Секреты пунктуации. Знаки препинания как указатели ударений в тексте
Знаки препинания могут оказать огромную помощь оратору при подготовке текста. Знаки препинания выделяют ударные слова, и оратор понимает, где надо повысить или понизить голос. Повышения и понижения речи, а также паузы (о которых мы будем говорить чуть позже), выстраивают верную интонацию и придают речи выразительность и разнообразие. Каждый знак препинания, как говорил К. С. Станиславский, имеет свою характерную «голосовую фигуру».
Всего в нашем языке десять знаков препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, многоточие. Рассмотрим их подробнее.
Точка указывает на завершение мысли и законченность предложения. Интонация на точке связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем знаку, – «голос положить на дно». На «завершающей» точке пауза сравнительно длительная, как правило, это разделительная логическая пауза. Но чаще всего точка предполагает развитие мысли в следующих предложениях и обозначает соединительную логическую паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается.
Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при соответствующей паузе наточке, соединяя в единое целое части одного описания. Например: «Его речь была краткой, I связной, I неумолимо логичной; I он никогда не говорил лишних слов; I каждая фраза… I – необходимое звено в цепи доводов». 11 Точка с запятой в данном примере говорит, с одной стороны, о едином смысловом значении фразы, с другой – обращает наше внимание на каждую часть в отдельности.
Запятая говорит о том, что мысль не закончена, а на ударном слове, предшествующем знаку, наблюдается повышение голоса. В речи запятая означает соединительную логическую паузу. К. С. Станиславский заметил, что при запятой хочется «загнуть звук кверху» и оставить «на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмете нижней полки на более высокую… Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством. Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы». Иногда запятая «не читается», то есть логическая пауза отсутствует.
Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение перечислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним. Голос на двоеточии остается на одной ноте.
Скобки . В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами. Эти слова служат для уточнения авторской мысли, для дополнительного пояснения, для второстепенного замечания. Перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте, «бескрасочная» интонация, монотон и, наконец, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок. «В природе I (поскольку мы оставляем в стороне обратное действие на нее человека) I действуют одна на другую лишь слепые, I бессознательные силы, I во взаимодействии которых и проявляются общие законы». I I Слова в скобках читаются на одной ноте.
Кавычки . Слова, стоящие в кавычках, произносятся отдельно от всей фразы, интонационно подчеркиваются с помощью логических пауз, изменения высоты голоса, ударения на слове и т. д.
Вопросительный знак передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху. Если ударное слово находится в начале или в середине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова звучат ниже его.
Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наиболее сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения.
Восклицательный знак передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ) и сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко падает вниз.
Многоточие . К. С. Станиславский говорил, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе». В устной речи голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается; многоточие обозначает что‑либо недоговоренное, недосказанное, подразумеваемое или прерванную мысль.
Тире в звучащей речи требует некоторого повышения голоса на предшествующем знакуударном слове и означает соединительную паузу. Этот знак ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противопоставить одно явление другому или подвести итог.
Константин Сергеевич Станиславский советовал брать почаще книгу и отмечать в ней ударения. «В жизни, – пишет он, – когда мы говорим свои слова, ударения ложатся сами собой более или менее верно. Интуиция грамотнее нас. Она и без законов иногда говорит почти правильно. Но когда мы пользуемся не своими собственными, а чужими словами, приходится следить за ударениями, потому что в чужом тексте мы безграмотны. Надо набить себе сначала сознательную, а потом и бессознательную привычку к правильным ударениям. Когда ухо привыкнет к ним, вы будете гарантированы на сцене от обычных там ошибок при выделении слов логическими ударениями». Выделяя ударения в текстах, помните, что задача ударения – не уродовать, а прояснять внутренний смысл фразы. Правильное ударение делается без физической потуги и насилия. Стоит лишь слегка повысить звук на ударяемом слоге или отделить его едва заметными паузочками. Старайтесь, по возможности, делать как можно меньше, и только самые необходимые ударения.
