; Онисим; Епафрас; Архипп; Сила; Силуан; Крискент, или Криск; Крисп; Епенет; Андроник; Стахий; Амплий; Урван; Наркисс; Апеллий, или Апелл; Аристовул; Иродион, или Родион; Агав; Руф; Асинкрит; Флегонт; Ерма; Патров; Ермий; Лин; Гаий; Филолог; Лукий; Иасон; Сосипатр; Олимпан, или Олимп; Тертий; Ераст; Куарт, или Кварт; Евод; Онисифор; Климент, или Клим; Сосфен; Аполлос; Тихик; Епафродит; Карп; Кодрат; Марк, он же Иоанн; Зина; Аристарх; Пуд; Трофим; Марк, племянник Варнавы; Артема; Акила; Фортунат; Ахаик. Св. Димитрий Ростовский внес в список еще 2 имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер.
По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор, и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.
Соборная память семидесяти апостолов совершается в Православной церкви 4 января (по юлианскому календарю). Каждый из семидесяти апостолов имеет также и отдельные дни памяти. В древних месяцесловах это празднование встречается редко.
План:
-
Введение
- 1 Происхождение списка апостолов
- 2 Список семидесяти апостолов
- 3 Собор Апостолов от семидесяти Примечания
Источники
Введение
Икона «Собор семидесяти апостолов »
Апостолы от семидесяти (или от 72) - ученики Христа и его учеников:
Избрание этих учеников произошло после третьей Пасхи Иисуса в Иерусалиме, то есть в последний год его земной жизни. После избрания Иисус даёт семидесяти апостолам наставления, схожие с теми, что дал своим двенадцати апостолам (ср. Мф.10 и Лк.10:3-24).
Число 70 имеет символическое значение, связанное с Ветхим Заветом. Так книга Бытия сообщает о 70 народах, вышедших из чресел детей Ноя, а в книге Числа Моисей «собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии» (Чис.11:24).
1. Происхождение списка апостолов
Собор 70 апостолов (миниатюра из греко-грузинской рукописи, XV век)
Большинство имён апостолов от семидесяти отсутствуют в Новом Завете и известны из Священного Предания. Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян.6:1-6), и имена апостолов от семидесяти, указанные в апостольских посланиях. Однако нигде они прямо не называются апостолами. Их списки составлялись спустя несколько веков после евангельских событий и у разных авторов разнствуют:
Имена семидесяти апостолов в Новом Завете не названы. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V-VI веках и малодостоверен. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику «семидесяти апостолов» были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики апостола Павла) за их великие миссионерские труды.
Многие из лиц, включённых в список апостолов от семидесяти не входят в число 70 учеников, которых непосредственно избрал Иисус, так как их имена впервые упоминаются в более поздних книгах Нового Завета (например, об обращении Варнавы сообщает книга Деяний (Деян.4:36-37), Аполлос пришёл из Александрии во время путешествий апостола Павла (Деян.18:24-25), Онисима обратил в христианство апостол Павел (Флм.1:10) и др.). Отождествление их с 70 учениками, избранными Христом означает, что церковь видела в их служении продолжение той миссии, на которую Иисус направил 12 и 70 апостолов.
