Икона Богородицы Лиддская (Римская). Богоматерь римская

Про-по-вед-ни-че-ская де-я-тель-ность св. апо-сто-лов Пет-ра и Иоан-на Бо-го-сло-ва, до их от-ше-ствия на про-по-ведь Еван-ге-лия вне пре-де-лов Па-ле-сти-ны, со-сре-до-то-чи-ва-лась глав-ным об-ра-зом в го-ро-дах, близ-ких к Иеру-са-ли-му. Меж-ду про-чим они по-се-ти-ли и го-род Лид-ду, на-зван-ный впо-след-ствии Ди-оспо-лем. Там они мно-гих об-ра-ти-ли ко Хри-сту и воз-двиг-ли храм во имя Пре-чи-стой Бо-го-ма-те-ри. В то вре-мя го-не-ние на хри-сти-ан, по-сле уби-е-ния св. ар-хи-ди-а-ко-на Сте-фа-на, на вре-мя пре-кра-ти-лось. Ти-ве-рий ке-сарь, слы-шав-ший мно-гое о Хри-сте, да-же за-пре-тил пре-сле-до-вать хри-сти-ан, о чем и упо-ми-на-ет-ся в кни-ге Де-я-ний: «Церк-ви же по всей Иудеи, и Га-ли-леи, и Са-ма-рии име-я-ху мир, и бя-ше той мир до кон-чи-ны Ти-ве-ри-е-вы» ().

Устро-ив об-ще-ство но-вых хри-сти-ан в Лид-де, апо-сто-лы вер-ну-лись в Иеру-са-лим и умо-ля-ли Бо-го-ма-терь прид-ти в Лид-ду, по-смот-реть храм и бла-го-сло-вить его. Де-ва Ма-рия на это от-ве-ча-ла им:

— Иди-те с ра-до-стию: Я бу-ду там с ва-ми.

Апо-сто-лы вер-ну-лись в Лиддский храм и в нем на од-ном из стол-пов его уви-де-ли изо-бра-же-ние Бо-го-ма-те-ри, сде-лан-ное не че-ло-ве-че-ски-ми ру-ка-ми. Лик Ее и одеж-ды бы-ли изо-бра-же-ны со-вер-шен-но сход-но с дей-стви-тель-но-стью.

В IV ве-ке рим-ский им-пе-ра-тор Юли-ан От-ступ-ник, воз-двиг-ший го-не-ния на цер-ковь Хри-сто-ву, по-слал в Лид-ду сво-е-го срод-ни-ка для уни-что-же-ния неру-ко-тво-рен-но-го об-ра-за Бо-го-ма-те-ри. Ка-ме-но-сеч-цы раз-лич-ны-ми ору-ди-я-ми пы-та-лись сте-сать и вы-ру-бить это изо-бра-же-ние, но крас-ки лишь глуб-же вре-зы-ва-лись внутрь стол-ба. Это при-ну-ди-ло их оста-вить свою без-успеш-ную ра-бо-ту.

Весть об этом чу-де и о дру-гих бес-чис-лен-ных зна-ме-ни-ях от ико-ны быст-ро рас-про-стра-ни-лась по всем кон-цам все-лен-ной, и ото-всю-ду в Лид-ду ста-ли сте-кать-ся ве-ру-ю-щие для по-кло-не-ния неру-ко-тво-рен-но-му об-ра-зу Бо-го-ма-те-ри.

В VIII ве-ке Кон-стан-ти-но-поль-ский пат-ри-арх Гер-ман (714-730 гг.), преж-де чем при-нять пат-ри-ар-ше-ство, при-был в Иеру-са-лим на по-кло-не-ние Гро-бу Гос-под-ню и, по-се-тив Лид-ду, при-ка-зал снять спи-сок с неру-ко-тво-рен-но-го об-ра-за Бо-жи-ей Ма-те-ри на дос-ке. Этот спи-сок он при-вез в Кон-стан-ти-но-поль и хра-нил его, как дра-го-цен-ную свя-ты-ню, мо-лясь пред ним еже-днев-но. Ко-гда вспых-ну-ла ересь ико-но-бор-че-ская, пат-ри-арх Гер-ман был низ-ло-жен со сво-ей ка-фед-ры и с бес-че-сти-ем из-гнан из хра-ма ере-ти-ка-ми за свою рев-ност-ную за-щи-ту ико-но-по-чи-та-ния.

Рас-ска-зы-ва-ют, что во вре-мя сво-е-го из-гна-ния пат-ри-арх по-чув-ство-вал свою ско-рую кон-чи-ну. Он, на-пи-сав пись-мо к па-пе Рим-ско-му Гри-го-рию и вло-жив его в дос-ку ико-ны, пу-стил са-мую ико-ну в мо-ре и со мно-ги-ми сле-за-ми вос-клик-нул:

— Гря-ди, Вла-ды-чи-це, и спа-сай-ся ныне не от Иро-да в Еги-пет, но от зве-ро-име-ни-то-го вра-га (ра-зу-ме-ет-ся Гре-че-ский им-пе-ра-тор ико-но-бо-рец Лев Ис-ав-ря-нин) в Рим к бла-го-че-сти-вым, дабы там укрыть-ся с Пред-веч-ным Мла-ден-цем от мер-зост-ных рук ико-но-бор-че-ских; прейди сие мо-ре ве-ли-кое и про-стран-ное пла-ва-ни-ем без-бед-ным.

