Гриф для бас гитары своими руками. Делаем гитару своими руками с минимумом усилий


      Дата публикации: 23 февраля 2012 г.

Гриф - важнейшая часть цельнокорпусной гитары, он более значим для звука, чем в случае акустической гитары.

П очему? Любой музыкальный инструмент состоит условно из двух компонентов - звукообразующего и резонирующего. Эти компоненты объединены в колебательную систему, конструкция которой определяет звучание инструмента. Звукообразующий компонент для струнных инструментов - струна. Резонатор - компонент (система компонентов), естественным образом «усиливающий» колебания звукообразующего компонента. Роль резонатора акустических гитар играет система дек, а гриф служит, в основном, для интонирования (хотя совсем исключать его влияние из колебательного контура, конечно, нельзя).

У цельнокорпусных электрогитар отсутствует система дек, по сути это просто доска (вернее, две доски). То есть роль резонатора играет весь инструмент, и роль грифа в звучании возрастает. Гриф весит меньше корпуса, соответственно струне проще его «раскачать». Из своего опыта могу сказать, что гриф задает характер звучания инструмента, корпус же играет роль акустического «фильтра». То есть, гитары с корпусами из белого ясеня и махагона с кленовыми грифами будут звучать очень похоже по динамике и обертонам, однако махагоновый корпус «отфильтрует» верхние частоты, так как махагон наиболее отзывчив в средних частотах, и такой инструмент будет звучать мягче ясеневого. Болотный ясень звучит как махагон, но с меньшим количеством обертонов и с чуть большим количеством верхних частот.

При изготовлении грифа надо учитывать, что толщина его сильно влияет на резонансную частоту. Чем тоньше гриф, тем ниже резонансная частота. Излишне тонкий гриф может сделать инструмент «бубнящим». К тому же тонкие (19 мм у первого лада) грифы могут быть нестабильны в плане строя. Если вы хотите себе тонкий гриф, то его необходимо усиливать вставками из углепластика. Я предпочитаю делать относительно толстые грифы (21-21.5 мм у первого лада - стандарт для «стратов»), а эргономику настраивать профилем. На серийном производстве профиль грифа выводят специальной фрезой, в условиях мастерской же профиль делается вручную, что предоставляет больше свободы в точной «настройке» грифа под руку заказчика. Человеческое восприятие устроено так, что удобный инструмент субъективно звучит лучше неудобного.

Итак, начнем. Нам потребуется кленовая заготовка для грифа длиной около 700 мм, шириной 90-100 мм и толщиной 20-25мм. Главное требование - прямослойность волокон по всей длине. Допускаются незначительные свили. Еще лучше, если распил доски будет «чистым», то есть волокна будут перпендикулярны или параллельны плоскости грифа. Заготовка для накладки грифа из палисандра 500х60х7-8мм. Первое, что необходимо сделать - прострогать заготовку грифа таким образом, чтобы она стала идеально плоской. После этого крепим саморезами шаблоны накладки и головы грифа на заготовке. Технологические отверстия для крепления попадают в канал для анкера и будущие отверстия под колки. Длина саморезов на шейке грифа должна быть равна глубине канала под анкер - не более 9 мм! Помните, что слишком длинные саморезы могут привести к сквозному «ранению» грифа! Поступаем в точности как с корпусом - обводим по контуру, снимаем шаблоны и выпиливаем с запасом.

Вновь крепим шаблоны и фрезеруем гриф фрезой с подшипником на хвостовике.

Теперь нужно сделать канал под анкер. Существует несколько конструкций анкеров, но самые распространенные - классический компрессионный и двойной. Классический представляет собой выгнутый прут диаметром 5 мм с резьбой на конце. На этом сайте есть по изготовлению гитар, там присутствует такая иллюстрация, изображающая классический анкер.

Это из разряда «не повторяйте!».

Если решите ставить в свой гриф классический анкер, сделайте упор (лонжерон) длиной с анкер. Если упор сделать как на рисунке, то это приведет к тому, что гриф будет гнуться «волнами» - в районе 6-8 лада будет горб, слева и справа от него - ямы. Если упор будет повторять изгиб анкера и иметь такую же длину, тогда гриф будет гнуться «правильнее» и равномернее.

Вообще, я предлагаю отказаться от данного типа анкеров по нескольким причинам. Во-первых, надо делать паз переменной длины. Во-вторых, надо изготовить точный лонжерон. В-третьих, упор гайки постепенно продавливает дерево. В-четвертых, регулируется он не очень плавно, а резьба испытывает сильные напряжения и часто ее срывает. Из-за малой жесткости (относительно двойного анкера), и из-за того, что анкер гнется «об гриф», последний не так стабилен и анкер приходится настраивать чаще.

Лучше ставить современный двойной анкер. Он жестче классического, гнется сам об себя, под него фрезеруется обычный прямой паз. Плюс ко всему, существуют анкера двойного действия, позволяющие гнуть гриф в обе стороны, что бывает необходимо, если гриф сам по себе жесткий, а гитарист любит тонкие струны и большой прогиб. Именно такой анкер я использовал в этом проекте.

Для фрезеровки канала я использую простое приспособление из ДСП и двух алюминиевых направляющих. Платформа фрезера зажимается между двумя направляющими, а гриф крепится по центру приспособления. Для фрезеровки канала нужно использовать прямую пазовую фрезу диаметром 6 мм. Глубина фрезеровки - 9 мм примерно. Фрезеровать необходимо за 2-3 прохода. Располагать анкер в грифе необходимо таким образом, чтобы он располагался точно под нулевым ладом.

После этого необходимо профрезеровать паз под гайку. Глубина фрезеровки в этом месте - 12 мм, диаметр гайки - около 9 мм.

После этого примеряем анкер. Важно, чтобы он не выступал над грифом и не был ниже плоскости. В первом случае необходимо углубить паз, во втором - немного сострогать поверхность грифа. Центр анкера обычно немного «проседает» внутрь. Однако края должны быть точно на уровне поверхности или ниже не более чем на 0.1 мм. Чем точнее лежит анкер в пазу, тем равномернее он будет давить на накладку, тем равномернее будет гнуться гриф.