2. Список семидесяти апостолов
Основные варианты:
№ по Четьим- минеям |
№ по Доро- фею |
№ по Дио- нисию |
Имя | Регион проповеди | |
---|---|---|---|---|---|
35 | 31 | 06 | Агав | старец с раздвоенною бородою | Антиохия Сирийская |
68 | - | 64 | Акила (Ахила) | старец с бородою, разделенною на пять прядей | Ефес |
29 | 20 | 57 | Амплий | Израиль | |
09 | 04 | 07 | Анания (Ананий) | старец с длинною бородою | Дамаск, Елевферополь |
27 | 19 | 04 | Андроник | молод, не имел бороды | Сирмия Паннонская |
32 | 23 | 56 | Апеллий (Апелл, Апеллес) | молод, с короткою бородою | Ираклия Фракийская |
56 | 47 27 |
36 | Аполлос епископ в Кесарии (Аполлон) Аполлос епископ в Смирне |
старец с широкою бородою | Коринф, Ахайя |
63 | 62 66 |
30 | Аристарх епископ в Амасии Аристарх другой |
старец кудрявый | Апамея, Рим |
33 | 28 | 46 | Аристовул | старец | Британия |
67 | 55 | 51 | Арфема (Артема, Артем) | Крит | |
21 | - | - | Архипп | Лаодикия и Фригия | |
37 | 33 | 35 | Асинкрит | старец с бородою, разделенною на три пряди | Малая Азия |
70 | - | 63 | Ахаик | старец с длинною бородою | |
06 | 12 | 66 | Варнава (Иосия) | с проседью в длинной бороде | Кипр |
43 | 39 | 23 33 |
Гаий (Гай) | старец с длинною бородою |
Эфес |
71 | - | - | Дионисий Ареопагит | Галлия | |
52 | 61 | 44 | Евод | молод, с бородою едва показавшеюся | Антиохия Сирийская |
20 | - | - | Епафрас | Колоссы, Лаодикия, Иераполь | |
58 | 51 | 68 | Епафродит | молод, без бороды | Андриания, Фракия, Италия |
26 | 18 | 62 | Епенет | молод, с бородою, разделенною на три пряди | Коринф, Ахайя |
50 | 46 | 41 | Ераст | молод, с закрученною бородою | Израиль, Асия |
39 | 37 | 19 | Ерма (Ерм) | молод, с бородою едва показавшеюся | Филиппы / Болгария |
41 | 35 | 34 | Ермин (Ермий) | старец с длинно-широкою бородою | Далмация |
62 | 64 | 29 | Зина | с проседью в круглой бороде | Крит, Лидда |
01 | 01 | 01 | Иаков брат Господень | старец с длинною бородою | Иерусалим |
46 | 43 | 22 | Иасон | молод, с бородою едва показавшеюся | Керкира |
07 | 54 | 39 | Иисус-Иуст (Иосий, Иосиф, Варсава) | старец с остроконечною бородою | Елевферополь |
34 | 30 41 |
50 54 |
Иродион (Родион) |
старец молод |
Патры |
59 | 60 | 43 | Карп | старец с раздвоенною бородою | Верия |
04 | 02 | 03 | Клеопа, брат св. Иосифа Обручника | старец с остроконечною бородою | |
54 | 56 | 38 | Климент | старец с короткою бородою | Рим |
60 | - | - | Кодрат | Афины / Магнезия | |
24 25 |
17 | 69 | Крискент (Криск) Крисп |
старец с остроконечною бородою | Галатия / Галия |
51 | 59 | 40 | Куарт | с проседью в длинной бороде | Бейрут |
42 | 38 | 15 | Лин | молод, с круглою бородою | Рим |
03 | 15 | 55 | Лука (евангелист) | старец с длинною бородою | Второе путешествие с ап. Павлом; Греция |
45 | 42 | 65 | Лукий | молод, без бороды | Лаодикия |
02 | 13 | - | Марк (евангелист) | Рим, Александрия | |
66 | 53 | 31 | Марк | молод, без бороды | |
61 | 63 | - | Марк-Иоанн, племянник Варнавы | Вавилон | |
31 | 29 | 26 | Наркисс | молод, с бородою едва показавшеюся | Афины |
13 | 08 | 10 | Никанор | молод, с бородою едва показавшеюся | Иерусалим |
48 | - | 53 | Олимпасий (Олимпан, Олимп) | старец | Рим |
19 | 69 | - | Онисим | Византия | |
53 | 57 | 42 | Онисифор | старец | Колофон, Коринф |
15 | 10 | 70 | Пармен | молод | Македония |
40 | 36 | 58 | Патров (Патровасий) | молод, с закрученною бородою | Неаполь, Поццуоли |
12 | 07 | 09 | Прохор | старец, с проседью в раздвоенной бороде | Никомедия, Антиохия |
64 | 67 | 49 | Пуд | с бородою едва показавшеюся | Рим |
Родион - см. Иродион | |||||
36 | 32 | 13 | Руф | с проседью в широкой бороде | Фивы (Греция) |
