Способ получения средней яри-медянки.

Всем известно, что медь имеет красно-металлический окрас с благородным сиянием. Но распространенная краска ярь-медянка окрашена вовсе не в оттенки красного. Ее широко применяли еще несколько веков назад в иконописи, для окрашивания тканей и домашней утвари, для самых различных декоративных работ. Не утратила она значения и сегодня, хотя технология изготовления претерпела немало изменений. В нашей статье мы подробно рассмотрим, что же это за краска такая, какова ее история и современное промышленное значение.

Что такое ярь-медянка?

Краску получают путем сложных химических процессов. На языке науки это сложное неорганическое соединение называется медной солью уксусной кислоты. Кристаллы этого вещества имеют насыщенный сине-зеленый окрас. Они-то и используются для изготовления краски.

Сорта и цвета ярь-медянки

Зеленая краска ярь-медянка наиболее распространена. Она может иметь разные оттенки, от холодного травяного до теплого золотисто-зеленого, как крылья летнего жука. В некоторых источниках его именуют английской ярью, ведь когда-то производили такую краску в Англии. Сегодня производство налажено во многих странах, в число которых входит и Россия. Эта ярь получается в результате воздействия на медь древесной уксусной кислоты.

Есть и другой сорт - синяя ярь-медянка, которую нередко именуют французской, но в отличие от первого сорта, она действительно в основном изготавливается в Для получения такой яри медь подвергают продолжительным воздействиям сброженных выжимок винограда.

Свойства

Краска, приготовленная на основе ярь-медянки, считается довольно стойкой и укрывистой. Перед нанесением поверхность обязательно нужно зашкурить и обезжирить, чтобы ярь легла ровно. Наносить краску лучше тонкими слоями. Продолжительность высыхания слоев краски средняя.

Художники иногда используют краску еще и в качестве клея, на свежий слой надежно и прочно прилипают некрупные декоративные элементы.

Историческая справка: как готовили ярь-медянку на Руси

Примечательно, что люди научились делать такую краску не так уж давно. Хорошо была известна ярь-медянка на Руси, куда была привезена, вероятнее всего, из Византии. Медь легко вступает в реакцию не только с лабораторными реактивами, но и с намного более доступными агентами. Когда-то люди подметили, что этот металл может поменять цвет даже от контакта с кожей. Возможно, это и стало началом экспериментов с медью. Ни о каких лабораторных испытаниях в старые времена и речи не было, но органических кислот немало в ягодах, фруктах, овощах, частях растений.

Сегодня известно, из чего делали ярь-медянку на Руси. Для этого использовали медные пластинки или стружку, а также размоченный в воде горох. Смесь настаивали в теплом месте около двух недель. За это время продукты брожения содержащегося в горохе крахмала вступали в реакцию с медью, в результате чего и получалось необходимое вещество, отливающее синевой или прозеленью.

На основе полученного вещества изготавливали краски, которые применяли при окрашивании льняных, хлопковых и шерстяных тканей, пряжи, предметов быта, зданий и строений, а в более поздние времена еще и при написании книг. Применяли ярь также иконописцы, художники, иллюстраторы.

Производство и применение в современном мире

Процесс изготовления пигмента отличается от старинного, но в его основе то же вымачивание меди с реагентом. Современные производители используют крупные чаны, в которых послойно уложены тонкие и смоченные древесной уксусной кислотой или виноградной выжимкой шерстяные лоскуты. Как только на листах металла начинает образовываться пигментированный налет (ярь), между медью и тканью устанавливают зазоры, чтобы обеспечить доступ воздуха. Процедура последующего наращивания слоя яри продолжается полтора-два месяца. За это время каждый лист обрастает слоем толщиной в несколько сантиметров. Ярь сравнительно легко отделяется от металлической основы, а затем с помощью специальных реактивов и воды превращается в тесто. Его отстаивают на солнце, чтобы после измельчить и подготовить к дальнейшему использованию в качестве пигмента.

Согласно современной классификации, называть полученную краску минеральной, как это обычно и бывает, не совсем правильно, ведь в ее составе присутствует и органика. Но такое определение довольно распространено и привычно даже тем, кто хорошо знает, как получают медную ярь-медянку.

Описанный способ является самым распространенным, но вовсе не единственным. Для получения пигмента иногда применяются и другие более сложные технологии.

Сегодня ярь-медянка используется в тех же сферах, что и раньше. На ее основе готовят различные краски, предназначенные для окрашивания синтетических и натуральных поверхностей и волокон.

К,ласс 22f, 10 ф-Л

ПАТЕНТ HA ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ

l способа получения яри-медянки.

К патенту A. г1, ягте, С. pl. Равнина и р. З. Неймана, заявленному 18 октября 1996 года (заяв. свид. ¹ 11135).

Наиболее старый способ получения яри-медянки состоит в получении уксусно-кислых солей меди, вариирующей степени основности, исходя нз обработки медных листов уксусной кислотой различного происхождения, например древесной, полученной брожением виноградных вы.жимок и т. и. При этом получается продукт, не содержащий заметного количества солей других металлов, но имеющих около 2о!о посторонних примесей.

Следующие способы основаны на получении уксусно-кислых солей ме/ ди из медного купороса, как основного продукта сырья. а) Уксусно-медную соль получают при действия ацетатов, содержащих катион, дающий осадок с ионом S04, например, свинцовый сахар, уксуснокальциевая соль и др. Осадок сульфата отфильтровывается и фильтрат выпаривается в медных чашах до кристаллизации. При чем в этом случае ацетат меди всегда запачкан катионами применяемых солей. б) Как разновидность этого способа, раствор уксусно-медной соли получается действием уксусной кислоты на основную угле-медную соль, образуемую действйем соды или поташа на раствор медного купороса. Оба

Эти способа обладают тем недостат ком, что при выпаривании раство, ров средней уксусно медной соли, улетучивается значительное количество уксусной кислоты и получаются соли не постоянного состава.: в) Способ, основанный на получении. кристаллической средней соли увариванием основной медянки сконцентрированной уксусной кислотой, сопряжен с большим расходом конi центрнрованной уксусной кислоты. ! г) Способ, основанный на взаимо действии извести, концентрнрованI ной уксусной кислоты (не менее 80о/о) и медного купороса, применяемый в настоящее время на заводах, страдает тем, что 1) дает продукт запачканный на 49% гипсом и 2) требует для своего осуществления дорого стоющую. 80о о-ую уксусную кислоту.

Исходным сырьем в предлагаемом способе являются: медный купорос, слабая уксусная кислота и едкий натр. С необходимыми предосторожностями, во избежание образования окиси меди, получают гидрат окиси меди из растворов определенной концентрации в определенных температурных условиях. Раствор медного купороса берется в отношении 1 ч.

