Либерализм по Олланду: почему французы против реформы Закона о труде. «Подливают бензина в огонь»: как топливные протесты могут сказаться на политике французских властей

В субботу во Франции началась серия акций протестов автомобилистов, прозванных «желтыми жилетами» за то, что выходящие на дорогу с протестами люди надевают светоотражающие автомобильные жилеты. Протестующие вышли на дороги во многих регионах страны - Марселе, Тулузе, на парижской кольцевой дороге, в Нормандии и Бретани и других регионах страны, передает Le Figaro.

По данным МВД Франции, по состоянию на утро в республике проходит более 1 тыс. акций автомобилистов, в которых участвуют более 50 тыс. человек. Об этом сообщает газета Le Monde. Никаких стратегически важных дорожных путей перекрыто не было, подчеркнул министр внутренних дел Кристоф Кастанер. Между тем в департаменте Савойя на юго-востоке Франции скончался протестующий. Его сбила женщина, которая везла свою дочь к доктору. Когда по окну ее авто начали стучать манифестанты, водитель запаниковала и въехала в толпу протестующих. Сейчас женщина находится в отделе полиции в состоянии шока, ее допросят полицейские.

Всего в результате наездов и других инцидентов в ходе протестов пострадали порядка 17 человек, включая полицейского, который был ранен в столкновении с разгневанными автомобилистами, передает телеканал BFMTV.

Новый вид протестов

Французы, выступающие против повышения цен на топливо, планировали организовать около 1,5 тыс. акций протеста по всей Франции, сообщало накануне AFP со ссылкой на неназванные источники в полиции. Манифестанты не координируют свои действия в рамках единой структуры, как обычно это происходит во Франции, а общаются через социальные сети. Поэтому понять, где и в каком количестве соберутся манифестанты, сложно, утверждали правоохранители. По их словам, это обстоятельство усложняло принимать меры для контроля за ситуацией. Существует серьезный риск перекрытия протестующими дорог в разных регионах и, как следствие, транспортного паралича Франции, передавал французский телеканал BFM TV.

Как указывает газета Libération, у движения автомобилистов нет единого лидера и оно было организованно спонтанно через социальные сети, включая Facebook. В качестве одного из главных участников движения «желтых жилетов» французские СМИ упоминают Присциллу Людоски, предпринимателя c cевера страны. Ее обращение с призывом понизить цены на топливо собрало более 750 тыс. подписей. «Государство не должно забывать, что работает на простых людей, а не на лоббистов», - сказала Людоски в интервью газете Le Parisien. - Нельзя требовать от людей, чтобы они перестали пользоваться своими машинами и на следующий день взяли кредит на покупку электромобилей, которые, кстати, тоже загрязняют окружающую среду».

Министерство внутренних дел выделит дополнительно 30 отрядов быстрого реагирования, чтобы поддержать региональные силы правопорядка. МВД и Министерство транспорта будут тесно координировать свои действия, чтобы избежать трудностей при перемещениях по стране, уточняет Le Figaro. Власти не позволят протестующим нарушать права других граждан и их свободу передвижения, и полиция готова предотвратить такие попытки, заверил глава МВД Кристоф Кастанер. Правительство уважает право граждан на протест, но блокировать дороги недопустимо, подтвердил ​премьер-министр республики Эдуар Филипп.

Почему протестуют французы

Согласно планам правительства, в следующем году налог на дизельное топливо вырастет на 6,5%, а на бензин - на 2,9%. Такие действия власти предпринимают с целью борьбы с загрязнением атмосферы. «Еще в ходе президентской кампании мы говорили о намерениях прогрессивно повышать налог на бензин, а следовательно, на углероды, и таким образом будем препятствовать загрязнению окружающей среды», - объяснил позицию правительства премьер Эдуар Шарль Филипп (цитаты по Le Monde).

За последний год цены на бензин во Франции выросли на 10–15%, передает радио RFI. Наиболее популярное в стране дизельное топливо подорожало на 24%, сейчас стоимость литра часто превышает €1,6. В среднем по стране стоимость литра бензина SP-95 (примерный аналог АИ-95) и дизельного топлива составляет €1,48.

