Православное учение о природе греха. Учение о грехе преп

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО–ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ

БОГОСЛОВСКО–ПАСТЫРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

118 ГРУППА

ПРЕДМЕТ:

НОВЫЙ ЗАВЕТ (ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ)

СОЧИНЕНИЕ:

«ЕВАНГЕЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ О ГРЕХЕ (ПО ВСЕМУ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЮ)»

КРАМАРЕНКО Ю.Я.

МОСКВА

200 2

План сочинения

«Величайшее зло для человечества есть его своеволие, противляющееся воле Божией».

Свт. Иоанн Тобольский.

1. понятие греха

1.1. Актуальность знания природы человеческой греховности

Святитель Иоанн Тобольский говорит нам о том, что «святые все то, что встречалось с ними в жизни (приятное и неприятное), приписывали воле, действию Божию, потому что они не обращали своего внимания грехи чужие, но все поступки людские рассматривали как Божий дар или Божие попущение за свои грехи» .

Мы же, до конца невоцерковленные и глубоко грешные люди, по убогости своей духовной часто задаемся вопросами типа:

§ Если грех совершили Адам и Ева, то почему за него должен отвечать я?

§ В чем истинная причина моей греховности?

§ Что такое для меня понятие греха?

Не находя на эти вопросы верного православного ответа, начинаем выискивать соринку в чужом глазу и не замечаем бревна в своем – фактически (зачастую незаметно для самих себя) отдаляемся от Господа нашего Иисуса Христа, по сути предаем Его.

Епископ Варнава (Беляев) указывает: «с первых дней своего существования люди пошли двумя путями – путем жизни и путем смерти; путями, такими непохожими один на другой и расходящимися все более и более в противоположные стороны с течением времени. Сам Христос указал на них и предостерег своих последователей, чтобы последние не сбивались с истинного пути на ложный» .

Чтобы внять предупреждению Господа (Мтф. 7, 13, 14; Лк. 13, 24) для многих из нас важно нащупать и прочувствовать корень своего зла. Однако сделать это, не впадая в прелести, можно только на основе искренней молитвы Господу нашему Иисусу Христу, углубленного изучения Священного Писания, трудов Отцов Церкви в области нравственного богословия, жизнеописаний Угодников Божиих. Предметом же нашего описания является Евангельское учение о грехе.

1.2. Определение понятия «грех» православными авторами

Протоиерей Серафим Слободской в Законе Божием говорит о том, что «без молитвы человек перестает любить Бога, забывает о нем и не исполняет своего назначения на земле, то есть совершает грех» .

В репринтном издании Полного Православного Богословского Энциклопедического Словаря нет специального определения понятия «грех», но дано четкое определение понятия «зло», которое трактуется как «явление, противоположное добру, отрицающее последнее … зло проявляется в разрушении, беспорядке, уничтожении бытия и разделяется на:

1. зло физическое – все, что нарушает развитие физического бытия (болезни и т.д.);

2. зло нравственное – все, что противоречит в нравственной жизни воле Божией и что обыкновенно называется грехом» .

Исходя из данного определения можно заключить, что с позиции нравственности понятия «зло» и понятие «грех» тождественны.

Анализируя различные аспекты проблемы зла проф. Лосский В.Н., ссылаясь на мнения Отцов Церкви, делает вывод о том, что «зло не есть природа, но состояние природы … точнее, зло есть определенное состояние воли этой природы; это воля ложная по отношению к Богу. Зло есть бунт против Бога, то есть позиция личностная» .

По сути, развивая эту мысль, архимандрит Лазарь (Абашидзе) подчеркивает, что грех – это понятие религиозное и «применимо только к лицам, принимающим христианский закон, исповедующим веру в Бога и в силу этого находящимся в «ограде церковной». Кто же вне Церкви, тот и не способен осознать вполне своей греховности, увидеть всего своего падения, ужаснуться всей глубине своей зараженности смертельной болезнью, почувствовать все свое удаление от Бога, от истины» .

В православной литературе встречаются различные определения и описания понятия «грех». Некоторые из этих определений приведены в табл. 1.






Отличие в указанных суждениях заключается не в различии подходов авторов к определению сущностной характеристики понятия «грех», а только в форме и объеме подачи информации.

Таким образом, все они, определения, могут быть сведены к одному: грех – это нарушение человеком воли Божией.

Святитель Иоанн Тобольский указывает: «если мы из понятия греха отбросим его причину (лживость, своеволие), то не будет ни одного из горьких или злых его последствий, которое бы не происходило по воле Божией, или было бы Ему неугодно» .

Следовательно, все то зло, которое имеет место быть на земле, происходит по воли Божией, обращающей его, зло, в дела полезные для нашего спасения. Так, блаженный Августин пишет: «Бог признал лучшим злое обращать в доброе, нежели вовсе не попускать зла»

И так, исходя из сказанного:

1. Грех – есть нарушение человеком воли Божией, проявление человеком злой своей воли.

2. Зло – есть суть следствие греховной воли человека, которое Господь по благости своей чудным образом использует для пользы духовного лечения (излечения) людей.

1.3. последствия первородного греха

Сам по себе грех не является «творением» человеческим. Грех сотворил дьявол, он был собственным его созданием – дьявол сам задумал соделаться равным Богу (Ис. 14, 14).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что грех человека был «нечаянно постигшим его увлечением … был приготовлен не замыслом, но неправильным и недостаточным деланием и хранением рая» .

Сообщая свой грех обольщенному человеку дьявол тем самым поработил его – человек соделался сообщником дьявола и пленником его.

Но главным последствием грехопадения первых людей, как отмечает епископ Варнава (Беляев), явилось то, что «грех души повлек за собой разрушение и в физической природе» .

И так, исходя из сказанного:

1. Вошедшее в материальный мир через грехопадение человека зло изменило не суть творения Божия, но его состояние.

2. Дьявол через первородный грех пленил природу человеческую злом.

Прекрасный образный пример этому приводит святой Макарий Великий: «Как во время мрачной и темной ночи, когда дышит бурный ветр, колеблются, мятутся и приходят в великое движение все растения: так и человек, подвергшись темной власти ночи – дьявола, и в этой ночи и мраке проводя жизнь свою, колеблется, мятется и волнуется лютым ветром греха, который все его естество, душу, разум и помышления пронзает, причем и все телесные члены его также движутся, и нет ни одного ни душевного, ни телесного члена, свободного от греха, обитающего внутри нас» .

2. ЕВАНГЕЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ О ГРЕХЕ

2.1. ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ О ГРЕХЕ

В т.н. чистом виде (в систематизированном изложении) ни в один из Евангелий не описывает и не дает четкого понятия об учении Господа нашего Иисуса Христа о грехе. Причины этому, видимо, кроются в следующем:

Во-первых, Господь Иисус Христос пришел в мир не осуждать нас грешных, но спасти нас – «Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в меня не оставался во тьме» (Иоан. 12, 46). Естественным образом Евангелисты в большей мере описывают земную жизнь Господа с позиции того, как нам, грешным, спастись и в гораздо меньшей мере уделяют внимание грехам, т.к. описание самого пути спасения уже подразумевает то, что нежелание идти этим путем и есть противление воли Божией, а, следовательно, есть грех.

Во-вторых, Господь Иисус Христос прямо указывает нам для кого мы должны открыть свои души, и через кого придет к нам, грешным, понимание своих грехов – Духа Утешителя: «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» (Иоан. 16, 8 – 11)

Говоря о познании воли Божией и сообразовании с ней человеческой воли, святитель Иоанн Тобольский указывает на то, что фактически все Евангелия посвящены научению нас тому, чтобы мы, падшие люди, не грешили, а жили в ладу с Богом – по Его законам. Так, он пишет: «Начало всего учения, преподанного нам Божественною высочайшею Премудростью, Господом нашим Иисусом Христом, состоит в том, чтобы мы верующие в Него, во всех делах и словах своих сообразовались с волею Божественною. Спаситель наш учил нас этому во всю Свою земную жизнь словами и делами, прямыми речами и подобиями (притчами), наконец, в Самом Себе оставил нам образ жизни христианской, да по силе своей последуем Ему» .

Из этих слов святителя можно заключить, что в рамках простого сочинения проведение достаточно полного описания Евангельского учения о грехе представляется весьма проблематичным.

