Изготовление настольных игр. Выпуск настольных игр как бизнес

Вырубка карт. Интересна пыль: она на бумажном производстве покрывает всё очень быстро.

Меня уже много раз спрашивали, как коробка резанного картона может стоить 1500 рублей. Что в ней такого?

  • От цепочки формирования, то есть отталкиваясь от затрат на разработку и производство - это нижний ограничитель.
  • От экономики - сколько человек готов заплатить, и какую цену можно ставить, пока не сожрут конкуренты (это верхний ограничитель, он же показывает, в какую стоимость производства мы должны укладываться).
  • И от стоимости аналогов-заменителей. В нашем случае кустарного производства. То есть изготовления настольной игры своими руками.
  • Вы будете чудовищно удивлены, когда придёте с макетами в типографию и попросите их напечатать. У нас три экземпляра игры к выставке получаются за 20 тысяч. Сейчас объясню, почему. Начнём с коробки Размер коробки обычно определяется размерами поля игры (и чаще всего - сложенного вдвое или вчетверо).
    • Делаем кустарно сами. Вы, конечно, можете взять коробку для обуви или Почты РФ, но она будет страшной и не про игру. Стоимость коробок почты вот . Как видите, нам подходят те, что за 90 и 120 рублей, но можно уложиться и в 70 рублей (на практике они достаются ещё дешевле - если без логотипа).
    • Делаем к выставке. В нашем же случае подготовки ещё не вышедшей игры к выставке нужна полноценная оклейка коробки. Это мы делаем вручную у себя на производстве по имеющейся вырубке, заказав печать лайнеров в цифровой типографии, то есть на основе одной из типовых коробок производства. Стоимость, включая ручную работу, уже около 1000 рублей.
    • Делаем в типографии в качестве предтиражного оригинал-макета. Это бета-коробка, по которой нужно проверить, как смотрятся надписи, нет ли проблем с изображением на углах и так далее, покрутить в руках, поставить в наш специальный шкаф в офисе с играми (как в магазине) и оценить издалека заметность в выкладке. Для этой беты в типографии распечатывается лист картона, на котором дно и лист с крышкой. Далее всё это вырезается обычными ножницами и склеивается скотчем. Сразу понятно, надо ли что-то править в верстке или отдаем в тираж. Стоимость такой работы около 700 рублей. Коробка отлично подойдет для презентации проекта издателю, но не для постоянного использования - расклеится и порвется очень быстро, да и качество у неё далеко не «глянцевое».
    • Делаем в тираже. Нормальные промышленные коробки имеют себестоимость при тиражах 5-10 тысяч штук около 40-70 рублей за штуку. И это только себестоимость для производства без учёта логистики и прочих вещей. Коробка для вашего телефона - прочная такая, красивая - в себестоимости, скорее всего, 150-250 рублей. Коробка для фена (страшненькая) - дешевле сотни. Для примера, наша стандартная коробка формата «Шакал: Остров сокровищ» с размерами 257х257х74 мм, толщиной каппы (переплетный картон) 1,25 мм, обычной мелованной бумагой для обклейки, печатью и лаком на тираж 3000 шт стоит 68 рублей (здесь и далее цены заказа внешним автором игры в рамках производства своего тиража). Но мы, конечно, печатаем куда большие тиражи, и она получается куда дешевле.
    Я потырил картинки из презентации нашего производства, они очень хорошо подходят для объяснения, вот:


    Единственный момент: на фото не само соединение, а нанесение клея перед соединением.

    Чтобы понять, почему коробка может стоить так дорого, надо начать издалека - а именно, с вообще вопроса производства коробок. Красивые большие коробки в России по приемлемым ценам умеет делать 4 фабрики, и одна из них наша в Подольске. Остальные (не с этих фабрик) везутся из Китая или других стран. Проблема в техпроцессе, например, коробки крышка-дно (самосборки дешевле, но куда, куда хуже для крупных игр):

  • Сначала нужно взять лист картона и нарисовать на нём вырубку.
  • Затем вырубить будущий конструктор для коробки (точнее, два - для крышки и дна отдельно). Это делается на ура на тигельном прессе и ничего сложного не представляет.
  • Сложить коробки. Это уже сложнее, потому что если коробки разных размеров (а, в целом, вам нужно минимум 4 разных типоразмера), то автоматизировать это довольно сложно. Поэтому делается руками.
  • Сложенные картонки нужно оклеить бумагой (кашировать) - на этой бумаге будет напечатаны картинки и всякие надписи. На самом картоне печатать нельзя, потому что в него совершенно иначе впитывается краска (офсетная машина по каппе не работает). Хотите красиво - держите бумагу. Это тоже делается в большинстве случаев руками на специальных станках.
  • Оклейка, кстати, делается не только снаружи, но и нередко внутри коробки, особенно на крышках, вот примерно так:

    Все ли коробки делаются вручную? Далеко нет, но полностью автоматическая линия - явление для России крайне редкое. У нас, например, есть своя, но приключения с этим долбанным творением китайского инженерного гения тянут на целый пост, куда нельзя пускать маленьких детей. На третий день пусконаладки, к примеру, выяснилось, что реле питания ровно под чаном для кипящего клея. И этот самый клей кипит, брызгается и брызгами замыкает контакты намертво. Потом станок встаёт, и весь клей застывает внутри в тонких трубочках. Первый апгрейд мы сделали детским ведёрком для песочницы - защитили реле. С тех пор апгрейдов такого же уровня, только чуть более технологических, было ещё много. Сейчас, тьфу-тьфу, нормально работает.

