Общественная мысль и политические течения в России во второй четверти XIX в. Общественная мысль во второй четверти XIX в

1. Радикальное (революционное)
2. Либеральное
3. Консервативное

Общественная мысль

□ Осознанное и социально-значимое
отображение реально
существующей действительности
(т.е. общественной жизни) в виде
исторически обусловленной
динамической системы идей и
взглядов данного общества (класса,
социальной группы и т.д.) в данное
время

Основные идейные течения

Традиционализм Либерализм
(консерватизм) (реформизм)
К.П.
Победоносцев
Д.А.Толстой
М.Н.Катков
К.Д.Кавелин
Б.Н.Чичерин
Д.И.Шаховской
Ф.И.Родичев
П.А.Долгоруков
А.М.Унковский
Социализм
(радикализм)
А.И.Герцен
Н.Г.
Чернышевский
М.А.Бакунин
П.Л.Лавров
П.Н.Ткачев
Г.В.Плеханов
П.А.Кропоткин

Социалистическое
направление
общественной
мысли

Социализм

□ - это высшая форма всеобщего
всечеловеческого счастья, какая только
когда-либо вырабатывалась человеческим
разумом. Нет для него ни пола, ни возраста,
ни религии, ни национальности, ни классов,
ни сословий! Всех он зовет на чудный пир
жизни, всем дает он мир, свободу, счастье,
сколько каждый может взять! В этом и только
в этом та непреодолимая чарующая сила,
которая влечет в ряды социалистов все
свежее, чистое, бескорыстное.
Из Программы «Земли и воли» 1870-х гг.

Александр Иванович ГЕРЦЕН (1812-1870)

А. И. Герцен (1812-1870)




революцию в умах людей.

Европы нет будущего


ячейка социализма»

административного гнета

А. И. Герцен (1812-1870)

□ Социализм – блестящая и быстрая
альтернатива капитализму, достаточно лишь
просветить, научить, т.е. осуществить
революцию в умах людей.
□ Революции 1848-1849 г. → у Западной
Европы нет будущего
□ Сохранение в России сельской общины,
артельные традиции народа → «община –
ячейка социализма»
□ Общину нужно освободить от помещичьего и
административного гнета

Русский социализм

□ «Мы русским социализмом называем
тот социализм, который идет от земли и
крестьянского быта, от фактического
надела и существующего передела
полей, от общинного владенья и
общинного управления, и идет вместе с
работнической артелью навстречу той
экономической справедливости, к
которой стремится социализм вообще и
которую подтверждает наука»

10. Недостатки русской общины

□ В общине мало движения, нет
конкуренции, внутренней борьбы,
создающей разнообразие и
движение
□ Подавление индивидуальности
□ Отсутствие внутренних импульсов к
прогрессу

11. Задачи русской революции

□ Сохранить общину
□ Освободить личность
□ Распространить сельское и волостное
самоуправление на города, на
государство в целом
«Социалистическая России - союз
свободных самоуправляющихся общин»
□ Сохранить национальное единство
Кто осуществит революцию? –
образованное меньшинство, которое в
неоплатном долгу перед народом

12. Николай Гаврилович ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889)

13. Н. Г. Чернышевский

□ Сохранение общины
свидетельствует о замедленности и
вялости развития России
□ Сохранение общины не ставит
Россию ближе к социализму, но дает
шанс миновать капиталистическую
стадию развития
□ Общину следует сохранить, т.к. она
дает возможность сохранить
крестьянина в качестве
поземельного собственника

14. Н. Г. Чернышевский

□ Община дает возможность в
будущем на ее основе создавать
земледельческие товарищества для
обработки земли
□ Три этапа развития общины
1. общинное владение средствами
производства
2. совместное владение и труд
3. коллективное владение,
производство и потребление

15. Народничество -

Народничество это система взглядов, в основе
которых лежала проповедь
некапиталистического пути
развития России,
проповедь перехода
России к социализму через
посредство крестьянской общины,
минуя стадию капиталистического
развития

16. Революционное народничество

Капитализм в России насаждается «сверху»
и не имеет на русской почве социальных корней
Будущее России – в общинном социализме,
так как крестьяне могут воспринимать
социалистические идеи
Преобразования следует проводить
насильственным методом силами крестьянства
Руководить крестьянами должны организации
революционеров путем агитации и пропаганды
идей социализма

17. Анархистское направление

□ Любое государство – инструмент насилия,
деспотизма и социальной несправедливости
□ Вместо государства необходимо создать
союз самоуправляющихся общин
□ Русский крестьянин – «социалист по
природе»
□ Русский крестьянин – бунтарь, готовый к
революции
□ Задача революционеров – «идти в народ»,
агитировать и разжигать из отдельных
восстаний всероссийскую революцию

18.

Михаил
Александрович
БАКУНИН
(1814-1876)

19. Новый строй по М. А. Бакунину

□ «Вся земля принадлежит народу,
орошающему ее своим потом и
оплодотворяющему ее собственным трудом»
□ Право на пользование землею принадлежит
не лицу, а целой общине, миру,
разделяющему ее временно между лицами
□ «Квазиабсолютная автономия, общинное
самоуправление, решительно враждебное
отношение общины к государству»

20. Пропагандистское направление

□ Крестьянская община – «ячейка
социализма» – прообраз будущего
социалистического государства
□ Русский народ не готов к немедленной
революции, его надо «разбудить»
□ Интеллигенция путем пропаганды
должна готовить крестьян к революции
□ Успех пропаганды обеспечит тайная
революционная организация

21. Петр Лаврович ЛАВРОВ (1823-1900)

□ «Исторические
письма»

22. П. Л. Лавров «Формула прогресса»

□ 1 шаг. Развитие личности в
физическом отношении возможно лишь
тогда, когда она приобрела минимум
гигиенических и материальных удобств,
без которых человек обречен на
вырождение в ежеминутной борьбе за
существование

23. П. Л. Лавров «Формула прогресса»

□ 2 шаг. Умственное развитие означает
выработку критического взгляда на все,
что ее (личность) окружает и
«понимание того, что справедливость в
своих результатах тождественна со
стремлением к личной выгоде»

24. П. Л. Лавров «Формула прогресса»

□ 3 шаг. Нравственное развитие
личности предполагает наличие такой
общественной среды, в которой люди
будут иметь возможность отстаивать
свои мнения и уважать чужие.

