Платон — биография, философия. Платон: биография и философия

Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. в аристократической семье. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в З99 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, основателю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие.

Сперва Платон отправился в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Из Египта перебрался в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика и астронома Феодора. В Италии он вступил в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях (эта философская школа переживала тогда период расцвета). Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу. Признаки влияния пифагорейцев прослеживаются и в последних произведениях Платона.

Затем Платон переехал в Сицилию, в Сиракузы, где царствовал тиран Дионисий I. Он подружился с молодым зятем тирана, Дионом, пылким и великодушным принцем, которого вдохновили нравственные и политические идеалы Платона. Но Дионисий враждебно отнесся к тому, что Платон обрел такое влияние на Диона, и философу пришлось покинуть Сиракузы: его высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью, он был выкуплен гражданином Кирен, который находился на острове и узнал Платона.

Таким образом Платон смог вернуться в Афины, и тогда-то, в возрасте сорока лет, он основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней, лишь дважды покинув Афины ради двух новых путешествий на Сицилию. Академия была обращена в сторону Востока. Ученики Платона были даже из Вавилона. Влияние философии Востока на Академию еще больше усилилось с приходом Евдоха, астронома, побывавшего в различных районах Востока. Платон не сделал, подобно Сократу, философию предметом социальной беседы; напротив, он жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях Платон делал это.

Его последние годы были омрачены трагической смертью Диона. Платон умер в 348 или 347 г. до н. э. в возрасте восьмидесяти лет, до конца жизни сохранив всю полноту своего могучего ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку от Академии.

Выдающееся место в истории древнегреческой философии принадлежит Платону (428 — 347 гг. до н. э.). Платон родился в Афинах в аристократической семье. В юношеские годы подружился с Кратилом, одним из учеников , и это дает основание полагать, что в этот период он познакомился с его идеями. В юношеские годы Платон хотел посвятить себя политической деятельности , что не удивительно, так как среди политиков того времени у него были родственники и друзья. Но судьба распорядилась по-другому. В двадцатилетнем возрасте он познакомился с , и это знакомство стало решающим в его последующей жизни и деятельности. До последнего дня жизни Сократа, в течение восьми лет, Платон оставался восторженным учеником и последователем своего учителя, которого он впоследствии называл “самым достойным и справедливым человеком”.

После периода странствий Платон создал знаменитую Академию, где прожил всю оставшуюся жизнь, и которая просуществовала почти тысячу лет .

Объективный идеализм

Свои идеи Платон излагает в форме диалога . Такой литературный прием выбран не случайно. Диалог, по мнению Платона, — это более или менее адекватное отображение “живой и одушевленной речи знающего человека”. Платона не случайно считают родоначальником объективного идеализма , поскольку принципы идеализма и, в частности, примат сознания, идеи над бытием, явлением изложены им достаточно последовательно и глубоко. Более того, этот принцип хорошо просматривается в его основных диалогах. У Платона нет работы или работ, специально посвященных разработке проблемы познания, бытия или диалектики. Его идеи по этим проблемам высказаны во многих диалогах. Учение о бытии в основном изложено в диалогах “Государство”, “Теэтет”, “Парменид”, “Филеб”, “Тимей”, “Софист”, “Федон”, “Федр” и письмах Платона. В основу учения о бытии Платоном положены три субстанции: единое, ум и душа . Однозначно определить сущность этих понятий невозможно, так как Платон дает общую характеристику сущностей этих понятий, которая очень противоречива и, порой, содержит суждения, взаимно исключающие друг друга. Попытка определить природу происхождения этих первооснов окажется трудновыполнимой из-за приписывания этим сущностям свойств, нередко несовместимых и даже исключающих друг друга. С учетом этих предварительных замечаний проанализируем сущность отмеченных первоначал. Единое трактуется Платоном, главным образом, как основа всякого бытия и действительности, как первоначало. Единое не имеет никаких признаков или каких-либо свойств, по которым можно было бы определить его сущность. Оно не имеет частей и, следовательно, не может иметь ни начала, ни конца, ни середины. Одновременно единое не есть бытие, а выступает как ничто. Единое выступает как единое, но одновременно как многое и бесконечное множество. В конечном итоге единое трактуется Платоном как нечто, о чем вообще ничего определенного сказать нельзя, так как оно выше всех доступных человеческому разуму пониманий — превосходит всякое бытие, любые ощущения и всякий уровень мышления. Главное, что с определенностью можно сказать о едином, отмечает Платон в “Пармениде” — это то, что “если единое не существует, то и иное не существует”.