Следующий этап - приклеивание накладки. Заготовка накладки должны быть шире грифа. Накладку нужно выровнять таким образом, чтобы она прижималась к поверхности грифа пальцами без больших усилий. Щелей между накладкой и грифом быть не должно. Если щель есть, необходимо установить причину - проверить ровность грифа и накладки, прикладывая линейку перпендикулярно. Иногда бывает так, что анкер укладывается слишком туго в канал и немного «распирает» гриф. В этом случае канал надо расширить плоским напильником. Перед склейкой необходимо стянуть накладку и гриф струбцинами и удостовериться в отсутствии щелей. Если все хорошо, то наносим клей и стягиваем струбцинами. Сначала по краям, чтобы накладка не «ползла», затем последовательно от головы грифа к пятке (или наоборот). После прикручивания третьей струбцины, струбцина на пятке ослабляется и затягивается последней. Это необходимо, чтобы исключить «горбы» накладки при склейке.

В данном случае у меня все прилегало идеально и мне хватило четырех струбцин и куска фанеры. Иногда их требуется гораздо больше. Но не пытайтесь струбцинами убрать щели, лучше максимально точно подогнать детали. Большого давления не требуется, чтобы не выдавить весь клей. Много клея наносить не нужно. Я наношу клей резиновым шпателем - получается равномерный слой. Если из склейки клей выступил мелкими шариками равномерно по всем длине - все сделано правильно.

В таком состоянии я оставляю гриф на ночь. Утром можно снять струбцины и отфрезеровать накладку, упирая подшипник фрезы в гриф.

После этого необходимо плоским бруском со шкуркой выровнять края грифа в районе пятки. С помощью уголка необходимо следить за ровностью и перпендикулярностью сторон.

Следующий этап - разметка грифа. Я для этого использую шаблон из двухмиллиметровой стали, вырезанный лазером. Прикручиваю шаблон струбцинами к грифу и большим канцелярским ножом прочерчиваю линии через прорези. Это необходимо сделать несколько раз. Важно не прикладывать больших усилий при первом «штрихе», иначе острый нож может увести «по волокну». Потом я смещаю шаблон на 0.5 мм и повторяю операцию. Получаются канавки толщиной 0.5 мм, куда идеально встает пилка для ладов.

Подобную пилку можно купить в строительном магазине, главное, чтобы толщина полотна была 0.5 мм. Нужно только на наковальне деревянным молотком убрать развод пилы. Перпендикулярность пропилов я контролирую уголком.

Есть более простой, но дорогой способ - специальные стусла. Вот, например, такое решение от Stewmac:

В этом случае пропилы делаются до приклейки накладки к грифу, что немного меняет процесс.

Итак, пропилы сделаны, теперь необходимо поставить инкрустацию. Я использую пластиковую инкрустацию диаметром 6 мм. Нужно просто просверлить неглубокие отверстия в накладке и вклеить «точки». Боковые маркеры диаметром 2 мм устанавливаются так же - сверлим отверстие, наливаем туда суперклей и вставляем прут маркера. Ничего сложного.

Следующий серьезный этап - профиль грифа. Первое, что нужно сделать - снять лишнее количество дерева с задней части, начиная от 1-го лада и заканчивая в районе 14/15-го лада. Толщина должна быть около 22-25 мм соответственно. Запас нам нужен, потом мы его уберем при выведении профиля.

Рашпилем и напильником делаем примерный профиль у головы и пятки грифа. Не пытайтесь сразу сделать гриф круглым - очень сложно контролировать ровность и симметрию. Делайте профиль по методы «призмы».

Оставшийся участок сострагиваем рубанком, также следя за симметрией и ровностью образующих. В самом конце обработки сошлифовываем уже брусом со шкуркой.

Переходы в голову грифа и пятку я делаю ножом от рубанка, затем окончательно вывожу шкуркой.

Последнее, что мы сделаем сегодня, - профиль (радиус) накладки. Проще всего его сделать радиусным бруском - одна из его поверхностей имеет радиус накладки.

На двусторонний скотч наклеивается грубая шкурка, и движениями вдоль накладки выводится радиус. Для контроля необходимо начертить карандашом центральную линию. Необходимо также помнить, что с пятки грифа древесина снимает медленнее, так как площадь пятки больше. Закончив с радиусом, необходимо проверить ровность накладки. Я делаю это при помощи нитки. Проверив - отшлифуйте накладку до исчезновения царапин более мелкой шкуркой, потом еще более мелко. Остановиться можно на 500-м номере абразива (для палисандра).

Вот и все на сегодня. В заключение примерим гриф и корпус друг к другу, чтобы порадоваться за себя (да, я знаю что сделал это раньше).

В следующей статье - самая сложная и кропотливая часть работы - установка ладов, сверление последних отверстий и «косметика».

Дополнительные сведения:

Первый массовый выпуск электрогитар датируется 1934 годом. С течением времени популярность такого музыкального инструмента только растёт.

Существует мнение, что изготовить электрогитару приличного качества своими руками невозможно. Но это совсем не так. Нужно лишь обладать некоторыми умениями и навыками в столярном и слесарном мастерстве, а также быть терпеливым и аккуратным.

Как сделать электрогитару с нуля – об этом и не только мы поговорим в этой статье.

Корпус

Многие из тех, кто мастерит самодельные электрогитары, утверждают, что инструмент должен быть максимально лёгким. В особенности это касается начинающих гитаристов.

Несмотря на то, что на тяжёлой гитаре играть сложнее, корпус всё же обязан быть массивным. Его вес обычно варьируется в пределах 3,5-4 кг.


Как видно на фото самодельных электрогитар, для изготовления корпуса чаще всего используют древесину берёзы, клёна или многослойную фанеру.

Но оптимальным сырьём считается ДВП, поскольку у данного материала нет определённой фактуры и сучков. Кроме того, он лёгок в обработке.