Президент Эмманюэль Макрон защищает решение повысить налоги. «Люди выступают против налогов на топливо, но призывают бороться с загрязнением окружающей среды из-за того, что их дети страдают от болезней», - обратил внимание президент. Макрон также напомнил, что цена бензина на 70% зависит от цен на нефть. ​

Введение экологического налога стоит рассматривать в контексте более масштабных преобразований Макрона, сказал РБК ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. Реформы президента затрагивают сферы социального страхования, образования, рынка труда, больниц и пенсий, напомнил эксперт. Кроме того, уточнил Федоров, эти изменения проводятся на фоне сокращения государственных расходов, чтобы снизить дефицит бюджета страны. «В целом такой комплекс мер привел к недовольству политикой Макрона в разных слоях населения, включая пенсионеров и госслужащих, - сказал Федоров. - Повышение налога на топливо, которое ударило по карману обычных французов, особенно в провинции, где люди чаще пользуются автомобилями, стало спусковым крючком новой волны протестов».

Как скажутся протесты на имидже Макрона

Протесты проходят на фоне падения рейтинга президента. Согласно опросу, подготовленному компанией YouGov для издания Huffington Post, положительно оценивает деятельность главы республики 21%. Негативное отношение к Макрону демонстрирует 61% французов - рекордно высокий показатель за полтора года его президентства, отмечается в исследовании, опубликованном 1 ноября.

В интервью телеканалу CNN Макрон отстаивает избранный им курс. По мнению президента, предлагаемые реформы могут быть непопулярными, однако являются необходимыми для Франции. «Меня избрали потому, что все мои предшественники или не смогли провести эти реформы, или даже не попытались их провести, - сказал он. - Я убежден, что в конце концов французы начнут постепенно осознавать смысл того, что мы делаем, и что это вносит позитивный вклад в развитие страны».

Макрон вложил много сил в реализацию реформ, и обратить этот курс вспять уже не представляется возможным, убежден Сергей Федоров. Опасность для президента сегодня представляют не только уличные протесты, но и возможное неудачное выступление на выборах в Европейский парламент в мае 2019 года. «Французы, вероятно, используют это голосование как возможность выразить протест действиям властей, а это ударит по планам Макрона по ускорению европейской интеграции», - пояснил Федоров. И указал, что свое представительство в Европарламенте на следующих выборах могут увеличить ультраправые партии, оппонирующие курсу французского лидера.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Женщины идут сквозь дым от слезоточивого газа в Париже

Французское правительство и профсоюзы зашли в тупик в обсуждении нового трудового законодательства, поэтому для Парижа снова настало время протестов. В эти дни политика - главная тема разговоров в магазинах и за обедом, пишет корреспондент Би-би-си Джоанна Робертсон.

У Жозиан Бертран маленький семейный бизнес: магазинчик мясной кулинарии, где продаются колбасы, свиные рульки, паштеты и студень из поросячьих пятачков.

Как утверждает Жозиан, ее ветчина - лучшая в Париже, покупатели ежедневно выстраиваются к ней в длинную очередь.

Несмотря на бесконечный дождь - среди прочих бед, сейчас во Франции еще и наводнения, у кулинарии собирается общительная толпа, в которой то и дело слышны оживленные разговоры о забастовках.

Если верить редакционным статьям Le Monde, диалоги в очередях довольно точно отражают царящие в стране настроения. Мнения делятся примерно пополам - на тех, кто поддерживает новое трудовое законодательство, и тех, кто против него возражает.

Филиппу 28 лет. У него есть то, что многие французы называют работой мечты. Он - чиновник местного совета, государственный служащий.

На такой работе можно проработать всю жизнь: стабильная зарплата и четко оговоренные условия труда, строго нормированный рабочий день, хорошая пенсия, щедрый отпуск.