    Печать любого листа - тоже нетривиальная история. Чтобы напечатать на лайнере коробки рисунок, надо сначала подготовить офсетную плёнку и сделать приладку. Это стоит минимум 15 тысяч рублей: сначала делается цветоделение. Для чего это надо: печатная машина представляет собой блок размером с КАМАЗ, в котором по очереди на лист наносятся четыре цвета. Первый блок - первый цвет, второй блок - второй, третий - третий, четвёртый - четвёртый. В смешивании получается нужный оттенок CMYK - из голубого, фиолетового, жёлтого и чёрного. У нас ещё есть пятый отсек - это для дополнительной обработки нашего материала, например лаком или печати фиксированным цветом пантона. Так вот, нужно подготовить и рассчитать всё так, чтобы они наносились правильно - это и есть цветоделение и приладка.

    Потом делается офсетная плёнка. С плёнки изображение переносится на алюминиевую форму. Эти формы нужно загрузить в машину - тоже не пять секунд (а, на секундочку, там могли печататься в это время газеты или листовки какого-нибудь кандидата - то есть время простоя оплачивается). Потом начинается приладка. Чтобы запустить тираж, надо потратить примерно 200-300 листов на тиражи до 5000 штук. При больших тиражах могут быть несколько приладок, условно каждый час приладку подправляют, потому как она постепенно сбивается. Приладка - это точность попадания в цвет, точность совмещения лица и оборота и так далее. В момент приладки печатник бегает вокруг машины и чуть подтягивает упоры листа, или их сдвигает, чуть подбавляет краски в секции и так далее. Мы печатаем на выставки игры тиражом 50 штук и цифрой, и офсетом - да, их дешевле делать цифрой, но качества для показа не будет. Цифра не позволяет точно попасть лицом в оборот, постоянно прыгает до 2 миллиметров независимо от приладки, цифровые машины (кроме запредельно дорогих) не умеют точно позиционировать лист. В общем, сплошной рандом, разочарование и довольно некачественный цвет (не в последнюю очередь из-за этого рандома). Широкоформатная печать (тоже цифра, но другая) - там качество хуже, но напечатать могут. Цена включения машины - 300 рублей (это даже для одного листа). Стандартный лист B3, то есть влезает туда далеко не так много, как хотелось бы. Есть ещё особенности бумаги - например, на картон надо наносить мелованный слой. Так делается для каждого листа коробки, для карт, поля и других компонентов. И это ещё простой случай, когда нет пантона или лакирования.

    Вырубить коробку - тоже сюрприз. В общем случае это штамп на лайнер крышку, штамп на лайнер дно и 2 штампа на картон для этих коробок. Бывают фигурные исключения. Штамп для тигеля - фанера, в которой лазером выжигают нужный рисунок, а затем в этот рисунок вставляются ножи определенной конфигурации, затем ножи обклеиваются с двух сторон резинками определенной жесткости (под разный тип вырубки, разной жесткости). Если резинки не ставить, то после пары ударов все ножи будут согнуты - нужно смягчать удар, давая такую нагрузку на нож, которая будет позволять прорубать изделия, но не деформировать нож. Тоже приладка и производство штампа.

    Думаете, с коробкой всё? А вот нет. Теперь нужен ложемент. Это такая штука, которая держит компоненты игры на местах - с углублениями для карт и так далее. Можно сделать простой и немного страшноватый из картона (он будет отходить от стенок, под него будут просыпаться мелкие фишки, но для игр из поля и карт он подходит). А можно - надуть по форме из пластика.

    Делается он так:

    • Кустарно. Берём картон и просто гнём его как получится. Получается, как правило, не очень, но, в целом, не очень мешает, если учесть, что наша коробка уже вообще не от игры.
    • В тираже. Нужна форма и специальный станок. Схема производства пластикового ложемента не сильно отличается от схемы производства пластиковой бутылки (только бутылки клепают миллионами, а ложементы - тысячами). Себестоимость пластикового - рублей 80-90 рублей. В нашем кустарном случае для трёх прототипов складываются картонные. Арифметика тоже простая. Процесс: разработка чертежа, создание 3D-модели, затем подготовка изготовление вырубного штампа, рамок и пуансона для механической вытяжки (при необходимости), подбор цвета и раскрой обрабатываемого материала - процесс вакуумного термоформования ложементов. Стоимость оснастки в среднем от 50 до 100 тысяч рублей. Итого в минимальном тираже 1000 штук цена за ложемент получается порядка 80-90 рублей. Другой вопрос, что если вы делаете по 5000 ложементов (как мы), то цена может снизиться и до 30-40 рублей.
    • К выставке. Для опытного образца можно сделать оснастку не из алюминия, а из МДФ, она стоит тысяч 15 рублей. 10 штук максимум, и ложементы получатся немного разные по форме. Ещё нужна приладка. Полимера уходит около 30 рублей на каждый ложемент.
    • В типографии. В случае «бытового заказа» в типографии картонный ложемет в духе «брр», сделанный с ручным трудом вырезанием по эскизу - это 200-300 рублей за единицу. Если его делать правильно - 5000 рублей за штамп, 2 рубля за удар (1 удар = 1 ложемент).
    Карты Карт чаще всего в коробке от 50 до 100 штук.
    • Кустарно. Можно взять протекторы для карт (200 рублей), обычную колоду в их размере (70-100 рублей) и положить бумажки поверх обычных карт в протекторах - так карты можно будет перемешивать, и так нам обычно приносят прототипы. Или же купить прототипирующих карточек из картона и написать от руки на них - так мы тестируем игры в альфе.
    • К выставке нужно делать более-менее красивые карты. Для этого мы печатаем их на точном цветном принтере, отвозим в специализированное производство типа нашего или типографию с тунельным прессом как на картинке вверху поста (или, на крайний случай, с ручной скруглялкой углов). Могли бы и до своего производства, но до типографии дешевле, мы в Подольске. Затем сначала нарезаем листы с напечатанными картами на прямоугольнички, а потом выраниваем и скругляем углы на прессе. Стоит такая колода из 100 карт будет от 3 до 3,5 тысяч рублей. Выглядит неплохо, хоть и бывают смещения лица относительно оборота из-за неточности печати цифрой.
    • Для прототипа , чтобы сыграть или продемонстрировать издателю, так можно и не заморачиваться. Стоит просто напечатать карты в типографии и попросить их, либо самостоятельно ножницами нарезать листы на прямоугольники. Стоить 100 карт будет около 2 тысяч рублей.
    • В тираже - колода из 100 карт в размера 63 х 89, напечатанные на картоне 260 грамм, 4+4, вд-лак, и разный оборот будут стоить приблизительно 70 копеек за карту при тираже 3000 штук. На двух листах максимум ляжет 100 карт. 101 карта - уже не укладываетесь в лист - еще плюс приладка и все вытекающие. Плюс отдельно ещё гофра для упаковки и работа по укладке. Если вы смотрели фильм «War dogs» про 100 миллионов патронов к Калашникову, то должны понимать, как это важно.


