Кто был царем после царицы тамары. Святая царица тамара великая

От её живого образа мало что осталось потомкам - пороки и достоинства легендарной царицы время обратило в мифы и легенды, даты перепутались, а исторические источники противоречат друг другу. И всё же если бы сегодня в Грузии надумали провести опрос на предмет определения самого популярного человека в стране, то им, без сомнения, оказалась бы Тамара. Все старинные замки, мосты, перекинутые через пропасти, башни и монастыри, по мнению местных жителей, воздвигнуты именно этой царицей, будто кроме неё никто в Грузии не был способен к созиданию, будто вместе с её жизнью отбушевал, отцвёл в стране золотой век и никогда больше не возвратится. А может, великая Тамара стала символом творческих сил, что таятся в грузинском народе, и потому молва на всякий случай приписывает царице любые достижения, чтобы ненароком не ошибиться в авторстве.

Тамара не только создала мощную империю, простиравшуюся от Каспийского до Чёрного морей, — ни до ни после Грузия не имела такого сильного государства — но и стала «крёстной матерью» грузинской культуры. Есть женщины правительницы — сильные, властные, подчинявшие своим желаниям ход истории, но очень немного найдётся личностей, сумевших сформировать целую нацию. При царице Тамаре генерировались все основные признаки грузинского менталитета, при ней родились гениальные поэты, великие зодчие, знаменитые богословы. При ней авторитет грузин в глазах мирового сообщества поднялся на недосягаемую высоту — путешествующие к святым местам соотечественники Тамары были освобождены от дани, султан турецкий и султан египетский почитали за счастье пригласить в свои элитные охранные войска горцев, о целомудрии и выносливости грузинских женщин складывались в Малой Азии песни.

начиналась эпоха Тамары не совсем безоблачно и совсем уж беззаконно. Хотя прадедом её был сам Давид Строитель, никакого права на престол Тамара не имела. Дедушка её Дмитрий Багратион (а именно к этой династии принадлежала великая Тамара) имел двоих сыновей — младшего Георгия и старшего Давида, которому он на склоне лет и передал власть, благополучно скончавшись в кругу любящих родственников. Однако спустя полгода Давид неожиданно умер, якобы от естественных причин, в чём вполне можно усомниться, зная дальнейший ход событий. Преемником последнего грузинского царя стал его малолетний сын Дмитрий, опекать которого, конечно, взялся дядюшка Георгий. Когда юный правитель подрос, он, понятное дело, постарался потеснить на престоле вольготно расположившегося там опекуна, но не тут то было. Георгий III, как его теперь величали, без зазрения совести власть отдавать отказался. Началась обычная война, феодальная, гражданская — кто то поддерживал молодого претендента, кто то матёрого правителя. Победил опыт. Георгий III вырвал скипетр власти у старшей ветви Багратионов, Дмитрий же безвестно канул в Лету. По некоторым данным он был повешен, по другим ослеплён, изувечен и изгнан из страны. Грузинские книгочеи к этому факту относятся со здоровым историческим цинизмом. Дескать, туда ему и дорога. Некоторые, правда, пытаются подвести научную базу — отсталый был человек этот Дмитрий, ретроград, прогресс и смел его с лица истории, ничего не поделаешь. Одно единственное утешает — не всегда справедливость человеческая смыкается с божеской правдой и не всегда то, что нам кажется хорошо, на деле оказывается по настоящему хорошим.

Тамара, по видимому, появилась на свет во время этого кровавого дележа власти. По исследованиям специалистов, она родилась между 1164 и 1169 годом. О детстве её мало известно — в основном слащавые рассказы, повествующие о богопослушности и святости. Например, как ткала бедная отроковица, не покладая рук, плащаницы для христианских храмов или как последней корочкой делилась с нищими. Доподлинно известно лишь, что девочка рано потеряла мать, которая происходила из осетинского княжеского рода, и отец, занятый «своими разборками», препоручил Тамару родственнице Русудан. Эта Русудан выплывает из исторического тумана тоже весьма расплывчатым пятном: то ли она тётка Тамары, то ли ещё кто, то ли она была замужем за султаном, то ли за русским князем, то ли она вдова, то ли «разведёнка» (тогда такое тоже случалось). Но кем бы ни являлась воспитательница будущей царицы, женщиной она была незаурядной — сумела таки отшлифовать алмаз, который подарила ей судьба. Тамара получила прекрасное образование, да и характер, по видимому, у неё был подходящий — даже в самые тяжёлые минуты душевное самообладание и выдержка никогда не подводили правительницу. А проявлять себя Тамаре пришлось в самом нежном возрасте. Не рискуем приводить даты (они разные в разных источниках), но, судя по всему, отец короновал дочь, почувствовав, что жить ему осталось недолго. Сановники дарбази (так называлось собрание высшей духовной и светской знати, которое представляло своего рода парламент древней Грузии), вероятно, так боялись Георгия III, что и пикнуть не посмели, когда он предложил своим преемником существо женского пола. «Исчадие льва одинаково, будь то самец или самка», — льстиво заявили они тирану, но можно себе представить, как стремились отомстить чиновники девушке, когда она осталась одна. Известно, что Тамара стала единоличной правительницей в возрасте от 15 до 20 лет. Как смогла столь юная женщина обуздать варварскую феодальную страну и горячих восточных мужчин, остаётся тайной за семью печатями. Ясно одно, для этого надо было обладать незаурядными качествами и помимо силы характера иметь ещё и хитрость, и коварство, и ум. Первые свои государственные советы Тамара начала с жёстких «кадровых перестановок». В качестве помощника она призвала из Иерусалима умнейшего учёного богослова католикоса Николая Гулабридзе, и, хотя ей ещё не по силам оказалось справиться с ненавистным патриархом Микеле, который к тому же занимал множество государственных постов, Тамара осторожно, исподволь выводила корабль своего правления в нужное ей русло. Она особенно не лютовала, знала меру, но, когда требовалось, умела проявить жёсткость — безжалостно лишала провинившихся, строптивых дворян званий и привилегий, конфисковывала имущество и передаривала имения. Она была молода и одинока и искала верных людей, на которых можно опереться. В такой ситуации самым дорогим должен был стать союз любящих сердец. Но с первым мужем Тамаре не повезло. Судя по великим строкам Шота Руставели, который, вероятно, был страстно влюблён в правительницу, наша героиня представляла собой совершенный образец женской красоты. «Бисер — очи у Тамары, стан её — хрусталик стройный, взгляд — страшнее Божьей кары… поступь, элегантность всех движений — грациозны, как у львицы, как у истинной царицы». И пусть вас не смущает сила взгляда (не физическое же безобразие царицы имел в виду поэт) Тамары, но её руки домогались многие властители — она была лакомым кусочком для любого венценосного жениха.

Почему она выбрала непутёвого русского князя? Теперь трудно установить истину. По одной версии замужество Тамары было продиктовано политическими соображениями, по другой — злостью Микеле, который мечтал навредить ненавистной царице и настоял на этом браке. Одно непонятно, какие выгоды можно было извлечь из союза с опальным и бестолковым князем? Юрий был сыном знаменитого владимиро суздальского князя Андрея Боголюбского, который окончил жизнь под ножом собственных подданных не без помощи молодой жёнки. После его смерти между родственниками началась обычная драчка за власть. Избранник Тамары в фаворитах этой борьбы не ходил, судьба злодейка отправила его в долгие скитания и бега по чужим землям. Так, Юрий с небольшой дружиной и верными слугами оказался у кочевников кипчаков на берегу Понта (Чёрного моря), где и отыскали его сваты царицы. Согласно хроникам, Тамара не торопилась замуж за незнакомого ей человека, но уступила настояниям государственных советников.

