Откровения помощника машиниста о работе, отношениях в коллективе и животных на дороге. Как работает машинист метрополитена

Макс Рублёв, сотрудник Службы профориентации, обучения и развития персонала Московского метрополитена

Где обучают на машиниста метрополитена?

Если вы москвич, то вам надо будет заглянуть в район станции метро «Варшавская». Там находится Учебно-производственный центр московского метрополитена, где производится подготовка всех специальностей метрополитена, в том числе и машинистов. Для того, чтобы стать машинистом, необходимо прийти на станцию метро "Выставочная", в Центр подбора персонала, там всё покажут, подскажут и объяснят.

Можно ли стать машинистом метрополитена в зрелом возрасте?

А почему нет? У нас работодатели часто указывают в вакансиях «не старше 35 лет», но если открыть Трудовой кодекс, то вы увидите, что там не прописано, до скольких лет можно брать человека на работу. Мы государственное предприятие, соответственно, мы работаем согласно законам Российской Федерации.

Человек может прийти и попытаться устроиться к нам и в 35 лет, и в 40, и в 55, но дело в том, что у нас очень жесткая медкомиссия, и если есть какие-то проблемы со здоровьем, с сердцем, с глазами, то, увы, просто не возьмут. А если все нормально, то почему бы и нет. Но будет очень тяжело учиться, потому что материала много, он очень насыщенный, но если человек хочет, то кто его остановит? Во всяком случае, не мы.

Как выглядит обычный рабочий день машиниста?

Ну начнем с самого утра. Машинист выспался, проснулся, отдохнул – это очень важно – позавтракал и пошел на работу.

Первое, что он делает – приходит в медицинский пункт, где проверяются его физические данные: измеряются давление и пульс, с помощью компьютера определяется индекс напряженности и проходит проверка на алкоголь – продувка трубкой. Если все нормально, машинисту выдается маршрутный лист, ставится печать, что к работе готов.

После этого он идет на линейный пункт. Там он изучает бумаги – инструктажи, которые вышли за время его отсутствия. Затем расписывается и общается с машинистом-инструктором, который проверяет знание действующих инструктажей. После этого он по расписанию (всё уже расписано по часам) садится на поезд и начинает работать.

Продолжительность смены от 6 до 8,5 часов – согласно трудовому кодексу, с обедами, подменами и прочим. Отработав восемь, семь или шесть часов, машинист заканчивает смену, приходит на линейный пункт, пишет в маршрутном листе окончание смены, расписывается и сдает маршрутный лист. На основании этого производится оплата.

Какая зарплата? От чего она зависит? Есть ли возможность подработать?

Зарплата у нас может достигать 100 000 рублей. Зависит она от выслуги, стажа и нормы часов. Каждый месяц разная норма часов: официально московский метрополитен работает 6/6 – то есть шестичасовой рабочий день, шестидневная рабочая неделя. А дальше стаж, классность, выслуга и прочее. Так что, когда ты уже достаточно много работаешь, то у тебя реально хорошая большая замечательная зарплата.

Возможности подработать не просто нет, она у нас – если я не ошибаюсь – даже законодательно запрещена! Мы возим людей, поэтому машинист должен приходить на работу отдохнувшим и выспавшимся. От него зависят чужие жизни.


Какие навыки и особенности характера нужны машинисту метро? Какие есть противопоказания?

Четкость, пунктуальность, ответственность. Если ты на работу проспал и раз, и два... ну как тут тебе работать дальше? Это же поезд, он ждать не будет. Значит, кто-то другой уедет вместо тебя.

Зрение должно быть стопроцентным, слух прекрасным, сердце здоровым, легкие... Конечно, курение у нас не поощряется, но кое-кто покуривает.

Главное – никакого «чуть-чуть», мол, чуть до стопроцентного зрения не хватает, или сердечко иногда пошаливает или на ухо немного туговат. Еще раз повторюсь – мы отвечаем за людей, это очень серьезно и никаких поблажек и исключений быть не может. Очень многие кандидаты, которые хотели быть машинистами, но не проходили по зрению, делали лазерную коррекцию и потом уже приходили работать.

Что касается психологической стороны, то у нас есть на метрополитене служба, которая контролирует психологическое состояние машиниста и других работников.

Есть ли девушки в этой профессии?