Исходя из этого, в рамках данного сочинения, предлагается к рассмотрению следующие блоки вопросов:

1. Общая систематизация упоминаний понятия «грех» по всему Четвероевангелию.

2. Искушения Господа нашего Иисуса Христа в пустыне как предупреждение нам, грешным, о подстерегающих нас греховных искушениях, по сути – типологии греха.

3. Обличение книжников, фарисеев как глубочайших по своей сути грешников, противившихся воле Божией.

2.2. УПОМИНАНИЕ ГРЕХА, И ЛИЦЕМЕРИЯ В ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИИ

У всех трех Синоптиков (Мф. 19; Мк. 10; Лк. 18) есть описание ответа Господа богатому юноше, в котором Иисус Христос указывает на то, что нарушение ветхозаветных заповедей не позволяет человеку войти в жизнь вечную. Перечисленные евангелистами заповеди приведены в табл. 2

Не трудно заметить, что все они непосредственно относятся к соблюдению обязанностей по отношению к своим ближним. Акцентирование Господом внимания на этих заповедях, по мнению толкователей: блаженного Феофилакта и Б.И. Гладкова говорит о том, что именно формальное соблюдение этих заповедей многими иудеями не позволяло им действительно искренне возлюбить Бога, выполнять волю Его (юноша так и не исполнил предложения Господа – не отказался от любостяжания) и как результат – препятствовало их вхождению в Царствие Божие.

Следовательно, можно утверждать, что основной грех ветхого человека это не просто не выполнение им 10 заповедей, данных Господом через Моисея (Исх. 20, 1 – 17), но и формальный подход к их соблюдению.

Непосредственное перечисление грехов Господом упоминается только у двух евангелистов: у Марка (Мк. 7, 21, 22) и Матфея (Мф. 15, 19). И это понятно – как мы уже говорили выше, при объективном отсутствии четкого учения о грехе в Четвероевангелие, прямое перечисление грехов, порождаемых злой человеческой волей, именно у этих евангелистов объясняется следующим:

§ систематизацией в изложении учения о спасении евангелистом Матфеем;

§ кратким, но емким изложением всей евангельской истории евангелистом Марком.

Сами перечни грехов приведены в табл. 3.


Естественно, что приведенный Господом нашим Иисусом Христом перечень грехов далеко не полный, да и евангелисты, по мнению толкователей видимо, не ставили перед собой целью дать подробное перечисление всех грехов, упоминаемых Господом во время Его земной жизни – главное было показать их направленность, взаимосвязь с нашей греховной природой.

На невозможность счесть все наши скверные привычки, страсти, пороки указывает святитель Игнатий (Брянчанинов) , он акцентирует наше внимание на том, что Господь упоминает грехи только в связи с важностью нашего покаяния в них: «как первоначальная вера заключается в том, чтобы уверовать словам Божиим, так и первоначальное покаяние заключается в сознании своих согрешений и своей греховности, в сожалении о них, в принесении этих сознания и соболезнования посредством искренней исповеди и усердной молитвы пред лице Божие, с решимостью и обещанием оставить греховную жизнь, и принять в правило поведения евангельские заповеди» .

Места, где в Четвероевангелии упоминаются слова «грех», «грешный» и т.п. приведены в табл. 4.

§ 1: 77 («песнь Захарии»);

§ 3: 3 («проповедь Иоанна Крестителя»);

§ 5: 8, 20, 21, 23, 24, 30, 32 («первые ученики», «исцеление расслабленного», «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию»);

§ 6: 32, 33, 34 («любите врагов ваших»);

§ 7: 34, 37, 39, 47, 48, 49 («Иисус об Иоанне Крестителе», «Иисус в доме Симона фарисея», «притча о двух должниках»;

§ 11: 4 («Отче наш»);

§ 13: 2 («покайтесь!»);

§ 15: 1, 2, 7, 10, 18, 21 («притча о пропавшей овце», «притча о потерянной драхме», «притча о блудном сыне»);

§ 24: 7, 47 («Христос воскрес!», «Иисус является Апостолам»).


Места в Четвероевангелии, где упоминается слово «лицемерие» приведены в табл. 5. Основанием для выделения упоминаний слова «лицемерие» в отдельную таблицу явился тот факт, что фарисейское лицемерие по своей сути было богохульством на Бога. Так, по меткому выражению святителя Игнатия (Брянчанинова): «грех богохульства, составляющий сущность всякой ереси, есть самый тяжкий грех, как грех принадлежащий собственно духам отверженным, и составляющий их отличительнейшее свойство» .


И так, исходя из приведенных в таблицах данных можно заключить, что слово «грех» и однокоренные с ним слова достаточно равномерно распределены по всему Четвероевангелию. Сделать вывод о предпочтительности использования евангелистами данного слова в определенные периоды земной жизни Иисуса Христа не представляется возможным.

2.3. ИСКУШЕНИЯ ГОСПОДА В ПУСТЫНЕ

Наиболее подробно искушения Господа нашего Иисуса Христа в пустыне описаны у евангелистов Матфея (Мф. 4) и Луки (Лк. 4).

Евангелист Марк просто указывает, что «и был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаной, и был со зверями» (Мк. 1, 13), а евангелист Иоанн вообще умалчивает об этом событии.

Разница в описании искушений Господа у евангелистов Матфея и Луки заключается в последовательности изложения 2-го и 3-го искушений. Причем, по мнению епископа Кассиана (Безобразова) порядок изложения у евангелиста Луки более предпочтителен, чем у евангелиста Матфея по двум основаниям:

Во-первых, евангелист Лука придерживался более точной хронологической последовательности в изложении евангельской истории.

Во-вторых, изложение искушений у евангелиста Луки более последовательно с позиции развития греха: от более грубых искушений к более тонким и духовным.

Говоря об искушениях Господа в пустыне Б.И. Гладков указывает на то, что Иисус Христос был не только Бог, но и Человек. Именно как человек, одаренный свободною волею Он мог подвергаться искушениям.

Епископ Кассиан (Безобразов) так характеризует эти искушения:

1. «Искушение хлебом – служение материальным ценностям.

2. Искушение властью – искание мирского могущества.

3. Искушение чудом – торжество мессианской идеи на путях не любви, а духовного насилия». .

Ряд толкователей на Священное Евангелие прямо указывают на то, что первое искушение Господа в пустыне дьяволом было аналогично искушению Адама. Так, блаженный Феофилакт указывает на то, что «враг нападает на Него сначала пресыщением, как и на Адама (Быт. 3)» . Евфимий Зигабен, говоря об этом, акцентирует наше внимание на том, как действовал искуситель: «приступив ближе, он выдвигает первое искушение, объедение, посредством которого он пленил и первого Адама» .

Принимая во внимание тезис епископа Кассиана (Безобразова) о том, что «в изложении Луки искушения от более грубых и чувственных восходят к более тонким и духовным, что представляется естественным психологически» , можно выдвинуть следующую гипотезу:

§ Господь наш Иисус Христос по любви Своей к роду человеческому попуская для себя искушения в пустыне показывал нам грешным какие направления в искушениях (ухищрения в них) может избирать дьявол для искушения нас грешных и каким именно образом нам надо вести себя, чтобы не поддаться на его лукавства.

Блаженный Феофилакт так описывает типологию искушений Господа дьяволом в пустыне и борьбу Его с ними: «Враг нападает на Него сначала пресыщением, как и на Адама (Быт. 3), потом - любостяжанием, показав Ему все царства. Как показал? Некоторые говорят, что представил Ему их в мысли. Но я думаю, что не в мысли, а чувственно показал Ему их, подставив пред очи в призраке, а не в воображении Господа. Далее, нападает на Него тщеславием, ибо говорит: «если Ты Сын Божий, бросься вниз». Пустословил это, лаская Его, чтобы Он, обманувшись лестью и желая показать Себя Сыном Божиим, бросился вниз и таким образом открылся пред ним, кто Он, но смотри, как Господь поражает его Писанием. «Не искушай, - говорит, - Господа Бога твоего», ибо никто не должен подвергать себя очевидной опасности в самообольщении, что Бог ему поможет. Заметь и то, что знать Писания весьма полезно; ибо и Господь поразил сатану Писаниями. «Не хлебом одним будет жить человек», это Моисеево изречение о манне (Втор. 8, 3); ибо хотя манна была не хлеб, однако ж, питала народ. Равным образом Моисеевы изречения и сии: «Господу Богу твоему поклоняйся» и «не искушай» (Втор. 6, 13. 16)» .