Два с половиной года брака принесли царице позор и страдания. Юрия, помимо пьянства и разгула, поразил ещё и грех содомии, что вынудило Тамару пойти на разрыв с незадачливым супругом. «Я не должна отдыхать под тенью осквернённого дерева», — заявила она и выдворила Юрия из пределов империи. Гонимый русский князь решил отомстить строптивой жене. Он отправился в Константинополь и собрал войско для похода на Грузию. В разгоревшейся войне к бывшему мужу присоединились враги Тамары — местные феодалы, жаждавшие отомстить царице за отнятые привилегии, однако мужественная женщина смогла выиграть этот спор. В память о неудачном супружестве она помиловала Юрия и снова выслала его за пределы страны, но князя проигрыш ничему не научил, а лишь подогрел амбиции. Он предпринял второй поход, который тоже закончился для него неудачей. Дальше его имя теряется в исторических дебрях. Возможно, он таки надоел своей глупостью и назойливостью Тамаре и она нашла способ расправиться с ним.

Больше наша героиня с замужеством не экспериментировала. Она соединила свою жизнь с проверенным, знакомым ей с раннего детства человеком. Тамара и Давид воспитывались вместе у тётушки Русудан. Некоторые источники даже считают Давида сыном Русудан. Другие историки утверждают, что наша героиня с младенческих лет была влюблена в своего товарища по играм. Так или иначе, их брак оказался на редкость счастливым и конструктивным. Все самые громкие победы Тамары, все её великие дела связаны с именем Давида. Чего только стоит выигранная царицей битва при Шамхорах? Спустя несколько веков при взятии Казани Иван Грозный вспоминал блистательное сражение, как пример для подражания.

Персидский царь Абубакар придал походу религиозный характер, осенив своё многочисленное войско священным мусульманским знаменем. Тамара, как мудрая правительница, на собственные военные таланты не полагалась, зато она смогла создать совершенную грузинскую армию. Вся страна была разделена на 9 округов. Каждый округ имел эристава (губернатора) и спасалара (военачальника). При дворе царицы на приличном жаловании содержалось хорошо обученное, постоянное шестидесятитысячное войско. Так что при необходимости ополченцы соединялись с профессионалами и в распоряжении царицы оказывалась одна из самых мощных армий того времени. А если прибавить к этому строжайшую дисциплину, которую Тамара установила в войсках, и то, что царица самолично выступала вдохновителем и организатором побед, то такую армаду можно считать непобедимой. Сама она, как было уже сказано, в битвах не участвовала — сражениями руководили верный фельдмаршал Захарий и любимый муж Давид, но вся слава побед по праву доставалась любимой народом правительнице.

Абубакар потерпел сокрушительное поражение. Поверженную мусульманскую святыню Тамара принесла в дар небесной царице, иконе хахульской Божьей матери и поместила в монастырь Гелати. Военные трофеи и огромная дань сделали Грузию богатейшей страной средневекового мира. Но Тамара не поддалась соблазну роскоши, она обратила полученные сокровища в новые крепости, дороги, мосты, храмы, корабли, школы. С особенным тщанием царица заботилась об образовании — она одновременно содержала 60 стипендиатов афонской обители. Качество преподавания в грузинских школах было необыкновенно высоким. Один только список обязательных предметов, которые штудировали ученики, вызывает уважение и восхищение — богословие, философия, история, греческий, еврейский языки, толкование стихотворных текстов, изучение вежливой беседы, арифметика, астрология, сочинение стихов.

Двор царицы представлял собой не традиционное сборище светских сплетниц, пустых красавиц и коварных интриганов, а небосвод, усыпанный «звёздами» поэзии, зодчества, философии. Тамара получала удовольствие не от ночных балов, не от рыцарских поединков, а от соперничества лучших поэтов, от долгих философских споров. Секретарём царица взяла себе выдающегося стихотворца Саргиса Тмогвели, во всех военных походах Тамару сопровождал монах поэт Шавтели. Но лучшей жемчужиной в этом ожерелье был, конечно, гениальный Шота Руставели. По видимому, он любил царицу, но не хотел быть частью любовного треугольника. Шота покинул Грузию и принял монашество.

Тамара умерла ещё нестарой женщиной, как свидетельствуют хроники, от какой то тяжёлой и долгой болезни. До сих пор грузины разных областей показывают приезжим гостям могилу великой Тамары. Но историки более вероятным местом упокоения царицы считают фамильный склеп Багратионов в Гелати. А по документам из архивов Ватикана выходит, что Тамара похоронена в древнем грузинском монастыре Иерусалима. Там же была найдена и фреска с изображением пожилого человека — Шота Руставели. По видимому, поэт решил, что та, чья жизнь всегда принадлежала миру, суете государственных дел, в другом измерении должна соединиться с его Музой.

Буду петь про любовь — ты не станешь внимать.

Звезды будут лучами играть.

И пустыня, как нежная мать,

Мне откроет объятья свои!

Удаляюсь — прости!

Без обидных наград

Довершу я созданье моё:

Но его затвердят

Внуки наших внучат —

Да прославится имя твоё!

Так написал о любви Тамары и Шота Руставели русский поэт Я. Полонский.

(1184-1213 гг.), гру-зин-ская ца-ри-ца, бы-ла до-че-рью Ге-ор-гия III от кра-са-ви-цы Бур-ду-хан. При ее ма-те-ри хри-сти-ан-ство уже рас-про-стра-ни-лось в раз-ных ча-стях Гру-зии. Та-ма-ра оста-ви-ла о се-бе доб-рую па-мять в на-ро-де. Неко-то-рые пле-ме-на Гру-зии по-чи-та-ют Та-ма-ру как це-ли-тель-ни-цу неду-гов.

Гру-зин-ские ска-за-ния про-слав-ля-ют ее кро-тость, ми-ро-лю-бие, муд-рость, ре-ли-ги-оз-ность и кра-со-ту. Из-вест-но еще, что свя-тая Та-ма-ра за-бо-ти-лась о бед-ном на-ро-де, о вдо-вах, си-ро-тах и со-дей-ство-ва-ла ду-хов-но-му раз-ви-тию Гру-зии. Кро-ме то-го, она по-кро-ви-тель-ство-ва-ла по-этам, пи-са-те-лям, по-стро-и-ла мно-го хра-мов, а так-же рос-кош-ный Вард-зий-ский дво-рец. Цер-ковь за за-бо-ты и щед-рые да-ры при-чис-ли-ла Та-ма-ру к ли-ку свя-тых.

Свя-тая Та-ма-ра со-зва-ла цер-ков-ный со-бор, ко-то-рый устра-нил неуря-ди-цы в цер-ков-ной жиз-ни и сме-стил недо-стой-ных иерар-хов. Успеш-на бы-ла и ее го-судар-ствен-ная де-я-тель-ность, бла-го-да-ря ко-то-рой Гру-зин-ское цар-ство уве-ли-чи-лось и окреп-ло.

Полное житие благоверной Тамары, царицы Грузинской

Свя-тая Та-ма-ра про-ис-хо-ди-ла из знат-но-го ро-да Баг-ра-ти-о-нов, по пре-да-нию вос-хо-див-ше-му к са-мо-му ца-рю Да-ви-ду. Ее отец Ге-ор-гий в 1178 го-ду про-воз-гла-сил свою дочь ца-ри-цей. Через 7 лет он скон-чал-ся. С это-го мо-мен-та на-ча-лось прав-ле-ние свя-той.

Ко-гда свя-тая Та-ма-ра взо-шла на пре-стол, то ска-за-ла: «Я - отец си-рот и мать вдо-виц». Эта фра-за опре-де-ли-ла все ее прав-ле-ние.