На дру-гой день ико-на чу-дес-ным об-ра-зом до-стиг-ла Ри-ма. Па-па св. Гри-го-рий II (715-731 гг.) в ту же ночь был свы-ше из-ве-щен о ее при-бы-тии. На утро он вы-шел вме-сте с ду-хо-вен-ством сво-им на бе-рег мо-ря и уви-дел ико-ну Бо-го-ма-те-ри сто-я-щей на во-де при устье ре-ки Тиб-ра. Ико-на неви-ди-мой си-лой бы-ла под-ня-та и опу-ще-на на про-стер-тые ру-ки па-пы. С ве-ли-кой ра-до-стью св. Гри-го-рий по-нес об-раз в го-род, раз-мыш-ляя и удив-ля-ясь чуд-ным де-лам Бо-жи-им. Но он был еще бо-лее удив-лен, ко-гда на-шел пись-мо св. Гер-ма-на и из него узнал, что ико-на пу-ще-на на во-ду толь-ко на-ка-нуне. Ико-на тор-же-ствен-но бы-ла вне-се-на в цер-ковь св. Пет-ра и по-став-ле-на внут-ри ал-та-ря. Здесь Вла-ды-чи-ца по-да-ва-ла через Свой об-раз нема-ло чу-дес-ных ис-це-ле-ний.

Через сто с лиш-ком лет на Во-сто-ке бы-ло вос-ста-нов-ле-но ико-но-по-чи-та-ние и ересь бы-ла при им-пе-ра-то-ре Ми-ха-и-ле (842-867 гг.) окон-ча-тель-но по-беж-де-на. В это вре-мя жи-те-ли Ри-ма бы-ли встре-во-же-ны и удив-ле-ны неод-но-крат-ны-ми ко-ле-ба-ни-я-ми ико-ны Бо-го-ма-те-ри. Во вре-мя од-но-го слу-же-ния па-пы Сер-гия (844-847 гг.) ико-на осо-бен-но силь-но за-ко-ле-ба-лась. По-том на ви-ду всех она сня-лась с сво-е-го ме-ста и над го-ло-ва-ми ве-ру-ю-щих вы-шла из церк-ви. На-род во гла-ве с па-пой со скор-бью про-во-дил свя-тую ико-ну. Меж-ду тем, чу-до-твор-ный об-раз спу-стил-ся на во-ды ре-ки Тиб-ра и по-плыл по мо-рю. То-гда па-па Сер-гий со сле-за-ми возо-пил:

— Увы нам, о Ца-ри-ца и Гос-по-жа! Ку-да от-хо-дишь Ты от нас! Бо-им-ся, как бы и нас не по-стиг-ла ико-но-бор-че-ская ересь, по при-чине ко-то-рой Ты уда-ли-лась из Кон-стан-ти-но-по-ля; и не по-се-му ли са-мо-му Ты уда-ля-ешь-ся из Ри-ма? О, Все-мо-гу-щая, до-ко-ле не укро-тишь ере-ти-че-ской бу-ри, воз-му-ща-ю-щей цер-ковь Хри-сто-ву?

Дол-го рим-ляне смот-ре-ли вслед за уда-ля-ю-ще-ю-ся ико-ной и разо-шлись толь-ко то-гда, ко-гда она со-вер-шен-но скры-лась с глаз. Па-па Сер-гий при-ка-зал за-пи-сать это чу-до.

Св. ико-на вско-ре при-бы-ла в Ца-рь-град и оста-но-ви-лась у при-ста-ни про-тив цар-ских па-лат. Там взя-ли ее и при-нес-ли к ца-ри-це Фе-о-до-ре. У всех бы-ла мысль, что это од-на из тех икон, ко-то-рые бы-ли бро-ше-ны ико-но-бор-ца-ми в мо-ре с при-вя-зан-ны-ми к ним кам-ня-ми. При-вя-зан-ный ка-мень, оче-вид-но, ото-рвал-ся, и ико-на всплы-ла на-верх.