25. П. Л. Лавров

□ Прогресс человечества лежит на
«критически мыслящих личностях»
□ Прогрессивные изменения начинаются
с размышлений одиноких личностей,
которые критически оценивают
современную ситуацию
□ Затем в свое критике они находят своих
единомышленников, их число растет,
пока не охватит сознание масс

26. П. Л. Лавров

□ Цель борьбы – развитие общины в «смысле
общинной обработки земли» и превращение
крестьянского самоуправления в «основной
политический элемент русского
общественного строя»
□ Революция должна созреть.
□ Сначала революционная агитация, затем
революционная пропаганда, которая
сформирует в народе «критическое
отношение» к действительности
□ Обязанность интеллигенции – «разбудить
народ, поднять его, соединить его силу,
повести на битву»

27.

28. Заговорщицкое направление

□ Народ к революции не готов
□ Малообразованный крестьянин не сможет
воспринять идеи социализма, поэтому пропаганда не
даст успеха
□ К бунту крестьянин не готов из-за своего
консерватизма и монархизма – веры в царя-батюшку
□ Задача революционеров – организовать заговор
узкой группы профессиональных революционеров и
осуществить государственный переворот
□ Взяв власть, революционеры создадут новое
государство, которое будет служить интересам
народа и начнет социалистическое переустройство

29. Петр Никитич ТКАЧЕВ (1844-1886)

30. П. Н. Ткачев

□ «Истинно революционная партия не готовит
революцию в отдаленном будущем вообще, а
делает ее в возможно ближайшем
будущем».
□ Свергнув старый строй революционное
меньшинство не должно выпускать власть из
своих рук – идея революционной
диктатуры.
□ «Честных и хороших людей власть еще
никогда не портила»

31. Организации народников

«Земля и воля»
(1861-1864)
Организация
Н. А.Ишутина
и М.А. Худякова
(1863-1866)
Организация
«Народная расправа»
С. Г. Нечаева
(1869-1871)
«Чайковцы»
Кружок
М.А.Натансона и
Н. В. Чайковского
«Хождение в народ» 1873-1875 гг.
«Земля и воля»
(1876-1879)
«Черный передел»
(1879 -1883)
«Народная воля»
(1879 -1881)

32. «Земля и воля» 1876-1879









ПРОГРАММА
Свержение самодержавия
Осуществление социалистической революции
Введение свободы слова, собраний,
вероисповеданий
Передача всей земли крестьянам с правом
общинного землепользования
Введение сельского и городского «мирского
самоуправления»
Создание производственных земледельческих и
промышленных ассоциаций

33. «Земля и воля» 1876-1879

Г.В.Плеханов, А.Д.Михайлов, В.Н.Фигнер,
С.М.Кравчинский, Н.А.Морозов, С.Л.Перовская





ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1876 г. – «хождение в народ» с целью длительной
агитации и пропаганды социалистических идей
среди крестьян
6 декабря 1876 г. – проведение в Петербурге
политической демонстрации у Казанского собора
Помощь рабочим в организации стачек
Издание нелегальной газеты «Земля и воля»,
листовок, брошюр
Пропагандистская работа среди рабочих и
студентов

34. Раскол организации «Земля и воля»

Черный
передел
Г.В.Плеханов,
В.И.Засулич
П.Б.Аксельрод
Л.Г.Дейч
Сохранили
программу
и тактику
«Земли и
воли»
Народная
воля
А.И.Желябов, С.Л.Перовская, А.Д.Михайлов,
Н.А.Морозов, Ф.Н.Фигнер
Свержение самодержавия
Созыв Учредительного собрания
Введение демократических
свобод
Уничтожение частной
собственности
Передача земли и заводов
в собственность народа
Тактика: террор

35. Либеральное народничество

Полное отрицание насильственных
методов борьбы
Уничтожение остатков крепостничества,
в первую очередь помещичьего земледелия
Распространение грамотности и общий
подъем культурного уровня населения
Улучшение материального
положения крестьян

36.

Николай
Константинович
МИХАЙЛОВСКИЙ
(1842-1904)

37. Николай Константинович МИХАЙЛОВСКИЙ

□ Современное общество – антигуманное, человек в
нем – бессловесный придаток машины
□ Для движения по пути прогресса необходимо
всестороннее гармоническое развитие личности
□ Для гармонического развития личности необходимо
приспособить среду
□ Политические преобразования, оторванные от
экономических не принесут никакой пользы
□ Начинать надо с борьбы за изменение экономических
условий, т.е. с экономических реформ
«Свобода есть не право, а возможность
пользоваться своими способностями и
силами»

38. Николай Константинович МИХАЙЛОВСКИЙ

□ Всякое несправедливое развитие общества дает
право на сопротивление
НО:
□ Эволюционное продвижение по пути прогресса
«Я не так боюсь реакции, как революции»
□ К революции необходимо готовиться – создавать
радикальную партию
□ Стихийные бунты при отсутствии организованной
партии ведет к поражению и торжеству реакции
□ Прогрессивная интеллигенция – главный субъект
борьбы за интересы трудящихся
□ Возможен союз революционеров и либералов

39. Николай Константинович МИХАЙЛОВСКИЙ

□ Противник капиталистического развития
□ Россия может миновать стадию капитализма
□ Сторонник социализма, который избавит
человечество от несчастий и страданий
□ Цель борьбы:
□ Социализм на основе общинного и
артельного труда
□ Сохранение общинного землевладения

40.