Ав-тор био-гра-фии Та-ма-ры оста-вил та-кое опи-са-ние юной ца-ри-цы: «Пра-виль-но сло-жен-ное те-ло, тем-ный цвет глаз и ро-зо-вая окрас-ка бе-лых ла-нит; за-стен-чи-вый взгляд, <…> при-ят-ный язык, ве-се-лая и чуж-дая вся-кой раз-вяз-но-сти, услаж-да-ю-щая слух речь, чуж-дый вся-кой по-роч-но-сти раз-го-вор».

Ца-ри-ца на-ча-ла свое прав-ле-ние с кад-ро-вых пе-ре-ста-но-вок. Она сме-сти-ла зло-упо-треб-ляв-ших вла-стью пра-ви-те-лей и во-е-на-чаль-ни-ков, на-зна-чив вме-сто них дру-гих. Она осво-бо-ди-ла Цер-ковь от на-ло-го-об-ло-же-ния, об-лег-чи-ла участь кре-стьян.

В 1185 го-ду пат-ри-арх пред-ло-жил пра-ви-тель-ни-це вый-ти за-муж. Для это-го на Русь от-пра-ви-ли по-соль-ство. Вско-ре оно вер-ну-лось вме-сте с Ге-ор-ги-ем, сы-ном кня-зя Ан-дрея Бо-го-люб-ско-го. Та-ма-ра уве-ря-ла свое окру-же-ние, что со свадь-бой на-до бы повре-ме-нить. Ведь нуж-но еще по-нять, что это за че-ло-век. Но при-двор-ные на-сто-я-ли на сво-ем. К несча-стью, опа-се-ния муд-рой ца-ри-цы оправ-да-лись. Ге-ор-гий ока-зал-ся нерав-но-душ-ным к спирт-но-му, со-вер-шая «мно-го непри-лич-ных дел». Два с по-ло-ви-ной го-да Та-ма-ра тер-пе-ла его гру-бое об-ра-ще-ние, вся-че-ски пы-та-ясь об-ра-зу-мить му-жа. Все бы-ло тщет-но. Ей при-шлось рас-стать-ся со сво-им су-пру-гом.

Дол-гое вре-мя свя-тая ду-ма-ла оста-вать-ся вдо-вой при жи-вом му-же, но ра-ди на-след-ни-ка со-гла-си-лась по-втор-но вый-ти за-муж - за осе-тин-ско-го ца-ре-ви-ча Да-ви-да. Этот брак ока-зал-ся счаст-ли-вым, и вско-ре Гру-зия уви-де-ла сво-е-го бу-ду-ще-го пра-ви-те-ля.

В пе-ри-од цар-ство-ва-ния свя-той Та-ма-ры стра-на до-стиг-ла пи-ка сво-ей сла-вы и мо-гу-ще-ства. Ца-ри-ца бы-ла спра-вед-ли-вым су-дьей. Ее тру-до-лю-бие, го-судар-ствен-ный та-лант, хри-сти-ан-ское со-стра-да-ние пред-опре-де-ли-ли «Зо-ло-тую эпо-ху» Гру-зии.

Она успеш-но оста-но-ви-ла на-ше-ствие ха-ли-фа Абу-Ба-к-ра, ко-то-рый, со-брав огром-ное вой-ско из Ин-дии, на-де-ял-ся по-жи-вить-ся бо-гат-ства-ми Гру-зии. Та же участь по-стиг-ла и дру-го-го за-хват-чи-ка - сул-та-на Рукн-ад-Ди-на.

Сра-зу по-сле вос-ше-ствия на пре-стол Та-ма-ра уде-ли-ла при-сталь-ное вни-ма-ние ор-га-ни-за-ции еди-но-го бо-го-слу-жеб-но-го уста-ва и цер-ков-но-го ка-но-на. Она при-зы-ва-ла всех бо-го-слов-ски об-ра-зо-ван-ных лю-дей, зна-то-ков За-ко-на Бо-жье-го, епи-ско-пов и свя-щен-ни-ков при-е-хать в го-род Карт-ли. Здесь вско-ре про-шел об-щий Со-бор, на ко-то-ром при-сут-ство-ва-ла и са-ма ца-ри-ца.

Пе-ред смер-тью ца-ри-ца Та-ма-ра успе-ла за-кон-чить все необ-хо-ди-мые го-судар-ствен-ные де-ла и рас-по-ря-дить-ся по ос-нов-ным цер-ков-ным и мо-на-стыр-ским во-про-сам. Неожи-дан-но ее на-стиг-ла неиз-вест-ная бо-лезнь. Вра-чи ока-за-лись бес-силь-ны. Вся стра-на вы-ма-ли-ва-ла свою ца-ри-цу, од-на-ко 18 ян-ва-ря 1213 го-да ве-ли-кая пра-ви-тель-ни-ца мир-но скон-ча-лась.

О точ-ном ме-сте за-хо-ро-не-нии свя-той Та-ма-ры до сих пор ве-дут-ся спо-ры сре-ди ис-то-ри-ков и ар-хео-ло-гов.

При-ме-ча-ние

Та-ма-ра - рус-ское про-из-вод-ное имя от биб-лей-ско-го «Фа-марь». Пе-ре-во-дит-ся как «фини-ко-вая паль-ма».

Молитвы

Тропарь благоверной Тамаре, царице Грузинской

Вы́шния красоты́ жела́я,/ ни́жния сла́сти теле́сныя дале́че от себе́ отгна́ла еси́/ и, в черто́зе ца́рском пребыва́ющи,/ а́нгельское житие́ препровожда́ла еси́,/ цари́це Тама́ро блаже́нная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Желая небесной сладости, ты отогнала далеко от себя низменные, наслаждения и, пребывая в чертоге царском, проводила ангельскую жизнь, царица Тамара , моли Христа Бога о спасении наших душ.

Ин тропарь благоверной Тамаре, царице Грузинской

Во святы́х ди́вная,/ Иве́рии свети́ло,/ благове́рная цари́це Тама́ро,/ на гора́х высо́ких хра́мы воздви́гшая,/ да в них моле́ния возсыла́ют ко Го́споду,/ мольба́ми твои́ми кре́пость дарова́вшая во́ем христолюби́вых люде́й страны́ И́верския,/ десни́цею же свое́ю по́лчища ага́рянская низпрове́ргшая,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Удивительная среди святых, светило Грузии, правоверная царица Тамара, воздвигшая храмы на высоких горах, чтобы в них воссылались молитвы ко Господу, молитвами твоими даровавшая силу любящим Христа воинам страны Грузинской, своей правой рукой низвергнувшая полчища мусульманские, моли Христа Бога о спасении наших душ.