    «Stupid Casual» заказывал карты для Имаджинариума у нас - точнее, стал заказывать после серии «мохнатых» по краям на другом производстве

    Пластиковые карты будут ещё сильнее дороже. На тираже всплывает ещё необходимость точно попасть в цвет рубашек (это сразу значит очень точную пантонную подгонку). Плюс часто бывают неформатные карточки, например, очень маленькие - это новые формы. Опять же, в нашем случае типография режет руками, на производстве ещё надо подгонять станок - это довольно долго.

    Это всё - если штамп стандартный. У нас их несколько десятков, причём некоторые повторяются - чтобы избежать простоев, когда штампы уезжают на заточку. Штамп же на нестандарт с учетом доставки выйдет примерно в 20 000 и делается 2 недели. В стране есть всего один завод, который занимается производством туннельных штампов. Они же делают туннельные прессы, и у них же эти штампы надо точить.

    Поле Поле делается по тому же принципу, что и коробка - из нескольких слоёв материала. К счастью, гнуть его надо мало, и объёмной оклейки там нет. Поэтому всё относительно просто.
    • Кустарно. Берём большой лист картона и рисуем всё на нём, либо наклеиваем на него распечатку. Рублей 50 за лист и рублей 20 за распечатку.
    • К выставке лучше делать так: печатаем на лайнере изображение цифрой либо широкоформаткой. Идем в типографию, где умеют кашировать (склеивать) переплётный картон с лайнерами. Кашируем с лица нашим лайнером, а с оборота красивой белой или чёрной бумагой. Пусть наше складное поле имеет размер 500*250 мм, ширка+картон - тогда цена 550 рублей.
    • Для презентации издателю проще как и с коробкой распечатать поле на обычном картоне - этого будет достаточно, чтобы сложилось правильное впечатление от игры. Цена вопроса - 350 рублей.
    • При тираже 3000 штук наше поле 500х250 мм будет стоить примерно 56 рублей за единицу.


    Каширование коробок, так же часто поступают с полями Правила
    • Кустарно - пачка распечаток, скажем, 10 рублей за лист (это цена сервисов печати у метро, на собственном принтере дешевле - но не забывайте про цену принтера).
    • В типографии или к выставке : 200*200, 12 полос 4+4, скрепка = 650 р. Очень дорого из-за единичного тиража.
    • В тираже - 25 рублей за штуку на 1000 штук.
    Фишки Фигурки делаются сложно. Вот примерный техпроцесс:


    Финальный шаг - литьё в полимерную форму, в ней металл превращается в фигурку.

    • Кустарно: взять фишки от другой игры.
    • К выставке: можно делать фигурки на промышленном высокоточном 3D-принтере или отливать единичные изделия из металла не просто дорого, а конски дорого. Модель, форма - или модель и нормальный принтер. Можно взять и типовые деревянные для прототипа, конечно.
    • В тираже от 10 тысяч штук на модель. В металле самое сложное - мастер-экземпляр (из серебра, это нужно для изготовления формы отливки). Обычно стоимость 3D-модели и изготовления мастер-копии очень высока. Потом отливочный тираж, который не имеет смысла на тиражах до 10 тысяч штук. Есть литьё «в силикон», там фигурка в себестоимости на фабрике от 20 до 100 рублей в зависимости от сложности и размера.
    • Менее 10 тысяч штук. Здесь рационально использовать дерево. В дереве нет ничего сложнее окраски. Тут вообще волшебная история. Окрасочный станок (так, чтобы краска ложилась без капель, не текла, не меняла цвет, а фигурки потом не красили стол при нажиме) стоит 20 тысяч евро. Мы объехали несколько немецких производств, присматривая б/у. Не нашли дёшево. Потом пожаловались «Кузьмичу» - местному инженеру, лежащему по полдня под продукцией завода АЗЛК. Он подумал и сказал, что сделает, если мы привезём ему бытовой техники на разбор. В итоге из деталей холодильника и стиральной машины, кучи фанеры и трубок он сварганил монстра из Франкенштейна. Потом, через полтора года, к нам приехали австрийцы смотреть, как всё работает. Их очень удивило качество окраски, которое местами даже выше немецкого. Иностранцев чуть приступ там не хватил, второй за день. Первый случился, когда они увидели промзону с мужиками перед получкой.
    Рассыпуха Маркеры из картона, тайлы и составные поля делаются так:

    Всё остальное закупается. Кубики, песочные часы, маркеры - это Китай. В нашем случае - наш складской запас. Песочные часы, например, в России делают только для медицины (страшные и большие). С остальным примерно так же. Деревянные кубики научились делать тут, раньше надо было 3 страны в процессе. Малотиражное бакеллитовое производство (это искусственный полимерный камень, из него делают ступени эскалатора и фишки типа покерных, только тяжелее) разорилось два года назад. Кубики мы сейчас собираемся делать у себя. Как-то так.