Николай
Францевич
ДАНИЕЛЬСОН
(1844 -1918)

41. Николай Францевич ДАНИЕЛЬСОН

□ Государство искусственно насаждает
капитализм в ущерб благосостоянию всего
населения
□ Обнищание деревни в результате
первоначального накопления капитала и
становления капиталистического рынка
□ Дифференциация крестьянства:
разорившиеся крестьяне и богатеи-кулаки
□ Разрушение общины под воздействием
товарно-денежных отношений

42. Николай Францевич ДАНИЕЛЬСОН

□ Новый общественный строй на основе
коллективного ведения хозяйства и
перехода всех средств производства в
руки непосредственных производителей
□ Объединение земледелия и
промышленности в крупные
общественные предприятия
□ Внедрение достижений науки и техники
в производство

43.

Василий
Павлович
ВОРОНЦОВ
(1847-1918)

44. Василий Павлович ВОРОНЦОВ

□ Развитие капитализма в России – аномальное
явление, противоречащее складу хозяйственной
жизни и мировоззрению народа
□ Капитализм насаждается в России государством по
прихоти правительства
□ Необходима поддержка национальных институтов
хозяйствования – артели и общины
□ Для того, чтобы сойти с «губительного пути
капиталистического развития» предлагал
правительству
А) создавать государственные предприятия
Б) выкупать помещичьи земли и передавать их крестьянам в
пользование на условиях артельного производства

45. «Теория малых дел»

«Из маленьких дел слагается жизнь
миллионов»
□ Идея массового похода интеллигенции в
деревню на «культурную работу»
□ Помощь кустарным промыслам
□ Организация артелей, помощь общине
□ Борьба за сокращение податей и т.д.

46.

Евгений
Осипович
ЗАСЛАВСКИЙ
(1844 - 1878)

47. Первые рабочие организации в России

«Южнороссийский союз рабочих»
1875-1876
Е. О. Заславский
□ Борьба за освобождение рабочего
класса путем насильственного
переворота
□ Пропаганда идеи необходимости
объединения рабочих юга России для
борьбы с существующим строем
□ Влияние народнической идеологии

48. Степан Николаевич ХАЛТУРИН 1857-1882

Виктор Павлович
ОБНОРСКИЙ
(1851-1919)

49. Первые рабочие организации в России

«Северный союз русских рабочих»
1878-1881






В. П. Обнорский, С. Н. Халтурин
Ниспровержение существующего строя
Борьба за политическую свободу
Солидарность рабочих
Влияние народнической идеологии
Участие в рабочих стачках
Издание прокламаций и с изложением
программы союза
□ Выпуск одного номера газеты «Рабочая
Заря»

50. Марксистские организации






Группа «Освобождение труда»
1883 г.
Г. В. Плеханов, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич,
П. Б. Аксельрод
План осуществления буржуазно-демократической
революции, движущей силой которой станут
городская буржуазия и пролетариат
Борьба с самодержавием
План создания рабочей партии
Пропаганда марксизма и социализма как нового
общественного устройства
Полный разрыв с идеологией народников

51.

Группа
«Освобождение труда»

52.

Русский консерватизм

53.

Русский
консерватизм

54.

Константин Петрович
ПОБЕДОНОСЦЕВ
(1822-1907)

55. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простёр совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи
А только - тень огромных крыл;
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна…
(А. А. Блок. «Возмездие». 1911)

56. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ В основе оценок
политического строя
– моральноэтический принцип
□ Русская монархия
честнее западной
демократии

57. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ Древнее (первичное)
народоправство требовало высокой
личной духовности общинников, т.к.
судьи имели ограниченные
возможности для принуждения
□ Проявление не воли народа, а воли
Бога → «судебный поединок» («поле»),
жребий

58. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ Вторичное народоправство возникает на
обломках власти монархической
□ Поиск Божьей воли сменяется поиском воли
народа, гласа народа
□ Следствие обожествления человека →
Такое народоправство лживо в:
- выборах
- партиях
- партийной агитации
- ответственности министров и т.д.

59. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ «Учреждение, основанное на ложном
начале, не может быть иное, как
лживое… Одно из самых лживых
политических начал есть начало
народовластие, та, к сожалению,
утвердившаяся со времени
французской революции идея, что
всякая власть исходит от народа,
имеет основание в воле народной».

60. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ Причины деградации монархической
власти:
□ утрата достоинства власти
□ забвение долга власти
□ когда власть представляется сама по
себе и сама для себя

61. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ Сверху – власть, забывая о долге служения,
начинает упиваться своим достоинством, утрачивая
сознание своей подлинной природы (от Бога)
Разложение
монархической
власти
□ Снизу – народ, далекий по своей греховной природе
от совершенства, стремится к самовластью, мнит о
наличии в себе силы и мудрости неограниченной

62. Константин Петрович ПОБЕДОНОСЦЕВ

□ «Дело власти есть
дело непрерывного
служения, а потому в
сущности – дело
самопожертвования»
□ Власть – это «крест»
□ Жертва приносится не
народу, а Богу

63.