И так, дьявол весьма вероятно может ввергать нас в грех искушениями типа:

§ пресыщения;

§ любостяжания;

§ тщеславия.

2.4. «ГОРЕ ВАМ, КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ!» (МФ. 23)

Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает: «Падшие духи, содержа начало всех грехов, стараются вовлечь во все грехи человека с целью и жаждою погубления их. Они вовлекают нас в разнообразное угождение плоти, в корыстолюбие, в славолюбие, живописуя пред нами предметы этих страстей обольстительнейшею живописью. В особенности они стараются вовлечь в гордость, от которой прозябают, как от семян растения, вражда к Богу и богохульство … Падшие духи стараются прикрыть все грехи благовидною личиною … Точно также они поступают и с богохульством: стараются прикрыть его великолепным наименованием, пышным красноречием, возвышенною философиею» .

Именно таким образом, согласно Святому Евангелию, поступали книжники и фарисеи – выхолащивали из Священного Писания его суть и оставляли только одну форму, учили людей соблюдать исключительно внешние атрибуты Закона Божьего.

Именно они не приняли слов Божественного Откровения Господа нашего Иисуса Христа, а потом и распяли Его. Естественным путем для «учителей народа Израилева» и всех последовавших за ними, становилось фактическое служение антихристу, вбирание в себя и умножение последствий греха гордости и богохульства. Ибо сказано о них Сыном Человеческим: «Ваш отец – дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он – лжец и отец лжи» (Иоан. 8, 44).

Евангелисты Лука (Лк. 20), Марк (Мк. 12) и Матфей (Мф. 23) повествуют об обличительной речи Спасителя о лицемерии книжников и фарисеев, но наиболее полно она представлена в Евангелие от Матфея (Мф. 23):

§ даётся характеристика Господа ветхозаветного лжепастырства (Мф. 23, 1 – 12) с предупреждение Его нас грешных как не стоит поступать: « по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф. 23, 3 – 7)

§ перечисляются вопиющие к Господу грехи и пороки этих религиозных вождей народа и восемь раз возвещается «горе» безумным и «слепым» лжепастырям (Мф. 23, 13 – 36).

Для более полного понимания слов Господа и колорита того времени целесообразно привести некоторые пояснения по терминологии, сделанные доцентом Московской духовной семинарии Талызиным В.И.: «Хранилища» - это ящички с листами из пергамента, на которых писались слова Закона Моисеева. Они прикреплялись к головной повязке на лбу, и на левой руке против сердца, вследствие буквального понимания повеления – «иметь пред глазами и на руке слова Закона» (Исх. 13, 9). «Воскрилия риз» - это четыре кисточки, пришивающиеся к краям верхней одежды, и идущие от этих кисточек по краям одежды нити яхонтового цвета, чтобы евреи, смотря на них, помнили заповеди Божии (Числ. 15, 38 - 40; Вт. 22, 12)» .

Обличая лицемерное благочестие и тщеславие книжников и фарисеев Господь Бог наш Иисус Христос возвещает им «горе» за следующие грехи и пороки:

§ за лицемерную ученость, закрывавшую врата Царства Небесного для народа и самих учителей;

§ за ханжество, прикрывающее алчность, доходящую до обирания даже вдов;

§ за количественное, а не качественное умножение чад Божиих;

§ за поступки, свидетельствующие о том, что внешность поставлена на место духа, мелочи на место важного и мужественного, за безразличие к религии между главным и второстепенным;

§ за притворное и наружное покаяние.

В Толкованиях блаженного Феофилакта , Евфимия Зигабена , Гладкова Б.И. на 23 главу Евангелия от Матфея можно выделить ряд грехов

фарисеев и книжников, за которые Спаситель предрекает им «горе», см. табл. 6:

Табл. 6





Говоря об отношении Спасителя к обличаемым Им книжникам и фарисеям, Б.И. Гладков указывает: «не с гневом Он обличал этих лукавых и лицемерных руководителей еврейского народа, а с величайшей скорбью, которую мы, быть может, не в силах даже и понять, - с тою скорбью, которая при торжественном въезде Его в Иерусалим и ликовании всего народа, выразилась в рыдании над судьбою священного города и избранного Богом народа, - с тою скорбью, которая вынудила у Него через два дня моление в Гефсиманском саду об отсрочке исполнения воли Божией» .

Естественно, что в такой ситуации Господь и не ставил перед собой целью статистическое перечисление человеческих грехов, т.к. у каждого времени свои грехи (своя мера Благодати Божией). Так, например, священномученик Петр Дамаскин выделяет для своего времени 298 свойственных человеку страстей, а в наш век их, видимо, еще больше.

Главное – Господь показал нам путь спасения. О начале этого пути святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит так: «к то совершит великое дело - установит вражду с грехом, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело, тому дарует Бог великий дар: зрение греха своего» .

Понимание сути грехов людям приходит от Духа Утешителя (Иоан. 16, 8) и, как правило, через угодников Божиих.

Сравнительный анализ характера описания грехов в святоотеческой литературе позволяет условно разделить описание явления «грех» на два подхода: первый: от общего к частному – от типологии греха к греховным действиям, второй: от частного к общему – к группированию греховных действий в определенные группы (по определенным признакам).

К первому может быть отнесено учение преподобного Иоанна Листвичника о греховных страстях и борьбе с ними (см. Приложение 1), ко второму – учение святитель Игнатий (Брянчанинов) о страстях и смертных грехах (см. Приложение 2, 3), а также повествование блаженной Феодоры о воздушных мытарствах (см. Приложение 4).

3. ВЫВОДЫ

1. Грех – есть нарушение человеком воли Божией, проявление человеком злой своей воли.

2. Зло – есть суть следствие греховной воли человека, которое Господь по благости своей чудным образом использует для пользы духовного лечения (излечения) людей.

3. Вошедшее в материальный мир через грехопадение человека зло изменило не суть творение Божия, но его состояние. Дьявол через первородный грех пленил природу человеческую злом.

4. Ни один из Евангелистов не дает четкого выделенного учения Господа нашего Иисуса Христа о грехе – главное для них: не акцентирование внимания на перечислении грехов и их природы, но донесение до людей учения Господа о пути спасения рода человеческого.

5. Основной (кроме первородного) грех ветхого человека заключается не просто в не выполнении им 10 заповедей, данных иудеям Господом через Моисея (Исх. 20, 1 – 17), но и формальном подходе к их соблюдению, проявляющемуся в:

§ лицемерной учености;

§ ханжестве, прикрывающем алчность;

§ количественном, а не качественном умножение чад Божиих;

§ поступках, свидетельствующих о том, что внешность поставлена на место духа, мелочи на место важного и мужественного;

§ притворном и наружном покаянии.

6. Господь наш Иисус Христос по любви Своей к роду человеческому попуская для себя искушения в пустыне показывал нам грешным какие направления в искушениях (ухищрения в них) может избирать дьявол для искушения нас грешных и каким именно образом нам надо вести себя, чтобы не поддаться на его лукавства.

Дьявол весьма вероятно может ввергать нас в грех искушениями типа:

§ пресыщения;

§ любостяжания;

§ тщеславия.

Наша борьба с этими искушениями должна основывается на четком осознании нами того, что:

§ «не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа» (Втор. 8, 3);

§ «Господа Бога твоего бойся [и] Ему [одному] служи» (Втор. 10, 20);

§ «не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали его в Массе» (Втор. 6, 16).

Список литературы

1. Аверкий, архиепископ. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. СПб, Сатисъ, 1995.

2. Александр Шмеман, протопресвитер. Введение в богословие (курс лекций по догматическому богословию 1949 – 1950). Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

3. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VIII веков. Новый Завет. Том II: Евангелие от Марка. Тверь, Герменевтика, 2001

4. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости (опыт изложения православной аскетики). Тома III. Нижний Новгород, Братство во имя святого князя Александра Невского, 1997.

5. Внутреннее состояние сердца человеческого. Изд. 3. Ярославль, 1891. Репринт.

6. Герман (Осецкий), игумен. Лествица до врат небесных. Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

7. Гладков Б.И. Толкование Евангелия. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000.

