Лоскутное одеяло: технология создания, подбор оптимальной ткани и рекомендации по дизайну (110 фото). Лоскутное шитье: техника стежки

Как изготовить стеганную ткань своими руками Стеганая ткань, которую можно встретить в ассортименте магазинов товаров для шитья, не всегда отвечает задуманной идее рисунком стежки или применяемыми при ее создании материалами. Если магазинные ткани вас не устраивают по качеству, расцветке, принту и т.п. Если хочется сшить что-нибудь оригинальное и особенное, то лучше всего - сделать стеганную ткань самостоятельно. Тем более это совсем несложно! А у нас и выкройка по этому случаю есть - выкройка стеганного жакета - https://patterneasy.com/ready-patterns/steganiy-zhaket Все для вашего творчества! НЕМНОГО ТЕОРИИ Чтобы создать стеганую ткань, нужны три составляющие: ткань для лица изделия, объемный прокладочный слой и подкладка. Стеганая ткань наиболее часто используется при пошиве жилетов, курток, пальто, брюк и т.д. К одежде для осени и зимы предъявляются повышенные требования к сохранению тепла при эксплуатации изделия. За этот параметр отвечает прокладочный слой. Материалы для прокладочного слоя, их также называют утеплители, бывают разной толщины и плотности. Их также используют для придании ткани объема. Большинство прокладочных материалов нельзя гладить, так как они могут дать усадку. Если вы планируете гладить изделие из стеганной ткани, перед началом шитья проверьте выбранный тип утеплителя на усадку и утюжку. При выборе ткани для верха, учитывайте, что плотные и тяжелые материалы будут приминать прокладочный слой. Если ваша цель создать стеганую ткань с эффектом объема, выбирайте тонкие плащевые и курточные ткани. Некоторые ткани имеют водонепроницаемое покрытие и это нужно учитывать при выборе иглы. Для пошива плащевки и тканей с покрытиями используется игла Microtex. Нижний слой в стеганой ткани это подкладка. Так как этот слой контактирует с телом, то выбирая подкладочную ткань отдайте предпочтение не электризующимся тканям, например, вискозе. Ее, кстати, часто используют в этих целя. Вискоза гигроскопична, доступна по цене и представлена в магазинах в широком ассортименте. Применение нижнего слоя является обязательным, если вы создаете стеганную ткань используя ворсовые утеплители (синтепон, холофайбер). Подкладка закроет ворс или нити утеплителя при шитье. Если для изготовления стеганой ткани вы выбрали утеплители с плотной, равномерной поверхностью, то необходимости в подкладке нет. НЕМНОГО ПРАКТИКИ Сделать простеганную ткань самостоятельно совсем несложно, если у вас есть шагающая лапка с направляющей - для удобства прокладывания параллельных строчек. Установите её в крепление на лапке до того, как она будет установлена на швейную машину. Отрегулируйте расстояние на котором будут прокладываться строчки, в диапазоне от 2 до 8 см, передвинув направляющую. Установите лапку на машину. Если лапка установлена правильно, то во время шитья зубья на подошве лапки будут продвигать ткань синхронизировано с движением нижнего транспортера и ткань будет подаваться к игле равномерно. Подготовка материала Раскроите детали для простежки немного большего размера, чем нужно для изделия, так как, за счет проложенных строчек, создается объем и в результате деталь становится меньше, чем была изначально. С обеих сторон прокладочного слоя нанесите небольшое количество клея-спрея. Приклейте к нему ткань для лицевой и подкладочной стороны изнаночной стороной к прокладке. Расчертите выбранный рисунок стежки на ткани. Если вы используете шагающую лапку с направителем, то будет достаточно нанести одну или две основные линии, все последующие будут прокладываться с помощью направляющей. Процесс шитья Прошейте первую линию по центру детали. Переместите ткань под лапкой на расстояние второй линии строчки. Если вы нанесли много линий для простежки, учитывайте что нарисованная линия и строчка скорее всего не совпадут. Это происходит из-за того, что при стежке деталь немного уменьшается в размере, так как приминается прокладочный слой. При шитье ориентируйтесь на направитель на лапке, а не нарисованные линии. Если вы выбрали для стежки широкое расположение линий слегка натягивайте ткань в разные стороны. Шейте от центральной линии, прокладывая параллельные строчки сначала в одну, а затем в другую сторону. Так вы избежите перекоса ткани со стороны изнанки. Использование лапки для стежки не ограничивается только прямой строчкой, используйте обметочные, декоративные и другие строчки, шириной не более 7 мм. Если вы выбрали для отделки декоративную строчку, располагайте направляющую, ориентируясь на её край, а не центр строчки. Экспериментируйте со строчками и декоративными нитями, при создании стеганой ткани и получайте дополнительные эффекты. Удачного шитья! По материалам сайта