Первопричиной всякого сущего — явлений и вещей — у Платона выступает также ум . Разумеется, ум трактуется Платоном не только онтологически, но и гносеологически. Рассматривая ум как одну из первопричин, Платон говорил, что именно ум вместе с другими первопричинами составляет суть Вселенной, и поэтому мудрецы считают, что “ум у нас — царь неба и земли...”. Ум не только одна из основных составляющих Вселенной, он также вносит порядок и разумение в нее. “Ум устрояет (устраивает) все”, в том числе явления, достойные “мирового порядка — Солнца, Луны, звезд и всего круговращения небесного свода”. У Платона встречаются высказывания, в которых ум выступает как жизнь, как нечто живое, но, в действительности, ум рассматривается не как какое-либо живое существо или свойство, а скорее как рациональное родовое обобщение всего того, что живет, обладает способностью жить. Выражено это в достаточно обобщенной, можно сказать, метафизической форме.

Третья основная онтологическая субстанция у Платона — душа , которая подразделяется на “мировую душу” и “индивидуальную душу”. Естественно, что в качестве субстанции выступает “мировая душа”. Происхождение души трактуется Платоном неоднозначно. Как и при характеристике сущности двух предыдущих субстанций у Платона встречается немало противоречивых суждений. С учетом сказанного платоновскую “мировую душу” можно представить как нечто созданное из смешения вечной сущности и той сущности, которая зависит от времени. Душа выступает как сущее для того, чтобы объединить мир идеи с телесным миром. Она возникает не сама по себе, а по воле демиурга, под которым подразумевается “вечносущий бог”.

Подытоживая онтологическое учение Платона, следует сказать, что в качестве первопричины всего сущего он рассматривает идеальные субстанции — “единое”, “ум”, “душу”, которые существуют объективно, независимо от сознания человека. Теория познания Платона базируется не на чувственных знаниях, а на познании, любви к идее. Схема этой концепции строится по принципу: от вещественной телесной любви по восходящей линии к любви души, а от нее к чистым идеям. Платон считает, что ни чувства, ни ощущения в силу своей переменчивости никогда и ни при каких условиях не могут быть источником истинного знания. Самое большее, что могут выполнить чувства, — это выступить в качестве внешнего стимулятора, побуждающего к познанию. Результат ощущений чувств — это формирование мнения о предмете или явлении, истинное знание — это познание идей, возможное только с помощью разума. Большое внимание Платон уделяет разработке вопросов диалектики. При этом следует учесть, что его отношение к диалектике менялось по мере эволюции его философских взглядов вообще. Наиболее полно свое учение о диалектике Платон выразил в диалогах “Парменид” и “Софист”. Если в целом резюмировать его взгляды по этой проблеме, то следует отметить, что диалектика у него рассматривается как основная наука, так как с ее помощью определяется сущность всех других наук. Достигается это благодаря тому, что диалектика выступает и как наука, и как метод. В качестве метода диалектика выступает благодаря тому, что помогает четко разделять единое на многое, сводить многое к единому, позволяет представить целое как раздельно-единую множественность. Вот какой путь исследования предлагает Платон философу-диалектику: “Различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый — неужели мы не скажем, что это (предмет) диалектического знания? — Кто, таким образом, в состоянии выполнить это, тот сумеет в достаточной степени различить одну идею, повсюду пронизывающую многое, где каждое отделено от другого; далее он различает, как многие отличные друг от друга идеи охватываются извне одною и, наоборот, одна идея связана в одном месте совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены друг от друга. Все это называется уметь различать по родам, насколько каждое может взаимодействовать (с другим) и насколько нет”.