8. Григорий Дьяченко, священник. Накануне исповеди. Репринт. Москва, Паломник, 1993.

9. Григорий Петров, протоиерей. Евангелие как основа жизни. Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

10. Евфимий Зигабен, инок. Толкование на Евангелие. СПб, Общество святителя Василия Великого, 2000.

11. Дорофей, архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии. Путеводитель по Библии: руководство для священнослужителей. Москва, св. Кирилл и Мефодий, 2001.

12. Житие преподобного Василия Нового с повествованием блаженной Феодоры о воздушных мытарствах. Репринт. Ростов на Дону, 1994.

13. Игнатий (Брянчанинов), святитель, епископ. Творения. Тома I – IV. Репринт. Москва, Правило Веры, 1993.

14. Игнатий (Брянчанинов), святитель, епископ. Слово о человеке. Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

15. Иоанн Дамаскин, святой. Точное изложение православной веры. Репринт. Ростов на Дону, Приазовский край, 1992.

17. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

18. Иоанн (Максимович), святитель, митрополит. Илиотрипион или сообразование человеческой воли с божественною волею. Москва, Скит, 1993.

19. Кассиан (Безобразов), епископ. Водою и кровию и Духом. Париж, 2001.

20. Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение. Москва, Изд-во ПСТБИ, Русский путь, 2001.

21. Лазарь (Абашидзе), архимандрит. Грех и покаяние последних времен. Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

22. Лосский В.Н. Догматическое богословие. Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

23. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-Догматическое Богословие. Том I. Репринт. Москва, Паломник, 1999.

24. Несмелов В.И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения. Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

25. Николай Депутатов, протоиерей. Богосознание (простецкое богословие). Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

26. Николай (Кавасила), архиепископ. Семь слов о жизни по Христе. Конспект, http://www.wco.ru/biblio.

27. Полный Православный Богословский Энциклопедический Словарь. Том I. Репринт. Москва, Возрождение, 1992.

28. Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий. Санкт – Петербург, Братство Новомученика Архиепископа Иллариона Верейского, 2000.

29. Талызин В.И. Конспект по практическому руководству для пастыря (для 3 – го класса Московской Духовной Семинарии, Загорск, 1957) Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

30. Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Иоанна. Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

31. Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Луки. Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

32. Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Марка. Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

33. Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея. Сайт: Библиотека православного христианина «Благовещение», http://www.wco.ru/biblio.

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО–ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ

БОГОСЛОВСКО–ПАСТЫРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

118 ГРУППА

ПРЕДМЕТ:

НОВЫЙ ЗАВЕТ (ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ)

СОЧИНЕНИЕ:

«ЕВАНГЕЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ О ГРЕХЕ (ПО ВСЕМУ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЮ)»

КРАМАРЕНКО Ю.Я.

МОСКВА

200 2

План сочинения

1. понятие греха
1.1.
1.2.
1.3.
2. ЕВАНГЕЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ О ГРЕХЕ
2.1. ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ЕВАНГЕЛЬСКОГО УЧЕНИЯ О ГРЕХЕ
2.2. УПОМИНАНИЕ ГРЕХА И ЛИЦЕМЕРИЯ В ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИИ
2.3. ИСКУШЕНИЯ ГОСПОДА В ПУСТЫНЕ
2.4. «ГОРЕ ВАМ, КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ!» (МФ. 23)
3. Выводы
приложениЯ: 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГРЕХОВНЫХ СТРАСТЕЙ И БОРЬБА С НИМИ (по учению преподобного Иоанна Лествичника) 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ГРЕХОВ 3. СТРАСТИ И СМЕРТНЫЕ ГРЕХИ

(по учению святителя Игнатия (Брянчанинова) 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРЕХОВ ПО МЫТАРСТВАМ

(по повествованию блаженной Феодоры о воздушных мытарствах,

проходимых после смерти просвещенными святым Крещением и верующих в Господа Иисуса Христа)

Список литературы

«Величайшее зло для человечества есть его своеволие, противляющееся воле Божией».

Свт. Иоанн Тобольский.

1. понятие греха

1.1. Актуальность знания природы человеческой греховности

Святитель Иоанн Тобольский говорит нам о том, что «святые все то, что встречалось с ними в жизни (приятное и неприятное), приписывали воле, действию Божию, потому что они не обращали своего внимания грехи чужие, но все поступки людские рассматривали как Божий дар или Божие попущение за свои грехи» .

Мы же, до конца невоцерковленные и глубоко грешные люди, по убогости своей духовной часто задаемся вопросами типа:

Если грех совершили Адам и Ева, то почему за него должен отвечать я?

В чем истинная причина моей греховности?

Что такое для меня понятие греха?

Не находя на эти вопросы верного православного ответа, начинаем выискивать соринку в чужом глазу и не замечаем бревна в своем – фактически (зачастую незаметно для самих себя) отдаляемся от Господа нашего Иисуса Христа, по сути предаем Его.

Епископ Варнава (Беляев) указывает: «с первых дней своего существования люди пошли двумя путями – путем жизни и путем смерти; путями, такими непохожими один на другой и расходящимися все более и более в противоположные стороны с течением времени. Сам Христос указал на них и предостерег своих последователей, чтобы последние не сбивались с истинного пути на ложный» .

Чтобы внять предупреждению Господа (Мтф. 7, 13, 14; Лк. 13, 24) для многих из нас важно нащупать и прочувствовать корень своего зла. Однако сделать это, не впадая в прелести, можно только на основе искренней молитвы Господу нашему Иисусу Христу, углубленного изучения Священного Писания, трудов Отцов Церкви в области нравственного богословия, жизнеописаний Угодников Божиих. Предметом же нашего описания является Евангельское учение о грехе.

1.2. Определение понятия «грех» православными авторами

Протоиерей Серафим Слободской в Законе Божием говорит о том, что «без молитвы человек перестает любить Бога, забывает о нем и не исполняет своего назначения на земле, то есть совершает грех» .

В репринтном издании Полного Православного Богословского Энциклопедического Словаря нет специального определения понятия «грех», но дано четкое определение понятия «зло», которое трактуется как «явление, противоположное добру, отрицающее последнее … зло проявляется в разрушении, беспорядке, уничтожении бытия и разделяется на:

1. зло физическое – все, что нарушает развитие физического бытия (болезни и т.д.);

2. зло нравственное – все, что противоречит в нравственной жизни воле Божией и что обыкновенно называется грехом» .

Исходя из данного определения можно заключить, что с позиции нравственности понятия «зло» и понятие «грех» тождественны.

Анализируя различные аспекты проблемы зла проф. Лосский В.Н., ссылаясь на мнения Отцов Церкви, делает вывод о том, что «зло не есть природа, но состояние природы … точнее, зло есть определенное состояние воли этой природы; это воля ложная по отношению к Богу. Зло есть бунт против Бога, то есть позиция личностная» .

По сути, развивая эту мысль, архимандрит Лазарь (Абашидзе) подчеркивает, что грех – это понятие религиозное и «применимо только к лицам, принимающим христианский закон, исповедующим веру в Бога и в силу этого находящимся в «ограде церковной». Кто же вне Церкви, тот и не способен осознать вполне своей греховности, увидеть всего своего падения, ужаснуться всей глубине своей зараженности смертельной болезнью, почувствовать все свое удаление от Бога, от истины» .

В православной литературе встречаются различные определения и описания понятия «грех». Некоторые из этих определений приведены в табл. 1.

Отличие в указанных суждениях заключается не в различии подходов авторов к определению сущностной характеристики понятия «грех», а только в форме и объеме подачи информации.

Таким образом, все они, определения, могут быть сведены к одному: грех – это нарушение человеком воли Божией.

Святитель Иоанн Тобольский указывает: «если мы из понятия греха отбросим его причину (лживость, своеволие), то не будет ни одного из горьких или злых его последствий, которое бы не происходило по воле Божией, или было бы Ему неугодно» .

Следовательно, все то зло, которое имеет место быть на земле, происходит по воли Божией, обращающей его, зло, в дела полезные для нашего спасения. Так, блаженный Августин пишет: «Бог признал лучшим злое обращать в доброе, нежели вовсе не попускать зла»

И так, исходя из сказанного:

1. Грех – есть нарушение человеком воли Божией, проявление человеком злой своей воли.