Молитва благоверной Тамаре, царице Грузинской

О, свята́я вели́кая благове́рная цари́це Тама́ро! Мы́, гре́шнии (имяре́к) и смире́ннии, я́ко к те́плой защи́тнице и ско́рой помо́щнице усе́рдно прибега́ем, прося́ще по́мощи и заступле́ния в бе́здне бе́д погружа́емых, и́же на вся́к де́нь и ча́с на́м от челове́к лука́вых приключа́ющихся, и разли́чными боле́зньми одержи́мых, да твои́м заступле́нием, ко́ль вели́кое дерзнове́ние к Бо́гу име́еши, помоли́сь о на́с в печа́лех, ну́ждах и напа́стех су́щих, и заступи́ на́с от все́х враго́в ви́димых и неви́димых, наипа́че же от бесо́вских ко́зней и хи́тростей, на́глых нападе́ний и льсти́вых подступов, да не бу́дем и́м в поруга́ние и посмея́ние, и твое́ю кре́пкою по́мощию и́х от на́с отгони́, я́коже отгна́ла от страны́ И́верстей и ве́рную любо́вь к Бо́гу в сердца́х на́ших утверди́ и досто́йну соде́лай.
Егда́ же приспе́ет на́ше от вре́меннаго сего́ жития́ отше́ствие и к ве́чности переселе́ние, ско́ро в по́мощь на́м предста́ни, и от наси́лий вра́жиих свободи́, я́ко име́еши жи́знь ве́чную, и приведи́ сердца́ на́ша к и́стинному покая́нию, да и мы́ нескве́рными усты́ и чи́стой со́вестию предста́нем Пресвяте́й Тро́ице, прославля́я и воспева́я Ю́, со все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святой благоверной царице Тамаре

Кондак 1

Избранной от древней династии царей Багратидов, пречудное Грузинской страны украшение и победительнице ислама, и широкому распространению христианския веры насадительнице, храмов, крепостей и монастырей, и Слова Божия проповеднице,
Радуйся святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Икос 1

Вся красная мира пренебрегосте и деда своего царя Давида III последовательнице вере христианстей и ее возобновительнице по всей стране Грузинстей святая великая Тамара, воспоминая таковую крепкую и сильную веру твою, приносим тебе сие пение:
Радуйся, вся земная благая и красная мира презревшая. Радуйся, Христа от юности всем сердцем и всею душею возлюбившая. Радуйся, царя Давида III последовательнице веры христианстей. Радуйся, и со отцем Георгием III соправительнице. Радуйся, и множество людей Сванетского края в христианстве просветившая. Радуйся, и храмы Господни в Сванетии устроившая.

Кондак 2

Видя Всевышний Господь о твоей ревности к вере христианстей, послав помощь тебе победить веру мусульманскую Римскаго султаната Руки-эд-Дина, чесому мы удивляющеся, благодарственно Богу, тако устроившему, поем: Аллилуия.

Икос 2

Разум Богоприятен святая Тамара всехвальная, тебе самой и прочим душеполезен стяжати усердствуя, днем и нощию от милостиваго Бога прилежно просила о победе над исламской верой, темже человеколюбивый Бог вняв твоему молению, дав победу, чесо ради вопием тебе таковая:
Радуйся, благоверная Тамара, по твоему желанию, Божию же изволению, благополучно победу достигшая. Радуйся, многая духовная благая и душеполезныя сокровища от Бога стяжавшая. Радуйся, многие храмы в стране Иверстей построившая. Радуйся, многих христиан своим любомудрием укрепившая. Радуйся, границы страны своей расширительнице. Радуйся, строительство каналов, дорог, сетей, водопроводов устроительнице. Радуйся, и иноческих монастырей великая устроительнице. Радуйся, и памятников зодчества, живописи, литературы и науки насадительнице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 3

Сила Вышняго вселившеся в чистое твое сердце, благоверная царице Тамара, любовию разжже, и в исторической битве близ Басиани победи. И в стране своей за мудрое твое правление всенародную любовь снискавши, темже зряще таковое твое усердие, воспеваем Всевышнему Богу: Аллилуия

Икос 3

Имея великое желание возобновить по всей Иверии веру христианскую испросила силы у Господа Бога святая царице и нас припадающих к тебе укрепи своею верою, желающим усердно пети и воспевати имя твое:
Радуйся, услышанная Всевышним в молитве своей. Радуйся, от Господа силу возымевшая. Радуйся, служение Богу и Божией Матери, паче всего вседушно возлюбившая. Радуйся, всем старым и юным образ смирения представившая. Радуйся, всеми добродетельми паче сверсник своих хвалимая и почитаемая. Радуйся, время царствования своего веком золотым наименовавшая. Радуйся, во всем мире, славу имевшая, воспеваемая и прославляемая. Радуйся, и царствование свое ни во что же вменившая. Радуйся, светлыми ризами от Бога украшенная. Радуйся, и дары чудотворений имеющая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 4

От богомерзких волнений непреодоленна еси, благоверная Тамара, желая непрестанно работати Господеви, на большия простираяся труды, покинув царственный престол, провела в пещерном монастыре Вардзил, воспевая Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слышав, благоверная Тамара, о скоротечном житии нашем, иноческий образ возложила на себя, о чесом и мы помышляюще, тако взываем к тебе:
Радуйся, и царствование свое спасению души вменившая. Радуйся, и иноческаго жития последовательнице. Радуйся, в пещерном монастыре Вардзил, церковь себе устроившая. Радуйся, келию, посредством оконца с храмом имевшая. Радуйся, из оконца в храм молитвы во время Богослужений возносившая. Радуйся, мирския бури, волнения и мятежи в тишину мудре прелагающая. Радуйся, всех любезно в спасительное пристанище наставляющая. Радуйся, свирипеющая врагов шатания мудре усмиряющая. Радуйся, под свой покров и матернее защищение приемлющая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 5

Богоявленная звезда в стране Иверстей, лучами своей святыни многих просвещающая, и на путь Боговедения наставляющая, сие Божие изволение добре зряще, поем благодарно Всемилостивому Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видевше многие, Богоугодное житие твое, сердца сокрушают воспоминающи: «Грядущего ко Мне не изжену вон», тем же венчаем тебя песнопением:
Радуйся, царице, высоким благочестием отличившаяся. Радуйся, продолжительницей всех начинаний царя Георгия являющаяся. Радуйся, широкому распространению веры, искусства и духовной культуры по всей стране способствующая. Радуйся, войсками Иверскими успешно к победе управляющая. Радуйся, семь мусульманских вер победившая. Радуйся, своими победами всех христиан ободряющая. Радуйся, всех своих последователей, делом и усердною молитвою к Богу, укрепляющая. Радуйся, одолеваемых от сопротивных, внезапным пособием утверждающая. Радуйся, всех христиан бодренным оком назирающая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианской веры воительнице.

Кондак 6

Проповедуем и везде похваляем имя твое, святая благоверная царице, к концу жизни земной нестяжательное в пещере затворенной продолжаемое, терпению твоему, тела умерщвлению удивляяся, Богу воздая хваление песнею: Аллилуия.

Икос 6

Возсия в Иверской церковной области, благоверная великая Тамара, заключив себя в пещере, так же и окрестные страны озаривше и просветивше, и сердца многих к добродеянию сотвористе, о сем благо даряще Бога, приносим тебе наше пение:
Радуйся, еще царицею мудрое правление страной имеющая. Радуйся, и в келии от Бога благодать стяжающая. Радуйся, вразумительнице в суете жительствующих. Радуйся, управление добре жити начинающих. Радуйся, укрепление изнемогающих и унынием колеблемых. Радуйся, всех в трудолюбии утверждение. Радуйся, великая Иверии устроительнице. Радуйся, чистаго и непорочнаго жития неусыпающая хранительнице. Радуйся, всех благочестно и богоугодно жити хотящих мудрая наставнице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 7

Хотя всезлобный враг доброму твоему начинанию сотворити препятствие, посылая в 1204 году правителя Римскаго султаната с требованием отказа Иверии от христианства и принятия ислама, ты, благая царице Тамара отвергла это требование, и в битве близ Бассиани победив хитрость и коварство врага, о чем возрадовашеся, благодарно воспеваем Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новый труд и новый подвиг в пещерном житии восприяла себе, святая благоверная Тамара, в устроенном тобой молитвенном храме Вардзил усерднейшее Христу Богу служение и мы умными очима взирающе, непрестанно взываем к тебе:
Радуйся, коварнаго врага христианского победившая. Радуйся, и пещернаго иноческаго пребывания достигшая. Радуйся, обителей монашеских хранительнице. Радуйся, 365 пещер и храм Вардзил построившая. Радуйся, много легенд о вечной жизни твоей снискавшая. Радуйся, заповедей Божиих верная исполнительнице. Радуйся, в иноческих трудах непринужденная подвижнице. Радуйся, теплая о нас молитвеннице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 8

Странное и скорбное житие, единому Богу работающее, сего ради и мы Богу, тако тебе научившему и вразумившему присно поем: Аллилуия.