Константин
Николаевич
ЛЕОНТЬЕВ
(1831-1891)

64. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ Теория «триединого процесса» развития
□ 1 стадия – «первоначальной простоты»
(«детство»)
□ 2 стадия – «положительного расчленения»,
или «цветущей сложности» («возмужалость»)
□ 3 стадия – «вторичного смесительного
упрощения», или «упростительного
смешения» (старость, дряхлость,
разложение)

65. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ На первой стадии общество
характеризуется неразвитостью,
дискретностью.
□ Рождение более сложного социума
сопровождается болью
□ «Зло, страдания и слезы людские есть
необходимое условие в которых
созидается здание цветущей
государственности»

66. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ Через боль общество вступает в пору
«цветущей сложности», буйства красок
и обособления формы
□ Боль утихает, зла и притеснения
становится меньше, люди делаются
свободнее, но ткань общественного
организма расползается, наступает
упадок, стертость красок и причудливых
ранее очертаний

67. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ Объективный процесс упадка
государственности ускоряет
эгалитарно-либеральный прогресс,
творимый людьми
□ «Эгалитарно-либеральный прогресс антитеза процесса развития, т.к.
борясь против деспотизма сословий,
цехов, монастырей, богатства, он учит
нацию отказываться от дисциплины
отвлеченной государственной идеи»

68. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ Основная причина государственного
разложения лежит в человеческой
психологии
□ Стремление к равенству,
декларируемое в качестве
естественного права личности –
основная предпосылка гибели
государственности
□ Время жизни цивилизации – 1000-1200
лет

69. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «Великая некогда европейская культура…
стала апофеозом царства обыденности,
утилитарности и прагматизма. И в этом
царстве потонуло все неординарное, яркое и
героическое; его идеалом стали мещанская
умеренность и сытость. А буржуазность как
культ денег, «золотого тельца» и
стабильность делового преуспевания
поглотила блеск и благородства некогда
великолепной аристократии…»

70. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «Серый «средний» человек сумел
навязать всему обществу свою серость.
Европа сделалась космополитической,
однообразно безнациональной с
господством одних и тех же мод,
вкусов, производств и политических
структур».

71. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «Византизм» – основа русского типа
культуры:
□ Византийское православие
□ Византийское самодержавие
□ Византийские нравы
□ Предлагает начать возрождение
России с возрождения византийских
основ

72. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ Византизм - реальный исторический символ
принудительного начала в гражданской
жизни, возведенный в принцип
самодержавной охранительной политики
□ Православие выполняло роль
взаимодополняющего политического
основания для самодержавия, способного
его спасать и восстанавливать в силе,
придавало монархическому началу
душевный характер, связывая его с
религиозной верой

73. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «Народ, тысячелетия живший
деспотизмом, поколениями
впитывавший в плоть и кровь скорбь,
страх и ненависть, такой народ без
принудительного начала опасен для
всех, в том числе и для себя».

74. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ На Западе – гимн
человеку, его силе,
красоте,
породивший
впоследствии
противоречие
между личностью и
государством
Гибель
государственности
□ В России –
аскетический взгляд
на человеческую
природу, как
изначально
греховную. Это
исключает всякие
претензии личности
к государству

Крепость и
могущество
государственности

75. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «Византизм отвергает
всякую надежду на
всеобщее
благоденствие
народов, … он есть
сильнейшая антитеза
земного всеравенства,
земной всесвободы,
земного
всесовершенства и
вседовольства».

76. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «…фундаментальные принципы России
были заимствованы у Византии, которая
дала России также национальный характер
и культурную идею. Если все разговоры о
русском национальном характере не
лишены действительных оснований, то, без
сомнений, византийский православный дух с
его разочарованием в земной жизни
определенно отразился в пассивнотрагическом миросозерцании русского
народа»

77. Константин Николаевич ЛЕОНТЬЕВ

□ «…все истинно великое, высокое и
прочное в человеческой жизни и истории
государства появляется никак не
благодаря повальным свободе и
равенству, а исключительно –
деспотическому, волевому соединению
в единое целое разнообразных форм
жизни: прекрасных и безобразных, богатых
и бедных, добрых и злых, свободных и
зависимых».

78. Византийская Россия по К. Леонтьеву

□ Государство должно быть пестро, сложно, крепко,
сословно и с осторожностью сурово, иногда до
свирепости
□ Церковь должна быть независимее, должна
смягчать государственность, а не наоборот
□ Быт должен быть поэтичен, разнообразен в
национальном, обособленном от Запада, единстве
□ Законы, принципы власти должны быть строже,
люди должны стараться быть лично добрее
□ Наука должна развиваться в духе глубокого
презрения к своей пользе

Общественная мысль и наука во второй половине

XVIII века.

Время Екатерины было временем пробуждения научных, литературных и философских интересов в русском обществе. Этот период с полным правом можно назвать периодом развития русской интеллигенции.

В Петербурге была открыта первая Публичная библиотека. В 1765 г. было учреждено Вольное экономическое общество, главной целью которого стало исследование положение сельского хозяйства в России. Обществом была выпущена целая серия «Трудов».

Продолжается, начатая Татищевым и Ломоносовым, научная работа в области русской истории. Академия наук начинает издавать русские летописи, а Н. И. Новиков публикует сборник древнерусских документов в 20 томах под названием «Древняя Российская Вивлиофика (библиотека) или собрание разных древних сочинений».

В это же время в России издавались многочисленные переводы европейской, главным образом французской литературы. Переводились и любовные романы, и политические, философские трактаты. Если за весь век было издано 9500 книг, то на период царствования Екатерины Великой приходится 85%.