План работ по созданию корпуса гитары следующий:

  • Нанесите эскиз корпуса на доску и выпилите лобзиком.
  • Вырежьте и высверлите все нужные отверстия.
  • Сделайте нижнюю стенку из 4-6 мм фанеры.
  • Скрепите обе детали жидкими гвоздями;
  • Обработайте заготовку рашпилем и зачистите шкуркой.
  • Покройте корпус нитрошпаклёвкой в несколько слоёв.
  • Зачистите мелкой наждачной бумагой.
  • Покрасьте нитрокраской в 4-5 слоёв.

Гриф

Гриф изготавливается из древесины твёрдых сортов дерева. Идеально, если это будет бук. Рассмотрим инструкцию, как сделать гриф и ручки для электрогитары.

Первым делом нужно подобрать брусок необходимого размера. При помощи рубанка он стачивается. Верх грифа должен быть идеально ровным, а низ – закруглённым.

Закругление верхней части носит чисто символический характер – от верхнего порожка до конца грифа кривизна должна сходить на нет. Допустимо применить гриф от старого инструмента. Но его придётся уменьшить по ширине и изменить форму головки.

Для головки грифа применяют ту же древесину, из которой делают гриф. После того, как выпилите ее, не забудьте обработать напильником и зачистить шкуркой. При помощи дрели сделайте отверстия для колков с шагом 3 см. Вставьте колки и приклейте головку к грифу.

Следующим шагом осторожно расположите лады и сделайте пропилы, используя ножовку по металлу. Верх грифа допустимо не красить, нужно лишь покрыть его морилкой и лаком. Для обозначения ладов можно использовать пластинки или кружки из пластика чёрного или белого цвета. Врежьте их в гриф заподлицо.

Гриф необходимо покрыть шпатлёвкой и покрасить. Крепление его к корпусу осуществляется при помощи стальной пластины на гвоздиках.


Механический вибратор

Он необходим, чтобы изменять тон. Струны проходят через вал, стремясь повернуть его, а пружины служат препятствием. При помощи анкера происходит натяжение пружин, и, как следствие, ослабление струн. Это приводит в результате к понижению звука на 1-0,5 тона.

Если повернуть анкер в противоположную сторону, то произойдёт натяжение струн и повышение звука на тон – полтона. Механический вибратор проще купить готовый.

Обратите внимание!

Звукосниматели

Это основа электрической начинки гитары. Обычно ставят 2 – 3 звукоснимателя. Очень важно подобрать подходящий вариант. Для этого изучите все предложения по вашему региону и просмотрите объявления в Интернете. Помните, что не стоит экономить на качестве. Провод от гитары к усилителю должен быть экранированным, длиной до 5 м.

Как переделать электрогитару под левую руку

Многих левшей закономерно волнует вопрос, как правильно сделать электрогитару леворукой. Для этого вам потребуется снять с инструмента все струны и перевернуть его. Также оптимально, если вы приобретёте новый порожек для струн.

Всё, что необходимо — это вместо вклеенного порожка вставить новый. Сделать это нужно таким образом, чтобы ямка для шестой струны встала на месте первой, а первая — на место шестой. Остальные струны надо натянуть в зеркальном порядке. Вот и всё.

В данной статье мы рассмотрели лишь одну идею, как сделать электрогитару самому. Существуют и другие. Поэтому, наберитесь терпения и уверенности в своих силах и дерзайте – творите. Такая электрогитара, сделанная своими руками, станет предметом вашей гордости.

Фото самодельной электрогитары

Обратите внимание!

Обратите внимание!

Как сделать гитару?

Гитара - это инструмент для выражения эмоций и чувств, поэтому изготовляя ее, вы делаете своими руками целое произведение искусства. Возможно, что ваша гитара станет семейной реликвией. И через много лет, ваши внуки будут играть красивые мелодии на инструменте, сделанном вами.

Если вы думаете, что изготовление гитары непосильный труд, то вы глубоко ошибаетесь. Дело в том, что эта работа больше кропотливая, чем тяжелая, еще нужно учитывать, что если вы действительно желаете создать свой музыкальный инструмент, вы должны располагать достаточным количеством времени. Если вы будете иметь неподдельный интерес и настоящее желание, через некоторое время у вас появится настоящая гитара дома. Как сделать своими руками гитару?

Ваша мастерская

Самое первое, вы должны подготовить мастерскую! Это очень важная деталь для плодотворного выполнения этой работы. Затем вы обязательно должны написать план, которому будете следовать, чтобы не перескакивать с одной работы на другую. Ведь вы делаете инструмент для игры, а не коробку со струнами. Рабочее место должно быть удобным, инструменты должны быть под рукой.

Если придерживаться классической технологии гитарного мастерства, то инструмент можно сделать за обычным столом, как это делали старые мастера в Испании. Много лет назад, когда еще не было электроэнергии, люди не могли пользоваться всеми благами прогресса, эти музыкальные инструменты изготавливались отличного качества, притом что весь процесс происходил в простых условиях!

Работа с инструментами

Самое первое - надо приобрести рабочий инструмент. Если вам он потом не понадобится, можете взять его у друга или в аренду в строительном магазине. В принципе, все, что вам может понадобиться из столярного мастерства, это вспомнить школьные уроки по труду.

Перед началом работы поработайте немного инструментом, подержите его в руках. Всегда имейте пробный материал, на котором вы можете попробовать себя, как мастера.

Инструменты:

  • Отвертки крестовые.
  • Струбцины столярные, чем больше их количество, тем вам будет лучше. (Обыкновенные G-образные не для вас, в них не зажать деталь крупных размеров).
  • Плоскогубцы.
  • Рубанок, шерхебель, скобель.
  • Кусачки.
  • Ручной лобзик (им будем делать пропил под лады).
  • Молоток.
  • Напильники.

Далее, после приобретения ручного инструментария, вы должны купить материал, из которого будете изготавливать саму гитару. Если в вашем родном городе есть специальные материалы для изготовления гитар, то приобретите его там, если нет, то купите плотное дерево в любом подходящем магазине или закажите материал через Интернет. Это займет немного больше времени и ваших средств, но в итоге ваша гитара будет из самого лучшего материала.

