Колонна Траяна, Рим, Италия: описание, фото, где находится на карте, как добраться. Колонны рима Где колонна

Александровская колонна - один из известнейших памятников Петербурга

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа…

А.С.Пушкин

Если я правильно запомнил со школьной скамьи, то стихотворение звучит именно так) После этого, с лёгкой руки Александра Сергеевича, Александровскую колонну начали называть столпом, причём Александрийским=) Как же он появился и чем же он так примечателен?

Александровская колонна воздвигнута в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Однако предложенную идею установки ещё одной конной статуи Петру I он отверг.

Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о “незабвенном брате””. Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска, но этот вариант был отклонён императором. Эскиз того проекта сохранился и находится в настоящее время в библиотеке Института инженеров путей сообщения. Монферран предлагал установить громадный гранитный обелиск высотой 25,6 метра на гранитном цоколе 8,22 метра. Лицевую грань обелиска предполагалось украсить барельефами, изображающими собой события войны 1812 года в снимках со знаменитых медальонов работы графа Ф. П. Толстого. На пьедестале планировалось выполнить надпись “Благословенному - благодарная Россия”. На пьедестале архитектор видел всадника на коне, попирающем ногами змею; впереди всадника летит двуглавый орёл, за всадником следует богиня победы, венчающая его лаврами; коня ведут две символические женские фигуры. На эскизе проекта указано, что обелиск должен был превзойти все известные в мире монолиты своей высотой. Художественная часть проекта превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в различных направлениях изобразительного искусства. Пытаясь отстоять свой проект, архитектор действовал в пределах субординации, посвятив Николаю I своё сочинение “Plans et details du monument consacr ? ? la m?moire de l’Empereur Alexandre”, но идея всё же была отвергнута и Монферрану было недвусмысленно указано на колонну как на желаемую форму памятника.

Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в честь побед Наполеона). Ниже на фото - фрагмент колонны с Вандомской площади (автор - PAUL)

В качестве источника вдохновения Огюсту Монферрану была предложена Колонна Траяна в Риме

Узкие рамки проекта не позволили архитектору уйти от влияния всемирно известных образцов, и его новое произведение стало лишь лёгким видоизменением идей предшественников. Художник выразил свою индивидуальность, отказавшись от использования дополнительных украшений, подобных барельефам, спирально обвивающим стержень античной колонны Траяна. Монферран показал красоту гигантского полированого монолита розового гранита высотой 25,6 метров. Кроме того, Монферран сделал свой монумент выше всех существующих. В этом новом виде 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения был утверждён государем. Строительство велось с 1829 года по 1834 год.

Для гранитного монолита - основной части колонны была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830-1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась между Выборгом и Фридрихсгамом. Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев. После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника. После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили более 400 тонн. Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции. Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя “Святой Николай”, грузоподъёмностью до 1100 тонн. Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна. Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга. Прибытие центральной части Александровской колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран. Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 5,2 м был обнаружен подходящий песчаный материк. В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Этот способ был предложен генерал-лейтенантом А. А. Бетанкуром - архитектором и инженером, организатором строительства и транспорта в Российской империи. Ранее с применением этой же технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора. Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. В октябре 1830 года работы были закончены.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала. Конечно же, по тем временам, установить 400-тонную каменюку было, мягко говоря, непросто) Но я не думаю, что в этой статье стоит описывать этот процесс, просто отмечу, что было им тяжко… К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи - установки колонны на пьедестал. Этой частью работ также занимался генерал-лейтенант А. А. Бетанкур. Им в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 47 метров высотой, 60 кабестанов и система блоков, и он воспользовался всем этим следующим образом: по наклонной плоскости колонну подкатили на особую платформу, находившуюся у подножия лесов и обмотали множеством колец из канатов, к которым были прикреплены блоки; другая система блоков находилась на вершине лесов; большое число канатов, опоясывающих камень, огибало верхние и нижние блоки и свободными концами были намотаны на кабестаны, расставленные на площади. По окончании всех приготовлений был назначен день торжественного подъёма. 30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья. Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади инженеру А. А. Бетанкуру потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит. Каменная глыба наклонно приподнялась, неспешно поползла, затем оторвалась от земли и её завели на позицию над пьедесталом. По команде канаты были отданы, колонна плавно опустилась и стала на своё место. Народ громко закричал “ура!”. А Николай I после этого заявил Монферрану, что он себя обессмертил.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны. Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом. Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращенной к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского. В итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, - “Сим победиши!”. Эти слова связаны с историей обретения животворящего креста. Отделка и полировка памятника длилась два года.

Открытие памятника состоялось 30 августа 1834 года и ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии. Оно осуществлялось в подчёркнуто православном антураже и сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклонённые войска и сам император. Это богослужение под открытым небом проводило параллель с историческим молебном русских войск в Париже в день Православной Пасхи 29 марта 1814 года. В честь открытия памятника был выпущен памятный рубль тиражом 15000 монет.

Александровская колонна напоминает образцы триумфальных сооружений античности, монумент обладает удивительной чёткостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта. На табличке памятника выгравировано “Александру I благодарная Россия”. Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита и третий по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской в Лондоне (колонна Нельсона). Она выше аналогичных монументов мира: Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии.

Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю. По первоначальному проекту Огюста Монферрана, фигура на вершине колонны опиралась на стальной прут, который позже был удалён, и при реставрации 2002-2003 годов выяснилось, что ангел держится за счёт своей собственной бронзовой массы. Мало того, что сама колонна выше Вандомской, фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на Вандомской колонне. Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками. Лёгкая фигура ангела, спадающие складки одежды, чётко выраженная вертикаль креста, продолжая вертикаль монумента, подчеркивают стройность колонны.