2. Зло – есть суть следствие греховной воли человека, которое Господь по благости своей чудным образом использует для пользы духовного лечения (излечения) людей.

1.3. последствия первородного греха

Сам по себе грех не является «творением» человеческим. Грех сотворил дьявол, он был собственным его созданием – дьявол сам задумал соделаться равным Богу (Ис. 14, 14).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что грех человека был «нечаянно постигшим его увлечением … был приготовлен не замыслом, но неправильным и недостаточным деланием и хранением рая» .

Сообщая свой грех обольщенному человеку дьявол тем самым поработил его – человек соделался сообщником дьявола и пленником его.

Но главным последствием грехопадения первых людей, как отмечает епископ Варнава (Беляев), явилось то, что «грех души повлек за собой разрушение и в физической природе» .

1. Первородный грех

«Грехопадение Адама в богословской литературе иногда называется «первородным грехом», то есть первым, изначальным грехом, за которым последовали все другие грехи» (с. 52, сн. 190).

Радует присутствие в новом катехизисе словосочетания «первородный грех». Осталось понять, есть ли в этом тексте учение Церкви об осуждении за первородный грех.

«В результате грехопадения человек стал смертным. Преступив заповедь, человек отделил себя от Бога, Который поддерживал его в состоянии бессмертия, и оказался обречен на смерть» (с. 52).

Здесь явно не хватает слов: «От греха Адама произошли проклятие и смерть... Проклятие - это осуждение греха праведным судом Божиим» (Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. 162-163).

Еще нужно привести слова: «От греха Адама произошла смерть двоякая: телесная, когда тело лишается души, которые оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшей духовной жизнью... Душа может умереть, но не так как тело. Тело, умирая, становится бесчувственным и разрушается; а душа, умирая через грех, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается и не уничтожается, а пребывает в состоянии мрака, скорби и страдания» (Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. 164-165). И нужно указать, что не только человек отделил себя от Бога, но и Бог отделил человека от Себя. Свт. Григорий Палама говорит: «человек в начале был справедливо оставлен Богом, потому что он первый Его оставил, и добровольно притек к начальнику зла» (Омилия XVI).

«Люди, уклонившись от вечного и по совету диавола обратившись к тленному, сами для себя стали виновниками тления и смерти» (с. 52).

В этих словах свт. Афанасия Александрийского говорится о первоначальной, внутренней причине произошедшего. Однако, у него есть и другие слова про оставление, осуждение людей: «мы были отвержены и оставлены за преступление Адама» (Толкование на Псалмы. 21. 2); «Итак, все, рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя... человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху, и как рождение стало подлежать проклятию» (Толкование на Псалмы. 50. 7).

«Последствия грехопадения от одного человека распространились на весь человеческий род. "Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков", - говорит апостол Павел (Рим 5:12). Грех Адама, по словам святителя Иоанна Златоуста, стал причиной «общего повреждения» человеческого естества195. Как пишет святитель Кирилл Александрийский, «природа приразилась недугу греха через непослушание одного, то есть Адама. Посему множество [людей] сделалось греховным; не потому, что разделило грех Адама - оно еще не существовало, - но потому, что разделяет с ним его природу, подпадшую закону греха» (с. 53).

Стих 12 из главы 5 Послания к Римлянам приведен в обрезанном виде, без слов «потому что в нем все согрешили», видимо, не вписывающихся в вероучительную концепцию авторов. О том, что отрицание этих слов перевода Послания к Римлянам есть признак отрицания учения Церкви о первородном грехе, можно понять из слов свт. Феофана Затворника: «И напрасно думают отнять у сего места силу доказательства первородного греха, говоря, что точный перевод сего места должен быть таков: так как все согрешили. А при этом не необходимо будет видеть здесь мысль, что согрешили в нем: ибо можно еще всем согрешать по примеру его, по поводу его. - То правда, что если взять эти слова: поелику все согрешили - вне связи, то они могут не давать той мысли, что все согрешили в нем; но если брать в связи и с предыдущим и с последующим, то и при этом переводе (поелику все согрешили) необходимо дополнять перевод словом: в нем, - чтоб выдержать вполне мысль Апостола. Он говорит: грех чрез одного вошел в мир, и грехом смерть, и таким образом смерть во всех вошла. Грех отворяет врата смерти. Если она вошла во всех, то во всех предшествовал ей грех. Но во всех грех предшествовать смерти не мог иначе, как тем, что все согрешили в том, чрез кого грех вошел, то есть в первом человеке, Адаме. Таким образом читая: смерть вошла во всех людей, потому что все согрешили, - не можем иначе понимать сие последнее, как: согрешили в нем» (Толкование на Послание к Римлянам).

Кроме приведенных авторами цитат, у ап. Павла, свт. Иоанна Златоуста и свт. Кирилла Александрийского есть и другие слова. Ап. Павел: «преступлением одного всем человекам осуждение» (Рим. 5:18). Свт. Иоанн Златоуст: «все были наказаны за преступление Адама» (Беседы на Послание к Римлянам. 10. 2). Свт. Кирилл Александрийский: «чрез Адама первого мы подверглись преслушанию и проклятию за него... мы были прокляты и Божественным приговором осуждены ради преступления в Адаме» (Толкование на Евангелие от Иоанна. 12).

Почему же эти или подобные им многочисленные высказывания святых не попали в проект?

«Будучи потомком Адама и унаследовав его природу, каждый человек причастен греху с самого момента своего появления на свет: "Мы все (рождаемся) от согрешившего Адама грешниками, от преступника - преступниками, от раба греха - рабами греха, от проклятого и мертвого - проклятыми и мертвыми; от давшего согласие диаволу, поработившегося ему и потерявшего свободу воли, - и мы дети его, над которыми тиранически властвует и господствует диавол"» (с. 53).

Читатель неожиданно узнает, что все люди рождаются не только причастными греху, но и проклятыми от проклятого. О каком «проклятии» идет речь? Катехизис для того и нужен, чтобы все разъяснить.

Изложение учения о первородном грехе в проекте получилось односторонним. Из этого текста невозможно понять, что люди были осуждены Богом за первородный грех. Если прародители и их потомки лишь «повредились» (стали телесно смертными и склонными к греху) и не были осуждены за первородный грех, следовательно, этот грех и не прощается в Крещении. Что противоречит учению Церкви: «да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2:38); «не должно возбранять это младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, воспринял заразу древней смерти через само рождение и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпущаются не собственные, а чужие грехи» (Сщмч. Киприан Карфагенский . Письмо к Фиду, о крещении детей); «Первый же завет, заключенный с первым человеком, без сомнения, следующий: "В день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь " (Быт. 2:17). Если впоследствии был дан и более ясный закон, и апостол говорит: "Где нет закона, нет и преступления" (Рим. 4:15), то каким все же образом было бы верно то, что читается в псалме: "Как изгарь, отметаешь Ты всех нечестивых земли", если бы не все, совершившие какой-либо грех, не были бы виновны в нарушении какого-либо закона? Поэтому если даже младенцы, как утверждает истинная вера, рождаются с грехом не личным, а первородным, и мы признаем, что и им необходима благодать отпущения грехов, то поскольку они грешники, постольку признаются и нарушителями того закона, который дан был в раю» (Блж. Августин Иппонский. О граде Божием. XVI. 27); «сие Таинство уничтожает все грехи: в младенцах первородный, а в возрастных и первородный и произвольный» (Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. I. 103).

Из описания последствий первого греха в проекте можно сделать логический вывод о том, что новорожденных младенцев крестят не ради прощения грехов и потому «образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но ложном значении», как сказано в правиле 124 Карфагенского Собора 419 г.

2. Искупление

«Причина Боговоплощения - любовь Божия к людям. Сам Спаситель свидетельствует об этом: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3:16). Преподобный Исаак Сирин спрашивает: "Почему Бог Слово облекся в плоть, чтобы привести мир обратно к Отцу Своему при помощи кротости и смирения? И почему был Он повешен на Кресте ради грешников, предав Свое святое тело за мир?". И отвечает: "Бог сделал все это не по какой иной причине, кроме как для того, чтобы явить миру любовь, которой Он обладает"» (с. 55-56).

Получилась довольно непростая конструкция. Сравним это с простыми словами свт. Филарета Московского: «Для чего Сын Божий сошел с небес? Сын Божий сошёл с небес нас ради человек и нашего ради спасения, как сказано в Символе веры... От чего пришел спасти людей Сын Божий? Сын Божий пришёл на землю спасти людей от греха, проклятия и смерти» (Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. 151,153).