    Вот почему самостоятельно изготовленная игра того же качества, что и тиражная копия, стоит тысяч 5-10 за единицу (это когда мы везём на выставку). Если же все штампы новые, то цена была бы выше ещё на 15-20 тысяч.

    То же самое в типографии «руками» где-то 2000-2500 (без учёта штампов).

    Или то же самое за 1200-1500 в рознице на полке.

    Формирование цены по экономике С учётом себестоимости производства этот фактор почти не влияет. Точнее, влияет на выбор материалов: чаще всего приходится заменять пластиковые карты на бумажные и придумывать что-то ещё с фигурками. Сколько люди готовы платить за настольные игры определяется не производством, а ценой других подарков. Максимальная цена нормального спроса для Москвы - 2000-2500 рублей за крупную коробку с кучей всего, для других городов - 1000-1500 рублей. Поэтому всё интересное должно укладываться до 2000 рублей железно. Формирование цены промышленное Есть ещё один момент кроме производства. Разработка. Нужно нарисовать иллюстрации (это 50-70 тысяч минимум), сверстать всё, сделать корректорскую правку, выполнить предпечатные работы (в т.ч. цветокоррекцию и оптимально разложить всё по листу), сделать кучу логистики, иметь промежуточный и финальный склады для компонентов и готовых вещей, цех для сушки коробок, цех для сборки компонентов внутрь коробки, провести контроль качества и ещё много чего. Плюс лицензия, если игра иностранная или роялти отечественному автору (5-10% от оптовой цены). Эта часть

    Создание и производство настольных игр, может обеспечить вас хорошим дополнительным заработком, но для этого созданные вами игры должны быть интересными и привлекательными.

    Строго определения настольной игры нет. Как правило, к категории настольных относят игры, которые заключаются в манипуляциях с небольшим набором предметов, целиком размещенных на столе, на чём-либо, что способно заменить стол и/или непосредственно в руках игроков. В большинстве случаев настольные игры рассчитаны на участие нескольких человек.

    Главное преимущество настольных игр - мобильность, доступность, легкость, они помогают интересно в компании провести досуг и детям, и взрослым. Производство настольных игр не требует громоздкого оборудования, больших площадей и высоких начальных затрат. Для малого предпринимателя это интересный и довольно прибыльный вид бизнеса.

    В настольные игры можно играть практически в любом месте. Их инвентарь должен помещаться на обычном или (реже) специальном столе. Как правило, в настольной игре принимает участие несколько человек, каждая игра имеет свои предметы, правила и атрибуты. Есть классические игры популярные игры, а есть игры для узкой аудитории, важно определиться, для кого вы будете делать игры, кто ваш потенциальный покупатель.

    Производство состоит из таких этапов:

    Разработка и конструирование:

    проектирование всех движущих игровых принципов;
    разработка фабулы, смысловой нагрузки игры, ее целей;
    дизайн элементов игры, коробки;
    приобретение сырья и материалов;
    изготовление первого экземпляра.

    Заключительный этап предполагает проведение работ по организации сбыта готового продукта. Как правило, новые настольные игры предлагают взять на реализацию небольшим магазинам, торгующим подарками, игрушками и книгами. Крупные супермаркеты обычно выдвигают ряд высоких требований, которые оказываются начинающим производителям не по плечу.

    Создание собственного интернет-магазина, где посетители смогут ознакомиться с описанием игр, посмотреть изображения, а также оформить заказ без посредников является прекрасной возможностью повысить уровень продаж.

    Назад Вперед -



    У вас есть Бизнес Идея? На нашем сайте Вы можете рассчитать её Рентабельность в режиме Онлайн!

    Прогнозировать популярность новой настольной игры дело неблагодарное - когда-то издатель отказался распространять «Монополию». Татьяна Бондаренко решила заняться этим бизнесом не потому, что ее увлекают настольные игры - предпринимательское чутье подсказывает бизнесвумен удачные решения.

    Издание настольных игр – трудный бизнес-жанр: никакие фокус-группы не помогут заранее просчитать коммерческую успешность коробки, заключающей в себе игровое поле, фишки, кубики и карточки.

    В 1934 году американскому безработному Чарльзу Дэрроу не удалось продать идею «Монополии» крупному издателю, но он рискнул выпустить игру за свой счет – и в конце концов она стала мировым хитом. Его пример до сих пор вдохновляет новичков трудного рынка. За похождениями одного из таковых мы решили проследить.

    С клетки «Старт»

    Производством настольных игр под брендом Bonko Games предприниматель Татьяна Бондаренко занялась с мужем чуть более года назад. Расчет был абсолютно коммерческим, а вовсе не вырастал из хобби: коллекционированием «настолок» в их семье никто никогда не занимался, на игровых форумах не пропадал, в модных игротеках не участвовал.

    Зато предпринимательский опыт за плечами уже был: в свое время Татьяна оставила стабильную, но невероятно скучную карьеру банковского служащего и ушла в , открыв сначала собственную небольшую типографию, а затем частную гостиницу для собак. А в промежутке успела позаниматься «потоковым» копирайтингом, что научило ее писать много и без творческих кризисов. Этот полезный навык оказался весьма кстати и на ее новом, настольно-игровом поприще.

    Если разобраться, то рынок настольных игр в России весьма молод. Еще лет десять назад казалось, что компьютерные игры одержали в нашей стране окончательную и безоговорочную победу над настольно-печатными, поскольку из последних в продаже можно было обнаружить лишь бесхитростные «ходилки» для детей младшего возраста, а если повезет – дорогие импортные игры, но без .