Си S04. 5Нв0 на 6 ч. Нв0; раствор

NaOH — в отношении 1 ч. NaOH на

4 ч. ЙО. Оба раствора охлаждаются до t не свыше 8 С и сливаются вместе без избытка одного из реагентов. Гидрат меди отфильтровывается и тщательно высушивается током воздуха при температуре не свыше ЗОΠ— 40О, так как при более высокой температуре наблюдалось разложение гидрата. Высушенный гидрат растворяется в 30oiо уксусной кислоте, предварительно нагретой до

60 С, так как при этой температуре скорость растворения является наи- большей. Повышение температуры опасно в виду образования окиси меди, каковая уже не способна растворяться в столь слабой уксусной кислоте, и, кроме того, при растворении в более нагретой уксусной кислоте, а именно до 85, частично образуется соль другого состава.

При остывании полученного раствора ацетата меди, начиная с 18 С происходит выпадение кристаллической средней соли. Охлаждение производится до максимально низкой температуры, и весь выделившийся осадок отфильтровывается, при чем получается около 60 — 70о/о от всей образовавшейся в растворе средней уксусно-медной соли. Кристаллы среднего ацетата меди (ярь-медянкиу. просушиваются при температуре не. свыше 50 С. Фильтрат от выпавших кристаллов вновь обрабатывается на холоду раствором едкого натра для получения гидрата окиси меди, присоединяемого к новым порциям гидрата окиси меди, получаемого из медного купороса. Фильтрат, содержащий раствор ацетата натрия, уваривается для получения кристаллической уксусно-натриевой соли.

Предмет патента.

1. Способ получения средней яримедянки из медного купороса, едкого натра и уксусной кислоты, отличающийся тем, что гидрат окиси меди, полученный действием щелочи на медный купорос, подвергают просушиванию при температуре не выше

30 и растворяют в. нагретой не выше 60" уксусной кислоте, после чего раствор медленно охлаждают до низкой температуры для выделения кристаллов средней уксусно-медной соли, которь е подвергают просушке при температуре не выше 50 С.

2. При способе, согласно п. 1, использование оставшейся в растворе средней уксусно-медной соли для получения гидрата окиси меди путем осаждения едким натром в условиях, указанных в и. 1.

Тииотрафия первой Артсли Ссввтсиий 11счатиии. Моховая, 40.

Наиболее ранние письменные источники, содержащие сведения о пигментах, — это сочинения античных авторов — Теофраста (IV—III в. до н. э.), Диоскурида и Витрувия (I в. до н. э.). Однако наиболее полный свод сведений о пигментах древности — «Натуральная история» Плиния (I в. н. э.). Описанные Плинием пигменты оставались в обиходе живописцев вплоть до начала промышленного производства красок, а некоторые из них используются и ныне. По свидетельству Плиния, древнегреческие живописцы Апеллес, Аетион, Меланфий и Никомах «совершили бессмертные творения», каждое из которых «стоило имущества целых городов», пользуясь лишь четырьмя красками: белой, желтой, красной и черной (XXXV, 50). Во времена самого Плиния количество красок значительно увеличилось и составляло уже около двадцати 5 . Появились не только новые по цвету краски, но расширился ассортимент пигментов уже известных цветов. Отмечая обогащение живописной «палитры», Плиний, предвосхищая авторов конца XVIII — XIX веков, писал: «Мы были богаче искусством, когда были беднее материалами. Не душа, но материал ценятся теперь в искусстве» (XXXV, 50).

Согласно Плинию, наиболее древними были следующие четыре краски. Мелин, или мелинум (melinum) — белый пигмент, который привозили с острова Мелос в Эгейском море (XXXV, 37). Этой краской, как пишет Плиний, пользовался Апеллес (вторая половина IV в. до н. э.) 6 . Употребление желтой краски — аттической желти (silatticum) Плиний связывает (XXXIII, 160) с деятельностью афинских живописцев Микона и Полигнота (V в. до н. э.). По-видимому, в данном случае речь идет о натуральном пигменте — желтой охре. Третьей была красная — синопская земля (sinopisterra). Встречалась она во многих местах, однако наибольшее предпочтение греки отдавали красной земле с острова Лемнос: эта краска «весьма прославляема была от древних вместе с островом, на коем родится» (XXXV, 31—33) 7 . Черную (atramentum) — получали искусственным путем. Как писал Плиний, Микон и Полигнот пользовались виноградной черной (tryginon), получаемой пережиганием виноградных выжимок, а Апеллес использовал жженую слоновую кость (atramentumelephantinum) (XXXV, 42).

Постепенно ассортимент красок расширялся, и уже во времена Теофраста живописцы знали такие популярные в будущем пигменты, как свинцовые белила, киноварь и аурипигмент, азурит и ярь-медянку, по-видимому, малахит и ультрамарин из ляпис-лазури и некоторые другие. При исследовании красок фаюмских портретов, относящихся к I—III векам нашей эры, на многих из них были обнаружены краски только четырех цветов: белая (свинцовые белила), желтая (охра), красная (красная земля) и черная (угольная) . Однако в других случаях, как, например, на портрете из Каирского музея, кроме перечисленных, был найден красный органический краситель , а на женском портрете II века из Кракова были открыты киноварь двух видов (крупнозернистая, которой был написан рот, и мелкозернистая, использованная как лессировочный пигмент), зеленая земля в смеси с коричневой типа умбры, органическая черная в смеси с индиго, египетская (медная) синяя .

Древнейшим белым пигментом станковой живописи были свинцовые белила, называемые Плинием и большинством античных и средневековых авторов церусса (cerussa) 8 , псимитий, или псимициум (psimithium). Свинцовые белила — одна из красок, приготовляемых искусственно, путем окисления «острейшим уксусом» свинцовых пластин или стружек (Плиний, XXXIV, 175—176). Можно сказать без всякого преувеличения, что на протяжении всей истории европейской живописи этот пигмент оставался важнейшим 9 . И не только потому, что до появления в XIX веке цинковых белил он был единственным белым пигментом. Свинцовые белила всегда рассматривались как эквивалент естественного света, они использовались для передачи формы предметов, в смеси с ними писали человеческое тело, они присутствуют почти во всех светлых участках живописи в чистом виде или в смеси с другими пигментами. Со временем их стали применять как материал для грунта. Этот пигмент стирали со всеми видами связующего — воском, яйцом, камедью, животным клеем, с высыхающими маслами. Одним словом, трудно представить себе произведение, написанное до середины XIX века, где бы этот пигмент ни фигурировал в той или иной степени 10 .