«Образ Божий в человеке не мог быть обновлен без уничтожения смерти и тления, поэтому Сын Божий воспринял смертное тело, чтобы уничтожить смерть» (с. 55).

Во-первых, в проекте нет четкого понимания образа Божия и того, что он как-то пострадал. Во-вторых, согласно учению Церкви, для обновления души (образа Божия) в человеке благодатью Святого Духа необходимо избавить его от проклятия. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «А так как благодать Духа не может излиться на неблагодарного и находящегося во вражде, то благословляются прежде всего чрез снятие проклятия; потом, будучи оправданы чрез веру, получают благодать Духа. Таким образом, крест уничтожил клятву, а вера ввела оправдание, оправдание же низвело благодать Духа» (Беседы на Послание к Галатам. 3. 4).

Любой человек, принадлежащий Русской Церкви, знает слова прп. Серафима Саровского про то, что целью жизни христианской является стяжание благодати Духа Святого. Из описания же последствий грехопадения и Искупления в этом проекте нельзя узнать учение Церкви о том, благодаря чему у людей появилась возможность стяжания благодати Божией.

«Сначала Он, как человек, жил среди людей и преподавал им знание о Своем Отце, и лишь затем, явив Свое Божество делами, Он «приносит, наконец, жертву за всех, предавая на смерть храм Свой [то есть тело], чтобы всех сделать свободными от ответственности за древнее преступление» (с. 55).

Вновь загадочная святоотеческая цитата, не укладывающаяся в концепцию авторов. Может быть, в авторском тексте нужно четко растолковать, что все люди ответственны за древнее преступление и не вырезать слова «потому что в нем все согрешили»?

«Все люди подчинены тлению и смерти по необходимости, поскольку унаследовали греховное состояние природы от падшего Адама» (с. 61).

Прп. Иоанн Дамаскин говорит, что «Природные же и непредосудительные страсти суть не находящиеся в нашей власти, которые вошли в человеческую жизнь из-за осуждения за преступление» (Точное изложение православной веры. III. 20).

Поскольку авторы ничего не говорят о наказании, осуждении за преступление Адама и говорят о смерти по необходимости, то это напоминает учение древних пелагиан. Блж. Августин Иппонский писал: «К этому несчастью справедливого осуждения относятся неведение и нужда... А пелагиане не желают производить это несчастье от справедливого осуждения, отвергая первородный грех» (Разбор книги «О свободном решении» в «Пересмотрах». 27). Карфагенский Собор 419 г. осуждает тех, кто говорит, что смерть постигла Адама «не в наказание за грех, но по необходимости естества» (Правило 123).

«Адам был родоначальником всего человечества... Христос же стал Главой искупленного и спасенного Им человечества» (с. 61).

Это необходимо дополнить словами «которое Он соединил с Собой посредством веры».

«Об искупительном смысле смерти Христа на Кресте для всего человечества говорится и в богослужебных текстах: "Ты искупил нас от законного проклятья драгоценной Своей Кровью"» (с. 66).

Что за «проклятье»? Жаль, что ранее в тексте проекта не было изложено учение Церкви о проклятии прародителей и их потомков за первородный грех.

«Искупительная Жертва явилась осуществлением правды Божией» (с. 66).

Это можно было подтвердить словами святых отцов: «Потому, что нам надлежит исполнить весь закон, - что и означил Он словами: "всякую правду" , - так как правда есть исполнение заповедей... Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона; потому должен прежде сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения» (свт. Иоанн Златоуст . Толкование на Евангелие от Матфея. 12. 1); «Бесконечной цены и достоинства добровольные страдания за нас безгрешного Богочеловека и Его крестная смерть - есть полное исполнение Божия правосудия, за грех осудившего нас на смерть, а также безмерная заслуга Спасителя, давшая Ему право не нарушая правосудия подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью» (Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. 206).

Но, как и следовало ожидать, учения про избавление от осуждения не оказалось дальше в тексте.

«Согласно святителю Григорию Нисскому, человек в результате грехопадения оказался в рабстве у диавола; для того, чтобы искупить его, необходимо было заплатить диаволу выкуп; в качестве выкупа предложен был Человек Иисус Христос... Святитель Василий Великий подчеркивает, что «выкуп», необходимый для избавления человечества от рабства диаволу... Он заплатил выкуп одновременно диаволу и Богу» (с. 67).

Идея принесения жертвы Христом дьяволу не была принята Церковью. Но, это неведомо для человека, собирающегося вступить в Церковь.

«Святитель Григорий Богослов также использует образ "выкупа", но для того, чтобы, отталкиваясь от этого образа, предложить более глубокое объяснение тайны нашего спасения. "Кому и по какой причине принесен этот выкуп? Если лукавому, то - долой оскорбление"» (с. 67).

У свт. Григория, кстати, есть и избегаемое авторами учение про осуждение за грех Адама: «весь пал и осужден за ослушание первозданного» (Слово 23); «вкушение было виной осуждения» (Слово 38).

«По словам преподобного Иоанна Дамаскина, неприемлемой является мысль, что Искупительная Жертва была принесена диаволу... Вместе с тем преподобный Иоанн Дамаскин утверждает, что Сын Божий, "претерпевая смерть за нас, и Самого Себя приносит Отцу в жертву за нас, ибо перед Тем мы погрешили, и надлежало, чтобы Он принял выкуп за нас"» (с. 67).

Весь этот «экскурс в историю» на с. 67, конечно, совсем лишний в катехизисе. Вместо внятного изложения единого учения Церкви о догмате Искупления авторы представили читателю некий «спор» между двумя группами святых отцов. Причем, не давая решения этого «спора». Как будто Церкви до сих пор не известно, зачем и кому принесена жертва! Однако, изначально христиане знали, что Христос: «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе], дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:13-14), «предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» (Еф. 5:2), «Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:14).

«Благодаря Крестной Жертве Спасителя человечество примирилось с Богом. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: "Для чего Бог не пощадил и Единородного Сына Своего, но предал Его? Для того, чтобы примирить с Собою людей, находившихся с Ним во вражде, и сделать их народом избранным (Тит 2:14)"» (с. 67).

Здесь снова односторонний подход. Свт. Иоанн Златоуст говорил не только о вражде людей с Богом, но и о гневе Бога на людей: «Бог гневался на нас, мы отвращались от Бога, человеколюбивого Владыки; Христос же, предложив Себя в посредники, примирил то и другое естество. Как же Он предложил Себя в посредники? Он принял на Себя наказание, которое мы должны были понести от Отца, и претерпел следовавшее затем мучение и здешнее поношение. Хочешь ли знать, как Он принял на Себя то и другое? "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой" , говорит апостол» (Беседа на Вознесение. 2).

«Крестная Жертва Спасителя была Жертвой любви. О любви Бога к роду человеческому как о главной причине Крестных Страданий Спасителя говорит» (с. 68).

Необходимо упомянуть и другие свойства Божии, приведшие к Жертве, а не только одно «главное». Свт. Кирилл Иерусалимский пишет: «Претерпел cиe Спаситель, умиротворив (Кол. 1, 20) кровию Креста небесное и земное. Ибо мы были врагами по причине греха; и Бог определил смерть грешнику. Которое же из двух долженствовало быть: по правосудию ли надлежало умертвить, или по человеколюбию нарушить определение? Но примечай премудрость Божию: Он сохранил и истину определения, и силу человеколюбия» (Огласительные поучения. 13. 33).

«Принесенная Им Жертва очищает не малую часть вселенной и не на малое время, но весь мир и навечно259. Христос как Второй Адам искупил все человечество: "Распростерши святое тело (соответственно) концам света, Он собрал воедино со всех концов всех смертных, соединил их в единого человека... очистив Кровью Агнца всякую нечистоту, преграждавшую смертным путь от земли к небу»260. Христос пострадал за все человечество, и Его Крестная Жертва открывает всем людям возможность приобщиться к плодам Искупления. Однако усвоение плодов Искупления, совершенного Господом Иисусом Христом, происходит только в Церкви и через Церковь"» (с. 68).