Главным идейным влиянием этого периода, под которым находилось и образованное дворянство, и едва появившаяся «разночинная» интеллигенция, было влияние французской «просветительской» литературы. Где излагалась, пользовавшаяся широкой популярностью теория естественного права. Естественное право, по мысли просветителей, дается всем людям самой природой, независимо от их сословной принадлежности. Это право на свободу, на пищу, на жилье, на свободу передвижения и выражения своих мнений. С теорией естественного права была связана еще одна просветительская мысль – о несословной ценности человеческой личности. В феодальном мире достоинство человека, степень уважения к нему зависели от его социального положения. Дворяне называли себя «благородными», «подлыми» назывались представители иных сословий. Просветители восстали против этой унизительной градации. Достоинство человека определялось ими не социальной принадлежностью, а его личными качествами – умом, чувствами, пользой, которую он приносит обществу.

Средневековой идее божественного происхождения верховной власти просветители противопоставили теорию общественного договора , одним из создателей которой был Жан Жак Руссо. В первоначальном «естественном» состоянии каждый человек руководствовался своей волей, своими желаниями, что создавало для него же массу неудобств, поскольку эти желания не всегда совпадали с намерениями других людей. Тогда, во имя общей пользы, люди перешли от естественного состояния к гражданскому обществу и начали подчиняться общим для всех законам, поступившись частью «естественных» прав. Хранителем законов и общественного порядка был избран монарх, который заключил с гражданами общественный договор о взаимном уважении законов. При этом если монарх нарушит общественный договор, то народ его расторгнет и осудит монарха, как рядового члена общества.

Вот эти теории стали весьма популярны в России последних десятилетиях века «осьмнадцатого». На их почве происходило в России зарождения понятий о личности, о «естественном человеке», о ценности его внутренних переживаний. Правда, для большинства поклонников идей «естественных прав человека», свободы и равенства, провозглашенных французскими просветителями, они оставались лишь «теоретическим украшением ума». Русский вольтерьянец конца века по своим вкусам, манерам и языку зачастую оказывался чужим у себя на родине /8 /. Тем не менее, это время с полным правом можно назвать эпохой русского Просвещения, главной идеей которого является идея ликвидации крепостничества. Недаром русские просветители заявляли, что период Просвещения в России закончится только с ликвидацией этого страшного позора - крепостного права, иначе назвать Россию просвещенной державой нельзя.

Вторую половину XVIII в. характеризует небывалое количество проектов умеренных социальных преобразований, над которыми трудились многие просветители, и реальные достижения общественной мысли этого периода. В среде русских просветителей конца столетия отчетливо прослеживаются два направления – левое и правое. Сторонники левого направления видели свою главную цель в просвещении народа, смягчении нравов за счет воспитания масс, правого – в воспитании просвещенного монарха. 60-е – 80-е гг. в русском Просвещении преобладали сторонники левого направления. Идеалом русского Просвещения этого периода становится гуманный, образованный, внимательный к своим крестьянам помещик (Стародум и Правдин из комедии Фонвизина «Недоросль»). Просветительские идеи получают более демократическое осмысление в сочинениях А. Н. Радищева, И. П. Пнина, А. Ф. Бестужева, В. В. Попугаева, на страницах «Санкт-Петербургского журнала», «Периодического издания Вольного общества любителей словесности, наук и художеств».

Другим идейным течением, пользовавшимся влиянием в русском обществе того времени было масонство, с его проповедью нравственного совершенствования. Масонство – одно из противоречивых и сложных явлений XVIII в., это религиозно-этическое течение, возникшее в Англии и распространявшееся в других странах виде тайных обществ – масонских лож /9 /. В основе масонского учения лежала легенда о постройке храма царя Соломона. Орден масонов – вольных каменщиков, участвовавших в строительстве, олицетворял идею всеобщего братства и сотрудничества. Эта легенда в каждой из масонских систем трактовалась по-своему, окружалась завесой таинственности и множеством символических обрядов. С 1730-х годов по примеру Запада в России возникают масонские ложи. Это были полутайные организации, в состав которых входили многие передовые деятели того времени, близкие по взглядам и убеждениям. Особенно известной среди масонских лож была ложа розенкрейцеров – рыцарей златорозового креста. Масонов также называли мартинистами по имени французского писателя-критика Сен-Мартена, автора известной в России книги «О заблуждениях и истине». Членами масонской ложи было множество передовых людей России, деятелей литературы и искусства. Честных людей России в масонстве привлекала возможность открыть для себя тайны природы, понять сущность божественного и человеческого, усовершенствовать себя, обрести душевное спокойствие. Цель – исправление не только себя, но и всего общества. В масонство вело мучительное ощущение несправедливости существующих отношений в стране, надежда найти выход из противоречий современной русской действительности. Совестливые люди того времени не принимали расхожую мораль общества, в котором они жили. Их привлекала в масонстве, в первую очередь, нравственно-религиозная идея, возможность усовершенствовать себя, обрести единомышленников и соратников для практической деятельности по улучшению общественной нравственности, смягчению нравов, облегчению тягостного состояния русского народа. Корни всех уродств и злодеяний масоны видели в греховности всего человеческого рода, и в качестве рецепта предлагали не политическую борьбу, а религиозно-нравственное совершенствование. Средствами такого самовоспитания объявлялось чтение специально подобранной литературы, ежедневный контроль над своими мыслями и поступками, самоотверженная благотворительность.



Кроме того, распространение масонства в России свидетельствовало о неудовлетворенности мыслящих людей официальной церковью, которая все более теряла нравственный авторитет. Русские масоны оказали сильное влияние на развитие русской культуры конца XVIII-начала XIX веков.