Еще более древним пигментом, известным доисторическим «живописцам» — авторам пещерных росписей, была желтая натуральная земля, называемая греками охрой. В классическую эпоху охры добывали в разных местах. Плиний указывает на светлые охры (sillucidum) — аттическую и привозимую из Галлии, «употребляемые для изображения света», и охры из Ахеи, «используемые для изображения теней». Существовали и другие разновидности этого пигмента (XXXIII, 158—160). Подобно свинцовым белилам, желтые железосодержащие пигменты широко используются в живописи вплоть до наших дней. Их применяли и применяют как в натуральном виде, так и пережигая для получения пигментов другого цвета — обычно красного, на что указывал еще Теофраст.

Во времена Теофраста знали уже и другую желтую краску— аурипигмент (auripigment), или орпимент 11 —сернистый мышьяк, добываемый для живописцев, по словам Плиния, в Сирии (XXXIII, 79). Эта краска, применявшаяся часто для имитации золота, была широко распространена в средние века и в эпоху Возрождения. В отличие от других сульфидных пигментов (например, киновари и ультрамарина), с которыми часто смешивались свинцовые белила, смешивать с белилами аурипигмент не рекомендовалось. В рукописи Марциана в связи с этим говорится, что многие кроющие краски «смешением взаимно портят друг друга, как свинцовые белила и медянка или свинцовые белила и аурипигмент» 12 . Аурипигмент встречается нескольких видов — от лимонно- и золотисто-желтого до оранжевого.

Под названием сандарак (sandaraca) был известен Теофрасту, Плинию и другим древним авторам еще один сульфидный пигмент, который, по словам Плиния, добывали в золотых и серебряных рудниках. «Рыжего» цвета, пахнущий серой, он считался тем лучше, чем был «зловоннее» (Плиний, XXXIV, 177). Обычно сандарак отождествляют с реальгаром — минералом красно-оранжевого цвета 13 .

Искусственной желтой краской была получаемая путем прокаливания свинцовых белил желтая окись свинца. Она походила цветом на сандарак (Плиний, XXXIV, 176) и использовалась как его фальсификат (XXXV, 39). Краска эта, очевидно, была мало распространена; она не обнаружена аналитически в произведениях старой живописи, и о ее приготовлении говорят только поздние источники.

Органической желтой, известной задолго до Плиния, была краска шафран, приготавливаемая из растения Crocussativus. Плиний пишет, что еще брат греческого скульптора Фидия — Панен покрыл стены храма Минервы в Элиде желтой шафрановой краской (XXXVI, 177). В качестве краски, заменяющей золото, о ней говорит Лейденский папирус, а Теофил рекомендует шафран для «позолоты» оловянной фольги 14 . Шафран как прозрачный желтый лак широко использовался в живописи в течение нескольких столетий.

С доисторических времен, подобно охрам, известны в живописи красные земли — красные железосодержащие пигменты, разнообразные по цвету: от светлого теплого красного (английская красная) до холодных фиолетовых (капут мортум) и желтовато-розовых (розовая поццуольская земля). Согласно Плинию, «красные, красноватые и средние между ними» земли привозили из Египта, добывали на острове Лемнос, в Каппадокии (XXXV, 31—33) 15 , а также, по-видимому, в других местах.

Искусственным путем получали другие красные. Пережигая свинцовые белила, получали очень почитаемую в античности и в средние века красную краску — сурик (cerussausta или purpureacerussa) 16 . Сурик, по словам Плиния (XXXV, 38), был получен случайно при пожаре в Пирейской гавани; первым его использовал афинский живописец Никий (вторая половина IV в. до н. э.). В эпоху средневековья его широко использовали в миниатюрной и станковой живописи. Краску того же цвета получали, пережигая некоторые виды охры (silmarmorosum) и «гашением оной посредством уксуса». «Без сей краски, — писал Плиний (XXXV), — нельзя выразить теней в живописи».

Под именем миний и миниум (minium) фигурирует у Витрувия и Плиния одна из наиболее широко распространенных красных красок — натуральная киноварь. «Древние, — говорит Плиний (XXXIII, 117), — писали киноварью картины, которые и ныне еще называют единоцветными (monochromata)». Киноварь привозили из серебряных рудников, причем лучшей считали добываемую «выше Эфеса в полях Цильбианских» (XXXIII, 113) 17 . Киноварь — это сульфид ртути кристаллической формы чистого красного, красно-коричневого или малиново-красного цвета. Предполагают, что она была известна еще ассирийцам и египтянам. Позже понятие «киноварь» стало обозначать краску драконова кровь. Плиний был очень высокого мнения об этой краске. «Cinnabaris, — пишет он,— есть индийское слово. А именно так называют индийцы кровь Дракона... Да и нет другой краски, которая бы в живописи изображала кровь столь хорошо как сия» (XXXIII, 117). Плиний полагал, что cinnabaris действительно получается из «крови дракона». На самом деле это была краска растительного происхождения, получаемая из драконова дерева (DracaenaDraco). В более поздних источниках эта краска, именуемая «драконова кровь», рекомендуется только для миниатюрной живописи. Ченнини (гл. 43) говорит о ней: «Оставь ее в покое и не очень о ней печалься, так как она не принесет тебе чести» 18 .

Одной из наиболее дорогих красных красок, которые выдавались живописцу «от хозяина», был багрянец, или пурпур (purpurissim) — красящее вещество красновато-фиолетового цвета, извлекаемое из морской пурпурной улитки (Murexbrandaris) и осаждаемое на «среброцветный мел» (cretaargentaria) (Плиний, XXXV, 44). Пурпур был очень распространен в миниатюрной живописи средневековья. Северный пурпур был темным, с фиолетовым оттенком, а южный — красным.

На протяжении многих столетий применялась и была распространена другая органическая красная — мареновый лак, или краплак. До Плиния (XXXV, 45) о ней писали Витрувий (называвший ее лаком из корня багрянки) и Диоскурид. Эту краску извлекали путем экстракции из корней красильной марены, или краппа (Rubiatinctorum). Состояла она из двух веществ — ализарина и пурпурина, осаждаемых на минеральную основу. С XVI века красильную марену разводили в Голландии, а в XVII веке — во Франции. Наиболее распространен мареновый краплак в живописи XVII—XIX веков. Полученный в 1869 году искусственный ализарин вытеснил органический краситель. Упоминает Плиний (IX, 41) и об использовании другого органического красного красителя—кермеса 19 , применяемого для окрашивания тканей в «кармазиновый» цвет 20 .

Натуральной зеленой краской издавна служила зеленая земля (cretaviridis), называемая Плинием «худой краской» (XXXV, 48). Зеленая земля, или глауконит,— краска неяркая, скорее тусклая. Под разными названиями — веронская земля, terraverde и другими — она применялась живописцами практически всех художественных школ. В зависимости от месторождения состав пигмента и его цвет несколько варьировались.