    Однако с тех пор в России появились и собственные издатели, и бестселлеры – как отечественной разработки, так и выпущенные по западной лицензии – с тиражами свыше десяти тысяч экземпляров. По оценкам самих игроков рынка, сейчас в стране за год выпускается около сотни новых наименований игр.

    Между тем Татьяна Бондаренко с максимализмом, свойственным начинающим, разглядела слабые стороны российского рынка и возможности для себя. По ее словам, отечественные разработчики качественных настольных игр до сих пор в дефиците, а магазинные полки в основном забиты так называемыми локализованными играми из Европы и Америки.

    При этом лицензии зачастую покупаются не на самые популярные игры (поскольку права на издание западных хитов стоят дорого), а локализация может быть лишь частичной – вплоть до того, что фанатам «настолок» потом приходится самостоятельно скачивать с сайта правила игры на русском языке.

    Так что ниша для создателей Bonko Games вырисовывалась очевидная – разрабатывать игры самостоятельно, выпускать не «макулатуру», а продукт высокого качества с приличным дизайном и полиграфией. Идея дебютной игры пришла в голову довольно быстро: решили воспользоваться общественно-политической конъюнктурой и выпустить – аккурат под президентские выборы – игру под названием «Предвыборная гонка, или Кто мог бы стать президентом».

    Придумывать игровую механику и антураж было весело: разно­образные «корочки», позволяющие решить массу проблем, машинки с мигалками вместо привычных фишек, поездки по избирательным округам, лоббирование законов…

    Над колодой карточек с законопроектами, например, пришлось изрядно попотеть. «Их требовалось пятьдесят, в каждой по шесть законопроектов: всего получалось три сотни только в одной колоде», – оценивает объем проделанной работы Татьяна.

    Чтобы игра получилась информационно насыщенной, а тексты – ироничными и полными намеков на реальную жизнь, ей пришлось поднимать все самые громкие политические события за последние несколько лет. Для пущей солидности коробку с игрой было решено стилизовать под строгий черный кейс.

    Когда идея легла на белый лист ватмана в упрощенном, схематическом виде, а затем десятки раз была проиграна с несколькими группами «испытателей», настал момент реального вложения денег. На тот момент в распоряжении предпринимателей было всего 350 тыс. рублей.

    «Изначально, – с улыбкой рассказывает Татьяна, – мы наивно прорисовывали себе идеальный сценарий: игра придумана, перенесена на ватман, протестирована с учетом разных игровых ситуаций, передана в руки хорошему дизайнеру. Какие могут быть сложности?» Однако придумать игру оказалось гораздо проще, чем издать, а затем продать.

    Гонка с препятствиями

    Гейм-дизайн изначально был позицией, на которой создатели «Предвыборной гонки» решили не экономить. Старожилы рынка наверняка усмехнутся, но лишь на него стартаперы потратили 120 тыс. рублей. «Художественная реализация «настолки» за такие деньги, при условии что весь оборот игры может составить всего полтора миллиона, – это нонсенс», – соглашается Татьяна Бондаренко.

    Однако «товарный вид» для перфекционистов из Bonko Games был превыше всего: хотелось держать марку, начиная с дебютной игры. Игровое поле отпечатали на жесткой каппе, традиционно использующейся для переплета книг, игровые карты и удостоверения перенесли на плотный картон с глянцевой поверхностью. Придуманный антураж изрядно увеличивал конечную смету.

    «Мы могли упростить себе задачу и положить в набор вместо фишек-машинок пластмассовые пирамидки, – объясняет Татьяна. – Это стоило бы всего рубль на комплект. Между тем машинка обошлась нам в три рубля. Здесь каждая деталь стоит денег. Когда умножаешь все эти рубли на тираж, получается немаленькая сумма».

    Задумку с покерной коробкой и бархатной обивкой внутри реализовать так и не получилось. Оказалось, что все типографии в Москве и области работают только по готовым шаблонам, а специалистов, разрабатывающих упаковку, практически нет. Пришлось выкручиваться и искать варианты поскромнее. Случайно обнаруженная дома коробка с ручкой стала наглядным образцом для производства упаковки-кейса.

    Сейчас, когда прошло уже более полугода с момента выпуска игры, Татьяна с сожалением указывает на недостатки: «Внутри коробку так и не смогли сделать, как задумывали. По идее она должна была состоять из двух отделений, в одном из которых фиксировалось бы игровое поле, а в другом располагались все остальные аксессуары.

    Когда мы на словах объяснили, что хотим видеть на выходе, нам предложили чудовищно неудобную конструкцию, которая усложнила бы и без того непростую технологию производства и отнимала бы полдня на сборку».

    Мучения над одной только коробкой, которая обошлась Bonko Games в 65 рублей за штуку, заставили сделать неутешительный вывод: возможностей для производства по-настоящему качественных настольных игр в России нет. В Китае, как оказалось, идеальный покерный вариант с бархатной обивкой обошелся бы не дороже 40 рублей. Но в данном случае пришлось бы потерять массу времени на согласование макета игры и решение производственных проблем.

    Типографии пришлось постепенно приспосабливаться к незнакомому производству, а Татьяне – пройти все «круги ада», которые ежегодно на специализированных выставках описывают крупные игроки рынка. Директор проекта «Правильные игры» Иван Туловский, говоря о перспективах издания «настолок» в России, признается, что за 10 лет формирования рынка у нас так и не научились печатать качественные игры.

    В процессе производства, по его словам, необходимо постоянно находиться в типографии, иначе на выходе можно получить продукт, весьма далекий от разработанного макета. Кроме того, стоит заранее быть готовым к приличному проценту брака в виде заломанных карт, неровных полей и несовпадения цветовых оттенков.