“Александрийский столп” был окружён декоративной бронзовой оградой, выполненной по проекту Огюста Монферрана. Высота ограды около 1,5 метров. Ограду украшали 136 двуглавых орлов и 12 трофейных пушек, которые венчали трёхглавые орлы. Между ними были размещены чередующиеся копья и древки знамён, увенчанные гвардейскими двуглавыми орлами. На воротах ограды в соответствии с замыслом автора висели замки. Кроме того, проект предусматривал установку канделябр с медными фонарями и газовым освещением. Ограда в своем оригинальном виде была установлена в 1834 году, полностью все элементы были установлены в 1836-1837 годах. В северо-восточном углу ограды была караульная будка, в которой находился одетый в парадную гвардейскую форму инвалид, днём и ночью охранявший памятник и следивший за порядком на площади. Всё пространство Дворцовой площади было замощено торцами.

Императорский виссон
И моторов колесницы, -
В чёрном омуте столицы
Столпник-ангел вознесён…

Осип Мандельштам

Статьи в этом месте:


Тем, кто собирается поехать в Рим, определенно будет нескучно. Здесь есть что увидеть, ведь главной особенностью итальянской столицы туристы называют невероятное количество достопримечательностей. Перечислить наиболее интересные места в Риме- задача далеко не из легких.

Общая информация

Здесь буквально на каждом углу можно ощутить дыхание истории, с которой органично сплетаются уклад жизни современных жителей и чудесные ароматы местной кухни. Рим - это не только столица нынешней Италии, но и главный город древней и весьма могущественной империи. Многовековые этапы истории оставили на этой земле неизгладимый след в виде огромного количества памятников. Именно они и привлекают сюда миллионные армии туристов. Одной из самых красивых и величественных достопримечательностей города является колонна Траяна в Риме. Она расположена на одноименной площади. Не только украшением итальянской столицы, но и летописью всех важнейших военных событий, происходящих в служит колонна Траяна в Риме. Фото, описание этого замечательного памятника истории, интересные факты, связанные с ним, - все это представлено в данной статье.

Форум Траяна

После смерти этого римского правителя сложилась интересная традиция. Римские сенаторы в приветствии каждому последующему императору желали тому «быть лучше Траяна». Этот правитель родился в Испании. Его считают величайшим застройщиком Рима. Именно он построил культурный центр города в надежде укрепить собственную популярность и стать истинным жителем столицы империи.
К тому моменту Рим насчитывал уже пять аналогичных площадей, но ни одна не смогла соперничать с «детищем» Траяна. По своим размерам он превышал всех их, вместе взятых. Архитектором Форума стал выходец из провинции грек Аполлодор. Богатая добыча, которую получил Рим в результате похода в Дакию, позволила ему ни на чем не экономить. Аполлодор создавал Форум как «рекламу» своему императору. Площадь имела в длину около двухсот метров. Она была украшена статуями и изящными галереями. Там же находились рынок, суды и библиотеки. Но самой главной частью Форума была величественная колонна Траяна.

Фото, описание

Удивительное строение доминировало над всем комплексом площади. Колонна Траяна была украшена удивительными по своей выразительности барельефами, которые повествовали о военных победах римского императора, в частности о кампаниях его армии при форсировании Дуная, о захвате территории нынешней Румынии и т. д. Сегодня она так же гордо возвышается над руинами Форума, а у ее основания можно увидеть гробницу самого Ульпия Траяна и его жены.

Для сооружения этого удивительного памятника в Рим было привезено двадцать огромных блоков знаменитого каррарского мрамора.

Колонна Траяна имеет весьма внушительные размеры: тридцать восемь метров в высоту при весе в сорок тонн. Изнутри она полая. В ней устроена только винтовая лестница, которая ведет к площадке, сооруженной на капители.

Удивительный памятник древней цивилизации

Нужно сказать, что монумент на колонне несколько раз менялся. Вначале на капители возвышался орел, затем скульптура самого Траяна, и только в шестнадцатом столетии здесь появился стоящий во весь рост апостол Петр. Именно его изображение украшает колонну на сегодняшний день. На рельефной ленте, которая проходит по всему стволу сооружения, можно видеть фрагменты из двух сражений императора и даков. Всего на ней изображены две с половиной тысячи человеческих фигур, среди которых многократно повторяется сам Траян. Помимо них, на рельефе можно заметить Нику - богиню победы, а также Дуная - величественного старца - и других аллегорических персонажей.

История создания

Колонна Траяна была построена в честь римского императора, который сделал головокружительную карьеру. Он начинал простым легионером и дошел до правителя одного из самых могущественных государств. Благодаря этому талантливому полководцу и реформатору территорию Римской империи удалось существенно увеличить. А само государство значительно укрепило свое влияние.

Кроме проведения активной внешней политики и возведения крепостей, этот римский император возводил мосты, акведуки и прочие гражданские сооружения. В его честь и построили последний древнеримский форум. В отличие от пяти предыдущих он представлял собой обширную экспозицию побед и оружия императора.

Особенности сооружения

Визуально триумфальная колонна Траяна поделена на три части. Во-первых, на основание - пьедестал, затем на непосредственно центральную часть и на выступающую за ее пределы верхнюю - капитель. Диаметр колонны составляет около четырех метров.

Памятник выполнен из ценнейшего сорта Для его строительства использовано двадцать блоков, которые установлены таким образом, чтобы во внутреннем пространстве образовалась полость. В ней находится винтовая лестница из ста восьмидесяти пяти ступеней, ведущих к площадке, устроенной на капители. Солнечный свет внутрь колонны проникает через небольшие окошечки, больше напоминающие бойницы.

Наружная часть строения покрыта рельефной лентой, которая поднимается по спирали до его вершины. Изображения, сделанные на ней, рассказывают об эпизодах военной кампании императора Траяна. Барельеф двадцать три раза огибает стволовую часть колонны. Его общая протяженность составляет сто девяносто метров.

В основании находится зал. Здесь покоятся урны с прахом и его жены Помпеи Плотины. А на пьедестале до наших дней сохранилась надпись, которую ученые считают образцом римского шрифта.

