Научиться самой создавать барельефы на стену. Барельеф на стене - картины из гипса своими руками

Украсить стену в квартире оригинальным рисунком или рельефом может каждый. Сделать барельеф на стене своими руками не сложно, нужно только выбрать стиль рельефа, определиться с его формой, сделать рисунок. Объемное изображение на стене можно сделать в любом месте, если пространство для нанесения выбранной формы было тщательно подготовлено.

Барельеф визуально меняет помещение, скрывая недостатки стенной поверхности. Разнообразие рельефа позволяет подобрать рисунок, форму и лепнину с учетом стиля и дизайна комнаты, кухни, прихожей. Сделать барельеф можно в виде комплексного или отдельного орнамента, поместить панно в центре стены, разбросать рельеф отдельными элементами по стене. Акцентировать внимание можно, если разместить возле композиции подсветку

Барельеф должен выступать над поверхностью не больше, чем на половину объема. Такой вид панно называется низким барельефом. Если же фигуры выступают больше, чем на половину, то это будет уже горельеф или высокий барельеф. Сделать объемное изображение на стене можно через отлив цельной формы, собрав композицию из отдельных элементов. К другим видам барельефа относятся:

  • Сюжетно-изобразительные – в центре композиции картина.
  • Орнаментальные – изображаются узоры и орнаменты.
  • Сплющенные – между объемными деталями и плоскостью соблюдается минимальное расстояние.
  • Живописные – создаются плоские фигуры с едва заметными элементами природы.
  • Многоплановые – используются различные компоненты, создаются контрасты между ними, применяется эффект теней, в том числе падающих.
  • Облицовочные – применяются во время проведения работ облицовочного характера. Обычно такие изображения создаются, как орнаментальные.
  • Делятся барельефы на другие виды и по технике исполнения:

    • Простые, которые выполняются в виде багетов для картин.
    • Багетные или окантовочные. Смотрятся на стене роскошно, но при этом не вызывающе. Отлично подходят для оформления однотонных стен, на которых уже висят фото или картины.
    • Настенные панно с цветочным орнаментом или картины с растительным сюжетом. Такой барельеф должен сопровождаться подсветкой, чтобы усилить отдельные элементы композиции.
    • Барельефы, которые содержат изображения гор, озер, деревьев, природы, деревьев.
    • Сюжетные – занимают всю стену или только ее небольшую часть.


    Выбирая вид барельефа на стене, который можно сделать своими руками, стоит учитывать особенности помещения, где композиция будет размещена. Для кухни отлично подходят следующие виды объемных изображений:

    • Натюрморты.
    • Картины с домашними животными.
    • Рисунки с кухонной утварью.
    • Композиции с фруктами и овощами.

    В детской отлично будут смотреться яркие и легкие панно, на которых лучше изображать волшебных или фантастических животных, замки, бабочек, героев мультиков. В гостиной барельефы будут прекрасно смотреться в сочетании с камнем и кованым железом.


    Чаще всего для украшения стен объемными изображениями используют именно гипс. Перед тем, как создавать барельеф из гипса, стоит продумать рисунок, сделать его эскиз. Учитывать рекомендуется такие факторы, как:

    • Фон стен.
    • Предметы интерьера.
    • Направление естественного света и системы освещения.
    • Вход в комнату или квартиру.

    Гипсовый барельеф используется, чтобы оформить камины, ниши, стены с дополнительной подсветкой. Сюжеты для таких объемных изображений бывают:

    • Темы природы.
    • Античные сюжеты.
    • Темы любви.
    • Сказочные персонажи.
    • Изображения неба и замков.
    • Натюрморты.

    Для изготовления барельефа на стене понадобятся специальные инструменты, которые приобретаются в строительных и художественных торговых точках.


    К основным приспособлениям для работы с барельефом относятся:

    • Губки из абразива.
    • Емкости, в которых будет замешиваться смесь.
    • Кельма.
    • Кисти.
    • Краска.
    • Мастихины – лопатки, которые помогают создавать объемные изображения на стене.
    • Наждачная бумага.
    • Ножи.
    • Пленка из полиэтилена.
    • Простой карандаш, ручка, маркер.
    • Скотч малярный.
    • Скребки.
    • Шпатель.

    Дополнительно необходимо приобрести грунтовку, перчатки, трафареты, а также сделать эскизы рисунка.