Икос 8

Все твое попечение, благоверная царице Тамара, всезлобному рода христианскаго врагу сопротивляющеся, и гордую его главу попирасте, общаго Творца прослависте. Тем же и Слава Божия возсия из келии твоей и озари все концы земли, чесо ради таковое похвальное воздаем тебе пение:
Радуйся, Единому Богу работающая. Радуйся, вражия гордыни крепко смиряющая. Радуйся, глубоким смирением и кротостию украшенная. Радуйся, Мудростию от Бога обдарованная. Радуйся, в непрестанной молитве последние годы жизни проведшая. Радуйся, и жизнь земную мирно скончавшая. Радуйся, к лику святых благоверных чинов сопричтенная.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 9

Всякий человеческий ум взирая на убогое и смиренное житие твое, оставившей царский трон и все земные почести, воздаяние велие, Всевышнему Богу благодарение, прославляя Его благостыню, да многих от душегубительныя стези изведше и на путь спасения настависте, научающе пети Создателю и Промыслителю: Аллилуия.

Икос 9

Все в мире сем поправ, и возненавидев аки неполезное смитие, и наши души тому научаеши, святая благоверная Тамара, за таковое твое благоучение приими наше присное почитание:
Радуйся, мира и всех его сластей, красот и прелестей доблестная презрительнице. Радуйся, кротости и воздержания рачительнице. Радуйся, безмолвием и от мира устранением себя спасающая. Радуйся, мягких и светлых одеяний на себя не возлагающая. Радуйся, вместо избранной пищи, постом многодневным и тела умервщлением возсиявшая. Радуйся, вместо царского сладкого пития, сердечными слезами себя напаявавшая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 10

Спасти хотя многих, всех обращения и спасения милостивно ожидаяй, Премилосердный Бог яви тебя стране Иверской, яко поспешницу правоверия, возбуждая и нас чистым серцем тебе и Богу воспевати: Аллилуия.

Икос 10

Стена тверда и крепкое ограждение явистеся, святая благоверная Тамара, руку помощи всем усердно к тебе притекающим подающая, и за таковое твое благодетельсто благодарственное воздаем тебе пение:
Радуйся, бедствующим скорая помощнице. Радуйся, алчущих милостивая кормительнице. Радуйся, одежды и крова лишенных - покров и убежище. Радуйся, болезньми отягченных - мудрая уврачевательнице. Радуйся, всех напастей и скорбей скорая прогонительнице. Радуйся, с верою к тебе притекающих теплая защитнице.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 11

Пение приносим тебе, святая великая благоверная Тамара, к прославлению подвигов и трудов твоих, мы же зряще Божие произволение, приносим тебе малое сие наше моление от всяких грех и скверн твоими молитвами очисти, да на всяк день и час чистым сердцем поем Богу: Аллилуия.

Икос 11

Божия благодати исполненная и от страны Иверской прославленная святая великая благоверная царице, моли Бога о нас грешных верно с любовию тебе прославляющих:
Радуйся, всех добродетелей исполнительнице. Радуйся, прекрасное и пречудное Духа Святаго жилище. Радуйся, всех Богоугодных дел преудобренное вместилище. Радуйся, Творцу и Богу во временном житии добре угодившая. Радуйся, и при жизни славу всенародную имевшая. Радуйся, и к исходу от сея временныя и многотрудныя твоея жизни, прекрасно себя уготовившая. Радуйся, и в небесное жилище вшедшая, и к лику святых сопричтенная.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 12

Благодать юже даде Всещедрый Бог, от своих дароваше тебе сокровищ, за доблестное трудолюбие и подвиги, яко и Богу приятни и любезни явистеся, и себе в небесных селениях нескончаемое приобрящше воздаяние, непрестанно поюще Богу: Аллилуия.

Икос 12

Поюще твою победу над мусульманской коалицией и безмолвное житейское попечение, похваляем многоболезненные труды и подвиги, почитаем всенощные бдения и молитвы воспевая:
Радуйся, в небесней славе Ангелом уподобившаяся. Радуйся, к лику благоверных сопричтенная. Радуйся, со всеми святыми добре Богу угодившими участие и наследие обретшая. Радуйся, пресладким и блаженным Пресвятыя Троицы лицезрением выну насыщяющаяся. Радуйся, неизреченных благ праведным от века уготованных наследие, праведно удостоившая.
Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице.

Кондак 13

О, святая великая благоверная Тамара! Приими сие наше моление, нами, недостойными, от любве приносимое. От всех вражиих наветов и нападений неврежденно соблюди и в долгоденствии нас с верою и любовию к тебе притекающих, от всяких бед, скорбей и напастей избави, да благодарно поем о тебе Богу и Спасителю нашему: Аллилуия.

(Сей кондак читается трижды, затем икос 1-й, кондак 1-й.)

Молитва первая

О, святая великая благоверная царице Тамара! Мы грешнии (имярек) и смиреннии, яко к теплой защитнице и скорой помощнице усердно прибегаем, просяще помощи и заступления в бездне бед погружаемых, иже на всяк день и час нам от человек лукавых приключающихся, и различными болезньми одержимых, да твоим заступлением, коль великое дерзновение к Богу имееши, помолись о нас в печалех, нуждах и напастех сущих, и заступи нас от всех врагов видимых и невидимых, наипаче же от бесовских козней и хитростей, наглых нападений и льстивых подступов, да не будем им в поругание и посмеяние, и твоею крепкою помощию их от нас отгони, якоже отгнала от страны Иверской и верную любовь к Богу в сердцах наших утверди и достойну соделай.
Егда же приспеет наше от временного сего жития отшествие и к вечности переселение, скоро в помощь нам предстани, и от насилий вражиих свободи, яко имееши жизнь вечную, и приведи сердца наша к истинному покаянию, да и мы нескверными усты и чистой совестию предстанем Пресвятей Троице, прославляя и воспевая Ю, со всеми святыми в бесконечные веки. Аминь.

Молитва вторая

О, святая царице Тамара!
Не забуди нас, но поминай во святых Твоих молитвах раба Божия (имярек), моли за ны, царице святая. Не отступи от нас духом, сохраняй нас от стрел вражиих, от прелести бесовския и козней диавольских. Испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на небо чрез мытарства горьких бесов, да твоим предстательством от вечныя муки избавльшеся, Небесное Царствие наследовати сподобимся со всеми праведными от века угодившими Христу Господу нашему. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и в безконечные веки веков. Аминь.

Между Востоком и Западом

Восхождение на престол женщины в XII веке — явление из ряда вон выходящее как для Грузии, так и для всего мира. Наследники и элита, как правило, такому исходу событий всячески препятствовали. Впрочем, и отец Тамары Георгий III изначально не собирался отдавать бразды правления дочери. Он был опекуном Давида, сына своего старшего брата, и лелеял мысль: юноша станет следующим правителем. Однако судьба распорядилась иначе — разгорелись междоусобицы, и Давид исчез. То ли был убит, то ли скрылся под чужим именем. О его судьбе историки спорят до сих пор.

В 1178 году Георгий III сделал Тамару своей соправительницей. Он решил не искушать судьбу, догадываясь, какие препятствия будет строить знать на ее пути после его смерти. Особых надежд на дочь царь не возлагал, а зря. Во-первых, она была прекрасно образована. Во-вторых, обладала талантом дипломата. Учитывая, что Грузию окружал мусульманский мир, это было необходимостью. В-третьих, Тамара сочетала в себе, казалось бы, несовместимые качества: милосердие, чисто женскую мягкость и вместе с тем — несгибаемую волю военачальника, стремление идти до победного конца.

