Введение. Г

Конечный успех объединения русских земель в едином государстве явился достижением великого князя Московского Василия III Ивановича (1505-1533). Не случайно австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, дважды посетивший Россию в первой трети XVI века и оставивший знаменитые «Записки о Московии», писал, что Василий III превосходил властью «едва ли не всех монархов целого мира». Тем не менее, государю не повезло - причудливая историческая память, по заслугам отдав должное его отцу и не менее справедливо закрепив жестокий образ его сына Ивана Грозного, не оставила достаточно свободного места самому Василию III. Словно бы «зависший» между двух державных Иванов, Василий III всегда оставался в их тени. Ни его личность, ни методы правления, ни формы преемственности во власти между Иваном III и Иоанном Грозным до сих пор не изучены достаточно полно.

Детство, юность

Василий III родился 25 марта 1479 года и был наречен в честь исповедника Василия Парийского, унаследовав одно из традиционных для московского княжеского рода Даниловичей имя. Он стал первым сыном от второго брака Ивана III с Софьей Палеолог, которая происходила из морейской линии правившей до 1453 года династии в Византии. Прежде Василия у великокняжеской четы рождались только девочки. В поздние летописи даже было записано чудесное предание о том, как страдавшая от отсутствия сына Софья получила знамение от самого преподобного Сергия о рождении будущего наследника престола. Однако долгожданный первенец не был главным претендентом на престол. От первого брака Иван III имел старшего сына - Ивана Молодого, который как минимум за восемь лет до рождения Василия был объявлен соправителем Ивана III. Но в марте 1490 года Иван Молодой умер, и у Василия появился шанс. Исследователи традиционно говорят о борьбе двух придворных группировок, особенно усилившейся во второй половине 1490-х годов. Одна из них делала ставку на сына Ивана Молодого - Дмитрия Внука, другая продвигала Василия. Расклад сил и страсти этой борьбы нам неизвестны, но мы знаем ее итог. Иван III, первоначально объявивший наследником Дмитрия Внука и даже на некоторое время посадивший Василия «за приставы на его же дворе», сменил гнев на милость в марте 1499 года: Василий был провозглашен «государем великим князем».

Правление (1505-1533)

Соправительство Василия продолжалось более шести лет. 27 октября 1505 года ушел из жизни Иван III, и Василий становится самостоятельным государем.

Внутрення политика

Борьба с уделами

Большая часть владений умершего великого князя перешла именно Василию: 66 городов против 30, доставшихся остальным четырём сыновьям, причём Москва, которая прежде всегда дробилась между сыновьями, теперь целиком переходила старшему наследнику. Новые принципы передачи власти, установленные Иваном III, отражали одну из основных тенденций политической жизни страны - стремление к единовластию: удельная система являлась не только главным источником усобиц, но и серьёзным препятствием экономическому и политическому единству страны. Василий III продолжил централизаторскую политику своего отца. Около 1506 года великокняжеский наместник утвердился в Перми Великой. В 1510 году была упразднена формальная независимость Псковской земли. Поводом к этому послужило крупное столкновение между псковичами и великокняжеским наместником князем Репниным-Оболенским. Удовлетворения жалобы псковичей на самоуправство наместника не состоялось, но последовало ошеломляющее требование: «Ино бы у вас вечье не было, да и колокол есте сняли вечевой». Псков уже не имел сил его отклонить. По распоряжению Василия III из Пскова были выселены многие боярские семьи и «гости». В 1521 году к великому княжеству Московскому присоединяется и Рязанское княжество, шедшее в русле московской политики более полувека. Псковская земля и Рязанское княжество являлись стратегически важными окраинами на северо-западе и юго-востоке соответственно. Резкое усиление позиций Москвы здесь крайне осложнило бы её отношения с соседями. Василий III полагал, что существование буферных вассальных земель, находящихся на стратегически важных окраинах, целесообразнее, нежели их непосредственное включение в состав державы, пока у государства нет достаточных сил для надёжного закрепления за собой новых территорий. Борьбу с уделами великий князь вел, используя различные методы. Иногда уделы уничтожались целенаправленно (например, упразднение Новгород-Северского удела в 1522 году, где правил внук Дмитрия Шемяки князь Василий Иванович), обычно же Василий просто запрещал жениться братьям и, следовательно, иметь законнорожденных наследников. После смерти самого Василия III в 1533 году сохранялись уделы за его вторым сыном Юрием, а также братом - Андреем Старицким. Оставалось и несколько незначительных уделов Верховских князей, располагавшихся в верхнем течении Оки. Но удельная система по сути была преодолена.