Мастерская нужна тому, кто желает научиться, как сделать гитару. Она должна быть такого размера, что бы вы себя комфортно чувствовали в ней. Если вы продвинетесь в уровне знаний и решите, например, изготавливать гитары под заказ, тогда мастерскую нужно будет расширить и приобрести более дорогие электрические инструменты.

Ваши электроинструменты

Необходимые электроинструменты:

  • Электрический лобзик.
  • Электрошлифовальная машинка (предпочтительно эксцентриковая).
  • машинка для фрезеровки.
  • Электрическая дрель.
  • Установка для покраски.

Стоит отметить важность соблюдения подходящей влажности в помещении мастерской. Дело в том, что если будет слишком влажно, то материал, из которого будете делать гитару, испортится. В комнате, в которой вы будете работать, должна быть соблюдена влажность от 40 до 50 процентов. Особенно важно ее соблюдать при сборке вашего корпуса.

Уровень навыков

Обратите внимание на уровень своих навыков. Всегда начинайте от самого простого, постепенно двигаясь к сложному. Возможно, сначала стоит немного потренироваться в ремонте гитар, затем изготавливать элементы гитары, а уж потом гитару целиком.

Очень важно, чтобы в выбранном вами дереве отсутствовали сучки. Самое первое, это нужно склеить корпус. Подгоняем две доски так, чтобы не осталось ни малейшей щели. Это можно сделать, соединив с помощью струбцин, как «бутерброд» и далее уже соединившиеся части обработать рунком. Далее нужно размечать обводы так, что бы впоследствии не попались сучки. Затем чистим шерхебелем, а затем рубанком и шкурой Р40. Следующий шаг: вырезаем эфы и делаем паз под гриф. Затем скруглите шлифмашинкой края корпуса. Приклеиваем «голову» гитары.

Дальше – анкерный стержень. Лучше анкер двухстороннего действия. Для такого анкера в работе необходим ровный канал равный по длине и глубине. По традиционной технологии стержней Фендлера, ниша должна иметь особый изгиб и глубину, но мы можем обойтись обычным прутом с резьбой, несколькими шайбами и гайками. Паз для него вы можете сделать или с тыльной стороны грифа или прикрыв кусками дерева или с лицевой стороны, склеив наверх накладку.

Вашей заготовке следует придать равное сужение, это делайте с обеих сторон. Далее вклеиваем аккуратно заглушку, конечно, смотрим, чтобы паз вышел ровный. Делаем отверстие под «джек» и связываем воедино все углубления. Получится, что-то вроде туннелей. Затем соединяем наш сингл с хамбракером. Обрабатываем профиль грифа с помощью напильника.

Для того что бы лады были хорошими, перед тем как их сделать, придаем им такой же радиус, что и у накладки. После спиливаем получившиеся ряды напильником по сторонам. И только после всех этих работ, мы можем вклеить паз. Итак, гитара закончила, теперь ее нужно только покрасить! Вот вы и узнали весь процесс, как сделать гитару.

Покраска гитары

Работать нужно будет краскопультом. Очень важно, чтобы не проходились по одному и тому же месту дважды. Краску выбирайте любой густоты. Необходимо, чтобы сама струя была небольшой. Место работы перед покраской тщательно уберите, чтобы пыль не испортила вашу работу. Перед тем как красить, отшлифуйте корпус шкуркой, все мелкие изгибы древесины должны быть убраны.

Выбирайте краску на нитроцеллулоидной базе. Она быстро сохнет, но стоит заметить, что впоследствии она потрескается. Первый слой вскрываем нитрогрунтом. Можно и обычным нитролаком. Второй слой вскрываем (после того как он просохнет и будет снова отшлифован) так же нитрогрунтом, а только потом наносится необходимый вам цвет.

Выполняя кропотливую работу, вы можете сделать хорошую гитару для собственного пользования. А если вам понравится весь процесс этой работы, то возможно вы сможете и продавать свои изделия! Еще рекомендуем, перед тем как сделать гитару, видео просмотреть и лучше несколько раз. Видео поможет вам увидеть весь процесс изготовления этого мелодичного инструмента.

Очень важно, чтобы у вас был учитель по изготовлению гитары. Тот человек, что поможет вам все сделать правильно. В наше время мастеров не хватает, люди привыкли покупать готовые изделия в магазинах. Но благодаря нашей статье вы можете стать мастером. Возможно, у вас не все получиться с первого раза, но не стоит отчаиваться. Со временем вы обязательно всему обучитесь.

Современная электрогитара — сложный музыкальный инструмент, поэтому и стоит довольно дорого. И конечно, не всем под силу ее купить. Многие юные музыканты хотели бы сами попробовать сделать электрогитару. «Да только вот, — пишут они в редакцию, — трудно найти чертежи…»
Сегодня мы предлагаем на ваш суд электрогитару, сделанную москвичом Анатолием Ратмировичем Турахиным. Она мало чем уступает зарубежным образцам — так считают музыканты-профессионалы вокально-инструментальных ансамблей «Самоцветы», «Москвички», «Ровесники», в которых электрогитара «Ария» (так назвал ее автор) проходила испытание. А теперь слово автору.

Работу над электрогитарой начнем с корпуса — ее основного звукообразующего элемента. От его конструктивных и технологических особенностей во многом зависит секрет хорошего звучания инструмента. Как известно, акустическая гитара сполым корпусом, оснащенная звукоснимателем, дает сильный, но быстрозатухающий звук, содержащий мало гармоник высоких частот. А это значит, что такой звук трудно обработать дополнительными эффектами, например преобразователем спектра. Электрогитара-«доска», сделанная из цельной деревянной заготовки, дает ровный «холодный» звук, без естественной тембровой окраски, который также трудно оживить. Корпус гитары «Ария» лишен этих недостатков потому, что имеет две деки: толстую нижнюю и тонкую верхнюю (см. рисунок).

Инструмент с таким корпусом имеет естественную окраску звука, продолжительное звучание струны, содержащее много высоких гармоник. Кроме того, гитара не возбуждается вблизи мощных звуковых колонок, хорошо согласуется с электронными преобразователями. А теперь о технологии изготовления корпуса.