    При создании «Предвыборной гонки» испортили сто игровых полей. «Когда они были отпечатаны, оказалось, что в типографии никто не может их правильно вырубить, – вспоминает Татьяна. – Нам с мужем пришлось показывать, как это делается.

    На глазах удивленных работников мы прикладывали линейку к игровым полям, разрезали каппу большим макетным ножом и в сложенном виде отправляли в коробку». «Самообслужившись» таким образом в типографии, стартаперы получили игровые поля по цене 28 рублей за штуку. А типография приобрела бесценный опыт по производству «настолок».

    Старожилы настольно-игрового рынка любят шутить, что любая задача, которая технически сколько-нибудь сложнее производства пазлов, подавляющему большинству российских типографий не под силу. Проблему каждый издатель решает по-своему.

    Так, компания «Мир хобби», познакомившая отечественного потребителя с такими западными бестселлерами, как «Колонизаторы», «Каркассон» и «Манчкин», давно пришла к выводу: печатать игры европейского качества в России все-таки можно – только для этого требуется создавать свое собственное производство. Поэтому весь постпринт компания выполняет на двух собственных производственных площадках в Ивановской и Калужской областях.

    На выпуск «Предвыборной гонки» тиражом 2 тыс. экземпляров у супругов Бондаренко ушло в итоге около 700 тыс. рублей – очень скромная, по оценкам Татьяны, сумма. Однако производственные проблемы изрядно выбили Bonko Games из графика: игру удалось выпустить не к октябрю 2011 года, как планировалось, а лишь к февралю 2012-го.

    К реальным мартовским выборам в России успели, но упустили часть времени, которое могло обеспечить эффективные продажи: лето уже было не за горами. «Лето – это время, когда все игрушечники бедствуют, – признается Татьяна. – Мы очень зависим от оптовиков, которые подбирают товар в зависимости от сезона. С июня по август они предпочитают закупаться надувными кругами, мячиками и скакалками, а не настольными играми».

    Попробуй продай

    Мысль поэксплуатировать в ком­мерческих целях выборную тематику, похоже, витала в воздухе. За полгода до релиза «Предвыборной гонки» на рынке появилась похожая социально-политическая игра – «Выборы президента» от «Дрофы-Медиа», разработчика и производителя детской игровой продукции. Со сроками выпуска у этого старожила рынка все было в полном порядке, и, похоже, компания успела снять сливки.

    Как утверждает Ольга Посева, начальник отдела реализации «Дрофы-Медиа», поначалу у их «настолки» были хорошие продажи, но после мартовского события интерес к ней поостыл. «Хитом продаж игра не стала, но мы и не делали на нее особой ставки, – комментирует она. – После выборов это стал средний товар, который просто пополнил нашу ассортиментную линейку».

    В отличие от более именитого конкурента, Bonko Games делает на своего первенца высокую ставку, поскольку ничего другого в портфеле четы Бондаренко пока нет. И сейчас, прямо на марше, им приходится выстраивать сбытовые каналы. Работа с крупными магазинами напрямую, минуя оптовое звено, оказалась делом хлопотным и требующим таких трудозатрат, какие неразумны для издателя с пока еще мизерной продуктовой линейкой.

    Розница уже продемонстрировала своенравие по отношению к издателям «Предвыборной гонки»: в одном московском торговом доме не оценили иронии игры, видимо, почувствовав какой-то «опасный» политической подтекст, и неожиданно сняли ее с продаж и удалили из ассортиментного списка магазина. Зато через оптовиков удалось поставить игру на полки некоторых «Ашанов» и за первые три месяца продать 120 экземпляров.

    То, почему полки многих российских магазинов в основном заполнены настольными играми экономкласса, тоже недолго оставалось секретом для молодых издателей. Оказалось, что такова изначальная установка и самой розницы, и оптовиков.

    Товару в ценовой категории «выше среднего» и «премиум» в принципе сложнее пробиться на полки, чем «макулатуре»: нужны дополнительные аргументы в пользу того, что игра будет хорошо продаваться, а предложить их малоизвестному издателю бывает сложно.

    По словам Натальи Урусовой, владельца интернет-магазина настольных игр Igrocity.Ru, ценовой диапазон наиболее ходовых игр в России – от 500 до 1 500 рублей. При этом предпочтение отдается играм семейным или для компаний. А «Предвыборная гонка» от Bonko Games оказалась недешевой.

    «В офлайне» она появилась по цене 1 600 рублей, в интернет-магазинах «Комус» и «Суперфишка» – по 1 150. Оптовая партия отправилась на Урал по цене 750 рублей, но можно смело предположить, что дальнейшие наценки в оптовом и розничном звеньях увеличили стоимость минимум в два раза.

    Еще один хорошо зарекомендовавший себя способ продвижения настольных игр, пока не задействованный Bonko Games, – игровые мероприятия в клубах, барах и пабах. Интерес здесь может быть обоюдным: заведение получает наплыв посетителей, а издатель, помимо популяризации игры, может рассчитывать на то, что кто-то из участников решит приобрести экземпляр «для дома, для семьи».

    Затраты издателя при этом исключительно организационные – предоставить своего аниматора, который на уровне проведет мероприятие. Примечательно, что издатели раскрученных игр могут даже рассчитывать при этом на небольшое вознаграждение от заведения.

    Встает закономерный вопрос: стоит ли пускаться во все тяжкие собственного производства и сбыта настольных игр? Нельзя ли просто разработать механику и проект игры, чтобы продать издателю?

    Крупные российские издатели, похоже, и впрямь уже доросли до того, что готовы покупать такой продукт на стороне – и даже начали публиковать соответствующие объявления в Интернете. Условия, правда, на поверку оказываются не слишком привлекательными для разработчика: 20 тыс. рублей или доллар с проданной коробки.