22 | 14 | 32 | Сила | молод, с бородою едва показавшеюся | Сирия, Македония, Коринф |
23 | 16 | 05 | Силуан | старец плешивый с короткою бородою | Фессалоники |
05 | (02) | 48 | Симеон сродник Господень (у Дорофея отождествлен с Клеопой, см.) |
маститый старец | Абхазия |
72 | - | - | Симеон Нигер | Иерусалим | |
47 | 44 | 21 | Сосипатр | молод, с круглою бородою | Икония |
55 | 49 | 14 | Сосфен | старец плешивый, с длинною бородою | Колофония |
28 | 22 | 16 | Стахий | молод, с остроконечною бородою | Византия |
10 | 05 | 17 | Стефан первомученик | молод, без бороды | Иерусалим |
49 | 45 | 60 | Тертий | старец плешивый, с раздвоенною бородою | Икония |
14 | 09 | 18 | Тимон | с проседью в закрученной бороде | Верия, Коринф / Аравия |
16 | - | - | Тимофей | Эфес | |
17 | - | 59 | Тит | молод, без бороды | Крит |
57 | 50 58 |
24 47 |
Тихик епископ в Колофоне Тихик епископ в Халкидоне |
молод, без бороды молод, с бородою едва показавшеюся |
Халкидон / Колофон |
65 | 68 | 27 | Трофим | с проседью в длинной бороде | Рим / Арль |
30 | 21 | 45 | Урван | молод, с длинною бородою | Македония |
08 | 03 | 61 | Фаддей | с проседью в широкой бороде | Сирия, Месопотамия, Армения |
18 | 65 | 25 | Филимон | старец, с окладистою, пушистою бородою | Газа / Колоссы |
11 | 06 | 08 | Филипп | молод, с бородою едва показавшеюся | Азот, Кесария, Траллес |
44 | 40 | 52 | Филолог | с проседью в короткой бороде | Синоп / Рим |
38 | 34 | 20 | Флегонт | молод, без бороды | Марафон Фригийский |
69 | 70 | 67 | Фортунат | старец с круглою бородою | Коринф |
Сверх того в «Четьих-минеях» (составлены митрополитом Димитрием Ростовским) упомянуты без номеров: Антипа, Аристион, Гамалиил, Димитрий, Закхей, Игнатий Богоносец, Иерофей, Иосиф из Аримафеи, Корнилий, Лазарь, Лонгин сотник, Максимин, Мнасон Кипрянин, Никодим, Поликарп и безымянный евнух царицы Кандакии (апостол Ефиопский). С другой стороны, список Димитрия устраняет некоторую путаницу в древних источниках (вроде упоминания одного лица дважды под разными именами, и, наоборот, «склеек» различных персонажей); сверх того, не включены следующие:
№ по Дорофею |
№ по Дионисию |
Имя | Описание в «Ерминии» Дионисия | Объяснение отсутствия в «Четьих-минеях» |
---|---|---|---|---|
26 | - | Димас | «возлюбив нынешний век», стал жрецом идольским в Солуни | |
25 | - | Ермоген | от веры и апостольства отпал | |
- | 11 | Иаков Алфеев | молод, с остроконечною бородою | апостол из 12 |
- | 12 | Иуда Иаковлев, брат Господень (Фаддей, Левей, Леввей) | молод, с бородою едва показавшеюся | апостол из 12 |
52 | 28 | Кесарь | молод, без бороды | возник по недоразумению из упоминания «дома кесаря» в Риме |
48 | 37 | Кифа | молод, с бородою едва показавшеюся | возник по недоразумению: это другое имя верховного апостола Петра |
- | 02 | Матфий | старец с круглою бородою | был из 70, но причтен к 11 взамен изменившего Иуды |
11 | - | Николай пришлец Антиохийский | уклонился от веры с Симоном Волхвом | |
24 | - | Фигелл | от веры и апостольства отпал |
3. Собор Апостолов от семидесяти
Соборная память семидесяти апостолов совершается в Православной церкви 4 января (по юлианскому календарю). Каждый из семидесяти апостолов имеет также и отдельные дни памяти. В древних месяцесловах это празднование встречается редко. В греческих Минеях последование на этот праздник содержит канон 4-го гласа с акростихом «Χριστοῦ μαθητὰς δευτέρους ἐπαινέσω» (Да восхвалю вторых учеников Христовых), кондак и светилен. Минеи, используемые в Русской православной церкви, дополняют последование 6 стихирами на Господи воззвах, а также анонимный канонон Собору Семидесяти апостолов, в котором приводится тропарь каждому из апостолов.
Апостолы от семидесяти (или от 72) - ученики Христа и его учеников: «После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Лк.10:1-2)». Избрание этих учеников произошло после третьей Пасхи Иисуса в Иерусалиме, то есть в последний год его земной жизни. После избрания Иисус даёт семидесяти апостолам наставления, схожие с теми, что дал своим двенадцати апостолам (ср. Мф.10 и Лк.10:3-24). Число 70 имеет символическое значение, связанное с Ветхим Заветом. Так книга Бытия сообщает о 70 народах, вышедших из чресел детей Ноя, а в книге Числа Моисей «собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии» (Чис.11:24).
Происхождение списка апостолов
Большинство имён апостолов от семидесяти отсутствуют в Новом Завете и известны из Священного Предания. Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян.6:1-6), и имена апостолов от семидесяти, указанные в апостольских посланиях. Однако нигде они прямо не называются апостолами. Их списки составлялись спустя несколько веков после евангельских событий и у разных авторов разнствуют: «кая же бяху имена тех седмидесяти, не весьма есть известно… » Как пишет Евсевий, епископ Кесарии Палестинской: «Имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нигде нет. …Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников». Имена семидесяти апостолов в Новом Завете не названы. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V-VI веках и малодостоверен.
К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику «семидесяти апостолов» были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики апостола Павла) за их великие миссионерские труды. Многие из лиц, включённых в список апостолов от семидесяти не входят в число 70 учеников, которых непосредственно избрал Иисус, так как их имена впервые упоминаются в более поздних книгах Нового Завета (например, об обращении Варнавы сообщает книга Деяний (Деян.4:36-37), Аполлос пришёл из Александрии во время путешествий апостола Павла (Деян.18:24-25), Онисима обратил в христианство апостол Павел (Флм.1:10) и др.). Отождествление их с 70 учениками, избранными Христом означает, что церковь видела в их служении продолжение той миссии, на которую Иисус направил 12 и 70 апостолов.
Список семидесяти апостолов
Основные варианты:
№ по Четьим- минеям | № по Доро- фею | № по Дио- нисию | Имя | Описание в «Ерминии» Дионисия | Регион проповеди |
---|---|---|---|---|---|
Родион - см. Иродион | |||||
01 | 01 | 01 | Иаков брат Господень | старец с длинною бородою | Иерусалим |
02 | 13 | - | Марк (евангелист) | Рим, Александрия | |
03 | 15 | 55 | Лука (евангелист) | старец с длинною бородою | Второе путешествие с ап. Павлом; Греция |
04 | 02 | 03 | Клеопа, брат св. Иосифа Обручника | ||
05 | (02) | 48 | Симеон сродник Господень (у Дорофея отождествлен с Клеопой, см.) |
маститый старец | Абхазия |
06 | 12 | 66 | Варнава (Иосия) | с проседью в длинной бороде | Кипр |
07 | 54 | 39 | Иисус-Иуст (Иосий, Иосиф, Варсава) | старец с остроконечною бородою | Елевферополь |
08 | 03 | 61 | Фаддей | с проседью в широкой бороде | Сирия, Месопотамия, Армения |
09 | 04 | 07 | Анания (Ананий) | старец с длинною бородою | Дамаск, Елевферополь |
10 | 05 | 17 | Стефан первомученик | молод, без бороды | Иерусалим |
11 | 06 | 08 | Филипп | Азот, Кесария, Траллес | |
12 | 07 | 09 | Прохор | старец, с проседью в раздвоенной бороде | Никомедия, Антиохия |
13 | 08 | 10 | Никанор | молод, с бородою едва показавшеюся | Иерусалим |
14 | 09 | 18 | Тимон | с проседью в закрученной бороде | Верия, Коринф / Аравия |
15 | 10 | 70 | Пармен | молод | Македония |
16 | - | - | Тимофей | Эфес | |
17 | - | 59 | Тит | молод, без бороды | Крит |
18 | 65 | 25 | Филимон | старец, с окладистою, пушистою бородою | Газа / Колоссы |
19 | 69 | - | Онисим | Византия | |
20 | - | - | Епафрас | Колоссы, Лаодикия, Иераполь | |
21 | - | - | Архипп | Лаодикия и Фригия | |
22 | 14 | 32 | Сила | молод, с бородою едва показавшеюся | Сирия, Македония, Коринф |
23 | 16 | 05 | Силуан | старец плешивый с короткою бородою | Фессалоники |
24 25 |
17 | 69 | Крискент (Криск) Крисп |
старец с остроконечною бородою | Галатия / Галия |
26 | 18 | 62 | Епенет | молод, с бородою, разделенною на три пряди | Коринф, Ахайя |
27 | 19 | 04 | Андроник | молод, не имел бороды | Сирмия Паннонская |
28 | 22 | 16 | Стахий | Византия | |
29 | 20 | 57 | Амплий | молод, с бородою едва показавшеюся | Израиль |
30 | 21 | 45 | Урван | молод, с длинною бородою | Македония |
31 | 29 | 26 | Наркисс | молод, с бородою едва показавшеюся | Афины |
32 | 23 | 56 | Апеллий (Апелл, Апеллес) | молод, с короткою бородою | Ираклия Фракийская |
33 | 28 | 46 | Аристовул | старец | Британия |
34 | 30 41 |
50 54 |
Иродион (Родион) |
старец молод |
Патры |
35 | 31 | 06 | Агав | старец с раздвоенною бородою | Антиохия Сирийская |
36 | 32 | 13 | Руф | с проседью в широкой бороде | Фивы (Греция) |
37 | 33 | 35 | Асинкрит | старец с бородою, разделенною на три пряди | Малая Азия |
38 | 34 | 20 | Флегонт | молод, без бороды | Марафон Фригийский |
39 | 37 | 19 | Ерма (Ерм) | молод, с бородою едва показавшеюся | Филиппы / Болгария |
40 | 36 | 58 | Патров (Патровасий) | молод, с закрученною бородою | Неаполь, Поццуоли |
41 | 35 | 34 | Ермин (Ермий) | старец с длинно-широкою бородою | Далмация |
42 | 38 | 15 | Лин | молод, с круглою бородою | Рим |
43 | 39 | 23 33 |
Гаий (Гай) | старец с длинною бородою старец с остроконечною бородою |
Эфес |
44 | 40 | 52 | Филолог | с проседью в короткой бороде | Синоп / Рим |
45 | 42 | 65 | Лукий | молод, без бороды | Лаодикия |
46 | 43 | 22 | Иасон | молод, с бородою едва показавшеюся | Керкира |
47 | 44 | 21 | Сосипатр | молод, с круглою бородою | Икония |
48 | - | 53 | Олимпасий (Олимпан, Олимп) | старец | Рим |
49 | 45 | 60 | Тертий | старец плешивый, с раздвоенною бородою | Икония |
50 | 46 | 41 | Ераст | молод, с закрученною бородою | Израиль, Асия |
51 | 59 | 40 | Куарт | с проседью в длинной бороде | Бейрут |
52 | 61 | 44 | Евод | молод, с бородою едва показавшеюся | Антиохия Сирийская |
53 | 57 | 42 | Онисифор | старец | Колофон, Коринф |
54 | 56 | 38 | Климент | старец с короткою бородою | Рим |
55 | 49 | 14 | Сосфен | старец плешивый, с длинною бородою | Колофония |
56 | 47 27 |
36 | Аполлос епископ в Кесарии (Аполлон) Аполлос епископ в Смирне |
старец с широкою бородою | Коринф, Ахайя |
57 | 50 58 |
24 47 |
Тихик епископ в Колофоне Тихик епископ в Халкидоне |
молод, без бороды молод, с бородою едва показавшеюся |
Халкидон / Колофон |
58 | 51 | 68 | Епафродит | молод, без бороды | Андриания, Фракия, Италия |
59 | 60 | 43 | Карп | старец с раздвоенною бородою | Верия |
60 | - | - | Кодрат | Афины / Магнезия | |
61 | 63 | - | Марк-Иоанн, племянник Варнавы | Вавилон | |
62 | 64 | 29 | Зина | с проседью в круглой бороде | Крит, Лидда |
63 | 62 66 |
30 | Аристарх епископ в Амасии Аристарх другой |
старец кудрявый | Апамея, Рим |
64 | 67 | 49 | Пуд | с бородою едва показавшеюся | Рим |
65 | 68 | 27 | Трофим | с проседью в длинной бороде | Рим / Арль |
