Обзор навигационной программы Яндекс.Навигатор. Как пользоваться «Яндекс Навигатор» и «Яндекс Карты» без подключения к интернету

1. Введение

Собственная картографическая служба - “Яндекс.Карты” – существует у крупнейшего российского поисковика довольно давно. Вслед за Google «Яндекс» решил использовать имеющиеся картографические данные для предоставления навигационного сервиса. Он предназначен для смартфонов; отличительной особенностью «Яндекс.Навигатора» является то, что это offboard-навигация – то есть, карты и другая информация хранятся не в памяти устройства, а на сервере и подгружаются через Интернет.

2. Установка программы и дистрибутивы

Яндекс.Навигатор доступен для устройств, работающих на iOS и Android и может быть загружен непосредственно из App Store и Android Market. Объем дистрибутива составляет около 12 МБ; после скачивания программы и подтверждения всех разрешений происходит установка.

Карты отдельно скачивать не нужно, они сами загружаются из Интернета по мере надобности и могут кэшироваться в памяти смартфона. Однако целиком карту, как в «Яндекс.Картах», выкачать нельзя.

Каких-либо настроек приложение не требует; для определения местоположения используется системный Location API, который помимо спутников GPS может задействовать базовые станции и Wi-Fi, это включается в настройках операционной системы.

3. Интерфейс

Пользовательский интерфейс – одна из сильных сторон “Яндекс.Навигатора”. Главный экран содержит три вкладки – “Поиск”, “Карта” и “Избранное”.

На карте имеются полупрозрачные кнопки увеличения и уменьшения масштаба (хотя это же можно делать удобными multitouch-жестами), возврата к отображению текущей позиции, компас и индикатор загруженности дорог в «баллах». При нажатии на него можно отключить отображение пробочной информации на улицах.

Интересной дизайнерской находкой стала раскраска линии проложенного маршрута в различные цвета (от красного до зеленого) в зависимости от интенсивности движения на данном участке. Кроме того, график интенсивности по участкам располагается в виде тонкой разноцветной строки над картой. Он позволяет оценить, сколько вам осталось ехать и сколько затруднений движения вас ждет по дороге.

Также на экране карты во время навигации отображается время, оставшееся до финиша. Текущая скорость и другие данные о поездке не видны.

4. Поиск

Очень удобно в программе реализован поиск: вместо выбора каких-либо категорий достаточно сразу ввести в строку поиска произвольный запрос, например, адрес или название организации. Более сложные варианты поиска, например, перекрестки, координаты, места интереса вдоль маршрута и т.п. не поддерживаются. Однако под поисковой строкой находятся 19 иконок тематических категорий POI (начиная с АЗС и заканчивая банями). Коснувшись такой иконки, можно отобразить на карте все POI данного типа и, нажимая на их значки, выводить о них подробную информацию и прокладывать к ним маршрут, визуально контролируя их местоположение и удобство заезда.

Точки назначения можно добавлять в “Избранное”, при этом в разделе присутствуют удобные готовые шаблоны с иконками, например, “Домой” и “На работу”.

5. Прокладка маршрута

При прокладке маршрута система предлагает два альтернативных варианта: самый быстрый и самый короткий. Длина и время прохождения маршрута отображаются на двух вкладках в верхней части экрана, сами маршруты также видны на карте.

После выбора маршрут прокладывается однократно и в процессе движения не изменяется. Даже если вы сойдете с маршрута в процессе движения, то он останется прежним и сиротливо останется ждать вас на карте – чтобы проложить новый маршрут, придется воспользоваться поиском заново.

Дорожный граф также далек от совершенства, поэтому “Яндекс.Навигатор” может проложить маршрут по несуществующей дороге или совершить запрещенный маневр, так что полагаться на навигатор нельзя, нужно смотреть в оба.

6. Пробки

“Яндекс.Пробки” имеют собственный аналитический центр, в котором собираются статистические данные от участников движения и из других источников, например, с камер на улицах. Достоверность информации о пробках в крупных городах довольно высока. Вместе с данными о пробках подгружаются также пользовательские сообщения о ДТП (с комментариями участников движения), камерах, ремонтах дороги и разводках мостов. Другие пользователи, увидев уведомление о событии, могут подтвердить или опровергнуть его наличие. Для каждого события указывается время его добавления, чтобы пользователь мог оценить его актуальность.

Интенсивность дорожного движения измеряется в баллах от 1 до 10, что позволяет оценить общую обстановку в городе перед выездом: при 9-10 баллах лучше сразу ехать на метро или велосипеде.

7. Онлайн-сервисы

Из онлайн-сервисов следует отметить “Разговорчики” – пользователи могут оставлять произвольные сообщения с привязкой к местам, доступные для всех остальных. Чаще всего это попытки демонстрации собственного остроумия теми, кто стоит в пробках, но иногда встречается и полезная информация.

8. Запись треков/маршрутов

Запись треков в программе не реализована.

9. Настройки

Настройки “Яндекс.Навигатора” позволяют включить или отключить автоматический переход в ночной режим отображения карты с наступлением сумерек, выбрать категории отображаемых пользовательских точек и голос подсказок (мужской, женский или отключен). Здесь же отображается объем памяти, используемый для кэширования карт, чтобы не загружать их каждый раз; кэш можно очистить.