    «Эффективный» тираж, как признают сами участники индустрии, начинается с тысячи коробок, а продажи большинства игр составляют не более чем тысячу–другую экземпляров. Выходит, на продаже идеи игры много не заработаешь: это скорее удел любителей-одиночек, занимающихся разработкой из любви к искусству. Так что этот вариант создатели «Предвыборной гонки» изначально даже не рассматривали.

    По словам Татьяны Бондаренко, за первые полтора месяца присутствия на рынке удалось продать 400 коробок «Предвыборной гонки», а за полгода – более половины тиража. По меркам российской настольно-игровой индустрии – результат неплохой.

    Первый опыт, впрочем, располагает к самоанализу. Очевидный вывод: на одной игре не проживешь, нужен портфель. Чуть менее очевидный: не «премиумом» единым должна жить компания, хорошие «экономигры» в ассортименте ей тоже не повредят.

    Переход на новый уровень

    Элемент случайности, который придает играм такой азарт, в полной мере присутствует и в самом бизнесе «настольщиков»: никогда не знаешь, какая игра по-настоящему «выстрелит» в рознице. Накладывает свой отпечаток и экономика: игра с гениальным «движком» вполне может оказаться столь дорогой в производстве, что при сложившемся на рынке уровне цен не найдет своего покупателя.

    Иван Туловский из «Пра­виль­ных игр» объясняет большой процент присутствия на рынке именно локализованных западных продуктов тем, что российские издатели стараются идти по пути минимизации рисков. Игра, ставшая хитом за рубежом, – это хоть какая-то гарантия того, что и в России такой продукт будет хорошо продаваться.

    И тем не менее в Bonko Games по-прежнему намерены рисковать, выпуская игры собственной разработки. Ограниченность финансовых ресурсов, впрочем, вынуждает изменить тактику.

    Идеальный сценарий налаженного и выгодного производства представляется теперь Татьяне Бондаренко так: нужно запустить линейку игр в эконом- и среднеценовом сегментах, которая обеспечит более или менее стабильный денежный поток и позволит зарабатывать на то, чтобы издавать время от времени по-настоящему серьезную и дорогую игру.

    Портфеля из пяти наименований должно хватить, чтобы начать стабильно выпускать на рынок по 3–4 игры в год. «Праздновать победу можно будет тогда, когда ассортимент составит хотя бы 30 игр, а наша марка станет узнаваемой на рынке», – прикидывает Татьяна.

    «На стапелях» у предпринимателей уже несколько экономигр в «фирменном» ироничном стиле, стоимость которых в рознице должна составить 350–400 рублей. В одной из них – карточной «Акулине» – персонажи стилизированы под XVIII век, а к игре будет прилагаться неожиданный антураж – очки и темный платок – для создания образа несимпатичной героини тем, кто проиграет.

    Более отдаленная цель – дорогая игра «Золотая лихорадка», предлагающая игрокам разбогатеть на прииске; для нее уже придумана игровая механика и набор игровых предметов – муляж золотого слитка, металлические монеты, состаренный кожаный мешочек для денег и нестандартная упаковка в виде рюкзака старателя.

    Всего у Bonko Games в разработке – более 25 проектов. Некоторые из них продуманы до мелочей и уже практически готовы для создания гейм-дизайна. В отличие от финансовых ресурсов, идей у стартаперов – вдоволь.

    Вообще, настольные игры с коллекциями живописи русских музеев - . Уже несколько лет мы занимаемся изготовлением настольных игр для сувенирных магазинчиков Третьяковки и Эрмитажа.

    Мы создали несколько игр-лото по живописи для розничной сети России.

    Виды настольных игр
    • Подарочный набор в МEMO в кубе «Живопись из коллекции Эрмитажа» . В набор входят 5 игр-лото «Мемо3» (живопись пяти стран из коллекции Эрмитажа - Испании, Италии, Франции, Голландии и живопись, собранная при жизни самой Екатериной II)
    • Подарочный набор в МЕМО в кубе «Живопись Третьяковской галереи» . В набор вошли 5 игр-лото «Мемо3» (живопись с 18-го по начало 20-го века из коллекции Третьяковской Галереи). Всего 5 периодов; один период - одна игра.
    • Настольная игра-ходилка «Коллекционер» . Напоминает всеми любимую "Монополию", цель игры - собрать коллекцию картин.

    До недавнего времен, в нашей типографии мы нельзя купить эти игры поштучно, . Теперь все наши игры доступны в розницу в нашем интернет-магазине

    Изготовление настольных игр на заказ с вашим логотипом

    Настольные игры с логотипом - один из недооцененных видов бизнес-сувениров, еще ожидающий своего потребителя.

    Настольные игры, знакомящие с живописью из российских музеев, - вполне актуальный продукт для фирм, клиентов и сотрудников, которые хотят поддерживать свой культурный уровень. Вы можете выбрать уже готовую настольную игру и заказать ее со своим логотипом на коробке. При таком размещении заказа вам не нужно будет платить музею за право воспроизведения полотна - мы уже это сделали.

    А можете, используя конструктив и логику наших игр, заказать настольную игру, связанную с вашим бизнесом. Мы готовы оказать помощь в разработке дизайна вашей корпоративной игры.

    Игры из серии "МЕМО в кубе" могут стать и бюджетным сувениром для раздачи на выставках, конференциях, фестивалях, а укомплектованные в подарочные наборы по 5 штук могут стать vip-подарком, который не стыдно преподнести персонам самого высокого уровня.

    Внимание! На все игры получены лицензии от музеев на право использования в игре их живописных полотен.