Здесь налицо противоречие. Если Христос уже собрал воедино всех смертных и соединил их в единого человека, то зачем нужна Церковь? Катехизис должен быть написан просто и ясно, без сложных святоотеческих высказываний. Он не должен заставлять человека, ничего не знающего о православном учении, ломать голову над ребусами. Создается впечатление, что авторы задались целью максимально запутать читателя.

Внятного изложения догмата Искупления в проекте катехизиса не получилось. Синодальная Библейско-богословская комиссия указывала А.И. Осипову в своем ответе на обращение верующих, что «Раскрытие этого догмата содержится как в творениях отцов и учителей Древней Церкви, так и в святоотеческом наследии позднейшего периода, а также в авторитетных вероучительных сочинениях XVII-XIX веков» Но, к сожалению, авторы нового катехизиса толком не воспользовались этими источниками.

Заключение

Учение о первородном грехе и Искуплении, изложенное в проекте нового катехизиса, не является полным и точным изложением веры Церкви. Получилась невнятная, запутанная и усеченная версия православного вероучения.

Любопытно, что в предисловии (на с. 7) авторами упоминается человек, идеи которого, очевидно, созвучны с их взглядами - это митрополит Антоний (Храповицкий) . Митрополит Антоний не признавал учение Церкви о проклятии за прародительский грех и выступал против слов в переводе Послания к Римлянам «в нем все согрешили» , что вместе с ошибочным представлением о догмате Воплощения и привело его к неправославному пониманию Искупления. Подробнее об этом изложено в работах свт. Серафима (Соболева): «По поводу статьи митрополита Антония (Храповицкого) «Догмат Искупления», «По поводу Катехизиса митрополита Антония» .

В письме «По поводу Катехизиса митрополита Антония» свт. Серафим (Соболев) пишет: «Здесь (С. 35) на вопрос: "От чего именно спасти человеков пришел па землю Сын Божий?" Высокопреосвященный автор отвечает: от греха и вечной смерти. В своем же катехизисе Митрополит Филарет на сей вопрос отвечает так: от греха, проклятия, и смерти. Таким образом, по учению Высокопреосвященнейшего Митрополита Антония, проклятия Богом людей не было, а потому и незачем было нашему Спасителю спасать людей от проклятия».

В заключение, можно присоединиться к мнению священника Георгия Максимова : «текст нового Катехизиса не должен быть принят в качестве официального вероучительного документа РПЦ, ибо попытка принять соборно данный еретический текст Катехизиса вызовет огромный соблазн и потрясение для нашей Церкви, и я не понимаю, зачем это делать? Неужели у нас мало сейчас соблазнов и потрясений?»

Их можно найти здесь:

“Человек и грех”

Библейское учение о грехе.

1. Введение

2. Понимание греха

4. Последствия

5. Искупление

6. Заключение

7. Библиография

1. Введение

История человеческого рода, как она представлена в Писании, - это, прежде всего, история человека в состоянии греха и борьбы с Богом, а также история Божьего плана спасения, направленного на то, чтобы привести чело­века обратно к Богу.

Осознаёт ли сегодня человек, откуда столько страданий и боли в этом мире? И почему всемогущий Бог допускает болезни, войны и прочее зло, и терпит всё это? Ведь Он может остановить всё это одним лишь Своим повелением. Те, кто задают подобные вопросы, не имеют никакого понятия о христианстве, о его учении о Боге и человеке, что представляет из себя человеческая личность, что такое добро и что такое зло.

Тот, кто упрекает Бога за то, что между людьми есть зло, смотрит на это весьма поверхностно и способен видеть лишь масштабные его проявления, к примеру такие как война. Но на самом деле понятие «зло» гораздо шире. Зарождается оно в душе человека, потому проникает во все человеческие отношения. Вот отсюда и поднимаются волны зла и беззакония, за которые потом человек и упрекает Творца.

Что же должен делать Бог, для того чтобы остановить зло? Должен ли Он пресекать любой злой помысел на корню, когда он только зарождается в душе человека? Или Ему нужно вмешаться тогда, когда это зло уже перерастёт в преступление? Тогда во что превратился бы человек, если бы был ничего не в состоянии самостоятельно помыслить или пожелать, и ко всему его принуждал бы Бог? Человек бы оказался лишён свободно мыслить или желать. Но Бог не отнял у человека его свободу, не парализовал его волю, предоставив ему свободу. Он лишь учит человека, как ему самому во всём установить справедливость.

2. Понимание греха

Для начала разберёмся, что означает слово «грех». Согласно словарю Стронга, это слово обозначает «промахиваться» (мимо цели), «ошибаться», « быть виновным», «провиниться», а так же «жертва за грех», «преступление» и «проступок» и «беззаконие».

«Скорее всего, лучшее определение греха можно найти в 1-ом послании Иоанна 3:4 – «грех есть беззаконие. Какой бы не был грех, по сути это нарушение Божьего закона». Грех определяется не чувствами, но Богом и Его законом, волей и желанием. В Новом Завете грех характеризуется греческим словом «Хамартиа» - неисполнение требований. Он есть недостаток веры или неверие. Можно сказать что любой грех является бунтом против Бога. Грех- это не только отдельные действия, но так же и сущность, природа человека.(Ефес 2:3).

От него порочные стремления, поскольку он обитает в человеке в виде принципа или закона.

Грех несёт смерть человеку и оскорбляет Бога.

Интересное определение греху даёт Миллард Эриксон. «Общим элементом, объединяющим все разнообразные характеристики греха, является представление, что грешник не исполняет Божий закон. Не соответсвовать Его нормам праведности можно по-разному. Можно выйти за установленные рамки, то есть совершить «преступление». Можно просто не соблюдать установленные нормы или не делать того, что Бог повелевает нам или чего ожидает от нас. Или можно делать правильные вещи, но исходя из ложных мотивов, то есть исполнять букву, а не дух закона». Таким образом « Грех-любое несоответствие, активное или пассивное, нравственному Божьему закону. Оно может выражаться в делах, в мыслях, во внутренней расположенности или в состоянии»

3. Природа греха и его источники

Вообще, говорить о грехе нелегко. Потому, что грех, во-первых , негативная категория, отрицательная категория. И человеку говорить о грехе, равно как и о смерти неприятно. Человек не хочет думать о смерти. Человек не хочет думать о грехе. Потому, что думать о грехе — значит считать себя плохим, считать себя грешным. Это против его желания, воли и против всего его естества. Это первый момент, который мы вынуждены подчеркнуть, когда начинаем разговор о грехе.

Во-вторых , мы должны отметить тот факт, что сама концепция греха, само понятие греха чуждо современному человеку. Современный человек больше мыслит категориями добра и зла. И очень многие понимают под грехом зло. То, что в нашем христианском сознании мыслится, как грех, в секулярном, светском сознании ассоциируется со злом. Грех — это что-то плохое, это что-то злое.

Отначала мы должны отметить то, что грех и зло — это не одно и то же. Мы не можем поставить знак равенства между этими понятиями. Почему? Однозначно мы можем сказать, что любой грех — это зло. Но не всякое зло есть грех. Например, болезнь, смерть — это зло, это плохо. Но мы не можем сказать, что болезнь или смерть — это грех. Мы говорим, что это следствие греха, но не грех. То есть понятие греха шире, чем понятие зла. В лучшем случае, в светском, секулярном сознании это слово ассоциируется с понятием «плохой поступок»

Третий момент, когда мы начинаем говорить о грехе, нам важно помнить о том, что для многих людей слово «грех» понятнее. Когда оно звучит во множественном числе — «грехи», т.е. плохие дела, поступки, такие как: воровство, убийство, насилие и тому подобное — это все грехи. И человек мыслит так: если я, скажем, не участвую в плохих делах, значит, я не могу считать себя грешником.

Как же Библия определяет грех? Что есть грех в Библейском понимании?

Библейское определение греха.

Что говорит о грехе Библия? Грех — это одна из основных Библейских категорий. О грехе сказано очень много как в Ветхом, так и в Новом заветах. Авторы Священного Писания используют самые разные слова, как еврейские, так и греческие, для того, чтобы передать все многообразие смысла и оттенков, которые вкладываются в это широкое, емкое понятие греха. Рассмотрим основные термины для того, чтобы лучше понять, что Библия вкладывает в это понятие. Возьмем три из них из Ветхого завета.