Таким образом, многие молодые французы вовсе не мечтают изменить мир - создавать нечто новое, творить, исследовать. В условиях, когда индивидуальная трудовая деятельность сопряжена со множеством трудностей, а система налогообложения делает ее невыгодной, они мечтают о том, чтобы стать стабильными бюрократами.

Правообладатель иллюстрации AP

Филипп знает, что ему повезло, и он против любых перемен.

"Я счастлив. Я знаю точно, чем я занимаюсь сейчас и чем буду заниматься через 40 лет с хорошей пенсией", - говорит он.

Элеоноре слегка за 40, она учитель средней школы. У нее четверо детей, двое из них танцуют вокруг магазина, пока мама стоит в очереди.

Учитель - тоже стабильная работа с щедрыми государственными гарантиями и компенсациями. Однако она всецело поддерживает перемены.

"Это не может больше продолжаться. На каждого человека как я, есть двадцать или больше таких, у которых совсем нет надежды", - говорит Элеонора.

Четверть французов младше 25, многие из которых имеют высокую квалификацию, - безработные.

Многие из них - выходцы из иммигрантских семей, и это делает их шансы на трудоустройство еще более призрачными.

На президентских выборах 2012 года эти люди голосовали за Франсуа Олланда, который обещал покончить с безработицей в стране.

Правообладатель иллюстрации AFP

Сегодня Олланд дает новые обещания, которые ставят под угрозу его дальнейшую политическую карьеру: он пойдет на перевыборы следующей весной только в том случае, если сумеет добиться сокращения безработицы. Довольно смелый шаг для президента, чьи действия одобряет лишь 14% населения страны, раздираемой трудовыми конфликтами.

Реформа трудового законодательства Франции, основные пункты:

  • 35-часовая рабочая неделя остается, но в качестве среднего показателя.
  • Компании могут договариваться с местными профсоюзами о более короткой или более длинной рабочей неделе. Но она не должна быть больше 46 часов.
  • Компаниям предоставляются более широкие права снижать зарплату.
  • Закон смягчает условия увольнения работников, которые во Франции сильно зарегулированы.
  • Правительство надеется, что компании будут более охотно принимать на работу сотрудников, если они будут знать, что смогут их уволить в случае необходимости сокращения производства.
  • Работодателям дадут больше возможностей обсуждать с работниками их отпуска, в том числе отпуск по беременности и по случаю свадьбы, которые также жестко регулируются законом.

__________________________________________________________________

Вместе с премьер-министром страны Мануэлем Вальсом и главой федерации работодателей Medef Пьером Гаттасом Олланд выступает против объединенной мощи двух крупнейших в стране профсоюзов.

Предлагаемый на рассмотрение законопроект содержит более 500 страниц. Он призван упростить и либерализовать действующий французский Трудовой кодекс, насчитывающий 3689 страниц, - лабиринт, полный ловушек для работодателей.

Профсоюзы не хотят даже вести переговоры до тех пор, пока законопроект не будет отозван из парламента. Президент и его союзники отказываются внести в предложенный к обсуждению документ даже малейшие правки.

"Это хороший закон, хороший для Франции", - говорит Олланд. Результат? Полный тупик, бесконечная забастовка.

После часа дня на застекленной террасе популярного ресторана на бульваре Монпарнас все стихает. Дорожное движение останавливается, появляются кордоны спецназа, за ними следуют бронированные фургоны. Над головой слышится рокот вертолетов.

Правообладатель иллюстрации EPA

В отдалении с криками и ревом появляются демонстранты. Шум становится оглушительным. Спецназ занимает позиции. Официант Фредерик временно закрывает двери на замок, и обедающие на террасе оказываются заперты в некоего рода прозрачной гастрономической витрине, на фоне запеченной на гриле рыбы, бутылок вина и ассорти из десертов.

Мимо по бульвару, заглядывая внутрь, проходят сотни участников протестов - кто-то марширует, кто-то фланирует, некоторые танцуют под музыку, рвущуюся из динамиков с сопровождающей демонстрантов платформы.