Изображения

Колонна Траяна в Риме, фото которой увозит с собой каждый турист, представляет собой особую историческую ценность. Ее барельефы настолько образно и емко передают эпизоды войны римлян против даков, что просто поражают мастерством исполнения.

На колонне представлены события двух походов Траяна. На ленте они визуально отделены друг от друга крылатой богиней Победы, которая пишет на щите имя триумфатора. Вокруг вытеснены многочисленные военные трофеи императора-победителя.

На рельефной ленте около двух с половиной тысяч человеческих фигур. Это солдаты римского войска, совершающие определенные действия: строящие укрепления, переправы через реку, сражающиеся и т. д. Сам император Траян на ленте запечатлен пятьдесят девять раз: во главе отряда, на неком возвышении.

Работа древних мастеров

Фигурки солдат, детали их вооружения и обмундирования, а также укрепления на колонне прорисованы достаточно реалистично и четко. На рельефном изображении отсутствует перспектива: и ближние, и дальние предметы здесь отображены с одинаковыми размерами. Кроме того, второй план рельефа сделан в верхней части ленты. Благодаря такому подходу лента является очень информативной.

Подобная точность всех представленных сцен дает возможность не только лучше представлять, но и изучать оружие, доспехи и и даже даков той эпохи.

Помимо фигур солдат, на рельефе можно видеть и некоторые иносказательные рисунки, характерные для искусства Римской империи тех времен. Например, под фигурой старца нужно подразумевать Дуная, а женщиной с лицом, прикрытым покрывалом, является Ночь.

Во время создания все рельефные фигуры были исполнены в цвете. Однако со временем их краска выцвела, и сегодня эти изображения получили одинаковый светлый тон, что, впрочем, нисколько не умаляет ни их исторической, ни художественной ценности.

Секреты древней цивилизации

Воздвигнутая в далеком 113 году эта фантастическая колонна возвышается над Римом уже почти два тысячелетия. Со временем ее рельефы сильно пострадали, поэтому, кроме нескольких нижних витков на спирали, остальные очень трудно разглядеть. Вокруг колонны настоящие руины: повсюду пустые пьедесталы и расколотые плиты, разбитые скульптуры и обезглавленные колонны - все это только отдаленно напоминает былое великолепие Форума.

Колонна Траяна считается одним из главных монументов из всех тех, которые пережили падение Римской империи. Из столетия в столетие историки изучают ее рельефы в качестве наглядного пособия по истории войн, где сам Траян представлен как герой, а Децебал - правитель даков — его достойный противник. Археологами разглядывались даже мельчайшие детали из изображенных сцен, чтобы получить сведения о военных тактиках вооружении и обмундировании римской армии. Немало усилий на изучение этого уникального памятника потратил и В. А. Чудинов. Колонна Траяна в Риме, по его мнению, посвящена скорее знаменитой Троянской войне XIII века, а не императору-победителю. Об этом свидетельствуют многие факты, в том числе и скорость разрушения барельефа, по которой можно предположить, что сооружению всего около пятисот лет. Однако многие специалисты не соглашаются с мнением русского ученого.

Структура древнего Форума была продумана до мелочей. Вход на вымощенную разноцветным мрамором площадь украшала огромная триумфальная арка. По трем сторонам от нее стояли скульптуры самых известных деятелей Римской империи, а на четвертой архитектор поместил базилику. Это было своеобразное политическое строение, в котором создавались указы императора. Между латинской и греческой библиотеками Аполлодор расположил знаменитую колонну Траяна. Сегодня ее можно увидеть рядом с площадью Венеции и памятником Витторио Эммануилу. Колонна Траяна, фото которой является неопровержимым доказательством величия и монументальности данного сооружения, находится прямо напротив церкви Санта Мария ди Лоретто.

Добраться до нее на личном автомобиле или такси можно, доехав до улицы Via dei Fori Imperiali. Те, кто самостоятельно изучает могут сойти на станции метро "Колизей" и дальше пешком прогуляться к этому монументу. От остановки до нее всего полчаса медленным шагом.

Кроме замены скульптурных изображений, венчающих колонну императора, других более или менее значительных изменений это сооружение за свою многовековую историю не претерпело.

В годы правления Траяна действовал запрет на погребение людей в пределах города. Однако после смерти Траяна для него сделали исключение.

Этот памятник представляет большой интерес и для современных румын. Ведь Траян до тла разрушил Дакию, поэтому колонна сегодня является драгоценным свидетельством того, как могли одеваться и выглядеть их далекие предки.

В 19 веке строительная техника в Европе не сильно отличалась от древнеегипетской. Тысячетонные глыбы поднимались вручную.

Оригинал взят у ikuv в Поднятие Александровской колонны в 1832

Листая старый журнал, нашёл статью о том, как наши предки, жившие лет 200 назад, без всяких Комацу, Хитачи, Ивановцев и прочих катерпиллеров успешно решили непростую и на сегодняшний день инженерную задачу - доставили заготовку Александровской колонны в Санкт-Петербург, обработали её, подняли и установили вертикально. И стоит она по сих пор. Вертикально.



Проф. Н. Н. Лукнацский (Ленинград), журнал "Строительная промышленность" №13 (сентябрь) 1936, стр.31-34

Александровская колонна, стоящая на площади Урицкого (б. Дворцовой) в Ленинграде, общей высотой от верха фундамента до верхней точки 47 м (154 фут.), состоит из пьедестала (2,8 м) и стержня колонны (25,6 м).
Пьедестал, так же как и стержень колонны, выделан из красного крупнозернистого гранита, добытого в Питтерлакском карьере (Финляндия).
Питтерлакский гранит, особенно полированный, очень красив; однако, вследствие крупнозернистоcти он легко подвергается разрушению под влиянием атмосферных воздействий.
Более прочен серый Сердобольский мелкозернистый гранит. Арх. Монферанд хотел из этого гранита сделать пьедестал, но, несмотря на усиленные поиски, не нашёл камня без трещин требуемых размеров.
При добыче в Питтерлакском карьере колонн для Исаакиевского собора Монферанд обнаружил кусок скалы без трещин, размерами до 35 м в длину и толщиною до 7 м и оставил ее на всякий случай нетронутой, а когда возник вопрос о поставке памятника Александру первому, то он, имея в виду именно этот камень, составил проект памятника в виде колонны из цельного куска гранита. Добыча камней для пьедестала и стержня колонны была поручена подрядчику Яковлеву, который имел уже опыт добычи и доставки колонн для Исаакиевского собора.