Социальная философия

Большой интерес представляет социальная Платона. По существу, он был первым из греческих мыслителей, кто дал систематическое изложение учения о государстве и обществе , которые он, судя по всему, в действительности, отождествлял.

Государство Платона

Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство “возникает..., когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...”. Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое , а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия . В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность . Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.

В 427 году до нашей эры, в свободном городе Афины родился мальчик, получивший имя Аристокл. Однако в историю он вошел под своим прозвищем Платон. Считается, что это прозвище он получил либо за непомерно широкий лоб, либо за необъятную грудь. Постепенно в исторических документах прозвище вытеснило имя, а потому Аристокла мы знаем именно как философа Платона. Нет общего мнения и по поводу года его рождения. Некоторые историки утверждают, что Платон родился в год смерти Перикла - 429 до н.э., другие говорят, что на время этого события Платону исполнилось два года. Идут споры и о месте его рождения, но, по сравнению с его деяниями, все это не так уж и важно.

Отец Платона, Аристон, был потомком царя Кодра - мифологического правителя, который пожертвовал жизнью, вняв словам оракула о том, что в войне победит та сторона, которая потеряет своего царя. По легенде, афиняне, пораженные подвигом Кодра, решили, что достойного преемника найти не смогут, и объявили его трон вакантным навсегда. Мать Платона (по одним источникам - Погона, по другим - Периктиона) вела род от самого мудреца Солона. Выходит, что Платон унаследовал лучшее как по отцовской, так и по материнской линии. Большое количество его родственников было занято в афинской политике, и все они пророчили Платону блестящую карьеру именно на политическом поприще. Но юный философ проявил ничем не прикрытое отвращение к такой деятельности «на благо общества». Из своего знатного происхождения он почерпнул лишь одно: самое блестящее воспитание и образование, какое было доступно в Афинах тех времен.

О годах детства и юности Платона известно слишком мало, для того чтобы уверенно говорить об этом. Достоверным выглядит лишь период, начавшийся встречей Платона с Сократом. Хотя нет сомнений, что известный философ и учитель Сократ вряд ли обратил бы внимание на нерадивого ученика. Но не только ум выделял Платона среди сверстников. Он отличался в силовых и гимнастических упражнениях благодаря своей ловкости и мощному физическому сложению. Легенда гласит, что Платон даже принимал участие в публичных национальных играх - Истмийских и Пифийских. Один из учителей Платона, Драконт, отметил его выдающиеся успехи в поэзии и музыке. Платон пробовал себя в разных видах поэзии - он писал и эротическую лирику, и эпиграммы, но ближе всего будущему философу оказались драма и героический эпос. Правда, свидетельства об этом дошли до нас от Диогена Лаэрция и не подтверждены письменными источниками. Тем более что, создав большую эпическую поэму, Платон после сравнения ее с сочинениями Гомера сжег опус без сожаления. На тот момент ему было девятнадцать, и именно в этот год он встретился с Сократом, который вселил в душу юноши честолюбие высокой пробы, несоизмеримое с желанием заниматься поэзией. Немного ранее Платон ознакомился с философией Гераклита, так что семена Сократа пали на подготовленную почву.

В жизни афинского общества это было время разгара Пелопонесской войны. Афины потеряли флот, а неугомонные спартанцы блокировали город с суши. Каждый афинский гражданин считал, что должен внести свою лепту в оборону. Естественно, что не избежал этого и Платон. Он принимал участие в битвах при Делии, Танагре и Коринфе, в которых проявил находчивость и стойкость духа. Тем не менее, его биографы утверждают, что в перерывах между битвами Платон находил время для занятий философскими проблемами. До самой кончины Сократа Платон считался одним из лучших и любимейших его учеников. Известно, что он подготовил речь в защиту своего учителя, но произнести ее на судилище не смог - ярость и дикие крики толпы согнали его с трибуны. Свою привязанность и беспредельное уважение к Сократу Платон высказал в «Федоне» и «Апологии», нарисовав яркий портрет любимого учителя.

