К нравственным чувствам относятся. Показатель зрелости личности: нравственные качества человека

эмоциональная форма усвоенных личностью моральных принципов, норм, представлений. Ч.н. являются переживаниями, отражающими отношение человека к об-ву, др. людям, самому себе на основе ценностей моральных (см.). Они всегда социально обусловлены и носят историч. характер: от одной обществ.-экономич. формации к др. меняется их содержание и направленность. Ч.н. многообразны - это чувства совести, долга, ответственности, справедливости, чести и т. д., но в их основе всегда лежит психологич. способность сопереживания др. людям, стремление облегчить чужую боль, страдания, прийти на помощь в трудную минуту. Ч.н. условно можно разделить на простые и сложные. Простые Ч.н. тесно связаны с эмоциями (чувства стыда, гнева, возмущения и т. д.) и не всегда бывают достаточно осознанными. Сложные Ч.н., как правило, опосредствованы размышлениями (напр., чувства вины, раскаяния) и мироощущением личности. Осмысление Ч.н. приводит человека к подчинению собственных, узко личных интересов интересам др. людей, интересам коллектива, а также обществ. идеалам и нормам моральным (см.). Это не означает, однако, что Ч.н. не выходят за рамки сознания индивида - они реализуются в процессе деятельности человека в об-ве, т. е. в его поступках. Именно в этом и заключается их функциональная роль: Ч.н. выступает как побудительная сила к действию. При этом в структуре Ч.н. важное значение приобретает способность личности к верной моральной оценке ситуации и воля. Лит.: Машкове кий И. И. Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности. М., 1976; Ни-колаичев Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном повелении личности. М., 1976; Моральный выбор. М., 1980; Рациональное и эмоциональное в морали. М., 1983; Мораль: сознание и поведение. М., 1986. И.Н. Михеева

Человека к об-ву, др. людям, самому себе на основе ценностей моральных (см.). Они всегда социально обусловлены и носят историч. характер: от одной обществ.-экономич. формации к др. меняется их содержание и направленность. Ч.н. многообразны - это чувства совести, долга, ответственности, справедливости, чести и т. д., но в их основе всегда лежит психологич. способность сопереживания др. людям, стремление облегчить чужую боль, страдания, прийти на помощь в трудную минуту. Ч.н. условно можно разделить на простые и сложные. Простые Ч.н. тесно связаны с эмоциями (чувства стыда, гнева, возмущения и т. д.) и не всегда бывают достаточно осознанными. Сложные Ч.н., как правило, опосредствованы размышлениями (напр., чувства вины, раскаяния) и мироощущением личности. Осмысление Ч.н. приводит человека к подчинению собственных, узко личных интересов интересам др. людей, интересам коллектива, а также обществ. идеалам и нормам моральным (см.). Это не означает, однако, что Ч.н. не выходят за рамки сознания индивида - они реализуются в процессе деятельности человека в об-ве, т. е. в его поступках. Именно в этом и заключается их функциональная роль: Ч.н. выступает как побудительная сила к действию. При этом в структуре Ч.н. важное значение приобретает способность личности к верной моральной оценке ситуации и . Лит.: Машкове кий И. И. Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности. М., 1976; Ни-колаичев Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном повелении личности. М., 1976; Моральный выбор. М., 1980; Рациональное и эмоциональное в морали. М., 1983; Мораль: сознание и . М., 1986. И.Н. Михеева

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "ЧУВСТВА НРАВСТВЕННЫЕ" в других словарях:

    ЧУВСТВА НРАВСТВЕННЫЕ - – чувства справедливости, долга, чести, совести, достоинства и т. д. Ч. н. подготавливают, настраивают поведение и деятельность личности в соответствии с принятыми правилами и требованиями. Ч. н. включают единство рационального и эмоционального и …

    Чувства нравственные - эмоциональная форма усвоенных личностью моральных принципов, норм, представлений. Ч. н. являются переживаниями, отражающими отношение человека к обществу, другим людям, самому себе наоснове моральных ценностей. (1) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Чувства - Чувства переживание своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам, к каким либо явлениям) и к самому себе. Кратковременные переживания (вспышки радости, разочарования и т. п.) иногда называют эмоциями в узком смысле слова … Википедия

    НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА, МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА - чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнение этих явлений с нормами, выработанными обществом. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм,… … Профессиональное образование. Словарь

    нравственные чувства - dorovinis jausmas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Pastovus emocinis dorovinių vertybių išgyvenimas, pvz.: meilė, ištikimybė, kuklumas, draugystė, didžiavimasis tautos laimėjimais, liūdesys, gailestis dėl blogo elgesio, atsakomybė.… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    1.4.11. - 1.4.11. Предложения, отображающие ситуацию соединения Типовая семантика Человек, официальная организация или неодушевленный предмет соединяет кого, что л., а также что л. соединяется. Базовая модель СУБЪЕКТ ПРЕДИКАТ СОЕДИНЕНИЯ ОБЪЕКТ Основные… … Экспериментальный синтаксический словарь

    САМОУТВЕРЖДЕНИЕ - – реализация фундаментальной потребности человека в самовыражении и самораскрытии путем объективации себя в формах жизни. Мотив С.– стремление к достижению максимальной полноты жизни, доступной при данных условиях существования, обеспечение… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Жуковский, Василий Андреевич - — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия

    ДУША - [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… … Православная энциклопедия

    Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы - История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Созерцан i я и чувства христ i анской души. отв?ты на тайные или открытые запросы благочестивныхъ душъ и нравственные уроки прежде всего себ? самому, изъ дневника за 1904 годъ , И. И. Сергиев. Ответы на тайные или открытые запросы блогочестивных душ и нравственные уроки прежде всего себе самому. Из дневника за 1904 год. Бог, Ум безначальный и безконечный и вместе любовь безконечная… Купить за 2008 грн (только Украина)
  • Дети. Любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения. Очерки по детской психологии и педагогике , С. Холл. Предлагаемая читателю книга выдающегося американского психолога, одного из основателей науки педологии Стэнли Холла содержит очерки, в которых исследуются наиболее важные психологические…

Высшие чувства. Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей (в отличие от низших чувств, связанных с удовлет¬ворением или неудовлетворением органических потребностей в пище, воде, тепле, свежем воздухе и т. д.). К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Высшие чувства имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека как общественного существа к различным сторонам и явлениям жизни. Содержание высших чувств, их направленность определяются мировоззрением человека, правилами нравственного поведения и эстетическими оценками. Содержание высших чувств советского человека определяется задачами построения коммунизма, диалектико-материалистическим мировоззрением и моральным кодексом строителя коммунизма.
Моральные чувства - это чувство советского патриотизма, чувство долга, чувство ответственности перед коллективом, чув¬ство коллективизма и т. п.
В основе чувства долга лежит осознание человеком общест¬венных интересов своего народа и своих обязательств по отноше¬нию к нему. Однако это не холодное, рассудочное знание своих обязанностей перед народом, а глубокое переживание обязанно¬стей. Если человек радуется успехам своего народа, коллектива так же искренне, как и собственным успехам, рассматривает уда¬чи своего коллектива, как собственные удачи, тогда долг для него не только знание, но и глубокое чувство.
Пример проявления чувства долга - подвиги тысяч советских людей во время Великой Отечественной войны, героев-молодо¬гвардейцев, Зои Космодемьянской, Александра Матросова. Чув¬ство долга проявляется и в самоотверженной работе наших космонавтов, строителей Байкало-Амурской магистрали.
Чувство долга может проявляться и в повседневной жизни. Например, чувство долга заставляет школьника отказаться от возможности посмотреть интересную телепередачу и сесть за уроки. Это же чувство заставляет его помочь по хозяйству боль¬ной матери, жертвуя игрой с товарищами.
Труд советского человека вызывает особую радость труда, связанную с сознанием его общественного значения, с сознанием того, что твой труд служит делу строительства коммунизма. Человек переживает чувство удовлетворения от самого процесса труда и при успешном его завершении, чувство огорчения при неуспехе, скуку - при отсутствии деятельности.
Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства, как совесть. Если человек, исхо¬дя из чувства долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести: «Моя совесть спокойна, так как я поступил правильно». Спокойная совесть связана с переживанием большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.
Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познаватель¬ной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интел¬лектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения.
Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивлять¬ся - очень важное качество, стимул познавательной деятель¬ности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предположений с некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных. И. 21. Павлов подчеркивал, что для плодотворной мысли надо постоянно сомневаться и проверять себя. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения. Например, тщательно выполненное учебное задание, остроумно решенная задача вызывают у ученика чувства удовлетворения и радости.
Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства, прежде всего чувство красоты, восхищение прекрас¬ным. Источник эстетических чувств - произведения искусства: музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэ¬зия, а также произведения архитектуры и замечательные дости¬жения в области технических сооружений. Глубокие эстетические переживания мы испытываем при созерцании природы.
Зависимость эмоций и чувств от особенностей личности. О личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступ¬кам, но и по ее эмоциям и чувствам, которые всегда на что-либо направлены. Здесь наблюдаются большие индивидуальные различия. Прежде всего свойствами личности, ее мировоззрением, взглядами и убеждениями определяется направленность эмоций и чувств. У принципиального человека и чувства устойчивы и принципиальны, будь то даже гнев или ненависть. Человек, не обладающий постоянством убеждений, внутренне противо¬речивый, характеризуется эмоциональной разбросанностью. У та¬кого человека эмоции и чувства возникают по случайным моти¬вам, отражая неустойчивость его внутреннего мира, непостоянство его принципов и убеждений.
Следует отметить также, что наряду с высокими моральными чувствами, отличающими советских людей, встречаются еще у нас и люди с мелкими, низменными чувствами, недостойными советского человека, как пережитки старой идеологии и морали - мелкой завистью к успехам и благополучию других людей, жад¬ностью, чувством собственности и стяжательства. Таким же злом является и эмоциональная тупость человека, его безразличие и равнодушие ко всему окружающему.
В зависимости от моральной стойкости и развития волевых качеств трудности и неудачи вызывают у разных людей различ¬ные чувства. У одних это чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других - чувство беспомощности и досады, уныние, апатия.
Переживания человека могут быть как глубокими, так и повер¬хностными. Глубокие чувства связаны со всем строем личности, т. е. с основными сторонами ее внутренней жизни: мыслями, желаниями и стремлениями. Иначе говоря, человек глубоко пере¬живает лишь то, без чего он не может ни жить, нп существовать, что составляет цель его жизни, основную сущность его интересов. В тесном единстве с глубиной переживания находится устойчи¬вость чувств. Глубокое чувство устойчиво и прочно, оно не под¬вержено влиянию побочных и несущественных обстоятельств. Чувства неглубокие, хотя, может быть, и сильные, временны и преходящи.