1.Работа в карьере


Способ добычи обоих камней был примерно одинаков; прежде всего скала очищалась сверху от покрывающего слоя, чтобы удостовериться в отсутствии каких-либо трещин в ней; затем выравнивали на необходимую высоту переднюю часть гранитного массива и делали прорези на оконечностях гранитной массы; выделывались они бурением в ряд столь многочисленных скважин, что почти соединялись друг с другом.


Карьер Питтерлакс (Пютерлаксе)


Пока одна группа рабочих работала над прорезями в оконечностях массива, другие занимались высечкой камня внизу, чтобы приготовить его падение; на верхней части массива во всю его длинну была пробита борозда в 12 см шириной и 30 см глубиной, после чего с её дна были пробуравлены ручным бурением скважины во всю толщу массива на расстоянии 25 —30 см друг от друга; затем борозду, сплошь по всей длине, были заложены железные 45 см клинья, а межд ними и краем камня железные листы для лучшего продвижения клиньев и для предохранения края камня от поломки. Рабочие были расставлены так, чтобы перед каждым из них было от двух до трех клиньев; по сигналу все рабочие одновременно ударяли по ним и вскоре на оконечностях массива стали заметны трещины, которые постепенно, медленно увеличиваясь, отделили камень от общего массива скалы; эти трещины не уклонились от направления, намеченного многочисленными скважинами.
Камень окончательно был отделен и опрокинут рычагами и кабестанами на приготовленную постель из набросанных на наклонный бревенчатый ростверк ветвей слоем в 3,6 м.


Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере


Всего было установлено 10 березовых рычагов длиною по 10,5 м и 2 железных, более коротких; на их концах укреплены канаты, за которые тянули рабочие; кроме того, было установлено 9 кабестанов с полиспастами, блоки которых прочно укреплены к железным штырям, заделанным в верхней поверхности массива. Камень был перевернут в 7 мин., тогда как работы по его добыче и подготовке к отделению от общего массива скалы продолжались почти два года; вес камня около 4000 т.

2. Пьедестал для колонны


Сначала был доставлен камень для пьедестала весом около 400 т (24 960 пуд.); кроме него, на судно погрузили еще несколько камней, и общий вес всей погрузки, составил около 670 т (40 181 пуд.); под этой тяжестью судно несколько изогнулось, но было решено установить его между двумя пароходами и буксировать к месту назначения: несмотря на бурную осеннюю погоду, оно благополучно прибыло 3 ноября 1831 г.


Доставка блоков для постамента Александровской колонны

Через два часа камень уже выгрузили на берег при помощи 10 кабестанов, из которых 9 были установлены на набережной, а десятый укреплен на самом камне и работал через обратный блок, закрепленный на набережной.


Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной


Камень под пьедестал расположили в 75 м от фундаментов колонны, закрыли навесом и до января 1832 г. 40 камнетесов обтесывали его с пяти сторон.


Будущий пъедестал под навесом


Интересны мероприятия, предпринятые строителями, для обтески поверхности шестой нижней грани камня и по установке его на приготовленный фундамент. Чтобы камень перевернуть нижней необтёсанной гранью кверху, устроили длинную наклонную деревянную плоскость, конец которой, образуя вертикальный уступ, возвышался над уровнем земли на 4 м; под ним, на земле, насыпали слой песка, на который должен был лечь камень при падении с конца наклонной плоскости; 3 февраля 1832 г. камень был подтянут девятью кабестанами к концу наклонной плоскости и здесь, поколебавшись несколько секунд в равновесии, упал одним краем на песок, а затем был легко перевернут. После обтески шестой грани камень надо было уложить на катки и подтянуть на фундамент, а затем катки вынуть; для этого под камень подвели 24 стойки, высотою около 60 см, затем удалили из-под него песок, после чего 24 плотника, работая очень согласованно, подтесывали одновременно стойки на небольшую высоту у самой нижней поверхности камня, постепенно их утончая; когда толщина стоек доходила примерно до 1/4 нормальной толщины, то начинался сильный треск, и плотники отходили в сторону; оставшаяся несрубленной часть стоек под тяжестью камня ломалась, и он опускался на несколько сантиметров; эта операция была повторена несколько раз, пока камень окончательно не сел на катки. Для установки камня на фундамент снова устроили деревянную наклонную плоскость, по которой его подняли девятью кабестанами на высоту 90 см, приподняв сначала восемью большими рычагами (вагами) и вытянув из-под него катки; образовавшееся под ним пространство позволило уложить слой раствора; так как работа производилась зимой, при морозе от -12° до -18°, то Монферанд смешал цемент с водкой, добавив одну двенадцатую часть мыла; цемент образовал тонкое и текучее тесто и на нем двумя кабестанами было легко поворачивать камень, слегка поднимая его восемью большими вагами, чтобы вполне точно горизонтально установить на верхней плоскости фундамента; работа по точной установке камня продолжалась два часа.


Установка постамента на фундамент


Фундамент возвели заблаговременно. Основание под него состояло из 1250 деревянных свай, забитых с отметки на 5,1 м ниже уровня площади и до глубины 11,4 м; на каждом квадратном метре забито по 2 сваи; забивались они механическим копром, изготовленным по проекту известного инженера Бетанкура; баба копра весила 5/6 т (50 пуд.) и поднималась воротом с конной тягою.
Головки всех свай срезали под один уровень, определявшийся тем, что до него из котлована откачивали воду и на всех сваях сразу делали отметки; между обнаженными на 60 см верхушками свай уложили и утрамбовали слой гравия и на выровненной таким способом площадке был возведен фундамент высотою в 5 м из 16 рядов гранитных камней.