После того как Сократ добровольно выпил яд цикуты и принял смерть, Платон покинул Афины, назвав город скопищем преступников и невежд. Однако вполне возможно, что уехал он, опасаясь продолжения гонений на школу Сократа.

Сначала Платон обосновался на острове Мегары, где уже поселились некоторые ученики Сократа, а потом перебрался в Кирены. Во многом выбор был связан с тем, что в Киренах жил знаменитый геометр и математик того времени Феодор. Платон брал у него уроки и придавал этим знаниям столь большое значение, что впоследствии на воротах собственной школы велел выбить надпись, сообщавшую, что доступ сюда открыт лишь для «знающих геометрию». Хотя по некоторым данным такая же надпись существовала и раньше, на входных воротах знаменитой школы Пифагора.

После обучения в Киренах Платон отправился в Египет. Сюда съезжались путешественники со всего мира, чтобы своими глазами увидеть чудеса этой древней страны. Жрецы Египта владели огромными знаниями как в астрономии и математике, так и в других областях наук, но делиться с чужеземцами не спешили, хотя приобщиться к египетской мудрости было одним из важнейших желания философов и ученых. В Египте побывали и Пифагор, и Солон, и Геродот, и Демокрит, так что Платон шел проторенной тропой. Прожил он в Египте чуть больше трех лет. Вряд ли за это время жрецы могли допустить его к своим сакральным знаниям, да к тому же Платон и не стремился снискать их доверие из-за своей склонности к скептицизму. Так что мистицизмом он не проникся, и в поздних его сочинениях философские учения Египта практически не оставили следа. Можно смело утверждать, что пребывание Платона в Египте обогатило философа лишь знаниями в области астрономии. Правда, в сочинении «Республика» Платон говорит об удачном экономическом устройстве Египта и сословном разделении, но определяет принадлежность людей к кастам не от рождения, но сообразуясь с их наклонностями и способностями.

Период жизни Платона после Египта и до возвращения в Грецию расплывчат, а сведения о нем состоят, в основном, из легенд. Одни считали, что он отправился в Персию и в Индию, другие весьма правдоподобно заявляют, что он тайно являлся в Грецию и лишь позже открыто посетил Афины. Как бы там ни было, а в родные Афины Платон прибыл, насколько известно, уже сорокалетним, умудренным опытом и знаниями мужем. У Платона в Греции практически не было друзей, да и враги уже подзабыли его, и в 386 году до н.э. он открывает свою школу.

Школа Платона, названная Академией, расположилась недалеко от Афин и за короткое время стала не только одной из самых значимых и влиятельных философских школ Греции, но и священной Меккой для ученых и образованных людей. Несколько сот лет сюда приезжали не только римляне и греки, но и варвары - для получения знаний от преемников Платона. Философ не был женат и, соответственно, наследников у него не было, а потому Академия являлась как бы собственностью самой школы, и в разное время возглавляли ее ученики философа, всегда подчеркивая примат Платона.

В отличие от Сократа, излагавшего мысли своего учения в устной форме, Платон написал множество сочинений, используя форму диалога, как наиболее доходчивую и понятную. Считается, что именно эти сочинения - «Диалоги» - поставили Платона в ряд самых лучших писателей мировой литературы. А вот метод преподавания в своей академии Платон скопировал у Сократа. Крайне редко он читал ученикам и жаждущим знаний более-менее связную логически лекцию и куда чаще применял методику вопросов и ответов, в результате вместе со своими учениками разрабатывая положения и делая выводы. Такой подход позволял постоянно удерживать внимание учеников и вынуждал не просто слушать лектора, но и участвовать в работе, отслеживая нить рассуждений учителя. Подобный способ обучения был назван диалектическим и, хотя является изобретением Сократа, приписан Платону.

По расхожей легенде, уже вернувшись в Грецию, Платон побывал в Сиракузах при дворе тирана Дионисия Страдгая. Положение учителя наследника, занятое им при дворе, подвигло Платона на достаточно несвоевременные замечания по поводу устройства и внутренней политики государя Сиракуз. Дионисий, нрав которого вполне можно сравнить с нравом Ивана Грозного, подобных вещей не терпел, и когда споры надоели ему окончательно, даже собрался казнить навязчивого философа. Спасло Платона лишь заступничество его поклонника Диона, родственника тирана. Дионисий поручил послу Спарты Поллиду, отправлявшемуся на родину, вывезти на своем корабле Платона «хотя бы куда-нибудь». Можно считать, что Платону в этой истории крупно повезло, так как Поллид попросту продал философа в рабство во время стоянки на острове Эгана. Платона выкупил за весьма существенную сумму некий Анникерид и отпустил его на волю.

Говорят также, что через двадцать лет после этой истории уже стареющему Платону пришлось вновь посетить Сиракузы. Дионисий к тому времени умер, и престол занимал его сын. Малодеятельный, неспособный к управлению из-за лени, Дионисий Младший не интересовался даже тем, что царство, созданное его отцом, начало распадаться. Платон отправился в Сиракузы с целью осуществить проект своего совершенного политического государства, думая, что найдет понимание в лице нового царя и бывшего ученика. Однако философ очень быстро обнаружил, что молодой царь не очень-то склонен следовать его советам. Платон осознал, что пытается добиться невозможного, а позже получил и явный отпор своим идеям. Начались насмешки и угрозы, и философ счел благоразумным убраться из Сиракуз.

Через шесть лет Платон вновь отправился в Сиракузы, на этот раз в надежде примирить Дионисия младшего с Дионом, однако его снова постигла неудача. К тому времени молодой правитель успел превратиться в куда большего деспота, чем его отец, и не терпел вмешательств как в дела управления, так и в свои личные. Дерзость Платона его попросту взбесила, и философ опять едва не поплатился головой за свои благие намерения. Но и на этот раз он был спасен - вмешался пифагореец-философ Архит. Платон срочно покинул Сиракузы.

Избежавший расправы философ вернулся в Афины в 360 году до нашей эры и полностью погрузился в дела Академии, беседы с учениками и углубление своих философских теорий. В результате появились на свет сочинения Платона «Законы» и труд по собственной его космологической мифологии «Тимей». Еще четырнадцать лет Платон фактически не покидал Академии, занимаясь своими сочинениями и своей школой. Он дожил до восьмидесяти лет и умер в 347 году до нашей эры, в окружении учеников.

Великий философ похоронен недалеко от Академии, в Керамике, и его гробницу демонстрировали еще долгое время спустя. Ныне место захоронения Платона утеряно.

Платон и его годы жизни, а также его труды представляют для многих неподдельный интерес. Надеюсь его краткая биография будет интересна и для моих читателей. Древнегреческий философ Платон родился в 427 г. до н.р. на острове Эгина. Он принадлежал к людям, отрицающим материализм и стремящимся к поиску – справедливости, истины и более совершенной жизни. Платон является родоначальником идеализма. Происходил он из знатной семьи, корни которой вели к последнему аттическому царю Кодру, а по другой версии к морскому богу Посейдону. Хоть он и родился на острове Эгина, но прожил там не долго. Вскоре вся семья вернулась в Афины, именно там прошли детство, юность и большая часть жизни знаменитого философа. Мать Платона, Периктиона при рождении дала сыну имя Аристокл, Платон же (греч. широта, ширина) – это прозвище, данное философу за широкие плечи и крепкое телосложение, по другой версии за широкий лоб.

Начальное образование он получил в обычной афинской школе, в которой, как пишет в биографической работе «Жизнь Платона» неоплатоник Олимпиодор: «Таковы были три предмета обучения детей в Афинах: словесность, музыка и палестра; и не без цели, а затем, чтобы знание словесности развивало их разум, музыка смягчала их душу, а занятия в палестре и гимнасии укрепляли их тело против праздной похоти». В молодые годы Платон очень любил сочинять стихи, писать дифирамбы и трагедии, увлекался живописью. Но встреча на афинских улочках с Сократом, когда он стал свидетелем одной из «уличных бесед» мудрого эллина навсегда изменила его жизнь. Он сжег все свои произведения и стал ревностным последователем знаменитого философа. Вместе с ним он ходил по улице и постигал секреты «майовтики» — науки отыскания истины.

