Молитва к празднику воздвижение креста господня.

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306 - 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью "Сим победиши". Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: "Господи, помилуй", благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 - 363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября).

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди.

Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602 - 610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609 - 633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610 - 641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня - Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: "Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество".

27 сентября празднуется один из великих православных праздников – Воздвиженье Честного Животворящего Креста Господня. Историческое событие этого древнего двунадесятого праздника объясняется различно. Он основан на трех событиях, произошедших в разное время, но соединенных одной святыней – крестом.

Первое событие связано с борьбой римского императора Константина со своим соправителем Максенцием, силы которого превосходили по численности армию императора. Перед решающей битвой Константин и его войско увидели на солнце лучезарный крест с надписью: «Сим побеждай!».

Ночью императору явился Христос и велел изготовить воинское знамя с крестом. После пробуждения Константин так и сделал, что и позволило ему одержать победу. После этого император приказал в руку своей статуи, находящейся на главной площади в Риме, вложить это знамя. Константин принял христианство и объявил эту веру государственной религией Римской империи. Он издал законы в пользу Церкви Христовой и отменил смертную казнь через распятие.

Втрое событие – основное. Оно связано с обретением Честного Животворящего Креста. Именно его по церковной традиции принимают основанием праздника Воздвиженье. Произошло оно тоже во времена правления Константина Великого.

После Распятия, Погребения, Воскресения и Вознесения Иисуса святой Крест, на котором Его казнили, был утерян. В 70-е годы Иерусалим был разрушен римскими войсками, и Святые места, связанные с земной жизнью Христа, находились в забвении, кое-где были построены языческие храмы. Равноапостольная Елена, мать Константина Великого, была очень обеспокоена тем, что Святые места находятся в забвении. Она, несмотря на преклонный возраст (на тот момент ей было 80 лет), с согласия сына отправилась в Иерусалим, чтобы отыскать места, связанные с земной жизнью Спасителя, а также Животворящий Крест, чудесное явление которого стало знаком победы над врагом для её сына.

Существует несколько версий обретения святого Креста. По наиболее древней, его нашли под языческим святилищем Венеры. Здесь было обнаружено три креста, табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми он был к нему пригвожден. Чтобы понять, на каком именно орудии казни распяли Христа, Иерусалимский епископ Макарий, предложил по отдельности каждый крест приложить к тяжело больной женщине. После прикосновения к одному из них женщина исцелилась, тогда все собравшиеся прославили Господа, указавшего на великую святыню Древа Креста Господня. Затем епископ Макарий поднял Честный Крест для всеобщего обозрения. Произошло это событие в 326 году.

После обретения Креста Господня в разных местах начали возводить в честь него храмы. Один из храмов основала Равноапостольная Елена на месте обретения святыни в Иерусалиме. Храм (большая базилика Мартириум) был построен возле Голгофы и пещеры Гроба Господня. Его постройка была завершена в 335 году. Освятили храм 13 сентября, а на следующий день (14 сентября по старому стилю) установили празднование Воздвижения Креста Господня.

Третье событие произошло в 7 веке. Связано оно с длительной борьбой Византии с Персией. В 614 году армия персов напали на Палестину, принадлежащую Византии, разграбила Иерусалим и вместе с награбленным добром унесла Крест Господень. Святыня 14 лет пробыла в плену. Император Ираклий в 628 году разгромил персов и вернул крест. Его привезли в Иерусалим, и император сам внес его в храм. По случаю возвращения состоялся торжественный молебен, и патриарх снова воздвиг народу Крест. Сегодня части древа находятся в разных соборах по всему миру.

В день праздника Православная церковь приглашает верующих поклониться Честному Животворящему Кресту, на котором наш Господь и Спаситель перенес великие страдания ради спасения человечества. Этот праздник верующие должны воспринимать не только как воспоминание величайшего исторического события, произошедшего почти две тысячи лет назад, но и как промыслительное явление в отношении ко всему человечеству.

Прежде всего, явление Креста символизирует покорение греха и победу добра над злом. Через страдания Спасителя на кресте и Его воскресение из мертвых открылись райский двери и людям дарована новая жизнь.