3. Доставка монолитного стержня колонны


В начале лета 1832 г. приступили к погрузке и доставке монолита колонны; погрузка на баржу этого монолита, имевшего огромный вес (670 т), была более трудной операцией, чем погрузка камня для пьедестала; для перевозки его построили специальное судно длиной 45 м, шириной по мидель-бимсу 12 м, высотой 4 м и грузоподъемностью около 1100 т (65 тыс. пуд.).
В начале июня 1832 г. судно прибыло в карьер Питтерлакс, и подрядчик Яковлев с 400 рабочих сейчас же приступил к погрузке камня; у берега карьера заблаговременно сделали на сваях пристань длиною 32 м и шириною 24 м из бревенчатых срубов, заполненных камнем, а перед ней в море деревянный аванмол такой же длины и конструкции, как и пристань; между пристанью и молом образовался проход (порт) шириною 13 м; бревенчатые ящики пристани и мола соединялись между собой длинными бревнами, обшитыми сверху досками, образовавшими дно порта. Дорогу от места вы¬ломки камня до пристани очистили, а выступавшие части скалы взорвали, затем на всем протяжении (около 90 м) вплотную друг к другу уложили бревна; пере мещение колонны производилось восемью кабестанами, из которых 6 тащили камень вперед, а 2 расположенные сзади, удерживали колонну при ее облическом движении вследствие разницы в диаметрах ее оконечностей; для выравнивания направления движения колонны подкладывались железные клинья на расстоянии 3,6 м от нижнего основания; через 15 дней работы колонна была на пристани.
На пристань и судно уложили 28 бревен, длиною по 10,5 м и толщиною 60 см; по ним надо было втащить колонну на судно десятью кабестанами, расположенными на аванмоле; кроме рабочих на кабестанах поставили еще спереди и сзади колонны 60 чел. для наблюдения за канатами, идущими к кабестанам, и за теми, которыми судно было укреплено к пристани. В 4 часа утра 19 июня Монферанд дал сигнал к погрузке: колонна легко двигалась по лежням и почти уже была погружена, как произошел случай, чуть не вызвавший катастрофу; вследствие небольшого наклона борта, ближайшего к пристани, все 28 бревен приподнялись и под тяжестью камня сразу сломались; судно накренилось, но не перевернулось, так как уперлось в дно порта и стенку мола; камень сполз к опустившемуся борту, но задержался у стенки пристани.


Погрузка стержня колонны на баржу


Люди успели отбежать, и несчастий не было; подрядчик Яковлев не растерялся и немедленно организовал выпрямление судна и подъемку камня. В помощь рабочим вызвали воинскую команду в 600 чел.; пройдя форсированным маршем 38 км, солдаты через 4 часа прибыли в карьер; после 48 час. непрерывной без отдыха и сна работы судно выправили, монолит на нем прочно укрепили и к 1 июля 2 парохода доставили его к б. Дворцовой набережной.


Портрет рабочих, доставивших колонну


Во избежание подобной неудачи, имевшей место при погрузке камня, Монферанд с особым вниманием отнесся к устройству приспособлений для выгрузки. Дно реки очистили от свай, остававшихся от перемычки после постройки стенки набережной; выравняли до вертикальной плоскости помощью очень прочной деревянной конструкции наклонную гранитную стену так, чтобы судно с колонной могло подойти к набережной совершенно вплотную, без всякого зазора; соединение грузовой баржи с набережной сделали из 35 толстых бревен, уложенных вплотную друг к другу; 11 из них проходили под колонной и опирались на палубу другого тяжело нагруженного судна, расположенного с речной стороны баржи и служившего как бы противовесом; кроме того, на оконечностях баржи уложили и укрепили еще 6 более толстых бревен, концы которых с одной стороны прочно связали со вспомогательным судном, а противоположные выдвигались на 2 м на набережную; баржу помощью охватывающих ее 12 канатов прочно притянули к набережной. Для спуска монолита на берег работало 20 кабестанов, из них 14 тянули камень, а 6 удерживали баржу; спуск прошел очень удачно в течение 10 мин.
В целях дальнейшего перемещения и поднятия монолита устроили солидные деревянные подмости, состоявшие из наклонной плоскости, эстакады, идущей к ней под прямым углом и обширной платформы, занимавшей почти всю площадь, окружавшую место установки и возвышавшейся на 10,5 м над ее уровнем.
В центре платформы, на каменном массиве из песчаника построили леса, высотою 47 м, состоявшие из 30 четырехбрусчатых стоек, укрепленных 28 подкосами и горизонтальными связями; 10 центральных стоек были выше других и наверху, попарно, связаны фермами, на которых лежало 5 двойных дубовых балок, с подвешенными к ним блоками полиспастов; Монферанд сделал модель лесов в 1/12 натуральной величины и подверг ее экспертизе наиболее сведущих людей: эта модель чрезвычайно облегчила работу плотников.
Подъемка монолита по наклонной плоскости производилась так же, как и перемещение его в карьере, по сплошь уложенным брусьям кабестанами.


Перемещения готовой колонны: от набережной к эстакаде


В начале эстакады


В конце эстакады


На эстакаде


На эстакаде


Наверху, на эстакаде, его втащили на специальную деревянную тележку, передвигавшуюся по каткам. Монферанд не применил чугунных катков, боясь, что они будут вдавливаться в доски настила платформы и отказался и от шаров — способа, примененного графом Карбюри для передвижки камня под памятник Петру Первому , считая, что приготовление их и прочих приспособлений займет много времени. Тележка, разделенная на две части шириной 3,45 м и длиной 25 м, состояла из 9 долевых брусьев, уложенных вплотную друг к другу, и укрепленных хомутами и болтами с тринадцатью поперечными брусьями, на которые и уложили монолит. Ее установили и укрепили на эстакаде у наклонной плоскости и втащили массив теми же кабестанами, которые тянули его по этой плоскости наверх.

