Страдание во святых отца нашего мартина исповедника, папы римского.

Предлагаем вниманию читателей сайта посвященную святителю главу из книги А. Трофимова «Икона Божией Матери Одигитрия Корсунская (Ефесская) в судьбах России».

«Украсив Петров божественный престол
и на того камени Церковь неколеблему соблюд,
Мартине, с ним прославился еси»

Песнь 7-я канона песнопевца Иосифа († 883)

Св. Мартин родился в городе Тудертума Умбрийской области в Италии в начале VII века. Получив хорошее образование, он стал священнослужителем Римской Церкви. После смерти папы Феодора I (642–649 гг.) священник Мартин был избран на Римскую кафедру. В это время на Востоке все более распространялась монофелитская ересь*, и св. Мартин вместе с другими православными иерархами должен был вести борьбу с ней.

* Эта ересь была как бы продолжением прежде бывшей и более крайней ереси монофизитов, в которой утверждалось, что во Христе человеческая природа была полностью поглощена Божественной. Когда империя уже вела тяжелейшие оборонительные войны против мусульман, император Ираклий I (575– 641) решил объединить всех христиан, придумав компромиссную формулу относительно природы Христа. В 638 году он издал по этому поводу специальный указ, озаглавленный словом «Экфесис» (Изложение), в котором провозгласил, что Иисусу Христу присуща одна, Божественная воля, но у него два естества – Божественное и человеческое. Эта доктрина получила название «монофелитство» (единоволие).


Споры православных с монофелитами волновали очень многих, покой в империи был нарушен. Чтобы прекратить дальнейшие споры, император Констанс (641–668 гг.) написал еретический «Образец веры» (Типос). Это было сделано по совету Константинопольского патриарха-еретика Павла II (641–654 гг.). Православные решили противостоять нечестивому повелению императора, вплоть до смерти. В числе исповедников был и св. Мартин.

Получив Типос и ознакомившись с его содержанием, св. Мартин, папа Римский сказал: «Если бы и весь мир принял это несогласие с православным учением, то я все равно отверг бы его: я готов пострадать даже до смерти за Евангельское и апостольское учение, за предание святых отцов».


Св. Мартин обратился с письмом к патриарху Павлу, с любовью увещевая заблудшего иерарха покаяться и оставить еретические заблуждения: святой также просил патриарха повлиять на императора и убедить его в пагубности лжеучения монофелитов. Однако патриарх не только не послушался увещеваний святителя Мартина, но предал бесчестию и побоям послов его, а затем отправил их в ссылку.

Св. Мартин по совету пребывавшего тогда в Риме Хрисаиолитанского аввы прп. Максима Исповедника, созвал в 649 году Поместный Собор Римской Церкви. Этот Собор, состоявший из 105 епископов, предал ересь монофелитов анафеме, а императорский Типос осудил. Собор разослал также послание ко всем православным христианам, в котором утверждал их в правой вере.

Весть о действиях св. Мартина дошла до императора. Разгневанный Констанс приказал военачальнику Олимпию привезти св. Мартина на суд в Константинополь. Но Олимпий не смог выполнить возложенную на него миссию. В Риме он побоялся открыто схватить чтимого народом и клиром святителя, поэтому решил подослать к папе Мартину убийцу. Но едва убийца приблизился к святителю, как тотчас же ослеп. Олимпий в ужасе оставил Рим и отправился на Сицилию, где вскоре погиб в сражении.

Другой посланный нечестивым императором военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

17 Сентября 654 г. его перевезли в Константинополь, где толпа его встретила с насмешками и бранью. Он находился в тюрьме 93 дня, больной и умирающий с голода, прежде чем явиться перед судьями. Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Ни в чем неповинный святой Мартин начал оправдываться от возводимой на него клеветы: «Никогда я,– говорил он,– не имел никаких сношений с сарацинами кроме тех случаев, когда посылал жившим среди них бедным и убогим братьям по вере милостыню; кто же не почитает Пречистую Богородицу, не признает Ее за Матерь Божию и не поклоняется ей, тот да будет проклят в сей век и будущий; веру же святую,– заключил он свое оправдание,– не мы, но несправедливо разномыслящие с нами сохраняют неправо». Но пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: «Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти».