Упражнение 179. «Акцент на ударные слова» С помощью карандаша выделите ударения в тексте, а затем прочитайте его, акцентируя ударные слова и фразы:
Декабрьское утро было очень тихо, очень снежно. Зимний свет сквозь низкие, но бледные облака лился неяркий, и кругом все казалось кротким. Бесшумно взрывая не успевшие промерзнуть белые, глубокие снега, мелькали санки вдоль Царицына луга. По сторонам расчищенной аллеи возвышались сугробы, закрывая высоко стволы черных деревьев. С веток, отягченных белым покровом, порою мягко и бесшумно падали снеговые хлопья, когда серая, голодная ворона задевала сук своим крылом. Порою и с небес, с особенно низко проходящего облака вдруг начинали медленно опускаться мягкие, точно ничего не весящие, пухлые хлопки снега. Серовато‑белая даль на Неве, за Невой была туманна и тиха.
(3. Н. Гиппиус. Златоцвет)
Упражнение 180. «Играем с ударениями»
Задание то же, что и в предыдущем упражнении. Но на этот раз попробуйте поиграть с ударениями. Поменяйте ударные слова и послушайте, как будет меняться окраска текста в зависимости от смены ударения.
Те, кто бегают за мной, скоро мне надоедают. Знатность не для меня. Богатство я ценю, да не очень. Все мое удовольствие в том, чтобы мне угождали, чтобы за мной ухаживали, чтобы меня обожали. Это моя слабость, да это и слабость всех женщин. Выходить замуж я не думаю, мне никто не нужен, живу я честно и наслаждаюсь своей свободой. Со всеми я хороша и ни в кого не влюблена. Над этими чучелами‑воздыхателями, падающими в обморок, я намерена издеваться. И уж пущу в ход все свое искусство, чтобы победить, раздавить, сокрушить гордецов с каменными сердцами, которые нас ненавидят – нас, то лучшее, что произвела на свет прекрасная мать‑природа!
(К. Гольдони)
Упражнение 181. «Прячем второстепенное»
Отметьте в тексте второстепенные слова и затушуйте их, сняв ударения. Не старайтесь выделить главное ударное слово, ваше внимание должно быть направлено на снятие ударения с невыделяемых членов предложения.
«Слушай, ты, вавилонская лихорадка, – сказал он ему, – веди меня окольными дорогами не слишком близко к большой дороге и недалеко забираясь в сторону. Если же ты задумаешь бежать или, чего боже сохрани, завести меня в западню, то я впущу тебе в брюхо такую ягоду, что она не сварится в нем до Страшного суда, хотя бы желудок твой был крепче, нежели у страуса. Зарубаев! отдай ему вожжи и держи за кушак, и чуть он покривит душой или зашевелит усами, спусти гончую собаку. Понимаешь?»
(А. А. Бестужев‑Марлинский)
Упражнение 182. «Выделяем главное»
С помощью карандаша выделите ударения в тексте, затем прочитайте, акцентируя ударные слова и фразы:
Ах, ты не знаешь сердца настоящего мужа, Нора. Мужу невыразимо сладко и приятно сознавать, что он простил свою жену… простил от всего сердца. Она от этого становится как будто вдвойне его собственной – его неотъемлемым сокровищем. Он как будто дает ей жизнь вторично. Она становится, так сказать, и женой его и ребенком. И ты теперь будешь для меня и тем и другим, мое беспомощное, растерянное созданьице. Не бойся ничего, Нора, будь только чистосердечна со мной, и я буду и твоей волей и твоей совестью… Что это? Ты не ложишься? Переоделась?
(Генрик Ибсен. Кукольный дом)
Известный русский лингвист Генриетта Григорьевна Граник говорила: «Знаки препинания, как и слова, говорят». Я не могу не согласиться с этим высказыванием. Действительно, роль пунктуации в языке очень важна. С ее помощью можно показать различные интонационные оттенки, указать на важность информации, показать эмоциональность и многое другое.
Попробуем доказать этот тезис на примере текста В. А. Каверина.
В данном отрывке автор использует множество восклицательных предложений. Так, в предложении № 17 восклицание используется для того, чтобы показать отношения героя к теории самолетостроения, а в предложениях № 42-43 – чтобы показать взволнованность мальчика.
Еще одним доказательством утверждения Г. Г. Граник является употребление ряда однородных членов в предложении 37.
