Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. План-конспект урока по русскому языку на тему: Одушевлённые и неодушевлённые существительные

Муниципальное образовательное учреждение «Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И.Светличной»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Учитель начальных классов

Скулова Валентина Николаевна

Класс: 3

УМК: «Начальная школа XXI века»

Учебный предмет: русский язык

Тема учебного занятия : «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Цели:

Предметные:

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с одушевленными и неодушевленными именами существительными.

Метапредметные :

познавательные: умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять ошибки.

коммуникативные: развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, содействовать развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного материала.

Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала

Оборудование:

1) общеклассное – компьютер, проектор, экран, презентация, карточки со словами;

2) для каждого ученика – учебник, рабочая тетрадь, учебные принадлежности, карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки, таблицы самооценки;

3) для работы в группе – карточки с заданием.

Технологическая карта учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать!

Ребята, я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.

Организация учащихся, включение в деловой ритм.

Подготовка к восприятию нового материала.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение информации.

2.Подготовка к работе на основном этапе

Сегодня на уроке работаем с листами самооценки. После выполения задания самостоятельно оцениваете свою работу.

Вид задания

Отметка

Чистописание

Словарная работа

Самостоятельная работа по вариантам.

Работа в группах.

Самостоятельная работа по карточкам.

Игра «Верно-неверно»

1.Чистописание

1) Работа в парах

Внимательно посмотрите на данную запись:

большой - маленький,

сухой -…

война - …

глубокий - …

старый - …

твёрдый - …

Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания.

(Необходимо подобрать слова с противоположным значением, антонимы)

Верно, подберите слова-антонимы, но одно условие, эти слова, должны начинаться с одинаковой буквы. (Слайд 2)

Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания? (буква м)

Какой звук обозначает буква м? (согласный, звонкий, непарный по глухости-звонкости, бывает твёрдый или мягкий)

2) Письмо букв М м мм

3) Письмо слов с удвоенной буквой мм: килограмм, грамм, сумма.

4)Самооценка.

5) Записать пословиц: Много снега – много хлеба, много в…ды – много тр…вы.

Вставить пропущенные буквы. Доказать правильность письма вставленных букв.

2. Словарная работа. (Слайд 3) Записать название картинок: медведь, помидор, ракета, воробей, учитель, кастрюля.

Взаимопроверка (обменяться тетрадями)

Что объединяет эти слова? (Имена существительные)

Что такое существительное?

3. Разделить слова на группы по определенному признаку. (Кто? что?)

Какие слова отвечают на вопрос кто?

Какие слова отвечают на вопрос что?

Актуализация знаний учащихся: определение уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач.

Подведение к озвучиванию темы урока.

Выполнение игрового задания, фиксация знаний и незнаний, затруднений.

Самооценка.

Взаимопроверка

Классификация слов по определенному признаку.

Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Общеучебные универсальные действия:

умение внимательно слушать.

Логические универсальные действия:

анализ материала; вывод-ответ.

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и желания ее решить.

3.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

1. Чтение правила из учебника, с. 54

Что нового вы узнали?

Определите тему нашего урока. (Одушевленные и неодушевлённые имена существительные) (Слайды 4, 5)

Я приготовила вам задания, которые помогут совершенствовать ваше умение различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, помогут развить память, внимание, мышление.

Проблемная ситуация.

Как вы думаете, может ли одно и тоже имя существительное быть и одушевленным и неодушевленным. Предлагаю вам провести исследование.

2. Расшифруй слова. (Слайд 6)

Даны цепочки слов, у каждого слова вам необходимо выделить первые слоги, из них составить новое слово.

    гиря+тапочки+ракета=….(гитара)

    мышцы+катер=….(мышка)

    рога+забор=…(роза)

    сова+баня+капуста=…(собака)

    коза+лето+сова=…(колесо)

    сито+нива+царица=…(синица)

Получившиеся слова, записанные на карточках, фиксируются на доске.

гитара, мышка, роза, собака, колесо, синица

- Первый вариант запишите одушевлённые существительные, а второй вариант запишите неодушевлённые существительные.

Работа выполняется самостоятельно.

Какие слова выписал I вариант? Почему?

Какие слова выписал II вариант? Почему?

А теперь сверим свои ответы. (Слайд 7)

Что заметили?

Что не так по сравнению с вашими ответами?

(Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках)

Как вы думаете, почему?

В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором?

(в 1 столбике - животное, во 2 столбике - компьютерная мышка)

А слово роза?

(в 1 столбике – девочка Роза, а во втором – цветок роза)

Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Такие слова имеют определённое название – многозначные. (Слайд 8)

Создание проблемной ситуации.

Уточнение темы урока.

Создание проблемной ситуации..

Самостоятельная работа по вариантам

Самоконтроль.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

4. Физкультминутка

А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Поиграем в группы слов,

Кто из вас играть готов?

Сейчас будут звучать слова, обозначающие предметы, услышав слово, отвечающее на вопрос кто? вы хлопаете в ладоши, если услышите слово, отвечающее на вопрос что? делаете два прыжка.

Окно, узор, снегирь, сугроб, олень, санки, красивый, воробей, шуба, валенки, водитель, ласточка, стакан, Мурка, морж, льдина, тюлень.

Организация отдыха детей

Выполнение заданий.

Регулятивные:

саморегуляция

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий

1. «Волшебные превращения». Работа по группам

А теперь я предлагаю вам побывать в роли волшебников, но не забывайте, у нас урок русского языка, поэтому превращать мы будем?...Как вы думаете что? (слова)

1 группа. - Даны слова: коса, мак, капля, сон – что общего у этих слов?