10. Картография

10.1. Россия

“Яндекс.Навигатор” содержит подробные (до дома, часто с внутридворовыми проездами) карты большинства городов России. Для некоторых городов подробных карт нет, но для них могут быть “Народные карты”, т.е. составленные пользователями, а не профессиональными картографами. На таких картах POI отображаются на самой карте, как, например, в «Навителе».

Также можно использовать не обычные карты-схемы, а спутниковые снимки. Это увеличивает объем данных, загружаемых из Интернета, однако делает картинку более реалистичной.

10.2. Мир

Карты “Яндекса” с основными дорогами включают весь земной шар, однако маршрутизация, помимо России, возможна лишь по дорогам Украины. Для остальных стран работает лишь поиск; следить за дорогой и думать, куда ехать, вам придется самостоятельно.

11. Личное впечатление

Первая версия “Яндекс.Навигатора” пока не способна заменить такие системы onboard-навигации, как «Навител», «СитиГид», «Прогород» и т.п. Пока что ее функциональность и качество работы годятся лишь на то, чтобы окончательно не заблудиться в незнакомой местности, если у вас нет других средств навигации.

Достоинства

Главным достоинством “Яндекс.Навигатора” является то, что он бесплатен и в случае необходимости может быть оперативно установлен на любой смартфон. Также радует простота и эстетика интерфейса.

Недостатки

Очень примитивная функциональность, слабая проработка дорожного графа и зависимость от Интернета (которого может, например, не быть в глухом лесу) не позволяют отнести программу к серьезным навигационным решениям. Кроме того, бесплатна программа лишь условно: для ее использования вам придется платить за мобильный Интернет, а если на смартфоне не подключена безлимитная тарифная опция, то помегабайтная оплата за пару поездок “съест” всю экономию от бесплатности приложения.

Современная инфраструктура дорог и различных развязок регулярно усовершенствуется и модернизируется. Появляются новые более короткие дороги между населенными пунктами. Уследить за этими изменениями можно только с помощью цифровых мобильных технологий. Нелишним в этой ситуации для водителя будет знать, как пользоваться Яндекс навигатором, ведь уже даже бюджетные смартфоны имеют опции в виде спутниковой навигации.

Картографическая служба российской компании существует уже достаточно давно. Несколько лет назад руководство Яндекса занялось реализацией собственной навигационной службы. Сервис постоянно совершенствуется, поэтому регулярно выходят программные обновления и различные дополнения. Это позволяет успешно конкурировать с иностранными аналогами.

Перед тем как пользоваться навигатором в машине, понадобится его загрузить в свой смартфон или планшет. В устройствах должна быть установлена актуальная версия операционной системы Android или IOS. Загрузка осуществляется через легальные магазины программных продуктов. Даже со средней скоростью интернета это занимает считанные секунды.

Чтобы пользоваться Яндекс навигатором на андроид, нет необходимости в предварительном скачивании карт. Их подгрузка в процессе работы осуществляется через интернет по мере надобности. После этого на некоторое время участки карты сохраняются в памяти (кэшируются). Скачать полную версию всех яндексовских карт не удастся ни одному пользователю.

В сложных настройках программа не нуждается. Она рассчитана на пользователей, имеющих даже небольшие познания в эксплуатации похожей электроники. Расположение устройства и его владельца определяется при помощи разработанной системы Location API. Она задействует в работе не только международную навигацию GPS, но и вычисляет положение, опираясь на расположение базовых станций либо точек беспроводного интернета. Все эти настройки легко отрегулировать в соответствующих пунктах операционного меню.

Рабочий интерфейс

Для тех, кто желает пользоваться навигатором в телефоне, важным будет клиентский интерфейс. В Яндекс.Навигаторе инженеры во время разработки уделили ему достаточное количество внимания. Он получил основные вкладки в следующем виде:

  • карта;
  • поиск;
  • избранное.

Масштабирование карты выполняется полупрозрачными кнопками, установленными в правой части дисплея «+» и «-». Если аппарат поддерживает multitouch-жесты, то можно просто раздвигать изображение и этим способом.

Рабочее окно оснащено компасом высокой точности, а также есть возможность быстрого показа текущего положения в пространстве. В мегаполисах пользоваться автомобильным навигатором от Яндекса станет удобно тем, кто часто спешит и не любит стоять в пробках, ведь эти данные программа передает в реальном времени. Загруженность дорог дифференцируется в бальной системе.

Во время прокладывания маршрута его участки раскрашиваются в несколько цветов, сигнализируя об интенсивности загруженности дороги по выделенным участкам. Дополнительно интенсивность отмечена в верхней части дисплея в образе цветной линии.

Информация о скорости и примерном оставшемся времени до конечной точки выделена также в верхней зоне дисплея. Это упрощает быстроту ее нахождения, что обеспечивает минимальное время на получение данных водителю.

Поисковые функции

Программа имеет легкий поиск нужного объекта. В ней отсутствует фиксированный перечень, из которого нужно выбирать необходимый пункт. Достаточно прописать в поисковую строку географическое название, реальный адрес либо организацию, система сразу же определить ее расположение.

Сложный запрос в виде перекрестка улиц либо знакового места пока не введен. Взамен этого присутствуют ключевые категории, поделенные на два десятка тематик от АЗС, баров и автомоек до банков и даже нотариусов. Позиции скрыты в настройках под разными полупрозрачными иконками. Если нажать на одну из них, то на карте отобразятся ближайшие общественно значимые точки. По ним легче ориентироваться и визуально прокладывать маршрут.