Лучший материал для нижней деки — выдержанная кленовая доска размером 340х440х40 мм. Однако подойдет и березовая или буковая заготовка с продольным расположением волокон. Если нет доски нужной ширины, то склейте заготовку из нескольких брусков. На обструганную со всех сторон заготовку по клеткам перенесите обводы деки, затем лучковой пилой или лобзиком вырежьте деталь. Если у вас нет нужного инструмента то используйте электродрель со сверлом диаметром 6-8 мм.

По контуру деки просверлите отверстия, перемычки перерубите стамеской, а потом обработайте боковую поверхность деки напильником. Сквозные отверстия для переключателя звукоснимателей и для темброблока тоже высверлите электродрелью. А вот пазы для укладки элктропроводов и крепления грифа удобнее фрейзеровать на станке — фрейзерном или сверлильном. Затем в пазу (под гриф) просверлите четыре отверстияпод винты М6, а в середине обечайки — сквозное отверстие для выходного разъема. Как показано на рисунке, нижнюю деку от верхней отделяют обод и распорки. Обод шириной 10-12 мм вырежте из фанеры толщиной 8 мм. Распорки изготовьте из кленовых или березовых дощечек, волокна которых располагаются вдоль их длины. Готовые обод и рапорки приклейте эпоксидной смолой к нижней деке. Распорки должны слегка — на 1.5-2 мм — возвышаться над ободом (в результате после сборки корпуса верхняя дека станет немного выпуклой).

Для верхней деки подберите качественную трехслойную буковую или березовую фанеру. Долевые волокна внешних слоев ее должны распологаться вдоль деки. В заготовке просверлите отверстия для тумблера и сопротивлений темброблока, затем проделайте два прямоугольных отверстия для звукоснимателей. Сразу же верхнюю деку можно отделать шпоном под красное дерево или под орех. Готовую деталь приклейте к ободу и распоркам, прижав ее струбцинами по всему контуру. Как видите, корпус нашей гитары не имеет резонаторных отверстий и внешне кажется цельным. Однако именно наличие между толстой нижней и тонкой верхней деками воздушной прослойки обогощает звучание электрогитары естественными тембрами, а выпуклая, посаженная с напряжением верхняя дека обеспечивает присутствие в звуковом спектре большого количества высоких гармоник. Их легко преобразовывать в протяжный, певучия звук дополнительными приставками. Готовый корпус можно окрасить, предварительно прогрунтовав его нитро- или эпоксидной шкаклевкой. Или отделать шпоном и отлакировать. По контуру корпус неплохо бы оклеить штапом — декоративной полоской из белого целлулоида. Для этого по всему контуру корпуса прорезают небольшое углубление. Приклеивать штап нужно клеем, приготовленным из циллулоида, растворенного в ацетоне.
Несколько слов о фанеровке.

К декам шпон приклеивают обычным способом — под гнетом (грузом). А вот для фанеровки боковой поверхности (обечайки) шпон нужно подготовить. Сначала заготовки (их две) распаривают в течение 2-3 часов в горячей воде. Затем размоченный шпон через полиэтилен прикручивают веревкой к корпусу на сутки, до полного высыхания. Высохнув, шпон принимает обводы корпуса, приклеить его — дело нескольких минут.

Закончив с корпусом, приступаем к изготовлению грифа. Для него нужна выдержанная древесина березы или клена с продольным расположеним волокон. Бук не годится, потому что гриф, изготовленный из этой древесины, при длительном хранении может «повести». Гриф собран из трех частей: головки, основания и накладки. Основание выклеено из дощечек, между которыми вставлен металлический анкерный стержень, делающий гриф более жестким и прочным. Для основания и накладки подберите кленовую или березовую доску толщиной 40-45 мм. Расколите ее топором на три дощечки-заготовки, а потом рубанком доведите их до требуемых размеров. Среднюю заготовку основания распилите на две части, как показано на рисунке, одну часть пока отложите, а вторую склейте с правой и левой частями грифа. Головку грифа вырежте из цельного деревянного бруска и плотно приклейте к основанию. Затем выфрейзеруйте в головке паз для укладки анкерного стержня. В точках А и Б проделайте поперечные углубления для прижимной и опорной шайб стержня. Собранный стержень вложите в паз.

Теперь возмите вторую часть средней заготовки, смажьте ее клеем и вставьте в паз поверх анкерного стержня. Собранный узел стяните струбцинами. Прижатый к основанию грифа анкерный стержень согнется в противоположную натяжению струн сторону. Причем изгиб этот можно регулировать, завинчивая или отвинчивая цилиндрическую гайку.

Когда клей высохнет, снимите струбцины и рубанком или рашбилем обработайте выступающие части средней рейки. На верхнюю поверхность основания приклейте накладку. Лицевую поверхность головки грифа отделайте шпоном красного дерева. Накладку советуем отфанеровать под орех. Для этого шпон в течение нескольких часов проварите в растворе черного анилинового красителя, высушите заготовки, зажав их между двумя плоскими поверхностями.

M/K=Q1; M-Q1=L1,

где M — мензура инструмента, K — коэффициент интервала (K=1,05946), L1 — расстояние от порожка до 1-го лада. На стандартных гитарах мензура равна обычно 630 мм. По формулам определяем L1 — длину первого лада, затем повторяем расчет, вместо M подставив Q1:

Q1/K=Q2; Q1-Q2=L2.

Получаем длину второго лада (в мм). Сложив L1 и L2, находим расстояние от верхнего порожка до второго лада. По такой же схеме определяем расположение третьего, четвертого лада и т. д. У вас должна получиться вот такая таблица (мензура M-630 мм):

Номер лада Расстояние от верхнего порожка до лада (в мм)
1 35,4
2 68,7
3 100,2
4 130,0
5 158
6 184,5
7 209,5
8 233,1
9 255,4
10 276,4
11 296,3
12 315,0
13 332,7
14 349,4
15 365,1
16 380,0
17 394
18 407,3
19 419,8
20 431,6
21 442,7

Рассчитав гриф, берем длинную металлическую линейку и, приложив ее к осевой линии грифа, начиная от верхнего порожка, производим разметку ладов в соответсвии с таблицей. Затем по угольнику из отмеченных точек восстанавливаем перпендекуляры к осевой линии и шлицовкой делаем пропилы в накладке глубиной 1,5-2 мм. После этого 1, 3, 5, 7, 9, 12, 15, 17, 19, 21-й лады нужно отделать инкрустацией. Она не только украсит гриф, но и облегчит игру на гитаре. Инкрустацию набирают из пластинок белой пластмассы, перламутра или целлулоида «под перламутр». Толщина заготовок 0,5-1 мм. На рисунке приведены некоторые варианты инкрустации грифа и его головки (ее желательно отделать штапом).