Сократ очень любил своего ученика и называл его лебедем. Сохранилось предание, что накануне их первой встречи философу приснился лебедь, который посидев у него на груди, с прекрасным пением взлетел ввысь. Он был уверен, что именно Платон продолжит его дело. И он продолжил – беседы с Сократом стали моделью и темой его философских работ. Все его творчество пронизано сократовским пониманием смысла и роли философии в человеческой жизни, сократовским стилем поиска истины. Смерть любимого учителя лишила Платона нравственной поддержки. Сократу по приговору суда присудили выпить чашку яда из цикуты, обвиняя его в создании новых богов и растлении молодежи.

После смерти учителя в 399 г. до н.э. Платон покинул Афины и путешествовал в течение 12 лет, посетив за это время Италию, Сицилию, Египет, африканскую Кирену. В Египте Платон беседовал со жрецами Гелиополя, в Кирене с известным математиком Феодором. В Италии он встретился с пифагорейцами и основательно ознакомился с их учением, а также с их взглядами в области математики, философии, политики, механики и других наук. На Сицилии он наслаждался красотой природы, был принят при дворе сиракузского тирана Дионисия Старшего. Здесь он подружился с молодым аристократом Дионом, которому очень пришлась по душе критика Платона пороков. Однако самому тирану она не понравилась, и их взаимоотношения обострились. Диоген Лаэртский в своей книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» пишет: «Платон оскорбил его своими рассуждениями о тиранической власти, сказав, что не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тиран не отличается добродетелью. «Ты болтаешь, как старик», — в гневе сказал ему Дионисий; «А ты как тиран», — ответил Платон.

За это Платон чуть не поплатился жизнью, но благодаря уговорам Диона и Аристомена был отдан спартанцу Поллиду, чтобы тот продал его в рабство за пределами Сиракуз. Поллид привез Платона на остров Эгину, где выставил его на продажу. Но поскольку Платон был афинянином, то над ним нависла смертельная угроза. Шла коринфская война, а Афины и Эгина принадлежали к враждебным лагерям и по закону того времени, любой афинянин вступивший на остров подлежал казни без суда, но эгинцы разрешили продать Платона в рабство как военнопленного. Выкупил его Анникерид Киренский, знавший его с детства и отправил философа в Афины.

Платон вернулся в Афины в 40 летнем возрасте. На окраине города он купил рощу, носившую имя героя Академа, в которой основал свою школу – Академию. Эта школа просуществовала почти тысячу лет. В Академии царили строгие нравы и поощрялись сдержанность в проявлении чувств. В ней учились юноши со всех концов Эллады. Принимались и девушки. Многие из выпускников Академии стали известными учеными, философами, политиками.

Занятия Платона в Академии дважды прерывались. Первый раз, когда его давний друг Дион написал, что вот, наконец, наступило время для реализации на Сицилии платоновских идей о справедливом государственном устройстве и ему срочно нужно прибыть в Сиракузы. Куда Платон, после долгих колебаний все же решил отправиться, не смотря на свои 62 года. Но его мечтам не суждено было сбыться. Дионисий младший, пришедший на смену сираккузского тирана, воплотить идеи Платона так и не решился. Дион же был обвинен в заговоре и с позором изгнан. Платон был подвергнут домашнему надзору, но затем все же отпущен на Родину.

Второй раз он побывал в Сиракузах с целью добиться примирения между Дионисием младшим и Дионом. Но ему это не удалось. Чтобы вновь вырваться из Сиракуз, Платону пришлось прибегнуть к помощи Архита Тарентского. После этого устав от политических интриг и насилия, он навсегда отказался от государственных дел и посвятил себя полностью философским и научным исследованиям в Академии. В старости тело его подверглось болезням, но ум его всегда был ясен. До сих пор для многих он является путеводной звездой, и свет его продолжает нам светить через века.