В данном случае запятые служат для интонации перечисления, которая вносит в нашу речь ясность и помогает полнее понять смысл фразы.
Таким образом, на примере данного текста мы доказали верность высказывания Г. Г. Граник. Пунктуация – очень важная часть языка. Без нее не обходится ни одной фразы, ни одного предложения. Роль пунктуации очень важна и не стоит забывать об этом языковом явлении.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2017-04-18
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Сочинения по текстам из сборника И.П.Цыбулько, 2017 год.
Вариант 1.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Генриетты Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят»…
«Знаки препинания, как и слова, говорят», — утверждает Г.Г. Граник. Действительно, от выбора знаков препинания часто зависит не только пунктуационная текста, но и смысл некоторых входящих в его состав предложений. Чтобы это доказать, рассмотрим примеры из текста В. Каверина.
«Рост! Проклятый рост!» — читаем мы в предложениях 42, 43 и понимаем, что не случайно автор завершает их восклицательным знаком. Герой сильно тревожится и даже сердится, считая недостаточный рост возможной причиной, из-за которой его могут не принять в летную школу. Здесь отсутствуют слова, передающие эмоциональное состояние мальчика. Их роль в этих предложениях взял на себя восклицательный знак.
Обратимся теперь к третьему пункту правил: «Что решено – исполни». Перед нами сложноподчиненное предложение. Мы знаем, что в нем между главной и придаточной частью обычно ставится запятая. Но автор заменил запятую на тире, давая понять читателям характер своего героя. Принял решение – значит, обязательно его выполни. Постановка тире в этом предложении напоминает пунктуацию в бессоюзном сложном предложении: ставится тире, если вторая часть сложного предложения представляет собой следствие, вывод.
Восклицательный, вопросительный знаки, многоточие, тире, кавычки – эти знаки препинания могут иногда заменить в высказываниях слова. Значит, с мнением известного русского языковеда нельзя не согласиться.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «- Примут, — решительно отвечал я»…
В последнем предложении герой текста В. Каверина, мечтавший о поступлении в летную школу, с решительностью заявляет себе: «Примут». Он уверен в этом, потому что стать летчиком для него – не случайный выбор профессии, а самая заветная мечта. Поставив перед собой цель, он делает все, чтобы достичь ее.
Слово «Вперед!», название корабля известного путешественника Амундсена, стало для героя В. Каверина девизом. Нужно идти только вперед, преодолевая трудности, исполняя все задуманное, — так решил он втайне от всех.
«Что это была за мука!» — говорит он, вспоминая о том, сколько сил и терпения пришлось приложить, чтобы изучить «Теорию самолетостроения». Но, не желая сдаваться, он ежедневно разбирал по частям «воображаемый самолет» и постепенно узнал его, «как свои пять пальцев».
Понимая, что попасть в летную могут только имеющие крепкое здоровье мальчишки, будущий летчик начинал свой день с занятий гимнастикой и холодного обтирания. «А вдруг не примут?» — такое сомнение заставляло его «проверять глаза, уши и сердце». Даже мнение школьного врача казалось недостаточным.
Но огромное желание быть летчиком, сила воли и твердость духа помогали ему бороться с сомнениями. Герой настойчиво шел к своей мечте, поэтому уверен: она обязательно осуществится.
15.3. Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ?..
Самовоспитание – это возможность изменить себя, добиться в жизни того, о чем мечтаешь. Оно помогает достичь больших успехов в учении, в разных областях спорта и искусства и даже стать красивее. Только нельзя сдаваться.
Герой текста В. Каверина служит примером, который подтверждает: умение следовать выработанным для себя правилам приводит человека к желаемой цели. Мучительно трудно было мальчишке читать «Теорию самолетостроения». Но он упорно, заучивая то, что не понимал, изучал самолет до тех пор, пока не узнал его, «как свои пять пальцев». Чтобы быть сильным и выносливым, каждое утро начинал с гимнастики и холодного обтирания. Никто не принуждал его. Наоборот, в школе даже считали, что он «разбрасывается». Но решение во что бы то ни стало стать летчиком, заставляло мальчика настойчиво двигаться к намеченной цели.
Самовоспитание помогает человеку стать лучше, следить за своими поступками и поведением. Например, если я однажды дала себе слово, что больше не буду обманывать родителей, то теперь никогда не позволяю себе делать это. Желание выглядеть привлекательной заставляет меня внимательно относиться к своему внешнему виду.
Воспитывать себя нужно учиться с детства. Впоследствии это помогает быть успешным и порядочным человеком.
Сочинения из коллекции Г.Е.Максимовой
Для чего на письме необходимы знаки препинания? Они выделяют смысловые отрезки речи, то есть отделяют их друг от друга. Также эти символы придают предложению эмоциональную окраску, указывают на грамматические и логические связи слов и словосочетаний в нем, подчеркивают его завершенность.
Чехов называл знаки препинания «нотами при чтении». Они показывают, какие интонации надо употребить, как «сыграть смысл» предложения, как играют музыкальную партитуру, то есть верно и выразительно его передать.
С помощью тире дается определение, например, производится противопоставление. «В бою фашист – враг, но здесь он – пленный!» - такой хороший пример употребления тире есть в повести «Сашка» советского писателя В. Кондратьева. И в этом же произведении дается много ярких примеров однородных членов предложения, перечисляемых через запятые: «побледнел Сашка, съежился...», «... но не закричал, не затопал, к кобуре с пистолетом не потянулся, а глядел на Сашку...
«Кто придумал эти знаки препинания? Лучше бы их не было, все писали бы проще!» - так жаловалась когда-то моя младшая сестренка, корпя над пересказом по русскому языку. Конечно, в шутку. Я рассказал ей известную притчу о безграмотном указе короля: «казнить нельзя помиловать». И она согласилась, что отсутствие знаков препинания не дает возможности верно понять указ, инструкцию, даже закон. А неверное понимание служебного распоряжения или инструкции к технике может привести, например, к неприятностям на производстве.
Встречаются люди, которым даже во взрослой жизни так и не дано грамотно писать и верно расставлять знаки препинания, например, моему соседу. А ведь выставил не тот символ на письме – и смысл сказанного изменился. Для точной передачи собственной мысли важно излагать ее, правильно используя разделительные знаки.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Л. Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. Ю. Максимова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
На что нужно обратить внимание:
- любое сочинение 15.1 целиком и полностью о языковых явлениях . Здесь будут идти рассуждения об абзацном членении текста, о предложениях и их соединениях, о знаках препинания, о тропах (метафора, эпитет, сравнение и пр.), о синтаксических фигурах (анафора, эпифора и пр.), о лексических средствах выразительности (экспрессивной лексике, лексический повтор, просторечные слова, книжные слова, жаргонизмы и пр.). Вот почему это сочинение называют сочинением "на лингвистическую тему";
- сочинение пишется по высказыванию, которое Вы должны подтвердить. Всё Ваше сочинение должно быть направлено на такую мысль: "Да, автор высказывания абсолютно прав. Примеры тому мы видим почти в каждом предложении. Вот это предложение подтверждает, что данное языковое явление действительно служит тому-то. Другое предложение также говорит нам о том, что языковое явление такое-то помогает достичь того-то";
- рекомендованное количество абзацев - 4:
1 - вступление, тезис;
2 - первый аргумент;
3 - второй аргумент;
4 - вывод; - аргумента в доказательство нужно приводить два ;
- оба аргумента нужно приводить из текста . Находите предложение, в котором есть языковое явление, о котором сказано в цитате, и пишете его в качестве первого аргумента вместе с конкретным словом или словосочетанием. Если нас просят доказать, что метафора служит построению особенных образов, мы не только пишем, что "метафора представлена в предложении 7", но еще и указываем, что "перед нами метафора "план лопнул";
- кроме предложения с конкретным примером Вы должны указать еще и функцию этого примера. Зачем в этом предложении стоит эта метафора, к примеру? Чего с помощью неё автор хочется добиться? Чему она служит? Какой эффект создает? Чей образ передает?
- сочинение должно иметь не менее 70 слов. Рекомендуем писать его объёмом от 70 до 95, ведь чем больше слов, тем более велик шанс совершить ошибку.