Меж-ду тем, им-пе-ра-тор Ми-ха-ил и пат-ри-арх Ме-фо-дий (842-846 гг.) от-пра-ви-ли в Рим по-слов с из-ве-сти-ем о со-сто-яв-шем-ся в Кон-стан-ти-но-по-ле по-мест-ном со-бо-ре, вос-ста-но-вив-шем ико-но-по-чи-та-ние. Вер-нув-ши-е-ся из Ри-ма по-слы рас-ска-за-ли им-пе-ра-то-ру и пат-ри-ар-ху о чу-дес-ном уда-ле-нии ико-ны Бо-го-ма-те-ри из рим-ско-го хра-ма свя-то-го Пет-ра. То-гда вспом-ни-ли о недав-но об-ре-тен-ной у цар-ских па-лат иконе, и у всех неволь-но воз-ник во-прос: из Ри-ма ли она при-плы-ла? Этот важ-ный для ве-ру-ю-щих во-прос был раз-ре-шен рим-ски-ми по-сла-ми, при-быв-ши-ми от па-пы к им-пе-ра-то-ру и пат-ри-ар-ху в Кон-стан-ти-но-поль. Ко-гда им по-ка-за-ли эту ико-ну, они тот-час же не ко-леб-лясь за-яви-ли, что это имен-но и есть тот са-мый об-раз Бо-го-ма-те-ри, ко-то-рый не так дав-но чу-дес-ным об-ра-зом уда-лил-ся из Ри-ма.

То-гда пат-ри-арх во гла-ве с сво-им ду-хо-вен-ством и в со-про-вож-де-нии им-пе-ра-то-ра и его са-нов-ни-ков тор-же-ствен-но пе-ре-нес об-раз Вла-ды-чи-цы из цар-ских па-лат на пло-щадь Хал-ко-пра-тию и там по-ста-вил в хра-ме Бо-го-ро-ди-цы.

С это-го вре-ме-ни этот чу-до-твор-ный об-раз стал на-зы-вать-ся Рим-ским, и ему уста-нов-ле-но бы-ло празд-но-ва-ние 26 июня, то-гда как Лиддской иконе Бо-го-ма-те-ри празд-но-ва-ли 12 мар-та.

Пре-да-ние го-во-рит, что в Лид-де был еще и дру-гой неру-ко-тво-рен-ный об-раз Бо-го-ма-те-ри. На-хо-дил-ся там он в хра-ме, ко-то-рый был воз-двиг-нут Эне-ем, по-лу-чив-шим ис-це-ле-ние от ап. Пет-ра (). Ко-гда иудеи и языч-ни-ки хо-те-ли от-нять этот храм у хри-сти-ан, он по при-ка-за-нию пра-ви-те-ля был за-перт на три дня, чтобы яви-лось зна-ме-ние для раз-ре-ше-ния спо-ра. Через три дня храм от-кры-ли и уви-де-ли в нем неру-ко-тво-рен-ное изо-бра-же-ние Бо-го-ма-те-ри.

Икона Божией Матери Лиддская

Тайна христианства начинается с вопроса о его начале. Он (Бог) столько познается нами, сколько может кто увидеть безбрежного моря, стоя на краю его ночью с сжатой в руках зажженною свечою.

С. И. Фудель

Наш рассказ - об иконе, созданной не человеческими руками. По преданию, когда по вознесении Господнем апостолы Петр и Иоанн проповедовали в окрестностях Иерусалима, то посетили и городок Лидду, где основали общину с храмом во имя Пречистой. А когда вернулись в Иерусалим, то попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его. Матерь Божия ответствовала любимым ученикам Христовым: «Идите с радостью. Я буду там с вами». И молящиеся в лиддской церкви в тот же миг узрели на одном из его столпов неведомо как появившееся изображение Пречистой с Младенцем на Своей левой руке, принадлежащее к типу «Одигитрии». Отличительная особенность этой иконы - в том, что десницы Спасителя и Пречистой соприкасаются, причем Она словно прикрывает кистью Своей руки руку Сына.

Прошло триста лет, и отпавший от христианства римский император Юлиан, так и вошедший в историю под именем Юлиан Отступник, начал гонения на «суеверия» и среди прочего послал в Лидду каменотесов, дабы те уничтожили сей чтимый образ. Но какими бы орудиями ни пытались стереть чудесное изображение, оно лишь глубже врезывалось внутрь столпа. Весть о чуде быстро разошлась по всему христианскому миру, и в Лидду начали стекаться паломники для поклонения нерукотворному образу Богородицы.

Минуло еще четыре столетия, и в VIII веке Констатинопольский патриарх Герман, поклонявшийся палестинским святыням, сделал список с нерукотворного образа Богоматери, привез его в Царьград и еженощно молился перед ним. Именно за свое благоговейное почитание православных икон он вскоре был изгнан с патриаршей кафедры еретиками-иконоборцами во главе с императором Львом Исаврянином. Предчувствуя свою скорую кончину, владыка Герман доверил список с чудотворной морским волнам, воскликнув в слезах: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага (то есть Льва) в Рим к благочестивым, дабы там укрыться с Предвечным Младенцем от мерзостных рук иконоборческих; прейди сие море великое и пространное плаванием безбедным».

Заметим, что подобным же образом поступали с обветшавшими иконами и наши предки: вплоть до начала XX столетия такие образы нередко опускали в воды рек на волю Божию. Наши пращуры считали, что «человек предполагает, а Бог располагает» и Сам определит дальнейшую судьбу образа.