Умер Платон в 347 году до н.э., в возрасте 80 лет. Похоронен он был на территории Академии. Сохранилось сообщение о двух надписях на его могиле:

Знанием меры и праведным нравом

отличный меж смертных,

Оный божественный муж здесь погребен

Аристокл.

Если кому из людей достижима великая

мудрость,

Этому – более всех: зависть – нечто

перед ним.

В лоне глубоком земля сокрыла останки

Дух же бессмертный его в сонме блаженных

Сын Аристона, ты знал прозренье божественной

И меж достойнейших чтим в ближней и дальней

Древнегреческий философ Платон был учеником Сократа и учителем Аристотеля. Платон - первый философ, чьи сочинения дошли до наших времен не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

Биография Платона

Платон родился в 428-427 годах до нашей эры в греческом городе Афины. Точная дата рождения философа неизвестна. Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона , восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы , матери Платона, был афинский реформатор Солон.

Учителя

Первым учителем Платона был Кратил . Около 408 года до н. э. Платон познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.

Путешествия Платона

Платон был в числе афинян, которые предлагали денежное поручительство за осужденного на смерть Сократа. После казни учителя он покинул родной город и отправился в путешествие без определенной цели: перебрался сначала в Мегару, потом побывал в Кирене и даже в Египте.

Почерпнув все, что мог у египетских жрецов, он отправился в Италию, где сблизился с философами пифагорейской школы . Факты из жизни философа Платона, связанные с путешествиями, на этом заканчиваются: он много странствовал по миру, но сердцем оставался афинянином.

Учения Платона

Учение Платона развилось на фундаменте философии Сократа с одной стороны и последователей Пифагора с другой. У своего учителя отец идеализма позаимствовал диалектический взгляд на мир и внимательное отношение к проблемам этики.

Но, как свидетельствует биография Платона, а именно годы, проведенные на Сицилии, среди пифагорейцев, он явно симпатизировал философской доктрине Пифагора. Хотя бы то, что философы в платоновской Академии жили и работали вместе , уже напоминает пифагорейскую школу.

Название «Академия» происходит от того, что участок земли, который Платон купил специально для своей школы, находился вблизи гимнасия, посвященного герою Академу. На территории Академии ученики не только вели философские беседы и слушали Платона, им разрешалось там жить постоянно или краткое время.

Идеализм

Платон считается основоположником идеализма , сам этот термин происходит от центрального понятия в его учении – эйдоса. Суть в том, что философ Платон представлял мир разделенным на две сферы: мир идей (эйдосов) и мир форм (материальных вещей).

Эйдосы – это прообразы, источник материального мира. Материя сама по себе бесформенна и бесплотна, мир обретает осмысленные очертания только благодаря наличию идей. Главенствующее место в мире эйдосов занимает идея Блага, а от нее проистекают все прочие. Это Благо представляет собой Начало начал, Абсолютную Красоту, Творца Вселенной.

Эйдос каждой вещи – это ее сущность, самое главное, сокровенное у человека – это душа . Идеи абсолютны и неизменны, их бытие протекает вне пространственно-временных границ, а предметы – непостоянны, повторяемы и искажаемы, их существование конечно.

Человеческая душа

Что касается человеческой души, то философское учение Платона аллегорически трактует ее как колесницу с двумя лошадьми , управляемыми возницей. Он олицетворяет собой разумное начало, в упряжке у него белая лошадь символизирует благородство и высокоморальные качества, а черная – инстинкты, низменные желания.

В загробном мире душа (возница) наравне с богами причастна к вечным истинам и познает мир эйдосов. После нового рождения понятие вечных истин остается в душе в качестве воспоминания.

Космос – весь существующий мир, есть совершенно воспроизведенный первообраз. Учение Платона о космических пропорциях также проистекает из теории эйдосов.

Смерть Платона

По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до н. э . Его похоронили в Академии. Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона - Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής; буквально, «наилучшая слава»). Под этим именем он и погребён.

Платон - прозвище (от греческого слова «plato» - широта), означающее «широкий, широкоплечий» , которое дал ему Сократ за его высокий рост, широкие плечи и успехи в борьбе. Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда о его имени «Аристокл» возникла в период эллинизма.