(Эти слова отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые существительные)

Образуйте от данных слов одушевлённые существительные, заменив одну лишь букву.

коса

коза

капля

цапля

неодушевлённые

одушевлённые

2 группа. Даны слова: силач, грибник, лыжник, футболист, пожарный.

Что общего у этих слов?

(Эти слова отвечают на вопрос кто? Это одушевлённые предметы)

Образуйте от данных слов однокоренные неодушевлённые существительные.

На какой вопрос должны отвечать эти слова? (на вопрос что?)

сила

силач

гриб

грибник

лыжи

лыжник

пожар

пожарный

неодушевлённые

одушевлённые

3 группа. Найди слово в слове: шутка, удочка, тюлень, бабочка

2. Самостоятельная работа (разноуровневое задание)

А теперь предлагается вам последнее задание, при помощи которого я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.

У вас на столах карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам.

Карточка №1

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

Карточка №2

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик, д…рога, п…нал, с…ница, ч…йник, к…тенок.

Выберите карточку, подпишите и приступайте к работе.

Проверка карточек осуществляется после урока.

Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений.

Выполнение заданий.

Работа в группах.

Дифференцированная работа

Регулятивные: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.

Познавательные: логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5. Разминка для глаз.

Электронная физминутка «Составь слово»

Отгадывание букв. Составление слова.

6.Этап обобщения и систематизации знаний.

    Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (красный цвет – ложное высказывание, обозначают предметы)

    Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными. (зелёный цвет – истинное высказывание)

    Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными (зелёный цвет – истинное высказывание).

    Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (красный цвет – ложное высказывание, отвечают на вопрос что?)

    В русском языке существуют слова, которые могут отвечать одновременно на вопросы кто? и что? (зелёный цвет – истинное высказывание). Приведите примеры таких слов.

    Такие слова называются антонимами (красный цвет – ложное высказывание, многозначные слова, антонимы – слова с противоположным значением)

Обобщение.

Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

7. Этап информации о домашнем задании.

1.Учебник. Упр. 2, с. 54. Повторить правило, с. 54.

2.Подобрать и записать как можно больше одушевлённых и неодушевлённых существительных на тему «Школа».

Организация деятельности по применению новых знаний.

Регулятивные:

Умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы.

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

Что новое узнали на уроке?

Чему учились?

Какое задание вам больше понравилось?

Где вам пригодятся полученные знания?

Работа с листами самооценки. Продолжите предложение: На уроке я….

Организация рефлексии.

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

К одушевленным существительным относятся названия лиц и животных: человек, дочь, сын, Вера, Петров, Дима, дежурный, корова, козел, гусь, скворец, сазан, паук и т. п. Это в основном существительные мужского и женского рода. Существительные среднего рода немногочисленны: дитя, существо (в значении «живой организм»), лицо (в значении «человек»), слова на -ище (чудище , страшилище ), субстантивированные прилагательные и причастия (животное, насекомое, млекопитающее ). В качестве определяющего признака одушевленных существительных нередко отмечается способность называемых ими «предметов» само­стоятельно перемещаться, передвигаться, которой не обладают неодушевленные предметы.

Эта семантическая классификация не совпадает с науч­ным делением всего существующего в природе на живое и нежи­вое: в науках о природе к живому относятся и растения. Не укладывается она и в рамки «бытового» понимания живого и неживого. Так, к одушевленным существительным относятся слова мертвец, покойник , казалось бы, вопреки логике. Варе­ная утка, жареный гусь в грамматике тоже являются одушев­ленными. Сюда же относятся кукла, шар (в языке биллиард­ных игроков), туз, козырь, валет и т. п. - слова, не имею­щие ничего общего с миром живого. В разряд неодушевленных входят существительные, обозначающие совокупность живых существ (народ, толпа, взвод, стая, рой, группа и др.), а так­же собирательные существительные типа молодежь, крестьян­ство, детвора, пролетариат и др., обозначающие совокупность лиц.

Деление существительных на одушевленные и неодушевлен­ные строится не только на семантических основаниях, но и на
грамматических. Винительный падеж множественного числа
у одушевленных существительных совпадает с родительным, а
у неодушевленных - с именительным. Ср.:
вижу деревья, горы, реки, облака, вижу людей, коров, птиц,
стада насекомых, гусей, куплю огурцы, тетради, кнопки, куплю овец, голубей, кукол, ел мандарины, апельсины, ел цыплят, раков, подали жареные баклажаны, подали жареных куропаток.

В единственном числе различие между одушевленными и неодушевленными существительными последовательно выраже­но морфологически у слов мужского рода. Ср.: неодушевленные существительные и одушевленные существительные сварю суп, бульон, сварю гуся, петуха, провожаем пароход, провожаем друга, посадить картофель, посадить гостя.

Исключением являются слова мужского рода на -а. У них, как и у существительных женского рода, винительный падеж не совпадает ни с родительным, ни с именительным. Ср.: И. - юноша, девушка ; Р. - юноши, девушки ; В. - юношу, девушку .

У одушевленных существительных среднего рода, как и у неодушевленных, в единственном числе форма винительного падежа совпадает с формой им. падежа. Например: Ах, как я люблю это пустое существо! - простонал Павел Петрович (Тургенев). То же самое наблюдается у существительных жен­ского рода с нулевым окончанием в им. падеже: вижу рысь, мышь .


Отступлением от основной нормы выражения значения одушев­ленности является образование форм вин. пад. мн. ч. с предло­гом в у существительных - названий лиц, выражающих отно­шение к определенной социальной группе: студент, нянька, животновод и т. п. В конструкциях со значением «стать (де­лать) кем» эти слова образуют форму вин. падежа как неоду­шевленные существительные: произвести в генералы, избрать в академики, поступить в дворники, уйти в партизаны, кандидат в депутаты и т. п.