Девушек в нашей профессии нет, потому что в 2000 году был принят документ «Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». В нем, как вы понимаете по названию, были перечислены профессии, в которых не может быть женщин. Из-за особо тяжелых условий. И профессия «машинист электропоезда» попала в этот список. Но, возможно, когда весь подвижной состав будет заменен на новый, этот закон будет отменен или в него будут внесены исправления, чтобы женщины тоже могли работать. Потому что во многих странах есть женщины-машинисты, которые прекрасно справляются с обязанностями и замечательно себя чувствуют.

Какие плюсы и минусы у этой профессии?

Плюс – конечно, зарплата. Еще ломаный график – например, в середине недели может быть выходной или с ночной смены отсыпной, так что куда-то можно поехать, что-то сделать. Но, увы, это же и минус, потому что – день рождения на работе, Новый Год на работе... или люди празднуют, а тебе нужно лечь спать пораньше, потому что ты понимаешь, что в 6 утра пойдешь на раннюю смену.

Какие основные мифы и стереотипы связаны с этой профессией?

Наверное, один из самых больших мифов, что машинист метрополитена – это такая романтическая профессия, как летчик, например. На самом деле, она вполне обычная, местами тяжелая, местами скучная, местами интересная... да и научиться ей можно достаточно быстро – не надо заканчивать высшее учебное заведение, есть наш Учебно-производственный центр московского метрополитена, где готовят именно машиниста.

Еще есть популярные мифы о метро – например, что там водятся огромные крысы. На самом деле, не то что огромных, сейчас и обычных-то крыс в метро практически не осталось. Для того, чтобы жить, крысам надо что-то есть. А что в тоннелях глодать, пластик?

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Работа машинистом поезда дальнего следования – одна из самых перспективных. Здесь неплохо платят, хорошо премируют. Как стать машинистом поезда дальнего следования? Давайте разбираться.

И вот, что стоит понять сразу. Работа эта исключительно мужская и непростая. В этой профессии не бывает самоучек, сюда не возьмут при наличии проблем со здоровьем.

И главное, эту профессию не освоить на курсах, ее можно получить только пройдя полноценное обучение. Хорошей же новостью является то, что обучение на машиниста поезда дальнего следования действительно дает максимум зарплатных возможностей в РЖД среди машинистов и полностью окупает все временные затраты.

Обучение машиниста поезда дальнего следования

Стать машинистом дальнего следования может тот, кто пройдет обучение в железнодорожном колледже, техникуме или институте. Только после того, как образование получено, можно устраиваться на работу в депо помощником машиниста.

При этом, чтобы начать карьеру и стать машинистом поезда дальнего следования раньше и не тратить время зря, тем более, что с профессией уже все точно решено, можно поступать и после 9 классов школы.

Выпускников 9 классов принимают на учебу железнодорожные техникумы и колледжи. Учащиеся изучают дисциплины: технические характеристики, правила движения локомотива на железной дороге, техника безопасности, слесарные работы, радиосвязь, устройства локомотива, электрику и прочие другие, этих знаний вполне достаточно, чтобы управлять поездом.

Обучение на машиниста поезда дальнего следования в вузе

Карьера машиниста пойдет быстрее, если будет диплом о высшем образовании. После техникума или 11 класса школы, можно поступить в институт путей сообщения. В вузах изучают те же дисциплины, что и в ссузах, только по углубленной программе. У выпускников вузов, пройдя успешное обучение, есть все привилегии для того, чтобы трудоустроиться в РЖД и работать машинистом поезда дальнего следования.

Как стать машинистом поезда дальнего следования при РЖД?

Еще есть возможность отучиться в специализированных учебных центрах при РЖД. В таких центрах проходят теорию, практику и по окончании курса подготовки, после успешно сданных экзаменов, выдают на руки сертификат с правом управления поездом. Но это не курсы обучения, а полноценная и довольно длительная подготовка.

Где и как отучиться на машиниста поезда дальнего следования вернее всего - сказать сложно. Каждый случай индивидуален. Явно же то, что те, кто успешно проходит все этапы подготовки, точно находят себе место среди сотрудников. Поездов множество и места в РЖД всегда есть.

Но пусть в профессию не так-то прост и не оканчивается обучением в учебном заведении. Когда на руках уже есть диплом об образовании, потребуется приступить к следующему этапу - к стажировке.

Стажер обычно работает под опекой опытного машиниста, у которого стаж работы не менее 3 лет. Стажироваться помощник машиниста будет минимум 3 месяца, а закончится практическое обучение только тогда, когда машинист будет видеть, что стажер готов к рейсам дальнего следования с пассажирами самостоятельно. Тогда он сможет управлять локомотивом и ему присваивается квалификация машиниста поезда.