Эмоции и чувства - это переживание человеком своего отно­шения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыс­лит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти отношения переживаются как приятное (удовольствие) или непри­ятное (неудовольствие).

Чувства - это одна из форм отражения объективного мира в сознании че­ловека, переживание им своего отношения ко всему тому, что он познает и де­лает, к тому, что его окружает.

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашем организме. В разное время значимость од­них и тех же предметов для человека бывает неодинакова. Своеоб­разие эмоций и чувств определяется потребностями, стремления­ми, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением мотивов меняется и его отношение к предмету потреб­ности. В этом проявляется личностное отношение человека к дей­ствительности.

Понятия «чувства» и «эмоции» означают два разных, хотя и вза­имосвязанных, явления эмоциональной сферы личности. Эмоция­ми считают более простое, непосредственное переживание в дан­ный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т. п.). Эмоции, связанные с удов­летворением органических потребностей, имеются и у животных. Но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Проявляясь как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Так, первое впечатление от зна­комства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией на какие-то внешние прояв­ления его потребностей.

Чувство - это более сложное, чем эмоции, постоянное, устояв­шееся отношение человека (чувство патриотизма, коллективизма, долга и ответственности за порученное дело, совесть, стыд, любовь к труду, гордость). Являясь сложной формой отражения, обобщаю­щей эмоциональное отражение и понятия, чувства свойственны только человеку. Они социально обусловлены. Чувства выражают­ся в эмоциях, но не беспрерывно, и в данный момент могут не выра­жаться в каком-либо конкретном переживании.

Общим для эмоций и чувств являются функции, которые они выполняют в жизнедеятельности человека и животных. Так, иссле­дованиями на животных установлено, что эмоции выполняют сиг­нальную и регулятивную функции. Эти же функции выполняют у человека эмоции и чувства. Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что они сопровождаются выразительными движени­ями: мимический (движения мышц лица), пантомимическими (дви­жения мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек.



Регулятивная функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, за­ставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Ре­гулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, про­исходит их трансформация в такие процессы, как секреция слез­ной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулату­ры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыток напряжения. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, лег­кую оглушенность, отупение, что в целом воспринимается как об­легчение.

К видам высших чувств относят интеллектуальные, нравственные и эсте­тические чувства.

Интеллектуальные чувства - это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Существование интеллектуальных чувств (удивления любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности правильности доказательства и т.д.) является ярким свидетельством взаимосязи интеллекта человека с эмоциями.

Нравственные чувства (моральные чувства) - это чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Нравственные чувства - важнейший регулятор поведения человека мотивационная основа межличностных отношений.

К нравственным чувствам относят: чувство долга, гуманность, доброжела­тельность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т.д. Отдельно можно вы­делить морально-политические чувства, Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и орга­низациям, а также к государству в целом. К аморальным чувствам можно от­нести жадность, эгоизм, жесткость, злорадство и т.д.

Эстетические чувства - это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. Это те чувства, которые отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отражению в искусстве как чему-то прекрасному или без­образному, трагическому или комическому, возвышенном или прошлому, изящному или грубому.