Структура сочинения 15.1:
(1)Я не любила эту куклу. (2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.
– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла - трудно понять! - восклицали они.
(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня - «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» - этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».
– (10)Не огорчайся: конец - делу венец! - услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать - я сообразила уже тогда - очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала - они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.(18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22)Любишь наказывать? - вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила: - (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
– (26)На зло отвечают, - возразила я.
– (28)Подчиняются.
– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них... (31)Для тебя! - уже совсем серьёзно сказала мама.
(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.
(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.
(По А. Алексину) *
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) - писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.
1 абзац
Это вступление. В нём же должен обозначиться тезис, который Вы далее будете доказывать. Тезис, правда, уже обозначен за Вас: это то самое высказывание, та цитата, по которой Вы пишете сочинение. Именно поэтому в самом задании Вам рекомендуют начать именно с неё. Мы так и поступим. Подать её мы можем двумя способами: переписать прямо так, как она дана, с помощью прямой речи или использовать речь косвенную. Мы воспользуемся вторым способом.
Российский лингвист Л. Ю. Максимов писал о том, что абзацный отступ выделяет наиболее важные группы предложений или предложения. Докажу это на примерах из прочитанного текста.
Абзац состоит всего из двух предложений. Это нормально. Но здесь могло быть и 3 предложения. Между первым и вторым здесь можно было добавить собственный комментарий по теме. Получилось бы примерно так:
Российский лингвист Л. Ю. Максимов писал о том, что абзацный отступ выделяет наиболее важные группы предложений или предложения. Действительно, абзацное деление текста помогает читателю правильно воспринимать события текста, обращать своё внимание на отдельные моменты. Докажу это на примерах из прочитанного текста.
Такое второе предложение можно писать, а можно и не писать, это не возбраняется. А вот первое и третье в Ваших сочинениях должны быть максимально похожи на те, что Вы видите в примере выше. Их выкидывать нельзя, но можно в них менять слова.
2 абзац
Это 1 аргумент. Так как в данном примере сочинения речь идет об абзацах, мы будем указывать для аргумента не предложение, а группу предложений: какой-то конкретный абзац из текста. Это может быть абсолютно любой абзац, так как каждый из них - скопление группы важных мыслей. Помним, что мы должны указать не просто абзац, но и его функцию, то есть: почему эти предложения объединены в абзац, какая мысль в них заключена, на чем содержание этого абзаца заостряет наше внимание? Абзац может состоять из 2-3 предложений. 1 предложение - указание на сам пример, в нашем случае на абзац, 2 и последующие - на его функцию. Получается так:
Предложения 12-16 объединены в один абзац не случайно. Этот отрывок концентрирует внимание читателя на внутреннем мире девочки и на том, как он находил своё отражение в её мире игрушек.
3 абзац
Это 2 аргумент. Логика рассуждений точно такая же, как и в предыдущем аргументе. Выбираем понравившийся абзац, рассказываем о его функции. Получается:
Абзац, начинающийся с предложения 17 и заканчивающийся предложением 20, также несет особую смысловую нагрузку. Он знаменует начало нового этапа в жизни главной героини, резкую смену её привычного мироощущения: теперь кукла, какая-то кукла, лучше, выше и красивее неё.
4 абзац
Это вывод. Мы доказали, что высказывание автора - чистая правда. Именно это мы и должны написать. Можно этим и ограничиться. Тогда вывод будет выглядеть так:
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что высказывание российского лингвиста Л. Ю. Максимова неоспоримо.
Но мы рекомендуем пояснить, в чем именно автор цитаты был прав. Ваш вывод будет очень похож на тезис по смыслу, но слова одни и те же лучше не употреблять. Ваш вывод - это измененный, краткий тезис. Дополняем предыдущее предложение:
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что высказывание российского лингвиста Л. Ю. Максимова неоспоримо. Красная строка служит грамотному сложению композиции текста, выделению конкретных мыслей и событий. С этим трудно не согласиться.
Можно поступить и по-другому: убрать первое предложение, так как оно не несет особого смысла. Получится так:
Таким образом, красная строка служит грамотному сложению композиции текста, выделению конкретных мыслей и событий. С этим трудно не согласиться.