    Барельефы создаются из следующих материалов:

    • Гипса.
    • Алебастра.
    • Шпатлевки.
    • Глины.
    • Гипсовой или декоративной штукатурки.
    • Полиуретана.

    Гипс – экологически чистый и простой для работы материал, из которого можно делать как простые, так и сложные изображения. На гипс легко наносятся акриловые краски, помогающие защитить барельефы от повреждения. Усиливают прочность композиции нанесение лака, грунтовки или клея.

    Популярностью пользуется и пластик, вспененный по особой технологии, который называется полиуретан. К его достоинствам относятся:

    • Практичность.
    • Устойчивость к изменениям температуры и влаги.
    • Экологически чистый материал.
    • Не выгорает и не выцветает на солнце.
    • Не впитывает запахи.

    Из полиуретана делают барельефы для кухни, ванной и бассейнах.

    Подготовительные работы

    Включают подготовку поверхности стены к созданию барельефа, и проходят в несколько этапов:

  1. Выравнивание поверхности стены.
  2. Грунтовка стены.

Выравнивание предусматривает обработку стены раствором, сделанного из песка и цемента. После этого проводится шпаклевка с помощью алебастра или растворов, которые отлично выравнивают поверхность.

На деревянной стене перед штукатуркой крепится армирующая сетка.

Во время штукатурки используют маяки, чтобы отслеживать ровность поверхности стены.

Когда штукатурка подсохнет, тогда проводится грунтовка. Для этого подойдут составы, сделанные на основе акрила, алебастра или гипса, замешанного на песке. Грунтовка наносится с помощью кисти, которая называется макловица. Она имеет большую ширину, не оставляет во время работы потеков. Если последние образовались, тогда их сразу убирают, не ожидая высыхания.

Подготовка к созданию барельефа: этапы

  • Для начала понадобиться подготовить инструменты и материалы для работы. В частности, под рукой должен находиться гипс, вода, ведро или миска для приготовления раствора, ложка, форма для барельефа.
  • Потом форма для заливки располагается горизонтально.
  • Приготовить гипсовый раствор: в емкость наливают половину стакана воды, высыпать медленно один стакан гипса, постоянно помешивая ложкой. Когда раствор станет напоминать жидкую сметану, раствор готов.
  • Перелить раствор в форму для барельефа.
  • Через час достать отливку из формы, растянув ее края. Это позволит легко достать отливку.
  • На следующий день проводится окрашивание деталей, на которые наносят гуашевые или акриловые краски.
  • Когда краска высохнет, наносится тонким слоем лак, который позволяет сделать деталь барельефа крепким и прочным, а цвета – яркими и насыщенными.

Создание рельефа и его крепление к стене: инструкция

  1. Базовую поверхность стены очистить от местной отделки.
  2. Выровнять, провести грунтовку, покрыть базовым составом. Иногда его заменяют на любой вид декоративной штукатурки.
  3. Создается фоновая фактура, для чего используется валик из поролона или ворсы.
  4. Проводится так называемый процесс «прошлепывания» войлоком или поролоном, после чего осуществляется тонирование основы. Эти этапы пропускаются, если стена обработана декоративной штукатуркой или покрыта ГКЛ.
  5. Идет формирование рельефа, который после высыхания подкрашивается сверху. Для гипса окрашивание делается специальными красками, растушевывая влажной губкой на тонкие полутона. Создать резкие переходы от одного цвета к другому помогут акриловые краски.
  6. Когда краски высохнут, тогда рельеф поддается обработке латексом, сделанным из бутадиен-стирольной смеси. Раствор помогает надолго сохранить яркость красок.
  7. Через одну-две недели рельеф рекомендуется обработать акриловым лаком.

Отдельно к стене крепится барельеф, для которого нужны крепления, обеспечивающие поддержку фигур и других деталей композиции. Монтаж барельефа на стену проводиться пошагово:

  1. Использовать рифленые гвозди, длина которых равна 80-120 мм. Их вбивают в пластиковые дюбеля.
  2. Точки крепления делаются в самых толстых местах, заранее размечаются на равномерно удаленном расстоянии друг от друга.
  3. Гвозди загоняются в стену на 50-60 мм.
  4. Над стеной должны выступать 15020 мм гвоздя, лишнее обкусываются инструментов.
  5. Сверху прикрепить барельеф, который должен выступать над шпенькой на 10-15 мм.