После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: «Анафема Папе Мартину!» Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец, посланец императора подошел к военачальнику и огласил приговор: лишить Папу сана и предать смертной казни.

Спекулаторы (палачи) заковали полунагого святителя в цепи и поволокли в темницу через весь город в преторию, неся впереди обнаженный меч, которым его намеревались убить. Из народа некоторые поносили святого и, издеваясь над ним, кричали, качая головою: «Где Бог его? где содержимое им вероучение?» Другие же не могли удержаться от плача и рыданий при виде подобного бесчестия и мучения, причиняемого святителю Божию.

Придя в преторию, спекулаторы потащили связанного святого в темницу вверх по лестнице: спотыкаясь на ступенях святой Мартин падал и ушибался, так что тело его покрылось кровоподтёками и ссадинами; здесь бросили его вместе со злодеями и разбойниками. Все эти издевательства имели единственной целью заставить папу войти в общение с Константинопольской церковью.

Спустя некоторое время его отсюда перевели в другую темницу – Диомидову, где он от болезни и сильного холода (был январь месяц) чуть не умер. Жена одного из темничных стражей сжалилась над святым Мартином: придя тайно к святому узнику, она взяла его к себе в дом и обвязав ему раны положила на своей постели, одев его теплым покрывалом; святой Мартин лежал до вечера, не издавая, подобно мертвецу, ни одного звука. Поздно вечером начальник царских евнухов Григорий послал управляющего своим домом с небольшим количеством снедей, и велел ему передать их святому Мартину со словами: «Не изнемогай в скорби; мы надеемся, что Бог не попустит тебе умереть».

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: «Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению»,– и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: «Делайте со мной, что хотите, изрубите меня на куски, как вы приказали, но я не буду никогда в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии».


Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический. Здесь святому пришлось до самой кончины переносить голод, нужду и болезни. В Таврику Мартин прибыл 15 мая 655 года, и здесь ему довелось прожить 124 дня.

В последние месяцы жизни, находясь в Крыму, Мартин постоянно болел (его мучила подагра, а возможно, и дизентерия, которой он заразился еще на корабле по пути из Италии в Грецию). Он был истощен и измучен полуторагодичным заключением. Однако до самой своей смерти оставался врагом монофелитства и сохранял полную убежденность в истинности своей веры. Незадолго до кончины, Мартин отправил из ссылки свое последнее письмо, которое закончил следующими словами: «О бренном же сем теле моем позаботится и сам Господь, как угодно будет ему распорядиться, и в непрестанных мучениях, и в незначительном утешении. Ибо Господь близко, и чего же я беспокоюсь? Конечно, я уповаю на Его милосердие в том, что не замедлит завершить мой путь, коий он предначертал… Да предохранит вас Всевышний Бог мощной рукою ото всякого наказания и спасет во Царствии своем!».


Святой Мартин скончался 16 сентября 655 года. Из текста «О страданиях иже во святых отца нашего Мартина Исповедника, папы Римского» узнаем, что «посажен был святой Мартин на корабль и в заточение, послан в Херсон, где гладом, теснотою и всяких потреб недостаточеством моримый, через два года ко Господу отошел. Святое же его тело погребено было вне града Херсона, в церкви Пречистой Богородицы, нарицаемой Влахернская. И гроб его славен есть».

Автор «Жития св. Элигия» Авден писал в VII веке, что описываемый им святой в 659 году видел усыпальницу Мартина. Уже тогда, спустя 4 года после кончины папы, к месту его упокоения совершались массовые паломничества, причем, не только из близлежащих восточных провинций империи, но и из западных. Об огромной популярности мавзолея Мартина среди христиан Таврики и прилегающих областей в начале VIII века императору Льву III Исавру (717–741) сообщал в письме римский папа Григорий II (669–731), отмечая, что к мавзолею блаженного Мартина «стекается Боспор и весь Север и обитатели Севера с тем, чтобы исцелиться от болезней».