Понравившееся место легко заносится в «Избранное». Также из этих пунктов формируются шаблоны, с присвоенными к ним иконками.

Прокладка маршрута в сервисе

Подбирая наиболее удобный путь, пользователю предоставляется два варианта на выбор: кратчайший и самый быстрый. Параметры обоих маршрутов (километраж и время) указываются в верхней части дисплея. Также видны змейки обоих путей на карте.

Когда пользователь во время движения будет отклоняться от проложенного курса, то рассчитанный путь не будет самостоятельно перестраиваться. Прокладка обновленного пути для пользователя выполнится лишь после его нового запроса с введением обновленных параметров.

Встречаются определенные проблемы с указанием голосовых подсказок. Можно попасть на то, что правильный курс по карте указан влево, а голос предлагает повернуть вправо. Не всегда актуальные региональные карты могут прокладывать маршрут по дороге, которая отсутствует в реальности или поменяла разметку, а может и стала с односторонним движением.

Полностью полагаться на программы навигатора водитель не должен, необходимо оценивать дорожную ситуацию самостоятельно по реальным обстоятельствам.

Дополнительные сервисы

Компания Яндекс содержит центр для анализа дорожных пробок. Он компилирует данные от различных участников движения и сопутствующих источников, которые включают камеры наружного наблюдения, он-лайн сервисы и т.д.

Уровень достоверности получаемых результатов достаточно высок. Также через сервис пробок поступает информация о каких-то ДТП на дороге, которые могут быть прокомментированы участниками или очевидцами событий. Для Питера актуальной является информация о разведенных мостах. Остальные города могут сообщать о ремонте дорог либо иных ситуациях на трассе. Пользователи также могут опровергать какие-то сообщения, оставленные своими коллегами о текущих событиях, заменив данные на более актуальные.

Степень загруженности дорог градуируется по собственной шкале от 1 до 10 баллов. Пути с максимальными показателями в 9 или 10 пунктов желательно объезжать с помощью подземного транспорта или выбирая иные способы доступа.

В настройках есть функция автоматического перехода в ночной режим, выбор одного из встроенных голосов (женский или мужской). Пользователю доступен просмотр памяти, используемый программой, чтобы кэшировать скачанные участки карты. В любой момент кэш возможно почистить.

Российская и международная картография

В популярном отечественном навигаторе присутствует подробная детализация домов, строений и зданий, которые располагаются в большинстве крупных и средних российских городов. В некоторых населенных пунктах актуальными окажутся так называемые «Народные карты», сформированные частными пользователями без привлечения каких-то профессионалов-картографов.

Для отдельных участков доступны не только схематические указатели, но и реальные фото со спутников. Хотя такой формат повышает «прожорливый» интернет-трафик и при слабой сети долго грузится, но с высокоскоростным интернетом владельцу смартфона или планшета становится доступна большая реалистичность.

Кроме нашей страны, владельцы Яндекс навигатора могут путешествовать по разным странам мира. Хорошая детализация в ближнем русскоязычном зарубежье.

С такой системой удастся найти наиболее комфортную дорогу в России, а вот в дальнем зарубежье доступен лишь встроенный поиск. Там пока свою эффективность доказывают штатные или профессиональные приборы. Однако, развитие нашего продукта продолжается.

К недостаткам относится зависимость от интернета. Хотя продукт является бесплатным, но его эффективность с отсутствием безлимитных тарифов окажется слишком дорогой, как бы это парадоксально ни звучало.

Еще относительно недавно рынок навигационных программ предлагал пользователям лишь дорогостоящие решения от компаний, специализирующихся на выпуске такой продукции. Однако, после того как приложения от Google появились в свободном доступе, конкурентам также пришлось пойти на кое-какие уступки. Таким образом, пользователи узнали о бесплатном Яндекс.Навигаторе, который в наше время способен успешно работать даже без Интернета.

Яндекс.Навигатор – описание

Яндекс.Навигатор – это прорыв в области навигационных приложений, который помогает водителям добраться с точки «А» в точку «В» за значительно меньший промежуток времени. Программа сама рассчитает, как вам лучше доехать до нужного места, а также примет во внимание пробки и дорожные события (ДТП и аварии), ремонт дорог и их перекрытие. Водителю всегда предлагается несколько вариантов (до трех) преодоления определенного отрезка пути, причем первым значится самый быстрый. В том случае, когда маршрут будет проходить по платной дороге, вас предупредят и об этом.

Когда автомобиль находится в движении, на экране используемого устройства будет отображаться остаток пути, измеряемый не только в километрах, но и в минутах. Чтобы лишний раз не отвлекать вас от дорожной обстановки, разработчики также позаботились о голосовом сопровождении.

Внешний вид

Внешний вид Яндекс.Навигатора (пользовательский интерфейс) является одной из сильных сторон данного приложения. На главном экране имеется три вкладки: «Поиск» , «Карта» и «Избранное» . В свою очередь, на карту нанесены полупрозрачные кнопки для изменения масштаба (увеличения или уменьшения) и возврата к отображению текущего положения. Также здесь имеется компас и индикатор загруженности дорог, где информация предоставляется в баллах. Нажав на этот индикатор, вы сможете отключить отображение информации о «пробках».