Изнутри наружу глядят граждане, застигнутые за ланчем, отпускают комментарии по поводу демонстрантов. Те, в свою очередь, приветливо им машут. За трапезой поддерживается оживленная беседа: "Ну, вот опять...", "Как на этот раз все закончится?", а также самокритичные комментарии вроде "Любим же мы, французы, протестовать..."

Наконец стихает музыка, последние митингующие удаляются прочь, оставляя за собой улицу, усыпанную мусором. Фредерик отпирает двери. Разговоры от политики возвращаются к темам личным.

Аналогичные реформы трудового законодательства были проведены в Италии и Испании. Германия сделала это много лет назад, безработица там составляет 5% - чуть ли не вполовину меньше, чем во Франции, которая, по мнению некоторых аналитиков, остается "последним бастионом европейского социализма в духе XX века".

В ближайшие недели и месяцы французам придется нелегко - во Франции началась одна из самых длительных забастовок в истории страны. Из-за участия в ней работников коммунальных служб на тротуарах вырастут горы мусора, в цехах заводов и фабрик будет периодически отключаться электричество - профсоюзы энергосектора предупредили о точечном отключении света, движение поездов французской государственной железнодорожной корпорации SNCF отменено. Даже сбежать подальше от царящего хаоса будет непросто - в стачке участвует и персонал авиакомпании Air France.

Более четырех месяцев французские профсоюзы приходили в себя после того, как волна забастовок , поднятая ими осенью 2017 года, завершилась поражением. В тот раз им пришлось удовлетвориться мелкими уступками правительства в реформировании рынка труда - но они не смогли предотвратить изменений в трудовом законодательстве, обещанных президентом страны Эмманюэлем Макроном еще в ходе предвыборной борьбы . Более того: правительству удалось вбить клин между профсоюзами различных отраслей и добиться того, чтобы недовольство жителей страны не вылилось за допустимые рамки, - по французским меркам, тогда на улицы вышло не так уж и много народу. Инициаторы новой забастовки надеются, что на этот раз все будет по-другому.

Спорные привилегии

Профсоюзы хорошо подготовились к тому, чтобы одержать победу в решающем сражении. За четыре месяца им удалось не только добиться большей сплоченности, но и разработать обширную программу действий. Инициатором протестов стали три крупнейших профсоюза железнодорожников - CGT, CFDT и Unsa, отстаивающих права работников Национальной компании французских железных дорог SNCF. На сегодняшний день эта гигантская государственная корпорация обременена долгом в размере 45 млрд евро.

Запланированная правительством реформа национальных железных дорог предполагает лишить служащих SNCF особого статуса, связанных с ним льгот (в числе которых - возможность раннего выхода на пенсию) и приравнять их к обычным наемным работникам. Профсоюзы расценили эти изменения как неприкрытую атаку и призвали к беспрецедентной акции протеста, которая, по замыслу организаторов, должна продлиться более трех месяцев. Планируется, что до 28 июня все участники забастовки вместо положенных пяти рабочих дней будут работать лишь три.

Работники SNCF начали забастовку уже вечером 2 апреля. На следующий день во многих регионах Франции началась и трехмесячная забастовка сотрудников служб по вывозу мусора, также выступающих против планов властей лишить их профессиональных льгот, в частности - возможности раннего выхода на пенсию. Пока что представители особо вредных для здоровья профессий, к которым относятся работники коммунальных служб, помимо финансовых льгот имеют право выйти на пенсию на пять, а то и на десять лет раньше, чем позволяет пенсионный возраст.

3 апреля к трехмесячной забастовке присоединились и работники энергетической и газовой отрасли, также протестующие против либерализации рынка труда. А у поддерживающего стачку персонала авиакомпании Air France требования не настолько комплексны: они хотят добиться повышения заработной платы на 6 процентов. Организаторы забастовки надеются, что в ней примут участие представители всех отраслей госсектора.

Опасность для Макрона ?