Борьба между православием и ересью завершилась в 680 году, когда монофелитство было осуждено на Шестом Вселенском церковном соборе, собравшемся в столице Византийской империи. Тогда было провозглашено, что Христос – Богочеловек и имеет две воли, причем Его человеческая воля подчиняется Божественной. Но до победы православных догматов должна была пройти еще четверть века…

После того как ересь монофелитов осудил VI Вселенский Собор, мощи св. Мартина Исповедника* были торжественно перенесены сначала в Константинополь, во Влахернский храм? а затем – в Рим, где находятся и по сей день в церкви Святителя Мартина на Семи Холмах. День памяти святого Мартина Исповедника отмечается 14/27 апреля.
* Его честные мощи были подняты cвв. Кириллом и Мефодием, славянскими учителями, одновременно с мощами Святителя Климента, папы Римского. Святые тела Святителей Мартина и Климента были отправлены в Рим, а глава каждого и правая рука остались в Херсонесе.

Даже в 1598 году, когда Херсонес уже больше века не существовал как город, известный церковный писатель, кардинал Бароний написал, что «…и до сего дня почитается память св. папы Мартина греками, и большие толпы народа собираются к его могиле, чтобы получить благодать излечения».

Популярность св. Мартина среди приверженцев православной и католической веры огромна. В его честь освящены сотни храмов по всему христианскому миру, а его Житие («Мартирий») – беспрецедентный случай – было написано еще при жизни святого! В Севастополе пещерный храм во имя св. Мартина освящен в Инкерманском православном монастыре.

СВЯТИТЕЛЮ МАРТИНУ ИСПОВЕДНИКУ, ПАПЕ РИМСКОМУ

Тропарь, глас 4:

Истинных повелений устне распространил еси, учении Божественными вся просветил еси, зловерие низложил еси, Богомудре Мартине, святителю всечестне, поминай нас, угодниче Христов, еже к Нему ходатайствы твоими, да в мире устроиши живот наш.

Кондак, глас 2:

Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю Мартине, со ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.

Величание

Величаем тя, святителю отче Мартине, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был уроженцем Тосканской области в Италии. После смерти Папы Феодора I (642 - 649) святитель Мартин был избран на престол.

В то время в Церкви очень распространилась ересь монофелитов. Монофелиты признавали в Господе нашем Иисусе Христе единую волю и единое хотение. Эта ересь произросросла из ранее существовавшей ереси Евтихия, утверждавшего существование во Христе Иисусе только одного естества вопреки православному учению, исповедывающему в воплотившемся Господе нашем Иисусе Христе два естества и две воли, два хотения и действа; у каждого естества своя воля, свое хотение и свое действо в едином Лице Христовом: Господь Иисус Христос не может быть разделяем на два лица, но познается в двух лицах без их смешения.

Продолжались бесчисленные споры монофелитов и православных. Приверженцами ереси монофелитов были и Император Констанс, и Константинопольский Патриарх Павел II. Император Констанс издал еретический «Образец веры» (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот еретический «Образец веры» был получен в Риме в 649 году.

Но блаженный Мартин отверг ее, говоря: «Если бы даже весь мир принял это противное православию учение, то и в таком случае я бы его не принял, и хотя бы пришлось претерпеть смерть, не отступлю от Евангельского и Апостольского учения и святоотеческого предания».

Чтобы развенчать ересь Святой Папа Мартин созвал в Риме Поместный Собор из 150 поместных епископов, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Это не возымело успеха. Патриарх Павел не послушался блаженного Мартина. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину то неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении.

В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи - сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол.

Святителем Мартином были предъявлены оправдания. Военачальник Феодор не стал его слушать, а ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море, где Святитель Мартин, терпя лишения, провел практически целый год. Затем ослабевшего Святителя доставили на суд в Константинополь.