Это не значит, что машинист поезда дальнего следования на этом заканчивает свое обучение. Теперь начинается его карьера. Дальше он проходит курс на повышение квалификации в профильных лицензированных учреждениях.

Всего у машинистов 3 уровня квалификации:

  • Первый уровень - 3 класс. Машинист должен проработать, управляя локомотивом без аварий в течение одного года.
  • Второй уровень - присвоение 2 класса. Машинист должен проработать в пригородных сообщениях, совершая перевозки пассажиров или грузов не меньше 2 лет, если есть диплом о высшем или средне-специальном образовании, то не меньше 1 года без аварий.
  • Наивысший уровень - присвоение 1 класса. После того как машинист получил 2 класс квалификации, он должен проработать не менее 2 лет без аварий, что касается дипломированных специалистов, то не менее одного года.

Каждый этап повышения категории сопровождается медицинской комиссией и при выявлении малейших проблем со здоровьем, о карьере можно забыть. Но такова работа в этой профессии и выбирая обучение на машиниста поезда дальнего следования, это нужно учитывать.

У машиниста каждая трудовая смена начинается с медосмотра и инструктажа. Он должен выходить на смену отдохнувшим, здоровым и с сосредоточенным вниманием.

Подведем итог, как стать машинистом поезда дальнего следования. Первым шагом станет поступление в колледж, вуз или техникум. В колледж и техникум можно поступить после 9 и 11 класса, в институт – после 11 классов школы и после окончания ссуза.

По результатам обучения, выпускника ждет стажировка в качестве помощника под руководством наставника – машиниста. За время стажировки помощник нарабатывает опыт, а также повышает свою квалификацию и если все выполнено правильно, проходит медицинскую комиссию, получает категорию и приступает к работе.

Вот, как можно стать машинистом поезда дальнего следования и вот, что нужно для этого сделать.

Вы решили в будущем выучиться на помощника машиниста или на машиниста? Тогда эта статья для вас. Здесь дана исчерпывающая информация о том, кого берут в эту сферу, какие виды подвижного состава бывают.

Мы с вами разберем основные моменты, касающиеся профессии «помощник машиниста»:

  • обучение;
  • профотбор;
  • медкомиссия;
  • виды локомотивов;
  • сфера деятельности;
  • обязанности;
  • ошибки;
  • средняя зарплата;
  • график работы.

Остановимся на каждом пункте и рассмотрим все подробно. Но все же давайте лучше начнем с того, что это за профессия и возьмут ли вас.

Медкомиссия

Почему это мы вдруг решили начать с нее? А потому что так оно и будет: сначала вас отправят в поликлинику для ее прохождения. Ниже мы приведем самые распространенные заболевания, из-за которых, к сожалению, в помощники машиниста не берут. Еще лет десять назад обучение проходил в железнодорожном колледже. В настоящее время система получения образования совершенно другая. Но уже тогда, прежде чем молодой человек сдавал он проходил медицинскую комиссию. В настоящее время практически в любом депо вновь устраивающегося будущего помощника машиниста предварительно отправляют в поликлинику. Итак, какие врачи основные? Давайте перечислим:

  • терапевт;
  • окулист;
  • кардиолог;
  • невролог;
  • хирург.

Перечислены не все специалисты. Кроме того, вас направят в районную поликлинику за картой, в психоневрологический и наркологический диспансер. Очень важно, чтобы вы не состояли там на учете.

Терапевт вас слушает, спрашивает, есть ли жалобы на что-нибудь. Далее вам измерят артериальное давление. Оно должно быть в норме. Ни в коем случае не принимайте никакие препараты, чтобы симулировать хорошее состояние. Помните о том, что несчастные случаи с работниками транспорта случаются именно по этой причине: умалчивание о болезни.

У лора вам предстоит проверить слух, нос, горло, рот. Чуть-чуть пониженный слух на одно ухо уже является основанием, чтобы в заключении написали: «Не годен». Поэтому, если у вас есть проблемы в данной области или хотя бы регулярный звон в ушах, вас не пропустят в помощники машиниста.

Зрение у вас должно быть стопроцентным. Не должно быть отклонений и в цветовосприятии. Окулист очень тщательно проверяет ваши глаза. Если вы носите контактные линзы или делали лазерную коррекцию, то скрыть это не сможете. По-любому вы медкомиссию не пройдете.