Интересным дизайнерским решением является и разноцветная раскраска линии отмеченного маршрута. Выбор цвета (от красного до зеленого) зависит от интенсивности движения автомобилей на конкретном участке дороги, а сам график загруженности представлен в виде тонкой разноцветной строки, размещенной над картой. Благодаря такой особенности вы можете оценить продолжительность езды по оставшемуся участку пути с учетом всех возможных препятствий. Время, оставшееся до конечной точки, также отображается на карте, однако информация о текущей скорости и других параметрах поездки остается скрытой.

Функции

Среди основных функций Яндекс.Навигатора выделяют следующие:

построение маршрутов на карте (более детально о том, как вбить координаты в Яндекс.Навигатор, мы расскажем чуть позже);

выполнение голосовых команд водителя, то есть проложить маршрут или отметить на карте аварию можно, просто сказав о ней вслух. Водитель обращается к Яндекс.Навигатору и, дождавшись соответствующего звукового сигнала, дает команду: например, «Яндекс, поехали на вокзал!».

Возможность загрузки карт в кэш и их дальнейшее использование без доступа к Интернету. Эта функция выгодно отличает приложение от других аналогичных.

Как пользоваться программой

Использование Яндекс.Навигатора обычно не вызывает каких-либо трудностей в установке и эксплуатации, но кое-какие особенности все же имеются.

Как установить Яндекс.Навигатор

Прежде всего, следует отметить, что приложение может успешно работать только вместе с устройствами на базе iOS или Android. Это значит, что скачать Яндекс.Навигатор можно из AppStore или PlayMarket. После скачивания приложения и подтверждения всех разрешений, начнется установка.


Отдельно от приложения карты скачивать не надо, так как они сами подтягиваются из Интернета (конечно, если подключение к сети активно) и по мере необходимости сохраняются в кэше памяти устройства. Также стоит помнить, что скачать карту целиком, как это происходит в «Яндекс.Картах», тут не получится.

Каких-то особенных настроек Яндекс.Навигатор не требует. Для определения местоположения применяется системный Location API, который, помимо спутников GPS, может работать и через базовые станции или Wi-Fi (функция активируется в настройках операционной системы). Как только вы установите приложение на свой смартфон, можете начинать пользоваться Яндекс.Навигатором.

Как настроить навигатор

Ознакомившись с настройками Яндекс.Навигатора, вы заметите, что они позволяют включить/отключить автоматический переход в ночной режим отображения карты, выбирать категории выводящихся на экране пользовательских точек, а также предоставляют возможность изменения голоса подсказок (мужской, женский) или его отключения. В настройках отображается и объем памяти, которая используется для кэширования карт (позволяет избежать необходимости постоянной загрузки).

Для настройки внешнего вида карты необходимо выполнить несколько последовательных действий:

1. Нажмите на нижнюю часть экрана;

2. Нажмите кнопку «Меню»;

3. В этом разделе выберите:

«Вид карты» (используется для включения режимов «Схема», «Спутник» или «Народная карта»).

Настройки → Карты:

Ночной режим - активирует щадящий режим экрана при использовании приложения в темное время суток. Если водитель захочет управлять режимом вручную, нужно выбрать кнопку «Включить» или «Выключить». Для автоматического переключения режима – нажмите «Авто».


Кроме того, в настройках присутствуют и некоторые другие режимы:

3D-режим - включает объемное отображение карты.

Автомасштаб - помогает автоматически менять масштаб карты придвижении транспортного средства.

«Север всегда наверху» - фиксирует карту относительно сторон света.

Ничего сложного в настройках нет, а значит, остается только разобраться с тем, как правильно пользоваться Яндекс.Навигатором.

Как проложить маршрут

Когда водитель задает маршрут, система автоматически предлагает ему два альтернативных варианта осуществления проезда – самый быстрый и наиболее короткий. Информацию о длине и времени прохождения отрезка пути можно увидеть на двух вкладках, расположенных в верхней части экрана. Также на карте видны и сами проложенные маршруты.

После выбора маршрут будет проложен только один раз и при движении никак не изменится. Даже если водитель отклонится от заданного пути, он все равно останется прежним, все также отображаясь на карте. Как же в Яндекс.Навигаторе построить новый маршрут? На самом деле нужно просто заново использовать поиск, задав в нем название конечной точки. Ваше месторасположение определяется автоматически.


Можно задать маршрут и другим способом – звуковой командой. Однако, в этом случае, говорить нужно четко и внятно, иначе приложение не сможет распознать команду. Голосовые подсказки лучше сразу отключить, так как программа иногда путает «право» и «лево».

Как пользоваться Яндекс.Навигатором без интернета

Бывают ситуации, когда подключение к интернету отсутствует, и в дороге искать его негде. В таком случае следует заранее позаботиться об указателях и скачать нужные карты на свой смартфон.

Какие устройства подойдут

Первые версии приложения Яндекс.Навигатора отличались необходимостью в постоянном подключении к сети. Несмотря на то, что объем передаваемых данных не так уж и велик, но все равно встречаются места, где мобильный интернет полностью отсутствует.

Хорошо, что последнее обновление приложения уже частично позволяет пользоваться Яндекс Навигатором без Интернета, и владельцы устройств, работающих на базе Android или iOS (включая не только смартфоны, но и iPad"ы и Android-планшеты), получили возможность скачивания векторной карты интересующего региона в специальном разделе настроек. Новая версия Яндекс.Навигатора уже доступна для скачивания в AppStore и Google Play.