(Это копия поста от 31.01.2011 из блога на ММ. Как видите, прошло ровно три года. С тех пор многое изменилось, и вокруг меня, и в моем восприятии мира, но я копирую пост в точности как есть. Разве что добавлю текст и фото из весьма содержательных комментариев, которые я, увы, не могу непосредственно перенести сюда)


Я никогда не скрывала свое мнение о русских корнях пэчворка, а именно, что их нет. То есть, не-выбрасывание малейших лоскутков ткани, есть, было и пребудет, переработка их в нужные в хозяйстве вещи - тканые и вязаные половички, а также в лоскутные одеяла - была. Вот только не поднималось все это дальше уровня "от бедности", не доходило до уровня, скажем, рукодельного приданого, не говоря уже о занятии лоскутками женщин побогаче и украшения лоскутными изделиями модных салонов или купеческих домов. Все же нет-нет, да и находятся редкие исключения из этого моего правила. Об одном таком очень интересном исключении речь.

Хозяйка этой находки - ИвОлга . Вот ее комментарий:

Фрагмент ручной стёжки детского одеяльца. Найдено этим летом в сарае. Из
него пытались сделать матрац, было зашито сверху тряпкой и добавлено
ватина по краям. Состояние плачевное. Храню...

Скорее всего сделано в Рязанской области, сестрой моего прадеда монахиней Ксенией.



Ольга выложила фото в одной из виртуальных групп, и, естественно, они не прошли незамеченными. Согласитесь, вот вам типично русское одеяло, простеганное вручную (может, у кого в детстве были похожие? у меня было, только совсем не такое красивое), да еще и так искусно, да еще и разными шовчиками! А между прочим, мы как-то уже обсуждали стегальные швы и все участницы из разных стран тогда пришли к выводу, что для стЁжки вроде никакие стежкИ, кроме "вперед иголку", и не используются. Ошибались мы, и как ошибались!

Тогда еще в обсуждении всплыла книга Никки Тинклер "Квилтинг. Энциклопедия" , в которой упоминались различные стежки для квилтинга. Конечно, все термины, равно как и русское название книги, на совести переводчика - в оригинале книга называется "The Quilter"s and Patchworker"s Stitch Bible", что снимает неоднозначности в понимании того, для чего конкретно предназначен тот или иной стежок. Так вот, именно в этой книге упоминаются другие стежки, а не только традиционный running stitch, которыми можно не только украшать , но и простегивать квилт. Но мы, признаюсь, и тут не поверили.
В вышеупомянутой группе Ольгины фотографии вызвали большой резонанс. Никому, естественно, и в голову не пришло, что такую редчайшую вещь можно выбросить. Но после того как Оля выложила еще и общий вид одеялка, пришли к выводу, что отреставрировать его вряд ли возможно - разве что законсервировать, чтобы оно совсем не развалилось. А ведь музейный экспонат:


Но мы подумали: если тщательно сфотографировать одеяло, фрагмент за фрагментом, да еще и изнанку (непонятно, какие швы идут насквозь, а какие - только декоративные), то его можно если не воспроизвести, то хотя бы подготовить для тех, кому захочется повторить такую беспримерную работу. Кстати, размер одеялка 109 х 92 см. Ждем новых фото от Ольги.

На этом пост закончен, но я просто обязана привести некоторые комментарии и фото из них.

Ольга Иванова:


Сегодня носила одеяло к своей тётке- может быть она вспомнит что-то.... но нет - никакой новой информации. Изучила изнанку - все стежки проходят насквозь, в качестве прокладки - вата. Верхнее полотно собрано из ПЯТИ неравных кусков ткани на машинке. На подкладке, только один стыковочный шов посередине.