Больного старца принесли на носилках, но судьи приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: "Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти".

После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: "Анафема Папе Мартину!" Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор - лишить Папу сана и предать смертной казни. Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками. Они были более милосердны к святителю, чем еретики.

Преподобный испытывал двойное страдание: он страдал телом от болезни, тяжелых уз и ударов влекущих его мучителей и в то же время страдал душою, от обнажения и бесчестных насмешек перенося стыд и сердечную боль.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: "Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению",и просил прекратить мучения св. Мартина. Император опять послал к святителю в темницу людей для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Мучители были поражены силой духа Святителя и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский , был уроженцем Тосканской области в Италии. Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора I (642-649) пресвитер Мартин был избран на престол.

В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.

Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констанс (641-668) и Константинопольский Патриарх Павел II (641-654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический "Образец веры" (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот еретический "Образец веры" был получен в Риме в 649 году. Святой Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину, то неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении. В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи - сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол. Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: "Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти".

После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: "Анафема Папе Мартину!" Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор - лишить Папу сана и предать смертной казни. Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками. Они были более милосердны к святителю, чем еретики.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: "Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению", - и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.

Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями († 16 сентября 655). Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.

Иконописный подлинник

Мартин Исповедник родился в городе Тудертума Умбрийской области в Италии в начале VII века. Получив хорошее образование, он стал священнослужителем Римской Церкви. После смерти в 649 году папы Феодора I тогда священник Мартин был избран новым папой.

Церковь в те времена была раздираема ересью монофелитов, которая широко распространилась по империи. Монофелиты утверждали наличие у только одной - Божественной - воли. Горячие споры монофелитов с православными велись во всех слоях населения. Даже император Констанс и Константинопольский патриарх Павел II были приверженцами этой ереси. Император выпустил еретический "Образец веры", насильно распространявшийся и обязательный для всего населения. В нем, в частности, запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот "Образец веры" дошел до Рима в 649 году. Святой Мартин, твердый защитник православия, созвал Поместный Собор в Риме, который осудил монофелитскую ересь. Мартин призвал отправил патриарха Павла вернуться к православному исповеданию. Разгневанный поступком папы Мартина император посылает военачальника, экзарха Равенны Олимпия привести Мартина на суд. Но тот, оказавшись в Риме, испугался количества духовенства и народа на Соборе, и подкупил воина, чтобы тот тайно убил папу-исповедника. Но убийца, приблизившись к Мартину, неожиданно потерял зрение. Испуганный Олимпий спешно уехал в Сицилию, где вскоре и был убит в сражении.

В 654 году император Констанс отправил к Папе другого военачальника, экзарха Феодора I Каллиопу, с тяжелыми обвинениями в тайном общении святителя Мартина с врагами империи - арабами-сарацинами, в возведении хулы на Пресвятую Богородицу и в неканоническом вступлении на папскую кафедру. Несмотря на существование явных доказательств полной невиновности Мартина, Феодор ночью с отрядом воинов захватил святителя и отправил его на один из Кикладских островов Наксос в Эгейском море. Около года содержался святитель Мартин на этом безлюдном отдаленном острове, претерпевая многочисленные лишения. Уже совсем измученного исповедника отправили тогда, наконец, в Константинополь на суд.

На суде оправданий больного и престарелого Мартина никто не стал даже слушать. После вынесения обвинительного вердикта святителя в разодранной одежде выставили на осмеяние толпы, которую подначили кричать ему: "Анафема!" Наконец, церковный служащий по указанию императора, огласил приговор: лишить папу Мартина сана и предать смертной казни. Святителя заковали в цепи и посадили в темницу к приговоренным к смерти убийцам и разбойникам.

Между тем император Констанс узнал о просьбе умиравшего и раскаявшегося на смертном одре патриарха Павла прекратить мучения святителя Мартина. Император вернул заточенного Мартина для дополнительного допроса. Однако папа Мартин всем своим дознавателям заявил: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Исповеднику все же заменили смертную казнь ссылкой в Крым, в Херсонес Таврический.