Именно так и произошло в далеком восьмом столетии: уже на следующий день море вынесло образ к побережью Италии. Благочестивый папа Григорий II был немедленно извещен о чудесной находке, прибыл на берег моря к устью реки Тибр вместе со своим духовенством, и тогда икона невидимою силою всплыла на воздух и опустилась в простертые руки папы. Римский епископ поместил обретенный образ в алтарь собора Святого Петра, а спустя некоторое время получил письменное известие от патриарха Германа, откуда узнал, какую именно святыню приняли итальянские берега. Чудесные исцеления привлекли к ней множество паломников.

Спустя еще столетие с лишним иконоборческая ересь во Втором Риме была окончательно побеждена (в память чего мы доселе отмечаем особый праздник Торжества Православия). Тем временем молившиеся в соборе Святого Петра стали замечать странные колебания чудотворной иконы. Однажды на виду у всех она поднялась со своего места, проплыла над головами верующих и опустилась в воды Тибра. Течение понесло образ обратно в сторону моря, и тогда народ римский во главе с папой Сергием в слезах возопил: «Увы нам, Госпоже и Царице! Куда отходишь Ты от нас! Не потому ли Ты удаляешься из Рима, что и нам грозит иконоборческая ересь, по причине которой покинула Ты Константинополь? О Всемогущая, доколе не укротишь Ты еретической бури, возмущающей Церковь Христову?»

Тем временем икону вынесло в море, и вскоре ее увидели на волнах прямо у константинопольской пристани. Византийская царица Феодора решила, что это один из тех образов, которые иконоборцы топили в Босфоре, привязывая к ним тяжелые камни.

Но когда до Рима дошло послание императора Михаила и патриарха Мефодия, извещавших собратьев на Западе о состоявшемся во Втором Риме Поместном Соборе, восстановившем иконопочитание, все поняли, что обретенный образ и есть та самая икона, которая чудесным образом покинула Рим.

Тогда патриарх в сопровождении константинопольского духовенства, в присутствии императора со свитой сановников торжественно водрузил образ в храм Богородицы на площади Халкопратия. Именно тогда он получил наименование Римского с установлением ему особого празднования 26 июня. Главное же празднование нерукотворной Лиддской иконе (на столпе) совершается 12 марта по старому стилю.

Кондак

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа.



08 / 07 / 2005

Данная статья содержит: молитва божией матери лиддской нерукотворной - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Существует два чудотворных образа Божией Матери, носящих имя небольшого городка Лидды, находящегося на территории Палестины. Икона-первообраз была создана не человеческими руками. По преданию,апостолы Петр и Иоанн, во время своей проповеди в окрестностях Иерусалима, посетили и город Лидду, где основали общину с храмом во имя Божией Матери. После своего возвращения в Иерусалим, они попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его, на что Матерь Божия ответила: «Идите с радостью. Я буду там с вами». Обещание Богородицы исполнилось во время соборной молитвы в лиддской церкви, когда апостолы и все люди

Происхождение нерукотворного образа Лиддской Божией Матери на столпе вкратце излагается в службе Казанской иконе (8 июля и 22 октября): «Божественнии Слова Апостоли, евангелия Христова велегласные благовестницы, божественную церковь создавшее в пресвятое Твое имя, Богородице, и к Тебе, Госпоже, приходят, молящее Тя приити на тоя освящение. Ты же, о Богомати, рекла еси: идите с миром, и Аз с вами тамо есмь: Они же шедшее обретают тамо на стене церкви Твоего, Владычице, образа подобие…» (седален 3-й песни канона).

чтобы спасти её от иконоборцев

В Борисо-Глебском монастыре существует и свой особый праздник Сретения Лиддской иконы Божией Матери, отмечающий тот день, когда икона была впервые принесена в обитель. Празднование совершается 9/22 февраля.

Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829-842). Сведения об этом послании находятся в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе, написанном императором Константином Багрянородным (912-959).

Икона Божией Матери Лиддская

Тайна христианства начинается с вопроса о его начале. Он (Бог) столько познается нами, сколько может кто увидеть безбрежного моря, стоя на краю его ночью с сжатой в руках зажженною свечою.

Наш рассказ - об иконе, созданной не человеческими руками. По преданию, когда по вознесении Господнем апостолы Петр и Иоанн проповедовали в окрестностях Иерусалима, то посетили и городок Лидду, где основали общину с храмом во имя Пречистой. А когда вернулись в Иерусалим, то попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его. Матерь Божия ответствовала любимым ученикам Христовым: «Идите с радостью. Я буду там с вами». И молящиеся в лиддской церкви в тот же миг узрели на одном из его столпов неведомо как появившееся изображение Пречистой с Младенцем на Своей левой руке, принадлежащее к типу «Одигитрии». Отличительная особенность этой иконы - в том, что десницы Спасителя и Пречистой соприкасаются, причем Она словно прикрывает кистью Своей руки руку Сына.

Прошло триста лет, и отпавший от христианства римский император Юлиан, так и вошедший в историю под именем Юлиан Отступник, начал гонения на «суеверия» и среди прочего послал в Лидду каменотесов, дабы те уничтожили сей чтимый образ. Но какими бы орудиями ни пытались стереть чудесное изображение, оно лишь глубже врезывалось внутрь столпа. Весть о чуде быстро разошлась по всему христианскому миру, и в Лидду начали стекаться паломники для поклонения нерукотворному образу Богородицы.