Тамаре пришлось воевать со своим бывшим мужем

Хрупкая, застенчивая девушка, когда нужно, стояла на своем до последнего. Воспевая эти качества в поэмах, грузинский народ нередко перегибал палку, что затрудняет объективную оценку личности Тамары. Так, восхваляя царицу, грузинские летописцы утверждали, что она запретила применять телесные наказания и смертную казнь. «В дни царствования Тамар не встречалось ни одного человека, с ее ведома подвергшегося насилию, и никого, кто бы подвергался наказанию, если не считать случаев применения старого закона, который положен для разбойников — повешения на дереве», — писал Басили Эзосмодзгвари (XIII век) в труде «История царицы Тамар». Между тем, эти сведения не соответствуют исторической действительности. Наказания применялись, хотя и редко.

Славу великой правительницы Тамара приобрела благодаря своим завоеваниям. После смерти отца она была повторно коронована. Не теряя времени, царица приступила к делу: реформировала войско по феодальной системе, ввела систему военных округов и воинскую повинность; солдат, прежде чем отправлять на поле боя, обучали их ремеслу. Особое внимание теперь уделялось разведке.

Георгий III не хотел передавать престол дочери, но наследник исчез

Тамара понимала, что нападение турок на Грузию неизбежно: слишком выгодным было расположение царства. Она выбрала тактику наступления. Это был смелый шаг, ведь численность турецкого войска значительно превышала численность грузинского. Однако суровая дисциплина и опытные военачальники сделали свое дело, и грузинская армия одержала победу над турками в Южной Армении. Список завоеваний за 27 лет правления легендарной царицы впечатляет: почти весь Кавказ, бывшие византийские провинции, несколько иранских городов. Войска Тамары успешно отразили нападения объединенной мусульманской армии. Грузинское царство еще никогда не было таким могущественным. Увы, от этого могущества не останется и следа, когда придет самый опасный противник — монголы.


Территория Грузии в начале XIII века

Как Тамара воевала со своим бывшим мужем

Первый брак царицы оказался неудачным. Супруга ей выбирала религиозная верхушка. Разумеется, что он должен был исповедовать православие. Выбор пал на Георгия (Юрия), сына Андрея Боголюбского. В отличие от отца, Георгий талантом полководца и политика не обладал. Сражениям он предпочитал кабаки, выпивку и женщин (по некоторым легендам, мужчин). Тамара довольно быстро разочаровалась в муже и спустя два с половиной года потребовала развода. Надо понимать, что развод тогда был делом немыслимым. Однако церковь дала согласие. Возможно, причиной этому послужили реформы, затеянные Тамарой в начале правления. Она поставила во главе церкви преданных ей людей, которые не были замечены в вымогательстве денег и злоупотреблении своей властью. Кроме того, церкви были освобождены от повинностей, на их существование из казны выделялись щедрые средства. Заручилась царица и поддержкой элиты — она значительно расширила полномочия советов знати. Низшие слои населения также были довольны своей участью, их освободили от тяжких поборов.


Грузинская церковь причислила Тамару к лику святых

Итак, никто не препятствовал разводу Тамары. И здесь начинается самое интересное: царица отправила Георгия в изгнание, снабдив при этом крупной суммой денег. Поступок благородный. Отвергнутый муж отправился в Константинополь, а затем вместе с войском вернулся в Грузию для отмщения. Тамаре пришлось воевать со своим бывшим мужем. Правда, преданная ей армия быстро выдворила незадачливого супруга за пределы царства.

Царица провела военную реформу, сделав армию эффективнее

Легенды приписывают красавице-Тамаре многочисленных любовников. Но это не более чем художественный вымысел, этакий атрибут романтического образа. Достоверно известно одно: молодая вдова искала мужа самостоятельно. Ее избранником стал осетинский царевич Давид-Сослан. Со вторым супругом разногласий не возникло; кроме того, он был талантливым военачальником.

«Культурная революция» в феодальной Грузии

Тамара, помимо прочих достижений, покровительствовала искусствам, литературе и науке. Надо отметить, что культурное достояние Грузии в XII веке было уникально. Царство располагалось на пересечении торговых путей, и в культуре удивительным образом сочетались христианские и персидские традиции. Однако после многочисленных вражеских набегов обширное достояние серьезно пострадало.

В правление Тамары во всех уголках страны строились монастыри и церкви, их стены расписывали лучшие мастера. Правительница окружила себя поэтами и писателями, которые в процессе своего творчества сформировали нормы грузинского языка.

Многие предания рассказывают о романтических отношениях Тамары и выдающегося поэта Шота Руставели


Шота Руставели

И действительно, между строк его поэмы «Витязь в тигровой шкуре» читается безоглядная любовь. Тамара явно благоволила к поэту и назначила его государственным казначеем. Но исследователи говорят, что никакой романтической связи между царицей и поэтом не было. Вообще, сведения о биографии Руставели скудные и противоречивые. Существует несколько версий последних лет его жизни, начиная от монашеского пострига и заканчивая браком с красавицей-грузинкой.

Поэты приписывали Тамаре многочисленных любовников

Великая правительница умерла в период с 1209 по 1213 год. Место ее захоронения неизвестно. Тамара до сих пор остается излюбленной героиней грузинского фольклора, да и не только грузинского. У каждой народности Кавказа найдется парочка-другая историй о Тамаре — справедливой и отважной царице.

В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты. На самом деле Тамара – единственная в истории мира женщина, имевшая титул царя. Именно царем («мэпэ » – «царь», грузинский язык) называли ее современники.

И в жизни, и в смерти Тамары спрятано много тайн и загадок. До сих пор не установлены точные даты ее рождения и смерти. Неизвестно и место, где покоится тело знаменитой царицы-царя. Кто же она такая, Тамара – царица Грузии ?

У Георгия, грузинского царя, Тамара была единственной дочерью. Правивший в сложное время войн и внутренних раздоров, Георгий принял шокирующее для того времени решение – он короновал дочь еще находясь в полном здравии. Мотивом такого странного поступка послужило стремление Георгия избежать распрей и борьбы за трон в случае своей внезапной смерти. Тамара получила корону в четырнадцать лет .

Царица Тамара - воительница и покровительница

Однако мысль о том, что после смерти царя Георгия Грузией будет управлять женщина, не давала покоя высшей грузинской знати. На собрании высших лиц государства было решено срочно выдать царицу замуж. В качестве претендента на сердце Тамары и на трон Грузии был выбран внук Юрия Долгорукого , русский князь Юрий. Это был человек с вздорным характером и дурными манерами. Царица противилась браку изо-всех сил, но… Решение собрания знати было по-грузински твердым. К счастью для Тамары, брак оказался недолгим: Юрий оказался дебоширом, пьяницей и развратником – царица потребовала развод. После истории коронации Тамары это требование стало вторым, из ряда вон выходящим, событием в жизни высшего общества Грузии XII века. Несмотря на многочисленные препятствия, желание царицы было удовлетворено. После развода муж и жена стали кровными врагами – Юрий даже предпринял попытку отнять у Тамары грузинский трон и совершил военный поход на Грузию. В первом же сражении он был позорно разгромлен своими бывшими подданными.

Вторым мужем царицы Тамары стал мужчина, которого девушка выбрала сама. Это был друг ее детства, царевич Давид. Вместе супруги прожили счастливую жизнь. Правда, несмотря на недовольство знати, страной управляла все-таки грузинская царица Тамара , а не ее новый муж.