Поместная система

При Василии III упрочивается поместная система - механизм, который позволял решить две насущные проблемы, стоявшие перед государством: в то время потребности обеспечения боеспособной армии тесно переплетались с необходимостью ограничений политической и экономической независимости крупной аристократии. Сущность механизма поместного землевладения заключалась в раздаче земель «помещикам»-дворянам во временное условное владение на срок несения «княжей службы». «Помещик» был должен исправно нести службу, мог лишиться земли за нарушение своих обязанностей и не имел права распоряжаться данными ему угодьями, которые оставались в верховной собственности великих князей. В то же время вводились и социальные гарантии: если «помещик»-дворянин погибал на службе, государство брало на себя заботу о его семье.

Местничество

Важнейшую роль в работе государственной машины при Василии III стал играть и принцип местничества - система иерархии, в соответствии с которой высшие должности в войске или на гражданской службе могли заниматься исключительно в соответствии с родовитостью князя или боярина. Хотя этот принцип и препятствовал доступу в администрацию талантливых управленцев, он во многом позволял избежать борьбы в верхах политической элиты страны, стремительно наводнившейся разнородными выходцами из разных русских земель в период образования единого русского государства.

" " и "нестяжатели"

В эпоху Василия III активно обсуждалась проблема монашеского имущества, в первую очередь, обладания землями. Многочисленные пожертвования в монастыри привели к тому, что к концу XV века значительная часть обителей стала богатыми землевладельцами. Одно решение проблемы было предложено : использовать средства для помощи страждущим, в самих же монастырях сделать более строгие уставы. Другое решение исходило от преподобного Нила Сорского: монастырям вовсе отказаться от имущества, а монахам жить «своим рукоделием». Великокняжеская власть, заинтересованная в земельном фонде, необходимом для раздачи в имения, также выступала за ограничение монастырских имуществ. На церковном соборе 1503 года Иван III сделал попытку провести секуляризацию, но получил отказ. Однако время шло, и позиция власти изменилась. «Иосифлянская» среда приложила много усилий для разработки концепции сильного государства, и Василий III отвернулся от «нестяжателей». Окончательная победа «иосифлян» состоялась на соборе 1531 года.

Новые политические теории

Успехи в государственном строительстве, крепнувшее московское самосознание, политическая и идеологическая необходимость дали толчок появлению в эпоху Василия III новых политических теорий, призванных объяснить и обосновать особые политические права великих князей Московских. Самыми знаменитыми являются «Сказание о князьях владимирских» и послания Василию III старца Филофея о Третьем Риме.

Внешняя политика

Русско-литовские войны (1507-1508; 1512-22)

В ходе русско-литовских войн Василию III удалось покорить в 1514 году Смоленск, один из крупнейших центров русскоязычных земель Великого княжества Литовского. Смоленские походы возглавлялись лично Василием III, а в официальном летописании триумф русского оружия будет выражен фразой об освобождении Смоленска от «злыа латыньскиа прелести и насилиа». Последовавшее за освобождением Смоленска сокрушительное поражение русских войск в битве под Оршей осенью 1514 года приостановило московское продвижение на Запад. Тем не менее, во время военных походов 1517 и 1518 годов, русским воеводам удалось нанести поражение литовским силам под Опочкой и Кревом.

Отношения с православными народами

Правление Василия III отмечено углублением контактов России с православными народами и землями, покоренными Османской империей, в том числе с Афоном. Постепенно смягчается и острота церковного раскола между митрополией всея Руси и Константинопольским патриархатом, начавшегося в середине XV века после избрания без санкции Константинополя русского митрополита Ионы. Ярким подтверждение тому служит послание патриарха Феолипта I митрополиту Варлааму, составленное в июле 1516 года, в котором патриарх ещё задолго до официального приятия русскими государями царского титула, удостаивал Василия III царским достоинством - «наивысшего и кратчайшего царя и великого краля всея православныя земли, Великия Руси».

Русско-крымские отношения

Непросто складывались русско-крымские отношения. Они достигли своего пика, когда в июле 1521 года хан Мухаммед-Гирей совершил опустошительный поход на Русь с целью «положить конец возмутительным мятежам идолопоклонников, ожесточённых против ислама». Южным и центральным волостям Московского княжества (передовые силы крымчаков дошли до окраин Москвы) был причинён огромный урон. Мухаммед-Гирей захватил огромный полон. С тех пор оборона Берега - южной границы, которая проходила по реке Оке - становится важнейшей задачей обеспечения безопасности государства.

Отношения с Западом

Начавшиеся еще во времена Ивана III попытки и добиться союза с Великим княжеством Московским против Османской империи продолжались и при Василии III. Государи неизменно подчёркивали ненависть к неверному «поганству» и «врагам Христовым», но не заключали договора. Они в равной степени отказывались становиться в подчинённое положение к «латинянам» и не желали портить ещё вполне дружественные отношения с Османской империей.

Личная жизнь

В 1505 году Василий III женился на Соломонии Сабуровой. Впервые супругой великого князя Московкого стала представительница боярского, а не княжеского рода. У прожившей в браке двадцать лет четы не рождались дети, и нуждавшийся в наследнике Василий III решил сочетаться браком вторично. Соломония была отправлена в монастырь, новой женой государя стала Елена Глинская, происходившая из рода литовских бояр, выехавших на московскую службу. От этого брака родился будущий царь всея Руси Иван Грозный.

3 декабря 1533 года Василий III умер вследствие прогрессирующей болезни, проявившейся во время охоты. Перед смертью он принял иночество с именем Варлаам. Вскоре после кончины великого князя была создана интереснейшая «Повесть о болезни и смерти Василия III» - хроника последних недель жизни государя.

Есть правители, оставившие в истории своей страны заметный след, а есть те, которые пребывают в их тени. К последним, без сомнения, относится Василий 3, внутренняя и внешняя политика которого, на первый взгляд, не дала ощутимых результатов. Но такой уж ли незначительной личностью был этот государь?

Потомок басилевсов

Мартовской ночью 1479 года жена Ивана Третьего родила сына. 4 апреля архиепископ Ростова Вассиан Рыло и троицкий игумен Паисий крестили мальчика, дав ему имя Василий. Мать младенца, Софья Палеолог, происходила из семьи свергнутого византийского императора. Благодаря ее умению интриговать, лавировать и разбираться в хитросплетениях интересов великокняжеского двора Василий в октябре 1505 г. смог занять престол отца, став государем всея Руси.

Что досталось в наследство

Давая характеристику внутренней и внешней политики Василия 3, необходимо учитывать ситуацию, сложившуюся в Московском княжестве на момент его прихода к власти. Иван III не успел закончить начатое еще в XIII столетии объединение русских земель. Это стало главным направлением государственной деятельности его сына - Василия 3.

Внутренняя и внешняя политика великого князя, впрочем, выстраивалась не только исходя из этого. По-прежнему для Руси было важным обеспечить надежную защиту своих границ от татарских набегов, а также провести реформу управления с учетом вновь присоединенных территорий.

Первые годы княжения Василия III нельзя назвать успешными:

  • в апреле 1506 г. неудачей завершился военный поход в Казань;
  • летом того же года Василий потерпел фиаско в борьбе за литовский престол;
  • в июле 1507 г. Крымское ханство, нарушив мирные договоренности, напало на русскую границу.

Покорение Псковской республики

Первым по-настоящему успешным актом внешней и внутренней политики Василия 3 стало присоединение Пскова в 1510 г. Поводом для этого стали жалобы горожан на Ивана Репню, московского великокняжеского наместника. Василий предложил псковским посадникам приехать в Новгород, где по его приказу их арестовали. Направленный в Псков дьяк Далматов, пользовавшийся особым доверием Василия 3, от его имени потребовал упразднить народное вече и покориться Московскому князю, что и было сделано. Псковских бояр лишили их владений, которые Василий III тут же раздал своим служилым людям.

Присоединение других земель

В 1514 г. после Русско-литовской войны под власть Москвы перешел Смоленск. Однако Василий III стремился не только присоединить новые территории к Московскому княжеству, но и искоренить остатки удельной системы. Так, во время его правления прекратили существование некоторые уделы следующих князей:

  • Волоцкого Федора (в 1513 г.).
  • Калужского Семена (к 1518 г.).
  • Углицкого Дмитрия (к 1521 г.).

Укрепление границ

Отношения Василия с Казанским и Крымским ханствами не были устойчивыми. Поэтому при поддержке мелких и средних феодалов он проводил политику освоения земель, расположенных к югу и востоку от Москвы. Василий III начал строительство засечной черты - оборонительных сооружений для отражения набегов крымских и ногайских татар.

Они представляли собой систему лесных завалов (засек), рвов, опорных пунктов, частоколов и валов. Первая оборонительная линия располагалась в районе Тулы, Рязани и Каширы. Строительство ее завершили только во второй половине XVI столетия.

Третий Рим

Власть великого князя, как верховного правителя, при Василии III еще более укрепилась. В официальных документах он именовался царем, а титул самодержец приобрел статус официального. Большое распространение получило признание божественности великокняжеской власти.

Например, в начале 16 века Москва стала называться Третьим Римом. Согласно этой религиозной теории, России, ее православной церкви и русскому народу в целом отводилось особое предназначение. Теория принадлежала монаху Филофею, игумену Елеазарова монастыря в Пскове.

Он писал, что в основе истории лежит божественное провидение. Первый Рим, в котором зародилось христианство, пал под натиском варваров в 5 веке, второй Рим - Константинополь, был завоеван турками в 1453 г., осталась только Русь - защитница истинной православной веры. Концепция «Москва - Третий Рим» обосновывала величие России как самостоятельного в религиозном и политическом отношении государства. Таким образом, внутренняя и внешняя политика Василия 3 Ивановича получила прочное религиозное обоснование.

Система управления

С образование единого государства изменилась и система внутреннего управления. Боярская дума стала играть роль постоянного совещательного органа при верховной власти. С потерей суверенитета удельных княжеств их знать не всегда могла участвовать в заседаниях совета. Таким правом обладали только те, кого Василий 3 лично жаловал боярством. Дума состояла из небольшого круга лиц - потомков великих и удельных князей, принявших подданство Москвы. В нее входили:

  • бояре;
  • окольничие;
  • дети боярские;
  • думные дворяне;
  • позднее дьяки.

Боярская дума была тем органом, при помощи которого проводилась внутренняя и внешняя политика Василия 3.

Отношение между членами великокняжеского двора регулировала система местничества. Должность или чин зависели от знатности рода или прежней службы. Из-за этого нередко возникали конфликты, например, при назначении воевод, послов, начальников приказов. Местничество устанавливало иерархию дворянских родов, которая гарантировала им соответствующее положение при дворе государя.

Административное деление

Во время княжения Василия 3 территория Московского государства делилась на:

  • уезды, границы которых соответствовали границам прежних удельных княжеств;
  • волости.

Главами уездов были наместники, а волостей - волостели, получавшие их в кормление. То есть содержание этих должностных лиц ложилось на плечи местного населения.

Органы власти

В годы правления Василия 3 внутренняя и внешняя политика, проводимая великим князем, потребовала учреждения новых общегосударственных ведомств:

  • дворца, ведавшего землями великого князя;
  • казны, занимавшейся финансами, взиманием налогов и таможенных сборов.

Государственная печать и архив также хранились в казне, служащие которой ведали еще и посольскими делами. Позднее из этого учреждения выделились такие органы власти, как приказы, занимавшиеся управлением отдельных сфер государственной жизни.

Изменения во владении землей

Теперь верховным собственником всех угодий был великий князь, который жаловал их своим подданным. Существовало, кроме того, боярское и вотчинное землевладение, его можно было наследовать, закладывать или продавать.

Поместное землевладение давалось великим князем во временное условное владение в качестве жалования за несение военной службы. Его нельзя было продавать, завещать или передавать в монастырь как дар.

Итоги

В конце 1533 г. самодержец Великого княжества Московского внезапно заболел и умер. Государство возглавил его сын, вошедший в историю под именем Ивана Грозного.

Характеризуя кратко внутреннюю и внешнюю политику Василия 3, можно заключить, что великий князь проводил ее довольно успешно. Ему удалось не только завершить объединение русских земель, но и в значительной мере искоренить остатки удельной системы внутри страны.

Василий III был вторым сыном Ивана III . Первоначально соправителем его отца стал первенец Иван Молодой , но он скончался в 1490 году. После этого будущим правителем Иван Васильевич выбрал сына Ивана Ивановича – Дмитрия . Но в итоге он впал в немилость и закончил свою жизнь в заключении.

14 апреля 1502 Василий стал великим князем московским и владимирским, а также правителем Всея Руси. 27 октября 1505 года Иван III скончался, а Владимир стал единственным правителем.

Централизация власти

Василий III продолжил политику своего отца по укреплению своей власти. Он был сторонником неограниченной власти великого князя. Правитель решал все важные дела без бояр и не допускал, чтобы они ему перечили, он советовался только со своими приближенными – советником Иваном Шигоном-Поджогиным, думным дьяком Меньшим Путятиным. Хотя при этом собирал бояр, но совещание с ними было скорее формальным.

Именно при Василии пропали удельные отношения подданных к государю, иностранцы отмечали, что великий князь обладает силой и влиянием, которых не было у его предшественников.

При Василии увеличилось земельное дворянство, ограничились права и привилегии бояр.

Василий III расправлялся со всеми, кто выступал против него. В 1521 году он отправил в ссылку митрополита Варлаама за то, что тот отказался выступать на стороне Василия против князя Василия Ивановича Шемячина.

17 января 1522 года Ивана Михайловича Воротынского обвинили в измене, его арестовали и заключили в темницу на три года. Спустя какое-то время он был помилован, но в 1534 году он снова был арестован и выслан в Белоозеро, где его снова заключили в темницу.

При Василии был создан Судебник, но он не сохранился до наших дней.

Расширение владений

Василий III ставил своей задачей объединение русских земель. Он планировал присоединение и ассимиляцию Пскова. Для реализации этого плана в 1510 году великий князь собрал на праздник Крещения Господня всех жителей Пскова, которые были недовольны им, а также представителей города. Василий обвинил их в недоверии и приказал казнить их наместников. Жители Пскова вынуждены были попросить о присоединении к Москве. Василий III велел отменить вече, в ночь 13 января 1510 года вечевой колокол был изъят и перевезен в Новгород.

24 января Василий III прибыл в Псков, он решил поступить с ним также, как и обычно делал его отец, Иван III, сделал в 1478 году с Новгородской республикой. Часть населения из Пскова, а именно 300 самых влиятельных и знатных семей, переселил в Москву, а их владения отдал московским жителям.

Иван Иванович , великий князь рязанский, хотел вернуть независимость Рязани. Для этого он решил заключить союз с крымским ханом Мехмед Гераем, изъявив желание вступить в брак с его дочерью. Но об этом стало известно Василию III.

В 1517 году великий князь вызвал к себе в Великое княжество Московское Ивана Ивановича, несмотря на то, что князь рязанский сначала не хотел ехать, он все же прибыл в город, где его схватили и заключили под стражу. Его мать, Аграфену Васильевну, заключили в монастырь. После данных событий Рязань присоединилась к Москве.

В 1518 году скончался князь Василий Семенович Стародубский, после этого Стародубское княжество объединили с Московским.

В 1523 году Василию III донесли, что князь Василий Иванович Шемячич (Шемякин) заключил союз с Великим княжеством Литовским. Его пригласили в Москву, где сначала тепло встретили, но уже 12 мая 1525 года заключили под стражу, Шемякин так и остался до конца жизни в заточении. Новгород-Северское княжество присоединили к Москве.

Отношения с церковью

30 апреля 1511 года Симон оставил митрополию, с этого года митрополитом Московским и всея Руси стал Варлаам . В тот период шла борьба между двумя церковными течениями: нестяжателями и иосифлянами. Их главным отличием было то, что первые выступали против монастырского землевладения, а вторые наоборот. Митрополит Варлаам был на стороне нестяжателей, в то время как сам Василий III выступал за иосифлян.

Представителем иосифлян был Иосиф Волоцкий, архиепископ Серапион выступил против него, за что Василий созвал Собор, который приговорил Серапиона к заточению.

Отношения еще больше напряглись, когда Василий решил развестись с женой после 25 лет брака. У них с Соломонией не было детей, а князь хотел наследника. Митрополит Варлаам выступил против развода, за это в 1521 году его лишили сана и сослали в монастырь. Также были сосланы и его союзники – Василий Иванович Патрикеев (Вассиан) и Максим Грек.

Идею с разводом поддержал митрополит Даниил. После этих событий течение иосифлян стало оказывать большое влияние не только на церковь, но и на само государство.

Архитектура и строительство

При Василии III шло активное строительство. В Москве были возведены стены и башни Кремля со стороны реки Неглинной.

В октябре 1508 года великий князь приказал перенести мощи умерших правителей в новый Архангельский собор. Первым, кого здесь похоронили, стал Иван Калита , а последним – Петр II .

В 1514 году Василий повелел Алевизу Фрязину, итальянскому архитектору, возвести в Москве 11 церквей, среди которых была Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору, которая разрушилась при пожаре в 1493 году.

При Василии также активно возводились укрепления из камня в следующих городах: Коломне, Туле, Нижнем Новгороде и т.д.

Василий III правил до конца своей жизни, т.е. до 3 декабря 1533 года, после его кончины власть перешла его сыну – Ивану IV .

Внутренняя политика

Василий III укреплял поместное ополчение по примеру Новгорода, где в начале XVI в. в ополчении служило 1400 детей боярских. Присоединение Новгорода и Пскова и конфискация боярских вотчин обеспечили ведущее место государственной собственности в системе землевладения. В 1520 г. было окончательно присоединено Рязанское княжество. Казна могла наделить землей большие группы служилых людей. Раздача поместий не уравняла аристократию и рядовое дворянство. Знать получала поместья в дополнение к вотчинам.

В церкви сохранилось течение нестяжателей - Вассиан Патрикеев в первой половине XVI в. Вместе с отцом князем Патрикеевым в 1499 г. был пострижен в монахи за сопротивление присоединению к Москве и отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1508 г. был возвращен из ссылки и приближен

Василием III. Критиковал монашество и стяжательство монастырей. Не протестовал в целом против церковного землевладения, но считал, что монастыри не должны использовать земли для обогащения, землевладение для спасения голодающих. Особенно не нравилось, что монастыри распоряжаются землями, пожалованными им князьями (это поддержала знать). Эти взгляды разделял Максим Грек, прибывший в Россию в 1518 г. для исправления и перевода богослужебных книг. Свыше 100 произведений Максима Грека: о тяжелом положении монастырских крестьян, обличал монахов, о падении нравов духовенства (погоня за богатствами, ростовщичество). Как и осифляне, писал о божественном происхождении царской власти. Настаивал на необходимости союза церкви с царской властью. Царь должен следовать нормам христианской морали (за патриархальное устройство государства) и править вместе с мудрыми советниками. За нападение на Казань и укрепление границ (отражено в его посланиях Василию III и Ивану IV). Его идеи почитал князь Курбский.

Осифлян при Василии III возглавлял митрополит Даниил. В 1525 г. он добился ссылки Максима Грека в монастырь, а в 1531 г. на церковном соборе были осуждены и Вассиан, и Максим. Оба сосланы. Вассиан умер в Волоколамском м-ре, а Максим Грек освобожден только после воцарения Ивана IV.

Внешняя политика Василия III

В Пскове установилось как бы двоевластие. Присланный из Москвы князь управлял городом вместе с вече. Часто конфликты. Василий III стал готовить завоевание Пскова. Осенью 1509 г. он прибыл свойском в Новгород. Псковичи отправили в Новгород посадников и бояр, которые жаловались на насилия московских властей (боярин Репня-Оболенский). Челобитчики арестованы, и в Пскове начались волнения. От вече потребовали снять вечевой колокол. Упразднить выборные должности и принять в городе 2 наместников. 13 января 1510 г. вечевой колокол был сброшен. Прибыв в Псков, Василий III объявил, что бояре и купцы должны покинуть город из-за жалоб. Выселено 300 семей. Конфискованные вотчины розданы московским служилым людям. В среднем городе в Пскове выселено 1500 дворов, и туда вселили новгородских помещиков.

Приезд в Москву в 1508 г. Михаила Глинского из Литвы способствовал началу военных действий, закончившихся взятием Смоленска. В Русском государстве Глинские, как ранее Гедиминовичи, стали служилыми князьями. В 1512-1513 гг. два раза неудачно осаждали Смоленск. С 1514 г. снова начал наступление при активном участии Глинского. Предложены почетные условия сдачи. Депутация Смоленска заявила о переходе в подданство Москвы. Жалованная грамота 1514 г. закрепила за смоленскими боярами их вотчины и привилегии. Горожане освобождались от налога в 100 руб. литовской казне. 30 июля ворота крепости были открыты московским воеводам. Жители Смоленска переписаны и приведены к присяге, солдаты вознаграждены и отпущены в Польшу. Но затем Михаил Глинский, уехавший ко времени взятия города в Литву, затеял смуту, и грамоту утратила силу (он начал вести переговоры с королем Сигизмундом о возвращении Смоленска). В заключении он находился до 1526 г., пока на его племяннице Елене Васильевне Глинской не женился Василий III.

Взятие Смоленска привело к активным действиям литовских войск, которые закончились победой под Оршей, но дальше военный успех литовцы развить не смогли. Граница между Россией и Литвой, установленная после этого похода, просуществовала почти без изменений до конца XVI века. В 1522 г. между Россией и Литвой заключено перемирие на 6 лет, позднее оно подтверждалось. До Ливонской войны отношения сводились к порубежным конфликтам грабежам купцов, просьбам о гарантиях для проезжающих через Литву гонцов. В 30-х гг. XVI в. литовцы попытались отвоевать Смоленск. Новое в 30-40-е годы XVI в. - отъезды в Литву опальных московских князей и бояр, а также еретиков, что было связано с борьбой группировок при дворе малолетнего Ивана IV. В это время основным направлением политики становится восточное.

В 1515 г. умер хан Менгли-Гирей, с которым сложились стабильные отношения. Отношения с его преемником Мухаммедом-Гиреем враждебные. В 1521 г. в Казани на трон посадили приехавшего из Крыма Сахиб-Гирея, брата Мухаммеда-Гирея. Летом этого года к Москве прорвался хан Мухаммед-Гирей из Крыма. Его воины пили мед из царских погребов села Воробьева. Василий покинул столицу, но крымское войско быстро отошло к Рязани, узнав о приближении новгородских и псковских полков. Крымцы добивались восстановления дани. 12 августа ушли в степи. Но через несколько недель Мухаммед-Гирей был убит ногайцами, и никакой дани платить не стали. До 1533 г. русско-крымские отношения были сравнительно спокойными, затем ухудшение. Главное требование Крыма - отказ Москвы от борьбы за Казань.

После смерти в 1505 г. великого князя Ивана III великокняжеский престол занял Василий III. Он родился в 1479 г. в Москве и был вторым сыном Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора. Василий стал наследником престола после смерти своего старшего брата Ивана в 1490 г. Иван III хотел передать престол своему внуку Дмитрию Ивановичу, но незадолго до своей кончины отказался от этого намерения. Василий III в 1505 г. женился на Соломонии Сабуровой, происходившей из старомосковского боярского рода.

Василий III (1505-1533 гг.) продолжил политику своего отца по созданию единого Русского государства и расширению его границ. Во время его правления были присоединены последние русские княжества, формально сохранявшие до этого самостоятельность: в 1510 г. - земли Псковской республики, в 1521 г. - Рязанское княжество, фактически давно находившееся в полной зависимости от Москвы.

Василий III последовательно проводил политику ликвидации удельных княжеств. Он не выполнил обещаний предоставить уделы знатным выходцам из Литвы (князьям Бельским и Глинским), а в 1521 г. ликвидировал Новгород-Северское княжество - удел князя Василия Ивановича, внука Шемяки. Все остальные удельные княжества либо исчезли в результате смерти их правителей (например, Стародубское), либо были ликвидированы в обмен на предоставление бывшим удельным князьям высоких мест при дворе Василия III (Воротынское, Белевское, Одоевское, Масальское). В результате к концу правления Василия III сохранились лишь уделы, принадлежавшие братьям великого князя - Юрию (Дмитров) и Андрею (Старица), а также Касимовское княжество, где правили претенденты на казанский престол из династии Чингизидов, но с весьма ограниченными правами князей (им было запрещено чеканить свои монеты, была ограничена судебная власть и т. д.).

Продолжалось развитие поместной системы, общее количество служилых людей - помещиков составляло уже около 30 тысяч.

Василий III поддерживал расширение политической роли церкви. На его личные средства было построено много храмов, в том числе кремлевский Благовещенский Собор. При этом Василий III полностью контролировал церковь. Об этом свидетельствуют, в частности, назначения им митрополитов Варлаама (1511 г.) и Даниила (1522 г.) без созыва Поместного собора, то есть с нарушением норм церковного права. Это произошло впервые в истории Руси. И в прежние времена князья играли важную роль в назначении митрополитов, архиепископов и епископов, но при этом церковные каноны обязательно соблюдались.

Восшествие летом 1511 г. на митрополичий престол Варлаама привело к усилению позиций нестяжателей среди высших церковных иерархов. К началу 20-х годов Василий III охладел к нестяжателям и утратил надежду лишить церковь ее земельных владений. Он полагал, что гораздо больше выгод можно извлечь из союза с иосифлянами, которые, хотя и крепко держались за церковные владения, но зато были готовы на любые компромиссы с Великим князем. Тщетно Василий III просил митрополита Варлаама, нестяжателя по своим убеждениям, помочь ему обманным путем завлечь в Москву последнего новгород-северского князя Василия Шемячича, который без охранной грамоты митрополита решительно отказывался появиться в столице. Варлаам не пошел на сделку с Великим князем и по настоянию Василия III вынужден был покинуть митрополичью кафедру. 27 февраля 1522 г. на его место был поставлен более сговорчивый игумен Валаамского монастыря иосифлянин Даниил, ставший послушным исполнителем воли великого князя. Даниил выдал «охранную митрополичью грамоту» Василию Шемячичу, который по въезде в апреле 1523 г. в Москву был схвачен и посажен в тюрьму, где и окончил свои дни. Вся эта история произвела бурю негодования в русском обществе.

Современникам Василий III запомнился как человек властный, не терпевший возражений, единолично принимавший важнейшие решения. Он жестоко расправлялся с неугодными. Еще в начале его княжения подверглись опале многие сторонники князя Дмитрия Ивановича (внука Ивана III), в 1525 г. - противники развода и второго брака великого князя, среди них были тогдашний лидер нестяжателей Вассиан (Патрикеев), видный деятель церкви, писатель и переводчик Максим Грек (ныне канонизирован), видный государственный деятель и дипломат П.Н.Берсень-Беклемишев (он был подвергнут жестокой казни). Фактически в изоляции находились братья Василия и их удельные дворы.

Вместе с тем Василий III стремился обосновать якобы божественное происхождение великокняжеской власти, опираясь при этом на авторитет Иосифа Волоцкого, который в своих произведениях выступал как идеолог сильной государственной власти и «древляго благочестия» (канонизирован русской православной церковью), а также на идеи «Сказания о князьях Владимирских» и др. Этому способствовал и возросший авторитет великого князя в Западной Европе. В договоре (1514 г.) с императором «Священной Римской империи» Максимилианом Василий III был даже назван царем.

Василий III проводил активную внешнюю политику, хотя далеко не всегда успешную. В 1507-1508 гг. он вел войну с Литовским княжеством, причем русские войска потерпели ряд серьезных поражений в полевых сражениях, а итогом было сохранение status quo. Добиться успеха в литовских делах Василию III удалось благодаря событиям, развернувшимся на подвластных Литве землях.

При дворе великого князя Литовского Александра Казимировича огромным влиянием пользовались князья Глинские, ведущие свой род от Мамая и владевшие обширными землями на Украине (Полтава, Глинск). Сменивший Александра Сигизмунд лишил Михаила Львовича Глинского всех его постов. Последний вместе с братьями Иваном и Василием поднял мятеж, который был с трудом подавлен. Глинские бежали в Москву. Михаил Глинский имел обширные связи при дворе императора Священной Римской империи Максимилиана (это была обширнейшая империя того времени, включавшая почти половину Европы). Благодаря посредничеству Глинского Василий III установил союзнические отношения с Максимилианом, который выступил против Польши и Литвы. Важнейшим успехом военных действий Василия III стало взятие после двух неудачных штурмов Смоленска. Война продолжалась до 1522 г., когда при посредничестве представителей Священной Римской империи было заключено перемирие. Хотя Литва и не признавала утраты Смоленска, город вошел в состав Русского государства (1514).

Довольно сложно складывалась восточная политика Василия III, где центральным фактором являлись отношения Русского государства с Казанским ханством. До 1521 г. при ханах Мухаммед Эдине и Шах-Али Казань находилась в вассальной зависимости от Москвы. Однако в 1521 г. Казанская знать изгнала ставленника Василия III касимовского хана Шах-Али и пригласила на престол крымского царевича Сахиб-Гирея. Отношения между Москвой и Казанью резко обострились. Казанское ханство по существу вышло из повиновения Русскому государству. И с той, и с другой стороны началось применение военной силы. Возобновились казанские набеги, то есть военные походы на русские земли, организованные верхушкой Казанского ханства для захвата добычи и пленных, а также открытой демонстрации силы. В 1521 г. казанские военачальники приняли участие в большом крымском походе на Москву, казанские отряды совершили 5 набегов на восточные области Русского государства (Мещера, Нижний Новгород, Тотьма, Унэка). Казанские набеги были предприняты также в 1522 г. (два) и в 1523 г. Для обороны восточной границы в 1523 г. была построена на Волге в устье Суры русская крепость Васильсурск. Однако и Москва не оставляла попыток восстановить свой контроль над Казанским ханством, вернуть на казанский престол послушного ей хана Шах-Али. С этой целью был совершен ряд походов на Казань (в 1524, 1530 и 1532 гг.), однако, они не увенчались успехом. Правда в 1532 г. Москве все же удалось посадить на казанский престол хана Джан-Али (Еналея), брата Шах-Али, но в 1536 г. он в результате очередного дворцового заговора был убит, и новым правителем Казанского ханства стал Сафа-Гирей - представитель Крымской династии, враждебной Русскому государству.

Обострились отношения и с Крымским ханством. Союзник Москвы хан Менгли-Гирей умер в 1515 г., но еще при его жизни сыновья фактически вышли из-под контроля отца и самостоятельно совершали набеги на русские земли. В 1521 г. хан Магмет-Гирей нанес серьезное поражение русскому войску, осадил Москву (Василий III даже вынужден был бежать из города), позже была осаждена Рязань,и лишь умелые действия рязанского воеводы Хабара Симского (успешно применившего артиллерию) заставили хана уйти обратно в Крым. С этого времени отношения с Крымом на столетия стали одной из острейших проблем внешней политики России.

Правление Василия III едва не ознаменовалось династическим кризисом. Брак Василия с Соломонией Сабуровой более 20 лет был бездетным. Династия московских князей могла прерваться, тем более что Василий III запрещал жениться своим братьям Юрию и Андрею. В 1526 г. он насильственно постриг Соломонию в монастырь и на следующий год женился на княжне Елене Васильевне Глинской, которая была вдвое моложе мужа. В 1530 г. у пятидесятилетнего великого князя родился сын Иван, будущий царь Иван IV.