Минуло еще четыре столетия, и в VIII веке Констатинопольский патриарх Герман, поклонявшийся палестинским святыням, сделал список с нерукотворного образа Богоматери, привез его в Царьград и еженощно молился перед ним. Именно за свое благоговейное почитание православных икон он вскоре был изгнан с патриаршей кафедры еретиками-иконоборцами во главе с императором Львом Исаврянином. Предчувствуя свою скорую кончину, владыка Герман доверил список с чудотворной морским волнам, воскликнув в слезах: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага (то есть Льва) в Рим к благочестивым, дабы там укрыться с Предвечным Младенцем от мерзостных рук иконоборческих; прейди сие море великое и пространное плаванием безбедным».

Заметим, что подобным же образом поступали с обветшавшими иконами и наши предки: вплоть до начала XX столетия такие образы нередко опускали в воды рек на волю Божию. Наши пращуры считали, что «человек предполагает, а Бог располагает» и Сам определит дальнейшую судьбу образа.

Именно так и произошло в далеком восьмом столетии: уже на следующий день море вынесло образ к побережью Италии. Благочестивый папа Григорий II был немедленно извещен о чудесной находке, прибыл на берег моря к устью реки Тибр вместе со своим духовенством, и тогда икона невидимою силою всплыла на воздух и опустилась в простертые руки папы. Римский епископ поместил обретенный образ в алтарь собора Святого Петра, а спустя некоторое время получил письменное известие от патриарха Германа, откуда узнал, какую именно святыню приняли итальянские берега. Чудесные исцеления привлекли к ней множество паломников.

Спустя еще столетие с лишним иконоборческая ересь во Втором Риме была окончательно побеждена (в память чего мы доселе отмечаем особый праздник Торжества Православия). Тем временем молившиеся в соборе Святого Петра стали замечать странные колебания чудотворной иконы. Однажды на виду у всех она поднялась со своего места, проплыла над головами верующих и опустилась в воды Тибра. Течение понесло образ обратно в сторону моря, и тогда народ римский во главе с папой Сергием в слезах возопил: «Увы нам, Госпоже и Царице! Куда отходишь Ты от нас! Не потому ли Ты удаляешься из Рима, что и нам грозит иконоборческая ересь, по причине которой покинула Ты Константинополь? О Всемогущая, доколе не укротишь Ты еретической бури, возмущающей Церковь Христову?»

Тем временем икону вынесло в море, и вскоре ее увидели на волнах прямо у константинопольской пристани. Византийская царица Феодора решила, что это один из тех образов, которые иконоборцы топили в Босфоре, привязывая к ним тяжелые камни.

Но когда до Рима дошло послание императора Михаила и патриарха Мефодия, извещавших собратьев на Западе о состоявшемся во Втором Риме Поместном Соборе, восстановившем иконопочитание, все поняли, что обретенный образ и есть та самая икона, которая чудесным образом покинула Рим.

Тогда патриарх в сопровождении константинопольского духовенства, в присутствии императора со свитой сановников торжественно водрузил образ в храм Богородицы на площади Халкопратия. Именно тогда он получил наименование Римского с установлением ему особого празднования 26 июня. Главное же празднование нерукотворной Лиддской иконе (на столпе) совершается 12 марта по старому стилю.

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

Владыка Иоанн - святитель Русского Зарубежья

Возвращение в Китай

Начало Второй мировой войны

Молитва божией матери лиддской нерукотворной

икона Богородицы «ЛИДДСКАЯ» (НА СТОЛПЕ В ЛИДДЕ)

В церковном календаре существует два названия Лиддской иконы Пресвятой Богородицы: Лиддская (на столпе в Лидде) с празднованием 25 марта ­ ­и Икона Божьей Матери ЛИДДСКАЯ (РИМСКАЯ) с празднованием 9 июля. Но и в том, и другом случае речь идёт об одной иконе Богородицы.

В VIII веке Константинопольский патриарх Герман велел сделать список (копию) чудотворной иконы Божией Матери, но во время изгнания иконоборцами, предчувствуя свою скорую кончину, пустил его в море. На другой день Лиддская икона Богородицы чудесным образом достигла Рима, где явила немало чудес и исцелений. Через сто с лишним лет, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, во время одного из богослужений Лиддская икона БогоМатери на виду у всех снялась со своего места и опустилась в реку Тибр. Вскоре она прибыла в Царьград, была узнана римскими послами и поставлена в храме Богородицы. С этого времени икона получила ещё одно название – Римская с празднованием 26 июня (9 июля по новому стилю).

После XI века следы Лиддской иконы Божьей Матери теряются, о дальнейшей её судьбе ничего не известно. На Руси список Лиддской иконы Божией Матери известен с XIV века. Древняя святыня, хранящаяся в Борисоглебском монастыре (18 км от Ростова Великого), в 1922 году подверглась поруганию – с иконы была снята драгоценная риза. В 1928 году монастырь был закрыт, икона изъята. В настоящее время находится в Ростовском музее-заповеднике (Ярославская область).