66 | 53 | 31 | Марк | молод, без бороды | |
67 | 55 | 51 | Арфема (Артема, Артем) | молод, с остроконечною бородою | Крит |
68 | - | 64 | Акила (Ахила) | старец с бородою, разделенною на пять прядей | Ефес |
69 | 70 | 67 | Фортунат | старец с круглою бородою | Коринф |
70 | - | 63 | Ахаик | старец с длинною бородою | |
71 | - | - | Дионисий Ареопагит | Галлия | |
72 | - | - | Симеон Нигер | Иерусалим |
17 января Православная Церковь празднует Собор 70-ти апостолов, избранных Христом для благовествования Евангелия по всей земле. Они не входили в самый ближний круг, состоящий из 12 апостолов, но невозможно переоценить значение их подвигов, исповедничества и мученичества. Кем же были эти избранники? Почему выбрали именно их и именно семьдесят?
"После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти" (Лк.10:1) — описывает евангелист Лука избрание Господом семидесяти апостолов, в числе которых был и он сам. Это событие произошло в последний год земной жизни Иисуса Христа. "Жатвы много, а делателей мало" — так объяснил Сам Господь причину избрания апостолов.
Почему именно семьдесят? По мнению толкователей Священного Писания, 12 апостолов соответствуют числу патриархов — родоначальников колен Израилевых, а 70 апостолов — количеству древних старейшин еврейского народа, избранных пророком Моисеем (Числ.11:24). Таким образом, апостолы стали во главе нового Израиля — Церкви Христовой.
Кто же они были такие?
Первым из апостолов был Иаков, брат Господень, сын Иосифа Обручника от первого брака. В молодости он сопутствовал Пресвятой Богородице с Младенцем и праведному Иосифу в бегстве в Египет. Иакова и самого называли Праведным за его мудрость, справедливость и подвижническую жизнь. После Воскресения Христова Иакову был поставлен главой Иерусалимской Церкви. Быть учеником отвергнутого Христа среди гордых израильтян — нелегкое дело, но этого праведника уважали не только христиане, но даже иудеи. В народе его называли "Обли" или "Офли", что значит: "ограда, утверждение людям" — ведь он днем и ночью молился в храме за всех людей. Многие обращались в христианство только по доверию к словам праведного Иакова. Иакову доверяли и сами 12 апостолов, предоставив ему решающее слово на Иерусалимском соборе.
Среди апостолов от 70-ти были и евангелисты Марк и Лука. Марк, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери примыкал к Гефсиманскому саду, и в ночь Крестных страданий он последовал за Христом, был схвачен воинами и убежал, оставив у них в руках свой плащ. После воскресения Господа Марк был спутником в миссионерских путешествиях апостолам Петру и Павлу, проповедовал в Палестине, на Кипре, в Риме. Особенно же апостол потрудился в Африке: основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии, где положил начало христианскому училищу.
Апостол Лука, уроженец Сирии, был врачом из образованной греческой среды. Когда он услышал о Христе, то отправился в Палестину и стал учеником Христовым. После Воскресения Господь явился Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Клеопа, младший брат Иосифа Обручника, и его сын Симеон также стали апостолами от 70-ти. Лука же сопровождал апостола Павла, оставаясь с ним в самых трудных обстоятельствах. Лука — автор одного из четырех Евангелий и книги Деяний Апостольских. В Евангелии от Луки содержатся такие эпизоды из жизни Пресвятой Богородицы, которые рассказать ему могла лишь Она сама. Также Предание приписывает ему написание первых икон Богородицы, в том числе почитаемой в России Владимирской иконы Божией Матери.
Апостол Варнава был сыном богатых евреев с Кипра, в юности обучался в Иерусалиме вместе с будущим апостолом Павлом, с которым позже разделил и миссионерские труды. Приняв христианство, Варнава, по преданию, продал принадлежащее ему богатое село под Иерусалимом, а вырученные деньги отдал в христианскую общину. Варнава много проповедовал на свое родине — Кипре, а также основал Церковь в Медиолане (Милане).
Апостолами от 70-ти был также Иосиф, называемый Варсавой или Иустом, предложенный вместе с Матфием на место Иуды Искариота. По жребию место покончившего с собой несчастного ученика занял Матфий, а Иосиф-Варсава остался в число 70-ти. В их число входили Фадей из Эдессы, обративший в христианство царя Авгаря и передавший ему нерукотворный образ Спасителя; Анания из Дамаска, крестивший апостола Павла; первомученик и архидиакон Стефан и другие пять из семи диаконов, избранные для помощи вдовам, сиротам и бедным: Филипп, обративший эфиопского евнуха на пути в Газу, Прохор, записавший со слов Иоанна Богослова Апокалипсис, Никанор, Тимон, Пармен. Последний диакон, Николай, предал Церковь и стал основателем учения николаитов, названного в Апокалипсисе "глубинами сатанинскими".
Церковное Предание говорит, что в числе 70-ти апостолов были и новообращенные христиане из разных городов Римской Империи, бывшие иудеи и язычники. Как же так, разве не все семьдесят апостолов были призваны Господом во время его земного служения? Оказывается, нет. Еще до страданий Христовых "многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним" (Ин.6:66), после Распятия их стало еще меньше. По Вознесению число 70-ти постепенно восполнялось из тех, которые были обращены проповедью двенадцати и апостола Павла и стали их соратниками с трудах.
Имена всех апостолов встречаются в Деяниях и Посланиях Апостольских, но к Тимофею, Титу и Филимону обращены отдельные послания. Тимофей родился в Малой Азии, был сыном грека-язычника и иудейки. Он уверовал во Христа, будучи совсем молодым. Тимофей вел настолько высокую христианскую жизнь, что апостол Павел полюбил его, как сына, и, несмотря на возраст, рукоположил в епископа Ефесской Церкви. Это было место для трудного подвига — в Ефесе язычество существовало в самых агрессивных и развратных формах. Зато и христиане этого города были такими, что в Новом Завете все они называются "святыми".
Апостол Тит был греком с острова Крит. Его дядя, правитель острова, послал Тита в Иудею "проверить слухи Христе — Боге, явившемся во плоти, живущем в Иерусалиме и творящем чудеса". Там Тит стал учеником Христовым, а после — апостолом.
Филимон и его супруга Апфия, обращенные из язычников, стали благочестивыми христианами, устроили из своего дома церковь, а также принимали в нем странников и больных. Их сын Архипп, епископ города Колоссы, и их бывший беглый раб Онисифор, о котором идет речь в Послании к Филимону, также вошли в число апостолов от 70-ти.
Святой Андроник и равноапостольная Юния были родственниками апостола Павла. Они раньше Павла уверовали в Христа, распространяя Его учение сначала на территории современной Хорватии, а затем и по всей Европе. Родственниками апостола Павла и его верными спутниками были также ап. остолы Родион, Иасон, Сосипатр.
Апостол Акила до обращения в христианство жил вместе с женой Прискиллой в Италии. Когда император Клавдий приказал евреям выселиться из Рима, Акила с супругой ушел в Коринф. Через некоторое время в этот город пришел ап. Павел. Коринф был местом, мало подходящим для проповеди. Когда грека того времени обвиняли в чем-нибудь неприличном, он говорил: "ну что вы, я же не из Коринфа". Однако святой Павел проповедовал в Коринфе полтора года, и обратил Акилу и Прискилу, некоторых иудеев и даже начальников синагоги Криспа, уверовавшего со всей семьей, и Сосфена, избитого за это своими же соплеменниками. Они также были причислены к апостолам от 70-ти. Их число пополнил и Аполлос, блестяще образованный иудей родом из Александрии. Еще до своего крещения он начал проповедовать в синагогах о Христе. Акила и Прискила, встретив его в Ефесе, наставили его в христианской вере и крестили. Аполлос отправился в Коринф, а Акила с супругой последовали в Рим, а затем в другие города Европы.