Как включить функцию

Чтобы активировать работу приложения без подключения к сети интернет, нужно:

1. Зайти в приложение Яндекс.Навигатор, установленное на используемое устройство (смартфон или планшет).

2. Перейти в раздел «Меню».

3. Нажать кнопку «Загрузка карт» и выбрать из списка доступных регионов, тот, который подходит именно вам (найти нужную местность можно как путем пролистывания списка, так и посредством поиска).


4. Выбрать один из возможных типов закачки: к примеру, «Обзорная» или «Полная».

Таким образом, вы можете скачать карты заранее (когда интернет есть), а использовать их в любом месте, пусть там и нет сети.

Обратите внимание! Если используемое вами устройство оснащено GPS-модулем, то вы сможете увидеть на схеме свое текущее местоположение и даже без навигации определить, куда именно вам направляться.

Рядом с типом карты всегда указывается размер скачиваемого файла, и нужно отметить, что иногда он бывает достаточно значительным. Именно поэтому лучше производить загрузку по Wi-Fi. При дальнейшем использовании можно будет просматривать карты без подключения к сети, хотя построение маршрута в дороге все же потребует выхода в интернет. То есть назвать такое решение полностью автономным нельзя. Скачанные векторные карты лишь уменьшают объем передаваемых данных, но даже это является существенным преимуществом, а в некоторых случаях оказывается настоящим спасением для водителей, оказавшихся в зоне без покрытия мобильных операторов.

Напомним, узнать, как работает Яндекс.Навигатор в режиме офлайн, вы сможете только после обновления текущей версии (если она не обновилась автоматически).

Плюсы и минусы офлайн режима

Положительных моментов использования новой возможности несколько:

Во-первых , если интернет совсем отсутствует, вы все равно сможете просматривать скачанную ранее карту, а в том случае, когда используемое устройство еще и модуль GPS имеет (что для современных смартфонов и планшетов не новость), есть возможность увидеть и свое местоположение.

Во-вторых , даже при работающем мобильном интернете, карты будут загружаться гораздо быстрее, и не важно, хотите ли вы просто просмотреть их или задаете маршрут. Трафик при этом не расходуется.

В-третьих , плюсом обновленной версии Яндекс.Навигатора, которая позволяет использовать приложение в режиме «офлайн», является векторная карта с более качественным внешним видом и четким изображением. Ее объем меньше, чем растровой, а значит, и места в телефоне потребуется меньше. Более того, все здания в обновленной версии – трехмерные.

К сожалению, одними преимуществами дело здесь не ограничилось, и недостатки обновленной версии Яндекс.Навигатора также заметны. К наиболее существенным из них следует отнести невозможность построения маршрута без подключения к сети интернет. Однако, если вы заранее проложили маршрут при активном Интернете, то он сохранится на карте (наличие GPS-модуля позволит вам увидеть свое перемещение по карте). Также не стоит забывать, что при сворачивании с заданного маршрута новый прокладываться не будет.

В любом случае, как и на устройствах с операционной системой Android, пользоваться Яндекс Навигатором на iРhone – одно удовольствие, ведь путешествие с таким «помощником» проходит намного приятнее.

Подписывайтесь на наши ленты в

Собирая информацию в Интернет пространстве, я натолкнулся на новости от компании «Яндекс». Весь смысл заключается в следующем. Яндекс запустил приложение для iPhone и смартфонов под управлением Android – Яндекс.Навигатор .

Это очень интересное и главное – практичное приложение, которое позволит экономить кучу времени.
Для того, чтобы начать пользоваться Яндекс.Навигатором необходимо ввести дом или имя организации и нажать: Поехали!

Приложение знает о положении пробок во всей России и Украине. В базе более 500 городов. Как только что-то меняется в городе — это меняется и в приложении.

Обновления для городов происходят довольно быстро. Но это не главное достоинство программы.

Если наша машина ушла с маршрута, навигатор перестроит заново маршрут (как бы подстраиваясь под нас) и запустит новую схему пути.

Также тут есть очень важная функция – функция предупреждения. Всегда что-то меняется на карте: пробки исчезают, или наоборот появляются. Голосовая подсказка или подсказка на экране приложения сработает мгновенно.

Она предупредит нас об этих изменениях. И мы сможем уже на основе этих вещей предпринимать дальнейшие свои действия.

Также эта программа запоминает набранные нами пути. Поэтому, чтобы сто раз не вводить одно то же, можно найти эти пути в избранном.

А теперь вернемся к теме пробок. Яндекс Навигатор показывает не только, как проехать самым кротчайшим путем, но и самым свободным. Зачастую главным фактором в выборе дороги является наличие в них пробок.

Пробки на дорогах – не что иное, как время, а время – деньги. Поэтому если вы хотите экономить – тогда это приложение для вас.

Яндекс.Навигатор предоставляет информацию о ближайших ресторанах, барах, фастфудах, аптеках, продуктах и многое-многое другое. К примеру, бывает, что бензин в машине заканчивается. Навигатор предоставит отображение ближайших заправок. Для этого потребуется всего несколько действий.

Для того, чтобы скачать это приложение, воспользуемся официальным сайтом: http://navigator.yandex.ru/

Теперь в правом углу выбираем один из предложенных вариантов. Либо указываем номер мобильного и нам предоставляется ссылка для скачивания, либо заходим на сайт через браузер телефона.

Всю инструкцию вы найдете внизу. Здесь сразу два видео. Первое – про необходимость использования Яндекс Навигатора.

Второе – про то, как пользоваться Яндекс.Навигатором .

По данным самой компании, «Яндекс.Навигатором» пользуются 13 миллионов пользователей. Недавно навигатор заговорил голосом Василия Уткина и Оптимуса Прайма, но пользователи все равно недовольны: кто-то считает, что навигатор строит неоптимальные маршруты, ведет прямо по пробке или часто сбивается с траектории. В апреле появилась новость о том, что вскоре сервис станет частично платным, а в июне в навигаторе стал доступен поиск свободных мест на парковках. The Village попросил Михаила Высоковского из «Яндекс.Навигатора» рассказать о том, как сервис строит маршрут, откуда берется прогноз пробок и каких нововведений ждать.

Михаил Высоковский

руководитель сервиса «Яндекс.Навигатор»

Откуда навигатор берет данные

Открывая навигатор, мы видим, как стрелочка красиво движется по линии дороги. Но на самом деле сигнал GPS вообще не такой - это что-то, что постоянно скачет: пять метров налево, 20 метров направо. Поэтому точно показывать местоположение и вести человека по маршруту - большая задача для любого навигатора.

Навигатор получает информацию о местоположении от мобильного устройства: сначала смартфон должен понять свою географическую координату и сообщить интернет-сервису. Например, у айфона есть несколько сенсоров: GPS, ГЛОНАСС, данные базовых станций сотовой сети и Wi-Fi. Айфон это автоматически анализирует и выдает приложению конкретную координату, условно говоря: «Друг, я точно знаю, что твои координаты такие». Как именно их определило устройство - по GPS, ГЛОНАСС или сотовой сети, - остается на усмотрение операционной системы. С Android чуть проще: можно узнать, откуда исходит сигнал.

После того, как координаты от устройства получены, нужно понять куда на самом деле движется автомобиль, по какой дороге он едет. Данные об этом навигатор получает каждые несколько секунд. Это непростая задача, особенно если пользователь находится на сложной развязке. Алгоритм делает ряд предположений о том, где пользователь находится на самом деле. Если пришло несколько сигналов, что человек едет ближе к дублеру, чем к основной дороге, то навигатор перекидывает его на дублер. В какой-то момент, проанализировав все предыдущие сигналы, система может поменять решение - тогда стрелочка окажется на основной дороге. В каждый момент времени это принятие решения на основании маршрута пользователя, предыдущих сигналов и новых, которые поступают.

«Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор» используют идентичные алгоритмы. Иногда их прогнозы и выбор маршрутов расходятся: так может случиться, потому что даже рядом лежащие устройства могут получить немного разные координаты или построить маршрут с разницей в несколько секунд. Притом что платформа единая, в «Яндексе» над геосервисами работают разные команды. Команда «Навигатора» отвечает за всю автомобильную тему и маршрутизацию - так проще синхронизироваться.

Как навигатор строит маршрут

В то время как пользователь строит маршрут из точки А в точку Б, система рассматривает большое количество альтернатив и выбирает оптимальные варианты маршрута. Есть граф дорог - это информация карты, где отмечены маневры: куда можно поворачивать и куда нельзя. Система перебирает разные варианты сочетания маневров, отдавая преимущество оптимальному по времени, и предлагает этот маршрут, но с учетом пробок и текущих перекрытий. Помимо этого, навигатор обычно предлагает два других маршрута, они должны содержательно отличаться - мы не будем предлагать точно такой же маршрут, но с заездом на заправку, чтобы сэкономить 30 секунд.

Сейчас «Яндекс.Навигатор» предлагает максимум три варианта маршрута. Мы можем предложить и 50 разных маршрутов, а пользователь пусть думает, что с ними делать. Но результаты юзабилити-тестирования свидетельствуют: когда человеку выдается огромное количество маршрутов, понять, какой из них нужно выбрать на самом деле, довольно трудно.

Во время движения каждые две минуты навигатор проверяет, нет ли маршрута быстрее. При этом есть некое ограничение на то, когда этот маршрут можно предложить. Ситуация в городе быстро меняется, и, если навигатор будет все время говорить: «Найден маршрут на 30 секунд быстрее», будет довольно тяжело. Сейчас система предлагает альтернативу, если экономия времени составляет больше пяти минут, когда до маневра есть немного времени. При этом, если человеку важны даже 30 секунд, он может запросить поиск быстрого маршрута самостоятельно, зайдя в «Обзор» на панели приложения.

Сейчас алгоритм устроен так, что он оптимизирует время для каждого конкретного пользователя, то есть строит маршрут конкретно для вас. И не учитывает общественное благосостояние, пытаясь развести потоки. (В интернете появлялись предположения , что «Яндекс.Навигатор» пытается глобально влиять на транспортную ситуацию в Москве. - Прим. ред.) Но, так как пользователей много, мы неизбежно влияем на ситуацию на дорогах. Несколько лет назад навигатор был таким элитным клубом - была небольшая доля людей, которая пользовалась навигатором, и остальные москвичи. Тогда пользователи видели: здесь пробки, а тут нет пробок - и навигатор на ситуацию на дорогах никак не влиял. Сейчас, когда миллионы пользователей каждый день строят маршруты с навигатором, а мы им говорим, что здесь нет пробки, - все едут сюда, и, наверное, пробка может появиться в том числе из-за этого.

Как навигатор учитывает пробки

Каждый раз, когда пользователи едут с приложением «Яндекс.Карты» или «Яндекс.Навигатор», они передают анонимную информацию о своих перемещениях. Всего в России нашим навигатором пользуются 13 миллионов человек.

Получая эти данные, мы автоматически анализируем их на сервере и понимаем, что на определенной дороге, если люди едут медленнее, скорее всего, образовалась пробка. Эту информацию мы учитываем и доводим до пользователей двумя способами. Первое - это цветовой показатель в приложении, второе - пробки учитываются во времени, которое прогнозирует навигатор. Это полностью автоматическая система: данные обновляются каждую минуту.

Некоторое время назад мы строили маршрут, учитывая только текущие пробки. Хотя на самом деле ситуация постоянно меняется, и часы пик - это тяжелое время для всех навигаторов. Трафик хаотично вырастает, а навигатор, когда строит маршрут по текущим пробкам, не учитывает новые, и из-за этого врет во времени. Поэтому сейчас мы в экспериментальном режиме учитываем прогноз пробок на ближайший час. Для такого прогноза у нас есть два фактора: первый - ситуация на прошлых неделях в этот день недели и в это время, а второй - обстановка на дорогах на данную минуту.

После того как мы спрогнозировали пробки, мы анализируем, насколько качественно это сделали. Если человек доехал с навигатором до конца, мы знаем, за сколько времени он это сделал, и можем сравнить с обещанием навигатора. Вторая наша метрика называется «Яндекс врет». Люди часто жалуются на то, как ведет себя навигатор, в «Разговорчиках». Мы считаем долю разговорчиков, в которых ругают «Яндекс», по ключевым словам «врет», «говорит неправду» и всяким другим ругательствам. Когда мы отображаем что-то неточно, то видим резкий взлет таких разговорчиков - получается достаточно чувствительный инструмент.

Почему навигатор барахлит около Кремля

Навигатор, как и другие приложения с геолокацией, получает информацию о текущем местоположении от устройства. И не может определить, насколько они достоверны. Устройство при этом не сообщает, что это плохие координаты, оно ведет себя стандартным образом - только координаты находятся не на Кремлевской набережной, а где-то в другом месте.

Простым способом навигатор с изменением сигнала GPS ничего сделать не может. Он ведет себя по принципу «что устройство сказало, то я и делаю». Когда в конце прошлого года мы поняли, что ситуация на Кремлевской набережной - не разовая история, а регулярная проблема, то придумали новый алгоритм. Теперь, если навигатор видит, что координата очень быстро меняется (например, пользователь будто перелетел со скоростью 200 километров в час из одной точки в другую), система блокирует это перемещение. Стрелочка навигатора никуда не перемещается: в этот момент не работает ведение по маршруту и не определяется точная позиция, но человек хотя бы может ориентироваться по карте, куда ехать, а не обнаружить себя в серой зоне Внукова. Это работает, когда происходит «телепортация». К сожалению, есть и более сложные схемы. Иногда координату может перебросить не на десятки километров, а на соседнюю улицу, потом еще чуть-чуть и еще. В этом случае навигатор не может понять, ложный это переброс или нужно доверять последнему значению.

Как изменения в городе влияют на работу навигатора

На самом деле алгоритмы нуждаются в постоянном улучшении. Казалось бы, сделал - и все должно работать бесконечно. В целом так бы оно и было, но мир постоянно меняется. Кроме истории с Кремлевской набережной, есть и другие кейсы. Например, год назад в Москве появилось очень много выделенных полос для общественного транспорта: по ним ездят такси, но еще ездят нарушители. В этом случае мы видим, что часть сигналов намертво стоит в жуткой пробке, а часть сигналов проезжает спокойно. Алгоритм автоматически определял это как пробку и выделял желтым - получалась глупость. Мы научились выявлять сигналы, которые отличаются от основного потока. А вот программу «Моя улица» достаточно сложно учесть, потому что ситуация каждый день меняется. Сегодня здесь ремонт, а завтра на соседней улице. Ее мы учитываем стандартными способами - отмечаем и проверяем все сообщения о перекрытиях.

Как навигатор ищет свободные парковки

Как-то раз я ехал в театр. Представьте ситуацию. Спектакль начинается в 19:00, после третьего звонка входить плохо. Я посмотрел состояние пробок и решил поехать на машине. Подъехал к конечному пункту, навигатор отчитался, что мы приехали, только на самом деле я никуда не приехал: я все еще за рулем машины, вижу театр справа, но это мне никак не помогает. Дальше вижу, что слева есть парковка, подъезжаю ближе и обнаруживаю знак «Только для инвалидов». Справа тоже есть парковка, но она стоит 200 рублей. Я вроде и хочу припарковаться, но надеюсь найти место подешевле. Пока думаю, куда ехать, оказывается, что стою на пешеходном переходе, а еще мне бибикают сзади. Возникает куча проблем. Дальше я сворачиваю в ближайший переулок и оказываюсь черт знает где. В итоге я худо-бедно оставляю машину и добегаю до театра, но это супернекомфортная история.