Также читайте у нас на сайте:

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные “духовные” практики.

Израиль. Центральный округ.

Храм вмч. Георгия Победоносца

(Ἱερός Ναός Ἁγίου Γεωργίου ἐν Λύδδῃ)

Последнее обновление страницы: 05.01.2015 16:03:57

Координаты: N31.95309 E34.89970 –

Фото Н. Андрущенко.

Для того, чтобы увидеть изображение крупнее, щелкайте по нему мышкой.

Наружные виды

Вид от парковки

Интерьер храма

Надпись под праздничным рядом:

«ΔΑΠΑΝΗ ΜΕΛΕΤΙΟΥ ΑΡΧΙΜΑΝΔΡΙΤΟΥ

ΣΑΜΙΟΥ ΕΧΡΩΜΑΤΙΣΘΗ ΤΟ ΠΑΡΟΝ

ΕΙΚΟΝΟΣΤΑΣΙΟΝ ΤΗ 15 ΦΕΒΡΟΥΑΡΙΟΥ 1872

ΕΠΙ ΤΗΣ ΗΓΟΥΜΕΝΕΙΑΣ ΙΕΡΟΘΕΟΥ ΣΑΜΙΟΥ»

(«На средства Мелетия архимандрита

Самиоса (уроженца о. Самос?) расписан

в игуменство Иерофея Самиоса»)

Крипта с гробницей (мраморным кенотафом) вмч. Георгия

Лиддская нерукотворная икона Божьей Матери: знак с небес о Великом Спасении

Лиддская нерукотворная икона Божьей Матери– наиболее известное изображение Пречистой Девы, которое появилось не от человеческих рук. Обстоятельства его обретения не так трагичны, как первогонерукотворенного изображения Спасителя. Во время преодоления мученического пути на Голгофу женщина подала Иисусу платок, чтобы утереть кровь и пот с лика Страдальца. После чего на куске ткани остался священный отпечаток.

История появления нерукотворного образа на столпе

Перед тем как разойтись в разные концы света, проповедуя святое Евангелие, апостолы Иоанн Богослов и Петр освещали души христианской верой в городах, приближенных к Иерусалиму. При посещении городка Лидда они основали общину и воздвигли новый храм,посвященный Пречистой Деве Марии.

По возвращении в Иерусалим апостолы рассказали Божией Матери о новых христианах. Попросили побывать в Лидде, чтобы увидеть, оценить посвященный Ей храм, а затем осенить его своим благословением. На что Заступница отвечала, чтобы они отправлялись в путь с радостью, а она пребудет в храме с ними. Обещание было исполнено. Уже во время соборной молитвы в новом храме христиане увидели на одном из каменных столпов, поддерживающих свод церкви, удивительной красоты изображение Божьей Матери с Младенцем Иисусом. Оно появилось неожиданно, и никто из людей не знал, откуда оно произошло. Так Матерь Христа вошла в храм Господа и осталась вместе с его духовными детьми.

Описание нерукотворного Лиддскогообраза на столпе

Перед христианской общиной предстало нерукотворное изображение Пречистой ДевыМарии с Божественным Младенцем, восседающем на левой материнской руке.Общая композиция образасоответствовалаиконописному канону Одигитрияс небольшим отличием. Руки Божьей Матери и Младенца Иисуса Христа соприкасались таким образом, словно Царица Небесная желала прикрыть кистью руки небольшую ручку Спасителя.

Слава о чудесном появлении Лиддской иконы Пречистой Девы быстро разошлась по миру. К ней стали приходить паломники со всех концов света. Богородица отвечала помощью и напутствием каждому, кто к ней через образ обращался со словами молитвы.

История нерукотворного образа

Прошло почти три сотни лет. Римский император Юлиан(361–363 годы), прозванный за свои нечестивые дела Отступником, противился христианской вере, стремился уничтожить все, что с ней связано. Он послал в Лиддский храм каменотесов с наказом уничтожитьсвятой чтимый христианами образ Божьей Матери. Предание гласит, что много усилий приложили крепкие мужи, много времени потратили, но ничего не смогли сделать. Чудотворное изображение не исчезало.Казалось, чтоонопрячется от варваров, углубляясь внутрь столба. Но сам рисунок не повредился, краски не потускнели. Как ни страшились работники императорского гнева, и они убедились в преобладании силы и власти Божией Матери.

Рассказы об этом случае быстро распространилось за пределы города Лидда. Еще большее количество людей стало приходить и приезжать в город, чтобы увидеть святыню, поклониться, превознося славу благодатному образу. А не веровавшие ранее, крестились, обращаясь к Истиной Вере.

Последние данные о чудотворениях от Лиддского образа относятся к XI веку. Дальнейшая судьба нерукотворной иконы, к сожалению, скрыта. Православная церковь совершает празднование чудотворнойЛиддскойиконе Царице Небесной на столпе 12 марта (по старому стилю 25 марта).