Между одушевленными и неодушевленными существительными колеблются названия микроорганизмов: микроб, бацилла, инфу­зорий, бактерия, амеба и т. п. Они имеют по две формы вини­тельного падежа: изучать микробов и микробы; рассматривать вирусов и вирусы в микроскоп; уничтожать бацилл и бациллы . В профессиональном языке такие слова обычно употребляются как одушевленные существительные, а в непрофессиональной сфере как неодушевленные.

Одно и то же существительное в одном своем значении может относиться к одушевленным, в другом - к неодушевленным. Так, названия рыб в прямых значениях являются одушевленными существительными (поймать карася ). Употребляясь как названия кушаний, они выступают как неодушевленные существительные: есть шпроты, пригласить на форели и т. п. Ср. также: вижу огромный пень и я этого пня (кого?) вижу каждый день.

Своеобразно проявляется одушевленность/неодушевленность в словах болван, кумир, идол, истукан и др., которые перенос­но обозначают людей. В значении «статуя» эти слова явно тя­готеют к неодушевленным, а в переносном значении лица - к одушевленным существительным. Правда, эта черта выражена непоследовательно. Ср.: поставить истукан и трудно убедить этого истукана, но: На берегу Дуная русские поставили де­ревянного идола (А. Н. Толстой); Из бритья бороды он созда­ет себе кумир (Салтыков-Шедрин) и... делать кумира из этого старого бесполезного человека (Л. Толстой).

Названия художественных произведений по их героям выс­тупают как одушевленные существительные. Ср.: узнать Евге­ния Онегина и слушать «Евгения Онегина»; позвать Рудина и читать «Рудина» и т. п.

Ср. также: угостили москвича и купили »Москвич«, кормить коня и изваять коня, но кормить крокодила и купить «Кроко­дил»; видеть змея, пускать (запустить) змея и сделать змей.

Имена античных богов являются существительными одушев­ленными, а омонимичные с ними наименования светил - неоду­шевленными: разгневать Марса и смотреть на Марс, чтить Юпитера и видеть Юпитер и др.

Употребляются как неодушевленные существительные сло­ва тип, образ, характер, являющиеся названиями действую­щих лиц художественных произведений: создать сильный ха­рактер; охарактеризовать отрицательные типы и положи­тельные образы . Ср.: перечислить действующих лиц романа, героев сказки, персонажей басни, но: вывести комический персонаж.

Конспект «открытого» урока русского языка в условиях реализации ФГОС.

Класс: 5

Тема урока: Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

УМК: учебный комплекс под редакцией Т. А. Ладыженской и др. Русский язык. 5 класс. М., «Просвещение», 2013 г.

Цель деятельности учителя: актуализировать знания обучающихся об имени существительном как части речи; формировать понятие об одушевленности и неодушевленности имен существительных и уметь определять эти категории.

Тип урока: Комбинированный.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знание основных различий между одушевленными и неодушевленными именами существительными; распознавание одушевленных и неодушевленных имен существительных, понимание их роли в речи, объяснение языковых явлений.

Личностные: приобретение новых знаний, стремление к совершенствованию своих умений, проявление познавательных интересов и творческой активности, осознание своих возможностей в учении.

Метапредметные:

    Регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

    Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, выделение и формулирование цели учебного действия, выполнение учебно-познавательных действий, выработка алгоритма действий.

    Коммуникативные: использование речевых средств для решения коммуникативных задач, владение монологической и диалогической формами речи.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация в формате P ower Point по теме «Имена существительные одушевленные и неодушевленные», выполненная учителем.

Основные понятия: грамматические категории, одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Технологическая карта урока.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающегося к усвоению изучаемого материала.

Вступительное слово учителя:

Все ль на месте?

Все ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки?

Проверил? Садись!

С усердием трудись!

Предоставляет общий доступ к экрану, демонстрирует слайды.

(слайд 1)

Слушает учителя, участвует в диалоге с ним. Размещает учебные материалы на рабочем месте, демонстрирует готовность к уроку. Читает эпиграф. Отвечает на вопросы учителя.

Познавательные: понимает познавательную задачу.

Регулятивные: планирует в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции.

2. Актуализация знаний. выявление места и причины затруднения.

Воспроизведение ранее

изученного материала,

установление преемственных

связей прежних и новых знаний

и применение их в новых ситуациях. Э Эвристическая беседа с элементами

игры.

На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься. Но сначала давай вспомним, о какой части речи мы говорили на прошлом уроке? В этом нам помогут слова, зашифрованные в ребусах. Попробуй их отгадать (слайд 2)


Слова какой части речи были скрыты в ребусах? Правильно. Все это имена существительные. Как ты это определил?

Отлично! А теперь давай посмотрим, какие признаки существительного спрятаны в стихотворении. Я его прочитаю, а ты внимательно слушай (слайд 3)


А теперь давай объединим все, что мы вспомнили о существительном, назовем определение, грамматические признаки

(слайд 4)


По ходу ответа учитель задает наводящие вопросы, если ученик затрудняется в ответе.

А теперь давай вернемся к нашим разгаданным словам и обозначим у них род, число и попробуем определить живой это или неживой предмет. Остановимся на последнем признаке существительного. Как ты определил живой или неживой предмет?

Отвечает на вопросы. Строит высказывание. Смотрит презентацию, осваивает лингвистические термины. Обдумывает ответы на вопросы и понимает, что знаний недостаточно для полных ответов. В сотрудничестве с учителем делает выводы. Формулирует собственные мысли и обосновывает свою точку зрения. Выполняет упражнение.