Николай Иванович НовикОв . Одним из ярчайших представителей русского Просвещения, тесно связанных с масонством был Николай Иванович Новиков (1744-1818 гг.) . Просветитель, писатель, журналист, издатель. Н. И. Новиков происходил из старинного дворянского рода. Обучался одновременно с Фонвизиным в дворянской гимназии при Московском университете, но был исключен из нее «за леность и нехождение в классы». После этого служил в чине солдата в Измайловском полку, вместе с которым принял участие в дворцовом перевороте 1762 г. В 1767-68 годах был откомандирован в Комиссию по составлению нового Уложения, а после роспуска Комиссии стал переводчиком в Коллегии иностранных дел. Последний период общественной деятельности Новикова связан с масонством, в ряды которого он вступил еще в Петербурге в 1775 году. Позже, после переезда в Москву, был принят в масонскую ложу. В это время Новиков начинает заниматься журналистикой и издательской деятельностью. Издает журналы: «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек». Многое в этих журналах написано самим Новиковым, но что, конкретно, неизвестно. В качестве издателя Новиков умел организовать дело с большим размахом, объединить лучших переводчиков, писателей, книготорговцев «с умом, догадкой, с дальновидным соображением», - писал о нем Н. Карамзин /10 /. Целью Новикова становится просвещение народных масс посредством издания книг «для дворян и мещан», его занимает круг их чтения, он тревожится о вкусе своих читателей. Новиков вступает в борьбу за читателя. Главным для него была не выгода, а содержание издаваемых книг, воспитание народа посредством чтения. В 1772 г. выходит в свет его «Опыт исторического словаря о российских писателях», в нем помещены сведения о 317 крупных и второстепенных писателях. В 1773-75 гг. он издает уже упоминавшуюся нами «Древнюю Российскую Вивлиофику (библиотеку) или собрание разных древних сочинений». Новикову принадлежит первенство издания журнала для женщин, и журнала для детей, у которого было трогательное называние «Детское чтение для сердца и разума». Кроме того, он издает ряд журналов, посвященных различным отраслям знаний: «Экономический магазин», «Магазин натуральной истории, физики и химии». Как литератор и журналист Новиков наиболее ярко проявил себя в сатире, но об этом немного позже.

В 1779 году Новиков переезжает в Москву и при содействии М. М. Хераскова, куратора Московского университета, на 10 лет берет в аренду университетскую о типографию и книжную лавку.

В начале 80-х годов было организовано «Дружеское общество», душой которого был Новиков. Цель общества – распространять просвещение путем издания отечественных и иностранных книг, научной и учебной литературы. «Дружеское общество» основало две типографии. В связи с этим в 1784 году составилась типографическая «компания», членами которой стали видные масоны того времени, в общей численности 14 человек.

Душой «компании» был Новиков, который обнаружил большие организаторские способности. За короткий срок ему удалось привести типографии в образцовый порядок. Он сам не брезговал ни типографскими делами, ни книжной торговлей. В некоторых городах, в том числе в Полтаве, Тамбове, Пскове и Вологде, были его комиссионеры. Он организовал «Собрание университетских питомцев», которые изучали иностранные языки и переводили на русский язык нужные Новикову книги. Новиков издавал не роскошные книги, а скромные, но содержательные. Такая книга не должна быть дорогой, она рассчитывалась на среднего читателя. Новиков был весьма успешным бизнесменом, пуская всю прибыль на расширение дела и благотворительность. Во многих городах России были открыты книжные лавки Новикова, при которых возникали бесплатные публичные библиотеки. Размах издательского дела был таков, что в 80-е гг. одна треть всех российских изданий принадлежала Новикову и его компаньонам. За время своей издательской деятельности Новиков издал книги более 1000 названий. Издавались античные авторы, произведения деятелей эпохи Просвещения: Корнеля, Расина, Дидро, Вольтера, Руссо, Даламбера, Локка, Свифта, Мильтона, Шеридана, Смоллетта, Филдинга, Лессинга. С особым чувством Новиков издавал отечественных писателей, причем работал над их сочинениями не только как издатель, но как редактор и составитель. До сих пор 10-ти томное собрание сочинений Сумарокова считается самым полным. Именно поэтому, период с 1779 по 1789 гг. Ключевский назвал «новиковским десятилетием».

Но не все было так хорошо, после расправы с Радищевым последовала расправа и с Новиковым. Его издательское дело было конфисковано. Свыше восемнадцати тысяч книг было сожжено. Аренду типографии прекратили, «Типографскую компанию» распустили, а самого Новикова в 1792 году тайно, без суда арестовали и заточили в Шлиссельбургскую крепость. Новиков провел в заключении четыре года, до вступления на престол императора Павла. Из тюрьмы он вышел с подорванным здоровьем, и последние годы жизни провел в своем имении Тихвинском (Авдотьине). 15 лет о нем не было ничего известно, многие современники считали его умершим. Умер Новиков забытым всеми, в полной нищете, а цензуру ужесточили, иностранные книги запретили печатать вовсе.

Несмотря на печальный исход, издательская деятельность Новикова представляет собой одну из самых ярких страниц в истории русского Просвещения. Благодаря Новикову огромная по тем временам масса людей приобщилась к чтению, получила доступ к художественной и научной литературе. По словам В. О. Ключевского, одним из результатов подвижнического труда издателя было формирование «общественного мнения». А издаваемые им сатирические журналы – «Трутень», «Живописец», «Кошелек» неоднократно переиздавались и в веке XVIII и в веке XIX .

Все сферы духовной жизни России второй половины XVIII в. пронизывали идеи Просвещения - идущего из Франции направления, последователи которые выступали за установление «царства разума» на земле и придавали поэтому большое значение распространению образования и науки. По мнению просветителей, задачу создания гармонического общества способен решить просвещенный монарх, издающий справедливые законы.