Тыльную сторону основания грифа обработайте напильником так, чтобы она приняла овальную форму. Положив на прямоугольный брусок наждачную бумагу, обработайте им края накладки, чтобы она получилась в поперечном сечении слегка овальной.

Может возникнуть вопрос: где взять металлические заготовки для ладов? Взять из сломанной гитары. Можно их сделать и самому из латунной проволоки Ж 2,5 мм. Прежде чем вставлять отрезанные по размеру металлические заготовки, выгните их так, чтобы при забивке они приняли профиль накладки грифа. Забивайте лады деревянным молоточком, следите, чтобы наклонные рубчики ладов (имеются в виду покупных) были направлены в одну сторону. Установив лады, к боковым поверхностям накладки приклейте полоски штапа, к торцу же (у головки) прикрепите верхний порожек так, чтобы он выступал над накладкой на 4-5 мм. Изготовить его можно из металла, кости или пластмассы. Нижний торец грифа оклейте пластмассой толщиной 1-2 мм. Отверстия для колков удобнее просверлить после окончательной отделки грифа. Причем в отверстия желательно вставить металлические втулки. Колки купите в музыкальном магазине и после небольшой переделки, связанной с изменением расстояния между ними, установите на головку грифа.

Чтобы гитара хорошо выглядела, ее нужно покрыть нитрокраской или нитролаком типа НЦ222 или, что лучше, полиэфирным лаком, он широко применяется в мебельной промышленности. Этот лак придаст гитаре нарядный «фирменный» вид.

Прежде чем покрывать гитару лаком, нужно хорошо ее обработать наждачной бумагой, а потом проморить морилкой, она придаст дереву приятный оттенок, подчеркнет фактуру древисины. Чаще всего в продаже бывает анилиновая морилка двух цветов: красного и коричнего. Если гитара отделана шпоном красного дерева, используйте морилку красного цвета; если шпоном под орех — коричневого. На древесину морилку наносят тампоном или из краскопульта, аэрографа.
Обработанную морилкой гитару хорошенько просушивают и только после этого покрывают лаком. Обращаем внимание: полиэфирный лак не ложится на загрязненные жиром, маслом, кислотой поверхности. Плохо держится он и на влажной древесине.

Лак наносят методом «полива» (краскораспылитель не годится). Сначала покрывают горизонтальные поверхности — верхнюю и нижнюю деки, а также головку грифа. Для этого пенопластом заделываем в корпусе гитары все отверстия. Затем изоляционной лентой оклеиваем обечайку корпуса и головку грифа так, чтобы лента выступала на 4-5 мм.

После этого кладем корпус на ровную горизонтальную поверхность и готовим полиэфирный лак: составляем две части в таком процентном соотношении. 1-я часть: лак-основа — 100%, ускоритель — 2%, 3%-ый раствор парафина в стироле — 1,7%. 2-я часть: лак-основа — 100%, инициатор — 6%, 3%-ный раствор парафина в стироле — 1,7%. Смешиваем обе части в равных пропорциях и этой смесью заливаем поверхность деки. Точно так же лакируем и головку грифа, предварительно приклеив к ней инкрустацию из целлулоида или пластмассы.

При комнатной температуре (примерно 22-24°C) лак полимеризуется через 20-30 минут. Сложнее покрывать боковые поверхности корпуса и обратную сторону грифа, так как полиэфирный лак здесь плохо удерживается (часть компонентов стекает, а оставшиеся не полимеризуются). Однако и эту проблему можно решить, если знать некоторые тонкости. Дело в том, что у полиэфирного лака есть еще одна стадия полимеризации, назовем ее промежуточной.

Чтобы определить момент ее наступления, проведем такой опыт. В небольшую емкость слейте 1-ю и 2-ю части и, включив секндомер, начинайте помешивать смесь палочкой. В течение 3-4 минут лак будет оставаться жидким, вязкость увеличится лишь незначительно. Затем примерно в конце 4-й минуты смесь начнет густеть и за 20-30 секунд превратится в студенистую массу. Это и есть промежуточная стадия. С этого момента лак будет плавно затвердевать, превращаясь в прозрачное твердое покрытие. Этим свойством мы и воспользуемся. Из хлопчатобумажной ткани сделайте тампон и прикрепите его к палочке. Смешайте обе части лака и включите секундомер. Первые 3-3,5 минуты помешивайте лак, следя за плавным увеличением его вязкости. В начале 4-й минуты обмакните тампон в лак и быстро нанестие его на боковые поверхности корпуса. Под стекающий лак подставьте чашку. Места, с которых он стек, снова покройте. При стекании лак может увлечь за собой и морилку.

Чтобы избежать подтеков, морилку в боковые поверхности гитары следует втирать тонкими слоями тампоном. Если после первого покрытия останутся участки, на которых лак не удержался, не дожидаясь окончательной полимеризации, то есть через 18-20 минут, повторите операцию. Дав гитаре просохнуть 8-10 часов, приступают к полировке корпуса и грифа. Большие приливы затвердевшего лака на кромках корпуса удаляют напильником, плоские поверхности обрабатывают водостойкой шкуркой, смачивая водой. Затем войлоком и полировальной пастой № 290, замешанной на керосине (можно использовать и другую пасту), до блеска полируют отлакированные детали. После такой отделки гриф и корпус готовы к установке механических и декоративных узлов, темброблока и звукоснимателей.

К механическим узлам относят: колки, служащие для натяжения струн, втулки, в которых вращаются валы колков, футороки и винты, крепящие гриф к корпусу гитары. На грифе размещается пластмассовая крышечка в виде колокольчика, закрывющая углубление с анкерным стержнем. На корпусе установлены струнодержатель на регулировочных винтах и футороках, кобылка с регулировочными подпружиненными порожками (она крепится на регулировочных винтах и футороках), рамки звукоснимателей с регулировочными винтами, втулки для крепления ремня. Кроме того, здесь расположены декоративные элементы: пластмассовые кружок под тумблер переключения звукоснимателей и «флажок» (он расположен под струнами), металлическая пластинка с отверстиями под винты (они крепят гриф к корпусу), пластмассовые крышки, закрывающие отверстия под тумблер и темброблок. Чертежи струнодержателя, кобылки и других деталей — на рисунках. Там же представлены и колки (они продаются в музыкальном магазине). На гриф их устанавливают, увеличив немного расстояние между отдельными звеньями.

Подготовив все металлически детали, приступаем к сборке. Сначала ввинчиваем футороки в пятку грифа и, пропустив винты через прокладку, прикрепляем гриф к корпусу гитары. Он должен быть отклонен в сторону задней деки на угол 2°.

Устанавливаем в корпусе футороки под струнодержатель и заднюю кобылку. В середине обечаек прикручиваем шурупами втулки для крепления ремня. Остальные детали и декоративные элементы устанавливают после изготовления звукоснимателей, а также установки и распайки темброблока в корпусе. Если вы хотите иметь хорошую электрогитару, обратите особое внимание на электромагнитные звукосниматели, преобразующие колебания струн в электрический сигнал. Они должны быть помехозащищенными, то есть не создавать фон вблизи силовых электроустановок — иметь высокий уровень выходного сигнала, не «заваливать» высокочастотные составляющие спектра колебания струн. Все это учтено в звукоснимателе, схема которого изображена на нашем рисунке.

Звукосниматель состоит из двух близкорасположенных постоянных магнитов, обращенных к струнам противоположными полюсами, а также двух обмоток, начальные выводы которых являются выводами звукоснимателя (концы обмоток соединены между собой). Такой звукосниматель можно сделать из покупного, недорогого. В этом случае вам придется только подогнать его размеры под указанные на рисунке. (Если же вы будете самостоятельно делать звукосниматель, сообщаем данные его обмоток: провод Ж0,06 мм, общее количество витков — 6000). На намоточном станке разделим обмотку покупного звукоснимателя на две одинаковые — по 3000 витков.

Получившиеся части обматываем тонким полиэтиленом и укладываем вокруг магнитов (схема соединения показана на рисунке). Собранный таким образом помехозащищенный звукосниматель укладываем в спаянный из латуни футляр и, прежде чем запаивать его, проверим правильность сборки. Для этого выводы Н1 и Н2 подлючим к входу осциллографа и, постуквая отверткой или гвоздем по корпусу звукоснимателя, понаблюдаем за уровнем всплесков амплитуды сигнала на экране. При правильной сборке уровень всплеска амплитуды составляет 600-800 мВ, а при неправильной — всего 20-30 мВ. Проверив звукосниматель, окончательно запаиваем футляр, при этом вывод Н1 присоединяем к корпусу футляра (земля), а вывод Н2 — к центральной жиле экранированного провода длиной 25 см (оплетка его припаивается к корпусу звукоснимателя).

Звукосниматель должен подниматься или опускаться относительно струн. Поэтому к его футляру припаиваем кронштейны из 2-мм латуни и подпружиненными регулировочными винтами укрепляем их в пластмассовой рамке. Изготовленные звукосниматели устанавливаем на корпусе гитары и приступаем к распайке темброблока.

Поясним некоторые обозначения: К — переключатель звукоснимателй, R2 и R3 — регуляторы уровня сигнала, R1 и R4 — регуляторы тембра.

Так как описанный выше тип звукоснимателй обеспечивает высокий уровень высокочастотных гармоник снимаемого сигнала, регуляторы тембра работают лишь на уменьшение этого уровня. Переключатель должен иметь три фиксированных положения, при которых на выход подаются сигналы с первого, второго или сразу с обоих звукоснимателей. Такой переключатель можно сделать из тумблера на три фиксированных положения, например, типа П2Т-1. Тумблер нужно разобрать и слегка подогнуть контакты так, чтобы каждый из них в двух положениях переключателя оставался неподвижным, а в третьем — размыкал цепь.

Распаивать схему темброблок советуем прямо в корпусе гитары, предварительно укрепив на верхней деке звукосниматели, тумблер и потенциометры регуляторов уровня и тембра. При этом корпуса потенциопетров не забудьте соединить общим проводом с корпусом звукоснимателей и со струнодержателем заземлив тем самым струны гитары. Пропустив в отверстие обечайки выходной конец экранированного провода темброблока, припаяйте его к выходному разъему, а затем привинтите разъем шурупами к обечайке. Теперь — тоже шурупами — можно крепить крышки на обратной стороне гитары. На верхнем порожке грифа сделайте шлицовкой пропилы под струны (расстояние между ними 8 мм).

Глубина пропилов делается такой, чтобы расстояние от струн до первого лада составляло 0,3-0,4 мм. После этого можноустанавливать струнодерджатель, кобылку и натягивать струны. Настраивают гитару по камертону. Вращая регулировочные винты кобылки, устанавливаем струны на высоте 3-4 мм от последнего лада. Звукосниматели располагают на расстоянии 4-5 мм от струн.

На верхней деке укрепляем декоративный флажок, предохраняющий от царапин полированную поверхность гитары при игре медиатором. Гаечным ключем подтягиваем на грифе гайку анкерного стержня, закрываем углубление декоративным колокольчиком. Перемещая порожки на кобылке, добиваемся настройки струны на 12-м ладу. Окончательную настройку производят по камертону. Гитара готова.

Теперь расскажем, как изготовить преобразователь спектра, гитаристы профессионалы называют его «Дистошн». Обычно этот эффект используют при исполнении соло. Поясним схему «Дистошн».

Сигнал с выхода электрогитары подается на вход преобразователя спектра, а с него на усилитель мощности. Бархатный тембр получается за счет применения на инвертирующем входе 4 микросхемы DА1(К553УД2), корректирующей цепочки C5-R6-R7 и диодного ограничителя VD1-2, который «скругляет» острые углы прямоугольного сигнала, поступающего на вход диодного ограничителя с выхода микросхемы — усилителя входного сигнала. На рисунке мы приводим осциллограммы преобразуемого сигнала. Преобразователь спектра имеет две регулировки. Резистор R7 — регулятор тембра. С его помощью можно получать как мягкое, так и довольно «жесткое», продолжительное звучание струны, содержащее много усиленных гармоник высших частот. Сопротивление R9 — выходной регулятор громкости. Правильно собранная схема не нуждается в наладке. Питается она от батарейки «Крона». При отсутствии указанной микросхеиы ее можно заменить любым другим операционным усилителем с соответствующими цепями коррекции.

«Дистошн» можно собрать на небольшой печатной плате и разместить в корпусе гитары, выведя кнопку включения и два регулировочных сопротивления на верхнюю деку. Это создает дополнительные удобства при игре. Если соединить «Дистошн» с другой приставкой, например «Компрессор», можно получить другой интересный и также часто используемый эффект «Сустэйн», который имеет такую же тембровую окраску, как и «Дистошн», но отличается более продолжительным звучанием.

Как сделать гитару

Видео о том Как сделать гитару

Галилео. Эксперимент. Электрогитара самодельная

№741 от 04.05.2011

На каком принципе работает электрогитара? Как сделать электрогитару из подручных материалов?

Самодельная гитара из лего

Эта гитара может играть реальнуюю музыку через усилитель(магнитофон) струны из канцелярских резинок

Моя партнёрка: https://youpartnerwsp.com/join?38520

Как сделать самодельную акустическую гитару из дерева своими руками в столярной мастерской

✔Столярные изделия своими руками✔https://www.youtube.com/channel/UCesj...✔Группа Вк СДЕЛАЙ САМ✔https://vk.com/sdelajsam Как сделать самодельную акустическую гитару из дерева своими руками в столярной мастерской. В этом видео Вы узнаете как самостоятельно сделать акустическую гитару из дерева своими руками в гаражной столярной мастерской.

Самодельная электрогитара,Home-made electric guitar

Home-made electric guitar,Самодельная электрогитара,funny video ever, как сделать самому электро гитару, электро гитара от розетки, очень простая схема, сделать в домашних условиях электрогитару очень просто,
Подпишись,поставь лайк и я сделаю то же самое, подпишусь и поставлю лайк
взаимо подписка

Парень играет на самодельной гитаре

Уличный музыкант из Либерии исполнил произведение на музыкальном инструменте, собранном из подручных средств.

Развлекательный канал Нет скуки.ру Оставайтесь с нами, не пропустите новые выпуски смешных приколов!

Контакты:
Наш сайт - https://www.net-skuki.ru/
Наша группа - https://vk.com/netskukiru

Бас гитара лопата рельсовая сталь (Bass guitar from shovel)

Бас гитара из лопаты своими руками

Самодельная бас гитара. Новая жизнь баса "Тоника" + тест бас гитары усилка и динамика Beag!

Переделка - перепилка старого баса "Тоника" совкового производства под новые деревяшки, плюс тест самодельного усилка для баса и нашего старого динамика BEAG. За ранее прошу прощения за плохое качество видео, под рукой была только мобилка: (

Как я сделал гитару))).mpg

Сделал из го..вна))) Предлагаю к просмотру песню Призрак https://www.youtube.com/watch?v=8cGtiT... Тут есть еще образец звука https://www.realmusic.ru/songs/1031673

Как сделать из гитары автомат Калашникова.

Процесс переделки обычной электрогитары в эксклюзивную гитару в виде автомата Калашникова. Кстати очень оригинально подключен Floyd Rose!
Канал автора видео - https://www.youtube.com/user/jimmydir...

Как сделать медиатор самому

Нарезка медиаторов - процесс несложный, но требует хорошего глазомера. Покажу и расскажу как делаю медиаторы я. Нужно: пластиковая карта, ножницы и более-менее прямые руки:)
Текст и аккорды на моем сайте: https://piroliz.com
Подписаться: https://goo.gl/RIRG9X

Медиатор или плектр - костяная, пластмассовая или металлическая пластинка.

С помощью плектра защипывают струны и тремолируют на некоторых щипковых струнных инструментах (т. н. плекторных) - лютне, цитре, мандолине, домре, кобзе, пипа, сямисэне, лавабо; также на народных русских инструментах - балалайка-контрабас. Часто используется при игре на инструментах, для которых более традиционным является защипывание струн пальцами - например, на гитаре. В последнее время плектр чаще называют медиатором. Медиатор широко используется при игре практически на всех видах и типах гитар: как электрических, так и акустических.
Современный рынок музыкальных инструментов и аксессуаров предлагает широкий выбор медиаторов. Они различаются материалами, размерами, формой, толщиной, цветом и всевозможным графическим оформлением. Как правило, материал медиатора должен быть менее твердым в сравнении с материалом струн, поскольку при активной игре, в результате трения, один из контактирующих материалов стачивается, и стачивается быстрее тот, который мягче. Естественно, что медиаторы (как, впрочем, и струны) являются «расходным материалом».

Металлический медиатор, используемый, в основном, при игре на электрогитаре, превышает по твёрдости материал струн, обладает чётким металлическим звуком и практически нестираемый, но многие гитаристы отказываются использовать металлические медиаторы из-за значительного износа струн. «Классические» же медиаторы из кости окончательно выходят из употребления, вытесняемые намного более дешёвыми и простыми в изготовлении пластмассовыми. Таким образом, ныне подавляющее большинство музыкантов из соображений практичности отдают предпочтение медиаторам из пластика, а основными критериями при выборе медиатора являются его толщина и угол рабочей кромки (в плане). Приверженность к какой-то определённой фирме-изготовителю на самом деле не имеет значения, поскольку влияние состава пластмассы на звук ничтожно в сравнении с мастерством исполнителя, качеством инструмента, струн и аппаратуры.