4. Поднятие колонны

Поднятие колонны производилось шестьюдесятью кабестанами, установленными на подмостях по кругу в два ряда в шахматном порядке и укрепленными канатами к сваям, забитым в грунт; каждый кабестан состоял из двух чугунных барабанов, укрепленных в деревянной раме и приводимых в движение четырьмя горизонтальными рукоятками через вертикальный вал и горизонтальные зубчатые колеса (рис. 4); от кабестанов шли канаты через направляющие блоки, прочно укрепленные внизу лесов, к полиспастам, верхние блоки которых подвесили к упомянутым выше двойным дубовым перекладинам, а нижние стропами и сплошными канатными обвязками прикрепили к стержню колонны (рис. 3); канаты состояли из 522 каболок лучшей пеньки, выдержавшие при испытании груз 75 кг каждая, а весь канат — 38,5 т; общий вес монолита со всеми приспособлениями составлял 757 т, что при 60 канатах давало на каждый около 13 т нагрузки, т. е. запас прочности их был принят трехкратный.
Поднятие камня назначили на 30 августа; для работы на кабестанах нарядили команды от всех гвардейских частей в количестве 1700 рядовых при 75 унтер-офицерах; весьма ответственную работу по поднятию камня организовали очень продуманно, рабочих расставили в следующем строгом порядке.
На каждом кабестане, под командою унтерофицера, работало 16 чел. и, кроме того, 8 чел. находилось в резерве для смены устающих; старший в команде наблюдал, чтобы работавшие шли ровным шагом, замедляя или ускоряя его в зависимости от натяжения каната; на каждые 6 кабестанов наряжен 1 десятник, находившийся между первым рядом кабестанов и центральными лесами; он следил за натяжением канатов и передавал распоряжения старшим в команде; каждые 15 кабестанов составляли одно из 4 отделений, руководимых четырьмя помощниками Монферанда, стоявшими у каждого из четырех углов высоких лесов, на которых находилось 100 матросов, следивших за блоками и канатами и выправлявшими их; 60 ловких и сильных рабочих стояли на самой колонне между канатами и удерживали блоки полиопастов в правильном положении; 50 плотников находились в разных местах лесов на всякий случай; 60 камнетесов стояли внизу лесов у направляющих блоков с приказом — никого к ним не подпускать; 30 других рабочих направляли катки и удаляли их из-под тележки, по мере поднятия колонны; 10 каменщиков находились у пьедестала, чтобы подлить цементный раствор на верхний ряд гранита, на который станет колонна; 1 десятник стоял на передней части лесов, на высоте 6 м, для подачи колоколом сигнала к началу поднятия; 1 боцман находился на самой высокой точке лесов у шеста для поднятия флага, как только колонна станет на свое место; 1 хирург был внизу у подмостей для подачи первой помощи и, кроме того, в резерве имелась бригада рабочих с инструментами и материалами.
Всеми операциями распоряжался сам Монферанд, который предварительно за два дня сделал пробу поднятия монолита на высоту 6 м, а перед началом поднятия лично удостоверился в прочности свай, удерживающих кабестаны, а также осмотрел направление канатов и подмости.
Поднятие камня по сигналу, данному Монферандом, началось ровно в 2 часа дня и шло вполне успешно.


Начало подъёма колонны



Колонна двигалась вместе с тележкой горизонтально и в то же время постепенно поднималась вверх; в момент отделения ее от тележки 3 кабестана, почти одновременно, из-за спутанности нескольких блоков остановились; в эту критическую минуту один из верхних блоков лопнул и упал с высоты подмостей в середину группы людей, стоявших внизу, что вызвало некоторое замешательство среди рабочих, окружавших Монферанда; к счастью команды, работавшие на ближайших кабестанах продолжали итти ровным шагом — это быстро внесло успокоение, и все стали на свои места.
Вскоре колонна повисла в воздухе над пьедесталом, остановив ее движение вверх и выравняв строго вертикально и по оси помощью нескольких кабестанов, дали новый сигнал: все, работавшие на кабестанах, сделали поворот на 180° и начали вращать их рукоятки в обратном направлении, спуская канаты и медленно опуская колонну в точности на свое место.



Поднятие колонны продолжалось 40 мин.; на другой день Менферанд проверил правильность ее установки, после чего распорядился снять леса. Работы по отделке колонны и постановке украшений продолжались еще два года и окончательно она была готова в 1834 г.


Бишебуа, Л. П. -А. Байо А. Ж. -Б. Торжественное открытие Александровской колонны (30 августа 1834г)

Все операции по добыче, доставке и установке колонны надо признать очень хорошо организованными; однако, нельзя не отметить некоторых недочетов при сравнении с организацией работ по передвижке камня для памятника Петру Первому, исполненных под руководством графа Карбюри на 70 лет раньше; эти недочеты следующие:
1. При погрузке камня Кабюри затопил баржу, и она стала на твердое дно реки, поэтому никакой опасности опрокидывания ее не было; между тем при погрузке монолита для Александровской колонны этого не сделали, и баржа наклонилась, и вся операция едва не кончилась полной неудачей.
2. Карбюри для поднятия и опускания применял винтовые домкраты, тогда как Монферанд опускал камень довольно примитивным и несколько опасным для рабочих способом, подрубая стойки, на которых он лежал.
3. Карбюри, применяя остроумный способ перемещения камня на латунных шаpax, значительно уменьшил трение и обходился малым числом кабестанов и paбочих; заявление Монферанда, что он не использовал этот способ за недостатком времени, непонятно, так как добыча камня продолжалась почти два года и за это время можно было бы сделать всё необходимые приспособления.
4. Число рабочих при поднятии камня было с большим запасом; однако, надо учесть, что операция длилась очень недолго и что рабочие в большинстве были рядовые воинских частей, наряженные на поднятие, как на торжественный парад.
Несмотря на эти недочеты, вся операция по поднятию колонны — поучительный пример хорошо продуманной организации со строгим и ясным установлением распорядка работы, расстановкой рабочих и определением каждому действующему лицу его обязанностей.