Первое слово — это еврейское слово chata () встречается более 520 раз в Ветхом завете и буквально оно означает промах, неудача или поражение ложной цели. Это слово используется для передачи аморального состояния, идолопоклонства, поклонения иным богам. А это всегда грех против Бога. Вот несколько текстов Священного писания, в которых используется это слово: Числ. 22:31-32, 1 Царств 2:25.

Второе слово, встречающееся в Ветхом завете — это авах (). Оно буквально означает искажение или извращение правды. И это слово подчеркивает внутреннюю развращенность и греховность. Когда мы читает знаменитую 53 главу книги пророка Исаии, где говорится о страдающем рабе, то в 4 и5 текстах используется это слово авах. И оно подчеркивает идею внутренней развращенности, греховности.

Третье слово, которое использовано в Ветхом завете — это паша (). Оно означает восстание, возмущение, разрыв отношений, разделение. Это слово используется в хорошо известном тексте Ис.59:2: «…Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим. Грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать…». Это слово используется также в Ис.1:2, которое переведено как «возмутились».

Рассмотрим теперь три слова из Нового завета, которые переводятся в русской Библии как «грех». Одно из них — это хамартия (amartia)Оно используется в Новом завете около 300 раз. По сути дела это слово имеет тот же смысл что и chata . Буквально оно означает промах, поражение ложной цели. Хамартия — это всегда сознательный грех. Т.е. человек всегда знает цель и, тем не менее, он не следует к этой цели. Он идет мимо. Это сознательный грех. Это беззаконие, потому, что закон открыт человеку. Человек знает закон, знает, как ему нужно поступать и не поступает так сознательно. Это грех против Бога как и chata. Это не просто набор плохих поступков или дел, но это слово еще подчеркивает и определенное состояние, состояние вражды с Богом. Рим.3:23: «…Потому, что все согрешили и лишены славы Божией…» Здесь говорится не столько о плохих поступках и делах, сколько об определенном состоянии греха, в котором находятся все.

Следующее слово, используемое в Новом завете — это адикия (adikia). Адикия буквально означает отсутствие праведности. «А» — это приставка, обозначающая отсутствие чего-либо. В этом слове имеется ввиду отсутствие праведности. Это слово содержится в 2 Петра 2:13: «Они получают возмездие за беззакония: ибо они полагают удовольствия во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.» В этом тексте слово адикия подчеркивает состояние людей безнравственных, аморальных, не имеющих никакого понятия о праведности. Кол.3:25.

И, наконец, еще одно слово из Нового Завета — парабасис (parabasij), означает преступление, неверность в отношениях, неверность в завете. (Римл. 5:14, 1-Тим. 2:14).

Итак, подводя итог библейскому определению греха, мы можем заметить следующее:

Грех — состояние (не только как поступок). Это греховное состояние. Иисус Христос очень хорошо показал эту мысль в Нагорной проповеди (Матф. 5:21-22)

Грех — восстание против Бога , проявляющееся, прежде всего в сомнении, в недоверии Богу и в желании идти своим путем. История о грехопадении, записанная в Быт. 3 гл., показывает именно этот элемент греха, элемент восстания против Бога.

Грех — нарушение закона Божьего , отказ следовать Божьим стандартам праведности.

Грех — вытеснение Бога чем-то другим . Неслучайно самая первая заповедь закона Божьего начинается словами «да не будет у тебя других Богов пред лицем Моим…»

Когда на Земле был сотворен первый человек, грех уже существовал, уже шла Великая борьба между Христом и сатаной. Т.е. человек оказался в состоянии определенного риска, т.к. уже с первых страниц Священного Писания мы узнаем о том, что на сотворенной Богом планете, в раю, где Бог поместил первых людей, грех уже присутствовал в лице самого ангела — Люцифера. Первый человек был сотворен Богом совершенным, он не был склонен к греху, он не знал последствий грехопадения. Но Бог поставил первого человека в известность о том, что произошло во вселенной. Первые люди знали, что такое грех. И в дереве познания добра и зла, и в Божьем повелении не подходить и не есть от этого дерева для первых людей заключался своего рода тест на послушание.

Многие богословы считали, что это дерево познания добра и зла отличалось от других деревьев некой ядовитостью, поэтому Бог запретил первым людям вкушать его плоды. Но смерть заключалась для первого человека не в плодах, а в непослушании. За этим деревом стояла сила, противоположная Божьей.

Существует много теорий первого греха. В чем же все-таки заключался грех наших прародителей? Многие считают, что грех был неизбежен, потому что Бог сотворил человека с ограниченными способностями. Человек не мог предвидеть последствия своего поступка и потому для человека грех был неизбежен (Лейбниц , Спиноза ).

Августин считал, что грех первых людей заключался в сексуальности. Когда они в первый раз познали друг друга, тем самым они согрешили, познали грех.

Другие считают, что грех прародителей заключался в их гордости. Ринальд Нибур , известный американский богослов, специалист в области христианской антропологии, считал именно так. Конечно, гордыня присутствует в любом грехе. Ее элемент присутствовал как при грехопадении Люцифера, так и в грехопадении первых людей, которым дьявол тоже обещал: «Вы станете, как боги».

Наша церковь считает, что грех прародителей заключался в первую очередь в недоверии Богу, что и выразилось в непослушании.

Каковы последствия грехопадения?

Прежде всего, это отчуждение и разрыв отношений с Богом . Теперь человек бежит от Бога, прячется. Ему уже неуютно в отношениях с Богом. «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим…» Ис.59:2. Грех разрушает нормальные отношения с Богом.

Это проявляется в разрушении отношений между людьми . Вся последующая история человеческого рода — это история вражды между людьми. Жан Поль Сартр спр аведливо заметил в своей пьесе «Без выхода» : «Ад — это другие люди». Человек смотрит на себе подобного, как на врага. Люди — волки друг другу.

Отчуждение на уровне человеческого сознания , отчуждение от самого себя. Т.е. происходит определенный разрыв внутри самого человека. Развивается как бы духовная шизофрения, человек раздваивается сам в себе. Он не способен объективно оценивать свои поступки и их мотивы. Иез.17:9 — «Лукаво сердце человеческое и крайне испорчено» .

Отчуждение от окружающей природы , разрыв отношений с окружающим миром.

Т.о. грех разорвал отношения на всех уровнях. Все эти отчуждения и разрыв отношений проявляются в истории рода человеческого в войнах, разводах, психических заболеваниях. И мы, хотя и пытаемся решить все эти проблемы, но у нас ничего не получается. Вскоре, мы приходим к выводу, что нуждаемся в примирении извне, в примирении исходящим от Бога. Только Бог способен восстановить эти разорванные отношения.

Августин сравнивал грех с наследственной болезнью. Человек, рожденный в грехе, бессилен помочь сам себе, он нуждается в Исцелителе извне. Также, он сравнивал грех с силой, которая поработила человека. Грешник находится в рабском состоянии. Библия неоднократно называет людей рабами греха. (Римл.7 гл.).

Еще одно последствие грехопадения — смерть. Это физическая деградация природы человеческой. Следует сказать о том, что первая смерть не должна рассматриваться нами, как наказание Божье за грех наших прародителей. Возможно, в первой смерти есть элемент милосердия Божия, а именно, в том факте, что Бог изолировал согрешивших людей от древа жизни, чтобы они не страдали вечно. Вторая смерть — наказание за грех.

Отношение нашей церкви к первородному греху и его передачи. Связь между грехом Адама и нашей греховностью однозначна.

Мы греховны по причине греха наших прародителей. Наша греховность есть следствие греха Адама.

Но, мы говорим о том, что передача греха Адама невозможна. Передается природа греховная, но не грех Адама.

Само понятие «первородный грех» в Библии отсутствует.

Понимание передачи вины Адама на следующие поколения связано с неправильным переводом текста Римл.5:12 на латинский язык, Вульгату. Более точный перевод звучит так: «…потому, что все согрешили». Мы неповинны в грехе Адама, мы только страдаем от последствий его греха. Иез.18:20 говорит нам о том, что каждый ответственен за свои собственные грехи.

Грех извратил в нас образ и подобие Божье, но не абсолютно. Мы способны откликаться на Божий призыв и принимать его спасение, несмотря на свою греховность. История отношений человека с Богом после грехопадения показывает, что человек способен откликаться на голос Божий и принимать его спасение.