Воздвижение Креста Господня: обряды, ритуалы и заговоры

Празднование Воздвижения длится девять дней: с вечера 27 сентября и до 5 октября. В день праздника соблюдается пост: разрешена пища с растительным маслом (мясо, молочные продукты, рыбу и яйца есть нельзя). Верили, что тому, кто на Воздвижение постится, семь грехов простится.

В старинных летописях эта дата получила название «Ставров день», которое произошло от латинского слова stauros – крест. В этот день наши пращуры осуществляли древний обряд – крестовый. С доисторических времен знак креста являлся символом солнца, жизни и тепла. Верили, что на Воздвижение от него излучается охранительная сила. Крестьяне из дерева вырезали кресты, составляли крест-накрест веточки рябины, которые символизируют яркий свет, отпугивающий нечисть. Кресты рисовали в местах, которые желали уберечь от нечистой силы: в хлевах, закромах, на дверях и притолоках. Ставили кресты чесноком, мелом, углем и даже кровью жертвенного животного. Их вырезали на домашней утвари.

Девушки с этого дня устраивали капустные вечерки, во время которых заготавливали капусту на зиму. Длиться такие сборы могли в течение двух недель.

Существует поверье, что на воздвиженье змеи, птицы и насекомые уходят в сказочную страну Ирий или Вырий, которая находится на западе или юго-западе земли на теплом море. В народном сознании море связано со смертью. Со смертью связывали и понятие запада, где каждый день вечером садится, «умирает» солнце.

Издавна на Воздвижение девушки читали специальные заговоры, чтобы навсегда привязать к себе любимых. Например, с вечерней зари и до полуночи на дым от печи или костра читали такие приворотные слова:

«В сухом бору находится сухой лес.

В этом лесу вся листва сухая,

Сухой ветер эту траву погоняет,

На раба Божьего (имя) тоску и маету нагоняет

По мне, рабе Божией (имя).

Без меня сохни ему вода,

Не лезь в рот никакая еда,

Сон его обойди,

Тоска-сухота на него найди

По мне, рабе Божией (имя).

Вечером девушки выходили на улицу и, глядя на закат солнца, говорили:

«Заря-зарница, красная девица,

Ходишь ты высоко, летаешь – далеко.

Отыщи раба Божьего (имя),

Подойди к нему близко-близко

И до краев его сердце любовью ко мне наполни.

Присуши, припеки, на мой порог приведи,

На законный брак нас благослови.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

А ещё открывали крышку погреба и девять раз говорили:

«Хозяин дворовой, стань для меня сватом. Сосватай мне, рабе Божией (имя), в верные мужья, Божьего раба (имя). Услышь просьбу мою, помоги устроить мою судьбу. Всю жизнь буду тебя за услугу благодарить, подарки и угощения регулярно приносить».

Перед прочтением заговора обязательно в погребе оставляли угощение для дворового.

Считается, что сон, приснившийся в ночь с 26 на 27 сентября, очень важен. Поэтому обязательно вспомните, что вам приснилось, и загляните в сонник, чтобы расшифровать увиденное. Сновидение, приснившееся днем 27 сентября, подскажет, кто из знакомых является вашим врагом.

Видео: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 27 сентября, Православная Церковь совершает праздник Воздвижения Честнóго и Животворящего Креста Господня.

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню - Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита над головой распятого Спасителя.

Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов - тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!»

В VII веке с воспоминанием обрéтения Креста Господня было соединено другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из персидского плена.

В 614 году персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то - что его разделили на части и разнесли по всему миру. Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

Полное название праздника - Воздвижение Честнóго и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.

Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.

И второе событие - возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обрéтения святыни.

Воздвижение Креста Господня - двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение - Господский праздник.

У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство - один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника - 4 октября. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память

о преставлении свт. Иоанна Златоуста

и совершается празднование

Леснинской иконе Божией Матери.

Всех, кто носит имя святого, прославляемого сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства!. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

События Крестовоздвижения

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню - Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов - тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

История праздника Воздвижения Креста Господня

Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.

В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю - 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника - бдение.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника - когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября - дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Молитва Честному и Животворящему Кресту Господню

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня

В этот день у православных - строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.