1. Принято писать Монферан, однако, сам архитектор писал свою фамилию по-русски — Монферанд.
2. «Строительная промышленность» № 4 1935.

Спасибо Сергею Гаеву за предоставленный для сканирования журнал.

Колоннада … Русское словесное ударение

- (фр. colonne столб). 1) столб, поддерживающий или украшающий какую нибудь часть здания. 2) памятник в виде столба. 3) известный строй войска. 4) корабли, построенные в несколько линий. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

- (франц. colonne, от лат. columna столб), архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой элемент здания, несущей конструкции здания и ордеров архитектурных. Возникла как простейший элемент стоечно… … Художественная энциклопедия

КОЛОННА, колонны, жен. (итал. colonna) (архит.). 1. Архитектурное сооружение, имеющее вид высокого цилиндра и чаще всего служащее опорой фронтонов или внутренних частей зданий. Портик с колоннами. «Я… дом построил, с колоннами, огромный…»… … Толковый словарь Ушакова

Колонна - – вертикальная опора здания, сооружения, воспринимающая вертикальные нагрузки от других элементов (балок, ферм, арок, сводов и т. п.) [Новый политехнический словарь, Москва, Научное издательство, 2000 г.] Колонна – (фр. colonne от лат … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

КОЛОННА, жен., лат. столб, столп, стояк; подставка, подпорка; одинокая колонна, в виде памятника, стойло. Украшение столпов или колонн определяются в зодчестве орденами, условным порядком, к которому они относятся. | Конная, пешая колонна,… … Толковый словарь Даля

Вертикальная линейная конструкция, высота которой значительно превышает ее поперечное сечение. Колонна предназначенная для восприятия вертикальных (в меньшей степени горизонтальных) нагрузок. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов 1 … Строительный словарь

См … Словарь синонимов

В военном деле строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) одно за другим. До сер. 19 в. (в ВВС в 20 в.) колонна одна из форм боевого порядка войск (авиации) … Большой Энциклопедический словарь

КОЛОННА, ы, жен. 1. Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании или воздвигаемое в качестве монумента. Зал с колоннами. Триумфальная к. 2. О людях, предметах, расположенных или движущихся друг за другом вытянутой линией. К.… … Толковый словарь Ожегова

- (Column of ships) построение флота в несколько линий, каждая из которых называется К. К. может быть наветренной, подветренной, правой, левой, средней. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза… … Морской словарь

Книги

  • Словарь кофе , Колонна Дэшвуд Максвелл. Незаменимая книга для тех, кто изучил поверхность "кофейной" темы вдоль и поперек и теперь хочет нырнуть в нее с головой! В небольших, но емких словарных статьях вы узнаете все о том, как…
  • Последний Колонна , В. Кюхельбекер. Ленинград, 1937 год. Издательство "Художественная литература" . Издательский переплет. Сохранность хорошая. В издании представлен неоконченный роман В. К. Кюхельбекера" Последний Колонна",…

Колонны Греции, римские и русские колонны - все они были созданы на основе элементов архаичной архитектуры и являются преемниками более старых стилей.

Колонны Парламента Греции созданы по подобию античных греческих колонн.

Колонны берут свое начало в архитектуре архаичных культур. Но на европейское зодчество наибольшее влияние оказали археологические раскопки и сохранившиеся фрагменты строений эпохи Древнего Рима. Позже, когда для европейцев стала доступной территория, где когда-то располагалась Древняя Греция, были созданы теоретические трактаты, связывающие между собой эти древние культуры и доказывающие преемственность архитектурных особенностей.

Колонны Греции

Колонны Греции получили свое развитие с появлением ордерной системы. Если есть желание украсить свой дом греческими колоннами, стоит познакомиться со стилями. Более массивной и менее декорированной была колонна дорического стиля. Позже появилась ионическая колонна, которая была более изящной, и ее украшала декорированная капитель. Более поздняя из колонн Греции - коринфская колонна с капителью, декорированной растительным орнаментом. Местом возникновения колонн дорического стиля традиционно считают побережье Эгейского моря в 4 в. до н. э. Дорические колонны не имели базы, стволы были гладкими или декорированными близко расположенными вертикальными бороздами с острыми гранями - каннелюрами, количество которых было от 16 до 20. Капители отделялись от ствола одной-четырьмя горизонтальными "шейками". В дорическом ордере у колонн под эхином бороздка, а у римских колонн в этом месте выпуклый ободок. Греческие дорические колонны ставили на стилобат, римские колонны имели базы. Рассмотрим ионический ордер колонн Греции времен античности. Ионический ордер, благодаря оценке Витрувия, считался "женским", названным так за свое изящество, стройность и резной узор капители с волютами. Такие колонны украшали, начиная с 4 в до н.э., малоазийские храмы северо-западного побережья Эгейского моря. Примером может служить храм Артемиды Эфесской. Колонна ионического ордера делится на три части: базу, ствол и капитель. База обычно опиралась квадратную плиту. Среди рельефов базы — полувалы, торусы, орнаменты и горизонтальные желобки. Капитель украшали двойные спиральные волюты - завитки. В более ранних храмах волюты располагались только в плоскости фасада, позже ионические колонны Греции стали украшать волютами в четырех плоскостях. Начиная со второй половины 5 в. до н.э. начинают создавать капители, у которых угловая волюта находится под углом 45° к фасаду.

Колонны Греции ионического ордера храма Артемиды Эфесской.

В ионическом ордере эхин находится между волютами, словно бы выходя из-под них. Эхин и абака декорировались яйцеобразными овами, листьями. На стволе располагалось 24 канелюры - глубокие борозды по вертикали. По отношению к диаметру высота колонн составляла в разный период 8:1, 9:1, 9, 52:1 (в портике восточного фасада Эрехтейона). Наверху ствол колонны более узкий, чем внизу.