Кардиолог должен на ЭКГ увидеть только идеальную кардиометрию без каких-либо отклонений.

Хирург осматривает вас, чтобы убедиться, что у вас целы все конечности и нет каких-либо нарушений в осанке. Координация движений также важна.

Профотбор

Поздравляем, если вы прошли медицинскую комиссию! Вы полагаете, что теперь можете рассчитывать на будущую должность «помощник машиниста»? Обучение предстоит вам не завтра, поверьте. Вам еще нужно пройти профотбор. Если вы успешно прошли всех врачей, то у психолога, к сожалению, можно проиграть.

Вас посадят за монитор, вы должны с ловкостью находить только что появившуюся точку на экране. Если у вас отличная реакция и повышенное внимание, то у вас все получится, важно не отвлекаться.

Возможно, вам придется пройти и другие виды тестирования. Все зависит от предприятия: метрополитен или РЖД. А также большую роль играет вид локомотива.

Сфера деятельности

Выберите заранее, где вы хотите работать: в метро или на железной дороге. Хотя и планируется в скором времени на московском метрополитене полностью отказаться от работы в два лица, то есть, не нужен помощник машиниста. Обучение в настоящее время ведется с уклоном, что вы будете потом работать только машинистом. В других метрополитенах, возможно, пока работают в два лица, но не везде.

На железной дороге, напротив, требуются оба. Помощник машиниста электропоезда РЖД обучение проходит в учебно-производственном центре и непосредственно у машиниста, к которому его закрепляют.

Виды локомотивов, электропоездов и особенности обучения

В метрополитене существуют электропоезда, мотовозы и дрезины (хозяйственные поезда). На кого вам учиться, выбираете сами. Обращаться нужно в электродепо, которое ближе всего к вашему дому.

На РЖД видов локомотивов больше:

  • мотор-вагонный подвижной состав (пригородные электрички);
  • электровоз (пассажирский или грузовой);
  • тепловоз (пассажирский, грузовой, магистральный/маневровый);
  • хозяйственные поезда и восстановительная техника.

Практически на всех (кроме маневровых) работа ведется в два лица.

Электропоезд

Обучение помощник машиниста электропоезда проходит около 3-4 месяцев. За это время он должен изучить все азы, касающиеся обязанностей, строения вагонов, узнать о возможных неисправностях и как их определить.

Электровоз

Не хотите работать на электричках, вас больше привлекает электровоз? Тогда вам нужно идти не в моторвагонное (локомотивное) депо, а в электродепо. Обучение помощника машиниста электровоза намного проще. Стоит отметить, что многие железнодорожные вузы и техникумы на летнюю практику направляют студентов (добровольцев) работать на РЖД. Время будет потрачено только на прохождение медкомиссии. Затем, если вы ее проходите (и психолога тоже), вас ставят дублером. То есть в кабине вас будет трое: машинист, помощник машиниста и вы. Ваша задача - наблюдать, задавать вопросы по теме, обучаться. Если вы успешно сдаете экзамен/зачет инструктору, то вас допускают к работе.

Тепловоз

Примерно такая же система обучения на тепловозе. Но хочу вас предупредить, что работать на таком виде локомотива намного вреднее, так как идет выброс от дизельного топлива в атмосферу. Многие тепловозники, проработавшие десяток лет, страдают болезнями легких и верхних дыхательных путей. Помощник машиниста тепловоза обучение проходит так же, как и электровозник.

Обязанности и ошибки

Не важно, какой вид локомотива вы выбрали, метрополитен или РЖД, вы обязаны выучить три самых главных книги:


Вам могут задать любой вопрос из этих книг. Поэтому в первый же день работы приобретите их и начните читать, изучать. В принципе обучение на помощника машиниста (РЖД) сводится к трем задачам:

  • заветные книги: ПТЭ, ИСИ, ИДП;
  • азы по устройству и ремонту локомотива (в том числе сцеп и расцеп);
  • внимательность.

Ваша задача во время движения поезда - следить за свободностью пути, светофорами, скоростью. Вы должны контролировать действия машиниста, в том числе сверять: не превышает ли он скорость там, где этого делать не нужно. При экстренных ситуациях помощник должен сорвать стоп-кран, если машинист не предпринимает никаких мер.