Там святитель и скончался в болезни 16 сентября 655 года. Мощи его после осуждения монофелитов были перенесены в Рим.

Свя-ти-тель Мар-тин Ис-по-вед-ник, па-па Рим-ский, был уро-жен-цем Тос-кан-ской об-ла-сти в Ита-лии. Он по-лу-чил хо-ро-шее об-ра-зо-ва-ние и по-сту-пил в клир Рим-ской Церк-ви. По-сле смер-ти па-пы Фе-о-до-ра I (642-649) пре-сви-тер Мар-тин был из-бран на пре-стол.

В то вре-мя мир Церк-ви был на-ру-шен ере-сью мо-но-фе-ли-тов, по-лу-чив-шей ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние.

Бес-ко-неч-ные спо-ры мо-но-фе-ли-тов с пра-во-слав-ны-ми про-ис-хо-ди-ли во всех сло-ях на-се-ле-ния. Им-пе-ра-тор Кон-станс (641-668) и Кон-стан-ти-но-поль-ский пат-ри-арх Па-вел II (641-654) так-же бы-ли при-вер-жен-ца-ми ере-си мо-но-фе-ли-тов. Им-пе-ра-тор Кон-станс из-дал ере-ти-че-ский "Об-ра-зец ве-ры" (Ти-пос), обя-за-тель-ный для все-го на-се-ле-ния. В нем за-пре-ща-лись вся-кие даль-ней-шие спо-ры.

Этот ере-ти-че-ский "Об-ра-зец ве-ры" был по-лу-чен в Ри-ме в 649 го-ду. Свя-той па-па Мар-тин, твер-дый по-бор-ник пра-во-сла-вия, со-звал в Ри-ме По-мест-ный Со-бор, ко-то-рый осу-дил мо-но-фе-лит-скую ересь. Свя-ти-тель Мар-тин од-новре-мен-но по-слал Кон-стан-ти-но-поль-ско-му пат-ри-ар-ху Пав-лу по-сла-ние с уве-ща-ни-ем вер-нуть-ся к Пра-во-слав-но-му ис-по-ве-да-нию. Раз-гне-ван-ный им-пе-ра-тор при-ка-зал во-е-на-чаль-ни-ку Олим-пию до-ста-вить свя-ти-те-ля Мар-ти-на на суд. Но Олим-пий, при-быв в Рим, по-бо-ял-ся ду-хо-вен-ства и на-ро-да, со-шед-ше-го-ся на Со-бор, и по-до-слал во-и-на, чтобы тай-но убить свя-то-го па-пу. Ко-гда убий-ца при-бли-зил-ся к свя-ти-те-лю Мар-ти-ну то неожи-дан-но ослеп. Ис-пу-ган-ный Олим-пий по-спеш-но уехал в Си-ци-лию и вско-ре был убит в сра-же-нии.

В 654 го-ду им-пе-ра-тор по-слал в Рим с преж-ней це-лью дру-го-го во-е-на-чаль-ни-ка, Фе-о-до-ра, ко-то-рый предъ-явил свя-ти-те-лю Мар-ти-ну тяж-кие об-ви-не-ния в тай-ном об-ще-нии с вра-га-ми им-пе-рии - са-ра-ци-на-ми, ху-ле-нии Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы и нека-но-ни-че-ском вступ-ле-нии на пап-ский пре-стол. Несмот-ря на предъ-яв-лен-ные рим-ским ду-хо-вен-ством и ми-ря-на-ми до-ка-за-тель-ства пол-ной невин-но-сти свя-то-го па-пы, во-е-на-чаль-ник Фе-о-дор но-чью с от-ря-дом во-и-нов схва-тил свя-ти-те-ля Мар-ти-на и от-пра-вил его на один из Цик-лад-ских ост-ро-вов (Нак-сос) в Эгей-ском мо-ре. Це-лый год то-мил-ся свя-ти-тель Мар-тин на этом по-чти без-люд-ном ост-ро-ве, тер-пя ли-ше-ния и оскорб-ле-ния от стра-жи. За-тем из-му-чен-но-го ис-по-вед-ни-ка на-пра-ви-ли на суд в Кон-стан-ти-но-поль.

Боль-но-го стар-ца при-нес-ли на но-сил-ках, но судьи гру-бо при-ка-за-ли ему под-нять-ся и от-ве-чать стоя. По-ка шел до-прос, во-и-ны под-дер-жи-ва-ли осла-бев-ше-го от бо-лез-ни свя-ти-те-ля. На су-де вы-сту-пи-ли лже-сви-де-те-ли, окле-ве-тав-шие свя-то-го в из-мен-ни-че-ских свя-зях с са-ра-ци-на-ми. При-страст-ные судьи не ста-ли да-же слу-шать оправ-да-ний свя-ти-те-ля. В глу-бо-кой скор-би он ска-зал: "Гос-по-ду из-вест-но, ка-кое ве-ли-кое бла-го-де-я-ние ока-же-те вы мне, ес-ли ско-ро пре-да-ди-те смер-ти".

По-сле та-ко-го су-да свя-ти-те-ля в разо-дран-ной одеж-де вы-ста-ви-ли на из-де-ва-тель-ство тол-пы, ко-то-рую за-став-ля-ли кри-чать: "Ана-фе-ма па-пе Мар-ти-ну!" Но те, кто знал, что свя-той па-па стра-да-ет невин-но, со сле-за-ми ухо-ди-ли. На-ко-нец, са-кел-ла-рий, по-слан-ный им-пе-ра-то-ром, по-до-шел к во-е-на-чаль-ни-ку и огла-сил при-го-вор - ли-шить па-пу са-на и пре-дать смерт-ной каз-ни. По-лу-на-го-го свя-ти-те-ля за-ко-ва-ли в це-пи и по-во-лок-ли в тем-ни-цу, где за-клю-чи-ли с раз-бой-ни-ка-ми. Они бы-ли бо-лее ми-ло-серд-ны к свя-ти-те-лю, чем ере-ти-ки.

Меж-ду тем им-пе-ра-тор при-шел к уми-рав-ше-му Кон-стан-ти-но-поль-ско-му пат-ри-ар-ху Пав-лу и рас-ска-зал ему о су-де над свя-тым Мар-ти-ном. Тот от-вер-нул-ся от им-пе-ра-то-ра и ска-зал: "Го-ре мне! Еще но-вое де-я-ние к мо-е-му осуж-де-нию", - и про-сил пре-кра-тить му-че-ния свя-ти-те-ля Мар-ти-на. Им-пе-ра-тор опять по-слал к свя-ти-те-лю в тем-ни-цу но-та-рия и дру-гих лиц для до-пол-ни-тель-но-го до-про-са. Свя-ти-тель от-ве-чал им: "Ес-ли да-же и раз-дро-бят ме-ня, не бу-ду в об-ще-нии с Кон-стан-ти-но-поль-ской Цер-ко-вью, по-ка она пре-бы-ва-ет в зло-ве-рии". Му-чи-те-ли бы-ли по-ра-же-ны му-же-ством ис-по-вед-ни-ка и за-ме-ни-ли смерт-ную казнь ссыл-кой в от-да-лен-ный Хер-со-нес Та-ври-че-ский.

Там свя-ти-тель и скон-чал-ся, из-ну-рен-ный бо-лез-нью, нуж-дой, го-ло-дом и ли-ше-ни-я-ми († 16 сен-тяб-ря 655). Он был по-гре-бен вне го-ро-да во Влахерн-ской церк-ви во имя Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы.

Ересь мо-но-фе-ли-тов бы-ла осуж-де-на на VI Все-лен-ском Со-бо-ре в 680 го-ду. Мо-щи свя-то-го ис-по-вед-ни-ка па-пы Мар-ти-на бы-ли пе-ре-не-се-ны в Кон-стан-ти-но-поль, а по-том в

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.