Сравнение пропорций и украшений дорического и ионического ордера колонн Греции.

Коринфский ордер с капителью, украшенной лепниной в виде корзины с плодами, лентами, листьями, чаще реализовывался в римских колоннах, чем у греков, которые использовали этот ордер реже. Витрувий также объединял его с ионическом ордером, который писал, что коринфская колонна отличается от ионической только высотой.

Стили колонн Греции.

Колонны Греции архитекторы стремились расставить максимально далеко друг от друга, чтобы создать ощущение легкости строения. Например, в храме Геры Самосской, интерколумний (расстояние между колоннами) достигал 8,47 м.

Римские колонны

Колонны отреставрированных римских бань, г. Бат. Сомерсет.

Римские колонны долго считались эталоном для художников, начиная с эпохи Возрождения. Римляне позаимствовали у греков ордерную систему, а вместе с ней и колонны. Однако, у греков колонны служили для опоры сравнительно легких горизонтальных балок, а римские постройки были более массивны, и греческие колонны в качестве опор не подходили. Несущие функции возлагались в основном на стены, а колонны служили, в основном, декором, оставаясь несущими преимущественно в портиках. Римские колоннады теряют строгую соразмерность колонн Греции. Римляне внесли некоторую новизну и в ордера. Римско-дорический стиль не похож на греческий дорический: колонна становится выше (отношение диаметра к высоте в греческой колонне 1:5, а в римской - 1:7). Кроме того, пропадает утолщение в середине, свойственное колонне Греции. Римская колонна дорическая имеет прямой ствол без каннелюр, сужающийся кверху (канелюры, если все же были, начинались с 1/3 высоты), более строгий вид приобрела подушка капители, а под капителью вместо бороздки появилось выпуклое кольцо. Римские колонны ионического ордера тоже претерпели изменения. Стволы нередко изготавливаются без каннелюр, изменился и вид волют. Переделали римляне и коринфский ордер, придав ему большую роскошь: в капители появилось больше листьев аканта с закругленными концами, добавились листья лавра и других растений. Нередко элементы капители отливали из бронзы. Ствол римской колонны коринфского стиля делали монолитными из гранита или мрамора. Чаще стволы были гладкими, но если на них наносили каннелюры, то их количество было больше, чем в колоннах Греции. Среди римских колонн выделяется композитный стиль, объединяющий элементы разных ордеров. В придуманном римлянами композитном стиле соединились элементы ионической и коринфской колонны, когда над "корзиной" размещали завитки волюты. При строительстве римские зодчие могли использовать разные ордера в одном здании: дорический ордер украшал первый этаж, ионический - второй, а коринфский и композитный - верхний.

Композитная римская колонна.

У римских колонн не было столь же выверенного промежутка на фасадах, как у греческих. Иногда их группировали по две, или даже по три.

Русские колонны

Древнерусское зодчество основывалось на византийском искусстве. Знакомство с ордерной системой произошло только во времена Петра Первого, который открыл европейское искусство для России. "Русских" колонн в том же качестве, в котором они существовали в Древнем Риме и Древней Греции, как таковых не было. С внедрением европейских стилей зодчие начали возводить сооружения, украшенные колоннами в стиле классицизм - с заимствованием пропорций и декора ордерной системы, используемых в европейской архитектуре. Однако, с появлением и развитием "нео-русского" стиля ("псевдорусский) появились и "русские" колонны. Этот стиль заслуживает отдельного внимания благодаря своей красочности, яркости, сказочности. Направление псевдорусского стиля возникло в 1870-х гг. на основе народнических идей, породивших широкий интерес людей искусства к народному творчеству 16-17 вв. Поначалу это течение распространилось на загородное деревянное строительство, а затем воплотилось в каменных строениях. Дома строили из красного кирпича или белого камня, их декорировали на манер народного зодчества. В моду вошли "пузатые" и прямоугольные русские колонны и кровля, напоминающая крышу терема. Примером может служить дом купца Игумнова на Большой Якиманке в Москве архитектора Н. Позднеева, построенный в конце 19 в.

Русские колонны дома купца Игумнова на Большой Якиманке. Москва. Псевдорусский стиль, архитектор Н. Позднеев. 1888-1895 г.

Архитектура строения подверглась резкой критике со стороны архитектурного сообщества. Например, архитектор В. Стасов писал о сооружении, что в нем на " пять аршин "греческого классицизма", "три с четвертью итальянского Ренессанса", "ломтик романского", "шесть золотников готики" и "целый пуд русского". При этом он категорически отвергал мнение москвичей, что здание красиво, так как считал, что его архитектура чужда московскому духу. "Русские" колонны украшали ряд древнерусских памятников зодчества. Например, Троицкций собор Ипатьевского монастыря. В Троицкий храм вела галерея, к которой ведет с северной сто¬роны каменное крытое крыльцо, его своды поддерживаются четырьмя колон¬нами с полукруглыми арками с декором из алебастра.

Фигурные колонны у входа в Троицкий собор Ипатьевского монастыря. 1650-1652 гг.

В качестве образца русского зодчества, на который опирались сторонники неорусского стиля, был и собор Василия Блаженного (Покровский собор), построенный в 1555-1561 гг. по указу Ивана Грозного.

Прямоугольные декорированные колонны собора Василия Блаженного. 1551-1561 гг., предположительно архитектор Постник.

Образцом нео-русского стиля стало здание ГУМа архитектора А. Померанцева. (1890-1893 гг.), Исторический музей архитектора Владимира Шервуда (1875-1881 гг.)

Прямоугольные русские колонны у центрального входа в Исторический музей. Псевдорусский стиль. архитектор Владимир Шервуд. Москва. Красная площадь. 1875-1881 гг.

Украшая свой дом колоннами в том или ином стиле, можно поддержать архитектурную задумку, которая отразит идею зодчества из прошлых веков. Главное, придерживаться исторической достоверности, чтобы дизайн демонстрировал вкус и знание истории архитектуры.