Ошибки помощников машинистов: русское «авось» и «ничего не случится». К сожалению, из-за отвлеченности локомотивных бригад на РЖД случаются крупные аварии. Нередко дежурные стрелочного поста ошибочно переводят стрелки не по маршруту. Задача помощника: следить за тем, как расположена стрелка.

Зарплата и график работы

Средняя зарплата помощника машиниста на РЖД - около 20 000 рублей. Все будет зависеть от региона, стажа работы. На Московской дороге оплата намного выше.

Что касается графика, то магистральные машинисты и помощники не имеют стабильного. Им дается регламентированный межсменный перерыв (от 16 часов), а также месячная норма часов. Когда вызовут в следующий раз, локомотивная бригада может и не знать. Поэтому если вы человек свободный во всех смыслах, то смело выбирайте данную профессию. Стоит в заключение напомнить: помощник машиниста электропоезда РЖД обучение проходит в учебном центре, при этом он получает стипендию.

Вот мы с вами и изучили профессию помощника машиниста, рассмотрели все нюансы. А вам остается только ответить себе на вопросы: имею ли я крепкое здоровье и есть ли у меня желание?

Машинист поезда - железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Профессия подходит тем, кого интересует физика и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) - маршруты таких поездов ещё короче.

И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.

Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.

Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине - всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар - он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни - большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.

Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.

Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.

Рабочее место

Железные дороги, метрополитен, крупные заводы, шахты и пр. предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.

Оплата труда

Зарплата на 28.02.2019

Россия 57000—103000 ₽

Москва 57000—103000 ₽

Важные качества

Уверенность в себе, высокое чувство ответственности, быстрая реакция, способность концентрировать внимание, хорошее зрение (в том числе цветовое зрение), острый слух. Болезни сердца, сосудов, центральной нервной системы, бронхиальная астма, нарушения вестибулярного аппарата, проблемы опорно-двигательного аппарата, ограничивающие движение, противопоказаны при такой работе.

Знания и навыки

Необходимо уметь управлять локомотивом, проводить небольшие слесарные работы, пользоваться радиосвязью. Знать устройство локомотива, правила движения на железной дороге.

Где учиться на Машиниста поезда (образование)

Начальное профессиональное образование (НПО)

В одном из железнодорожных колледжах можно получить профессии:

  • «Помощник машиниста локомотива»;
  • «Помощник машиниста тепловоза»;
  • «Помощник машиниста электровоза».

Среднее профессиональное образование (СПО)

В колледжах и техникумах можно получить специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Квалификация «Техник».

Обучение по месту работы

Для работы в метро можно устроиться в депо (на линию метро) и там пройти обучение профессии машиниста. Сначала проводится слесарная практика, затем будущий машинист изучает оборудование электропоезда и учится управлять поездом. В московском метрополитене для ускорения процесса используют тренажёры.

Путешествия на поездах всегда привлекали нас своей романтикой и возможностью увидеть родную страну во всей красе. Мы решили выяснить, что происходит на передних местах пассажирского поезда - в кабине машиниста. Один из сотрудников «РЖД» анонимно поделился с нами особенностями работы на железной дороге.

«Уволить могут практически за любую провинность»

Расскажите, как вы стали помощником машиниста.

Чтобы стать машинистом, нужно получить соответствующее образование. Я железной дорогой болею с самого детства. После девятого класса я пошёл в колледж, получил образование по технической эксплуатации подвижного состава российских железных дорог, также обучился на помощника машиниста электропоезда. Но этого недостаточно, чтобы стать машинистом - нужно ещё получить права на вождение поезда. В будущем планирую сдавать соответствующий экзамен на повышение квалификации, проходить курсы в школе машинистов. Это всё нужно не только для получения корочки машиниста, но и для повышения класса вождения, а всего таких классов три.

В чём особенность высшего класса?

Машинист высшего класса может водить «Сапсан», например. Но, грубо говоря, зарплата значительно выше и меньше вероятность того, что уволят за незначительную провинность. А уволить могут практически за любую провинность, особенно помощника машиниста. Например, за халатность на работе, за невыполнение должностных обязанностей. Кстати, часто знакомые и друзья у нас просят перевезти вещи из Петербурга в Москву, посылку передать. Так вот, это запрещено категорически. Но некоторые всё равно возят, главное - чтобы начальство не узнало.

Сколько примерно составляет заработная плата?