Профсоюзы пытаются надавить на правительство со всех сторон, но особенно опасной для президента Макрона и его премьер-министра Эдуарда Филиппа может стать забастовка железнодорожников. Хотя, согласно опросам, большинство французов одобряют отмену особого статуса работников железнодорожного транспорта и связанных с ним привилегий, эксперты все же предупреждают: если движение поездов, а, следовательно, и общественная жизнь во Франции будут парализованы более двух недель, жителей страны охватит беспокойство. Как следствие, усилится давление на правительство страны, и, возможно, оно будет вынуждено пойти на уступки.

Примеров из прошлого более чем предостаточно. Особенно часто в связи с предстоящей забастовкой французские СМИ упоминают осень 1995 года. Тогда недавно вступивший в должность премьер-министр Ален Жюппе предложил радикальную реформу пенсионной системы и социального страхования. Как и реформа Макрона, план Жюппе включал в себя отмену привилегий работникам железнодорожной корпорации SNCF, долг которой на тот момент составлял 25 млрд евро. Затрагивала реформа и другие отрасли общественного сектора. В ответ профсоюзы организовали всеобщую забастовку, парализовавшую жизнь страны на несколько недель. В итоге правительству пришлось уступить - изменения в пенсионную реформу так и не были внесены. Карьере Жюппе, в первые дни стачки заявившему, что ни о каких послаблениях не может быть и речи, пришел конец.

Контекст

Исход битвы не берется предсказать никто

Но несмотря на множество параллелей, у предстоящей забастовки есть существенные различия с той, которая произошла в 1995 году. В отличие от тогдашнего президента Франции Жака Ширака, Эмманюэль Макрон обещал провести реформу рынка труда еще на этапе предвыборной борьбы. Кроме того, согласно опросам, в стране возросло число жителей, которые после длившихся десятилетиями дебатов о необходимости реформирования трудового законодательства поддерживают предложенные Макроном преобразования.

При этом правительство Франции действует довольно осмотрительно. Несмотря на то, что государственный долг страны приближается к 100 процентам, президент Макрон намерен сократить всего 120 тысяч из почти 5,6 млн рабочих мест в госсекторе в течение четырех лет - до 2022 года.

В то время как расстановка сил перед предстоящим боем в целом ясна, никто из экспертов не отваживается предположить, чем завершится противостояние. Пока ясно лишь одно: если правительство поддастся давлению улицы, запланированная реформа рынка труда, которая, возможно, является краеугольным камнем президентства Макрона, окажется под угрозой срыва. Профсоюзы прекрасно это осознают - и надеются, что в ближайшие недели в стране установится хорошая погода. Холодная осень 2017 года мобилизации участников забастовки не способствовала.

Франция известна во всем мире красотой и разнообразием своих пейзажей, богатой культурой и бесконечными забастовками. В самом деле, если с понедельника по среду во Франции бастуют сотрудники железнодорожного транспорта и контролеры в поездах, то в четверг по улицам города дефилируют преподаватели средней школы, а в выходные – дальнобойщики.

Забастовкам французы отдаются не менее пылко, чем чревоугодию или любви. Французские забастовки абсолютно не внушают страха, вызванного буйством неорганизованной толпы. Толпа есть, но буйства нет. Французские забастовки - это тщательно организованное профсоюзами мероприятие, о котором оповещают население страны за день-два до его начала с помощью газет, телевиденья и радио, интернета.

Право на забастовки было введено во Франции еще в 1864 году, а с 1971 года оно было закреплено в Конституции. И, по правде говоря, французы не упускают ни одной возможности воспользоваться этим правом. Отметим, что забастовка во Франции – это всегда забастовка госслужащих. Оно и понятно: забастовка преподавателей средней школы произведет на население гораздо большее впечатление, чем выступление сотрудников частного завода в каком-нибудь забытом Богом французском департаменте. Нужно учитывать, что французы не могут похвастаться умением вести диалог с государственными инстанциями, и поэтому они предпочитают пускать в ход угрозу полного прекращения работы. Со временем государство нашло компромисс с профсоюзами, был принят закон об обязательной минимальной работе в ходе забастовок сотрудников общественного транспорта и средних школ. Пусть на масштабы и сроки забастовок этот закон никак не повлиял, он все же немного облегчил участь жителей и гостей столицы.