Другой зеленой краской была хризоколла (chrysocolla), о которой Плиний, по-видимому, ошибаясь, писал, что она «прежде окрашивается, нежели употребляется в краску» (XXXIII, 86—90). По мнению Плиния, хризоколла — это минеральный продукт, на который осаждали сок растений. Подчеркивая это, Плиний писал, что хризоколла обладает свойством «вбирать в себя красильный сок подобно льну и шерсти». В нескольких местах своего трактата говорит о хризоколле и Теофраст, подробно ее не описывая. Однако указание на то, что она встречается в медных шахтах, позволяет предполагать, что речь может идти о двух медных минералах, из которых получали зеленый пигмент,— о малахите и хризоколле 21 .

«Палитра» не только античных и средневековых живописцев, но и мастеров Возрождения и художников XVII—XVIII веков была очень бедна зелеными пигментами. Получить яркую зеленую путем смешения синего и желтого пигментов тоже не удавалось, так как единственной ярко-желтой краской был содержащий серу аурипигмент, не допускающий смеси с синими медными красками. Поэтому со времен античности художники знали и широко использовали искусственно приготовляемую ярко-зеленую краску — ярь-медянку, или медную ярь. Ярь-медянка (aerugo), по словам Плиния, была «в великом употреблении» (XXXIV). Как живописная краска она упоминается и у других античных авторов начиная с Теофраста. Рецепты ее приготовления можно проследить начиная с этого времени вплоть до XIX века, когда она была почти полностью вытеснена вновь открытыми пигментами. Ярь-медянка — собирательный термин для обозначения ацетатов меди различного химического состава с оттенками от зеленого и зелено-синего до сине-зеленого и голубого. Обычно различают два вида этого пигмента, используемого в западноевропейской живописи: голубую основную ярь-медянку, изготовлявшуюся в винодельческих районах (например на юге Франции), где виноградные выжимки смешивались с медными пластинками, и зеленую нейтральную кристаллическую ярь-медянку, получаемую путем растворения медных стружек в уксусе. Такую же зеленую медную получали, действуя на голубую основную ярь крепким уксусом. Обе краски относятся к числу самых нестойких. Голубая ярь быстро становится зеленой; нейтральная, зеленая ярь изменяется меньше, но тоже не остается постоянной в цвете. Со временем оба пигмента в масляном связующем, а нейтральная ярь-медянка — в яичной темпере темнеют. В результате на картинах «старых мастеров» вместо зеленых можно видеть коричневые листья деревьев и такие же луга. Так как эти изменения (образование окиси меди) происходят при контакте с воздухом, в старых руководствах по технике живописи рекомендовалось ярь-медянку сразу же изолировать слоем лака.

При атрибуции картин, для определения их подлинности очень важно знать время применения того или иного пигмента. В этом отношении очень любопытны результаты лабораторного исследования ярь-медянки на произведениях европейских мастеров XIII—XIX веков . Установлено, что чаще всего ярь-медянка встречается на картинах XV—XVII веков. В ранней (итальянской, нидерландской и немецкой) живописи ярь-медянка применялась исключительно как пигмент для усиления зеленых тонов, поскольку известные тогда зеленые пигменты (малахит, зеленая земля) или составные зеленые не обладали необходимой насыщенностью цвета. До середины XVI века ярь-медянка широко применялась в смеси со свинцовыми белилами или свинцово-оловянистой желтой как кроющая краска. Сверху на ярь-медянку наносился слой прозрачной лессировки, о чем неоднократно упоминается в источниках. Например, Леонардо да Винчи пишет, что когда хотят закончить произведение ярь-медянкой, то ее покрывают тонким слоем алоэ, растворенным в водке; можно также растереть алоэ с маслом, с ярь-медянкой или с любой другой краской. В XVII—XVIII столетиях и позже ярь-медянка используется как лессировочная краска, наносимая поверх зеленой земли. В картинах XVIII—XIX веков ярь-медянка встречается значительно реже: живописцы XVIII века не испытывали потребности в ярко-зеленой краске, а в начале следующего столетия появился более стойкий и более красивый пигмент — изумрудная зелень.

Вступая в реакцию со смолами, ярь-медянка образует новое соединение — медный резинат. Обычно медными резинатами называют прозрачный ярко-зеленый лак, приобретающий такую окраску за счет медных солей смоляных кислот . Резинат меди широко использовался в XV—XVI веках, однако наиболее ранний из известных рецептов его приготовления относится к XVII веку и описан де Майерном: «Красивая зеленая. Рецепт: смешайте 2 унции венецианского терпентина и 1 1 / 2 унции терпентинового масла, добавьте 2 унции медянки в кусках, поставьте на горячую золу и дайте потихоньку кипеть. Попробуйте на стекле, нравится ли вам краска, и процедите сквозь полотно» (§ 61, см. также § 62). Медным резинатом пользовались главным образом как лессировочнои краской. Однако применение ее оказалось пагубным: со временем из-за окисления смоляного элемента краска теряла первоначальный цвет, превращаясь в коричневую. Этот процесс необратим, восстановление первоначального цвета невозможно. Нужно, однако, заметить, что подобное изменение, столь характерное, например, для голландской живописи XVII века, коснулось картин не всех художников. Например, на поперечном срезе частицы, взятой с зеленого занавеса на картине Мемлинта «Мадонна с младенцем» (лондонская Национальная галерея), было обнаружено три зеленых слоя — слой темно-зеленого цвета, состоящий из смеси ярь-медянки со свинцовыми белилами и желтой окисью свинца (?), второй слой из тех же компонентов, но более светлый, и третий слой чистого медного резината, нанесенного в виде лессировки. Ближе к поверхности зеленый слой переходит в коричневый, однако пока зеленый подмалевок надежно защищен от соприкосновения с воздухом, колорит живописи не меняется; со временем он становится лишь немного теплее. Этим объясняется сохранение зеленого цвета в произведениях ван Эйка, Рогир ван дер Вейдена, Козимо Тура и их нидерландских и итальянских современников .

По всей вероятности, Плинию было известно несколько синих красок. «В серебряных рудниках,— пишет он,— родятся также краски желть (sil) и синь (coeruleum)» 22 (XXXIII, 158). В старину, продолжает он (ХХХШ, 161), было несколько видов этой краски: египетская (coeruleumaegyptium), скифская (с. scythicum), кипрская (с. cyprium), пуцеольская (с. puteolanum), и испанская (с. hispaniens). На аналогичные источники получения синего пигмента — кианоса (египетского, скифского, кипрского и др.), примерно за триста пятьдесят лет до Плиния указывал Теофраст. Что же это были за пигменты? Пожалуй, их можно идентифицировать с азуритом, египетской синей, натуральным ультрамарином и органической синей. В пользу такого предположения говорит следующее. Согласно Плинию, церулеум добывали в рудниках; стало быть, это минеральный пигмент. А Теофраст упоминает, что кианос встречается вместе с хризоколлой, являющейся частым спутником азурита. Указание обоих авторов на кипрское и испанское происхождение синего пигмента подтверждает это предположение: Кипр и Испания еще в древности славились своими медными рудниками, откуда и привозили, очевидно, минерал синего цвета — азурит. Несмотря на то, что, по имеющимся сведениям, азурит использовали в Древнем Египте еще в период IV династии (в конце III тыс. до н. э.), пигмент этот ни в Египте, ни в классическом мире не получил распространения . В Египте, Древней Греции и Риме широко использовали другой синий пигмент — получаемое искусственным путем синее медное стекло,— называемое впоследствии египетской синей или александрийской фритой (александрийской лазурью), секрет изготовления которой, как утверждают некоторые авторы, был утрачен, по-видимому, в эпоху Римской империи . Что касается скифского синего пигмента, есть все основания предполагать, что речь в данном случае идет о натуральном ультрамарине из ляпис-лазури. В пользу этого предположения говорит указание Плиния на то, что из скифского церулеума делалась краска четырех разборов — от светлой до темной. Из всех известных синих пигментов старой живописи только в процессе изготовления ультрамарина получали пигмент нескольких сортов, отличающихся цветом (см. Ченнино Ченнини, гл. 62). Несмотря на существующее мнение об очень раннем исчезновании из обихода живописцев египетской синей, этот пигмент в сочетании с ультрамарином был обнаружен на христианской энкаустической иконе «Сергий и Вакх», датируемой VI—VII веками 23 .

9 Рассмотрению красок, упоминаемых в сочинениях Плиния, Диоскурида, Витрувия, посвящены: статья Аггеева истатья P. Gегасi. Vanalyse chimique apliquec... — Mouseion, v. 19, N 3, 1932. Из публикаций последних лет следует прежде всего назвать работу S. Augusti. I Colon Pompeiani . Roma, 1967.

6 О мслосской земле как белом пигменте упоминает и Тсофраст. На острове Мелосе имеются большие залежи земли, добываемой и в настоящее время. Состоящая из кремнезема, находящегося в скрыто кристаллической форме, она похожа на мел, достаточно мягка н после размола может использоваться для приготовления красок.

7 Красный пигмент милтос, который следует, по-видимому, идентифицировать с группой красных железосодержащих и глинистых пигментов, называл и Теофраст, различая три его разновидности: очень красный, светлый и средний между ними. Добывался милтос в центре Малой Азии — в Капладокии. Синопской землей этот пигмент называли потому, что вывозили его через Синопу — город, расположенный на южном побережье Черного моря.

8 Церуссон называли получаемый искусственным путем основной углекислый свинец 2РbСО 3 . Рb(ОН) 2 . Это же название дало наименование минералу церусситу — нейтральному углекислому свинцу РbСО 3 . который также использовали в прошлом в качестве белого пигмента. Наиболее раннее описание приготовления свинцовых белил принадлежит Теофрасту.

9 О применении в живописи и способах приготовления свинцовых белил в различные эпохи, об их исследовании см. Н. Kiihn. Bleiwcifi and seine Verwendung in der Maierei. — "Farbe und Lack", B. 73, 1967, S. 99—105, 209—213. и R. Gettens, H. К uhn and W. Cbase. Lead White . — «Conservation», v. 12, N 4, 1967.

10 Автору известен лишь один случай применения в станковой живописи вместо свинцовых белил — известковых (аналитически определен кальцит — СаСО 3). Речь идет о пяти алтарных иконах и живописном фризе над ним с изображением деисуса и двенадцати апостолов в ц. Фсдори Стратилата в с. Добрско (Болгария). Существует предположение, что среди мастеров, расписывавших в 1614 г. церковь и писавших тогда же иконы, был выходец из Салоников. Эти сведения любезно сообщены автору сотрудником болгарского Научного института памятников культуры П. Поповым. Применение известковых белил на клеевом связующем было, по-видимому, широко распространено в романской живописи Северной Европы при росписи деревянных панелей, монтируемых на стены и потолки церквей. Такова, например, потолочная роспись ц. св. Михаила в Хильдесхейме (Германия) около 1200 г. (см. примеч. 30) и деревянные панели того же времени со стен церквей в Сюндре и Эке на Готланде (Швеция) .

11 Теофраст называет ее арреник. Об арренике пишет и Плиний, говоря, что он состоит «из той же материи», что аурипигмент и сандарак. Наилучшим считали арреник «цвета золота»; бледный и похожий на сандарак ценился меньше (XXXIV, 178). По-видимому, собирая сведения из различных источников, Плиний говорит об одном и том же пигменте, называя его в одном случае по-гречески, как Теофраст, а в другом— по-латыни.

12 Указание на несовместимость ярь-медянки со свинцовыми белилами необоснованно. На большом количестве картин ярь-медянка встречается в смеси со свинцовыми белилами, не изменяясь при этом в цвете .

13 Минерал реальгар (от арабск. рахдж аль гхар) — моносульфид мышьяка As 4 S 4 (прежняя формула AsS). Обычно встречается с аурипигментом и другими мышьяковыми минералами. Под действием солнечного света и кислорода воздуха разлагается и переходит в желтый аурипигмент As 2 S 3 и арсенолит As 2 O 3 .

14 Подробнее об использовании шафрана в живописи, его приготовлении и исследовании см. в работе Кюна (258].

15 Ср. у Теофраста: см. примеч. 7.

16 Известен и природный сурик — мало распространенный минерал Рb 2 О 4 c примесями Fe, Аl,Ca и др.

17 Во время Теофраста киноварь привозили из Колхиды (прибрежной части современной Грузии) и Иберии (так греки называли и Испанию и территорию восточной Грузии). Вопрос о том, какую из этих стран имел в виду Теофраст, пока не решен. Римляне добывали киноварь в карфагенских копях Альмады.

18 В наименовании красок в различных источниках всегда существовала изрядная неразбериха. Часто называли по-разному один и тот же пигмент, иногда одно и то же название применялось для обозначения красок одного цвета, но различных по своему составу. У же Плиний отмечал эту неточность наименований. "Minium именуется у некоторых cinabaris, от чего произошло заблуждение», — говорит Плиний. По его словам, из-за возникшей путаницы в названиях, медики клали в лекарство вместо киновари — свинцовый сурик, являющийся сильным ядом (XXIX, 25; ХХХШ, 116). «У древних западноевропейских авторов, — писал Щавинский, — в обозначении киновари и близких более или менее к ней по цвету других красных пигментов господствует страшная путаница. ...Плиний и Витрувий, например, называют ее миниумом (обычно сурик); автор Лейденского папируса вместе с Диоскуридом смешивает ее с рубрикой синопской (красная железная земля), с сандараком (серный мышьяк) и миниумом, Ираклий с кармином и, кажется, еще с какой-то растительной краской, glades или glaciens, Теофил с синопской землей. Это же замечается и у более поздних западноевропейских авторов, как, например, у де Майерна, путающих киноварь (vermilion) с sandaracum и sandicum»

19 По словам Плиния, кермес — это зерно красного цвета. Переводчик Плиния ошибочно объясняет кермес как плод особой породы дуба («Вестник древней истории», 1946, с. 320, примеч. 6). В действительности, кермес — ярко-красный органический краситель, получаемый из высушенных телец червеца Coccusilici — насекомого, живущего на каменном и кермесовом дубе. Как указывает Черч, латинское vermes, первоначально звучащее как kermes и обозначающее насекомое, живущее на дубе, дало названия crimsonи carmine . Вместе с тем понятие кармин» неоднозначно. Краски, различные по химическому составу (речь идет об органическом красителе, а не о торговом названии), имели разное географическое происхождение. Кермес (или червец дубовый), содержащии красящее вещество — кермесовую к ислоту, происходит из Южной Европы, Ливана, Ближнего Востока; его издревле использовали в Европе наряду с мореной и пурпуром в качестве красителя для ткани. Широкое применение имела также кошениль—краситель. извлекаемый из насекомого Coccuscasli. разводимого на кактусовых плантациях Центральной Америки и Мексики и содержащего в качестве красителя карминовую кислоту. Однако этот краситель стал известен в Европе только после открытия Америки в 1492. г. Кипячением в воде из кошенили получали кармин. Кармином но многих западноевропейских, греческих и русских источниках называют также красный лак, извлекаемый путем вываривания из окрашенных в красный цвет шерстяных, шелковых и полотняных тканей.

20 Понятие «кармазиновый» сохранилось в русской литературе и деловых бумагах XVII-XVIII вв., но уже не как обозначение цвета, а, по-видимому, как вид ткани (Например: «сукно красное кармазинное», «сукно серогорячее кармазинное»).

21 Под названием хризоколла в минералогии известен минерал голубого или голубовато-зеленого цвета из класса силикатов, применяемый в качестве пигмента. Этот минерал распространен в местах окисления медных месторождений, особенно в условиях жаркого климата. Обычные спутники хризоколлы — малахит и азурит. Химический состав CuSiO 3 . nH 2 O, где n от 2 до 4; обычная примесь А1, в меньшей степени Са, Mg, Fe иногда Pb, Zn, P.

22 Известная с 1860 г. краска «церулеум» — светлый кобальт — по своему составу не имеет ничего общего с церулеумом Плиния.

23 В статье о реставрации этой иконы медная египетская синяя ошибочно названа как «смальта-—силикат кобальта-калия, представляющая собой измельченное кобальтовое стекло» (Г. 3. Быкова. Реставрация энкаустической иконы «Сергий и Вакх» VI-VII вв. — «Художественное наследие», т. 2(32), 1977, с. 131).

Значение слова ЯРЬ-МЕДЯНКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ЯРЬ-МЕДЯНКА

(Verdigris, Gru nspan) ? представляет весьма распространенную зеленую краску, по составу представляющую смесь основных уксусно-кислых солей различной основности. Она употребляется в качестве масляной краски в значительных количествах для покраски железных крыш, в особенности в смеси с свинцовыми белилами, причем, весьма вероятно, вследствие взаимодействия этих веществ зеленый цвет приобретает своеобразный оттенок. Я.-медянка имеет значение также и как клеевая краска; сверх того она применяется изредка в ситцепечатании, в обойном производстве а также для приготовления Швейнфуртской зелени и других содержащих медь зеленых красок. В торговле различаются два главных сорта Я.-медянки: один сорт, синяя Я.-медянка, по составу отвечающая менее основной соли, и другой сорт, зеленая ярь, отвечающая более основной соли. Состав первой может быть выражен формулой: 2Сu(С 2 Н з О 2)(ОН) + 5Н 2 О, а состав второй 2Сu(С 2 Н з О 2) 2 .CuO. Первый сорт яри назыв. также французской ярью, так как он в значительных количествах готовится во Франции (в Монпелье), а второй до сих пор носит название английской яри, хотя производство этого сорта вовсе не сосредоточивается в одной только Англии, а практикуется в широких размерах также и в других странах, например: России, Германии, Швеции и др. Я.-медянка таким образом не представляет минеральной краски в собственном смысле этого слова, так как в состав ее входит органическая кислота, но тем не менее она обыкновенно причисляется к минеральным краскам. Образование как того, так и другого сорта яри обусловливается воздействием паров уксусной кислоты и воздуха на металлическую медь. Английская ярь готовится воздействием древесной уксусной кислоты, а французская действием бродящих виноградных выжимок, содержащих уксусную кислоту брожения. Получение Я.-медянки помощью виноградных выжимок производится преимущественно в странах, культивирующих виноград и занимающихся виноделием. Во Франции центрами этого производства являются Гренобль и Монпелье. Выжимки, перед употреблением в дело, подвергаются предварительно ферментации в больших глиняных сосудах, закрывающихся деревянной крышкой. Пригодность их или их достаточная спелость проверяется погружением в них вычищенной медной пластинки, которая, если выжимки достаточно проферментировали, через 24 часа покрывается однородным зеленым налетом. Самое производство этой краски при помощи выжимок идет таким образом. Во влажном помещении, температура которого держится не выше 12¦ ? 15¦ C., располагается ряд деревянных ящиков, на дно которых слоем в 3 сантиметра располагаются выжимки, а на них по возможности равномерно медные листы, хорошо очищенные с поверхности. Эти листы предварительно погружаются в раствор или уксусной кислоты, или уксусно-медной соли и затем подсушиваются. Без этой предосторожности краска получается сравнительно темного оттенка. Поверх медных листов вновь накладываются выжимки, опять медные листы и т. д. до самого верха ящика, высота которого обыкновенно не превышает 65 сантиметров. Большей частью уже по прошествии нескольких дней на поверхности листа замечается зеленый налет, который все увеличивается и через три-четыре недели достигает предельной толщины. По прошествии этого времени листы вынимают, омывают теплой водой и оставляют для вызревания в теплом и влажном помещении тоже в течение 2 ? 3 недель. При этом вновь происходит окисление меди и образование основной медной соли, которая легко отделяется от медного листа, в еще влажном состоянии формуется от руки в шары, которые затем высушиваются на воздухе. По данным С. Пьера выжимки, получающиеся при приготовлении 2100 литров вина с соответствующим количеством меди, дают 41 кило сырой и 27 кило сухой продажной яри, содержащей 8,6 кило меди. Английская Я.-медянка готовится совершенно аналогичным путем, только вместо выжимок употребляется древесная уксусная кислота, получающаяся при сухой перегонке дерева. В четырехугольные деревянные ящики закладываются попеременно медные листы и шерстяные лоскуты, смоченные уксусной кислотой. Прежде чем укладывать медные листы в ящики, их тоже необходимо нужно предварительно смочить раствором или уксусной кислоты, или уксусно-медной соли, а затем слегка подсушить при невысокой температуре. Шерстяные лоскуты через 2?3 дня смачиваются свежей кислотой, пока не заметят, что на листах образовался слой маленьких зеленых кристаллов. Как только это будет замечено, шерстяные лоскуты перегораживают от медных листов лучинками так, чтобы воздух имел доступ между ними. Вся операция наращивания на листах яри длится 6 ? 8 недель, пока листы не покроются сравнительно толстым слоем. Очищенные от кристаллов листы служат для дальнейшей работы, а снятая с поверхности краска размешивается с водой или уксусной кислотой в однородное тесто, плотно накладывается в кожаные мешки, которые и оставляют на солнце до тех пор, пока краска не затвердеет. Получающийся продукт не тождествен с тем, который получается по первому способу, но содержит немного меньше уксусной кислоты, вследствие чего он и отличается по цвету. Анализ яри имеет целью определение меди и уксусной кислоты. Количественное содержание меди определяется прокаливанием определенной навески исследуемого образца, растворением получающегося остатка в соляной кислоте и осаждением процеженного, разбавленного водой, кипящего раствора раствором едкого натра. Получающийся осадок окиси меди промывается водой, высушивается, прокаливается и взвешивается. Количественное содержание уксусной кислоты определяется перегонкой навески яри с форфорной кислотой и титрованием получающегося кислого погона титрованным раствором щелочи. Я.-медянка часто фальсифицируется известью, песком, глиной, пемзой, гипсом, тяжелым шпатом и медным купоросом. Если вместо медных листов для производства яри употреблялись латунные листы, то ярь всегда содержит цинк. При растворении в соляной кислоте песок, глина, тяжелый шпат и т. и. остаются нерастворенными и могут быть взвешены. В хороших образцах яри общее количество нерастворимого остатка обыкновенно не превышает 3 %, а во всяком случае не должно превышать 6 %. Как суррогат яри, значительно более дешевый, предложена была Харичковым нафтеновомедная соль, ярко-зеленого цвета, приготовляемая из нафтеновых кислот, отброса, получающегося при очистке керосина щелочью.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯРЬ-МЕДЯНКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЯРЬ-МЕДЯНКА
    (Verdigris, Gr?nspan) — представляет весьма распространенную зеленую краску, по составу представляющую смесь основных уксусно-кислых солей различной основности. Она употребляется в …
  • ЯРЬ-МЕДЯНКА
    ярь-медянка ж. То же, что: ярь …
  • ЯРЬ-МЕДЯНКА
    ж. То же, что: ярь …
  • ЯРЬ-МЕДЯНКА
    ярь-медянка, …
  • ЯРЬ-МЕДЯНКА в Орфографическом словаре:
    `ярь-мед`янка, …
  • ЯРЬ-МЕДЯНКА
    ж. то же, что ярь …
  • ЯРЬ-МЕДЯНКА
    ж. Зеленая краска, получаемая путем окисления меди; ярь …
  • ЯРЬ
    яри, или (чаще) ЯРЬ-МЕДЯНКА, яри-медянки, мн. нет, ж. (спец.). Зеленая краска, получаемая путем окисления меди, то же, что медянка в …
  • МЕДЯНКА в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    617505, Пермской, …
  • МЕДЯНКА в Большом энциклопедическом словаре:
  • МЕДЯНКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Coronella austriaca), змея семейства ужей. Длина тела до 80 см. Окраска сверху бурая или серо-бурая, у самцов обычно красноватых …
  • МЕДЯНКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    медяница (Coronella laevis) — змея; см. Гладкий …
  • МЕДЯНКА в Современном энциклопедическом словаре:
  • МЕДЯНКА в Энциклопедическом словарике:
    неядовитая змея (семейство ужи). Длина до 65 см. Распространена в Европе и Западной Азии. Иногда из-за сходства окраски медянкой ошибочно …
  • МЕДЯНКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. Змея сем. ужей бурого (самцы) или серого (самки) …
  • МЕДЯНКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МЕД́ЯНКА, неядовитая змея сем. ужей. Дл. до 65 см. В Европе и Зап. Азии. Иногда М. ошибочно наз. ядовитую змею …
  • МЕДЯНКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    медяница (Coronella laevis) ? змея; см. Гладкий …
  • ЯРЬ
    я"рь, я"ри, я"ри, я"рей, я"ри, я"рям, я"рь, я"ри, я"рью, я"рями, я"ри, …
  • МЕДЯНКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    медя"нка, медя"нки, медя"нки, медя"нок, медя"нке, медя"нкам, медя"нку, медя"нок, медя"нкой, медя"нкою, медя"нками, медя"нке, …
  • МЕДЯНКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    медя"нка, медя"нки, медя"нки, медя"нок, медя"нке, медя"нкам, медя"нку, медя"нки, медя"нкой, медя"нкою, медя"нками, медя"нке, …
  • ЯРЬ
    бешенство, …
  • МЕДЯНКА в словаре Синонимов русского языка:
    змея, …
  • ЯРЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • МЕДЯНКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. 1) Неядовитая змея семейства ужей бурого или серо-бурого цвета. 2) То же, что: гадюка (1*). 2. ж. Зеленая …
  • МЕДЯНКА в Словаре русского языка Лопатина:
    мед`янка, -и, р. мн. …
  • ЯРЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    ярь, …
  • МЕДЯНКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    медянка, -и, р. мн. …
  • ЯРЬ в Орфографическом словаре:
    ярь, …
  • МЕДЯНКА в Орфографическом словаре:
    мед`янка, -и, р. мн. …
  • МЕДЯНКА в Словаре русского языка Ожегова:
    змея семейства ужей бурого (самцы) или серого (самки) …
  • МЕДЯНКА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    неядовитая змея семейства ужей. Длина до 65 см. В Европе и Зап. Азии. Иногда медянками ошибочно называют ядовитую змею - …
  • ЯРЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    яри, мн. нет, ж. (обл.). 1. То же, что яровое (см. Яровой во 2 знач.). 2. Яровой посев, всходы ярового …
  • МЕДЯНКА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    медянки, ж. 1. Неядовитая змея с чешуей бурого цвета (зоол.). 2. Местное названии гадюки (обл.). 3. Местное название медяницы (обл.). …
  • ЯРЬ в Толковом словаре Ефремовой:
    1. ж. Зеленая краска, получаемая путем окисления меди. 2. ж. разг. То же, что: ярость (1). 3. ж. местн. Поле …
  • МЕДЯНКА в Толковом словаре Ефремовой:
    медянка 1. ж. 1) Неядовитая змея семейства ужей бурого или серо-бурого цвета. 2) То же, что: гадюка (1*). 2. ж. …
  • ЯРЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I ж. Зеленая краска, получаемая путем окисления меди. II ж. разг. то же, что ярость 1. III ж. местн. Поле …
  • МЕДЯНКА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I ж. 1. Неядовитая змея семейства ужей бурого или серо-бурого цвета. 2. то же, что гадюка I II ж. Зеленая …
  • ЯРЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. Зеленая краска, получаемая путем окисления меди; ярь-медянка. II ж. разг. 1. Сильный гнев, озлобление; ярость 1.. 2. перен. …
  • МЕДЯНКА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. Неядовитая змея семейства ужей бурого или серо-бурого цвета. II ж. Зеленая краска, приготовленная из уксусно-медной соли. III ж. …