Помощник машиниста получает в среднем от 25 до 45 тысяч в месяц. Оплата идёт почасовая, плюс премия, плюс класс машиниста и набавка в зависимости от региона. В различных регионах страны зарплаты отличаются. Грубо говоря, сколько отъездил, столько и получил.

Что входит в обязанности помощника машиниста?

Я езжу в кабине вместе с машинистом, слежу за работой самого машиниста, за дорогой и прочим. Также в мои обязанности входит устранение неисправностей в пути. Если мы приезжаем в точку назначения вечером, то нас отправляют в специальную комнату отдыха, чтобы утром поехать домой. Там можно отдохнуть, принять душ и выспаться, это что-то вроде комнаты отеля прямо в депо. А если мы приезжаем в Петербург утром, то днём можно погулять по городу, встретиться с друзьями, делать что хочешь, кроме выпивки, конечно.

«Питер мне как город гораздо больше нравится»

Были случаи, когда кто-нибудь позволял себе выпить?

Нет, с этим у нас всё очень строго. Медкомиссии мы проходим перед поездкой и после неё: в основном нас осматривает врач, но иногда, бывает, просят сдать анализы. В выходные зато мы частенько собираемся рабочим коллективом, чтобы пропустить пару стаканчиков. В своих кругах шутим: «Мы в перерывах между пьянкой водим поезда». Но это всё далеко от правды, конечно.

А как обстоят дела в рабочем коллективе? Романы разрешены?

Никакой подобной политики запрета отношений нет. Да и коллектив у нас мужской, женщин среди машинистов нет совсем. Никакой дискриминации, просто так сложилось. Но с проводницами мы общаемся хорошо, отдыхаем вместе во внерабочее время. Так что никаких запретов в этом плане нет.

Вы ездите всегда на одном поезде из Петербурга в Москву и обратно?

Нет, тут как попадёт, помощников машиниста не привязывают к определённому поезду или к определённому машинисту. Иногда ставят на поезда до Выборга, дальше я пока не ездил. Но чаще всего да, езжу в Петербург и обратно.

И что вкуснее, шаверма или шаурма?

Шаурма роднее, конечно, я всё-таки живу в Москве. Но, если честно, Питер мне как город гораздо больше нравится. Всегда с удовольствием гуляю по центру, когда приезжаю, здесь и друзья есть. Вокзалы и депо в двух столицах особо друг от друга не отличаются, везде всё на отличном уровне.

«Лоси, когда слышат громкий звук, бегут прямо на „врага“»

Были какие-нибудь забавные случаи на работе с пассажирами?

Мы ввиду профессии с пассажирами не контактируем совсем, в основном с проводниками смеёмся в перерывах. А среди своих можем прикалываться по радиосвязи. Это канал для связи между рабочими бригадами, он практически никогда не прослушивается (только в особых обстоятельствах). Можно творить всё что душе угодно, но в разумных пределах. Также даём различные клички всем подряд в коллективе, от членов медкомиссии до начальника. Существует даже особый русский железнодорожный сленг. Например, «весёлый» - так называют почтово-багажный поезд. Есть ещё «вазелин» - рельсосмазочный поезд (локомотив), он же «лизун». «Водила» - это машинист, а «главнюк» - главный кондуктор. Огромное количество подобных сленговых словечек можно в интернете найти, и мы ими действительно пользуемся.

Какие непредвиденные ситуации случаются на работе?

Самое странное и, к сожалению, частое, это когда сбиваем лосей. Стандартно раза два за месяц эти глупые животные под колёса попадают. Дело в том, что остальные звери от шума поезда разбегаются кто куда, а лоси, когда слышат громкий звук, бегут прямо на «врага» - то есть на наш состав. Из-за этого мы экстренно останавливаем состав, потому что лось в среднем весит две тонны, при столкновении с поездом на скорости 120 км/час нам серьёзно достаётся. Мы выходим, осматриваем ходовую часть, тормоза и прочее, соскребаем бедное животное из-под электровоза.

Как погода влияет на дорогу?

Когда идёт дождь или снег, мы вынуждены проводить пробуксировку при трогании с места. Это значит, что на разгон поезда уходит больше времени, но на скорость движения это не влияет. Также на холоде часто происходит обледенение контактной сети. Контактная сеть - это провод, от которого питается электровоз. После ледяного дождя контактная сеть замерзает, и, чтобы не повредить токоприёмник, нужно ехать медленнее и не переборщить с тягой.

Текст: Татур Ирина