Мы поняли, что парковки - это новые пробки. Если раньше основной проблемой для москвичей были пробки, то сейчас они все равно остаются проблемой, но при этом навигаторы научились их предсказывать. С парковками ни один навигатор раньше не помогал. Мы сделали пять вещей. Первое - начали при подъезде к пункту назначения показывать, где разрешено и запрещено парковаться. В этот момент человек находится в стрессе и часто не видит знаков, и если все стоят, то это совершенно не значит, что здесь разрешена парковка - может, они номера бумажками закрыли. Следующее - когда человек понял, где можно парковаться, ему хочется припарковаться не за 200 рублей. Поэтому мы начали показывать, где и за сколько можно оставить машину. Третье - при подъезде к пункту назначения навигатор предлагает специальный маршрут, чтобы пользователь проехал по соседним переулкам и с большой вероятностью нашел парковку, не уходя далеко от пункта назначения. Иначе можно повернуть в односторонний переулок, а потом на Третьем кольце оказаться.

Но в идеале пользователь должен видеть, где на самом деле свободно. И это очень сложная история. Таких данных просто нет. Мы пытаемся своими алгоритмами задетектить, что место освободилось. Сейчас навигатор на Android в фоновом режиме предоставляет нам информацию - мы фиксируем, что человек изменил способ передвижения с автомобильного на пешеходный и наоборот. Делаем вывод, что он, скорее всего, оставил или забрал машину. Мы накладываем эти данные на карту парковок и показываем свободные точки в течение пять минут. Но сейчас мы не гарантируем, что там действительно свободно: место может быть занято и за 30 секунд. При этом вероятность найти свободное место все равно высока. Эта функция уже доступна пользователям: можно включить слой парковок и увидеть зеленые точки. После того как человек припарковался, ему еще нужно оплатить парковку - мы сделали интеграцию с платежным сервисом и тестируем функцию оплаты.

Данные о парковках мы ищем разными способами. Есть открытые данные от департамента транспорта, но часто они бывают устаревшими и из-за реконструкции в центре постоянно меняются. Мы их перепроверяем. Данные про другие парковки, например при торговых центрах, мы собираем вручную при помощи справочника организаций.

Будет ли навигатор платным

Мы чувствуем, что навигатор не должен делать все всем одинаково. Сейчас работаем над тем, чтобы предложить профессиональным пользователям навигатора особенные решения. Например, таксистам навигатор должен показывать дорожную ситуацию на выделенных полосах, а дальнобойщикам - строить маршруты с учетом того, где им разрешено ехать, и показывать нагрузку на ось. Сейчас у многих логистических и транспортных компаний есть приложения, из которых автоматически запускается наш навигатор. Раньше мы не знали, что это за компании и чего они хотят. Может быть, для курьерской компании надо вывести на карту 50 точек и показать оптимальный маршрут между ними. Мы попросили их зарегистрироваться в системе и сейчас пытаемся понять, на что есть спрос. Ближайшее, что появится, - навигация для таксистов по выделенным полосам. Для обычных пользователей «Яндекс.Навигатор» останется бесплатным.

Каких нововведений ждать

Сидя в комнате, можно сколько угодно рассуждать о том, как навигатор полезен или не полезен. Но за рулем ситуация меняется. Поэтому мы регулярно тестируем систему, делая заезды с пользователями и смотря, где навигатор хорошо работает, а где нет. Помимо этого, много читаем отзывы - через службу поддержки, в сторах и социальных сетях. Если какая-то проблема выходит на первый план, делаем прототип функции, устраиваем заезды, а потом тестируем на части пользователей.

Недавно стало возможным построить маршрут полностью голосом, без использования рук. Есть статистика, которая утверждает, что пользование смартфоном во время движения в 24 раза повышает вероятность аварий. Сейчас, садясь за руль, можно сказать: «Слушай, „Яндекс“, поехали домой».

Только появляется поиск по подъездам. Навигация на последней миле, когда надо понять, с какой именно стороны дома подъехать, где есть шлагбаум, а где нет, раньше была довольно трудной. Сейчас в «Народной карте» - в специальном редакторе, где пользователи могут самостоятельно наносить на карты дополнительную информацию, - мы объявили неделю подъездов. Если подъезд внесли на эту карту, то навигатор уже сейчас сможет его найти. Когда данных станет много, мы добавим более удобный способ поиска.

В России пользователи часто жалуются на плохую связь. Сейчас можно только скачать в навигаторе карты, и мы активно работаем над тем, чтобы можно было построить маршрут офлайн.

Мы хотим быть не просто сухим инструментом, который ведет сквозь пробки. Поэтому в навигаторе появляются новые озвучки: раньше были стандартные голоса Оксаны и Дмитрия, потом появились Василий Уткин и Федор Бондарчук, Оптимус Прайм и Бамблби из «Трансформеров». Запись голосов звезд длилась несколько часов. Когда навигатор говорит: «Через 200 метров поверните направо», на самом деле это пять склеенных кусочков. Сейчас доступен и синтезированный машинный голос: он отличается от обычных голосов тем, что может произносить гораздо больше фраз, например названия улиц. Будут появляться новые голоса для разных аудиторий.

Сейчас из приложения «Навигатор» можно вызвать эвакуатор. Это не связанная с навигатором напрямую вещь. Но мы собираемся развиваться в этом направлении. Возникла проблема с машиной? Иди в «Навигатор». Нужно оплатить парковку? Иди в «Навигатор». Не знаешь, что делать? Иди в «Навигатор».