(Verdigris, Grü nspan) - представляет весьма распространенную зеленую краску, по составу представляющую смесь основных уксусно-кислых солей различной основности. Она употребляется в качестве масляной краски в значительных количествах для покраски железных крыш, в особенности в смеси с свинцовыми белилами, причем, весьма вероятно, вследствие взаимодействия этих веществ зеленый цвет приобретает своеобразный оттенок. Я.-медянка имеет значение также и как клеевая краска; сверх того она применяется изредка в ситцепечатании, в обойном производстве а также для приготовления Швейнфуртской зелени и других содержащих медь зеленых красок. В торговле различаются два главных сорта Я.-медянки: один сорт, синяя Я.-медянка, по составу отвечающая менее основной соли, и другой сорт, зеленая ярь, отвечающая более основной соли. Состав первой может быть выражен формулой: 2Сu(С 2 Н з О 2)(ОН) + 5Н 2 О, а состав второй 2Сu(С 2 Н з О 2) 2 .CuO. Первый сорт яри назыв. также французской ярью, так как он в значительных количествах готовится во Франции (в Монпелье), а второй до сих пор носит название английской яри, хотя производство этого сорта вовсе не сосредоточивается в одной только Англии, а практикуется в широких размерах также и в других странах, например: России, Германии, Швеции и др. Я.-медянка таким образом не представляет минеральной краски в собственном смысле этого слова, так как в состав ее входит органическая кислота, но тем не менее она обыкновенно причисляется к минеральным краскам. Образование как того, так и другого сорта яри обусловливается воздействием паров уксусной кислоты и воздуха на металлическую медь. Английская ярь готовится воздействием древесной уксусной кислоты, а французская действием бродящих виноградных выжимок, содержащих уксусную кислоту брожения. Получение Я.-медянки помощью виноградных выжимок производится преимущественно в странах, культивирующих виноград и занимающихся виноделием. Во Франции центрами этого производства являются Гренобль и Монпелье. Выжимки, перед употреблением в дело, подвергаются предварительно ферментации в больших глиняных сосудах, закрывающихся деревянной крышкой. Пригодность их или их достаточная спелость проверяется погружением в них вычищенной медной пластинки, которая, если выжимки достаточно проферментировали, через 24 часа покрывается однородным зеленым налетом. Самое производство этой краски при помощи выжимок идет таким образом. Во влажном помещении, температура которого держится не выше 12° - 15° C., располагается ряд деревянных ящиков, на дно которых слоем в 3 сантиметра располагаются выжимки, а на них по возможности равномерно медные листы, хорошо очищенные с поверхности. Эти листы предварительно погружаются в раствор или уксусной кислоты, или уксусно-медной соли и затем подсушиваются. Без этой предосторожности краска получается сравнительно темного оттенка. Поверх медных листов вновь накладываются выжимки, опять медные листы и т. д. до самого верха ящика, высота которого обыкновенно не превышает 65 сантиметров. Большей частью уже по прошествии нескольких дней на поверхности листа замечается зеленый налет, который все увеличивается и через три-четыре недели достигает предельной толщины. По прошествии этого времени листы вынимают, омывают теплой водой и оставляют для вызревания в теплом и влажном помещении тоже в течение 2 - 3 недель. При этом вновь происходит окисление меди и образование основной медной соли, которая легко отделяется от медного листа, в еще влажном состоянии формуется от руки в шары, которые затем высушиваются на воздухе. По данным С. Пьера выжимки, получающиеся при приготовлении 2100 литров вина с соответствующим количеством меди, дают 41 кило сырой и 27 кило сухой продажной яри, содержащей 8,6 кило меди. Английская Я.-медянка готовится совершенно аналогичным путем, только вместо выжимок употребляется древесная уксусная кислота, получающаяся при сухой перегонке дерева. В четырехугольные деревянные ящики закладываются попеременно медные листы и шерстяные лоскуты, смоченные уксусной кислотой. Прежде чем укладывать медные листы в ящики, их тоже необходимо нужно предварительно смочить раствором или уксусной кислоты, или уксусно-медной соли, а затем слегка подсушить при невысокой температуре. Шерстяные лоскуты через 2-3 дня смачиваются свежей кислотой, пока не заметят, что на листах образовался слой маленьких зеленых кристаллов. Как только это будет замечено, шерстяные лоскуты перегораживают от медных листов лучинками так, чтобы воздух имел доступ между ними. Вся операция наращивания на листах яри длится 6 - 8 недель, пока листы не покроются сравнительно толстым слоем. Очищенные от кристаллов листы служат для дальнейшей работы, а снятая с поверхности краска размешивается с водой или уксусной кислотой в однородное тесто, плотно накладывается в кожаные мешки, которые и оставляют на солнце до тех пор, пока краска не затвердеет. Получающийся продукт не тождествен с тем, который получается по первому способу, но содержит немного меньше уксусной кислоты, вследствие чего он и отличается по цвету. Анализ яри имеет целью определение меди и уксусной кислоты. Количественное содержание меди определяется прокаливанием определенной навески исследуемого образца, растворением получающегося остатка в соляной кислоте и осаждением процеженного, разбавленного водой, кипящего раствора раствором едкого натра. Получающийся осадок окиси меди промывается водой, высушивается, прокаливается и взвешивается. Количественное содержание уксусной кислоты определяется перегонкой навески яри с форфорной кислотой и титрованием получающегося кислого погона титрованным раствором щелочи. Я.-медянка часто фальсифицируется известью, песком, глиной, пемзой, гипсом, тяжелым шпатом и медным купоросом. Если вместо медных листов для производства яри употреблялись латунные листы, то ярь всегда содержит цинк. При растворении в соляной кислоте песок, глина, тяжелый шпат и т. и. остаются нерастворенными и могут быть взвешены. В хороших образцах яри общее количество нерастворимого остатка обыкновенно не превышает 3 %, а во всяком случае не должно превышать 6 %. Как суррогат яри, значительно более дешевый, предложена была Харичковым нафтеновомедная соль, ярко-зеленого цвета, приготовляемая из нафтеновых кислот, отброса, получающегося при очистке керосина щелочью.