Личностные: имеет мотивацию к учебной деятельности, желание осознавать свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляет для решения учебных задач операции синтеза, устанавливает причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу. Осознает недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задает вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Физкультминутка.

По тропинке мы гуляли (ходьба на месте),

На полянке поскакали (прыжки на месте),

Подружились мы с тобой (руки в стороны),

Нам теперь пора домой (ходьба на

месте).


Выполняет элементарные физические упражнения.

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа, обсуждение результатов наблюдения.

Итак, мы вспомнили, что нам уже известно об имени существительном. Теперь можем продолжить изучение этой части речи. Перед тобой новое задание – снежный ком. Но он необычный, внутри него располагаются буквы. Твоя задача – составить как можно больше слов, используя каждую букву

один раз.

Слов какой части речи

ты составил больше

всего? (существительных).

Распределим их на две группы:

Живые существа и вещи,

предметы. Какие из них будут

отвечать на вопрос КТО? А на

вопрос ЧТО?

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность, дополняет ответы. Попробуй сформулировать тему урока. Потом читает слайд (слайд 5).

Запиши тему урока в тетрадь. А теперь прочитай, каковы цели нашего урока (слад 6).


Формулирует цели учебной деятельности вместе с обучающимся, принимающим ее на себя.

(слайд 7).

В первый столбик запиши слова одушевленные, которые отвечают на вопрос – КТО?, а во второй – неодушевленные, которые отвечают на вопрос – ЧТО?

Запись в тетрадях.

Словарный диктант.

Кто? Шофер, герой, тренер, космонавт, офицер.

Что? Гербарий, здоровье, коллекция, вокзал, апельсин.

Проверим (слайд 8). Сначала скажи, как ты распределял слова? Когда ребенок называет слова, учитель щелкает мышкой и слова появляются на экране.

Сравни свое написание слов с тем, как должно быть. Запомни, как пишутся эти слова.


Вывод:

Слова первой группы отвечают на вопрос « кто?». Значит, они одушевленные.

Слова второй группы отвечают на вопрос «что?». Значит, они неодушевленные.

Главный вопрос нашего урока6 почему одни существительные отвечают на вопрос «кто?», другие – на вопрос «что?».

Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносит поставленные задачи с текстами, знакомится с материалом. Выделяет главное, устанавливает причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Личностные: осознает свои возможности в учении, способен адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекает необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизирует собственные знания.

Регулятивные: планирует в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции, работает по плану.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания.

4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля.

Сегодня мы будем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Казалось бы, нет ничего проще: поставил вопрос и определил – одушевленное имя существительное или неодушевленное. Но у биологов и лингвистов не совпадают представления о живом. Биологи считают. Что росток и поросль живые. Наши предки «видели» мир не так, как мы, поэтому дерево, трава, тюльпан для них были одушевленными, Мы же считаем одушевленными людей, зверей, насекомых. А что, по-твоему, значит одушевленный? (живущий, дышащий, имеющий дух). Какой корень в слове одушевленный?

Что означают неодушевленные существительные? (неживую материю).

Продолжим разграничивать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения одушевленных и неодушевленных существительных.

Этот способ ты должен открыть сам. Просклоняй существительные братья, сестры, камни, доски. А теперь давай рассмотрим таблицу (слайд 9).

Какую разницу ты увидел при склонении? Формы каких слов совпадают? Какой делаем вывод?

Вывод: во множественном числе у одушевленных существительных В. п. совпадает с Р. п, а у неодушевленных существительных В. п. совпадает с И. п.

Определение категории одушевленности и неодушевленности не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе.

Предметы лишены жизни, но категория определяется по-разному. Поэтому к одушевленным существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, то есть живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кошей, леший, и др.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка и пр.), шахматных и карточных фигур (пешка, валет), что связано с олицетворением этих предметов в игре.

(слайд 10)


К неодушевленным относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун

(слайд 11).

К неодушевленным существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя и при их описании применяют слова, привычные для живых существ – они «рождаются», «дышат», «цветут», «размножаются», и «умирают», но не способны передвигаться).

Одушевленными или неодушевленными являются следующие имена существительные?

Вижу орла - вижу Орел.

Позвать дворника – включить дворники.

Вывод: разграничение одушевленных и неодушевленных существительных зависит от их лексического значения.

Формулирует собственные мысли. Высказывает и обосновывает свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем делает выводы о способах разграничения одушевленных и неодушевленных существительных в трудных случаях. Работает с таблицей, наблюдает, сопоставляет, самостоятельно делает выводы.

Личностные: желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролирует учебные действия, замечает допущенные ошибки, осознает правило контроля и успешно использует его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: умеет задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Выполнение упражнений на основе учебника или книг для внеклассного чтения.

Итак, сделаем общий вывод.

Вывод делается обучающимися.

Вывод : грамматический способ разделения существительных на одушевленные и неодушевленные - это совпадение форм Р. п. и В. п. множественного числа у существительных одушевленных, а

И. п. и В. п. – у неодушевленных.

Одушевленность и неодушевленность – это постоянный признак имени существительного.

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем.

Найди «лишнее» слово, запиши его в тетради и составь с ним предложение.

(слайд 11)


Выполни разбор. Вставь на месте пропусков слова (работа по карточке).

Выполнение тестового задания из ресурсов «Кто или что?»

Работа с напечатанным текстом «Синичкино гнездо» . Укажите имена одушевленные.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Личностные: имеет желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Регулятивные: самостоятельно планирует необходимые действия, операции, работает по плану.

Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Проверка работ. Обобщение полученных на уроке сведений. Оценивание.

Подведем итоги.

1.Какие имена существительные относятся к одушевленным? (отвечающие на вопрос Кто?)

2.Какие имена существительные относятся к неодушевленным? (Отвечающие на вопрос Что?)

3. Какое основное правило нужно помнить при определении одушевленных и неодушевленных существительных?

Отвечает на вопросы.

Личностные: понимает, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретает умения использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивает свою работу, исправляет и объясняет ошибку.

Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Заключительная беседа по вопросам.

(слайд12).

Обратимся к таблице «ЗХУ», заполним ее третью колонку.

Дай оценку нашей работе: выбери одну из предложенных карточек и покажи мне. Скажи себе: «Я молодец. Я думал, я старался, я делал открытия».

Определяет свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняет дневник достижений.

Познавательные: устанавливает взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных. Исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.

8. Объяснение домашнего задания.

Доступное и понятное изложение сути домашней работы, объяснение способа его выполнения.

В качестве домашнего задания предлагаю творческую работу «Угадай сказку Г. Х. Андерсена». Я отправила тебе файл, содержащий карточки, на которых написаны слова. Тебе нужно по ним узнать, о какой сказке Г. Х. Андерсена идет речь. При этом укажи буквой О – одушевленные, буквой Н – неодушевленные имена существительные.

Внимательно слушает задание. Задает вопросы, если что-то непонятно.

Андрей НАРУШЕВИЧ,
г.Таганрог

Несколько вопросов о категории одушевленности/неодушевленности

О категории одушевленности/неодушевленности имен существительных мало говорится в школьных учебниках русского языка, а между тем она представляет собой один из интереснейших лингвистических феноменов. Попробуем ответить на некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении этой категории.

Что такое «одушевленный» и «неодушевленный» предмет?

Известно, что отнесение имен существительных к одушевленным или неодушевленным связано с разделением человеком окружающего мира на живое и неживое. Однако еще В.В. Виноградов отметил «мифологичность» терминов «одушевленный/неодушевленный», поскольку хрестоматийно известные примеры (растение, покойник, кукла, народ и др. ) демонстрируют несоответствие объективного статуса предмета его осмыслению в языке. Существует мнение, что под одушевленными в грамматике понимаются отождествляемые с человеком «активные» предметы, которым противопоставлены предметы «неактивные» и, следовательно, неодушевленные 1 . В то же время признак «активность/неактивность» не вполне объясняет, почему слова мертвец, покойник относятся к одушевленным, а народ, толпа, стая – к неодушевленным существительным. По всей видимости, категория одушевленности/неодушевленности отражает обыденные представления о живом и неживом, т.е. субъективную оценку человеком объектов действительности, далеко не всегда совпадающую с научной картиной мира.

Конечно, «эталоном» живого существа для человека всегда был сам человек. Любой язык хранит «окаменевшие» метафоры, показывающие, что люди издревле видели мир антропоморфным, описывали его по своему образу и подобию: солнце выглянуло, река бежит, ножка стула, носик чайника и т.п. Вспомним хотя бы антропоморфных богов или персонажи низшей мифологии. В то же время отличные от человека формы жизни: некоторые беспозвоночные, микроорганизмы и др. – часто неоднозначно оцениваются рядовыми носителями языка. Например, как показал опрос информантов, к существительным актиния, амеба, инфузория, полип, микроб, вирус регулярно задается вопрос что? Очевидно, кроме признаков видимой активности (передвижение, развитие, размножение и др.), в обыденное понятие о живом существе («одушевленном» предмете) входит и признак подобия человеку.

Как определяется одушевленность/неодушевленность имени существительного?

Традиционно в качестве грамматического показателя одушевленности рассматривается совпадение формы винительного и родительного падежей в единственном и множественном числе у существительных мужского рода (вижу человека, оленя, друзей, медведей) и только во множественном числе у существительных женского и среднего рода (вижу женщин, животных) . Соответственно, грамматическая неодушевленность проявляется в совпадении винительного и именительного падежей (вижу дом, столы, улицы, поля) .

Надо отметить, что грамматическое противопоставление имен существительных по одушевленности/неодушевленности находит выражение не только в форме конкретного падежа: различие форм существительных в винительном падеже приводит к различию и противопоставлению парадигм в целом. У имен существи- тельных мужского рода по признаку одушевленности/неодушевленности различаются парадигмы единственного и множественного числа, а у существительных женского и среднего рода – только парадигмы множественного числа, то есть каждый из разрядов одушевленности/неодушевленности имеет свою парадигму склонения.

Существует мнение, что основным средством выражения одушевленности/неодушевленности существительного является форма винительного падежа согласованного определения: «Именно по форме согласуемого определения в винительном падеже определяется одушевленность или неодушевленность существительного в лингвистическом смысле слова» 2 . Очевидно, что это положение требует уточнения: рассматривать форму адъективного слова в качестве основного средства выражения одушевленности/неодушевленности следует только по отношению к употреблению неизменяемых слов: вижу красивых какаду (В. = Р.); вижу красивые пальто (В. = И.). В остальных случаях форма адъективного слова дублирует значения падежа, числа, рода и одушевленности/неодушевленности главного слова – имени существительного.

В качестве показателя одушевленности/неодушевленности может также выступать совпадение падежных форм (В. = И. или В. = Р.) в склонении союзных слов адъективной структуры (в придаточном предложении): Это были книги , которые я знал (В. = И.); Это были писатели , которых я знал (В. = Р.).

Не имеют грамматического показателя одушевленности/неодушевленности имена существительные женского и среднего рода, выступающие только в форме единственного числа (singularia tantum), поскольку эти слова обладают самостоятельной формой винительного падежа, не совпадающей ни с именительным, ни с родительным: поймать меч-рыбу, изучать кибернетику и т.д. Таким образом, грамматически одушевленность/неодушевленность этих существительных не определяется.

Что такое колеблющийся грамматический показатель одушевленности/неодушевленности?

Рассмотрим несколько примеров: И с этого момента эмбрион называют плодом (И.Акимушкин) – Я видел в колбе эмбриона , Закрученного как валторна (Ю.Арабов); Наука микробиология изучает различных бактерий и вирусы (Н.Гольдин) – Бактерии можно идентифицировать по морфологическим свойствам (А.Быков); Выходя замуж, женщина уносит с собой свои куклы (И.Соломоник) – Перед сном ты опять играла у меня в кабинете. Кормила кукол (Л.Пантелеев). Как видим, одни и те же слова ведут себя то как одушевленные, то как неодушевленные.

Вариативные формы винительного падежа существительных зародыш, эмбрион, микроб, бактерия и т.п. объясняются неоднозначностью оценки соответствующих объектов говорящими. Обычно эти формы жизни недоступны наблюдению, что и обусловливает колебание носителей языка в отнесении этих предметов к живым или неживым.

Куклы вовлечены в игровую (а также магическую) деятельность человека. В детских играх куклы функционируют как живые существа. Кукол купают, расчесывают, укладывают спать, то есть с ними производят действия, которые в других условиях направлены только на живых существ. Игровая деятельность создает условия для осмысления кукол как предметов, функционально подобных живому (функционально одушевленных). В то же время куклы остаются неживыми предметами. Совмещение признаков живого и неживого вызывает колебания грамматического показателя одушевленности/неодушевленности. Сходные особенности обнаруживают некоторые названия игровых фигур: ферзь, туз, пешка и др.: Я взял со стола, как теперь помню, червонного туза и бросил кверху (М.Лермонтов) – Разместивши карты, берут все тузы , лежащие кверху пачек (З.Иванова).

Некоторых животных люди издавна рассматривали преимущественно в качестве продуктов питания (ср. современное слово морепродукты ). Например, омары, устрицы, лангусты, как отмечает В.А. Ицкович, «не встречаются в Центральной России в живом виде и стали известны сначала как экзотические блюда и лишь позднее – как живые существа» 2 . Судя по всему, существительные устрица, кальмар, омар и другие первоначально склонялись только по неодушевленному типу, появление формы винительного падежа, совпадающей с формой родительного, связано с развитием значения ‘живое существо’, более позднего по отношению к значению ‘пища’: Кальмары отварить , нарезать в виде лапши (Н.Голосова) – Кальмаров варят в соленой воде (Н.Акимова); Окрестные рыбаки свозили в город рыбу: весною – мелкую камсу, летом – уродливую камбалу, осенью – макрель, жирную кефаль и устрицы (А.Куприн) – А ты разве ешь устриц ? (А.Чехов) Интересно, что в значении ‘пища’ грамматическую неодушевленность приобретают не только наименования экзотических животных: Жирные сельди хорошо отмочить , разделать на филе (М.Петерсон); Обработанный судак нарезают на кусочки (В.Турыгин).

Таким образом, колебание грамматического показателя одушевленности/неодушевленности вызвано особенностями семантики, а также неоднозначностью оценки предмета как живого или неживого.

Почему существительные мертвец и покойник одушевленные?

Осмысление человеком живой природы неразрывно связано с понятием смерти. ‘Умерший’ – это всегда ‘бывший живым’, ранее обладавший жизнью. Кроме того, фольклор не случайно изобилует историями о живых мертвецах. До сих пор можно встретить отголоски представлений наших далеких предков о том, что мертвым присуща некая особая форма жизни, будто мертвый человек способен слышать, думать, вспоминать.

Существительные мертвец, покойник, усопший и др. обозначают умерших людей, т.е. обладают признаком ‘человек’ – самым важным для значения одушевленности. А вот слово труп означает ‘тело умершего организма’, т.е. только материальную оболочку (ср. выражения трупы убитых, трупы умерших) . Видимо, это семантическое различие объясняет грамматическую одушевленность названий умерших и неодушевленность слова труп: Как крепки камни все в призваниях своих, – Когда покойников накрывши стерегут (К.Случевский); А созову я тех, на которых работаю, мертвецов православных... – Перекрестись! Созывать мертвых на новоселье (А.Пушкин); Настене только однажды, еще задолго до войны, пришлось видеть утопленника (В.Распутин); Возчики бросают трупы на сани с деревянным стуком (А.Солженицын).

Почему слова народ, толпа, стая неодушевленные?

Перечисленные слова обозначают некоторое множество живых объектов – людей или животных.Это множество осмысливается как единое целое – совокупность живых существ, причем эта совокупность не равна простой сумме ее составляющих. Например, признак «множество», выражающий идею количества в понятии ‘люди’, в понятии ‘народ’ соединяется с идеей качества – ‘совокупность людей в их специфических взаимодействиях’. Таким образом, общий признак слов этой группы – ‘совокупность’ – оказывается ведущим и формирует значение неодушевленности. В.Г. Гак связывает рассматриваемые существительные с категорией коллективного (квазиодушевленного) объекта: «Между одушевленными и неодушевленными объектами находится промежуточная группа коллективных объектов, состоящих из одушевленных единиц. Слова, обозначающие такие объекты... можно условно назвать квазиодушевленными» 4 . Грамматическое обобщение семантики выражается в морфологическом показателе неодушевленности (В. = И.): вижу толпы, народы, стаи, стада и т.п.

Почему имена существительные, обозначающие растения, являются неодушевленными?

В языковой картине мира растения, являющие собой качественно иную форму жизни, нежели животные и человек, не воспринимаются как живые организмы. Способность к самостоятельному передвижению издавна признавалась одним из характерных признаков живого. Как указывал Аристотель, «начало движения возникает в нас от нас самих, даже если извне нас ничего не привело в движение. Подобного этому мы не видим в [телах] неодушевленных, но их всегда приводит в движение что-нибудь внешнее, а живое существо, как мы говорим, само себя движет» 5 . Неспособность растительных организмов к самостоятельному передвижению, отсутствие видимой двигательной активности и ряд других признаков приводят к тому, что в сознании человека растения вместе с предметами неорганической природы составляют неподвижную, статичную часть окружающего мира. На это указывает В.А. Ицкович: «...под живым понимается предмет, способный к самостоятельному передвижению, так что растения относятся к неживым предметам» 6 . Таким образом, преобладание признаков неживого в обыденных понятиях о растениях, а также характер трудовой деятельности человека, издавна широко использующего растения в самых различных целях, обусловили то, что растения в большинстве случаев воспринимаются как неживые предметы.

Как проявляется значение одушевленности/неодушевленности?

Признак ‘живое’ (‘неживое’) может проявляться не только в значениях имен существительных, но и в значениях признаковых слов. Действительно, анализ показал, что в языке значение одушевленности/неодушевленности имеют не только существительные, но и глаголы и имена прилагательные. Это проявляется в том, что глаголы и прилагательные могут обозначать признаки предметов, характеризующие эти предметы как живые или неживые. К примеру, значение глагола читать указывает на то, что действие совершается лицом (человеком) и направлено на неживой предмет: читать книгу, газету, объявление и т.п.

Существование подобных семантических связей сделало возможным построение классификации глаголов русского языка по наличию в их значениях указания на одушевленность/неодушевленность субъекта и объекта действия. Эта классификация была разработана проф. Л.Д. Чесноковой 7 . Так, все глаголы русского языка могут быть распределены по следующим группам:

1) одушевленно-маркированные – обозначают действия, совершающиеся живыми существами: дышать, мечтать, спать и др;
2) неодушевленно-маркированные – обозначают действия, совершающиеся неживыми предметами: гореть, крошиться, испаряться и др. ;
3) нейтральные – обозначают действия, общие для живых и неживых предметов: стоять, лежать, падать и др.

Аналогичное деление наблюдается среди имен прилагательных:

1) одушевленно-маркированные имена прилагательные обозначают признаки живых существ: внешние признаки, особенности темперамента, волевые качества, эмоциональные, интеллектуальные и физические свойства и др.: сухопарый, длинноногий, вислоухий, флегматичный, вспыльчивый, добрый, злой, умный, настойчивый, слепой, талантливый и т.д.;
2) неодушевленно-маркированные имена прилагательные обозначают признаки неживых предметов (явлений) – пространственные и временные качества и отношения, воспринимаемые чувствами свойства и качества вещей, признаки по отношению к материалу изготовления и др.: жидкий, редкий, глубокий, пряный, кислый, горький, прочный, густой, железный, стеклянный, деревянный, болотистый и т. д.;
3) нейтральные имена прилагательные обозначают признаки, которые могут быть приписаны как живым существам, так и неживым предметам, – наиболее общие пространственные характеристики, цветовая характеристика, оценочная характеристика, принадлежность и т.д.: левый, правый, высокий, маленький, тяжелый, белый, красный, хороший, мамин .

Таким образом, значение одушевленности/неодушевленности имени существительного обычно поддерживается одушевленно- или неодушевленно-маркированными элементами контекста. В противном случае актуализируются переносные значения, что обеспечивает семантическое согласование слов.

Так, для одушевленных существительных в сочетаниях с неодушевленно-маркированными глаголами наиболее типичен метонимический перенос ‘произведение – автор’: Тогда рабочий начал читать Брокгауза (М.Булгаков); Но все-таки Додерляйна надо просмотреть ... Вот он – Додерляйн. «Оперативное акушерство» (М.Булгаков).

Для неодушевленных имен существительных возможен перенос названий с неживых предметов на живые: Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными (Н.Гоголь); Меня провожала тепло и любовно вся камера в полном составе, без партийных различий (Е.Гинзбург); Тюрьма не любит храбрецов (В.Шаламов). Существует также множество случаев окказионального метонимического переноса, затрагивающего семантику одушевленности/неодушевленности субстантива: – Быстро! К телефону!.. Трубка вибрировала, трепетала, захлебывалась тревогой , не решалась выговорить роковой вопрос. Только твердила с вопросительной интонацией: «Это ты? Это ты?» (Е.Гинзбург); Однажды в больнице услышал: «Из седьмой палаты выписывается фурункул носа » (В.Леви).

Семантическое рассогласование в аспекте одушевленности/неодушевленности может преодолеваться за счет метафорического переноса значения существительного. Примером могут служить сочетания неодушевленных имен существительных с одушевленно-маркированными словами, создающие художественный прием олицетворения (персонификации): Сидя на лбу низенького человека, Прыщ с завистью поглядывал на лбы высоких людей и думал : «Вот бы мне такое положение!» (Ф.Кривин).

Итак, подведем итоги. Одушевленные и неодушевленные существительные обозначают не столько живые и неживые предметы, сколько предметы, осмысливающиеся как живые и неживые. Кроме того, между членами оппозиции ‘мыслимый как живой / мыслимый как неживой’ существует ряд промежуточных образований, совмещающих признаки живого и неживого, наличие которых обусловлено ассоциативными механизмами мышления и другими особенностями мыслительной деятельности человека, например:

1) мыслимый как бывший живым (мертвец, покойник, усопший и др.);
2) мысленно представляемый живым (русалка, леший, киборг и др.);
3) мыслимый как подобие живого (кукла, пупс, валет, ферзь и др.);
4) мыслимый как совокупность живого (народ, толпа, стая, стадо и др.).

Таким образом, категория одушевленности/неодушевленности имен существительных, как и некоторые другие языковые явления, отражает антропоцентрическую установку человеческого мышления, а несоответствие языковой картины мира научному осмыслению является еще одним проявлением субъективного фактора в языке.

1 Степанов Ю.С . Основы общего языкознания. М., 1975. С. 130.

2 Милославский И.Г . Морфологические категории современного русского языка. М.: Наука, 1981. С. 54.

3 Ицкович В.А . Существительные одушевленные и неодушевленные в современном русском языке (норма и тенденция) // Вопросы языкознания. 1980, № 4. С. 85.

4 Гак В.Г . Глагольная сочетаемость и ее отражение в словарях глагольного управления // Лексикология и лексикография / Под. ред. В.В. Морковкина. М.: Русск. яз., 1972. С. 68.

5 Аристотель . Физика // Сочинения в 4 т. М., 1981. Т. 3. С. 226.

6 Ицкович В.А . Существительные одушевленные и неодушевленные в современном русском языке (норма и тенденция) // Вопросы языкознания. 1980, № 4. С. 96.

7 Чеснокова Л.Д . Местоимения кто , что и семантика одушевленности – неодушевленности в современном русском языке // Русское языкознание. Киев: Высш. шк., 1987. Вып. 14. С. 69–75.

Известно, что отнесение имен существительных к одушевленным или неодушевленным связано с разделением человеком окружающего мира на живое и неживое. Однако еще В.В. Виноградов отметил «мифологичность» терминов «одушевленный/неодушевленный», поскольку хрестоматийно известные примеры (растение, покойник, кукла, народ и др. ) демонстрируют несоответствие объективного статуса предмета его осмыслению в языке. Существует мнение, что под одушевленными в грамматике понимаются отождествляемые с человеком «активные» предметы, которым противопоставлены предметы «неактивные» и, следовательно, неодушевленные 1 . В то же время признак «активность/неактивность» не вполне объясняет, почему словамертвец, покойник относятся к одушевленным, а народ, толпа, стая – к неодушевленным существительным. По всей видимости, категория одушевленности/неодушевленности отражает обыденные представления о живом и неживом, т.е. субъективную оценку человеком объектов действительности, далеко не всегда совпадающую с научной картиной мира.

Конечно, «эталоном» живого существа для человека всегда был сам человек. Любой язык хранит «окаменевшие» метафоры, показывающие, что люди издревле видели мир антропоморфным, описывали его по своему образу и подобию: солнце выглянуло, река бежит, ножка стула, носик чайника и т.п. Вспомним хотя бы антропоморфных богов или персонажи низшей мифологии. В то же время отличные от человека формы жизни: некоторые беспозвоночные, микроорганизмы и др. – часто неоднозначно оцениваются рядовыми носителями языка. Например, как показал опрос информантов, к существительным актиния, амеба, инфузория, полип, микроб, вирус регулярно задается вопрос что? Очевидно, кроме признаков видимой активности (передвижение, развитие, размножение и др.), в обыденное понятие о живом существе («одушевленном» предмете) входит и признак подобия человеку.

Как определяется одушевленность/неодушевленность имени существительного?

Традиционно в качестве грамматического показателя одушевленности рассматривается совпадение формы винительного и родительного падежей в единственном и множественном числе у существительных мужского рода (вижу человека, оленя, друзей, медведей) и только во множественном числе у существительных женского и среднего рода (вижу женщин, животных) . Соответственно, грамматическая неодушевленность проявляется в совпадении винительного и именительного падежей (вижу дом, столы, улицы, поля) .

Надо отметить, что грамматическое противопоставление имен существительных по одушевленности/неодушевленности находит выражение не только в форме конкретного падежа: различие форм существительных в винительном падеже приводит к различию и противопоставлению парадигм в целом. У имен существи- тельных мужского рода по признаку одушевленности/неодушевленности различаются парадигмы единственного и множественного числа, а у существительных женского и среднего рода – только парадигмы множественного числа, то есть каждый из разрядов одушевленности/неодушевленности имеет свою парадигму склонения.

Существует мнение, что основным средством выражения одушевленности/неодушевленности существительного является форма винительного падежа согласованного определения: «Именно по форме согласуемого определения в винительном падеже определяется одушевленность или неодушевленность существительного в лингвистическом смысле слова» 2 . Очевидно, что это положение требует уточнения: рассматривать форму адъективного слова в качестве основного средства выражения одушевленности/неодушевленности следует только по отношению к употреблению неизменяемых слов: вижу красивых какаду (В. = Р.); вижу красивые пальто (В. = И.). В остальных случаях форма адъективного слова дублирует значения падежа, числа, рода и одушевленности/неодушевленности главного слова – имени существительного.

В качестве показателя одушевленности/неодушевленности может также выступать совпадение падежных форм (В. = И. или В. = Р.) в склонении союзных слов адъективной структуры (в придаточном предложении): Это были книги , которые я знал (В. = И.); Это были писатели , которых я знал (В. = Р.).

Не имеют грамматического показателя одушевленности/неодушевленности имена существительные женского и среднего рода, выступающие только в форме единственного числа (singularia tantum), поскольку эти слова обладают самостоятельной формой винительного падежа, не совпадающей ни с именительным, ни с родительным: поймать меч-рыбу, изучать кибернетику и т.д. Таким образом, грамматически одушевленность/неодушевленность этих существительных не определяется.