Самым крупным деятелем Просвещения в России был писатель, журналист, издатель НИ. Новиков. В 1768-1775гг. он издавал сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Пустомеля». В своих изданиях Новиков клеймил невежество, чванство крепостнического дворянства. Объектом сатиры была политическая система: он высмеивал взяточничество, казнокрадство, административный и судебный произвол.

Виновником всех пороков являлся деспотизм, отсутствие свобод. Важной стороной деятельности Новикова было книгоиздательство: публикация словарей, справочников, журналов. Деятельность Новикова подтолкнула Екатерину II к репрессивным действиям. В 1792г. он был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость, где находился до 1796г.

Взгляды А.Н. Радищева выходили за рамки идей Просвещения. С его именем связано формирование революционной идеологии, т.е. требования уничтожения самодержавно-крепостнического строя революционным, насильственным путем. Образование Радищев получил в Москве и Петербурге, учился в Лейпцигском университете, по возвращении в Россию поступил на государственную службу. Формирование его взглядов происходило в обстановке крестьянского восстания Е. Пугачева. Будучи в эти годы военным прокурором, он знакомился с делами беглых рекрутов, в которых ярко отражалась действительность крепостнической России. Все это, а также события французской буржуазной революции 1789г. подвели его к осознанию необходимости революционных перемен в стране. Эти мысли прозвучали в его оде «Вольность».

Наиболее значительным произведением Радищева стало «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга была написана в 1784-1789 гг. в форме путевых заметок. Здесь впервые была отображена реальная жизнь крепостных. Радищев отрицал возможность реформ «сверху». По его мнению, ликвидация крепостничества и предоставление крестьянам земли будут возможны исключительно в результате народного восстания. Для России Радищев видел только одну форму государственного устройства - республику с равными правами всех граждан. Екатерина II назвала его «бунтовщиком, хуже Пугачева». По ее приказу он был арестован и приговорен к смертной казни, которую заменили 10-летней ссылкой в Илим. Павел I вернул его из ссылки и 1796г. При Александре I Радищев был привлечен для работы в Комиссии по составлению законов, но его радикальные идеи противоречили идеям реформизма и либерализма начала века. В 1802г. Радищев покончил жизнь самоубийством.



Радищев не был единственным русским революционером. Известны имена его единомышленников: Ф.В. Каржавин, драматург и поэт В. В. Капнист, публицист Я. Я. Пнин и т.д.

Диаметрально противоположную позицию занимал М.М. Щербатов - идеолог консервативного дворянства. В своих сочинениях он развивал два тезиса: необходимость сохранить господствующее положение в обществе дворян и оставить неизменными крепостнические порядки. В своем памфлете «О повреждении нравов в России» Щербатов подвергал резкой критике деятельность Екатерины II, обвинял ее в безнравственности. Обличительная сила изображения дворцовых порядков, показанных в этом сочинении, была такова, что оно было использовано Герценом в борьбе с самодержавием. Он впервые опубликовал его в 1858г.

Дорогие читатели!

Мы рады представить Вашему вниманию первый выпуск электронного журнала «сайт». Наш журнал посвящен актуальным вопросам управления персоналом, как в России, так и за рубежом.

Создавая журнал, мы стремились к тому, чтобы все публикуемые в нем статьи отвечали на самые животрепещущие вопросы управления персоналом.

Позвольте познакомить Вас с кратким анонсом представленного номера.

Коэффициент эмоционального интеллекта или эмоциональный интеллект (ЭИ), понятие, которое все чаще используется в управлении персоналом, и которое начинает активно использоваться на заседаниях Советов директоров. Эта статья проливает свет на то, что такое эмоциональный интеллект и чем он отличается от свойств личности, а также на то, как ЭИ влияет на результаты деятельности.

Работа с персоналом как направление деятельности сильно пострадало от обрушившегося на нас кризиса. А ведь кризис – самое время обратить внимание на человеческие ресурсы. В данной статье мы рассмотрим систему оценки персонала компании «РОДЭКС Групп» и ее практическое значение для преодоления кризиса. В основе оценки лежит методика «360 градусов», что позволяет рассмотреть сотрудника с разных точек зрения и одновременно повысить объективность и эффективность оценки. Модели компетенций, которые разрабатываются для каждой должности, помогают более точно определить соответствие сотрудника требованиям компании и зоны его развития. Если оценка проведена добросовестно как со стороны менеджера по оценке, так и всех остальных участников процесса оценки, то полученная информация поможет намного эффективнее использовать человеческий капитал компании. Результаты оценки в условиях кризиса применимы при принятии всех кадровых решений, будь то увольнение, передвижение или повышение. Обладая информацией о потенциале сотрудников, об их сильных и слабых качествах, мы сможем гораздо эффективнее организовать их деятельность, выделить лучших и подумать, что делать с теми, кто недотягивает до нашей высокой планки. Таким образом, оценка персонала как никогда важна для компании в условиях кризиса, когда работать надо активнее и интенсивнее, чтобы его преодолеть.

В исследованиях, направленных на изучение взаимосвязей между HRM и эффективностью деятельности, недостаточно внимания уделяется роли руководителей первичных трудовых коллективов, на которых возлагается ответственность за реализацию тех или иных HR-инициатив. Нами был проведен опрос работников 12 «высокоэффективных» компаний, целью которого было установить, насколько приверженность работников организации и эффективность их работы зависят от особенностей лидерского поведения и удовлетворенности от реализации программ в области управления персоналом. Установлено, что оба параметра в значительной степени влияют на особенности поведения работников и их эффективность. В конце статьи приводятся результаты исследования, направленного на развитие менеджерских навыков у руководителей.