    Ориентировочная стоимость*

    Цена воспроизводства одной игры-лото из серии «МЕМО в кубе» (кубика) тиражом с вашим логотипом на коробке обойдется

    • тиражом 1000 экз. - 360 руб./экз.,
    • тиражом 500 экз. - 380 руб./экз.

    Цена воспроизводства подарочного набора из 5 игр-лото в подарочной коробке

    • тиражом 1000 экз. - 1000 руб./набор,
    • при тираже 500 экз. - 1300 руб./набор.

    Цена воспроизводства игры «Коллекционер»

    • при тираже 1000 экз. - 760 руб. ,
    • при тираже 500 экз. - 88 0 руб.

    *Друзья! Пожалуйста, уточняйте цены у наших менеджеров. В связи с нестабильной ситуацией они могут отличаться от указанных на сайте.

    Фильтр

    Выберите регион Адыгея респ. Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Башкортостан респ. Белгородская область Брянская область Бурятия респ. Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Дагестан респ. Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Ингушетия респ. Иркутская область Кабардино-Балкарская респ. Калининградская область Калмыкия респ. Калужская область Камчатский край Карачаево-Черкесия респ. Карелия респ. Кемеровская область Кировская область Коми респ. Костромская область Краснодарский край Красноярский край Крым Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Марий Эл респ. Мордовия респ. Московская область Мурманская область Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Ростовская область Рязанская область Самарская область Саратовская область Саха (Якутия) Сахалинская область Свердловская область Северная Осетия-Алания Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Татарстан респ. Тверская область Томская область Тульская область Тыва респ. Тюменская область Удмуртская респ. Ульяновская область Хабаровский край Хакасия респ. Челябинская область Чеченская респ. Чувашская респ. Чукотский АО Ярославская область

    Выберите город

    Выберите категорию Благоустройство Бытовая техника, электроника Галантерея Детская одежда Детские товары Другие товары Зоотовары Инструменты Мебель Медицинские изделия Обувь Одежда Оптические приборы Отдых Продукты питания Промышленное оборудование Религиозные и ритуальные товары Сельское хозяйство Системы охраны и безопасности Спортивные товары Строительство и ремонт Сырье, полезные ископаемые Текстиль Товары для дома Товары личного потребления Торговое оборудование Транспорт, техника, запчасти Химическая промышленность Электротовары Ювелирные изделия, подарки

    Выберите подкатегорию Архитектурные наборы Баннеры для детских комнат Бескаркасные кресла Волейбольные стойки Деревянные игрушки Детские баскетбольные щиты Детские батуты Детские башни для лазания Детские веревочные лестницы Детские воздушные пушки Детские горки Детские горки Детские городки Детские деревянные качели Детские игровые домики Детские игровые комплексы Детские игровые персонажи Детские игровые столы Детские качалки Детские качели на пружине Детские лабиринты Детские лесенки Детские маты Детские мягкие модули Детские мягкие полы Детские песочницы Детские площадки Детские полосы препятствий Детские сенсорные тропы Детские спортивные комплексы Детские тоннели Детские уличные беседки Детские уличные домики Детские уличные тренажеры Домашние спортивные комплексы Другие товары для детей Дуги для подлезания Змейки шагайки Игровые комнаты Игровые платформы Игровые площадки Игрушки Игрушки-качалки Игрушки-конструкторы Карусели для детских площадок Качели Коврики трансформеры Кубики из фанеры Куклы Лошадки качалки Машинки для детских площадок Мобильные скалодромы Музыкальные игрушки Мягкие игровые наборы Мягкие игрушки Мягкие конструкторы Набивные мячи Наборы для детского творчества Надувные звери Напольные ростомеры Настольные игры Пластиковые игрушки Пластиковые конструкторы Развивающие игрушки Резиновые игрушки для детей Ременные батуты Рукоходы Скамейки для детских площадок Спортивные игрушки Спортивные уличные мишени Стенки паутинки Сухие аквапарки Сухие бассейны Турники для детских площадок Уличные брусья Уличные гимнастические комплексы Уличные лабиринты Чехлы для песочницы Шарики для сухого бассейна Шведские стенки для детей Щиты для мяча

    Выберите подкатегорию Деревянные игрушки Детские игровые домики Игрушки-качалки Игрушки-конструкторы Куклы Музыкальные игрушки Мягкие игрушки Наборы для детского творчества Настольные игры Пластиковые игрушки Развивающие игрушки Резиновые игрушки для детей Спортивные игрушки

    Показать »» × Сбросить фильтр

    Рассчитать доставку Российские производства настольных игр

    занесены в каталог 2019-го г. Список представлен 30-ю российскими компаниями. В стране ведётся производство и продажи оптом. Цены, сроки оплаты - договорные. Представители отечественного рынка:

    • «Пластрум»,
    • «Владспортпром»,
    • «Биплант»,
    • «Технолог»,
    • «Новое поколение» и пр.

    Настольные игры - динамичный сектор производства. Прирост производства - 25% и выше. В изготовлении продукции участвуют типографии, комбинаты, издательство. Неизменный хит - «Монополия». Известны логические, карточные, нарды, магнитные дорожные наборы в коробке. Специалисты ведут разработки серий игрушек для детей. Многие покупатели выбирают игру в войны.

    Поставляются аксессуары и комплектующие - кубики, фишки, новогодняя упаковка. В проекте дизайна задействованы издатели. Не снижают популярность игральные карты, пазлы, деревянные игрушки - конструкторы. Экономические условия позволяют российским производителям расширять ассортимент. Доставка товаров - Москва и Московская область, регионы, зарубежье.

    Компании привлекают к сотрудничеству поставщиков оборудования, магазины подарков, дистрибьюторов. Адрес, интернет-сайт, телефон производителя в закладке «Контакты». Чтобы купить продукцию оптом, заказать прайс - пишите менеджеру. Делайте выбор в пользу заказа российских настольных игр!