Лиддская Римская икона Божией Матери

VIII век в римских землях также не был простым для христиан. К гонениям добавились нападения иконоборцев. Несмотря на враждебную обстановку Константинопольский патриарх Герман, посещая Иерусалим и храм в Лидде, распорядился сделать точный список с нерукотворногообраза Богородицы. Получив желаемое изображение, онзабрал его в Константинополь, чтобыежедневно молиться перед драгоценной святыней, на которой было благословение самой Девы Марии. Еретики-иконоборцы (вместе с императором Львом Исаврянином) обвинили патриарха Германа в благоговейном почитании образов и изгнали с кафедры.

Чувствуя, что жить ему осталось недолго, владыка решил спасти чудотворную копию великой иконы. До XX века среди христиан был распространен обычай опускать в волны рек священные лики, которые стали ветхими. Таким образом, наши предки предоставляли Господу решать судьбу старых икон. Именно это и сделал Герман – пустил удивительный список иконы в морские воды, завещая безвредно преодолеть большое море, спастись Владычице не от Ирода, а от врага со звериным именем (Лев) к благочестивым римским христианам, чтобы скрыться от мерзких рук иконоборцев.

Практически на следующий день морские волны принесли образ Богородицы к итальянскому побережью. Иноки оповестили благочестивого папу Григория II обудивительной находке. Священник, собрав духовенство, в тот же часпоспешил к морскому берегувозле устья реки Тибр. Когда процессия остановилась, образ Богородицы, словно под действием невидимой силы,медленно поднялсявверх, а затем опустилсяпрямо на протянутые навстречу руки папы. Римляне поместили новообретенный богородичный лик на алтарь храма Святого Петра. И только спустя некоторое время пришло письменное известие патриарха Германа, объясняющее происхождение образа и причины, которые привели нерукотворный лик на новое место обитания.

На итальянских берегах Лиддскую(Римскую) икону Богородицы ожидала не меньшая слава и христианское паломничество. Появились новые свидетельства о совершаемых через обращение к образу чудесах, исцелениях.

Только по прошествии еще одного столетия иконоборчество во Втором Риме было окончательно остановлено.Христиане, приходившие молиться к нерукотворному образу вхрам Святого Петра,обратили внимание на появлениенеобычных движений чудотворной Лиддскойиконы Богородицы, находящейся в алтаре. Одного дня на глазах всех, кто был в храме, святой лик оторвался от своего места, медленно поднялся, проплылпо воздуху над верующими, а достигнув Тибра, опустился на воду. Послушное течение увлеклоикону к морю. Римский народ, духовенство во главе с папой Сергием были склонны трактовать это событие, как Матерь Божия покинула их, оставив без защиты от еретиков и прочих врагов праведной веры.

Икона тем временем по воле волн и провидения оказалась в море, а затем у пристани города Константинополя. Царица Византии Феодора приняла нерукотворный образ за одну из тех икон, которые еретики-иконоборцы бросали в Босфор, предварительно привязывая тяжелые камни. Ясность внесло послание патриарха Мефодия и императора Михаила, в котором было описано чудесное событие, случившееся ранее в Поместном Соборе. Так икона сама возжелала вернуться на прежнее место. Возрадуясь торжественному событию – новому обретению святыни, патриарх Константинополя с почестями установил образ в церкви Богородицы (на площадиХалкопратия). Празднование Лиддской (Римской) иконе Пречистой установлено 26 июня (по старому стилю 9 июля).

Молитва Божией Матери перед Ея иконой, (икона Божией Матери «ЛИДДСКАЯ» (РИМСКАЯ))

икона БогоМатери «ЛИДДСКАЯ» (РИМСКАЯ)

В церковном календаре существует два названия Лиддской иконы Пресвятой Богородицы: Лиддская (Римская) с празднованием 9 июля и Икона Божией Матери ЛИДДСКАЯ (НА СТОЛПЕ В ЛИДДЕ) с празднованием 25 марта. Но и в том, и другом случае речь идёт об одной иконе.

Согласно преданию, Лиддская икона Божией Матери явилась следующим образом. Апостолы Пётр и Иоанн Богослов устроили храм в Лидде, недалеко от Иерусалима. Придя в Иерусалим, апостолы попросили Божию Матерь посетить и Своим присутствием благословить церковь. Пресвятая Дева Мария на это отвечала им: «Идите с радостью, Я буду там с вами». Вернувшись в Лиддский храм, апостолы на одном из его столпов обнаружили нерукотворное изображение Богородицы. В IV веке по приказу римского императора иконоборца Юлиана Отступника образ несколько раз пытались уничтожить – его вырубали каменотесы, но краска лишь глубже врезалась внутрь столба.

В VIII веке Константинопольский патриарх Герман велел сделать список (копию) чудотворной иконы, но во время изгнания иконоборцами, предчувствуя свою скорую кончину, пустил его в море. На другой день икона чудесным образом достигла Рима, где явила немало чудес и исцелений. Через сто с лишним лет, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, во время одного из богослужений икона на виду у всех снялась со своего места и опустилась в реку Тибр. Вскоре она прибыла в Царьград, была узнана римскими послами и поставлена в храме Богородицы. С этого времени икона получила ещё одно название – Римская с празднованием 26 июня (9 июля по новому стилю).