Период правления Тамары в Грузии называют Золотым веком. Царица сумела обеспечить политическое господство грузинской державы в Малой Азии. Несмотря на то, что территориально Грузия не была супердержавой, все ее внешние враги были разгромлены, а границы – расширены. Тамара отменила смертную казнь – в годы ее правления официально не был умерщвлен ни один человек.

Царица Тамара оказалась не только искусной воительницей . Она проявляла заботу и о духовной жизни своего народа. Женщины была щедрым меценатом, поддерживая художников, поэтов и писателей. С именем грузинской царицы Тамары связано имя известного поэта Шота Руставели . Свое знаменитое произведение, являющееся шедевром грузинской литературы – «Витязь в тигровой шкуре» – он посвятил царице. О любви поэта к Тамаре ходит много легенд и преданий, но сегодня мы можем только догадываться, было ли у женщины ответное чувство к Руставели – летописи об этом умалчивают.

Царица Тамара принадлежала к лагерю православных христиан. Она приложила немало усилий, распространяя свою веру по территории Грузии. Православная церковь причислила Тамару к Святым. Святая Тамара – покровительница больных и немощных, целительница тяжелых болезней.

Управляя государством, Тамара участвовала во всех его делах. О себе она говорила: «Я отец всех нищих и судия всех вдов ». Царица легко общалась с бедными людьми, всегда выслушивала их просьбы и, по возможности, никому не отказывала в помощи. Сама вела скромный и простой образ жизни. Современники называли ее «сосудом мудрости, лучезарным, но скромным солнцем, чарующей, но смиреной красотой ». Официально носившая титул царя, она была широко известна не только в окружавших Грузию странах, но и далеко за их пределами. Даже правивший позднее Иван Грозный, отзываясь о Тамаре, называл ее «мужеумной царицей грузинской ».

Турецкий султан Нукардин пожелал заполучить умную грузинку в свой гарем. Он потребовал, чтобы Тамара приняла ислам и вышла за него замуж. Оскорбившаяся царица ответила дерзким и возмущенным письмом, после которого Нукардин собрал войско и отправился с войной на Грузию. Тамара лично возглавила грузинские войска и в пух и прах разбила несостоявшегося «жениха».

Согласно одному из преданий, султан, не сумевший завладеть Тамарой при жизни, поклялся заполучить ее после смерти… Сегодня есть все основания полагать, что турок выполнил свое обещание: в названном в официальных документах месте погребения Тамары (в городе Гелати ) ее тело отсутствует. Нет его и в указанной в ватиканских источниках Палестины. Где же находятся останки царицы?

Об этом сегодня неизвестно. Говорят, что предчувствуя близкую кончину, царица Тамара приказала изготовить семь одинаковых гробов. В одном из них ей предстояло отправиться в царство мертвых… Гробы выдали людям из личной охраны – каждый закопал свою ношу в месте, известном только ему одному. Со смертью охранников умерла и информация о месте покоя царицы Тамары. А со смертью Тамары в Грузии закончился Золотой век – уже спустя десятилетия страна потеряла свои позиции в Малой Азии, и вскоре оказалась растерзанной многочисленными армиями турок, персов и монголо-татар.

Память о царице Тамаре живет в сердце каждого грузина и поныне. Великая женщина – самая почитаемая грузинская святая и самая чистая героиня народного эпоса.

Последняя тайна царицы Тамары

"...Мастерство, язык и сердце мне нужны, чтоб петь о ней. Дай мне силы, вдохновенье! Разум сам послужит ей..."

Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре"

Она происходила из династии Багратионов и была дочерью Георгия III и царицы Бурдухан, дочери осетинского царя Худана. Воспитала её высокообразованная тетка Русудан. Современные царице поэты восхваляли её ум и красоту. Её называли не царицей, а царём, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарным прославляли её кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту. О её совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времён. Её руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский. Всё царствование Тамары окружено поэтическим ореолом.

Есть имена, известные каждому жителю бывшей великой страны - СССР. К ним относится и имя легендарной царицы Тамары (1166-1209 гг.). Еще в школе нам рассказывали о жестокой правительнице Грузии, жившей в Дарьяльском ущелье. О ней мы узнавали из вдохновенного стихотворения М.Ю. Лермонтова. Каждую ночь пировала кавказская красавица с новым возлюбленным - боготворящим ее юношей, - и каждое утро окровавленный труп любовника принимали волны могучего Терека.

Ш.Руставели, так писал о Тамаре:

"...Лев, служа Тамар-царице, держит меч ее и щит. Мне ж, певцу, каким деяньем послужить ей надлежит? Косы царственной - агаты, ярче лалов жар ланит. Упивается нектаром тот, кто солнце лецезрит. Воспоем Тамар-царицу, почитаемую свято! Дивно сложенные гимны посвящал я ей когда-то. Мне пером была тростинка, тушью - озеро агата. Кто внимал моим твореньям, был сражен клинком булата..."

Но в исторических трудах, да и романах предстает другая Тамара. Это мудрая правительница, память о которой сохранилась на Кавказе в виде многочисленных крепостей, сберегающих мир в горных ущельях. Есть и еще одна Тамара, не царица, а верная подруга, пронесшая через всю свою жизнь большую любовь к другу детства, воинственному алану Сослану, получившему после крещения христианское имя Давид. Дошли до нашего времени и романтические легенды о царице Тамаре. Одна из них, самая последняя, не дает покоя историкам. Тамара правила Грузией и своим собственным двором в Мцхете твердой, порой жестокой рукой, нередка вызывая недовольство и отдельных феодалов, привыкших рассматривать свои вотчины как самостоятельные княжества. Непривычно было свободолюбивому грузинскому дворянству подчиняться «слабой» женщине.
После смерти царицы родственники не без основания боялись надругательства над ее останками. Чтобы этого не произошло, были изготовлены четыре абсолютно одинаковых дубовых гроба. В один из них положили умершую царицу, а в три других - тела похожих на нее женщин. Ночью четыре процессии тайно покинули царский дворец и разъехались в разные стороны. Места всех четырех захоронений неизвестны до сих пор. Тайну их сохранили весьма простым способом. Участники каждой процессии после возвращения в Мцхету были окружены воинами и безжалостно изрублены. Предусмотрительность приближенных царицы, укрывших тело своей повелительницы, пошла дальше. У них не было уверенности в том, что кто-нибудь из убитых участников похоронных процессий в последние минуты своей жизни не сообщил, где скрыт гроб. Специальный отряд наиболее преданных царице воинов уничтожил тех воинов, которые ликвидировали участников похоронных процессий.

Гроб с телом царицы Тамары искали восемь веков. Были тщательно обследованы все места, которые могли бы стать последним пристанищем легендарной властительницы: царское кладбище Гелати в Мцхете, монастырь на склонах горы Казбек, пещеры в Касарском ущелье и многие другие. Все поиски заканчивались неудачами. Постепенно археологи и просто поисковики-любители оставили попытки найти место упокоения царицы или хотя бы одной из трех женщин, умерщвленных после ее смерти.

Но ученые рано отказались от возможности раскрыть одну из исторических тайн. Существует в Грузии место, где может храниться один из гробов. Предполагаемое место захоронения царицы Тамары осталось в Грузии, с которой Россия сегодня находится в натянутых отношениях. Но рано или поздно страны, прожившие вместе сотни лет, должны помириться, и тогда такая экспедиция станет реальностью. Зимой 1967 года спортсмены Московского геологоразведочного института под руководством своего тренера, мастера спорта по альпинизму Эдуарда Грекова совершали восхождения на вершины в районе Грузинского угла. Первая ночевка была в коше, располагающемся в верховье реки Кистинки. Как это часто бывает, возбуждение от мрачной красоты окружающих ущелье гор и зрелища быстрой реки, несущей свои воды к Тереку, не давало им уснуть, и они полночи слушали рассказы тренера о его приключениях в горах. Среди прочих мы услышали историю, имевшую непосредственное отношение к царице Тамаре.