Во Франции в четверг 10 января 2013 года прошла общенациональная забастовка таксистов. Они протестуют против недобросовестной конкуренции, которая губит их профессию, а также против либерализации рынка услуг медицинского транспорта, на котором работают таксисты.

Акции прошли в Париже, Марселе, Лионе, Бордо, Тулузе и Нанте. В столице сотни таксистов собрались утром в аэропортах Руасси Шарль де Голль и Орли, чтобы колоннами отправиться к центру города, где в районе Эйфелевой башни была намечена акция протеста. Из аэропорта Руасси выехала колонна из 600-800 машин. Несколько сот такси отправилось из аэропорта Орли.

В Нанте, мэром которого был премьер-министр Франции Жан-Марк Эро, в манифестации приняло участие не менее 800 таксистов, собравшихся со всего западного региона (Бретани, Пэи-де-ла-Луар, Пуату-Шаранты). В Лионе колонна протестующих насчитывала 250-300 автомобилей. В Тулузе из-за акции таксистов сильно затруднено движение в городе и в районе аэропорта.

Во Франции насчитывается 55 тысяч официальных таксистов. Они недовольны «недобросовестной конкуренцией», которую составляют им мото-такси, а также фирмы, предоставляющие туристам транспортные услуги с шофером. Мотоциклы-такси получили свое развитие в 2000-е годы благодаря либерализации законодательства. Число же машин в транспортных фирмах для туристов оценивается в 10 тысяч во Франции. Таксисты считают, что речь идет о «недобросовестной конкуренции» с разрешения государства. Альтернативные перевозчики не подчиняются строгим правилам, установленным для таксистов, и не платят таких высоких социальных отчислений как таксисты.

Еще одна причина недовольства – либерализация услуг медицинского транспорта, проведенная законом о финансировании социального страхования на 2013 год. До последнего времени таксисты занимались перевозкой больных наряду с машинами «Скорой помощи» и санитарным транспортом. Таксисты предоставляли треть услуг на рынке медтраспорта. Стоимость таких поездок возмещается социальным страхованием. Перевозка больных – важный источник дохода для 34 тысяч таксистов, особенно в сельской местности, где такие услуги могут составлять для них 90% оборота. Новым законом кассы медицинского страхования получили право проводить конкурсы на предоставление услуг медтраспорта. В этих конкурсах могут участвовать крупные транспортные компании, с которыми таксисты не выдержат конкуренции.

Первая массовая манифестация бюджетников со момента избрания Франсуа Олланда на пост президента Пятой Республики прошла 31 января, незадолго до начала обсуждения размера заработной платы бюджетным работникам, намеченного на 7 февраля.

Главное требование бюджетных работников – увеличение заработной платы и введение моратория на сокращение рабочих мест в бюджетной сфере. Профсоюзы также требуют создания дополнительных мест, там, где это необходимо.

Сотни манифестаций прошли 31 января по всей Франции. Каждый третий учитель начальной школы в этот день принял участие в забастовке.

Как утверждают профсоюзы, покупательная способность бюджетников во Франции снизилась на 10% за 10 последних лет. Каждый пятый бюджетник живет на минимальную заработную плату. При этом, повышение зарплаты бюджетникам на 1% будет стоить французскому государству 1 млрд 800 евро, в то время как правительство заявило о своем намерении сократить бюджетные расходы на 10 млрд.

Постоянные забастовки во Франции приносят стране ежедневный убыток около четырехсот миллионов евро. Постоянные аресты и столкновения демонстрантов с полицией грозят также имиджу страны во всем мире.

Львиная доля убытков приходится на химическую промышленность. Но из-за перебоев в работе транспорта также сильно пострадали туризм и торговля.