Скульптурные стеки, резаки и петли

Без подобных инструментов не обойтись при создании барельефов. Стеки, резаки и петли предназначены для таких целей, как:

  • Удаление лишнего раствора.
  • Выравнивание элементов барельефов, придание им нужной формы.
  • Создание объемных изображений.
  • Подравнивание углов и краев.


Если заранее отлить формы для композиции, то это ускоряет и упрощает работу мастера. Отлить можно листья, цветы, стволы и ветки деревьев, кустов. Использование литых форм визуально улучшает эффект от барельефа. Формы различной конструкции и видов продаются в специальных магазинах, или же изготавливаются самостоятельно. Для этого используют алебастр или гипс, внутри формы должны находиться армирующие каркасы. Они предназначены для сохранения целостности формы и отлитых деталей, для которых используется раствор из гипса или другого материала. Смесь должна быть жидкой, чтобы полностью заполнить все пространства формы. Каркас из металла вставляется до или после залива раствора, что обеспечивает прочность получаемой детали.

Проволочный каркас изготавливается из стальной проволоки, которая имеет толщину от 0,7 до 2 мм. Такую заготовку для формы можно использовать не только для отлива форм, но и для изготовления деталей композиции прямо на стене. Прикрепить каркас к поверхности можно с помощью дюбель гвоздей, под которые высверливаются специальные отверстия. На дюбеля наматывается один виток проволоки, после чего гвоздь забивается до самого упора.

Техники изготовления барельефов

  • Гипсование свободных, не закрепленных и не удаляемых моделей на опорной стене. Подходят для тех, кто только учатся создавать барельефы.
  • Обратное литье из гипса по модели, которая удаляется. Форму снимают, как только композиция доведена до совершенства. По форме мастер имеет возможность отлить до 30 одинаковых изделий.
  • Художественная гипсовая лепнина, которая проводится по месту на стене. Требует от мастеров наличия определенных навыков и умений по работе с гипсом, алебастром.


Барельефы той или иной техники создаются на столе, на полу или гипсокартонном листе, который потом крепится к стене. Сборные конструкции собираются по частям, и, если одна из них испорчена, то ее удаляют. К минусам таких барельефов относятся тяжелый вес, невозможность прикрепить к перегородкам и слабым стенам, сделанных из гипсокартона.

Тонирование лепнины

На основу, которая используется под рельеф, наносят тонкие слои смеси. Толщина каждого слоя не должна быть больше, чем 1-2 мм. Раствор наносят кистью, а потом размазывают специальным ножом-мастихином. Для каждого слоя замес тонируют пигментом, предназначенного для гипса.

Слои накладывают друг на друга, когда предыдущий слой еще остается влажным. Оттенки создаются кистью, затираются наждачкой (нулевкой) или же грубой металлической щеткой.

Свободное гипсование

Техника подходит для того, чтобы создавать высокие или низкие цветочные барельефы, узорные композиции. Не рекомендуется применять тонирование, что сохраняет материал. Покраске подлежат готовые детали композиции. Свободное гипсование создается их архитектурного гипса и воды. Раствор должен быть жидким и водянистым. Смесь нужна, чтобы в нее окунать все детали объемного изображения. Каждый элемент после обмакивания выкладывают на доску с пластиковой пленкой. Через время процедуру повторяют, чтобы модели загипсовались в слой от 1 до 1,5 мм. Приклеивают детали с помощью клея ПВА, акриловой штукатурки или акрилового клея.

Обратное литье

Эту технику лепнины может освоить любой новичок, который решил самостоятельно сделать на стене в квартире барельеф. Данный способ предусматривает выполнение следующих действий:

  • Модели, сделанные из гипса, пластика, пластилина и алебастра, создаются в нужном количестве с помощью отливных форм.
  • Их выкладывают на плоскую поверхность, которая застилается пластиковой пленкой.
  • Каждую модель обмазать ланолином, что позволит деталям прилипнуть к поверхности. Ланолин впитывается в течение 1-2 часов, на моделях должен появиться жирный блеск.
  • Сделать алебастровый или гипсовый раствор, которым обмазывают модели. Толщина слоя должна составлять 1 см. Раствор необходим для того, чтобы сформировать анкера и ребра жесткости.
  • Обмазку обработать каркасом из мягкой проволоки, а его ветви скрепить медной проволокой.
  • Обмазать детали раствором, сделанного из цемента и песка. Толщина слоев должна составлять 5 см и больше.
  • Сформировать опорную поверхность, которая называется изложницей.
  • Отделить детали от стола или другого материала, на котором выкладывались модели, с помощью клина.
  • Внутреннюю часть опорной поверхности защитить медной щеткой, а дефекты исправить гипсом или алебастром.
  • Снять с изложницы облой, с внутреннего ребра – фаску, которая нужна для прохождения и крепления деталей.
  • Смазать внутри изложницу ланолином.
  • Заполнить внутреннюю часть изложницы послойными шарами массы для литья.
  • Вставить формы-проушины с ручками, за которые отливку легче будет доставать.
  • Залить последний слой раствора тогда, когда проушины прочно застрянут в последнем слое.

Техника лепки


Проводится на месте, т.е. непосредственно на стене. Это позволяет получить высокий художественный эффект. Перед лепкой рекомендуется потренироваться на пластилине. Стоит учитывать, что при работе с гипсом время на исправление ошибок и потеков ограничено. Гипс застывает быстро, поэтому работу с лепкой на одном участке заканчивают до того, как начинают работы на другой части композиции.

Гипсовая лепка бывает низкой плоской, высокой или круглой. Плоская лепка делается из толстой смеси, которая наносится слоями. Каждый слой разглаживают, что позволяет сформировать рельеф и подравнять его контуры. Слои наносят на предыдущие, когда они еще не высохли окончательно. С каждым слоем мастер должен переходить на инструменты более мелкого размера.

Такие материалы, как гипс и алебастр, для человеческой кожи вредны. Они сушат ее, раздражают, поэтому создание барельефов из гипса или алебастра требует от начинающего мастера соблюдения следующих правил по организации работы:

  1. Использовать резиновые перчатки.
  2. Глаза защищать очками, которые не дают пыли и мелким частицам пыли попасть в глаза.
  3. Надевать респиратор при работе с раствором.

Подобные меры безопасности отлично защищают легкие и бронхи от пыли, штукатурки и шпаклевки. Средства защиты должны находиться на человеке в течение всего периода работы. Не рекомендуется их снимать, пока последний штрих на барельефе не будет доделан.

Немаловажно и правильно организовать рабочий процесс, что является гарантией создания красивого объемного изображения на стене. Создать оригинальный барельеф на стене квартиры или дома своими руками позволят следующие рекомендации:

  • Установить рядом со стеной мощный источник света, чтобы обнаружить все недостатки и исправить их до застывания материала.
  • Правильно дозировать компоненты для раствора, чтобы его хватало для создания всего барельефа.
  • Густота раствора должна быть оптимальной. Если смесь получается очень густой, тогда добавляется немного воды.
  • Перед работой со стеной, начинающий мастер должен немного потренироваться с нанесением смеси на деревянную поверхность.
  • Заранее стоит подготовить все инструменты и емкости, чтобы не искать их при замешивании смеси или приготовлении барельефных деталей.

Эскизы и трафареты


Создание трафаретного рисунка направлено на то, чтобы учесть все пожелания и требования жильцов квартиры, касающиеся барельефа на стене. Под трафаретным рисунком принято понимать шаблон рисунка, который выполняется на пленке, картоне или очень плотной бумаге. В некоторых случаях используется лист металла. Сначала фрагменты рисунка наносят на материал трафарета, а потом отдельные части вырезают так, чтобы образовались сквозные отверстия. Далее их закрашивают контрастными цветами, а другие части рисунка остаются белыми. К другим особенностям создания трафарета относятся следующие черты:

  • Трафареты делятся на многослойные и однослойные. Для барельефов на стенах жилых помещений применяют именно однослойные трафареты. Их легче изготовить самостоятельно.
  • Для окрашивания сквозных отверстий применяют краски, созданные на основе эмали, акрила или воды и эмульсии.
  • Краски наносятся на стену губкой или валиком, хотя часто применяют специальные аэрозоли. Кисти применять не рекомендуется, чтобы не деформировать границы рисунка. Валик позволяет избежать затекания краски под шаблон.

Какие узоры стоит выбирать для создания трафаретов и эскизов? Предпочтения отдаются следующим мотивам:

  • Растительным – они позволяют создать естественную или сюрреалистическую картину на стене. И цветы, и ветки, и деревья всегда выглядят изящно, идеально вписываясь в любой интерьер квартиры. Кроме того, цветы подходят для каждой комнаты в квартире или дома, их можно наносить на стены на кухне и в ванной.
  • Анималистическим. На стене замечательно смотрятся изящные изображения кошек и других животных, в том числе сказочных и волшебных. Часто используют изображение кошек. Продолжением «кошачьей» темы являются следы на стене львов, тигров, леопардов, тигриные полосы.
  • Геометрическим. Особенно это касается прямых и простых линий, которые могут выглядеть стильно и замысловато.
  • Бордюрным. Акцент делается на то, чтобы повторять несколько раз один и тот же рисунок. Для бордюрных трафаретов характерна лаконичность и большое разнообразие тематики – от бабочек до несложных орнаментов.


Часто изготавливаются эксклюзивные трафареты, которые отражают индивидуальные черты жилья, комнаты взрослого или ребенка, кухни, прихожей или ванной.

Для того, чтобы изготовить трафарет самостоятельно, стоит придерживаться таких правил:

  1. Распечатать рисунок оригинального формата или масштабировать его до нужного размера.
  2. На рисунок нанести сетку с ячейками, которые имеют размеры 1 на 1 сантиметр.
  3. На другой лист бумаги или картона нанести сетку, которая будет иметь ячейки большего размера.
  4. Сетка нужна для того, чтобы аккуратно переносить все фрагменты рисунков.
  5. После этого рисунок переносится на картонку, пленку, металл.
  6. Вырезать шаблон по намеченным линиям.
  7. Вырезание проводится острым ножом, что позволит получить ровные и четкие границы линий.

Бумажные шаблоны не получится использовать многократно, максимум – 2-3 раза, поскольку бумага от раствора размягчается. Рисунки из бумаги подходят для изготовления одиночных барельефов. Более долговечными являются пленочные и металлические трафареты – они крепятся к стене двусторонним скотчем.

Чтобы сделать барельеф на стене квартиры самостоятельно, необходимо придерживаться всех рекомендаций и правил, указанных выше. Прежде, чем приступать к работе, создается детальный эскиз будущего изображения, приобретаются инструменты, готовиться рабочее место и стена. И только потом, без спешки, можно приступать к работе. Процесс изготовления барельефа много времени не займет, если тщательно подготовиться, осветить место работы, посоветоваться со специалистами и сделать прочный шаблон.

Барельеф на стене использовали еще в древние века, как элемент декора помещений и изделий. Им украшались здания, залы и различные комнаты. В современном мире барельеф на стене, нашел свое пристанище, в качестве отличного декора стен в интерьере квартир и домов. В этой статье мы разберем еще один интересный вид отделки стен. Барельеф на стене своими руками может приукрасить любой интерьер. Главное знать основные принципы и поэтапные шаги его нанесения на стену.

Используя отделку стен барельефом, Вы сможете весьма оригинально и эксклюзивно украсить пустующую стену в Вашем доме. Прекрасно смотрятся воссозданные картины или панно на стенах с использованием техники барельефа. Очень распространен декор стен у каминов узорами барельефов. Барельеф на стене подсвеченный точечными светильниками, создает 3Д визуализацию картины, а если использовать дизайнерские , то вся картинка помещения может изменится до неузнаваемости.







Если сравнивать барельеф на стене с , то барельефы не всегда выполняются с использованием каких либо красок. Если подсветка и в целом организованы правильно, то выделение барельефа цветом не потребуется. Объемность картины будит видна за счет игры света.












Функциональные задачи барельефа

Помимо эстетики и декоративного предназначения, барельеф на стене выполняет и некий ряд функциональных задач:

  1. Скрывает неровность стен;
  2. Украшает коммуникации инженерного назначения;
  3. Визуальная корректировка пространства;
  4. Зонирование пространства.

В случае, когда объемный рисунок и декоративная роспись сочетаются должным образом, получаются весьма оригинальные и эффектные элементы декора. И не смотря на все эти заслуги, барельеф на стене для украшения интерьеров используют редко. Основной причиной такого низкого спроса на этот элемент декора, кроется в высокой стоимости.
Причина высокого ценообразования кроется в ручной технологии возведения всех элементов барельефа. Как следствие, чтобы возвести барельеф на стене Вашего дома, потребуется немало усилий и денег. Но есть несколько способов, как воссоздать барельеф на стене своими руками. Об этом читаем далее.

Создание барельефа своими руками

Для того, чтобы сделать барельеф самостоятельно, Вам потребуется следующий материал:

  • Гипс;
  • Штукатурка (на основе гипса);
  • Алебастр;
  • Глина.

Давайте поэтапно разберем весь процесс создания барельефа на стене своими руками

Первый этап

Для начала необходимо подготовить форму для будущего рельефа. Для этого необходимо подобрать подходящих габаритов ящик, это может быть и коробка из под конфет, и рамка приклеенная к стеклу. Если Вы задумали большой рисунок барельефа, то можете самостоятельно сколотить ящик из фанеры с низкими бортами. Размер ящика будет зависить от предполагаемых габаритов будущего рельефа.

Второй этап

Когда форма под рельеф создана, ее необходимо будет обтянуть полиэтиленом. Возьмите полиэтиленовую пленку и застелите ею всю внутреннюю поверхность ящика. Следите, чтобы полиэтилен не образовывал складок, они могут оставить след на самой детали барельефа.

Третий этап

Если Вы работаете с барельефами впервые, то в качестве раствора лучше всего использовать гипс и гипсовую штукатурку. Приготовьте раствор из материала согласно инструкции, описанной на упаковке. В случае, когда рельефный элемент предполагается быть достаточно высоким, необходимо армировать застывающий раствор. Для этого вставьте на дно формы несколько жгутиков из проволоки.

Четвертый этап

Залейте подготовленную форму разведенной смесью. Оставьте подсыхать материал до периода, когда смесь немного схватится. Для каждого вида материала это время может быть разным, поэтому заранее обсудите эту деталь с продавцом.

Пятый этап

Вот теперь мы начинаем воссоздавать будущий рисунок барельефа. После выполнения предыдущих этапов, у нас получилась гипсовая плита. На данную плиту необходимо нанести рисунок будущего рельефа, воссоздать его точный контур. Далее приготавливаем смесь снова и наносим на плиту согласно контура. Выполняем постепенное наращивание рельефа слой за слоем, давая предыдущему слою всегда немного подсохнуть.


Штукатурка должна быть всегда влажной. Поэтому готовьте раствор небольшими порциями, чтобы он не успевал затвердеть, перед нанесением его на плиту. Если в ходе работы появляются излишки материала, смело снимайте их канцелярским ножом. В принципе весь получающийся рельеф, можно редактировать при помощи стамески и резцов по шлифовке дерева.

ВНИМАНИЕ! «Пока материал полностью не засох, произведите его шлифовку. Так как в застывшем виде произвести шлифовку будет очень сложно!»

Примеры барельефов на стене

Чтобы узнать процесс создание барельефа на стене своими руками, более наглядно. Необходимо увидеть конкретные примеры. Давайте рассмотрим примеры двух популярных объемного декора, в виде Лилии и Тюльпана. Когда Вы увидите четкий план действий по воссозданию конкретного барельефа, Вам будет проще воссоздать свой оригинальный рисунок, основываясь на действиях приведенных ниже.

Барельеф — «Лилия»

Первый этап. Стену на которой будет располагаться барельеф «Лилии», необходимо защитить при помощи малярной ленты. Поклейте ленту на всю поверхность стены, где будет располагаться барельеф.

Второй этап. Далее покрываем оклеенный участок стены шпаклевкой. После полного высыхания шпаклевки наносим поверх грунтовку. Рекомендуем использовать для этой цели краску-грунт, она имеет шероховатый эффект после высыхания. Это качество позволяет намного лучше удерживать последующие слои.

Третий этап. После выполненной грунтовки, наносим на стену слой марсельского воска. Для это можете использовать кельму. Время высыхания воска от 3 до 4 часов.

Четвертый этап. На подготовленную поверхность стены нанесите пищевую пленку и закрепите ее только сверху, так чтобы в любой момент пленку можно было приподнять. Далее, прямо на поверхности пленки, начинаем прорисовывать эскиз лилии.

Пятый этап. Теперь необходимо нанести марсельский воск на стену под пленкой, точно по контуру эскиза лилии. Для этого Вам пригодится кельма и мастихин.

Так как воск белого цвета, нам понадобится выделить его другим цветом, чтобы в последствии видеть силуэт эскиза. Для этого покройте высохший воск, водой окрашенной немного макловицей. После этого окрашивания эскиз лилии выделится визуально на стене.
Для того, чтобы барельеф был выполнен качественно и рельефный рисунок был реалистичным, необходимо всю работу проделывать поэтапно и аккуратно.
Когда форма будущему барельефу «Лилии» предана, приступаем к его окраске. Подготовьте акриловую краску согласно инструкции производителя и нанесите ее на полностью высохший барельеф.
Время высыхания у каждой краски свой, но в среднем этот процесс длится не более 8 часов. После высыхания акриловой краски приступайте к финишной отделки поверхности барельефа.
В качестве финишной отделки используйте отточенто. При помощи кисти нанесите состав на всю поверхность барельефа в два слоя, поочередно просушив каждый.

Барельеф — «Тюльпаны»

Работа по созданию барельефа из «Тюльпанов» проходит те же этапы, что и с «Лилией»:

  1. Нанести штукатурку и грунт;
  2. Покрыть марсельским воском;
  3. Нанесение эскиза на пищевую пленку;
  4. Нанесения барельефа по эскизу;
  5. Покрыть финишным слоем отточенто.

Чтобы бутоны тюльпанов выглядели максимально реалистично, формируйте каждый бутон вручную. А поверхность бутона протирайте влажной губкой, тогда бутоны будут гладкими.
Процесс создания барельефа на стене своими руками, занятие не простое и очень кропотливое. Однако на финише Вы получите уникальный декор на стене, который будет не только украшать весь интерьер помещения, но и выполнять ряд технических функций описанных выше.

Красивых Вам барельефов!

Видео — уроки: Барельеф на стене своими руками.

Для более наглядного примера посмотрите несколько видео сюжетов на тему создания барельефа на стене своими руками:

В этой статье я расскажу, как быстро и просто изготовить небольшой барельеф своими руками. Уровень сложности работы – для начинающих.

Данный барельеф выполнен финишной шпаклевкой на полимерной основе. Она прекрасно обрабатывается и стоит недорого.

В этом мастер – классе барельеф будет выполнен на куске многослойной фанеры. Также в качестве основы можно использовать, например ГВЛ или ДСП (в этом случае у вас получится декоративное панно), или выполнить барельеф непосредственно на стене.

Обычно шпаклевку наносят достаточно тонким слоем (до 3-5 мм), но в данном случае нам нужен более мощный слой – около 10 см. Чтобы шпаклевка не растрескалась – основу армируем мелкой сеткой. Затем наносим шпаклевку и оставляем до полного высыхания (несколько суток).

Поверхность проходим мелкой наждачной шкуркой, и переходим к самому интересному – созданию изображения.

Для этого барельефа в Интернете был выбран древне – ассирийский сюжет, распечатан и перенесен на поверхность панно при помощи копирки.

При помощи инструментов для работы по дереву начинаем выбирать лишнее, проявляя рельеф. Четко и резко ограничиваем контуры, фон делаем нервным и «кочковатым», подражая древней обработке камня. Это же относится и к фигурам на барельефе. Случайные сколы и изъяны можно добрать шпаклевкой. На последнем этапе обрабатываем поверхность мелкой шкурой.
Теперь барельеф нужно окрасить.

Первый слой делаем белой водоэмульсионной краской – для пропитки. После высыхания наносим цветной слой краской, колерованной под натуральный камень и, не дожидаясь высыхания, снимаем краску на выпуклых частях тампоном. Оставляем до полного высыхания. По завершении работу можно покрыть лаком, а можно оставить, как есть.

Таким способом трудно качественно декорировать большую площадь, поэтому для больших барельефов используйте краски с большим сроком высыхания.

Барельефы небольшого размера, выполненные подобным способом, можно использовать для оформления каминов, в качестве декоративных плиток и т.п.

Большие панно станут истинным украшением интерьера, но для их создания нужно немало поучиться.

Мастер – класс по созданию крупного барельефа см. . Еще один способ объемно декорировать стены – .

Новомодные интерьеры стремятся к идеализации своего внешнего облика, и довольно часто в рамках такого усовершенствования можно заметить далеко даже не новые идеи декора. Так допустим, барельеф на стене был актуален в эпоху палеолита, и пусть тогда он был выполнен довольно грубо, все же это ему не помешало бодро шествовать сквозь века, чтобы дойти до нашего времени в своем безупречном облике. И в данном обзоре, сайт «Декороль» намерен представить невероятно красивые настенные барельефы, специально созданные в интерьерах домов.


Барельеф является одной из популярных разновидностей так называемого «выпуклого» объемного рельефа, который представляет собой изображение, выступающее над плоской поверхностью не превышая свою половину объема.



Преимущества барельефов для стен.

  • Выглядит свежо и интересно.
  • Придает помещению неповторимый шарм.
  • Можно придумать индивидуальную композицию.
  • Занимает пустующую стену.
  • Может выступать в роли маскировки неровностей стен.
  • Способен визуально зонировать помещение.
  • Работу не обязательно должен выполнять мастер, если есть желание, то можно справиться самостоятельно.



Составляющие и изготовление барельефа на стене.

Барельеф может быть изготовлен из различных материалов, чаще всего используется гипс, глина, штукатурка, а также металлическая или деревянная основа, которые можно залить или обработать по своему вкусу в зависимости от задуманной композиции.

Сама композиция барельефа чаще всего основывается на определенных принтах, среди которых наиболее востребованы растительные узоры, животные, геометрические фигуры, абстракция, люди, лица, в частности античные персонажи. Что касается размеров и сложности такого узора, то все зависит от предпочтений человека, кто-то хочет украсить всю стену скромной «виноградной лозой», ну а другой человек желает оформить небольшую зону над телевизором в замысловатом античном стиле.

Часто для воссоздания интерьерного барельефа используются специальные плиты, которые затем монтируются в нужном месте стены. Но барельеф ручной работы вовсе не является чем-то редким и эксклюзивным, люди по прежнему заказывают такую работу у специалистов или стараются сами воплотить идею в жизнь.

Рассматриваемый декоративный элемент вполне можно изготовить самостоятельно, необходимо запастись рядом специальных элементов, понадобится: шпаклевка, клей, шпатель, краски на акриловой основе, кисти с разными наконечниками, карандаш, акриловый витражный контур, резак, рейки.




Подготовка к работе.

На начальном этапе важно правильно подготовить основу, в нашем случае стену. Ее необходимо полностью очистить от прежних покрытий, оставить лишь слой шпаклевки, затем тщательно погрунтовать и хорошенько высушить.

На стене нужно нарисовать желаемое изображение. Мастера советуют на начальном этапе не засматриваться на сложные барельефы, а остановить выбор на растительных принтах, которые делаются гораздо проще. Затем нужно смешать гипс, штукатурку или цементно-песчаную смесь согласно прилагаемой инструкции. Ну а дальше рекомендуем изучить представленное ниже видео:

Барельеф в интерьере – варианты использования.

  1. Для начала следует отметить, что данный декор прекрасно ладит с самыми различными материалами, которые могут встретиться в современном интерьере. Его можно смело изготавливать в помещениях изобилующих стеклянными поверхностями, хромированными элементами, мрамором, кожей, замшей, камнем, кирпичом, зеркалами, деревом и т.д.
  2. Важно понимать, что такой настенный декор не сможет остаться незамеченным, а значит все внимание он будет акцентировать на себе, таким образом мебель и прочие элементы могут оказаться слегка не удел.
  3. Барельефом можно декорировать не только стены, но также потолок, область кухонного фартука и даже торцевые части каминных порталов.
  4. Не редко барельеф изготавливается в стеновых нишах, арочных проемах, которые кстати, при правильной подсветке смотрятся по настоящему волшебно.
  5. Барельеф внушительных размеров будет гармонично смотреться в большом по площади помещении, тогда как небольшие композиции идеально впишутся в некрупные комнатки.


Еще фото-примеры различных барельефов на стенах.

Для увеличения изображений нажимайте на картинки.

Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему . Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»




Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  1. Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  2. Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  3. Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  4. Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Как тонировать лепнину?

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Видео: чем покрывать барельеф на стене

«Свободное» гипсование

Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.

Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.

Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.

Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Плоская

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

О ветках

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Круглая

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.