Примерно в 1963-1964 годах на Военно-грузинской дороге, недалеко от высокогорного селения Казбеги, произошла трагедия. На крутом повороте шофер не смог удержать машину, и она вместе с четырьмя пассажирами рухнула в ущелье Терека. Прибывшему на место происшествия горноспасательному отряду пришлось поднимать на дорогу тела погибших путешественников. При спуске вниз по альпинистской веревке один из спасателей увидел под карнизом скалы темное отверстие входа в пещеру, загороженное кованой заржавевшей решеткой. Попытки «закачнуться» к выходу успеха не имели. Кошки, с помощью которой можно было бы зацепиться за решетку, у спасателей не было, поэтому обследование пещеры было отложено до лучших времен. Но они так и не наступили. На следующий год все участники спасательных работ погибли в момент восхождения на одну из вершин.

Эдуард Греков узнал о загадочной пещере от начальника спасательного отряда. Оба были наслышаны о таинственном захоронении царицы Тамары и верили, что гроб с ее останками спрятан за той кованой решеткой. Но начальник отряда погиб, а Греков в скором времени переехал в Москву и ему уже было не до экспедиций с сомнительной надеждой на успех.

Так что найденная в ущелье Терека пещера до сих пор ждет энтузиастов, которые, может быть, смогут разгадать последнюю тайну легендарной царицы Тамары.

Тамара умерла еще не старой женщиной, как свидетельствуют исторические источники, от какой-то тяжелой и долгой болезни, оставив после себя двоих детей - сына Георгия, названного в четь деда и дочь Русудан. Это произошло примерно в 1207 году. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа. Благоверная царица имела келлию, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений.

Тамар умерла 18 января 1212 года от тяжёлой болезни. Её похоронили в фамильном склепе в Гелати. Через несколько веков склеп вскрыли, но останков царицы там не обнаружили. Согласно преданию, когда великая правительница доживала последние дни, она попросила утаить от людей место её погребения. Тамар не хотела, чтобы её гробница была найдена и осквернена мусульманами, которые за долгие годы борьбы так и не смогли победить грузинскую царицу. Видимо, прах Тамар был тайно вынесен из монастыря, и где он покоится ныне — никто не знает.

Так или иначе, в Ватикане были обнаружены летописи, согласно которым грузинская правительница якобы была похоронена в Палестине, в древнейшем грузинском монастыре Святого Креста. Будто бы она так страстно желала посетить этот монастырь, но из-за многочисленных войн не успела этого сделать, а потому завещала отвезти её туда после смерти. Возможно, в вечности Тамар хотела остаться со своим верным поэтом.

Смерть Руставели тоже окутана легендами. Точно известно только то, что однажды в маленькой келье монастыря было найдено обезглавленное тело грузинского поэта. Убийцу так и не нашли.

Много лет спустя в Иерусалиме была обнаружена фреска с изображением старого человека. Предполагают, что это лицо великого грузинского поэта Шота Руставели. Свидетельства тому, что рядом с ним была похоронена грузинская царица Тамар, найдено не было.

По видимому, поэт решил, что та, чья жизнь всегда принадлежала миру, суете государственных дел, в другом измерении должна соединиться с его Музой.

Буду петь про любовь — ты не станешь внимать.

Звезды будут лучами играть.

И пустыня, как нежная мать,

Мне откроет объятья свои!

Удаляюсь — прости!

Без обидных наград

Довершу я созданье моё:

Но его затвердят

Внуки наших внучат —

Да прославится имя твоё!

Так написал о любви Тамары и Шота Руставели русский поэт Я. Полонский.

После кончины Тамар Грузия стала быстро терять своё могущество. Годы процветания сменили тяжёлые годы монголо-татарского ига, затем власть над страной захватила Турция.

Ныне Тамар причислена к лику святых. О ней ходят многочисленные легенды. В частности, говорят, что ночами она является больным и лечит их от тяжких болезней. Цари владычествуют над народом, а лучшие из них служат подданным, как своим господам. В молитвах, долгих, как у схимницы, проходили бессонные ночи царицы, а слезы ее - то прозрачные, как алмаз, то кровавые, как рубин, - стекали, будто струи мира на землю. Ее молитва была тем пламенем, которого страшились демоны: так дикие звери пугаются зажженного факела, так волки не могут приблизиться к огню костра и только пронзительно воют издалека.

К сожалению, исторические источники очень противоречивы и загадка эта так до сих пор и не разрешена. Но важно другое - это народная память о великой царице и благодарность потомков.

Царица Тамара и ее муж Георгий Андреевич.

Нет уголка в Грузии, где не произносили бы с благословением имя царицы Тамар. Царица знала, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти, и поэтому завещала похоронить ее тайно, чтобы могила навсегда оставалась скрытой от мира. Грузия выполнила ее завещание. Ее могила сохранилась и от магометан и от монголов, и от тех вандалов, которые разрывают и оскверняют гробницы своих царей. Вся страна оплакивала царицу, весь народ чувствовал себя осиротевшим. Казалось, что слава и величие Грузии воплотились в лице царицы, и теперь предстоят грозные испытания. Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамар, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы.

И все же сохранилось два более или менее связных предания о Тамариной могиле. Одно — грузинское, другое — европейское.

Согласно первому царица завещала похоронить ее тайно, скрыв последний приют от друзей и недругов, дабы в случае вторжения неверных, которое она предчувствовала, избежать надругательства. В девяти направлениях отправились девять похоронных дрог и в девяти провинциях довольно обширного царства похоронили девять самшитовых гробов. Иногда темпераментные грузины идут еще дальше и утверждают, что после этого девять молодых братьев, совершивших «обряд» и преданных царице даже по ту сторону жизни, пронзили друг друга мечами, дабы не выдать ненароком тайну. Но это уже, пожалуй, слишком…

А вот европейское предание: в начале XIII века некий рыцарь Де-Буа писал с Востока архиепископу Безансонскому во Францию: «Теперь послушайте новости, удивительные и важные. Узнал я по слухам, а потом установил истинность этого дела через достойных доверия послов, что из Иберии христиане, именуемые георгенами (грузинами. — Прим. ред.), бесчисленной конницей и пехотой, воодушевленные Божьим содействием, весьма сильно вооруженные, выступили против неверных язычников и быстрым натиском уже взяли триста крепостей и девять больших городов, из коих сильными завладели, а слабые обратили в пепел. Из указанных городов один, расположенный на Евфрате, считается самым знаменитым и богатым из всех языческих городов (подразумевается Эрзерум. — Прим. ред.). Владетелем того города был сын вавилонского султана… Вышеупомянутые идут, чтобы освободить землю священного Иерусалима и покорить весь языческий мир. Царю их знатному шестнадцать лет, он подобен Александру мужеством и добродетелью, но не верой (автор имеет в виду, что Александр Македонский был язычником, а грузинский царь, в данном случае Лаша, Георгий, — христианин. — Прим. ред.). Этот юноша везет с собой кости своей матери, могущественной царицы Тамары, которая при жизни дала обет побывать в Иерусалиме и просила сына своего: если она умрет, не побывав там, отвезти ее кости ко Гробу Господню. И он, помня о просьбе матери… решил перевезти ее останки, захотят того или не захотят язычники».

У горцев есть предание, что, когда умножатся беды и скорби, царица Тамар снова придет в Грузию, снова сядет на своем золотом престоле и утешит народ. Но царица Тамар, царствуя не на земле, а на небесах духом своим, любовью никогда не оставляла Грузию и не оставит ее.