В настоящее время все большее число процедур и методов оценки персонала, строится на экспертных оценках. Основным при использовании этих методов является умение грамотно спланировать и провести опрос экспертов. В статье рассмотрен перечень требований, которым должен отвечать эксперт, приведен ряд методов оценки достоверности полученных результатов, рассмотрены процедуры присвоения весов, построения рейтингов, а также описаны способы оценки степени согласованности мнений экспертов. Кроме того, даны практические рекомендации и приведены примеры использования данного подхода в практике.

В общественном и идейном движении России XIX в. обычно выделяют три основных направления: консервативное, либеральное и революционное.

Консервативное, или охранительное, направление стремилось сохранить существующий строй и его “незыблемые основы”, которыми в первой половине века являлись, прежде всего, самодержавие и крепостное право. Представители либерального направления проповедовали необходимость преобразований, которые они предлагали провести умеренным (эволюционным) путем, т.е. путем реформ и просвещения. Революционеры же хотели резкого коренного изменения существующего строя. Их целью была революция – качественный скачок, насильственное преобразование основ общественного устройства.

Охранительное направление

Неудача преобразований А I и угроза революционных потрясений после восстания декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе. Правительство осознавало, что идеям и программам декабристов надо противопоставить свою идеологию. Эту задачу попытался решить крупный государственный деятель николаевской эпохи, министр народного просвещения граф С.С. Уваров, выдвинувший новую правительственную концепцию, ставшую выражением охранительного направления, - “теорию официальной народности”. Уваров хотел совместить охранительную политику и строгую дисциплину николаевского царствования с развитием просвещения и культуры. Ориентиром должны были служить три взаимосвязанных начала – “православие, самодержавие, народность”. Эта формула подчеркивала священный характер самодержавия и уделяла особое внимание православной церкви, которая издавна поддерживала царскую власть и воспитывала народ в духе терпения и смирения. По Уваровской теории, именно самодержавная власть отражала чаяния простого народа. Уваров подчеркивал принципиальное отличие исторического пути России от Европы. Рупором правительственной идеологии стали популярные журналисты Булгарин и Греч, издававшие газету “Северная пчела”.

Либеральное направление

Резкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление П.Я.Чаадаева. В 1829-1831гг. он написал цикл “Философических писем”, первое из которых было опубликовано в 1836г. в журнале “Телескоп”. В нем Чаадаев высказал мысли, диаметрально противоположные официальным. России нечем гордиться перед Западом, полагал Чаадаев. Напротив, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества. “Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, - писал мыслитель, - у нас нет традиций ни того, ни другого…”. Причиной того, что Россия как бы “выпала” из мирового исторического процесса, Чаадаев считал отрыв России от Европы и в особенности православное миросозерцание, уделявшее главное внимание потусторонним сферам и мало заботилось о преобразовании земной жизни. За свое выступление Чаадаев по повелению царя был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Поражение декабристов показало: прежде, чем браться за коренное переустройство России, необходимо понять, что она собой представляет – каково ее место в мировой истории, какие силы направляют ее развитие. Центрами идейной жизни в 1830-1840 гг. становятся не тайные общества, а светские салоны, журналы, университетские кафедры. Труды французских просветителей теряют былую популярность. Русское общество обращается к работам немецкий философов (Гегеля), которые стремились вскрыть глубинные закономерности исторического процесса, рассматривали человечество как организм, развивающийся под воздействием внутренне присущих ему факторов. К концу 30-х гг. в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западничество представляли историки Грановский, Кудрявцев, Соловьев, юристы Чичерин, Кавелин, литераторы Боткин, Корш и др. Западники исходили из мысли о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Они были сторонниками конституционной монархии, политических свобод – свободы слова, совести и др., выступали за отмену крепостного права и развитие предпринимательства. Главным орудием европеизаторских преобразований в России западники считали государство и высоко оценивали преобразования Петра I.

Иных взглядов придерживались славянофилы – Хомяков, Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы. По своему положению это были богатые помещики, представители старых дворянских родов. Они считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Славянофилы были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм самодержавия Николая I. Они считали, что в основе русской жизни лежали общинное начало и принцип согласия, “соборности” (в отличие от европейских порядков, основанных на противоборстве индивидуалистических начал и формальной законности). Одобряли православную религию, ставящую общее выше частного, призывающая прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внешнего мира. Скептически оценивали реформы Петра I, но не отрицали их исторической закономерности и высоких побуждений императора.

Западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества, неприятие революции.

Революционно-социалистические течения

От западнического крыла постепенно отделялось особое направление, представителями которого были Герцен, Огарев, Белинский. Они пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал тысячи людей от нищеты. Спасение они видели в социализме – справедливом общественном строе, в котором отсутствуют частная собственность и эксплуатация человека человеком.

Крупным событием общественной и идейной жизни стало письмо Белинского к Гоголю (1847), резко обличавшее предложенный писателем путь религиозно-нравственного совершенствования в рамках существующих порядков. По мнению Белинского, России нужны были “права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, строгое, по возможности, их исполнение”.

Русские радикалы пришли к выводу, что первой достигнет социалистического будущего не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Основы “русского социализма” были разработаны Герценом, который в 1847 г. эмигрировал на Запад. Согласно его концепции, опорой нового общественного строя должна была стать крестьянская община. Социализм Герцена называли утопическим (научными считались марксистские взгляды, рассматривающие социализм как закономерный плод развития капиталистической экономики). Русские радикалы склонялись к революционным методам освободительной борьбы.

Также существовали различные революционные кружки: кружок В.М. Буташевича-Петрашевского – чиновника министерства иностранных дел, Кирилло-Мефодиевское общество (Украина).