Лариса Банакина:

В моем детстве все ватные одеяла были простеганы вручную и зачастую довольно интересными узорами. Мы с мамой, как-то на несколько дней (проездом) останавливались у ее подруги, которая и стегала эти одеяла на дому. Потом сдавала на фабрику.
Примерно 1969 год. Одеяло было растянуто полностью на раме и занимало весь центр комнаты. По периметру не сшито, внутри вата ровным слоем, все срезы туго обтягивали раму. Узор был нанесен способом "припорох" по трафарету размером в четверть одеяла.
Мне было 11 лет и несмотря на то, что она по какой-то причине не стегала в то время, я упросила ее показать, как это у нее нитка так туго стягивает нижнюю ткань и верхнюю, что они создают красивые симетричные впадинки. Когда эти впадинки выстраиваются в рисунок, дух замирает от простой красоты игры светлых и темных пятен на ткани.
Все переходы от стежка к стежку происходят внутри. Игла из серединки поднимается вверх и сразу опускается вниз, сделав стежок не более 1.5-2 мм. Внизу так же маленький стежок и вертикально вверх, дойдя до середины игла разворачивается в сторону следующего стежка и поднимается вертикально вверх. Никаких косых перемещений иглы, это искривляет поверхность, только вертикально и по горизонтали.
Прошло сорок лет, еще можно найти людей которые это делали по всей стране, у каждого были свои приемы и хитрости. Можем потерять навсегда, как уже потеряли многое.
Пробуйте, действительно красиво.


Людмила Мельгунова:
Я в 80-годах шила ватное одеяло, под руководством тетушки. Вату покупали в аптеке, какого-то серого цвета. Верх и низ одеяла сшивались, как наволочка. На нижней части по центру оставлялась щель примерно см 50. Эта наволочка выворачивалась наизнанку, и укладывалась щелью вниз. На верхнюю часть выкладывалась вата, разравнивалась, потом деревянной палкой нужно было простучать весь слой ваты, скорее всего для того чтобы она была ровнее (потому что на мой вопрос зачем это нужно, был ответ "так положено"). А после этого наволочку с ватой начинали сворачивать от краев к середине, лучше это было делать в четыре руки, и потом пропускали в эту щель - выворачивалось на раз. Оставалось только зашить середину и можно было стегать. Но стегали узелками. Хотя я помню, что на бабушкиных одеялах были выстеганы сердечки и цветочки, но конечно не такие шедевры как на одеяле ИвОлги. Тетушку учила шить одеяла ее свекровь, а свекровь - ее свекровь... далее след утерян.

Tatiana Konovalova:
Ватные одеяла раньше стегали монашки. В приданое заказывали у них, из целого материала. Детям шили из лоскутов, т.к. стирались часто, клеенок не было, а детей было в каждой семье много. Когда монастыри разогнали, монашки уходили в деревне и шили одеяла, тем на хлеб зарабатывали. Мне самой дедушка отдавал стегать одеяло в подарок на свадьбу, а мне было еще 10 лет. Были специальные рисунки на бумаге, их переводили на чехол и стегали на пяльцах. Размер - в размер одеяла. Представьте пяльцы квадратные для вышивки, вот такие примерно. Их клали на спинки стульев и стегали шелком. Набивка ватой - это вообще, на первый взгляд очень сложно. На чехол вывернутый на изнанку накладывалась серая вата ровным слоем.На будущую подкладку. Выворачивали вдвоем, мне пришлось это делать в детстве. Изнанку-подкладку заворачивали наверх, а будущее лицо подворачивали вниз. В конце получалась колбаса, которая была обкручена будущей лиц стороной. Расправлялась она быстро и легко. Навык просто нужен. Зашивалось отверстие, натягивали на раму, пришивая через край и стегали по рисунку. Шов вперед иголку.Делать быстрее, чем описывать.

ГлафИра:
Здравствуйте! Сегодня случайно набрела на этот пост и обалдела!У нас в Липецке в городском Музее народного и декоративно-прикладного искусства есть похожее детское крестильное одеяло. Найдено в прошлом году сотрудниками музея в селе Колыбельское (Липецкая область). Состояние гораздо лучше. У меня, к сожалению, нет хорошей фотографии, но если интересно - напишите. Сейчас мы в нашем квилт-клубе "Рождество" изучаем эту вышивку и делаем такое же. Оригинальное одеяло - красное (для девочки), а мы делаем синее. Можно сделать и совместный проект. напишите. все фотографии, которые есть у нас, обязательно вышлем.

Дизайнеры часто отмечают, что интерьер творят детали. Они отражают индивидуальность владельца, его стиль, умение создать комфортную и уютную обстановку. Сегодня в оформлении часто используются красивые шитые изделия. Одно из них – стеганое одеяло.

Стеганое одеяло своими руками

Техника изготовления стеганого одеяла

Стеганые одеяла и покрывала – стильные элементы декора. Особенно актуально они будут смотреться в интерьере шебби-шик, прованс, кантри и пр. одеяло такого способа пошива привнесет в интерьер настроение, красоту и сделает его уютным.