Каждый год в Париж приезжают десятки тысяч гостей со всего мира. Туризм - одна из основных статей дохода городской казны. В отрасли занят каждый десятый парижанин. Но в из-за забастовок транспорт во французской столице работает с перебоями. Передвигаться по городу очень трудно, и многим это портит каникулы.

Страдает не только туризм. Владельцы торговых лавок и ресторанов тоже несут убытки.

Но гораздо больших сумм недосчитываются транспортные компании. Французские железные дороги ежедневно теряют 20 миллионов евро. Не легче и автопредприятиям. Дальнобойщики устраивают на дорогах пробки в знак протеста. Горючее по-прежнему в дефиците. Рабочие блокируют крупнейшие нефтяные терминалы в портах и нефтеперерабатывающие заводы. В результате без топлива в стране осталась четверть заправок. А химическая промышленность каждый день несет убытки на 100 миллионов.

Для французской экономики, которая только-только начала оправляться от последствий кризиса, это, безусловно, удар. Дефицит бюджета страны и так достигает астрономической суммы в 160 миллиардов евро. А каждый день экономика Франции несет убытки еще на триста миллионов.

В эти выходные на Лазурном берегу Франции планируется забастовка. Инициаторы агитируют всех водителей запастись продуктами, питьём и блокировать движение по платным трассам. Цель: добиться снижения стоимости топлива.
И, по слухам, правительство уже идёт на уступки.

Во Франции нормально заявлять о своём недовольстве и бастовать. Бастуют работники железнодорожного транспорта, авиационные диспетчеры, медики, учителя... И вот задалась я вопросом. Откуда берутся бастующие? Оппозиция? Или это у французов в крови? А тут приходит мой сынок из школы и рассказывает, что в школе была попытка переворота. Я принимаю серьезный вид и слушаю.
Итак. На большой перемене после обеда (примерно в течение часа) у детей есть свободное время. Можно уйти домой, а те, у кого есть привилегия в виде работающих родителей, остаются в школе. В это время проходят разные спортивные и интеллектуальные мероприятия. Понятно, что первые детям нравятся больше. А особенно футбол. Им больна вся Франция. Так вот, по непонятным пока причинам футбол запретили. Т.е. в этот день он был отменён. Стоит отметить, что до этого неделя была дождливой. Дети уже ЦЕЛУЮ НЕДЕЛЮ не играли в футбол на перемене. И тут солнышко, но запрет. Естественно, что мальчишки стали недовольно расходиться, но нашлись те, кто решил бунтовать.
«Забастовка! Резолюция!» - с такими криками 3 главаря бунта бросились на футбольные ворота и повисли на них. К ним присоединились ещё два мальчика, которые пытались залезть по столбу на баскетбольную корзину. Ну, и ещё две девочки, которые просто бегали по площадке и кричали. Учителей бунтовщики не слушали. «Даже средний палец им показали!» - вещал мой крайне озадаченный ситуацией сын. Новоиспечённые революционеры продолжали шуметь, бегать, лазать на забор (благо, после неудачного бегства из школы одного первоклассника забор в школе высоченный) в течение минут десяти.

«И что? - спрашиваю я. - Чем дело кончилось?»

«Пришла директор. И бунт был подавлен. Записала всех фамилии. Сказала, что сообщит "наверх". Теперь они в чёрном списке. И ели они отдельно. Каждый в одиночку. Плюс вся школа наказана. Даже те, кто в стороне стоял. Для профилактики. Надеюсь, что это не отразиться на досье в колледж», - ответил мой сынуля.

Вот так-то. По моему мнению, оппозиция тут, возможно, и имеет место быть, но протестовать и выходить на улицы с забастовками у французов все-таки в крови. С детства. И вопрос уже в авторитете главнокомандующего. Наша директор, вне всякого сомнения, обладает им безоговорочно. Её уважают. Бунт подавляется без применения силы. Взглядом. Надо ей к новому году подарочек прикупить. И главное, что я поняла: залог спокойствия во Франции - авторитет власти. Просто силой французов не возьмёшь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: