Русская изба с названиями элементов. Старинная русская изба

Родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умирали...

Название исконно русского деревянного дома происходит из древнерусского "истьба" , что означает "дом, баня" или "истобка" из "Повести временных лет...". Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское "jьstъba" и считается заимствованным из германского "stubа" . В древненемецком "stubа" означала "теплое помещение, баня".

Еще в "Повести временных лет..." летописец Нестор пишет о том, что славяне жили родами, каждый род на своем месте. Уклад жизни был патриархальный. Род представлял собой проживание нескольких семей под одной крышей, связанных кровными узами и властью единого родоначальника - главы семейства. Как правило, род представлял собой старших родителей - отца и мать и их многочисленных сыновей с женами и внуками, которые жили в одной избе с единым очагом, все вместе работали и повиновались старший брат младшему, сын отцу, а отец деду. Если род был слишком большим, не хватало места на всех, то изба с теплым очагом прирастала дополнительными пристройками - клетями. Клеть - неотапливаемое помещение, холодная изба без печи, пристройка из сруба к основному, теплому жилищу. В клетях жили молодые семьи, но очаг оставался единым для всех, на нем готовилась общая на весь род пища - обед или ужин. Огонь, который разжигался в очаге был символом рода, как источник семейного тепла, как место, у которого собиралась вся семья, весь род для решения самых важных жизненных вопросов.

В древности избы были "черными" или "курными". Такие избы топились печами без дымохода. Дым при топке выходил не через дымоход, а через окно, дверь или дымницу в кровле.

Первые белокурные избы, согласно археологическим данным, появились на Руси в XII веке. Сначала в таких избах с печью и дымоходам жили богатые, состоятельные крестьяне, постепенно традицию строительства избы с печью и дымоходом стали перенимать все крестьянские сословия и уже в XIX веке редко можно было встретить черную избу, разве что только бани. по-черному на Руси строили вплоть до ХХ века, достаточно вспомнить известную песню В.Высоцкого "Банька по-черному":


"...Топи!
Ох, сегодня я отмоюсь добела!
Кропи,
В бане стены закопченые кропи.
Топи,
Слышишь? Баньку мне по-черному топи! "....

По количеству стен в избе, деревянные дома подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки.

Изба-четырехстенка - простейшее строение из бревен, дома из четырех стен. Такие избы строились иногда с сенями, иногда без них. Крыши в таких домах были двухскатные. В северных территориях к избам-четырехстенкам пристраивали сени или клети, чтобы морозный воздух зимой не попадал сразу в теплое помещение и не охлаждал его.

Изба-пятистенка - сруб дома с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь - сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Горница служила и кухней, и столовой для всей семьи.


Изба-крестовик - это бревенчатый сруб с внутренними поперечными пятой и продольной шестой стенами. Крыша в таком доме чаще всего была четырехскатная (если по-современному - вальмовая), без фронтонов. Разумеется, избы-крестовики строили большего размера, чем обычные пятистенки, для больших семей, с отдельными помещениями, разделенных капитальными стенами.


Изба-шестистенка - это то же, что и изба-пятистенка, только с двумя поперечными, параллельными друг другу пятой и шестой капитальной стеной из бревна.

Чаще всего избы на Руси строились с двором - дополнительными хозяйственными деревянными помещениями. Дворы в доме делились на открытые и закрытые и располагались в стороне от дома или вокруг него. В средней полосе России чаще всего строили дворы открытые - без общей крыши. Все хозяйственные постройки: сараи, хлевы, конюшни, амбары, дровенники и т.д. стояли поодаль от избы.

На севере же строили дворы закрытые, под общей крышей, и выстеленными из дерева панелями на земле, по которым можно было перемещаться из одной хозяйственной постройки в другую, не боясь попасть под дождь или снег, территорию которой не обдувало сквозным ветром. Крытые единой крышей дворы примыкали к основной жилой избе, что позволяло в суровые зимы или дождливые осенне-весенние дни, попасть из теплой избы в дровенник, хлев или конюшню, не рискуя быть подмоченным дождем, обсыпанным снегом или быть обветренным уличными сквозняками.

При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома - это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового деревянного дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.

Основное требование к строительному материалу было одинаковым - сруб рубился из : из сосны, ели или лиственницы. Будущий дом из сруба ставился , в первый год сруб отстаивался, а на следующий сезон отделывался и в новый деревянный дом с печкой заселялась семья. Ствол хвойных деревьев был высоким, стройным, хорошо поддавался обработке топором и в то же время был прочным, стены из сосны, ели или лиственницы хорошо сохраняли тепло в доме зимой и не нагревались летом, в жару, сохраняя приятную прохладу. Одновременно выбор дерева в лесу регламентировался несколькими правилами. Например, нельзя было вырубать больные, старые и высохшие деревья, которые считались мертвыми и могли, по поверьям, принести в дом болезни. Нельзя было вырубать деревья, росшие на дороге и у дорог. Такие деревья считались "буйными" и в срубе такие бревна, по поверью, могут выпадать из стен и придавливать хозяев дома.

Подробно о строительстве деревянных домов на Руси можно почитать в книге , написанной в начале 20 века известным русским архитектором, историком и исследователем русского деревянного зодчества М.В.Красовским. В его книге собран грандиозный материал по истории деревянного зодчества на Руси с самых древних времен и до начала 20 века. Автор книги изучил развитие древнейших традиций в строительстве деревянных строений от жилых построек до церковных храмов, изучил приемы строительства языческих деревянных храмов и капищ. Обо всем этом М.В.Красовский написал в своей книге, оформив ее рисунками с пояснениями.

Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы. В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы. На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.

Внутреннее убранство русской избы

Примерно с XVI до конца XIX века планировка русской избы оставалась практически неизменной: у задней стены жилья располагалась русская печь, обычно в левом или правом углу, повернутая челом в сторону окон. Спальное место для членов семьи обустраивалось на печи, а под потолком от печи устраивали полати (настил для хранения вещей или нары для сна). По диагонали от печи располагался передний, «красный» угол, где обычно ставили стол. Место напротив печи называлось упечью и предназначалось для приготовления еды, отделялось, как правило, при помощи дощатой доски или занавеси. Вдоль стен ставили длинные лавки, а над ними на стене обустраивали полки.

Читайте также

Планировка деревянного дома

У каждого угла было своё предназначение. Красный угол в русской избе, где находился обеденный стол и иконостас, считался самым почётным местом в доме. Самые важные праздники и торжества отмечались именно в красном углу. В качестве женской половины избы выступало пространство от устья печи до передней стены (называлось оно «середа», «упечь», «путь», «чулан»). Здесь занимались приготовлением пищи и хранили необходимую для этого утварь. В северных регионах русскую печь часто располагали на значительном расстоянии от задней и боковой стен, закрывая образованное пространство дверцей и используя для хранения прочей домашней утвари.

С одной из боковых сторон печи пристраивали ящик из досок, откуда по лестнице можно было попасть в подполье. От боковой стены до входной двери располагалась широкая лавка, которая с боков была забрана досками. Очень часто её широкая боковая доска была вырезана в форме конской головы, благодаря чему такая лавка получила название коник. Коник предназначался для хозяина дома, поэтому считался мужской лавкой. Резьба украшала не только коник, но и многие другие элементы интерьера.


Стандартная планировка жилой части русской избы

Задняя часть избы, которая находилась под полатями, служила прихожей. В холодное время года в этой части помещения содержался домашний скот (поросята, овцы, телята), незнакомые люди обычно за полати никогда не заходили. Между полатями и обеденным столом, как правило, ставили ткацкий станок, что позволяло женщинам заниматься различными видами рукоделия. Во многих русских избах вплоть до XIX века кровати, как таковые, отсутствовали, и их роль выполняли лавки, полати, печи и другие подходящие для этого элементы меблировки.

Полная планировка русской избы

Русская народная изба в современном строительстве

Во время строительства русских домов часто используются приёмы, которые были распространены на древней Руси: рубки углов, способы крепления перерубов для пола и потолочных балок, методы обработки и возведения срубов, последовательность сборки и рубки бруса и т.д. При рубке часто используют круглые бревна или бревна, распиленные вдоль. Помимо этого, в западных регионах страны часто применяются брёвна, которые обтёсаны с четырёх сторон (пластины, брусья). Такой способ был известен ещё кубанскому и донскому казачеству.

Соединение брёвен в срубе осуществляется при помощи глубоких выемок, расположенных на углах. Испокон веков самым распространённым способом у русских было врубание одного бревна в другое, при этом с концов брёвен оставалось небольшое расстояние (в чашу, в угол, в обло).

Читайте также

Обозначения на плане эвакуации

Конструкция рубленой избы

На сегодняшний день не менее популярным способом является рубка угла на концах брёвен «в лапу», то есть без остатка. Использование такого приёма позволяет увеличить размеры жилья (при тех же самых затратах материала). Чтобы брёвна прилегали друг к другу плотнее, в верхнем бревне необходимо прорубить продольный паз, который в дальнейшем конопатят просушенным мхом или паклей. Реже применяют столбовой метод сооружения стен, подразумевающий выкладывание стен из горизонтально уложенных досок или брёвен. В этом случае, крепление их концов происходит в пазах вертикальных столбов. Больше всего такая технология распространена в южных районах страны.

Схема соединения брёвен в избе без остатка

Значительные изменения претерпели конструкции и материал покрытия. На сегодняшний день при обустройстве русских изб часто используют двускатные или четырёхскатные типы крыш, стропильные конструкции, кроме этого, распространены карнизы, защищающие стены дома от воздействия осадков. Всё больше находят применение современные кровельные материалы (шифер, черепица, железо), хотя, в зависимости от той или иной местности, люди не забывают об использовании традиционных кровельных материалов (например, камыш в южных регионах).

Все фотографии защищены авторским правом. Любое воспроизведение фотографий без письменного разрешения автора запрещено. Приобрести лицензию на воспроизведение фото, заказать полноразмерное фото, фотографию в RAW формате можно у Андрея Дачника или приобрести на Shutterstock .
2014-2016 Андрей Дачник

Изба в виде клетского деревянного сруба различной конфигурации является традиционным русским жилищем для сельской местности. Традиции избы восходят к землянкам и домам с земляными стенами из которых постепенно стали подниматься чисто деревянные срубы без наружного утепления.

Русская деревенская изба обычно представляла собой не только дом для жилья людей, но целый комплекс построек, включавший в себя все необходимое для автономной жизни большой русской семьи: это и жилые помещения, и помещения для хранения, помещения для скота и птицы, помещения для запасов корма (сеновалы), помещения-мастерские, которые были интегрированы в один огороженный и хорошо защищенный от непогоды и чужаков крестьянский двор. Иногда часть помещений была интегрирована под единой кровлей с домом или входила в состав крытого двора. Только бани, почитавшиеся местом обитания нечистой силы (и источников пожаров) строили отдельно от крестьянской усадьбы.

Долгое время в России строили избы исключительно только при помощи топора. Такие приспособления как пилы и сверла появлялись только в XIX веке, что в некоторой степени снизило долговечность русских деревянных изб, так как пилы и сверла, во отличие от топора, оставляли "открытой" для проникновения влаги и микроорганизмов структуру дерева. Топор же "запечатывал" дерево, сминая его структуру. Металл практически не использовался при строительстве изб, так как был достаточно дорогим из-за его кустарной добычи (болотный металл) и производства.

С пятнадцатого века центральным элементом интерьера избы стала русская печь, которая могла занимать до одной четверти площади жилой части избы. Генетически русская печь восходит к византийской хлебной печи , которую заключили в короб и засыпали песком, чтобы дольше сохранять тепло.

Выверенная веками русской жизни конструкция избы не претерпевала сильных изменений со времен средневековья до XX века. И по сей день сохраняются деревянные постройки, которым насчитывается по 100-200-300 лет. Основной урон деревянному домостроению России нанесла не природа, а человеческий фактор: пожары, войны, революции, регулярные пределы собственности и "современная" реконструкция и ремонт русских изб . Поэтому с каждым днем все меньше и меньше становится вокруг уникальных деревянных построек, украшающих собой Русскую Землю, имеющих свою собственную душу и неповторимое своеобразие.

Истории четырёх жителей Екатеринбурга, которые в разном возрасте вычеркнули из своей жизни алкоголь, о том, почему они это сделали, как это восприняли окружающие и что изменилось в их жизни после полного отказа от алкоголя...

«Спиртное забирает несколько вещей, которых всегда мало: деньги, энергию, время и здоровье»

Сегодня алкоголь – традиционная составляющая жизни, которая сопровождает и радость, и печаль. Для кого-то обыденными считаются бокал вина за ужином и пара коктейлей в пятницу вечером – кажется, что от небольшого количества спиртного не будет ничего, кроме приятного расслабления. Но в августе 2018 года эксперты ООН пришли к выводу, что даже самые малые порции алкоголя наносят серьезный ущерб здоровью и заметно повышают вероятность преждевременной смерти от болезней сердца, рака и несчастных случаев. В общей сложности, спиртное уносит жизни трех миллионов жителей планеты и 82 тысяч россиян каждый год. В феврале в Минздраве назвали, сколько смертей трудоспособных мужчин связаны с алкоголем – около 70 %.

The Village пообщался с четырьмя жителями Екатеринбурга, которые в разном возрасте вычеркнули из своей жизни алкоголь – о том, почему они это сделали, как их решение восприняли окружающие и что изменилось после.

Дмитрий Колезев

журналист, шеф-редактор, 34 года

НЕ ПЬЕТ 2 ГОДА

Когда я был ребенком, то постоянно видел, как взрослые вокруг выпивали. Наверное, именно тогда алкоголь стал ассоциироваться у меня со взрослой жизнью и «крутостью». Я мечтал, что вырасту и буду с безразличным лицом глотать спиртное, даже не поморщившись. Лет в семь взрослые дали мне попробовать пиво.

Впервые я напился в седьмом классе - вместе с друзьями мы выпили отвратительной паленой водки «Дамский каприз» из ларька. Все блевали. Когда мы стали постарше, то стали пить пиво. После школы мы часто садились выпить в каком-нибудь кафе или дворике - для большинства наших сверстников это было нормой: скорее, странным нам казалось, если человек так не делал. Когда мы пили пиво вместо уроков, то чувствовали, что делаем что-то запретное - тайна объединяла нас еще больше.

В студенческие годы я нередко напивался на тусовках вместе со всеми, но постепенно интерес к спиртному стал пропадать. На время студенчества пришелся пик алкоголя в моей жизни - мы часто тусовались в общежитии, пили пиво на улице или коктейли в барах. Коктейли - это вообще один из самых коварных видов спиртных напитков, в них много сладкой газировки и сиропов, которые заглушают вкус алкоголя. Организм устроен так, что, когда ты пьешь чистый спирт, он говорит тебе: «Чувак, это не для тебя, ты это пить не должен», поэтому когда ты впервые пробуешь алкоголь, тебя тошнит. Но когда алкоголь смешивается с чем-то сладким, вкус спирта маскируется, и организм вовремя на него не реагирует.

Общество не особо порицает человека, который напился, уснул под деревом и не пришел домой - это вызывает лишь добрые усмешки. Человек, который тоже самое сделает под героином, вызовет совершенно другие эмоции - нам это будет казаться человеческой трагедией. Но так ли велика разница?

Два года назад я решил попробовать пожить без алкоголя вообще, но не ставил перед собой никаких обязательств: знал, что если что-то себе запрещать, то это не будет работать. У меня и раньше были моменты, когда я просыпался с похмелья и думал: все, больше никогда не буду пить. Естественно, через какое-то время я снова где-то выпивал, но почти всегда чувствовал по этому поводу внутренний конфликт. В конце концов я для себя понял, что на самом деле мне просто не нравится пить алкоголь и решил прекратить это делать.

Первые полгода после отказа мне приходилась регулярно объяснять людям, почему я не пью. Люди думали, что если они будут лучше меня уговаривать, то я сломаюсь и соглашусь. Но если у тебя правда нет желания пить, то никакие уговоры не помогут. Я много раз попадал в ситуации, где, казалось бы, по всем канонам я не мог не выпить - к примеру, на грузинском застолье. Но я просто отвечал людям, что не пью - и когда люди видят, что ты не кокетничаешь, а говоришь правду, они пожимают плечами и говорят: «Ну, ладно». Даже грузины.

Алкоголь забирает несколько вещей, которых всегда не хватает: деньги, энергию, время и здоровье. После отказа от него я чувствую себя лучше - мне сейчас 34 года, но я чувствую себя лучше, чем в 25, когда выпивал регулярно. Не знаю точно, сколько я стал экономить - возможно, до нескольких десятков тысяч рублей в месяц.

В свое время на меня сильно подействовала книга Аллена Карра «Легкий способ бросить пить». Я прочитал ее еще во время учебы в университете - книга попалась мне в период новогодних тусовок, после одной из которых я заходил в супермаркет за минералкой. Этот небольшой текст изменил мое отношение алкоголю - с тех пор, когда я выпивал, я никогда больше не чувствовал, что делаю что-то правильное. Сформировалось убеждение, что даже небольшое количество алкоголя - это ненормально.

Я осознал, что алкоголь - вещь, во многом навязанная нам обществом, культурой и привычками. В книге развенчивается миф о том, что алкоголь - это нормально. Карр говорит, что, употребляя алкоголь, мы обманываемся. Люди воспринимают алкоголь как нечто обыденное, разрешенное и одобряемое. Большую роль в этом сыграла наша массовая культура: во всех фильмах, книгах и даже в некоторых мультфильмах герои проводят свободное время в барах. Люди привыкли: если грустно - заливаешь горе, если весело - пьешь с друзьями.

Карр подробно расписывает, как алкоголь действует на психику человека и подавляет ее, как вызывает привыкание. Когда вы пьете, алкоголь вызывает жажду - вам хочется еще больше пива или вина. В какой-то момент вы можете полностью потерять над собой контроль.

В сети можно найти огромное количество табличек о вреде алкоголя и других наркотиков, основанных на исследованиях ВОЗ. Алкоголь возглавляет списки самых вредных веществ - даже героин занимает второе место, а марихуана находится на восьмом. При этом марихуана запрещена и незаконна, а алкоголь разрешен.

Мне кажется, что алкоголь - вещь более опасная и коварная, чем марихуана. Сколько преступлений совершается под действием алкогольного опьянения, сколько семей разрушается из-за спиртных напитков? Я не знаю человека, который схватился бы за топор под действием марихуаны, а в контексте алкоголя это обычная история.

Общество не особо порицает человека, который напился, уснул под деревом и не пришел домой - это вызывает лишь добрые усмешки. Он - веселый алкоголик. Человек, который тоже самое сделает под героином, вызовет совершенно другие эмоции - нам это будет казаться человеческой трагедией. Но так ли велика разница?

Есть разные теории о том, почему алкоголь стал столь важной частью жизни человечества. Скорее всего, так просто сложилось исторически - государства получали большие доходы от алкоголя и были заинтересованы в его распространении. Что касается самих людей - вероятно, им просто нужны какие-либо способы саморазрушения, высвобождения энергии и выброса агрессии. Часть людей для этого пьет.

Я не думаю, что общество в целом способно полностью отказаться от легких способов разрушать внутренние барьеры: несколько раз в год людям нужен праздник оргиастического содержания, где они могут не чувствовать себя скованными правилами, сломать барьеры, снять привычные маски. Люди нуждаются в ритуалах, которые помогут почувствовать себя более отдохнувшим и на время освободиться от психологической нагрузки. Проблема в том, что для большинства алкоголь из праздничного явления превратился в рутину.

Василий Семенов

преподаватель, 38 лет

НЕ ПЬЕТ 21 ГОД

Впервые я попробовал алкоголь, еще будучи ребенком - мне было лет восемь. Тогда я нашел дома спирт, набрал его в рот и стал булькать. Ощущения почему-то оказались приятными: во рту было тепло и немного жгло. Сейчас это кажется удивительным - практически любой взрослый, ощутив во рту «букет» чистого спирта, почти наверняка скажет, что это гадость.

В 14 лет мы с друзьями поехали поехали на скальные выходы возле станции «Перегон» отмечать день рождения одного из нас. Купили в вокзальном киоске портвейн и дешевый травяной винный напиток - выпили не меньше, чем по 0,7 литров на человека. Я тогда не сильно напился, но мой друг детства даже не мог стоять на ногах - нам пришлось тащить его на себе. Позже мне как самому ответственному в компании влетело от его мамы за то, что тот пришел домой с руками, больше похожими на лапы замороженной курицы. Он учился в музыкальной школе и на месяц утратил способность играть на фортепиано.

Когда мы пили с друзьями, было весело - мы делали это, чтобы поржать. На школьных дискотеках без водки делать было нечего. Алкоголь воздействуют на процессы возбуждения и торможения - люди раскрепощаются, становятся смелее в выражениях. У нас, подростков, он был способом социализации - выпившими взаимодействовать с людьми было проще.

Сейчас я вижу, как друзья получают удовольствие от хороших вин, и думаю, что я что-то упускаю в этой жизни - Омар Хайям тоже был не дурак

Сначала мы выпивали не часто, обычно по праздникам. Иногда после школы пили пиво. В свой шестнадцатый день рождения я перед школой закупился водкой в ларьке на пересечении улиц Куйбышева и Восточной - пришел на урок с булькающим и позвякивающим рюкзаком. Готовиться к светлому будущему мы начали еще на переменах, в туалете третьего этажа. Ребята сидели с красными лицами и улыбались, а я весь урок истории не мог свести глаза в одну точку, поэтому один глаз приходилось зажмуривать или закрывать рукой. Учительница наверняка это заметила, но отношения с ней у меня были хорошие, поэтому та не стала акцентировать на этом внимание.

Когда мне исполнилось 17, я решил отказаться от алкоголя. Помню даже точную дату, когда я пил в последний раз - 30 сентября 1997 года я был в гостях у моего друга, где мы выпили по стаканчику Johnnie Walker Black Label. К тому времени мы с другим моим товарищем стали пить действительно много - в летнее время могли купить ящик «Бархатного» пива и не спеша распить его вдвоем в дендрарии. Я начал осознавать, что я веселый человек и без алкоголя - меня и так штырит. Спиртное же меня наоборот затормаживало. Помню это ощущение: ты поднимаешь руку, а она выполняет команду с запаздыванием, и ты отчетливо видишь, как твое тело тормозит.

Первое время моя друзья тяжело воспринимали мой отказ от алкоголя - культура была такой, что в праздники пили все. Меня даже пытались связывать, заливать спиртное прямо в рот. Все вокруг были против меня и делали ставки, сколько я продержусь. Мне предлагали много денег или, к примеру, купить лучший армянский коньяк, только чтобы я его выпил. Зато мое решение мое порадовало маму - у отца и деда были проблемы с алкоголем.

Бывает, мне снятся кошмары - во снах я умираю от жажды, но рядом со мной есть только пиво. Иногда я его выпиваю и долго страдаю. Безалкогольное пиво я пробовал, но смысла в нем не вижу - к тому же, спирт в нем все равно содержится, только в ничтожно малом количестве. Первое время пил квас, но теперь стараюсь и его избегать, потому потом чувствую в нем прям алкоголь. Спиртосодержащие лекарства тоже не использую. Отсутствие алкоголя в своей жизни я компенсирую вкусной едой и спортзалом.

Сейчас я вижу, как друзья получают удовольствие от хороших вин, и думаю, что я что-то упускаю в этой жизни - Омар Хайям тоже был не дурак. Друзья, с которыми я езжу отдыхать, большие любители вина и планомерно образовываются в этом направлении. Моя жена не против спиртного, но в последнее время тоже подумывает бросить. Правда, дома у нас винный шкаф на сорок бутылок хорошего вина. Возможно, в какой-то момент я тоже начну свое образование в этом направлении, но пока без алкоголя мне проще.

Чтобы разрешить себе пить, мне нужно иметь в жизни больше стабильности и уверенности. Для многих алкоголь - это способ бегства от реальности. Кто-то смотрит сериальчики, кто-то покупает пивко. Мне кажется, очень большая часть населения нашей страны использует пивко для того, чтобы заглушить безысходность своего существования. Если ты вкалываешь, у тебя тяжелый начальник, мизерная зарплата, такое бегство от реальности оказывается одним из самых простых выходов.

Алексей Пономарчук

фотограф, 32 года

НЕ ПЬЕТ 14 ЛЕТ

Первый раз я попробовал спиртное, будучи шестиклассником. Подробностей я не помню, так как был слишком мал. Более плотное знакомство произошло чуть позже, когда вместе с дворовыми мальчишками я бегал по полю крыш ржавых гаражей. Для того, чтобы это занятие пробуждало в нас еще больший кураж, мы вливали в себя пивас, нелегально купленный в ларьке. В те моменты я ощущал себя очень взрослым и свободным. Тогда только начали появляться алкогольные коктейли, и многие мальчишки из моего двора с воодушевлением попивали сладкий яд на детских верандах садиков, я же не оценил нового тренда и предпочитал ему старый добрый пивас с сигаретой.

В 17 лет ко мне пришло осознание, что пора завязывать с курением. Курить я начал еще в десять лет. Сигареты мне не нравились - скорее, это была дань дворовой тусовке. Чтобы отказаться от курения, мне нужно было покончить и с алкоголем - спиртное и сигареты для меня были неразрывно связаны. К моему удивлению, процесс произошел быстро и безболезненно, и с тех пор алкоголь не присутствует в моем организме вообще.

Поначалу у окружающих не умещалось в голове, что веселье возможно без каких-либо веществ. Для меня же их удивление непонятно: мне было нормально

В 18 лет в мою жизнь ворвались тусовки и ночные клубы, но на них мне было максимально комфортно без алкоголя и других стимуляторов. Я даже не догадывался, что танцующие вокруг меня люди были обжабаны до потери пульса. В то время в клубах царила иная атмосфера - новые знакомства, музыка и места вдохновляли меня куда больше, чем пьяный угар клубных ящеров. Хотя, возможно, это во мне говорит ностальгия. Денег на такси не было, мне приходилось тусоваться до самого утра и ехать домой на первом трамвае, что заставляло тусующихся сомневаться в трезвости моего ума.

Поначалу у окружающих не умещалось в голове, что веселье возможно без каких-либо веществ. Для меня же их удивление непонятно: мне было нормально. С появлением в моей жизни «Тесноты» тусовки стали еще более осмысленными. Позже пребывание в клубах стало напрямую связано с моей профессиональной деятельностью, для которой мне нужно было находиться в трезвом уме.

Мне очень нравится состояние трезвости - полного контроля над своим телом и сознанием. Сейчас алкоголь кажется мне чем-то искусственным и инородным для человеческого тела и довольно бессмысленным как для ума, так и для души.

Анна Кирьянова

создатель бренда одежды, 29 лет

НЕ ПЬЕТ 2 ГОДА

Если честно, я не помню тот самый первый глоток, но случилось это задолго до «можно по закону». Я помню два достаточно стандартных эпизода. Первый - джин за гаражами, банка на троих или на четверых. Вкуса не помню - наверняка он был жуткий, зато помню голову льва на жестяной банке.

Второй эпизод - праздничный. Родители, друзья, дети, квартира. Родители ушли на перекур, а дети утолили любопытство каплями со дна бокалов. Пить было весело и забавно. Алкоголь находился под запретом и от этого становился еще интереснее. Казалось, вот он - взрослый мир во всей красе, ведь все взрослые так делают.

В период с 18 лет до 21 года я училась в университете, и алкоголя в моей жизни стало больше. Я выпивала что-то минимум один-два раза в неделю. Это был пик вечеринок и тусовок, где рука без бокала абсолютно не вписывалась в окружение. В клубах становилось неловко и пусто, в компаниях - одиноко.

После моего отказа от алкоголя изменился формат общения с людьми. Мне стало решительно скучно встречаться с неблизкими мне по духу и малоинтересными личностями

Не могу сказать, что потом в моей жизни было много бокалов, если не брать университетский период. В октябре 2016 года я узнала, что стану мамой - мне нужно было кормить ребенка, поэтому я отказалась от алкоголя совсем. Позднее пришла болезнь, лечение которой было несовместимо со спиртным. Алкоголь был мне противопоказан, но дело было не только в этом - пить мне больше не хотелось.

На момент отказа от спиртного мое решение было логичным для окружающих, но позже начались вопросы. «Ты ведь уже не кормишь, почему не пьешь? Болеешь что ли?». Такие выводы казались мне неприятными - я поняла, что большинство людей не готовы воспринимать безалкогольное существование как норму здоровой жизни. Мне было лень объяснять им, почему мне хорошо в неискаженной реальности.

После моего отказа от алкоголя изменился формат общения с людьми. Мне стало решительно скучно встречаться с неблизкими мне по духу и малоинтересными личностями. Раньше все неровности восприятия мог сгладить бокал, сейчас время стало мне дороже. Есть и еще один забавный факт: когда я нахожусь в приятной мне компании в тех обстоятельствах, которые предполагают спиртное, мозг как будто бы сам немного затуманивается. Создается ощущение текучести времени, которое при этом быстро проходит.

Для меня отказ от спиртного - это естественное событие в жизни. Я не ломала себя через колено, не привязывала к батарее, не клеила пластыри. Желание выпить иногда возникает, но, как показала практика, три глотка безалкогольного пива снимают его моментально. Это история, скорее, про вкусовые ощущения.

ИЗБА - крестьянский срубный дом, жилое помещение с русской печью. Слово «изба» употреблялось только по отношению к дому, рубленному из дерева и расположенному в сельской местности. Оно имело несколько значений:

  • во-первых, изба - это крестьянский дом вообще, со всеми надворными постройками и хозяйственными помещениями;
  • во-вторых, это только жилая часть дома;
  • в-третьих, одно из помещений дома, отапливаемое русской духовой печью.

Слово «изба» и его диалектные варианты «ыстьба», «истьба», «истоба», «истобка», «истебка» были известны еще в Древней Руси и использовались для обозначения помещения. Избы рубили топором из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, удерживали тепло, долго не гнили. Из этого же материала делали пол1 и потолок. Оконные и дверные колодки, двери обычно изготавливали из дуба. Другие лиственные деревья использовали при строительстве изб довольно редко - как по практическим соображениями (кривые стволы, мягкая, быстро загнивающая древесина), так и по мифологическим.

Например, для сруба нельзя было брать осину, потому что на ней, по поверью, удавился Иуда, предавший Иисуса Христа. Строительная техника на огромных пространствах России, за исключением ее южных районов, была совершенно одинакова. В основе дома лежал прямоугольный или квадратный сруб размером 25-30 кв. м, составленный из горизонтально положенных одно на другое круглых, очищенных от коры, но неотесанных бревен. Концы бревен соединяли без помощи гвоздей разными способами: «в угол», «в лапу», «в крюк», «в охряпку» и т. п.

Между бревнами прокладывали для тепла мох. Крышу срубного дома делали обычно двускатной, трехскатной или четырехскатной, а в качестве кровельных материалов использовали тес, дранку, солому, иногда камыш с соломой. Русские избы различались по общей высоте жилого помещения. Высокие дома были характерны для русских северных и северо-восточных губерний Европейской России и Сибири. Из-за сурового климата и сильной увлажненности почвы деревянный пол избы поднимали здесь на значительную высоту. Высота подклета, т. е. нежилого пространства под полом, варьировалась от 1,5 до 3 м.

Там же встречались и двухэтажные дома, хозяевами которых были богатые крестьяне и купцы. Двухэтажные дома и дома на высоком подклете строили и богатые донские казаки, которые имели возможность покупать строевой лес. Значительно более низкими и меньшими по размерам были избы в центральной части России, в Среднем и Нижнем Поволжье. Балки для пола тут врубались во второй - четвертый венец. В сравнительно теплых южных губерниях Европейской России ставили поземные избы, т. е. половицы пола укладывали прямо на землю. Изба состояла обычно из двух или трех частей: собственно избы, ceней и клети, связанных друг с другом в единое целое общей крышей.

Основной частью жилого дома была изба (называвшаяся в деревнях Южной России хатой) - отапливаемое жилое помещение прямоугольной или квадратной формы. Клеть представляла собой небольшое холодное помещение, использовавшееся в основном для хозяйственных целей. Сени были своего рода неотапливаемой прихожей, коридором, отделявшим жилое помещение от улицы. В русских деревнях XVIII - начала XX в. преобладали дома, состоявшие из избы, клети и сеней, но нередко встречались и дома, включавшие в себя только избу и клеть. В первой половине - середине XIX в. в деревнях стали появляться постройки, состоявшие из сеней и двух жилых помещений, одним из которых была изба, а другим - горница, использовавшаяся как нежилая, парадная часть дома.

Традиционный крестьянский дом имел множество вариантов. Жители северных губерний Европейской России, богатых лесом и топливом, строили для себя под одной крышей несколько отапливаемых помещений. Там уже в XVIII в. был распространен пятистенок, часто ставили избы-двойни, крестовики, избы с прирубами. Сельские дома северных и центральных губерний Европейской России, Верхнего Поволжья включали в себя множество архитектурных деталей, которые, имея утилитарное назначение, одновременно выполняли роль декоративного убранства дома. Балконы, галереи, мезонины, крыльца сглаживали суровость внешнего облика избы, срубленной из толстых, ставших серыми от времени бревен, превращая крестьянские избы в прекрасные архитектурные сооружения.

Такие необходимые детали конструкции крыши, как охлупень, подзоры, карнизы, причелины, а также наличники окон и ставни украшались резьбой и росписью, скульптурно обрабатывались, придавая избе дополнительную красоту и оригинальность. В мифологических представлениях русского народа дом, изба - это средоточие основных жизненных ценностей человека: счастья, достатка, покоя, благополучия. Изба защищала человека от внешнего опасного мира. В русских сказках, быличках человек всегда укрывается от нечистой силы в доме, порог которого они не в силах переступить. В то же время изба казалась русскому крестьянину жилищем довольно убогим.

Хороший дом предполагал не только избу, но и несколько горниц, клетей. Именно поэтому в русском поэтическом творчестве, идеализировавшем крестьянскую жизнь, слово «изба» употребляется для характеристики плохонького дома, в котором живут бедные люди, обделенные судьбой: бобыли и бобылки, вдовы, несчастные сироты. Герой сказки, заходя в избушку, видит, что в ней сидит «слепой старичок», «бабушка-задворенка», а то и Баба Яга - Костяная Нога.

ИЗБА БЕЛАЯ - жилое помещение крестьянского дома, отапливаемое русской печью с трубой - по-белому. Избы с печью, дым из которой при топке выходил через трубу, получили распространение в русской деревне довольно поздно. В Европейской России они стали активно строиться со второй половины XIX в., особенно в 80-90-х гг. В Сибири переход на белые избы произошел раньше, чем в европейской части страны. Они получили распространение там еще в конце XVIII в., а к середине XIX в. фактически все избы отапливались печью с трубой. Однако отсутствие белых изб в деревне вплоть до первой половины XIX в. не означало, что на Руси не знали печей с дымоходом.

При археологических раскопках в Великом Новгороде в слоях XIII в. в развалах печей богатых домов встречаются дымоходы из обожженной глины. В XV-XVII вв. в великокняжеских дворцах, хоромах бояр, богатых посадских людей имелись помещения, которые отапливались по-белому. До этого времени белые избы были лишь у богатых крестьян пригородных сел, занимавшихся торговлей, извозом, промыслами. А уже в начале XX в. только очень бедные люди топили избу по-черному.

ИЗБА-ДВОЙНЯ - деревянный дом, состоявший из двух самостоятельных срубов, плотно прижатых друг к другу боковыми сторонами. Срубы ставили под одной двускатной крышей, на высоком или среднем подклете. Жилые помещения располагали в передней части дома, сзади к ним пристраивали общие сени, из которых шли двери на крытый двор и в каждую из комнат дома. Срубы были, как правило, одинаковых размеров - по три окна на фасаде, но могли быть и разновеликими: одно помещение имело три окна на фасаде, другое два.

Установка двух срубов под единой крышей объяснялась как заботой хозяина об удобствах семьи, так и необходимостью иметь резервное помещение. Одно из помещений являлось собственно избой, т. е. теплой, отапливаемой русской печью комнатой, предназначенной для жизни семьи зимой. Второе помещение, называвшееся летней избой, было холодным и использовалось в летнее время, когда духота в избе, отапливаемой даже в жаркую пору, вынуждала хозяев перебираться в более прохладное место. В богатых домах вторая изба иногда служила парадным помещением для приема гостей, т. е. горницей или светёлкой.

В этом случае здесь ставили печь городского типа, которую использовали не для приготовления еды, а только для получения тепла. К тому же горница нередко становилась спальней для молодых брачных пар. А когда семья разрасталась, то летняя изба, после установки в ней русской печи, легко превращалась в избу для младшего сына, остававшегося и после женитьбы под отцовской кровлей. Любопытно, что наличие двух срубов, поставленных рядом, делало избу-двойню достаточно долговечной.

Две бревенчатые стены, одна из которых являлась стеной холодного помещения, а другая - теплого, поставленные с определенным промежутком, имели свое естественное и быстрое проветривание. Если бы между холодным и теплым помещениями была одна общая стена, то она конденсировала бы в себе влагу, способствующую ее быстрому загниванию. Избы-двойни строили обычно в местах, богатых лесом: в северных губерниях Европейской России, на Урале, в Сибири. Однако они встречались и в некоторых деревнях Центральной России у зажиточных крестьян, занимавшихся торговлей или промышленной деятельностью.

ИЗБА КУРНАЯ или ИЗБА ЧЁРНАЯ - жилое помещение крестьянского срубного дома, отапливаемое печью без трубы, по-черному. В таких избах при топке печи дым из устья поднимался наверх и выходил на улицу через дымовое отверстие в потолке. Его закрывали после протапливания доской или затыкали тряпками. К тому же дым мог выходить наружу через маленькое волоковое окно, вырезанное во фронтоне избы, если та не имела потолка, а также через открытую дверь. Во время топки печи в избе было дымно и холодно. Люди, находившиеся здесь в это время, вынуждены были сидеть на полу или выходить на улицу, так как дым ел глаза, забирался в гортань и нос. Дым поднимался вверх и зависал там плотным синим слоем.

От этого все верхние венцы бревен покрывались черной смолистой копотью. Полавочники, опоясывавшие избу над окнами, служили в курной избе для оседания сажи и не использовались для расстановки утвари, как это было в белой избе. Чтобы сохранить тепло и обеспечить быстрый выход дыма из избы, русские крестьяне придумали ряд специальных приспособлений. Так, например, многие северные избы имели двойные двери, выходившие в сени. Наружные двери, полностью закрывавшие дверной проем, открывали настежь. Внутренние, имевшие сверху довольно широкий проем, плотно закрывали. Дым выходил через верх этих дверей, а холодный воздух, шедший понизу, встречал на своем пути препятствие и не мог проникнуть в избу.

Кроме того, над дымовым отверстием потолка устраивали дымник - длинную вытяжную деревянную трубу, верхний конец которой украшали сквозной резьбой. Чтобы сделать жилое пространство избы свободным от дымового слоя, чистым от сажи и копоти, в некоторых районах Русского Севера избы делали с высокими сводчатыми потолками. В других местах России многие избы даже в начале XIX в. вообще не имели потолка. Стремлением вывести как можно скорее дым из избы объясняется и обычное отсутствие крыши в сенях.

Курную крестьянскую избу довольно мрачными красками описал в конце XVIII в. А. Н. Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Четыре стены, до половины покрытые, так как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок по крайней мере поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутой пузырь смеркающийся в полдень пропускал свет; горшка два или три... Деревянная чашка и круш- ки, тарелками называемые; стол, топором срубленной, которой скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть, спят с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча как будто в тумане или за завесою кажется».

Однако следует заметить, что курная изба имела и ряд достоинств, благодаря которым она так долго сохранялась в быту русского народа. При отоплении беструбной печью нагревание избы происходило довольно быстро, как только сгорали дрова и закрывалась наружная дверь. Такая печь давала больше тепла, на нее шло меньше дров. Изба хорошо проветривалась, в ней не было сырости, а дерево и солома на крыше невольно дезинфицировались и дольше сохранялись. Воздух в курной избе, после ее протопки, был сухой и теплый.

Курные избы появились в глубокой древности и существовали в русской деревне вплоть до начала XX в. Их стали активно заменять на белые избы в деревнях Европейской России с середины XIX в., а в Сибири - еще раньше, с конца XVIII в. Так, например, в описании Шушенской волости Минусинского округа Сибири, сделанном в 1848 г., указывается: «Домов черных, так называемых изб без вывода труб, решительно нигде нет». В Одоевском же уезде Тульской губернии еще в 1880 г. 66% всех изб были курными.

ИЗБА С ПРИРУБОМ - деревянный дом, состоявший из одного сруба и пристроенного к нему жилого помещения меньшего размера под единой крышей и с одной общей стеной. Прируб могли ставить сразу же при возведении основного сруба или пристраивать к нему через несколько лет, когда появлялась необходимость в дополнительном помещении. Основной сруб был теплой избой с русской печью, прируб - летней холодной избой или помещением, отапливаемым голландкой - печью городского образца. Избы с прирубами строили главным образом в центральных районах Европейской России и в Поволжье.