Стеганое одеяло можно создать практически для любого интерьерного стиля. Все зависит от того, какие ткани и цвета вы предпочтете для верхнего, лицевого слоя

Чаще всего стеганые одеяла/пледы создаются из простых для работы материалов: ситца, хлопка, бязи, льна. Данные ткани отличаются красочными рисунками, плотностью, простотой ухода. Это делает стеганые изделия востребованными элементами детских комнат. Наиболее популярной техникой изготовления является лоскутная или пэчворк. Помимо ткани нескольких цветов вам понадобится:- листовой синтепон;- ткань для изнанки;- ножницы;- нитки;- швейная машинка.

Изготовление одеяла начните с эскиза и определения размеров будущего изделия. Набросок необходим для правильного соединения лоскутков. Далее вырежьте из картона квадрат/прямоугольник/треугольник, равный по размеру одной детали. При переводе детали на ткань обязательно делайте припуски в 1–1,5 см для последующего сшивания.

Вырежьте все детали из ткани и поочередно сшейте в соответствии с эскизом. Прострочите все лоскуты, чтобы они образовали единое полотно. Верхний слой стеганого одеяла готов.

Подготовьте подкладку. Она должна быть на 2–3 см больше по всему периметру, чем верхний слой. Прогладьте подкладку и лоскутное полотно и расположите между ними синтепон. Сметайте все три слоя одеяла по четырем сторонам. Заготовка для будущей стежки готова.

Приемы стежки одеяла

Сделать стежку одеяла можно двумя способами: на машинке, используя лапку для вышивки и толстую иглу, или руками. В первом случае верхняя нитка берется белая или цветная (соответствующая основному цветовому направлению), а нижняя – в тон подкладочного материала. Если вы осуществляете стежку вручную, используйте короткую иглу, пяльцы и наперсток.

Стеганое одеяло не обязательно шить в лоскутной технике. Стежку можно выполнить на простом полотне, используя различные узорные швы. Однако такая отделка требует высокого профессионального уровня и хорошей техники

Ручная стежка лоскутного одеяла – это один из способов соединения между собой всех его слоев (лицевой стороны, наполнителя и обратной стороны). Данный метод не самый быстрый, но его применение гарантирует, что изделие, которое вы получите в результате, будет смотреться очень самобытно и красиво.

Инструменты для ручной стежки одеяла пэчворк

Для того, чтобы простегать одеяло вручную вам понадобятся:

  • булавки или спрей для наметки;
  • игла для квилтинга;
  • нить (лучше всего подойдет хлопчатобумажная);
  • пяльцы;
  • наперстки.

Ручная стежка лоскутного одеяла. Этапы:

Подготовительный этап

Перед тем как приступать к стежке, необходимо сделать наметку, соединив все три слоя одеяла вместе.

Далее нужно поместить часть одеяла, которое собираетесь простегать, на внутреннее кольцо пялец, после чего зафиксировать сверху наружное кольцо. Одеяло следует закрепить обручем, но ткань при этом не должна быть натянута слишком туго.

Стежку можно начинать с любого края изделия либо от его центра, но линии, которых вы будете придерживаться, желательно наметить заранее.

Перед началом стежки необходимо закрепить нить на материале. Для этого нужно завязать узел на конце нити, затем при помощи иглы с нитью соединить верхний слой одеяла с наполнителем. Действовать следует осторожно, чтобы не задеть нижний слой.

Тяните нить до тех пор, пока узел не пройдет через верхний слой и не скроется в ватине, но не переусердствуйте, иначе он снова окажется снаружи.

Ручная стежка лоскутного одеяла предполагает соблюдение правил безопасности, следовательно, настало самое время подумать о том, как уберечь ваши пальцы от острой иглы для квилтинга. Наденьте металлический или кожаный наперсток на указательный палец правой руки. Для защиты указательного пальца левой руки можно воспользоваться самоклеящимся наперстком для подушечек пальцев.

Техника стежки лоскутного одеяла вручную. Делаем первый шов

Держите обруч на коленях. Поместите указательный палец левой руки под обручем непосредственно там, где собираетесь сделать первый шов.

При расположении обруча учитывайте, что вы будете шить по направлению к себе. Воткните иглу в ткань на расстоянии 0,3 сантиметра от планируемой точки выхода нити и проведите ее перпендикулярно поверхности через все три слоя одеяла. Иглу нужно направлять указательным пальцем правой руки до тех пор, пока ее кончик не коснется вашего указательного пальца левой руки с противоположной стороны изделия. При этом большим пальцем правой руки нужно сделать легкое движение навстречу указательному, как бы подталкивая ткань.

Так вы создаете небольшую складку на материале, через которую нужно провести иглу с нитью. Это и есть ваш первый стеганый шов! Важно убедиться, что он прошел через все три слоя одеяла.

Заключительный этап

Когда увидите, что нить заканчивается, нужно оставить отрезок приблизительно в семь сантиметров, закрепить его за последний стежок, снова продеть иглу сквозь два слоя одеяла – верхний и наполнитель, после чего вывести ее наружу и обрезать нить у самой поверхности. Остаток нити затеряется во внутреннем слое и не будет заметен. Затем можно приступать к следующему ряду стежков.

Теперь вы знаете, как простегать одеяло вручную. Когда хорошо освоите технику, то сможете делать более одного стежка за раз. Но помните, что это не гонка и нет ничего плохого в том, чтобы шить в один стежок.

Пусть вас не огорчает, что первые стежки (или даже все стежки на вашем первом одеяле) не будут идеальными, ведь красота и уникальность ручной стежки кроется в неравномерном нанесении швов.

Шить покрывало в домашних условиях - это, если и не подвиг, то, по крайней мере, поступок. Его изготовление состоит из нескольких технологических шагов, самый трудный из которых - это протаскивание покрывала при стёжке через домашнюю швейную машинку.

Зависть - чёрная и белая, негодование из-за несправедливости всего чего можно, острое чувство неполноценности - всё это испытывает и переживает "домашний мастеровой" при виде огромных пялец-станков для стёжки и специальных стегальных машин, часть из которых имеет электронное управление! А что испытывает любитель, видя работы профессионалов, - описать невозможно!

Стегать покрывало дома на бытовой машинке - это сравнимо с чем? с избавлением от воды не насосом, а чайными ложками и своими ножками, с армейским мытьём пола зубной щёткой, с уже забытым перебиранием крупы на блюдечке... Занятие бессмысленное и трудоёмкое. Можно сказать - социалистическое занятие, когда важно количество потраченных усилий и усталость тела, что позволяет думать, что день прожит незря, и чему-то там отдан необходимый долг.

Если эта работа - счастье для социалистов, то мука - для перфекционистов. Всё идёт не так, как хочется...

У меня небольшой опыт - всего 6 покрывал. Но выстраданного, понятого, оплаканного, осмеянного, переосмысленного, пережитого - уже много. Как мне кажется. (После этого плача последовали, конечно, новые покрывала и одеяла).

Некоторые допущенные ошибки - просто глупые. Некоторые страдания - не стоят того. С чем-то стоит бороться и наращивать опыт и мастерство. А с некоторыми обстоятельствами надо просто смириться.

Ручное шитьё - это нормально. Даже если это исправление ошибок кроя.

Проблема. Была великолепная задумка - сшить покрывало из разных блоков. Причём, разных не только по рисунку, но и по размеру. Но как их сшить?

Понимание технологии соединения таких блоков пришло лишь после неудачи. При соединении второго ряда образовались очень сложные углы, пришивать которые пришлось руками.

Процесс формирования уголка вручную.

Как себя успокаивать?

Ну и что? Прекрасно получилось. Этот шов будет закреплён стёжкой и ничего с ним не случится.

Ручная работа в лоскутном шитье - это вообще традиция. Английская ручная сборка полотна сохраняется и по сей день, несмотря на новейшие технические достижения. А если смотреть японские журналы по пэчворку, то окажется, что значительная часть швов - ручные, потому что японцы любят мельчить детали до такой степени, что их невозможно сшить на машинке.

Можно провести эксперимент: прострочить две детали на машинке и такие же детали сшить руками. Потом эти два образца можно прогладить, присмотреться к чистоте швов на лицевой стороне, потеребить руками, попробовать разорвать, ради пущего эффекта - распороть. И после всего этого можно убедиться, что машинная строчка и ручной шов прочны и прекрасны в равной степени. А ещё можно, не проводя эксперимента, вспомнить, что вплоть до изобретения швейной машинки все работы выполнялись вручную. А ещё можно подумать о таком сегменте шитья и моды как "от кутюр", вспомнить Надежду Ламанову или кого-нибудь ещё из высших сфер шитья и кроя...

Кривизна деталей и блоков, как и любовь, поражает внезапно и из-за угла.

Проблема. У инженеров, которые сдают предмет "Сопротивление материалов" (иначе - сопромат), насколько я понимаю, сопротивляются металлы. А у меня - ткани. Если на эскизе, нарисованном на бумаге, всё выглядит ровно и геометрически выверено, то при шитье такая точность никогда не достигается.

Казалось бы, блок выровнен по сетке на раскроечном мате и представляет собой квадрат. Ленты для рамочек нарезаны дисковым ножом при помощи длинной линейки и того же мата.

Всё пришито на машинке с соблюдением одинаковой ширины припуска, для чего была использована специальная лапка для пэчворка ("четверть дюйма").

Лапки для пэчворка ("четверть дюйма").

Деталь была проглажена нежно и точно. Отпариватель не включала. Ткань не тянула.

Но откуда эта кривизна? Откуда эти лишние миллиметры?

И приходится решать: либо выравнивать рамочку, чтобы она была одинаковой по ширине, но при этом весь блок поползёт в разные стороны; либо выравнивать по внешней линии квадрата, и тогда ширина рамочек будет различной.

Вот: выровняла рамочки, и утеряла правильность квадрата.

Как себя успокаивать?

Ткань - это ткань, а не бумага и не металл. Точность вплоть до микрона невозможна в принципе. Находясь в отчаянии, можно посмотреть труды признанных мастеров пэчворка-квилтинга в ютубе или где-нибудь ещё и убедиться, что и у мастеров и удачливых бизнес-дам не все уголки сходятся и не все линии прямые.

А можно поступить так: посмотреть на сшитую вещь в реале, вполне ожидаемо подумав при этом "Какая же кособокая избушка вышла!", а потом - сфотографировать. О! Чудо! На фотографии, оказывается, очень приличный блок или даже шикарный квилт журнального разлива!

Чем больше шьёшь, тем точнее детали и блоки. Сами по себе. От опыта, навыка, привычки и чёрт знает ещё чего.

Если блок используется в большом изделии, велика вероятность того, что глаз этой кривизны просто не заметит.

Если будет использован толстый наполнитель, то стёжка искривит детали по иным причинам. И незачем переживать и рвать сердце.

Прямые линии стёжки не получаются идеально прямыми.


Несмотря на то, что я использую специальную лапку для стёжки (она же - верхний транспортёр) и направляющую для стёжки, все прямые линии и запланированные геометрические фигуры выходят кривыми.

Лапка для стёжки или верхний транспортёр

у разных машинок выглядит по-разному .

Чаще всего это - массивная лапка, эдакий набалдашник,

который крепится болтом вместо адаптера.

Но есть и встроенные верхние транспортёры;

Направляющая для стёжки - это изогнутая

металлическая деталь (см. слева на фото).

Ведя её по предыдущему шву справа или слева, можно достичь

одинакового расстояния между параллельными швами.

Главная проблема состоит в том, что при стёжке надо растягивать ткань в разные стороны, и это усилие рук никак не может быть одинаковым, поэтому строчка отклоняется то на 1 мм, то на 2 мм. А то и направляющая сместится. Она всегда смещается к концу строчки, зараза!

Как себя успокаивать?

Можно подстраховать себя, нарисовав исчезающим или водосмываемым маркером линии стёжки. Они не избавят от мелких отклонений, но позволят выдержать основное направление строчек. А человеческий глаз имеет такую особенность - он видит главное.

Это ручная работа. Человек - не машина и этим прекрасен. Греческие скульпторы, украшая фронтоны зданий, нарочно выводили часть некоторых фигур (ручки, ножки) за линию треугольника фронтона. Потому что точная геометрия - скучна. И даже больше: идеально прямые линии глаз видит кривыми. Те же греки утолщали колонны в середине, нарочно делали их пузатенькими. И только такие колонны человеческий глаз воспринимал идеально прямыми.

Да уж, чего только не придумаешь для самооправдания!

В следующий раз будет лучше. Причём, не на чуть-чуть, а значительно лучше. Результат в лоскутном шитье улучшается в геометрической прогрессии. Это такой подарок от высших сил.

Можно обмануть глаз и использовать шов-зигзаг (на максимальном размахе углов). Можно обмануть глаз и располагать швы на довольно далёком расстоянии друг от друга (и опять же максимально увеличивать при этом длину стежка). Одеялки, выставленные в салонах для продажи, так и простёганы))).

Разве кривизна так заметна? А она есть.

("Видишь суслика? - Нет. - И я не вижу, а он - есть").

Вот она во всей красе.

Стяжки после простёгивания разнонаправленные и похожи на морщины.

Если простёгивать с транспортёрами в одном направлении, полотно сильно искривится. Опытные мастера советуют один шов прокладывать сверху вниз, а следующий - снизу вверх (или как-то иначе, но в другом направлении). Полотно сохранит геометрию, но стяжки-морщинки лягут по-разному.

Стёжка - это соединение трёх слоёв (лицевое полотно, наполнитель, оборотная сторона квилта), и каждый слой живёт своей особенной жизнью. И тот, кому удаётся идеально - миллиметр к миллиметру - соединить эти слои при создании огромного стёганого изделия, тот смело может занести своё имя в какие-нибудь анналы...

Звезды покрылись морщинами.

Хорошо, не умерли.

Как с этим бороться? Чем оправдаться?
- На некоторое время оставить работу и искать утешения... "Знаешь, всё ещё будет", "большие девочки не плачут", "эй, Джуд, не будет хуже"...

- Слегка прогладить. Без отпаривателя и на режиме шёлка или синтетики. На самых проблемных местах можно даже покрутить уголком маленького утюжка. Но утюг в руках после стёжки - это явный признак нервного перенапряжения и нездорового перфекционизма. Лучше плюнуть.

- Посмотреть на давно сшитые работы и полюбоваться тем, как хаотично и красиво расположились морщинки после использования вещи. Морщинки лягут туда, куда им нужно, как листья в листопад. В этом и заключается красота простёганных вещей. Не так ли? Так ли, так ли.

Одеяло 2, 20 м Х 2, 60 м, простёганное на электромеханической машинке

с обыкновенной (то есть очень маленькой) платформой.
Когда шила - ужас-ужас! когда постелила - да нормально!

После простёгивания полотно теряет правильную форму.

Проблема. После простёгивания, причём, как с помощью специальной лапки-транспортёра, так и на свободном ходу машины, - края полотна расползаются. Получается такое медузо- или амёбообразное произведение.

Чем себя успокаивать?

Это будет всегда. Против законов физики возразить нечего. Лучший способ сохранить правильность формы покрывала - стегать на станках-лонгармах с пяльцами. Но у тебя же их нет и не будет.

Если руки чешутся подправить полуфабрикат квилта или готовый квилт, а мозг готов противостоять законам физики, то можно побороться. Как? Остервенело и идиотически. Можно повесить готовое изделие на день-другой на прочную основу (не на верёвку) и дать отвисеться. Лучше на улицу: поможет естественное изменение влажности. Грандиозных изменений, конечно же, ждать не следует. Если есть на чём растянуть изделие - то можно растянуть, прилагая силу (подойдут колышки, рамки, столы, тяжёлые отвесы и проч.). Ткань тянется, иначе откуда возникают пузыри на коленях и на... дворовом фасаде или карме?

Выстёгивать большое изделие на бытовой швейной машинке так тяжело, что невыносимо.

Лоскутное шитье, как и любое иное рукоделие, навык или мастерство, захватывает и требует постоянной работы над собой. Буквально - зовёт на подвиг. Смогу или не смогу? Тварь я дрожащая или право имею?

Рано или поздно возникает желание простегать очень большое изделие. Причём, очень хочется не прерывать строчку как можно дольше. Развивается мания...

Покрывало 2 м Х 2, 2 м,
маниакально простёганное одной строчкой на свободном ходу.

И лишь после того, как этот Эльбрус покорён, трезвеет сознание: ну и зачем я так мучилась? Ведь большую часть времени заняло не выстёгивание рисунка, и передвижение, протаскивание, бесконечное переворачивание полотна.

Все советы по организации труда мало помогают.

Скатывать полотно в трубочку и так продвигать через рукав машины. А если эта трубочка длиной 2 с лишним метра и тянет изделие в конце строчки, как камень утопленника?

Придвинуть рабочий стол к стене, чтобы полотно не падало. "Рабочий стол" в домашних условиях - это столик для швейной машинки или обыкновенный письменный стол. Они узкие. Двухметровое полотно громоздится у стены такой кучей, что падает на машинку.

Что же делать?

Устроить дома мастерскую. Озаботиться приобретением столов с большой рабочей поверхностью. Расставить их таким образом, чтобы было удобно работать. Идеально было бы так: сзади машинки метра полтора рабочей поверхности стола, слева от машинки тоже метра полтора. Ну ладно - метр. По рукам.
Но этот способ подходит лишь тем, у кого есть избыточная жилая площадь и чей фанатизм и верность лоскутному шитью не имеют предела.

а для любителей лоскутного шитья:

за машинкой и слева от машинки - большая рабочая площадь,

углы стола закруглены, машинка утоплена в стол.
Если не суждено иметь, то можно вдоволь полюбоваться.

Как-нибудь исхитриться и заменить специальный рабочий стол для квилтинга некоей конструкцией. Если "походить" по блогам и ЖЖ лоскутниц или просмотреть критическое количество видео-материалов, то можно восхититься изобретательности "квартирных" мастериц. Чего они только не придумывают! Заставляют своих мужчин выпиливать столешницы с углами и выемками, чтобы она уместилась в довольно маленькое пространство домашней мастерской (между гардеробом и диваном, например); приставляют к машинке слева гладильные доски (благо, высоту их можно изменить); приспосабливают столешницы от старых лакированных столов (а они скользкие, что бесценно); формируют "рабочую поверхность" из нескольких столов и тумбочек...

Конечно же, он был куплен нарочно,

и потребовался отдельный и особый выезд в мебельный магазин.

- Можно купить машинку с удлинённым рабочим коленом. "Дырка" в середине машинки будет большая-пребольшая, и протаскивать покрывало будет легче.
Такие бытовые машинки есть, и у разных фирм - это серии агрегатов, специально предназначенных для квилтинга. Их цена колеблется от 25 000 до 120 000 рублей. Да, действительно, без сапог, бензина и фруктов можно обойтись, а без машинки - нет. Ведь невозможно?
Рано или поздно каждая лоскутница убедит себя в необходимости такой покупки. А если и не убедит, то будет так страдать, что добрые родственники или любимые сжалятся над нею и купят наконец такую машинку. Хотя, возможно, что после этой покупки она захочет какую-нибудь модельку лонгарма для стёжки... Взаимоотношения старушки и золотой рыбки всем известны.

Одна из таких машинок.

Эта модель стоит приблизительно 40 000 руб. (цена на 2013 г.).

- Использовать очень тонкий наполнитель: синтепон с пометкой 100 г/м, хлопковое, бамбуковое полотно или иной аналогичный наполнитель.

Избегать изделий, сторона которых превышает 1, 5 м (в крайнем случае 1, 7 м). Работа над такими вещами не требует чрезмерных усилий и не умучивает мастера.

Квилт 105 Х 140.

Не стремиться маниакально шить одной строчкой, а начинать и прерывать её как угодно и как удобно. Ничего не распустится! И стирку выдержит! А закреплять строчку можно по-разному: оставляя длинные хвостики и потом, сделав узелок на изнаночной стороне, пряча их во внутренних слоях квилта; 2) используя закрепку в виде узелка (если таковую опцию предлагает "продвинутая" машинка).

Шить и простёгивать полотно и кайму отдельно. И лишь потом сшивать. Этот способ, правда, имеет свои недостатки, поскольку образуются дополнительные швы.
Как их скрыть? 1) Закрыть все соединительные швы бейкой. В этом случае будет видна стёжка на изнаночной стороне, но образуется толстый шов. 2) Прикрыть ещё одним слоем изнаночной ткани. В этом случае шов можно расправить, прогладить, приметать, и он не будет толстым; но на изнанке не будет видно стёжки.

Но в результате можно получить покрывало желаемого размера. Без компромиссов.

Покрывало на двуспальную кровать.

Свободный ход машины, фигурная стёжка: всё болит!!!


Если машинка предназначена для квилтинга, то в комплекте найдётся специальная лапка с пружинкой. У разных фирм она разная, но в любом случае - с круглой или дугообразной насадкой. У универсальных машинок эта лапка может прятаться под названием "лапка для штопки".

Пластмассовая лапка для стёжки на свободном ходу.

Продаётся в магазинах и отдельно от машинки.

Пластмассовая и металлическая лапки для квилтинга (стёжки) от разных машинок.

Лапка с тремя насадками.

Эта стёжка хороша при изготовлении небольших изделий: панно, косметичек, чехольчиков, подушек и проч. Можно набить руку, научиться прокладывать стежки каких-нибудь рисунков и схем, придумать свои варианты стёжки.

Будут болеть руки во всех точках сочленения суставов: плечи, локти, кисти и все-все пальчики.

Будет болеть спина. Причём, и внизу на пояснице, и наверху у лопаток.

Будут болеть от напряжения глаза. Сосудики могут лопаться. Даже так.

Будет болеть голова. От постоянной сосредоточенности, от стука машинки, от монотонной работы, от многочасового сидения в помещении.