После XI века следы Лиддской иконы теряются, о дальнейшей её судьбе ничего не известно. На Руси список Лиддской иконы Божией Матери известен с XIV века. Древняя святыня, хранящаяся в Борисоглебском монастыре (18 км от Ростова Великого), в 1922 году подверглась поруганию – с иконы была снята драгоценная риза. В 1928 году монастырь был закрыт, икона изъята. В настоящее время находится в Ростовском музее-заповеднике (Ярославская область).

Фотография иконы Пресвятой Богородицы Лиддская Римская из Борисоглебского монастыря.

Изображение воспроизводится по изданию: К истокам: Раннехристианские иконы: [Книга-календарь на 2010 год]. Минск: Междунар. обществ. объединение «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла»; Milano: La Casa di Matriona, 2009.

Богородица Salus Populi Romani

Рим, VII век (?), поновления XII–XIII вв., базилика Санта Мария Маджоре.
Энкаустика, доска (?); 117 × 79 см.

Salus Populi Romani («Спасение Римского народа»), пожалуй, самый почитаемый из всех римских богородичных образов и один из немногих, культ которых не прерывался вплоть до наших дней. Дева Мария представлена согласно иконографии «Одигитрии», с Младенцем на скрещенных руках, в левой руке - маппула, небольшой льняной плат, использовавшийся древнеримской знатью.

С начала XVII в., по распоряжению папы Павла V Боргезе (1605–1621), для места хранения почитаемой иконы Богоматери, по преданию написанной евангелистом Лукой, в качестве драгоценного ковчега был выбран большой мраморный алтарь в капелле Паолина, пристроенной в 1606–1612 гг. к левому нефу базилики Санта Мария Маджоре. Где изначально располагалась икона внутри знаменитого храма на Эсквилине, неизвестно, но до перемещения в капеллу Паолина она находилась в мраморном кивории готического стиля, в глубине центрального нефа, слева.

Главным богослужением, в котором на протяжении веков участвовала Salus Populi Romani, было несомненно шествие в ночь с 14 на 15 августа (Феррагосто), в честь Успения Девы Марии: Нерукотворный Спас из Латерана [табл. XV] по определенному маршруту шествовал в Санта Мария Маджоре, останавливаясь в храмах с почитаемыми богородичными образами и особо важных для истории христианства местах, где совершались специальные молебны. Древнейшие тексты об этом праздновании ничего не говорят о том, чтобы образ Девы Марии действительно ожидал в эсквилинской базилике икону Спаса; возможно, что в первые века во время процессии эта встреча не осуществлялась. Первое свидетельство о ней мы находим в письме некоего каноника Иоанна (1170). Соединение Спасителя с Богородицей в церкви Санта Мария Маджоре надолго стало кульминационным событием ежегодного шествия вплоть до отмены этого богослужения при Пие V (1566–1572).

Трудно сегодня определить, как изначально выглядела икона: реставрация 1931 года - лишь один пример поновления образа, в том числе средневековыми художниками, в череде многих предшествующих, которые сильно изменили ее облик и размеры, о чем говорит доска, обрезанная по нижнему краю. Поэтому многие ученые склоняются к датировке XII–XIII вв. Другие находят следы намного более древние. Мария Андалоро предлагает датировку VII веком. На раннесредневековое происхождение указывают скрещенные руки Марии (интересную параллель можно видеть во фрагментарном изображении Богоматери с Младенцем на левом пилястре пресбитерия церкви Санта Мария Антиква на Римском форуме первой половины VII в.), направленные навстречу друг другу движения Богородицы и Христа и редкая деталь - маппула, - использование которой Ханс Бельтинг связывает с изображениями консулов.

Даниэла Сгерри

Сегодня день Лиддской нерукотворной (в Лидде на столпе) иконы Божией матери! Предлагаем вам прочесть историю этой чудотворной иконы!

Лиддская икона Божией Матери

Когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали Господа Иисуса Христа в городе Лидде (впоследствии Диосполе), недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм во имя Пресвятой Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы молили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева сказала: «Идите с миром, там и Я с вами буду». Придя в храм, они увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Затем и Сама Матерь Божия посетила Лиддский храм и даровала образу Своему особую благодать и силу.

Во время правления императора Юлиана Отступника (361 г. — 363 г.) в Лидде совершилось новое чудо. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако, как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь столба. Слава о благодатном образе распространилась по всему миру. С него была сделана копия, которая была увезена в Рим и также получила чудотворную силу.

Существовал еще другой Лиддский нерукотворный образ Матери Божией. Он находился в храме, созданном в Лидде Энеем, исцеленным святым апостолом Петром (Деян. 9, 32 — 35). Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, то по распоряжению правителя храм был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для решения спора. Когда через три дня храм открыли, то увидели в нем нерукотворное изображение Матери Божией,

Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829 г. — 842 г.). Об этом послании говорит император Константин Багрянородный (912 г. — 959 г.) в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе.